Формирования правовой культуры должностных лиц. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования ершова, людмила алексеевна. Особенности формирования правовой культуры должностных лиц

Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования">

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ершова, Людмила Алексеевна. Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Акад. обществ. наук ЦК КПСС.- Москва, 1991.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-4/862-7

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью проблем правовой культуры должностных лиц, научного осмысления ее роли в становлении правового государства и организации действенного государственного управления.

Правовая культура общества - важный фактор и условие повышения роли Советов, исполнительно-распорядительных органов, правосудия. Без необходимого ее уровня невозможны успешное совершенствование законодательства, коренные преобразования в практике государственного строительства, которые способны привести к утверждению верховенства закона, равенства перед ним всех без исключения граждан, должностных лиц и организаций. В этой связи существенной характеристикой государственного управления выступает состояние правовой культуры должностных лиц.

Роль правовой культуры должностных лиц неизмеримо возрастает в связи с усложнением задач государственного управления, преодолением кризисных явлений, демонтажем административно-командной и установлением демократически-правовой системы управления делами государства и общества. В материалах Съездов народных депутатов СССР, сессий Верховного Совета СССР, законодательных органов республик негативную оценку получила особенность нынешнего состояния государственного управления, состоящая в одновременном функционировании старых и новых структур, их разнонаправленном действии. Одновременно подчеркивается, что ломку прежней системы нельзя отождествлять с борьбой с аппаратом управления. Преодоление бюрократизма и других недостатков не принесет успехов, если ограничиться кампанией, направленной против аппарата вообще. Нужен новый, компетентный и хорошо отлаженный механизм управления с квалифицированными, обладающими развитой правовой культурой государственными служащими, должностными лицами.

На этапе практической реализации задач реформы полити-

ческой системы общества, с учетом введения института президентства, на передний план выдвинулась задача реорганизации системы государственного управления, ее структурного, функционального и кадрового обновления. Начатые коренные преобразования в этом направлении, закреплены в Законе СССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР е связи с совершенствованием системы государственного управления" . Законе СССР "О Кабинете Министров СССР" , а также Законе СССР "О перечне министерств и других центральных органов государственного управления СССР".

Взаимообусловленность формирования советского правового государства и совершенствования управления делами общества усиливается также тем, что государственое управление представляет собой одну из форм деятельности государства, которая выражается в практическом осуществлении его функций на основе и Ео исполнении законов. Отсюда понятны взаимозависимость государственного управления и права, роль правовой культуры в управленческой деятельности.

Государственное управление осуществляется через государственных служащих. Среди них особое место отводится должностным лицам, поскольку именно они наделены государственно-властными полномочиями. Деятельность должностных лиц по своему содержанию является управленческой, подзаконной и. как правило, правоприменительной. Усложнение, изменение управленческих задач влечет за собой возрастание роли должностных лиц. Поскольку управление реализуется в рамках закона, становится очевидным значение правовой культуры должностных лиц.

Актуальность проблем правовой культуры должностных лиц как с точки зрения практической значимости, так и недостаточной теоретической разработанности, обусловила выбор темы настоящей диссертации.

Научная разработанность проблемы.

Вопросы правовой культуры должностных лиц находятся на стыке нескольких фундаментальных направлений научного исследования, прежде всего, правовой культуры общества и госу-

дарственного управления. Этим определяется обширная научная литература, посвященная различным аспектам как правовой культуры, так и системы государственного управления.

Методологии изучения проблем культуры уделяют внимание многие советские философы: А. И. Арнольдов, Э. А. Еаллер, К С. Злобин, СМ. Коган, ЕЕ Ким, R М. Межуев, Э. С. Маркарян, А. К. Уледов и др.

Вопросы правовой культуры б последнее гремя вызывают возрастающий интерес у представителей правовой науки. Обстоятельное освещение они находят в работах С. С. Алексеева, R П. Казимирчука, Д. А. Керимова, Н. М. Кейзерова. R Н. Кудрявцева, Е. А. Лукашевой, Г. R Мальцева, A. R Мицкевича, R В. Тишенко, Л. С. Явича и других.

Различные аспекты проблемы правовой культуры, особенно социологический и психологический, исследуются в работах Е. R Аграновской, Е. А. Зорченко, А. Р. Ратинова, В. IL Сальникова, А. ПСемитко, Е Я. Соколова. R А. Щегорцова.

Значительное внимание правовая мысль уделила и исследованию правового статуса должностных лиц, их роли и места в системе государственного управления. Обстоятельные сущностные, деятельностные и структурные и;: характеристики даются в трудах представителей административного права: И. А. Бачило, Б. П. Курашвили, Б. М. Лазарева, A. R Оболонского, Ю. А. Розенбау-ма, Ю. А. Тихомирова

Вместе с тем вопросы правовой культуры должностных лиц до настоящего времени остаются малоизученными. Показательно, что по этой теме нет ни одного монографического исследования.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертации заключается в научной разработке теоретических и практических проблем правовой культуры должностных лиц, а также конкретных предложений правового и организационного характера по ее повыиению.

Для достижения указанной цели выделены следующие конкретные задачи:

Провести анализ и обобщение накопившегося в теории и

4 -на практике материала, относящегося к исследуемой теме;

исследовать- сущность правовой культуры должностных лиц, показать ее роль в формировании социалистического правового государства и совершенствовании государственного управления;

выявить специфику правовой культуры должностных лиц государственного аппарата как социально-профессиональной группы;

дать характеристику основных структурных элементов правовой культуры должностных лиц и ее функций;

изучить причины получивших распространение среди должностных лиц правового нигилизма и девальвации культурно-правовых ценностей, деформации профессиональной правовой культуры;

обосновать предложения, направленные на успешное формирование и последующее повышение уровня правовой культуры должностных лиц в системе высшего и среднего специального образавания, а также повышения квалификации.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют диалектический и исторический материализм, марксистско-ленинское учение об обществе, государстве и управлении. Автором широко использовался, наряду с другими, системный и культурологический способы познания. Важное значение при разработке темы имела концепция правового государства, в которой существенное место должно быть отведено эффективному управлению, правовой культуре.

Нормативно-правовая основа диссертации - советское конституционное и текущее законодательство, материалы Съездов народных депутатов СССР, заседаний Верховного Совета СССР, законодательных органов республик.

Работа написана на основе изучения практической деятельности аппарата государственного управления, результатов социологических исследований правовой культуры должностных лиц. Широко использованы статистические данные, материалы центральной и местной периодической печати, данные судебной практики.

Эмпирической базой диссертации являются результаты социологического опроса, проведенного автором в 1990 году в Москве, Владимирской и Ульяновской областях по проблеме правовой культуры должностных лиц. Анкетированием было охвачено 600 человек, отобранных по квотной выборке. В работе использовались также данные всесоюзного социологического исследования политике-правовых проблем молодежной культуры, которое проводилось с участием автора в 1989-90 годах в Москве, Ленинграде, Минске, Свердловске, Омске. Уфе, Пензе по инициативе Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы, Советской ассоциации политических наук, Омского госу дарственного университета.

Научная новизна определяется прежде всего как самой постановкой проблемы, так и подходом к исследованию. Осуществлена попытка на базе имеющихся подходов интегрировать методологические возможности различных дисциплин в изучении правовой культуры должностных лиц. Настоящая работа представляет собой одно из первых исследований правовой культуры должностных лиц в условиях формирования социалистического правового государства, коренного обновления системы государственного управления. Проведенный анализ позволил автору сформулировать и вынести на защиту следующие имеющие теоретическое и практическое значение выводы, предложения и рекомендации:

Правовая культура должностных лиц - это мера освоения и использования правовых ценностей служащими, наделенными властными полномочиями, проявляющаяся в характере и уровне правовых знаний, оценок, установок, ценностных ориентации и других структурных элементов их правосознания, а также в деятельности, определяемой правовым статусом;

Самостоятельную группу носителей правовой культуры составляют должностные лица государственного аппарата, оказывающие существенное влияние на государственное управление,

Б -процесс укрепления законности и правопорядка, демократизацию общественной ЖИЗНИ;

правовая культура выступает существенным показателем компетентности, деловой квалификации должностных лиц, который должен учитываться при прохождении ими государственной службы;

в современных условиях правовая культура должностных лиц нуждается в качественном улучшении, использовании в этих целях всей системы юридического всеобуча, включая подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях, а также в институтах и на курсах повышения квалификации;

повышению правовой культуры должностных лиц могло бы способствовать более четкое закрепление их прав и обязанностей в действующем законодательстве, разработка и принятие Закона СССР "Об основных началах службы в государственном аппарате".

Исследуя многоаспектный характер правовой культуры должностных лиц, автор посредством комплексного анализа теоретических источников, эмпирических данных Еыработал также подходы к проблеме, которые характеризуются элементами новизны:

вопросы деятельности должностных лиц в сфере права рассматриваются с позиций обшей теории государства и права;

показаны значение и возможности исследования правовой культуры должностных лиц для углубления и разработки проблем правовой культуры общества в целом, выявления в ней дополнительных аспектов;

предложены новые критерии для построения теоретической модели структуры и функций правовой культуры должностных лиц, обосновано предложение ввести в научный оборот термин "актуальная правовая культура должностных лиц";

показано место правовой культуры должностных лиц в системе их общей культуры, дается анализ ее соотношения с другими формами: политической, нравственной, культурой социалистического демократизма и др.;

і специально исследуются уровни правовой культуры долж-

ностных лиц: обыденный, профессиональный и научно-теоретический; соотношение групповой и индивидуальной правовой культуры должностных лиц, ее идеологической и психологической сфер;

Выделены факторы, оказывающие негативное воздействие на правовую культуру должностных лиц; в соответствии с задачами формирования правового государства, повышения эффективности государственного управления намечены пути их преодоления.

Практическая значимость и апробация результатов исследования.

Содержащиеся в диссертации выводы и предложения рассчитаны на использование в процессе совершенствования законодательства о государственной службе. Показана необходимость внесения дополнений и изменений в проект Закона РСФСР "О государственной службе" в части, касающейся определения должностного лица, предъявляемых к нему требований, расширения гласности в работе аппарата государственного управления.

Имеющийся в диссертации материал, в том числе связанный с результатами социологических исследований, может найти применение в процессе организации юридического всеобуча и правовой пропаганды, реализован в системах высшего и среднего специального образования, подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства.

Основные теоретические и практические выводы диссертации изложены в опубликованных работах автора, обсуждены на проблемном семинаре кафедры советского государственного строительства и права Академии общественных наук ЇЇК КІЮС. Результаты исследования докладывались на Всесоюзной научно-практической конференции "Правовая и политическая культу-

pa молодежи в условиях радикальной демократической реформы" (Омск, 1990 г.)

Отметим и то, что в юридической литературе значительное внимание уделено правовой культуре личности и должностных лиц.

Общее определение должностного лица можно сформулировать следующим образом: должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица в сферах, функции по регулированию которых взяло на себя государство. Однако отсутствие определённости относительно содержания понятия должностного лица в законодательстве наряду с активным его использованием, по мнению Б.П. Носкова, «приводит к снижению эффективности реализации соответствующих норм, регламентирующих управленческую деятельность». Носков Б.П. О некоторых проблемах административно-правового статуса должностного лица // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. №9. - с. 13.

Мы полагаем, что правовая культура должностных лиц - это, прежде всего, знание законодательства, относящегося к профессиональной деятельности, умение правильно реализовать юридические нормы, квалифицированно составлять юридические документы (процессуальные и др.), профессиональное мастерство, вежливое и внимательное отношение к гражданам, обращающимся в государственные учреждения. Правовая культура должностных лиц сопряжена с законностью их деятельности. Поступать с позиции правовой культуры - значит поступать законно.

Реализация прав личности в любом демократическом обществе включает их охрану и защиту, что является одной из основных задач правоохранительных органов. Необходимость безупречного действия механизма защиты и охраны прав и свобод граждан, их гарантированности требует от всех должностных лиц органов государственной власти высокой правовой культуры. Правовая культура этой категории отличается от правовой культуры других граждан и должностных лиц качественным содержанием. Для нее характерны более полные и глубокие правовые знания, умение правильно применять их на практике. Именно должностные лица, в частности, работники органов государственной власти, в первую очередь обеспечивают непосредственную общественную безопасность и общественный порядок в государстве, охрану прав, свобод, законных интересов граждан.

Условием обеспечения реализации прав и обязанностей в обществе, гарантией соблюдения законности является правовая культура работников органов государственной власти, неотделимая от глубокого человеческого уважения к личности, ее правами, свободам, чести и достоинству.

Уважение человеческого достоинства не должно сводиться только лишь к его защите. Признание ценности личности, уважительное отношение к человеку, его правам и интересам позволяют гражданину занять активную гражданскую позицию. Эти требования, выражающие общие человеческие принципы гуманизма и справедливости, должны характеризовать правовую культуру работников органов государственной власти.

Наличие у сотрудников органов государственной власти высокой правовой культуры служит гарантией законности их деятельности по охране и защите прав граждан, созданию условий для их всесторонней реализации. С деятельностью органов государственной власти связано формирование в обществе атмосферы нетерпимости к нарушению норм права. Именно на этой основе происходит повышение оценки качества работы должностных лиц, создание в обществе личной заинтересованности каждого в укреплении законности и правопорядка.

Поэтому, неотъемлемым свойством правовой культуры работников органов государственной власти является уважение к праву и законности. Право, как регулятор общественных отношений выполняет свои функции, прежде всего, в процессе соблюдения, использования и применения норм права в общественной практике.

Законность для органов государственной власти - конституционный принцип, который обеспечивает неукоснительное исполнение законов и в первую очередь тех нормативно правовых актов, которые регулируют и охраняют законные права и интересы граждан.

Нарушение законности должностными лицами в органах государственной власти обусловлено целым комплексом факторов.

Среди них можно отметить следующие: невысокая правовая культура сотрудников, проявляющаяся в незнании законодательства, пренебрежение к праву, плохая постановка правового воспитания в служебных коллективах, отсутствие должного контроля и надзора за деятельностью органов внутренних дел, безнаказанность работников за совершение противоправных действий. Но одной из наиболее серьезных причин нарушений законности является незнание или недостаточное знание действующего законодательства.

Говоря о правовой культуре должностных лиц необходимо обратить внимание еще на один аспект этой проблемы, связанной непосредственно с их личностными характеристиками. Для того чтобы верно судить о правовой культуре должностных лиц, необходимо учитывать их образование, юридический опыт и профессиональную квалификацию. Профессиональная квалификация - один из важнейших критериев правовой культуры личности работника органов государственной власти.

Мы полагаем, что правовая культура должностных лиц должна включать, прежде всего:

1. Знание в совершенстве действующего законодательства как необходимое условие соблюдения законности, правильного использования прав и выполнения обязанностей работниками этих органов, гарантия осуществления прав и свобод граждан;

2. Уважение правовых требований, внутреннее осознание, убеждение в правильности и необходимости правовых предписаний;

3. Привычное отношение к соблюдению закона, при котором должностное лицо не задумывается каждый раз над тем, надо или не надо выполнять требования закона, он воспринимает эти требования как должное, в силу того, что формальная необходимость выполнять закон перешла в его внутреннюю потребность.

Таким образом, чем выше уровень правовой культуры должностных лиц, тем больше обеспечена законность, реализация прав и свобод граждан, их охрана и защита. Высокая правовая культура работников органов государственной власти обеспечивает наиболее полную и стабильную реализацию прав и свобод личности, их правовую охрану и защиту, служит показателем уровня и состояния законности в демократическом обществе, его правовой культуры.

- 52.85 Кб

Курсовая работа по теории государства и права:

«Правовая культура должностных лиц и пути ее формирования»


Введение

Понятие правовой культуры достаточно детально рассматривается в различной учебной литературе. У разных авторов сформировано почти однозначное мнение по этому вопросу. Проблема же правовой культуры именно должностных лиц властных структур и государственных учреждений изучается современными юристами, политиками, правоведами, и их мнения сходятся в том, что на данный момент уровень правовой культуры российского должностного лица недостаточно высок.

Тема правовой культуры является актуальной и на сегодняшний день, и наверняка будет актуальна и в будущем. В юридической литературе существует множество вопросов, посвященных данной тематике. Это связано с неоднозначностью категории правовой культуры, как части культуры вообще, так и с важностью правовой культуры в жизни не только отдельного человека, группы людей, а всего общества и государства в целом, так как высокий уровень правовой культуры является важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения. Поэтому актуальным направлением теоретико-правовых исследований остаются как общие вопросы правовой культуры, так и анализ более конкретных ее видов и, в частности, правовой культуры должностных лиц.

В качестве базы для изучения данной проблемы были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации и публицистические материалы правового характера в периодической печати, а также учебная литература.

Объектом исследования в работе выступает правовая культура, как понятие, и способы её формирования. Предметом исследования являются особенности правовой культуры, свойственные должностным лицам, как представителям социальной группы.

1. Понятие, сущность и содержание правовой культуры должностных лиц.

Прежде чем рассматривать понятие правовой культуры должностного лица, необходимо определить по отдельности содержание таких понятий как «правовая культура» и « должностное лицо».

Само понятие «культура» в общем смысле очень многоаспектно, что вызвало необходимость изучения её представителями различных наук, такими как философия, социология, правоведение и др., а каждый исследователь имеет свой подход к культуре и рассматривает более конкретно ту или иную её сторону. Правовая культура характеризуется многоплановостью, так как является неотъемлемой частью общей культуры народа, отражает уровень её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не обособлено от развития других видов культуры – политической, моральной, эстетической. Это комплексный процесс. Их объединяет общность задачи – создание морально–правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности в соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает права, социальную защищённость, уважение достоинства человека.

В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Один из первых исследователей данной проблемы Ратинов А.Р. определяет правовую культуру, как «систему овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей» 1 . Один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М.Б.Смоленский определяет правовую культуру, как «процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей» 2 .

Согласно определению Никитина А.Ф. под правовой культурой советского человека понималось «основанное на политических и нравственных убеждениях нерасторжимое единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважения к закону, активной правоохранительной деятельности, в которой находят наиболее полное воплощение знания права и уважение к нему» 3 .

По мнению профессора Семитко А.П. под правовой культурой понимается обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем «качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека» 4 . Существуют и множество других определений, но если объединить все трактовки и кратко сформулировать, то понятие правовой культуры можно определить, как качество правовой жизни, совокупность всех ценностей, созданных человеком в области права, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними. Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой системы страны, но под определённым углом. Основное внимание уделяется описанию и объяснению правовых ценностей, достижений в правовой сфере, в которых находит отражение объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.

Правовая культура, как сложное и многогранное понятие, складывается из определённых элементов. По мнению различных авторов, одним из наиболее важных элементов правовой культуры выступает правосознание населения. Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. Уровень развития правового сознания отражает следующие основные аспекты:

а) насколько глубоко усвоены человеком ценность прав и свобод личности, ценность правовой процедуры при решении споров;

б) насколько информировано население в правовом отношении;

в) каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, правоохранительным органам;

г) каково установка граждан на соблюдение правовых предписаний и др.

В структуре правосознание выделяют три составляющих – это правовая психология, правовая идеология и поведенческий элемент.

  1. Правовая психология – это реакция субъектов на право в виде чувств, эмоций, переживаний, настроений;
  2. Правовая идеология – это систематизированные знания о правовых явлениях, осмысление права, происходящее на более высоком уровне;
  3. Поведенческий элемент – это готовность субъекта к совершению каких-либо действий, как правомерных, так и противоправных.

С учетом изложенного можно сделать вывод, что от уровня, качества правосознания, зависит и то, каким будет поведение человека в обществе.

Уровень правосознания оказывает большое влияние на второй элемент правовой культуры – уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность учёных-юристов, образовательная деятельность) и практическую (правотворческая, правореализующая, правоприменительная деятельность). Правовая культура во многом зависит от качества правотворческой деятельности по созданию законодательной базы жизни общества. Такой деятельностью должны заниматься компетентные лица с соблюдением демократических и юридических процедур. Большое влияние на правовую культуру оказывает и правоприменение, то есть деятельность государственных органов, в лице их должностных лиц, осуществляющих регулирование «общественных отношений на основе закона с целью его реализации» 5 . Качество правоприменительной деятельности зависит как от структуры государственных органов и порядка их взаимоотношений, так и от профессионализма и культуры правоприменителя. Правовая культура общества во многом определяется и правовым поведением каждого гражданина в отдельности, его деятельностью по реализации права, исполнению обязанностей, соблюдению запретов.

В-третьих, правовую культуру определяет степень совершенства всей системы юридических актов, то есть текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и заканчивая актами местных органов власти и управления. Нормативно-правовой акт должен отвечать всем необходимым требованиям: быть по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике, также должен отвечать всем необходимым требованиям с точки зрения содержащегося в нём механизма его реализации. Таким образом, об уровне развития правовой культуры можно судить на основании анализа нормативно–правовых актов, а также различных научных и публицистических текстов на правовые темы.

В качестве последнего, четвёртого, элемента правовой культуры выделяют уровень правового развития субъекта, так как все вышеуказанные составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя – человека, группы людей, населения в целом, а в нашем случае, должностного лица.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала определить и описать правовые ценности, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив реальное состояние дел с этой точки зрения, искать пути и средства достижения намеченных идеалов.

Далее следует остановиться на рассмотрении понятия должностного лица. Не смотря на то, что данное понятие довольно часто используется в российском законодательстве и в повседневной жизни, толкование этого определения приводится лишь в нескольких нормативно-правовых актах. Но при этом в законодательстве нет единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права.

В юридической литературе под должностью понимается «учреждённая в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объём полномочий занимающего её лица» 6 . В Уголовном кодексе РФ ст. 285 приводится следующее определение должностного лица: должностными лицами признаются «лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно– распорядительные, административно–хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ». В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 2.4 рассматриваемое определение трактуется следующим образом: «Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Как видно из определения, в КоАП содержится практически тоже понимание должностного лица, что и в УК РФ, но уточняется, что значит, «осуществляющее функции представителя власти». В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» приводится следующее определение: «должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно- распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления» 7 . Из всех приведённых выше трактовок, определение «должностное лицо в КоАП РФ является более развёрнутым и формирует более чёткое представление о значении данного понятия.

С учетом изложенного, общее определение должностного лица можно сформулировать следующим образом: должностное лицо – это лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица в сферах, функции по регулированию которых взяло на себя государство. Однако, отсутствие определённости относительно содержания понятия должностного лица в законодательстве наряду с активным его использованием «приводит к снижению эффективности реализации соответствующих норм, регламентирующих управленческую деятельность» 8 .

Носков Б.П. в своей статье о проблемах статуса должностного лица приводит следующее подразделение должностных лиц на группы:

  1. публичные должностные лица, наделённые внешне властными полномочиями;
  2. руководители государственных и муниципальных учреждений;
  3. должностные лица государственных и муниципальных учреждений, лица, находящиеся на военной службе, на службе в других войсках и воинских формированиях РФ, ответственные в силу занимаемой должности за обеспечение соблюдения специальных правил, технологической дисциплины, специальных обязанностей.

Так как невозможно существование всех составных частей правовой культуры без своего носителя-субъекта, а именно: отдельного человека, группы людей, населения в целом, то на основании этого принято выделять соответственно правовую культуру личности, групповую правовую культуру и правовую культуру населения. Групповая правовая культура свойственна отдельным социальным группам. В первую очередь выделяют групповую правовую культуру лиц, профессионально занимающихся какой-либо деятельностью, для осуществления которой требуется специальное образование и практическая подготовка.

Важнейшим признаком правового государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц. Высокий уровень правовой культуры должностных лиц играет важную роль, так как в своей деятельности они зачастую принимают решения, которые оказывают влияние на судьбу других людей, не находящихся у них в подчинении. Именно поэтому должностные лица организаций и учреждений в первую очередь должны знать законодательство и уметь правильно его использовать. Особые требования к правовой культуре предъявляются к должностным лицам органов внутренних дел, так как эти лица, ежедневно соприкасаясь с правонарушениями, должны обеспечивать укрепление законности и правопорядка.

Описание

Понятие правовой культуры достаточно детально рассматривается в различной учебной литературе. У разных авторов сформировано почти однозначное мнение по этому вопросу. Проблема же правовой культуры именно должностных лиц властных структур и государственных учреждений изучается современными юристами, политиками, правоведами, и их мнения сходятся в том, что на данный момент уровень правовой культуры российского должностного лица недостаточно высок.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:
«Теория государства и права»
На тему:
«Правовая культура должностных лиц
и пути ее формирования»

Выполнила студентка гр №4 заочного отделения Юридического факультета
Сарьян А.С.

Проверил

Г. Ростов-на-Дону
2010

Введение…………………………..………………………… …………………….3
1. Понятие, сущность и содержание правовой культуры должностных лиц…4
1.1. Правовая культура как объект исследования………………… ……………4
1.2. Структура правовой культуры…………………………………………...….7
1.3. Понятие должностного лица………………………………………………...8
2. Функции правовой культуры должностных лиц……………………………11
3. Пути формирования правовой культуры должностных лиц……………….13
3.1. Правовое формирование личности ………………………………………...13
3.2. Правовая культура работников органов внутренних дел………………...17
3.3. Нарушение законности должностными лицами…………………………..21
Заключение…………………………………………………… ……………….…24
Список использованной литературы……………………………….……….…. 25

Введение
Правовая культура общества является важным фактором и условием нормального развития и функционирования гражданского общества. В юридической литературе существует множество вопросов, касающихся правовой культуры. Это связано, во-первых, с неоднозначностью категории правовой культуры, как части культуры вообще, а, во-вторых, с важностью правовой культуры в жизни не только отдельного человека, группы людей, а всего общества в целом, всего государства, так как высокий уровень правовой культуры является важнейшим признаком правового государства. Поэтому актуальным направлением исследований являются как общие вопросы правовой культуры, так и анализ более конкретных ее видов и, в частности, правовой культуры должностных лиц. Эта проблема изучается современными юристами, правоведами, политиками, и их мнения сходятся в том, что на данный момент уровень правовой культуры российского должностного лица недостаточно высок.
Целью данной работы является изучение и систематизация материала по вопросу правовой культуры должностных лиц. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

    Определить содержания понятий «правовая культура», «должностное лицо», «сущность правовой культуры»;
    Выделить функции правовой культуры с целью выяснения роли данного правового явления;
    Изучить проблемные вопросы рассматриваемой темы в современной России, а именно правовую культуру работников органов внутренних дел и проблему нарушения законности должностными лицами.
Объектом исследования в работе выступает правовая культура, как понятие, и способы её формирования. Предметом исследования являются особенности правовой культуры, свойственные должностным лицам, как представителям социальной группы.

1. Понятие, сущность и содержание правовой культуры должностных лиц.
1.1. Правовая культура как объект исследования.

Прежде чем рассматривать понятие правовой культуры должностного лица, необходимо определить по отдельности содержание таких понятий как «правовая культура», «должностное лицо» и «сущность правовой культуры».
Само понятие «культура» в общем смысле очень многоаспектно, что вызвало необходимость изучения её представителями различных наук, такими как философия, социология, правоведение и др., а каждый исследователь имеет свой подход к культуре и рассматривает более конкретно ту или иную её сторону. Правовая культура характеризуется многоплановостью, так как является неотъемлемой частью общей культуры народа, отражает уровень её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не обособлено от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической. Это комплексный процесс. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности в соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает права, социальную защищённость, уважение достоинства человека.
В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Один из первых исследователей данной проблемы Ратинов А.Р. определяет правовую культуру, как «систему овеществлённых и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей» 1 . Один из ведущих исследователей в области правовой культуры в России М.Б. Смоленский определяет правовую культуру, как «процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей» 2 .
Согласно определению Никитина А.Ф. под правовой культурой советского человека понималось «основанное на политических и нравственных убеждениях нерасторжимое единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважения к закону, активной правоохранительной деятельности, в которой находят наиболее полное воплощение знания права и уважение к нему» 3 .
По мнению Алексеева С.С. под правовой культурой понимается «состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, т.е. своего рода «юридическое богатство» общества. 4 Существуют и множество других определений данного понятия, но если объединить рассмотренные трактовки и кратко сформулировать, то понятие правовой культуры можно определить, как качество правовой жизни, совокупность всех ценностей, созданных человеком в области права, а также знание и понимание этих ценностей, и действие в соответствии с ними. Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой системы страны, но под определённым направлением. Основное внимание уделяется описанию и объяснению правовых ценностей, достижений в правовой сфере, в которых находит отражение объём прав и свобод человека и степень его защищённости в данном обществе.
Правовая культура, как многогранное и сложное понятие, складывается из определённых элементов. Одним из наиболее важных элементов различные авторы называют правосознание населения. Правосознание - это отношение людей к праву, правовым явлениям, основанное на знаниях о праве и восприятии его на субъективном уровне. Уровень развития правового сознания отражает, насколько глубоко усвоены человеком ценность прав и свобод личности, ценность правовой процедуры при решении споров, насколько информировано население в правовом отношении, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, правоохранительным органам, какова установка граждан на соблюдение правовых предписаний и др. В структуре правосознания выделяют три составляющих:
1. Правовая психология - это реакция субъектов на право в виде чувств, эмоций, переживаний, настроений;
2. Правовая идеология - это систематизированные знания о правовых явлениях, осмысление права, происходящее на более высоком уровне;
3. Поведенческий элемент - это готовность субъекта к совершению каких-либо действий, как правомерных, так и противоправных.
Таким образом, от уровня, качества правосознания, зависит и то, каким будет поведение человека в обществе. Уровень правосознания оказывает большое влияние на второй элемент правовой культуры - уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность подразделяется на теоретическую (деятельность учёных-юристов, образовательная деятельность) и практическую (правотворческая, правореализующая, правоприменительная деятельность). Правовая культура во многом зависит от качества правотворческой деятельности по созданию законодательной базы жизни общества. Такой деятельностью должны заниматься компетентные лица с соблюдением демократических и юридических процедур. Большое влияние на правовую культуру оказывает и правоприменение, то есть «публично-правовая деятельность компетентных государственных органов и их должностных лиц, по реализации предписаний юридических норм путем конкретизации общих правовых требований к индивидуально-конкретному случаю» 5 . Качество правоприменительной деятельности зависит как от структуры государственных органов и порядка их взаимоотношений, так и от профессионализма и культуры правоприменителя. Правовая культура общества во многом определяется и правовым поведением каждого гражданина в отдельности, его деятельности по реализации права, исполнению обязанностей, соблюдению запретов.
Третьим элементом, определяющим правовую культуру, является степень совершенства всей системы юридических актов, то есть текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и заканчивая актами местных органов власти и управления. Нормативно-правовой акт должен отвечать всем необходимым требованиям: быть по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике, также должен отвечать всем необходимым требованиям с точки зрения содержащегося в нём механизма его реализации. На основании анализа нормативно-правовых актов, а также различных научных и публицистических текстов на правовые темы, можно судить об уровне развития правовой культуры.
В качестве четвёртого элемента правовой культуры выделяют уровень правового развития субъекта, так как все вышеуказанные составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя - человека, группы людей, населения в целом.
Проведенный анализ определения правовой культуры необходим для того, чтобы сначала определить и описать правовые ценности, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив реальное состояние дел с этой точки зрения, искать пути и средства достижения намеченных идеалов. Можно сделать вывод о том, что правовая культура – обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой действительности, юридических актов, правосознания в целом в уровне развития субъекта.

1.2. Структура правовой культуры.

Чтобы понять «сущность правовой культуры» необходимо рассмотреть ее структуру.
Первым компонентом можно выделить нравственные взгляды, убеждения. От них зависит качество правовых знаний и умений ими пользоваться; характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности); готовность исполнять правовые нормы.
Вторым структурным компонентом является правовая деятельность, которая содействует укреплению законности и правопорядка, а также осуществляет контроль над исполнением правовых норм.
Правовая культура третьего уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений.
Все уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. Правовые акты и другие тексты правового характера, подкреплённые научными знаниями, используют в своей работе лица, занимающиеся правовой деятельностью. Они доводят их до сведения основной массы людей, которые в свою очередь соблюдают юридическую обязанность и используют субъективные права.

1.3. Понятие должностного лица.

Далее перейдём к понятию должностного лица. Не смотря на то, что данное понятие довольно часто используется в российском законодательстве и в повседневной жизни, толкование данного определения дано лишь в нескольких законах. Но при этом в законодательстве нет единого понятия должностного лица, которое могло бы применяться ко всем отраслям права.
В юридической литературе под должностью понимается «учреждённая в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объём полномочий занимающего её лица» 6 . В Уголовном кодексе РФ ст. 285 приводится следующее определение должностного лица: должностными лицами признаются «лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно- распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях РФ».
В КоАП РФ ст. 2.4 рассматриваемое определение трактуется следующим образом: «Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Как видно из определения, в КоАП содержится практически тоже понимание должностного лица, что и в УК РФ, но уточняется, что значит, «осуществляющее функции представителя власти». В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» приводится следующее определение: «должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно- распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления» 7 . Из всех приведённых выше трактовок, определение «должностное лицо в КоАП РФ является более развёрнутым и формирует более чёткое представление о значении данного понятия.
Таким образом, общее определение должностного лица можно сформулировать следующим образом: должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от данного лица в сферах, функции по регулированию которых взяло на себя государство. Однако отсутствие определённости относительно содержания понятия должностного лица в законодательстве наряду с активным его использованием «приводит к снижению эффективности реализации соответствующих норм, регламентирующих управленческую деятельность» 8 .
Носков Б.П. в своей статье о проблемах статуса должностного лица приводит следующее подразделение должностных лиц на группы:

    публичные должностные лица, наделённые внешне властными полномочиями;
    руководители государственных и муниципальных учреждений;
    должностные лица государственных и муниципальных учреждений, лица, находящиеся на военной службе, на службе в других войсках и воинских формированиях РФ, ответственные в силу занимаемой должности за обеспечение соблюдения специальных правил, технологической дисциплины, специальных обязанностей.
Так как невозможно существование всех составных частей правовой культуры без своего носителя-субъекта, а именно: отдельного человека, группы людей, населения в целом, то на основании этого принято выделять соответственно правовую культуру личности, групповую правовую культуру и правовую культуру населения. Групповая правовая культура свойственна отдельным социальным группам. В первую очередь выделяют групповую правовую культуру лиц, профессионально занимающихся какой-либо деятельностью, для осуществления которой требуется специальное образование и практическая подготовка.
Важнейшим признаком правового государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц. Высокий уровень правовой культуры должностных лиц играет важную роль, так как в своей деятельности они зачастую принимают решения, которые оказывают влияние на судьбу других людей, не находящихся у них в подчинении. Именно поэтому должностные лица организаций и учреждений в первую очередь должны знать законодательство и уметь правильно его использовать. Особые требования к правовой культуре предъявляются к должностным лицам органов внутренних дел, так как эти лица, ежедневно соприкасаясь с правонарушениями, должны обеспечивать укрепление законности и правопорядка.

2. Функции правовой культуры должностных лиц.

Правовая культура в любой её форме выполняет одновременно несколько специфических функций: познавательно- преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную, прогностическую и интегративную.
Познавательно- преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Эта функция призвана помочь согласованию личных, групповых и общественных интересов; создать для человека достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость. Эта функции связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как человеческое достоинство, свобода выбора, моральный самоконтроль, честность, совестливость и др.
Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом. Эта функция правовой культуры вносит элемент упорядоченности во взаимность прав и обязанностей граждан, позволяет регулировать правовое общение между гражданами и их взаимоотношения в юридической сфере.
Ценностно-нормативная функция проявляется в различных фактах, приобретающих ценностное значение, отражаясь в сознании людей, человеческих поступках, социальных институтах. Различные правовые нормы и само право выступает объектами оценки. Указанная функция также проявляется при изучении оценочного отношения личности к результату и целям её действий, к образцам поведения, предусмотренных нормами права. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в оценке общностью людей законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путём сопоставления с соответствующими правовыми ценностями.
Правосоциализаторская функция заключается в формировании правовых качеств личности. Несмотря на то, что правовая действительность оказывает влияние на формирование этих качеств, необходимо осуществлять целенаправленную правовоспитательную работу, мероприятия по организации юридического обучения, оказанию юридической помощи населению, активизации процессов самообучения личности.
Коммуникативная функция передает сложившуюся в обществе правовую культуру через средства массовой информации новым поколениям, формирует в массах уважительное отношение к политическим учениям прошлого, обеспечивает общение граждан в юридической сфере, существует через это общение и влияет на него. Также коммуникативная функция является необходимым элементом планирования и прогнозирования правовой культуры, правового культурного развития.
Прогностическая функция заключается в определении наиболее подходящих средств для достижения правовых культурных целей, в предсказании возможных последствий, объяснении необходимости возникновения новых правовых ценностей. Эта функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.
Интегративная функция правовой культуры заключается в объединении слоев, классов и наций общества на основе правовых норм, принципов, идей и традиций.
Таким образом, показателем познавательной функции правовой культуры должностных лиц является объем их правовой информированности, уровень правовых знаний, понимание требований законодателя, умение анализировать.
Аксеологическая функция выражается в оценке должностными лицами законодательства и практики его применения, поведение граждан с точки зрения соответствия требованиям норм действующего законодательства, а также в отношении к своей собственной деятельности в сфере права.
Регулятивная функция выражаетс я в усвоении должностными лицами правовых ценностей, приобретения определенного правового опыта, навыков, проявления у них собственных правовых ориентаций. Проявлением данной функции правовой культуры должностных лиц является их реальное правовое поведение, деятельность по осуществлению прав и обязанностей, которая свидетельствует не только о мере познания правовых ценностей, но, прежде всего, о мере их использования.

3. Пути формирования правовой культуры должностных лиц.

      .Правовое формирование личности.
Должностное лицо - это в первую очередь личность, человек, выросший в определённой культурной среде, воспитанный в соответствии с принятыми в обществе ценностями. Модель правокультурной личности должностного лица предполагает:
    осознание социальной значимости права и правопорядка;
    уважительное отношение к правам другого человека;
    привычку к правомерному поведению;
    гражданско-правовую активность.
В зависимости от социальной ценности права, то есть того, насколько действенно защищаются интересы каждой отдельной личности, формируется то или иное отношение к праву. В результате проверки опытом отношение к праву складывается в определённые убеждения, жизненную позицию человека, формируется правовое качество личности. Это качество личности, степень уважения к праву, одобрительное отношение к нему будет в дальнейшем определять поведение человека при решении правовых вопросов, стремление соблюсти правовые нормы либо обойти их для достижения нужной цели. Формирование уважительного отношения к праву имеет большое значение для должностных лиц государства, так как, являясь руководителями государственных учреждений, различных ведомств и подразделений, они осуществляют регуляцию всей общественной жизни страны, обеспечивают соблюдение законности.
Однако процесс формирования уважения к праву происходит не автоматически. Для этого необходима эффективная система воздействия на жизнь людей, волю и сознание, эмоции и представления, чтобы обеспечить позитивное отношение к праву, верную его оценку и адекватное поведение самой личности. Уважение к праву следует рассматривать как широкое понятие, в котором правовые нормы и социальные ценности должны выступать во взаимосвязанном виде. Общее одобрительное отношение к действующему праву должно обеспечивать его последовательное соблюдение большинством граждан. Каждый человек, сталкиваясь с правовыми предписаниями, относится к ним по-разному: одни из них он полностью или частично воспринимает, вторые отвергает как неприемлемые, к третьим относится безразлично. Однако для демократического общества, которое провозглашено в нашей стране, должно быть характерно понимание людьми важности и необходимости средств правового регулирования, что, и обеспечит уважительное отношение людей к правовым предписаниям.
Уважение к праву возможно лишь на началах глубокого личного убеждения человека в ценности провозглашаемых обществом правовых принципов. Следовательно, право должно выражать интересы и волю народа, а всякое внешнее воспитательное, просветительное и другое воздействие должно иметь в своей основе создание благоприятных условий для развития личной инициативы.
Согласно социологическим исследованиям, проведённым в Москве, Курской, Тамбовской и Орловской областях, не смотря на активное распространение разнообразной правовой информации в обществе, около половины опрошенных вообще не ориентируются в новом законодательстве, 42,3% знают отдельные касающиеся их акты, но не верят никому, и прежде всего законодателям, 6,5% заявили, что в обществе никто не соблюдает нормы права 9 .
Такая ситуация требует принятия мер по созданию в России взаимосвязанной системы правового воспитания и просвещения каждого гражданина, которая включала бы в себя государственные органы, средства массовой информации и общественные объединения.
Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных лиц по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения другому; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм. Другими словами, правовое воспитание - это формирование у граждан в обществе высокого уровня развития правовой культуры. Этот процесс осложняется не столько материальными возможностями, сколько тем, что теория государства и права не является единой, а включает различные взгляды и особенности многих правовых школ. Поэтому первой ступенью правового воспитания является создание доступной основной части населения правовой литературы, знакомящей их с основами теории государства и права. Составной частью процесса правового воспитания является подготовка профессиональных кадров различных видов юридических служб, государственных органов, образовательных учреждений. Формы правового воспитания - это способ внешнего выражения деятельности, с помощью которого проводится работа по воспитанию граждан в духе уважения к законам, строгого их исполнения, способствуют формированию у них развитого правосознания, прививают им навыки правомерного поведения и повышающие их социально-правовую активность.
В настоящее время выделяют следующие формы правового воспитания:
1. формирование правосознания и правовой культуры в семье;
2. обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе;
3. профессиональная правовая подготовка в вузах юридического (и схожего) профиля;
4. самовоспитание;
5. выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;
6. осуществление правовой пропаганды государственными органами и их должностными лицами;
7. создание общедоступных компьютерных баз данных (“Консультант-плюс”, ”Гарант”, ”Кодекс”), а также распространение правовой информации через Интернет.
Уровень правовой культуры не будет высоким, если будет базироваться только на знании действующего законодательства, поэтому целями правового воспитания являются:
1. достижение прочных знаний о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, не освобождает от ответственности за его нарушение;
2. повышение авторитета закона как непреложной социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;
3. создание устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, неотвратимости ответственности, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения права.
Не смотря на принимаемые меры, в обыденной жизни широко распространён правовой нигилизм, выражающийся в неуважительном, пренебрежительном отношении к праву, что является следствием отсталости и правовой невоспитанности основной массы населения. В этом плане нельзя забывать об исторических особенностях правовой культуры в России, наследия советской системы. Ведь в условиях длительного подавления прав и свобод советский человек, чтобы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден был искать способы обойти закон, «обмануть начальника». Основным проблемным моментом в правовом воспитании остаётся отсутствие осознания права как важнейшей социальной ценности. Как уже отмечалось выше, процесс правового воспитания осуществляется не только учебными заведениями и государственными органами, но и их должностными лицами. Поэтому уровень правокультурности должностных лиц должен быть настолько высок, чтобы не только осуществлять свою деятельность в соответствии с правовыми нормами, но и передавать опыт своим подчинённым, подавать им пример уважительного отношения к закону.
Система правового воспитания должностных лиц предполагает освоение ими ранее базового уровня знаний по теории государства и права и формирование позитивных взглядов, ценностных ориентаций, которые обеспечивали бы соблюдение, исполнение и использование юридических норм. С учётом этого, правовое воспитание должностных лиц в большей степени сводится к своевременному обеспечению их правовой информацией, разъяснении принятых нормативно-правовых актов, разбору спорных ситуаций, имеющих место в сфере деятельности данного лица. Для осуществления этой деятельности необходимо создание специальных подразделений либо документальное закрепление функции правового воспитания за уже существующим отделом. Так, согласно приложению к Приказу «Об утверждении типового положения о правовом отделе таможни» одной из основных задач правового отдела является «Повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры должностных лиц таможни и таможенных постов» 10 .
Процесс формирования правовой культуры должностных лиц входит в систему государственного правового обеспечения федеральных органов государств енной власти. Правовое обеспечение тесно связано с таким понятиями как «правотворчество», «правовое регулирование», «правовые средства», но «ориентировано на практику, на конкретный процесс функционирования соответствующего органа» 11
Кроме процесса правового воспитания правовое обеспечение включает в себя: правовые средства (юридические нормы, индивидуальные правовые предписания, правовые акты, субъективные права и обязанности), правовую деятельность (правотворчество, применение и использование правовых средств, реализация субъективных прав и обязанностей), правовое сознание (представление о правовых явлениях, их субъективный образ).
Для повышения результативности правового воспитания должностных лиц необходимо наличие законодательной базы, которая бы регламентировала основные аспекты деятельности должностных лиц государства и определяла бы основные требования к ним. Существенным шагом в деле повышения культуры должностных лиц стало принятие Федерального закона «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 № 58-ФЗ, который уточнил правовой статус государственных служащих, а квалификационные требования к гражданам, занимающих различные должности государственной службы, определяют законы и иные нормативные правовые акты РФ.

3.2. Правовая культура работников органов внутренних дел.

Каждый гражданин взаимодействует с государством главным образом через право, законы, другие нормативные акты, которые непосредственно определяют ее правовое положение, место и роль в обществе.
Реализация прав личности в любом демократическом обществе включает их охрану и защиту, что является одной из основных задач правоохранительных органов. Деятельность органов внутренних дел, как одного из самостоятельных институтов правоохранительных органов, занимает особое место в системе юридических гарантий. Необходимость безупречного действия механизма защиты и охраны прав и свобод граждан, их гарантированности требует от всех работников органов внутренних дел высокой правовой культуры. Правовая культура этой категории должностных лиц отличается от правовой культуры других граждан и должностных лиц качественным содержанием. Для нее характерны более полные и глубокие правовые знания, умение правильно применять их
и т.д.................

Правовое сознание дает представление о духовных ценностях индивида и общества. Но только с субъективной стороны, с той которая выражается в чувствах, представлениях, идеях, а не в материализованном виде. Поэтому бо­лее глубоким и плодотворным в уяснении механизма правового воздействия на общественные отношения является освоение такой категории, как правовая культура.

Само понятие правовой культуры многопланово. Правовая культура -это и уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность в необ­ходимости соблюдать юридические нормы, это и право в целом, и культура правовых учреждений, это и культура правотворческой и правореализующей деятельности.

Такое широкое понимание правовой культуры представляется наиболее правильным, потому что высокий уровень и качество каждого из составляющих ее элементов позволяют говорить о высоком уровне правовой культуры обще­ства.

Правовая культура-это не просто то или иное отношение к праву, но прежде всего уважительное отношение. Уже поэтому можно утверждать, что не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Лицо, обладающее правовой культурой, во-первых, характеризуется определен­ным уровнем знания действующих юридических норм; во-вторых, ему свойст­венно уважительное отношение к праву и, в-третьих оно строит свое поведение в соответствии с теми положительными оценками права, которые выносит.

Правовая культура предполагает:

Определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой деятельности;

Надлежащую степень знания населением законов;

Высокий уровень уважения норм права, их авторитета;

Качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;

Специфические способы правовой деятельности;

Результаты правовой деятельности в виде духовных и материализован­ных благ, созданных людьми.

Основополагающей культурной ценностью является само право. Правы те ученые, которые сравнивают "изобретение" законов появлению, например, колеса Закон как инструмент общественных отношений - пока непревзойденное всеобъемлющее средство социального регулирования и контроля. Открытие права, конструирование правовых законов является важнейшим завоеванием цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порож­дает право.

В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах и формах правовой деятельности можно указать на законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего правопорядка.

Об уровне правовой культуры свидетельствуют такие процессы, как пар­ламентские процедуры по принятию законов и отправлению правосудия по уго­ловным или гражданским делам.



"Если попытаться классифицировать многообразные проявления право­вой культуры, то можно выделить четыре разновидности: правовые идеи, пра­вовые нормы и институты, правовые поступки, правовые учреждения Состав­ные каждой из названных разновидностей могут быть классифицированы по своим основаниям. Но так или иначе все членения будут укладываться в четыре состояния культуры: идеолого-психическое; нормативное, фиксируемое сово­купностью норм права; поведенческое, указывающее на характер правовых дей­ствий; объективированное, закрепляющее результаты правовой деятельности", -утверждает В.В. Лазарев.

Правовую культуру, как и правовое сознание, можно подразделить на правовую культуру общества, групповую и индивидуальную правовую культу­ру. Правовая культура общества охватывает его духовную атмосферу, ценности, входящие в правовую надстройку. Например, нормативные правовые акты, ак­ты применения права и т.д. Групповая правовая культура - это правовая куль­тура группы, коллектива, которая включает заинтересованность в результатах общего труда, в обеспечении высокой организованности и правопорядка. Инди­видуальная правовая культура означает правовую образованность человека, включая высокое правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчи­нение своего поведения требованиям права, правовых норм. Не всякого челове­ка, знающего и понимающего правовые установления, можно считать человеком правовой культуры. Я считаю, что таким человеком является тот, у кого знание законов доведены до уровня внутренней потребности строгого соблюде­ния их предписаний, кто в своей практической деятельности исполняет их в си­лу внутреннего убеждения. Правовая культура невозможна без определенного уровня правовых знаний. Источник правовых знаний лица, как правило, нахо­дится в прямой зависимости от уровня его образования, возраста, рода занятий и т.п. Лица с низким уровнем образования обычно черпают правовую информа­цию в окружающей их микросреде; лица старших возрастов могут опираться на личный правовой опыт и т.д. Именно личный правовой опыт субъекта позволя­ет ему отделить действующие правовые нормы от тех, которые по той или иной причине не применяются государственными органами. Существование таких правовых норм не проходит бесследно для правосознания субъекта.

Знание законов выполняет роль стимула правомерного поведения лишь тогда, когда оно приобретает для человека личностный смысл, когда он заинте­ресован в этом знании и выражает готовность поступать в соответствии с требованиями права.

Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому представляется возможным говорить о высокой правовой культуре, низкой правовой культуре и культуре среднего уровня. На мой взгляд эти оценки относительны. Для одного общества на определенном этапе развития по отношению к каким-либо правовым явления будут употреб­ляться одни определения, а по отношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка -другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, нахо­дящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере.

В настоящее время создается возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К их числу следует отнести:

Формирование чувств права и законности;

Освоение достижений логико-правового мышления;

Совершенствование законодательства;

Повышение уровня законопроектных работ;

Увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;

Совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельности;

Разделение полномочий законодательных, исполнительных и судебных учреждений;

Изучение памятников права и правоприменительной практики как осно­вы юридического образования.

Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое обеспечение юридиче­ских учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных органов.

Современная общественно - политическая ситуация в Казахстане оказы­вает большое влияние на правовое сознание, правовую культуру граждан РК. Вот что говорит по этому поводу Президент РК Нурсултан Абишевич Назарба­ев: "Еще в прошлом веке в науке утвердилось такое понятие, как "аномия"- со­стояние растерянности человека в резко изменившихся условиях, когда устояв­шаяся системе ценностей переосмысливается, в корне меняются жизненные идеалы. Это нелегкое испытание не только для отдельного гражданина, но и для всего общества. И несмотря на то, что абсолютное большинство казахстанцев поддерживает реформаторский курс, мы должны отдавать себе отчет в том, что многие, восприняв необходимость перемен, так сказать сердцем, еще не ос­мыслили разумом их сути, испытывают неуверенность, не вполне ясно пред­ставляя свое будущее".

Поэтому одной из главных задач в республике стоит задача правового всеобуча, ибо благодаря правовым знаниям человек воспринимает и перерабатывает адресованную ему как члену общества социальную информацию, оцени­вает свои и чужие действия и поступки, определяет конкретные цели и выбира­ет средства их достижения.

Было бы утопичным желанием сделать каждого гражданина юристом. Но преодолеть юридическую безграмотность и отрицание права - это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекают задачи для тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях, по занимаемой должности обязан иметь необходимый их минимум. Эти задачи следующие:

Обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни;

Создать базу для значительного расширения объема и повышения уров­ня правового поведения адресатов права;

Обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей права и обя­занности за свои законные интересы;

Осуществлять работу по профилактике правонарушений в аспекте ре­ального действия принципа " незнание закона не освобождает от ответственно­сти";

Активизировать правомерное поведение.

"Составной частью, причем важнейшей, правовой культуры общества является правовая культура отдельных граждан. Она включает в себя знание права и убежденность в необходимости строго следовать правовым предписа­ниям", - пишет В.К Бабаев.

Особенно важна правовая культура в работе юриста. Уровень знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, ра­ботником, правотворческой или правоприменительной сферы или он занимает­ся иной деятельностью. Для профессионала-юриста необходимо доскональное знание правовых предписаний, для гражданина-юриста необходим такой ми­нимум знаний, который требуется для его работы, поведения в быту, семье.

Прежде всего, сам юрист должен быть образцом высокой правовой куль­туры в отношениях с гражданами, с подчиненными. Он сам должен строго и точно соблюдать правовые предписания, должен активно бороться за закон­ность.

Профессиональная правовая культура предполагает способность юриста подавлять свои внутренние эмоции, уметь владеть собой в любых ситуациях.

Правовая культура связана также с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, так как включает не только социально-психологические его элементы, но и юридически значительное поведение лю­дей, высокий уровень правотворчества и совершенство законодательства, за­конность и эффективность юридической практики, четкость и ясность правовых предписаний и т.п. Если сказать иначе, элементами правовой культуры являют­ся правосознание граждан Р.К; умение и навыки эффективного исполнения и использования права в социальной практике, в деятельности граждан и должно­стных лиц; правовая активность граждан.

Показателем правовой культуры общества являются высокое качество законодательство (его продуманность, согласованность, сочетание динамично­сти со стабильностью, способность эффективно регулировать общественные отношения), совершенная техника подготовки, принятия и опубликования нор­мативных актов, решение процедурных законодательных вопросов. Правовая культура правоприменительных органов проявляется в знании зако­нодательства лицами, применяющими его, умении правильно реализовать юри­дические нормы, в четко налаженной работы правоприменительных органов по рассмотрению правовых вопросов и доведению их до полного юридического разрешения, в вежливом и внимательном отношении к гражданам, обращаю­щимся в правоприменительные органы.

Формирование подлинно государственного правосознания должност­ных лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и регио­нальных интересов. В центр политики ставится гражданин как духовно свобод­ная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Однако в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуаль­ные, групповым, классовым, если они стремятся к собственной выгоде, игно­рируя при этом право и правопорядок.

Правовое воспитание: понятие, формы и методы осуществления.

История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной сте­пенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по рас­пространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компо­нентом идеологической функции любого государства. По мере развития и со­вершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправ­ления и общества в целом.

Меняется содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной, прежде всего, в развитых государствах остается его сущность в виде представ­лений о праве и правосознании, их сущности, ценности и функциях. Только в условиях реальной демократии возможна целенаправленная и специально орга­низованная деятельность по правовому просвещению и правовому воспитанию широких народных масс и, естественно, правовому обучению юристов-профессионалов.

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную сис­тематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общест­венных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании -
правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива (профес­сиональной группы), общества в целом. Следует подчеркнуть, что идеологиче­ское воздействие на общественное правосознание означает соответствующее воздействие на групповое и индивидуальное сознание и, наоборот, правовое воспитание отдельных индивидов и их групп, в конечном счете, обусловливает формирование и развитие общественного правосознания, так как различные виды правосознания находятся между собой в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости.

Программной целью можно считать профилактику в России правового нигилизма. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует назвать: обеспечение должного качества принимаемых законов, упрочение за­конности и правопорядка, повышение роли суда и проведения судебной рефор­мы в целом, приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других государственных служащих. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъек­тов правоохранительной системы.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, пра­вовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации, особое место здесь занимает про­блема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый граж­данин любого общества, независимо от его социального статуса. Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании граж­данами, а также трудовыми коллективами, группами и слоями населения. Оп­ределяющая роль в системе источников правовой информации, а также право­вому всеобучу (имеется в виду изучение основ права и государства в детских садах, школах и во всех учебных заведениях, а не только юридических).

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:

1. Соотношение понятий правовое сознание и правовая культура: их взаимовляиние и взаимосвязь.

2. В чем заключается правовая культура будущего юриста?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция РК - Алматы, 1995.

2. Постановление Президента Р.К « О мерах по организации право­вого всеобуча в РК». /Каз.правда -95г, 10.06.

3. Концепция формирования нового социально – экономического поведения граждан РК.Алматы, -1995.

4. Ибраева А. «О праве и правовой культуре» // Вестник М-ва юсти­ции Р.К.- 1995-№ 12- с.27-30.

5. Ерджанов Т. Мораль и право: (проблемы взаимодействия)// Юридическая газета. 123 Р.К - 1995 - № 15 (22-29 апр.с.З).

6. Бабаев В.К. Теория современного советского права.Н-Новгород, 1991 г. стр.39-46.

8. Алексеев С.С. Теория права. М.,1994

9. Лившиц Р.В. Теория права. М.,1994.

10. Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана». Алматы, 1995.

11. Кудрявцев В.Н.Дазимирчук В.П. Современная социология права. Алматы, 1995

13. Фарбер И.В. Правосознание как форма общественного сознания.- М.,1996

14. Щегорцов В.А. Социология правосознания. -М.,1975

15. Соколов М.Я. Профессиональное сознание юристов. - М.,1988

16. Сальников В.П. Правовая культура работников милиции. - М.1983

17. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание: методология и методи­ка. М., 1990

18. Пиголкин А.С.Общая теория права. М., 95, стр. 144-148

ТЕМА: ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

1. понятие правомерного поведения личности

2. причины правонарушения

3. юридическая ответственность: понятие, признаки, принципы и виды.