Вот эта книжка небольшая томов премногих тяжелей. Предисловие для I, II и III томов. «Эта небольшая книжечка стоит целых томов…»

Огромный массив исследований говорит, что чем больше мы видим что-то, тем больше это нам нравится, причем важно, что больший эффект происходит именно при неосознаваемой экспозиции (показа) стимула. Люди не могут дисконтировать или игнорировать то, что не видели сознательно.

Одним из первых это феномен простого показа отметил и исследовал Роберт Зайонк (Zajonc, 1980), который и предположил, что экспозиция стимула вызывает эмоциональный отклик, основанный на знакомстве, и происходит это, по всей видимости, в частично независимой сети центральной нервной системыlocus coeruleus . Это — голубоватое пятно, ядро, расположенное в стволе мозга на уровне моста (участок голубоватого цвета в верхнебоковой части ромбовидной ямки ствола головного мозга снаружи от верхней ямки), часть ретикулярной формации. Работа этой сети происходит, по всей вероятности, исключительно подсознательно.

С тех пор, в ходе экспериментов, ученые пытались найти механизмы, которые бы усиливали феномен простого показа. Одним из таких механизмов является эксплуатация полушарной специализации. Так, в 1988 году Янишевски (Janiszewski, 1988) обнаружил, что рекламное изображение нравится больше, когда помещено слева от статьи, которую просматривает человек. Изображение в левом поле зрения задействует правое полушарие, а текст справа – левое полушарие. Правое полушарие более эффективно обрабатывает образную информацию, и соответственно, снабжает подсознание большим объемом данных. Левое полушарие, напротив, лучше справляется с вербальной информацией и также дает больше данных подсознанию.

Но мир сложен и разнообразен, и информация в левом и правом поле зрения едва ли всегда одинаково проста или сложна. Возникла гипотеза распределения и баланса активности полушарий. Когда полушария активируются неравномерно, менее занятое начинает анализировать свою информацию более активно, «стараясь» сбалансироваться по активации с другим. Гипотеза предсказывает, что если, например, сложная картинка находится слева от простого текста, и в правом полушарии происходит большая активация, то левое полушарие начинает тщательнее обрабатывать то, что находится в своем (правом) поле.

Бренд – это не слова и не изображения, и он может быть обработан обеими полушариями практически одинаково. Если мы начнем эксплуатировать специализацию полушарий по обработке информации и использовать сбалансированную нагрузку на полушария, то мы можем надеяться на усиление эффекта и положительного эмоционального отношения. Разместив бренд справа от изображения, мы задействуем менее активное левое полушарие, где информация о бренде получит больше ресурсов для обработки, в сравнении с правым полушарием. Точно также, если мы разместим бренд слева от текстовой информации (слогана), мы задействуем мене занятое правое полушарие и опять получим больше ресурсов для обработки. В любом случае, увеличение объёма подсознательной обработки увеличит эмоциональный фактор в отношении бренда, и он будет нравиться больше.

Таким образом, бренд будет нравится больше, если размещается справа от картинки, или слева от текста (слогана).

В начале статьи вы видите оригинальную рекламу духов Shalimar компании Guerlain . Мы видим лицо модели, занимающее около 80% всей площади, размещенный ниже лица текст слогана, и справа от него – изображение продукта и бренда. Для большей ясности элементы помечены на картинке ниже:

Янишевски создал четыре версии этой рекламы, как вы видите ниже:

Верхний левый – бренд расположен слева от лица.
Верхний правый – бренд справа от лица.
Нижний левый – бренд слева от слогана.
Нижний правый – бренд справа от слогана.

Участникам эксперимента (Janiszewski, 1990), женщинам, выдали одну из этих версий рекламного буклета, вместе с вопросниками. Цель вопросников заключалась в определении различных параметров понимания рекламы и эмоционального отношения, и, по сути, сводилась к тому, чтобы узнать, какой из вариантов рекламы больше нравится. 54 женщины сдали вопросники, и гипотеза эксперимента подтвердилась: больше всего понравилась реклама, где бренд стоит справа от лица (верхняя правая реклама), или слева от текста (нижняя левая версия).

Были проведены еще два эксперимента, изменяющие условия, для контроля нежелательных эффектов и исключая конкурирующие гипотезы, но результаты остались таким же. Так, размещения разных брендов в разных местах рекламы опять продемонстрировало преимущество размещения его справа от картинки и слева от текста.

Конечно, это лишь один работающий механизм, основанной на одной из сотен теорий. Несмотря на то, что этой работе уже почти 25 лет, результаты исследования, с одной стороны, не были опровергнуты, а с другой – остались многим неизвестны, несмотря на хороший индекс цитируемости. Эмоциональная реакция на бренд, созданная с помощью манипуляции с размещением, хоть и произведена подсознательными процессами, обладает устойчивостью во времени и будет влиять на предпочтения и выбор при потребительском поведении.

Janiszewski, C. (1988). Preconscious processing effects: The independence of attitude formation and conscious thought. Journal of Consumer Research , 15, 199-209.

Janiszewski, C. (1990). The influence of print advertisement organization on affect toward a brand name. Journal of Consumer Research , 17(1), 53-65.

Zajonc, R. (1980). Feeling and thinking: Preferences need no inference, American Psychologist . 35, 151- 171.

В конце позапрошлого века поэт Афанасий Фет написал стихи:
Вот наш патент на благородство, –
Его вручает нам поэт;
Здесь духа мощного господство,
Здесь утонченный жизни цвет.
В сыртах не встретишь Геликона,
На льдинах лавр не расцветет,
У чукчей нет Анакреона,
К зырянам Тютчев не придет.
Но муза, правду соблюдая,
Глядит, – а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

Эти стихи Фет так и называет: «На книжке стихотворений Тютчева».

В русском эпосе есть рассказ о Микуле Селяниновиче, чья небольшая сумочка переметная заключала такую силу, что оказалась премного тяжелее любых тяжестей – и не в подъем иной, даже богатырской, силе.

Да, Федор Тютчев, императорский камергер в придворной службе, европейский дипломат в государственной политике и знаменитый остроумец в светском быту стал в русской поэзии подлинным Микулой Селяниновичем, чья «книжка небольшая» перетянула многие поэтические тома, написанные и раньше, и тогда, и потом. Понимание Тютчева или хотя бы приобщение к Тютчеву Фет достаточно высокомерно, но, в общем, справедливо назвал «патентом на благородство» – столь эта поэзия казалась ему высокой и в высокости неприступной. Эта «книжка небольшая» явно воспринималась и как книжка для немногих.

Уже в позапрошлом веке можно было говорить о широком признании и Пушкина, и Кольцова, и Некрасова, но только не Тютчева. А ведь Тютчев напечатал свои первые, и одни из лучших, стихи еще в конце двадцатых годов, в пушкинскую эпоху, названную Александром Блоком самой культурной эпохой в жизни России. Но даже эта пушкинская эпоха просмотрела Тютчева. Правда, не сам Пушкин. Именно Пушкин впервые в своем журнале «Современник» опубликовал сразу большой цикл тютчевских произведений (24 стихотворения) под названием «Стихотворения, присланные из Германии».

Дело в том, что Тютчев к тому времени уже жил не в России, а в Баварии. А родился Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в самом центре России – в Орловской губернии, где находилась усадьба родителей Овстуг (сейчас это Брянская область). Именно из этих среднерусских мест выходила чуть ли не вся большая русская литература: Толстой, Тургенев, Лесков, Фет, Тютчев. Будущий поэт получил отличное образование в домашних стенах. И литературное тоже – его домашним учителем был довольно известный в свое время поэт и издатель Семен Егорович Раич. При этом, как часто бывало в стародворянских семьях, роль хранителя национально-нравственной традиции и многолетнего пестуна сыграл простой русский «дядька» Николай Афанасьевич Хлопов. Образование Ф.И.Тютчева было продолжено и завершено в 1821 году в Московском университете.

Поступивший на службу в коллегию иностранных дел юный дипломат уже через несколько месяцев уехал с русской миссией в Мюнхен. Чтобы долгих двадцать два года служить на чужбине. Чтобы жениться на немке (Элеоноре Петерсон) и после ее смерти снова жениться на немке (Эрнестине Дернгберг). Чтобы, оказавшись в одном из центров культурной жизни Европы, встречаться с Шеллингом и дружить с Генрихом Гейне и стать самому одним из центров, к которому тянулись лучшие европейские умы: дом Тютчевых в Мюнхене, по словам Гейне, «прекрасный оазис». Чтобы перестать, так сказать, жить на русском языке: немецкий и главным образом французский становится языком его службы, его любви, его семьи.

Но «Стихотворения, присланные из Германии» были написаны по-русски и для России. Именно потому Некрасов позднее написал: «Прежде всего скажем, что, хотя они и присылаемы были из Германии, не подлежало никакому сомнению, что автор их был русский: все они написаны были чистым и прекрасным языком, и многие носили по себе живой отпечаток русского ума, русской души». Русский язык хранился у поэта, как в сказочной кладовой, которая открывалась нечасто и ненадолго. По-русски творилось, как оказалось, главное дело жизни – стихи.

Вспышка интереса к Тютчеву после публикации в пушкинском журнале вскоре угасла. Тем более что и в целом русская поэзия вступила тогда в полосу затяжного кризиса. Лишь в 1850 году к Тютчеву снова обратилось внимание большого журнала. И снова это был «Современник», ставший к тому времени некрасовским. В статье «Русские второстепенные поэты» Некрасов перепечатал почти все известные стихи Тютчева, разобрал их и смело поставил рядом с лучшими произведениями русского поэтического гения: «Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце, вот почему мы нисколько не задумались бы поставить г. Ф.Т. рядом с Лермонтовым».

Господин Ф.Т. Дело в том, что после двадцати с лишним лет поэтического труда Тютчев все еще не имел полного литературного имени. И не только в переносном, но и в прямом смысле. Лишь в 1854 году выходит первый сборник стихов Тютчева, а в творчестве самого поэта начинается новый подъем: стихи печатаются в разных журналах, особенно в «Современнике», о них пишут, говорят, спорят. О чем спорить? Ведь, на первый взгляд, большинство стихов Тютчева лишено злободневности, посвящены они вечным темам: природа, любовь.

Уже в 1877 году сразу после похорон Некрасова Достоевский написал: «Был, например, в свое время поэт Тютчев, поэт обширнее его и художественнее, и, однако, Тютчев никогда не займет такого видного и памятного места в литературе нашей, какое останется за Некрасовым».

Сказано о Тютчеве здесь чуть ли не снисходительно («например»), в прошедшем времени («был», «в свое время») и в уверенности, что не займет он такого уж «видного и памятного места в литературе нашей».

Но идет и идет всерасставляющее по местам время и, ничуть не затеняя места Некрасова, все виднее и виднее делает место Тютчева и, кстати, все более уточняет удивительные по прозорливости слова Достоевского об обширности поэзии Тютчева. Такой обширности, какой до того не знала, может быть, и вся русская литература, не исключая самого Пушкина.

Что же это за обширность, поэтом которой не стал даже зрелый Пушкин и каким не успел стать юный Лермонтов?

Рассказывают, что когда-то наш великий инженер Сергей Королев, с полным сочувствием и симпатией относясь к современным офицерам-космонавтам, не без тоски вспомнил еще одного русского офицера: «Вот бы кого послать в космос – Лермонтова».

Россия и отправила в звездные миры первого своего космонавта – первого своего поэта, устремившегося в космические бездны, первого и принявшего всю тяжесть космических, во всяком случае в психике, перегрузок.
Небесный свод,
горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины.
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Еще до революции один из писавших о Тютчеве проговорился точным словом о нем как о поэте «космического чувства». Специалисты говорят о побывавших в космосе как о людях уже иного мироощущения, потому-то и Королев мечтал о великом поэте как единственно по-настоящему способном передать такое мироощущение.
Есть некий час в ночи всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес!

У Тютчева за каждым явлением природы ощущается колоссальная и загадочная жизнь целого мироздания.
Не остывшая от зною
Ночь июльская блистала...
И над тусклою землею
Небо, полное грозою,
Все в зарницах трепетало...
Словно тяжкие ресницы
Подымались над землею,
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою.

«Явление природы, – заметил тогда же по поводу этого стихотворения А.В.Дружинин, – простое и несложное да сверх того взятое без всяких отношений к миру фантастическому, разрастется в картину смутного и как бы сверхъестественного величия».

Грубосоциологическая критика писала в свое время, что Тютчев «уходил» в своих стихах от жизни. Такая оценка казалась несправедливой, а между тем это так, хотя Тютчева это, конечно, не принижает. Тютчев действительно уходит от многого – целеустремленно и последовательно. Это поэзия, освобождающаяся от всего эмпирического, житейского, затемняющего вычленение конечных проблем бытия.

Именно потому, что Тютчев бился над главными, «проклятыми», последними вопросами бытия, он оказывается современен и для начала XIX века, и для конца XX, и для начала XXI. «Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, – написал еще в начале XX века один из историков русской литературы, – трудно отнести его творчество к одной определенной и законченной эпохе в развитии русской литературы. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам как бы особую, внеисторическую точку зрения на него».

Не потому ли, в частности, Тютчев стал, может быть, единственным в нашей литературе, не исключая даже Пушкина, поэтом, в признании которого и в любви к кому неизменно сходились все: консерваторы и прогрессисты, националисты и космополиты, революционеры и реакционеры; не очень-то любивший стихи Лев Толстой и до одержимости их любившие деятели Серебряного века, полуукраинский Некрасов и украинский Шевченко, молодой Добролюбов и пожилой Достоевский. Тютчевские стихи просил прислать заключенный в Петропавловскую крепость Чернышевский, а Ленин имел у себя в кремлевской библиотеке буквально под рукой «всего» Тютчева и даже такое довольно редкое и специальное издание, как «Тютчевиана».

Недаром после смерти поэта в некрологе было сказано, что у него нет врагов. Во всяком случае, в литературной критике таковых действительно не было.

Характерно, что лишь русским либералам, с полным и даже особым расположением относившимся к Тютчеву, поэт по сути оказался не по зубам. Впрочем, недаром он писал:
Чем либеральней, Тем они пошлее.

Конечно, Тютчев говорил о либералах-политиках и уж тем более непозволительно говорить о пошлости, скажем, либерала Тургенева, и все-таки если для Достоевского обширность – одно из главных достоинств Тютчева, то Тургенев, много сделавший для издания и пропаганды Тютчева, чуть ли не извинился: «Круг г.Тютчева не обширен – это правда». Нечто подобное промямлил и Дружинин: «Область г.Тютчева невелика».

Все это знаменовало только одно: неспособность, может быть, и боязнь войти в этот круг и объять все величие той области, которую открывал для человечества г.Тютчев.

Есть в русском народном эпосе поэтическая формула:
Высота ли, высота поднебесная,
Глубота ли, глубота, – окиян-море.

Вот так поэзия Тютчева не только поднимается в высоту поднебесную. Его «космическое» чувство охватывает всю полноту и единство мира. Оно опрокинуто и в глуботу бесконечную, обращено, как теперь выражаются, «вовнутрь», погружено в неисчерпаемый окиян-море человеческой души.

Его стихи философичны только по проблематике, по глубине, по способности выйти к конечным вопросам бытия: жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос. Но мысли и чувства поэта лишены абстрактности, их пробуждает только конкретная жизнь, и они высекаются со страшной силой, оказываясь захватывающим лирическим порывом. Его поэзия не информация о найденном, не провозглашение окончательных истин, не сообщение об итогах поиска, но сам неостановимый поиск.

Тютчевская лирика – это, наверное, единственная в своем роде лирика-трагедия. По непримиримости столкнувшихся в ней начал и по силе самого столкновения Тютчев может быть сравнен в нашей литературе с Достоевским: культ личности и ее ниспровержение, утверждение Бога и его отрицание, заявление духовности природы и ее опровержение.

Своеобразные «геополитика» и «космизм» в полной мере проявились у Тютчева и в такой, казалось бы, интимной и камерной сфере, как любовь. У него это действительно «глубота, глубота, окиян-море» – стихия в ее загадочности, бездонности, неподвластности человеку, постоянное извлечение непознанного и неисчерпаемость такого извлечения.

Мертвенность, прострация души – страшный опыт, который, самоотверженно пытая себя, обнаруживал поэт в качестве приметы целой эпохи или даже целых эпох, взваливая на себя всю тяжесть вестника вселенской тревоги. Называя преобладающим аккордом современности «принцип личности, доведенной до какого-то болезненного неистовства», Тютчев продолжает: «Вот чем мы все заражены, все без исключения».

Это и конечный итог всех совершавшихся революций, представавших в разных обличьях, когда к власти приходит меньшинство западного общества, которое порвало с исторической жизнью масс и отрешилось от всех положительных верований, а массы в результате явили безымянный люд, одинаковый во всех странах, личности, которым свойственны индивидуализм, отрицание.
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры – но о ней не просит...

Здесь чрезвычайно важна именно способность приятия, уже сама готовность поверить: «Душа готова, как Мария, к ногам Христа навек прильнуть», – скажет Тютчев в других стихах.

Веру не вымаливают, и ею не награждают. Вера – не премия, которую можно дать, и не подачка, которую можно отнять. Она возникает не только благодаря... и потому что... но часто существует именно вопреки... и несмотря на...

О вере действительно не просят, она приходит (конечно, если к ней идут), пусть и вопреки уму и общим стандартам, но она не возникает из ничего, абсолютно реальна и отнюдь не слепа.

Такой-то верою неизменно и была для Тютчева вера в Россию.

Но главным было русское слово. Не поэт и тем более не великий поэт может не верить – но великий поэт не может не верить, чтобы такой язык, говоря словами Тургенева, был дан не великому народу. Для великого поэта это такое же безусловное доказательство, как математическое доказательство для математика, как точные экономические расчеты для экономиста. В словесном океане каждый находит свое: Пушкин и Гоголь, Некрасов и Ахматова, Твардовский и Мандельштам.

Русское слово обеспечило поэту возможность столь концентрированного, столь плотного представления общечеловеческого духовного бытия на самых высотах. А уж великий-то поэт точно знает, кому он этим обязан: «Иду сейчас в Кремль, – пишет Тютчев И.С.Аксакову, – поклониться русскому народу, этому, как и следует в его минуты вдохновения, великому бессознательному поэту».

Великий поклонился великому.

Потому и рождаются стихи – одни из самых значимых в русской литературе.

Когда-то Белинский сказал, что вера в идею спасает, а вера в факты губит. Тютчев, по существу, выразил то же, полушутливо и не раз заметив: «В России нет ничего серьезного, кроме самой России».
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

«Патриотическую эволюцию», когда Тютчев «почувствовал отвращение к Западу и обратился к своей исходной точке – России». Пффефель назвал «окончательной». И дело не просто «в патриотической эволюции». Вся она обозначилась как движение к России народной. Недаром М.П.Погодин назвал его решительно первым представителем народного сознания о русской мысли в Европе, в Истории.

В официальной записке «О цензуре в России» камергер двора Его Величества Федор Тютчев писал: «Судьба России уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь только одна приливающая волна народной жизни в состоянии поднять ее и пустить в ход».

Не ставя под сомнение сам принцип династического самодержавного правления, Тютчев прямо связывает его с началами жизни народа: «Чем народнее самодержавие, тем самодержавнее народ».

Когда-то знаменитый русский философ Вл.Соловьев писал: «Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры – «в Россию можно только верить»... Тютчев не любил Россию той любовью, которую Лермонтов называет почему-то «странной». К русской природе он скорее чувствовал антипатию. «Север роковой» был для него «сновидением безобразным», родные места он прямо называет немилыми... Значит, вера его в Россию не основывалась на непосредственном, органическом чувстве, а была делом сознательно выработанного убеждения».

Суть в том, однако, что для Тютчева дело веры неразрывно связано с чувством любви. Вслед за хорошо усвоенным Паскалем Тютчев мог бы сказать: «Бога познают сердцем, а не рассудком. Вот что такое вера. Бог является сердцу, а не рассудку». Потому-то и у Лермонтова его «странную» любовь к Отчизне «не победит рассудок».

И тютчевская любовь к тому, «что сквозит и тайно светит», лишь чуждому «взору иноплеменному» могла показаться «странной», а по мере приближения к России становилась чувством все более непосредственным и органическим.

Далеко позади обольщение роскошным «волшебным» югом. У К.Пффефеля были все основания удивляться: «Не понимаю, что привлекательного находит Ваш муж (письмо от 25 марта/6 апреля 1855 года, адресовано сестре Эрн. Ф.Тютчевой) в этих морозах. Прежде он только и говорил о стремлении к югу и охотно цитировал: «Dahin! Dahin!».

Но и через одиннадцать лет уже Эрнестина Федоровна пишет брату о том же: «Мой муж не может жить более вне России (...) Не знаю даже, согласится ли он когда-нибудь совершить хотя бы кратковременное путешествие за границу, настолько тягостно ему воспоминание о последнем пребывании вне России, так сильна была у него тогда тоска по родине и так тягостно его сознание своей оторванности от нее».

Вера-любовь не только не избавляла Тютчева от остро критического взгляда на положение в России: скорее, еще более его обостряла. В одном из писем 1857 года Тютчев пишет: «Я говорю о самой власти во всей сокровенности ее убеждений, ее нравственного и религиозного credo, одним словом – во всей сокровенности ее совести. Отвечает ли власть в России всем этим требованиям? Какую веру она исповедует и какому правилу следует? Только намеренно закрывая глаза на очевидность, можно не замечать того, что (...) эта власть не признает и не допускает иного права, кроме своего, что это право – не в обиду будь сказано официальной формуле – исходит не от Бога, а от материальной силы самой власти (...) Одним словом, власть в России на деле безбожна, ибо неминуемо становишься безбожным, если не признаешь существования живого непреложного закона, стоящего выше нашего мнимого права, которое по большей части есть не что иное, как скрытый произвол».

На протяжении многих лет неизменные характеристики правящей элиты: «наш высоко образованный политический кретинизм даже с некоторой примесью внутренней измены», «шайка людей тяготеет над Россией», «презренная клика», «выродки человеческой мысли», «скопище кретинов», «гнусная клика», «отбросы русского общества», «антирусское отродье».

Тютчев писал, что хотя ближайший результат, конечно, непредсказуем, но окончательный может быть вычислен, как вычисляют затмение, которое произойдет через пятьсот лет. Во всяком случае, сам он со своей, по собственной же оценке, способностью охватывать борьбу во всем ее колоссальном объеме и развитии и многими многократно отмеченным даром пророчества если не в пределах пятисот лет, то в пределах пятидесяти оказался почти точен в своих предсказаниях:
«...невозможно не предощутить переворота, который, как метлой, сметет всю эту ветошь и все это бесчестие... Пока у нас все еще, как в ведении Иезекииля. Поле усеяно сухими костями. Оживут ли кости сии? Ты, Господи, веси. Но, конечно, для этого потребуется не менее чем дыхание Бога – дыхание бури».

Николай СКАТОВ,
директор Пушкинского Дома, член-корреспондент РАН.
Санкт-Петербург.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей

Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей

Из стихотворения «На книжке стихотворений Тютчева» (1885) поэта Афанасия Афанасьевича Фета (1820- 1892):

Но муза, правду соблюдая,

Глядит - а на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Иносказательно: о небольшой по объему работе, которая своей содержательностью, значением превосходит объемистые, многотомные трактаты.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КН) автора БСЭ

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как Рубикон, небольшая река в Северной Италии, вошла в крылатое выражение? Река Рубикон до 42 года до нашей эры служила границей между Италией и римской провинцией Цизальпинская Галлия. 10 января 49 года до нашей эры Юлий Цезарь с войском, вопреки закону (как проконсул он имел

Из книги Права категории «Ж». Самоучитель по вождению для женщин автора Шацкая Евгения

НЕБОЛЬШАЯ, НО ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ГЛАВА О ПАРКОВКЕ С тем, как ездить, мы понемногу разобрались. Но остался еще один, не менее важный вопрос – как останавливаться? Точнее – где? Свободных и удобных мест для парковки в большом городе много, но все они, как назло, находятся на

Из книги Як ми говоримо автора Антоненко-Давидович Борис Дмитрович

НЕБОЛЬШАЯ, НО ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ ГЛАВА ПРО МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ Иногда на дороге можно наблюдать достойное жалости явление. Только что, кажется, машина ехала вполне по-человечески, не лучше и не хуже других – и вдруг с ней начинает твориться что-то странное. Она то тормозит и

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 2 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Книга й книжка Чи є якась різниця між цими словами, чи вони – абсолютно тотожні й їх можна довільно вживати на свою вподобу? Хоч ці слова й мають схожість, однак різниця між ними є, що залежить не стільки від змісту, скільки від розміру книжки. Найбільше ми вживаємо слово

Из книги Fiction Book Designer 3.2. Руководство по созданию книг автора Izekbis

Десять томов предрассудков В наш век очень много всякого рода энциклопедических изданий: универсальные, отраслевые, региональные и т. д. Книги-однотомники и энциклопедии, состоящие из десятков томов. Эти справочные издания очень полезно и удобно иметь под рукой.

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Мототуризм: спорт и отдых автора Захарин Владимир Сергеевич

Трудовая книжка ТРУДОВАЯ КНИЖКА - основной документ, характеризующий трудовую деятельность, работника. Т. к. ведутся на всех лиц, работающих на предприятии, в учреждении, организации свыше 5 дней, в том числе на сезонных, временных, а также нештатных работников (на

Из книги В мире занимательных фактов автора Земляной Б

ЗАЯВОЧНАЯ КНИЖКА Заявочную книжку установленного образца можно получить в туристском клубе или других туристских организациях, а также в ДСО, спортивных секциях предприятий и т. п. Ее заполняет (в двух экземплярах) руководитель группы, подписывает председатель совета

Из книги Плетение из бумажных лент автора Плотникова Татьяна Федоровна

150 ТОМОВ ОПИСАНИЙ Ленинградский ботаник Григорий Шлыков предпринял довольно успешную попытку «объять необъятное». Четверть века назад он задался целью уточнить, сколько же на земном шаре открыто видов растений. Вопрос этот далеко не праздный. Помимо большого научного

Из книги автора

Небольшая корзинка квадратной формы Вам потребуется: плотная оберточная бумага коричневого цвета, клей универсальный ПВА, карандаш, линейка, ножницы.Ход работыПри необходимости бумагу разгладить и нарезать на полоски 30 X 4 см. Понадобится не менее 50 полосок. Каждую из

Из книги автора

Небольшая корзинка круглой формы Вам потребуется: плотная оберточная бумага коричневого цвета, картон, линейка, карандаш, клей универсальный ПВА, ножницы.Ход работыПри необходимости бумагу разгладить и нарезать на полоски 30 X 4 см. Понадобится не менее 50 полосок. Каждую

Из книги автора

Небольшая корзинка с квадратным дном Вам потребуется: плотная оберточная бумага коричневого цвета, линейка, простой карандаш, клей моментального действия, ножницы.Ход работыПри необходимости бумагу разгладить и нарезать на полоски 30 X 3 см. Понадобится не менее 50

Из книги автора

Небольшая корзинка прямоугольной формы Вам потребуется: плотная оберточная бумага разных цветов, картон или картонная крышка от коробки, линейка, простой карандаш, ножницы, клей универсальный ПВА или моментального действия, прозрачный акриловый лак, кисть для нанесения

Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей
Из стихотворения «На книжке стихотворений Тютчева» (1885) поэта Афанасия Афанасьевича Фета (1820- 1892):
Но муза, правду соблюдая,
Глядит - а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

Иносказательно: о небольшой по объему работе, которая своей содержательностью, значением превосходит объемистые, многотомные трактаты.

  • - третий отдел многокамерного желудка жвачных животных...

    Словарь микробиологии

  • - кни́жка, безжелезистый отдел многокамерного желудка жвачных. Расположена между сеткой и сычугом. Для К. характерна слизистая оболочка, которая образует складки различной длины. См. также Желудок...

    Ветеринарный энциклопедический словарь

  • - третий, безжелезистый отдел 4-камерного желудка жвачных; расположен между сеткой и сычугом. В К. пища, вторично проглоченная ж-ным после жвачки, окончательно перетирается и превращается в кашицу...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - нарк. пакетик с...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва с декабря 1999 г., член фракции "Единство", член Комитета по экологии; родился 24 мая 1959 г.; имеет высшее образование...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - название некоторых документов в виде небольшой тетради с текстом и местом для записей...

    Большой экономический словарь

  • - выходившая 5 раз в неделю в СПб. с 1885 г.; в мае 1893 г. издание остановилось. Издателем ее был А. А. Греве, редактором - И. В. Скворцов...
  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - один из безжелезистых отделов многокамерного желудка жвачных животных, расположенный между сеткой и Сычугом...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в анатомии - третий, безжелезистый отдел 4-камерного желудка жвачных; расположен между сеткой и сычугом. В книжке пища, вторично проглоченная животным после жвачки, окончательно перетирается и превращается в кашицу...

    Большой энциклопедический словарь

  • - кни́жка сущ., ж., употр. часто Морфология: чего? кни́жки, чему? кни́жке, что? кни́жку, чем? кни́жкой, о чём? о кни́жке; мн. что? кни́жки, чего? кни́жек, чему? кни́жкам, что? кни́жки, чем? кни́жками, о чём? о кни́жках 1...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - ; мн. кни/жки, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - КНИ́ЖКА, -и, жен. 1. То же, что книга. 2. Название нек-рых документов в виде небольшой тетрадки с текстом и местом для записей. Членская к. Сберегательная к. Чековая к. 3. Отдельный номер толстого журнала...

    Толковый словарь Ожегова

  • Толковый словарь Ушакова

  • - 1. КНИ́ЖКА1, книжки, жен. 1. уменьш. к книга в 1 и 2 знач. Истрепанная книжка. Хорошая книжка. Записная книжка. 2...

    Толковый словарь Ушакова

  • - Народн. Ирон. То же, что последняя спица в колеснице. ДП, 549, 731...

    Большой словарь русских поговорок

"Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей" в книгах

Из книги Это Америка автора Голяховский Владимир

«ТОМОВ ПРЕМНОГИХ ТЯЖЕЛЕЙ»

Из книги Гаршин автора Порудоминский Владимир Ильич

«ТОМОВ ПРЕМНОГИХ ТЯЖЕЛЕЙ» Небольшая книжка не залеживалась на магазинных полках. За два года были распроданы два издания. Ее покупали, тотчас прочитывали и передавали друг другу. Ее горячо хвалили, от нее морщились, о ней спорили. Мало кто, перевернув последнюю страницу,

«Эта небольшая книжечка стоит целых томов…»

Из книги автора

«Эта небольшая книжечка стоит целых томов…» «Манифест Коммунистической партии» явился не только программой первой пролетарской партии, Союза коммунистов. Вплоть до сегодняшнего дня он остается важнейшим программным документом международного революционного рабочего

Предисловие для I, II и III томов

Из книги Избранник духа Тантры (том 1) автора Нептунов Александр

Предисловие для I, II и III томов В конце 1999 года я повстречал на своем теряющем смысл жизненном пути уникальное существо, которое полностью перевернуло мое мировоззрение. Это была женщина, ставшая для меня в одном лице всем - Духовным Мастером, другом и возлюбленной. Ее

14. Небольшая речка на Марафонском поле и небольшая река Яуза в Москве Болото около Марафонского поля и болота в Москве

Из книги автора

14. Небольшая речка на Марафонском поле и небольшая река Яуза в Москве Болото около Марафонского поля и болота в Москве В истории Марафонской битвы считается, что по полю сражения протекала небольшая речка, впадавшая «в море». Пишут так: «Между местом боя и персидским

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ ПЕРВЫХ ДВУХ ТОМОВ

Из книги История военного искусства автора Дельбрюк Ганс

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ ПЕРВЫХ ДВУХ ТОМОВ Вот уже несколько лет, как первые два тома "Истории военного искусства" распроданы, но я, занятый работой над III томом, не находил до сих пор времени заняться подготовкой их к переизданию. За это время появилось

Десять томов предрассудков

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 2 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Десять томов предрассудков В наш век очень много всякого рода энциклопедических изданий: универсальные, отраслевые, региональные и т. д. Книги-однотомники и энциклопедии, состоящие из десятков томов. Эти справочные издания очень полезно и удобно иметь под рукой.

Вакарельский Христо Томов

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей Из стихотворения «На книжке стихотворений Тютчева» (1885) поэта Афанасия Афанасьевича Фета (1820- 1892): Но муза, правду соблюдая, Глядит - а на весах у ней Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей. Иносказательно: о

150 ТОМОВ ОПИСАНИЙ

Из книги В мире занимательных фактов автора Земляной Б

150 ТОМОВ ОПИСАНИЙ Ленинградский ботаник Григорий Шлыков предпринял довольно успешную попытку «объять необъятное». Четверть века назад он задался целью уточнить, сколько же на земном шаре открыто видов растений. Вопрос этот далеко не праздный. Помимо большого научного

6.2 Тома и диспетчеры томов

Из книги Серверные технологии хранения данных в среде Windows® 2000 Windows® Server 2003 автора Дайлип Наик

6.2 Тома и диспетчеры томов Как уже отмечалось, том – это логический компонент, включающий в себя дисковые разделы. Эти разделы могут быть реализованы на динамических или базовых дисках. Тома в семействе Windows Server внедряются с помощью драйвера устройства, который

Сочинения Александра Пушкина Санкт-Петербург. Одиннадцать томов

Из книги Статьи о русской литературе [сборник] автора Белинский Виссарион Григорьевич

Сочинения Александра Пушкина Санкт-Петербург. Одиннадцать

СТРАДАНИЙ МНОГИХ ТЯЖЕЛЕЙ, ИЛИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ВЫБОРА

Из книги Терапия испытанием [Необычные способы менять поведение] автора Хейли Джей

СТРАДАНИЙ МНОГИХ ТЯЖЕЛЕЙ, ИЛИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ВЫБОРА На одном из международных семинаров по эриксоновскому гипнозу участникам предложили рассказать, как они пришли в эриксоновский гипноз. Около половины начали свой рассказ словами: "Я прочитал книгу

Пять томов – десять веков

Из книги Литературная Газета 6429 (№ 36 2013) автора Литературная Газета

Пять томов – десять веков Московская международная книжная выставка-ярмарка начала свою работу с награждения лауреатов ежегодного национального конкурса "Книга года". Обладателю Гран-при вручается специальный приз работы известного ювелира Андрея Ананова -

90 томов в один клик

Из книги Литературная Газета 6430 (№ 37 2013) автора Литературная Газета

90 томов в один клик В преддверии 185-летия со дня рождения великого писателя прошла презентация официального портала о Л.Н. Толстом. Презентацию портала tolstoy.ru провела компания ABBYY, давно занимающаяся выпуском электронных изданий классики, совместно с Государственным

Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей
Из стихотворения «На книжке стихотворений Тютчева» (1885) поэта Афанасия Афанасьевича Фета (1820- 1892):
Но муза, правду соблюдая,
Глядит - а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.

Иносказательно: о небольшой по объему работе, которая своей содержательностью, значением превосходит объемистые, многотомные трактаты.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей" в других словарях:

    Толковый словарь Ушакова

    1. ТОМ, тома, мн. томы, томов, и тома, томов, муж. (греч. tomos Отдел). Отдел какого нибудь сочинения, издания, составляющий отдельную книгу. Полное собрание сочинений Ленина в тридцати томах. Настоящий словарь составляет четыре тома.… … Толковый словарь Ушакова

    1. ТОМ, тома, мн. томы, томов, и тома, томов, муж. (греч. tomos Отдел). Отдел какого нибудь сочинения, издания, составляющий отдельную книгу. Полное собрание сочинений Ленина в тридцати томах. Настоящий словарь составляет четыре тома.… … Толковый словарь Ушакова

    1. ТОМ, тома, мн. томы, томов, и тома, томов, муж. (греч. tomos Отдел). Отдел какого нибудь сочинения, издания, составляющий отдельную книгу. Полное собрание сочинений Ленина в тридцати томах. Настоящий словарь составляет четыре тома.… … Толковый словарь Ушакова

    А, мн. тома и (устар.) томы, м. Часть какого л. сочинения, составляющая отдельную книгу, а также отдельная книга какого л. сочинения, издания. Роман в четырех томах. Первый том «Капитала» К. Маркса. Том энциклопедии. □ Я сидел у круглого… … Малый академический словарь