Выставка в патриаршем дворце кремля. Герой романа и жития. Cокровища императорской Японии

П о летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

Э тот проект, призванный познакомить российскую публику с величайшими достижениями французской средневековой культуры, состоится в рамках перекрестного года культурного туризма России и Франции. Главным персонажем выставки станет Людовик IX Святой, который вошел в историю как один из самых знаменитых французских королей. Он считался идеальным государем, воплотившим в себе средневековые представления о справедливом христианском короле. Участник Крестовых походов, защитник Святой земли, строитель храмов и монастырей, он оказывал покровительство науке и искусству, которое при его правлении достигло своего расцвета и получило распространение во всей Европе.

Людовик IX Святой - король из династии Капетингов. До 1236 года регентшей была мать Людовика IX Бланка Кастильская. Людовик IX провел ряд реформ, способствовавших централизации государства.

В 1248 году возглавил седьмой крестовый поход в Египет, во время которого был пленен египетским султаном и освобожден за огромный выкуп.

На выставке будут показаны подлинные шедевры готического искусства, связанные с эпохой Людовика Святого. Большинство из них будет впервые представлено в России - в том числе, витражи из Сент-Шапель и уникальные предметы из таких крупнейших собраний Франции, как Музей Лувра, Национальный музей средневековья (Клюни), ряда провинциальных французских музеев, а также рукописи и документы из Национальной библиотеки и Национальных Архивов Франции.

В выставке также примет участие Государственный Эрмитаж, который предоставит великолепные лиможские эмали и произведения из слоновой кости XIII - начала XIV века из своего собрания. Одним из центральных экспонатов выставки станет реликварий Тернового венца, созданный в 1806 г. и хранящийся сейчас в Соборе Парижской Богоматери. Терновый венец Спасителя был приобретен Людовиком Святым в 1239 году вместе с другими реликвиями Страстей.

В рамках выставки в лекционных залах Музеев Московского Кремля пройдут лекции, посвященные святому Людовику.

Цикл «Эпоха Людовика Святого: история и культура Франции XIII века» (№ 29) , приуроченный к выставке (3 марта - 4 июня 2017), посвящён одному из ключевых персонажей французской истории, королю, который воплотил в себе образ идеального и благочестивого правителя Средневековья. На лекциях вы узнаете о государственной деятельности Людовика IX и о мифах, связанных с его правлением. Эта эпоха стала периодом расцвета готического искусства. На лекциях речь пойдёт о музыке, звучавшей в стенах собора Парижской Богоматери, об архитектуре Реймского собора, о витражах Сент-Шапель и о книжной миниатюре XIII в.

Время правления Людовика Святого — это период расцвета изобразительного искусства в средневековой Франции. Лекционная программа поможет посетителям выставки погрузиться в мир образов готического искусства, которые окружали Людовика IX и его современников.

На лекции вы узнаете об истории развития готического стиля от базилики Сен-Дени, перестроенной в первой половине XII века, до изящного придворного стиля, который сформировался в середине XIII века при Людовике Святом. Вы услышите об истории создания и реставрации витражей Сент-Шапель, о рукописях с великолепными миниатюрами, которые создавались для королевского двора в XIII-XIV веках, и об истории собирания и почитания святых реликвий в Средние века во Франции.

После лекции группа вместе с лектором отправится на экскурсию по выставке «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель» .

Продолжительность - 3 часа. Программу проводит Титова Елизавета Александровна

Ждём вас:

Билеты можно приобрести :

Продажа билетов онлайн прекращается за день до программы.

- В кассах № 11 и 12 в Александровском саду, включая день проведения программы.

Кассиру необходимо сказать её название и дату.

Информацию о возможной отмене или переносе программы Вы можете получить накануне

В Музеях Московского Кремля открылась выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель». Золото, драгоценные камни, лиможские эмали, полированный хрусталь - узнайте про самые красивые экспонаты выставки, а также секреты истории, которые надо знать, чтобы как следует насладиться этими сокровищами.

Кто такой Людовик Святой

Французский король-крестоносец Людовик IX, который жил в XIII веке — единственный из французских королей, ставший святым. Это идеальный рыцарь, законодатель, благочестивый правитель и один из главных спонсоров готического искусства своей эпохи. По отцовской линии он был внуком французского короля-крестоносца Филиппа II Августа, по материнской — правнуком легендарной Алиеноры Аквитанской (то есть его мать была племянницей Ричарда Львиное Сердце). Сам он, в свою очередь, стал дедом Филиппа IV Красивого — отца «проклятых королей» и Изабеллы Французской Волчицы.

Скульптурный портрет Людовика Святого, ок. 1300 г.

Именно в правление внука, Филиппа IV Красивого, Людовик был канонизирован — всего 27 лет спустя после своей смерти. С той поры образцовый государь Людовик Святой стал покровителем французских монархов — недаром большинство из них брали тронное имя в его честь.

Людовик дважды ходил в крестовые походы — во время Седьмого попал в плен к неверным, а во время Восьмого — скончался. Поэтому Католическая церковь могла бы его канонизировать в лике «мучеников», как умершего во время подвига за веру. Однако он удостоился более почетного лика — «исповедник», который означает, что святой отличался безгрешным образом жизни и сделал чрезвычайно много для распространения христианской веры. Именно этому религиозному подвигу Людовика Святого и посвящена выставка в Кремле - а также расцвету готического искусства в период его правления.

Нижняя крышка переплета Евангелия с изображением Распятия

Реликварий с изображением Франциска Ассизского - одно из самых первых изображений стигматизации святого

Покупки короля

Одно из главных достижений Людовика Святого — строительство готической капеллы Сент-Шапель и превращение ее в гигантский реликварий для величайших христианских святынь, которые почитались как католиками, так и православными. Точнее, в первую очередь эти реликвии были именно православными. Веками они хранились в дворцовой часовне византийских императоров в Константинополе — пока не попали в руки западных рыцарей и не поступили в открытую продажу.

Простое перечисление реликвий и мощей, купленных Людовиком,
вызовет у истинно верующего человека трепет.
Орудия Страстей Христовых - Терновый венец, два фрагмента Креста, цепи, которыми он был прикован к столбу, плат Вероники с Нерукотворным Ликом, Камень Гроба Господня, Копье сотника Лонгина, Баргряница, трость, губка, часть Плащаницы, полотенце с Тайной вечери, две частицы Святой Крови.
И это еще не все - назовем детские пелены Христа, Молоко Богоматери, верхняя часть главы Иоанна Крестителя, главы святых Власия, Климента и Симеона, часть Мафория Богородицы и посох Моисея.


Как такое оказалось «на рынке»? Дело в том, что до окончательного падения Константинополя в 1453 году, город уже бывал разграблен — своими же, братьями-христианами. В 1203 году рыцари Четвертого крестового похода свернули с маршрута, приплыли в Константинополь и, понаблюдав некоторое время за дворцовыми интригами и коррупцией, захватили город. Так возникла Латинская империя, которая существовала 57 лет, пока византийцы не отбили столицу. К тому времени, как Людовик начал собирать свои сокровища, Латинская империя уже была на последнем издыхании, денег отчаянно не хватало, и латинский император Балдуин II де Куртене принялся распродавать самое святое. За 13 тыс. золотых империалов он заложил венецианскому патрицию Терновый венец, выкупить обратно его, разумеется, не смог — и в 1239 году Венеция продала это Орудие Страстей Людовику. Встреча реликвии превратилась в большой христианский и политический праздник — благодаря этому перемещению Париж стал новым «небесным Иерусалимом», Франция — «Землей Обетованной», а Людовик — преемником ромейских императоров.

Людовик помещает Терновый венец в Сент-Шапель. Миниатюра 15 века из манускрипта, представленного на выставке

Далее король стал охотиться за другими закладами разорившегося императора — его послы отправились в Сирию и выкупили несколько предметов, в том числе Крест Распятия, у ростовщиков, местных тамплиеров. Третья партия была приобретена непосредственно в Константинополе. Итак, в 1239—1247 годах Людовик купил практически все священные реликвии, остававшиеся в руках латинян — 22 предмета. По прибытию в Париж они были переложены в новые реликварии и мощевики - шедевры готического декоративно-прикладного искусства и ювелирного дела.


Сент-Шапель

Реликвиям требовался достойный дом. В 1248 году в Париже построили «святую капеллу» — Сент-Шапель, один из главных шедевров готической архитектуры. Помимо византийских реликвий в ней хранились и другие святыни, например, «ребро Марии Магдалины».

Интерьер Сент-Шапель

Главное, что поражает в Сент-Шапель - витражи. Это самый полный ансамбль узорчатых окон XIII века. Конечно, за восемьсот лет витражи пострадали - виной тому пожары, революции и войны. После реставрации XIX века остались небольшие фрагменты, которые было невозможно использовать, поэтому их передали в музей. Эти сияющие сапфировым светом стекла сегодня можно увидеть на московской выставке.

Витражи в экспозиции выставки в Кремле

Остатки готической роскоши

Поздняя история сокровищ Сент-Шапель грустна. Уже короли начали использовать капеллу, когда не хватало денег - например, Екатерина Медичи забирала оттуда драгоценности на продажу. Во время Французской революции все драгоценности были национализированы и отправлены на переплавку или аукционы. А сами христианские реликвии, этот «опиум для народа», уничтожались. Из всего списка покупок Людовика сохранились только Венец и фрагменты Креста (ныне в Нотр-Даме).

Злоключения, которые претерпевали церковные сокровища Франции, оказывается, не уступают трагедии русского церковного искусства после Октябрьской революции. По этой причине большинство шедевров на выставке в Кремле - «сироты». Да, они были созданы в эпоху Людовика Святого. А что было с ними дальше - остается угадывать. В музеи большинство из них попало от частных лиц, вероятно, выкупавших их у революционеров - грабителей церквей. Помимо французских музеев - Лувра, Клюни, Национальной библиотеки, а также весьма любопытных провинциальных музеев, в выставке принял участие Эрмитаж. И предоставленные им лиможские эмали и резная слоновая кость по уровню не уступают приезжим экспонатам. Многие из них годами скупал в послереволюционном Париже дипломат Александр Базилевский.

Ковчег-реликварий с изображением Христа во славе, Распятия и святых

Блеск витрин

Из всех экспонатов выставки достоверное отношение к Орудиям Страстей имеют лишь несколько вещей. Наиболее эффектный - хрустальный «бублик», стеклянный реликварий, внутри которого когда-то помещался Терновый венец. Увы, это не средневековое сокровище - его изготовили лишь в 1806 году, когда спасенную реликвию поместили в Нотр-Дам.

Реликварий св. Тернового венца. 1806

А это меня сфоткали с "бубликом" и продают теперь за деньги / Агентство "Москва", фото Александр Авилов



Зато XIII веком датируется корона-реликварий, где помещался шип от Венца и щепка от Креста. Правда, она не парижская, а из доминиканского монастыря в Льеже - но монастырю фрагменты реликвий прислал сам Людовик.

Корона-реликварий. Ок. 1260-1280

Кроме произведений ювелирного искусства и витражей на выставке представлены скульптуры, иллюминированные рукописи, монеты и подлинные документы времен Людовика Святого.

Богоматерь с младенцем
Навершие посоха. 1-я пол. 13 века

Информация про билеты -
500 рублей стоит единый билет на посещение выставки и архитектурного ансамбля Соборной площади (для основной категории граждан)

Из Дворца правосудия в Париже через сводчатый переход можно попасть в Святую капеллу, Сент-Шапель , - жемчужину готической архитектуры. Она была построена королем Франции Людовиком IX (Святым) в 1242–1248 гг. как монументальный реликварий для величайших святынь христианского мира, и прежде всего Тернового Венца Спасителя.

Состоящая из двух церквей, расположенных одна над другой, увенчанная стрельчатыми башенками капелла напоминает драгоценную шкатулку. Заполненный потоками окрашенного света верхний храм представляет собой ансамбль из витражных окон высотой 15 м.

Открывающаяся в Одностолпной палате Патриаршего дворца выставка в рамках перекрестного года культурного туризма России и Франции будет сосредоточена на трех важнейших темах: личности Людовика Святого, реликвиях Страстей Христовых и Сент-Шапель, созданной королем Франции как достойное место хранения обретенных им святынь.

«Идея совместного проекта во многом исходила от наших французских коллег из Центра национальных памятников , - уточняет куратор выставки, доктор исторических наук Ольга Дмитриева . - Они были вдохновлены собственным опытом. В 2014 году масштабной выставкой в Консьержери Франция отметила 800-летие со дня рождения Людовика IX . Акцент тогда делался на фигуре одного из самых известных и любимых королей Франции, которого наша публика знает гораздо меньше. Поэтому в Москве было решено концепцию парижского проекта буквально не повторять ».

Куратор выставки Ольга Дмитриева
Фото: Валентин Оверченко/Музеи Московского Кремля

Зрителя ждет захватывающий рассказ, касающийся любопытных страниц мировой истории, одна из которых посвящена судьбе реликвий.

Терновый Венец Спасителя Людовик Святой приобрел в 1239 году вместе с другими реликвиями Страстей Христовых, что превратило французского монарха из династии Капетингов в «наихристианнейшего короля».

«Во время Четвертого крестового похода (1202–1204) войско крестоносцев захватило Константинополь - столицу христианского государства, получив в свое распоряжение не только город, но и Большой дворец, главную резиденцию византийских императоров, где в часовне много веков хранились реликвии: Терновый Венец, фрагмент Истинного Креста, камень Гроба Господня, копье сотника Лонгина, губка, на которой Иисусу подавали уксус с желчью. Крестоносцы вполне осознавали степень ценности обретенных святынь , - рассказывает куратор. - Однако новые власти Латинской империи, пребывая в плачевном состоянии, лишенные ресурсов, начинают продавать и закладывать реликвии, что само по себе шокирует. Латинский император Балдуин II отправляется во Францию на переговоры. Причем Венец к тому времени уже заложен венецианцам. Людовик , человек искренней веры, решает спасти святыни ».

Разумеется, во Франции это событие вызвало огромный резонанс. Когда приобретенный за немалые деньги Венец прибыл из Венеции, король и его брат босыми вышли его встречать и на своих плечах несли реликварий. Построенная вскоре часовня Сент-Шапель становится центром формирования нового национального самосознания, король же Франции воспринимается как прямой наследник византийских императоров. На ланцетных витражных окнах капеллы последовательно разворачивается библейская линия, при этом вычленяется одна тема - генезис власти. Композиция, начавшись с истории библейских королей, завершается окном, посвященным самому Людовику.

Двенадцать витражей из Сент-Шапель, демонтированные в XIX веке и ныне хранящиеся в Центре национальных памятников, впервые покинут Францию, дабы занять центральное место на выставке в Музеях Московского Кремля.

«Двойная помолвка»
Витраж из Сент-Шапель
1230-1248
© Patrick Cadet / Centre des monuments nationaux

«Витражи - материал хрупкий. Первые попытки их реставрировать или заменить предпринимались уже XIV веке, когда техника производства стекла была той же, что и в XIII веке , - продолжает рассказ Ольга Дмитриева. - Даже Великая французская революция не нанесла стеклу большого урона. Возбужденные народные массы больше покушались на скульптуры и сбивали со стен королевские лилии. Впоследствии, уже после реставрации монархии, в Сент-Шапель был устроен архив, и для установки шкафов световые проемы заложили кирпичом. Демонтированные стекла, попавшие на антикварный рынок, с течением времени оказались в музейных коллекциях ».

Среди семидесяти пяти экспонатов будущей выставки - множество любопытнейших артефактов, которые прибудут из Лувра, Музея Средневековья (Клюни), Национальных архивов Франции, Национальной библиотеки. Но не все вещи транспортабельные. Хрупкими шедеврами поделился Государственный Эрмитаж. Речь идет о лиможских эмалях XIII века, алтарях и складнях из слоновой кости.

Ларец с изображением Христа во славе, распятия и святых
Франция, Лимож
первое десятилетие XIII в.
Государственный Эрмитаж
Фото: С.В. Суетова, К.В. Синявский

«Мадонна с Младенцем», конец XIII - начало XIV в. Государственный Эрмитаж. Фото: А. М. Кокшаров
Навершие посоха с изображением сцены Благовещения, вторая четверть XIII в. Государственный Эрмитаж. Фото: С. В. Суетова, К. В. Синявский

Створка диптиха с изображением Страстей Христовых
середина XIII в.
Государственный Эрмитаж
Фото: А.М. Кокшаров

Время правления Людовика Святого было эпохой расцвета книжного дела. Куратор выставки обращает особое внимание на манускрипты и иллюминированные рукописи. Весьма любопытны документы, связанные с почитанием самого Людовика и процессом его канонизации, в том числе рукописи с описанием расследования о его святости, проведенного римской курией.

«На выставке будут и портреты самого Людовика. Очень редкая полихромная деревянная скульптура из местечка Пуасси, откуда он родом и где находится некрополь его шестерых детей, в том числе любимой дочери Изабеллы », - продолжает Ольга Дмитриева.

«Чудо Людовика Святого». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика», 1330-1340,
«Людовик IX вершит правосудие». Миниатюра из рукописной книги Гийома де Сен Патю «Житие и чудеса Святого Людовика», 1330-1340, Национальная библиотека Франции (BNF)

«Людовик IX и Маргарита Прованская вступают на корабль». Миниатюра из рукописной «Книги деяний его величества Людовика Святого», 1401-1500, Национальная библиотека Франции (BNF)
Нижняя крышка переплета Евангелия Сент-Шапель, 1260-1270?, Национальная библиотека Франции (BNF)

В Выставочном зале Патриаршего дворца Московского Кремля 3 февраля открылся масштабный выставочный проект «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель», подготовленный совместно Музеями Кремля и Центром национальных памятников (Франция) при поддержке Посольства Франции.

Выставка задумана как центральное событие перекрестного года культурного туризма России и Франции.

На выставке представлены 78 шедевров готического искусства, связанных с эпохой Людовика IX, большинство из которых впервые показывается в России. В их числе - витражи из Сент-Шапель - готической часовни-реликвария на территории бывшего Королевского дворца (позднее - Консьержери) на острове Сите в Париже, возведенной Людовиком Святым в 1242-1248 гг., уникальные предметы церковной утвари из крупнейших французских собраний, рукописи и документы из Национальной библиотеки и национальных архивов Франции.


Один из центральных экспонатов выставки - реликварий Тернового венца, созданный в 1806 году, который сейчас хранится в Соборе Парижской Богоматери. Терновый венец был приобретен Людовиком Святым в 1239 году вместе с другими реликвиями Страстей Христовых.


Фото: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" В рамках экспозиции представлены рукописи, произведения мелкой пластики, предметы церковной утвари, в том числе украшенные яркими лиможскими эмалями, элементы скульптурного убранства готических соборов.

Часовня была построена Людовиком Святым в 1242-1248 гг. на территории бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже. Представляет собой наиболее полный ансамбль витражного искусства XIII века и считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров.

Капелла была задумана Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из разграбленного в ходе крестового похода Константинополя. Главной среди них был «Терновый венец, обагренный кровью Христа», обладание которым должно было упрочить влияние французского королевства в христианском мире.


Фото: Luciano Guelfi (CC by-sa 2.0) В 1239 году Людовик приобрел венец, по некоторым данным, за огромную сумму в 135 тысяч ливров у Латинского императора Балдуина II. По другим источникам, Балдуин II заложил терновый венец венецианцам, у которых он был выкуплен Людовиком Святым. В августе 1239 года терновый венец прибыл в Париж, куда позже были доставлены частицы Креста Господня, Копье Лонгина и другие предметы-реликвии Ветхого и Нового Заветов.

Для святынь такого ранга потребовалось достойное архитектурное обрамление, и на месте старой королевской часовни Святого Николая была возведена новая церковь. Она была построена в рекордно короткий срок, с 1242 по 1248 годы. Работами, предположительно, руководил Пьер из Монтрейля, один из крупнейших зодчих того времени. За образец была взята Святая Капелла при Сен-Жерменском замке, ставшая временным местом хранения реликвий до освящения Сент-Шапель.

Постройка обошлась казне в 40 тысяч ливров, что было лишь в три раза дешевле цены, заплаченной за терновый венец. Дата закладки капеллы неизвестна, но сохранилась точная дата дня освящения Сент-Шапель - 26 апреля 1248 года.

Капелла сильно пострадала во время французской революции. В результате разграбления часть священных реликвий была утеряна, сохранившиеся находятся в Парижской Национальной библиотеке, а терновый венец пребывает в Соборе Парижской Богоматери.


Людовик IX Святой

Людовик IX Святой (1214-1270) - король Франции в 1226-1270 годах, предводитель седьмого и восьмого Крестовых походов. Стал королем в возрасте двенадцати лет и первоначально правил при регентстве матери, королевы Бланки Кастильской.

В 1244 году король тяжело заболел и дал обет возложить на себя крест. Взяв хоругвь, перевязь и посох паломника и испросив в Лионе благословение папы, Людовик с крестоносцами в сентябре 1248 года прибыл на Кипр, а весной 1249 года в Египет. После взятия Дамиетты Людовик подошел к Мансуре, но силы крестоносцев были ослаблены раздорами и беспорядками, и им пришлось отступить.


Во время отступления к Дамиетте сарацины догнали Людовика и взяли его в плен; король откупился огромной суммой денег и возвращением Дамиетты.

В мае 1250 года Людовик отплыл из Египта, но оставался 4 года (1250-1254) в Сирии, дожидаясь новых крестоносцев. Людовик поддерживал христиан в Палестине, заводил отношения с азиатскими государями, укреплял Яффу, Кесарию и Сидон.

Узнав о смерти матери, Людовик после шестилетнего отсутствия вернулся во Францию и ревностно принялся за государственные дела.

В марте 1270 года он отправился в Тунис, надеясь на обращение местного султана в христианство. Ожидая прибытия Карла Анжуйского, Людовик бездействовал. В войске начались эпидемии. В лагере умер сын Людовика Тристан. 3 августа заболел сам Людовик. 25 августа король скончался.

Сразу после кончины Людовика был поднят вопрос о его канонизации. Эту инициативу поддержали многие влиятельные лица во Франции. Спустя 27 лет, в августе 1297 года, буллой «Gloria laus» папа Бонифаций VIII провозгласил короля Людовика IX святым. Людовик был канонизирован под именем св. Людовика Французского; он стал первым святым среди французских королей, если не считать Дагоберта II (652-679), причисленного к лику святых еще до того, как процесс канонизации в Католической церкви получил официальную процедуру.

Именем св. Людовика названо множество католических храмов как во Франции, так и за ее пределами. Так, например, одним из трех действующих в Москве католических храмов является храм святого Людовика Французского, расположенный на улице Малая Лубянка, дом 12а.