Социальная опека в социальной работе. Опека и попечительство как технологии социальной работы. Сущность технологии социальной опеки

Порядок организации социальной опеки в Украине осуществляется на основе. Декларации прав ребенка,. Конвенции. ООН о правах ребенка, ратифицированной Украиной в 1991 p, а также более 15 нормати ивно-правовыми актами, регулирующими социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Среди них:. Конституция Украины,. Кодекс о браке и семье (гл 15),. Закона Украины"О образовании","Об охране детства","О государственной помощи семьям с детьми","О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине",. Национальная программа"Дети Украины",. Національна програма "Діти. України".

. Социальная опека - комплекс средств для создания нормальной социальной среды для жизнедеятельности несовершеннолетних, не достигших 15 лет, и граждан, признанных судом недееспособными вследствие душевной болезни.

. Социальное попечение - комплекс средств для создания нормальной социальной среды для жизнедеятельности несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет и над гражданами, признанными судом ограниченно дееспособными вследствие зловжы. Иванна спиртными напитками или наркотическими средствами. Забота также может быть установлено над лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои праваа.

Объектами социальной опеки являются: несовершеннолетние дети, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения ния, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей; совершеннолетние лица, для защиты их личных и имущественных прав и интересов, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществляющих ать свои права и исполнять свои обязанности, (в 128. Кодекса о браке и семье.)

Субъекты социальной опеки. Опека и попечительство устанавливаются государственной администрацией районов, районов городов. Киева и. Севастополя, исполнительными комитетами городских или районных в городах, сел ьких, поселковых советов. Непосредственное ведение дел по опеке и попечительству возлагается на отделы и управления местных государственных администраций районов, районов городов. Киева и. Севастополя, исполнительные их комитетов городских или районных в городах советов в отношении лиц, не достигших 18 лет в отношении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического заболевания; отношении лиц, признанных судом ограниченно дееспособным ими вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами; по дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья ""я.

В поселках и селах делами опеки и попечительства непосредственно ведают исполнительные комитеты поселковых и сельских советов. Органы опеки и попечительства осуществляют свою деятельность в соответствии с. Кодексом о браке и си имени и правил, утверждаемых в порядке, устанавливаемом. Кабинетом. Министров Украины. Социальные службы для молодежи согласно ст б. Закона"О становление и развитие молодежи в Украине"Уполномоченный и проводить социальную работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также с приемными семьяммними сім"ями.

Сущность технологии социальной опеки

В Украине в течение длительного времени сформировалась государственная система социальной защиты, социальной опеки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формируется новый институт т содержание детей-сирот в приемной семье. Технология социальной опеки представляет определенный порядок передачи детей на воспитание в семью опекунов, в специализированные учреждения для детей-сирот и д инки-интернаты, дома семейного типа или приемные семьи:

1. Определение места установления опеки и попечительства. Опека и попечительство устанавливаются по месту жительства лица, подлежащего опеке или попечительству, или по месту жительства опекуна (попечителя)а).

2. Порядок выявления лиц, которых необходимо взять под социальную опеку и попечительство. Учреждения и лица, которым становится известно о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо ненадлежащее исполнение бат тькамы (одним из них) обязанностей по воспитанию или о злоупотреблении родительскими правами и о гражданах, нуждающихся в опеке или попечительстве, обязаны немедленно сообщить об этом органам опеки и попечительства я по фактическому местонахождению лиц, подлежащих опеке или попечительстваню.

3. Определение полномочий органов опеки и попечительства с временного обеспечения несовершеннолетних, подлежащих опеке или заботе. При получении сведений о несовершеннолетних, оставшихся без попечения я родителей, органы опеки и попечительства обязаны немедленно провести обследование и при установлении факта отсутствия попечения родителей обеспечить временное устройство несовершеннолетних до разрешения вопроса я о назначении опекуна или попечителька.

4. Определение бытовых условий жизни. Если у лица, над которым установлена??опека или попечительство, имеется имущество, находящееся в другой местности, то опека над этим имуществом устанавливается органами опеки и попечительства я по месту его нахождения. Опека над имуществом может также устанавливаться в других особо предусмотренных законом случаяках.

5. Определение сроков установления опеки или попечительства. Решение об установлении опеки или попечительства должно быть выполнено не позднее месячного срока с момента, когда соответствующий орган опеки и попечительства д узнает о необходимости установить опеку или попечительствоня.

6. Назначение опекуна или попечителя. Для непосредственного осуществления опеки и попечительства назначается опекун или попечитель, преимущественно из лиц, близких подопечному, или из числа лиц, выделенных грома адских организацией, или из числа других лиц с учетом их возможности выполнять опекунские обязанности и отношений между опекуном (попечителем) и лицом, над которым устанавливается опека (пиклува ния). Опекун или попечитель назначается только с его согласия. Над совершеннолетними дееспособными лицами, которые не могут по состоянию здоровья самостоятельно защищать свои права и исполнять свои обязанности, пиклува льник может быть назначен только по просьбе этих лиц. Если над детьми, которые воспитываются в государственных детских учреждениях, и теми лицами, которые нуждаются в опеке или попечительстве и устроены в соответствующие счета ные заведения или учреждения органов социального обеспечения, опекуны и попечители не назначены, выполнение обязанностей опекунов и попечителей возлагается на эти учреждения. Назначить опекуна (пиклув альник) возможно и после устройства указанных в настоящей статье лиц в соответствующие государственные заведениеаклади.

В рамках назначение опекунов и попечителей проводится подготовка приемных родителей к включению в систему. Фостеринг: проведение собеседований, диагностической работы, тренингов.

7. Заключение соглашений. Опекуны при осуществлении прав и выполнении обязанностей подопечных заключают сделки от имени и в интересах подопечных, действуя как их законные представители. Попечители над несовершеннолетними д дают согласие на заключение этих соглашений, которые по закону эти лица не вправе совершать самостоятельно. Попечители над лицами, ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими сред мы, дают согласие на заключение этими лицами сделок и распоряжение имуществом в соответствии с правилами, установленными ст 15. Гражданского кодекса Украинской. ССР. Попечители над дееспособными лицами оказывают этим лицам ам помощь при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Опекун не вправе без разрешения органов опеки и попечительства заключать сделки, а пик лувальник - давать согласие на их заключение, если они выходят за пределы бытовых. Такими соглашениями, в частности, являются договоры, требующие нотариального удостоверения и специальной регистрации, отказ от принадлежащих их подопечному имущественных прав, раздел имущества, раздел или обмен жилой площади, выдача письменных обязательств и т.п.. Органы опеки и попечительства вправе, если это необходимо для защиты интересов подопечных, ограничь ити право одного из родителей или опекуна (попечителя) распоряжаться вкладом, внесенным кем-либо на имя подопечного. Опекун и попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с под опичнимы, а также не вправе представлять лиц, находящихся у них под опекой и попечительством, при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и женой опекуна или попечителя и их бли зькимы родственниками родичами.

Опекун и попечитель не вправе осуществлять дарение от имени подопечного, а также обязываться от его имени поручительством.

8. Организация и проведение социальной опеки: финансирование, уход и надзор, социальное сопровождение, воспитания, создания нормальных условий для жизнедеятельностиі.

9. Контроль за выполнением социальной опеки со стороны государственных органов властии.

Провозглашенная. Европейской ассоциацией приемных семей. Хартия заботы о детях в приемных семьях определяет основные требования при передаче детей на содержание и воспитание в приемные семьи: неоспоримым усло овою должно быть высокое качество воспитания в семейном окружении; интересы ребенка или подростка е приоритетными при определении приемной семьи; уважать и учитывать этническое и культурное происхождение, религий й и родной язык детей, подростков, их родителей и приемных родителей, принимать во внимание пол, темперамент, состояние здоровья детей и подростков при направлении их в приемную семью; обеспечивать непрерывное ность процессов в жизни детей и подростков (образовательный процесс, развитие личности, физическое и умственное развитие), устанавливать тесное партнерство приемных родителей, социальных работников, организаций, обеспечивают направление ребенка в приемную семью; обязательно учитывать профессиональный статус приемных родителей; всякое обеспечивать приемных родителей и социальных работников необходимой информа этой и осуществлять их профессиональное обучение; постоянно поддерживать каждую молодого человека, оставляет приемную семью, и в дальнейшем; оказывать поддержку всем детям приемных родители.

С целью определения действий, направленных на приоритетное эффективное решение проблем детства и воплощение в жизнь требований, предусмотренных. Конвенцией. ООН о правах ребенка,. Всемирной декларацией о обес ния выживания, защиты и развития детей и. План действий по ее выполнению, в Украине принято национальные программы"Планирование семьи"(1995 p),"Дети Украины"(1996 pкраїни" (1996 p.).

Воплощению норм. Конвенции. ООН о правах ребенка способствовало принятие законов Украины"О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине"(1993 г),"Об органах и службах по делам несовершеннолетних их и специальных учреждениях для несовершеннолетних"(1995 г),"О социальной работе с детьми и молодежью"(2001 p)"Специальные меры по закреплению правового статуса детей определяются рядом постановлений. Кабинета. Ми нистров Украины. Улучшению экономического и социального положения детей, пострадавших вследствие. Чернобыльской катастрофы, способствуют принятые постановления. Верховной. Рады Украины от 1995, 1996, 1 997 pp. Важное значение для социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, имеют постановления. Верховной. Рады Украины"Об улучшении воспитания, обучения, социальной защи сту и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(1994 г),"Об улучшении материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ба тькив"(1995 г),"Об утверждении. Порядка передачи детей, являющихся гражданами Украины, на усыновление гражданам Украины и иностранным гражданам и осуществление контроля за условиями их проживания в семьях усыновителей"(1996 p). Кабинет. Министров Украины утвердил. Положение о детском доме семейного типа (1994 p), создал. Центр по усыновлению детей при. Министерстве образования и науки (1996 p). С целью заб езпечення прав детей, находящихся в конфликте с законом, постановлениями правительства создана криминальной милиции по делам несовершеннолетних (1995 p), центры медико-социальной реабилитации несовершеннолетних, притом. ЛКИ для несовершеннолетних, службы по делам несовершеннолетних, Украинский фонд содействия социальной защите несовершеннолетних (1996 pніх,. Український фонд сприяння соціальному захисту неповнолітніх (1996 p.).

Применение. Конвенции. ООН о правах ребенка, как и других международных договоров, участником которых является Украина, контролируется в 9. Конституции Украины, которая определяет, что действующие международные договоры, согласие на обов ""язковисть которых дано. Верховной. Радой Украины, являются частью законодательства Украиныи.

По данным. Государственного комитета статистики Украины на 1 января 1998 г на воспитании в семьях граждан под опекой находилось 53 712 детей и подростков в возрасте до 18 лет и 62 449 усыновленных лиц на конец 1997 г в стране насчитывалось 39 школ-интернатов для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в которых содержалось 10 723 ребенка, 50 детских домов системы. Министерства образования и нау ки Украинеи -

4076 детей; 43 дома ребенка системы. Министерства здравоохранения Украины - 4620 детей.

Особую категорию детей составляют беженцы. По состоянию на 1 апреля 1998 с 2757 человек, которые имели статус беженца в Украине, 987 человек были дети в возрасте до 16 лет. Среди них девушек - 424, ребят - 563563.

Особую заботу вызывают дети, склонные к правонарушениям, к аддиктивного поведения. Так, в 1997 г. 15 719 дел были направлены в суд. Общее количество обвиняемых по этим делам - 29 498 человек, из н них несовершеннолетних - 22 284 человека. Было освобождено от уголовной ответственности 2380 несовершеннолетних с передачей материалов в суд для применения принудительных мер воспитательного характертеру.

В Украине в последнее время распространяется опыт легализации различных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, реализации их прав проживания в семье состоянию на 1 января чня 1998 г е 75 детских домов семейного типа их функционирования регулируется. Положением о детском доме семейного типа (1994 p p.).

Для детей, лишенных родительской опеки, создаются приюты для несовершеннолетних. Действуют службы по делам несовершеннолетних, основной задачей которых является социальная защита детей, создания надлежащих житл лово-бытовых и психолого-педагогических условий для их жизни на период определения места их постоянного устройства устройства детей, лишенных родительского попечения, занимаются исключительно органы. ОПИ ки и попечительстваня.

Основная литература

Копвеиция. ООН по правам ребенка: пути практического применения:. Метод, рек /. Сост. ГМ. Лактионова и др. -. К:. Наук, мир, 2001 -37 с. -37 с.

Конвенция. ООН о правах ребенка -. М.: AT"Издательство"Столица", 1997 - 32 сuot;, 1997. - 32 с.

Лактионова. ГМ,. Шипиленко. ЕС,. Братусь. ИВ. Инновационные формы опеки детей: международный и национальный опыт -. К:. Наук, мир, 2001 -61 с01. -61 с.

Причины институционализации и будущее молодых людей, которые оставляют заведения государственной опеки:. Темат исслед -. К - 48 с8 с.

Социальная работа:. В 3 ч -. М.:. Изд дом"Киево-Могиляиська академия", 2004 -. М 3:. Основы социальной работы / AM. Бойко,. НБ. Бондаренко,. ОС. Брижовата и др.. Под ред. ТВ. Семиги-ной,. ИМ. Григи - І.М.. Григи. - 2004. -. С. 28-52.

Тюптя. ЛТ,. Иванова. ИБ. Социальная работа (теория и практика):. Учеб пособие -. М.:. ВМУРОЛ"Украина", 2004 - я 185 - 1912004. -. С. 185- 191.

Темы для дискуссии

1. Нормативные правовые основы социальной опекия.

2. Формы и направления социальной опеки согласно содержанию и финансированияя.

3. Сущность социальной опеки с точки зрения социальной педагогики и юриспруденцииї.

4. Технология социальной опеки: порядок ухода, надзора, социального сопровожденияу.

Опека и попечительство над детьми

Опека и попечительство, являясь общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. При осуществлении опеки и попечительства целесообразно в зависимости от ситуации использовать и другие общие технологии социальной работы (социальную профилактику, адаптацию, коррекцию).

Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также над имуществом безвестно отсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.

Под дееспособностью понимается способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, что в полном объеме возникает по достижении восемнадцатилетнего возраста. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать Значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. После такого судебного решения устанавливается опека. Функции выявления душевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, возлагаются на отделы (управления) здравоохранения местных администраций. Они оказывают необходимую помощь лицам, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, до установления опеки. Они же возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опекунов и направления их в специальные психоневрологические учреждения. Поскольку душевнобольным и слабоумным необходимо постоянное медицинское обслуживание, то обязанности инспектора по опеке исполняет медицинский работник психоневрологического или психиатрического диспансера. Данные о душевнобольном как полностью недееспособном вписываются в паспорт опекуна, паспорт подопечного направляется в соответствующее отделение милиции для погашении. В случае выздоровления душевнобольного, решением суда опека над ним прекращается и ему выдается новый паспорт. Такое судебное решение может быть вынесено как по заявлению опекуна (органа опеки), так и по обращению членов семьи подопечного, психиатрического лечебного учреждения и общественных организаций.

По существующему законодательству, все сделки от имени недееспособного совершает его опекун. Сделка, совершенная самим больным, считается недействительной с момента ее совершения. Но если она совершена к выгоде недееспособного, то по требованию его опекуна может быть признана судом действительной.

Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ними устанавливается попечительство. Такие граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и другие расходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Наиболее распространенными формами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, неспособными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья являются: патронаж и функционирование системы домов-интернатов. Патронаж как социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара может быть установлен по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности. В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель (помощник) на основании договора, поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным, распоряжается имуществом последнего. Лишь с согласия подопечного попечителем осуществляются также бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного. По требованию совершеннолетнего дееспособного гражданина, находящегося под патронажем, патронаж над ним прекращается.

Отделы (управления) по труду и социальному развитию местных администраций выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права, выполнять обязанности и нуждаются в попечительстве. Эти социальные службы оказывают таким лицам необходимую помощь до установления попечительства, а также содействуют установлению патронажа или их устройству в дома-интернаты.

Опека и попечительство назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, а также для защиты их прав и интересов. Основаниями для опеки над малолетними являются: смерть, безвестное отсутствие, недееспособность родителей, лишение их родительских прав и другие случаи оставления детей без родительской заботы. Он вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. Защита государства в отношении детей, оставшихся без помощи родителей, осуществляется в виде устройства детей на воспитание в семью попечителя или на полное государственное попечение в специальные детские учреждения. Для выявления детей, нуждающихся в защите, социальные работники служб опеки и попечительства собирают соответствующую информацию из правоохранительных органов, образовательных учреждений, получают ее от различных граждан, включая тех, кто намеревается стать опекуном или попечителем. Затем эта информация проверяется путем проведения обследования и выявления факта отсутствия родительского попечения с оформлением акта обследования. В нем указываются: дата и место обследования; информация о лице, проводящем обследование (его должность, фамилия, имя, отчество); информация об обследуемом родителе, не заботящемся о ребенке; информация о семье, где проживает в настоящее время ребенок; сведения о семье лица, претендующего на воспитание ребенка, и о нем самом. В акте обследования также содержится рекомендательная запись о возможных способах решения проблемы, включая такие, как передача ребенка под присмотр родственников, лишение родительских прав, временное устройство в детском приюте и др. Причем предпочтительным методом решения проблемы детей, оставшихся без попечительства родителей, является не лишение родительских прав, а временное отлучение от родителей, не заботящихся о своих детях. Местом временного убежища таких детей могут быть приюты. Временное отлучение детей от родителей сохраняет надежду на восстановление семьи. А для этого от социального работника требуются навыки работы с родителями, уклоняющимися от воспитания и содержания своих детей.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекуна и попечителя назначают постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве) или по месту жительства будущего опекуна (попечителя). Администрация возлагает на свои структурные подразделения, в частности, на отделы или управления образования осуществление необходимых действий по опеке и попечительству.

Опекуном (попечителем) может быть любой совершеннолетний дееспособный гражданин, за исключением лиц, отстраненных когда-либо от обязанностей опекуна (попечителя), лишенных или ограниченных в родительских правах, бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине. Также закон вводит ограничения для опекунов (попечителей) по состоянию здоровья. К заболеваниям, препятствующим исполнению опекунских (попечительских) обязанностей, относятся такие, как туберкулез, злокачественные онкологические заболевания, наркомания, алкоголизм и другие тяжелые заболевания.

При выборе опекунов (попечителей) преимущество отдается родственникам и другим, наиболее достойным лицам. В частности, опекуны над малолетними детьми должны обладать качествами воспитателя. Опекуну (попечителю) выдается удостоверение установленного образца.

Гражданин может быть назначен опекуном либо попечителем только с его согласия. Если ребенку, над которым устанавливается опека, исполнилось десять лет, требуется еще и согласие ребенка.

В отдельных случаях сами родители могут просить органы опеки и попечительства назначить своему ребенку опекуна, если они по каким-либо обстоятельствам (болезнь, необходимость длительного отъезда) не могут осуществлять его воспитание. Как правило, такая просьба удовлетворяется. По ходатайству родителей, опека или попечительство может быть назначена на определенный срок, например, до возвращения из длительной командировки.

Опекун представляет интересы ребенка во всех сферах социальной жизни и в отношениях с любыми физическими или юридическими лицами. В интересах ребенка и от его имени он вправе совершать все необходимые сделки, включая договора купли-продажи и др. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно совершать некоторые сделки, например, распоряжаться своим заработком или стипендией. Однако на совершение всех иных сделок, в том числе таких серьезных, как сделки по распоряжению недвижимым имуществом, требуется письменное согласие их попечителей. В то же время опекуны (попечители) не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в дар и в безвозмездное пользование. Такие же ограничения устанавливаются и для супругов опекунов (попечителей) и их близких родственников.

Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощади или на жилплощади ребенка. Органы опеки и попечительства могут дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, если подопечному исполнилось 16 лет. Однако при этом законодательством предусмотрено, что опекуны (попечители), вселившиеся в жилое помещение, принадлежащее ребенку, не приобретают на него самостоятельные права.

Опекунам и попечителям за их деятельность не полагается вознаграждения. Они осуществляют свои обязанности в отношении ребенка безвозмездно. Вместе с тем, опекуны и попечители имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка. Но выплачиваются они государством не на всех детей, находящихся под опекой, а только на тех, чьи родители не могут лично осуществлять их воспитание в связи с лишением родительских прав, признанием их безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно недееспособными, объявлением их умершими, а также в связи с длительной болезнью или отбыванием в местах лишения свободы, с розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от выплаты алиментов. Когда же родители ребенка могут его содержать и воспитывать, но проживают отдельно от него или добровольно передают под опеку, а также находятся в длительных служебных командировках, то денежные средства на таких подопечных государством не выплачиваются. Эти выплаты осуществляют их родители.

Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), выплачиваются их опекунам (попечителям) ежемесячно до тех пор, пока ребенок не достигнет 16 лет, а если он учится в образовательном учреждении, то до 18 лет. Эти средства не облагаются налогами.

Прекращение опеки и попечительства

Прекращение опеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматически трансформируется в попечительство без дополнительных решений об этом. Попечительство, в свою очередь, прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до достижения 18 лет. Это может быть вследствие эмансипации, когда лицо, достигшее 16 лет, работает по трудовому договору (контракту) или с согласия попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Полную дееспособность несовершеннолетний приобретает и с момента вступления в брак.

Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна либо подопечного. Опека и попечительство могут быть прекращены при освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей.

Освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно в случае возвращения ребенка родителям, усыновления или передачи ребенка на постоянное воспитание в детские учреждения. Хотя в некоторых случаях ребенку, помещенному в стационарное детское учреждение, может быть сохранен опекун или попечитель. Это бывает вызвано необходимостью защиты интересов несовершеннолетнего.

Опекун (попечитель) может и сам обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об освобождении его от своих обязанностей. Уважительными причинами такого отказа являются: отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение к худшему материального положения, серьезная болезнь и др. Если же опекун (попечитель) отказывается от исполнения своих обязанностей без уважительных обстоятельств, то он может быть не освобожден от них, а отстранен. Отстраненные от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.

17. Технологии социальной защиты населения в современных условиях.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в

следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и

другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь,

медикаменты и другие виды натуральной помощи).

2. Органы местного самоуправления осуществляют оказание

государственной социальной помощи в пределах передаваемых им органами

государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными

и финансовыми ресурсами для их осуществления.

19. Технологии социального страхования в Украине.

Социальное страхование - это система социальной защиты, задача которой - обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Виды социальных услуг в Украине согласно «Основам законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании»:

1) пенсионное страхование;

Пенсии по возрасту, по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);

Пенсии в связи с потерей кормильца;

Медицинские профилактически - реабилитационные мероприятия;

Пособие на погребение пенсионеров;

2) медицинское страхование:

Диагностика и амбулаторное лечение;

Стационарное лечение;

Предоставление готовых лечебных средств и изделий медицинского назначения:

Профилактические и просветительские мероприятия;

Обеспечение медицинской реабилитации лиц, которые перенесли особенно тяжелые операции или имеют хронические заболевания.

Объем услуг, предоставляемых за счет средств обязательного медицинского страхования, определяется базовой и территориальными программами обязательного медицинского страхования, которые утверждаются в порядке, установленном законодательством;

3) страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением:

Пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком);

Пособие по беременности и родам:

Пособие при рождении ребенка и по уходу за ним;

Пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве);

Обеспечение оздоровительных мероприятий;

4) страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания:

Профилактические мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Восстановление здоровья и трудоспособности потерпевшего;

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

Возмещение убытков, причиненных работнику увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им своих трудовых обязанностей;

Пенсия по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

Пенсия в связи с потерей кормильца, умершего вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

Пособие на погребение лиц, умерших вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

В соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Повлекшего утрату трудоспособности», несчастный случай - это ограниченное во времени событие или внезапное воздействие на работника опасного производственного фактора или среды, происшедшее в процессе выполнения им трудовых обязанностей, вследствие которых причинен вред здоровью или наступила смерть. К профессиональному заболеванию относится заболевание, которое возникло вследствие профессиональной деятельности застрахованного и обусловливается исключительно или преимущественно воздействием вредных веществ и определенных видов работ и других факторов, связанных с работой.

5) страхование на случай безработицы:

Пособие по безработице;

Возмещение расходов, связанных с профессиональной подготовкой или переподготовкой и профориентацией;

Материальная помощь безработному и членам его семьи:

Дотация работодателю для создания рабочих мест;

Пособие на погребение безработного.

Страхование на случай безработицы осуществляется на принципах, определенных в Законе Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»

Предоставление государственных гарантий реализации застрахованными лицами своих прав;

Обязательность страхования на случай безработицы всех работающих на условиях трудового договора (контракта) и на иных основаниях, предусмотренных законодательством о труде;

Добровольность такого страхования лицами, обеспечивающими себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов), а также гражданами – субъектами предпринимательской деятельности;

Целевое использование средств страхования на случай безработицы;

Солидарность и субсидирование;

Обязательность финансирования Фондом общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы расходов, связанных с предоставлением материального обеспечения в случае безработицы и социальных услуг в объемах, предусмотренных настоящим законом;

Паритетность в управлении страхованием на случай безработицы государства, представителей застрахованных лиц и работодателей;

Дифференциация размеров выплаты пособия по безработице в зависимости от страхового стажа и продолжительности безработицы;

Предоставление на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом, пособия по безработице и материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

Законодательное определение условий и порядка осуществления страхования на случай безработицы.

Дополнение перечня материального обеспечения и социальных услуг, которые предоставляются лицам по общеобязательному государственному социальному страхованию, может осуществляться законами Украины по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования.

Согласно Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пенсионное страхование состоит из трех уровней - двух общеобязательных (солидарного и накопительного) и одного добровольного негосударственного. Закон «О негосударственном пенсионном обеспечении» предусмотрел для граждан также возможность заключать договоры страхования пожизненной пенсии, страхования риска наступления инвалидности или смерти участника пенсионного фонда. Негосударственное пенсионное обеспечение является важным дополнением к действующей системе государственного солидарного страхования, на данный момент не способной в полной мере удовлетворить все потребности граждан пенсионного возраста.

Негосударственное пенсионное страхование дополняет систему социального страхования. Одним из «столпов» пенсионной реформы в Украине является система негосударственного пенсионного обеспечения, призванная перенести время заботы об обеспечении ныне работающих после их выхода па пенсию с государства на самих работающих и их работодателей. Пенсионное обеспечение могут осуществлять: компании страхования жизни, негосударственные пенсионные фонды и банки.

Задачи Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении»:

Объявление о существовании в Украине системы пенсионного обеспечения, дополняющей государственную солидарную систему пенсионного обеспечения.

Объявление о финансовых институтах, принимающих участие в таком негосударственном пенсионном обеспечении на базе профильных (специальных) Законов: «О страховании», «О банках и банковской деятельности», «О пенсионных фондах».

Объявление о добровольности работодателя накапливать и обеспечивать гарантии предоставления накопленных сумм работнику, в зависимости от количества проработанных лет на предприятии работодателя.

Объявление о вариантах пенсионных схем (капитал, срочная рента, пенсия с гарантированным сроком выплат, пожизненный аннуитет).

Объявление о создании механизма сохранности средств путем создания Резервного фонда.

Объявление о налоговых льготах и сроках внесения изменений в Налоговый кодекс Украины (или в соответствующие налоговые законы). Пенсионные активы могут быть использованы исключительно для целей инвестиционной деятельности фонда, выполнения обязательств фонда перед его участниками и оплаты затрат, связанных с осуществлением негосударственного пенсионного обеспечения, а именно:

1) инвестирования соответственно с целью получения дохода в пользу участников фонда;

2) выполнения договоров выплаты пенсии на определенный срок, заключенных с участниками фонда, и для осуществления одноразовых пенсионных выплат, предусмотренных этим законом;

3) оплаты договоров страхования пожизненной пенсии и договоров «страхование риска», наступление инвалидности или смерти;

4) оплаты услуг профессионального администратора, включая оплату рекламных и агентских услуг, связанных с функционированием пенсионного фонда, и затрат на оповещение информации о его деятельности;

5) уплаты вознаграждения за предоставление услуг по управлению активами пенсионного фонда;

6) оплаты услуг хранителя;

7) оплаты услуг по проведению плановых аудиторских проверок пенсионного фонда;

8) оплаты услуг торговцев ценными бумагами (посредников), затрат на ведение учета и перерегистрацию прав собственности на активы пенсионного фонда;

9) оплаты других услуг, осуществление которых предусмотрено нормативно-правовыми актами по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения и на оплату которых могут быть использованы пенсионные активы.

Пенсионные активы не могут использоваться для других целей, например, в качестве предмета залога. Они также не могут включаться в ликвидационную массу хранителя пенсионного фонда в случае признания его банкротом.

Таким образом, социальное страхование представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном производстве.

По форме страхование выступает как государственное, акционерное, взаимное. Государственное страхование представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на это организаций. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования.

Акционерное страхование - негосударственная организационная форма, где в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества, уставный фонд которого формируется из акций и других ценных бумаг, принадлежащих юридическим и физическим лицам.

Взаимное страхование - негосударственная организационная форма, которая выражает договоренность между группой физических и юридических лиц в возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях согласно принятым условиям. Реализуется через общество взаимного страхования, которое является страховой организацией некоммерческого типа, т. е. не преследует целей получения прибыли из созданного страхового предприятия. Общество взаимного страхования является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Целью взаимного страхования является не получение прибыли, а использование полученного дохода для возмещения ущерба и облегчения условий страхования, прежде всего, для снижения размера взносов для его участников. Согласно «Основам законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании», общеобязательное государственное социальное страхование - это система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая предоставление социальной защиты.


Похожая информация.


Опека заберет детей “по закону”

Вскоре государство в лице “органов опеки и попечительства” сможет установить контроль над любой семьей с детьми. Сейчас ретивые “опекуны” рискуют все же нарваться на проблемы с законом, поскольку их деятельность во многом происходит в “серой зоне” и нередко смахивает на шантаж и вымогательство.

Новый законопроект о социальном патронате, внесенный в Думу правительством, откроет “госпопечителям” широкое поле для произвола, так как носит “рамочный” характер и, обязывая “опекунов от государства” жестко контролировать семьи, разрешает региональным органам опеки устанавливать свои правила и критерии, по которым семьи можно проверять и относить к “неблагополучным”.

Узаконивается создание в органах власти закрытой системы, полномочной забирать детей у родителей и отправлять их в детдома и приюты. Если закон примут, он вступит в действие уже с января 2013 года.

“Опека” сможет - официально и регулярно - обследовать условия жизни семьи и проводить мероприятия, “направленные на обеспечение надлежащих условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего в семье”. Критерии “достойных условий” определят местные чиновники, а граждане даже не будут знать, в чем они заключаются. “Пыль в детской комнате”. Если родители не подчиняются и отказываются от патроната, он может быть назначен судом принудительно. Если “по ходу” осуществления патроната (минимум год) чиновники сочтут, что есть “достаточные основания” считать, будто родители саботируют их “указивки”, “опека” обязана (это важно - никаких смягчающих обстоятельств, обратного хода нет!) предъявить в суд иск к родителям о лишении или об ограничении родительских прав.

КОГО ЗАТРОНЕТ

Документ разработан Минобрнауки и утвержден в правительстве РФ. Он вносит пакет поправок в Гражданский и Семейный кодексы, в законы “Об опеке и попечительстве” и “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. По признанию авторов, цель поправок - “раннее выявление семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации” и “защита прав детей, проживающих в таких семьях”. Проект вводит новую форму профилактической работы органов опеки и попечительства с ребенком из семьи, “находящейся в социально опасном положении”, и его родителями (законными представителями), - социальный патронат. Соцпатронат предполагает “оказание семье социально-педагогической, медико-психологической помощи”, а также “помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего”.

Работу будут вести органы опеки и попечительства на основании их “акта о необходимости установления патроната” и “плана”, утверждаемого тем же органом. Авторы говорят, что отличие социального патроната от текущей деятельности “органов соцзащиты населения” будет в том, что “не ребенок механически перемещается в учреждение, в которое он помещается под надзор”, а специалисты, в помощи которых будто бы нуждается семья, “получают право и возможность проводить реабилитационную работу” с семьей. А уж как они будут воздействовать, какие требования предъявлять, не определено...

Поскольку патронат - прямое вмешательство в семью, в проекте декларируется, что его следует проводить с согласия родителей (законных представителей) и с учетом мнения ребенка, достигшего 10-летнего возраста. Если родители не устранили “обстоятельства, ставшие основанием для установления” патроната, то по окончании установленного органом опеки срока “педагоги-попечители” будут обязаны подать иск в суд о лишении родительских прав либо об ограничении в них. Разумеется, “при возникновении соответствующих оснований”. Орган опеки и попечительства имеет право и повторно назначить “процедуру” социального патроната семье. Чтоб рецидивов не было...

По СК РФ, на органы опеки и попечительства “возложена защита прав и законных интересов детей... если родители препятствуют их нормальному воспитанию и развитию”. По мысли авторов, помощь органа опеки “во многих случаях позволит сохранить ребенка в семье и избежать крайних мер” (лишения родительских прав). Авторов беспокоит, что “значительная категория детей, находящихся в семье, но нуждающихся в профилактической помощи”, остается без “необходимой поддержки государства”. Сейчас право органов опеки на вмешательство в семью ограничено “крайними случаями, связанными с наличием непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью” (ст. 77 СК РФ). Тогда как “госпопечителям” охота позаниматься с родителями профилактикой годик-другой...

Разработчиков тяготит и то, что за ребенка из “проблемной” семьи “могут отвечать различные организации” (органы соцзащиты населения, образования, здравоохранения), тогда как “опека” подключается “только в момент изъятия ребенка из семьи, когда исправить ситуацию невозможно”. Закон обяжет другие организации, “которые уже осуществляют практическую работу с семьей и детьми и имеют в штатном расписании соответствующих специалистов”, помогать “опеке” в профилактике при патронате (случаи и порядок установит правительство). То есть те же самые, на вмешательство которых в общение “опеки” с семьями “опекуны” и жалуются. Только теперь будет по-другому: все решения без всяких согласований принимает “опека”, которую превращают в силовой орган.

Социальный патронат семье будет произвольно устанавливаться органом опеки и попечительства. По принципу “вломились и обрадовали”. Но, разумеется, только тогда, когда “по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего” сей орган решит, что родители несовершеннолетнего “создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, отрицательно влияют на его поведение”. Но приговорить семью к социальному патронату может и суд - если нет “оснований для ограничения или лишения родителей родительских прав”. Снисхождение и гуманизм!

КТО ЗАПЛАТИТ

Особое внимание в проекте уделено расходам на его реализацию - не дай бог из-за декларируемой “матпомощи семьям” в госбюджет залезть! Поэтому предусмотрены только две статьи расходов - на зарплату “социальных педагогов” и их накладные расходы (транспорт и связь), а матпомощь - дело добровольное... По закону, организация и деятельность по опеке и попечительству (в том числе предоставление услуг по социальному патронату) относятся к полномочиям органов власти субъектов РФ. Предполагается, что работу органов патроната оплатят регионы - в объеме, предусмотренном на эти цели в бюджете субъекта РФ.

По подсчетам авторов, стоимость годовых затрат на патронат в одной семье в субъекте РФ (любом!) - примерно 257 тыс. руб. (“без учета основных средств, амортизации и аренды помещений, коммунальных услуг”.) Сумма, уверяют они, рассчитывается по некой формуле. Исходить будут из расходов на зарплату одного соцработника по опеке одной семьи в год (средняя ежемесячная зарплата социального педагога - 16,7 тыс. руб. плюс некие “начисления на оплату труда”) и стоимости накладных расходов на транспорт и связь одного социального педагога в год (5 тыс. руб.). Число ежегодно выявляемых семей, в которых “родители создают условия, представляющие угрозу жизни и здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию” (следствие - лишение родительских прав или ограничение в них), по регионам варьируется и достигает 2000 и более, в среднем - до 1000 семей в регионе. (По сводкам Росстата, в 2009 году родительских прав были лишены 62,3 тыс. родителей, а 6049 - ограничены в родительских правах.) Число семей, с которыми один соцработник может “взаимодействовать” по схеме социального патроната в течение года, не должно превышать 30. Иначе надорвется. Поэтому, делают вывод авторы проекта, для работы с тысячью семей надо привлечь не более 35 социальных педагогов. В итоге расходы на социальный патронат в одном субъекте РФ в год составят 8,9 млн руб. в среднем.

И “есть мнение”, что регионы с поставленными задачами справятся. К тому же проектом предусматривается, что “законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания признания несовершеннолетнего нуждающимся в установлении над ним социального патроната”. Это большое поле для местного нормотворчества, в том числе подзаконного. Более того, законопроект придает статус органов опеки и попечительства органам местного самоуправления. (А уж кого муниципалитет назначит “и.о. социального педагога” - можно пофантазировать.) Во всяком случае, регион может делегировать муниципалитетам “полномочия по опеке и попечительству” и ни о чем плохом не думать. По данным разработчиков, в большинстве регионов (в почти 75%) эти полномочия переданы законами субъектов РФ органам местного самоуправления. Осталось лишь узаконить “ужасы наших городков”, а для этого муниципалитет получит не только полномочия, но и официальный статус. Так что оспорить его действия по формальным основаниям никто не сможет. По мнению авторов, это “соответствует сложившейся правоприменительной практике”...

Опека и попечительство, являясь общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. При осуществлении опеки и попечительства целесообразно в зависимости от ситуации использовать и другие общие технологии социальной работы (социальную профилактику, адаптацию, коррекцию).
Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также над имуществом безвестно отсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.
Под дееспособностью понимается способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, что в полном объеме возникает по достижении восемнадцатилетнего возраста. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. После такого судебного решения устанавливается опека. Функции выявления душевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, возлагаются на отделы (управления) здравоохранения местных администраций. Они оказывают необходимую помощь лицам, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, до установления опеки. Они же возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опекунов и направления их в специальные психоневрологические учреждения. Поскольку душевнобольным и слабоумным необходимо постоянное медицинское обслуживание, то обязанности инспектора по опеке исполняет медицинский работник психоневрологического или психиатрического диспансера. В соответствии со ст.39 Гражданского Кодекса Российской Федерации, при помещении больного в указанное учреждение орган опеки освобождает ранее назначенного опекуна от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.
Данные о душевнобольном как полностью недееспособном вписываются в паспорт опекуна, а паспорт подопечного направляется в соответствующее отделение милиции для погашения. В случае выздоровления душевнобольного, решением суда опека над ним прекращается и ему выдается новый паспорт. Такое судебное решение может быть вынесено как по заявлению опекуна (органа опеки), так и по обращению членов семьи подопечного, психиатрического лечебного учреждения и общественных организаций.
По существующему законодательству, все сделки от имени недееспособного совершает его опекун. Сделка, совершенная самим больным, считается недействительной с момента ее совершения. Но если она совершена к выгоде недееспособного, то по требованию его опекуна может быть признана судом действительной. Согласно введенной в Гражданский Кодекс страны нормы, сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна. Для этого суду необходимо доказать, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значения своих действий или руководить ими.
Опека на основании решения суда устанавливается и над имуществом безвестно отсутствующих как в интересах последних, так и их иждивенцев. Органом, имеющим право устанавливать такую форму опеки, является местная администрация. В соответствии с законом, гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. Дело о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматривается судом, решение которого является основанием для назначения органом опеки и попечительства опекуна по месту нахождения имущества, принадлежащего безвестно отсутствующему, В соответствии со ст. 43 Гражданского Кодекса Российской Федерации, из этого имущества может быть назначено содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать, а также погашается задолженность по его обязательствам. Если безвестно отсутствующий не появляется в течение трех лет, то он признается умершим и опека над его имуществом прекращается.
Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ними устанавливается попечительство. Такие граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и другие расходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Последний оказывает подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Наиболее распространенными формами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, неспособными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья, являются патронаж и функционирование системы домов-интернатов.
Патронаж как социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара может быть установлен по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности. В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель (помощник) на основании договора, поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным, распоряжается имуществом последнего. Лишь с согласия подопечного попечителем осуществляются также бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного. По требованию совершеннолетнего дееспособного гражданина, находящегося под патронажем, патронаж над ним прекращается.
В России функционирует широкая сеть домов-интернатов, осуществляющих социальное попечительство над престарелыми и инвалидами, то есть домов-интернатов общего типа. Число домов-интернатов хотя и незначительно, но растет. Если в начале 90-х гг. их было более 870, то к концу десятилетия насчитывалось около 960. Относительно новой формой социального попечительства над престарелыми и инвалидами стали специальные жилые дома для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. На первых этажах таких домов располагаются магазины, столовая, медицинский кабинет, прачечная, стол заказов и др.
Отделы (управления) по труду и социальному развитию местных администраций выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права, выполнять обязанности и нуждаются в попечительстве. Эти социальные службы оказывают таким лицам необходимую помощь до установления попечительства, а также содействуют установлению патронажа или их устройству в дома-интернаты.
Опека и попечительство назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, а также для защиты их прав и интересов. Основаниями для опеки над малолетними являются: смерть, безвестное отсутствие, недееспособность родителей, лишение их родительских прав.

При выборе опекунов (попечителей) преимущество отдается родственникам и другим, наиболее достойным лицам. В частности, опекуны над малолетними детьми должны обладать качествами воспитателя. Опекуну (попечителю) выдается удостоверение установленного образца.
Гражданин может быть назначен опекуном либо попечителем только с его согласия. Если ребенку, над которым устанавливается опека, исполнилось десять лет, требуется еще и согласие ребенка.
В отдельных случаях сами родители могут просить органы опеки и попечительства назначить своему ребенку опекуна, если они по каким-либо обстоятельствам (болезнь, необходимость длительного отъезда) не могут осуществлять его воспитание. Как правило, такая просьба удовлетворяется. По ходатайству родителей, опека или попечительство может быть назначена на определенный срок, например, до возвращения из длительной командировки.
Опекун представляет интересы ребенка во всех сферах социальной жизни и в отношениях с любыми физическими или юридическими лицами. В интересах ребенка и от его имени он вправе совершать все необходимые сделки, включая договора купли-продажи и др. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно совершать некоторые сделки, например, распоряжаться своим заработком или стипендией. Однако на совершение всех иных сделок, в том числе таких серьезных, как сделки по распоряжению недвижимым имуществом, требуется письменное согласие их попечителей. В то же время опекуны (попечители) не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в дар и в безвозмездное пользование. Такие же ограничения устанавливаются и для супругов опекунов (попечителей) и их близких родственников.
Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощади или на жилплощади ребенка. Органы опеки и попечительства могут дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, если подопечному исполнилось 16 лет. Однако при этом законодательством предусмотрено, что опекуны (попечители), вселившиеся в жилое помещение, принадлежащее ребенку, не приобретают на него самостоятельные права.
Опекунам и попечителям за их деятельность не полагается вознаграждения. Они осуществляют свои обязанности в отношении ребенка безвозмездно. Вместе с тем, опекуны и попечители имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка. Но выплачиваются они государством не на всех детей, находящихся под опекой, а только на тех, чьи родители не могут лично осуществлять их воспитание в связи с лишением родительских прав, признанием их безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно недееспособными, объявлением их умершими, а также в связи с длительной болезнью или отбыванием в местах лишения свободы, с розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от выплаты алиментов. Когда же родители ребенка могут его содержать и воспитывать, но проживают отдельно от него или добровольно передают под опеку, а также находятся в длительных служебных командировках, то денежные средства на таких подопечных государством не выплачиваются. Эти выплаты осуществляют их родители.
Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), выплачиваются их опекунам (попечителям) ежемесячно до тех пор, пока ребенок не достигнет 16 лет, а если он учится в образовательном учреждении, то до 18 лет. Эти средства не облагаются налогами.
Прекращение опеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматически трансформируется в попечительство без дополнительных решений об этом. Попечительство, в свою очередь, прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до достижения 18 лет. Это может быть вследствие эмансипации, когда лицо, достигшее 16 лет, работает по трудовому договору (контракту) или с согласия попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Полную дееспособность несовершеннолетний приобретает и с момента вступления в брак.

Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна либо подопечного. Опека и попечительство могут быть прекращены при освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей.
Освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно в случае возвращения ребенка родителям, усыновления или передачи ребенка на постоянное воспитание в детские учреждения. Хотя в некоторых случаях ребенку, помещенному в стационарное детское учреждение, может быть сохранен опекун или попечитель. Это бывает вызвано необходимостью защиты интересов несовершеннолетнего.
Опекун (попечитель) может и сам обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об освобождении его от своих обязанностей. Уважительными причинами такого отказа являются: отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение к худшему материального положения, серьезная болезнь и др. Если же опекун (попечитель) отказывается от исполнения своих обязанностей без уважительных обстоятельств, то он может быть не освобожден от них, а отстранен. Отстраненные от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.
Особенностью технологии оформления опеки (попечительства) несовершеннолетних лиц является то, что принимается такое решение единолично постановлением главы местной администрации. Предварительно все необходимые для этого документы передаются в органы опеки и попечительства, где готовится соответствующий проект постановления. Принятое местной администрацией решение об опеке (попечительстве) является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами. Оно действительно на всей территории страны.
В соответствии с законодательным нововведением, орган опеки и попечительства обязан обеспечить устройство ребенка в течение месяца со дня, когда этому органу стало известно о необходимости устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей. Согласно ст. 123 Семейного Кодекса Российской Федерации, до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) временно возлагается на органы опеки и попечительства, независимо от того, истек месячный срок или нет. Такой нормативный подход направлен на недопущение случаев, когда лицам, признанным недееспособными, опекун или попечитель мог по разным причинам длительное время не назначаться.
Правами и обязанностями опекуна (попечителя) обладают по отношению к приемному ребенку (детям) приемные родители. Они обязаны воспитывать ребенка (детей), заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка (детей), защищают его интересы, в том числе в суде, без специальных на то полномочий.
Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется органами опеки и попечительства с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного, лечебно-профилактического, социально-реабилитационного и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок. Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который он помещается в приемную семью, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Орган опеки и попечительства оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания детей.
В соответствии с Положением «О приемной семье», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации в июле 1996 г., на содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг. Таким детям предоставляются льготы, установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы местного самоуправления, исходя из принимаемых ими решений, выделяют приемным семьям денежные средства на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также в дома отдыха и санатории пребывания приемных родителей с детьми.
Следует отметить, что приемным родителям предусмотрена оплата их труда. По действующему положению, ее размер в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законом субъектов Российской Федерации.
Принятие Гражданского, Семейного Кодексов Российской Федерации, других законов и подзаконных актов создало дополнительные возможности для защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако в реальной жизни и в конце 90-х гг. сохранилась острота этой проблемы. Неблагоприятной тенденцией стал рост детской преступности, социального сиротства.
В Государственном докладе 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации» отмечалось, что опека (попечительство) была установлена в нашей стране над 67 863 детьми. Характерно, что по сравнению с предыдущим 1996 г. число детей, переданных под опеку и попечительство, сократилось почти на 5 000. В определенной мере это объясняется тем, что государство не выполняло обязательств, взятых на себя по содержанию таких детей. И подтверждением тому служит факт, что в 1997 г. денежное содержание выплачивалось только на 56% подопечных детей. Из-за сложного экономического положения ситуация существенным образом не была выправлена и в 1998-1999 гг.
Дефицит государственных бюджетных средств на социальные нужды становился хроническим.
Однако в отдельных регионах страны, несмотря на серьезные проблемы с государственным бюджетным финансированием, удавалось за счет перераспределения средств местных бюджетов поддерживать сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Например, в Самарской области были созданы дополнительные условия для развития института приемной семьи. В мае 1998 г. здесь был принят Закон «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Самарской области». В соответствии с ним, с 1 июля 1998 г. сумма дотаций из областного бюджета на выплаты денежных средств на содержание детей в приемных семьях была установлена в размере 563 рублей. Эти средства выделялись комитетом по вопросам семьи, материнства и детства администрации области. Оплата труда приемных родителей определялась из расхода 3,5 минимальных размеров оплаты труда на каждого приемного ребенка. По данным на 1 июля 1998 г. эта сумма составляла 292,2 рубля. И эти меры вскоре дали результаты. На начало 1999 г. несколько десятков самарских семей стояли в очереди на оформление приемных детей и проходили соответствующие проверочные испытания. Следует отметить, что местные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних совместно с органами опеки и попечительства, передав на воспитание детей в приемные семьи, оказывали таким семьям правовую и психологическую помощь, наблюдали за тем, как содержатся и воспитываются дети. * В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Воспитательный дом» г. Санкт-Петербурга апробирована такая форма передачи детей на воспитание в семью, как семейная воспитательная группа. Оставаясь воспитанниками социального учреждения, дети передаются в семьи, где воспитываются в домашних условиях. Передача детей на воспитание осуществляется здесь на основании консилиума специалистов (социальный работник, педагог, психолог, воспитатель). «Воспитательный дом» выделяет средства на содержание ребенка в семье, выплачивает зарплату воспитателям семейной группы, а также осуществляет контроль за воспитанием детей, переданных в семьи.
Наряду с опекой, попечительством, особой формой защиты прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, является усыновление (удочерение). Дети, будучи официально усыновленными, содержатся и воспитываются в семье своих усыновителей. Усыновленные дети и их потомство, а также усыновители и их родственники взаимно приравниваются в личных, имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновление может быть осуществлено на основе судебного решения.
Лицо, желающее усыновить ребенка, должно обратиться с заявлением в орган опеки и попечительства, находящийся по месту фактического нахождения ребенка. После этого гражданин становится на учет и ему оказывается содействие в установлении контакта с ребенком, которого он намеревается усыновить. Затем усыновитель обращается с заявлением в районный суд по месту жительства усыновляемого ребенка, при этом усыновитель освобождается от уплаты государственной пошлины.
В ходе подготовки к судебному разбирательству органы опеки и попечительства представляют в суд заключение об обоснованности усыновления и его соответствии интересам ребенка. К заключению прилагается акт обследования условий жизни заявителя, свидетельство о рождении усыновляемого ребенка, медицинское заключение о состоянии его здоровья, физического и умственного развития, согласие на усыновление опекуна, приемных родителей, руководителя учреждения, в котором находится ребенок, а также согласие ребенка (если он достиг 10 лет) на усыновление, изменение имени, отчества, фамилии и запись усыновителей в качестве его родителей в свидетельство о рождении. При усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами нашей страны, иностранными гражданами или лицами без гражданства в судебную инстанцию представляется и документ, подтверждающий нахождение усыновляемого ребенка на централизованном учете и невозможность его передачи на воспитание в семью.
В ходе судебного разбирательства по делу об усыновлении выясняется, соответствует ли усыновление интересам ребенка, могут ли заявители быть усыновителями, имеет ли ребенок согласие на усыновление. Одним из обстоятельств, подлежащих установлению на суде, является возраст ребенка и усыновителя. Разница в их возрасте, по закону, должна быть не менее 16 лет. С 1 января 1997 г. Уголовным Кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность за незаконное усыновление, разглашение тайны усыновления, неисполнение обязанностей по воспитанию детей, если оно соединено с жестоким обращением с детьми.
Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Семейный Кодекс Российской Федерации» (июнь 1998 г.) усилил государственный контроль за усыновлением, в частности, усыновлением международным. Законом запрещена посредническая деятельность по усыновлению детей. Увеличен перечень оснований, по которым не допускается усыновление детей. Ст. 165 Семейного Кодекса дополнена пунктом, в котором говорится, что защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации осуществляется консульскими учреждениями в пределах, допускаемых нормами международного права. Консульские учреждения Российской Федерации обязаны брать указанных детей на учет, где они состоят до достижения ими совершеннолетия.
Таким образом, опека и попечительство являются формами социальной защиты граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. К их числу относятся недееспособные душевнобольные лица, граждане, ограниченные судом в дееспособности из-за злоупотребления спиртным или наркотиками, совершеннолетние дееспособные граждане, нуждающиеся в патронаже, а также малолетние дети до 14 лет и несовершеннолетние от 14 до 18 лет. Наряду с оформлением опеки и попечительства, способами защиты прав и интересов ребенка являются приемная семья и усыновление. Как уже отмечалось, приемные родители обладают по отношению к приемному ребенку правами и обязанностями опекуна (попечителя). Нередки случаи, когда опекуны или попечители усыновляют своих подопечных. Некоторые специалисты по социальному праву (Ю.Беспалов и др.) не без основания полагают, что было бы целесообразно установить правовую норму, согласно которой, до принятия судебного решения об усыновлении, ребенок передавался бы заявителю на определенное время, например, на срок 6 месяцев под опеку или попечительство. Тогда опека (попечительство) стали бы обязательной процедурой, предшествующей усыновлению.
В современных условиях одной из сдерживающих проблем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитии института приемной семьи и других способов защиты прав и интересов детей, лишенных попечительства, а также недееспособных граждан, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки и попечительства. И все же есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно развиваться не только социальной опеке и попечительству, но и в целом системе отечественной социальной работы.

Опека и попечительство представляют собой комплексный институт семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий своей целью защиту личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. С его помощью недееспособные граждане рассматриваются в качестве полноправных субъектов многих правоотношений. Потребность в опеке и усыновлении как форме воспитания ребенка в условиях семьи существовала во все времена и у всех народов. На Руси первое летописное упоминание об опеке относится к 879 г. Сведения далекого прошлого дополняются сг. 99 «Русской Правды», где говорится, что дети после смерти своего отца отдавались тому, кто им был ближе, при этом перед смертью отец мог назначить опекуном постороннее лицо.

Постепенно круг вопросов, возникающих при опеке над несовершеннолетними, стал обозначаться более четко. Появилась опека при жизни родителя по его завещанию или по назначению церковью. При Петре I опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению правительства. В период правления Екатерины II отношения по опеке подверглись серьезным изменениям - ее главной чертой стала сословность.

В конце XIX -начале XX в. в России по-прежнему основу деятельности опекуна составляли правила, аналогичные разработанным во времена Екатерины II. Несовершенство опеки того времени связано с отсутствием четкости в отношениях между опекунским учреждением и опекуном, а также четких правовых границ в деятельности опекуна.

После Октября 1917 г. форма устройства детей вместо сословного приняла общегосударственный характер. Предметом особого внимания стало обеспечение общественного воспитания осиротевшего ребенка, общеполитические, идеологические установки значительно влияли на судьбу детей. Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1927 г. по-прежнему много внимания уделял опеке и попечительству над несовершеннолетними как одному из способов защиты их личных и имущественных прав. На каждом этапе исторического развития России опека и попечительство имели свои особенности, продиктованные потребностями общества.

В соответствии с современным законодательством Российской Федерации опека устанавливается над детьми, оставшимися без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, а также над лицами, признанными судом недееспособными в силу душевной болезни.

Попечительство - это форма защиты прав и интересов несовершеннолетних в возрасте дт 14 до 18 лет и совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Попечительство над несовершеннолетними устанавливается, кроме того, с целью их содержания, воспитания и образования, а также защиты их интересов в случае утраты ими родителей.

Вопрос о правовой природе опеки над несовершеннолетними считается спорным. Во-первых, это способ восполнения дееспособности ребенка, во-вторых - своеобразный институт представительства, без которого практически невозможно защищать права и интересы несовершеннолетних детей. В-третьих, опека представляет собой одну из форм устройства в семью ребенка, оставшегося без родительского попечения. Что же касается правовых оснований опеки, то после появления нового Гражданского кодекса РФ (1997) и Семейного кодекса РФ (2001) их стало больше, чем прежде. Теперь значительный круг вопросов, связанных с опекой над несовершеннолетними, регулируется гражданским законодательством, той его частью, которая относится к физическим лицам. Сюда входят: общие принципиально важные положения; порядок установления опеки; критерии подбора опекуна; правила относительно исполнения опекуном своих обязанностей по распоряжению имуществом подопечного; условия и порядок прекращения опеки. Следовательно, значительная доля вопросов, касающихся опеки, решается с помощью Гражданского и Семейного кодексов. При использовании опеки как способа устройства ребенка в семью возникают специфические проблемы, которые можно (и нужно) разрешать с помощью норм семейного права, особенно когда речь идет об осуществлении прав и обязанностей опекуна и подопечного. Поэтому Семейный кодекс дает подробный перечень прав детей, находящихся под опекой, а также их опекунов (попечителей). Особое место в данном документе занимают правила опеки над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и социальных службах, а также права воспитанников.

В законодательной практике Российской Федерации существуют три формы социальной работы с совершеннолетними гражданами, частично или полностью утратившими дееспособность: опека, попечительство и патронаж.

Содержание социальной работы, осуществляемой опекуном либо попечителем, направлено на достижение единой цели - продление пребывания в привычной среде (в условиях семьи) граждан, частично или полностью утративших дееспособность. Данные формы предполагают индивидуальный подход к клиенту, активизацию возможностей опекуна или попечителя для обеспечения реализации потребностей клиента. Опекун (либо попечитель) способствует поддержанию, а в лучшем случае восстановлению социального статуса человека, ранее частично или полностью утратившего дееспособность.

Опека - социально-правовая форма зашиты граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического заболевания. Исторически в России существовали противоречия, связанные с определением правового статуса граждан, имеющих психические заболевания. Отечественные психиатры О.А. Чесотин, Н.Н. Баженов, С.С. Корсаков, В. П.Сербский выступали за создание законодательства, обеспечивающего, с одной стороны, защиту прав душевнобольных, с другой - защиту общества от тех или иных социально опасных действий граждан, имеющих психические заболевания. Исторически сложилось, что чаще всего опекунами являются родители, а если человек состоит в браке, то супруг (супруга) должны защищать права и интересы гражданина, признанного судом недееспособным. В случае отказа родственников от выполнения обязанностей опекуна, человек содержится за государственный счет в специализированном стационарном учреждении. Основываясь на врачебном заключении, суд может вынести постановление о разводе по заявлению здорового супруга. В отличие от российского законодательства английское право не связывает учреждение опеки с потерей гражданской дееспособности. Гражданин, имеющий психическое заболевание, сохраняет личные права и может свободно совершать гражданские акты, не теряющие своей юридической силы. Недействительной сделка признается лишь в том случае, если удается установить явно нелепое поведение больного в момент ее оформления.

На основании французского гражданского кодекса, изданного в 1804 г. (Кодекс Наполеона), предусмотрено три вида опеки, которые зависят от степени тяжести заболевания. Полная интерзик- ция (опека) исключает возможность больного пользоваться своими гражданскими правами. В более легких случаях предполагается установление опекунского надзора, когда суд признает гражданина ограниченно дееспособным и назначает советника. Суд может назначить временную администрацию над психически больным. Права временного администратора ограничены. Он может в какой-то период опекать имущество больного и заботиться о его лечении. Данные три вида опеки, безусловно, эффективны, так как устанавливаются в соответствии со степенью тяжести заболевания и способствуют предоставлению большего спектра прав, влияя на изменение правового и социального статуса подопечного. Так, опекунский надзор и временное администрирование повышают его правовой и социальный статус, предоставляя больше прав и свобод опекаемому гражданину.

В российском законодательстве предусмотрено установление попечительства как формы защиты граждан, офаниченных судом в дееспособности вследствие злоупофебления спиртными напитками или наркотическими средствами. В данном случае попечитель назначается на основании решения суда.

По просьбе совершеннолетнего дееспособного фажданина, «который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа» . Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен только с согласия данного гражданина.

Опека - социально-правовая форма защиты прав и интересов несовершеннолетних от рождения и до достижения возраста 14 лет, а также фаждан, признанных судом недееспособными. По содержанию опека предполагает постоянное взаимодействие опекуна и подопечного, устанавливается на длительное время. Опекун несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, компенсирует утраченные семейные связи и обеспечивает воспитание ребенка в условиях семьи. В отношении фажданина, утратившего дееспособность, опекун обеспечивает постоянный уход и содействует предоставлению медико-социальной помощи, социальной реабилитации, способствующих улучшению состояния здоровья подопечного.

Попечительство - социально-правовая форма, обеспечивающая содействие в осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей несовершеннолетних старше 14 лет, а также фаждан, которые офаничены судом в дееспособности вследствие злоупофебления спиртными напитками или наркотическими веществами. По просьбе совершеннолетнего дееспособного фажданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности, устанавливается попечительство в форме патронажа, прекращаемое по фебованию данного фажданина. Попечительство предполагает защиту подопечных от злоупофеблений со стороны фетьих лиц. При установлении попечительства существует автономность во взаимоотношениях попечителя и подопечного. Допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения органов опеки и попечительства и при условии, если это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов несовершеннолетнего. В результате установления попечительства нал совершеннолетними гражданами подопечный самостоятельно несет ответственность за совершенные им сделки и за причиненный вред. Но в случае совершения крупных сделок, осуществления финансовых расходов (заработной платы, пенсии и иных доходов) подопечный должен получить согласие попечителя. Попечительство допускает периодический контакт попечителя и подопечного с разрешения органов опеки и попечительства.