Что такое собственность кратко. Что такое собственность? Юридическое и экономическое понятие собственности

Аввакум Петрович Кондратьев ( -), лишенный сана протопоп города Юрьевца-Поволожского , вождь старообрядчества , автор знаменитого "Жития" и ряда других произведений

По Брокгаузу, "происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, угрюмого и строгого нрава, Аввакум приобрел известность довольно рано как ревнитель православия, занимавшийся изгнанием бесов . Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего около г. должен был бежать от возмутившейся паствы в Москву ".

В был возведен в протопопы , т. е. старшие священники.

В конце того же года начинает служить в Москве в Казанском соборе . В эти годы принимает участие в кружке «ревнителей благочестия», или «боголюбцев», который возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев . В этот же кружок входил нижегородский митрополит и будущий патриарх Никон . Единство взглядов протопопа Аввакума и Никона в этот период подчеркивает и тот факт, что подпись Аввакума стоит под челобитной царю с просьбой назначить Никона патриархом.

Аввакум, слывший ученым и лично известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (+ 1652) в "книжном исправлении". Патриарх Никон заменил прежних московских справщиков, для которых греческие подлинники были недоступны, малороссийскими книжниками во главе с Арсением Греком . Никон и его справщики завели те "новшества", которые и послужили первою причиною возникновения раскола. Аввакум занял одно из первых мест в ряду ревнителей старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона.

Уже в сентябре г. его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. Аввакум был сослан в Тобольск . От более сурового наказания - расстрижения - его спасло лишь заступничество царя. С по состоял при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли", доходил до Нерчинска , до Шипки и до Амура, претерпевая не только все лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных неправдах.

Между тем Никон потерял всякое значение при дворе, и Аввакум возвращен был в Москву (). Первые месяцы возвращения его в Москву были временем большого личного торжества Аввакума; сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре, однако, убедились, что Аввакум не личный враг Никона, а противник Церкви. Царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева если уже не "соединиться", то по крайней мере молчать. Аввакум послушался, но не надолго. Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить 4-конечный крест , исправление символа веры , троеперстное сложение , партесное пение , отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просил низложения Никона и восстановления Иосифовских обрядов.

В г. Аввакум сослан был в Мезень , где он пробыл полтора года, продолжая свою фанатическую проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя "рабом и посланником Иисуса Христа", "протосингелом российския церкви".

В г. Аввакум привезен был в Москву , где его 13 мая после тщетных увещаний на соборе , собравшемся для суда над Никоном , расстригли и анафематствовали в Успенск. соборе за обедней, в ответ на что Аввакум тут же возгласил анафему архиереям. И после этого не отказывались еще от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого было встречено большим неудовольствием и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в день расстрижения его "великое нестроение" с царем. Вновь происходили увещания Аввакума уже пред лицом вост. патриархов в Чудове монастыре , но Аввакум твердо стоял на своем. Сообщников его в это время казнили.

Аввакум был только наказан кнутом и сослан в Пустозерск (). Ему даже не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, был сослан в Пустозерск . 14 лет просидел Аввакум на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске , неустанно продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания. Наконец дерзкое письмо его к царю Феодору Алексеевичу , в котором он поносил царя

Аввакум Петрович — биография протопопа

Аввакум Петров или Аввакум Петрович (рожд. 25 ноября (5 декабря) 1620 г., - смерть 14 (24) апреля 1682 г.) - видный русский церковный и общественный деятель XVII столетия, священник, протопоп.

Протопоп Аввакум - одна из наиболее ярких личностей в истории России. Он был человеком огромной силы духа, которая в полной мере проявилась во времена гонений на него. Он с детства приучался к аскетизму. Отвращение от всего мирского и стремление к святости он считал до такой степени естественным для человека, что не мог ужиться ни в одном приходе из-за неустанного преследования им мирских утех и отступления от обычаев веры. Многие почитали его за святого и чудотворца.

Важным фактом русской истории XVII столетия был церковный раскол, явившийся в результате церковной реформы патриарха Никона. Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении обрядов, подрывавших авторитет церкви. С необходимостью проведения реформы были согласны все: и Никон, и его будущий противник протопоп Аввакум. Было лишь неясно, что брать за основу - переводы на старославянский язык византийских богослужебных книг, сделанные до падения Константинополя в 1453 г., или сами греческие тексты, в том числе те которые были исправлены после падения Константинополя.


По указу Никона в качестве образцов взяли греческие книги, при этом в новых переводах появились разночтения с древними. Это послужило формальным основанием для раскола. Более существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором 1654 г., была замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «алилуйя» не дважды, а три раза, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него.

Все они имели отношение к чисто обрядовой стороне, и не касались существа православия. Но под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, которые не желали смириться с ростом государственной и помещичьей эксплуатации, с возрастанием роли иностранцев, со всем тем, что казалось им несоответствующим традиционному идеалу «правды». Раскол начался с того, что патриарх Никон во всех московских церквах запретил двоеперстие. Кроме этого, из Киева он пригласил ученых монахов для «исправления» церковных книг. В Москву прибыли Епифаний Ставинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий, которые немедленно занялись монастырскими библиотеками. Все привычное рухнуло враз - не только церковь, но и общество оказалось в глубоком и трагическом расколе.

Против Никона ополчились в первую очередь «боголюбцы», или «ревнители благочестия», во главе которых стоял Стефан Вонифатьев. Кроме этого, большой активностью выделялись настоятель Казанской церкви на Красной площади Иван Неронов, протопопы - костромской Даниил, муромский Логгин, темниковский Даниил, юрьевский Аввакум. В этот кружок входил также Никон, потому «ревнители» поддержали его избрание в патриархи.

«Боголюбцы» считали, что необходимо навести порядок в церкви, искоренить равнодушное отношение мирян к церковным службам и обрядам, ввести проповеди. По их мнению, исправление богослужебных книг должно было производиться не по греческим, а по старинным русским рукописям. С большой настороженностью они относились ко всему иноземному, неприязненно воспринимали проникновение элементов западной культуры в Россию.

С ними отчасти был согласен и царь Алексей Михайлович, хотя он по другому представлял себе сущность церковных преобразований.

Первые же действия нового патриарха убедили «ревнителей» в том, что они глубоко ошибались в отношении староверия Никона. Отмена двоеперстия моментально вызвала повсеместное негодование. О Никоне начали говорить как о «латыннике», предтече антихриста.

Никон расчетливо и быстро убрал со своего пути неугомонных ревнителей. Первым подвергся опале Стефан Вонифатьев. Его постригли в монахи, и в скором времени он скончался в никоновском Иверском монастыре. Вслед за ним был осужден и Неронов, которому вменялось оскорбление личности патриарха. Свою жизнь он закончил архимандритом монастыря в Переяславле-Залесском.

Из всех расколоучителей самой суровой оказалась участь протопопа Аввакума. Еще в сентябре 1653 г. его отправили в ссылку в Тобольск, откуда спустя 3 года его перевели в Восточную Сибирь.

О многолетнем пребывании в Даурии, о муках, выпавших на долю его семьи, Аввакум ярко, образно повествует в своем «Житии». Вот только один эпизод из этой книги:

«Страна варварская, иноземцы немирные, отстать от лошадей не смеем, а за лошадьми идти не поспеем, голодные и томные люди. В иную пору протопопица бедная брела, брела, да и повалилась и встать не может. А иной томной же тут же взвалилася: оба карабкаются, а встать не смогут. Опосле на меня бедная пеняет: „Долго ль, протопоп, сего мучения будет?“ И я ей сказал: „Марковна, до самыя до смерти“. Она же против: „Добро, Петрович, и мы еще побредем впредь“».

В начале 1661 г. Алексей Михайлович позволил Аввакуму возвратиться в Москву. Аввакум воспрянул духом, сочтя, что государь отвернулся от никониан и теперь будет во всем слушаться староверов. На самом деле ситуация была намного сложнее.

Как и следовало ожидать, властолюбивый Никон не пожелал удовлетвориться второй ролью в государстве. Опираясь на принцип «священство выше царства», он попытался полностью выйти из подчинения светской власти и утвердить свое верховное господство не только над церковными людьми, но и над мирянами. Крайне обеспокоенные таким поворотом дела, бояре и высшее духовенство начали все более противиться церковным реформам, несмотря на то что за их проведение непосредственно выступал Алексей Михайлович.

Постепенно между царем и патриархом назревало охлаждение. Никон, мало вникавший в существо закулисных интриг, не мог даже помыслить о перемене отношения к себе государя. Наоборот, он был уверен в незыблемости своего положения. Когда же Алексей Михайлович выразил неудовольствие властными действиями патриарха, Никон 11 июля 1658 г., после службы в Успенском соборе, заявил народу, что покидает свой патриарший престол, и удалился в Воскресенский монастырь. Этим он рассчитывал окончательно сломить слабовольного царя, но не учел роста влияния на него старообрядчески настроенного боярства.

Заметив свою ошибку, Никон попытался возвратиться назад, однако это еще больше усложнило дело. При установившейся зависимости русской церкви от светской власти выход из создавшегося положения целиком зависел от воли царя, но Алексей Михайлович колебался и, не желая уступить притязаниям своего недавнего «собинного друга», в то же время долго не мог собраться с духом, чтобы нанести ему последний удар. Зато его новому окружению удалось устроить возвращение в Москву протопопа Аввакума и других членов бывшего кружка «боголюбцев». Ничего не зная в Даурии об этих обстоятельствах, Аввакум связывал свой вызов с победой староверия.

Путешествие Аввакума по Сибири

Почти на протяжении двух лет добирался он до Москвы, неустанно проповедуя по пути свое учение. Каково же было его разочарование, когда он увидал, что никонианство в церковной жизни повсюду пустило корни, а Алексей Михайлович, охладев к Никону, тем не менее не собирался отказываться от его реформ. В нем с прежней силой пробудилась страстная готовность бороться за свои убеждения, и он, воспользовавшись благоволением государя, подал ему пространную челобитную.

«Я чаял, - писал Аввакум, - живучи на востоке в смертех многих, тишину здесь в Москве быти, а ныне увидал церковь паче и прежняго смущенну». Он забрасывал царя челобитными с протестом против никонианства и самого патриарха Алексею Михайловичу хотелось привлечь на свою сторону неустрашимого «ревнителя благочестия», так как это позволило бы в корне заглушить все более нараставшую народную оппозицию.

Оттого он, не выказывая прямо своего отношения к челобитным Аввакума, попытался склонить его к уступчивости обещанием сперва места царского духовника, затем, что гораздо больше привлекало Аввакума, справщика и Печатном дворе Одновременно от имени царя боярин Родион Стрешнев уговаривал протопопа прекратить свои проповеди против официальной церкви, по крайней мере до собора, который обсудит вопрос о Никоне.

Тронутый вниманием государя и надеясь, что ему будет поручено исправление книг, Аввакум некоторое время действительно пребывал и умиротворении. Такой поворот событий пришелся не по душе староверам, и они бросились со всех сторон уговаривать протопопа не оставлять «отеческих преданий». Аввакум возобновил свои обличения никонианского духовенства, называя их в своих проповедях и писаниях отщепенцами и униатами. «Они, - утверждал он, - не церковные чада, а диаволя». Государь увидал, сколь беспочвенны его надежды на примирение Аввакума с церковью и, поддавшись уговорам духовенства, 29 августа 1664 г. подписал указ о высылке Аввакума в Пустозерский острог.

1666 год, февраль — в связи с открытием церковного собора Аввакума привезли в Москву. Его вновь попытались склонить к признанию церковных реформ, но протопоп «покаяния и повиновения не принес, а во всем упорствовал, еще же и освященный собор укорял и неправославным называл». В результате 13 мая Аввакум был расстрижен и предан проклятию как еретик.

После суда Аввакум вместе с другими расколоучителями был отправлен в заключение в Угрешский монастырь, откуда его поздней перевели в Пафнутьев-Боровский. В специальной инструкции, присланной игумену того монастыря, предписывалось Аввакума «беречь накрепко с великим опасением, чтобы он с тюрьмы не ушел и дурна никакова бы над собою не учинил, и чернил и бумаги ему не давать, и никого к нему пускать не велеть».

Его еще надеялись сломить при помощи вселенских патриархов, которых ждали на собор для низложения Никона.

Патриархи прибыли в Москву в апреле 1667 г.

Потому как с Никоном все уже было решено и его низложили с патриаршества 12 декабря 1666 г., им не оставалось ничего другого, как основательно заняться Аввакумом. Протопопа доставили им 17 июля. Долго уговаривали они его, советуя смириться и принять церковные нововведения.

«Что ты так упрям? - говорили патриархи. - Вся наша Палестина, и Сербия, и Албания, и волохи, и римляне, и ляхи - все тремя перстами крестятся, один ты упорствуешь в двоеверии».

«Вселенские учители! Рим давно упал и лежит невосклонно, и ляхи с ним же погибли, до конца враги быша христианам. А и у вас православие пестро стало от насилия турскаго Махмета, - да и дивить на вас нельзя: немощни есте стали. И впредь приезжайте к нам учитца: у нас, божиею благодатию, самодержество. До Никона отступника в нашей России у благочестивых князей и царей все было православие чисто и непорочно и церковь немятежна».

После этого Аввакум отошел к дверям и лег на пол со словами: «Посидите вы, а я полежу».

Больше он не слушал ни насмешек, ни увещеваний. 1667 год, август — Аввакума вывезли в Пустозерск. Там томились его семья, множество других старообрядцев. В пустозерский период Аввакум полностью разработал свое расколоучение. Он выступал за старину, отнюдь не думая пренебрегать настоящим: просто его видение современной действительности противоречило господствующим тенденциям эпохи. Московская Русь перестраивалась на иных духовных началах, всемерно сближая свои культурные и мировоззренческие ориентации с общехристианской и западноевропейской традициями.

Идеология Аввакума несла отпечаток воззрений той части русского крестьянства, которая под воздействием усиливающегося крепостничества по существу превращалась в полных холопов и рабов. Они выступали за сохранение своих прежних привилегий, отвергали все церковные преобразования, стихийно сознавая их связь с новой политической системой. Крестьяне толпами снимались с насиженных мест, уходили в глухие леса Севера и Зауралья, не страшась ни преследований правительства, ни анафем духовных пастырей.

Ежегодно увеличивалось количество массовых самосожжений. В огне нередко люди гибли сотнями и тысячами. К примеру, в начале 1687 г. в Палеостровском монастыре сожглись больше 2000 человек. 9 августа в том же году в Березове Олонецкого уезда - больше 1000. И подобных фактов было множество.

Сожжение протопопа Аввакума

Обо всем этом Аввакум хорошо знал и всячески побуждал старообрядцев к самосожжению. В «Послании к некоему Сергию» он написал: «Наипаче же в нынешнее время в нашей России сами в огонь идут от скорби великия, ревнуя по благочестии, яко и древле апостоли: не жалеют себя, но Христа ради и Богородицы в смерть идут». В этом же послании Аввакум рассказывал об одном из таких массовых самосожжении: «Брате, брате, дорогое дело, что в огонь посадят: помнишь ли в Нижегородских пределах, где я родяся живал, тысячи з две и сами миленькие от лукавых тех духов забежали в огонь: разумно оне зделали, тепло себе обрели, сим искушением тамошняго искуса утекли».

Протопоп советовал Сергию: «Что ты задумался? Не задумывайся, не размышляй много, пойди в огонь, - Бог благословит. Добро те зделали, кои в огонь забежали… Вечная им память». Только в 1675–1695 годы было зарегистрировано 37 «гарей» (то есть самосожжений), во время которых погибли не меньше 20 000 человек.

Так Аввакум стал первым и чуть ли не единственным проповедником массовых суицидов в мировых религиозных учениях. И посему, воздавая ему должное, как блестящему проповеднику; оратору и писателю, мы находим закономерным, что он в итоге разделил участь всех ересиархов.
Между тем почил в бозе государь Алексей Михайлович, и на престол взошел его сын Федор. Аввакуму казалось, что о нем попросту позабыли. Он старел, невмоготу становилось выдерживать тоску и одиночество в глуши. И он сделал шаг навстречу своей гибели. 1681 год — Аввакум отправил царю Федору послание, в котором фанатично и безрассудно излил все накопившееся за долгие годы раздражение против церкви и духовенства.

«А что, царь-государь, - писал он, - как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илья пророк, всех перепластал в один день. Не осквернил бы рук своих, но и освятил, чаю».

Может быть, царь не придал бы значения этому письму, если бы преподобный не упомянул ниже о его покойном батюшке: «Бог судит между мною и царем Алексеем. В муках он сидит, - слышал я от Спаса; то ему за свою правду. Иноземцы, что знают, что ведено им, то и творили. Своего царя Константина, потеряв безверием, предали турку, да и моего Алексея в безумии поддержали».

Царь Федор не питал никакого сочувствия к старообрядцам и воспринял послание Аввакума как угрозу существующей власти, лично самому себе. Хлопотать же за Аввакума было некому: при московском дворе не оставалось больше ни одного из его прежних доброжелателей; их вытеснили «киевские нехаи» - ученые монахи во главе с Симеоном Полоцким. И Аввакума «за великия на царский дом хулы» было приказано сжечь вместе с тремя его единоверцами.

1682 год, 14 апреля — закончилась на костре жизнь этого бесстрашного человека, оставшегося неразгаданной легендой древнерусской духовности. До нас дошли очень скудные подробности этой казни. Известно, что совершилась она при большом стечении народа. Узников вывели из-за тюремного тына к месту казни. Аввакум заблаговременно распорядился своим имуществом, раздал книги, нашлись для смертного часа и чистые белые рубахи. И все равно зрелище было тягостным - загноенные глаза, обрубленные усохшие руки. Теперь Аввакума, Федора, Лазаря и Епифания никто не уговаривал отречься.

Палачи привязали осужденных к четырем углам сруба, завалили дровами, берестой и подожгли.

Народ снял шапки…

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Собственность

    ✪ Обществознание. Экономика: Собственность и ее формы. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

    ✪ ЕГЭ. Собственность + практика 2 часть - вебинар по обществознанию с Анной Маркс

    ✪ 📚Собственность🎓 Обществознание 8 класс

    ✪ Ликбез. М.В.Попов. Что такое "собственность"?

    Субтитры

Собственность как экономическая категория

Отношения собственности возникают лишь при условии существования как минимум двух субъектов. Примером может служить Робинзон Крузо , который имел вещи в собственном употреблении, но ему не с кем было вступать в отношения по поводу них, и поэтому его нельзя назвать собственником в полном смысле слова, по крайней мере, до появления Пятницы.

Традиционным является целостное рассмотрение генезиса собственности как в юридическом, так и в экономическом понимании. Собственность есть не только некое благо, но и пакет прав по использованию данного блага. В частности «право собственности - это еще и … важнейшая экономическая категория», что позволяет некоторым авторам говорить о первичности именно юридической ипостаси собственности перед её экономическим отображением. Кроме того, в современной экономической теории используется перечень, раскрывающий этот «пакет прав », который был подготовлен британским юристом А. Оноре и является расширенным (по сравнению с классической отечественной триадой) перечнем правомочий собственника, состоящим из 11 элементов.

Собственность как правовая категория

Собственность есть практически «идеальное» вещное право , в нем в полной мере воплощается природа вещных прав. Вещные права, как явствует из их наименования, есть права, связанные с вещью , опосредующие определенное отношение лица к вещи. Помимо вещного права также присутствует и доля неимущественного права (интеллектуальная собственность) Легально собственность определяется весьма лапидарно лишь через традиционную совокупность составляющих её правомочий. Собственнику, как указано в п. 1 ст. 209 ГК РФ, принадлежат права владения , пользования и распоряжения своим имуществом.

Наиболее аутентичным пониманием собственности остается представление о ней как о наиболее полном праве (власти) на свою вещь. Нельзя не вспомнить в этой связи известное объяснение собственности как наличного бытия свободной воли во внешних вещах, данное Г. В. Ф. Гегелем . В указанной работе Г. В. Ф. Гегель дал понятие собственности как позитивному, негативному и бесконечному определению вещи волей . Свободная воля является важной характеристикой собственности, как подчеркивал Б. Н. Чичерин , воля собственника свободна, но «границы этой свободы полагаются таковой же свободой других».

Согласно одной из точек зрения, право собственности не сводится к перечисленным в триаде правомочиям, так же как любая система не тождественна совокупности элементов. Как указывают некоторые авторы, можно выделить два момента в правах собственника: объективный (возможность совершать любые, с известными ограничениями, действия по отношению к имуществу) и субъективный (возможность совершать их по собственному усмотрению). Перечисление же правомочий возможно объяснить как следованием законодателя российской цивилистической традиции, так и необходимостью все же каким-либо образом дать наиболее общее понятие о содержании собственности. При таком подходе считается важным не принимать объяснительно-структурное суждение за аподиктическое, а тем более за основание и сущность собственности. Итак, собственность - это право наиболее полного господства над своей вещью.

Право собственности

Право собственности - совокупность правовых норм , закрепляющих присвоенность вещей отдельным лицам и коллективам.

«Триада» ГК РФ: Англосаксонская традиция: Либеральное право А.Оноре:
Право владения: возможность удержания вещи в собственном владении (обладания вещью). завещание владение
дарение бессрочность
продажа
разрушение безопасность
Право распоряжения: возможность изменять, отчуждать, обременять вещь залогом и т. д. предоставление как залога право на «капитальную ценность» вещи
сдача в аренду
видоизменение
управление
Право пользования: возможность извлечения из вещи доходов и иных полезных свойств. потребление пользование
использование
получение дохода право на доход
Ограничения и запреты (на):
злоупотребление правом собственности, распространение ответственности за некоторые деяния на принадлежащее субъекту имущество, обременения: , залог конфискацию другими лицами ответственность в виде взыскания
порчу запрещение вредного использования
загрязнение
присвоение остаточный характер
использование без разрешения

Основания приобретения права собственности

Основания приобретения права собственности делятся на первоначальные (когда право собственности возникает впервые) и производные. Право собственности возникает:

  • в результате изготовления вещи своими силами из принадлежащих владельцу или бесхозных материалов;
  • в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы);
  • в результате приобретения имущества по сделке (купля-продажа , мена , дарение);
  • в результате наследования или правопреемства ;
  • по праву первого нашедшего бесхозную вещь (см. находка , клад);
  • по праву давности владения .

Право собственности на недвижимость возникает при регистрации.

Основания прекращения права собственности

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества.

Законодательство также допускает в ряде случаев принудительное прекращение права собственности. К таким случаям относятся взыскание собственности в счёт погашения обязательств собственника, национализация , конфискация , реквизиция , принудительный выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд, изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства, принудительный выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и домашних животных при ненадлежащем обращении с ними.

Государственная или муниципальная собственность может быть передана как в результате продажи, так и при бесплатной приватизации .

Защита права собственности

Наконец, собственник осуществляет самозащиту прав на свою собственность от преступных посягательств на неё, используя замки , сейфы , заборы , охранную сигнализацию, сторожей (охранников).

Вещно-правовые способы защиты

Применяются при непосредственном нарушении права собственности. В качестве своего объекта представляют только определенно-индивидуальные вещи и осуществляются с помощью абсолютных исков:

Виндикационный иск

Через виндикационный иск истребуется имущество из чужого незаконного владения (иск невладеющего собственника к владеющему несобственнику). Истребуется индивидуально определенное имущество. Предъявление виндикационного иска требует наличия ряда условий:

  • собственник был лишен фактического господства над своим имуществом , которое выбыло из его владения. Если имущество находится у собственника, но кто-то оспаривает его право в пользовании или распоряжении имуществом, то применяются иск о признании права собственности.
  • оспариваемое имущество сохранилось в первоначальном виде и фактически находится во владении другого лица. Если на момент предъявления иска имущество уничтожено, переработано или потреблено, право собственности на эту индивидуально определенную вещь прекратилось, а собственник имеет право лишь на защиту своих имущественных интересов, в частности, с помощью иска о возмещении ущерба.
  • защищается право собственности как абсолютное субъективное право, предметом виндикационного иска является требование о возврате этого имущества из незаконного владения.

Негаторный иск

Через негаторный иск устраняются препятствия в осуществлении права собственности, которые не связаны с лишением собственника владения его имуществом, например ограничение доступа к имуществу (ст.304 ГК РФ). Под таким нарушением понимается противоправное действие или бездействие третьего лица, которое создает препятствия собственнику в осуществлении права пользования. С помощью негаторного иска собственник может добиться прекращения подобных действий.

Срок исковой давности на негаторный иск не распространяется, но может привести к взысканию с третьего лица убытков .

Гражданско-правовые способы защиты

Гражданско-правовая защита права собственности - понятие применяемое только к случаям их нарушения. Представляет собой совокупность правовых мер, которые могут быть применены к нарушителям отношений. К способам гражданско-правовой защиты можно отнести как вещно-правовые так и обязательственно-правовые способы защиты гражданских прав.

К иным гражданско-правовым способам защиты права собственности относятся способы, предоставляемые по искам о признании права собственности, а также по искам к органам государственной власти и управления.

Субъекты собственности

Субъект собственности Вид собственности
человек или домохозяйство личная или частная собственность
группа людей коллективная , кооперативная, акционерная, государственная или общественная собственность
другое сакральная (посвящённая божеству) собственность

Физические лица как субъекты прав собственности

Право собственности физлица может быть ограничено по закону (оборот наркотических средств, оружие и т. д.). Объём прав собственности также зависит от правоспособности (возрастной ценз, психические заболевания) и правосубъектности лица (является лицо гражданином, иностранным гражданином или же лицом без гражданства). Только физические лица могут передавать имущество по завещанию .

Юридические лица как субъекты прав собственности

Юридические лица могут являться коммерческими и некоммерческими организациями. Особенности прав собственности юридических лиц:

  • юр. лица самостоятельно являются собственниками своего имущества. Учредители, передавшие своё имущество для формирования уставного фонда (капитала), получают лишь корпоративные права в отношении такого юридического лица, но не право собственности на его имущество. А в случаях религиозных и общественных организаций учредители не имеют даже корпоративных прав.
  • юридические лица осуществляют свои полномочия через свои органы, в том числе через директора.
  • права юр.лица и его органов помимо законодательства регламентируются учредительными документами.

Особенности коммерческих организаций

Участники коммерческой организации имеют права:

  • получать часть прибыли в форме дивидендов ;
  • контролировать и управлять, в том числе через выборные и представительские органы юр.лица.

Особенности производственного и потребительского кооперативов

  • Участники кооперативов несут ответственность по долгам кооператива.
  • В случае объединения кооперативов в союз, они всё равно сохраняют самостоятельное право собственности.

Объекты собственности

Объектами собственности являются продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество. Объекты:

  • материальные;
    • неживые;
      • земля , недра ;
    • живые
      • животные, в том числе одомашненные
      • люди: рабы (в современном мире рабство не признаётся)
  • нематериальные;
    • воздушное , водное и космическое пространство

Дискриминация по форме собственности в России

Негосударственные организации и предприятия не имеют права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых они расположены, и вынуждены их арендовать или выкупать, а государственным организациям это постоянное (бессрочное) пользование сохранено.

Государственные и негосударственные организации в одной и той же сфере деятельности имеют разные тарифы на оплату коммунальных услуг.

Закон города Москвы № 74 «О плате за землю» освобождает от оплаты за землю не все учреждения культуры, а только те, которые финансируются за счёт бюджета.

Формы собственности

Формы собственности - это экономические отношения, характеризующиеся двумя признаками: индивидуализацией собственника и разновидностью имущества. В ч.2 ст. 8 Конституции говорится, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Содержание права собственности включает два понятия - субъективное право собственности и объективное право собственности.

Объективное право собственности - совокупность всех норм, регулирующих отношения собственности в их статическом состоянии. Субъективное право - содержание правомочий собственника.

Отличительные черты субъективного права собственности:

  • обладатель права собственности может распоряжаться собственностью по своему усмотрению
  • право собственности ограничивается при условии: 1) предусмотренном законом; 2) при нарушении чужих прав; 3) при осуществлении своих прав только с намерением причинить вред
  • право собственности действует все время существования имущества

Содержание субъективного права собственности

Право собственности содержит правомочия:

  • владения (фактическое обладание)
  • распоряжение (определение юридической судьбы собственности)
  • пользования (потребление)

Субъекты (носители) прав собственности

Собственником могут быть физические и юридические лица, а также РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Также, если в римском праве доминировала формула «у каждой вещи может быть только один собственник», то в нынешнем законодательстве РФ предусмотрена возможность наличия нескольких сособственников (координационная модель), а также разделение имущества на несколько частей, над которыми каждый сособственник осуществляет свои правомочия собственника (субкоординационная модель).

Объектом права собственности является имущество, то есть вещи и имущественные права. Некоторые субстанции не могут быть объектами права собственности, так как они выведены из-под действия права законом (например, воздушное пространство на территории РФ, дикие животные). Имущественные права также могут быть объектами права собственности, например, предприятие (имущественные права входят в понятие предприятие) или же ценные бумаги. Объектами права собственности не являются результаты интеллектуальной деятельности, так как интеллектуальная деятельность входит в

Формы собственности.

С точки зрения права, форм собственности существует множество. Основные формы собственности в экономике зависят от субъекта собственности . Если речь идет о человеке или домохозяйстве, то это личная или частная собственность . Если же речь идет о группе лиц, то это может быть коллективная собственность , кооперативная, акционерная, общественная или государственная собственность . В Российской Федерации законодательством утверждены 16 видов собственности:

  1. Российская собственность.
  2. Государственная собственность.
  3. Федеральная собственность.
  4. Собственность субъектов Федерации.
  5. Муниципальная собственность.
  6. Собственность общественных объединений (организаций).
  7. Частная собственность.
  8. Смешанная российская собственность (без иностранного участия).
  9. Российская собственность в составе смешанной собственности (с иностранным участием).
  10. Иностранная собственность.
  11. Собственность международных организаций.
  12. Собственность иностранных государств.
  13. Собственность иностранных юридических лиц , граждан и лиц без гражданства.
  14. Смешанная иностранная собственность (без российского участия).
  15. Иностранная собственность в составе смешанной собственности (с российским участием).
  16. Смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием.

Объектами собственности могут быть продукты труда, деньги, ценные бумаги , движимое и недвижимое имущество и т.д. Все они могут быть классифицированы так:

  1. Материальные:
    • неживые (предметы, ресурсы, ископаемые);
    • живые (животные, в рабовладельческом строе - люди).
  1. Нематериальные (интеллектуальная собственность, а также водное, воздушное и космическое пространство).

Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации признают и гарантируют любые формы собственности и охраняют права на нее. Каждый человек имеет право владения собственностью, право распоряжения собственностью и право пользования собственностью - это, так называемая, «триада» Гражданского кодекса в России.