Что все права и обязанности. Основные обязанности человека и гражданина. Конституционные обязанности россиян

Организация Объединенных Наций (ООН) - крупнейшая международная межправительственная организация универсального характера, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

История создания ООН

Впервые идея о том, чтобы организационно закрепить коллективные усилия союзных государств, направленные на обеспечение прочного и длительного мира, была выдвинута (в общем виде) в Декларации Правительства Советского Союза и Правительства Польской Республики о дружбе и взаимопомощи от 4 декабря 1941 г.

Московская конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании приняла 30 октября 1943 г. Декларацию четырех государств (она была подписана также представителем Китая) по вопросу о всеобщей безопасности, в которой содержалось решение о создании новой международной организации. Это решение было подтверждено 1 декабря 1943 г. на Тегеранской конференции руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании.

На Конференции экспертов, состоявшейся в августе-сентябре 1944 года в Думбартон-Оксе (США), представителями СССР, США и Великобритании был выработан в основном проект устава будущей организации в виде «Предварительных предложений относительно создания всеобщей международной организации по поддержанию мира и безопасности». Позднее проект был одобрен и Китаем. На Конференции, однако, ряд вопросов (о порядке голосования в Совете Безопасности, судьбе подмандатных территорий, содержании Статута Международного Суда и др.) остался неурегулированным. Эти вопросы были решены на Крымской (Ялтинской) конференции руководителей трех союзных держав в феврале 1945 года.

На Конференции в Сан-Франциско, состоявшейся в апреле-июне 1945 года, Устав Организации был окончательно выработан и подписан 26 июня 1945 г. 50 государствами — первоначальными членами Организации. Польше, не участвовавшей в работе Конференции, было оставлено место (в алфавитном порядке) среди подписей первоначальных членов. Организация получила название Организации Объединенных Наций (ООН). Сам термин «Объединенные Нации» появился в период формирования антигитлеровской коалиции государств и нашел свое закрепление в Декларации Объединенных Наций (26 государств), подписанной в Вашингтоне 1 января 1942 г.

24 октября 1945 г. Устав ООН вступил в силу, и этот день стал ежегодно отмечаться как День Объединенных Наций.

Цели и принципы ООН

Согласно статье 1 Устава ООН, целями организации являются:

(i) поддерживать международный мир и безопасность и для этого принимать коллективные меры против нарушителей мира;

(ii) развивать дружественные отношения между всеми нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

(iii) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

(iv) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Для претворения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами:

(i) суверенного равенства членов ООН;

(ii) добросовестного выполнения ими обязательств по Уставу ООН;

(iii) разрешения международных споров мирными средствами; отказа от угрозы силой или ее применения в любых случаях, не совместимых с Уставом ООН;

(iv) невмешательства ООН во внутренние дела государств;

(v) оказания всемерной помощи ООН каждым ее членом в действиях, соответствующих Уставу ООН, и воздержания от помощи государствам, против которых ООН принимает превентивные или принудительные меры;

(vi) обеспечения Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся ее членами, в случае необходимости действовали в соответствии с ее Уставом (ст. 2).

Членство в Организации

Членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, и которые, по мнению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять (ст. 4).

Прием новых членов ООН производится Генеральной Ассамблеей большинством в 2/3 голосов по рекомендации Совета Безопасности, с соблюдением принципа единогласия его постоянных членов. Поскольку ООН основана на принципе универсальности, так как цели и предмет ее деятельности представляют всеобщий интерес, любое миролюбивое государство независимо от его общественно-экономического строя может быть членом ООН.

В ст. 6 Устава предусматривается возможность исключения из ООН государств, систематически нарушающих этот акт, в ст. 5 — приостановление осуществления прав и привилегий члена ООН в отношении государств, против которых Советом Безопасности приняты меры превентивного или принудительного характера. Положения этих статей пока не применялись.

В связи с успехами национально-освободительного движения и возникновением на международной арене значительного числа суверенных государств резко возросло число членов ООН. Ныне в ООН входит 192 государства.

Органы Организации

Организационная структура ООН имеет свою специфику, которая заключается в том, что органы Организации делятся на два вида: главные и вспомогательные. Уставом предусмотрено шесть главных органов. Около 300 вспомогательных органов создано главными органами за время существования ООН.

Главные органы:

  • Генеральная Ассамблея,
  • Совет Безопасности,
  • Экономический и Социальный Совет,
  • Совет по Опеке,
  • Международный Суд,
  • Секретариат.

Хотя все эти органы относятся к одной категории — главных органов, они различны по своему значению и правовому положению.

Наиболее важны Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности.

Экономический и Социальный Совет и Совет по Опеке работают под руководством Генеральной Ассамблеи, представляя результаты своей деятельности на окончательное ее утверждение, однако это обстоятельство не меняет их статуса как главных органов.

Генеральная Ассамблея является единственным органом, в котором представлены все государства-члены. Каждое из них имеет равноправное положение независимо от его величины, мощи и значения. Генеральная Ассамблея обладает широкой компетенцией. Согласно ст. 10 Устава ООН, она может обсуждать любые вопросы, за исключением тех, которые находятся на рассмотрении Совета Безопасности.

Генеральная Ассамблея является высшим органом ООН в обеспечении международного сотрудничества государств в экономической, социальной, культурной и гуманитарной областях. Она поощряет прогрессивное развитие международного нрава и его кодификацию (ст. 13). Генеральная Ассамблея имеет ряд полномочий, связанных с внутренней жизнью ООН: избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов Экономического и Социального Совета, назначает Генерального секретаря (по рекомендации Совета Безопасности), избирает вместе с Советом Безопасности членов Международного Суда, утверждает бюджет ООН и контролирует финансовую деятельность Организации и др.

Что же касается полномочий Генеральной Ассамблеи по вопросам международного мира и безопасности, то они существенно ограничены в пользу Совета Безопасности. Генеральная Ассамблея рассматривает, прежде всего, общие принципы сотрудничества в поддержании международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений. Но любой вопрос, по которому необходимо предпринять действие военного или невоенного характера, передается Генеральной Ассамблеей Совету Безопасности (ст. 11).

У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи (или одного из его 21 заместителя) на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня.

По требованию Совета Безопасности или большинства членов Организации могут быть созваны специальные или чрезвычайные специальные сессии.

Каждый член ООН может направить на сессию делегацию, состоящую не более чем из пяти делегатов и пяти заместителей, а также необходимого числа советников, экспертов и т.д. Каждое государство имеет один голос.

Официальными и рабочими языками Генеральной Ассамблеи являются: английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.

Работа каждой сессии Генеральной Ассамблеи проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов. Существует шесть главных комитетов:

  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет)
  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет)
  • Комитет по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет)
  • Комитет по специальным политическим вопросам и проблемам деколонизации (Четвертый комитет)
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет)
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).

В главных комитетах представлены все члены ООН.

Также имеется Генеральный комитет и Комитет по проверке полномочий.

В состав Генерального комитета входят Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители Председателя, председатели главных комитетов, которые избираются с учетом принципа справедливого географического представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) и Восточной Европы. Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы. Комитет по проверке полномочий представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей государств.

Решения Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Эти вопросы включают рекомендации в отношении поддержания международного мира и безопасности, бюджетные вопросы, прием новых членов в Организацию и пр. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании (ст. 18 Устава).

Решения Генеральной Ассамблеи носят характер рекомендаций.

Решения, касающиеся организационных, административных и бюджетных вопросов, являются обязательными. В практике ООН эти постановления называются резолюциями.

Генеральная Ассамблея имеет ряд вспомогательных органов: Комиссию международного права, Комиссию по разоружению, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях и др.

Совет Безопасности — важнейший орган ООН, состоящий из 15 членов: 5 из них постоянные члены — Россия, Великобритания, КНР, США и Франция и 10 — непостоянные, избираемые Генеральной Ассамблеей на двухгодичный срок (5 членов ежегодно) с учетом степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также в соответствии с принципом справедливого географического распределения. Установлю следующий план распределения десяти мест непостоянных членов между географическими районами мира: пять — от государств Африки и Азии, два — от государств Латинской Америки и района Карибского моря, два — от государств Западной Европы и других государств (имеются в виду Канада, Австралия и Новая Зеландия), одно - от государств Восточной Европы.

В последнее время активно обсуждается вопрос о реорганизации Совета Безопасности, в частности предлагается увеличить число членов Совета Безопасности, число постоянных его членов, изменить процедуру принятия решений.

На Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24 Устава). Он может принимать решения, обязательные для государств-членов (ст. 25).

Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и дает рекомендации или ре-шает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст. 39). Совет Безопасности, имеет право принимать решения о принудительных мерах в отношении государства, нарушившего мир или совершившего акт агрессии. Это меры как не связанные с использованием вооруженных сил (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых телеграфных, радио или других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений — ст. 41), так и связанные с использованием вооруженных сил, т.е. такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Эти действия могут включать демонстрации, блокаду и другие военные операции (ст. 42).

Применение принудительных мер — исключительная компетенция Совета Безопасности. Для применения принудительных мер с использова-нием вооруженных сил государства-члены обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности вооруженные силы (ст. 43). Уставом ООН для осуществления стратегического руководства вооруженными силами предусмотрено создание специального вспомогательного органа — Военно-штабного комитета, который должен состоять из начальников штабов постоянных членов Совета Безопасности (был образован в 1946).

На практике положения Устава, касающиеся формирования и использования вооруженных сил, долгое время, как правило, не соблюдались. Серьезные нарушения Устава ООН были допущены и при использовании вооруженных сил ООН в Корее в 1950 году, на Ближнем Востоке в 1956 году и в Конго в 1960 году.

Положение изменилось в 1990 году, когда в связи с агрессией Ирака против Кувейта пять постоянных членов Совета Безопасности проявили единство в отношении действий Совета против агрессора. Совет Безопасности принял резолюцию № 661 (1990) о введении экономических и финансовых санкций против Ирака, резолюцию № 670 (1990), предусматривающую дополнительные санкции, а также резолюцию № 678 (1990) об использовании всех необходимых средств для восстановления мира и безопасности в Персидском заливе.

В настоящее время вооруженные силы ООН находятся, в частности, на Кипре, на Ближнем Востоке, в Косово; группа военных наблюдателей — в Индии и Пакистане.

Помимо применения принудительных мер, в обязанности Совета Безопасности входит мирное разрешение межгосударственных споров. Согласно гл. VI Устава ООН, стороны, участвующие в споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего сами стараться разрешить этот спор с помощью соответствующих мирных средств (ст. 33), а в случае недостижения соглашения передать его в Совет Безопасности (ст. 37).

В соответствии со ст. 27 Устава ООН решения Совета Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, когда за них поданы голоса любых девяти членов Совета Безопасности. Для принятия решений по вопросам существа необходимо большинство в девять голосов, включая пять голосов постоянных членов Совета (принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности). Поэтому если хотя бы один из пяти постоянных членов голосует против того или иного предложения по вопросу непроцедурного характера, предложение не может быть принято. Это так называемое «право вето». Воздержание от голосования одного или нескольких постоянных членов Совета Безопасности не препятствует принятию решения.

При принятии Советом Безопасности решений по вопросам мирного урегулирования споров по гл. VI Устава ООН необходимо девять голосов, включая голоса постоянных членов Совета Безопасности, но при этом государство, участвующее в споре, если оно входит в состав Совета, обязано воздержаться от голосования.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) осуществляет конкретные задачи в области международного экономического и социального сотрудничества и работает под руководством Генеральной Ассамблеи. ЭКОСОС предпринимает исследования по вопросам экономического и социального сотрудничества, составляет доклады о результатах исследований и дает по указанным вопросам рекомендации Генеральной Ассамблее и специализированным учреждениям. Он уполномочен также подготавливать проекты международных конвенций для представления их на утверждение Генеральной Ассамблее, созывать международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию, координировать деятельность специализированных учреждений, заключая с ними соглашения о сотрудничестве.

ЭКОСОС состоит из 54 членов, которыми являются государства, избираемые Генеральной Ассамблеей на три года с обновлением ежегодно одной трети. Выбывающий член Совета может быть переизбран на новый срок немедленно.

По традиции постоянные члены Совета Безопасности избираются в ЭКОСОС на каждый очередной срок. Выборы в Совет производятся в соответствии с принципом справедливого географического представительства: от Африки — 14 государств, от Азии — 11, от Латинской Америки — 10, от Западной Европы и других государств — 13, от Восточной Европы — 6.

Очередные сессии Совета проводятся два раза в год. Возможен созыв специальных сессий. Решения в Совете принимаются простым большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов.

Советом за время его деятельности было создано значительное число вспомогательных органов: сессионные комитеты (экономический, социальный и координационный); постоянные комитеты (Комитет по программе и координации, Комитет по неправительственным организациям и др.); функциональные комиссии и подкомиссии (статистическая, по народонаселению и развитию, по наркотическим средствам, по правам человека, по положению женщин, по предупреждению преступности и уголовному правосудию и др.). Особое место в системе Совета принадлежит региональным экономическим комиссиям.

Совет по Опеке под руководством Генеральной Ассамблеи должен был контролировать исполнение обязанностей, которые имели управляющие власти (государства) в отношении территорий, находившихся под опекой. Главные цели системы опеки заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости.

Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности — Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции. Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.

Совет по опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория ООН, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость.

Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Международный Суд — главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 постоянных независимых судей, избираемых Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Суд выполняет две функции:

  1. рассматривает споры между государствами и
  2. дает консультативные заключения по юридическим вопросам органам ООН и ее специализированным учреждениям.

Секретариат состоит из Генерального секретаря и необходимого числа персонала.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на пять лет с возможностью назначения на новый срок в том же порядке. Генеральный секретарь является главным административным должностным лицом Организации, осуществляющим руководство работой персонала Секретариата по обслуживанию органов ООН.

Функции Генерального секретаря весьма многообразны и имеют большое значение для деятельности ООН. Ежегодно Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее доклад о работе Организации. В качестве представителя ООН он участвует в работе международных конференций, созываемых под эгидой ООН.

Секретариат осуществляет техническое обеспечение работы сессий всех органов, опубликование и рассылку отчетов, хранение архивов, издание официальных документов Организации и информационных материалов. Он регистрирует и опубликовывает международные договоры, заключаемые членами ООН.

Персонал Секретариата делится на три категории:

  1. высшие административные должностные лица (Генеральный секретарь и его заместители);
  2. международные должностные лица класса специалистов;
  3. технический персонал (секретари, машинистки, курьеры).

Прием на службу производится на договорных началах, предусмотренных системой постоянных и срочных контрактов. Персонал подбирается Генеральным секретарем, согласно правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. При подборе должен быть обеспечен высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности сотрудников Секретариата. Подбор осуществляется на возможно более широкой географической основе. Обязанности Секретариата и его персонала носят международный характер.

Это означает, что ни Генеральный секретарь, ни другой сотрудник Секретариата не вправе запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Международные должностные лица обладают привилегиями и иммунитетами функционального характера.

Штаб-квартира ООН расположена в Нью-Йорке. В Женеве находятся отделения Секретариата ООН.

Основные направления деятельности ООН

Можно выделить четыре основных направления деятельности ООН:

  1. поддержание международного мира и безопасности;
  2. развитие международного сотрудничества в социально-экономической области и в области защиты прав человека;
  3. борьба с колониализмом, расизмом и апартеидом;
  4. кодификация и прогрессивное развитие международно-го права.

Несмотря на то что период после Второй мировой войны до середины 80-х годов XX века был в основном периодом «холодной войны» и конфронтации государств двух социально-экономических систем, ООН удалось внести полезный вклад во всех указанных направлениях ее деятельности.

Исходя из того, что разоружение является важнейшим средством обеспечения международного мира и безопасности, ООН уделяет этим вопросам значительное внимание. Так, в 1978, 1982, 1988 годах по вопросам разоружения были проведены три специальные сессии Генеральной Ассамблеи. В соответствии с решением XXXI ее сессии в 1977 году была открыта для подписания Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

За 60-летний период своего существования ООН сыграла определенную положительную роль в решении целого ряда проблем международного экономического и социального сотрудничества. В этой области появилось много новых органов и расширилась их компетенция. Были образованы такие вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи, имеющие структуру международных организаций, как ЮНКТАД, Программа развития

ООН (ПРООН), которые непосредственно связаны с экономическими потребностями и интересами развивающихся стран. В 1974 году состоялась 6-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, посвященная вопросам перестройки международных экономических отношений. Эти же вопросы рассматривались и на XXIX очередной сессии Генеральной Ассамблеи. На сессиях были приняты два важных документа: Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

Принятие 14 декабря 1960 г. по инициативе Советского Союза Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам стимулировало деятельность ООН в области деколонизации. Был учрежден новый орган — Специальный комитет по вопросам о ходе осуществления Декларации 1960 года, резко повысился удельный вес вопросов, связанных с ликвидацией колоний. Советом Безопасности были приняты решения о применении санкций в отношении колониальных и расистских режимов Юга Африки. В 1980 году в связи с 20-летием Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам отмечалось, что за этот период 59 подопечных и несамоуправляющихся территорий с населением 140 млн. человек обрели независимость.

Деятельность ООН в области кодификации и прогрессивного развития международного права осуществляется прежде всего с помощью вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи — Комиссии международного права, в задачу которой и входят кодификация и прогрессивное развитие международного права. Кроме того, в указанной нормативной деятельности участвует ряд других вспомогательных органов, например Совет по правам человека, Комитет по космосу, Комиссия по правам женщин, в том числе временные вспомогательные органы. Разработанные вспомогательными органами проекты международных договоров принимаются либо самой Генеральной Ассамблеей, либо созываемыми по ее решению конференциями.

Большой созидательный потенциал ООН, заложенный в ее Уставе, может быть использован в новом тысячелетии на благо всех народов, если в политике государств будут приобретать все большее влияние общечеловеческие ценности и интересы и если будет усиливаться стремление государств к поддержанию международного мира и безопасности.

Система Организации Объединенных Наций (далее ООН) в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное понимание причины появления всех ее элементов. Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства.

Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.

Вначале, главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках международных организаций можно было считать контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт, отношения с колониями.

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.

Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций. По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течении целого века.

Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.

Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.
Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.
В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.
Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности.

На правительственном уровне впорос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.
В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствие название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН.

Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в Москве в 1943 году. В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые».

Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям. Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу. Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.

Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации».

Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических, так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

Данное предложение встретило отпор ряда государств. Мотивация отказа от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики была различной и наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании. Советские представители высказывали мнение, что регулирование экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Великобритания выразила позицию тех государств, которые считали, что создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с принципами рыночного либерализма. В первую очередь неприкосновенности частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние экономические связи государств. Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-экономического развития. В конечном итоге после использования дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН функцией координации межгосударственного социально-экономического сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в общей форме и возложены на Экономический и Социальный Совет. В отличие от Совета Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван подход с позиции функциональной децентрализации.

В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту систему вошли существующие и вновь созданные специализированные межправительственные организации. Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57 и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН. Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с ООН носила характер сотрудничества и координации действий.

В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная организация труда (Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая международная организация - Международный союз электросвязи (МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году - Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).
В эти же годы образуются новые межправительственные структуры.

В 1944 году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области, преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями: сам ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в ООН.

В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации - Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое существование в 1952 году). В этом же году были установлены контакты ООН с Организацией Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО, Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 19777 году - Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Самое «молодое» специализированное учреждение ООН - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1967 году как вспомогательный орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято решение об ее преобразовании в специализированное учреждение ООН, проделана большая работа по выработке учредительного документа - Устава, и после его ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году получила этот статус.

В системе ООН известным своеобразием отличается положение двух международных организаций - МАГАТЭ и ГААТТ. Международное Агентство по атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН, так как связано с последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею. Сложнее связь ООН у Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое формально не является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой МБ. Развитие ГАТТ предполагает создание новой международной организации в области торговли. В ходе функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость в создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было вызвано меняющимися потребностями международного экономического и социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и расширению. Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на межгосударственное сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых. Национально-освободительное движение колониальных народов, во-вторых, появление проблем, отнесенных к разряду глобальных, - предотвращение ядерной войны, демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы.

Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные изменения в системе ООН. Прежде всего это выразилось в том, что в рамках самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками финансирования. К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции Генеральной Ассамблеи, относятся: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946), созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и пред инвестиционной помощи развивающимся странам.

Итак, к настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН, которая включает в себя главные органы:

Генеральную Ассамблею ООН,
Совет безопасности ООН,
Экономический и Социальный Совет ООН,
Совет по Опеке ООН,
Международный Суд ООН, Секретариат ООН.
В систему также включаются и специализированные учреждения:
Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции и развития,
Международная финансовая корпорация,
Международная ассоциация развития,
Международная морская организация,
Международная организация гражданской авиации,
Международная организация труда,
Международный союз электросвязи,
Всемирный почтовый союз,
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,
Всемирная организация здравоохранения,
Всемирная организация интеллектуальной собственности,
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию,
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций,
Всемирная метеорологическая организация,
Международный фонд сельскохозяйственного развития,
Международное агентство по атомной энергии

Если у Вас есть интересная статья для этого раздела, пришлите ее нам по

Все граждане нашей страны имеют устойчивую связь со своим государством, которую формируют взаимные права и обязанности гражданина РФ и России как государственного образования. Неотъемлемым условием их возникновения выступает наличие гражданства. Хотя законодательство РФ гарантирует соблюдение общепринятых прав человека, их объем существенно отличается от прав гражданина. Ниже разберемся с этими отличиями по порядку.

Понятие гражданства

Единственное, что может породить гражданские права и свободы, – это гражданство страны. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации , под ним понимается устойчивая политико-правовая связь субъекта и России как государства, которая выражается в обоюдных правах и обязанностях. Стороны отвечают за соблюдение своих обязанностей друг перед другом. РФ признает и гарантирует соблюдение общих прав и свобод россиян, в то время как обязуется соблюдать писаные правила и законы государства.

Важно понимать, что гражданство дает исключительные права его обладателям по сравнению с иностранцами или , однако наряду с этим на граждан налагаются исключительные обязанности.

Где закреплены гражданские права и обязанности

Гарантии прав и свобод человека и гражданина базируются на общепринятых принципах международного права. Помимо них, основным документом, закрепляющим права гражданина России, является Конституция РФ. Базовым правам и свободам посвящена Глава 2 КРФ , согласно которой они принадлежат человеку с момента его рождения, признаются наивысшей ценностью и не могут быть ограничены в иных случаях, кроме оговоренных законом. Они действуют без привязки ко времени и пространству и, согласно ст. 18 КРФ , определяют смысл и содержание нормативно-правовых актов, действующих в России.

Известно, что Конституция РФ устанавливает права граждан в соответствии с международными правовыми нормами. Прежде всего, они закреплены во Всеобщей декларации прав человека и Разделе I Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года. Конституция РФ не только дублирует содержащиеся в международных документах права, но и значительно дополняет, обеспечивая гражданам их исполнение благодаря деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, а также местного самоуправления.

Закрепленный в Конституции РФ перечень основных прав и свобод граждан является базовым, но не исчерпывающим. Как было замечено выше, российское законодательство уточняет и расширяет список гарантированных гражданам прав и свобод, а также определяет механизм их реализации. Что же касается тех, что зафиксированы в КРФ, то их можно отнести к первостепенным правам, отразившим общественное волеизъявление в основном законе государства. Список всех прав личности и гражданина в КРФ охватывает более 45 статей. Мы остановимся на главных из них.

Право каждого на гражданство

Право на гражданство считается основополагающим правом каждого человека. Его суть заключается в возможности приобрести, изменить и сохранить свою гражданскую принадлежность, при этом принципы международного права не допускают произвольного . Данный пункт закреплен ст. 15 Всеобщей декларации прав человека , а также рядом других международно-правовых норм.

Право на гражданство в Конституции РФ прописано аналогичным образом. Согласно ст. 6 КРФ , возможность приобрести российское гражданство устанавливается законодательством.

Несмотря на то, что любая классификация прав граждан является условной и относительной, среди них правоведы выделяют несколько основных групп. Ниже поговорим о личных, политических, социально-экономических и других категориях прав граждан.

Личные права гражданина

Личные права составляют группу прав первого поколения. Их наличие определяет гражданина как автономное, независимое и свободное звено гражданского общества. Указанные права называют естественными, и они не могут ограничиваться государством.

Личные права гражданина РФ формируют гуманистический фундамент общества и включают в себя право:

  • на жизнь, при котором подразумевается исключительность применения смертной казни;
  • на достоинство личности, в частности, невозможность подвергаться пыткам и насилию;
  • на личную неприкосновенность (жилища, частной жизни);
  • на личную тайну (тайну переписки, разговоров, иных форм коммуникации);
  • на свободное передвижение (право беспрепятственного выезда из страны);
  • на определение национальной принадлежности, пользование родным языком и так далее.

Подчеркнем, что указанные личные права имеют специфическую черту: они являются правами человека и не связаны с наличием гражданства. Большинство из них декларативны, что вызывает некоторые проблемы реализации прав и свобод личного характера. Определенного механизма их воплощения или пресечения допущенных по ним нарушений в России до сих пор не удалось выработать. В итоге это негативно влияет как на систему государственного управления, так и на степень развитости российского законодательства, институтов и ветвей государственной власти.

Политические права граждан РФ

Основные политические права и свободы гражданина РФ определены Конституцией России, в частности, Политические права представляют собой совокупность правомочий, позволяющих исключительно гражданам России принимать участие в управлении политической жизнью страны как лично, так и через избранных в установленном порядке народных представителей.

Для начала обратим внимание на то, как связаны политические права и гражданство. Российское гражданство выступает обязательным условием наличия политических прав, что отличает эту категорию правомочий от личных прав. Через них же обеспечивается взаимодействие граждан, гражданского общества и государства. Политические свободы призваны укрепить правовую связь гражданина с Россией, способствовать проявлению политической инициативы, для чего нормами законодательства предусмотрены конкретные административно-правовые механизмы.

К числу основных политических правомочий граждан относятся:

  • свобода мирных собраний, митингов, шествий;
  • возможность участия в управлении государственными делами;
  • свободный доступ граждан к государственной службе;
  • возможность участвовать в отправлении правосудия;
  • возможность обращаться в государственные органы;
  • свобода объединения в общественные организации, политические партии и иные объединения граждан;
  • избирательное право и так далее.

Избирательное право гражданина

Законом предусмотрена как активная, так и пассивная реализация избирательных прав граждан России. Их суть заключается в возможности каждого гражданина избирать своих представителей (активная), так и быть избранным в качестве представителя в государственные и муниципальные властные органы (пассивная). Кроме того, каждый гражданин вправе принять участие в референдуме.

Избирательное право позволяет каждому россиянину выбирать своих представителей в представительные органы власти – местный или федеральный парламент. Участие в голосовании для гражданина РФ является одним из способов управления государственными делами. При этом возможность избираться и быть избранным не абсолютна для граждан РФ и регулируется положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав ». Так, согласно ст. 4 закона , право на участие в выборах и референдуме в качестве избирателя предоставлено лишь совершеннолетним дееспособным лицам, не содержащимся в местах лишения свободы.

Социально-экономические правомочия граждан

Социально-экономические права человека и гражданина, по Конституции РФ, выступают гарантией достойного уровня жизни каждого лица, проживающего в стране. Они имеют огромное значение, так как подразумевают не только право на достойный уровень жизни, но и возможность свободной реализации трудовых усилий, повышение благосостояния, а также создают условия для реализации иных возможных свобод и правомочий человека и гражданина.

Конституция определяет конкретно, какое право граждан РФ можно отнести к социально-экономическим правам и свободам:

  • свободно заниматься предпринимательством или иной экономической деятельностью (ст. 34 КРФ);
  • владеть частной собственностью (ст. 35 КРФ);
  • самостоятельно и свободно распоряжаться своими трудовыми способностями и выбирать род деятельности (ст. 37 КРФ);
  • получать социальное обеспечение при нуждаемости в нем (ст. 39 КРФ);
  • иметь собственное жилье и невозможность его лишения (ст. 40 КРФ);
  • получать бесплатную медицинскую помощь (ст. 41 КРФ);
  • получать образование, в том числе в вузе (ст. 43 КРФ).

Обратим внимание, что многие правомочия из указанного перечня не обладают действенным механизмом реализации. Наиболее яркие примеры – право на жилье и высшее образование. Так как они не подкреплены материальными гарантиями, их реализация не всегда объективно возможна.

Культурные права россиян

Культурные права направлены на духовное развитие личности, поэтому к ним следует отнести возможность получения каждым гражданином образования, доступ к культурным ценностям, возможность пользоваться результатами научно-технического прогресса, свобода участия в культурном развитии России и так далее. В соответствии со ст. 44 КРФ любому лицу гарантирована свобода творчества независимо от формы ее реализации.

Экологические права россиян

Окружающая среда является национальным благом, которое находится в свободном пользовании каждого гражданина. В соответствии со ст. 42 КРФ россиянам гарантируется благоприятная окружающая среда. Также этот нормативный акт определяет право граждан иметь достоверную информацию о ее состоянии. В контексте этого Конституция гарантирует возмещение ущерба, полученного из-за неблагоприятной окружающей среды.

Отличия конституционных правомочий человека и гражданина

Как мы уже определили, объем прав человека и правомочий гражданина значительно отличается. Разберемся, почему Конституция РФ разграничивает права человека и гражданина.

Совокупность фундаментальных правомочий человека как личности определяется его социальной природой и возникает вне зависимости от места в силу самого факта рождения.

Они определены международно-правовыми принципами и нормами и являются неотъемлемой составляющей любой демократической страны. Поэтому при их фиксации в КРФ законодатель использует термин «каждый, каждому».

Что же касается правомочий непосредственно граждан России, то они не возникают по факту рождения и определяются Конституцией. Прежде всего, это политические свободы, их полнота определяет содержание политико-правовой связи между государством и физическим лицом.

Основные обязанности человека и гражданина

Обязательным условием воплощения в жизнь гарантированных законом правомочий выступают конституционные обязанности, возложенные не только на россиян, но и на всех неграждан, находящихся на территории РФ. Совокупность таких обязательств перед государством определяется нормами законодательства. При этом конституционные обязанности каждого субъекта представляют собой гораздо более ограниченный круг обязательств, нежели все те, что предусмотрены законодательством в целом.

Рассматривая основные обязанности человека и гражданина, можно прийти к выводу: они редко соотносятся с основными правами, что является наиболее значительным отличием ныне действующего Основного закона России от предшествующих Конституций. Такое изменение предопределило смену советской правовой концепции на современную, когда не человек существует для государства, а государство существует для человека.

Для начала разберемся с определением. Так, к обязанностям, которые распространяются на всех без исключения граждан РФ, относится любое требование или притязание государства к поведению индивида независимо от местонахождения последнего, если оно закреплено в Конституции. Именно КРФ является главным источником обязательств гражданина России. Как и в случае с правами, полноту обязательств человека и гражданина следует отличать друг от друга, хотя различия тут не так и существенны: в соответствии со ст. 6 КРФ каждый гражданин наделен одинаковым объемом конституционных обязательств.

Конституционные обязанности россиян

Разобравшись, в каком документе говорится об обязанностях, предлагаем остановиться на них подробнее. Сразу обратим внимание, что все конституционные обязательства граждан выступают в качестве правовой базы для всех остальных обязанностей. Более того, они сформированы лишь в общем виде, далее их конкретизация осуществляется уже определенными кодексами, законами и подзаконными актами.

Кроме того, все предписания, которые в соответствии с Конституцией граждане РФ обязаны соблюдать, можно поделить на общие и частные. Подобное деление не нарушает общего принципа, по которому они возникают в одинаковом объеме у всех граждан России. В данном случае речь идет о тех обязательствах, которые возникают у отдельно взятой группы населения, например, военнообязанные, налогоплательщики, родители и так далее.

Теперь выясним, какие обязанности имеет гражданин России согласно Главе 2 Конституции РФ:

  • обязанность соблюдать законы и КРФ – по сути, это главная функция гражданина и ее не стоит ограничивать исключительно Основным законом. В данном случае подразумевается более широкая трактовка, которая выражается в термине законопослушности. Таким образом, первая обязанность – это соблюдение российского законодательства;
  • военная обязанность – согласно ст. 59 КРФ , защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Конкретизация этого пункта осуществляется в рамках ФЗ от 28 марта 1998 года № 5-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» . По сути, указанная обязанность – единственная, которая не распространяется на неграждан. Более того, она носит частный характер, так как ее исполнение возлагается лишь на россиян мужского пола в возрасте 18-27 лет. При этом допускается отсрочка или альтернативная служба. Те, кто не исполняют конституционный долг гражданина РФ, могут быть подвергнуты уголовной ответственности;
  • налоговая обязанность – в соответствии со ст. 57 КРФ она возлагается на каждого, наиболее полно ее осуществление определяется положениями Налогового кодекса РФ ;
  • обязанность по взаимной заботе возлагается на родителей и детей – соответствии со ст. 38 КРФ родители заботятся о своих несовершеннолетних детях, а дети – о своих нетрудоспособных родителях;
  • обязанность получения общего образования, в соответствии со ст. 43 КРФ , лежит на всех без исключения гражданах, при этом родители обязаны обеспечить своим детям его получение;
  • обязанность охранять историческое и культурное наследие (ст. 44 КРФ), а также природу и окружающую среду (ст. 58 КРФ).

Связь прав и обязанностей

Стоит также выяснить, как между собой связаны права и обязанности граждан России. По сути, эта связь неразрывна, так как они совокупно определяют правовой статус личности. Конституционные права соотносятся с обязанностями: первые не могут существовать без вторых. Причина такой зависимости кроется в том, что возникновение какого-либо права у одного субъекта порождает обязанность его соблюдения со стороны всех остальных. Более того, согласно ч. 3 ст. 17 КРФ , это является конституционной обязанностью, так как реализация любого правомочия не должна нарушать прав всех остальных лиц.

Права и обязанности несовершеннолетних

Конституция не выделяет отдельно права и обязанности для детей. Если следовать логике законодателя, несовершеннолетние наделены такими же правами и обязанностями, что и взрослые, кроме тех, которые могут возникнуть у них после совершеннолетия. К таким относятся, например, избирательное право или воинская и налоговая обязанности.

Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс и другие законы выделяют комплекс прав и обязанностей, присущий в указанном объеме непосредственно несовершеннолетним:

  • имя, семейное воспитание, общение со своими родителями;
  • всестороннее развитие, уважение собственного достоинства;
  • выражение собственного мнения, защита прав и интересов;
  • личная собственность и распоряжение ей в соответствии с дееспособностью;
  • гражданство.

Среди базовых обязанностей ребенка можно назвать послушание родителям, соблюдение общепринятых правил поведения и получение общего образования.

Гарантии соблюдения прав и свобод

В широком понимании юридические гарантии прав и свобод граждан РФ представляют собой совокупность правовых предпосылок, способов и средств, закрепленных законодательством, которые обеспечивают гражданам и остальным лицам свободную реализацию своих правомочий. По сути, наличие и реализацию таких гарантий следует рассматривать в качестве обязанностей России как государственного образования, поскольку именно она, по ст. 45 КРФ , гарантирует государственную защиту прав и свобод. Инструментами такой защиты является президент, парламент, Конституционный суд, омбудсмен и так далее.

Обязанности государства перед гражданами по Конституции РФ включают в себя гарантии следующих прав и свобод:

  • самозащита своих интересов любыми способами, которые не запрещены законом;
  • право на судебную защиту и правосудие – при этом объектом обжалования может быть не только посягательство со стороны третьих лиц, но и акты, действия и бездействие государственных органов (ст. 46 КРФ);
  • право на международно-правовые способы защиты, в том числе посредством обращения в Комитеты ООН и Европейский суд по правам человека;
  • право на возмещение нанесенного вреда, что гарантировано ст. 53 КРФ , и так далее.

Ответственность за нарушение прав и обязанностей

Несмотря на государственные гарантии, законодательством не исключается возможность нарушения как прав граждан, так и их обязанностей. Безусловно, субъекты нарушения по отношению к правам и обязанностям могут быть разные. Так, если субъектом посягательства на права физлица будет другое физлицо, юридическое лицо или государственный орган, то субъектом нарушения своей обязанности может выступать исключительно сам гражданин.

Ответственность за нарушение прав гражданина РФ будет отличаться в зависимости от важности нарушенного права и степени нанесенного пострадавшему лицу ущерба.

Большинство конституционных прав носят фундаментальный характер, их нарушение зачастую может повлечь уголовную ответственность.

Что же касается ответственности самого гражданина за неисполнение его конституционных обязанностей, то применяемая ответственность также будет зависеть от обязанности. Например, за уклонение от родительской или воинской обязанности, а также неуплату налогов или несоблюдение природоохранного законодательства лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Однако в таких случаях мера наказания зависит от степени вины и умысла, которым оно руководствовалось.

13-14 закона).

  • В результате его лицами, которые ранее были россиянами, однако впоследствии вышли из гражданства (ст. 15 закона).
  • По иным основаниям, например, в результате или трансферта.
  • Каждый из указанных способов требует соблюдения определенных условий и процедуры.

    Заключение

    Подводя итоги, отметим, что в РФ права и свободы человека и гражданина реализуются на основе Конституции. Указанные в ней права и обязанности носят фундаментальный характер, а их детализацию обеспечивают все остальные нормы законодательства. Права и обязанности взаимно связаны между собой и не могут существовать друг без друга: права одних людей обеспечиваются обязанностями других. При этом гарантии их реализации предоставляет государство через систему государственных органов.

    Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии: Видео

    Основные права и свободы человека и гражданина РФ отражены во Второй главе Конституции РФ. Объединим их в несколько групп:

    1. Личные (гражданские): право на жизнь и достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода передвижения и выбора местожительства, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести, право на сопротивление насилию, на справедливый суд.

    2. Политические: свобода слова и убеждений, свобода мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении государством.

    3. Экономические: право на труд, право на отдых, право на участие в управлении предприятием, право частной собственности, право на предпринимательство, право на забастовку.

    4. Социальные: право на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и охрану здоровья), право на достаточный уровень жизни, право на жилище, право на образование.

    5. Культурные: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса.

    За соблюдением прав человека следят не только государственные органы, но и уполномоченные лица. Гарантом прав и свобод человека является Президент РФ (ст. 80, п. 2 Конституции РФ). В 1996 г. в России была учреждена должность Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), в 2009 г. – Уполномоченного по правам ребенка.

    Обязанности человека и гражданина. Они содержатся в Конституции РФ:

    1. Соблюдение Конституции и законов РФ (ст. 15, п.2).
    2. Уважение прав и свобод других лиц (ст. 17, п. 3).
    3. Забота о своих детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38, пп. 2,3).
    4. Получение основного общего образования (9 классов) (ст. 43, п. 4).
    5. Забота о памятниках истории и культуры (ст. 44, п. 3).
    6. Уплата налогов и сборов (ст. 57).
    7. Бережное отношение к природе и окружающей среде (ст. 58).
    8. Защита отечества (ст. 59).

    Правоспособность – способность иметь права и обязанности согласно законам России (появляются с рождения). Например, право на жизнь, имя, достоинство.

    Дееспособность – способность своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности (приобретаются постепенно). Например, малолетние дети от 6 до 14 лет могут совершать только мелкие бытовые сделки. Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут с разрешения родителей совершать различные сделки, распоряжаться своим заработком, иметь авторские права.

    Деликтоспособность – способность лица нести ответственность за совершенные правонарушения:
    с 14 лет – частичная уголовная и гражданская ответственность;
    с 16 лет – полная уголовная, административная и дисциплинарная ответственность;
    с 18 лет – полная гражданская ответственность.

    Международный билль о правах человека состоит из пяти документов:

    1. Всеобщая декларация прав человека(10 декабря 1948 г.);
    2. Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
    3. Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
    4. Протокол к Пакту о гражданских и политических правах - Положение о порядке рассмотрения индивидуальных жалоб (1966);
    5. Протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни (1989).

    Изложенный материал необходимо знать не только для подготовки к ЕГЭ. Чтобы вписываться в общественную систему и чувствовать себя уверенно, прежде всего, мы должны хорошо знать свои права и обязанности!