Что такое претор. Полномочия и дипломатические обязанности претора древнего рима

Просмотров: 8

В период ранней римской республики (после упразднения царства) преторами именовали две высшие магистратуры - консулов и диктаторов . В те времена период полномочий консульского командования армией согласно Титу Ливию мог называться Praetorium .

Претор государственная должность в Древнем Риме. В ходе исторического развития Древнего Рима содержание и функции этой должности менялись. Преторы действовали в одном из двух официальных качеств: командующие армией или избранный магистрат.

Претор

лат. praetor, от prae-ire - идти впереди, предводительствовать

В 367 г. до н. э., со времени законов Лициния и Секстия (Leges Liciniae Sextiae ) верховное должностное лицо стало именоваться консулом , а термином претор стала обозначаться следующая по старшинству должность. Первоначально претор был кем-то вроде третьего консула и, как магистрат, имевший империй, исполнял часть обязанностей избранных консулов, основной компетенцией претора стало совершение городского правосудия по гражданским делам.

Претор мог иногда командовать и армией государства, а когда консулы отсутствовали в Риме или командовали армиями, претор исполнял функции консулов в городе, и им принадлежала высшая власть. Претор мог заменять отсутствующих консулов при созыве сената, комиций, при наборе войска и т. д.

Претор назывался collega consulibus (коллега консулов) и избирался под теми же ауспициями в центуриатских комициях. Сначала выбирали консулов, затем преторов . Претор являлся курульным магистратом, обладал империем и был одним из старших магистратов (Magistratus Majores), но обязан был чтить консулов и повиноваться им. Знаками должностного отличия (insignia) претора были шесть ликторов, в более поздний период претор в Риме имел только двух ликторов.

Первые преторы избирались из консулов предыдущего года, но от этого правила очень быстро отказались, так как для консулов имелась более заманчивая добыча – стать проконсулом какой-либо провинции.

До 337 г. до н. э. преторы избирались исключительно из патрициев, специально создавших эту должность как своего рода компенсацию за то, что им пришлось разделить консульство с плебеями.

На должность претора могли претендовать римские граждане не моложе 40 лет и прошедшие через нижестоящие должности (квестуры и курульного эдильства для патрициев, квестуры и народного трибуната - для плебеев). Претор избирался сроком на один год, свои обязанности исполнял безвозмездно. Выборы происходили в центуриатских комициях.

Преторы имели право на курульное кресло (sella curulis), расшитую золотом и пурпуром тогу (toga praetexta) и 6 ликторов. Вступая в должность (1-го января, одновременно с консулами), praetor urbanus с ораторской кафедры объявлял эдикт (edictum, formula, lex annua), который записывался большими красными буквами на белой стене (позднее – на выбеленной доске) для широкой доступности всем гражданам Республики; здесь излагались те принципы, которых намерен был держаться претор во время своего должностного года при судебных решениях. Не имея права отлучаться из Рима, praetor urbanus иногда должен был ведать все гражданское судопроизводство, если его товарищ получал командование армией (в качестве magistratus cum imperio претор имел не только высшую судебную, но и военную власть), и исполнять некоторые функции отсутствующих консулов (созывать сенат и комиции, производить набор и т. д.).

Первые преторы в своих судейских функциях занимались только гражданскими делами. Уголовные дела рассматривались на комициях или для их расследования создавались специальные комиссии. В гражданских делах преторы допускали стороны к процессу, назначали судей и давали им указания. Обычно сам претор не выносил судебных решений. Только при возникновении чрезвычайно спорных ситуаций или ситуаций, которые не могли быть разрешены в рамках существующего права, претор выносил окончательное решение в форме интердикта.

С 242 до н. э. стали избирать два претора - городской претор (praetor urbanus ), ведавший судебными процессами между римскими гражданами, и претор для ведения дел между римскими гражданами (cives) и чужестранцами (peregrini) или между самими чужестранцами (перегринский претор ) (praetor peregrinus ).

Городской претор являлся первым по рангу. Обязанности удерживали его в Риме и он мог покидать город лишь на срок не более десяти дней. В его обязанности входило руководство Аполлоновыми играми (Ludi Apollinares). Он являлся главным магистратом, осуществляющим правосудие; эдикты сменявших друг друга преторов внесли большой вклад в развитие и совершенствование римского права. Как praetor urbanus , так и praetor peregrinus имели право издавать эдикты, и после установления императорской власти их функции в этом отношении, по-видимому, не были ограничены, хотя постепенно должны были сужаться по мере того, как получили распространение императорские указы и рескрипты (edictum). Границы власти этих двух преторов обозначались выражением Urbanae Provinciae.

Основная судебная функция претора в гражданских делах состояла в назначении судьи (judex). Только при издании интердиктов претор выносил окончательное решение (interdictum). Судебные слушания перед претором имели техническое название in jure.

Также преторы председательствовали в судах по уголовным делам. Существовали постоянные судебные комиссии (Quaestiones perpetuae) по делам о вымогательстве (Repetundae), незаконном соискании должности (Ambitus), умалении величия римского народа (Majestas) и казнокрадстве (Peculatus), которыми руководили остальные четыре претора - в тот период, когда всего преторов было шесть. В дополнение к ним Сулла создал комиссии по делам о подлоге и лжесвидетельстве (Falsum), об убийствах и отравлениях (De Sicariis et Veneficis) и об отцеубийствах (De Parricidis) и с этой целью добавил еще двух или, согласно некоторым источникам, четырех преторов - ибо сообщения Помпония и других авторов по этому вопросу противоречивы. Претор председательствовал в таких процессах, но вопрос об осуждении или оправдании обвиняемого решался большинством голосов судей (judicium).

Осуществляя правосудие, претор восседал на курульном кресле в трибунале - части суда, предназначенной для претора , его помощников и друзей и находившейся напротив скамей (Subsellia), которые были заняты судьями и прочими присутствующими. Но претор имел право совершать множество служебных действий вне суда или, как это называлось, e plano или ex aequo loco , в противоположность e tribunali или ex superiore loco : например, в некоторых случаях он имел право утвердить акт манумиссии, находясь на открытом воздухе, например, по дороге в бани или театр.

Когда римляне шагнули за пределы Италии и постепенно стали приобретать провинции, требовалось в каждой завоеванной области поставить воеводу, который бы командовал оккупационной армией, творил суд и заведовал администрацией. Эти новые воеводы также были преторами , число которых возрастало, таким образом, с расширением завоеваний. Консулы должны были отправляться в те провинции, которым угрожал опасный враг, а преторы - в менее беспокойные: но иногда консулы брали себе с корыстной целью более богатые области, не заботясь об интересах защиты.

Гай Гракх провел закон, в силу которого сенат наперед, до избрания консулов и преторов , определял, какие провинции будут консульскими, какие - преторскими . По требованию Гракха был поставлен особый претор во главе суда, созданного в 149 г. для разбора процессов о вымогательствах воевод (quaestiones perpetuae repetundarum).

С 227 г. до н. э. были введены две дополнительные должности преторов преторов , ответственных за провинцию Сицилию и за провинцию Сардинию.

С 197 г. до н. э. количество преторов было увеличено до шести. Были введены новые должности преторов в обеих испанских провинциях (Дальняя и Ближняя Испании (Hispania Citerior и Ulterior )). Распределение претора на тот или иной круг деятельности осуществлялось жребием. Два из шести преторов находились в Риме, а четыре других отвечали за провинции, в которые их назначил сенат. Сенат определял их провинции, распределявшиеся затем по жребию. После исполнения судебных функций в Риме претор часто получал управление провинцией с титулом пропретора, а иногда с титулом проконсула.

Иногда на преторов возлагались экстраординарные обязанности: например, в 144 г. до н. э. претору по делам иноземцев постановлением сената было поручено следить за ремонтом некоторых акведуков и препятствовать незаконному использованию воды

Реформа судопроизводства при призвала к жизни еще 5 специальных палат (quaestiones perpetuae) для разбора различных категорий уголовных преступлений, с преторами во главе и присяжными судьями, список которых (album indicum) составлялся претором. В I в. до н. э. эти палаты вытеснили почти всецело юрисдикцию комиции. Таким образом, кроме praetor urbanus и praetor peregrinus , сохранивших за собой гражданское судопроизводство, ежегодно избирались еще 6 преторов в качестве председателей уголовных палат. Ввиду того, что к этому времени число провинций увеличилось до 10, по истечении должностного года все 8 преторов , подобно консулам, получали промагистратуру и в качестве пропреторов получали управление областями.

При Цезаре число преторов увеличили до 10, затем до 12, 14 и 16. после нескольких изменений установил число преторов, равное 12. При Тиберии их было 16. Клавдий назначил двух преторов для разрешения вопросов, связанных с фидеикомиссами, когда количество дел в этом разделе права стало весьма значительным, но Тит оставил только одного такого претора; а Нерва создал должность претора для разрешения споров между фиском и частными лицами. Таким образом, число преторов доходило до 18.

доходило до 10, при Тиберии - до 16, при Нероне - до 18. Судебные функции и провинции распределялись между членами преторской коллегии по жребию. На обязанности претора лежало, кроме того, заведование некоторыми играми (Apollinares, circenses, Megalenses). Эти функции сохранились за ними и в эпоху принципата, между тем как почти все судебные функции перешли в руки префектов преторианского и городского, а управление императорскими провинциями - в руки пропреторов; для получения последней должности даже не требовалось предварительного замещения претуры.

Преторы в различном количестве существовали до времен поздней империи, и продолжали осуществлять правосудие.

Во времена Империи должности преторов уже потеряли былое значение, но служили необходимой ступенью для замещения целого ряда высших административных постов и офицерских должностей на пути к сенаторской должности. В эпоху Империи преторами назывались также высшие должностные лица в городах.

При сложении своих полномочий преторы произносили клятву в том, что они добросовестно исполняли свою должность. Человек, исключенный из сената, мог вернуть свое звание, получив должность претора .

В Древнем Риме первоначально титул "претор" принадлежал только консулам или диктаторам и относился к ним как к командующим армией государства. В те времена период полномочий консульского командования армией согласно Титу Ливию мог называться Praetorium.

Впервые магистрат, называвшийся претором, вступил в свою должность в 366 году до Р.Х. Эта должность была введена в качестве реакции патрициев на допуск плебеев к занятию консульской магистратуры.
Первоначально претор был кем-то вроде третьего консула и, как магистрат, имевший империй, исполнял часть обязанностей избранных консулов, в первую очередь, их судейские обязанности. Но претор мог иногда командовать и армией государства, а когда консулы отсутствовали в Риме или командовали армиями, претор исполнял функции консулов в городе.
В частности, претор мог заменять отсутствующих консулов при созыве сената, комиций, при наборе войска и т.д.

Когда цензоры прекращали исполнение своих полномочий, претор по поручению сената осуществлял надзор за состоянием общественных зданий и сооружений.

Претор был курульным магистратом, то есть он являлся одним из высших должностных лиц в государстве, но консулам он должен был повиноваться и выказывать им все знаки уважения. Поэтому неудивительно, что первые преторы избирались из консулов предыдущего года, но от этого правила очень быстро отказались, так как для консулов имелась более заманчивая добыча – стать проконсулом какой-либо провинции.

Сразу после введения этой магистратуры преторы избирались только из числа патрициев, но уже с 337 года эта должность стала доступной и для плебеев.

Выборы преторов, которых называли college consilibus (коллега консулов), происходили на тех же центуриатных комициях и при тех же ауспициях, что и выборы консулов. Сначала на Марсовом поле выбирали консулов, а потом – претора (ов).

По закону претором мог стать полноправный гражданин Рима, достигший возраста 39 лет и занимавший должность квестора, однако история немало исключений из этого правила.

В качестве дополнительных инсигний, преторы имели право на курульное кресло, тогу претекста и 6 ликторов.
Praetor urbis при вступлении в должность присягал на верность законам Республики. Затем он всходил на ораторскую кафедру и объявлял свой эдикт (т.е. свод основных законоположений), которым он должен руководствоваться при принятии решений. Это заявление называлось Formula или Lex annua и записывалось большими красными буквами на белой стене (позднее – на выбеленной доске) для широкой доступности всем гражданам Республики.
Остальные преторы также издавали подобные эдикты.

С 246 года в Риме стали выбирать двух преторов, которые разделили между собой, в первую очередь, судейские функции. Старший претор (Praetor Urbis) занимался исключительно делами между римскими гражданами. Младший претор (Praetor peregrinus) занимался судебными делами между иностранцами или между римлянами и иностранцами. Остальные преторские функции распределялись между коллегами по жребию. Если одному из них доставалось командование армией, то другой должен был непременно оставаться в городе.
Часто военный империй претора продлевался на второй срок.

Иногда на преторов возлагались экстраординарные обязанности: например, в 144 г. до н. э. по специальному постановлению сената Praetor peregrinus должен был следить за состоянием и ремонтов акведуков, а также препятствовать незаконному забору воды частными лицами.

Территория римского государства со временем расширялась, и с 227 года до Р.Х. стали избирать еще двух преторов, вначале для управления провинциями Сицилией и Сардинией с Корсикой.
Еще двух преторов стали избирать с 197 года после образования двух провинций в Испании.
Из шести избранных преторов два старших оставались в Риме, а остальные выезжали в провинции, которые между ними распределялись сенатом с помощью жребия.

Гай Гракх провел закон, согласно которому еще перед выборами должностных лиц сенат должен был определить, какие провинцию станут на следующий срок консульскими, а какие - преторскими. Это было сделано для того, чтобы уменьшить влияние консулов на выбор более выгодных провинций. Сенат же должен был назначать консулов в те провинции, где шли военные действия, или которым могли угрожать внешние враги.

После выполнения своих судейских обязанностей в Риме в течение года претор обычно получал в управление одну из провинций в должности пропретора, но иногда претор командовал в провинции, получив титул проконсула.

При Сулле количество преторов было увеличено до восьми, а при Цезаре оно колебалось от 10 до 16, но подробное рассмотрение их функций уже выходит за границы нашей темы. Коротко говоря, они занимались различными судебными проблемами.

Собственно словом "претор" назывался обычно Praetor urbis, или городской претор, который являлся старшим по рангу среди преторов. Он являлся главным магистратом, осуществлявшим правосудие. В его обязанности также входило руководство Аполлоновыми играми, играми в цирке и играми в честь Кибелы. Должностные обязанности должны были постоянно удерживать претора в Риме, так что он мог покидать город на срок не более десяти дней.

Первые преторы в своих судейских функциях занимались только гражданскими делами. Уголовные дела рассматривались на комициях или для их расследования создавались специальные комиссии.
В гражданских делах преторы допускали стороны к процессу, назначали судей и давали им указания. Обычно сам претор не выносил судебных решений. Только при возникновений чрезвычайно спорных ситуаций или ситуаций, которые не могли быть разрешены в рамках существующего права, претор выносил окончательное решение в форме интердикта.

В 149 году до Р.Х. в Риме была проведена очередная судебная реформа и созданы постоянно действующие комиссии, которые разбирали уголовные дела. Теперь все шесть избранных преторов в течение года занимались судебными делами, и только по истечении года они отправлялись в свои провинции.
Два старших претора по-прежнему разбирали гражданские дела, а остальные преторы занимались различными видами уголовных дел. Были учреждены постоянные судебные комиссии по делам о вымогательстве, незаконном соискании должностей, умалении величия римского народа и казнокрадстве, которые возглавлялись преторами.

По предложению Гая Гракха была создана постоянная комиссия для рассмотрения злоупотреблений римских магистратов в провинциях. Возглавлять эту комиссию должен был претор из сословия всадников. В связи с таким назначением, очевидно, должны были быть перераспределены функции остальных преторов, так как об увеличении числа избираемых преторов при этом ничего не известно.

В дополнение к уже существующим постоянно действующим комиссиям Сулла создал еще комиссии по делам о подлогах и лжесвидетельствах, по делам об убийствах и отравлениях и по делам об отцеубийствах. Чтобы судебная система функционировала, Сулла добавил еще двух преторов (по некоторым источникам – четырех) к уже существующим. Так что в I веке до Р.Х. такие уголовные комиссии почти полностью свели на нет судебные функции комиций.

Осуществляя правосудие, претор сидел на курульном кресле в трибунале – это была часть судебного помещения, отведенная для претора, его помощников и друзей и находившаяся напротив скамей, которые занимались судьями и остальными присутствующими. Несмотря на такое почетное положение, претор только председательствовал в этих судебных процессах, а вопрос об осуждении или оправдании обвиняемого решался большинством голосов судей.

При сложении своих полномочий преторы произносили клятву в том, что они добросовестно исполняли свою должность.

Человек, исключенный из сената, мог вернуть свое звание, получив должность претора.

(Продолжение следует)

В разделе на вопрос кто такой претор? заданный автором Ѝльвира Пищугина лучший ответ это Претор (лат. praetor, от prae-ire - идти впереди, предводительствовать) - государственная должность в Древнем Риме. В ходе исторического развития Древнего Рима содержание и функции этой должности менялись.
В период ранней римской республики (после упразднения царства) преторами именовали две высшие магистратуры - консулов и диктаторов. В 367 до н. э. , со времени законов Лициния и Секстия (Leges Liciniae Sextiae), верховное должностное лицо стало именоваться консулом, а термином «претор» стала обозначаться следующая по старшинству должность, при этом его основной компетенцией стало совершение городского правосудия по гражданским делам. В отсутствие консула претору принадлежала высшая власть.
С 242 до н. э. стало избираться два претора - городской претор (Praetor urbanus), ведавший судебными процессами между римскими гражданами, и претор для ведения дел между римскими гражданами и чужестранцами или между самими чужестранцами (Praetor peregrinus).
Учреждение римских провинций привело к появлению других должностей преторов - с 227 до н. э. в Сицилии и Сардинии, а с 197 до н. э. - в обеих испанских провинциях.
При Сулле число преторов увеличилось до восьми, при Цезаре - до шестнадцати, а во времена Империи - до восемнадцати. Во времена Империи должности преторов уже потеряли былое значение, но служили необходимой ступенью для замещения целого ряда высших административных постов и офицерских должностей на пути к сенаторской должности. В эпоху Империи преторами назывались также высшие должностные лица в городах.
п. с.
у них еще личные когорты в легионах были. Преторианские. типа гвардии 🙂


а) претор
Должность претора была установлена в Риме в 367 г. законами Лициния и Секстия. Избранный на год народным собранием претор осуществлял юрисдикцию (iurisdictio), т.е. ведение гражданского процесса. Необходимо подчеркнуть, что претор не выступал в качестве судьи, другими словами он не разрешал юридического спора между сторонами, но наблюдал, чтобы тяжущиеся стороны следовали точной процедуре, точно формулировали сущность спора и представали перед судом.
Хотя претор не был законодателем, но он стал одним из основных творцов нового права. Причина этого заключалась в следующем. Вследствие своей власти (imperium) претор имел право обнародовать эдикты, имеющие отношение к его должности (ius edicendi). В этих эдиктах он публиковал не только принципы, которым должны следовать тяжущиеся стороны, т.е. составляющие правовую процедуру, но также правовые средства, такие как иски и приказы (actiones et interdicta), которые восполняли гражданское право (ius civile). В случае, когда гражданскому праву не доставало средств для его реализации, претор мог ввести новую правовую меру с помощью своего эдикта. Эти новые меры не только расширяли старое право, но привносили в него гибкость, добрую совесть (bona fides) и справедливость, так как претор заимствовал эти меры, прежде всего из права народов.
Когда претор вступал в должность, он публиковал свой эдикт на белой доске (album praetorium) для публичных объявлений, выставленной на римском форуме (forum Romanum), где претор имел свое кресло в дни, когда проходил судебный процесс (dies fasti). Эдикт претора оставался в силе только в течение года пребывания его в должности и был известен как ежегодный или постоянный эдикт (edictum annum или perpetuum), т.е. преторский эдикт, содержащий программу его деятельности в течение его служебного срока. В течение года могла возникнуть необходимость для издания промежуточного эдикта (edictum repentinum).
Следующий претор обычно использовал эдикт своего предшественника и лишь вносил в него необходимые изменения и дополнения. Определенное неизменное содержание эдикта, которое сохранялось из года в год, называлось edictum tralaticium.
В 67 г. до Р.Х. по закону Корнелия (lex Cornelia) было запрещено претору отклоняться от своего постоянного эдикта, который становился, таким образом, синонимом edictum tralaticium. В 130 г. от Р.Х. преторское творчество было завершено введением Edictum Perpetuum. Таким образом, возникло право магистратов (ius honorarium) отличное от гражданского права (ius civile). Поскольку претор был главным творцом этого права, то оно также получило название ius praetorium. Это право, как уже говорилось, заимствовало многие качества из права народов, тем не менее, ius honorarium не являлось синонимом ius gentium.
б) юристы
первоначально правовые знания были в руках понтификов, так как право (ius) не отличалось от обычая (fas). Хотя кодекс XII таблиц и возникновение должности преторов вторглись в их монополию, но не разрушили ее. Но в нач. III в. до Р.Х. появились юристы, которые не были понтификами. Как уже отмечалось, первый шаг был сделан Гн. Флавием, который опубликовал формулы древней процедуры, также как и календарь dies fasti et dies nefasti. Это получило название ius Flavianum (Pomp.1.2.2.7).
Второе важное событие произошло в 252 г. до Р.Х., когда понтифик Тиберий Корунканий в первый раз дал правовой совет и публичные юридические наставления. Фактически это было в то же время и первым обучением праву.
Наконец, следует упомянуть и о сочинении Секста Элия Пэта "Commentarii tripertita", которое было первым юридическим произведением, адресованным широкой публике, содержащим основы права, истолкование процессуальных формул, комментарий к Законам XII таблиц и сборник судебных формул. Это получило название ius Aelianum, как бы дополнявшее ius Flavianum.
Квинт Муций Сцевола (консул 95 г. до Р. Х) составил систематическое изложение гражданского права в 18 книгах. Он имел также многих учеников. Друг Цицерона, Сервий Сульпиций Руф, написал около 180 книг по праву и также имел множество учеников. Таким образом, постепенно возник отряд юристов. Они стали давать бесплатные советы, ибо эта их деятельность способствовала росту их престижа и авторитета. Они были, как правило, выходцы из патрицианских сенаторских фамилий. Рост влияния юристов был обусловлен усложнявшейся правовой практикой.
Функции юристов можно охарактеризовать следующими латинскими глаголами: respondere, docere. cavere, agere, interpretare и scribere.
Respondere - наиболее важная функция юристов: давать юридический совет своему клиенту. Последний мог быть частным лицом, претором или судьей (iudex privatus). Судьи в эпоху республики были частными гражданами. Эта деятельность юристов стала специфической и получила название responsa prudentium (ответы юристов).
Docere - указывает на обучение праву. Так как ответы давались публично и бесплатно, будущие юристы могли свободно прийти послушать и поучиться.
Cavere - обозначает защиту интересов клиента. Юристы советовали своим клиентам, как соблюдать формальности и не допускать небрежности в правовых делах, как составлять правовые документы, как организовывать судебные процессы.
Interpretare - обозначает интерпретацию и использование существующих правовых норм и принципов. Юристы применяли общие правила к индивидуальному случаю. Но важным аспектом этой деятельности было то, что юристы распространяли Римское право посредством интерпретации и применения его существующих норм и положений. Таким образом, нормы Римского права получали новую область применения, и возникало новое право.
Наконец, scribere - обозначает составлять, писать произведения на тему о праве. Юристы начали писать и это свидетельствовало о том, что право стало систематизированным и возникла юридическая наука, которая и до настоящего времени остается основой юриспруденции. Юридическая наука, развитая юристами, достигла своего апогея в течение первых двух с половиной веков от Р.Х. Это был классический период Римского права, более или менее совпадающий с периодом Принципата.

Претор, являвшийся курульным магистратом, наделенным империем, занимал вторую по важности после консулата - должность исполнительной власти. Для более полного понимания процесса функционирования претуры и определения места претора в иерархии должностных лиц следует выяснить степень подчиненности преторов сенату и консулам, выявить основные направления их взаимодействия с другими должностными лицами, а также охарактеризовать отношения внутри самой изучаемой магистратуры.

В первую очередь надлежит рассмотреть отношения преторов с сенатом. Решения сената не являлись законодательными актами, и были лишь «советами сената», однако благодаря авторитету сената его распоряжения воспринимались гражданами как обязательные для выполнения. С самого своего возникновения претура находилась в практически полном подчинении у сената, чему способствовало право сената распоряжаться казной. Претор (обычно городской, так как именно он чаще всего оставался в Риме) выполнял поручения сената; он связывался с консулами во время ведения ими военных действий вдали от Рима, передавая им волю сената, докладывал в сенате о состоянии дел в государстве, а в случае непосредственной угрозы безопасности Риму по приказу сената возглавлял оборону. Вероятно, отчет в своих действиях претор представлял также сенату.

Поручения сената претору носили самый разнообразный характер от постройки водопровода до проведения дипломатических переговоров с соседними государствами. Следуя решению сената, претор вносил законопроекты в народное собрание. Сенат указывал претору, как вести себя не только с соседями, но и с богами, то есть вмешивался в сакральные обязанности магистрата. Сенату же направлялись преторские отчеты по результатам управления провинцией. Очевиден контроль сената за действиями претора. Тем не менее, претор обладал возможностью неофициального давления на сенат. Манипулируя временем созыва сената и интерпретируя его решение в своих интересах, претор мог влиять на политику Рима, добиваясь желаемого ему результата.

Важным являлось и взаимодействие претуры с консулатом. Претора называли младшим коллегой высшего ординарного магистрата. Он был подотчетен консулу и полностью подконтролен ему как высшему должностному лицу государства. Консул мог наложить вето на любой акт, принятый претором. В условиях военных действий консул определял преторскую компетенцию, давал войско. Отчет в своих действиях претор представлял консулу.

И все же, конфликтные ситуации между претором и консулом существовали. При этом претор опирался на свою популярность у народа и, наоборот, играл на негативном отношении граждан к консулу. Так, Квинт Фабий, консул 295 года до н.э., недовольный бездействием претора Аппия Клавдия, отстранил Аппия и отправил его в город как виновного в моральном разложении воинов. Ливии сообщает, передавая мнение некоторых своих источников, что «претор Аппий Клавдий вызвал его в Рим, расписав пред сенатом и перед народом ужасы этрусской войны». При этом претор почти сумел убедить всех в некомпетентности консула. Только приезд в Рим самого Квинта Фабия и то обстоятельство, что он взял в Этрурию своего коллегу Публия Деция, сняли созданную претором напряженность Власова О.А. 2004: Должностные отношения римского претора (классическая и поздняя Республика) // Путь в науку. Вып. 9 / А.М. Селиванов (отв. ред.). Ярославль, 6-9..

В некоторых случаях конфликты возникали не без помощи сената. Тем не менее, преторы не рисковали вступать с консулами в открытый конфликт даже тогда, когда на их стороне находилась внушительная сила сената.

Следует рассмотреть отношения внутри самой магистратуры преторов. Претура - магистратура уникальная: до 242 г. до н.э. претор действовал без коллеги. Возможно, объяснить подобное следует практически полной подчиненностью претора сенату и консулам, что служило защитой от его злоупотреблений. «Главной характеристикой» римской магистратской коллегиальности являлось право интерцессии. Для того, чтобы определить, была ли подлинная коллегиальность свойственна претуре, следует рассмотреть ситуации, когда претор налагал вето на распоряжение своего коллеги, что встречается довольно редко. Это объясняется дифференциацией функций преторов и редким пересечением их должностных интересов.

Преторы, получив в свое управление ту или иную провинцию, отправлялись на место службы и мало интересовались делами чужой провинции. Те же из преторов, которые оставались в Риме, вероятно, редко выходили за пределы своей компетенции и вмешивались в дела коллеги. Скорее исключением из правил, чем обычным случаем, можно считать сообщение Цезаря о попытке одного из преторов использовать свое право интерцессии. «С первых же дней вступления в должность он поставил свое судейское кресло рядом с креслом городского претора и обещал помощь всем, кто будет апеллировать на приговоры третейских судей касательно оценки имущества и уплаты долгов...» Власова О.А. 2004: Должностные отношения римского претора (классическая и поздняя Республика) // Путь в науку. Вып. 9 / А.М. Селиванов (отв. ред.). Ярославль, 6-9.. Надежды претора не оправдались: Требоний судил гуманно, и жалобщиков не нашлось.

Донесенные до нас традицией случаи, свидетельствующие о возможности использования интерцессии, малочисленны и редки. Но, тем не менее, они позволяют сделать вывод о реальном существовании коллегиальности претуры.

Информация о взаимоотношениях претора и младших магистратов фрагментарна. Наиболее обширные к цепные сведения мы получаем из писем Цицерона. В данном случае речь идет о провинциальном преторе и его окружении. Квестор, обязанный сопровождать претора, избирался в Риме и направлялся в ту или иную провинцию по жребию. Он находился в полном подчинении у претора, но по окончании службы он представлял сенату отчеты обо всем, что произошло за год. Претор в провинции назначал легатов и префектов. Первые должны были выполнять его поручения, а вторые - вершить суд в отдаленных уголках провинции Кофанов Л.Л. Атрибуты власти магистратов в архаическом Риме / Л.Л. Кофанов. - М.: Спарк. - Древнее право. - Центр изучения римского права, 1998. - № 1 (3)..

Назначить на эти должности наместник мог любого человека. Обычно это происходило по рекомендации кого-либо из друзей или знакомых магистрата. Также при преторе постоянно находилась когорта - сопровождавшие наместника знакомые, клиенты, сыновья друзей, которые таким образом начинали свою карьеру и знакомились с кругом своих возможных в будущем обязанностей. В конце служебного срока, при возвращении в Рим, претор представлял их всех к наградам «за особые заслуги» ССЫЛКА. Претора сопровождали шесть ликторов с фасками, в чьи обязанности входило исполнять приговоры претора. Были также следователи, проводившие по приказу претора следственные мероприятия по выяснению обстоятельств дел, поступивших на рассмотрение претора.

По итогам данной главы хотелось бы сделать несколько выводов. Итак, мы можем говорить о подчиненности претора сенату и консулам. Но это не исключает выводов о признании за претором важной роли в государственной жизни и о самостоятельности многих его действий. В отсутствии консулов в Риме претор обязан был докладывать сенату обо всем, что происходило в государстве и за его пределами. От того, как подавались события претором в сенате, зависело, частично, и решение, принимавшееся сенатом по поводу данного события. По отношению к консулу претор являлся collega minor и должен был осуществлять всю возможную помощь и поддержку, находясь в полном его подчинении. Единичные случаи конфликтов можно считать исключениями из правил, основанными на личностных особенностях конкретных носителей должностей претора и консула. По отношению к младшим магистратам империй, которым обладал претор, проявлялся полностью, что позволяло претору руководить действиями должностных лиц, как при ведении военных действий, так и в гражданской сфере.