Что надо патентовать при изготовлении настольной игры. Патент на игры для экранов загрузки уходит в прошлое. Патент на изобретение «Настольная интеллектуально-экономическая игра»

Как правило, издатель вплотную связан с одной из сетей или несколькими. Например, все наши игры получают приоритетное размещение в Мосигре (крупнейшей отечественной сети по розничным продажам) и в других сетях-партнёрах. Уточняйте, как именно будет делаться маркетинг игры - издать просто, а вот продавать игру по несколько тысяч в месяц очень сложно. Отметим, что в отечественном топе продаж на начало 2013 года 12 из 20 игр были выпущены нами.

Насколько тщательно проводится отбор?

Для начала игры тестируются. Учитывая, что мы собираемся инвестировать свои средства и время команды в проект, отбираются только лучшие игры из предложенных. За год мы обычно отсматриваем 150–300 игр, выпускаем из них - менее десятка.

Если моя игра не подошла, можно ли обратиться в другое издательство?

Да, мы обычно даже рекомендуем подходящий вариант, если проект хорош, но кажется нам не совсем подходящим именно для нашего рынка. У каждого своя специфика. Мы любим, например, работать с играми, которые будут продаваться от 500 штук в месяц, либо с реально замечательными умными и сложными проектами.

Почему выпускается всего менее десятка отечественных настольных игр в год?

Потому что любой автор конкурирует с локализациями. Если можно взять готовую и проверенную игру с Запада, где она уже показала эффективность, - логичнее работать с ней, чем с чем-то новым. Тем не менее мы стараемся всеми силами поддерживать отечественный рынок и регулярно проводим мероприятия для авторов игр.

Что Магеллан сделает с моим прототипом, как пойдёт разработка настольной игры?

  • 1. Можно не присылать прототип первым шагом, а просто отправить правила и материалы игры. После их рассмотрения (если игра нам нравится), мы запрашиваем прототип.
  • 2. После тестов, возможно, будут даны рекомендации по изменению ряда вещей в механике, сеттинге и правилах. Мы даём вектор вам или меняем сами (по договорённости).
  • 3. Подписывается договор.
  • 4. Затем начнётся работа иллюстраторов. Хороших иллюстраторов, от качества изображений во многом зависит успех игры.
  • 5. Вёрстка карт, правил и других компонентов.
  • 6. Параллельно делается «обложка» - иллюстрация для коробки и текст на неё. Уточняется название игры.
  • 7. Затем по каждому отдельному техзаданию изготавливаются компоненты.
  • 8. Когда всё готово, ваша игра собирается на производстве в тираж.

Вот примеры историй с изданием наших наших настольных игр:

В каком виде лучше присылать прототип?

Желательно в максимально готовом, то есть в виде коробки с компонентами и правилами. Карты должны быть картами (а не бумажками, которые нельзя перемешать); если вы пишете от руки, то пишите печатными буквами. Коробка должна быть прочной и чётко подписанной. Всё внутри должно быть по возможности приближено к реальности - например, хорошо использовать вместо фишек фишки из других игр или гайки, плохо - бумажные маркеры. Поле можно нарисовать от руки - это лучше, чем приложить файл. И так далее.

Если нет возможности прислать в виде коробки, то нужно описание концепции (2–3 абзаца) и правила игры, а также файлы для создания прототипа. Помните, что идею саму по себе обсуждать не имеет смысла. Нужно, чтобы тестовая команда хоть раз смогла сесть и поиграть.

Самое главное - как называется игра, для кого она, на сколько игроков, какого возраста, какова продолжительность партии, какая механика используется, какие максимально похожие игры уже есть, чем ваш продукт лучше.

Если у меня только идея для разработки настольной игры, что делать?

Соберите прототип. Лучше не торопитесь: если вы соберёте его в спешке, вполне возможно, что игра будет оценена хуже, чем если вы продумаете мелочи и пропишете правила чётко и понятно. Но и не задерживайтесь - перфекционисты приходят последними. Лучше остановиться на определённой стадии готовности и выслушать мнение издателя, чем год работать не в том направлении.

Подписываются ли какие-то документы о неразглашении?

На стадии прототипа - нет. Авторы часто опасаются, что издательство может использовать файлы без их участия. Отметим, что из-за отсутствия хоть какой-нибудь внятной защиты механик игр в российском законодательстве любые соглашения и документы на этой стадии могут, конечно, оставить чувство защищённости, но на практике будут юридически ничтожными. Поэтому вы можете только доверять или не доверять издателю. Опять же, рисковать своей репутацией никто не будет, равно как и выпускать игру без автора просто экономически нецелесообразно.

Какие игры точно не нужно присылать?

  • 1. Копии уже известных игр. «А вот я придумал Монополию, только вместо клеток будут названия рок-групп» - это плохая идея.
  • 2. Игры, в которых не может разобраться ваша 14-летняя сестра. Если правила занимают 40 страниц убористым шрифтом, а учиться играть нужно несколько дней - возможно, стоит упрощать. Продать такое будет довольно сложно.
  • 3. Игры без реализации - то есть то, из чего нельзя сделать прототип.
  • 4. Несколько версий одной и той же игры с незначительными изменениями - достаточно одного прототипа.

У меня уже есть иллюстрации. Что тогда?

Если они хорошие - издадим с ними. Но практика показывает, что лучше принести пару образцов концепт-артов - и тогда будет понятно до начала работ, подходит ли художник-иллюстратор.

Что по деньгам? Можно ли заработать на создании настольной игры?

Автор получает от 5 до 10% отчислений с каждого тиража, ушедшего с производства. Если игра стоит 1000 рублей на полке в магазине, то 500 рублей она стоит в тираже и примерно 300 рублей - в себестоимости. Вы получаете отчисления с оптовой цены, то есть в нашем примере - с 500 рублей.

Каков средний тираж?

Минимальный тираж - 1000 штук, обычный - 3–5 тысяч. Мы стараемся работать с играми, которые могут продаваться больше 10 тысяч штук в год. Учитывая, что однажды изданная игра приносит вам доход ещё минимум 3–4 года, можно самостоятельно подсчитать прибыль. Как правило, постоянной работой издание становится для очень-очень немногих, готовых делать несколько проектов за год, но как дополнение к основному заработку - вполне достойно.

Какие риски несёт издатель?

  • – Если игра не зайдёт на рынке, издатель потеряет средства на разработку и первый тираж. Вы же можете только заработать на игре - и как минимум получите отчисления с первой партии.
  • – Если где-то случится брак, вызывающий переделку партии (нередкое явление для любого издателя), - всё решится за счёт средств издателя.
  • – Если игра не будет поставлена на полки вовремя и будет наложен штраф от сетей за просрочку - это проблема издателя, а не ваша.

И так далее. Таким образом, вас никак не касаются традиционные риски издания и любые другие вещи. Вы просто получаете отчисления с каждой коробки - неважно, что и как с ней происходило финансово. Эти отчисления остаются неизменными, даже если с тиражом случились невероятные приключения.

Какие нужно будет собрать документы?

Главный документ - авторский договор, в котором вы гарантируете, что являетесь автором игры и имеете на неё все права, а издатель подробно расписывает свои обязательства. В большинстве случаев достаточно его подписания. Авторский договор может быть подписан как с резидентом РФ, так и с нерезидентом нашей страны.

Если вы используете сторонние материалы в игре, например, иллюстрации, у вас должны быть документы по передаче прав от иллюстратора или договор с ним. Если иллюстрации делаем мы, вам об этом думать не нужно.

Всё остальное берём на себя мы. В том числе сертификацию игры, например.

Какие делаются тесты?

Предполагается, что вы присылаете готовую игру (кстати, если у вас есть протокол хотя бы 20 партий - это хорошо). Игра тестируется не на баланс, например, а на играбельность. Тесты проходят в трёх стадиях: сначала смотрят разработчики, затем опытные игроки, затем, под наблюдением, случайные люди «с улицы». Все три стадии надо пройти. Важнейшая - третья.

Что случится, если игра не подойдёт?

Как правило, 10% игр достаточно хороши для издания. Но выпускается менее 2% настольных игр, отправленных в издательство. Остальные просто откладываются на случай, если потребуются. Мы сообщаем вам, если ваша игра хороша, но пока не будет издаваться, - и рекомендуем другие издательства. При этом игра ставится в очередь на издание. На практике за последний год мы выкупали две игры из такой «очереди» резерва. Обычная длина очереди - около 30 проектов.

Сколько времени будет оцениваться прототип?

Обычно около месяца.

Сколько времени будет выпускаться настольная игра?

Цикл - 8-12 месяцев от обращения до появления на полке.

Пожалуйста, ещё раз обратите внимание

Предоставление информации или прототипа на рассмотрение не является заключением договора о неразглашении. Но, повторимся, обещаем, что мы будем работать с вашей игрой очень осмотрительно.

Мы не рассматриваем идеи - только прототипы. Рассмотрение и оценка компанией Магеллан ваших идей не является признанием новизны идеи, её первоочередности или оригинальности, и не ущемляет права компании оспаривать или реализовывать любые существующие или будущие идеи подобного характера. Однако если мы посчитаем механику перспективной (но игру в виде конкретной реализации неподходящей для издания), мы вам об этом скажем и предложим доработки.

Вы утверждаете и гарантируете, что вы (или коллектив, который вы представляете) являетесь единственными обладателями разглашаемых сведений, или что вы обладаете неограниченными правами на их разглашение. Вы также утверждаете что все третьи стороны, которые могут быть заинтересованы в разглашаемых сведениях, были проинформированы об условиях соглашения и согласны на его условия.

Прототип не возвращается.

Мы считаем нежелательным рассмотрение проекта одновременно с другим издателем – в таком случае мы дождёмся ответа другого издателя. Пожалуйста, сообщите нам до подачи проекта, если ваш проект уже находится на рассмотрении у другого издателя. В случае, когда мы запрашиваем у вас прототип игры, мы подразумеваем, что являемся единственным издателем, рассматривающим ваш проект, кроме случаев, когда вы заранее четко договорились с нами об обратном.

Мы можем подвергнуть игру значительным доработкам, что может привести к изменениям в механике игры, ее тематике и любом другом аспекте для лучшей адаптации игры к линейке продукции. И лучшим продажам.

Проект может не подойти по многим причинам: мы можем посчитать, что игра недостаточно рентабельна; что мы не сможем представить игру в наилучшем виде; игра может быть слишком похожа на что-то, что уже находится у нас в разработке; механика игры и ее исполнение нам не понравились или по любой другой причине. Мы сообщим детали, если что-то пойдёт не так.

Мы не даём отзывы на высланные игры.

Эта статья будет актуальна как для разработчиков компьютерных и онлайн игр, так и для авторов настольных игр.

Как защитить свою игру от копирования конкурентами?

Что делать, если идею вашей игры украли и выдают за свою?

Ниже вы найдете ответы на эти вопросы и узнаете, как правильно построить стратегию защиты игры как объекта интеллектуальной собственности. Мы неоднократно помогали нашим заказчикам регистрировать права на свои игры и защищать их от плагиата, поэтому можем дать вам практические рекомендации, проверенные жизнью.

Как защитить название игры?

Название своей игры вы можете зарегистрировать как торговую марку . Для более полной защиты кроме самого названия игры можно зарегистрировать также названия и изображения героев игры и эпизодов. Для регистрации доменного имени в зоне.ua для сайта игры также нужно получить свидетельство о регистрации торговой марки.

Для отнесения компьютерной или онлайн игры к определенному классу товаров и услуг обычно выбирают 09-й класс товаров "Компьютерные игры" Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), а также 41-й класс услуг "Развлечения и онлайн игры" и 42-й класс услуг "Разработка компьютерных программ". Для настольных игр следует указывать 28-й класс товаров "Игры, игрушки".

Если планируется продажа сувенирных товаров и атрибутики с использованием названия игры и изображений ее героев, то выбираются соответствующие классы МКТУ для каждой группы товаров.

Имейте в виду, что охрана торговой марки возможна только в той стране, где была подана заявка на регистрацию. В этой статье речь идет о правах, действующих на территории Украины. Если вы хотите защитить свою игру на международном уровне, то нужно регистрировать торговую марку в конкретных странах или подавать единую международную заявку по Мадридской системе .

Можно ли запатентовать идею игры?

К неимущественным правам относятся:

  • право требовать указания имени автора произведения при любом его публичном использовании;
  • право требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому его искажению или изменению.

К имущественным правам относится исключительное право автора запрещать воспроизведение, публичное исполнение, переработку своего произведения и возможность получать вознаграждение за его использование.

Срок действия имущественных прав - на протяжении всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Неимущественные права охраняются бессрочно.

Как запатентовать правила игры

В нашей практике есть примеры регистрации игр, в частности, настольной игры "Крысиные бега" , как объекта авторского права. Для регистрации последней было получено несколько авторских свидетельств на описание правил игры: правила игры, художественное оформление игрового поля, иллюстрации к игре и набор карточек для игры. При этом на каждую новую версию игры было получено отдельное авторское свидетельство, в котором отражались вносимые изменения.

2-й способ : Графическая концепция игры может быть описана и зарегистрирована как авторское произведение. Авторские фото и иллюстрации (картинки) могут быть защищены объекты авторского права.

Можно ли запатентовать исходный код компьютерной игры?

В большинстве стран, включая Украину, законодательно предусмотрена охрана компьютерных программ с помощью механизма авторского права по аналогии с литературными произведениями. Это значит, что защита авторским правом распространяется только на текст кода и не распространяется на принципы, методы, процессы или процедуры, используемые в программе. Таким образом, если кто-то изменит оформление программного кода вашей игры, не изменяя его сути, то он получит совершенно новый объект, уже незащищенный вашим авторским свидетельством.

Очень важно правильно составить патентную заявку, поскольку после подачи возможности изменить ее ограничены, поэтому рекомендуем вам проконсультироваться у эксперта по интеллектуальной собственности для составления заявки.

Процесс патентования изобретения занимает 1,5-2 года , патент на изобретение выдается на 20 лет, при этом каждый год уплачивается пошлина за его поддержание в силе.

Патент на полезную модель может быть получен через 4-6 месяцев и действителен он в течение 10 лет, при этом за поддержание патента на промышленный образец ежегодно уплачиваются патентные пошлины.

Можно ли запатентовать игру в качестве изобретения либо полезной модели?

Учитывая то, что в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту или способу, при условии, что упомянутое техническое решение является новым, промышленно применимым и обладает изобретательским уровнем.

Поэтому игры могут быть запатентованы в качестве изобретения либо полезной модели , и особых условий для патентования игр, конечно же, при, при соблюдении упомянутых ограничительных условий. Наиболее вероятней, что патентовании игр, может подпадать как устройства (игровые поля, элементы игры), так и способы.

Также следует обратить внимание на то, что наиболее перспективным является патентование технических решений в качестве полезных моделей , т.к. полезная модель, в отличии от изобретения, удовлетворяет двух условиям правовой охраны: новизна и промышленная применимость, при этом срок регистрации полезной модели составляет до 1 года с даты подачи заявки патентное ведомство, что очень актуально для игр, которые имеют небольшой срок использования на рынке и часто зависят от моды и сиюминутных ожиданий рынка.

Для примера патентования игр и её составных элементов в качестве изобретений можно привести следующие патенты:

  • настольная игра №№ RU2478004 , RU2452547 и RU2299752 ;
  • элементы настольных игр №№ RU2435623 и RU2390361 ;
  • спортивные игры №№ RU2519958 , RU2262970 и RU2366481 ;
  • системы управления или взаимодействия №№ RU2522023 , RU2498519 и RU2482537 .

Также для примера патентования игр и её составных элементов в качестве полезных моделей можно привести следующие патенты:

  • настольная игра №№ RU146752 , RU142248 , RU117823 и RU96021 ;
  • элементы настольных игр №№

    Если ваши авторские права на игру либо ее элементы могут быть подтверждены документально (свидетельствами о регистрации товарного знака (торговой марки), авторскими свидетельствами, патентами и т.д.), Вы можете направить Письмо-претензию, в качестве предупреждение нарушителю Ваших прав.

    Согласно ч. 2 ст. 54 Конституции Украины "никто не может использовать или распространять результаты творческой деятельности лица без его согласия". Также, согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Закону Украины "Об авторском и смежных правах " от 23.12.93 № 3792-ХП "автору принадлежит исключительное право разрешать или запрещать использование своего произведения другими лицами".

    Вы можете предложить нарушителю приобрести права на Вашу игру, или же так изменить концепцию его игры, чтобы она не нарушала Ваших авторских прав, или же решать этот вопрос в судебном порядке.

    Согласно ст. 51 Закона Украины "Про авторське право і суміжні права" защита личных неимущественных и имущественных прав субъектов авторского права осуществляется в порядке, установленном административным, гражданскимa и уголовным законодательством. Суд может обязать нарушителя возместить моральный ущерб за нарушение авторских прав, удержать с него доход, полученный вследствие нарушения, обязать выплатить компенсацию в размере от 10 до 50000 минимальных заработных плат, изъять контрафактные образцы игры либо обязать третьих лиц прекратить распространение или хранение образцов игры.

    Мы рекомендуем Вам защищать свои авторские права на игры, т.к. существует объективная цена усилий автора, которую нужно, по меньшей мере, "отбить" у нарушителя. Ваша интеллектуальная собственность должна обеспечивать Вам получение дохода, а не приносить убытки.

Прошедший год был примечателен различными событиями, связанными с патентами, но применительно к видеоиграм отдельного внимания заслуживает патент 5,718,632, а точнее, факт истечения его срока действия. Этому событию было уделено достаточно внимания в игровом сообществе, а на сайте Фонда электронных рубежей была опубликована статья, посвященная этому, перевод которой и представлен ниже.

В 1998 году Бюро по патентам и товарным знакам США зарегистрировало патент 5,718,632 на метод, позволяющий избежать «бесполезную трату времени» в видеоиграх. То, что произошло за 17 лет, может быть описано наилучшим образом именно как бесполезная трата времени.

Патент компании Namco охватывает «вспомогательные игры», в которые игрок может сыграть, пока загружается основная игра. Патент истек 27 ноября, что вызвало бурю эмоций в игровом мире , и даже был проведен , на котором разработчики создавали свои собственные игры для экранов загрузки.

Среди всех этих эмоций стоит уделить минутку на то, чтобы задаться вопросом, действительно ли патент 5,718,632 следовало изначально выдавать. Подобное является знаковой проблемой для многих патентов, в частности, в отношении программного обеспечения.

Как были изобретены игры для экранов загрузки

В 1994 году была представлена первая Sony PlayStation. Ее графические возможности оставляли далеко позади таких предшественников, как Sega Genesis и Super Nintendo, но имелся один большой недостаток. Игровые картриджи предыдущего поколения были заменены CD-ROM"ами. Когда загружалась игра на PlayStation, вы должны были ждать, пока игровые данные загрузятся из диска в собственную память приставки. И. Приходилось. Ждать. Каждый раз. Просмотр экрана загрузки было делом скучным, особенно когда вы привыкли к моментальным загрузкам игр на картриджах.

Игра Ridge Racer компании Namco была предназначена решить проблему путем включения в нее второй игры - классики 80-х Galaxian. Для PlayStation практически не требовалось времени для загрузки Galaxian. И внезапно, игроку уже не надо думать о том, насколько скучно ожидать, пока игра загрузится; он мог наслаждаться игрой в Galaxian, пока консоль загрузит Ridge Racer. Если успеть пройти Galaxian до загрузки Ridge Racer, игрок будет награжден в Ridge Racer некоторыми внутриигровыми бонусами.

Должны ли быть патентоспособными игры для экранов загрузки?

В чем фишка? Namco первой придумала игры для экранов загрузки, поэтому они оформили патент, верно? Что ж, давайте взглянем на то, как закон США определяет патентоспособное изобретение .

В соответствии с законом, лицо не может получить патент, если заявленное изобретение уже существует , когда заявка была подана, или является очевидным для любого, кто обладает квалификацией в соответствующей технологической сфере. Идея играть в мини-игру, пока загружается основная, была распространенной в течение длительного времени . В 1987 году, за много лет до того, как Namco подала свою патентную заявку, Ричард Эплин (Richard Aplin) создал Invade-a-Load , утилиту для разработчиков, которые создавали игры для компьютера Commodore 64. Как игровой разработчик, вы могли Invade-a-Load встроить в вашу игру; пока игроки ожидали загрузку игры, они могли сыграть в мини-игру, похожую на Space Invaders. С учетом широты заявки Namco, это является очень серьезным аргументом к тому, что ее заявка должна была быть отклонена как ранее предвиденная или очевидная в свете наличия Invade-a-Load.

Содействует ли инновациям патент на игры для экранов загрузки?

Целью всех патентов, как закреплено в Конституции США, является содействие инновациям. Изобретатели получают в награду временную монополию на свои изобретения в обмен на разглашение информации о принципах работы изобретений.

Верховный Суд постановил, что патенты должны выдаваться только в отношении «тех изобретений, которые не были бы раскрыты или придуманы, но которые стимулированы патентом». Другими словами, если изобретатель не предоставляет действительно ценную информацию в обмен на патент, это плохой патент. К сожалению, многие патенты на ПО как раз такие. Они не предлагают какой-либо реальной информации о том, как внедрить особенность, они вместо этого расплывчато описывают саму особенность. В суде расплывчатость зачастую преобладает над специфичностью, когда истцы растягивают границы своих изобретений, чтобы ими были охвачены продукты ответчиков.

Что касается патента о вспомогательных играх, он просто описывает идею загрузки отдельной игры, пока игрок ожидает загрузку основной игры. Namco не предоставила значимой информации в обмен на свою монополию на вспомогательные игры.

В прошлом году Верховный Суд отменил патент за то, что в его описании не было ничего, за исключением абстрактной идеи, выполняемой на компьютере. Если Namco подала бы иск к кому-либо по поводу своего патента, это вполне могло бы привести к утрате ею своего патента. Но это не главное: даже существования подобных, низкокачественных с точки зрения права, абстрактных патентов на ПО достаточно, чтобы удерживать многих изобретателей .

Исправление патентной системы означает исправление патентов

На данный момент на рассмотрении в Конгрессе находятся два законопроекта по патентной реформе: PATENT Act и Innovation Act . Фонд электронных рубежей поддерживает оба законопроекта, и мы надеемся, что вы найдете время на то, чтобы посодействовать вашим конгрессменам в поддержке ими этих же законопроектов.

Хотя эти законопроекты в большей степени о судебных процессах по патентным спорам. Если мы действительно желаем сделать патентную систему средством инноваций, как это предписано Конституцией, мы должны решить проблему качества патентов.

Прямо сейчас патенты на ПО являются экраном загрузки мира интеллектуальной собственности. Они не добавляют никакой ценности к игре. Они только обязывают каждого сидеть и ждать, прежде чем сделать что-нибудь.

Несмотря на всеобъемлющую популярность компьютерных игр, настольные игры продолжают сохранять свою актуальность и удерживают сои позиции на рынке. Существуют всем известные и любимые поколениями игры, а также новые игры, которые создаются сегодня.

Ко мне несколько раз обращались за советом создатели и издатели настольных игр. Их интересовал одинаковый вопрос: как защитить авторские права на игру и сделать так, чтобы никто не выпускал подобные игры. Немного забегая вперед, могу сразу сказать, что в России методами авторского или патентного права защитить саму механику (процесс, правила игры) невозможно. Однако настольная игра может включать в себя множество других элементов, которые, в свою очередь, могут подлежать защите и представлять собой объекты авторских прав.

Перечень объектов авторских прав дан в ст.1259 ГК РФ. Игра сама по себе таким объектом не является. Но игра обычно состоит из правил, упаковки, игровых приспособлений, игрового поля и других элементов. Интеллектуальные права как раз на эти элементы и могут подлежать охране.

Начнем с коробки. Дизайн коробки является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности . Во-первых объекты дизайна отнесены статьей 1259 ГК РФ к объектам авторских прав. Как известно, вопреки всеобщему заблуждению, для возникновения и осуществления авторских прав не требуется регистрация авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей. Исключительное право на объект дизайна возникает первоначально у автора, как и в случае с другими объектами. В дальнейшем эти права могут принадлежать и другим лицам в силу отчуждения исключительного права или, например, в силу перехода к заказчику прав от дизайнера на основании договора на создание этого дизайна.
Помимо защиты авторским правом дизайна упаковки, правообладатели также могут прибегнуть к помощи права патентного. Дизайн упаковки вполне может быть запатентован в качестве промышленного образца. Не стоит также и забывать о правах на средства индивидуализации . Логотип игры можно зарегистрировать в качестве товарного знака .
Таким образом, права на упаковку (например, коробку) настольной игры могут быть защищены. Защита может осуществляться двумя путями: через авторское право или через патентное право.

Продолжаем знакомиться с элементами игры. Во многих играх действие разворачивается на игровом поле. Как и в рассмотренном выше примере с упаковкой, права на дизайн игрового поля также будут подлежать защите. И тоже через призму как авторского, так и патентного права. В качестве примера можно привести игровое поле оригинальной формы с уникальным расположением сегментов хода и исполненное в уникальной цветовой гамме. Такое поле вполне будет отвечать признакам промышленного образца и на него можно получить патент.

Помимо игрового поля и упаковки в состав настольных игр входят и другие объекты. Я уже упомянул, что логотип игры может быть зарегистрирован в качестве товарного знака. Ту же процедуру можно проделать, например, и с героями игры. Если В вашей игре есть уникальный герой, то он вполне может стать товарным знаком ; помните старичка из Монополии?

Вот еще один интересный момент. Однажды я столкнулся с настольной игрой, где процесс ходов зависел не от бросания кубиков, как многие привыкли, а от другого устройства, входящего в комплект игры и напоминающего своеобразный волчок-рулетку. Такой оригинальный атрибут игры становится настоящей фишкой, отличительной особенностью игры, способной повлиять на коммерческий успех. Было бы весьма несправедливо, если бы таким объектам не предоставлялась защита с точки зрения интеллектуальных прав. И такая защита предоставляется. На мой взгляд, такое устройство вполне подходит под определение полезной модели. И опять же, прибегнув к патентному праву, такой результат интеллектуальной деятельности может быть защищен.

Ну и напоследок самое интересное - правила игры . Вопрос охраноспособности именно правил интересует правообладателей больше всего. К сожалению, мне приходится их разочаровывать - права на правила игры не могут подлежать защите ни с точки зрения авторского, ни с точки зрения патентного права. Правила игры - это метод, способ проведения игры. Согласно п.5. ст.1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. Таким образом, с позиции авторского права охрана такому объекту не предоставляется. В то же время и в патентном праве есть специальное упоминание: ГК РФ напрямую регламентирует, что не являются изобретениями правила и методы игр. Таким образом, и запатентованы правила игры быть не могут.
Некоторые специалисты высказывают мнение, что правила игры могут охраняться в качестве литературных произведений. Теоретически, да - могут. Только толку от этого не будет никакого. Защита в качестве литературного произведения позволит пресекать копирование текста правил (именно текста). Однако вряд ли найдется много таких незатейливых конкурентов, которые скопируют слово в слово текст правил Вашей игры. Что же касается принципов, изложенных в правилах, то тут закон содержит прямое изъятие: согласно п.3. ст.1270 ГК РФ, практическое применение положений, составляющих содержание произведения, не является использованием произведения. Так что стоит кому-либо изложить Ваши правила другими словами и это уже будет самостоятельный объект.

Таким образом, в условиях действующего законодательства защитить настольную игру как цельный объект не представляется возможным. Равно как и невозможно защитить идею и методы игры. Но могут быть защищены отдельные элементы, входящие в игру.

В последнее время разработчики порадовали нас множеством прекрасных игр, многие из которых были представлены на фестивале в Украине. Работа данных людей достойна восхищения. Но все забывают о том, что необходимо вовремя позаботиться об оформлении авторских прав на свою игру. Сегодня я постараюсь изложить некоторые аспекты норм и права, действующие на территории РФ, а также дать некоторые советы. Выводы, сделанные в данной статье, являются моим личным мнением, которое вы вправе оспорить, но статьи процитированы из правовых документов без изменений (выделено курсивом). Начнём…

1. Основы

Давайте начнём с самого конца — вы считаете, что ваши авторские права нарушены. Что необходимо сделать, и как работает система правосудия на территории РФ (очень кратко): вы подаёте заявление в Полицию о нарушении ваших прав с изложением своей проблемы. К заявлению прикладывается копия ваших документов и копии документов, подтверждающих ваше авторское право на предмет спора. В случае отсутствия документов, следователь к рассмотрению ваше заявление не примет. И не примет по одной простой причине — суд без документального подтверждения факта нарушения Закона РФ не состоится.

Но Гражданский Кодекс РФ (далее — ГК) гласит:

Статья 1259 пункт 4 . Объекты авторских прав

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Да, всё верно — вы получаете авторство, как только реализуете свою идею. Но до поры до времени, пока никто эти права у вас не оспорил. В таком случае и вам, и противоположной стороне придётся доказать, что именно она имеет все права на данный продукт. А так как вы идёте в суд, то запаситесь заранее необходимыми документами. В противном случае — суда не будет.

Далее, подготовив материалы, следователь передаёт ваше дело в суд, либо пишет отказ, мотивировав его статьями законодательства. Предположим — ваше дело в суде. В таком случае судья, выслушав версии сторон, примет решение. Если вас данное решение не устраивает — вы вправе подать апелляцию.

Какова ответственность за подобное нарушение (приведу только одну статью, в которой есть сноски на другие):

Статья 1301 ГК РФ. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации :

в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей , определяемом по усмотрению суда;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Итак — для суда нам необходимы документы, подтверждающие наше авторское право на настольную игру. Для этого обратимся к законодательству, а именно, к Гражданскому Кодексу РФ.

2. Гражданский кодекс

В ГК есть целый раздел, посвящённый авторскому праву:

Раздел VII Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

Начнём с того, кто является по закону автором:

Статья 1228 ГК РФ . Автор результата интеллектуальной деятельности

2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — право на имя и иные личные неимущественные права.

Теперь выясним, что же такое понятие интеллектуальной деятельности:

Статья 1225 ГК РФ пункт 1 . Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения ;

5) фонограммы ;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач ( вещание организаций эфирного или кабельного вещания );

7) изобретения ;

8) полезные модели ;

9) промышленные образцы ;

10) селекционные достижения ;

11) топологии интегральных микросхем ;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования ;

14) товарные знаки и знаки обслуживания ;

15) наименования мест происхождения товаров ;

16) коммерческие обозначения .

Получается, что в законе нет понятия «настольная игра», что существенно усложняет нам задачу. И ещё более усложнит нам её Статья 1259 ГК РФ , Объекты авторских прав, пункт 5:


Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Получается, что авторское право может быть распространено только на произведения, выраженные в какой-либо форме (п.1. и п.3 ст.1259 ГК РФ ), то есть физическую форму (которую можно потрогать, прочитать и увидеть), но не на идею. Поэтому саму идею (механику) настольной игры в РФ защитить нельзя, то есть а вторское право охраняет только форму произведения, а не его содержание.

В пункте 3 ст. 1259 ГК РФ приведены возможные виды объективных форм:

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объёмно-пространственной форме.

Что из всего этого следует — законодательство РФ не позволит вам получить авторское право на механику (идею) игры. Коробка, компоненты, изображения на картах, название, правила — всё это подлежит законной регистрации, но саму идею защитить не получится. А механика — самое важное в игре. И давайте сразу отметим тот факт, что игру , как единое целое , защитить авторством по закону РФ нельзя, необходим комплексный подход. Что же делать, чтобы защитить свою собственность?

3. Пути решения

3.1.Защита названия (торговая марка)

Понятие торговой марки (товарного знака) является буквальным переводом английского слова trademark — это любой символ, слово, число, изображение или конструкция, используемые производителем или продавцом для идентификации своих товаров и отличия от однородных товаров других юридических или физических лиц.

Игру будут узнавать по наименованию на коробке. Например: «Рутения», «Весёлая ферма», «Ренессанс Леммингов» и т.д. Чтобы никто не смог продавать другую игру на территории РФ под таким же названием, необходимо его зарегистрировать. Рекомендую также зарегистрировать придуманный логотип в качестве товарного знака.

ГК РФ. Глава 76 параграф 2. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак

Статья 1484 ГК РФ. Исключительное право на товарный знак

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Имея на руках соответствующие документы, вы защитите название своего продукта и логотип своей фирмы.


3.2. Компоненты игры

С ними проще — они осязаемы, и их можно запатентовать:

Глава 72 ГК РФ . Патентное право

Статья 1345. Патентные права

1. Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами.

1) исключительное право;

Дизайн оформления игры, её принадлежности и реквизиты — всё подлежит патенту. Дизайн охраняется патентом на промышленный образец.


3.3. Правила игры

Правила игры попадают под статью 1225 ГК РФ пункт 1-1 , как литературное произведение.

3.4. Механика игры

Самый важный пункт. Как мы уже выяснили, согласно статье 1259 ГК РФ п.5 она не входит в понятие авторского права. Что же делать? Выход есть, но он очень спорный.

Депонирование — это особый способ регистрации и хранения своих работ. Если упрощённо — этот способ даёт вам «отправную точку» в авторстве своего произведения. Вы можете изложить механику игры (но так, чтобы после прочтения все поняли, что это за игра) и зарегистрировать данный документ должным образом. В спорных случаях у вас будут зарегистрированный факт того, что вы изложили свои мысли раньше вашего оппонента. Это не будет являться доказательством вашего авторства, но будет принято к сведению судьёй (а это немаловажно в спорной ситуации).


Итак, мы рассмотрели все возможные варианты защиты наших прав. Какой же вывод из всего этого можно сделать.

4. Выводы

Как видите — для защиты настольной игры необходим комплекс мер по защите и необходимо понимать, что для закона понятие «настольная игра» отсутствует. Примите к сведению всю изложенную выше информацию. Постарайтесь максимально обезопасить себя от кражи вашей интеллектуальной собственности. Работайте только с честными и порядочными издательствами, которые дорожат своей репутацией. Изучите законодательство той страны, на территории которой вы собираетесь издавать свою игру — эти сведения вам предоставит любой крупный издатель. Заручитесь его поддержкой в спорных вопросах — любое уважающее себя издательство поможет вам отстоять ваши права.

Успехов вам, уважаемые разработчики.

P.S. в конце статьи отвечу на вопрос, который мне задал Дембицкий Сергей:

«А если издательство издаёт игру под моим именем? Это является доказательством моего авторства?»

Я сначала ответил «нет», но, подумав, несколько изменил точку зрения и отыскал ещё одну «лазейку» для авторов. Если просто указать на коробке: «Автор игры — Дембицкий Сергей», то это доказательством не будет. Я уверен, что людей с таким сочетанием имени и фамилии будет не менее 100. И кто из них автор? А вот если в правилах указать, что автором игры является Дембицкий Сергей, привести фотографию (чёткую и ясную) и некоторые индивидуальные данные, которые присущи именно этому Сергею, то тогда это косвенно будет являться доказательством права на данный продукт.

Специально для «Тесеры», корреспондент Горшечников Александр ака Gravicapa