Доступное правосудие: сколько стоит суд в разных странах мира. Есть ли в России правосудие

Ефим Андурский

Начнем со справедливости. Достижима ли она? Быть может и достижима, но государственный суд этого не гарантирует. Более того, государство и не ставит перед судом такую задачу, усматривая его назначение в обеспечении законности. А она нередко достигается попранием справедливости. Как, например, в деле о дома. А ведь термин «юстиция» происходит от латинского justitia, что в переводе на русский означает справедливость.

В чем же состоит назначение правосудия? - спросил я у практикующего юриста - опытного, но достаточно скромного, чтобы не афишировать себя. И вот какой у нас состоялся диалог.

Целью правосудия служит установление и поддержание установленного государством порядка, необходимого для обеспечения целостности государства и достижения единообразного решения возникающих проблем.

То же можно сказать и о других органах государства, например, об МВД.

Уточню: правосудие выполняет свою задачу, опираясь на закон.

А на что опирается МВД?

Разве это имеет значение? Главное, чтобы МВД, суд и другие органы власти служили государству.

А кому должно служить государство?

Член Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук Геннадий Жилин приоритетной конституционной целью правосудия считает защиту прав и свобод человека и гражданина.

Мнение ученого юриста не аргумент?

Это декларация, не имеющая отношения к реальным целям государства.

Правосудие необходимо обществу, например, для разрешения имущественных и иных споров, рассмотрения жалоб, установления фактов, имеющих юридическое значение и т. д. Только не стоит смешивать установление этих фактов смешивать с выяснением объективной истины, суду недоступной.

Как это следует из ст. 123 Конституции РФ, судопроизводство в России, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Но может ли идти речь о равноправии, когда государственный суд рассматривает иск государственного же к неработающему пенсионеру, у которого истец собирается отобрать часть пенсии - единственного источника выживания ответчика?

Поэтому, когда истцом выступает ПФР, а ответчиком - пенсионер, победа присуждается государственному ПФР. А суд ради победы госоргана легко и просто переступает через ст. 39 Конституции, каждому гарантирующую социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом. И игнорирует ст. 15, в соответствии с которой Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Вернемся к справедливости . Открытая энциклопедия определяет ее как понятие, содержащее требование соответствия деяния и воздаяния, прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, но это скорее адекватность . А справедливость, с точки зрения , - это ничто иное, как субъективное восприятие установленных правил и в том числе законов. И если вы, например, обращаетесь к правозащитнику с жалобой на несправедливое судебное решение, это означает, что это решение вы считаете незаконным.

Как показывает опыт, суд - это не то место, где достигается справедливость. Тому пример - решение Верховного суда Татарстана, который, считаю, исходя из корпоративной солидарности, оставил в силе определение судьи Приволжского районного суда Казани Рузили Минигалиевой. Несмотря на то, что это решение явно противоречит ГПК РФ.

Вступившие в силу судебные решения считаются не просто законными, но и истинными, что далеко не всегда соответствует действительности. Порочность некоторых судебных решений объясняется тем, что они основываются не только на законе, в силу своей природы имеющем объективный характер, но и на внутреннем убеждении судьи, а оно в принципе не может быть объективным: судьи живут не в башне из слоновой кости, а в том же мире, что и мы. Это значит, что на внутреннее убеждение судьи могут повлиять факторы, не всегда поддающиеся контролю. Например, установка председателя суда или заманчивое предложение одного из участников процесса. Во всяком случае, на антикоррупционную устойчивость судей пока еще никто не проверяет…

И все же есть, есть средство, способное обеспечить справедливость судебных решений. Это общественный , осуществление которого можно было бы доверить профильным некоммерческим организациям . Однако применение общественного контроля предполагает согласие с тем, что общество превыше государства и, следовательно, имеет право его контролировать.

Главенствующая роль народа (общества?) закреплена ст. 3 Конституции РФ. В соответствии с этой нормой именно народ является источником российской власти. Но это в теории. На практике же наблюдается превосходство государства над обществом. Пользуясь этим, государство нас - членов общества, имеющих российское гражданство, понуждает следовать государственным законам.

Никто не оспаривает необходимость государства, которое в общественном организме играет роль станового хребта, придавая этому организму должную устойчивость. Но способно ли общество, которое, строго говоря, не есть субъект, управлять государством? Да, государство - это главное учреждение общества. И это учреждение призван осуществлять жизнеобеспечение граждан. Но в отсутствие общественного контроля оно игнорирует свою миссию и начинает работать само на себя, игнорируя интересы учредителя.

В соответствии с логикой всеобщего избирательного (ВИП) государство, играющее роль аппарата управления делами общества, формируют граждане, которых этот аппарат и наделяет ВИП. Согласно Конституции РФ именно граждане и выступают в роли источника российской власти, которой они затем и подчиняются. А вы представьте себя в роли учредителя организации, которую вы наделили уставом. А как вы отнеслись бы к тому, что эта организация будет обязывает вас - ее учредителя следовать своему уставу? Это требование вы сочтете алогичным и совершенно справедливо. Но разве больше логики в обязанности общества, якобы наделившего государство властью, ему подчиняться?!

Как думаю я (и Ж. Ж. Руссо) на роль учредителя государства может претендовать только общество - совокупность субъектов, изначально наделенных правами человека. Правда, закона, которым эти права были бы предусмотрены, не существует. Так, его и быть не может, ведь закон есть атрибут государства.

Так, хорошее ли у нас государство? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что любой объект, с точки зрения субъекта, анализирующего этот объект, может быть хорошим, если анализируемый объект способствует достижению целей познающего субъекта, либо нехорошим, если этому противодействует. Но в чем же состоит цель общества? В достижении материального благоденствия? Или же в духовном возрождении?

Увы, но у российского общества нет, да и быть не может никаких целей. И лишь потому, что оно не является субъектом. В отличие от государства, целью которого, как мне представляется, служит обогащение богатых. Как правило, за счет обеднения бедных. Государству же нет никакого дела ни до общества, ни до его духовного возрождения.

Сказанное означает, что у нас - членов российского общества неважное государство. Но винить в этом нам некого. Кроме самих себя.

Мировая история знает многочисленные способы и формы раз­решения конфликтных ситуаций. Во многих случаях на по­мощь приходили государственные органы. В Античности судо­производство находилось в руках царей, а затем перешло к знати (в Риме - к претору и сенату). В Афинах большую роль играл народный суд. Судей выбирали по жребию из списка кан­дидатов, в который мог записаться любой свободный афинянин, начиная с 30-летнего возраста. Выслушав стороны, показания свидетелей, суд тайным голосованием решал вопрос о винов­ности человека. Большинством голосов назначалось наказа­ние. Вынесенный приговор нельзя было опротестовать.

В Древней Руси судья заставлял обидчика пройти испыта­ния огнем или водой. Если вода выталкивала его, а огонь об­жигал, он считался виновным. Нередко суд предлагал поеди-


нок между сторонами с использованием мечей. Одержавший победу в бою выигрывал и судебное дело. К XIX веку в России появляется состязательный процесс, суд присяжных, в рас­смотрении дела участвуют прокурор и адвокат.

Что представляет собой судебная власть современной России? В нашей стране правосудие осуществляют только суды и ни одно должностное лицо не вправе вынести приго­вор о том, что данный человек является преступником. К на­стоящему времени в России сложилась единая система судопроизводства. Это совокупность всех действующих на территории страны судов. Важным органом судебной власти является Конституционный суд РФ, который имеет право отменять законы, противоречащие Конституции и наруша­ющие права граждан. История Конституционного суда на­чалась в 1991 году. В его состав входят 19 судей, назначае­мые на должность Советом Федерации путем тайного голосования. Ими могут быть профессиональные юристы в возрасте от 40 до 70 лет. При вступлении в должность судья Конституционного суда приносит присягу и руковод­ствуется в своих действиях законом.

Так, до 1998 года в нормах жилищного законодательства было записано правило, согласно ему человек не мог привати­зировать без согласия соседей комнату в коммунальной квар­тире. Конституционный суд рассмотрел вопрос о соответст­вии этой нормы Конституции страны, где зафиксировано право на частную собственность без каких-либо ограничений. Внимательно проанализировав ситуацию, суд пришел к вы­воду о противоречии этого правила основному закону страны и отменил норму жилищного законодательства.

Высшим органом судебной власти по гражданским, уголов­ным и административным делам является Верховный суд РФ. Он решает самые сложные дела, находящиеся в ведении су­дов общей юрисдикции, пересматривает решения, пригово­ры, определения нижестоящих судов по любому делу, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

На территории нашей страны действуют верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов феде­рального значения (таких, как Москва, С.-Петербург), авто­номных областей и округов, а также городские (районные) су-


ды. мировые суды. Они разрешают гражданские, админист­ративные, трудовые и иные споры, а также рассматривают уголовные дела.

Экономические споры в современной России между граж­данами, занимающимися предпринимательской деятельнос­тью, и организациями разрешают арбитражные суды. Их система состоит из Высшего арбитражного суда РФ, федераль­ных арбитражных судов округов и субъектов Федерации. Выс­ший арбитражный суд РФ рассматривает дела о признании не­действительными актов Президента РФ, парламента, правительства, которые не соответствуют закону, нарушают права предпринимателей, а также экономические споры Рос­сии с субъектами Федерации. Он рассматривает дела в порядке надзора, пересматривает их по вновь открывшимся обстоя­тельствам. Кроме того, Высший арбитражный суд изучает и обобщает практику применения законов, действующих в экономической сфере, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Ему принадлежит, как и Верховному и Конституци­онному судам, право законодательной инициативы. Таким об­разом, он может вносить на рассмотрение в Государственную Думу проект какого-либо закона по предмету своего ведения.


Впервые с 1995 года функционируют федеральные арбит­ражные суды округов. Таких судов насчитывается 10. Округа соответствуют отдельным экономическим регионам России. Эти суды проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов судов субъектов Федерации, изучают и обоб­щают судебную практику, анализируют судебную статисти­ку. Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные ему. Он может пере­смотреть дело в апелляционной инстанции. Для судов общей юрисдикции такой порядок не установлен.


Судьи, работающие в различных судах, имеют единый правовой статус. Они не могут участвовать в политических движениях, заниматься предпринимательской деятель­ностью. Только гражданин России, достигший 25 лет, имеющий юридическое образование, может стать судьей. Для этого еще требуется сдать квалификационный экза­мен. Судьи несменяемы, независимы и подчиняются только закону.

Представители данной профессии обладают неприкосно­венностью, не могут быть привлечены к административной или дисциплинарной ответственности. Уголовное дело в отно­шении них возбуждается только Генеральным прокурором РФ при согласии квалификационной коллегии судей. Их жизнь, здоровье и имущество подлежат обязательному госу­дарственному страхованию за счет средств федерального бюд­жета. Жизнь и здоровье страхуются на сумму 15-летней зара­ботной платы.

Для определенной категории экономических споров ус­тановлен обязательный претензионный порядок урегули­рования конфликта. В этой связи одна сторона, прежде чем обратиться в суд, направляет претензию другой с требова­нием выполнить взятые на себя обязательства, восстано­вить нарушенное право и т.д. Не исключено, что весь кон­фликт будет исчерпан и сторонам не нужно будет обращаться в суд.

Экономические споры могут разрешаться и третейскими судами, избранными по соглашению сторон для разрешения возникшего спора. С древних времен в России существовал такой суд, позволявший оперативно, экономично разрешать споры.

Если решение третейского суда не исполняется доброволь­но, то Арбитражный суд может заставить в принудительном порядке его выполнить, так как сам третейский суд не имеет средств для принудительного исполнения решений. Такие су­ды не входят в судебную систему страны.

Мировые суды осуществляют правосудие на местах. Они рассматривают уголовные, гражданские и админист­ративные дела незначительной сложности в качестве суда первой инстанции. Если суд рассматривает конкретное де-


ло первый раз, значит, он является по отношению к этому делу судом первой инстанции. Однако вынесенный им при­говор или решение могут быть пересмотрены в порядке кассационной жалобы или по протесту прокурора. Право обжалования имеют лица, участвующие в деле, а право опротестования - прокурор. Суд второй инстанции прове­ряет законность, обоснованность решения (приговора) суда первой инстанции. Он может оставить жалобу или протест без удовлетворения или отменить приговор и послать дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения по суще­ству. Районный суд является вышестоящей инстанцией для мировых судей. Областные суды могут выступить как суд второй инстанции, пересматривая решения районного суда.

Предположим, что мы оказались в конфликтной право­вой ситуации. Что необходимо предпринять в первую очередь?

Во-первых, следует разобраться, кто же прав в ситуации, и попытаться мирным путем решить проблему. Однако, если вы уверены в своей правоте и другая сторона не выполняет ва­ших требований, следует обратиться в суд. О том, какие суще­ствуют суды, вы уже знаете.

Для обращения в суд необходимо написать исковое заяв­ление. Его подает истец. Тот, в отношении кого направлены требования, - ответчик. В исковом заявлении указывают наименование суда, его местонахождение, фамилию, имя, отчество, место проживания истца и ответчика, объясняет­ся существо спора, излагаются требования со ссылкой на законодательство. К этому документу прилагаются справ­ки, иные доказательства по спору. Большинство исков в на­шей стране должны быть оплачены в соответствии с Зако­ном о государственной пошлине. Исковое заявление можно передать лично судье, направить по почте заказным письмом и т.д.

Приняв дело к производству, суд подготавливается и рас­сматривает конкретное дело. При этом он руководствуется определенными принципами.

Рассмотрим некоторые особенности осуществления пра­восудия в нашей стране.


1. Важным принципом судопроизводства является закон­ность. Порядок судебного рассмотрения дела определяется за­коном, да и судьи действуют исключительно на основании за­кона. По некоторым категориям дел в суде принимают участие не только профессиональные судьи, но и присяжные заседате­ли. Суд присяжных функционировал в России с середины XIX века, был ликвидирован после 1917 года, вновь возрожден в 90-х годах XX века. Присяжным заседателем может быть любой человек (за исключением военнослужащих, священни­ков, судей и др.) не моложе 25 и не старше 70 лет. В составе кол­легии присяжных 12 человек и двое запасных. Присяжные не вникают в юридические тонкости дела, а лишь решают вопрос о виновности лица. Обычно они участвуют в разрешении дел по особо тяжким и опасным преступлениям. Если присяжные определили полную невиновность человека, он подлежит не­медленному освобождению из-под стражи уже в зале суда.

2. Гласность судопроизводства обеспечивается присутст­вием на судебном заседании любого заинтересованного в этом деле человека - родственников и друзей подсудимого, а так­же представителей средств массовой информации. Слушание дела может проходить при закрытых дверях, когда рассмат­риваются дела, затрагивающие государственную или коммер­ческую тайну, дела о преступлениях лиц, не достигших 16 лет, по особо тяжким преступлениям и т.д. Но в любом случае приговоры судов оглашаются открыто.


3. Равноправие и состязательность сторон означают, что все участники судебного процесса равны между собой и перед законом, а происшедшее исследуется с различных сто­рон. Рассмотрение дела осуществляется как с позиции обви­нения, так и с позиции защиты, которых поддерживают со­ответственно прокурор и адвокат по уголовным делам. Человека, впервые совершившего уголовное преступление небольшой тяжести, можно освободить от уголовной ответст­венности, если он помирился с потерпевшим и загладил при­чиненный вред. В гражданском процессе активность в дока­зывании правоты истца проявляют сам истец, его представители или адвокат.

4. Судопроизводство ведется на национальном языке. При этом разрешается пользоваться услугами переводчи­ка. Рассмотрение дел в судах России ведется на русском языке.

5. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. При этом подсудимого по уголовному делу, в отношении ко­торого еще не вынесен приговор обвинительного характера, нельзя называть преступником. Именно в этом и заключает­ся презумпция невиновности. В статье 49 Конституции РФ закреплен принцип презумпции невиновности, в соответст­вии с ним каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказа­на и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Никто не обязан свидетельствовать против себя само­го, своего супруга и близких родственников.

Все решения и приговоры суда обязательны для исполне­ния. Обеспечение исполнения решений судов осуществляют судебные приставы. Они также обеспечивают порядок в суде. Главным судебным приставом является заместитель министра юстиции. Закон разрешает судебному приставу-исполнителю входить в помещения, занимаемые должниками, и осматри­вать их; налагать арест на имущество должника; объявлять его розыск.

Понятия: Конституционный суд, Арбитражный суд, суд общей юрисдикции, мировой суд, истец, ответчик, при­сяжные заседатели, презумпция невиновности, кассация.

Вопросы и задания

1. Что представляет собой судебная система РФ?

2. В какой суд следует обратиться в следующих правовых конфликтах:

а) если супруги делят имущество (машину «Жигули»)
и требуют расторжения брака;

б) человека незаконно уволили с работы;

в) предпринимателю недопоставили товар из фирмы «N».

3. Поясните основные принципы осуществления правосу­дия в России.

4. Раскройте содержание юридических терминов: иск, ис­тец, ответчик, судебный акт, апелляция, кассация, ин­станция, судебный пристав. При необходимости восполь­зуйтесь словарем.

*5. Попытайтесь написать исковое заявление в суд в связи с тем, что гражданин Иванов отказывается возвратить вам деньги, взятые в долг.

*6. Объясните, почему законодатель определил, что при­сяжными заседателями не могут быть военнослужащие, священники и судьи?

■ Проблема. Соответствует ли устройство правосудия со­временной России принципам демократического государ­ства или необходимы какие-либо реформы в судебной области?

Практикум. Верно или неверно высказывание:

а) В процессе судебного рассмотрения дел по уголовным де­
лам в суде обязательно принимает участие прокурор. (Нет)

б) Третейские суды не входят в судебную систему страны.
(Да)

в) Суд присяжных может отменить закон, противореча­
щий Конституции. (Нет)

г) Надзор за исполнением законов осуществляет адвокату­
ра. (Нет)

д) Приговоры судов по всем делам оглашаются открыто.
(Да)


е) Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший Арбитражный суд РФ обладают правом законодательной инициативы. (Да)

Понятие и признаки правосудия

Правовое государство и правосудие являются связанными между собой понятиями. Невозможно принять справедливое и правильное решение, если закон и право противоречат друг другу. Такое положение дел негативно сказывается в формировании правового государства в целом. Представляется актуальным рассмотреть понятие правосудие.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки правосудия:

  • Правосудие осуществляется лишь судебными органами (статья 118 Конституции РФ),
  • Правосудие выражено в гражданском, уголовном, административном и конституционном судопроизводствах,
  • Каждый суд имеет свою подсудность. То есть никакой иной судебный орган не разрешает споры, которые отнесены к ведению иного суда.

Не так давно в России была проведена реформа судебной системы. Благодаря ее проведению система судов стала более стройной. Было произведено слияние двух высших судебных инстанций, что позволило создать единые подходы к вынесению судебных решений. Объединение судов, несомненно, является важной вехой в укреплении системы правосудия, и, как следствие, становлению правового государства.

Принципы правосудия в правовом государстве

Для раскрытия механизмов отправления правосудия в правовом государстве следует обратиться к сущности самого правового государства.

Определение 2

Правовое государство – это политическо-правовое объединение людей, в котором устанавливаются и гарантируются права и свободы человека как высшей ценности общества.

Признаки правового государства:

  • Власть народа (демократия),
  • Верховенства юридического закона,
  • Равенство перед судом,
  • Система разделения властей,
  • Ответственность граждан и государства друг перед другом,
  • Создание действенных механизмов защиты и обеспечения свобод и прав граждан.

Благодаря пониманию правового государства представляется возможным выделить принципы правосудия в правовом государстве:

  • Ценность человека, его свобод и прав,
  • Справедливость,
  • Осуществление только судебными органами,
  • Независимость суда,
  • Равенство перед законом,
  • Право на защиту судом нарушенных интересов и прав,
  • Участие в отправлении правосудия и т.д.

Представляется актуальным рассмотреть некоторые из них для понимания того, как работает механизм отправления правосудия в правовом государстве.

Замечание 1

Обязанностью государства является признание и защита прав и свобод человека и гражданина. В России права и свободы являются действующими. В них заложен смысл и содержание законодательных актов, определены функции органов власти и их обеспечение реализуется благодаря правосудию. Данный принцип закреплен непосредственно в Конституции РФ (статьи 2, 17, 55).

Принцип законности означает, что органы власти и все граждане должны соблюдать положения Конституции РФ (статья 15 Верховного закона).

Принцип независимости судей выступает одним из важнейших принципов правосудия в правовом государстве. Он регламентирован статьей 120 Конституции РФ. Выражен он в том, что судьи принимая решения, руководствуются только положениями закона, и никто не может повлиять на решение суда.

Несмотря на то, что Российская Федерация провозглашена правовым государством, для истинного становления таковым необходимо:

  1. Определить стратегию становления правового государства,
  2. Совершенствовать государственную власть всех уровней,
  3. Развивать и совершенствовать судебную систему,
  4. Повышать правовую культуру и уровень правосознания населения.

Фото Право.Ru

Доступности правосудия мешает загруженность судов, но еще более серьёзным препятствием на пути к справедливости становится стоимость судебных разбирательств. Где суд пройдет быстрее и в каких странах разрешить спор в суде можно с минимальными финансовыми потерями? Как страны справляются с сутяжничеством и неправомерными исками и как сократить их число в России?

Принцип доступности правосудия (доступности судебной защиты) означает обеспеченную законом возможность беспрепятственно обратиться в суд за защитой своего нарушенного права и получить такую защиту, говорится в учебниках по праву. Беспрепятственность на деле оказывается недостижимым идеалом. В жизни решить вопрос в суде может оказаться сложнее, чем в теории. Статистика показывает, что в России доступ граждан к правосудию не ограничен , и примерно каждый четвертый совершеннолетний гражданин обращался в суд для разрешения конфликта. Возможность не означает гарантированного результата: на деле суды перегружены делами, часть из которых приходится на необоснованные иски.

Во сколько обойдётся справедливость

Британские власти решили, что правосудие стоит слишком дешево. Чтобы устранить такой "недостаток" они подняли пошлины на подачу судебных исков. Рост тарифов, о котором было объявлено в марте текущего года, составил от 600 % до 1000 % для споров разных категорий. Осенью власти заявили, что пошлины могут вырасти снова. Это затрудняет доступ частных лиц и малого бизнеса к правосудию, забеспокоились британские юристы и представители малого бизнеса. Они опасаются, что в попытке сократить нагрузку на суды на выходе Великобритания получит судебную систему для избранных. Впрочем, по сравнению с другими странами британцам не о чем волноваться - по данным ресурса Worldjusticeproject.org в 2015 году Соединенное Королевство заняло 8 место по эффективности правосудия, опередив Бельгию, Францию и США. Но и там главным камнем преткновения для желающих решить вопрос через суд остается стоимость разбирательств. В разных странах мира она сильно варьируется.

В Великобритании для подачи иска требуется уплатить пошлину, размер которой варьируется от 35 фунтов до 10 000 фунтов. Однако, необходимо учесть, что в английских судах кроме уплаты пошлины за подачу искового заявления, также облагаются пошлинами подача отдельных процессуальных документов в ходе судебного разбирательства, чего нет в РФ, говорит Рустам Курмаев, партнёр практики разрешения споров Goltsblat BLP . Так, для рассмотрения апелляционной жалобы в Окружном суде необходимо уплатить пошлину в размере 140 фунтов, а в Верховном Суде - 240 фунтов.

В Германии размер госпошлины определяется в соответствии с законом в зависимости от цены иска. Максимальная цена иска для расчета пошлины 30 млн. евро, рассказывает Алексей Сапожников, адвокат юрфирмы Rödl & Partner , практикующий в Германии. Для соблюдения принципа равноправия перед судом, суд может предоставить малоимущим помощь на ведение дела или снизить цену иска, поясняет он. Помощь на ведение дел в суде охватывает и оплату адвокатских услуг.

Что касается Франции , то до 1 января 2014 года чтобы обратиться в суд любой инстанции, необходимо было приобрести гербовую марку, которая стоила 35 евро. Однако сейчас обращение в суд стало бесплатным, разъясняет Курмаев. Средняя стоимость обращения для разрешения коммерческих споров варьируется в разных регионах и составляет в среднем 70-90 евро для обеих сторон.

В США в зависимости от штата меняется цена иска. Так, в некоторых штатах сама подача иска бесплатна, а в некоторых пошлина все же снимается, рассказывает Антон Соничев. Она также зависит от суммы требований, вида дела, категории суда и прочих факторов, но в среднем минимальная сумма может составить $250-300, оценивает Соничев. Прибавить надо и услуги адвоката, которые варьируются от $50 до нескольких тысяч долларов час, а также оплату экспертиз и свидетельств экспертов, добавляет он. Здесь ценник может быть в пределах от нескольких сотен долларов до нескольких тысяч в зависимости от характера дела.

Для инициирования арбитражного разбирательства в государственных судах России существует обязательное требование по уплате госпошлины, размер которой зависит от цены иска. Минимальный размер госпошлины за подачу искового заявления имущественного характера составляет 2000 рублей (28 евро), а максимальный - 200 000 рублей (2 800 евро). Госпошлина за подачу апелляционной и кассационной жалобы составляет 3000 рублей (42 евро). То, что в России при обращении в арбитражный суд с иском по экономическим спорам размер госпошлины не может превышать максимально установленный Налоговым кодексом РФ порог в 200 000 рублей, отличает систему от, к примеру, немецкой, где максимальная пошлина отсутствует, отмечает Галина Краснопольска, юрист Rödl & Partner.

Стоимость процесса увеличивают экспертизы и расходы на адвокатов. "Экспертизы обходятся от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей в зависимости от дела, - говорит Антон Соничев,- а услуги адвокатов варьируются от нескольких сотен рублей в час до нескольких тысяч рублей в час. Более "элитные" адвокаты могут обходиться в $100-$300 в час".

Увеличивает затраты на суд и то, что, согласно практике, в арбитражных судах РФ практически невозможно взыскать с проигравшей стороны все понесенные расходы на услуги представителей. Их размер определяется в итоге по усмотрению суда. "Особенно сложно, когда выигравшей спор стороной является иностранная организация, прибегающая к услугам международных юридических компаний, стоимость которых в силу объективных причин несколько выше, нежели услуги отечественных конкурентов", - добавляет Краснопольска.

Впрочем, в плане размера государственных пошлин Россия является одной из самых комфортных в мире юрисдикций, говорит Олег Колотилов, партнёр юрфирмы "Кульков, Колотилов и партнёры" . На другом конце "шкалы комфортности", например, Турция, рассказывает юрист. Там нередко складывается уникальная ситуация, при которой сумма платежей суду превышает сумму гонорара, взимаемого юридическими фирмами международного уровня. "Хотя размер пошлины сам по себе невелик, однако при подаче иска истец уплачивает депозит 5 % от суммы иска, который во время рассмотрения дела хранится на счёте суда. При отказе в иске большая его часть возвращается; при удовлетворении иска он обращается в доход бюджета, но истец может его взыскать с ответчика. Таким образом, при неплатёжеспособности ответчика истец, выигравший дело, не только ничего не получает, но и теряет 5 % от суммы иска", - поясняет он.

Суд как трата времени

Суды Индии слишком загружены - для того, чтобы разобрать все скопившиеся дела, Верховному суду Индии понадобится более 466 лет, посчитал председатель - при том, что далеко не каждый вообще имеет финансовую возможность судиться. Конечно, подобная ситуация скорее исключение, чем правило. Однако и в России нагрузка на судей чрезмерно велика. Итог - дела рассматриваются с нарушениями сроков. "Научно обоснованной является нагрузка в 16 дел в месяц на одного судью. По итогам первого полугодия 2014 года нагрузка на судью у нас составила 58 дел в месяц", - рассказывал год назад Александр Ефанов , председатель 11 ААС . Нагрузка превышает норматив в четыре раза, констатировал он. Средний уровень нагрузки у судей составляет 30 дел в неделю, а этом у достаточно большого количества судей (12,4 %) их число доходит до 50. При 8-часовом рабочем дне - 48 минут на одно дело. Не слишком много времени на то, чтобы разобраться в сути вопроса.

"В суд обратиться может каждый, но, как правило, судебные разбирательства по экономическим вопросам длятся очень долг, - комментирует Антон Соничев, адвокат компании "Деловой фарватер" . - Нередко на них уходит больше года, и больше чем в 80 % случае они рассматриваются не в одной инстанции, которые по-разному трактуют нормы законов. Если сравнивать, например, с ведущими странами ЕС и с США, то там судебные процессы проходят быстрее, законы меняются не так часто, хорошо налажено прецедентное право (что в России развито слабо). Кроме того там более широкий выбор экспертиз для судов".

Жалуются на условия работы и в Европе - хотя там для претензий к судебной системе оснований меньше. Приходится работать в выходные, сетуют немецкие судьи. При этом в Германии число дел на судью в год в среднем по стране, по данным исследований Йельского университета, составляло 271 дело, во Франции - 341. Европейские показатели меркнут перед латиноамериканскими: так, например, по данным того же исследования в Чили на судью в год приходится 13 348 дел.

Любители судиться заплатят вдвойне

Для тех, кто любит суд как процесс, можно было бы применить штрафы - практика привлечения к ответственности за сутяжничество просуществовала в Великобритании до 1967 года. В ряде штатов США (например, в Калифорнии) и сегодня суд вправе взыскать штрафы за подачу явно необоснованных (frivolous) исков.

Подходить к проблеме введения ответственности за сутяжничество как уголовной/административной, так и гражданской нужно очень осторожно, поскольку такое поведение может быть проявлением психических расстройств, и таким людям необходима помощь, а не наказание, говорит Лев Васильевых, юрист судебно-арбитражной практики АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнёры" . Возможно, в том числе и поэтому многие страны пошли другим путем.

Штрафов как таковых за сутяжничество в Германии не существует, рассказывает Алексей Сапожников. Однако, если суд посчитает подачу иска злоупотреблением правом, он откажет в иске, таким образом истец будет обязан возместить ответчику все расходы.

Европейский суд допускает в исключительных случаях возможность ограничения доступа к суду частных лиц, склонных к сутяжничеству, добавляет Лев Васильевых.

В России специальных штрафов за необоснованные иски нет, - хотя, напоминает Васильевых, в дореволюционный период истории России правовая система знала институт штрафа "за неправые иски". Тем не менее, на проигравшую сторону возлагается оплата судебных расходов пропорционально удовлетворенным требованиям. Теоретически предъявлять необоснованные иски должно быть не выгодно, говорит Рустам Курмаев. "На практике подобный вывод будет не совсем корректен, поскольку основные расходы ответчик будет нести не на оплату госпошлины, а за услуги представителей, к чьим ставкам (особенно крупных международных компаний) суды относятся достаточно скептичнески", - признает он. Поскольку случаи взыскания значительного размера судебных расходов все еще редки, а фактическое взыскание крайне затруднено, недобросовестные истцы продолжают злоупотреблять своими правами, говорит юрист.

Ограничить сутяжничество можно было бы путем повышения судебных пошлин, к чему и призывают ряд членов юрсообщества. Подобные предложения связаны в том числе с инфляционным процессом, когда в силу объективных экономических причин размер пошлины уже не может выполнять роль фильтра для сутяжничества и подачи заведомо необоснованных исков, объясняет Лев Васильевых. Однако едва ли это выход из ситуации. "Если для решения этих проблем повышать пошлины за рассмотрение дел, то для многих индивидуальных предпринимателей и небольших фирм высокие ставки судебных пошлин могут стать реальной преградой для защиты своих законных интересов", - разъясняет юрист.

Выходом из ситуации может быть либерализация подхода к предоставлению судами отсрочки уплаты госпошлины для хозяйствующих субъектов с небольшим оборотом, считает Васильевых. Есть и другие варианты выхода из проблемной ситуации. Так, вопрос был бы во многом решен, если бы суды взыскивали расходы на представителей в полном объеме (хотя бы между коммерческими организациями, как это предусмотрено в проекте единого процессуального кодекса), считает Рустем Курмаев. Но, признает он, это "скорее вопрос политической воли, нежели права и лежит в области защиты слабой стороны (маленьких компаний, физических лиц)".

При этом в России имеется интересный институт, когда на сторону, злоупотребляющую своими правами, могут быть отнесены все судебные расходы даже в том случае, если спор был разрешен в ее пользу. "Однако, этот вопрос лежит скорее в области защиты от волокиты и затягивания процесса недобросовестной стороной, нежели помогает избавиться от необоснованных исков", - заключает Курмаев.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (статья 2 Конституции РФ). И в приведенной ниже публикации http://forjustice.ru/programmny-e-dokumenty/67-2 дается хорошо мотивированный анализ того, что государство плохо справляется с этой своей важнейшей обязанностью.

Материалы публикации являются выпиской из проекта программы партии «За Правосудие». И хотя выборы 2012 года уже прошли, но положения данной программы не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Без установления в России правосудия, как вида государственной деятельности, осуществляемой с соблюдением особого порядка, закрепленного Конституцией и процессуальным законодательством, человек, его права и свободы никогда не станут высшей ценностью в России. Никогда назначением уголовного судопроизводства не будет защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод. Никогда собственник не сможет защитить то, что ему принадлежит.

Государство никогда не станет признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, если в России не будет установлено правосудие.

Сегодня граждане России, разделяющие необходимость создания правосудия, растеряны и деморализованы. Они считают, что их предали, обещая все эти годы независимую судебную власть, каждому гарантированную судебную защиту его прав и свобод; возможность обжалования в суде действий (бездействия) и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В существующей политической системе, часть общества, выступающая с требованиями правосудия, не находит представителей и защитников своих интересов. Они видят, что никаких мер не предпринимается для установления в России правосудия. Более того, для защиты судей лишенных этого статуса, создан специальный суд — Дисциплинарное судебное присутствие, куда не может обратиться ни один гражданин, пострадавший от судебного произвола. На все это граждане не могут никак воздействовать. Общество ждет предложения, которое мы, партия «За правосудие», обязаны ему сделать. Наша программа и есть предложение, которое мы делаем гражданам России, желающим жить в стране, где есть правосудие. Уверен, таких — миллионы. И с этой силой нельзя не считаться.

Реформа судебной системы

История свидетельствует о том, что многократные попытки установить в России правосудие, как правило, заканчивались неудачно. Причиной тому является то, что деятельность государственных органов и должностных лиц, являлась неприкасаемой для судебной власти. В период становления и развития советского государства власть делала даже попытки избавиться от любой возможности обжалования в суде деяний государственных органов и должностных лиц.

Мы видим, что от массовых незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц не спасают и многочисленные попытки реформирования их.

Любые реформы государственных органов и деятельности должностных лиц, обречены на провал, если смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления не обеспечивается правосудием.

Есть ли в России правосудие?

Ответ на этот вопрос законодательно определен — нет.

Так, оказывая квалифицированную юридическую помощь доверителям, адвокат, в целях защиты их прав, свобод и интересов, должен добиваться «обеспечения доступа к правосудию» (ст. 1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», который 31 мая2002 г. № 63-ФЗ, утвердил В.В. Путин).

Правосудие является видом государственной деятельности, которая осуществляется с соблюдением особого порядка, закрепленного Конституцией и процессуальным законодательством. Это является характерной чертой правосудия.

Судья обязан проводить судебное разбирательство на основе действующего процессуального законодательства, применяя к индивидуальному случаю уже существующие нормы уголовного, гражданского и административного права.

Так, например, судебное разбирательство по уголовному делу должно осуществляться в порядке уголовного судопроизводства, который установлен Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее УПК РФ). А применяться к подозреваемым и обвиняемым должны нормы Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ).

Только в этом случае можно говорить о господстве права.

В понятие судопроизводства входит не только рассмотрение конкретного дела по существу, но и досудебное разбирательство, все вопросы, связанные с исполнением приговора и решений по уголовным делам.

Статья 118 Конституции РФ устанавливает, что «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом», т.е. правосудие есть, если оно осуществляется судом. Но этого явно недостаточно. Тогда зачем федеральный закон обязывает адвоката каждый раз добиваться «обеспечения доступа к правосудию», т.е. не самого правосудия, а доступа к правосудию. Получается, что судья не совершает того, что называется правосудием. Например, судья не создает необходимые условия для исполнения адвокатом его процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных ему прав.

Какие критерии того, что нет правосудия?

1. Задержанный, либо лицо, в жилище которого проводится обыск, лишены права на получение гарантированной Конституцией РФ (ст. 48) права на получение квалифицированной юридической помощи.

2. Виновность обвиняемого в совершении преступления доказывается с нарушением порядка уголовного судопроизводства, установленного Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Неустранимые сомнения в виновности лица не толкуются в пользу обвиняемого (ст. 49 Конституции РФ).

3. Допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ст. 50 Конституции РФ).

4. Судья не подчиняется Конституции РФ и федеральному закону (ст.120 Конституции РФ), комментирует действия, заявления и ходатайства адвоката.

5. Судебное решение основывается только на показаниях лица, с которым было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, не подтвержденное иными доказательствами.

6. Когда адвокат склоняет задержанного, подозреваемого или обвиняемого, к оговору в том преступлении, которого он не совершал.

7. Судья сам рассматривает заявленный ему участниками процесса отвод.

Как приходится добиваться «обеспечения доступа к правосудию» по делу очень хорошо знают те, кто на себе испытал деяния судебной власти и адвокаты, использующие правовые методы для защиты своих доверителей.

Нередко этот путь длится годами. Отличительной особенностью суда в России является то, что суд проводит судебное разбирательство на основе закона, а не создает новые нормы права, как это имеет место, например, в Великобритании.

Рассматривая конкретное дело, суд применяет к индивидуальному случаю уже существующий закон. Решения суда о восстановлении нарушенных прав, возмещении вреда, наказании виновных, законности или незаконности действий (бездействия) и решений органов власти и должностных лиц, всегда обосновываются нормами действующего законодательства.

В этой связи правомерность деятельности любого судьи может быть всегда достоверно установлена. При этом всегда известны критерии, по которым будут оцениваться действий (бездействия) судьи и принятых им по делу решений. Такими критериями являются требования Конституции РФ и иных федеральных законов. Во всех случаях можно точно установить соблюдал ли судья требования Конституции РФ и иных законов.

Одним из признаков правового государства является зависимость судебной власти от требований Конституции РФ и иных законов. Власть Закона несовместима с самовластием судьи.

Поэтому правосудие, как вид государственной деятельности, должно осуществляться с обязательным для всех судей соблюдением порядка судопроизводства, установленного Конституцией РФ и процессуальным законодательством.

Как исполнялись судьей обязанности при отправлении правосудия по каждому делу всегда можно установить, изучив материалы дела, заявленные сторонами ходатайства и принятые по ним решения суда, а также протоколы судебных заседаний.

Именно такой работой занимаются судьи кассационных и надзорных инстанций, выявляя ежегодно более 80 000 неправосудных приговоров, решения и иных судебных актов.

Тем самым, судебная система в своей структуре содержит многоуровневые контролирующие и надзорные инстанции, которые призваны следить за тем, чтобы судьями неукоснительно соблюдалась Конституция РФ и иные законы.

Однако практика свидетельствует о том, что незаконные и необоснованные судебные решения выносятся значительно чаще, чем об этом свидетельствует официальная статистика. Попытки обжаловать в вышестоящих судах незаконность приговора или иного судебного акта не всегда заканчиваются удовлетворением жалобы, содержащей доводы, основанные на материалах дела и действующем законодательстве, о незаконности и необоснованности принятого судом решения. При этом приводимые стороной защиты доказательства того, что судьей не исполнялся порядок судопроизводства, даже не рассматриваются судьями вышестоящих инстанций.

Нередко судьями вышестоящих судебных инстанций выносятся решения, игнорирующие не только требования Конституции РФ и процессуальное законодательство, но и правовую позицию Конституционного Суда РФ.

Так, Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что положения ст. 388 и 408 УПК РФ в единстве с ч. 4 его ст. 7 не предоставляют суду кассационной или надзорной инстанции возможность игнорировать или произвольно отклонять доводы жалобы, не приводя фактические и правовые мотивы отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку мотивировка решения суда, во всяком случае, должна основываться на рассмотрении конкретных обстоятельств, нашедших отражение в материалах дела и дополнительно представленных сторонами материалах, а также на нормах материального и процессуального права, — иначе не может быть обеспечено объективное и справедливое разрешение уголовного дела.

Не опровергнутые же доводы против обвинительных судебных решений могут толковаться только в пользу обвиняемого.

Отказ от рассмотрения и оценки обоснованности доводов защиты в жалобах на судебные решения в этом случае создает преимущества для стороны обвинения, искажает содержание её обязанности по доказыванию обвинения и опровержению сомнений в виновности лица, позволяя игнорировать подтверждающие эти сомнения данные.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 3 мая1995 г. № 4-П требует рассматривать гражданина не как объект государственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего защищать свои права всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов, предполагают не только право подать в соответствующий государственный орган или должностному лицу заявление, ходатайство или жалобу, но и право получить на это обращение адекватный ответ. Применительно к уголовному судопроизводству это означает необходимость принятия по обращению предусмотренного законом процессуального решения, которое в силу ч. 4 ст. 7 УПК РФ должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Иное явилось бы нарушением не только процессуальных прав участников уголовного судопроизводства, но и названных конституционных прав.

Таким образом, положения ст. 7, 123, 125, 388 и 408 УПК РФ не допускают отказ судов и иных правоприменительных органов и должностных лиц от рассмотрения и оценки всех доводов заявлений, ходатайств или жалоб участников уголовного судопроизводства, а также произвольное отклонение или игнорирование доводов жалобы, без приведения фактических и правовых мотивов отказа в удовлетворении жалобы.

Если судья высшей надзорной инстанции действует вопреки требованиям Конституции РФ, федеральных законов, рекомендаций Верховного Суда РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, толковать в пользу обвиняемого не опровергнутые доводы защиты против обвинительных судебных решений, то о каком судебном надзоре в России сегодня можно говорить? Его нет.

Как же при таких обстоятельствах должен действовать гражданин, чьи права и свободы были нарушены не только действиями (бездействием) и решениями органов власти и должностных лиц, но и судьями, включая и судей кассационных и надзорных инстанций, игнорировавших правовую позицию Конституционного Суда РФ — толковать в пользу осужденного не опровергнутые доводы защиты против обвинительных судебных решений? Ответ на данный вопрос дают определения Конституционного Суда РФ.

Так, Конституционный Суд РФ, в своем определении от 21 октября2008 г. № 510-О-О, указал, что нормы регламентирующие производство в надзорной инстанции, действуя в системной взаимосвязи с другими положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ, в частности его статьи 7, не предоставляют суду надзорной инстанции возможность игнорировать или произвольно отклонять доводы жалобы, не приводя фактические и правовые основания отказа в удовлетворении заявленных требований, иначе объективное и справедливое разрешение уголовного дела не может быть обеспечено.

При этом Конституционный Суд РФ указал, что не исключается право гражданина обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с жалобой о совершении судьей дисциплинарного проступка, которая обязана такую жалобу рассмотреть (Определение Конституционного суда РФ от 7 декабря2006 г. № 606-О).

28 мая2009 г. Конституционный Суда РФ в своем определении № 625-О-О указал, что по жалобам граждан квалификационные коллегии судей вправе подвергнуть судью дисциплинарному взысканию за действие или бездействие, составляющее дисциплинарный проступок, в том числе за нарушение судьей процессуальных сроков, ущемляющих права и законные интересы граждан при рассмотрении уголовных дел (статья 121 Закона РФ от 26 июня1992 г. № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации», постановление Пленума Верховного суда РФ от 27 декабря2007 г. № 52 «О сроках рассмотрения судами РФ уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях»).

Таким образом, Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал на то, что независимость судей, как принцип осуществления правосудия означает только то, что судьи в своей деятельности обязаны руководствоваться только Конституцией и законом.

Принцип независимости судей не означает, что судья полностью свободен в осуществлении правосудия. В статье 3 Закона РФ от 26.06.92 № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации» изложены требования, предъявляемые к судье. Если судья игнорирует требования Конституции и других законов, его полномочия могут быть досрочно прекращены, поскольку в этом случае осуществление правосудия судебной властью не происходит.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 27 от 31 мая2007 г., разъясняется, что под дисциплинарным проступком, влекущим дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи, следует понимать не только нарушение норм Закона РФ «О статусе судей в РФ» и положения Кодекса судейской этики, но и нарушение общепринятых норм морали, обязанностей при отправлении правосудия.

Однако на все обращения в квалификационные коллегии судей граждане, как правило, получают отписки, содержание которых сводилось к неправомерному утверждению о том, что вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия недопустимо. Почему даже среди опытных юристов существует такое гипертрофированное понимание «независимости судей», которым пытаются оправдать любой судебный произвол? Почему даже бывший Президент РФ, кандидат юридических наук Д.А. Медведев, в своей статье «Россия, вперед» утверждает: «В конечном счёте, судебная система сама способна разобраться, что в интересах государства, а что отражает шкурный интерес коррумпированного бюрократа или предпринимателя»?

Практика свидетельствует, что судебная власть именно этим и руководствуется ещё со времен «развитого социализма».

В «интересах государства» игнорируются требования Конституции РФ и федеральных законов, а также правовая позиция Конституционного Суда РФ: — «толковать в пользу обвиняемого не опровергнутые доводы защиты против обвинительных судебных решений».

Конечно, необходимо устранить любое неправовое влияние на деятельность судьи и выносимые им решения. Но при этом надо использовать все правовые меры, обеспечивающие осуществление правосудия в России, которое возможно только при неукоснительном подчинении судий Конституции РФ и федеральным законам.

Действующее законодательство предоставляет не только Президенту России правовые меры, для обеспечения правосудия в стране, но и любому гражданину право добиваться того, чтобы разбирательство по делу проходило в соответствии с требованиями Конституции РФ и иных законов.

Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что на судью в любой момент может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи, если он не подчиняется Конституции РФ и иным законам.

Конституция РФ в статье 121 устанавливает, что полномочия судьи могут быть прекращены в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

В ст. 12.1 закона «О статусе судей в РФ» № 3132−1 указано, что за совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Закона, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи.

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

Таким образом, при несоблюдении судьей требований Конституции РФ и иных законов, на него в любой момент может быль наложено дисциплинарное взыскание, поскольку законодательно не обусловлено, что наложение такого взыскания возможно только после рассмотрения дела судьей по существу и принятия по нему окончательного решения.

Деятельность квалификационной коллегии судей по обращениям граждан не нарушает такого принципа осуществления правосудия, как независимость судей, поскольку она осуществляется в рамках действующего законодательства.

Поэтому очень заблуждаются и совершают грубейшую ошибку те, кто считает неправомерным вмешательством в судебную деятельность, реагирование квалификационной коллегии судей на обращения граждан о неисполнении судьей требований Конституции РФ и иных законов, а также неисполнение судьей своих обязанностей при осуществлении правосудия.

Обращения граждан в квалификационную коллегию судей, содержащие сведения о неисполнении судьей требований Конституции РФ и иных законов, неисполнении им порядка судопроизводства, являются поводом для рассмотрения их по существу и принятия незамедлительных мер к судье, вершившему самовластие, а не правосудие. При этом не требуется, чтобы заявитель был участником судебного процесса. Обратиться с заявлением в квалификационную коллегию судей вправе любой гражданин, которому стало известно о незаконных и необоснованных действиях или бездействии судьи. Тем самым законодатель предоставил право любому лицу, ставшему свидетелем судебного произвола, принимать меры по его противодействию, обращаясь в квалификационные коллегии судей с заявлением и давать объяснения об обстоятельствах совершения судьей дисциплинарного проступка, квалификационной коллегии судей.

Таким контролем граждан за судебной деятельностью обеспечивается, прежде всего, осуществление правосудия в России, а также реализуется установленное в статье 33 Конституции РФ право граждан на обращение в государственные органы, которые обязаны рассмотреть обращение, принять по нему решение и дать ответ в установленный законом срок.

Меры, принимаемые квалификационной коллегией судей, являются мерами, противодействующими судебному произволу. Эти меры направлены на то, что бы вершилось правосудие с соблюдением порядка судопроизводства, установленного Конституцией РФ и процессуальным законодательство, что только и способно обеспечить вынесение по делу правосудного приговора, решения или иного судебного акта. Такое судопроизводство способствует укреплению законности и правопорядка, формированию уважительного отношения к суду и закону.

Поэтому законодательно установленный порядок обращения в квалификационные коллегии судей и их работа по обращениям не может считаться неправомерным вмешательством или каким-либо влиянием на деятельность судьи по осуществлению правосудия.

Обращения, поступившее в квалификационную коллегию судей является сигналом о том, что по данному делу нет правосудия, что обязательный для судьи порядок судопроизводства судьей не исполняется. Искать ответ на вопрос, почему так ведет себя судья это уже задача следователей либо врачей.

Деятельностью квалификационных коллегий судей обеспечивается право каждого на защиту от незаконных и необоснованных действий или бездействия судей, игнорирующих свои обязанности при отправлении правосудия, когда ещё окончательного решения по делу не принято и нет оснований для обжалования в вышестоящих судах промежуточных решений по делу.

Основанием для рассмотрения обращений в квалификационной коллегии судей является наличие достаточных данных, указывающих на признаки совершения судьей дисциплинарного проступка.

При наличии повода и оснований квалификационная коллегия судей, в соответствии с положениями ст. 22 ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ», обязана провести проверку представленных материалов, запросить дополнительные материалы и заслушать объяснения соответствующих лиц об обстоятельствах совершения судьей дисциплинарного проступка.

Кроме того, жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступившие в квалификационную коллегию судей от граждан, должны проверяться квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляться для проверки председателю соответствующего суда.

Для, проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу.

Но все эти обязательные для исполнения квалификационными коллегиями судей требования закона, как правило, игнорируются.

Все это не может не порождать неравенства граждан и государства перед лицом правосудия.

Что надо сделать для установления правосудия в России?

1. Прежде всего, обеспечить исполнение требований Конституции РФ и иных законов судьями, которые осуществляют сегодня в России надзор.

2. В порядке надзора пересмотреть все уголовные дела за последние 10 лет на предмет соответствия принимаемых по ним решениям требованиям Конституции РФ и иным законам.

3. Признать право на реабилитацию за всеми, кто был неправомерно осужден за деяния, которые не совершал, включая и тех лиц, чья виновность была установлена в совершении менее тяжких преступлений, а также возместить им имущественный и моральный вред.

4. Лишить статуса судьи тех лиц, что вынесли неправосудный приговор или иное судебное решение, а также рассмотреть вопрос о привлечении бывшего судьи к уголовной ответственности за вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта по ст. 305 УК РФ.

Судьями должны становиться лица, обладающие не только юридической квалификацией, понимающие и уважающие частные интересы, но и прошедшие годичную стажировку в ведущем ВУЗе, который подготовит их к исполнению обязанностей судьи. Лица, претендующие на должность федерального судьи, должны иметь опыт работы адвокатом или мировым судьей не менее пяти лет.

6. Никакого выбора судей, существующий порядок назначения судей дает им полную независимость от местных властей.

7. Приостанавливать судебное разбирательство по делу, в случае заявления судье об отводе до принятия решения по заявленному отводу.

8. Запретить судьям самим рассматривать заявления об их отводе. Только председательствующий суда, либо квалификационная коллегия судей должна рассматривать заявление об отводе судьи.

9. Бездействие квалификационных коллегий по обращениям граждан на судебный произвол, рассматривать как самостоятельное должностное преступление.

10. В системах судов общей юрисдикции и арбитражных судов создать специализированные административные суды, в компетенцию которых должно войти исключительно рассмотрение дел, вытекающих из административных и иных публичных взаимоотношений.

Эти суды должны быть организационно обособлены от остальных судов соответствующих ветвей, т.е. обладать собственными высшими инстанциями (Верховный административный суд), субординацией, обособленным аппаратом, помещениями и иным имуществом.

Административные суды должны комплектоваться исключительно судьями, назначаемыми по новым правилам.

11. Ввести парламентский контроль за процессом реформирования судебной системы. Для этого:

— судей административных судов назначать Советом Федерации по представлению Президента РФ;

— составы квалификационных коллегий судей утверждаться Президентом РФ, который формирует состав исполнителей судебной власти в России;

— в процессе реформирования судебной системы, Президент РФ использует свое право на возбуждение производства о прекращении полномочий судей, в случае неподчинения судьи требованиям Конституции РФ и иных законов.

При наличии правосудия в России исчезнут существующие сегодня проблемы с деятельностью прокуратуры, полиции и следственных органов.

Государство начнет отвечать по своим обязательствам только тогда, когда оно превратиться из инстанции поставщика правосудия в подсудную инстанцию.

Только при наличии правосудия деятельность судов не будет связана с защитой политической, экономической, культурной и научной элиты. Эта элита должна оказаться на скамье подсудимых, если совершит криминальные деяния.

Только при наличии правосудия у молодых людей появляется шанс получить достойное бесплатное образование, а система образования начнет готовить квалифицированных и успешных людей.

Только при наличии правосудия в России возникнет возможность спросить с тех, кто обязан заботиться о здоровье народа, а также добиваться достойной, соответствующей трудовому стажу, пенсии.

Мы считаем, что любые социальные и экономические преобразования в России, если они не обеспечиваются правосудием, приведут к разворовыванию ресурсов страны, напряженности в обществе, лишению элементарных прав и свобод.

Что мы и имеем в настоящее время в полной мере, и что лишний раз подтверждает приведенные в публикации доводы и говорит об отсутствии в стране правосудия как такового.