174.1 ук рф состав преступления

5.83

Можно и лучше Устраивает Нравится

Согласно ст. 66 УК РФ срок или размер наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, при этом, согласно санкции п.г, ч.4, ст.228.1 УК РФ максимальный срок 15 лет лишения свободы, минимальный 10 лет лишения свободы, при учете, что судом не будет применена норма назначения наказания ниже низшего предела (ст.64 УК РФ)

Екатерина

Добрый день. 12 августа 2013 года гражданина взяли под стражу (имеет двойное гражданство РФ и Таджикистан, родился и вырос в России. Родители проживают в России). Осужден 25 февраля 2014 года на 5 лет строгого режима по ч.1 ст.30 - п Г ч.4 ст.228.1 УК РФ. Вопрос: когда он может подать на УДО? в тюрьме сказали, что только в мае, хотя считается по 2/3, а не по 3/4. Удовлетворят ли ходатайство по УДО, если у него 19 нарушений? Каким образом можно сделать, чтобы его не депортировали в Таджикистан?


Всего ответов: 1

Ответ юриста (Дежурный юрист)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте. При наличии гражданства РФ в Таджикистан не депортируют. Вместе с тем, при наличии взысканий освободиться условно-досрочно не получится.

Ответ юриста (Саенко Иван Алексеевич)

4

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте! Пока нет, лишь после передачи дела в прокуратуру. Далее пересмотр будет проходить в судебном порядке.

Наталья

Здравствуйте. У меня осудили мужа ч.1 ст.30, п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 10 (десять) лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Но он уже раскаился можно ли что то сделать чтоб выйти раньше ли бо писать призиденту о помилования


Всего ответов: 1

Ответ юриста (Эркюль Пуаро)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте, Наталья!
РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению ходатайства о помиловании
Право каждого осуждённого за преступление просить о помиловании или смягчении наказания – определяется как право лица, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда, на обращение с просьбой о помиловании или смягчении наказания к главе государства; гарантией реализации права является полномочие главы государства осуществлять помилование (ч. 3 ст. 50, п. «в» ст. 89 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 85 Уголовного кодекса Российской Федерации актом помилования лицо, осуждённое за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.
Процедура помилования урегулирована Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».
Право на обращение с просьбой о помиловании имеет каждый осужденный за преступление. Это право не зависит от степени тяжести преступления, характера вины и личности осужденного. Если в жизни осужденного есть какие-либо заслуживающие внимание обстоятельства, которые могут быть учтены при решении вопроса о помиловании, – отбыл значительную часть срока наказания, или считает, что его дальнейшее пребывание в местах лишения свободы нецелесообразно ввиду того, что он доказал свое исправление, то вполне возможно обратиться с просьбой о помиловании.
Правом на обращение с просьбой о помиловании располагают граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранцы, отбывающие наказание на территории Российской Федерации. Отказ в помиловании обжалованию в судебном порядке не подлежит. В судебном порядке могут быть оспорены решения, отменяющие помилование.
Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений в отношении того, кто может обратиться с ходатайством о помиловании. Просить Президента Российской Федерации о помиловании вправе каждый осужденный и другие заинтересованные физические и юридические лица (родственники осуждённого, депутаты, должностные лица и иные граждане, а также учреждения, организации и общественные объединения) независимо от отбытого осужденным срока наказания. Однако обращения других заинтересованных лиц рассматриваются по существу лишь при наличии ходатайства самого осужденного.
Залогом объективности и своевременности принятия решения о помиловании являются полнота и достоверность сведений об осуждённом, поэтому важным является подготовка ходатайства о помиловании и иных материалов. Несоблюдение основных требований подготовки ходатайства приводит к дополнительной переписке, к задержке в решении вопроса по существу, так как рассмотрение вопроса о помиловании осужденного начинается именно в исправительном учреждении, в котором отбывает наказание осужденный.
Осужденный излагает свою просьбу произвольно, обычно в форме письма. На практике невозможно встретить два одинаковых ходатайства. Они отличаются и по объему, и по содержанию. Все зависит от личностных особенностей осужденного, от его образовательного уровня, а порой и от настроения, в котором он пребывал, когда излагал свое прошение. Поэтому рекомендации могут быть самыми общими, поскольку ходатайство о помиловании – это отражение личности осужденного. При написании ходатайства нужно стараться писать разборчиво, достаточно крупными буквами и не слишком длинно.
Поскольку помилование осуществляет Президент, то ходатайство должно писаться на его имя (Президенту Российской Федерации В.В.Путину). На стандартном листке бумаги формата А4 с соблюдением полей справа и слева в 25 мм в правом верхнем углу листа бумаги следует написать, кому адресуется ходатайство; от кого, указав свои фамилию, имя, отчество, год рождения; когда, по какой статье и каким судом осужден; какой срок от назначенного наказания отбыт. Если ходатайствующий о помиловании ранее судим, то это обстоятельство значительно снижает его шансы быть помилованным. Однако, если он все же решился просить о помиловании, в начале ходатайства следует указать, за что и когда он ранее был осужден.
В начале ходатайства необходимо указать характер обращения и просьбу применить один из предусмотренных п. 2 ст. 85 УК РФ видов помилования. Далее нужно изложить, как осужденный относится к совершенному преступлению. Если он считает, что совершению им преступления способствовали какие-то обстоятельства, то следует на них указать. Безусловно, это не означает, что нужно возлагать на кого-то вину, будь то потерпевший, общество или государство. В отличие от кассационной жалобы, не нужно перегружать его юридической терминологией и подробно описывать обстоятельства преступления, важнее сосредоточиться на своих чувствах и переживаниях по поводу происшедшего и перечислить обстоятельства, в связи с которыми он просит о помиловании.
Вторую часть ходатайства можно посвятить обстоятельствам, которые заставили осужденного обратиться с просьбой о помиловании. К таким обстоятельствам осужденные обычно относят тяжелое материальное положение семьи, болезнь близких родственников, которые нуждаются в помощи и уходе, наличие несовершеннолетних детей, тяжелое состояние здоровья самого осужденного, а также совершение преступления впервые и на бытовой почве. Юридически значимые факты подтверждаются справками, выписками и другими документами или их заверенными копиями которые необходимо приложить к ходатайству.
При написании ходатайства следует учесть замечания и рекомендации сотрудников исправительного учреждения, ответственных за подготовку документов на помилование, имеющих опыт по подготовке документов (например, по указанию дополнительных сведений в ходатайстве, которые могут повлиять на решение о помиловании).
Ходатайство о помиловании представляется в администрацию исправительного учреждения, которая регистрирует его в специальном журнале в день его подачи. К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются документы, предусмотренные Указом Президента от 28.12.2001 № 1500. По просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса помилования. О направлении ходатайства о помиловании для дальнейшего рассмотрения осужденному объявляется под роспись на копии сопроводительного письма. Прежде чем Президент вынесет свое решение, ходатайство о помиловании с прилагаемыми документами поступают на рассмотрение Комиссии по вопросам помилования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Губернатора автономного округа.
Некоторые рекомендации родственникам и другим заинтересованным лицам, кто обращается с просьбой о помиловании осуждённого, находящегося в местах лишения свободы. Они также должны быть адресованы Президенту Российской Федерации и направлены начальнику исправительного учреждения, в котором отбывает наказание осужденный либо в Комиссию по вопросам помилования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (адрес см. ниже).
Прежде всего, следует знать, что любое обращение в обязательном порядке будет зарегистрировано и принято во внимание. Но лишь после получения ходатайства самого осужденного, со всеми необходимыми материалами, прошение родственников и близких будет приобщено к делу осужденного.
В своем обращении родственники и другие заинтересованные лица (к которым можно отнести и потерпевшего, желающего выразить свое отношение к помилованию) обязательно должны указать точные имя, отчество и фамилию осужденного, которого они просят помиловать, сообщить, где он отбывает наказание и за что. Подробно описывать совершенное преступление не следует, для этого имеется приговор суда. Если пишут родственники, членом семьи которых осужденный является (мужем, сыном, отцом), то следует написать о том, как повлияло его осуждение на жизнь семьи. Юридически значимые факты также должны быть подтверждены справками, выписками и другими документами или их заверенными копиями прилагаемыми к ходатайству.
В прошении можно перечислить заслуживающие внимание достоинства осужденного, указать на обстоятельства, в связи с которыми осужденный может быть помилован.
Правом обращаться с просьбой о помиловании обладают также трудовые и учебный коллективы, членом которых являлся осужденный, общественные объединения, в которых он состоял до совершения преступления.
Родственникам и другим лицам, направляющим ходатайства о помиловании, следует поинтересоваться, отправлены ли материалы о помиловании из колонии, на какой стадии рассмотрения находятся материалы о помиловании осужденного.

Дарья Филина

Муж осужден на 1 год УК РФ: ст. 30 ч.3 - ст. 161 ч.1. Сумма ущерба 312 рублей.Отбывает наказание в другом городе.В середине ноября подходит 1/4 срока.Хочет уйти по УДО. У нас общий ребенок 2015 г.рож. Я не работаю.Какие нам нужны справки?Или нам нужен адвокат из того города?


Всего ответов: 1

Ответ юриста (Дежурный юрист)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, а также возместило вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 28.12.2013 N 432-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции. Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания.
Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:
а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;
б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;
в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью седьмой настоящей статьи;
г) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 210 и 361 настоящего Кодекса;
д) не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
Фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.
При рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, в том числе имеющиеся поощрения и взыскания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, а также заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения. В отношении осужденного, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, суд также учитывает применение к осужденному принудительных мер медицинского характера, его отношение к лечению и результаты судебно-психиатрической экспертизы.
Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит.
Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.
Если в течение оставшейся не отбытой части наказания:
а) осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, а равно от назначенных судом принудительных мер медицинского характера, суд по представлению органов, указанных в части шестой настоящей статьи, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания;
б) осужденный совершил преступление по неосторожности либо умышленное преступление небольшой или средней тяжести, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом;
в) осужденный совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести, если суд отменяет условно-досрочное освобождение.

Рассмотрим особенности уголовно-правовой характеристики основных составов - частей первых ст. ст. 174, 174.1 УК РФ.

Начнем с объекта преступления. Нельзя не заметить, что рассматриваемые преступления имеют один и тот же родовой, видовой и непосредственный объекты.

Родовым объектом указанных деяний являются общественные отношения в сфере экономики. По вопросу о видовом и непосредственном объектах легализации средств, полученных преступным путем, единства мнений в теории уголовного права России нет.

Поскольку ст. ст. 174, 174.1 УК РФ входят в главу "Преступления в сфере экономической деятельности", многие авторы полагают, что видовым объектом следует считать отношения в сфере экономической деятельности, возникающие в связи с осуществлением законной деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг. Это определение подверглось критике со стороны отдельных специалистов в области борьбы с экономическими преступлениями.

Наиболее оптимально сформулирован видовой объект преступлений в сфере экономической деятельности профессором Б.В. Волженкиным, который считает им охраняемую государством систему общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности, ориентированную на развитие рыночной экономики, то есть установленный порядок осуществления экономической деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Совершенное экономическое преступление причиняет вред существующим в сфере законной экономической деятельности общественным отношениям. Эти общественные отношения разнообразны. Вред причиняется только тем из них, которые складываются по поводу законности функционирования экономических процессов, правила которой устанавливаются государством. Соблюдение этих правил обеспечивает стабильное экономическое развитие, которое является регулятивной деятельностью государства в сфере экономики.

О непосредственном объекте преступлений, предусмотренных частями первыми статей 174 и 174.1 УК РФ, также существуют различные точки зрения.

Особенно разнообразны мнения ученых относительно того, посягает ли отмывание преступных доходов на интересы правосудия одновременно с экономическими интересами государства. Представляется, что прав профессор А.Э. Жалинский, который непосредственным объектом данного преступления считает экономическую безопасность и интересы правосудия, состоящие в недопущении уклонения от ответственности путем незаконного использования преступно нажитых средств.

Следует отметить, что отмывание не всегда преследует цель ухода от ответственности за первичное преступление, но в то же время является своего рода запутыванием следов преступления. Вместе с тем одной легализации, полученного от преступления дохода для сокрытия самого преступления недостаточно. Легализация не столько скрывает первичное преступление, сколько позволяет преступнику реализовать преступно полученное, предоставляя ему возможность распорядиться преступными доходами.

Согласно статье 174 УК РФ к ответственности за легализацию может быть привлечено лицо, не имеющее отношения к совершению первичного преступления, но желающее скрыть его следы. В отличие от зарубежного законодательства, например, американского, явное несоответствие между доходами и расходами подозреваемого не рассматривается судом как доказательство наличия у него преступных доходов, даже если подозреваемый не может объяснить происхождения своих капиталов.

В.А. Никулина предлагает разделить непосредственный объект легализации на основной и дополнительный, считая основным объектом стратегические, экономические интересы государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной политике, а также законные интересы отдельных субъектов рыночных отношений, в том числе государства как равноправного участника экономической деятельности. А в качестве дополнительного объекта предлагается рассматривать общественные отношения, складывающиеся при привлечении лица к ответственности за совершенное первоначальное преступление, поскольку нарушаются интересы правосудия.

Такое определение дополнительного объекта легализации вполне обоснованно, поскольку отношения, складывающиеся при привлечении лица к ответственности за первоначальное преступление, могут страдать от легализации средств, полученных от этого преступления. Данные общественные отношения складываются в рамках уголовно-процессуального права и могут зависеть от манипуляций с полученным от преступления имуществом. Дело в том, что под ущербом рассматриваемым общественным отношениям понимается маскировка самого факта совершения первичного преступного деяния.

Некоторые авторы не указывают в качестве непосредственного объекта рассматриваемых преступлений иные общественные отношения, кроме складывающихся по поводу осуществления предпринимательской деятельности, основанной на законе, так как рассматриваемые преступления нарушают установленный порядок осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Вместе с тем, приведенные определения непосредственного объекта легализации фактически подходят для определения объекта любого из преступлений, предусмотренных главой 22 УК РФ, то есть являются определениями скорее их видового объекта. В то же время через определение непосредственного объекта рассматриваемых преступлений следует выделить специфику деяний, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК.

Вполне приемлемое определение непосредственного объекта дано автором, который полагает, что рассматриваемые нормы направлены на защиту стабильности финансовой системы, нормальной деятельности рынка товаров, работ и услуг, призваны стимулировать развитие национальной экономики, обеспечивать реализацию задач экономической политики. Таким образом, непосредственным объектом легализации средств, полученных преступным путем, становятся интересы государства в области стабильности финансовой системы, рынка работ и услуг в целях обеспечения устойчивого развития экономики и реализации задач экономической политики. Вместе с тем, необходимо уточнить предложенное определение. Прежде всего, нормы о противодействии легализации преступных доходов направлены на обеспечение стабильности не только финансовой системы, но и всей экономики страны. Бесспорно, стабильность финансовой системы в силу функций, выполняемых ею в экономике, будет более других подвержена негативному влиянию "грязных" денег. Однако и другие секторы экономики - фондовый рынок, промышленное производство, торговля - также охраняются исследуемыми нормами от проникновения преступного капитала. В этой связи под объектом легализации следует понимать интересы государства в области стабильности экономики в целом. Кроме того, развитие экономики и обеспечение реализации задач экономической политики являются близкими по своей сущности понятиями, поскольку основной задачей экономической политики любого государства является обеспечение развития экономических отношений.

Следует согласиться с мнением, что непосредственным объектом преступлений, предусмотренных частями первыми статей 174 и 174.1 УК, являются интересы государства в области стабильности национальной экономики в целях обеспечения ее развития.

Ряд авторов указывает в качестве дополнительного объекта рассматриваемых преступлений законные права и интересы предпринимателей, инвесторов и других лиц, действующих на рынке, а также интересы государства, направленные на обеспечение добросовестной конкуренции. С этим утверждением следует согласиться, так как проникновение на рынок преступного капитала нарушает условия добросовестной конкуренции, наносит материальный ущерб хозяйствующим субъектам. Таким образом, помимо основного непосредственного объекта исследуемые преступления имеют дополнительный объект в виде интересов правосудия, предпринимателей, инвесторов и иных участников рынка, а также интересов государства в области обеспечения правил добросовестной конкуренции.

Сложным вопросом является вопрос о понимании предмета указанного преступления. Следует отметить, что после вступления в силу 01.02.2002 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" наиболее дискуссионные проблемы определения предмета рассматриваемого преступления были разрешены законодателем.

Предметом преступлений, предусмотренных ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, являются денежные средства или иное имущество, заведомо приобретенное преступным путем (за исключением деяний, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК).

Под денежными средствами понимаются как наличные, так и безналичные деньги в любой национальной валюте. К иному имуществу принято относить ценные бумаги, драгоценные камни, драгоценные металлы, другие движимые и недвижимые вещи (строения, автотранспорт, сырье, материалы, товар, земельные участки и т.д.).

Между тем в решении проблемы определения предмета легализации возникли сложности. Даже после вступления в силу федерального закона и внесения соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ следует уточнить вопрос о том, что можно считать легализуемым имуществом в виде денежных средств и иного имущества.

Например, И.Н. Камынин предлагает включить в предмет исследуемого преступления имущественные права. Причем такие права могут означать отдельно право владения, пользования или распоряжения, а не только право собственности в целом. То есть под легализуемым имуществом предлагается понимать не только материальные вещи, но и права на них, а также информацию, например, сведения, составляющие коммерческую или иную тайну, компьютерную информацию, если она имеет стоимость, авторские права и иные смежные права и т.д.

Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 174.1, наряду с финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, включает также использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказании услуг лицами, зарегистрированными в качестве субъектов такой деятельности в установленном законом порядке.

Использование преступных доходов в предпринимательской деятельности означает совершение действий, направленных на систематическое извлечение прибыли от этих доходов. И хотя прибыль будет иметь место в результате различного рода сделок и операций, именно систематичность доходов от криминальных денег позволила законодателю выделить использование преступных средств в предпринимательской деятельности в отдельный способ совершения легализации.

Предпринимательская деятельность может осуществляться как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Однако вряд ли можно говорить о том, что та деятельность, которая ведется некоммерческими организациями, будет "иной экономической".

Иной экономической деятельностью может считаться деятельность, которая либо не направлена на систематическое получение прибыли, то есть прибыль от такой деятельности получается эпизодически либо деятельность осуществляется не на свой риск (например, при участии в экономической деятельности государственных учреждений). На наш взгляд, следует согласиться с В.А. Никулиной, которая предлагает понимать под иной экономической любую не запрещенную законом деятельность, направленную на получение прибыли. Например, финансирование на выгодных условиях перспективных технических разработок.

Это определение предстоит расширить, исключив из него признак направленности на получение прибыли, поскольку систематическое извлечение прибыли является обязательным признаком только предпринимательской деятельности. Понятие экономической деятельности гораздо шире, она может вообще не иметь целей извлечения прибыли. Например, вложение денег в благотворительную акцию официально не будет преследовать целей извлечения прибыли для устроителей, хотя и может являться формой легализации преступных доходов.

Таким образом, под экономической деятельностью стоит понимать любую не запрещенную законом деятельность, связанную с обращением имущества участников этой деятельности в гражданском обороте.

Если рассматривать борьбу с отмыванием преступных капиталов как стремление к стабильности финансового рынка, рынка инвестиций, то выброс на этот рынок сумм меньших, чем, скажем, миллион рублей, вряд ли может нанести значительный ущерб интересам государства и общества в этой сфере, следовательно, рассматриваемое деяние будет лишено признака общественной опасности с точки зрения его уголовного преследования. Указанная позиция подтверждает исключительно макроэкономическую направленность противодействия легализации (отмывания) средств, полученных преступным путем. Введение изменений в УК РФ от 08.12.2003 показало отсутствие у законодателя единой концепции понимания того, что является легализацией (отмыванием) преступных доходов и какой именно сфере интересов государства и общества причиняется вред этим преступлением.

Из анализа уголовного закона вытекает, что объектом преступления, предусмотренного статьей 174 УК РФ, может быть лицо:

  • - участвовавшее в совершении финансовой операции или другой сделке с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ;
  • - не причастное к приобретению имущества преступным путем, т.е. не являвшееся ни исполнителем, ни соучастником предшествующего преступления.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 174.1 УК РФ, признается лицо:

  • 1) участвовавшее в совершении финансовой операции или другой сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными в результате совершения преступлений, за исключением предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, либо в использовании указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности;
  • 2) само получившее денежные средства или иное имущество в результате совершения им конкретного преступления.

Общие требования, предъявляемые к субъекту рассматриваемых преступлений уголовным законодательством, - достижение 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК РФ) и вменяемость (ч. 1 ст. 21 УК РФ). К ответственности привлекаются как граждане РФ, так иностранцы и лица без гражданства.

Между тем в теоретических исследованиях проблемы противодействия легализации преступных доходов существуют различные мнения по поводу того, кто может являться субъектом преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК. Острая дискуссия по данному вопросу развернулась прежде всего относительно возраста, с которого может наступать уголовная ответственность за эти преступления.

Как упоминалось выше, способами совершения легализации преступных доходов являются совершение с ними сделок и финансовых операций либо использование их в предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с этим Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин утверждают, что в соответствии со ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме у гражданина с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста. Таким образом, если лицо, не достигшее указанного возраста, выступит стороной в сделке с денежными средствами, приобретенными заведомо незаконным путем, то ее последствием, согласно статьи 175 ГК РФ, может быть ее недействительность. Таким образом, субъектом преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК, могут стать только лица, достигшие возраста наступления гражданской дееспособности, так как в противном случае все сделки, совершаемые лицами, не достигшими этого возраста, не будут порождать гражданско-правовых последствий, а значит, в их действиях не будет состава исследуемых преступлений. Исключение составляют только лица, получившие гражданскую дееспособность с 16 лет в результате гражданско-правовой эмансипации или при наличии письменного согласия родителей таких лиц на совершение подобных сделок.

Многие авторы считают, что субъект рассматриваемых преступлений общий, то есть это физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста без уточнения относительно способности этих лиц совершать гражданско-правовые сделки.

Указанная точка зрения представляется обоснованной. Прежде всего диспозиции статей 174 и 174.1 УК предусматривают в качестве способов совершения преступления не только заключение гражданско-правовых сделок, но и совершение финансовых операций, которые может осуществлять лицо, не имеющее полной гражданской дееспособности. Например, Закон "О валютном регулировании и валютном контроле в РФ" не устанавливает каких-либо возрастных ограничений для участников валютных операций, скажем, обмена в обменном пункте полученных преступным путем денег на иностранную валюту. Эти действия вполне могут служить цели их отмывания.

Если исходить из того, что субъектом исследуемых преступлений являются только лица, достигшие 18-летнего возраста, то такое понимание субъекта данного преступления может быть использовано в качестве удобного приема для ухода от ответственности участников легализации. Как в любом преступлении, так и в легализации помимо исполнителя могут участвовать пособники, подстрекатели и т.д. Эти соучастники также могут быть лицами, не достигшими 18-летнего возраста. Например, посредник передает важную информацию о движении преступно полученных денег при осуществлении сложной операции по легализации преступных доходов, осознавая преступность своих действий, или за вознаграждение является подставным лицом, на которое оформляется приобретаемая в результате легализации недвижимость и т.д.

Сложным вопросом следует признать возможность привлечения к ответственности за легализацию доходов, полученных иными лицами преступным путем, тех лиц, которые сами не участвовали в совершении первичного преступления, но помогали его исполнителю в легализации доходов от этого преступления. Иными словами: может ли нести ответственность по статье 174.1 УК лицо, не причастное к совершению первичного преступления, но способствовавшее преступнику в отмывании полученных им доходов? Или такое лицо должно нести ответственность не как соучастник в преступлении, предусмотренном ст. 174.1 УК, а как субъект преступления, предусмотренного статьей 174 УК?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Особенно в части установления ответственности сотрудников государственных регистрирующих органов, нотариусов, заверяющих сделки, банковских служащих и других лиц, в силу своей профессиональной деятельности способных оказывать помощь лицам, виновным в легализации. Причем выполнение ими этих действий является, нередко, обязательным условием совершения сделки по легализации. Например, сделка с недвижимостью будет влечь переход права собственности на имущество с момента государственной регистрации этой сделки.

Ряд авторов считает, что такие лица будут нести самостоятельную ответственность по статье 174 УК, естественно, в случае своей осведомленности о преступном происхождении предмета сделки. Другие же, наоборот, полагают, что субъектом преступления не может быть лицо, оказывающее консультативную помощь в легализации имущества. Оно может привлекаться за пособничество в легализации, хотя это не будет отражать в полной мере общественную опасность подобных действий. Поэтому целесообразно предусмотреть для этих лиц и случаев самостоятельный состав преступления.

Первая точка зрения представляется наиболее обоснованной, поскольку все лица, участвующие в сделке, имели одну цель - достижение определенного результата в отношении одного предмета преступления, было бы нелогично разделять ответственность в зависимости от выполняемых ими ролей. Таким образом, речь идет о совершении группового преступления, участники которого должны нести ответственность в соответствии с нормами о соучастии. Если без соучастника, в силу его должностных обязанностей, легализация не могла быть совершена, такое лицо должно быть привлечено к ответственности в качестве соисполнителя со ссылкой при квалификации на пункт статьи 174.1 УК РФ, предусматривающий ответственность за совершение легализации с использованием своего служебного положения.

Таким образом, оценивать действия указанных лиц в легализации следует по статье 33, 174.1 УК РФ, как и в случае квалификации любого другого преступного деяния, совершенного в соучастии.

Что касается возможности введения специальной нормы для лиц, участвующих в отмывании при выполнении своих профессиональных обязанностей, то следует отметить, что подобные нормы существуют в ряде законодательств зарубежных государств. Однако совершение лицом легализации с использованием своего служебного положения и без того является квалифицированным видом легализации по статьям 174 и 174.1 УК РФ. Кроме того, введение отдельной нормы за участие в отмывании для таких специальных субъектов будет противоречить нормам о привлечении к ответственности при соучастии.

Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины: субъект осознает, что совершает финансовые операции или иные сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным другим лицом преступным путем либо самим виновным или использует их в осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности и желает их совершения.

Для квалификации преступления по ст. 174 необходимо установить заведомое знание субъектом того, что он легализует денежные средства или имущество, приобретенные другими лицами путем совершения преступления.

Согласно упомянутому Постановлению Пленума Верховного Суда РФ (п. 20) при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков преступления, предусмотренного статьей 174 УК РФ, судам следует выяснять, имеются ли в деле доказательства, свидетельствующие о том, что лицу совершившему финансовые операции и другие сделки, было достоверно известно, что денежные средства или иное имущество приобретены другими лицами преступным путем.

Между тем отдельные ученые считают, что при привлечении к уголовной ответственности по статье 174 УК РФ не обязательно, чтобы субъект знал, какое именно и каким способом было совершено другим лицом преступление. Главное, чтобы он осознавал сам факт приобретение денег или иного имущества в результате совершения преступного деяния.

Итак, большинство авторов сходятся во мнении, что состав преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, является формальным и они могут быть совершены только с прямым умыслом. Причем умыслом охватывается как само деяние, так и осознание того, что отмываемые доходы получены преступным путем.

Субъективную сторону составляет также наличие у виновного специальной цели - придания правомерного вида легализуемым доходам. Эта цель является обязательным признаком субъективной стороны обоих преступлений, несмотря на то, что диспозиция статьи 174.1, в отличие от диспозиции статьи 174, прямо не указывает на необходимость наличия у виновного специальной цели <1>. В связи с этим нельзя согласиться с утверждением о том, что поскольку цель преступления не сформулирована прямо в диспозиции статьи 174.1 УК РФ, хотя и подразумевается, судя по названию статьи, она выступает факультативным признаком субъективной стороны и для правильной квалификации содеянного ее установления не требуется.

Этот вывод противоречит смыслу закона и может вызвать негативные последствия для практики расследования рассматриваемых преступлений. Несмотря на то, что диспозиция статьи 174.1 УК РФ не содержит прямого указания на цель легализации, Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (ст. 3) определяет понятие легализации через цель придания правомерного вида преступным доходам. Таким образом, совершить легализацию, не имея указанной специальной цели, невозможно, иначе осуществляется не легализация, а одно из схожих преступлений либо допускается совершение легализации по неосторожности, что также противоречит уголовному закону России.

Цель деяния в данном случае имеет решающее значение для его квалификации: сбыт имущества, которое было получено в результате совершения преступления (например, хищения) иными лицами, не образует состава легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества (статья 174 УК РФ), если такому имуществу не придается видимость правомерно приобретенного. В зависимости от конкретных обстоятельств дела указанные действия могут содержать признаки преступления, предусматривающего ответственность за хищение либо преступления, предусмотренного статьей 175 УК РФ (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем).

Итак, можно сделать вывод о том, субъективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется виной в форме прямого умысла, ее обязательным признаком будет наличие у виновного специальной цели придания преступным доходам правомерного вида.

Квалифицирующим признаком частей вторых ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ является крупный размер.

Операциями и сделками, совершенными в крупном размере, признаются операции и сделки с денежными средствами или иным имуществом, полученным преступным путем, совершенные на сумму, превышающую 1 млн. руб. (примеч. к ст. 174 УК РФ).

Крупный размер оказывает существенное влияние на квалификацию отмывания доходов от преступления, повышая общественную опасность совершаемого деяния.

Для практики квалификации рассматриваемых деяний остается актуальной проблема определения размера отмываемого имущества. Если рассматривать легализацию как продолжаемое преступление, состоящее из нескольких операций, направленных на отмывание преступных доходов, возникает вопрос: за какой период времени должны быть совершены операции по отмыванию для определения стоимости отмываемых преступных доходов. Иначе говоря, если речь идет о регулярном совершении сделок с криминальными доходами, направленными на их отмывание, когда в оборот поступают доходы от регулярной преступной деятельности (например, наркобизнеса). Операции, совершенные за какой период времени необходимо учитывать, чтобы подсчитать размер отмываемых доходов.

В этой связи В.А. Никулина предлагает ввести в законодательство временной критерий, равный одному финансовому году, под последним должен пониматься указанный промежуток времени, в пределах которого при совершении лицом деяния учитывается общая сумма сделок, проведенных с незаконно полученным имуществом.

С таким предложением в принципе можно согласиться. При этом, на наш взгляд, не обязательно вносить новеллу в законодательство, достаточно дать соответствующее разъяснение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Указанное разъяснение позволит унифицировать следственно-судебную практику.

Особо квалифицирующими признаками частей третьих ст. ст. 174 и 174.1 УК признаются: 1) группа лиц по предварительному сговору; 2) использование виновным своего служебного положения.

Участниками группы лиц по предварительному сговору применительно к данному преступлению будут все лица, которые непосредственно участвовали в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, либо использовали их для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности (174.1 УК РФ). Следует иметь в виду, что процесс отмывания преступных доходов может быть достаточно продолжительным, включающим множество финансовых операций и других сделок. При наличии предварительного сговора участники этих операций несут уголовную ответственность за единое групповое преступление, но группа может быть связана и с каким-либо одним этапом легализации (отмывания) преступных доходов, участники такой группы могут не знать о предшествующих этапах отмывания.

Разделение ответственности субъектов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, по статьям 174 и 174.1 УК РФ, в зависимости от того, принимал ли субъект участие в совершении первичного преступления, которое дало преступные доходы, порождает сложную проблему при квалификации в случаях, когда в отмывании совместно участвуют субъект первичного преступления и другое лицо, в нем не участвовавшее, но знающее о преступном происхождении отмываемых доходов. Можно увидеть как минимум пять возможных вариантов квалификации действий второго лица: 1) ст. 174; 2) ст. ст. 33 и 174.1 УК; 3) ст. ст. 174, 33 и 174.1 УК; 4) п. "а" ч. 3 ст. 174.1 УК; 5) п. "а" ч. 3 ст. 174 УК. Профессор Б.В. Волженкин полагает, что наиболее приемлем четвертый вариант <1>. Такая позиция недостаточно рациональна, поскольку субъектом преступления, предусмотренного ст. 174.1 УК РФ, выступает лицо, получившее преступные доходы, а группа лиц по предварительному сговору состоит из соисполнителей, следовательно, все члены такой группы должны были участвовать в совершении первичного преступления. При такой ситуации наиболее обоснован, скорее всего, пятый вариант квалификации.

Использование служебного положения понимается в самом широком смысле этого слова и охватывает использование положения не только должностным лицом (примечание к ст. 285 УК), государственным или муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (примечание к ст. 201 УК).

Пленум Верховного Суда РФ, высказывая свою позицию по вопросам применения квалифицирующих признаков легализации, разъяснил, что под лицами, использующими свое служебное положение (п. "б" ч. 3 ст. 174 и п. "б" ч. 3 ст. 174.1 УК РФ), следует понимать должностных лиц, служащих, а также лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Вместе с тем при квалификации преступления необходимо помнить, что для вменения состава преступления, предусмотренного п. "б" ч. 3 ст. ст. 174, 174.1 УК РФ необходимо установление не просто факта занятия виновным лицом служебного положения, а использования его при отмывании преступных доходов, иначе рассматриваемый квалифицирующий признак в деянии лица отсутствует.

Поскольку объективная сторона легализации заключается в совершении финансовых операций и других сделок, очевидно, что данный квалифицирующий признак относится, прежде всего, к руководителям и работникам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. На практике легализация денежных средств осуществляется в основном через кредитные организации, в том числе при активном участии соответствующих должностных лиц.

Сложной является ситуация с применением данной нормы к сотрудникам правоохранительных и надзорных органов, аудиторам, нотариусам, а также служащим иных организаций, чья профессиональная деятельность не предполагает непосредственного участия в совершении финансовых операций и других сделок. Очевидно, что указанные лица в меньшей степени способны использовать свое служебное положение для легализации имущества, приобретенного преступным путем другими лицами.

Вместе с тем в случае легализации собственных преступных доходов высокопоставленное должностное лицо может злоупотребить своими полномочиями для совершения соответствующих деяний, в том числе через подконтрольные ему финансовые структуры. Кроме того, указанные лица могут совершать юридически значимые действия, способствующие легализации преступных доходов.

В случае совершения легализации лицом, использующим свое служебное положение, возможна, как отмечалось выше, конкуренция с другими составами преступлений, где субъектом являются лица, использующие свое должностное либо служебное положение. Если лицо использует свое служебное положение для легализации (отмывания), его действия могут быть дополнительно квалифицированы как коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) или получение взятки (ст. 290 УК РФ).

Принципиальную позицию Пленум Верховного Суда РФ занял в отношении использования своих полномочий для легализации нотариусами. Пленум разъясняет, что использование нотариусом своих служебных полномочий для удостоверения сделки, заведомо направленной на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, должно квалифицироваться по ч. 5 ст. 33 УК РФ и, соответственно, по ст. ст. 174 или 174.1 УК РФ, а при наличии к тому оснований - по ст. 202 (злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами) УК РФ.

Особо квалифицированным видом легализации доходов, полученных преступным путем, является совершение указанных действий организованной группой (ч. 4 ст. 174 и ч. 4 ст. 174.1 УК).

Поскольку в легализации преступно приобретенных доходов участвует прежде всего организованная преступность, в процессе легализации нередко действуют разветвленные устойчивые группы преступников, заранее объединившихся для этой деятельности. Нередко в легализации доходов, заведомо приобретенных преступным путем, в составе организованной группы принимают участие работники банков, фондовых и иных бирж, инвестиционных фондов, трастовых компаний, дочерних и брокерских контор, иных организаций, осуществляющих получение, выплату, передачу, перевозку, пересылку, обмен, хранение финансовых средств, а также работники учреждений, документально удостоверяющих или регистрирующих право на имущество.

Лицо, создавшее организованную группу или руководившее ею, подлежит уголовной ответственности за все совершенные группой преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы несут ответственность только за преступления, в совершении которых они участвовали. При этом независимо от характера выполненных ими действий они привлекаются к ответственности как исполнители преступления.

Между тем легализацией преступных доходов может заниматься и преступное сообщество (преступная организация).

Если вместо организованной группы установлено наличие преступного сообщества, занимающегося легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, организаторов и руководителей данного сообщества следует по совокупности привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 210 УК, а участников преступного сообщества - по ч. 2 ст. 210 УК.

В теории уголовного права существует идея о необходимости введения в части четвертые ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ нового особо квалифицирующего признака совершения отмывания преступных доходов "в особо крупном размере". Дело в том, что такой признак существует в составе многих экономических преступлений. На практике размер легализуемых преступных доходов нередко значительно превышает установленный уголовным законом крупный размер в один млн. рублей. Вполне очевидно, что уровень общественной опасности легализации преступных доходов на сумму в десятки миллионов рублей значительно выше. В этой связи следует согласиться с предложением о введении указанного особо квалифицирующего признака в части четвертой указанных статей.

Новая редакция Ст. 174.1 УК РФ

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

2. То же деяние, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Комментарий к Статье 174.1 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве установленной законом экономической деятельности в государстве, в придании материальным ценностям, добытым в результате совершения преступления, легального статуса.

Комментируемая статья состоит из четырех частей, отражающих основной (ч. 1), квалифицированный (ч. 2) и особо квалифицированные (ч. 3, 4) составы преступлений.

Основной состав преступления выражает общественно опасные деяния, относящиеся к категории умышленных преступлений небольшой тяжести. Квалифицированный состав описан в ч. 2 и раскрывает умышленные общественно опасные деяния, входящие в категорию преступлений средней тяжести. Особо квалифицированные составы закреплены в ч. 3, 4 и отражают упомянутые деяния, образующие соответственно категории тяжких и особо тяжких преступлений.

2. Основным объектом преступного посягательства является экономическая деятельность, регламентированная законодательством РФ. Дополнительный объект - интересы добросовестного субъекта экономической деятельности. Возможен и факультативный объект, в частности интересы службы в организации, учреждении.

3. В качестве предметов легализации (отмывания) преступных приобретений могут выступать: а) денежные средства; б) иное имущество, полученное лицом в результате совершения им преступления.

3.1. Денежные средства и иное имущество - см. п. 4.1 - 4.4 коммент. к ст. 174.

4. Объективная сторона составов преступления выражается в осуществлении с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, какого-либо из следующих действий: а) исполнения финансовой операции; б) проведения другой сделки; в) использования указанных предметов преступного посягательства для ведения предпринимательской или иной экономической деятельности.

4.1. Финансовая операция - разновидность сделки, отражающей установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в связи с созданием и использованием фонда денежных средств. Легализация (отмывание) денежных средств может быть связана с такими операциями, как кредитование, расчет и т.д.

4.2. Под другой сделкой понимают такое поведение лица, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, которое находит выражение в договоре или одностороннем волеизъявлении лица и не связано с созданием и использованием фонда денежных средств. Легализация (отмывание) предметов преступного посягательства при этом может быть связана с дарением, обменом и пр. движением материальных благ.

4.3. Предпринимательская деятельность - это самостоятельное, осуществляемое на свой риск поведение зарегистрированного в качестве субъекта такой деятельности лица, направленное на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК). О легализации (отмывании) предметов посягательства может свидетельствовать, например, сбыт частным предпринимателем через принадлежащие ему торговые точки похищенной им же продукции.

4.4. Иная экономическая деятельность - это экономически значимое поведение лица, связанное с обращением собственности, но не имеющее своей основной целью систематическое извлечение прибыли. Здесь легализация (отмывание) материальных средств возможна, например, при использовании похищенных денег для организации деятельности по оказанию медицинских, юридических и т.п. услуг.

4.5. Денежные средства или иное имущество могут быть использованы и в качестве гаранта при осуществлении предпринимательской (иной экономической) деятельности, например, послужить гарантией платежеспособности при получении кредита.

5. Легализуемые (отмываемые) денежные средства (иное имущество) могут быть получены в результате совершения любого преступления, но не гражданско-правового деликта, административно-правового проступка и т.п. (за исключением преступлений, связанных с уклонением от уплаты обязательных платежей, - ст. 193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2). Данные преступления, как правило, имеют корыстную направленность. Средства, полученные в результате их совершения, например, тайного или открытого хищения чужого имущества, мошенничества, незаконного сбыта оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, незаконного сбыта наркотических средств или психотропных веществ и т.д., лица, совершившие их или принявшие в любой роли участие в их совершении, в дальнейшем используют для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности либо для осуществления финансовой операции или другой сделки (ч. 1), в том числе в крупном размере (ч. 2 - 4).

5.1. Крупный размер финансовой операции либо другой сделки определяется в соответствии с примеч. к ст. 174 и составляет сумму, превышающую 1 млн. руб.

5.2. Материальные средства могут быть получены не только вследствие их изъятия или приобретения от выполнения объективной стороны предметного состава преступления, но и в качестве вознаграждения, в том числе за совершение преступления, не имеющего предмета посягательства, например заказного убийства или террористического акта.

5.3. Финансовая операция (или другая сделка) может быть исполнена на указанную сумму и в результате поступления средств от нескольких преступлений.

6. Описанные в коммент. статье составы преступлений имеют формальную законодательную конструкцию. Преступление окончено (составами) в момент осуществления финансовой операции или другой сделки в крупном размере, а равно в момент введения денежных средств (иного имущества) в сферу предпринимательской либо иной экономической деятельности.

7. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Иными словами, лицо осознает общественно опасный характер совершения финансовой операции, другой сделки с приобретенными им преступным путем денежными средствами или иным имуществом, использования последних для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности и желает совершить данные действия, легализовать (отмыть) таким образом указанные средства (иное имущество).

7.1. Прямой умысел виновного в совершении преступления подтверждает и то обстоятельство, что легализуемые (отмываемые) предметы преступного посягательства он приобрел в результате совершения им же другого преступного деяния.

8. Привлечение лица к УО свидетельствует о доказанности его участия как минимум в двух преступных деяниях, а следовательно, о реальной совокупности составов его преступного поведения.

9. В ч. 2 коммент. статьи закреплен единственный квалифицирующий признак - крупный размер финансовой операции (другие сделки) с денежными средствами или иным имуществом (см. п. 5.1 коммент. к статье.).

10. В ч. 3 коммент. статьи предусмотрено два особо квалифицирующих признака состава преступления, а именно осуществление преступного деяния: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом с использованием своего служебного положения. Наличие хотя бы одного из этих признаков влечет квалификацию деяния как преступления по ч. 3 и, соответственно, более суровые меры наказания за его совершение. Неоднократность как форма множественности преступлений исключена из коммент. статьи ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

10.1. О совершении преступления группой лиц по предварительному сговору см. в п. 13.1 коммент. к ст. 174.

10.2. О совершении преступления лицом с использованием своего служебного положения см. в п. 13.2 коммент. к ст. 174.

11. Противоправное поведение, описанное в ч. 4 коммент. статьи, еще более усиливает меры уголовно-правового воздействия в связи с его осуществлением и содержит лишь один признак, особо квалифицирующий общественно опасное деяние как преступление, - совершение преступления организованной группой (см. п. 13.1 - 13.2 коммент. к ст. 174).

12. Субъект преступного посягательства - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста и наделенное дополнительным (специальным) признаком - привлекающееся к уголовной ответственности за другое преступление, в результате совершения которого им получены денежные средства или иное имущество. Более того, субъектом посягательства, отраженного в ч. 2 коммент. статьи, может стать лицо, имеющее дополнительную возможность для успешного осуществления преступного намерения: входить в преступную группу (п. "а" ч. 3, ч. 4) или использовать для легализации (отмывания) денежных средств (иного имущества) свое служебное положение (п. "б" ч. 3). В качестве такого лица может выступить, например, сотрудник кредитной организации.

Другой комментарий к Ст. 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Большая часть признаков преступлений, закрепленных в ст. 174.1 и ст. 174 УК, совпадают. Отличия заключаются в следующем:

Предметом преступления являются деньги и иное имущество, нажитые самим преступником, а в ст. 174 УК РФ - денежные средства или иное имущество, нажитые преступным путем другими лицами, о чем заведомо известно виновному;

Необходимым требованием к деянию, предусмотренному ст. 174.1 УК РФ в отличие от описанного в ст. 174 УК, выступает крупный размер (сумма, превышающая 6 млн. рублей);

Субъектом преступления может быть только лицо, достигшее возраста 16 лет и которое участвовало в совершении первичного преступления.

  • Вверх

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом -


наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.


2. То же деяние, совершенное в крупном размере, -


наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.


3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:


а) группой лиц по предварительному сговору;


б) лицом с использованием своего служебного положения, -


наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:


а) организованной группой;


б) в особо крупном размере, -


наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.




Комментарии к ст. 174.1 УК РФ


1. О понятии легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и юридических признаках этого деяния см. коммент. к ст. 174.

2. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 174.1, может быть только то лицо, достигшее возраста 16 лет, которое в качестве исполнителя или иного соучастника принимало участие в совершении первичного (исходного) преступления, принесшего ему (им) доходы, подлежащие легализации (отмыванию).

3. Одним из способов легализации (отмывания) имущества, приобретенного преступным путем, в комментируемой статье указано использование этого имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. В таком случае легализация произойдет, если преступно приобретенные средства вкладываются в легальный бизнес.

4. В ст. 174.1 ничего не говорится о цели совершения финансовых операций и иных сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным преступным путем, однако представляется, что только при наличии цели придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению таким имуществом финансовые операции и иные сделки, с ним совершенные, можно рассматривать как легализацию (отмывание). Простое распоряжение, например, похищенным имуществом, израсходование украденных денег или полученных как взятка и т.п. легализацией (отмыванием) не являются.

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

2. То же деяние, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) лицом с использованием своего служебного положения, -
наказываются принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой или третьей настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) в особо крупном размере, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Комментарий к статье 174.1 УК РФ

1. часть признаков преступлений, закрепленных в комментируемой статье и ст. 174 УК, совпадают. Различия заключаются в следующем: в рассматриваемом случае предметом преступления являются деньги и иное имущество, нажитые самим преступником; по ст. 174 УК - денежные средства или иное имущество, нажитые преступным путем другими лицами, о чем заведомо известно виновному.

2. Крупный размер деяния - сумма, превышающая 6 млн. руб.

3. Субъектом преступления может быть только лицо, достигшее возраста 16 лет, участвовавшее в совершении первичного преступления.

Другой комментарий к статье 174.1 Уголовного Кодекса РФ

1. Положения комментируемой статьи, касающиеся объективных признаков состава преступления, в целом совпадают с разъяснениями к ст. 174 УК.

2. Для привлечения к уголовной ответственности по этой статье необходимо установить то, что денежные средства или иное имущество получены самим субъектом легализации преступным путем. Остается неразрешенной проблема признания лица, осуществляющего легализацию, виновным в преступном приобретении указанных предметов.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъект осознает, что совершает финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными им в результате совершения преступления, и тем самым придает им законный характер, и желает так действовать. Специальная цель также остается обязательным признаком субъективной стороны, хотя некоторые специалисты полагают, что в данном составе преступления она отсутствует. Легализация сама по себе в данном случае означает, что виновный действует с желанием придать денежным средствам и иному имуществу правомерный вид.

4. Субъект преступления специальный - физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое преступным путем приобрело денежные средства или иное имущество, и совершающее с ними финансовые операции и другие сделки.

Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки данного состава соответствуют указанным в комментарии к предыдущей статье, но касаются лишь предмета преступления в крупном размере, который определен в примечании к ст. 174 УК.