Заведений с массовым пребыванием. Выбор систем пожаротушения для объектов с массовым пребыванием людей. Магазины, рестораны, банки, гостиницы

ППБ 01-03
п.43. Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек - зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культо-вые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проекти-рования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
СП 5.13130.2009
3.71 помещение с массовым пребыванием людей: Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 м2 и более с постоян-ным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2.

СНиП 2.04.05-91*
Помещение с массовым пребыванием людей - помещение (залы и фойе театров, кинотеат-ров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и другие) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 * помещения площадью 50 * и более.

Проект НПБ «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ» (документ очень похож на 382 приказ), в котором одним из приложений пред-лагалось ввести:
Приложение 5
Примерный перечень общественных зданий и помещений с массовым пребыванием лю-дей.
1. Помещения
-Зрительные и актовые залы, фойе (за исключением кинозалов класса «люкс», если таковые предусмотрены стандартами) независимо от принадлежности на 300 и более зрительских мест (принято на основании п.1.46* СНиП 2.08.02-89*);
-залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 600 и более мест (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
-залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами любой вместимости, если они используются для проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий (концерты, новогодние елки и т.д.);
-закрытые фойе открытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 1000 и более мест (при использовании в качестве фойе подтрибунного пространства при-нимается вместимость соответствующей трибуны (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
-торговые залы торговых центров, супермаркетов, гипермаркетов с торговой площа-дью более 1000 м2 (принято на основании табл.3 СНиП 2.08.02-89*);
-залы дискотек, танцполы клубов;
-обеденные залы на 100 посадочных мест и более.
2. Здания и сооружения:
-здания, в составе которых имеются указанные выше помещения;
-здания детских дошкольных учреждений на 100 мест и более (принято на основании табл.5 СНиП 2.08.02-89*);
-школы на 350 учащихся и более; (принято на основании табл.6* СНиП 2.08.02-89*);
-пассажирские терминалы (здания аэровокзалов, ж/д вокзалов, автовокзалов, речных и морских вокзалов) в областных и региональных центрах и на крупных транспорт-ных узлах;
-станции метрополитена;
-здания культовых учреждений;
-здания выставочных комплексов и художественных галерей;
-здания музеев федерального подчинения;
-гостиницы на 50 мест и более;
-стационары лечебных учреждений на 50 коек и более;
-амбулаторные лечебные учреждения на 100 посетителей и более;
-банные комплексы на 50 чел. и более;
-фитнес-центры на 100 чел. и более.

6. Категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.

7. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании), на территории которого расположено место массового пребывания людей. Возможные последствия совершения террористического акта в месте массового пребывания людей определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью.

8. Для проведения категорирования места массового пребывания людей и оценки состояния его антитеррористической защищенности решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей (далее - комиссия).

Комиссия создается в течение 30 дней со дня включения места массового пребывания людей в соответствующий перечень мест массового пребывания людей.

9. Комиссию возглавляет руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (глава муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо.

В состав комиссии включаются правообладатель места массового пребывания людей, представители территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (по согласованию), территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему.

10. В зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей:

а) место массового пребывания людей 1 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;

б) место массового пребывания людей 2 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;

в) место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

11. Расчет количества людей проводится путем проведения мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории места массового пребывания людей в течение 3 дней, включая рабочие и выходные (праздничные) дни.

Площадь, занимаемая одним человеком, при определении прогнозируемого максимального количества людей в месте их массового пребывания и при отсутствии соответствующих положений в технических регламентах, национальных стандартах Российской Федерации, сводах правил, строительных нормах и правилах Российской Федерации принимается равной 0,5 кв. метра.

12. В зависимости от обстановки, складывающейся в районе расположения места массового пребывания людей, комиссией может быть принято решение о присвоении месту массового пребывания людей категории выше или ниже, чем это предусмотрено пунктом 10 настоящих требований.

При принятии комиссией указанного решения учитывается количество совершенных на территории субъекта Российской Федерации террористических актов (предпринятых попыток совершения) в течение последних 12 месяцев.

13. Результаты работы комиссии в 10-дневный срок со дня обследования оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей, который составляется в произвольной форме, содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении месту массового пребывания людей соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями.

Общий вывод о достаточности антитеррористической защищенности места массового пребывания людей делается в случае, если установленные требования к физической охране, оборудованию средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны места массового пребывания людей выполнены в соответствии с его категорией.

Акт обследования и категорирования места массового пребывания людей составляется в 6 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей (далее - паспорт безопасности).

При наличии разногласий между членами комиссии по вопросам категорирования места массового пребывания людей решение принимается в ходе согласительного совещания большинством голосов членов комиссии с решающим голосом председателя комиссии. Неурегулированные разногласия включаются в акт обследования и категорирования места массового пребывания людей с указанием особых мнений членов комиссии.

Коридоры в зданиях с массовым пребыванием людей являются основными горизонтальными коммуникациями, обеспечивающими связь между помещениями в пределах этажа, а также путями движения из помещений к лестницам.

В реальных условиях пожара основными факторами, вызывающими потерю сознания или смерть людей, являются: прямой контакт с пламенем, высокая температура, недостаток кислорода, наличие в дыму окиси углерода и других токсичных веществ, механические воздействия. Наиболее опасны недостаток кислорода и наличие токсичных веществ, т.к. около 50 - 60% смертей при пожарах происходит от отравления и удушья.

Опыт показывает, что в закрытых помещениях снижение концентрации кислорода в отдельных случаях возможно по истечении 1 - 2 мин с начала возникновения пожара.

Особую опасность для жизни людей на пожарах представляет воздействие на их организм дымовых газов, содержащих токсичные продукты горения и разложения различных веществ и материалов. Так, концентрация окиси углерода в дыме в количестве 0,05% является опасной для жизни людей.

В некоторых случаях дымовые газы содержат сернистый газ, окислы азота, синильную кислоту и другие токсичные вещества, кратковременное воздействие которых на организм человека даже в небольших концентрациях (сернистый газ 0,05; окислы азота 0,025%; синильная кислота 0,2%) приводит к смертельному исходу.

Чрезвычайно высока потенциальная опасность для жизни человека продуктов горения синтетических полимерных материалов.

Опасные концентрации могут образоваться даже при термическом окислении и разрушении небольших количеств синтетических полимерных материалов.

С учетом того, что синтетические полимерные материалы составляют в современных помещениях более 50% всех материалов, нетрудно заметить, какую опасность они представляют для людей в условиях пожара.

Реальная угроза для жизни людей в зданиях повышенной этажности еще более возрастает. Как показали исследования и имевшие место пожары в зданиях повышенной этажности, продукты горения распространяются по этажам здания в течение 2-3 мин. В то же время для эвакуации людей из такого здания, даже при нормальных условиях, требуется не менее 10-15 мин, а то и более.

Опасно для жизни людей также воздействие на них высокой температуры продуктов горения не только в горящем, но и в смежных с горящим помещениях. Превышение температуры нагретых газов над температурой человеческого тела в таких условиях приводит к тепловому удару. Уже при повышении температуры кожи человека до 42 - 46°С появляются болевые ощущения (жжение). Температура же окружающей среды 60-70°С является опасной для жизни человека, особенно при значительной влажности и вдыхании горячих газов, а при температуре выше 100°С происходит потеря сознания и через несколько минут наступает смерть.

Не менее опасной, чем высокая температура, является воздействие теплового излучения на открытые поверхности тела человека. Так тепловое облучение интенсивностью 1,1-1,4 кВт/м2 вызывает у человека те же ощущения, что и температура 42-46°С.

Еще большей опасности подвергаются люди при непосредственном воздействии пламени, например, когда огнем отрезаны пути спасения. В некоторых случаях скорость распространения пожара может оказаться настолько высокой, что застигнутого пожаром человека спасти очень трудно или невозможно без специальной защиты (орошение водой, защитная одежда). К серьезным последствия приводит и загорание одежды на человеке. Если своевременно не сбить пламя с одежды, то человек может получить ожоги, которые обычно вызывают смерть.

Наконец, большой опасностью при пожаре является паника, представляющая собой внезапный, безотчетный, неудержимый страх, овладевающий массой людей. Она возникает от неожиданно появившейся опасности. Люди сразу ставятся перед лицом грозной стихии, сознание и воля подавляются впечатлением от пожара, невозможностью сразу же найти выход из создавшегося положения.

Для спасания людей в первую очередь выбирают кратчайшие и наиболее безопасные пути.

Способы спасания людей определяются в зависимости от обстановки на пожаре и состояния людей, которые нуждаются в помощи. Основными способами спасания людей являются: самостоятельный выход людей; вывод людей в сопровождении пожарных; вынос людей; спуск спасаемых с высоты.

В большинстве случаев, заметив опасность, люди выходят из помещений еще до прибытия пожарных подразделений самостоятельно.

Когда пути спасания задымлены или не известны спасаемым и, кроме того, состояние и возраст спасаемых вызывают сомнение в возможности самостоятельного выхода из опасной зоны (люди находятся в состоянии сильного нервного возбуждения или это дети, больные, престарелые), то организуют вывод спасаемых.

По прибытии к месту вызова РТП должен немедленно установить связь с обслуживающим персоналом объекта и получить сведения о наличии людей в горящих и смежных с ними помещениях (иногда эти сведения поступают при приеме сообщения о пожаре), после чего провести тщательную разведку задымленных помещений.

Разведка выясняет наличие опасности для жизни людей, их местонахождение и способность самостоятельно передвигаться; пути и способы спасания;

последовательность проведения спасательных работ; возможность угрозы огня и дыма путям спасания; наличие сил и средств для спасания людей; наличие обслуживающего персонала, который можно привлечь к спасательным работам;

меры, принятые для спасания до прибытия пожарных подразделений; определяет места для размещения спасенных людей (особенно в зимнее время).

В зависимости от обстановки разведка может проводиться в нескольких направлениях.

Проверку помещений проводят во всех случаях, ее прекращают только после тщательного осмотра, убедившись в отсутствии людей в горящем здании.

На основании данных, полученных в ходе разведки пожара, РТП принимает решение и отдает необходимые распоряжения по спасанию людей. При этом возможны различные варианты действия подразделений:

Если на пожар прибыло достаточное количество сил и средств и имеется необходимость проведения спасательных работ, РТП обязан немедленно организовать спасание людей. При этом РТП должен лично возглавить спасательные работы, в то же время руководя тушением пожара;

Если людям угрожает огонь и пути спасания отрезаны или могут быть отрезаны огнем, подача стволов для обеспечения спасания людей обязательна;

Если на пожар прибыло достаточное количество сил и средств и прямой угрозы для жизни людей нет, а РТП уверен, что пожар может быть быстро потушен введенными на путях распространения огня стволами, и при этом обеспечена безопасность для людей, действия подразделений направляются на предупреждение паники и одновременное тушение пожара;

В случаях, когда сил и средств для одновременного проведения работ по тушению пожара и спасанию людей недостаточно, весь личный состав прибывших пожарных подразделений может быть направлен на спасательные работы с последующим тушением пожара. Подача стволов для обеспечения спасания людей в этом случае обязательна как в местах, где людям непосредственно угрожает огонь, так и для спасания, из мест где возможно распространение пожара.

В практике работы подразделений пожарной охраны но спасанию людей в зависимости от обстановки на пожаре могут быть применены и другие варианты действий.

Очередность спасания определяется не числом людей, а степенью опасности для их жизни. В первую очередь спасают людей из наиболее опасных мест. При одинаковой степени опасности сначала спасают детей, больных и престарелых.

Во всех случаях, когда проводятся спасательные работы, РТП должен одновременно с развертыванием сил и средств вызвать скорую медицинскую помощь. До прибытия на пожар медицинского персонала первую помощь пострадавшим должен оказать личный состав пожарных подразделений.

1. Определение высоты расположения нейтральной зоны

При открытых нижних проемах, т.е. когда они являются приточно-вытяжными, расположение нейтральной зоны определяют по формуле:

где: H пр - высота наибольшего проема, м;

с в, с пг - плотность соответственно атмосферного воздуха и газообразных продуктов горения, кг/м 3

Из таблицы (5) берем соответствующую температуру, плотность воздуха 1,453 кг/м3, плотность продуктов сгорания 0,748 кг/м3.

2. Расчет параметров пожара на момент сообщения в пожарную охрану

Линейная скорость распространения горения, V л (м/мин.)

Административные здания 1,01,5

Библиотеки, книгохранилища, архивохранилища 0,51,0

При определении размеров возможного пожара линейную скорость распространения горения в первые 10 минут от начала возникновения пожара необходимо принимать половинной от табличного значения (0,5V л).

Путь, пройденный огнем L, (м)

если 1. 10 минут:

L=0,5V л 1. [м]

L=0,5Х16=3 . [м];

Определение площади пожара S п, (м 2);

S п =, [м 2 ],

S п ==14,1 [м 2 ].

Определение периметра пожара.Pп, (м)

Р п = L + 2L [м];

Р п = 3,14 3 + 2х3=15,4[м]

Определение фронта пожара. Ф п, (м);

Ф п = L , [м] Ф п = 3,14 3 =9,42[м]

V s = , [м 2 /мин.],

V s = = 2,35[м 2 /мин.],

V р = =2,56 [м/мин.]

V ф = , [м/мин.]

V ф = =1,57 [м/мин.]

3. Определение параметров пожара на момент прибытия первого подразделения

Определение времени прибытия первого подразделения.

приб.1 = д.с. + сб. + сл.1 , [мин.]

приб.1 =6 . +1 . +7=14 [мин.],

L=5V л +V л (св - 1)[м]

L=5х1+14 =9 [м]

Определение площади пожара S п, (м 2);

Форма пожара - полукруг 180 o:

S п =, [м 2 ],

S п == 127,17 [м 2 ].

Р п = L + 2L [м];

Р п = 3,14 9 + 2х9= 46,26 [м]

Определение фронта пожара. Ф п, (м);

Ф п = L , [м] Ф п = 3,14 9 = 28,26 [м]

Определение скорости роста площади пожара. Vs, (м2/мин.);

V s = , [м 2 /мин.],

V s = =9,08 [м 2 /мин.],

Определение скорости роста периметра пожара. V р,. (м/мин.)

V р = , [м/мин.] - при круговой и угловой форме площади пожара;

V р = =3,3 [м/мин.]

Определение скорости роста фронта пожара. V ф, (м/мин.).

V ф = , [м/мин.]

V ф = =2,01 [м/мин.]

4. Определение параметров пожара на момент введения сил и средств первого подразделения

Определение времени свободного развития горения.

св. =6 . +1 . +7+6=20 [мин.]

Определение пути, пройденного огнём.

L=0,5Vл1+Vл (св.-10) [м]

L=0,5110+1 (20 . -10)=15[м].

Пожар дойдет до двух стен помещения и примет прямоугольную форму.

Определение площади пожара S п, (м 2);

S п = а b, [м 2 ]

S п = 28 15=420 [м 2 ]

Определение периметра пожара.P п, (м)

Р п = 2(a+b) (м)

Р п = 2(28+15)=86(м)

Определение фронта пожара. Ф п, (м)

Определение скорости роста площади пожара. V s , (м 2 /мин.);

V s = , [м 2 /мин.]

V s = =21[м 2 /мин.]

Определение скорости роста периметра пожара. V р,. (м/мин.)

Vр = , [м/мин.]

V р = =0,75 [м/мин.]

Определение скорости роста фронта пожара. V ф, (м/мин.).

V ф = , [м/мин.]

V ф = =1,4[м/мин.]

5. Расчет сил и средств для тушения пожара

Определение площади тушения

При b > n h

Так как у нас b=28 метров, а тушение пожара может быть в 2 направлениях при глубине тушения 5 метров получается.

b(28) > n(2) h(5)

S т =2х15х5=150 [м 2 ] .

Определение требуемого расхода воды на тушение пожара

Требуемый расход огнетушащего средства на тушение пожара определяется по формуле:

Qттр. = Пт Iтр.,

П т - величина расчетного параметра тушения пожара;

I тр. -требуемая интенсивность подачи огнетушащего средства.

В соответствии с таблицей 8

Административные здания:

I - III степени огнестойкости 0,2 (л/м 2 с)

Так как S т =150 [м 2 ] то получится:

Q т тр. = П т I тр.

Q т тр. = 150 м 2 0,2 (л/м 2 с)=30 л/с

Определение требуемого расхода воды на защиту.

Требуемый расход воды на защиту выше и нижерасположенных уровней объекта от того уровня, где произошел пожар, рассчитывается по формуле:

Q защ тр. = S защ, [л/с]

Q защ тр. = 420 0,05= 21 [л/с]

0,25 I тр. туш. , [л/(с*м 2)]

0,25 0,2=0,05[л/(с*м 2)]

Определение общего расхода воды.

Q тр. общ. = + . , [л/с]

Q тр. общ. = 30 +21=51 [л/с].

Определение требуемого количества стволов на тушение пожара.

N т ств. ==9 ст Б

Определение требуемого количества стволов на защиту объекта.

6 стволов Б на защиту соседнего и вышерасположенного помещения

Определение общего количества стволов на тушение пожара и защиту объекта.

N ств. общ. = +

N ств. общ. = 9 + 6=15 ств.Б

Определение фактического расхода воды на тушение пожара.

Q ств. , [л/с]

9 3,7=33,3 [л/с].

Определение фактического расхода воды на защиту объекта.

Q ств. , [л/с]

6 3,7=22,2 [л/с].

Определение общего фактического расхода воды на тушение пожара и защиту объекта.

Q ф общ. = + , [л/с]

Q ф общ. =33,3 +22,2=55,5 , [л/с].

Определение водоотдачи наружного противопожарного водопровода.

Q т сети = 0,5 Q к сети, [л/с]

Q т сети = 0,5 81=40,5 [л/с]

Q к сети = ((D/25) V в) 2 [л/с]

Q к сети = ((150/25) 1,5) 2 =81[л/с]

Определение предельного расстояния подачи огнетушащих средств.

L пред =, [м]

L пред = =50 [м]

Определение требуемого количества пожарных автомобилей, которые необходимо установить на водоисточники.

N авт. = 1,7=2

Определение требуемой численности личного состава для тушения пожара.

N л.с. общ =N лс туш. N ств. туш. + N лс защ.. + N п.б. + N м. + N л +N рез….. ,

9 стволов "Б" или 4 ствола "А" и один ствол "Б" на тушение = 15 человек

6 стволов "Б" или 3 ствола "А" на защиту вышележащего этажа и соседнего помещения - 9 человек

На 8 постов безопасности = 8 человек.

Так как у нас 8 работающих звеньев, следовательно, необходимо 2 резервных звена = 6 человек.

Работа на разветвлении и контроль за рукавной системой = 4 человека

Итого получается:

15+9+8+6+4=42 человека

Определение количества отделений.

N отд. АЦ = общ

N отд. АЦ = =11 отделений

Вывод о достаточности сил и средств.

Для нашего объекта, автоматический номер вызова 2, следовательно сил и средств для тушения для данного пожара должно хватить.

6. Расчет параметров пожара по установленному расчетом сил и средств повышенному рангу пожара

Определение параметров пожара на момент введения сил и средств вторым подразделением.

Определение времени введения сил и средств вторым подразделением.

вв.2. = св. +(сл.2 - сл.1) , [мин.]

вв.2. =20 . +(12-7)=25 [мин.]

св. = д.с. + сб. + сл.1 + б.р. [мин.]

св. =6 . +1 . +7+6=20 [мин.]

Определение пути, пройденного огнём.

L=5х1+1(20 - 10)+0,5х1 (25- 20) = 5+10+2,5=17,5[м]

Определение параметров пожара на момент введения сил и средств второго подразделения

Определение площади пожара S п, (м 2);

S п = а b, [м 2 ]

S п = 17,5 28=490 [м 2 ]

Определение периметра пожара.P п, (м)

Р п = 2(a+b) (м)


Р п = 2(28+17,5)=91(м)

Определение фронта пожара. Фп, (м)

Определение скорости роста площади пожара. V s , (м 2 /мин.);

V s = , [м 2 /мин.]

V s = =19,6[м 2 /мин.]

Определение скорости роста периметра пожара. V р,. (м/мин.)

V р = , [м/мин.]

V р = =0,7 [м/мин.]

Определение скорости роста фронта пожара. V ф, (м/мин.).

V ф = , [м/мин.]

V ф = =1,12[м/мин.]

Определение параметров пожара на момент локализации.

Определение времени локализации.

лок. = св. +(сл.3 - сл.1) , [мин.]

лок. =20 . +(14-7)=27 [мин.]

св. = д.с. + сб. + сл.1 + б.р. [мин.]

св. =6 . +1 . +7+6=20 [мин.]

Определение пути, пройденного огнём.

L=5V л +V л (св. - 10)+0,5V л (t расч. - t св.) [м]

L=5х1+1(20 - 10)+0,5х1 (27- 20 .) = 5+10+3,5=18,5[м]

Определение параметров пожара на момент локализации

Определение площади пожара S п, (м 2);

S п = а b, [м 2 ]

S п = 18 28=504 [м 2 ]

Определение периметра пожара.P п, (м)

Р п = 2(a+b) (м)

Р п = 2(28+18)=92(м)

Определение фронта пожара. Ф п, (м)

7. Организация тушения возможного пожара первым РТП

Время от начала

развития пожара, мин

Возможная обстановка пожара

Введено стволов на тушение и защиту

Распоряжения РТП

Загорание в сельской библиотеке

Прибытие ПЧ-2 на двух АЦ-40

Прибытие РТП-1

Доклад РТП-1 на ЦППС:

Прибыл к месту вызова, по внешним признакам идет дым из окон библиотеки. Дальнейшая разведка.

РТП-1 - КО-1:

установить АЦ к зданию, предварительное развертывание к зданию, подготовить звено ГДЗС для проведения разведки.

РТП-1 - КО-2:

установить АЦ на ПВ, предварительное развертывание к зданию, подготовить звено ГДЗС для тушения пожара.

Прибытие ПЧ-5 на АЦ-40 и АНР-40

РТП-1 - НК:

Подготовить 2 звена ГДЗС, подать 2 ствола "А" на тушение пожара. АЦ на ПГ-12, запитать 2-ое отделение

Подано два ствола "A" звеньями ГДЗС

Доклад РТП-1 на ЦППС:

Разведка проведена, эвакуировано 2 человека, требуется оказание мед. помощи.

Требуется дополнительное привлечение сил и средств по Вызову №2

Электроэнергия отключена, подано 2 ствола "А" звеньями ГДЗС.

Подано 4 ствола "A" звеньями ГДЗС

Доклад РТП-1 на ЦППС:

Подано 4 ствола "A" звеньями ГДЗС,

создан КПП ГДЗС

Прибытие СПТ S п =504 м 2

Доклад РТП-1 оперативному дежурному СПТ(РТП-2):

В результате теплового проявления токов КЗ произошло возгорание в библиотеке. Эвакуировано 2 человека.

Установлено 2 АЦ-40 на ПГ-5,6.

Производится тушение пожара 4 звеньями ГДЗС на площади около 500 м 2


Пункт 5 новых «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - ППР РФ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, содержит дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей». При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее - объекты).Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта». Аналогичные положения были закреплены и в пунктах 16, 43 ранее действовавших Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), отмененных приказом МЧС России от 31.05.2012 № 306 «О признании утратившим силу приказа МЧС России от 18.06.2003 № 313».

Отметим, что СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приложение А), а также СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» (пункт 3.13) используют для своего применения иное понятие «массового пребывания людей», а именно: «Помещение с массовым пребыванием людей - помещение (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и др.) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2 помещения площадью 50 м2 и более».

ППР РФ, как показано выше, устанавливают для своего применения более расширенное понимание термина «массового пребывания людей».

В соответствии с пунктом 7 ППР РФ «на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре». Данное требование существенно не отличается от пункта 16 ППБ 01-03, в котором было определено практически то же самое, только иными словами, а именно: «В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара».

Пункт 12 ППР РФ определяет: «на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте». правило противопожарный режим

Ранее пункт 16 ППБ 01-03 требовал проводить такие практические тренировки для «всех задействованных для эвакуации работников», что предполагало необходимость определить круг «всех задействованных для эвакуации работников», а потом именно с ними и проводить такие занятия.

Теперь же в отработке планов (схем) эвакуации должны участвовать все лица, осуществляющие какую-либо деятельность на объекте с массовым пребыванием людей.

Пункт 25 ППР РФ, точно так же, как и пункт 42 ППБ 01-03, запрещает в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости по-прежнему одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.

В соответствии с пунктом 30 ППР РФ руководитель организации при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.) обязан обеспечить:

  • а) осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности;
  • б) дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях.

Точно такие же положения ранее содержались в пунктах 19 и 50 ППБ 01-03.

Пункт 31 ППР РФ определяет следующее: «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях со сгораемыми перекрытиями допускается использовать только помещения, расположенные на 1-м и 2-м этажах.

В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым участием людей проводятся только в светлое время суток.

На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия.

При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены.

Новогодняя елка должна устанавливаться на устойчивом основании и не загромождать выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков».

Ранее такие же требования были изложены в пункте 50 ППБ 01-03, только елка должна была устанавливаться просто «с таким расчетом, чтобы ветви не касались стен и потолка». Теперь же имеется уточнение «ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков».

Кроме того, в соответствии с пунктом 32 ППР РФ «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях запрещается:

  • а) применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы и свечи;
  • б) украшать елку марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;
  • в) проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы;
  • г) уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.;
  • д) полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений;
  • е) допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми».

Ранее, в пункте 50 ППБ 01-03, содержались аналогичные требования, но с добавлением, что «допускается использовать только помещения, … не имеющие на окнах решеток».

Теперь же ППР РФ такого требования больше не содержат и, к нашему ужасу, теперь можно даже детский садик по всему периметру наглухо затянуть глухими оконными решетками…

Конечно, окна не являются эвакуационными выходами и относятся только к аварийным выходам, при этом «аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара» (см. п.п. 6.19 и 6.20 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», а также п. 4.2.8 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»), однако автора этого обзора данное обстоятельство никак не утешает… И лично я бы не хотел участвовать в мероприятии с массовым пребыванием людей, которое проходит в помещении с глухими решетками на окнах (личное авторское мнение).

Заметным нововведением является пункт 38 ППР РФ, определяющий, что «на объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек».

Ранее пункт 55 ППБ 01-03 привязывал количество фонарей не к числу людей, а к числу работников дежурного персонала: «В зданиях с массовым пребыванием людей на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари. Количество фонарей определяется руководителем, исходя из особенностей объекта, наличия дежурного персонала, количества людей в здании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала».

Не смотря на всю кажущуюся простоту исполнения требования пункта 38 ППР РФ, все же могут возникнуть трудности с определением максимально возможного числа людей (посетителей) на объекте (теперь на каждые 50 человек требуется фонарь), так как проектная и фактическая наполняемость объекта может отличаться. Конечно же, не все объекты с массовым пребыванием людей готовы установить системы и приборы учета посетителей с целью ограничения посещаемости ниже пороговых значений. При этом пункт 43 ППБ 01-03, позволявший при определении максимально допустимого количества людей в помещении (при отсутствии норм проектирования) принимать расчетную площадь, приходящуюся на одного человека, в размере 0,75 м2/чел - не вошел в состав новых ППР РФ.

Умалчивают новые ППР РФ и относительно каких-либо технических характеристик для требуемых «электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек».

Опасаемся, что исходя из известного принципа «что не запрещено - то разрешено», какие-либо объекты с массовым пребыванием людей будут ограничиваться закупкой самых простых брелков-фонарей со светодиодом…

По-прежнему ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу (п. 39 ППР РФ, ранее п. 56 ППБ 01-03).

Также как и в ППБ 01-03 (пункт 61) новые ППР РФ (пункт 43) определяют, что в зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.

Пункт 107 ППР РФ, как и раньше пункт 149 ППБ 01-03, требует в зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи к путям эвакуации. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.

По-прежнему руководитель организации при проведении распродаж, рекламных акций и других мероприятий, связанных с массовым пребыванием людей в торговых залах, обязан принять дополнительные меры пожарной безопасности, направленные в том числе на ограничение доступа посетителей в торговые залы, а также назначить ответственных за их соблюдение (п. 119 ППР РФ, ранее п. 163 ППБ 01-03).

Так как объекты с ночным пребыванием людей часто относятся к объектам с массовым пребыванием людей, рассмотрим пункт 9 ППР РФ, а именно: «На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».

Указанный пункт новых ППР РФ ограничивается требованием наличия «телефонной связи» и больше не требует обеспечения «прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов» организаций с массовым пребыванием людей, как это требовалось ранее пунктом 39 отмененных ППБ 01-03.

Следует заметить, что указанный пункт ППР РФ содержит также и некоторую неопределенность по отношению к количеству требуемых «средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».

Ранее пункт 129 ППБ 01-03 определял более четко, для кого нужны такие средства защиты, а именно: «Обслуживающий персонал зданий для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели, общежития, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие здания за исключением жилых домов) должен быть обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала».

Теперь же формулировка пункта 9 ППР РФ позволяет предположить, что средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения требуются не только для обслуживающего персонала, но и вообще… для любого человека на объекте с ночным пребыванием людей.

А если так, то неужели при заселении в гостиницу или при госпитализации в больницу меня будут обучать применению «средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения»?..

Таким образом, мы столкнулись с тем, что при прочтении конкретных пунктов ППР РФ, требуется их толкование. Многие с надеждой ожидают разъяснений со стороны Департамента надзорной деятельности МЧС РФ о порядке применения новых ППР РФ. Однако большинство пожарных экспертов и юристов считают, что толкование новых «Правил противопожарного режима» Департаментом надзорной деятельности МЧС РФ - вне закона. Объяснение простое: МЧС не имеет права трактовать нормативные правовые акты на свое усмотрение.

Толковать нормы может только нормотворец. ППР РФ находится в статусе Постановления Правительства РФ, а не в ранге приказа МЧС (как это было с ППБ 01-03).

Поэтому, говоря о ситуации с принятием новых ППР РФ, многие эксперты предполагают, что в будущем они вполне могут получить разъяснения порядка их выполнения со стороны Верховного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел.

Такие руководящие разъяснения (в Российской Федерации они издаются в форме постановлений Пленума Верховного суда), будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения

Странный вопрос, здание общественное, а нём может быть, а может и не быть помещение с массовым пребыванием людей, т.е. свыше 50 чел.


Вопрос может быть и странный, но к сожалению в ГОСТ Р 53315-2009 (Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности) есть очень важное и дорогостоящее в реализации требование, которое отнесено именно к "зданиям с массовым пребыванием людей ".

Прямого определения, что же это за зверь такой - здание с массовым пребыванием людей - ни в данном ГОСТе, ни в других НТД естественно нет, понимай как хочешь.
Косвенные упоминания-пояснения обнаружены в следующих документах: ППБ 01-03, Постановление Правительства Москвы от 6 мая 2008 г. N 375-ПП "О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы", Комментарий ВНИИПО к 123-ФЗ.

Цитата: ППБ 01-03

16. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.


Цитата: Правительство Москвы

Перечень
критериев зданий и сооружений, подлежащих оборудованию структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений

..............................
3. Объекты с массовым пребыванием людей, административные здания и офисные центры. Объектами с массовым пребыванием людей считаются здания, в которых может одновременно находиться 500 и более человек

Цитата: Комментарий ВНИИПО к 123-ФЗ

Комментарий к статье 84, частям 1, 5, 6, 8
Одним из вопросов, возникающих при проектировании системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ), является определение размеров зон пожарного оповещения, времени начала оповещения в зонах оповещения, а также очередности оповещения. В нормах все эти параметры предлагается определять «исходя из условий обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре», и за непонимания такой трактовки норм проектировщики стремятся к созданию большого количества зон оповещения (столько, сколько позволяет оборудование), что усложняет работу диспетчера при полуавтоматическом управлении системой.
Части здания, в которых находятся люди, не способные к самостоятельной эвакуации, рекомендуется выделять в отдельные зоны оповещения из-за особенностей текста оповещения. Другой причиной деления здания на зоны пожарного оповещения является ограниченная пропускная способность эвакуационных путей и выходов. При одновременном движении большого количества людей в направлении выходов образуются людские потоки, с увеличением плотности потоков скорость их уменьшается, образуются «пробки», в результате время эвакуации увеличивается, и люди не успевают покинуть здание до начала воздействия на них опасных факторов пожара опасных факторов пожара (ОФП). Для того, что бы избежать таких явлений, здания с массовым пребыванием людей (1000 человек и более) оборудуются системами 4 и 5 типов, для создания которых необходимо разделение здания на зоны пожарного оповещения и установления специальной очередности оповещения.


Т.е. строго говоря, Правительство Москвы в постановлении N375-ПП дало прямое определение. Однако какую силу имеет данное постановление в сравнении с НТД, выпускаемыми Федеральными Ведомствами? Какую силу оно имеет за пределами Москвы? Вопросы риторические.

Короче наши законотворцы как всегда на высоте