Что такое законодательная власть рф определение. Законодательная власть: понятие, субъекты, функции. Основания для вмешательства государственной власти – польза и влияние

Законодательная власть

Законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и др. нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролиру ет бюджет страны.

Важнейшим органом законодательной власти в современных обществах является парламент.

Парламент - высший представительный и законодательный орган государства. Представительный - это означает, что в составе парла мента работают избираемые народом или частично назначаемые его представители, которые получили право представлять интересы людей и от их имени принимать законы и политические решения. Законодательный, что основная задача парламента - разработка и принятие законопроектов. Именно от работы парламента, сто эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательная власть создает объек тивные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед государством.

Современный парламент - это государственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей состо ит в осуществлении законодательной власти, разработке и принятии законов. Создание свободно избранного органа народного представи тельства относится к наиболее существенным элементам демократического механизма власти.

На процессы формирования парламента оказывают огромное влия ние многие факторы:

Соотношение политических и социальных сил в обществе,

Уровень правовой культуры,

Традиции,

Зарубежный опыт,

Различные субъективные факторы.

Каждая страна самостоятельно определяет роль парламента и его особенности в любой период времени. Представительный и законода тельный орган Республики Беларусь называется Парламентом - На циональным собранием Республики Беларусь. Он имеет свои четко очерченные задачи и функции, самостоятельно и эффективно решает многочисленные проблемы современного белорусского общества.

Одним из важнейших вопросов государственного устройства являет ся вопрос о структуре представительных органов власти. Традиционно парламенты были либо двухпалатными, либо однопалатными. Однако могут быть и исключения.Структура парламента, как правило, зависит от формы государст венного устройства, численности населения и исторических традиций, сложившихся в той или иной стране. Первоначально традиционной системой создания парламентов была двухпалатность. Как показывает история, вторая или верхняя, палата была введена, во-первых, для представительства аристократии, во-вторых, была противовесом ниж ней палате, в которой была представлена буржуазия и другие, более демократично настроенные слои общества.

Как правило, государства с федеративной формой государственного устройства или численностью населения более десяти миллионов че ловек создают парламенты на двухпалатной системе (США, Канада, ФРГ, Австралия, Австрия, Бельгия, Италия и др.), где нижняя палата парламента избирается непосредственно населением, а верхняя палата формируется путем прямых или непрямых выборов либо формируется по наследственному признаку.

В унитарных государствах (Греция, Дания, Люксембург, Финляндия, Непал, Новая Зеландия, Турция, Израиль, Швеция и др.) чаще всего существует однопалатная система, но и могут быть отступления от правил.

Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государст венного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государст венный бюджет и т. д. В президентских республиках полномочия пар ламентов значительно меньше.

Основными элементами внутренней организации парламентов явля ются:

Руководящие органы;

Парламентские комиссии (комитеты);

Парламентские объединения депутатов.

Руководит работой парламента председатель, избирающийся на весь срок полномочий парламента, который, как правило, является первым среди равных и координируют деятельность парламента. Председатель палаты может быть как бес партийным, так и членом партии. В руководящие органы многих парламентов, кроме председателей, входят их заместители и секретари.

Парламентские комиссии (комитеты) образуются из депутатов и подразделяются на два основных вида: временные и постоянные. По стоянные комиссии (комитеты) создаются на весь срок деятельности парламента. Их основная задача - оценка и разработка законопроек тов, контроль за реализацией законов. Временные комиссии (комите ты) образуются для рассмотрения какого-либо вопроса, решения ка - ких-либо проблем. После достижения своих целей временные парла ментские структуры прекращают свою деятельность.

Выборы (назначение) председателя комиссии (комитета) могут осу ществляться: самими членами комиссии (комитета), исходя из прин ципа старшинства, председателем палаты.

Правовой статус парламентариев большинства стран мира опреде ляется конституциями государств и специальными законами, регла ментом парламента и правовыми обычаями. Важнейшая обязанность каждого парламентария - представлять в главном представительном и законодательном органе интересы своих избирателей, встречаться с ними, выслушивать их наказы, содействовать их реализации.

Срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный стаж работы по его прежней специальности. Депутату по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя должность, а при ее отсутствии - другая равноценная должность. Довольно распростра ненной является практика, когда депутаты после выхода на заслужен ный отдых получают повышенную пенсию. Срок полномочий депута та определяется Конституцией.

Депутаты всех парламентов имеют ряд прав:

Выбирать и быть избранным в парламентские органы,

Предлагать вопросы для их рассмотрения, вносить проекты зако нов, постановлений, других актов, поправки к ним;

Обращаться с запросами, участвовать в дебатах, ставить вопрос докладчикам,

Выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голо сования, давать справки и т. д.

Каждый депутат практически всех современных парламентов имеет две важнейшие привилегии:

1. Депутатский иммунитет или парламентская неприкосновен ность - запрещение ареста или привлечение к судебной ответствен ности. Депутат пользуется неприкосновенностью только во время дей ствия депутатского мандата. Он может быть лишен неприкосновенно сти только парламентом, членом которого является. Исключение, как правило, делается в том случае, если депутат был арестован на месте преступления.

2. Депутатский индемнитет - запрещение преследования депута тов за все действия, совершенные ими при исполнении депутатских обязанностей. Никто не имеет права привлечь депутата к ответствен ности за эти действия даже после истечения депутатских полномочий.

Депутат парламента имеет определенные обязанности:

Участвовать в законотворческом процессе;

Выражать и защищать законные интересы государства, общества и избирателей;

Присутствовать и принимать участие в заседаниях парламента и его органов, выполнять их поручения;

Соблюдать Регламент парламента и иные нормативные акты, кото рые определяют порядок его деятельности.

Срок полномочий депутата Палаты представителей, члена Совета Республики - четыре года. Срок исполнения полномочий депутатом Палаты представителей, членом Совета Республики начинается со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и закапчивается в день открытия первого заседания Пала ты представителей, Совета Республики нового созыва. Их срок пол номочий может быть продлен только в случае войны. Депутаты могут быть отозваны по основаниям, предусмотренным законодательством.

Порядок формирования парламента во многом зависит от его струк туры. Если главный представительный и законодательный орган стра ны - однопалатный, то он избирается, как правило, прямым и тайным голосованием всего населения государства. Если парламент двухпа латный, то одна его палата, чаще всего - нижняя - также избирается всем населением. Верхние палаты могут избираться всеми гражданами страны. Но чаще всего непрямыми многоступенчатыми или косвен ными выборами.

Порядок роспуска парламентов определяется Конституцией и пред ставляет собой прекращение полномочий депутатского корпуса пар ламента или одной из его палат до истечения срока, на который были избраны депутаты. Конституции государств обычно четко определяют перечень случаев и условий, при которых и каким органом возможен роспуск парламента. Основные случаи, предусмотренные законами многих государств: невозможность формирования правительства или избрания президента страны, выражения парламентом вотума недове рия правительству, не утверждение программы правительства, непри нятие в установленный срок предложенного правительством государ­ственного бюджета и др.

Парламент не может быть распущен в период чрезвычайного или во енного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президен та, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение годасо дня их первых заседаний.

Для более глубокого осмысления роли депутатов в сфере своей дея тельности важно рассмотреть основные функции, которые выполняют парламенты в жизни современных обществ:

Правотворческая, законодательная функция - это основная функция парламента. Депутаты разрабатывают, обсуждают и при нимают законы и другие нормативно-правовые акты, направлен ные на решение проблем, стоящих перед обществом. Законы, при нимаемые парламентом, направлены на защиту интересов государ ства, реализацию потребностей основных классов, социальных слоев и групп, отдельных личностей. Главная задача законодатель ной функции парламента обеспечение благосостояния людей, сча стья и процветания граждан страны, государства в целом, решение проблем, стоящих перед обществом;

Представительная функция означает, что парламент является вы разителем интересов и воли народа, то есть всей совокупности граждан данного государства. Эта функция неразрывно связана с понятием демократии. Задача представительной власти - выраже ние мнения и интересов избравшего ее народа. Парламент - это единственный официальный орган народного представительства. Его представительная функция фиксирует связь с народом;

Идеологическая функция - идеологическое информирование насе ления, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимо про изводить существенные социально-политические изменения и за креплять их при помощи законов или подзаконных актов;

Властная функция - принятие конкретных политических и управ ленческих решений, осуществление выбора альтернатив общест венно-экономического и политического развития общества в целом и его основных подсистем;

Функция участия в формировании органов государственной вла сти. Концепция разделения властей предполагает определенное участие парламентов в формировании исполнительной и судебной ветвей власти. Причем в зависимости от формы правления, поли тического режима, других политических условий размер полномо чий органов законодательной власти в осуществлении данной функции существенно меняется;

Финансово-бюджетная функция парламента - парламент прини мает бюджет, утверждает статьи доходов и расходов государства. Рассмотрение и принятие бюджета является важным направлением всей парламентской деятельности. От него зависят практически вес стороны жизни современного государства;

Функция контроля за деятельностью исполнительной власти осу ществляется при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, да чей разрешения на назначения тех или иных руководящих лиц.

Выражение недоверия правительству, проверка исполнения зако нов, парламентские расследования служат важными рычагами обеспечения действенного парламентского контроля,

Кроме того, парламенты наделены в одних случаях исключительным (привлечение к ответу президента страны), в других - особыми (вы ражение недоверия правительству), в третьих - специальными (ли шение депутата права на неприкосновенность, отстранение от обязан ностей и т. д.) полномочиями.

Функция политической гласности. Современный парламент - важный форум политической гласности, где представители раз личных слоев общества, политических партий, правительство, де путаты открыто заявляют о своих задачах и намерениях, профес сионально и политически аргументируют их. Если этого не проис ходит, то принятие любого законопроекта оказывается под угро зой. Он требует открытой политической дискуссии;

Функция легитимации. Парламент выступает как важнейший ин ститут легитимации политической власти. Современный парламент как организация и система институтов осуществляет свою функ цию благодаря комплексу избирательных норм и законов, благода ря которым он сформирован и функционирует;

Вынесение импичмента президенту и некоторым должностным ли цам. Согласно Конституции, Парламенту или одной из его палат предоставлено право выдвигать против президента обвинение в со вершении государственной измены или иного тяжкого преступле ния. После проведения соответствующего расследования и при на личии оснований Парламент двумя третями голосов от его полного состава может принять решение о смещении президента с должно сти.

Законодательная деятельность парламента следует рассматривать через стадии законодательного процесса, который можно предста вить следующим образом:

Законодательная инициатива,

Обсуждение законопроекта,

Принятие законопроекта,

Законодательная инициатива - это право внесения законопроектов

в законодательные органы, влекущее за собой обязанность законода тельных органов обсудить законопроект и принять по нему опреде ленное решение.

Право законодательной инициативы может принадлежать Президен ту, депутатам, Правительству, а также гражданам, обладающим изби рательным правом, в количестве определенным Конституцией. Право законодательной инициативы может быть реализовано несколькими субъектами одновременно. Инициатива должна быть оформлена в ви де законопроекта.

Прежде чем быть окончательно принятым, законопроект может пройти несколько стадий обсуждения, каждая из которых именуется чтением. После его принятия нижней палатой, он поступает в верх нюю. Законопроект в первом чтении принимается, если за него прого лосовало большинство от полного состава депутатов. После принятия законопроекта в первом чтении он передается на доработку и уста навливаются сроки для представления проекта ко второму чтению. Между первым и вторым чтением законопроект может быть вынесен на народное обсуждение.

При рассмотрении проекта закона во втором чтении голосование может проводиться по статьям, главам, разделам или по иным струк турным частям законопроекта. Если по нему не имеется замечаний и предложений, то он может быть принят в целом и отправлен на обсу ждение в верхнюю палату.

В случае его принятия обеими палатами законопроект поступает на подпись главе государства. Если Президент его не возвращает на про тяжении двух недель, закон считается подписанным. Наступает стадия промульгации.

Президент может подписать его в десятидневный срок или наложить вето, т. с. отвергнуть. В случае своего несогласия с текстом будущего закона он возвращает его со своими возражениями в парламент. Одна ко палаты парламента могут преодолеть вето президента, если в каж дой из них законопроект будет повторно одобрен квалифицированным большинством голосов. Голосование проводится по закону в целом. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов обеих палат.

Закон после преодоления парламентом возражений Президента под писывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

ветвь государственного управления, наделенная исключительным правом законотворчества и ответственная за принятие законов в порядке, установленном конституцией.

Отличное определение

Неполное определение

Законодательная власть

1) один из основных видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии. Законодательная власть любого уровня функционирует в тесном единстве с другими видами государственной власти, обеспечивая реализацию принципа разделения властей. Родоначальником теории разделения властей является Д.Локк, который из теории общественного договора выводил происхождение отдельных видов власти, механизм их функционирования и все другие вопросы политико-государственного устройства общества;

2) система органов государства, имеющих право принимать законы. В соответствии с принципом разделения властей законодательная власть в рамках своих полномочий должна регулировать деятельность исполнительной и судебной властей в государстве. Законодательная власть может осуществляться не только законодательными органами (парламентами), но и непосредственно гражданами путем референдума. В некоторых случаях законодательные функции исполняются органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законотворчества. В ряде государства законодательная власть принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства, как составной части парламента. В абсолютных монархиях законодательная власть принадлежит главе государства.

Три ветви власти и необходимость их практического разделения были разработаны учеными еще в Средние века. Сохраняет ли эта теория актуальность по сей день? В конституциях многих, практически всех стран зафиксировано положение о том, что власть разделена на три ветви. Первая их них – законодательная, вторая – исполнительная, и третья – судебная власть. В Российской Федерации этому вопросу посвящена 10 статья Конституции. Как обосновывается необходимость этой модели управления и каким образом ее видели ученые в момент разработки?

Зачатки идеи

Теоретической разработкой разделения властей занимался англичанин Джон Локк. Он полагал, что деление полномочий между отдельными субъектами крайне необходимо. В узурпации власти одним или небольшой группой лиц он видел реализацию и охрану только частных интересов, а также отсутствие правовой защиты личности. Локк считал «приоритетной» ветвью законодательную власть, но при этом ее преимущество, по его мнению, не должно быть абсолютно. Остальные течения, исполнительные и судебные, должны занимать отнюдь не пассивное положение. Уже через столетие после обоснования этой модели Локком разделение властей было зафиксировано в важнейшем документе – Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 году. В тексте акта указывалось, что государство, которое не использует при управлении эту модель, не имеет конституции. В дальнейшем идеи Локка изучал и развивал француз Шарль Луи Монтескье. Он видел в разделении властей спасение общества от злоупотреблений властью государями, от узурпации и концентрации управления в одном органе, от деспотизма. Помимо деления полномочий, Монтескье разработал положение о системе сдержек и противовесов.

Три ветви власти: описание

Характеристика теории деления властей содержит следующие положения. Во-первых, эта модель должна быть закреплена конституцией. Во-вторых, три ветви власти должны быть предоставлена разным людям или органам. Одно и то же лицо не может быть наделено полномочием осуществлять, к примеру, два вида управления одновременно. В-третьих, три вида управления автономны и равны.

Механизм сдержек и противовесов

Американец Джеймс Мэдисон трудился над тем, чтобы создать эффективную модель реализации разделения властей. Под сдержками и противовесами он подразумевал частичное совпадение полномочий ветвей власти. Эта система действует в США и по сей день. К примеру, президент, представитель исполнительной власти, может использовать свое право вето на законы, а суды, в свою очередь, могут признать их недействительными ввиду противоречия конституции. Таким образом сдерживается законодательная ветвь. Президент имеет право назначения в органы судебной и исполнительной властей, а конгресс (законодательный орган) ратифицирует эти решения. Таким образом, эти составляющие представляют собой своеобразный баланс всех ветвей власти, их взаимодействие и взаимоограничение, который осуществляется с помощью правовых мер.

Законодательная власть

А теперь рассмотрим подробнее все три ветви власти. Законодательная власть является наиболее главной, верховной. Она предназначена для отражения воли и суверенитета всего народа. В РФ законодательную власть осуществляет, согласно Конституции, Федеральное собрание. Оно состоит из 2 палат. Первая из них, Совет Федерации, состоит из представителей от каждого субъекта государства. К ведению Совета относят такие полномочия, как утверждение изменений границ между частями РФ, указов президента о введении военного либо же чрезвычайного положения. Также первая палата назначает на должности судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, равно как и его заместителей, председателя Счетной палаты, а также половину состава ее аудиторов, устанавливает дату выборов на пост главы государства.

Кроме того, Совет Федерации имеет право отрешения президента. Вторая же палата, Государственная Дума, избирается гражданами. К ее полномочиям относится объявление амнистии, а также выдвижение обвинения против главы федерации. Помимо этого, Государственная Дума имеет право назначения на должность Председателя Центробанка и Уполномоченного по правам человека. К ведению этой палаты также относят выражение недоверия правительству. Однако основным и важнейшим полномочием всего парламента является, безусловно, принятие федеральных законов.

Второе направление

При делении управления на три ветви исполнительной власти необходимо реализовывать законы и заниматься оперативно-хозяйственной деятельностью. Правительство РФ занимается разработкой и обеспечением исполнения федерального бюджета. В обязанности его также входит управление государственной собственностью. Кроме этого, правительство должно обеспечивать проведение в РФ единой кредитной, финансовой, денежной, культурной, научной, образовательной, экологической политики. Исполнительная власть также занимается вопросами внешней и внутренней обороны, безопасности государства. Правительство ответственно за обеспечение законности, охраны прав, свобод и собственности граждан.

Судебная власть

Это направление выступает своеобразным гарантом восстановления и защиты нарушенных прав, а также справедливого и адекватного наказания всех виновных. В Российской Федерации задачи этой ветви власти осуществляются только судом в рамках различных видов производств. В Основном законе закреплены важнейшие положения, касающиеся правового статуса судей. К их числу относятся независимость, несменяемость, а также неприкосновенность. Также в Конституции фиксируются и главнейшие принципы судопроизводства, такие как открытость, состязательность и равенство сторон.

Положение президента

К какой ветви власти относится глава государства? Тут точки зрения ученых разнятся. Одни утверждают, проанализировав полномочия главы государства, что он относится к исполнительной власти. Другие считают, что ввиду того, что президент выполняет координирующие функции, он возвышается над всеми ветвями власти и не относится ни к одной из них.

Исключения

Хоть теория предусматривает лишь три основные ветви власти, в науке ведутся споры по поводу количества. В частности, затрагивается положение президента, которое было рассмотрено выше. Но стоит также обратить внимание и прокуратуру. Несмотря на то что в Конституции положение этого органа закрепляется в одной главе с судами, его нельзя отнести к этой ветви власти. Ведь прокуратура не имеет соответствующих полномочий. В ст. 11 Конституции этот орган не указан в перечне ведомств государственной власти, однако же в ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» таковым признается. Налицо противоречие. В науке есть различные теории по поводу правового положения органов прокуратуры. Некоторые юристы относят их к исполнительной власти, другие – к судебной. Третьи считают, что прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти.

Значение

Разделение властей и по сей день является важнейшим механизмом защиты граждан от произвола государей и чиновников. Кроме того, эта модель управления указывает на демократический строй в государстве.

Законодательная власть один из видов государственной власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии.

Это ветвь государственной власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

Законодательная власть одновременно является представительной. Она формируется на основе выборов депутатов всем населением страны. Представительство является обязательным в федеративных государствах, где парламент состоит двух палат, одна из которых образуется на основе прямых выборов, а другая- на основе территориального представительства.

Особенность законодательной власти в том, что её органы не находятся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчиняются. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.

Парламент России- Федеральное Собрание- состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Первая палата считается верхней, вторая- нижней, членов первой палаты называют сенаторами, членов второй - депутатами.

Законодательные (представительные) органы образуются и в субъектах РФ (областях, краях, республиках), которые носят разные названия: дума, законодательное собрание, верховные совет и другие.

Совет Федерации и Государственная Дума функционируют раздельно. Заседания являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, проводятся закрытые заседания.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатели и их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком своих палат. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Парламент наделен следующими видами компетенции:

1) законодательная;

2) формирование государственных органов;

3) финансовая;

4) контрольная;

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Понятие и функции органов законодательной власти

Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания России, исключающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Исходя из численности субъектов РФ устанавливается состав Совета Федерации, то есть общее число его членов, которое служит основой для определения долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или групповых инициатив его членов.

Представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным органом государственной власти субъекта РФ.

Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Решение законодательного органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием указанного органа.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ. Указ направляется в законодательный орган государственной власти субъекта РФ; он вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа государственной власти субъекта РФ 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

К ведению Совета Федерации относятся:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ.

2) Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения.

3) Утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

4) Назначение выборов Президента РФ.

5) Отрешение Президента РФ от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты).

6) Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (назначения осуществляются по представлению Президента РФ).

7) Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (также осуществляется по представлению президента);

8) Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

1) Федерального бюджета.

2) Федеральных налогов и сборов.

3) Финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

4) Ратификации и денонсации международных договоров РФ.

5) Статуса и защиты государственной границы РФ.

6) Войны и мира.

Характер полномочий, закрепленных за Советом Федерации, вытекает из специфики заложенного в этом органе принципа представительства. Именно в лице Совета Федерации наиболее отчетливо проявляется влияние федеративного устройства России на организацию государственной власти и деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Равное представительство от субъектов РФ в данной палате парламента создает возможности максимального учета позиции всех субъектов РФ при принятии важнейших конституционно - правовых решений.

Государственная Дума- одна из двух палат Федерального собрания РФ. Она является основным законотворческим органом. Любой законопроект, независимо от субъекта законодательной инициативы, поступает вначале в Государственную Думу, где рассматривается, изменяется, отклоняется или принимается.

объединения, за чьи федеральные списки кандидатов подано не менее 5% голосов. Для признания выборов состоявшимися необходимо участие в голосовании не менее 25% избирателей данного избирательного округа.

К ведению Государственной Думы относят:

1) Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

2) Заслушивание ежегодных отчётов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой.

3) Решение вопроса о доверии Правительству РФ.

4) Назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России.

5) Назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов.

6) Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

7) Объявление амнистии.

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Аппарат Государственной думы -- постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти -- исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.

Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений. В Госдуме 5-го созыва существует 32 комитета:

1) Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству;

2) Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

3) Комитет по труду и социальной политике;

4) Комитет по бюджету и налогам;

5) Комитет по финансовому рынку;

6) Комитет по экономической политике и предпринимательству;

7) Комитет по вопросам местного самоуправления.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины общего членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут созвать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной думы.

На распределение постов в федеральной исполнительной власти, в том числе и в Правительстве России, Государственная Дума не влияет. Но она вправе ставить вопрос о недоверии Правительству России в целом.

Законодательную власть, т.е. принятие обязательных для всех законов, отражающих волю народа, осуществляет парламент страны. Такие законы могут принимать только уполномоченные им представители. Поэтому законодательная власть одновременно является, как правило, представительной. Она формируется на основе выборов депутатов всем населением или делегирования представителей легитимными государственными органами. Представительство является обязательным в федеративных государствах, где парламент состоит из двух палат, одна из которых образуется на основе прямых выборов, а другая - на основе территориального представительства.

Согласно классической теории парламентаризма, призвание парламента в том, чтобы быть коллективным разумом нации и преобразовывать многообразные групповые, местные интересы в коллективную волю общества.

Особенность законодательной власти в том, что ее органы не находятся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчиняются. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.

Однако над парламентом постоянно висит угроза превращения в слугу исполнительной власти. Станет ли она реальностью, зависит от расклада политических сил в стране, состояния оппозиции. Правительство часто формируется победившей на выборах коалицией; но при наличии парламентской оппозиции она ощущает давление политических соперников и не может безоглядно проводить линию исполнительной власти.

Парламент не только занимается законодательной деятельностью. но и утверждает государственный бюджет, участвует в формировании внутренней и внешней политики государства, контролирует исполнение законов. Авторитет парламента существенно повышается при наличии у него права на проведение самостоятельных расследований по фактам нарушения конституции.

Парламент России - Федеральное Собрание - состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. По аналогии с мировой практикой первая палата считается верхней, вторая - нижней, членов первой палаты называют сенаторами, членов второй - депутатами.

Законодательные (представительные) органы образуются и в субъектах Российской Федерации (областях, краях, республиках), которые носят разные названия: дума, законодательное собрание, верховный совет и т.п. На муниципальном уровне интересы населения представляют органы местного самоуправления.

Парламент России является преемником Верховного Совета РСФСР, выборы в который состоялись в I990 г. После октябрьских событий I993 г. образовано Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации.

Совет Федерации и Государственная Дума функционируют раздельно. Заседания являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, проводятся закрытые заседания.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители. Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком своих палат. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Съезды народных депутатов СССР и РСФСР сочетали в себе законодательные, распорядительные и контрольные функции. Полномочия современного парламента четко отделены от полномочий других государственных органов.

Парламент наделен следующими видами компетенции:

  • законодательная:
  • формирование государственных органов;
  • финансовая;
  • контрольная;
  • ратификация и денонсация международных договоров.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Совет Федерации

Совет Федерации формируется по принципу паритетного представительства субъектов РФ, каждый из которых представлен в палате двумя членами - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти. Исходя из численности субъектов Российской Федерации устанавливается состав Совета Федерации, т.е. общее число его членов, которое служит основой для определения долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или групповых инициатив его членов.

Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совете Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ. Указ направляется в законодательный орган государственной власти субъекта РФ; он вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа государственной власти субъекта РФ 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

После 1993 г. Совет Федерации формировался на основе прямых выборов населением регионов. С декабря 1996 г. действовал другой порядок: представителями в Совете Федерации стали назначаться первые руководители законодательной и исполнительной власти регионов по должности. Естественно, что руководители могут профессиональнее представлять интересы своего населения. Однако такой порядок противоречил принципу разделения властей и усиливал местнические тенденции. Совет Федерации как федеральный орган призван представлять интересы регионов, но не каждого в отдельности, а всех одновременно в рамках государственной региональной политики. Поэтому он был отменен. Новый порядок формирования Совета Федерации действует с 2000 г.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ субъектов РФ, указов Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ;
  • назначение выборов Президента РФ;
  • отрешение Президента РФ от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

  • федерального бюджета;
  • федеральных налогов и сборов;
  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • ратификации и денонсации международных договоров РФ;
  • статуса и защиты государственной границы РФ;
  • войны и мира.

Совет Федерации осуществляет свои функции через образуемые им комитеты и комиссии. Число комитетов увеличено до 16, среди новых - комитеты по природным ресурсам и охране окружающей среды, местному самоуправлению, правовым и судебным вопросам, финансовым рынкам и денежному обращению, промышленной политике. Введены четыре новые комиссии: по делам молодежи и спорту, информационной политике, обеспечению деятельности Совета Федерации, методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации (приложения).

В Совете Федерации регионы представляют известные, с громкими именами люди, бывшие губернаторы, члены правительства, представители крупного капитала. Они работают на постоянной основе и призваны содействовать решению проблем субъектов РФ в высших эшелонах власти.

Однако многих сенаторов лишь условно можно назвать представителями регионов, более 50% из них проживают в Москве, а 70% не имеют никакого отношения к представляемым регионам. Многие лоббируют интересы крупных компаний, чиновников, не усердствуя в законотворческой деятельности. В то же время на налогоплательщиков возложено дополнительно содержание почти двух сотен высших (на уровне федеральных министров) чиновников с их аппаратами, офисами, транспортным обслуживанием и жильем в элитных домах Москвы.

Совет Федерации - не имеющая аналогов политическая структура - находится на перепутье. Станет она реальным, а не формальным органом власти, фактором стабильности, преградой для популистских законопроектов или окончательно превратится в элемент декораций, покажет время.

Государственная Дума

Государственная Дума является основным законотворческим органом. Любой законопроект, независимо от субъекта законодательной инициативы, поступает вначале в Государственную Думу, где рассматривается, изменяется, отклоняется или принимается.

Государственная Дума формируется по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе в составе 450 депутатов 1 В новом избирательном цикле Государственная Дума будет формироваться по пропорциональной системе, т.е. по спискам лиц, предлагаемых политическими партиями, преодолевшими 7%-ный барьер полученных на выборах голосов. . Половина депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе, согласно которой избранными считаются депутаты, получившие наибольшее число голосов по округу. Другая половина депутатов избирается в федеральном избирательном округе, охватывающем всю территорию РФ, по системе пропорционального представительства, согласно которой каждое избирательное объединение получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за федеральный список кандидатов этого объединения. Но в распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу участвуют только те избирательные объединения, за чьи федеральные списки кандидатов подано не менее 5% голосов. Для признания выборов состоявшимися необходимо участие в голосовании не менее 25% избирателей данного избирательного округа.

Из процедурных вопросов к велению Государственной Думы относятся:

  • выражение согласия на назначение Председателем Правительства РФ предложенной Президентом РФ кандидатуры;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Непосредственно законотворческая деятельность осуществляется в комитетах, которых в Государственной Думе 2003 г. созыва 29, а политическая деятельность - в партийных фракциях, депутатских группах и объединениях. Каждая фракция стремится лучше выглядеть в глазах своего электората. Возможности фракции зависят от ее численности и количества занимаемых ее членами руководящих постов в Государственной Думе. Руководящие посты распределяются с учетом численности депутатских фракций и групп или в соответствии с пакетным соглашением, заключаемым ведущими фракциями.

В странах западной демократии по итогам выборов в парламенте образуется устойчивое большинство одной или нескольких партий, которые распределяют руководящие посты в палате и формируют правительство страны.

На распределение постов в федеральной исполнительной власти, в том числе и в Правительстве РФ, Государственная Дума не влияет, не может оперативно реагировать на вызывающие недовольство избирателей действия отдельно взятых членов Правительства. Но она вправе ставить вопрос о недоверии Правительству РФ в целом, хотя данным правом ни разу не воспользовалась, ограничиваясь отклонением законопроектов, инициируемых Правительством, депутатскими запросами, проведением «правительственного часа» и парламентских слушаний.

В настоящее время в Государственной Думе сложилось конституционное большинство, поддерживающее все законопроекты, вносимые на рассмотрение Президентом РФ и Правительством РФ. Реальная оппозиция отсутствует и справа и слева. В правой оппозиции нет надобности, так как ее либеральная идеология взята на вооружение и Президентом и Правительством. Левые практически изолированы и, видимо, отказались от парламентской борьбы за реализацию своей программы.

Несмотря на разделение властей, провозглашение правового государства, законодательная власть не пользуется вниманием и уважением у значительной части общества, особенно у СМИ. Одна из причин заключается в том, что ее конституционные рамки узки, полномочия урезаны, контрольно-надзорные функции сведены к минимуму.

Парламент принимает законы, ориентируясь на интересы большинства голосующих избирателей, но имеет ограниченные возможности повлиять на их исполнение. Это принижает роль выборной демократии, граждане разочаровываются в своих представителях.

Возраст реального парламентаризма в России в настоящее время ограничивают периодом 1906-1917 гг. плюс созывы Госдумы после 1992 г. Назвать парламентом го, что имело место в советское время, у некоторых политиков «язык не поворачивается». Между тем современная Государственная Дума внешне похожа на Верховный Совет СССР, а по демократичности ему уступает на порядок: в ее составе нет рабочих и крестьян; депутаты Государственной Думы заседают за зарплату, приравненную к окладу министра (в СССР - на общественных началах); население лишено права избирать депутатов, им предлагают голосовать за партии, о которых им ничего не известно; кандидатов в депутаты предлагают закулисные силы (в СССР - трудовые коллективы). С царской Государственной думой у современной Государственной Думы общего мало: первая представляла сословия и слои народа, боролась с верховным правителем, неоднократно им разгонялась.