Турбины всех видов, млн кВт. Либерализация цен в России

Заседал в Патриаршей резиденции в Даниловом московском мон-ре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) .Решение о созыве внеочередного А. С. было принято на заседании Свящ. Синода 28 дек. 1989 г. в связи с обострением межнациональных и межконфессиональных отношений в отдельных регионах страны, в первую очередь на Зап. Украине в результате легализации деятельности Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), а также в связи с возобновлением движения раскольников-автокефалистов. После того как 29 окт. 1989 г. униатами был насильственно занят львовский Преображенский собор, процесс захвата правосл. храмов греко-католиками и раскольниками на Зап. Украине принял массовый характер. Начало этому процессу положило создание Комитета защиты Украинской католической Церкви, благодаря усилиям к-рого УГКЦ был придан образ «Церкви-мученицы», пострадавшей от сталинских репрессий, тогда как правосл. Церковь, пострадавшая в несравненно большей степени, националистической пропагандой обвинялась в пособничестве советским властям и КГБ.

6 нояб. 1989 г. архиеп. Львовский Ириней (Середний) и епархиальное духовенство обратились с открытым письмом к Римскому папе Иоанну Павлу II , в к-ром потребовали остановить подстрекательство к погромам и захватам храмов. Однако после встречи 1 дек. 1989 г. Председателя Верховного Совета СССР М. С. Горбачёва и папы УГКЦ получила законный статус и, используя националистические настроения в западноукр. областях, развернула настоящее гонение на Православие. Униатскую церковь на территории Украины в это время возглавлял ранее действовавший нелегально архиеп. Владимир (Стернюк). Используя экстремистские настроения среди греко-католиков, он требовал возвращения УГКЦ всех храмов и имущества по состоянию на 1939 г. После того как в нач. 90-х гг. на выборах в местные советы в западноукр. областях победу одержали представители национал-демократов, униаты получили неограниченную поддержку со стороны властей.

Одновременно с возрождением унии на Украине, также при поддержке националистических сил, возобновилась деятельность раскольников-автокефалистов. В февр. 1989 г. в Киеве при поддержке «Народного руха Украины», об-ва «Мемориал» и др. орг-ций был образован Комитет по возрождению Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), призвавший правосл. приходы Украины к выходу из юрисдикции Московского Патриархата. 19 авг. 1989 г. приход львовской Петропавловской ц. во главе с настоятелем прот. Владимиром Яремой заявил о своем выходе из РПЦ, к Петропавловскому приходу присоединились неск. западноукр. общин, мотивировавших свои действия тем, что автокефалия якобы способна остановить распространение унии.

После безуспешных попыток найти поддержку у К-польского Патриарха Димитрия сторонники автокефалии стали налаживать контакты с эмигрантскими раскольничьими структурами, к-рые вели свое происхождение от УАПЦ, образованной в 1942 г. Поликарпом (Сикорским) . Одновременно автокефалисты Галиции нуждались в поддержке канонического архиерея из Московского Патриархата, к-рый согласился бы примкнуть к их движению. Таковым стал уволенный на покой еп. Иоанн (см. В. Боднарчук). 20 окт. 1989 г. состоявшийся во Львове «собор» раскольников направил на его имя офиц. предложение возглавить УАПЦ. 22 окт. 1989 г. Боднарчук, поправ каноны, совершил во львовском Петропавловском храме диаконскую хиротонию. Вскоре на предложение автокефалистов откликнулся и др. «иерарх» - лжемитр. Мстислав (Скрыпник) , последний из лжеиерархии, восходящей к Поликарпу (Сикорскому). Проживавший в США Мстислав (Скрыпник) поручил непосредственное управление приходами УАПЦ на Украине Боднарчуку, к-рого возвел в сан «архиепископа». Новообразованная раскольническая структура открыто декларировала свое преемство по отношению к «самосвятской» УАПЦ, образованной после Киевского «собора» 1921 г., и УАПЦ Поликарпа (Сикорского), провозглашенной в 1942 г. 1 нояб. 1989 г. Боднарчук официально объявил о своем выходе из юрисдикции Московского Патриархата, 14 нояб. на расширенном заседании Свящ. Синода РПЦ за учиненный раскол он был лишен монашества и всех степеней священства.

Постановлением Свящ. Синода РПЦ от 15 дек. 1989 г. клирики зап. епархий Украинского экзархата, уклонившиеся в унию, были запрещены в священнослужении. В связи с продолжавшимися захватами униатами храмов в зап. областях Украины 15 дек. 1989 г. Свящ. Синод выступил с особым заявлением, 20 дек. Патриарх Пимен направил телеграммы по этому вопросу М. С. Горбачёву, папе Римскому Иоанну Павлу II, Съезду народных депутатов СССР, Генеральному прокурору СССР и др. офиц. лицам. По договоренности с Ватиканом 12-17 янв. 1990 г. в Москве состоялась встреча представителей Римо-католической и Русской Православной Церквей для обсуждения ситуации на Украине, были выработаны «Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине», к-рые должны были стать основой для урегулирования создавшегося положения.

В краткой речи на открытии А. С. Святейший Патриарх Пимен обозначил главную тему Собора - «раскол, учиненный сторонниками так называемой Украинской автокефальной православной церковью». По докладу митр. Киевского Филарета (впосл. анафематствованного, см. М. Денисенко) А. С. подтвердил решение Синода о лишении сана Иоанна (Боднарчука), заявил о «неканоничности провозглашенной им «Украинской автокефальной православной церкви греко-украинского обряда» и призвал священнослужителей и мирян, уклонившихся в раскол, вернуться в ограду Матери-Церкви. Собор обратился к правительствам СССР и Украинской ССР «с настоятельной просьбой способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония со стороны униатских экстремистов, чтобы существующие проблемы в отношениях между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине решались на основании закона, с учетом интересов и прав сторон, без какой-либо дискриминации и с уважением к договоренностям, выработанным в результате переговоров между Московским Патриархатом и Римо-католической Церковью». А. С. одобрил «Рекомендации» совещания 12-17 янв. 1990 г. и направил Председателю Верховного Совета СССР М. С. Горбачёву телеграмму с призывом «способствовать немедленному прекращению актов насилия и беззакония», совершаемых укр. греко-католиками и раскольниками-автокефалистами совместно с представителями ультранационалистических политических движений.

Во исполнение решения А. С. была создана четырехсторонняя (Московский Патриархат, УПЦ МП, Ватикан и греко-католич. Церковь на Украине) комиссия по урегулированию отношений между православными и католиками вост. обряда в зап. областях Украины, к-рая в ходе заседаний 8-13 марта во Львове выработала практические решения по распределению храмов между православными и униатами. Однако 22 марта было опубликовано заявление греко-католич. Церкви на Украине, в к-ром говорилось, что по согласованию с папой Иоанном Павлом II все документы комиссии признаются неправомочными, затем греко-католики вышли из состава комиссии. Умножились случаи захватов храмов, 10 апр. 1990 г. Свящ. Синод РПЦ заявил протест против подобных действий.

По докладу Председателя ОВЦС архиеп. Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) , председателя Редакционной комиссии А. С., Собор принял «Положение о экзархатах Московского Патриархата», внеся его в качестве 7-го разд. в «Устав об управлении Русской Православной Церкви» . Принятию Положения предшествовало образование Белорусского экзархата . В соответствии с Положением была существенно расширена внутренняя самостоятельность Украинского экзархата. Оба экзархата, согласно решению Собора, стали именоваться также Украинской и Белорусской Православными Церквами. В соответствии с Положением при экзархе, главе экзархата, должен быть создан Синод с функциями, аналогичными функциям Свящ. Синода РПЦ, в Положении была предусмотрена полная самостоятельность экзархатов в финансовом отношении. Новое «Положение об экзархатах» призвано было, как надеялись отцы Собора, ограничить распространение раскольнических движений на Украине и предотвратить их появление в Белоруссии.

Прот. Владислав Цыпин, В. И. Петрушко

НЕ ПРОЙДЕТ И 25 ЛЕТ?

2012 г.

1990 г.

2012 г. в % к 1990 г.

Электроэнергия, млрд кВт-ч

Нефть добытая,

включая газовый конденсат, млн т

Газ горючий природный (естественный),

млрд куб. м

Мясо, включая субпродукты I категории, млн т

Колбасные изделия, млн т

Цельномолочная продукция

(в пересчете на молоко), млн т

Ткани х/б, млрд кв. м

Ткани шерстяные, млн кв. м

Ковры и ковровые изделия, млн кв. м

Трикотажные изделия, млн штук

Пальто, полупальто, млн шт.

Обувь, млн пар

Пиломатериалы, млн куб. м

Целлюлоза товарная, млн т

Бумага, млн т

Готовый прокат черных металлов, млн т

Турбины всех видов, млн кВт

Электродвигатели переменного тока, тыс. шт.

Краны мостовые электрические, шт.

Экскаваторы, шт.

Тракторы, тыс. шт.

Зерноуборочные комбайны, тыс. шт.

Металлорежущие станки, тыс. шт.

Холодильники и морозильники бытовые, млн шт.

Машины стиральные, млн шт.

Троллейбусы, шт.

Грузовые автомобили, тыс. шт.

Легковые автомобили, тыс. шт.

Автобусы, тыс. шт.

Мотоциклы, тыс. шт.

Вагоны пассажирские магистральные, шт.

Самолеты гражданские, шт.

Использованы данные Федстата, ФТС и Минэкономразвития РФ

Комментарий главного редактора «ЭФГ»: Честно говоря, очень надоело каждый свой ежегодный комментарий (на моей памяти – вроде уже пятнадцатый) к итоговой таблице, характеризующей итоги развития промышленного производства за год, начинать словами: «К сожалению, и в этом году, спустя такой-то год капитализма, буржуазной России не удалось достичь уровня промышленного производства, достигнутого в 1990 году». Но что делать?Цифры говорят сами за себя. А цифры – очень, очень упрямая вещь. Стратегические собственники, расхватавшие общенародную и коллективную собственность, и эффективные менеджеры, из числа тех, кто успел раньше всех перебежать под знамена другого цвета, ну никак не могут осилить этот рубеж.

Учитывая склонность нашей нынешней власти к постоянным изменениям и манипуляциям с трудно уловимыми показателями, мы, как всегда, постарались сравнивать только сравнимые показатели.

В статистике наиболее надежный способ сравнения – сравнение натуральных, а не стоимостных показателей, хотя и этот способ не лишен недостатков.

Тем не менее, если в России в 2012 году произведено меньше электроэнергии (1064 млрд кВт-ч), чем двадцать два года назад (1082 кВт-ч), в 1990-м, при любой динамике ВВП это означает, что экономика сильно деградировала, ибо производство электроэнергии – это один из главных интегральных показателей, по которым оценивается уровень развития производительных сил страны.

Например, США в 1990 году произвели около 2800 миллиардов кВт-ч электроэнергии, а в 2012-м – 4800 миллиардов кВт-ч, то есть производство выросло на 68 процентов. При этом ВВП США вырос с 9,2 до 15 трлн долларов, то есть примерно на 63 процента (без учета инфляции). Китай в 1990 году произвел около 700 млрд кВт-ч электроэнергии, то есть много меньше, чем РФ, а в 2010 году – около 4800 млрд кВт-ч, то есть увеличил производство в 7 раз и догнал США.

Рост ВВП Китая за этот период составил в текущих ценах около 11 раз, а в сопоставимых – около 7 раз.

Иными словами, рост производства электроэнергии и рост ВВП очень жестко коррелируют и второе невозможно без первого. (К слову сказать, в России с 2000 года, когда было произведено 878 млрд кВт-ч, до 2012 года – 1064 млрд кВт-ч, рост производства электроэнергии составил всего 21,1 процента, или чуть менее двух процентов в год; так что рассказы об удвоении ВВП слушать, конечно, интересно, но в уме эту странную и удивительную особенность путинской России, где ВВП может бурно расти без соответствующего роста производства электроэнергии, нужно держать обязательно, дабы не обманываться самим и не давать обманывать себя другим.)

При этом мы сравнивали только ту номенклатуру, которая осталась неизменной и поэтому корректно-сравнимой как в 1990-м, так и в 2012 году.

Многие же важные высокотехнологичные показатели, как и прежде, блестяще отсутствуют.

Вряд ли нужно пояснять причину исчезновения статистики по этим номенклатурам, настолько она тривиальна. Путинская Россия их не производит, потому что производить не в состоянии – многие заводы физически уничтожены, некоторые перепрофилированы, оставшиеся дышат на ладан.

Исчезло из статистики производство фототехники и часов, по которым СССР был одним из мировых лидеров, входя в тройку-пятерку стран-производителей. Объемы производства в этих высокотехнологичных отраслях сегодня смехотворны. В 2012 году устройства фотографирования, видимо, в стране не производились, как не производились в ней и устройства связи, а часов было произведено никто не знает сколько, но всё же вряд ли более 0,5 миллиона штук.

Некоей отрадной ноткой можно считать возвращение в Россию производства мотоциклов. Но пока, увы, в лабораторных количествах – примерно 27 тысяч штук. Для сравнения: в 1990 году в РСФСР было произведено около 1,8 миллиона фотоаппаратов, около 60 миллионов часов и 765 тысяч мотоциклов.

Да, в России осуществляется сборка телевизоров на дочерних предприятиях транснациональных корпораций – около 5 млн штук в год. Основными производителями являются российские подразделения LG, Samsung, Philips, Rolsen и Vestel. Большая часть комплектующих, все конструкторские разработки и дизайн принадлежат ТНК. Кто хочет, может считать это производство российским.

Три отечественные до некоторой степени компании – «Полар», «Стандарт» и «Видеофон», помимо сборки LG и Philips, производят из непонятных комплектующих некоторое количество телевизоров под отечественными брендами «Рекорд» и «Ru bin », которое вряд ли превышает 3 процента (не более 200 тысяч штук) от нынешнего российского рынка. В РСФСР в 1990 году под российскими брендами «Рубин», «Темп», «Радуга», «Рекорд» и др. было собрано около 4,7 млн телевизоров, полностью являвшихся плодом отечественной инженерно-конструкторской разработки и из полностью отечественных комплектующих.

По многим показателям произошло изменение размерности, к примеру киловатты вместо штук или миллиарды рублей вместо тонн. Поэтому, дабы соблюсти статистическую и научную корректность, мы сравнивали только сравнимое.

Из 50 показателей, которые достаточно полно, всесторонне и нетенденциозно характеризуют состояние российской индустрии, только по 9 уровень 1990 года достигнут или перекрыт.

По 34 показателям объемы производства в 2012 году не достигают 90 процентов от уровня 1990 года, а по 23-м – не превышают 50 процентов уровня 1991 года.

Если говорить об уровне жизни, то для нас в «ЭФГ» базовым показателем является не рост доходов – показатель, которым пользуются троечники с экономических и юридических факультетов и политозабоченные проправительственные публицисты, а базовый коэффициент уровня жизни (БКЖ) – соотношение средней зарплаты и неизменного потребительского набора, с помощью которого можно корректно сравнивать уровни жизни не только разных периодов, но и в разных странах.

В РСФСР в 1990 году это соотношение равнялось 8,3 (средняя зарплата была равна 297 руб., а неизменный набор (в него входит определенное количество продуктов, оплата санитарно-гигиенической нормы жилья, транспортные услуги и лекарства) стоил около 35,8 руб.).

В 2012 году соотношение средней зарплаты (26690 руб.) и того же самого набора (6010 руб.) составляло примерно 4,4. Налицо падение уровня жизни почти в 2 раза.

Впрочем, если мы воспользуемся не среднеарифметической величиной зарплаты (еще один любимый показатель некомпетентных политиков или ангажированных аналитиков), а ее медианой (что намного более правильно в условиях сильного имущественного расслоения общества), то картина будет еще более разительной. Медиана – это такое значение величины заработной платы, зарплату ниже и выше которой получают равные количества россиян. В 2012 году медиана находилась где-то между 17 и 18 тысячами рублей. То есть из примерно 75 миллионов экономически активного населения РФ (в него не входят дети, пенсионеры и неработоспособные) примерно 37,5 миллиона человек получали заработную плату меньше 17,5 тысячи, а 37,5 миллиона человек – больше. При этом около 75 процентов россиян получали зарплату меньше средней. Такое сильное смещение между медианой и средней арифметической происходит из-за очень высоких зарплат и доходов примерно 15 процентов наиболее богатых россиян.

При переходе от среднеарифметической к медиане для РСФСР-1990 соотношение практически не изменится и будет равно 8, а вот для РФ-2012 надо будет соотнести медианную зарплату в 16–17 тысяч рублей всё с тем же набором (6010 рублей), и получим мы, увы, что соотношение это составляет примерно 3 раза.

В целом если российская промышленность сохранит нынешние темпы, не исключено, что года через три-четыре ей удастся приблизиться наконец к уровню 1990 года. То-то шуму будет…

По сравнению с 2011 годом рост реального сектора был весьма незначительным, а в основных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, машиностроении и химии, его практически и не было. Машиностроение топталось на месте – рост на 0,4 процента, в большинстве подотраслей химической промышленности и вовсе наблюдался небольшой спад.

Одним из очень немногих отрадных явлений стало заметное увеличение производства в гражданском авиапроме: с 13 самолетов в 2011 году до 18-ти в 2012-м. Достаточно серьезный рост производства имел место и в автомобильной промышленности (с 1,7 млн до 1,9 млн штук легковых автомобилей), но и здесь преимущественно за счет тех же самых ТНК, которые на своих мощностях в петербургском автомобильном кластере активно наращивают выпуск своих моделей.

При этом цена барреля нефти весь год простояла у отметок 110–115 долларов/баррель. Иными словами, пока конъюнктура более чем благоприятна для российской экономики. Надолго ли?

Алексей Петрович ПРОСКУРИН

К 1990 году проблемы, стоящие перед экономикой, обострились. Политика перестройки не смогла остановить общего ухудшения экономических показателей; по официальным оценкам ЧНП сократился в 1990 г. на 4%. Большая часть сокращения производства приходится на промышленность, строительство и транспорт, в то время как общий объем условно-чистой продукции в сельском хозяйстве, несмотря на едва ли не рекордный урожай зерновых, по оценкам остался почти таким же, как в прошлом году. Сфера обслуживания продолжала расти, что дало основание администрации надеяться, что темпы падения ВВП снизятся и составят прибл. около 2%. В 1990 г. ожидалось сокращение прибылей предприятий, рост которых в 1986 — 1988 гг. составил в среднем более 10% в год. Заработная плата и оклады увеличились прибл. на 12%, а общие доходы населения возрасли еще значительнее (в 1990 г. на душу населения, пересчитанный по новому коммерческому курсу рубля, составил 1780 американских долларов). Впервые за послевоенные годы общая занятость в 1990 г., вероятно, сократилась, и (хотя официально и не признанная в СССР) по неофициальным оценкам должностных лиц составила около 1,5% от общей численности рабочей силы.

В 1990 г. власти предприняли меры по ужесточению финансовой политики. Государственный бюджет был движущей силой денежной эмиссии, и поэтому основной акцент был сделан на бюджетно-финансовые меры, в частности на сокращении государственных инвестиций и разработку альтернативы финансированию дефицита за счет денежной эмиссии. Согласно официальным прогнозам, дефицит в 1990 г. в целом соответствовал бюджетному плану, что означает его сокращение до менее чем 8,5% от ВВП. Однако, план финансирования большей доли дефицита путем выпуска правительственных облигаций для внебанковской системы потерпел провал. Эмиссия ликвидности оставалась значительной, поскольку сокращение бюджетного дефицита было задержано расширением кредитования предприятий.

В 1990 г. открытая и подавленная инфляция продолжала нарастать. По официальным оценкам розничные цены за год возросли на 5% в целом, а общий уровень инфляции (т. е. включая оценку подавленной инфляции) составил около 12%. В результате быстрого роста денежной наличности в комбинации с неизменными государственными ценами в последние годы у населения и предприятий скопились значительные суммы «лишних» денег. В настоящее время избыточная ликвидность оценивается прибл. в 250 млрд. рублей (или около трети общего объема финансовых активов), причем около двух третей этой суммы приходится на наличность и вклады населения. Этот растущий денежный избыток является неотъемлемой частью растущего дефицита.

Согласно официальным оценкам, которые могут оказаться завышенными вследствие скрытой инфляции, реальное потребление в 1990 г. возросло прибл. на 3%, что значительно ниже средних показателей за 1986 — 1989 гг. Импорт товаров потребления продолжает расти. Однако поставка некоторых видов продукции значительно сократилась и дефицит основных товаров потребления вызывает растущую тревогу.

Продолжающееся сокращение добычи нефти и тот факт, что цены на нефть и другие энергетические ресурсы в торговле стран СЭВ были установлены в целом на весь год, означали, что СССР не смог в полной мере воспользоваться резким повышением цен на нефть на мировом рынке во второй половине 1990 г. Объем экспорта нефти сократился в 1990 г. почти на 20%, причем основная тяжесть этой ситуации легла на плечи стран СЭВ. Торговля со странами без конвертируемой валюты привела к увеличению дефицита по сделкам 1990 г., в основном из-за сокращения экспорта нефти. Дефицит по текущим счетам (за исключением золота) в конвертируемой валюте составил почти 11 млрд. американских долларов. В то время, как поступления за счет экспорта золота возросли почти до 4 млрд. американских долларов, в целом по движению капитала было зарегистрировано отрицательное сальдо в размере 7 млрд. американских долларов вследствие резкого сокращения объема краткосрочного кредита и того, что доступ к международным рынкам был возможен лишь при условии гарантирования кредитов правительствами стран-кредиторов. Общий дефицит платежного баланса в конвертируемой валюте в размере 14 млрд. американских долларов финансировался за счет резкого сокращения валютных резервов и увеличения задолженности иностранным поставщикам (более 5 млрд. американских долларов). Таким образом, несмотря на дефицит платежного баланса, внешняя задолженность в конвертируемой валюте к концу 1990 г. должна снизиться до прибл. 52 млрд. американских долларов, а валютные резервы сократились до прибл. 5 млрд. америкнских долларов, что эквивалентно объему импорта в конвертируемой валюте менее, чем за два месяца.

Традиционная система централизованного планирования в основном потерпела крах, однако, не была заменена функционирующей рыночной системой. Прогрессирующий развал вследствие этого, вероятно, наиболее заметен в сфере розничной торговли, где полки государственных магазинов почти пустые, бартерная торговля становится обычным делом, процветает черный рынок и торговля на доллары. Тем временем, республиканская политика характеризуется растущей автономией. В условиях растущих дефицитов республики все меньше и меньше заинтересованы в торговле между собой, за исключением сделок на бартерной основе. К концу осени карточки на основные потребительские товары, которые уже широко распространились по некоторым районам, были введены в Москве и Ленинграде. Наблюдалась растущая озабоченность возможностью роста внутренней миграции различных этнических групп населения, покидающих районы политической нестабильности, а также считается серьезной угрозой внешняя эмиграция, т. к. люди пытаются избежать материальных трудностей.

В 1990 г. наблюдалось растущее признание необходимости прекращения развала экономики путем более смелой, более обширной, ориентированной на рынок программы реформы. Понимание неотложности реформы отражено в основных направлениях «Для стабилизации экономики и перехода на рыночную экономику», представленных Президентом 19 октября 1990 г.

«Положение экономики продолжает ухудшаться. Сокращается объем производства. Экономические связи разрушаются. Растет сепаратизм. Потребительский рынок в бедственном положении. Бюджетный дефицит и платежеспособность правительства находятся на критическом уровне. Антисоциальное поведение и преступность растут. Жизнь людей становится все более трудной, люди теряют интерес к работе, вера в будущее рушится. Экономика находится в крайне опасном положении. Старая система руководства разрушена, новые стимулы работы в условиях рыночной системы отсутствуют. Необходимо принять энергичные меры с общественного согласия для стабилизации ситуации и ускорения продвижения к рыночной экономике».

Основы ввели новшества -- пожизненное наследуемое владение землей и право аренды земли.

2. 22 ноября 1990г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 3.23 ноября 1990г. Закон РСФСР "О земельной реформе". В них было впервые в России закреплено право частной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов.

4. 25 апреля 1991г принят новый Земельный кодекс. Новизна - установление судебного разрешения всех земельных споров.

5. Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993г. о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы. Закрепилось право частной собственности на землю.

6. Ельциновский указ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996г. Приняты меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение.

7. Период «указного» регулирования земельных отношений закончился с принятием в 2001г. Земельного кодекса РФ и федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения от 24 июля 2002г.

Реформа - это преобразование в какой-либо отрасли человеческой деятельности, переустройство. Цель реформы - улучшение состояния дел в реформируемой отрасли, в конце концов - улучшение условий жизни людей, занятых в отрасли хозяйства, и в целом в государстве.

Цель земельной реформы как важнейшей части экономической реформы, проводимой в России- формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одно из основных ее направлений - установление частной собственности на землю и создание механизма земельного рынка. Это обуславливает радикальное изменение земельного строя России, основанного на исключительной собственности государства на землю. Первостепенным компонентом земельной реформы, необходимым средством решения стоящих перед нею задач являются право и юридическое закрепление и развитие реформируемых земельных отношений.

В 1990г. в Российской Федерации началось осуществление земельной реформы. Следует различать два этапа: 1-й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2-й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.

Начало реформы

Реформа осуществляется, во-первых, на основе специальных земельно-правовых актов; во-вторых, на основе развития общего законодательства: о приватизации; о собственности; о предприятиях и предпринимательской деятельности; о банках; о налоговой системе; об акционерных обществах; об антимонопольной деятельности; о банкротстве; об инвестиционной деятельности; о залоге. В-третьих, поскольку земельная реформа неразрывно взаимосвязана с аграрной реформой, то земельно-правовые нормы находят свое место и в аграрно-правовых актах.

Цели и задачи земельной реформы были сформулированы в правовых же актах о земельной реформе.

В соответствии с законодательством земельная реформа -- это коренное изменение того земельного строя, который существовал до 1990 г. в бывшем Союзе ССР и России. Он основывался на исключительной собственности государства на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г.

Цель и суть земельной реформы заключались в следующих основных направлениях:

Переход от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению);-- приватизация земель;

Децентрализация права собственности на землю. В результате возникла множественность форм права собственности на землю:

Частная (индивидуальная, общая долевая и общая совместная -- физических и юридических лиц);

Государственная, которая подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации;

Муниципальная;

Иные формы права собственности.

Кроме того, возникли или развиваются другие формы права на землю. Это -- право пожизненного наследуемого владения землей; право пользования; право аренды.

Но земельная реформа не самоцель. Она должна была привести и к множественности форм хозяйствования, и к подъему сельского хозяйства.

На основе данной множественности форм собственности и других прав на землю появились и развиваются различные организационно-правовые формы сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий:

Государственные;

Кооперативные;

Муниципальные;

Частные -- индивидуальные, юридических и физических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства, акционерные общества, товарищества, хозяйственные общества и др.

Указанные субъекты новых аграрных отношений одновременно являются и субъектами новых земельных отношений.Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 9) провозгласила, что в России закреплены частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю. Статья 36 специально посвящена праву частной собственности на землю граждан: они вправе самостоятельно или вместе с другими владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными участками по своему усмотрению, не причиняя при этом вреда другим лицам, и соблюдать требования экологического законодательства. Право частной собственности устанавливается федеральным законом.

Первые правовые акты земельной реформы

Первые правовые акты земельной реформы были приняты еще бывшим СССР. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г. принял Основы законодательства о земле. Однако в те времена шла острейшая дискуссия: нужно или не нужно вводить частную собственность на землю.

Основы законодательства о земле не ввели право частной собственности на землю. Реформа 90-х гг. ХХ в. тоже имела благородные цели: решить наконец продовольственную проблему, как говорили в начале реформы - “накормить Россию”; поднять благосостояние сельского (и городского тоже) населения; повысить эффективность аграрного производства; в ходе реформ сохранить и улучшить природную среду.

Достичь этого предполагалось посредством следующих мероприятий: приватизировать (раздать в частную собственность) землю и другие средства производства; преобразовать колхозы и совхозы в крестьянские (фермерские) хозяйства, их ассоциации, кооперативы, товарищества, акционерные общества и др. Таким образом “разгосударствить” сельхозпредприятия; перейти к рыночным отношениям и заменить государственное директивное планирование экономическим регулированием (говорили - “рынок расставит все по местам”). “Отцы” реформы и ее активисты считали, что как только крестьяне будут освобождены от принудительной государственной коллективной зависимости, они начнут свободно трудиться, и цели реформы будут быстро достигнуты. В средствах массовой информации муссировалась мысль, что предстоящая аграрная реформа - это третье и последнее раскрепощение крестьян (первое было в 1861 г., когда царь отменил личную зависимость - “крепость” - крестьян от помещиков; второе - в 1906 г., когда столыпинская реформа отменила зависимость крестьян от сельской общины: они освобождались от государственной зависимости).

Предвиделось следующее: едва в селах распространится частная собственность и соответствующие ей формы ведения хозяйства, как резко увеличится производительность труда; на земле наконец-то появится хозяин, он будет хозяйствовать рачительно, экономно расходовать средства, продукция его будет дешевле, чем была в колхозах и совхозах, и др. Нажим был на создание по образцу Европы и Америки фермерских хозяйств, расхожим стало выражение: “фермеры накормят Россию”. Основы ввели новшество -- пожизненное наследуемое владение землей . Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как собственника: Основы закрепили передачу земельного участка по наследству. Основы ввели еще одно право на землю -- право аренды земли . 22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной реформе". В них было впервые в России закреплено право частной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов. Это было сделано на основе ст. 12 бывшей Конституции РСФСР 1978 г ., в которую в 1990 г. были внесены изменения и было предусмотрено право частной собственности граждан на землю . Но это право было очень ограниченным, неполным: собственник земельного участка не мог отчуждать его ни в какой форме (продать, подарить и т.д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен общий землей. 10-летний мораторий на распоряжение. Было предусмотрено создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они стали создаваться путем выделения колхозников и работников совхозов со своей земельной долей и имущественным паем.

Земельная реформа и развитие земельных отношений в постсоветский период

Новый этап развития земельного законодательства относится к периоду так называемой перестройки. В 1989 г. была предпринята попытка кардинального разрешения земельного вопроса. Перед II Съездом народных депутатов СССР, начавшим работу 12 декабря 1989 г., большая группа депутатов призывала к всенародной политической забастовке, если закон о земле не будет включен в повестку дня и рассмотрен Съездом. 28 февраля 1990 г. не Съезд, а Верховный Совет СССР принял. «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле». Подготовка проекта Основ велась на фоне ожесточенной борьбы между сторонниками сохранения монопольной государственной собственности на землю и теми, кто призывал к ее разрушению. В результате этой борьбы понятие «собственность на землю» исчезло и в Основы был введен такой компромиссный титул права на землю, как пожизненное наследуемое владение . К «достижениям» Основ следует отнести также введение аренды на землю и плату за землепользование Этим практически исчерпываются все новеллы, введенные в Основы, которые по существу не изменили советский земельный строй. Частная собственность на землю введена не была, но появилось два новых титула прав на землю: право пожизненного наследуемого владения и аренда . Тем самым незыблемость исключительной государственной собственности на землю в какой-то мере была поколеблена. Однако Основы были обречены на недолгое существование, ибо приближался развал Союза ССР.

Земельная реформа в Российской Федерации началась в 1990 г. Следует различать два этапа: 1-й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2-й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.

В 1990--1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Это -- основной земельный законодательный акт, в котором урегулированы все земельные общественные отношения нового земельного строя.

Но Кодекс не мог выйти за рамки Конституции, в которой был установлен 10-летний мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства.

Серьезнейшей новизной и революционным завоеванием ЗК РСФСР явилось установление судебного разрешения всех земельных споров . Раньше они рассматривались только в административном порядке (до этого суды рассматривали лишь один спор -- о пользовании земельным участком его собственниками в городе).

Президент Российской Федерации решил регулировать ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы"". Указ установил продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей:

При выходе на пенсию (по старости или инвалидности);

При переселении в другую местность;

При передаче в собственность по наследованию;

При внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.

Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз.

Таким образом, права указанных граждан на продажу земельных участков были расширены по сравнению с Конституцией и ЗК РСФСР.

Из названных положений Указа исходило и постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года о реорганизации колхозов и совхозов, в котором предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась.

Законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации регулировались и регулируются плата за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд других. Признано необходимым принять закон об ипотеке.

Законодательный орган -- Верховный Совет Российской Федерации, со своей стороны, принимал законы, направленные на дальнейшее расширение права частной собственности на землю. В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены дополнение и изменение, которыми разрешалась свободная купля-продажа земельных участков гражданами в четырех случаях -- для ведения:

Личного подсобного хозяйства;

Садоводства;

Дачного строительства;

Индивидуального жилищного строительства.

Конституция и Закон не позволяли регулировать земельные отношения с учетом требований земельной реформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в указном порядке.

Указом Президента Российской Федерации о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы от 27 октября 1993 г. было установлено, что земля -- имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в указанной части должно соответствовать ГК РФ. Она закрепила право частной собственности на землю, отменила все имеющиеся в прежней Конституции ограничения по распоряжению находящимися в собственности земельными участками, создала условия для дальнейшего перехода государственных земель в частные руки.

24 декабря 1993 г. Б. Ельцин, незаконно продолжавший осуществлять полномочия Президента РФ, издал Указ № 2228 «О приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ». Он отменил часть ЗК РСФСР, ряд статей Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной реформе, 8 статей Закона о зерне. Это создало пробелы и неопределенность по многим вопросам регулирования земельных отношений. В частности, были признаны недействующими статьи, определяющие компетенцию государственных органов по предоставлению земельных участков в собственность и пользование; статьи, устанавливающие порядок предоставления и изъятия земельных участков, что на практике порождало пробелы в законодательстве и правовой беспредел.

В соответствии с Указом Б. Ельцина «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» продолжалась приватизация земель. В Основных положениях содержатся два раздела "4" и "410", специально посвященные приватизации этих земель, их купле-продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей включились органы Госкомимущества.

Ельциновский указ "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. еще более расширял земельную реформу. Указом были предусмотрены меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистам сельского хозяйства; предусмотрено право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т. д. назначения» от 24 июля 2002 г.

Период «указного» регулирования земельных отношений закончилось с принятием в 2001 г. Земельного кодекса РФ и федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения от 24 июля 2002г.

Земельный кодекс 2001 года

28 сентября 2001 года Государственной Думой Российской Федерации принят новый Земельный кодекс, в котором страна нуждалась на протяжении десяти лет, начиная с земельной реформы 1990 года.

В Статье 1 земельного кодекса приведены принципы земельного законодательства:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека , согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю , согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов , согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории , согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований , согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель , в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан , согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

· 1 этап , реформа развивалась на основе Конституции РСФСР 1978 г.

Этап 1

23 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О земельной реформе ". Он предусматривал, что земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель.

Монополия государства на землю на территории РСФСР отменялась. Предусматривалась передача земли гражданам в собственность бесплатно. Использование земли в РСФСР стало платным. Собственники, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагались ежегодным земельным налогом.

Для проведения операций, связанных с оценкой, куплей, продажей земель, провозглашалось создание Российского земельного банка . Об этом указании было забыто еще до отмены этого Закона. Было разрешено создавать спец земельный фонд для последующего перераспределения земель и наделения земельными участками в первоочередном порядке для организации крестьянских хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства. В этот фонд предлагалось включать часть земель, используемых не по целевому назначению, а также выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья.

Земельная реформа осуществлялась одновременно с аграрной , предусматривавшей создание нового уклада в сельском хозяйстве РФ - крестьянских (фермерских) хозяйств - и реорганизацию колхозов и совхозов. Был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве ", введенный с 1 января 1991 г.

В период с 1990 г. издается большое количество указов Президента РФ и правительственных правовых актов о порядке и правилах осуществления земельной реформы и перераспределении земель между собственниками и пользователями. Одновременно важное место среди законодательных предписаний о реализации земельной реформы стали занимать нормы ГК РФ (части 1ая и 2ая). Они способствовали формированию земельного рынка, предписывая законом разрешенные формы сделок с участками.



НЮАНС

Земельная реформа осуществляется с отставанием по срокам . Причины - такая форма права, как постоянное (бессрочное) пользование, была преобладающей для большинства предприятий и организаций. ЗК РФ и законом о его введении в действие прямо предусмотрена обязанность всех юр лиц (за исключением органов гос и муницип власти, гос и муницип учреждений, а также казенных предприятий) переоформить по своим участкам право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности или право аренды .

Непереоформление хозяйствующими субъектами прав на землю обусловлено:

– отсутствием стимулов для предприятий (в том числе экономич, административных) к такому переоформлению;

финансовыми затратами на землеустроительные работы, кадастровый учет, выкуп участков, оформление и регистрацию прав на них;

– выкупной ценой приватизируемых участков, а также значительной стоимостью землеустроительных работ;

– отсутствием необходимых научных, методических и учебно-практических материалов и публикаций по проведению процедуры переоформления прав на землю;

– отсутствием внятной и долгосрочной политики государства в области выкупных цен и арендной платы за землю;

– вероятностью очередного переноса сроков переоформления.

Этап 2

Земельная реформа, по мнению Правительства РФ, не доведена до конца, поэтому 26 июня 1999 г. была разработана и утверждена Федеральная целевая программа "Развитие земельной реформы в РФ на 1999-2002 годы ". В ней сказано, что перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и соц справедливость при распределении земли.

Конституция РФ 1993 г. (ст. 9) провозгласила, что в России закреплены частная, гос, муницип и иные формы собственности на землю. Статья 36 специально посвящена праву частной собственности на землю граждан: они вправе самостоятельно или вместе с другими владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными участками по своему усмотрению, не причиняя при этом вреда другим лицам, и соблюдать требования экологического законодательства. Право частной собственности устанавливается ФЗом.

Особо выделяют принятие ЗК РФ от 25 октября 2001 г ., утвердившего принципы земельного законодательства. ЗК РФ были заложены основы землеустройства, гос земельного кадастра и земельного контроля, платности и ответственности землепользования, а также основы правоотношений в области управления и распоряжения земельными ресурсами в интересах жизнедеятельности граждан, проживающих на территории РФ.

В результате реформ:

· ликвидирована монополия гос собственности на землю,

· проведена реорганизация с/х предприятий,

· появились крестьянские (фермерские) хозяйства,

· создан фонд перераспределения земель,

· введен принцип платности пользования землей.

· В части правового обеспечения земельной реформы ее законодательная база нуждается в существенном обновлении. Действующее законодательство не отражает социальную и экономич направленность преобразования земельных отношений. Предусмотрены меры по совершенствованию законодательства , регулирующего отношения собственности на землю и другую недвижимость. Намечена разработка проектов ФЗов об оценке земли, о гос регулировании и особенностях ограниченного оборота с/х земель, о землях городов и иных поселений, о порядке изъятия земельных участков в гос и муницип собственность.

Этапы развития науки земельного права:

· 1 этап: 1917–конец 30-х гг. (теоретический анализ Декрета «О земле», проблемы разработки и применения Земельного кодекса РСФСР 1922г., Основных начал землепользования и землеустройства 1928г.).

· 2 этап: с 1938 г. (Первое совещание научных работников права). В 1940г. - учебник по земельному праву. В 50-е гг. – работы Г.А. Аксененка. В 1983г. - трехтомник по общей теории советского земельного права.

· 3 этап связан с началом экономических реформ.

В 1995г. – учебник по земельному праву под ред. В.В. Петрова. Голиченков А.К. и Козырь О.М. – работы по проекту ЗК. Монография И.А. Иконицкой по проблемам земельного права в 1999г.