Для чего нужна классификация товарных рынков. Мировые товарные рынки

Раздел II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 4. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

4.1. Определение и понятие товарных рынков

Экономика, равно как и экономическая деятельность, составляет постоянное движение массовых потоков товаров, которые производятся и доставляются потребителям в самые отдаленные точки, где в них нуждаются люди. Товарное движение в производстве и обращении опосредуется рынками денег, ценных бумаг, информации, знаний и новейших технологий. Л.В. Андреева указывает, что “товарный рынок состоит из рынков разнообразных товаров, отличающихся по своим характеристикам, свойствам, степени опасности для жизни и здоровья населения, влияющих на их оборотоспособность. Изучение правового режима различных товаров является одной из основных задач коммерческого права” <1>.

——————————–

<1> Коммерческое право России: Учебник / Л.В. Андреева. 2-е изд., перераб. и доп. С. 35 – 36.

Товарный рынок – это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами <1>.

——————————–

<1> Приказ ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 “Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке” // БНА ФОИС. 2006. N 32.

Близкое к этому определение товарного рынка дается НК РФ <1>, согласно которому рынком товаров признается сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации. Таким образом, рынок можно охарактеризовать как сферу совершения возмездных сделок между покупателем и продавцом, результатом которых является реализация товаров за денежный эквивалент или другое имущество . Рынок подразумевает под собой реальную возможность любого покупателя в удобный для него момент приобрести нужный товар без значительных дополнительных затрат, приводящих к существенному увеличению общих расходов на ближайшей к его месту нахождения территории Российской Федерации или за ее пределами.

——————————–

Основными элементами, определяющими самостоятельность товарного рынка <1> и позволяющими производить анализ и оценку его конкурентной среды, являются:

——————————–

<1> Пункт 3 Приказа ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 “Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке”.

1. Продуктовые границы товарного рынка, выявление которых представляет собой процедуру определения потребительских свойств товара или товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок) на основе мнения покупателей (а в некоторых случаях и продавцов) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате опроса покупателей (продавцов). Опрос проводится по группам покупателей (продавцов), различающимся по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель (продавец), покупатель единичного количества товара, розничная торговля, реализация товара по прямым договорам).

2. Географические границы товарного рынка, установление которых определяет спрос на товары. Географическая граница рынка расширяется с увеличением степени уникальности товара и его сложности и сужается при неразвитых и дорогостоящих коммуникациях, ограниченном сроке эксплуатации и высокой степени унификации товара. По сути, это экономически интегрированная зона вокруг центрального или крупного города. Регулярное передвижение людей – наиболее весомое средство измерения интеграции. Однако основным критерием для определения региональных границ рынка должен являться спрос населения. Таким образом, под границами товарного рынка следует понимать границы территории, за пределами которой спрос на товар и его востребованность являются экономически нецелесообразными с позиции ее потенциальных потребителей. При определении географических границ товарного рынка учитываются многие факторы, в частности, возможность перемещения товара между территориями, доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу, отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров, сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка. По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский.

3. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, в число которых включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие или производящие в его границах определенный вид товара в пределах определенного временного интервала. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, могут быть включены:

а) потенциальные продавцы – физические и юридические лица, которые в течение не более года могут при обычных условиях оборота, отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации и без дополнительных издержек войти на данный товарный рынок;

б) продавцы товаров, взаимозаменяемых с данным товаром по производству.

4. Доля хозяйствующих субъектов на рынке, которая определяется как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка. Поскольку п. 8 ч. 1 ст. 23 ЗоЗК предписывает ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, Правительство РФ утвердило Правила <1> формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

——————————–

<1> Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2007 г. N 896 “Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов” // СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6480.

5. Объем товарного рынка, основным показателем расчета которого является объем продаж или поставок на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

6. Уровень концентрации товарного рынка выявляется на основе анализа процессов концентрации, определяемых с помощью специальных статистических коэффициентов и индексов. Информационной базой расчетов коэффициентов концентрации выступает товарная номенклатура, которая приблизительно соответствует номенклатуре основного промышленного производства.

7. Барьеры входа на товарный рынок – это обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке. Как правило, к барьерам входа на товарный рынок относятся некоторые виды экономических и административных ограничений, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, в том числе инвестирование в избыточные производственные мощности и увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов.

Основополагающими функциями товарных рынков являются:

1) ценообразование, так как механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации и других важных сведений, необходимых для человека в экономической сфере;

2) конкуренция . Известный государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард писал, что “государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени, в которой это требуется для поддержания работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции неосуществимы” <1>.

——————————–

<1> Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991. С. 161.

4.1.1. Виды товарных рынков

Товарные рынки классифицируются по различным основаниям :

по структуре хозяйства государства : торговые рынки стран с экономикой натурального хозяйства, стран – экспортеров сырья, промышленно развивающихся стран и промышленно развитых стран;

по уровню доходов и характеру их распределения в государстве : страны и регионы с низким уровнем доходов, страны и регионы с высоким уровнем доходов, страны с низким, средним и высоким уровнями доходов, страны с преимущественно средним уровнем доходов;

по территориальному охвату : внутренние, национальные, региональные, мировые;

по товарно-отраслевому признаку : машин и оборудования, минерального сырья и топлива, сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров;

по сфере общественного производства : товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования), товаров нематериального производства (достижений науки, технологий, ноу-хау, произведений искусства, книг и т.п.);

по характеру конечного использования товаров : рынки товаров производственного назначения и товаров потребительского назначения;

по сроку использования товаров : товаров долговременного пользования, краткосрочного пользования и одноразового пользования;

по организационной структуре товарных рынков : мировой рынок (открытый и закрытый), внутренний рынок (оптовый и розничный).

В целях коммерческого права исследуется организационная структура именно торговых рынков, так как она, с одной стороны, лежит в основе правового регулирования отношений в сфере торговли и, с другой стороны, служит квалифицирующим признаком обособления предмета правового регулирования коммерческой деятельности.

Организационная структура рынков складывается в зависимости от условий торговли на товарных рынках и характера групп продавцов и покупателей. На внутреннем рынке различают два сектора: оптовый и розничный . Оптовый рынок представляет собой одну из форм товарного обращения, посредством которой осуществляются экономические связи между хозяйствующими субъектами в сфере продвижения товаров от производителя в розничную торговую сеть. Это передаточное звено между товаропроизводителями и розничной торговлей. Характерными особенностями оптовых торговцев с товаропроизводителями являются наличие кредитных отношений и отсутствие отношений с конечными потребителями. Розничный рынок представляет собой форму товарного обращения, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности конечных потребителей товаров на основе розничных цен.

Приведенная классификация товарных рынков позволяет углубить характер дальнейшего исследования конкретного товарного рынка исходя из специфических особенностей самого товара, характера его производства и конечного использования, организационной структуры сбыта и территориальной принадлежности предприятия и исследуемого рынка. Однако необходимо учитывать, что при любом подходе к классификации рынков границы между ними размыты и имеют весьма условный характер. Достаточно типичным примером является существование на рынках крупных оптово-розничных субъектов торговли, которые одновременно выступают и в роли оптовиков, и в роли розничных продавцов (например, торговые дома).

4.1.2. Структура и инфраструктура товарных рынков

Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям <1>.

——————————–

<1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2010. С. 110.

Инфраструктура товарного рынка – это комплекс видов деятельности в сфере обращения соответствующих групп предприятий, организаций, учреждений и индивидуальных предпринимателей, задача которых сводится к оптимизации каналов товародвижения и рыночному регулированию товарно-денежного оборота. Инфраструктура товарного рынка создает предпосылки и условия для ускорения оборачиваемости средств в экономике, совершенствования рыночного процесса реализации вновь созданной продукции, укрепления материально-технической базы сферы обращения, оптимизации коммерческо-хозяйственных связей. Благодаря инфраструктуре взаимоотношения субъектов рынка ведутся на стройной целенаправленной основе.

Функции инфраструктуры товарного рынка заключаются в : 1) содействии субъектам рынка в реализации их экономических интересов; 2) организационном оформлении коммерческих отношений сторон заключаемых договоров; 3) обеспечении юридического, финансового, страхового и контрольного обслуживания; 4) оперативном реагировании на любые изменения конъюнктуры рынка, товаров, а также состава конкурентов, посредников и потребителей; 5) осуществлении торговой и иной коммерческой деятельности, непосредственно связанной с торговлей; 6) оказании посредничества в реализации товаров и налаживании коммерческих связей; 7) оказании различных услуг, непосредственно связанных с обслуживанием торговой деятельности; 8) использовании возможностей транспорта, средств связи, складского хозяйства и топливно-энергетического комплекса.

Инфраструктура товарных рынков как система представляет собой взаимоувязанный комплекс следующих подсистем :

1) подсистема торговых посредников – организации, осуществляющие посредническую деятельность и обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли (продажи) товара;

2) подсистема информационного обеспечения – организации, обеспечивающие наблюдение за рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения. Техническими элементами этой подсистемы должны быть соответствующие средства связи, программная продукция, компьютерная система и полиграфическая база;

3) подсистема тароупаковочной индустрии – нормативно-организационные мероприятия и производственные структуры, обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания отвечающей международным стандартам тароупаковочной продукции;

4) подсистема транспортного обеспечения – все виды транспорта, обеспечивающего доставку продукции потребителям;

5) финансово-кредитная подсистема – инфраструктура товарных рынков как подсистема, участвующая в платежно-расчетном и кредитном обеспечении товародвижения;

6) подсистема организационного обеспечения – организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития инфраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их исполнителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рынков и способствующие снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя;

7) подсистема нормативно-правового обеспечения – федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие акты, регламентирующие взаимоотношения сторон на товарных рынках <1>.

——————————–

<1> См. подробнее: Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2008. С. 102 – 103; Постановление Правительства РФ от 15 июня 1998 г. N 593 “О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 – 2005 годы” // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2910.

4.1.3. Оптовый товарный рынок

Оптовый товарный рынок – это сфера обращения товаров, связанная с их продвижением от производителей в розничную торговую сеть или для профессионального использования путем совершения возмездных сделок по перепродаже товара оптовым розничным потребителям .

Основной функцией оптовой торговли, представляющей собой область правового регулирования коммерческого права, является продвижение товара от изготовителя к потребителю, что достигается благодаря наличию у оптовых торговцев профессиональных знаний и навыков в сбыте товара. Правовой основой движения товаров от производителя к покупателю являются отчуждательные договоры . Благодаря правовому механизму, при помощи которого возможна законная передача имущества от одного субъекта права другому, решаются все задачи, стоящие перед торговлей. Таким механизмом являются договоры о передаче имущества продавца в собственность покупателя (купля-продажа, поставка, мена и др.).

Основная функция оптовой торговли – это продвижение товаров от производителя к потребителю и бесперебойное обеспечение розничной торговой сети и массового питания товарами, осуществление которого во многом зависит от договорных отношений по поставкам товаров <1>.

——————————–

<1> См.: Фролова Н.К. Проблемы правового регулирования оптовой торговли // Налоги (газета). 2006. N 39.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” <1> (ФЗ о ГРТД) определяет оптовую торговлю как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данное определение построено на противопоставлении оптовой торговли торговле розничной. Основным критериальным признаком данного отличия является цель приобретения товаров. При оптовой торговле товары продаются с целью извлечения прибыли, а не для дальнейшего их использования. В любом случае основным отличием оптовой торговли от противопоставляемой ей розничной торговли является цель приобретения и продажи товаров хозяйствующими субъектами товарных рынков.

——————————–

<1> Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” // СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

Оптовая торговля, согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 и ч. 1 ст. 8 ФЗ о ГРТД, может осуществляться только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами, т.е. хозяйствующими субъектами торговой деятельности . Это означает, что обеими сторонами в сделках, совершаемых в оптовой торговле, являются профессиональные предприниматели, что должно формировать специальный режим правового регулирования данной группы общественных отношений. Соответственно, граждане-потребители, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары в целях, связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, не являются субъектами оптовой торговли.

Оптовая торговля также не предполагает продажу товаров единичными экземплярами. Товары в этом случае продаются партиями, что является одним из существенных признаков оптовой торговли. В сфере оптовой торговли выделяется мелкооптовая торговля, под которой понимается разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Оптовый торговец фактически является посредником между производителями товаров и их конечными потребителями, оперируя, как правило, крупными партиями товаров. Оптовые торговцы обычно не контактируют непосредственно с потребителями.

Сделки в сфере оптовой торговли обладают рядом специфических особенностей : 1) оптовики работают преимущественно с перепродавцами, а не с конечными потребителями, поэтому они значительно меньше внимания уделяют психологии продаж; 2) оптовые сделки по объему, как правило, крупнее розничных, торговая зона оптовика значительно шире, чем у розничного торговца; 3) на оптовые сделки не распространяется правовой режим защиты прав потребителей, что коренным образом отличает сферу оптовой торговли от розничной; 4) режим налогообложения оптовой торговли отличается от розничной.

На сегодняшний день отношения в области оптовой торговли в основном регулируются ФЗ о ГРТД. Отношения субъектов оптовой торговли, как правило, основываются на договоре поставки (§ 3 гл. 30 ГК РФ). В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Легальное определение договора поставки практически дословно воспроизводится в определении оптовой торговли, содержащейся в п. 2 ст. 2 ФЗ о ГРТД, что указывает на желание законодателя сделать акцент на том, что основой отношений в сфере оптовой торговли является договор поставки .

В отношениях с сельскохозяйственными производителями основой является договор контрактации (§ 5 гл. 30 ГК РФ). Отдельные подзаконные и ведомственные правовые акты устанавливают частные правила, касающиеся регулирования оптовых рынков отдельных видов товаров <1>, деятельности отдельных субъектов оптовой торговли <2>, а также регулирования цен <3>.

——————————–

<1> Постановление ФЭК России от 29 декабря 2003 г. N 111-э/9 “Об утверждении технических параметров, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка” // БНА. 2004. N 5; Постановление Госкомстата России от 18 августа 1999 г. N 78 “Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за оптовой и розничной торговлей на 2000 год” // СПС “КонсультантПлюс”.

<2> Приказ Минсельхозпрода России N 292, Роскомторга N 95 от 1 декабря 1994 г. “Об утверждении Примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке”; Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 793 “О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)” // СЗ РФ. 1996. N 30. Ст. 3654 (с послед. изм.); Приказ Минздрава России от 15 марта 2002 г. N 80 “Об утверждении Отраслевого стандарта “Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения” // БНА. 2002. N 13.

<3> Приказы ФТС России от 4 декабря 2009 г. N 344-э/1 “Об утверждении индикативных цен и тарифов на электрическую энергию и мощность для покупателей – субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности)” // Российская газета. 2009. 21 декабря; от 25 ноября 2008 г. N 265-э/1 “Об утверждении оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд” // Российская газета. 2008. 31 декабря.

Учитывая перечисленные особенности оптовой торговли, правильно было бы определять оптовую торговлю как вид торговой деятельности хозяйствующих субъектов товарных рынков, связанный с приобретением партий товаров для их дальнейшего использования в предпринимательской деятельности и их продажей, с целью извлечения прибыли (в том числе и путем перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием .

4.1.4. Розничный товарный рынок

1. Особенности розничных торговых сетей . Деятельность розничных торговых предприятий связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг покупателям . Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.

Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем: 1) удовлетворение потребностей населения в товарах; 2) доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи; 3) поддержание баланса между предложением и спросом; 4) воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема продаж; 5) совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей <1>.

——————————–

<1> См.: Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства. М.: Финансы и статистика, 1996. С. 186.

Основными задачами коммерческой деятельности розничных предприятий являются: 1) изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность; 2) определение ассортиментной политики; 3) создание хозяйственных связей; 4) формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия; 5) обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.

Отношения в сфере розничной торговли в Российской Федерации регулируются нормами гражданского законодательства . Прежде всего это Гражданский кодекс РФ, в котором договор розничной купли-продажи определяется как публичный договор и достаточно детально регламентируются его существенные условия, договор же поставки (как договор оптовой торговли) не является публичным, поэтому его существенные условия практически ничем не ограничены. Другим важным законом, определяющим правовой режим розничной торговой сети, является Закон РФ “О защите прав потребителей” <1>, который регулирует отношения между продавцом и гражданином-потребителем, компенсируя юридическое, экономическое и профессиональное неравенство сторон договора установлением льготного правового режима для потребителей.

——————————–

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.

Государственный надзор и контроль за розничной торговлей осуществляются на основании:

1) Федерального закона “О защите конкуренции” , определяющего условия, при которых коммерческие субъекты попадают под правовой режим антимонопольного регулирования, и устанавливает его основные правила;

2) Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)” <1>, устанавливающего порядок проведения надзорных мероприятий и ограничивающего их частоту, в том числе в сфере розничной торговли;

——————————–

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3436.

3) Федерального закона “О техническом регулировании <1> и принятых в соответствии с ним технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к товарам, предлагаемым поставщиком или продавцом к продаже, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья покупателей и недопущение введения их в заблуждение относительно существенных потребительских характеристик товара, и определяющих порядок подтверждения соответствия товаров этим требованиям;

——————————–

<1> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

4) Федеральных законов “О качестве и безопасности пищевых продуктов” <1>, “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” <2>, “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе” <3>, “Об ограничении курения табака” <4>, устанавливающих ограничения прав поставщика и продавца относительно прав на продажу и покупку товаров, ограниченных в обороте, в том числе связанных с размещением торговых объектов, осуществляющих розничную продажу алкогольной и табачной продукции, и наделяющих органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по регулированию их торгового оборота;

——————————–

<1> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.

<2> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.

<3> Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе” // СЗ РФ. 2005. N 10. Ст. 759.

<4> Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ “Об ограничении курения табака” // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2942.

5) Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления” , в соответствии с п. 1 ст. 14 которого в качестве одного из полномочий органов местного самоуправления является создание условий для обеспечения населения муниципального образования услугами торговли.

Требования действующего законодательства, касающиеся розничной торговли, содержатся также в подзаконных актах, важнейшими из которых являются Правила продажи отдельных видов товаров <1>, Правила продажи товаров по образцам <2>, Правила комиссионной торговли <3> и иные правила, утвержденные постановлениями Правительства РФ <4>. Перечисленные Правила также устанавливают ответственность продавцов за нарушение обязательных требований действующего законодательства, содержащихся в перечисленных выше федеральных законах, а также в подзаконных актах.

——————————–

<1> Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 “Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации” // СЗ РФ. 1998. N 4. Ст. 482.

<2> Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918 “Об утверждении Правил продажи товаров по образцам” // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3657.

<3> Постановление Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569 “Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами” // СЗ РФ. 1998. N 24. Ст. 2733.

<4> См., например: Постановления Правительства РФ от 15 декабря 1998 г. N 1493 “Об утверждении Правил аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания” // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6307; от 6 июня 1998 г. N 569 “Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами” // СЗ РФ. 1998. N 24. Ст. 2733.

Действующее законодательство не содержит каких-либо норм, способствующих разрешению проблем в отношениях между продавцами и изготовителями, а также другими поставщиками товаров продавцам. В связи с недостаточным законодательным обеспечением розничного рынка правовое регулирование коммерческой деятельности его субъектов имеет ряд существенных недостатков :

1) органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют полномочий по регулированию в сфере розничной торговли, за исключением регулирования розничной продажи алкогольной продукции, что снимает с них ответственность за решение общих для торговых организаций региона инфраструктурных проблем;

2) регулирование исключительно с федерального уровня не способствует смягчению неизбежных конфликтов между интересами крупного торгового бизнеса (сетевого) и малого или среднего, не выдерживающего конкуренции торговых сетей;

3) законодательно не урегулированы проблемы возмещения убытков в порядке регресса в связи с исполнением продавцом законных требований покупателя, приобретшего у него товар ненадлежащего качества от оптового продавца, с которым он связан договором поставки данного товара;

4) отсутствие правового регулирования “платы за вход”, устанавливаемой ритейлерами в розничных торговых сетях. Их доминирующее положение на рынке может приводить к дискриминации некоторых оптовых продавцов, что нуждается в специальном правовом регулировании законодательством о конкуренции;

5) многие подзаконные правовые акты (например, Правила продажи) содержат ряд ограничений прав граждан, которые в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ должны устанавливаться только федеральными законами <1>.

——————————–

<1> Пояснительная записка к досье на проект Федерального закона N 494404-4 “О розничной торговле” // СПС “Гарант”.

Для устранения существующих пробелов и противоречий в нормативном правовом регулировании в сфере розничной торговли в Государственную Думу был внесен законопроект Федерального закона N 494404-4 “О розничной торговле”, который предусматривает:

1) расширение полномочий субъектов Российской Федерации и наделение органов местного самоуправления полномочиями по регулированию розничной торговли;

2) определение функции контроля в качестве частичной по отношению к надзору, не предусматривающей самостоятельного применения санкций за нарушения;

3) определение порядка муниципального контроля и порядка общественного контроля в сфере розничной торговли;

4) установление специальных, существенно более низких, чем общие, порогов доминирования хозяйствующих субъектов и специальных мер антимонопольного регулирования в сфере розничной торговли;

5) наделение продавца правом на возмещение ущерба изготовителем или иным поставщиком при его вине без наличия договора поставки данного товара между ними;

6) определение правового статуса услуги по размещению продавцом товара в соответствии с заявкой его поставщика;

7) поднятие на уровень федерального закона обязательных требований к торговым объектам, персоналу, торговому процессу, организации отдельных форм торговли (самообслуживанию, комиссионной торговле, дистанционной торговле и т.д.).

__________________
Глава 4. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
4.1. Определение и понятие товарных рынков



Понятие товарного рынка

Правовое понятие товарного рынка содержится в ст. 4 Закона о конкуренции. Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами- *(источник № 674).
Важно сказать, что в антимонопольном законодательстве представлено комплексное понятие товарного рынка, фактически отражающее основные подходы, применяемые в рамках экономической теории к исследованию сущности рынка ("объектный", "территориальный")- *(источник № 675).
При анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных рынках применяется Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденный приказом ГКАП от 20 декабря 1996 г. N 169- *(источник № 676). Данным нормативным актом установлены этапы определения параметров товарных рынков, при этом в качестве исходной информации о рынках используется достаточно широкий круг данных, в том числе сведения, получаемые от продавцов, покупателей, конкурентов, органов государственной власти, экспертов, информационных центров. Представляемые сведения, например, характеризуют объем производства и реализации отдельных видов товаров, покупательские предпочтения.
Охарактеризуем каждый из этапов оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.
1. Определение продуктовых границ товарного рынка. Продуктовые (товарные) границы товарного рынка - группа (набор) взаимозаменяемых товаров. На этом этапе происходит определение товара (его потребительских свойств), взаимозаменяемых товаров и формирование товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).
Товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей, подкрепленное данными товароведческой экспертизы о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характерᴎϲтикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного)- *(источник № 677).
2. Определение состава продавцов и покупателей. Выявляются все фактически действующие продавцы в пределах установленных продуктовых границ товарного рынка и все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца; желательно выявление потенциально возможных продавцов и покупателей.
3. Определение географических границ товарного рынка. Географические (территориальные) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами. На установление географических границ влияют экономические, технологические, административные барьеры, ограничивающие возможность участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории (значительные транспортные расходы, потеря товаром его потребительских свойств в процессе транспортировки и др.).
Определяемые географические границы товарного рынка не обязательно совпадают с административными границами территорий субъектов и федеральных округов Российской Федерации, а могут устанавливаться, например, в пределах нескольких населенных пунктов- *(источник № 678).
4. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке. Объем товарных ресурсов рынка устанавливается в стоимостных и (или) натуральных показателях, исходя из общего объема реализации (поставки) товара всеми продавцами в географических границах рынка определенной группе покупателей. Доля хозяйствующего субъекта-продавца на рассматриваемом товарном рынке определяется как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара.
5. Определение количественных показателей структуры товарного рынка. Количественными показателями являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами на этом рынке; показатели рыночной концентрации (коэффициент рыночной концентрации, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана).
Взавᴎϲимости от значения показателей рыночной концентрации выделяют три типа рынков - высоко концентрированные рынки, умеренно концентрированные рынки, низко концентрированные рынки.
6 . Определение качественных показателей структуры товарного рынка. Качественными показателями являются: наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости (анализируются, например, экономические и организационные ограничения, экологические ограничения и др.); открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
7 . Определение рыночного потенциала хозяйствующего субъекта, т.е. возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Такая возможность не связана напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Так, свидетельством наличия рыночного потенциала может явиться постоянное извлечение прибыли выше нормальной в данной отрасли, ценовая дискриминационная политика, проводимая хозяйствующим субъектом.
8. Итоговая оценка состояния конкурентной среды заключается в определении степени развитости (неразвитости) конкуренции на данном товарном рынке. Исходя из этого показателя, устанавливаются направления вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке. Причем мероприятия, проводимые антимонопольными органами, зависят от типа конкретного товарного рынка.
Итоговая оценка состояния конкурентной среды напрямую завᴎϲит от полноты исследования всей информации, характеризующей данный товарный рынок, поскольку, например, неправильное определение состава продавцов, действующих на рынке, повлечет и завышение (занижение) доли конкретного продавца. Кроме того, антимонопольный контроль за субъектами, доминирующими на определенном рынке, ограничен территориальными и товарными пределами этого рынка- *(источник № 679), поэтому верное установление границ рынка предоставляет гарантии хозяйствующему субъекту в реализации права на свободное осуществление предпринимательской деятельности.



Легальное определение рынка сформулировано в законодательстве в от­ношении товарных рынков и рынка финансовых услуг, В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограни­чении монополистической деятельности на товарных рынка» под товарами рынком понимается сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части определяемой исходя из экономической возможности приобрести товар на соответст­вующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Рынок можно классифицировать по различным основаниям. Например, в зависимости от объекта обращения, рынок классифицируется на товарный рынок, рынок финансовых услуг, рынок нематериальных благ, рынок рабочей СМИ.

В внешние параметры определяются через географические границы (территория, на которой покупатели могут приоб­рести данный товар и не имеют такой возможности за ее пределами) и про­дуктовые (группу взаимозаменяемых товаров) границы. По критерию геогра­фических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский. Структура рынка характеризуется коли­чественными показателями (численность продавцов, действующих на дан­ном рынке; доли, занимаемые продавцами на рынке, и т.п.) и качественными показателями (наличие или отсутствие барьеров выхода на рынок для потен­циальных конкурентов, степень преодолимое таких барьеров, если они существуют, и др.). Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру рынка, позволяет определить его тип. Так, тип рынка определяют в зависимости от концентрации (высоко-концентрированные, умеренно концентрированные и низкоконцентрирован­ные рынки), развитости иди неразвитости состояния конкурентной среды.

ТЕМА № 3

РЫНОК И КОНЪЮНКТУРА

ПЛАН:

2. Классификация товарных рынков

Понятие конъюнктуры рынка

Понятие сегментации рынка

5. Критерии сегментации на рынке потребительских товаров

6. Основные признаки сегментирования рынка товаров производственного назначения

7.Виды целевого маркетинга

8. Позиционирование товара на рынке

Маркетинговое понимание рынка

В экономической литературе рынок обычно определяется как сфера потенциальных обменов, совершаемых в соответствии с объективно обусловленными законами развития общества. Становление и развитие рынка обусловлено общественным разделением труда и предоставлением свободы действий производителям и потребителям (покупателям) в процессе осуществляемых ими обменов.

Такое абстрактное определение рынка в теории маркетинга практически не применяется. Рынок должен быть конкретен и иметь вполне определенные характеризующие его параметры, такие, например, как месторасположение, размер, емкость. В свете сказанного, рынок наиболее часто определяется как совокупность существующих или потенциальных покупателей, объединенных либо географическим положением, либо потребностями, породившими соответствующий спрос.

Например, говоря о белорусском рынке, следует иметь в виду всех потребителей республики независимо от того, какие товары они приобретают и как их используют. Если же рассматривать совокупность существующих и потенциальных покупателей соответствующего товара, то тем самым следует иметь в виду рынок определенного товара, например рынок ценных бумаг Беларуси, рынок автомобилей Беларуси, рынок обуви и т. д.

Классификация товарных рынков

Рынки можно классифицировать по многим признакам. Наиболее существенными являются классификации по следующим признакам:

в зависимости от соотношения спроса и предложения :

· рынок продавца - доминирующую роль играет продавец, спрос превышает предложение. При таких условиях продавцу нет смысла тратить средства на реализацию маркетинга. Его продукцию все равно купят, а проводя исследования, он понесет дополнительные затраты.

· рынок покупателя - ведущая роль принадлежит покупателю, предложение превышает спрос. Такое положение заставляет продавца тратить дополнительные усилия по реализаций своего товара, что является одним из стимулирующих факторов использования маркетинга. Более того, только в таких условиях и имеет смысл говорить о реализации такой концепции.

· равновесный рынок - спрос и предложение сбалансированы;



в зависимости от степени и вида конкуренции :

· монополистический рынок;

· олигополистический рынок;

· рынок монополистической конкуренции;

· рынок чистой конкуренции;

в зависимости от местоположения рынка:

· местный - рынок, включающий один или несколько районов страны;

· региональный - рынок, охватывающий всю территорию данного государства;

· мировой - рынок, включающий страны всего мира;

в зависимости от привлекательности рынка для фирмы:

Целевой - рынок, на котором фирма желает работать;

Основной - рынок, сбыт на котором приносит основную норму и массу прибыли фирме;

Дополнительный к основному;

Неперспективный, не представляющий интереса для фирмы;

в зависимости от целей приобретения и использования товара:

Потребительский рынок - включает отдельных потребителей, семьи потребителей, приобретающих товары или услуги для личного потребления;

Рынок предприятий - характеризуется тем, что закупаемые товары не предназначены для личного использования. Подразделяется на рынок:

Производителей;

Посредников;

Государственных учреждений.

Рынок производителей включает совокупность фирм, организаций, закупающих товары или услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям. Данный тип рынка характеризуют следующие признаки:

Количество покупателей меньше по сравнению с потребительским рынком;

Немногочисленные покупатели крупнее;

Покупатели, как правило, географически сконцентрированы;

Спрос на товары промышленного назначения определяется спросом на потребительские товары;

Покупатели являются профессионалами;

Эмоциональные мотивы не играют роли при принятии решения о покупке;

Более пристальное внимание уделяется вопросам качества товаров, ценовому фактору, сервисным услугам, связанным с товаром;

Меньшее количество посредников участвует в сбыте продукции, зачастую сделки заключаются непосредственно между производителем товара (одной промышленной фирмой) и потребителем товара (другой промышленной фирмой).

Рынок посредников (промежуточных продавцов) включает лиц и организации, приобретающие товары для перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Рынок посредников представлен оптовыми и розничными продавцами.

Рынок государственных учреждений представлен организациями и учреждениями республиканского, муниципального уровня, совершающими закупки или арендующими товары, необходимые им для выполнения своих основных функций (например, для целей обороны, образования, социальных нужд).

Международный рынок состоит из всех покупателей товаров и услуг, находящихся за пределами данного государства, включая отдельных физических лиц, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.

Начать следует с того, что товарный рынок с одной стороны является сферой товарного обмена, а с другой хозяйственной деятельностью, системой организационно-экономических действий, которые направлены на продвижение товара потребителю от производителя.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу товарного обмена, отличающуюся наличием отношений в виде купли-продажи товара и места проведения конкретной хозяйственной деятельности, связанной с реализацией товара.

В основном товарный рынок представлен тремя составными элементами, это товарное предложение, спрос населения и цена товара.

Товарное предложение определяется массой товаров, которые направлены на реализацию. Его основным источником являются производство товаров в целом по стране, импортные закупки и товарные запасы.

Спрос характеризуется платежеспособной потребностью населения страны. Данный элемент товарного рынка определяется запросами потребителей и величиной, которую они способны оплатить.

Денежное выражение стоимости товара называется ценой товара. Стоимость от цены отличается некоторыми факторами. Во-первых, стоимостным выражением денег, на которое влияет стоимость золота, через которое выражается стоимость иных товаров, а также количество денег, находящихся в обращении и не соответствующих количеству замещаемого ими золота. Помимо этого различия появляются в потребительной стоимости и качестве товара. Потребительские свойства определяют соотношение цен между отдельными товарами, их видами и разновидностями. Помимо этого условия реализации товара зависят от изменения спроса и предложения, что влияет на конъюнктурные колебания цен. В целом товарный рынок классифицирует факторы, влияющие на формирование цены, на факторы I и II порядка (рис. 1).

Основные показатели функционирования товарного рынка

Деятельность любого товарного рынка определяется несколькими основными показателями. К ним относят:

  • Емкость товарного рынка, которая представляет собой максимально возможный объем реализации товара в условиях данного уровня платежеспособности спроса, розничных цен и товарного предложения.
  • Динамика развития товарных рынков страны по отдельным отраслям, которые объединены в единый товарный рынок страны.
  • Степень диверсифицированности товарного рынка, под которой подразумевается степень охвата данным видом товара географической, этнической и платежеспособной особенности населения страны.
  • Качество товара, которое реализуется на рынке. Это параметр определяется совокупностью свойств товара. В основном потребители предъявляют к товарам повышенные требования в плане безопасности потребления, упаковки, соблюдения экологических норм, маркировки и обеспечения послепродажного обслуживания.
  • Конкурентоспособность товаров на рынке, т.е. способность конкретного товара соответствовать тем требованиям, которые сложились на рынке в конкретный период времени.

Классифицировать товарный рынок можно по нескольким характеристикам. Одной из них можно назвать географический признак (рис. 2), по которому выделяют товарные рынки отдельных регионов, которые, как правило, представлены подсистемой рынков отдельных стран или их группировок. Товарный аспект в этой классификации не выделяется, так как она представлена совокупными рынками, состоящими из отдельных товарных рынков.


На основании товарно-отраслевых признаков товарный рынок классифицируют на рынки сырья и полуфабрикатов, рынки готовых изделий и рынки услуг. Каждая из групп в свою очередь разбивается на другие подклассы вплоть до уровня рынка отдельного товара (рис. 3).

К примеру, товарный рынок промышленного сырья состоит их рынков стали, стальных труб, проката, платины, никеля, алмазов, драгоценных металлов, медикаментов и т.п. В рынке топлива, как правило, отдельно выделяется рынок нефти и нефтепродуктов, поскольку эти товары являются предметом торгов на нефтяных товарных биржах.

Нефтепродукты относятся к той категории товаров, которая называется экономистами «совместной», другими словами любой товар из этой категории получается только в результате производства других.

Особенности товарного рынка нефти и нефтепродуктов

Каждый товарный рынок зависит от его участников, которые выполняют определенные функции. Рассмотрим это на примере международного рынка нефти. В настоящее время к его участникам относят:

  • Нефтяные компании, которые занимаются разведкой, добычей, переработкой и реализацией сырой нефти и продуктов ее переработки. Помимо этого, некоторые нефтяные компании торгуют правами на нефть и нефтепродукты посредством фьючерсов, опционов и обменов фьючерсов на реальный товар.
  • Нефтеперерабатывающие заводы, которые выступают в роли покупателей сырой нефти и поставщиков (продавцов) продуктов нефтепереработки на товарный рынок.
  • Независимые торговые компании, которые работают не только на реальном, но и на других видах рынка.
  • Финансовые инвестиционные компании, торговые дома и банки, работающие на новых видах рынков.
  • Частные и коллективные инвесторы, которые работают на новых видах рынков и стремятся заработать на удачном вложении средств во фьючерсные и опционные контракты на нефтепродукты и нефть.

Цены на рынке нефти в настоящее время определяются работой рыночных механизмов ценообразования. При этом индивидуальные интересы потребителей, независимых производителей и стран ОПЕК зависимы от рынка и не могут повлиять на функционирование рынка.

Нефтяная промышленность по-прежнему обладает интернациональным характером, а основная масса нефти реализуется путем долговременных соглашений. Цена в этом случае определяется механизмом наличных сделок «спот» и зависят отдельно от каждой поставки.

В процессе работы компании научились минимизировать финансовые риски, которые появляются из-за нестабильности цен, посредством применение срочных товарных сделок, которые заняли сейчас на рынке преобладающее большинство. Прибыль получается компаниями путем использования факторов, сложившихся в силу объективных обстоятельств (развитие спот-рынков, развитие фьючерсной и форвардной торговли, подъем в торговле нефтью и нефтепродуктами).

Стоит отметить, что нефтяные компании, занимающиеся рыночной торговлей, нельзя назвать однородными в плане проводимой ими политики. Наиболее успешные предприятия пользуются новыми рынками, а другие только начали продвижение на них. Есть и те, которые консервативно игнорируют новые рынки, отказываясь от участия на них. При этом все крупные компании ставят приоритет на разведку и добычу нефти.

Изучая товарный рынок, следует отдельное внимание уделить определению типа структуры рынка и классификации его отдельных элементов в плане условий и характера проводимых сделок.

Структура рынка представляет собой совокупность условий, которые определяют его особенности функционирования. Степень и характер монополизации товарного рынка играет немалую роль в формировании его структуры. Различают следующие основные варианты:

  • монополия, характеризуется одним продавцом и неограниченным числом покупателей;
  • монопсонш, при котором на одного покупателя приходится неограниченное число продавцов;
  • олигопсония, определяется несколькими покупателями и неограниченным числом продавцов;
  • полипопия и полипсония, характеризуются приближением к состоянию неограниченной конкуренции.

На основании фактической концентрации предложения товара, которое является важнейшим фактором монополизации, товарный рынок по структуре различают на следующие виды:

  • монополистический товарный рынок, когда доминирует один поставщик;
  • олигополистический товарный рынок, когда господствует группа крупнейших продавцов;
  • атомистический товарный рынок, когда присутствует невысокая концентрация предложения товара, что приводит к обостренной конкурентной борьбе.

Данная классификация структуры товарных рынков несколько абстрактна, поскольку в любом случае на рынке присутствует немало функциональных форм, которые различаются степенью монополизации и конкурентной борьбы.

Условия функционирования рынка более точно можно дифференцировать на основании различий во взаимоотношениях между продавцами и покупателями. На основании этих отношений можно определить особенность монополизации и государственного регулирования конкретного элемента рынка, метода и формы реализации товаров (рис. 4). Таким образом, товарный рынок можно подразделить на открытый и закрытый сектор.

Закрытый сектор товарного рынка является той частью товарного рынка, где контрагенты взаимодействуют через отношения, которые не носят сугубо коммерческий характер. Закрытый товарный рынок различают на следующие сегменты:

  • внутрифирменные поставки, характеризуются товарооборотом между филиалами, головными и дочерними предприятиями крупной монополии;
  • субпоставки мелких и средних независимых предприятий, которые выступают подрядчиками крупных монополий в рамках кооперирования и специализации;
  • специальная торговля в виде поставок товаров по программам помощи и специальным межправительственным соглашениям;
  • встречная торговля, которая охватывает взаимообусловленные экспортные операции.

Открытый сектор товарного рынка представляет собой совокупность сегментов, характеризующихся операциями коммерческого характера. Открытый товарный рынок представлен следующими основными сегментами:

  • краткосрочные сделки, которые заключаются на период до 1-1,5 лет;
  • оптовая и розничная торговля;
  • операции на свободном рынке, где отсутствуют ограничения свободной конкуренции.

Так называемый «свободный» товарный рынок в свою очередь подразделяется на рынок «спот», «черный рынок» и биржевую торговлю.

Стоит отметить, что долгосрочные коммерческие сделки занимают промежуточное положение между открытым и закрытым сектором товарного рынка. Они представляют собой форму товарообмены, которая характеризуется устойчивыми товарными связями (от 2 до 25 лет) и определяется формами преференциальных экономических соглашений, т.е. торговля ведется на основе долгосрочных коммерческих контрактов.




Понятие, экономическое содержание и классификация рынков

Тема 2. Суть и характеристика товарного рынка

Тема 1. Предмет, метод и задачи дисциплины.

Вопросы:

1. Предмет дисциплины.

2. Метод дисциплины.

3. Задачи дисциплины.

В современной экономической ситуации особая роль отводится товарному рынку, который отображает взаимодействие всех звеньев в процессе движения товара.

Функционирующая система товарного рынка владеет собственной инфраструктурой, что является обязательным компонентом рыночной экономики.

Инфраструктура товарного рынка является совокупностью организационно правовых форм, которые опосредствуют движение материальных ресурсов и делового отношения и связывают эти отношения в единое целое.

Инфраструктура товарного рынка оказывает содействие взаимодействию между производителями и потребителями, спросом и предложением. От того, насколько четким есть этот механизм, в значительной мере зависит эффективность функционирования всей экономики страны.

Элементы инфраструктуры товарного рынка является объективной необходимостью рыночных отношений, значение их возрастает в меру развития и усовершенствование этих отношений.

Целью дисциплины является усвоение знаний и теории развития инфраструктуры товарного рынка, управление деятельностью предприятия в отрасли продвижения, хранения и продажи товаров и услуг, удовлетворение нужд потребителей.

Задачи, решаемые в курсе дисциплины «Инфраструктура товарного рынка», следующие: предоставление знаний о сущности инфраструктуры товарного рынка и её роль в рыночной экономике, организацию и планирование деятельности предприятий на рынке, систему показателей инфраструктуры товарного рынка и методы их формирования; приобретение умений самостоятельно выполнять технико-экономические расчёты, связанные с анализом и обоснованием эффективного функционирования и развития инфраструктуры товарного рынка.

Предметом дисциплины является деятельность субъектов инфраструктуры товарного рынка по обеспечению эффективного функционирования сферы оборота.

Вопросы:

1. Понятие, экономическое содержание и классификация рынков.

2. Особенности товарного рынка.

3. Формы и методы регулирования товарного рынка.

Рыночная экономика является такой формой организации экономической жизни общества, в котором производители и потребители взаимодействуют с помощью рынка.

Рынок - это механизм формирования и движения воспроизведенных процессов, форма связи производства и потребления, а также разных видов коммерческо-хозяйственной деятельности с помощью купли-продажи товаров, капиталов, рабочей силы, технологий, информации и т.п..



Обязательным условием рынка является обмен товарами или услугами. Для того чтобы осуществился обмен, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Сторон, которые вступают в обмен, должно быть как минимум две - продавец и покупатель.

2. Каждая сторона должна иметь в своем распоряжении что-то такое, что могло бы заинтересовать другую сторону.

3. Каждая сторона должна быть способной осуществить коммуникацию и доставку своего товара.

4. Каждая сторона должна быть свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.

5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желании иметь дело с другой стороной.

При классификации рынков за территориальным признаком выделяют четыре следующие типа рынков:

1.) внутренний;

2.) национальный;

3.) региональный;

4.) мировой.

1. Внутренний (местный) рынок охватывает сферу обмена, ограниченную границами конкретной страны. Ее участниками есть как местные предприниматели, так и фирмы и организации других стран.

2. Национальный рынок (отечественный или зарубежный) - это сфера осуществления внутренне- и внешнеторговых сделок.

3. Региональный рынок - это сфера осуществления и межрегиональных торговых операций. Региональный рынок может быть самообеспеченным, частично обеспеченным и полностью зависимым от ввоза товаров.

4. Мировой рынок - это совокупность национальных рынков.

По характеру и уровню спроса и предложения на рынке различают два следующие типа рынка:

1) рынок продавца - спрос превышает предложение;

2) рынок покупателя - предложение превышает спрос.

1. Рынок продавца характеризуется ограниченностью товарного ассортимента и количественного предложения товара - дефицитом. Это побуждает покупателя покупать то, что предлагает продавец, не выдвигая особых требований к качеству и технико-экономическим характеристикам товара.

2. Рынок покупателя характеризуется наличием широкого ассортимента товаров, которые выпускаются разными производителями, который порождает конкуренцию между продавцами изделий, которые удовлетворяют одни и те же потребности покупателей.

В зависимости от вида потребителей различают два следующие типа рынков:

1) потребительские;

2) организационные рынки, или рынки организаций.

1. Потребительские рынки - это совокупность индивидов и семей, которые покупают товары и услуги для личного потребления. Рынки потребительских товаров характеризуются наличием массового потребителя, разнообразной конкуренцией, децентрализованной структурой.

2. Организационные рынки, или рынки организаций, которые, в свою очередь, делятся на следующие виды рынков.

Рынки продукции производственно-технического назначения, которые являются совокупностью организаций и частных лиц, которые покупают товары и услуги, используемые при производстве других продуктов.

Рынки перепродаж - это совокупность организаций и индивидуальных лиц, которые покупают товары с целью их перепродажи или сдачи в аренду.

Рынки государственных учреждений, на которые государственные учреждения всех уровней покупают или арендуют товары и услуги для выполнения своих функций.

В зависимости от степени привлечения потребителя в процесс продаж выделяют пять следующих типов рынков:

1) потенциальный рынок;

2) доступный рынок;

3) квалифицированный доступный рынок;

4) целевой рынок;

5) освоенный рынок.

1. Потенциальный рынок - это совокупность потребителей, которые проявляют некоторый интерес к определенному продукту.

2. Доступный рынок - это группа потребителей, которые имеют интерес, средства и доступ к определенному продукту.

3. Квалифицированный доступный рынок - это совокупность потребителей, которые имеют интерес, средства и доступ к рынку и удовлетворяют законодательным требованиям (например, вековые ограничения на управление автомобилем).

4. Освоенный рынок - это совокупность потребителей, которые уже купили какой-либо продукт.

Товарный рынок - это сфера товарного обмена, где с помощью купли-продажи товаров реализуются общественные нужды. Основным объектом коммерческо-хозяйственных взаимоотношений между субъектами товарного рынка выступает товар в виде конкретного изделия, материала, услуги, идеи и т.п.

Товар - это продукт работы, предназначенный для определенных потребителей, т.е. изготовленный с целью продажи тем, кто нуждается.

Субъектами товарного рынка выступают:

1) продавцы - производители; торговые посредники; государственное и социально-бытовое учреждения; общественные учреждения и ассоциации; население;

2) покупатели - производственные потребители, в частности те, что перерабатывают товары на другой продукт; торговые посредники; конечные массовые потребители товара - социально-бытовые учреждения и учреждения культуры, общественные учреждения и ассоциации, государственные учреждения; индивидуальные конечные потребители - население.

Необходимо различать две категории продавцов и покупателей - индивидуальные и массовые:

индивидуальные продавцы , к которым принадлежат отдельные индивидуумы и их семьи, которые не создали зарегистрированного производственного или торгового предприятия;

массовые продавцы - есть любые предприятия и фирмы, которые сбывают товар собственного производства, перепродают товар, предоставляют платные услуги;

индивидуальные покупатели , к которым принадлежат отдельные индивидуумы и семьи, которые покупают товар для дальнейшей перепродажи или собственного потребления;

массовые покупатели , т.е. любые предприятия, фирмы, организации и учреждения, которые покупают товар для перепродажи или потребления.

Практика рыночной экономики показывает, что товарный рынок имеет существенные преимущества:

1) препятствует монополизации в производстве и обращении товаров;

2) объединяет интересы продавцов и потребителей без какого-нибудь давления на любую из сторон;

3) освобождает экономику от товарного дефицита, который противоречит интересам (общества)

4) расширяет возможности субъектов предпринимательской деятельности;

5) заинтересовывает производителей в удовлетворении нужд, которые выражаются через спрос.

Товарный рынок является совокупностью процессов, в результате которых осуществляется купля-продажа и обмен товаров, и потребитель получает то, в чем он нуждается. В основу этих процессов положена модель товарного рынка, основными компонентами которой есть: потребность, спрос, предложение, продукт (товар), цена, операция, обмен (рис. 2.1.).

Рис. 2.1. Компоненты модели товарного рынка

Потребность - это необходимость в товарах, которая определяется экономическим и социальным уровнем людей, а также культурными, географическими, историческими и другими факторами.

Спрос означает желание, намерение покупателей приобрести данный товар, и ограничивается их покупательной способностью.

Предложение является сосредоточенной массой товаров, которые поступают на рынок с целью продажи.

Продукт (товар) по своей природе имеет определенные свойства, которые удовлетворяют конкретные нужды покупателей.

Цена - это стоимость произведенного товара и затраты на его продвижение к покупателю, выраженные в деньгах; она может колебаться в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также динамики рыночных цен.

Операции - действия относительно установления соглашения между двумя и больше заинтересованными сторонами в осуществлении купли-продажи продукции.

Обмен - акт получения желаемого продукта.

Элементы модели товарного рынка связаны между собой соответствующей зависимостью.

Нужды формулируются в конкретные желания, которые с учетом предложения и денежных возможностей покупателей трансформируются в спрос на товары, осуществляется купля-продажа, которая оформляется как торгово-коммерческая операция и обмен. В этом понимании рынок выступает как целостная система, которая обеспечивает:

1) формирование ассортиментной политики и объема выпуска продукции;

2) распределение ее между конкретными рынками;

3) установление цены;

4) стимулирование сбыта товаров.

Товарный рынок характеризуется следующими основными признаками: потенциал, привлекательность, доступность и стабильность.

Потенциал рынка - это, прежде всего, его объем (величина спроса), темпы роста, предельный уровень спроса.

Привлекательность рынка выражается в постоянно нарастающем потоке обновленных и новых товаров с высшими потребительскими свойствами (технико-экономическими параметрами), что означает постоянное повышение конкурентоспособности товаров и рост престижа рынка.

Доступность рынка обусловливается созданием благоприятной рыночной среды и стимулированием поддержки объективных нужд и покупательной способности потребителей. Мероприятия, которые при этом употребляются, должны отвечать направлению и целям конкретных рынков товаров.

Стабильность рынка зависит от конъюнктурных факторов, конкурентной среды, инфляционных проявлений и определяется:

структурой предложения относительно товаров и ее количественным выражением;

степенью обновления торговой номенклатуры;

удовлетворенностью спроса на товары;

соотношением цены изделия и эффекта полезности от его использования.

Характер приобретения и потребление этих товаров существенным образом различается по мотивам и способами.

В процессе движения от производителя до потребителя определенное количество товарной массы сосредоточиваются на составах готовой продукции производителя; в пунктах отправления и назначения; на транспортных средствах; на составах посреднических организаций и у потребителей. Товар здесь располагается не хаотически, а согласно признакам, воплощенным в понятие "ассортименты".

Ассортиментами называется определенная совокупность товаров, перечень их разных видов, сортов, объединенных за каким-нибудь признаком.

ассортименты имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку от него зависят полнота удовлетворения покупательного спроса и качество торгового обслуживания субъектов рынка.

Ассортимент товаров характеризуется широтой, полнотой, глубиной, степенью обновления, структурой.

Широта ассортимента определяется количеством разных товаров или групп, предложенных на рынке.

Глубина ассортиментов является количеством разновидностей конкретного вида изделий и количеством позиций в каждой группе товаров.

Полнота ассортиментов определяется отношением фактического количества разновидностей товара к его количеству, предусмотренному соответствующим прейскурантом или спецификацией (например, спецификация предусматривает 6 разновидностей товара, а фактически в продажу поступило 4, значит, полнота ассортиментов составляет 0,66).

Степень обновления ассортиментов означает удельный вес новых изделий в общем объеме изделий, которые поступили в продажу (например, мелкооптовый магазин реализует 25 видов парфюмерной продукции, из них 7 новых, таких, что раньше не продавались. Отсюда, степень обновления ассортиментов составляет 0,28).

Современные рыночные отношения требуют постоянного обновления товарного предложения, поэтому довольно актуальным есть задачи изготовления и выпуска на рынок новых товаров. Новизна товарной продукции оценивается с помощью системы разных критериев: товарных (потребительские возможности, технические характеристики, качество, дизайн, цена); рыночных (конкурентоспособность, перспектива развития); производственно-сбытовых (прогрессивные технологии, новое сырье и материалы).