2 правовая основа административной ответственности гражданина. Кодекс об административных правонарушениях рф. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

В марте 1995 года вступило в силу Шенгенское соглашение, подписанное ещё в 1985 году, в соответствии с которым путешествовать по странам Европы стало намного легче. В договоре предусмотрены условия, по которым паспортный контроль в государствах, входящих в зону Шенгена, был отменен. Такое название соглашение получило в честь небольшого поселка, в котором состоялось подписание документа.

Страны, входящие в шенгенскую зону в 2019 году

Все государства Шенгена в 2019 году, за исключением трех стран: , и , входят в Европейский союз. и – государства, которые входят в ЕС и только собираются принять Шенгенский договор, поэтому паспортный контроль в них еще не отменен.

Чтобы попасть в одну из 26 стран, подписавших соглашение, требуется . На основании этого разрешения можно беспрепятственно посещать любую страну Шенгена.

Однако существуют некоторые . Например, въезжать в другое шенгенское государство нужно через ту страну, от которой была получена виза.

Шенгенская зона создавалась с целью облегчения пересечения границ, ведь данная процедура зачастую требует немало времени. Поэтому 5 стран решили подписать соглашение, которое регламентировало отказ от пограничного контроля. Данное соглашение изначально заключалось между Бельгийским Королевством, Люксембургом, Нидерландами, Францией и Германией. В 1990 году присоединилась Итальянская Республика, а в 1991 Шенген пополнился Испанским Королевством и Шотландией. 6.11.1992 г. в зону Шенген вступила Греческая республика.

Таблица: порядок вступления республик

Бельгия 19.05.1990
Германия 19.05.1990
Люксембург 19.05.1990
19.05.1990
Франция 19.05.1990
Италия 17.11.1990
Испания 25.06.1991
Португалия 25.06.1991
6.11.1992
Австрия 28.04.1995
Дания 19.12.1996
Швеция 19.12.1996
Исландия 19.12.1996
Норвегия 19.12.1996
19.12.1996
Венгрия 1.05.2004
1.05.2004
Чехия 1.05.2004
Словакия 1.05.2004
Словения 1.05.2004
Латвия 1.05.2004
Литва 1.05.2004
Эстония 1.05.2004
Мальта 1.05.2004
28.02.2008
Швейцария 16.10.2008

Перечень стран

Итак полный список стран, которые входят в Шенген в 2019 году.

  1. Австрия – одна из экологически чистых зон Европы. Государство разделено на девять федеральных земель. Столица страны – Вена.
  2. Бельгия – страна, расположенная в Западной Европе. Столица страны – Брюссель. По географическому строению делится на несколько районов, в том числе на прибрежную равнину.
  3. В страны шенгенской зоны входит и Венгрия. Столица государства – город Будапешт. Пользуется популярностью среди туристов из-за расположения на территории большого количества лечебных курортов и санаториев.
  4. Германия – государство, находящееся в Западной Европе. Столица страны – Берлин. В Германии отменен паспортный контроль в соответствии с Шенгенским соглашением.
  5. – государство с развитой информационной структурой. Располагается на Балканах, столица страны – Афины. Этот город является финансовым центром государства, кроме того он привлекает туристов своей удивительной красотой, сохранившейся с древних времен.

    Православная церковь в Греции.

  6. Дания – эта страна примкнула к Шенгенскому соглашению без Гренландии. Государство находится в Северной Европе. Столица Дании – Копенгаген. Население страны составляет всего 5,5 млн. человек.
  7. Исландия – государство, в состав которого включен большой остров и несколько маленьких островков, разбросанных вокруг него. Страна поражает своей уникальной природой. Именно это и притягивает туристов со всего мира.
  8. В страны Шенгенского соглашения входит . Она располагается в юго-западной части Европы. Столица государства – Мадрид. Испания славится своими пляжами и горнолыжными базами.
  9. – страна в южной Европе. Столицей является Рим. И в летний, и зимний сезон государство посещает миллионы туристов. Именно поэтому туризм – одна из главных специализаций страны.
  10. Латвия – страна, которая располагается в Северной Европе. Примкнула к Шенгенскому соглашению для увеличения количества туристов. В Латвии бережно охраняется старинная архитектура, которая является центром внимания путешественников со всего мира.
  11. Литва – страна, расположенная в Северной части Европы. Столицей государства является город Вильнюс. Литва вошла в страны Европейского союза и подписала Шенгенское соглашение в 2004 году. В это же время произошла отмена паспортного контроля, была введена виза для пересечения границы. Путешествие в Литву – лучший вариант для туристов, которые отдают предпочтение нежаркому климату.
  12. Лихтенштейн – государство, расположенное в Западной Европе и признанное «карликовой» страной. Его площадь составляет всего 160 кв.км. Столица – Вадуц. Лихтенштейн не входит в состав Европейского союза, но согласилось на подписание Шенгенского договора. Популярность страна получила из-за крупного горнолыжного курорта.

    Замок в горах Лихтенштейна.

  13. – страна, которая расположена в Средиземном море на островах. Столица государства – город Валлетта. Путешественникам в Мальте приглянется множество исторических и архитектурных памятников. Не оставит равнодушным ни одного туриста мягкий климат, теплое море и песчаные пляжи. По уровню преступности это государство занимает одно из последних мест.
  14. Нидерланды – государство, расположено в Западной Европе. Столицей страны признан город Амстердам. Живописные Нидерланды привлекают разнообразной природой и ландшафтами. Страна согласилась на подписание Шенгенского договора в целях предотвращения снижения потока туристов. В государстве отменен паспортный контроль.

    Поле тюльпанов в Голландии.

  15. – страна, которая входит в состав Европейского союза с 1957 года. Столица государства – Люксембург. Это крупный экономический и финансовый центр страны. Люксембург – развитое государство, которое осуществляет успешную экономическую, политическую и хозяйственную деятельность. Страна включена в список пяти самых безопасных мест мира.
  16. Норвегия располагается в Северной Европе. Столицей государства является город Осло. Норвегия входит в список стран Шенгенского соглашения, но не полностью. не дает права попасть в Шпицберген и Медвежьи острова. Паспортный контроль отменен частично.
  17. Польша находится в Центральной Европе. Варшава – столица страны. С 2010 года Польша признана экономически стабильным государством. Страна продолжает прогрессировать, по своему развитию превосходит ряд европейских стран. Туризм развит слабо, что обусловлено отсутствием популярных курортов, пляжей.

    Подробная карта Польши.

  18. располагается на Пиренейском полуострове. Столицей государства является Лиссабон. Португалия – страна с богатым историческим наследием. Оно выражено в памятниках архитектуры и достопримечательностях.
  19. Словакия располагается в Центральной Европе. Столица страны – город Братислава. Словакия – мир горных вершин, древних замков, крепостей и красивой природы. Основная масса туристов направляется в лечебные центры и санатории страны. В 2004 государство вступило в состав Европейского союза, а затем подписало Шенгенское соглашение. В Словакии динамично развиваются все отрасли: производственные, хозяйственные, экономические и даже туристические. Путешественников она привлекает термальными курортами.
  20. Словения — это небольшая страна располагается на Балканском полуострове. Столицей государства является Любляна. В Словению едут покататься на горных лыжах и отдохнуть на альпийской природе.
  21. – страна, которая располагается в Северной Европе. Столицей государства являются Хельсинки. Каждый сезон потоки туристов с России, Украины и других стран мира отправляются в Финляндию, чтобы насладиться красотой природы и архитектурными памятниками.
  22. Страны Шенгена нельзя представить себе без Франции. Это государство располагается в Северной Европе, его столица – Париж. известна абсолютно всем туристам и путешественникам своим шармом и изысканностью. В государстве отменен паспортный контроль.
  23. – страна, которая располагается в Центральной Европе. Столицей государства является Прага. Чехия богата средневековыми городами, в которых каждый турист сможет найти занятие себе по душе. Чтобы увеличить поток туристов Чехия согласилась на подписание Шенгенского договора, который продолжает действовать в 2019 году.
  24. Швейцария располагается в Западной Европе. Столица страны – Берн. В Швейцарии работает множество оздоровительных и горнолыжных курортов, которые привлекают путешественников.
  25. Швеция – пятая по величине страна в Европе. Расположена страна на Скандинавском полуострове, в его восточной части. Живописные горные скалы и хозяйственные угодья располагаются с одной стороны Швеции, в другой же царят снежные торосы.
  26. Эстония – страна, которая находится в Северной Европе. Список стран Шенгенского соглашения она пополнила в 2004 году.

В соответствии с договором, для пересечения границ этих государств в 2019 году может использоваться общепринятая шенгенская виза.

Куда еще можно въехать по шенгенской визе в Европе

Стоит сразу отметить, что понятия ЕС и Шенгена являются разными, и их не стоит путать. Шенгенская зона создавалась с целью облегчения поездок между странами Европы. На сегодня в неё входит 26 республик, посетить которые россиянам можно по предварительно оформленной визе.

Учитывая действие Европейской экономической зоны, режим шенгенского пересечения своей территории практикуют ещё четыре государства. Хотя официально они не подписывали соглашения:

В 2019 году посетить их можно по шенгенской визе, выданной в любой стране или оформить национальное разрешение на въезд. Однако наличие местной визы, в какой бы стране из указанного списка она ни оформлялась, не наделяет туриста правом на посещение стран Шенгена.

Для справки. Допускается въехать на территорию любого из этих четырёх государств-соискателей по внутренней визе. Например, с визой Кипра можно побывать в Хорватии, Румынии или Болгарии.

Карликовые государства: Сан-Марино, Ватикан и Андорра также можно посетить по шенгенским визам. Самостоятельно их дипломатические представительства шенгенские визы не выдают. В Сан-Марино и Ватикан можно попасть только с территории Италии, а в Андорру из Испании.

Вышеуказанные страны-кандидаты до сих пор не стали членами Шенгенского соглашения по разным причинам. Дело в том, что для вступления государства должны соответствовать ряду требований, которые республики до сих пор не выполнили. Одним из главных требований является обеспечение строгого контроля.

Страны из ЕС, не вошедшие в Шенген, применяют свою миграционную политику, например, и .

Великобритания и Ирландия готовятся покинуть Еврозону. Однако в 2019 году Соединённое Королевство всё ещё входит в неё, но попасть на его территорию по шенгенской визе нельзя. Посетителям предстоит оформлять национальную британскую визу.

Объединения ЕС и Шенгена

В связи с тем, что в зону Шенген желает попасть немало республик, было принято решение подписать Амстердамский договор в 1999 году, который регламентировал, что с даты подписания все правила шенгенских договорённостей становятся частью действующего законодательства Европы.

Европейские государства, которые не входят в Шенгенскую зону

В некоторые из них виза россиянам в 2019 году не нужна:

  • Великобритания (оформление британской визы занимает достаточное количество времени и требует сбора всех необходимых документов),
  • Ирландия (нужна национальная виза),
  • (можно въехать по загранпаспорту на 90 дней),
  • (90 дней можно находиться без визы),
  • Кипр (можно поехать по шенгенской визе, а можно оформить бесплатное электронное разрешение на въезд на 90 дней),
  • Румыния (оформляется национальная виза),
  • (требуется загранпаспорт и приглашение, находиться в стране можно 90 дней),
  • (можно въехать по национальному российскому паспорту, время нахождения в стране не ограничено),
  • (нужен только загранпаспорт, разрешённый безвизовый период пребывания — 90 дней),
  • Россия,
  • (виза не нужна в течение летнего туристического периода времени, каждый год точные сроки определяются индивидуально. В 2019 году «бeзвиз» дeйcтвyeт c 1 апpeля пo 31 октября),
  • (на срок поездки до 30 дней виза не нужна),
  • (безвизовый режим действует до 15 марта 2019 года. Ожидается, что безвиз будет продлён до следующего года),
  • (необходим заграничный паспорт, по которому можно находиться на территории государства 30 дней),
  • (без визы можно находиться в стране 365 дней),
  • Категории виз для въезда в Шенген

    Для обеспечения порядка посещения стран Европы иностранными гражданами миграционное законодательство Старого Света предлагает приезжим приобретать въездные визы в соответствии с целями визита. Каждая категория имеет определённое обозначение:

  • LTV - виза для экстренного краткосрочного въезда/выезда/транзита на ограниченную территорию государства Шенгенской соглашения.

Согласно общей миграционной политике регламент оформления визы в любом консульстве европейской страны одинаков. Могут быть незначительные отличия, например, уточнение цели въезда в государство. Но оформлять документы необходимо в представительстве той страны, куда планируется поездка или транзитный въезд из РФ.

Полезная информация! Не следует оформлять визу, например, (потому что консульство близко), а большую часть времени проводить или . Это не приветствуется европейской стороной и может доставить неприятности в виде персональных санкций.

Шенгенская зона, означает территорию в которой 26 европейских стран обозначили свои внутренние границы для свободного перемещения своих граждан, ведения торговли, борьбы с преступностью создав общий свод законов и договоров.
По состоянию на 2019 год в шенгенскую зону входит 26 стран.
Есть страны которые не входят в Евросоюз, но входят в Шенгенскую зону это:

  • Норвегия;
  • Исландия;
  • Швейцария;
  • Лихтенштейн.

Шенгенская зона, означает зону, в которой 26 европейских стран отменили свои внутренние границы, для свободного и неограниченного передвижения людей в соответствии с общими правилами контроля внешних границ и борьбы с преступностью путем укрепления общей судебной системы и сотрудничества полиции.
Шенгенская зона охватывает большинство стран ЕС, за исключением Великобритании, Ирландии и стран, которые вскоре станут частью Румынии, Болгарии, Хорватии и Кипра. Хотя не являются членами ЕС, такие страны, как Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн, также являются частью Шенгенской зоны.

Страны Шенгенской зоны:

В шенгенскую зону входят следующие страны:

  • Австрия,
  • Бельгия,
  • Чехия,
  • Дания,
  • Эстония,
  • Финляндия,
  • Франция,
  • Германия,
  • Греция,
  • Венгрия,
  • Исландия,
  • Италия,
  • Латвия,
  • Лихтенштейн,
  • Литва,
  • Люксембург,
  • Мальта,
  • Нидерланды,
  • Норвегия,
  • Польша,
  • Португалия,
  • Словакия,
  • Словения,
  • Испания,
  • Швеции
  • Швейцария.

Все эти страны расположены в Европе, из которых:
22 члена полностью соблюдают шенгенское законодательство,
Четыре из них — члены Европейской Ассоциации свободной торговли (EFTA) , выполняют шенгенское законодательство через различные соглашения, касающиеся Шенгенской зоны.
Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн являются ассоциированными членами Шенгенской зоны, но не являются членами ЕС.
Монако, Сан-Марино и Ватикан открывают свои границы для владельцев шенгенской визы, но не являются членами зоны безвизового режима.
Азорские острова, Мадейра и Канарские острова являются особыми членами ЕС и частью Шенгенской зоны, хоть они расположены за пределами европейского континента.
Есть еще шесть членов ЕС, которые не присоединились к Шенгенской зоне:

  • Ирландия и Великобритания,
  • Румынию, Болгарию,
  • Хорватию и Кипр.

Протяженность внешних границ Шенгенской зоны достигает 50 000 км в длину, площадь 4 312 099 млн. км2, на территории шенгенской зоны расположены сотни аэропортов и морских портов, население 419 392 429 000 человек.

Примечание:
Следует помнить, что большинство стран Шенгена являются членами Евросоюза, но при этом Шенгенская зона и Евросоюз это разные вещи.

Информация о требованиях к визам для стран Шенгена

Владелец единой шенгенской визы может путешествовать во все 26 стран-членов Шенгенской зоны:

Для получения подробной информации о требованиях к документам для получения визы выберите нужную страну из таблицы:

Венгрия
Бельгия Исландия Польша
Чехия Италия Португалия
Дания Латвия Словакия
Эстония Лихтенштейн Словения
Финляндия Литва Испания
Франция Люксембург Швеция
Германия Мальта
Греция Нидерланды

Основные особенности Шенгенской зоны

Отмена границ между европейскими странами привела к тому что:

  • Граждане любой страны мира, находясь в Шенгенской зоне,могут свободно пересекать внутренние границы государств-членов, без пограничных проверок;
  • Были выработаны общие стандарты для пересечения внешних и внутренних границ;
  • Появились согласованные и единые условия въезда и выдачи краткосрочных виз для всех государств-членов;
  • Улучшено сотрудничество между полицией стран-членов
  • Привилегированное судебное сотрудничество между членами, включая более быструю выдачу преступников и более легкое переселение для исполнения уголовных приговоров;
  • Передовая общая база данных, помогающая странам-членам быстро обмениваться информацией о людях и товарах между ними, известная как SIS

Несмотря на степень свободы, гарантируемую Шенгенской зоной, полиция пользуется полномочиями проводить проверки на внутренних границах и в приграничных районах в особых обстоятельствах, но это не считается пограничной проверкой. Полиция может потребовать информацию от людей на внутренних границах о пребывании в зоне Шенген и дополнительных связанных с ними вопросах.
При возникновении серьезной угрозы безопасности для страны члена Шенгенской зоны, страна-член может временно возобновить пограничные проверки на своих внутренних границах, но не более чем на30 дней;

Типы шенгенской визы

Шенгенская виза, выдаваемая любым из государств-членов Шенгена, разрешает своим владельцам свободно путешествовать и пересекать внутренние границы любых стран Шенгенского соглашения. Он также предоставляет право на въезд во все страны Шенгенского соглашения EFTA. Страны-члены Европейского союза, которые не являются членами Шенгенских стран, также предоставляют безвизовый въезд гражданам третьих стран, если они имеют действующую шенгенскую визу, а в стране, не являющейся шенгенской страной, есть соглашение об отказе от визы с данным стране (см. информацию по стране выше).

Существует 3 типа шенгенских виз:

UNIFORM SCHENGEN VISA (USV)

Единая шенгенская виза — это разрешение, выдавается одной из стран-участниц Шенгенской зоны, для проживания в стране Шенгенского соглашения в до 90 суток подряд, каждые 3 месяца. USV может использоваться в качестве транзитной визы.

  • Однократная: унифицированная виза, позволяет ее владельцу въезжать в Шенгенскую зоны один раз в течение ограниченного периода времени, после покидания страны виза истекает автоматически.
  • Двухместная: аналогична однократной визе за исключением что ее обладатель может дважды въехать в государство член Шенгена, после второго пересечения границы виза истекает автоматически.
  • Многократная: обладатель данной визы может сколь угодно раз пересекать зону Шенгена в течении срока действия визы. Но пребывание в стране Шенген ограничено 90 днями подряд в течении 6 месяцев.

Ограниченная территориальная виза (LTV)

Владельцы LVV могут въезжать только в страну-член Шенгена, которая выдала визу. Нельзя посещать другие страны Шенгенского соглашения если не было получено на это разрешения в процессе выдачи визы.

Национальная виза

Выдаются тем кто будет проходить обучение, работать или постоянно проживать на территории стран Шенгенской зоны.

Популярные вопросы по Шенгенской зоне

Какие европейские страны не являются членами Шенгенской зоны?

Европейские страны, не входящие в Шенгенскую зону:

Албания, Андора, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Хорватия, Кипр, Грузия, Ирландия, Косово, Македония, Молдова, Монако, Черногория, Румыния, Россия, Сан Марино, Сербия, Турция, Украина, Соединенное Королевство и Ватикан.

Является ли Великобритания частью Шенгенской зоны?

Нет. Соединенное Королевство не входит в шенгенскую зону, и поэтому вам не разрешено въезжать в Великобританию с помощью шенгенской визы.

Могу ли я путешествовать в пределах Шенгенской зоны с видом на жительство?

Вид на жительство позволяет свободно путешествовать по всей Шенгенской зоне без каких-либо дополнительных документов. Разрешение на жительство указывается в вашем паспорте. Тем не менее, вы должны уведомить власти, если вы собираетесь совершать поездки в Шенгенское пространство и выходить из него.

Могу ли я путешествовать в более чем одну страну-член с той же шенгенской визой?

Да, после выдачи визы вы можете путешествовать в пределах Шенгенской зоны до тех пор, пока вы не превысите сроки, предоставленные вашей визой.

Шенгенское соглашение было подписано в середине восьмидесятых прошлого века. С тех пор порядок пересечения границ в Европе полностью изменился: путешествовать стало гораздо легче. В список стран Шенгенского соглашения на 2019 год входит 26 держав Европы и в ближайшие годы, предположительно, их количество должно увеличиться еще минимум на шесть.

В объединенную территорию Шенгена включена значительная часть европейских государств. Из 65 стран Европы (с учетом непризнанных республик и зависимых территорий) в список Шенгена входит 40% из них. Так, 26 стран шенгена – это союз не только развитых государств, но и стран со сравнительно скромным экономическим потенциалом.

На какие страны распространяется Шенген, узнать несложно, так как это почти все страны входящие в Центральную, Западную и Северную Европу. Среди них Австрия, Бельгия, Дания и многие другие государства. Пока не входят в зону Болгария, Хорватия, Кипр и Румыния, однако они готовятся к вступлению и работают над выполнением требований ЕС.

Список государств, куда можно ехать по шенгенской визе, весьма внушителен. В середине 80-х в него входило не более десятка стран, сейчас же сложно найти европейскую страну с развитой туристической инфраструктурой, которая на была бы участником Шенгенского соглашения.

Какие страны входят в Шенгенскую зону

Страны, входящие в зону Шенгенского соглашения, выдвигают свои требования к туристам. Большая часть их предписаний унифицирована и соответствует Визовому кодексу ЕС – отличия незначительны и больше касаются уровня финансовой платежеспособности, нюансам определения сроков однократных и многократных визовых разрешений.

Став обладателем визовой марки в паспорте с надписью «Schengen», можно свободно перемещаться внутри зоны, т. е. посещать Германию, Францию, Бельгию, Испанию и другие страны. Свобода перемещения зависит от типа разрешения: с однократным и двукратным въездом можно въехать в Европу один или, соответственно, два раза, а с многократным – неограниченное количество раз. ? Речь может идти о таких странах:

  • Греция;
  • Польша;
  • Словакия;
  • Мальта;
  • Финляндия;
  • Эстония;
  • Латвия;
  • Литва.

Сколько стран шенгенского соглашения относится к претендентам на получение визы строже всего, сказать сложно. Но более высокий процент отказов в визовых центрах стран Северной Европы (Дании, Норвегии и пр.), Швейцарии. Эти страны требуют и внушительной суммы наличных при самостоятельных поездках в ЕС через их границу, так как уровень жизни и цен в них объективно выше.

Вариантов, куда можно поехать с шенгенской визой, очень много, и выбрать подходящий совсем несложно. Главное – не нарушать режим: пересекать границу в положенном месте и не пытаться устроиться на работу или остаться в стране на нелегальном положении.

Шенгенские визы и Шенгенская зона: Видео

ЕС, Шенген и еврозона: разбираемся в понятиях

Многие путают понятия «ЕС» и «Шенген». Это ошибка, так как понятия не тождественны. В число членов ЕС входит 28 государств. Однако с выходом Великобритании и Ирландии, их количество сократится, хотя этот процесс (выхода) и растянется на несколько лет. ЕС является, прежде всего, политическим и экономическим союзом.

Внутри объединения действует свое законодательство, которого стараются придерживаться все члены. У стран фактически общий рынок и удобные условия для взаимовыгодной торговли и ввоза-вывоза товаров и услуг. Что такое шенгенское соглашение, в этой связи догадаться несложно. Его приняли еще на начальном этапе, до создания ЕС, для возможности более свободного перемещения людей внутри Европы. Это увеличило приток туристов, упростило процесс инвестирования в недвижимость и другие активы на территории зоны. Соглашение – один из многих документов, подписанных для нормального функционирования объединенной зоны.

Безвизовый режим в Европе привлек к Союзу и другие страны (например, в 2007 году в ЕС вступили Польша, Венгрия и пр.). Сейчас же в зону свободного перемещения входит 26 членов Шенгенского соглашения. Не стоит путать зону Шенген и с таким понятием, как «еврозона». В еврозону входит всего 19 государств-членов Экономического валютного союза. Это значит, что на их территории свободно ходит евро, а не национальная валюта. Евро пока не используют в Польше, Болгарии, Хорватии, Румынии и некоторых других государствах. Однако все они готовятся к вступлению в еврозону и со временем ситуация может измениться.


Порядок перемещения между государствами

Пересечение границ внутри свободной зоны осуществляется без пограничного контроля. желательно проводить через пограничный пункт того государства, которое выдало разрешение на пересечение границы. Это не «железное» правило (о нем нет упоминания в законодательстве ЕС), скорее, традиция. Вероятность нуллификации визовой марки в паспорте существует только для тех, кто получил однократное разрешение на въезд в конкретную страну и не сможет объяснить причину смены маршрута.

Зона Шенгенского соглашения не освобождает от необходимости декларировать товары и наличные на границе. Нужно соблюдать все правила ввоза-вывоза вещей и не нарушать визовый режим (не оставаться дольше срока визового коридора, не работать, имея на руках туристическую визу, пр.). Нарушения могут привести к серьезным штрафам и даже депортации.

Помимо визы шенген, можно оформить и так называемую национальную визу D, дающую возможность более длительного нахождения в стране (до 180 дней). Это не ограничивает в перемещении по Шенгенской зоне. Но находиться в каждой из ее стран нельзя дольше 90 дней.

Какую визу оформить для путешествия по Европе, каждый решает сам. Но национальные визы обычно оформляют исключительно для долгосрочных целей – учебы, работы, открытия бизнеса. Чаще всего пребывание в стране с визой D заканчивается оформлением вида на жительство, а потом и переездом на ПМЖ.

Какие европейские страны не входят в Шенген

Если планируется длительное путешествие с посещением разных стран, то очень важно знать все страны Европы, не входящие в Шенгенскую зону. Это, прежде всего, Великобритания, Ирландия, Болгария, Кипр, Румыния и Хорватия. У Великобритании и Ирландии отдельный и довольно сложный порядок получения своих национальных виз. А остальные – готовы принять всех владельцев шенгена или визы D, а также тех, кто оформил их национальную визу. Помимо этих, стран на территории Европы существуют и государства с упрощенным порядком въезда. ? К ним относятся (в скобках – максимально разрешенное количество дней пребывания):

● Сербия (до 30 дней);

● Черногория (до 90 дней летом);

● Босния и Герцеговина (до 30 дней);

● Македония (до 90 дней);

● Турция (до 60 дней).

Довольно просто попасть также в Республику Кипр и Молдову, которые предлагают подачу заявлений на визу через Интернет. Румыния принимает и тех, у кого есть ВНЖ или ПМЖ Болгарии, Кипра или Хорватии, а Болгария, соответственно, обладателей ВНЖ и ПМЖ Румынии, Кипра или Хорватии. Чтобы попасть в Северную Ирландию, нужна английская виза. Для въезда в Республику Ирландию (считается другим государством) требуется местная виза.

Ирландия и Великобритания не являются членами Шенгенского соглашения, при этом принимают участие в Шенгенском сотрудничестве в рамках Амстердамского договора. Это значит, что страны используют единую информационную систему европейских стран, т. е. смогут без проблем выяснить, как часто владелец визовой марки бывал в Европе и визы каких стран оформлял ранее.

В каждом конкретном случае желательно узнавать условия въезда непосредственно на сайтах посольств и в визовых центрах. Даже если в стране предусмотрен упрощенный въезд, на границе попросят показать, помимо паспорта, бронь отеля или туристический ваучер, страховку, достаточное количество наличных или средств на платежной карте.


Введение

Юридическая ответственность

Понятие административной ответственности

Законодательные основы административной ответственности

Освобождение от административной ответственности

Заключение

Список литературы


Введение


Среди различных юридических способов борьбы с правонарушениями важное место занимают административные способы борьбы, в том числе привлечение к административной ответственности лиц, совершающих административные правонарушения.

Институт административной ответственности занимает особое место в системе юридической ответственности. Он имеет свои признаки, свой специфический состав и вместе с тем общие черты с другими видами ответственности.

Особенность административной ответственности состоит в том, что исключительно широк правовой аспект регулируемых общественных отношений. Административное принуждение и административная ответственность предназначены для защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Кроме того, институт административной ответственности выполняет профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях и уголовных преступлениях один и тот же: права и свободы граждан, собственность, общественный порядок, порядок управления и другие административно-правовые отношения.

Актуальность. Сегодня административная ответственность лежит в основе взаимоотношений гражданина и государства, в основе современного правового общества. Без ответственности невозможно стабильное состояние экономики и государства в целом, достижение процветания общества. Поэтому знание основных положений об административной ответственности необходимо каждому гражданину Российской Федерации.

В данной работе рассмотрена административная ответственность в России, ее сущность, принципы, основания и механизм реализации. Целью работы является выявление проблем ответственности в современном законодательстве России посредством рассмотрения сущности и механизма реализации административной ответственности.

Для более полного раскрытия поставленной цели необходимо определить ряд задач:

раскрыть понятие и сущность административной ответственности;

рассмотреть принципы административной ответственности, ее законодательные основы.


1. Юридическая ответственность


Одним из основных методов государственного управления является метод принуждения. Помимо прочего, он проявляется в применении мер юридической ответственности по отношению к нарушителям административно-правовых предписаний.

Под юридической ответственностью в теории права понимается «возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права». Независимо от вида, юридическая ответственность характеризуется рядом признаков, среди которых ключевыми являются: опора на государственное принуждение (на аппарат государственного принуждения), тесная связь с общественным осуждением, применение в процессуальной форме, наступление на основании совершения правонарушения, наступление в виде неблагоприятных личных, имущественных, физических и организационных последствий.

Виды юридической ответственности не столь многообразны. Специальные виды юридической ответственности выработали лишь несколько отраслей российской системы права: уголовное, гражданское, трудовое и административное. Прочие отрасли права «пользуются» существующими видами юридической ответственности, т.е. нарушение норм данных отраслей права в зависимости от характера общественных отношений, степени и меры причиненного вреда и других обстоятельств квалифицируется как преступление (уголовное правонарушение), административный проступок или деликт, дисциплинарный проступок либо нарушение имущественных прав, влекущее применение мер материальной (в рамках трудового права) или гражданско-правовой ответственности.

По своей природе, ответственность - это та часть государственного принуждения, которая предполагает применение санкции правовой нормы. В ситуации, когда убеждающая роль правового запрета сыграна, но не дала ожидаемого положительного результата, наступает неблагоприятный вариант развития событий. Государство, опираясь на свой аппарат принуждения, используя определенные материальные ресурсы, реализует закрепленные правом процедуры по привлечению к ответственности.

Административное право располагает собственным видом юридической ответственности - административной ответственностью. Данный вид ответственности наиболее широко применим в сфере общественной жизнедеятельности в силу более широкого спектра регулируемых административными нормами отношений, а также простоты процессуальных процедур привлечения к ответственности, обозначившейся вследствие небольшой степени ограничительного воздействия на правонарушителя мер административной ответственности.

Следует иметь в виду, что в сфере существования административно-правовых отношений применяется не только административная ответственность. Здесь находят свое применение меры многих видов юридической ответственности.


2. Понятие административной ответственности


Административная ответственность - это вид юридической ответственности, наступающей вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, охрана прав и свобод граждан, охрана их здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

Административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и др.) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений.

Административной ответственности присущи общие признаки юридической ответственности (наступление при наличии правонарушения, регулирование нормами права, государственно-правовое принуждение, наступление неблагоприятных последствий для виновного). В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

а) административная ответственность устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права;

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение. Для привлечении к административной ответственности необходимо наличие состава административного проступка, т.е. совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие административного проступка от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера;

в) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. Физические лица субъектами административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних, и т.д. Государственные служащие несут ответственность по общим правилам, наравне с остальными гражданами России;

г) за совершение административного правонарушения применяются административные взыскания, а в некоторых случаях - иные меры воздействия (например, дисциплинарные). Для административной ответственности характерно и наличие специфических оснований, условий и последствий освобождения от нее лиц, совершивших административные правонарушения, или замены административных взысканий другими мерами воздействия (мерами общественного воздействия, иными мерами);

д) административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судов, исполнительной власти и т.д.;

е) административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей;

ж) применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;

з) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности целым рядом существенных признаков.

Административная ответственность наступает вследствие совершения административного правонарушения, т.е. такого противоправного деяния, состав которого сформулирован в Кодексе РФ об административных правонарушениях или в принятых на его основе законов субъектов РФ. Следует отметить, что в настоящее время все прочие федеральные источники административного права не могут содержать нормы об административной ответственности. До 1984 г., когда был принят первый Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, институт административной ответственности не имел собственного кодифицированного источника. Нормы об административной ответственности закреплялись в различных законах и подзаконных актах, что усложняло и процедуру привлечения к ответственности, и условия привлечения и освобождения от ответственности, и подходы к статусу субъекта административного правонарушения.

Принятие КоАП РСФСР на время избавило административное право от указанных сложностей. Однако вскоре становление нового государственного режима, возникновение новых видов общественных отношений, смена подходов к статусу личности и степени ее участия в общественной жизни спровоцировали появление норм об ответственности в других источниках административного права. Например, продолжительное время действовал Закон РФ от 17 декабря 1992 г. № 4121-1 «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушение в области строительства».

Действующий ныне КоАП РФ упразднил существовавшее многообразие источников норм об административной ответственности на федеральном уровне, сформировав не только часть всего института, но и определив исчерпывающий перечень составов административных правонарушений федерального значения.

Административное правонарушение - это не только посягательство на порядок государственного управления и другие нарушения, допускаемые в сфере организации управленческого процесса, но и нарушения любых норм законодательства, предусматривающее привлечение к административной ответственности. Таким образом, в качестве административно-правовых норм могут выступать нарушения норм в области торговой деятельности, строительства, общественного порядка, защиты нравственности и т.д.

Состав лиц, привлекаемых к административной ответственности, существенно отличает ее от уголовной ответственности. Согласно нормам КоАП РФ, к административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо, в то время как уголовное законодательство предполагает привлечение к ответственности только физических лиц.

Также широк круг лиц, которые вправе налагать административные наказания. Если к уголовной ответственности лицо может быть привлечено исключительно по решению (приговору) суда, то меру административной ответственности своим решением вправе назначать не только суд, но и многие орган исполнительной власти, а также уполномоченные организации и учреждения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Дела об административных правонарушениях от имени органов рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица: руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители; иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, от имени органов рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ.

В случае упразднения органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

Субъекты правонарушений и субъекты, уполномоченные привлекать к административной ответственности, не находятся между собой в служебных или трудовых отношениях, что отличает административную ответственность от дисциплинарной.

Меры административной ответственности по своему составу также значительно отличаются от мер уголовной ответственности. До введения в действие нового КоАП РФ под наказанием понималась исключительно мера уголовной ответственности. Административная ответственность заключалась в применении административных взысканий. Теперь мерами административной ответственности признаны административные наказания, среди которых предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности.

Административную ответственность отличает также порядок ее установления. Уголовное законодательство в качестве одного из основополагающих принципов опирается на положение о невозможности установления уголовного наказания иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Статья 1 Уголовного кодекса РФ предусматривает, что все новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включении в уголовный кодекс РФ.

Административное законодательство (также как административно-процессуальное) статьей 72 Конституции РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что субъекты РФ вправе на основе существующих федеральных законов принимать собственные нормативно-правовые акты в области административного права вообще и административной ответственности в частности. В связи с этим КоАП РФ устанавливает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

перечня видов административных наказаний и правил их применения;

административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Следовательно, все прочие вопросы могут быть разрешены субъектами РФ в собственном законодательстве с учетом региональных особенностей. Однако фактически полномочия органов государственной власти субъектов РФ существенно ограничены и заключаются, главным образом, в возможности устанавливать административную ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, и определять должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о данных административных правонарушениях, а также мировых судей и органы, уполномоченные рассматривать дела о таких административных правонарушениях.

Определенную специфику административной ответственности придает и порядок действия законодательства об административных правонарушениях. Так, КоАП установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. В то же время производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Процедура привлечения к административной ответственности значительно проще, нежели аналогичные процедуры привлечения к гражданской или уголовной ответственности. Необходимость оперативного реагирования на нарушение норм административного законодательства обусловила разработку относительно простой, экономичной и непродолжительной процедуры привлечения к административной ответственности. В административном праве возможно привлечение к ответственности на месте совершения правонарушения с минимальным оформлением происшедшего. Применительно к уголовной или гражданской ответственности это недопустимо.

Задачи института административной ответственности в общем виде сформулированы в КоАП РФ в виде задач законодательства об административных правонарушениях. В соответствии с нормой ст. 1.2 Кодекса к ним относятся:

защита личности;

охрана прав и свобод человека и гражданина;

охрана здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

защита общественной нравственности;

охрана окружающей среды;

охрана установленного порядка осуществления государственной власти;

охрана общественного порядка и общественной безопасности;

охрана собственности;

защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;

предупреждение административных правонарушений.

Таким образом, среди перечисленных задач преобладают задачи охранительного характера, направленные на обеспечение существующего порядка общественной жизнедеятельности силами защитного механизма. В то же время административная ответственность должна осуществлять и другие функции, связанные с выполнением задачи предупреждения административных правонарушений. В основном это воспитательное воздействие на правонарушителей, заключающееся в демонстрации неизбежности наказания за негативное поведение.

КоАП устанавливает следующие положения в области административной ответственности, относящиеся к ведению Российской Федерации:

общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях;

перечень видов административных наказаний и правила их применения;

административную ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Кроме того, КоАП определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам; подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.


Принципы административной ответственности

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ряд принципов административной ответственности. Принципы - это те основополагающие положения, руководство которыми является основой для применения норм законодательства об административной ответственности.

Принципами административной ответственности являются: равенство перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением.

Принцип равенства перед законом состоит в том, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Презумпция невиновности как принцип административной ответственности состоит в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Одним из важнейших принципов административной ответственности является принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением. Этот принцип состоит в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействия), унижающие человеческое достоинство.

Соблюдение требований законодательства при применении мер воздействия за административные правонарушения обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.

В науке административного права выявлено значительное число принципов, до сих пор не нашедших законодательного признания в качестве основополагающих идей административной ответственности. К таким принципам относится, в частности, принцип обратной силы закона, который обусловливает недопустимость придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему административную ответственность, и применение нового закона, устраняющего или смягчающего административную ответственность.

Принцип гарантированности судебной защиты означает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, заинтересованным лицам принадлежит право на судебное обжалование незаконного или необоснованного постановления по делу об административном правонарушении.

Принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона вытекает из статьи 50 Конституции РФ и представляет собой значительную гарантию интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, от произвола должностных лиц.

Принцип неотвратимости административной ответственности предполагает, что установление и применение административной ответственности должно обеспечивать наказание всех лиц, совершивших административные правонарушения.

Принцип индивидуализации административной ответственности требует, чтобы при назначении административного наказания учитывались характер совершенного административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также личность виновного для физического лица и его имущественное положение или имущественное и финансовое положение юридического лица.


4. Законодательные основы административной ответственности


Под законодательными основами понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Конституция РФ разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации в области административного законодательства, в том числе законодательства об административных правонарушениях. Административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Действует принцип: законы и иные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральным законами и не могут им противоречить. В случае противоречия между федеральными законами, изданными по предметам ведения РФ и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации, действует федеральный закон.

По смыслу Конституции федеральное административное и административно-процессуальное законодательство имеют форму закона; субъектами Федерации могут издаваться не только законы, но и другие акты. Однако это не исключает того, что форма указанного законодательства субъектов РФ может быть конкретизирована федеральным законом.

В настоящее время обозначились две ветви законодательства об административных правонарушениях, распространяющегося на:

а) физических лиц;

б) коллективные образования? предприятия, учреждения и другие организации.

Основным федеральным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является КоАП. Он принят 20 июня 1984 г. и введен в действие с 1 января 1985 г. КоАП состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части конституируется сам институт административной ответственности, в Особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.

Специфика структуры КоАП состоит в том, что его Составными частями являются также разделы, группирующие нормы, которые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность им дел; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о наложении административных взысканий, то есть исполнительное производство.

Федеральные законы об административных правонарушениях до включения их в КоАП применяются на территории РФ непосредственно.

Законодательство об административных правонарушениях коллективных образований не кодифицировано. Отдельные его акты и нормы определяют виды административных правонарушений и круг их субъектов.

декабря 2001 г. Государственной Думой принят и с 1 июля 2002 г. вводится в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Его структура незначительно отличается от той, какую имеет КоАП РСФСР 1984 г. В концептуальном же плане она является преемственной. Имеется в виду лишь то, что новый кодекс также включает разделы, посвященные Общим положениям, Особенной части; субъектам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях; производству по этим делам; исполнению постановлений по ним.

Новый Кодекс об административных правонарушениях предусматривает, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Это означает, что развитие федерального законодательства в данной области должно осуществляться путем внесения изменений и дополнений в КоАП и не должны применяться законы до включения их положений в КоАП.

КоАП отнес к ведению РФ установление:

) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

) перечня видов административных наказаний и правил их применения; 3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами РФ;

) порядка производства по делам об административных правонарушениях;

) порядка исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

КоАП РФ определяет в соответствии с:

а) законодательством о судебной системе подсудность дел об административных правонарушениях судам;

б) законодательством о защите прав несовершеннолетних подведомственность таких дел комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав;

в) установленной структурой федеральных органов исполнительной власти подведомственность их федеральным органам исполнительной власти.

Субъекты РФ могут устанавливать ответственность за административные правонарушения путем издания законов. Ими могут быть либо обычные законы, либо кодексы субъектов об административных правонарушениях.

Законы субъектов РФ не могут противоречить КоАП. В случае противоречия между ними действует КоАП РФ.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

В КоАП сформулировано более широкое понятие обратной силы закона, а именно: закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение или иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы (ст. 1.7).

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Согласно КоАП законодательство об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность как физических, так и юридических лиц.


5. Освобождение от административной ответственности

административный ответственность правонарушение наказание

КоАП предусмотрено три основания, при наличии которых лицо, совершившее административные правонарушения, освобождается от административной ответственности. К таким основаниям относятся: крайняя необходимость (ст. 2.7), невменяемость (ст. 2.8), малозначительность административного правонарушения (ст. 2.9).

Так, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Таким образом, в соответствии с изложенным лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если оно действовало в состоянии крайней необходимости. Анализируя понятие крайней необходимости, можно выделить три условия, при которых противоправное деяние не является административным правонарушением:

а) причинение вреда охраняемым законом интересам для устранения непосредственно угрожающей опасности. При этом опасность должна быть не мнимой, а реальной, и не в будущем, а в настоящий момент;

б) опасность, угрожающая охраняемым интересам, не могла быть устранена иными средствами, т.е. не было возможности избрать другие меры для защиты, не причиняющие вреда. Орган (должностное лицо), рассматривающий данное дело, с учетом конкретных обстоятельств должен решить вопрос о том, являлось ли совершение противоправного деяния единственной возможностью для предотвращения вреда;

в) причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный. При оценке предотвращенного и причиненного вреда следует учитывать значимость интересов, которые защищались и которые были нарушены. Интересы, связанные с жизнью, здоровьем человека, более значимы, чем имущественные интересы. Если речь идет об имущественных интересах, то здесь должен быть применен оценочный критерий? стоимость вреда предотвращенного и причиненного.

При наличии всех этих условий причинение лицом вреда охраняемым законом интересам признается уполномоченным органом (должностным лицом) крайней необходимостью, т.е. не является правонарушением и не влечет административной ответственности.

Давая понятие крайней необходимости, КоАП не конкретизирует, о каком лице идет речь. Вместе с тем представляется, что признание крайней необходимости возможно при совершении противоправного деяния как физическим, так и юридическим лицом.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Следует отметить, что в рассматриваемом понятии указаны два критерия невменяемости: медицинский и юридический.

Медицинский критерий невменяемости указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности. В КоАП указаны четыре такие формы:

а) хроническое психическое расстройство, т.е. когда динамика болезненного процесса имеет длительный характер и тенденцию к прогрессированию, например шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и т.д.;

б) временное психическое расстройство? кратковременное расстройство психики человека, протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением, например алкогольный психоз (белая горячка), реактивные симптоматические состояния, такие как патологический аффект, т.е. расстройство психики, вызванное тяжелым душевным потрясением;

в) слабоумие? дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта, который может быть врожденным (олигофрения) или приобретенным в результате изменений мозга при различных заболеваниях (деменция);

г) иное болезненное состояние психики? различные заболевания, которые сопровождаются временным расстройством психики, но не относятся собственно к психическим расстройствам.

Юридический критерий невменяемости состоит в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) ? интеллектуальный момент, и руководить ими? волевой момент.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, должен установить состояние невменяемости на момент совершения правонарушения. Для установления этого состояния назначается психиатрическая экспертиза.

КоАП предусматривается возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Поскольку в данном случае в отличие от случаев крайней необходимости и невменяемости устанавливается не обязанность, а возможность судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, то, соответственно, решение будет принято по усмотрению этого лица. Однако в данном случае усмотрение должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оценке его последствий, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Лишь оценив всю совокупность указанных обстоятельств, уполномоченные органы и должностные лица могут принять решение об освобождении от ответственности.

Освобождение от ответственности в данном случае связывается с устным замечанием, которое уполномоченный орган или должностное лицо объявляют правонарушителю в связи с совершенным правонарушением. Устное замечание не влечет для нарушителя юридических последствий, но свидетельствует о неотвратимости государственного реагирования на противоправное поведение. Эта мера воспитательного воздействия направлена на то, чтобы лицо, совершившее правонарушение, осознало противоправность своего поведения и в дальнейшем не допускало подобного.

Лицо, освобожденное от административной ответственности в силу малозначительности административного правонарушения, не считается подвергнутым административному наказанию.

Заключение


Административная ответственность представляет собой административное принуждение в виде применения уполномоченным органом (должностным лицом) административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах. Административной ответственности присущ всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.

Административная ответственность как правовой институт организуется на принципах.

законности;

равенства перед законом;

целесообразности ответственности;

неотвратимости наказания в случае привлечения к ответственности;

индивидуализации мер ответственности;

гласности.

Особенности административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности:

административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность? законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность? законодательством о труде, гражданским законодательством);

основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной? дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда);

субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица (субъекты уголовной ответственности? только физические лица);

за административные правонарушения применяются административные наказания (за преступления? меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки? дисциплинарные взыскания);

административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания? органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные? судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы? лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания? увольнение с работы);

меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные? в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности -в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).


Список литературы


1. Административное право России: учебник/ Отв. ред. Попов Л.Л. ? 2-е изд., перераб. - М., Проспект, 2010. - 752 с.

Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М.: ИКД «Зерцало-М», 2003. - 608 с.

Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов. - М.: Эксмо, 2009. - 928 с.

Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000. - 468 с.

Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юристь, 2001. - 671 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Законодательную основу для принятия актов, которые регулируют вопросы установления административной ответственности, составляет Конституция Республики Беларусь, имеющая наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Республики Беларусь и должны соответствовать ей. Административная ответственность регулируется многими нормативно-правовыми актами, которые в своей совокупности образуют законодательство об административных правонарушениях. В его систему входят законодательные и подзаконные акты, нормы, которые включены в КоАП и которые в него не включены .

С 1 марта 2007 г. Законом Республики Беларусь от 31.12.2006 № 208-З на территории Беларуси введены в действие Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях", согласно которым они являются единственными законами об административных правонарушениях, устанавливающими порядок административного процесса, действующий на территории нашей страны. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность и устанавливающие порядок административного процесса, подлежат включению в данные кодексы. Так как до вступления в силу КоАП и ПИКоАП административная ответственность устанавливалась многими актами Главы государства (в том числе в отношении правоотношений, ответственность за которые кодексами не предусмотрена), необходимо было провести ревизию действующих нормативных правовых актов с целью приведения их в соответствие с КоАП и ПИКоАП, что и было осуществлено с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 № 116 "О некоторых вопросах правового регулирования административной ответственности" и Декрета Президента Республики Беларусь от 02.04.2007 № 2 "Об отдельных вопросах правового регулирования административной ответственности".

Зачем потребовалось принимать сразу два законодательных акта, казалось бы, регулирующих правоотношения в одной области? Прежде всего, каждый из них решает разные тематические задачи, поскольку Указ № 116 не только вносит изменения в другие указы Главы государства, а уже не актуальные - признает утратившими силу, но и направлен на продление действия после 1 марта 2007 г. отдельных актов Президента Республики Беларусь, содержащих положения об административной и экономической ответственности, не реализованных в КоАП и ПИКоАП. Задачи же Декрета № 2 сводятся к приведению в соответствие с новыми кодексами как в целом некоторых декретов Главы государства, так и их отдельных положений. Рассмотрим в связи с этим те особенности, которые заложены в каждом из названных актов Президента применительно к новым административным правоотношениям, действующим с 1 марта 2007 г.

Указом № 116 внесены изменения и дополнения в 34 указа Главы государства, изданных в разные годы, и регулирующих различные общественные отношения. В то же время все они в той или иной степени затрагивают вопросы административных отношений и экономической ответственности, и зачастую расходятся с новыми кодексами в правовой оценке одних и тех же событий и фактов. В качестве примера приведем правовые акты Президента Республики Беларусь, в которые внесены как однотипные изменения, так и специфические применительно к конкретной проблеме. Примечательно, что во многих указах Главы государства помимо административной ответственности (или вместо нее) предусматривалась и экономическая ответственность. В то же время объединение в один акт различных видов ответственности, имеющих разную основу возникновения, характерно в основном для последних нескольких лет. В более ранний период нормотворчества эти меры воздействия не смешивались, и к одним и тем же правоотношениям не применялись.

Например, Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 № 109 "О мерах по повышению эффективности использования электрической и тепловой энергии" энергоснабжающим организациям было предоставлено право отключать от источников электрической и тепловой энергии юридических и физических лиц, допустивших одно из следующих административных нарушений: самовольное присоединение оборудования, устройств и приборов к сети энергоснабжения; присоединение оборудования, устройств и приборов к сети энергоснабжения без использования средств учета расхода энергии или нарушение схем подключения этих средств; устройство электропроводок и прокладку трубопроводов, не предусмотренных утвержденными проектами энергоснабжения. Дополнительно с лиц, виновных в совершении названных действий, взыскивался штраф в 5-кратном размере от суммы причиненного ущерба. Меры экономической ответственности Указ не предусматривал.

В качестве примера применения понятия "экономическая ответственность" за совершенные административные правонарушения можно назвать Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь". Данным законодательным актом предусмотрено наложение штрафов за реализацию товаров (работ, услуг) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) с определением этого действия как применение меры экономической ответственности. Причем нарушение порядка формирования и применения цен (тарифов) отнесено к категории административных правонарушений.

В Порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 № 673, уже введены понятия "экономическое правонарушение", "экономическая ответственность" и "экономическая санкция". Данное при этом определение экономической санкции подразумевает установленную актами законодательства меру государственного принуждения, имеющую характер имущественного или неимущественного воздействия и применяемую к субъекту предпринимательской деятельности за совершение экономических правоотношений. Указом № 116 все эти и иные несоответствия законодательства исключены. Вместо понятия "экономическая санкция" во все 34 указа Главы государства введено понятие "административное взыскание". Значимые изменения произошли с содержательной частью Указа Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций". По установленным в нем правилам Комитет государственного контроля, Национальный банк, Государственный таможенный комитет, Министерство иностранных дел, Министерство торговли Республики Беларусь и иные органы имеют право контроля внешнеторговых операций в рамках определенных полномочий. При осуществлении этих функций они наделены правом применять экономические санкции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Беларуси: - за несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговых операций; - продажу (реализацию) нерезиденту Республики Беларусь товаров по определенному Советом Министров перечню, оплаченных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем иностранной валютой, купленной на внутреннем валютном рынке; - превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту в сравнении с договорной стоимостью полученных товаров, выполненных работ, оказанных услуг; - экспорт товаров (работ, услуг), оплаченных белорусскими рублями за нерезидента; - несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет; - несанкционированное перечисление денежных средств со своего счета для оплаты за товары (работы, услуги) по импорту, если импортером является иное лицо.

Указом № 7 предусмотрены и иные нарушения, за которые применяются экономические санкции, а также определены основания, при наступлении которых санкции не применяются, запрещено применение обратной силы в случае принятия актов законодательства, устанавливающих ответственность за экономические правонарушения в сфере внешнеторговой деятельности. Указом № 116 данные нормы из Указа № 7 исключены. Не менее значимые изменения внесены в Положение об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 05.06.2000 № 318. Наряду с определением плательщиков обязательных страховых взносов, объекта для начисления взносов, механизма их уплаты, в главе 4 Положения №318 отражена ответственность плательщиков: - за нарушение ими установленных сроков постановки на учет в органах Фонда социальной защиты населения; - представление в банк платежных поручений на перечисление обязательных страховых взносов и иных платежей в меньшей сумме, чем фактически начислено; - отзыв неисполненных платежных поручений на уплату обязательных страховых взносов и иных платежей без согласия органов Фонда; за неуплату обязательных страховых взносов и иных платежей; - сокрытие, занижение объекта для начисления обязательных страховых взносов; - несвоевременное представление или представление в органы Фонда недостоверной отчетности в виде начисления экономических санкций, представленных штрафами разного размера. В этой же главе Положения № 318 предусмотрено, что должностные лица плательщиков, индивидуальные предприниматели, иные физические лица, обязанные уплачивать обязательные страховые взносы в Фонд, несут административную ответственность в случаях, предусмотренных законодательством. Поскольку КоАП и ПИКоАП содержат соответствующие нормы, глава 4 полностью исключена из Положения № 318. Как реализованные в КОАП и ПИКоАП исключены из Указа Президента Республики Беларусь от 16.01.2002 № 40 "О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений" положения, касающиеся установления административной ответственности за необоснованное уклонение поставщика от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки; нарушение порядка обращения с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями; нарушение законодательства о залоге, аренде, ином распоряжении государственным имуществом; невнесение в учредительные документы юридического лица изменений и дополнений или непредставление учредительных документов для государственной регистрации и за другие нарушения. Аналогичным изменениям подверглись и иные указы Главы государства.

Особо следует остановиться на Положении о порядке внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь ходатайств об освобождении субъектов предпринимательской деятельности от экономической ответственности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 17.10.2005 № 481, которое изложено в новой редакции. Данный правовой акт стал распространяться только на подготовку документов об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий в виде штрафов и пени, уплачиваемых (взыскиваемых) после уплаты причитающихся сумм налогов, сборов (пошлин). В целом текст Положения № 481 не изменился, прежними остались и требования к содержанию ходатайства, перечню документов, прилагаемых заявителем к нему, сроки рассмотрения ходатайства. Изменилась лишь терминология, применяемая в Положении № 481, поскольку из него исключены нормы, касающиеся освобождения от экономических санкций. Что касается Декрета № 2, то им внесены изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 11 "Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования", регламентирующий государственную регистрацию и ликвидацию (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования, Декрет Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 № 11 "О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта", регулирующий производство, оборот и рекламу алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, и другие декреты. Из ряда актов Главы государства по прилагаемому к Декрету № 2 перечню исключены структурные элементы, касающиеся применения административной ответственности за некоторые виды противоправных действий. В то же время как в Декрете № 2, так и в Указе № 116 предусмотрено действие определенных актов Главы государства, устанавливающих административную и экономическую ответственность, не включенную в КОаП и ПИКоАП, до вступления в силу законов о внесении изменений и дополнений в эти кодексы.