Федеративное государственное устройство понятие виды. Понятие и признаки федеративной формы государственного устройства. Виды федерации

Федеративное государство - это сложное политико-административное образование, имеющее в своем составе территориальные субъекты. Последние обладают достаточно широкими правовыми полномочиями вплоть до суверенитета, близкого к государственному.

  1. Территориально федерация делится на отдельные субъекты: штаты, кантоны, земли, республики и так далее.
  2. Федеративные субъекты обладают правами принятия собственных законов, конституции, могут иметь свои собственные законодательные, судебные и исполнительные органы.
  3. Однако верховная законодательная, судебная и относительно всего государства все равно принадлежит федеральным органам. Компетенция между и ее центром в каждом отдельном случае разграничивается союзной конституцией.
  4. Большинство федеративных государств имеют как общее союзное гражданство, так и гражданство федеральных субъектов.
  5. Основная общегосударственная внешнеполитическая деятельность может осуществляться лишь союзными органами, которые официально представляют страну на международном уровне.
  6. Федеративное правовое государство, как правило, имеет двухпалатный парламент. Одна из палат парламента собирается из представителей регионов страны.

Разновидности федеративного государства

Различают несколько вариантов подобных политико-административных образований. Так, например, относительно конституционно-правовой системы существуют симметричные и ассиметричные федерации. Симметричное федеративное государство - это государство, в котором все его территориальные субъекты имеют одинаковый К примеру, США, где все штаты в этом смысле равны между собой. И, наоборот, субъекты могут различаться в своих полномочиях. Такое положение дел в Бразилии и Индии.

Кроме прочего, федерации изначально могут формироваться по различным причинам. И в зависимости от этих исторических условий образуются их следующие разновидности:

  • Территориальное федеративное государство. Это те государства, в основу административного деления которых положен сугубо географический признак. Таковы, например, США и Германия.
  • Национальные федерации - здесь сама причина разделения страны на административные субъекты лежит в ее многонациональности. И тогда при делении территории обязательно учитывается фактор компактного проживания народов. Собственно, такой принцип лежит в России.
  • Смешанные.

По способу образования они могут быть договорными и конституционными. Если договорные возникают из более мелких, ранее независимых стран, для решения общих проблем: защиты, эффективной экономической деятельности и так далее, то конституционное федеративное государство - это зачастую бывшее унитарное государство, на определенном историческом этапе преобразовавшееся в своем административно-территориальном делении.

Большинство государств современного мира являются унитарными. Но к федеративным государствам относятся страны, являющиеся мировыми политическими и экономическими лидерами (США, ФРГ, Канада, Австралия), в которых живет чуть меньше половины населения планеты. Кроме того, федеративную форму государственного устройства провозглашает и Конституция России 1993 г.

Федеративное государство (федерация) - форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Основываясь на этом определении федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

· территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;

· верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;

· субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

· существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

· основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

Современные российские исследователи Р.Г. Абдулатипов и Л.Ф. Болтенкова выделяют десять элементов, составляющих понятие принципа федерализма:

определение государственной власти как федеративной;

осуществление государственной власти на основе договорно-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации;

самостоятельность субъектов федеративных отношений в осуществлении принадлежащих им полномочий;

формальное равноправие субъектов федерации;

право участников федеративных отношений на двустороннее регулирование государственно-властных полномочий;

право выбора субъектом федерации формы своей политической организации;

системообразующее единство и неразрывная связь субъектов федераций;

обязанность субъекта сохранять целостность федерации и ее исторически сложившейся территории;

исключительное право федерации вступать в более крупные союзы;

невозможность для субъектов федерации вступать в какие-либо союзы за ее пределами.

Необходимо отметить, что не одна из ныне существующих федераций не соответствует всем этим десяти чертам одновременно.

Что касается федерализма именно как способа территориальной организации государственно-политической системы, то Д.В. Доленко выделил три агрегированных черты:

взаимодействие центра с региональными центрами власти на основе разделения полномочий;

участие региональных политических организмов в формировании структуры власти центра;

решающая роль центра в формировании региональных центров власти, т.е. в централизации и децентрализации политической системы государства

Одним из важнейших для понимания сущности федерализма является вопрос о государственном суверенитете в федерации. В политико-правовой науке вопрос этот остается дискуссионным. Спор при этом, начиная с XIX в., ведется между сторонниками трех конфликтующих позиций.

Представители первой - Г. Еллинек, П. Лабанд, В. Чиллоуби - считали, что суверенитетом обладает лишь федеративное государство в целом, т.к. государство, входящее в состав другого, т.е. в известной степени подчиненное ему, не может обладать полной независимостью во внутренних делах и в ведении внешней политики.

Противоположную точку зрения высказывали М. Зейдель и Дж. Кэлхун, по мнению которых суверенитет принадлежит составным частям федерации, обладающим правом цессии. Но в этом случае союзное государство будет иметь не государственно-правовой, а международно-правовой характер, т.е. станет союзом государств - конфедерацией.

Третий, компромиссный подход, делится на две ветви.

К первой относятся А. Токвиль, Г. Вайу и др., утверждавшие, что суверенитет делится между федерацией и ее субъектами в соответствии с закрепленной в конституции долей разделения властных полномочий по вертикали.

Второй подход сформулирован русским государствоведом А.С. Ященко в теории сотрудничества различных органов власти в образовании суверенитета, согласно которой в федерации суверенитет не принадлежит ни центру, ни субъектам, но лишь тому и другому в их соединении в неразрывное целое. Носителем суверенитета является только общегосударственная власть, образующаяся на основе консенсуса местных и центральных властей. Как пишет одна из современных сторонников этой концепции Г.И. Королева-Конопляная, «в федеральном государстве власть заключена в сферах, находящихся в юрисдикции федеральных частей и центра не рядом с друг другом… а в друг друге».

Различаются несколько моделей федерализма (хотя в юриспруденции вопрос о правомерности выделения их остается открытым). В частности В.Е. Чиркин на основе изучения государственно-правового и политического опыта федеративных государств выделили следующие модели:

основанные на союзе государств и автономии союзных частей;

договорные и конституционные федерации;

централизованные и децентрализованные;

симметричные и асимметричные, причем асимметричные включают в себя: структурно-асимметричные, скрытую асимметрию и явную асимметрию.

В рамках этих моделей может реализовываться та или иная концепция федерализма. Существуют две основные концепции реализации федеративных отношений - дуалистическая и кооперативная.

Первая, получившая обоснование в сборнике политических эссе «Федералист» и интерпретированная впоследствии А. Токвилем, усматривает суть федерализма в разделении полномочий и функций между союзной властью и властями субъектов федерации на основании конституционно-правового статуса последних.

Вторая концепция акцентирует внимание на сотрудничестве между элементами федеративной структуры и вообще на практической стороне федерализма. Эта, более гибкая, по сравнению с дуалистической, концепция получила распространение в различных формах во многих странах (оригинальная модификация кооперативного федерализма в Канаде, коррелятивный федерализм в Австралии).

Существуют также концепции интеграционного (Латинская Америка), контактного (Австралия), двуязычного (Канада) и др. федерализма.

Федеративное устройство является одной из форм территориальной организации государства. Она присуща странам, занимающим большую территорию, в которых проживают люди различных национальностей или верований. Мы постараемся в этой статье ответить на вопросы, что представляет собой федеративное устройство, каковы особенности государств с подобной формой организации и как оно работает на практике.

Немного теории

Форма территориального устройства является одной из трех характеристик властных органов государства и способов их взаимодействия между собой. Для того чтобы определить, является страна унитарной, федеративной или представляет собой конфедерацию, необходимо ответить на три вопроса. Во-первых, нужно установить, как, каким образом и в каком порядке решения высших центральных органов власти доводятся до населения государства. Во-вторых, необходимо узнать, кто уполномочен на всей территории страны и на местах реализовывать предписания государственного уровня. В-третьих, нужно определить, как организовываются местные органы власти, и также обладают ли они какими-либо суверенными полномочиями. Форма территориального устройства зачастую прописывается в официальных названиях государств. Также указание на нее можно найти в основных законах (конституциях).

Классификация форм территориального устройства

Теория государства и права выделяет два классических вида государств – простые и сложные. Первый способ осуществление государственной власти по-научному называют унитарной формой территориального устройства. Второй же традиционно именуется федерацией. Таким образом, все государства также делятся на унитарные и федеративные.

Простая форма территориального устройства

Унитарное государство характеризуется рядом признаков. Во-первых, властные органы в таких странах едины для всех, несмотря на то, что территория может быть поделена на любые части (к примеру, губернии, области, земли и другие). Во-вторых, единицы государства одного и того же уровня при унитарной форме имеют одинаковое положение в отношениях с высшей властью. В-третьих, территориальные части не обладают признаками суверенитета. Так, они не имеют права выхода их государства. Не могут они и издавать свои конституции, предоставлять другое, дополнительное гражданство. В-четвертых, в таких государствах воля высших властных органов имеет распространение на всей территории страны. Унитарный способ – это самое простое решение для реализации власти.

Причины возникновения федераций

Если унитарная форма наиболее эффективна и проста в применении, то почему на протяжении всей человеческой истории возникали и другие способы территориального устройства? Существует целый перечень объективных и субъективных тому причин. Во-первых, все зависит от населения страны. Если оно однородно, на территории государства проживают преимущественно люди одной национальности, вероисповедания и культуры, тогда проблем не возникает, так как у них общие интересы. А как создавать и распространять властные предписания среди разношерстного населения? Если на территории государства одновременно проживают разные народы либо нации, с этим возникают трудности. Это связано с тем, что каждая их этих групп стремится сохранить свою самобытность. У разных народов может быть своя история, своя правовая культура, свое правосознание. Во-вторых, сохранить унитарную форму власти сложно в государствах, простирающихся на огромные территории. Именно эти две причины послужили толчком к образованию иных форм деления стран.

Федеративное государственное устройство

Эта форма территориальной организации характеризуется рядом признаков. Во-первых, территория федераций состоит из совокупности отдельных ее субъектов, к примеру, штатов, республик, провинций. Во-вторых, эти отдельные государственные части обладают некоторыми признаками суверенитета. К примеру, они имеют право издавать собственные основные законы (то есть конституции), а также предоставляют свое гражданство. В-третьих, обязательным элементом федерации в современном мире является двухпалатный парламент. В-четвертых, при всей относительной самостоятельности отдельные субъекты не имеют права осуществлять самостоятельную внешнюю политику. Этим занимаются лишь центральные органы власти.

Способы образования

Федеративная форма устройства государства может устанавливаться различными способами. В науке всего выделяются три существующих порядка образования подобных стран. Так, федеративное устройство может быть образовано в результате децентрализации государства, ранее бывшего унитарным, на основе специально принятой конституции. Кроме того, такая форма территориальной организации зачастую представляет собой объединение ранее независимых стран на основе договора. Также федеративное устройство может образовываться одновременно и на основе Конституции, и с созданием договоров, когда процессы децентрализации и объединения происходят одновременно.

Классификации

В науке существует деление всех федераций на виды, причем не по одному основанию. Первым рассмотрим критерий правового статуса субъектов. Так, части государства могут обладать равным объемом правомочий. В таком случае речь идет о симметричной федерации, в которой все субъекты имеют равный статус. Если же одни части занимают более высокое положение, чем другие, а, соответственно, и наделены большими полномочиями, то в этом случае имеет место асимметричный вид этого территориального устройства.

Если же в составе федерации имеются какие-либо автономии, то такие государства нельзя относить ко второй категории. Они составляют собой отдельный вид – симметричные федерации с элементами асимметрии. Второй критерий классификации – это объем полномочий всего государства и его субъектов. В зависимости от этого признака выделяют централизованные и децентрализованные федерации. В первых именно центральные, общие органы власти обладают привилегиями, преимущественным положением, большим объемом полномочий по сравнению с субъектами. Во вторых же круг прав частей государства довольно подробно очерчен, а федеральным органам остаются подвластны лишь остаточные возможности.

Территориальная организация России

Форма государственного устройства этой страны прямо указывается в ее названии – Российская Федерация. Что неудивительно, учитывая размеры страны и проживающее на ее территории население. Федеративное устройство РФ характеризуется рядом особенностей. Так, при делении на субъекты сочетаются как территориальные начала, так и национальные. Имеются тенденции развития демократизации связей между частями государства. Также федеративное устройство РФ характеризуется асимметричностью.

Конституционные постулаты

Обратимся к основному закону России. В нем содержатся принципы федеративного устройства РФ. Это такие основополагающие начала, которые имеют способность определять модель и природу территориальной организации государства. Первым из них является суверенитет РФ. Именно этот принцип обеспечивает единство государства. К такого же рода постулатам относится и целостность системы власти в России. Следующая группа принципов создает гарантии для функционирования федеративного государства. К ним относят равноправие субъектов, разграничение полномочий между центральными и местными органами, самоопределение и равенство народов.

Особенности федеративного устройства

В России территориальная организация имеет свою специфику. Так, в тексте Конституции имеют место идеи как дуалистического, так и кооперативного федерализма. Первая модель устройства базируется на принципе невмешательства органов центра и субъектов в дела друг друга. Вторая же форма основывается на идее взаимодополнения этих органов. Однако в России скорее имеет место именно кооперативная модель территориальной организации.

В мире

Какие еще существуют страны с федеративным устройством? На самом деле их немало. Взять, к примеру, мировые гранды – США, ФРГ, РФ. Кроме того, федеративное устройство также характерно и для Бразилии, Бельгии, Индии, Австрии, ОАЭ, Аргентины, Венесуэлы, Канады, Мексики и Австралии.

Федеративное государство (фр. federation от позднелат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, представляющая собой союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной юридической самостоятельностью, формально ограниченной правами самого союза. Составляющие федеративное государство образования (штаты, провинции, земли, кантоны) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. В современном мире существует значительное число государств с федеративной формой государственного устройства (США, Канада, Мексика, Аргентина, Швейцария, ФРГ, Бельгия, РФ, Индия, Пакистан, ОАЭ, Нигерия и ряд др.).

Договорная федерация — это федерация, образованная путем заключения договора между независимыми государствами, существовавшими самостоятельно, но осознавшими необходимость государственного объединения для совместного регулирования общих интересов. Примером договорной федерации являются Швейцария, США, Австралия.

Недоговорные федерации:

1. Федерации, образованные вследствие присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной обособленности (ФРГ - Бранденбург, Нижняя Саксония);

2. Предоставление административным единицам более высокого статуса — субъектов федерации. Цель данной акции — сохранение территориальной целостности государства. К таким федерациям относятся Пакистан, Индия, Нигерия;

3. Этнический фактор был использован при создании федерации в Бельгии, в Эфиопии на основе принятия Конституции 1994 г., в Боснии и Герцеговине в 1995 г.

В литературе различают наряду с договорной федерацией (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты) конституционную (созданную «сверху» в результате принятия конституции, например, Пакистан в 1973 г. в его современной государственной форме) и конституционно — договорную (Российская Федерация).

Различают симметричную и асимметричную федерацию. Федерация, состоящая из однопорядковых субъектов, равноправных и обладающих одинаковым правовым статусом, называется симметричной (ФРГ — 16 земель, Австрия — 9 земель, Малайзия — 13 штатов, Нигерия — 21 штат).

Асимметричная федерация — модель федеративного устройства, при которой субъекты федерации имеют неравный конституционно-правовой статус и, соответственно, объем полномочий, а также наличие в составе федерации иных территориальных образований (Индия- 25 штатов и 7 союзных территорий; Канада — 10 провинций и три территории; США — 50 штатов и федеральный округ Колумбия).

Признаки федеративной формы государственного устройства:

1. Федерация — это целостное суверенное государство с общей конституцией, системой федеральных органов и учреждений, общей территорией субъектов федерации, общим гражданством. Субъекты федерации имеют свои собственные территории, собственные конституции, часто гражданство, собственные органы власти, административно-территориальное деление.

2. Обязательным элементом федеративного устройства является двухпалатная структура федерального парламента (наличие особой палаты субъектов федерации).

3. Не признается за субъектами федерации право сецессии (лат. secessio) — право одностороннего выхода из состава союза. Единственное исключение составляет Конституция Эфиопии 1994 г., допускающая сецессию, но с некоторыми особенностями.

4. Единство федерации невозможно обеспечить без единства гражданства. Юрисдикция федеративного государства распространяется на лиц, проживающих на его территории, посредством института гражданства. Федеративный характер государства допускает наличие гражданства субъектов федерации.

5. В настоящее время субъекты федерации, как правило, не являются субъектами международного публичного права, участниками межгосударственных политических отношений, поскольку не обладают государственным суверенитетом.

Предметы ведения федерации и ее субъектов — это круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения.

В конституциях и законодательстве зарубежных стран можно обнаружить следующие разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами:

1. Предметы ведения, находящиеся в исключительной компетенции федерации. Согласно большинству конституций федеративных государств к исключительному ведению федерации относятся внешние сношения; оборона и руководство вооруженными силами; установление границ и таможенное дело; федеральные финансы и налоги; установление единой системы мер и весов; денежное и валютное обращение и монетная монополия; организация федеральной системы высших органов власти; разрешение конфликтов между субъектами федерации; принятие законов, необходимых для осуществления вышеперечисленных прав, и другие вопросы.

2. Второй вариант распределения предметов ведения федерации и ее субъектов заключается в том, что устанавливается исключительная компетенция субъектов федерации, в которую федеральные органы не могут вмешиваться. Обычно это вопросы общественного порядка, культуры, санитарии, здравоохранения, местных коммуникаций, коммунального обслуживания, организации местной полиции, городского устройства и другие.

3. В таких странах, как Аргентина, Канада, Эфиопия, конституции устанавливают две сферы: сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции субъектов федерации.

4. Конституция может устанавливать три сферы компетенции. Такой подход закреплен в Конституции Швейцарии, принятой в апреле 1999 г. и вступившей в силу в 2000 году. Конституция закрепляет сферу исключительной компетенции Союза (ведение международных дел, оборона, денежная эмиссия, железные дороги, таможенное дело, режим иностранцев, уголовное право, гражданское право, законодательство о спиртных напитках, об азартных играх и лотереях и др.); совместной компетенции (охрана природы и планирование территории, содержание национальных дорог, трудовое право, образование и др.); исключительной компетенции кантонов (регулирование отношений между церковью и государством, коммунальное хозяйство, уголовное и гражданское судопроизводство, право законодательной инициативы в федеральном парламенте и т.д.).

Предложенные модели распределения предметов ведения между федерацией и ее субъектами не исчерпывают всего многообразия подходов к решению этого вопроса в практике современных федеративных государств.