Чем отличаются права от свобод. Политические права и свободы. В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку. Различие между «правом»и «свободой

Юридическое различие между правом (субъективным) и свободой провести довольно трудно. Из общей теории права нам известно, что субъективное право есть мера возможного поведения лица. Думается, что данное определение подходит и к свободе.

Примечательно, например, что согласно ч. 1 ст. 11 германского Основного закона «все немцы пользуются свободой передвижения в пределах всей федеральной территории», а согласно ч. 2 «это право может ограничиваться лишь законом или на основе закона...» (курсив наш. – Авт.). Следовательно, в данном случае свободу германский законодатель понимает как право.

Иногда в конституциях можно встретить упоминание права на какую-либо свободу, но чаще говорится о праве свободно что-либо делать или, наоборот, не делать. Например, согласно части первой ст. 21 Конституции Итальянской Республики 1947 года «все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и любым другим способом распространения мыслей». А Конституция Союзной Республики Югославии 1992 года содержит норму, управомочивающую лицо не сообщать свою национальность (часть вторая ст. 45).

Все же в большинстве случаев, когда речь идет о субъективном праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обязанность. Например, если провозглашается право на охрану здоровья, обязанным субъектом по природе вещей должны выступать государственные (в некоторых случаях также негосударственные) учреждения здравоохранения либо определенные практикующие медики. Когда же говорится о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу, то есть практически к любому возможному нарушителю свободы.

Скажем, если конституционно провозглашена свобода слова, человек вправе требовать у государства защиты от любого субъекта, препятствующего ему публично говорить то, что хочет.

Изложенное различие между правом и свободой достаточно условно, оно применимо не во всех случаях. Например, если провозглашена свобода преподавания (академическая свобода), то очевидно, что данная свобода преподавателя, работающего в учебном заведении, непременно предполагает наличие обязанного субъекта – администрации или попечителя учебного заведения, которые прежде всего обязаны уважать и гарантировать данную свободу, но которые прежде всего и могут оказаться нарушителями свободы.

Интересно характеризует соотношение свободы и субъективного права проф. М.В. Баглай: «...Часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы»*. Можно к этому добавить, что в странах англосаксонской правовой системы законодатель в конституциях обычно не прибегает к формулированию позитивных субъективных прав или прибегает к этому в ограниченной мере, предпочитая гарантировать свободы. Типичный пример дают многие поправки к Конституции США 1787 года.

* Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. М.: Норма – Инфра. М, 1999. С. 84.

Еще по теме 3. Права и свободы:

  1. Права, свободы человека и права, свободы гражданина: общее и особенное
  2. Тема 18 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. ГРАЖДАНСТВО РФ

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30 - 33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма прежде всего касается политических прав и свобод.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.

Впервые права человека и права гражданина были четко разделены в Народном соглашении от 28 ноября 1647 года (Великобритания). В нем, к примеру, отмечено, что выборы нового парламента - это право гражданина. А религия, которую человек выбирает только в соответствии со своей совестью, - это право человека. Четко закрепила 2 вида прав (права человека и права гражданина) французская Декларация 1789 года .

Во Всеобщей декларации прав человека в преамбуле и ст. 2 говорится о правах и свободах . Главный документ Европы по правам человека имеет название Европейская Конвенция по защите прав человека и основных свобод.

В ст. 2 Конституции Республике Беларусь и ряде других статей также говорится о правах и свободах человека.

Разграничение это возникло давно, о чем свидетельствует хотя бы название знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Сохранилось оно и в большинстве современных деклараций и конституций. Однако в наше время указанное деление все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае, внутри государства разграничение прав на "два сорта" лишено практического значения, тем более что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международного права.

В литературе высказано мнение, согласно которому права человека носят двойственный характер, они соединяют в себе как субъективные права личности, так и международные морально-правовые стандарты. Права человека, содержащиеся в международных документах, но не вошедшие в национальную систему права, не являются субъективными правами граждан конкретного государства. Вместе с тем субъективные права, не носящие всеобщего характера (например, права должностных лиц), не выступают как права человека.

В юридической науке, как известно, все права граждан именуются на сугубо профессиональном языке субъективными, т.е. индивидуальными, принадлежащими не только всем, но и каждому, открывающими перед их носителями простор для разнообразной деятельности, удовлетворения своих потребностей, интересов, пользования теми или иными социальными благами, предъявления законных требований к другим (обязанным) лицам и организациям. Субъективное право -- это гарантированная государством мера возможного (дозволенного, допустимого, разрешенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса. В основе субъективного права лежит категория юридически обеспеченной возможности, которая предполагает:

Иными словами, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование. При этом субъективно-притязательный характер имеют не только гражданские, имущественные, социально-экономические права, но и политические и личные свободы: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, мнений, убеждений, совести и т.д.

С юридической тоски зрения права и свободы идентичны и должны быть в одинаковой мере гарантированны государством. Различия заключаются в способе реализации прав и свобод и степени участия самой личности и государства в этом процессе. Принято считать, что свободы реализуются гражданами самостоятельно помимо государства, которое не должно вмешиваться в процесс их реализации. При реализации свобод у человека есть широкие возможности индивидуального выбора, не связанного с его конкретным результатом. То, что требуется от государства - это стать гарантом свобод, не понуждая личность к обязательному пользованию ими. Примером может служить ст. 33 Конституции Республики Беларусь, где указано: "Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение" . Это не означает, что каждый человек обязательно должен иметь свое мнение по любому вопросу, тем более должен его публично выражать. В этой же статье содержится норма, подтверждающая общее правило пользования свободами: "Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них" .

В отличие от свобод термин "право" определяет конкретное действия человека по использованию определенных общественных благ в собственных интересах, которые создаются в первую очередь государством. Примером может служить ст. 49 Конституции Республики Беларусь, где указано: "Каждый имеет права на образование" . Поскольку право на образование предполагает доступность для человека учреждений образования, то далее в этой статье говориться: "Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования" .

Права и свободы человека в целом идентичные понятия. Права и свободы - это возможности индивида пользоваться определенными благами в политической, экономической, социальной, духовной и иных сферах. Свободы, это те же права, представляющие собой сферу человека, в которую (в отличие от прав) государство не должно вмешиваться.

Свобода - это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основании закона в тех пределах, которые продиктованы интересами развития правового государства. В соответствии со ст. 23. Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц .

Права и свободы можно классифицировать по различным признакам.

С позиции субъекта (гражданина, человека) можно выделить:

· права и свободы человека;

Права человека - это субъективные права, выражающие реальные возможности индивида удовлетворять свои жизненные потребности и интересы. Такие права носят всеобщий универсальный характер. Эти права человек имеет, где бы он ни находился.

· права и свободы гражданина.

Права гражданина - совокупность прав и свобод, закрепляемых государством в отношении граждан.

Объем прав будет зависеть от того, является ли человек гражданином государства либо нет. До тех пор, пока сохраняется государственное деление мира, права личности будут определяться двумя группами прав - правами человека и правами гражданина. Права человека существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления. В противоположность им права гражданина выражают политико-правовую связь личности с конкретным государством или объединением государств, властью, законом. Гражданин (подданный) находится в устойчивой правовой связи с определенным государством, в силу чего ему государство гарантирует (может гарантировать такие права, которые оно не гарантирует иностранцам или лицам без гражданства (избирательные права, право занимать высшие государственные должности, свобода митингов, собраний, передвижения и т.д.). Права человека шире прав гражданина, поскольку они над национальны и экстерриториальны. Но права человека уже прав гражданина, поскольку в своей стране гражданин может обладать такими правами, которые государство не гарантирует не гражданам. В этом плане различие прав и свобод человека и гражданина имеет гораздо большее практическое значение. Это различие основано на разном правовом статусе гражданства этого государства, т.е. иностранцев и лиц без гражданства, пребывающих на его территории. Иностранцы и лица без гражданства имеют большинство прав и свобод и могут ими пользоваться на территории государства пребывания. В Конституциях и международных актах по правам человека, в случае, когда говорится о правах человека, без различия государственной принадлежности, применяется термин "каждый" (как вариант "никто"). К примеру: "Каждый имеет право на свободу объединений" , "Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества" . В случае, когда речь идет о правах, которые не предоставляются иностранцам и лицам без гражданства, это ограничение фиксируется словом "граждане". К примеру, в ст. 37 Конституции Республики Беларусь говорится: "Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей" . Безусловно, что права и свободы граждан будут всегда шире, чем права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.

Существует мнение, что права человека - это так называемые позитивные права, а свободы - негативные права. То есть право предполагает активную обязанность государства по отношению к человеку, а свобода - это налагаемые на власть запреты вмешиваться в ту или иную сферу жизни человека. Таким образом, право - это обязанность власти что-то сделать, свобода - это запрет ей действовать в какой-либо сфере.

В юридической науке, как известно, все права граждан именуются на сугубо профессиональном языке субъективными, т.е. индивидуальными, принадлежащими не только всем, но и каждому, открывающими перед их носителями простор для разнообразной деятельности, удовлетворения своих потребностей, интересов, пользования теми или иными социальными благами, предъявления законных требований к другим (обязанным) лицам и организациям. Субъективное право -- это гарантированная государством мера возможного (дозволенного, допустимого, разрешенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса.

· возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;

· возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;

· возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);

· возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.

Тем не менее, следует иметь в виду, что язык и формулировки норм не всегда точно передают смысл выделенных позитивных и негативных прав. Поэтому зачастую разграничение между правами и свободами провести трудно. Так, закрепленное в ст. 31 Конституции Республики Беларусь право самостоятельно определять свое отношение к религии означает запрет вмешательства в вопросы вероисповедания, т.е. свободу религиозных убеждений. А в ст. 36 в формулировке "Каждый имеет право на свободу объединений" право и свобода вообще объединены .

Кроме того, в основе каждого права лежит свобода человека в его решении, пользоваться этим правом либо нет. Таким образом, различие в терминологии является скорее традиционным и не влияет на юридическую значимость и гарантированность прав человека .

Итак, различия между правами человека и правами гражданина имеют под собой определенные основания, которые заключаются в следующем. Во-первых, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности, -- естественные неотчуждаемые права, принадлежащие всем и каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды) и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные.

Однако следует знать, что права и свободы человека в любом обществе не являются безграничными и абсолютными. Их нельзя отождествлять с произволом, выражающимся иногда в обывательском выражении "что хочу, то и ворочу".

Права и свободы человека ограничены:

· во-первых, объемом его знаний об объективной действительности, о законах развития природы, экономики, политики, духовной сферы жизнедеятельности общества;

· во-вторых, материальными возможностями данного государства. Естественно, что права человека могут быть полнее реализованы в странах, которые имеют более высокий уровень экономического, социального и культурного развития, чем в странах соответственно с низким уровнем развития;

· в-третьих, права и свободы каждого человека ограничены интересами, потребностями и устремлениями существующих рядом с ним людей. Посягательство со стороны одного человека на ценности другого человека приводит к нарушению прав этого человека, к конфликтам, борьбе и напряженности в обществе .

Таким образом, права человека и права гражданина различаются по ряду признаков. Права человека являются правами члена человеческого общества, права гражданина - это права государственно-политической личности .


Международные документы и наше законодательство применяет понятия «права человека» и «свободы человека». В чем же сходство и отличие этих понятий?

Если говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах (международные документы, конституции и др.), их реализации, а также о механизмах защиты, то трудно провести между ними четкую границу. В этой плоскости это идентичные понятия. Свободы - это те же права.

Российская императрица Екатерина II сделала вывод, что свобода - это уверенность в том, что дозволено делать все, что не запрещено законом. Иногда даже употребляются формулы «право на свободу»: «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии», - признает Всеобщая декларация прав человека.

Вместе с тем в этих понятиях есть определенная специфика. Если рассмотреть их с точки зрения правомочий в отношении «человек (гражданин) - государство», то различия выразятся в следующем.

Свободы человека - сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контур, территорию, на которой человек действует либо не действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство не только само должно воздержаться от интервенции в мои свободы, но и должно обеспечить защиту границ моих свобод от вторжения власти и вмешательства других лиц.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Лишь закон может установить пределы свободы.

Например, демократическому государству нет никакого дела до моих религиозных убеждений, оно не должно влиять на приверженность человека тому или иному вероисповеданию, устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной - это мои свободы, это мой выбор.

Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (см. ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, ст.18Международного пакта о гражданских и политических правах, ст.13, 17, 29, 55 Конституции РФ и др.)

Всем известны примеры: ограничение деятельности религиозных сект Муна в Соединенных Штатах, «Белое братство» на Украине, «Аум Синрикё» в Японии и т.п. Права и свободы человека, в которые не вправе вмешиваться ни частные лица, ни публичная власть, нормативно признанные и охраняемые государством, называют также негативными правами и свободами.

Права человека - это признанные и гарантируемые государством возможности действий (правомочия) человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права.

Данным правом можно воспользоваться, реализовать его, либо не воспользоваться, ведь право не обязанность. Например, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Вместе с тем в последнее время в России многие не реализуют активное избирательное право. Безусловным и однозначно определенным является право каждого на жизнь. И также известно, что иногда люди добровольно отказываются от этого права.

Государство обязуется не только гарантировать и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области. В отличие от негативных прав здесь государство должно предпринять целый комплекс организационно-распорядительных, финансовых и других мер для обеспечения реализации этих прав. В силу того, что государство должно предпринять положительные, позитивные действия, такого рода права еще характеризуют как позитивные права и свободы.

Однако подчеркнем еще раз, в рассматриваемом нами правозащитном контексте понятия «права человека» и «свободы человека» идентичны.

Ограничения прав и свобод

Международное право и законодательная практика демократических государств предусматривают определенные ограничения прав и свобод. Важно отметить, во-первых, что ограничения прав и свобод могут быть введены в условиях чрезвычайного положения только федеральным конституционным законом.

Такие ограничения не могут быть введены решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Во-вторых, такие ограничения могут носить только временный характер.

В-третьих, ограничения прав и свобод должны носить соразмерный угрозам безопасности характер. В-четвертых, ограничения могут вводиться только в определенных в Конституции России целях:

Для обеспечения безопасности граждан,

Обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, даже в условиях чрезвычайного положения, не могут быть ограничены. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации.

Это право на жизнь, достоинство личности, свобода от пыток, право на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и другие. В теории прав человека эти права иногда определяют как абсолютные, ате, которые могут подлежать ограничению, - относительные права.

Различие между «правом»и «свободой». Свободы человека - это область деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться -очерчивается с помощью правовых норм границы, в рамках которых человек действует по своему выбору и усмотрению -государство должно воздержаться от интервенции в свободы человека и обязано обеспечить защиту границ этих свобод от вмешательства других лиц. Права человека -установленные и гарантируемые государством правомочия и потенции действий человека в конкретной сфере -не предлагается возможности выбора, варианте действия внутри данного права, им можно либо воспользоваться и реализовать его, либо не реализовывать -государство обязуется обеспечить и защитить правомерные действия человека в указанной законом области.

Картинка 3 из презентации «Права и свободы» к урокам права на тему «Свобода»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока права, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Права и свободы.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 266 КБ.

Скачать презентацию

Свобода

«Декларация прав человека» - 3. Словарь урока. МЕЖДУНАРОРДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО. Далее можно знакомиться с сокращённым вариантом документа. Общечеловеческие правовые документы. Отвечать на вопросы “да” или “нет”. Экономические, культурные и социальные права (права второго поколения). Слово “презумпция” означает предположение, основанное на вероятности.

«Права и свободы граждан» - Тема: Права и свободы человека и гражданина по Конституции Российской Федерации. Россия провозглашена демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12декабря 1993 года.

«Гражданин России» - Глава 2. Охранять памятники культуры. Государство. Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. Вопросы для обсуждения игры: Почему необходимо согласие между людьми? Какого человека мы назовем гражданином? Гарант Конституции России. Права и свободы. Политические Гражданские Социальные Экономические Культурные.

«Права и свободы» - 4.4.Оценка эффективности процедуры реализации и защиты соответствующего права человека проектом. Основополагающие принципы обеспечения защиты прав человека (продолжение). Права человека. Для чего необходимы стандарты? Стандарты защиты прав человека. Международные стандарты. Этап 2. Анализ законодательства в охватываемом экспертизой круге прав.

«Права и обязанности человека» - Ст. 59. Что мы хотим узнать? Государство обязано. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гарантировать права человека. Права. Права человека. План урока. Неотчуждаемые. Потребности человека. Сопоставьте. Всеобщие. Конституция РФ – документ, закрепляющий права человека. Культурные.

Всего в теме 11 презентаций