322 статья уголовного кодекса российской федерации. Какой вид наказания предусмотрен за незаконную прописку иностранных граждан или жителей россии. Фиктивная постановка на регистрационный учет иностранца или лица без гражданства

Законодательство о парении

Сегодня часто можно услышать, что правительство планирует ввести акциз на жидкости для электронных сигарет. Тема эта уже некоторое время висит в воздухе и волнует вейперов и владельцев вейп шопов по всей территории нашей родины.

Насколько верны и правдивы слухи об акцизах, как это отразится на никотиносодержащей продукции и нулевках, и вырастут ли цены на исходники для самозамесов? Вопросов в воздухе все больше, а ответы все никак не приходят. Попробуем сегодня немного пролить свет на этот вопрос и выяснить, что же нам ожидать от введения акциза на жидкость для электронных сигарет.

Многие магазины сейчас в недоумении и задаются вопросом: «Правда ли, что вводят акцизы, что делать, если это действительно так и какова будет стратегия действий, в ответ на данные нововведения? ».

И как отвечают представители одной из фирм, по производству составов для вейпинга: «Мы будем работать дальше ». И что самое главное отмечают они, работать дальше и максимально не допустить значительного подорожания на жидкости.

На данный момент, законопроект о введении акцизного сбора на жидкость для электронных сигарет, принят в Государственной Думе Российской Федерации в третьем чтении. Для того, чтобы этот проект обрел действующие рамки, его еще нужно одобрить Совету Федерации и подписать президенту РФ. Только после этого он вступит в силу.

Самый главный вопрос – что ждет индустрию, если все-таки закон об акцизе, размером в 10 рублей на каждый миллилитр жижки, будет принят. Чего же ждать нам на практике?

Потенциально нас ждут следующие последствия:

  • фактически нас ожидает обрушение легального бюджетного сегмента никотиновых жидкостей, которые сейчас имеют довольно большую популярность;
  • это вызовет поднятие цены на никотиносодержащую жидкость до размера 600-650 рублей за флакончик объемом 30 миллилитров;
  • на рынке появится более дешевая, но менее качественная продукция с никотином. Жидкость сомнительного производства может провоцировать еще большую зависимость от никотина, чем прежде.
  • Оптовая цена никотиносодержащих смесей тоже возрастет;

И, как итог всего вышесказанного, – начало развития подпольной торговли никотиносодержащими жидкостями для электронных сигарет, которые будут довольно низкого качества, и никаких гарантий при употреблении такого товара вы, само собой, не получите. Подобное приведет к тому, что заполонившая рынок безакцизная продукция будет заставлять цену на качественный товар ползти еще и еще вверх.

Что делать официальным магазинам

Решение пока простое – ждать, пока законопроект вступит в силу. Вполне возможно, что конфигурация закона изменится еще несколько раз, а может проект не будет принят вовсе. Но в любом случае, магазинам нужно сделать выбор – либо работать с легальной и сертифицированной продукцией, либо ходить по лезвию ножа до первой проверки.

Или третий вариант – торговать только безникотиновыми растворами, что будет прямо говорить о колоссальных потерях средств и поставит под вопрос экономическую выгоду содержания такого магазина.

Итог

Пока законопроект не принят и закон не вступил в силу, мы можем только размышлять над тем, что нас может ожидать:

  1. Определенное повышение цены на никотиносодержание жидкости.
  2. Появление огромного количества некачественной продукции в более бюджетном ценовом диапазоне.
  3. Как один из возможных вариантов – повышение цен на все виды жидкостей для электронных сигарет от качественных и проверенных производителей.

И самый тревожный звоночек, это потенциальное повышение цен на сами электронные сигареты, так как на просторах интернета начинают ползти слухи о том, что и сам парогенератор, как механизм употребления никотиновых жидкостей, скоро будет подакцизный товар. И что нас ждет в этом случае уже тяжело представить и вовсе.

По мере разъяснения этой ситуации мы будем держать вас в курсе, а пока, все что нам остается — это ждать пока не появился акциз на жижки для электронных сигарет, и парить свои любимые жидкости, пока они стоят на витринах вейп шопов, по тем же комфортным ценам.

Парьте с удовольствием!

Законодательство о парении

Облагай необлагаемое и будет тебе счастье. Примерно таким лозунгом должны были руководствоваться правительственные чиновники, которые продвигают законопроекты о том, чтобы ввести акциз на электронные сигареты.

Суть проблемы то более-менее ясна, но если попытаться копнуть немного внутрь, то ясно, что ничего не ясно. Давайте будем разбираться, чем грозит введение акцизов на электронные сигареты в России, и что будет нести за собой акциз на вейп.

Суть вопроса в том, что в Министерстве Финансов Российской Федерации было выдвинуто предложение о введении акцизного сбора на электронные сигареты одноразового использования, в размере 40 рублей за штуку, и акциз на никотиносодержащие жидкости в размере 15 рублей за 1 миллилитр раствора, который будет использоваться в многоразовых устройствах.

Данное предложение включили в «основное направление налоговой политики государства на 2017-2019 гг.» так сообщило своим читателям одно из периодических изданий России, ссылаясь на достоверные источники. Зерно посеяно, и давайте попытаемся разобраться, откуда будут расти его корни.

Все началось с того, что в 2013 году, законом об охране здоровья россиян от последствий окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, было очень сильно ограничено и строго регламентировано употребление табачной продукции по всей территории России.

Под эту косу попала и продукция, которая внешне напоминала сигареты и могла косвенно являться рекламой табачной продукции. Данные товары нужно было убирать с витрин и парить такие парогенераторы в общественных местах уже не представлялось возможным легально.

С этой поры и началось довольно внушительное развитие индустрии электронных сигарет и популяризация данной продукции на просторах нашей родины. Помимо того, что вейпинг стал мейнстримом в молодежных кругах по всей планете, так это еще и был легальный способ употреблять никотин без ограничения.

Электронные сигареты испаряли никотиносодержащую жидкость в легкие вейпера и тем самым помогали ему бороться с никотиновой зависимостью, либо же попросту употребляя никотин, ограждать себя от смол и различных продуктов горения табака. Этот виток развития электронных сигарет был очень сомнительно принят в государственных кругах.

Само собой разумеется, что чем больше людей перейдут на вейп, тем меньше в стране будет куплено пачек сигарет. Подобная аксиома будет понятна и ребенку. И с того момента начались разные программы по ограничению на использовании и этого вида продукции.

Сначала были попытки доказать, что и непосредственное парение никотиновой жидкости, и ее пассивное употребление может пагубно влиять на человека и наносить вред окружающим.

Но путем независимых исследований было доказано, что употребление никотина таким способом в несколько раз менее вредно, чем курение, а о пассивном употреблении никотина при пользовании электронными сигаретами речь не шла вообще. В жидкостях для электронных сигарет используется очищенный никотин, который вместе с остальными продуктами парения, при выдохе, моментально растворяются в воздухе.

В России минфин предлагает ввести акцизы на электронные сигареты. Это восполнит отток денег от реализации табачной продукции и выровняет баланс на рынке, как можно догадаться. Но скорее всего это должно потянуть за собой и акцизные сборы на многоразовые вейпы и безникотиновые жидкости.

Мнения специалистов

Как говорит Максим Королев, руководитель отраслевого информационного агентства» Русский Табак», мысль о регулировке рынка электронных парогенераторов с помощью акцизных сборов, очень правильна и уместна.

По его словам, этот механизм позволит лучше вести контроль за этим сегментом рынка и очистить его со временем от некачественной продукции и неблагонадежных производителей.

И такое же мнение имеют другие представители табачных компаний в России, которые параллельно с данными высказываниями приобретают в собственность различные бренды электронных сигарет.

Но Королев отмечает, что Минфин предложил ввести акциз слишком высокого уровня. В РФ предложен акциз в 40 рублей на одну электронную сигарету одноразового типа. Вместе с этим принято установить сбор подакцизным никотиносодержащим жидкостям в размере 15 рублей за 1 миллиграмм. Если сигарета по своей цене вырастет на 20-25 процентов, то с жидкостями вопрос обстоит еще серьезнее.

Итог

Проведя несколько часов в поисках законодательного акта, который подтвердит принятие данного законопроекта или же его опровергнет, редакция наткнулась на великое множество информации, которая и близко не похожа на правду.

Множество размышнелий на тему, но очень мало фактов.

Единственное, что нам удалось найти на данный момент, это заключение комитета Государственной Думы Российской Федерации по экономической политике, промышленности инновационному развитию и предпренимательству, на проект Федерального закона № 15455-7 «О Федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов», где среди огромного количества информации встретилась всего одна фраза об электронных сигаретах: «предусмотрено увеличить акцизные ставки для некоторых видов алкогольной продукции, табачной продукции, кроме этого вводятся новые виды подакцизных товаров, в частности электронные сигареты и никотиносодержащая жидкость.

Говорить о том, как скоро этот закон будут вводить в действие, пока не представляется возможным, точно так же, как и не понятно, какие изменения на рынке электронных сигарет повлекут за собой эти нововведения.

По мере разъяснения ситуации мы будем стараться держать вас в курсе свежей информации относительно данного вопроса.

На вейпинг. Согласно закону, сбор будут взымать с «одноразовых устройств» и никотиносодержащих жидкостей для них. Мнения игроков рынка разделились. Одни считают, платить акциз нужно. Другие, наоборот, - упирают на точность формулировок.

Vardex: «Закон платить не обязывает. Но заплатить придется»

«Вардекс» за жидкости для электронных сигарет. Как стало известно ViVA la Cloud, в 20-х числах января компания импортировала в Россию груз американских жидкостей. На таможне предпринимателям заявили, что поставка облагается акцизом. Сумма налога превысила полмиллиона рублей. В том числе, рассказал ViVA la Cloud гендиректор «Вардекса» Дмитрий Борисов, уплатить пришлось за безникотиновую жидкость.

В комментарии ViVA la Cloud Борисов обратил внимание: для импортеров и российских производителей акцизный порядок разнится. «Таможня уже определила, что акциз платить нужно. Думать можно что угодно, но де-факто всё выбрали за нас», - пояснил бизнесмен. В случае неуплаты акциза, уверен Борисов, остается два варианта: либо уничтожить товар, либо отправить его обратно.

Это, однако, не отменяет, что «любой юрист подтвердит - в текущей редакции закона наша [„многоразовая“] жидкость под акциз не попадает». Бороться с несправедливостью, убежден Борисов, придется пост-фактум. «Наша позиция - в текущий момент федеральный закон не обязывает платить акциз. Но заплатить придется», - добавил собеседник.

Vardex как производитель жидкостей акциз еще не платил. «Непонятно, как платить, куда, как рассчитывать», - объяснил Борисов. Государство, впрочем, рано или поздно утвердит механизм взымания сбора - и тогда, считает предприниматель, заплатить придется за всё прошедшее «неопределенное» время.

Babylon Vape ждёт

«Бабилон» как импортер с января 2017-го не привез в Россию ни единого флакона жидкости, рассказывал ViVA la Cloud менеджер компании Игорь Самборский. «Бабилон» ждет, пока ситуация с акцизами не прояснится - до тех пор, пояснял собеседник, они не намерены ввозить товар. Тем не менее на рынке спекулируют, что в 20-х числах января у компании застряла на таможне большая партия жидкостей. Самборский такие слухи опровергает.

«Я слышал, что многие компании в 2016-м году сделали большие запасы, в чём сомневаюсь. Скорее всего, просто в налоговых документах указали, что произвели, условно, миллион, а на самом деле - 200 тысяч», - предположил стратегию крупных игроков знакомый с ситуацией собеседник ViVA la Cloud. Идея в том, «что фактически ты производишь в 2017-м, а дату разлива ставишь - 2016-й». В пользу такой теории играет конечная вместительность хранилищ: вряд ли компании «ради этого увеличили склад в пять раз». Есть и другой аргумент - опасность истечения срока жизни жидкостей. «Поверим на секунду - склады забиты товаром. Что они собираются делать, если условный „Турбо Cок“ станет неликвидом?» - риторически вопрошал источник.

Vape Ресурс: платить не надо

Самое, пожалуй, радикальное мнение относительно акцизов высказала индивидуальный предприниматель Мария Миронова - она занимается «оптовой компанией „Vape Ресурс“». На прошедшей 28-го января конференции для предпринимателей , что акцизы платить не нужно. «Законом подразумевается только тот продукт, который находится внутри одноразовой электронной сигареты. Многоразовые устройства и жидкости к ним акцизом не облагаются», - объясняла Миронова со ссылкой на «юристов». Впрочем, в открытую рекомендовать не платить Миронова побоялась. «Это было моё личное мнение. Кто как будет работать, пусть все решат сами», - говорила Миронова.

Позже Миронова выложила мнение юристов в открытый доступ. «Таким образом, не облагаюся акцизом многоразовые устройства и жидкости к ним», - считает приглашенный Мироновой эксперт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Читайте нас в:

Телеграме

Вконтакте

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, -

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Комментарий к статье 322.1 Уголовного Кодекса РФ

1. Объектом преступления в зависимости от характера совершенного деяния является установленный порядок пересечения Государственной границы РФ или установленный порядок пребывания на территории РФ.

2. Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в совершении одного из следующих действий: а) организация незаконного въезда в РФ; б) организация незаконного пребывания на территории РФ; в) организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Во всех случаях речь идет о совершении указанных действий в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства.

3. Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

4. Организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в совершении любых действий, направленных на обеспечение въезда на территорию РФ указанных лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, российской визы, документов, удостоверяющих личность, оформленного надлежащим образом договора о туристической поездке) или с предъявлением ими поддельных или недействительных документов, а также с нарушением этими лицами таможенных правил либо санитарных норм.

5. Организация незаконного пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства представляет собой совершение любых действий, направленных на обеспечение пребывания или проживания на территории РФ указанных лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, документов, удостоверяющих личность, миграционной карты, визы, разрешения на временное проживание, вида на жительства) или с нарушением порядка регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства.

6. Организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан или лиц без гражданства - это совершение действий, направленных на обеспечение транзитного проезда через территорию РФ указанных лиц любым видом транспорта при отсутствии у них необходимых документов (например, российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ государство, визы государства назначения, проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки) или с предъявлением ими поддельных или недействительных документов. Транзитный проезд через территорию РФ без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они: 1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию РФ; 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории РФ и имеют документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории РФ в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки; 3) проживают на территории государства, с которым РФ имеет соответствующий международный договор.

7. Преступление считается оконченным с момента совершения одного из указанных в законе действий.


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 32] [Статья 322.1]

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.


« Следующая

Комментарий к статье 322.1

1. Введение в УК комментируемой статьи связано с необходимостью усиления защиты Государственной границы РФ (см. комментарий к ст. 322) и обеспечения режима законного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
Миграция — это совокупность территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства. Мигрант — лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию государства нового места проживания, — иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, — эмигрант.
В числе основных нормативных правовых актов, определяющих правовые основы миграции в Российской Федерации и регулирующих отношения в области миграции, следует назвать КоАП (гл. 18), Федеральные законы от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» ; Постановление Правительства РФ от 16.08.2004 N 413 «О миграционной карте» (в ред. от 06.05.2006) .
———————————
СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4276.
СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3553; 2006. N 19. Ст. 2092.

В России действует Федеральный закон от 12.07.2000 N 97-ФЗ «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией» . Данное Соглашение было подписано 6 марта 1998 г. в г. Москве. Однако в настоящее время сектор многостороннего взаимодействия государств — участников СНГ начинает сужаться, а двустороннее сотрудничество в этой области усиливается.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3006.
См., например: Федеральный закон от 04.07.2003 N 100-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики (Соглашения о реадмиссии)» // СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2712.

При решении вопроса об уголовной ответственности по комментируемой статье в каждом случае необходимы ссылки на нормативные правовые акты, поскольку данная норма УК является бланкетной.
2. Объективную сторону преступления альтернативно составляют активные действия по организации: а) незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; б) их незаконного пребывания в Российской Федерации; в) их незаконного транзитного проезда через территорию РФ.
Для раскрытия каждого из названных незаконных действий следует обратиться к признакам, необходимым для признания их законными.
Законным въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию будет при наличии визы (дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной или временно проживающего лица), выданной по действительным документам, удостоверяющим их личность, а также оснований для ее выдачи (приглашение, решение федерального или территориального органа исполнительной власти, договор об оказании туристических услуг). Все виды виз выдаются на определенные сроки. Они зависят от цели въезда и цели пребывания.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны также получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из Российской Федерации.
Пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является законным, если он соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.
———————————
БВС РФ. 2008. N 4. С. 13.

В ст. ст. 26, 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» перечислены случаи, когда въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается (имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; ранее подвергался административному выдворению из Российской Федерации или депортировался; не может подтвердить наличие средств для проживания в Российской Федерации; есть решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации) либо может быть не разрешен (использовал подложные документы; сообщил о себе заведомо ложные сведения; два и более раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности; ранее не сдал миграционную карту или уклонился от уплаты налога или административного штрафа и т.д.).
Транзитный проезд по территории РФ обычно осуществляется без права на остановку при наличии визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией государство, действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов и т.д. (см. ст. ст. 29 — 32 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Все эти вопросы подробно регламентированы в гл. IV — VI указанного Закона. Несоблюдение их делает въезд, транзитный проезд, пребывание названных лиц в Российской Федерации незаконным.
Организация незаконных въезда, транзитного проезда, пребывания в Российской Федерации — это планирование совершения названных незаконных действий, подбор соучастников для их совершения, руководство непосредственным совершением преступления.
Преступление по конструкции имеет формальный состав, т.е. для признания его оконченным достаточно установить наличие незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания либо незаконного транзитного проезда. Преступные последствия находятся за пределами состава. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из названных незаконных действий.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо, организующее незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации, осознает незаконность своих действий и их опасность и желает так действовать.
4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое организует незаконный въезд, транзит, пребывание в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В данном случае организаторская деятельность включена в объективную сторону преступления, и организатор отвечает за оконченное преступление в качестве исполнителя (ст. 33 УК).
5. В ч. 2 комментируемой статьи сформулирован квалифицированный состав преступления: совершение предусмотренного ч. 1 этой статьи преступления: а) организованной группой (см. комментарий к ст. 35) либо б) в целях совершения преступления на территории РФ.
6. Глава 18 КоАП предусматривает ответственность за административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ. Некоторые статьи КоАП (ст. ст. 18.1, 18.4, 18.8, 18.9) близки по содержанию к рассматриваемой норме. Поэтому квалификация по комментируемой статье УК требует подробного анализа всех обстоятельств содеянного как преступления, а не административного правонарушения.
———————————
БВС РФ. 2008. N 11. Ст. 24.

Статья 322.1. Организация незаконной миграции

Комментарий к статье 322.1

1. В настоящее время вопросы миграционной политики в Российской Федерации достаточно актуальны в связи с продолжающимся в последние 15 лет практически бесконтрольным въездом в Российскую Федерацию и пребыванием в России иностранных граждан и лиц без гражданства, преимущественно из стран СНГ, а также в связи с обострившейся угрозой международного терроризма. Правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции в Российской Федерации осуществляет Федеральная миграционная служба.
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 «О вопросах федеральной миграционной службы» и утвержденное этим Постановлением Положение о федеральной миграционной службе.

2. Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления является установленный нормативными актами порядок законной миграции в Российской Федерации. Диспозиция нормы устанавливает, что действия могут совершаться только в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, что является обязательным признаком этого состава преступления.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 28 июня 2009 г.) иностранными гражданами являются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства. Лица с двойным гражданством (одно из которых российское) не предусмотрены в данном составе преступления. Лицо без гражданства в соответствии со ст. 3 Федерального закона — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
———————————
Российская газета. 2002. 5 июня.

3. Объективная сторона состава преступления характеризуется действиями виновного, перечисленными в законе в альтернативной форме: 1) организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; 2) организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 3) организация незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства.
Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства предполагает совершение комплекса действий, направленных на обеспечение возможности въезда в Россию указанных лиц вне зависимости от цели въезда. Конкретно это может выражаться: в приобретении за свой счет билетов для въезда в Российскую Федерацию железнодорожным, воздушным или иными видами транспорта; предоставлении собственного транспорта для въезда в Российскую Федерацию; оформлении незаконных приглашений для въезда в Российскую Федерацию и т.п. При этом такой въезд должен носить незаконный характер, т.е. осуществляться при наличии оснований, когда въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (см. комментарий к ст. 322 УК РФ). По смыслу диспозиции рассматриваемой нормы такие действия должны совершаться не в отношении одного иностранного гражданина или апатрида, а в отношении неопределенно большого числа лиц, поэтому данное деяние может носить продолжаемый характер или совершаться разово, но в отношении большого количества людей. Арифметический подход к установлению минимального количества незаконно въехавших лиц в данной ситуации неприменим. В каждом конкретном случае необходимо оценивать действия виновного с учетом комплекса обстоятельств. Это деяние окончено с момента незаконного пересечения Государственной границы РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства. Такие лица, в свою очередь, могут привлекаться к уголовной ответственности по ст. 322 УК, если они достигли 16-летнего возраста.
Организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства может выражаться в оформлении незаконной регистрации указанных лиц по месту пребывания, незаконном оформлении миграционных карт, предоставлении жилища указанным лицам с проживанием на территории России без надлежащих документов и т.п.
Организация незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства предполагает совершение таких действий организационного характера, которые направлены на обеспечение незаконного проезда указанных лиц через территорию Российской Федерации в другое государство. Конкретно это может быть выражено в предоставлении транспорта для незаконного проезда, обеспечении сопровождения указанных лиц при их проезде, подкупе должностных лиц с целью обеспечения незаконного проезда иностранных граждан или апатридов и т.п.
4. Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из указанных в диспозиции действий организационного характера.
5. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
6. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.
7. Часть 2 ст. 322.1 УК предусматривает два квалифицирующих признака: а) совершение этого преступления в составе организованной группы (см. ст. 35 УК); б) совершение тех же деяний в целях совершения преступления на территории Российской Федерации. Вид такого преступления и его тяжесть законом не определены, поэтому при квалификации достаточно установить направленность умысла виновного на организацию незаконной миграции с указанной целью. Если незаконные мигранты фактически совершат преступление, то организатор миграции подлежит уголовной ответственности за это преступление в качестве соучастника.