Субъекты и объекты права муниципальной собственности. Право муниципальной собственности

Субъекты права государственной и муниципальной собственности. Субъектами государственной собственности являются государство (Российская Федерация в целом), а также государственные образования - субъекты РФ, к которым относятся республики, края, области, автономные округа, автономная область, а также города федерального значения. Все они перечислены в ст. 65 Конституции РФ. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта регулируются специальным федеральным конституционным законом (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"*(224)).

Субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения*(225)). Все муниципальные образования регистрируются в государственном реестре муниципальных образований*(226).

Основы разграничения полномочий указанных субъектов в сфере управления принадлежащей им собственностью установлены в Конституции РФ. В частности, федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. "д" ст. 71 Конституции РФ). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также разграничения государственной собственности (пп. "в" и "г" ст. 72 Конституции РФ). Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения ее субъекты обладают всей полнотой государственной власти; в частности, в их ведении - государственная собственность субъектов РФ и управление ею (ст. 73 Конституции РФ). Муниципальная собственность, а также владение, пользование и распоряжение ею находятся в ведении муниципальных образований (ч. 1 ст. 130, ст. 132 Конституции РФ).

3.Содержание права государственной и муниципальной собственности.

По мнению С.М. Корнеева, управление не образует самостоятельного правомочия, а представляет собой синтез распоряжения и пользования, а владение включает в себя учет имущества, установление правил его хранения и осуществление государственного контроля за его использованием.

На разносторонний характер содержания права собственности указывал и В.П. Мозолин, предложивший новый вариант концепции разделенной государственной собственности. С его точки зрения «юридические правомочия собственника… подходят лишь для раскрытия содержания права хозрасчетной собственности (т. е. прав предприятия - И.А.). В отношении же права общегосударственной собственности они не всегда применимы. Основным правомочием в этом случае служит правомочие административно-организационного характера, направленное на обеспечение эффективного использования государственной собственности в интересах социалистического общества». Им охватываются «действия по созданию благоприятных условий хозяйствования... и осуществлению контроля».

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Практика строительства органов местного самоуправления идет по пути разграничения правомочий собственности от правомочия по управлению и даже «распоряжению» объектами муниципальной собственности. Права собственности подавляющее большинство уставов муниципальных образований закрепляет за муниципальными образованиями, а вот полномочия по управлению и распоряжению предоставляются главам администрации, администрациям муниципальных образований, их структурным подразделениям.

Публичный характер субъективного права муниципальной собственности предопределяет его субъектную неопределенность. Муниципальное образование в гражданском обороте составляет некий «идеальный субъект», никогда не появляющийся перед своим контрагентом «лично».

Реализация субъективного права муниципальной собственности таким образом возможна только теми способами, которые дают нам образ субъекта этого права. Критериями, позволяющими определить присутствие такого «образа» в отношениях гражданского оборота, выступают имя и интерес.

От имени и в интересах муниципального образования действуют органы местного самоуправления (представительные и исполнительные), реализуя правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Однако реализация этих правомочий осуществляется ими не обязательно и не главным образом в гражданско-правовых формах, каковыми служат разнообразные сделки, но в специфических формах управления и контроля. Эти способы принято называть непосредственным осуществлением права муниципальной собственности.

Непосредственная хозяйственная деятельность - производство и реализация товаров, сбыт и снабжение, оказание иных услуг - не дело государства либо органов местного самоуправления. Органы власти заниматься хозяйственной деятельностью не должны. Властная государственная деятельность и коммерческая работа по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при добросовестном отношении к делу и отсутствии заведомых злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них, о чем свидетельствует опыт распространенного в прежней административно-командной системе так называемого управления на хозрасчете (учреждения Госснаба и им подобные). Такое совмещение если не прямо поощряет, то во всяком случае создает благоприятные условия для злоупотреблений властью.

Отсюда следуют два вывода: 1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий и 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо деятельность, направленную на извлечение дохода или иной выгоды. Согласно п. 2 ст. 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-I запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

К непосредственным способам осуществления права муниципальной собственности относятся формы прямой демократии. В случаях, предусмотренных законом и уставами муниципальных образований, правомочия собственника осуществляется населением непосредственно.

Субъекты права муниципальной собственности:

Население муниципального образования (ст. 130 КРФ) территориально организованное как муниципальное образование. Термин МО в целях субъекта права собственности понимается как население, объединенное территорией. Субъект права – именно население. Всё население.

- от имени МО правомочия собственника осуществляют органы местного самоуправления (ст. 51 ФЗ-131; ст. 215 ГК РФ, ч.2 и 3 ст.125 ГК РФ). От имени всех жителей МО какая-то часть может выступать только по поручению общего числа жителей. На деле функции собственника осуществляют органы и должностные лица МО. Собственник свои правомочия в подавляющем большинстве случаев осуществляет не сам, а через иные субъекты.

Нельзя отождествлять муниципальную собственность с собственностью корпоративной, кооперативной и т.п. Собственник коллективный. Его нельзя разбивать на отдельных субъектов. Один конкретный человек не имеет права ни на какую часть имущества. В отношении муниципальной собственности отдельные действия может осуществлять только коллективный собственник. Решение принимается коллективно и оформляется соответствующим образом.

ГК не конкретизирует, каким образом понимать МО. Он не признает правосубъектность населения МО. ГК воспринимает МО как публичный субъект. Это проблема в определении субъектного состава в отношении муниципальной собственности. По ГК МО – не ОМСУ. То есть с ЮЛ не отождествляет.

?! Органы местного самоуправления как юридические лица в форме казенных учреждений (ч. 7 ст. 37, ч. 9 ст. 35, ч. 2,3 ст. 41 ФЗ-131). Проблема разграничения правосубъектности органов МСУ и публичных субъектов в гражданском обороте.

Это неудачное законодательное решение. Есть ряд проблем. ОМСУ – это ЮЛ. Если взять ГП – правосубъектность у ЮЛ возникает с момента его регистрации. Здесь порядок формирования другой. Деятельность МО зависит от правосубъектности органов и должностных лиц как ЮЛ. Но их правосубъектность производна от правосубъектности МО. Если орган не зарегистрирован – получается, что действовать он не может.

Другая проблема. Мало того, что ОМСУ – ЮЛ в форме казенных учреждений, внутренние организационные структуры также могут быть наделены статусом ЮЛ. До 2003 года органы не были ЮЛ. Ничего в этом плохого не было.

?! ТОС субъекты права муниципальной собственности. Территориально-общественное самоуправление регистрируется в качестве ЮЛ в форме некоммерческой организации. Цель создания и функционирование – решение местных вопросов, но не в масштабах всего МО, а в масштабах определенной территории, входящей в состав МО. Например, район города. Их не следует воспринимать как субъектов публичной власти. Цели их деятельности близки к целям деятельности МО. Субъект – население, объединенное территорией. Собственность должна носить целевой характер – только то, что будет служить для достижения целей деятельности. Поэтому есть сходство права собственности ТОС и МО. То есть это разновидность муниципальной собственности, но в меньшем масштабе. Судебная практика говорит о недопущении расширения круга собственников муниципального имущества. Не допускается осуществления полномочий собственника иными органами, кроме указанных в ГК. Вопрос – насколько допустимо говорить о том, что ТОС – субъект права муниципальной собственности. Но ни под какие другие признаки собственность не подпадает. Другого логичного вывода сделать нельзя. П.10 приложения к ИП президиума ВАС от 28.04.1997г №13.

Объекты муниципальной собственности можно классифицировать:

1) по характеру ¾ на недвижимое (здания, сооружения, земельные участки, коммуникации) и движимое (оборотные средства муниципальных предприятий и учреждений, доходы от муниципальной собственности, поступления от местных налогов и сборов ) имущество;

2) по назначению ¾ на объекты производственного (предприятия местной промышленности, ремонтные, строительные, эксплуатационные и т. п.) и непроизводственного (здравоохранение, образование, социальное обслуживание, культура и т. п.) назначения.

Значительную часть объектов муниципальной собственности составляют основные фонды непроизводственного назначения:

1) жилой фонд;

2) нежилой фонд (административные здания, школы, дошкольные учреждения, больницы, поликлиники, санатории, театры, кинотеатры, стадионы, бассейны и т. п.);

3) объекты инженерной инфраструктуры, относящиеся к жилищно-коммунальному хозяйству: сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, тепло-, электро-, газоснабжения, объекты внешнего благоустройства и санитарного надзора;

4) транспортные системы: дорожная сеть в пределах городской черты, предприятия городского пассажирского транспорта;

5) земельные участки, в том числе зеленые зоны в пределах городской черты (сады, парки, скверы).

Главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью» и на этом основании выступают в качестве второстепенных субъектов права муниципальной собственности. К таким субъектам можно отнести:

§ главу муниципального образования ;

§ представительный орган муниципального образования ;

§ структурные органы и подразделения местной администрации ;

§ орган управления муниципальным хозяйством;

§ муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;

§ другие организации с правом управления муниципальной собственностью.



Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, ¾ население непосредственно.

20.3. Муниципальная и другие типы собственности:
сравнительная характеристика

Основной субъект владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью ¾ местное сообщество , т. е. население муниципального образования в целом. При этом каждый член местного сообщества является собственником лишь в составе так называемого совокупного субъекта ¾ общества. В то же время в качестве дополнительных субъектов отношений муниципальной собственности выступают органы, причастные к управлению ею. По данным характеристикам муниципальная собственность близка к общественной (в рамках общества, проживающего в границах муниципального образования) и государственной собственности. Можно с уверенностью утверждать, что муниципальная собственность в большей степени близка к государственной: ведь собственником последней также выступает в первую очередь общество в целом (население как источник государственной власти), но в масштабах всей страны (здесь собственники в определенной степени «пересекаются»), а для управления государственной собственностью создаются специальные органы, которые ¾ как и в случае с муниципальной собственностью ¾ также являются дополнительными субъектами соответствующих отношений.

Объектами муниципальной собственности, как показано выше, являются, прежде всего, муниципальные земли, ресурсы, финансово-кредитные организации, предприятия и их имущество, различное движимое и недвижимое имущество , т. е. в собственности муниципальных образований находятся самые разнообразные объекты, расположенные на соответствующей территории. Муниципальная собственность по своей природе обладает двумя важнейшими особенностями.

1. Муниципальная собственность имеет социальную направленность. В исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые особенно важны для жизнеобеспечения определенного населенного пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно отнести, например, городские парки и памятники культуры. Таким образом, во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности (спортивные, образовательные и др.) социально ориентированы.

2. Муниципальная собственность выполняет функции экономической основы местного самоуправления . Например, муниципальные предприятия в соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации являются коммерческими предприятиями . Имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую деятельность этих органов.

Таким образом, по характеру объектов собственнических отношений к муниципальной собственности наиболее близка государственная: здесь также в собственности в первую очередь находятся объекты жизнеобеспечения и объекты производственного и социально-экономического назначения (предприятия и учреждения).

Проведенный выше анализ показывает, что муниципальная собственность по своей природе наиболее близка к государственной собственности . Сущность первичного собственника в обоих случаях сходна: население соответствующей территории. Характер объектов государственной и муниципальной собственности также близок: среди основных функций этих объектов ¾ стабилизирующая и обеспечивающая социально-экономическое благополучие населения. К особенностям и государственной, и муниципальной собственности относятся ее общественный характер (владеет не каждый член общества, а все вместе) и наличие органов-посредников, создаваемых для управления ею.

2.1. Субъекты владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью

Понятия «владение, пользование и распоряжением муниципальной собственностью» и «управление муниципальной собственностью» нельзя рассматривать как однопорядковые. Первый термин по своему содержанию более емкий и глубокий, чем второй. Можно управлять муниципальной собственностью, не владея этой собственностью. Однако собственник может не только владеть и пользоваться, но одновременно самостоятельно управлять своей собственностью.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжением муниципальной собственностью. Как видим, в основном российском законе вопрос о субъектах владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью остается открытым. В нем лишь идет о субъектах управления муниципальной собственностью (п.1ст.132).

Согласно пункту 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополняет положение статьи 215 ГК РФ. В пункте 2 статьи 29 подчеркивается, что в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население от имени муниципального образования непосредственно осуществляет права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

В новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ вышеприведенное уточнение опущено. Законодатель в пункте 1 статьи 51 определил, что только органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми органов местного самоуправления.

Муниципальная собственность как форма общенародной (общественной) и публичной собственности передается от имени муниципальных образований как гражданско-правовых субъектов органам местного самоуправления на праве собственности для самостоятельного владения, пользования, распоряжения и управления муниципальным имуществом. Население муниципальных образований, не говоря о местных сообществах, по существу не имеет никаких прав в части владения, пользования и муниципальной собственностью. Местная управленческая элита в лице депутатского корпуса и муниципального чиновничества получила правовую основу для бесконтрольного пользования и распоряжения муниципального имущества. Муниципальная собственность из общественного достояния, т.е. достояния местных сообществ, фактически превратилась в собственность муниципальной корпоративной управленческой элиты. Она будет распоряжаться муниципальной собственностью как своей, с учетом своих собственных интересов и интересов определенных групп и отдельных личностей в местных сообществах.

2.2. Субъекты управления муниципальной собственностью

Федеральное законодательство позволяет выделить две группы управления муниципальной собственностью.

В первой группе в качестве основных субъектов управления муниципальной собственностью выступают органы местного самоуправления. При этом подчеркивается их самостоятельность в управлении муниципальной собственностью (пункт 1 статье 132 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование. Им предоставлено право отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Вторую группу субъектов управления муниципальной собственностью составляют физические или юридические лица, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления иных муниципальных образований, которым органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование.

В этой группе особое место занимают муниципальные организации в виде муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Их учредителями являются органы местного самоуправления, которые закрепляют имущество, находящееся в муниципальной собственности, во владение, пользование и распоряжение за муниципальными унитарными предприятиями на правах хозяйственного ведения и муниципальными учреждениями - в оперативное управление.

Речь также идет об участии органов местного самоуправления в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Уровни управления муниципальной собственностью . Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью представляет собой сложную систему отношений между ее субъектами. В ней можно выделить несколько уровней.

Первый уровень. Субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью выступает непосредственно само местное сообщество. На этом уровне определяются отношения между местным сообществом и органами местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления.

Вместе с тем в федеральное законодательство не предусматривает непосредственного участия местных сообществ, населения муниципальных образований в управлении муниципальной собственностью.

Второй уровень – это отношения, которые складываются в процессе управления муниципальной собственностью:

Между органами местного самоуправления (представительными органами и исполнительно-распорядительными органами);

Между органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления (между представительным органом и главой муниципального образования, между местной администрацией и главой муниципального образования и т.п.).

Третий уровень – это отношения, возникающие между собственником в лице органов местного самоуправления и теми организациями, физическими лицами, которым передано в управление муниципальное имущество.

Четвертый уровень характеризует отношения, которые складываются и развиваются между структурными органами и подразделениями местной администрации в процессе управления муниципальной собственностью.

Управление муниципальной собственностью должно носить открытый характер. Органы местного самоуправления обязаны через средства массовой информации ежегодно информировать местные сообщества об эффективности использования муниципальным имуществом, об итогах проведения всех крупных операций с муниципальной недвижимостью и планах ее использования на последующий период.

Согласно ст. 130 Конституции РФ муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Она призвана служить экономической основой для самостоятельной, признаваемой Конституцией РФ деятельности населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения (ст. 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). Поэтому отдельные попытки отождествить эти формы собственности между собой, как это, например, сделано в Уставе г. Москвы, в котором одновременно признается и государственная собственность г. Москвы, и муниципальная собственность г. Москвы, а власти города именуются лицом, обладающим двойным (и государственным, и муниципальным) статусом (п. 19-21 ст. 11 Устава), есть не что иное как смешение конституционных основ построения Российской Федерации как государства (ср. ст. 11 и ст. 12 Конституции РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК субъектами права муниципальной собственности признаются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения и т.п.). Все они подлежат регистрации в Федеральном реестре муниципальных образований.

Вместе с тем муниципальные образования как собственники обладают рядом общих признаков с государством и государственными образованиями. Как и государство, они являются публичными собственниками, поскольку представляют интересы всех людей, проживающих на их территории, и призваны использовать принадлежащее им имущество в интересах большинства Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. - "Юстицинформ", 2005. с. 312..

Не обладая суверенитетом, они тем не менее наделены рядом нормотворческих функций - правом самостоятельно определять порядок и условия приватизации принадлежащего им имущества, устанавливать условия использования земель, находящихся в их границах, и т.п. (п. 3 и 4 ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления). Все это и позволяет объединить государственную и муниципальную собственность в единую форму (вид) собственности - публичную собственность.

Объектами права муниципальной собственности являются имущество органов местного самоуправления, земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, банки, жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество (п. 1 ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Перечень объектов, подлежащих передаче из государственной собственности в муниципальную, содержится в Приложении N 3 к постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. Порядок передачи этих объектов установлен тем же постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. и распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г.

Согласно п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 документом, подтверждающим право муниципальной собственности, является Реестр муниципальной собственности, который обязан вести орган по управлению муниципальным имуществом.

Но даже если такой объект и не был включен в реестр или перечень объектов муниципальной собственности, но в силу Приложения N 3 к указанному постановлению Верховного Совета РСФСР подлежал передаче в муниципальную собственность, судебная практика признает его объектом муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Согласно п. 1 ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления субъекты РФ обязаны передавать в собственность муниципальных образований объекты, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.

Передача же объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность Российской Федерации или ее субъектов может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда (п. 1 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г.).