2 основные направления финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность государства. Финансовая система РФ. Сущность управления финансами, цели и задачи

Страховые взносы с 2017 года переходят под контроль ФНС. Это изменение отразится на всех страхователях. Что именно изменится в 2017 году? Какая будет предельная база для начисления страховых взносов? Определены ли ставки тарифов страховых взносов на предстоящий год? По какой форме потребуется отчитываться перед ФНС, ПФР и ФСС в 2017 году? Наиболее значимые для бухгалтера изменения по страховым взносам с 2017 года мы обобщили в данной статье.

Контроль за страховыми взносами с 2017 года

С 1 января 2017 года Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой 34 «Страховые взносы». В эту главу вошли статьи 419-432, регулирующие правила начисления и уплаты страховых взносов. Одновременно с этим основные принципы, касающиеся налогов, с 2017 года распространяются и на страховые взносы. Это предусмотрено Федеральным законом от 03.07.16 № 243-ФЗ.

Таким образом, с 2017 года пенсионные, медицинские и взносы на случай нетрудоспособности и в связи с материнством (кроме взносов «на травматизм») – это часть налогового законодательства, которым и станут руководствоваться налоговики. Именно ФНС с 2017 года станет администрировать указанные виды страховых взносов (в частности, принимать соответствующую отчетность по ним).

Страховые взносы «на травматизм» в 2017 году, по-прежнему, останутся под контролем ФСС. Этот фонд будет принимать и отчетность по этому виду страховых взносов.

Тарифы страховых взносов в 2017 году

В 2017 году тарифы страховых взносов не изменятся. Все тарифы сохранены на уровне 2016 года. Приведем таблицы со ставками тарифов на 2017 год.

Общие тарифы

Если у организации или ИП нет права на применение пониженных тарифов, то в 2017 году ей следует рассчитывать взносы по основным (общим) тарифам. С 2017 года ставки этих тарифов установлены статьей 426 Налогового кодекса РФ.

В 2017 году схема с лимитами остается прежней. При достижении порогового значения по доходам пенсионный тариф снижается до 10%, а социальные взносы по нетрудоспособности и материнству совсем перестают уплачиваться. Тариф взносов на обязательное медицинское страхование от величины выплат не зависит. Поэтому в 2017 году все выплаты без ограничения облагаются медицинскими взносами по тарифу 5,1 процента.

Пониженные тарифы

Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, тоже не изменились. В таблице ниже приведены наиболее часто встречающиеся пониженные тарифы страховых взносов на 2017 год (ст. 427 НК РФ).

Страхователи Тарифы %
ПФР ФСС на ВНиМ ФФОМС
Организации и ИП на УСН, ведущие «льготный» вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении лимита право на пониженные тарифы утрачивается с начала года (пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 6 ст. 427 НК РФ) 20 0 0
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ) 20 0 0
ИП на патенте – в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности (пп. 9 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ). 20 0 0
Организации, ведущие деятельность в области IT (пп. 3 п. 1, пп.1 п. 2, п. 5 ст. 427 НК РФ). 8 2 4

Заметим, что поправками не предусмотрено, что новые положения распространяются на правоотношения истекших периодов. Новая глава Налогового кодекса РФ 34 «Страховые взносы» начнет действовать с 1 января 2017 года. Полагаем, что именно с этой даты и нужно учитывать величину полученных при УСН доходов для определения правомерности расчета взносов по пониженным тарифам. Соответственно, даже если по итогам 2016 года доходы превысят 79 млн. рублей, то страховые взносы с начала 2016 года пересчитывать по общеустановленным тарифам не потребуется.

Тарифы взносов «на травматизм»

Тарифы страховых взносов «на травматизм» в 2017 году, по-прежнему, будут определяться в зависимости от класса профессионального риска основного вида деятельности организации (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). См. « ».

При этом в 2017 году ФСС, по-прежнему, сможет установить тариф с учетом скидки или надбавки, размер которой не должен превышать 40 процентов от тарифа (п. 1 ст. 22 Закона № 125-ФЗ).

Теперь об изменениях. Напомним, что организации обязаны ежегодно подтверждать право на установленный им изначально тариф взносов «на травматизм» (п. 11 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713). Соответствующие документы (справку-подтверждение и заявление) нужно представить в территориальное отделение ФСС России не позднее 15 апреля года, на который устанавливается тариф. Соответственно, для установления тарифа на 2017 год документы нужно сдать в ФСС не позднее 15 апреля 2017 года.

Если не подтвердить основной вид деятельности, то с 2017 года ФСС официально вправе присвоить наивысший класс риска из всех кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ. Теперь такое право за ФСС закреплено официально в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 17.06.2016 № 551. Заметим, что так органы ФСС поступали и до 2017 года. Однако это вызывало много судебных споров. Судьи полагали, что фонд не вправе выбирать самый «рискованный» вид бизнеса произвольно из всех видов деятельности, заявленных в ЕГРЮЛ. При установлении тарифа ФСС, по мнению судей, должны были учитываться только те виды деятельности, которыми организация фактически занималась в прошедшем году (постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 14943/10). С 2017 года такой подход применяться больше не будет.

Новый порядок расчета надбавки к взносам «на травматизм»

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2016 № 1341 изменен расчет надбавки к тарифу взносов на травматизм. Напомним, что органы ФСС рассчитывают надбавку по формуле (п. 6 Методики, утвержденной приказом Минтруда от 1 августа 2012 г. № 39н). Она учитывает сумму пособий, количество и продолжительность страховых случаев за предыдущие три года.

В связи с поправками, при расчете надбавки фонд также будет учитывать, были ли в прошлом году на предприятии несчастные случаи со смертельным исходом. Надбавка будет зависеть от количества погибших. Фонд ее назначит, если пострадало больше двух человек, и нет вины третьих лиц.

Указанное постановление вступило в силу с 25 декабря 2016 года. Однако фактически поправка заработает с 2018 года, так как надбавку к тарифу на 2017 год фонд уже рассчитал до 1 сентября 2016 года (п. 9 правил из постановления Правительства РФ от 30.05. 2012 № 524).

База по страховым взносам в 2017 году: пределы

Вопросы об установлении базы по страховым взносам с 2017 года будут регулироваться статьей 421 НК РФ. Облагаемая база, как и прежде, будет определяться отдельно по каждому физическому лицу нарастающим итогом с начала года. В базу потребуется включать облагаемые выплаты, которые вы начислили в пользу работника с начала года и по последний день истекшего месяца.

В 2016 году лимит по пенсионным взносам на общем тарифе составлял 796 000 рублей, по социальным взносам – 718 000 рублей. По пенсионным взносам выплаты свыше лимита облагались по ставке 10 процентов, а по социальным – с суммы сверх лимита начислять взносы было не нужно. По “медицинским” взносам предельная база в 2016 году не устанавливалась. См. “ “.

На 2017 год предусмотрено повышение лимитов. Новый лимит Правительство РФ установило своим постановлением от 29.11.2016 № 1255. Предельные величины базы по страховым взносам на 2017 год такие:

  • 876 000 руб. – на обязательное пенсионное страхование. Выплаты, которые превышают эту величину, облагают пенсионными взносами по тарифу 10 процентов;
  • 755 000 руб. – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Выплаты больше этой суммы страховыми взносами уже не облагают.

Тариф взносов на обязательное медицинское страхование от величины выплат в 2017 году не зависит. Поэтому все выплаты без ограничения облагаются “медицинскими” взносами по тарифу 5,1 процента.

Таким образом, в лимиты базы для начисления страховых взносов в 2017 году увеличились. Однако порядок начисления взносов в пределах базы и сверх лимита остался прежним.

Объект обложения страховыми взносам

Облагаемым объектом в 2017 году, как и раньше, будут считаться выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, начисленные в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров (ст. 420 НК РФ). Также сохраниться и перечень выплат, которые взносами можно будет не облагать. Этот перечень приведен в статье 422 НК РФ. В нем, как и раньше, указаны, например, пособия, материальная помощь, оплата стоимости питания и тд.

Единственное изменение касается суточных. В 2016 году от взносов освобождалась вся величина суточных, указанная в коллективном договоре или в локальном нормативном акте. С января 2017 года ситуация изменится. Не платить взносы можно будет только с суммы не более 700 рублей для внутрироссийских командировок, и с суммы не более 2 500 рублей для загранкомандировок. Это закреплено в пункте 2 статьи 422 НК РФ. То есть, по сути, с 2017 года для суточных действуют те же лимиты, как для НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ).

В отношении взносов «на травматизм» все останется по-прежнему. В 2017 году суточные будут освобождены от этих взносов в полном объеме.

Срок уплаты страховых взносов

Срок перечисления страховых взносов в 2017 году не поменяется. Как и прежде, последней датой уплаты страховых взносов будет 15-е число месяца, следующего за отчетным (п.3 ст. 431 НК РФ). Если же дата уплаты будет выпадать на выходной или праздник, то дата уплаты будут переноситься на ближайший рабочий день (п.7 ст. 6.1 НК РФ). Вести учет взносов и уплачивать их, как и раньше, в 2017 году нужно в рублях и копейках (п.5 ст. 431 НК РФ). В целях учета взносов на каждого работника нужно будет вести карточку учета страховых взносов.

По взносам «на травматизм» срок уплаты тоже сохранится. Их нужно переводить в бюджет в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который эти взносы начислены.

Таким образом, к примеру, все виды страховых взносов за январь 2017 года нужно будет заплатить в срок, не позднее 15 февраля. См. « ».

Новый порядок заполнения платежных поручений

Перечислять страховые взносы с 2017 года (кроме взносов «на травматизм») нужно в ИФНС, а не в фонды. В связи с этим платежное поручение на уплату взносов необходимо заполнять так:

  • в поле ИНН и КПП получателя средств - ИНН и КПП соответствующего налогового органа, администрирующего платеж;
  • в поле «Получатель» - сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках - сокращенное наименование инспекции, администрирующей платеж;
  • в поле КБК - код бюджетной классификации, состоящий из 20 знаков (цифр). При этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов, должен принимать значение «182» - Федеральная налоговая служба.

КБК для перечисления взносов в 2017 году

До 2017 года страховые взносы нужно было перечислять отдельными платежными поручениями в каждый внебюджетный фонд: ПФР, ФФОМС и ФСС (ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). С 2017 года администратором пенсионных, медицинских и взносов на случай нетрудоспособности и в связи с материнством (кроме взносов «на травматизм») становиться ФНС. Поэтому с платежей за январь 2017 года в платежных поручениях на перечисление данных взносов в качестве получателя нужно указывать Федеральную налоговую службу. В связи с этим должны утверждены и новые коды бюджетной классификации (КБК) для уплаты взносов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, п. 1 ст. 30 НК РФ).

Новые КБК для страховых взносов с 2017 года

Вид взносов Новые КБК
Пенсионные взносы 182 1 02 02010 06 1010 160
Взносы в ФФОМС (медицинские) 182 1 02 02101 08 1013 160
Взносы в ФСС РФ (по нетрудоспособности и материнству) 182 1 02 02090 07 1010 160
Взносы на травматизм 393 1 02 02050 07 1000 160
Дополнительные пенсионные взносы по тарифу 1 182 1 02 02131 06 1010 160, если тариф не зависит от спецоценки;
182 1 02 02131 06 1020 160, если тариф зависит от спецоценки
Дополнительные пенсионные взносы по тарифу 2 182 1 02 02132 06 1010 160, если тариф не зависит от спецоценки;
182 1 02 02132 06 1020 160, если тариф зависит от спецоценки

Обратите внимание: поскольку администратором по взносам «на травматизм» остался ФСС РФ, направлять платежные поручения на уплату данных взносов необходимо в адрес фонда на соответствующий КБК (п. 1.1 ст. 22 Закона № 125-ФЗ). КБК по этим взносам с 2017 года не изменился:

  • страховые взносы – 393 1 02 02050 07 1000 160;
  • пени – 393 1 02 02050 07 2100 160;
  • штрафы – 393 1 02 02050 07 3000 160.

В платежных поручениях на уплату взносов в качестве получателя нужно указывать налоговую инспекцию

Страховые взносы за организацию или ИП смогут платить другие лица

Изменился порядок расчета пеней за несвоевременную уплату страховых взносов

С 1 января 2017 года на страховые взносы распространяется налоговое законодательство. В связи с этим день погашения задолженности по страховым взносам в расчет пеней больше включать не нужно. Кроме этого, с 1 октября 2017 года размер пеней увеличится:

  • за просрочку уплаты страховых взносов свыше 30 календарных дней процентная ставка пени принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки;
  • за просрочку с 31-го дня будут применяться 1/150 процентной ставки рефинансирования.

Зачет разных видов страховых взносов стал невозможен

С 2017 года нельзя зачитывать между собой разные виды страховых взносов. Зачет допускается только внутри взносов одного вида (п.1.1 ст. 78 НК РФ). Так, допустим, переплату по пенсионным взносам с 2017 года можно зачесть только в счет будущих платежей по ним же. Зачет эту переплату в счет недоимки по медицинским или социальным взносам компания с 2017 года не вправе.

Напомним, что до 2017 года можно было зачитывать между собой любые страховые взносы, которые администрировал один и тот же фонд. К примеру, переплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование можно было зачесть в счет медицинских взносов.

Отчетность по страховым взносам в ФНС

С 2017 года отчитываться и платить взносы, кроме взносов «на травматизм», нужно в ФНС России. Вместо привычных расчетов РСВ-1 и 4-ФСС налоговики утвердили новую единую форму ежеквартального расчета по взносам. Он заменяет сразу несколько привычных форм: РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС. См. « ».

Сдавать единый расчет по страховым взносам в ИФНС страхователи обязаны в срок, не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Соответственно, впервые сдать единый расчет нужно будет по итогам 1 квартала 2017 года. При этом 30 апреля – это воскресенье. Потом 1 мая (понедельник) – это нерабочий праздничный день. Поэтому новый расчет по взносам в первый раз нужно представить в ИФНС не позднее 2 мая 2017 года. См. « ».

Компании и ИП со среднесписочной численностью более 25 человек обязаны представлять расчет в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Все прочие плательщики взносов смогут отчитаться «на бумаге» (п. 10 ст. 431 НК РФ).

При этом имейте в виду, что с 2017 года способ сдачи отчетности по страховым взносам в ИФНС никак не влияет на сроки сдачи. Сдать расчет не позднее 30 числа месяца, следующего за кварталом, нужно всем страхователям (и «на бумаге» и в электронном виде).

Если в расчете по страховым взносам данные о совокупной сумме взносов на пенсионное страхование не совпадут с суммой этих взносов, начисленных по каждому физлицу, расчет будет считаться непредставленным. А налоговики должны будет направить страхователю уведомление о выявленном несоответствии показателей. В пятидневный срок со дня его получения страхователь обязан подать скорректированный расчет. При этом датой его представления будет дата первоначальной сдачи отчетности (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Отчетность в ФСС

Отчитываться перед ФСС придется только по взносам «на травматизм». Форма расчета 4-ФСС утверждена Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551. « ». Из нее исключили все “лишнее”, что не относится к взносам “на травматизм”.

Сроки сдачи расчета в ФСС в 2017 году останутся такими же, как и для сдачи 4-ФСС в 2016 году:

  • в электронном виде – сдать расчет нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным;
  • «на бумаге» – сдать расчет нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. См. « ».

Страхователи со среднесписочной численностью более 25 человек в 2017 году должны будут в обязательном порядке отчитываться в электронном виде, все остальные – смогут сдавать отчеты в ФСС на бумажных носителе. При этом, как видно, способ сдачи расчетов в ФСС в 2017 году, как и раньше, будет влиять на допустимые сроки представления.

Отчетность в ПФР

СЗВ-М

Срок сдачи ежемесячного отчета по форме СЗВ-М с 2017 года изменится. В 2016 году отчет СЗВ-М нужно было представлять в ПФР не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. С 2017 году отчет СЗВ-М в подразделения ПФР нужно сдавать в срок, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. То есть, будет на пять дней больше на заполнение отчетов (новая редакция п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Соответственно, к примеру, отчет СЗВ-М за январь 2017 года нужно будет сдать в срок, не позднее 15 февраля. См. « ».

Заметим, что форма СЗВ-М в 2017 году не изменится. По крайней мере, новую форму СЗВ-М чиновники не разрабатывали и на общественное обсуждение не выносили.

Обратите внимание: отчет СЗВ-М за декабрь 2016 года нужно сдать не позднее 16 января 2017 года, поскольку 15-е января – воскресенье. То есть, к декабрьскому отчету уже применяются новые сроки. См. .

Ежегодный отчет

В 2017 году появится совершенно новый ежегодный отчет в ПФР, в котором нужно будет указывать сведения о стаже работников и подрядчиков. Его форма ещё не утверждена. Однако уже известно, что срок представления нового годового отчета - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (новая редакция п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Соответственно, впервые сдать такой годовой отчет потребуется не позднее 1 марта 2018 года. В отчете потребуется отражать:

  • СНИЛС;
  • Ф.И.О.
  • дату приема на работу и (или) дату увольнения (применительно к сотрудникам, принятым на работу и (или) уволенным в течение отчетного периода);
  • дату заключения и (или) расторжения договора гражданско-правового характера (выплаты по которому облагаются взносами);
  • периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ;
  • прочие сведения, необходимые для назначения страховой и накопительной пенсии;
  • суммы взносов в ПФР, уплаченные за физлицо, которое является субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, и периоды трудовой деятельности, включаемые в его профессиональный стаж.

Указанный годовой отчет на 25 человек и более потребуется сдавать в ПФР в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Сведения на меньшее количество застрахованных лиц можно будет представлять в бумажном виде.

До 2017 года сведения о стаже работников входили в состав РСВ-1 и представлялись по итогам каждого квартала. С 2017 года сведения о стаже становятся ежегодными, но, по-прежнему, должны будут сдаваться в ПФР.

Копии персонифицированной отчетности работникам

Копии всех форм отчетности в ПФР с 2017 года работодатель обязан будет выдавать физлицам в следующие сроки (новая редакция п. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ):

  • не позднее 5 календарных дней с момента обращения лица (в общем случае);
  • в день увольнения физлица или расторжения гражданско-правового договора (если человек увольняется).

Заметим, что подобные требования для работодателей существовали и до 2017 года. Однако было установлено, что выдавать работникам или подрядчикам копии отчетности работодатели обязаны независимо от факта обращения физлиц за ними. Выдавать копии необходимо вместе с представлением в фонд соответствующих форм отчетности (абз. 1 п. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

С 2017 года выдавать копии нужно будет только при обращении работников или при увольнении. Соответственно, выдавать каждый месяц копии, например, СЗВ-М со следующего года будет необязательно.

Возмещение расходов из ФСС

В 2017 году работодатели, по-прежнему, будут вправе возмещать суммы пособий из бюджета ФСС. Однако порядок действий работодателей изменится.Напомним, что в 2016 году пособия и другие выплаты за счет ФСС страхователи отражали в таблице 2 формы расчета 4-ФСС. Потом ФСС проводил камеральную проверку расчета 4-ФСС и принимал решение: возмещать пособие или нет.

С 2017 года алгоритм действий будет иной. Сначала работодатель отразит расходы на выплату пособий в едином расчете по страховым взносам, представляемом в ИФНС. Получив расчет, налоговики сообщат данные о заявленном возмещении в ФСС России. И уже ФСС примет решение – одобрять зачет или нет. Если результат окажется отрицательным, ИФНС направит страхователю требование об уплате недостающих взносов. При положительном результате проверки расходы будут приняты, а ИФНС при необходимости зачтет либо вернет разницу между взносами и расходами.

Кто будет проводить проверки

С января 2017 года проводить камеральные и выездные проверки по взносам (кроме взносов «на травматизм») будут ИФНС. Проверять правильность начисления и уплаты взносов налоговики будут по тем же правилам, по которым они сейчас проверяют начисление и уплаты налогов. Проверку расходов на обязательное соцстрахование, как мы уже сказали, будет проводить ФСС. ПФР будет проверять только персонифицированный учет, а именно – форму СЗВ-М и ежегодный отчет о стаже.

Проверки по взносам (кроме взносов «на травматизм»), назначенные в 2017 году и далее, но относящиеся к 2016 году и более ранним периодам, проведут внебюджетные фонды. Если фонд выявят недоимку или другие нарушения, то о них сообщает налоговикам. И налоговики уже будут заниматься взысканием и привлечением к ответственности.

Штрафы с 2017 года

Как видно, контролировать страховые взносы будут ФНС и ФСС. А ПФР будет проверять лишь персонифицированные отчеты. Поясним, каких штрафов можно ожидать с 2017 года от всех этих контролеров.

Штрафы от ФНС

С 2017 года за нарушения, связанные со страховыми взносами (кроме взносов «на травматизм»), привлекать к ответственности будет налоговая служба. Причем все штрафы, касающиеся налогов, будут применяться и в отношении взносов. Так, к примеру, за непредставление квартального расчета по взносам страхователя смогут оштрафовать по статье 119 НК РФ – штраф в размере 5 процентов. За грубое нарушение правил учета базы по взносам - могут применить штраф по статье 120 НК РФ. То есть, налоговые штрафы в полной мере станут распространяться и на страховые взносы. Раньше, допустим, такого штрафа как “нарушение правил учета базы” вообще не было. Таким образом, можно сказать, что штрафов с 2017 года станет больше.

Штрафы от ФСС

За нарушения, связанные со взносами «на травматизм», наказывать будут проверяющие из ФСС. Виды санкций перечислены в новой редакции Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Заметим, что виды правонарушений, касающиеся порядка уплаты взносов «на травматизм» и представления отчетности по ним, а также размеры санкций остаются такими же, как и раньше. За одним исключением. С 2017 года появится новый вид правонарушения – несоблюдение порядка представления отчетности по взносам (статья 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Если после 1 января 2016 расчет по взносам «на травматизм» будет подан на бумажном носителе вместо обязательной электронной формы, то страхователя смогут оштрафовать на 200 рублей.

Штрафы от ПФР

С 2017 года территориальные подразделения ПФР смогут применять к страхователям следующие штрафы (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ):

  • штраф за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в составе СЗВ-М или годового отчета о стаже – 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица;
  • штраф за нарушение порядка сдачи персонифицированной отчетности в форме электронных документов – 1000 рублей.

Также обратите внимание: введен трехлетний срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения в сфере персонифицированного учета (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Административная ответственность

Помимо указанных штрафов, предусмотренных для организаций и ИП, к административной ответственности в 2017 году могут привлечь непосредственно должностных лиц (например, директора или главного бухгалтера). Причем видов правонарушений, которые связаны с административными штрафами, с 1 января 2017 года станет больше. В таблице приведены административные штрафы и ссылки на КоАП РФ в редакции 2017 года.

Нарушение Ответственность Статья КоАП РФ с 2017 года
Непредставление в ПФР в установленный срок сведений персонифицированного учета либо представление этих сведений в неполном или искаженном виде. Штраф от 300 до 500 рублей. Новая статья 15.33.2
Нарушение срока представления в налоговую инспекцию расчета по страховым взносам. Предупреждение или штраф от 300 до 500 рублей. Дополнения в статье 15.5
Непредставление в ФСС РФ сведений для осуществления контроля за правильностью назначения, исчисления и выплаты пособий, а также оплаты выходных дней по уходу за детьми-инвалидами. Штраф от 300 до 500 рублей. Изменения в статье 15.33
Нарушение срока представления в орган ФСС РФ информации об открытии или закрытии счета в банке. Штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Изменения в статье 15.33
Нарушение срока представления в ФСС расчета по страховым взносам «на травматизм». Штраф от 300 до 500 рублей. Изменения в статье 15.33
Непредставление либо отказ в представлении сведений, необходимых органам ФСС для контроля за исчислением и уплатой взносов «на травматизм». Штраф от 300 до 500 рублей. Изменения в статье 15.33

Возврат переплаты

С 2017 года переплату по страховым взносам возвращать будут не фонды, а налоговые инспекции. При этом вопрос о том, как вернуть переплату сложностей вызвать не должен: алгоритм возврата такой же, как и для налогов. Однако имейте в виду, что переплату по пенсионным взносам вернуть не удастся, если перечисленные суммы уже разнесены Пенсионным фондом по лицевым счетам застрахованных лиц (новый пункт 6.1 статьи 78 Налогового кодекса РФ).

Переплату по взносам «на травматизм» в 2017 году будет возвращать ФСС. Алгоритм возврата и зачета переплаты по этому виду взносов описан в статье 26.12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Изменения для обособленных подразделений

Серьезные изменения с 2017 года зафиксированы для организаций, имеющих обособленные подразделения. Прежде перечислить взносы и сдавать отчетность по месту нахождения обособленного подразделения требовалось, если у подразделения есть свой расчетный банковский счет и отдельный баланс.

С 2017 года условие о наличии расчетного счета и баланса будет удалено из Налогового кодекса РФ. Поэтому со следующего года российские обособленные подразделения, начисляющие вознаграждение и иные выплаты в пользу физических лиц, должны будут самостоятельно перечислять взносы (кроме взносов «на травматизм») и представлять расчеты по страховым взносам в ИФНС по месту своего учет (п. 11 ст. 431 НК РФ).

Кроме этого, с 2017 года у страхователей (головных организаций) появится новая обязанность. С нового года им нужно будет сообщать в ИФНС по местонахождению головной организации о том, что российское обособленное подразделение наделено полномочиями по начислению выплат и вознаграждений физлицам. Сделать такое сообщение необходимо в течение одного месяца с момента наделения такими полномочиями (подп. 7 п. 3,4 ст. 23 НК РФ). Правда, новая обязанность распространяется только на подразделения, которые начали делать выплаты физлицам в 2017 году и позднее. Если же выплаты и вознаграждения начислялись и прежде (например, в 2016 году), ничего сообщать в ИФНС не требуется.

Заметим, что в 2016 году в органы фондов организации подобную информацию не представляли. Обязанность сообщать о создании и закрытии обособленных подразделений была отменена с 1 января 2015 года (пп. «в» п. 17 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ). Поправки в НК РФ с 2017 года частично вернули такую обязанность.

По взносам «на травматизм» никаких изменений нет. То есть, обособленные подразделения в 2017 году и далее будут платить эти взносы и отчитываться по ним только при наличии расчетного счета и баланса. Головным организациями направлять в ФСС никаких сообщений про обособленные подразделения также не потребуется.

Изменения для ИП с 2017 года

Что касается отчетности, то ИП, по-прежнему, не будут сдавать расчеты по фиксированным взносам. Однако для глав крестьянских (фермерских) хозяйств предусмотрены новые сроки. Сдавать расчеты с 2017 года они будут не позднее 30 января года, следующего за расчетным периодом (сейчас крайний срок сдачи – это последний день февраля).

Как пользоваться разъяснениями о страховых взносах

С 2017 года для получения разъяснений по вопросам уплаты и начисления страховых взносов обращайтесь в Минфин или ФНС. Однако разъяснения, которые до 2017 года выпустили Минтруд, ПФР, ФСС или Минздравсоцразвития – можно продолжать применять, если они не противоречат налоговому законодательству. Более того, что касается необлагаемых выплат, то в 2017 году можно использовать прежние разъяснения Минтруда (письмо Минфина России от 16.11.2016 № 03-04-12/67082).

Прошёл год, с тех пор как контроль за уплатой страховых взносов был снова передан Федеральной налоговой службе. По мнению чиновников, администирование взносов налоговыми инспекциями значительно лучше влияет их собираемость. За Фондом социального страхования оставили только сбор взносов на случай травматизма и профзаболеваний работников. Как рассчитывать и выплачивать страховые взносы в 2018 году - расскажем все изменения и свежие новости по этой теме.

Сколько должны платить ИП за себя

Сначала о размере взносов, которые каждый предприниматель должен вносить за себя в 2018 году, даже если он не ведёт реальную деятельность или не имеет доходов от бизнеса. Формула расчёта этих сумм по сравнению с прошлыми годами изменилась. Теперь взносы больше не привязаны к МРОТ, который показывает быстрый и значительный рост - с 7500 рублей на начало 2017 года до 9 485 рублей на начало 2018 года.

Ожидается, что МРОТ приравняют к минимальному прожиточному минимуму уже к . Если учесть, что эта сумма составляет 11 163 рубля, то прежняя привязка размера страховых взносов к минимальной зарплате вызвала бы резкий рост платежей ИП за себя. Чтобы этого не допустить, Правительство решило установить фиксированный размер страховых взносов на 2018 год.

Закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ изменил нормы статьи 430 НК РФ, установив страховые взносы ИП на 2018 год в фиксированной сумме:

  • на обязательное пенсионное страхование - 26 545 рублей ;
  • на обязательное медицинское страхование - 5 840 рублей .

Таким образом, каждому предпринимателю надо будет заплатить за себя в 2018 году не менее 32 385 рублей , что, по сравнению с предыдущим годом, означает рост на 4395 рублей. Если предприниматель был зарегистрирован в этом качестве не весь год, то годовая сумма соответственно пересчитывается.

Не изменилось правило расчёта дополнительного взноса при доходах свыше 300 000 рублей за год: по-прежнему для пенсионного страхования взимается 1% от суммы сверх лимита. Также продолжает действовать ограничение размера взносов предпринимателя за своё пенсионное страхование. Максимальные взносы в ПФР в 2018 году ИП за себя составляют 212 360 рублей: из расчёта 8 * 26 545 * 12 месяцев * 26%. Взносы на своё социальное страхование ИП за себя выплачивают добровольно.

В таблице указаны обязательные платежи предпринимателя в 2018 году, рассчитанные по новому закону

Сроки уплаты платежей ИП частично изменились: фиксированная сумма в 32 385 рублей должна быть уплачена не позднее 31 декабря 2018, а дополнительный 1%-ный взнос теперь можно уплатить позже - до 1 июля 2019 года, а не до 1 апреля, как было раньше.

ИП Сергиенко А.М. получил в 2018 году доход в 1,3 млн рублей. Дополнительный взнос на пенсионное страхование составит ((1 300 000 - 300 000) * 1%) = 10 000 рублей. То есть, всего ИП Сергиенко А.М. должен заплатить за себя при таком доходе 42 385 рублей. При этом, фиксированная сумма в 32 385 рублей должна быть перечислена не позже 31.12.18, а 10 000 рублей могут быть уплачены как в 2018 году, так и до 01.07.19 года.

Для удобства оплаты налогов и страховых взносов советуем открыть расчётный счёт. Тем более сейчас многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта.

Сколько должны перечислять плательщики взносов за работников

Согласно новой главе 34 НК РФ плательщиками страховых взносов (кроме ИП без работников, нотариусов, адвокатов, занимающихся частной практикой) являются также лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. К этой категории относятся:

  • работодатели по трудовым договорам;
  • заказчики по гражданско-правовым договорам;
  • обычные физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП.

Взносы плательщики выплачивают за свой счёт, а не удерживают их из выплат физическому лицу. Тарифы страховых взносов в 2018 году за сохранились на прежнем уровне и составляют в общем случае 30% от выплат работникам. Кроме того, есть некоторые категории плательщиков, для которых ставка страховых взносов в 2018 году существенно снижена. Чтобы иметь возможность производить отчисления по этим пониженным тарифам, плательщик должен соблюдать обязательные условия статьи 427 НК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378 установлена предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году:

  • на пенсионное страхование - 1 021 000 рублей;
  • на обязательное социальное страхование - 815 000 рублей.

По достижению этих выплат (отдельно по каждому работнику) плательщик выплачивает взносы . Если же плательщик входит в льготную категорию, то после достижения предельной базы взносы за пенсионное и социальное страхование работника не выплачиваются. Что касается выплат на медицинское страхование, то их тариф по достижению предельной базы не меняется.

Страховые взносы в 2018 году ставки, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации (таблица общих и пониженных тарифов)

Пенсионное страхование

Социальное страхование

Медицинское страхование

Страхователи, не имеющие права на льготы до достижения предельной базы для начисления взносов

2,9%

5,1%

Страхователи, не имеющие права на льготы, после достижения предельной базы для начисления взносов

5,1%

1.Организации и ИП на УСН, по некоторым видам деятельности (ст. 427 НК РФ)

2. Аптеки, работающие на ЕНВД

3.ИП на ПСН, кроме занятых торговлей, общепитом, арендой

4. Некоммерческие и благотворительные организации на УСН

1.Хозяйственные общества и партнёрства на УСН, внедряющие изобретения, патенты, образцы, права на которые принадлежат государству

2.Ор-га-ни-за-ции и ИП, заключившие соглашения с особыми экономическими зонами на тех-ни-ко-внед-рен-че-скую и ту-рист-ско-ре-кре-а-ци-он-ную де-я-тель-но-сть

13% 2,9% 5,1%
Аккредитованные IT-организации 8% 2% 4%

Страхователи в отношении членов экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов

Участ-ни-ки про-ек-та «Скол-ко-во» в России

1.Участники свободной экономической зоны на территории Республики Крым и Севастополя

2. Резиденты территории опережающего социально-экономического развития

3. Резиденты свободного порта «Владивосток»

1,5%

0,1%

Дополнительно в ФСС уплачивается взнос на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (от 0,2% до 8,5%). Сроки перечисления взносов за работников не изменились: не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п.3 ст. 431 НК РФ).

Новая отчётность по взносам

Хотя с 2017 года все функции по контролю за уплатой взносов (кроме взносов за травматизм) переходят к ФНС, осталась отчётность, которую надо сдавать в фонды.

В Пенсионный фонд :

  • ежемесячная - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным (ранее было до 10 числа);
  • раз в год сведения персонифицированного учета (СЗВ-Стаж) - не позднее 1 марта 2019 года за 2018.

В Фонд социального страхования :

  • обновлённая форма , сроки сдачи те же - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом (на бумажном носителе) и не позднее 25-го числа для электронной отчётности (при количестве работников более 25 человек).

В налоговую инспекцию сдаётся , который объединил в себе в себе сведения, ранее входившие в формы РСВ и 4-ФСС. Сдавать единый расчёт по взносам надо не позднее 30-го числа следующего за отчётным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ).

Финансовая деятельность государства - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права.

В ходе финансовой деятельности производится образование, распределение и использование

государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы, на конкретных хозяйствующих субъектов и территориальные образования при помощи регулирования и направления денежных потоков, т. е. путем осуществления финансовой деятельности.

Организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства:

1) межотраслевой характер - в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований контролируется деятельность и в других сферах;

2) осуществление финансовой деятельности - происходит в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти;

3) сфера финансовой деятельности - относится к ведению федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и местных органов.

Методы финансовой деятельности государства - это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на три группы:

1)образование (собирание) - денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей. К методам собирания следует отнести следующие методы: налоговый метод - с помощью него государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносов является добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.;

2) распределение - при распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);

3) использование денежных средств - поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их

осуществляется посредством расчетных операций.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются следующие методы: метод финансирования (выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Этот метод применяется в отношении государственных организаций); кредитование (означает выделение/предоставление денежных средств на условиях возмездно и возвратности. Применяться такой метод может и в отношении государственных организаций, и в отношении частных организаций).

Финансовая деятельность в РФ осуществляется органами государственной и муниципальной власти, предприятиями, организациями, учреждениями и должностными лицами.

Финансовую деятельность осуществляют органы государства всех 3 ветвей государственной власти законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней финансовой политики государства.

Правительство РФ осуществляет организацию и исполнение федерального бюджета, организацию разработки программ экономического и социального развития государства.

Вопрос 4

Правовые формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государст­венных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на со­ответствующем уровне.

По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. Неправо­вые формы - это инструктирование финансовой службы предпри­ятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представительных органов власти, разъяснение финансового зако­нодательства населению и другая организаторская работа; финан­сово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности и т.п. Юридичес­кого значения они не имеют, но создают предпосылки для осущест­вления правовых форм финансовой деятельности, в которых про­является государственно-властный характер действий органов го­сударственной власти в области финансов.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обу­словлены тем, что она протекает в виде деятельности представи­тельных и исполнительных органов власти всех уровней и органи­зационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятель­ность, государственные органы и органы местного самоуправле­ния в пределах своей компетенции принимают финансово-право­вые акты, посредством которых в пределах своих полномочий ре­гулируют общественные отношения в области аккумуляции, рас­пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых пла­нов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Итак, финансово правовые акты - это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой деятель­ности определяется значением и содержанием регулируемых отно­шений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосударственного значения бюджета, его важной роли для социально-экономического развития страны, широкого круга общественных отношений, воз­никающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств подведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленными правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юри­дическим свойствам, по юридической природе, по органам, их из­дающим, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подраз­деляются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финан­совых отношений и содержат общие правила поведения их участ­ников, т.е. правовые нормы. Отсюда вытекает и наименование этой группы актов - нормативные. Они действуют обычно длительное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) пред­приятий и граждан перед государством, или муниципальным об­разованием, порядок исчисления установленных платежей, ти­пичные признаки плательщиков, порядок расходования государ­ственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, конкре­тизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каж­дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», государственная нало­говая инспекция направляет конкретному гражданину, получаю­щему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуаль­ные финансово правовые акты - это акты применения норм права. Принятие их - необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использова­нию финансовых ресурсов государства.

По юридической природе финансово-правовые акты подразде­ляются на: а) законодательные, к которым относятся федеральные законы и законы субъектов Федерации по вопросам финансовой Деятельности государства; б) подзаконные. В эту группу входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. Правительство РФ при­нимает постановления о ставках таможенных пошлин).

Такое подразделение финансово-правовых актов конкретизи­руется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конститу­цией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-пра­вовые акты (законы, указы и распоряжения Президента РФ, по­становления и распоряжения Правительства РФ и др.). Отрасле­вые органы государственного управления издают по вопросам фи­нансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансо­во-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом ин­струкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивиду­альные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

Одной из задач государства является накопление бюджетных средств за счет стабильного и эффективного общественного производства, умелого управления и эффективного собственного производства, проведения разумной ценовой, кредитно-денежной и валютной политики, накопление капитала за счет международной торговли.

Финансы - категория финансовой науки, ключевой вопрос науки финансового права. Предмет финансового права проявляется во взаимосвязи с финансовой деятельностью государства. Большую часть финансовых отношений в обществе охватывает финансовая деятельность государства, следует иметь в виду, что не все они подчинены государственно-властной организации. Финансовые отношения внутри предприятий, учреждений, организаций, а также связанные с муниципальной формой собственности строятся на равенстве участников, на диспозитивности сторон и выходят за пределы финансового права.

Предметом исследования финансового права являются финансы государства, то есть экономические отношения по мобилизации, распределения и расходования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и органов местной власти и местного самоуправления для обеспечения расширенного воспроизводства и социально-культурных потребностей. В процессе движения финансов государства происходят распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей. Государственные финансы неразрывно связаны с существованием государства, однако в историческом аспекте е значительно позднее категорией.

Различия между государственными и частными финансами были сформулированы в работе французского ученого П.М. Годме:

1) государственные финансы:

Определяются решениями государства и действиями публичной власти;

Государство может в принудительном порядке обеспечить собственные доходы;

Связанные с денежной системой государства как средство достижения общего интереса;

2) частные финансы:

Зависят от законов рыночной экономики;

Частные лица не могут в принудительном порядке обеспечить собственные доходы;

Денежная система не зависит от воли частного владельца;

Ориентированы на получение прибыли.

Необходимость государственных финансов обусловлена тем, что за любого типа экономических отношений основным назначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами потребностей, которые нельзя удовлетворить через рыночный механизм, то есть через спрос и предложение, а также лично каждым гражданином, в связи с соответствующими о объективными причинами. К ним следует отнести структурную перестройку экономики, борьбу с монополизмом, защита окружающей среды, людей, которые появляются на рынке как потребители - малообеспеченные, инвалиды, дети, престарелые, а также проведение фундаментальных научных исследований, общее образование, подготовку кадров, социальное обеспечение и страхование, здравоохранение и т.

Общеизвестно, что необоснованно высокая доля централизации финансовых ресурсов приводит негативные последствия, поскольку на уровне сплошной централизации трудно осуществлять рациональное распределение и обеспечивать их эффективное использование. С другой стороны, снижение централизации при высокой доли государственной собственности вызывает бесхозяйственность и разные перекосы в распределении и использовании финансовых ресурсов, а в конечном итоге - финансовый разлад в государстве. Нужна также оптимизация перераспределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении населения: если государство чрезмерно вмешивается в перераспределение доли населения в валовом национальном продукте, это подрывает стимулы к труду, снижает темпы экономического роста. В то же время невмешательства государства в этот процесс или значительное сокращение ресурсов также имеет негативные последствия - сдерживает развитие образования, науки, приводит к обнищанию отдельных слоев населения и тому подобное.

Итак, перераспределительные процессы, осуществляемые с помощью государственных финансов, - явление макроуровня, однако роль государственных финансов выражается в формах и методах мобилизации финансовых ресурсов. Важное значение имеет то, как мобилизуются ресурсы, которыми каналами и в какой форме происходит их движение, по каким критериям их выделяют и используют.

Материальное содержание финансов - это фонды денежных средств. Централизованные фонды средств находятся в распоряжении государства как субъекта публичной власти (государственный бюджет, Пенсионный фонд) и органов местной власти и местного самоуправления (местные бюджеты). За счет собранных в эти фонды средств финансируются государственные и местные расходы, осуществляется капитальное строительство, инвестиционная и инновационная деятельность, содержится социально-культурная непроизводственная сфера - образование, наука, физическая культура и спорт, здравоохранение; содержатся органы государственной власти, правоохранительные органы и т.

Децентрализованные фонды средств создаются в рамках отдельных субъектов хозяйственной деятельности и определенных отраслей экономики (как за счет собственных доходов, так и за счет государства). их используют органы государственной власти для финансирования расходов государства, однако они играют существенную роль на финансовом рынке страны. В частности, за счет этих средств мобилизуются финансовые ресурсы государства путем уплаты налогов. Они осуществляют движение в кредитно-финансовой системе, в т. Ч. В банковской, и дают дополнительные прибыли как владельцам, так и кредитно-финансовым учреждениям и, соответственно, государству.

Совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств является финансовыми ресурсами государства, которые отражаются в ее сводном финансовом балансе.

Таким образом, финансовая деятельность государства - планируемая деятельность в сфере мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения задач и функций государства.

Понимание государством определяющей роли финансов для выполнения ее задач и функций, которые зависят от конституционного строя и государственной политики указано в ч. 2 ст. 92 Конституции Украины: "Исключительно законами Украины устанавливаются: 1) Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины, система налогообложения, налоги и сборы; основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины, порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга, порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы... ".

Одной из функций государства является формирование денежной системы страны и обеспечения нормального ее функционирования. Ст. 99 Конституции Украины: "денежной единицей Украины является гривна. Обеспечение ее стабильности - основная функция центрального банка государства - НБУ".

Финансовыми инструментами, обращающимися через централизованные и децентрализованные фонды, есть не только деньги, но и ценные бумаги, эмитированные как государством, так и субъектами хозяйствования, и валютные ценности. Валютными ценностями, согласно декрету КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля", является валюта (национальная, иностранная наличная или безналичная), ценные бумаги, драгоценные металлы и драгоценные камни и тому подобное.

Централизованные фонды государства (Государственного банка Украины, местные бюджеты, специализированные фонды) являются денежными, поскольку осуществление расходов требует денежных расчетов.

Вместе с тем децентрализованные фонды могут содержать не только деньги, но и другие финансовые инструменты.

Принципы осуществления финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления делятся на общих правовых, отраслевые, межотраслевые и принципы отдельных правовых институтов отрасли права.

В-правовые: законность; принцип верховенства права; суверенитет государства; равенство всех форм собственности; право собственности народа Украины на природные объекты и другие принципы, заложенные в Конституции Украины.

Отраслевые принципы е базовыми для определения круга субъектов, участвующих в финансовых отношениях, и объектов правового их регулирования. В частности, как отмечал П.С. Пацуркивский, принципы финансовой деятельности государства гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса, обеспечивают взаимосвязь финансового законодательства и финансовой политики, является своеобразным камертоном всей дальнейшей нормотворчества в этой сфере общественных отношений.

Отраслевые принципы финансовой деятельности:

1) публичный характер финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, например, принятие и публикации законов;

2) принцип распределения функций между представительными органами и органами исполнительной власти в сфере финансовой деятельности, например, полномочия Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины. Приоритет представительных органов государства и местного самоуправления перед исполнительными органами;

3) приоритет публичных расходов над доходами (для государства расходы являются первичными, а доходы - вторичными, для частных субъектов - наоборот);

4) контроль в сфере финансовой деятельности государства, осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности и имеет широкий круг участников, наделенных компетенцией в сфере финансового контроля;

5) другие принципы: единства финансовой и денежной системы государства; финансовой безопасности государства; межотраслевого характера финансовой деятельности государства; гласности, плановости, целевого использования финансовых ресурсов и т.

Государство реализует распределительную, перераспределительные и контрольную функции финансов, что выражается через методы финансовой деятельности, то есть способы, которые делятся на три основные группы, что связано с ролью и назначением государственных финансов:

1. Методы мобилизации фондов средств. Мобилизация - это комплекс мероприятий, которые осуществляются в государстве с целью планомерного формирования фондов средств. Сбор средств осуществляется с помощью обязательного и добровольного методов мобилизации. Обязательный метод является, по сути, взиманием налогов, сборов и других обязательных платежей, за счет которых и формируются преимущественно доходная часть бюджетной системы страны и целевые фонды средств. Государство на уровне закона устанавливает виды обязательного платежа, размеры, ставки, объекты и плательщиков, порядок взимания. Метод обязательных отчислений применяется и в процессе проведения обязательного государственного страхования.

Добровольный метод мобилизации предполагает и реализуется посредством денежно-вещевых лотерей, благотворительной помощи, подарков. Особенно это касается займа, осуществляется государством и органами местного самоуправления путем эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг с целью покрытия дефицита бюджета или выполнения определенных целевых программ. В частности Бюджетный кодекс Украины доходами бюджета считает все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством Украины, включая трансферты, подарки, гранты.

2. Методы распределения средств: финансирование и кредитование. Финансирование - необратимый, бесплатный целевой отпуск средств, осуществляется на основе утвержденных финансовых планов по соответствующему централизованного фонда денежных средств; кредитования - выделение средств на определенный срок на основе возмездности и возвратности с соблюдением целевого назначения. Эти методы, в свою очередь, делятся на несколько подвидов в зависимости от объектов и субъектов, участвующих в отношениях по распределению финансовых ресурсов. В частности бюджеты учреждения могут получать средства на условиях как финансирование, так и кредитования.

Распределение средств является также одним из важных направлений финансовой деятельности государства. Именно при распределении средств четко прослеживаются приоритеты государственной политики и ее соотношение с функциями государства, в т. Ч. Закрепленными в законодательстве (прежде всего в Конституции Украины). На этом этапе отображается Перераспределительная функция финансов. Распределение средств осуществляется на основании БКУ в соответствии с утвержденными годовых финансовых планов как государства (государственный бюджет), так и отдельных субъектов (местные бюджеты, бюджетные росписи, сметы бюджетных учреждений и т.п.).

3. Методы использования финансовых ресурсов: плановость; целевой характер использования средств; эффективность; экономия и научный подход в определении объемов расходов и др. Расходы осуществляются по экономическому назначению (по сферам и экономическими операциями, в которые направляются средства) и по функциональному назначению (по направлениям направления средств на выполнение функций государства, АРК, органов местного самоуправления и т.п.).

Назначение метода финансового контроля является достаточно важным, поскольку финансовых ресурсов всегда не хватает, их мобилизация и расходование регламентируются специальными правовыми нормами. Финансовый контроль является постоянным и всесторонним, поскольку фактически охватывает все аспекты деятельности государства, а также юридических и физических лиц. Отсюда вытекают и широкие полномочия органов финансового контроля. Финансовая деятельность каждого субъекта должна быть прозрачной и осуществляться в рамках действующего законодательства.

В сфере финансовой деятельности происходит постоянная постепенная гармонизация с законодательством других стран и организаций, например ЕС. Одной из сфер такой гармонизации является отрасль финансового права и его подотрасли - фискальное, банковское, бюджетное законодательство. Такая гармонизация финансовых систем обеспечит более полную и качественную сотрудничество между Украиной и международным сообществом.

Функционально финансы реализуются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовая деятельность государства это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления (рис. 1.3). Она осуществляется через органы местного самоуправления и направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления носит публичный характер. Главной, определяющей целью этой деятельности согласно Конституции РФ является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований является составной частью механизма социального управления. Аккумулированные в ходе ее финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее внешних и внутренних условий. При этом государство и муниципальные образования берут на себя обеспечение тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства.

Эффективность финансовой деятельности государства является основным фактором справедливой социальной политики. Посредством финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Воздействие государства и муниципальных образований на социально-экономические процессы может осуществляться в форме прямой финансовой поддержки – выделения средств на определенные планы, программы и т.п. Косвенное воздействие может также осуществляться путём предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или предоставления беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т.п. Косвенное воздействие применяется для стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. Возможно применение мер не только поощрительного, но и ограничительного характера.

Финансовая деятельность оказывает свое влияние и на федеративные отношения. Распределение финансовых ресурсов между федеральными органами и субъектами Федерации, а также муниципальными образованиями, имеет большое значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масштабах всей России, а также соответствующих территориальных уровней. Региональная политика в Российской Федерации должна быть нацелена на выравнивание условий социально-экономического развития регионов при создании единого экономического пространства.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах . Основное их содержание определяется КонституциейРФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к ее финансовой деятельности.

Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание федеральных интересов с интересами субъектов Федерации, должна обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для России в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.

Единство финансовой политики и денежной системы предполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом. Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств, а также требует единой денежной системы.

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется Конституцией РФ.


На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

Социальная направленность финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Разделение законодательной (представительной) и исполнительной властей . Конституция РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти в финансовой деятельности.

Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается Конституцией РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Основы принципа гласности также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Финансовая деятельность осуществляется различными методами.

Для привлечения денежных средств в бюджетную систему, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, используются методы обязательных и добровольных платежей (рис 1.4).

Основным методом привлечения денежных средств является налоговый метод , который совместно с методом взимания сборов и пошлин приносит подавляющее количество средств в государственные и местные бюджеты. Наряду с налоговым методом применяется метод сбора неналоговых платежей – штрафов, средств от использования имущества и т.п. Использование метода проведения страхования позволяет создать негосударственные фонды денежных средств, которые выполняют функции возмещения материального ущерба в результате наступления страхового случая. Это позволяет решать социально-экономические проблемы без участия государства. Добровольное привлечение средств заключается в использовании лотерей, займов и пожертвований для дополнительного пополнения государственных и муниципальных денежных фондов. Кроме перечисленных может использоваться метод денежной эмиссии , который обязательно должен применяться для регулирования экономических процессов.

При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода:

· финансирование – безвозвратное и безвозмездное предоставление денежных средств – характерно в основном для бюджетных учреждений;

· кредитование – выделение средств на началах возмездности и возвратности – применяется при отношениях с негосударственными организациями или бюджетами других уровней.

Как уже указывалось ранее, для осуществления финансовой деятельности используются расчетные операции , осуществляемые методами безналичных денежных расчетов в разных формах и платежами наличными денежными средствами. Безналичные расчеты характерны для предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления. Наличные расчеты применяются для платежей населения. Применение безналичных расчетов является более предпочтительным, поскольку они дешевле для государства и легче поддаются контролированию. В последнее время предприятия и организации в своих расчетах с населением стали переходить на безналичные расчеты, осуществляемые посредством банковских карт. При внешнеэкономических операциях используются валютные операции , посредством которых реализуются различные формы международных расчетов.