Где оскорбленному есть чувству уголок(одекс)? Где оскорбленному есть чувству уголок. Что способствует чувству признания

Урок 24 «ПОЙДУ ИСКАТЬ ПО СВЕТУ, ГДЕ ОСКОРБЛЕННОМУ ЕСТЬ ЧУВСТВУ УГОЛОК…» (анализ IV действия)

28.03.2013 16901 2756

Урок 24 «пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…»
(анализ IV действия)

Цел и: совершенствовать навыки анализа произведения; определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа; показать значение пьесы для русской литературы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

ч тение крылатых выражений.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Действие III было кульминационным. В IV действии наступает развязка. В ходе урока подумайте: имеет ли завершение социальный конфликт?

Итак, IV действие: гости разъезжаются по домам, Фамусова бранят за скучный бал:

Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать!

…И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Но тут появляется запоздавший гость – Репетилов. Что вы можете сказать о нем? Какие мысли «бродят» в его голове? Кем его считают окружающие? (Он болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект.)

Гости, разъезжаясь, все еще обсуждают безумие «бедного» Чацкого. «Приговор» ему вынесен окончательный, и отмене не подлежит.

Теперь проследим за развязкой любовного конфликта.

2. Чтение по ролям 10–13-го явлений.

– Как вы думаете, может ли Софья со временем простить Молчалина и даже выйти за него замуж?

3. Комментированное чтение 14, 15-го явлений .

– Как вы считаете, имеет ли развязку конфликт общественный? (Нет, он слишком глубок, выходит за рамки произведения.)

– Кого и за что обличает в последнем монологе Чацкий?

– Справедлив ли он, бросая Софье обвинения в том, что она его «надеждой завлекла»?

– Что больше беспокоит московское общество: судьба Чацкого или мнение о происшедшем княгини Марьи Алексевны?

– Как вы думаете, есть ли победившие в споре между «веком нынешним» и «веком минувшим»?

4. Слово учителя.

Многими исследователями отмечалось, что образ Чацкого близок самому автору. Он равнодушен к чинам, карьерам, стремится к личной независимости; в нем отмечаются черты «политического вольнодумца», он критически относится к свету. Автор подчеркивает полную несовместимость взглядов, мировоззрений героя и патриархальной фамусовской Москвы. В сознании Чацкого произошло смешение двух мировоззрений – «французского» и «петербургского». За время отсутствия герой набрался «вольных мыслей», но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность.

Долгое время критика единодушно уверяла, что Чацкий – будущий декабрист (если не явный, то, по крайней мере, по убеждениям). Но разве Чацкий похож на декабриста? Да, его «вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так чувствовали многие образованные люди того времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого героем, борцом? Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого-то или пропагандировать свои взгляды. Так получилось невольно. Появление Чацкого ничего не изменило, наоборот, навредило лишь ему самому.

Итак, Чацкий не герой, да, кажется, вовсе и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он – человек активный, деятельный по натуре, преисполненный романтических чувств и порывов.

Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берет верх: оно не имеет будущего.

– Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба Чацкого?

III. и тог урока. Подведение итогов изучения комедии.

1. Слово учителя.

Вот мы и закончили изучение комедии Грибоедова «Горе от ума». Несмотря на традиционные классицистические черты, о которых мы говорили ранее, комедия эта – первое реалистическое произведение русской литературы. Прежде всего, для реализма характерно изображение общественно-политических конфликтов. Пьесу отличает историзм в изображении действительности. Характеры героев раскрыты глубоко и многосторонне, индивидуализированы с помощью речевых портретов. В пьесе нет развязки общественного конфликта – это свидетельство новаторства Грибоедова в создании социально-политической комедии нового типа.

Комедия написана в стихотворной форме прекрасным русским народным языком. Еще в 1825 г. Пушкин предрекал, говоря о комедии: «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу…» И он оказался совершенно прав. Вы уже зачитывали афоризмы, выписанные дома.

– Попытайтесь определить размер стиха комедии. (Вольный ямб.)

2. Выступление учащегося «Сценическая история «Горя от ума».

«Комедии пишутся лишь для того, чтобы их играли». Это высказывание Ж.-Б. Мольера вполне справедливо. Специфика драматических произведений состоит именно в их предназначении для исполнения на сцене, в действии. Поэтому прежде чем поставить окончательную точку, интересно будет проследить сценическую историю комедии «Горе от ума».

Пока ученик делает сообщение, учитель обращает внимание учащихся на фотографии знаменитых артистов: Качалова, Миронова, Юрского – в роли Чацкого.

Домашнее задание:

1) подготовиться к зачету по произведению (знание текста);

2) сбор материала к сочинению:

 «Век нынешний и век минувший»;

 «А судьи кто?»;

 Чацкий и Молчалин;

 Образ Софьи Фамусовой.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

А. С. Грибоедов вошел в русскую ли­тературу как автор одного произведе­ния. Его комедия «Горе от ума» останет­ся актуальной, до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочи­тание, сплетни, пока основными ценнос­тями будут нажива, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока бу­дут живы охотники угождать и прислужи­ваться.

Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмерт­ной комедии. Автор создает целую гале­рею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т. д. Они как бы вобрали в себя все негатив­ные черты современного общества.

Но всем этим героям в одиночку проти­востоит главный герой комедии - Алек­сандр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, «из дальних странствий возвратясь», только ради Софьи, своей воз­любленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаружива­ет очень сильные перемены: Софья хо­лодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.

Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вер­нуть прежнюю Софью заканчиваются ни­чем. На все пылкие речи героя Софья от­вечает: «Ребячество!» С этого начинает­ся драма молодого человека, которая перестает быть личной, а перерастает в столкновение со всем фамусовским обществом. Главный герой один высту­пает против армии старых «воинов», на­чиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Прежде всего, он сталкивается с са­мим Фамусовым. Хозяин дома живет по своим идеалам:

Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам...

Совершенно ясно, что и сам Фамусов не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего «службы делу, а не лицам».

Таким образом, любовный и социаль­ный конфликты соединяются, становясь единым целым: для героя личное счастье зависит от отношения общества к нему, а общественные отношения осложнены личными. Такая ситуация оборачивается для Чацкого, по меткому выражению Гон­чарова, «мильоном терзаний».

Если в начале действия Чацкий спокоен и уверен в себе, то в страстном обличи­тельном монологе на балу в доме Фаму­сова он выплескивает свои эмоции:

Нет, нынче свет уж не таков... Вольнее всякий дышит И не спешит вписаться в полк шутов, У покровителей зевать на потолок. Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднесть платок.

Его образ трагичен: колкий монолог - следствие непонимания, одиночества и осознания бесполезности всех усилий изменить что-либо к лучшему.

Под тяжестью «мильона терзаний» Чац­кий ломается, перестает следовать здра­вому смыслу. Кроме того, возникают со­вершенно невероятные слухи, которые кажутся нелепыми, но свет охотно пере­дает сплетню о них:

С ума сошел!.. Ей кажется... вот на! Недаром?

Стало быть... с чего б взяла она!

Чацкий не только не опровергает слу­хи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на ба­лу, прощаясь с Софьей и разоблачая Молчалина:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше

неездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Гце оскорбленному есть чувству уголок!

В порыве страсти наш герой не раз гре­шит против логики, но во всех его словах есть правда, - правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и обвинять пред­ставителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Чацкий сам - яр­кое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.

Образ Чацкого как бы не полон, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и в любом случае найдет свой путь в но­вой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.

А. С. вошел в русскую литера-
туру как автор одного произведения. Его ко-
медия «Горе от ума» останется актуальной,
до тех пор пока из нашей жизни не исчезнут
карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока ос-
новными ценностями будут нажива, жизнь за
счет других, а не за счет собственного труда,
пока будут живы охотники угождать и при-
служиваться.
Все это вечное несовершенство людей и
мира великолепно описано в бессмертной ко-
медии. Автор создает целую галерею отрица-
тельных образов: Фамусов, Молчалин, Репе-
тилов, Скалозуб и т. д. Они как бы вобрали
в себя все негативные черты современного
общества.
Но всем этим героям в одиночку противо-
стоит главный герой комедии - Александр
Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву,
«из дальних странствий возвратясь», только
ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вер-
нувшись в некогда родной и любимый дом, он
обнаруживает очень сильные перемены: Со-
фья холодна, высокомерна, раздражительна,
она больше не любит Чацкого.
Пытаясь найти ответ на свое чувство,
главный герой взывает к прежней любви, ко-
торая до его отъезда была взаимной, но все
напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю
Софью заканчиваются ничем. На все пылкие
речи героя Софья отвечает: «Ребячество!».
С этого начинается драма молодого человека,
которая перестает быть личной, а перераста-
ет в столкновение со всем фамусовским обще-
ством. Главный герой один выступает против
армии старых «воинов», начиная нескончае-
мую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.
Прежде всего, он сталкивается с самим
Фамусовым. Хозяин дома живет по своим
идеалам:
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам…
Совершенно ясно, что и сам Фамусов не
отказался бы от такой жизни, потому он и не
понимает Чацкого, требующего «службы де-
лу, а не лицам».
Таким образом, любовный и социальный
конфликты соединяются, становясь единым
целым: для героя личное счастье зависит от
отношения общества к нему, а общественные
отношения осложнены личными. Такая ситуа-
ция оборачивается для Чацкого, по меткому
выражению а, «мильоном терзаний».
Если в начале действия Чацкий спокоен
и уверен в себе, то в страстном обличитель-
ном монологе на балу в доме Фамусова он
выплескивает свои эмоции:
Нет, нынче свет уж не таков…
Вольнее всякий дышит
И не спешит вписаться в полк шутов,
У покровителей зевать на потолок.
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднестъ платок.
Его образ трагичен: колкий монолог -
следствие непонимания, одиночества и осо-
знания бесполезности всех усилий изменить
что-либо к лучшему.
Под тяжестью «мильона терзаний» Чац-
кий ломается, перестает следовать здравому
смыслу. Кроме того, возникают совершенно
невероятные слухи, которые кажутся нелепы-
ми, но свет охотно передает сплетню о них:
С ума сошел!.. Ей кажется… вот на!
Недаром?
Стало быть… с чего б взяла она!
Чацкий не только не опровергает слухи,
но всеми силами, сам того не ведая, подтверж-
дает их, устраивая сцену на балу, прощаясь
с Софьей и разоблачая Молчалина:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
В порыве страсти наш герой не раз гре-
шит против логики, но во всех его словах есть
правда, - правда его отношения к фамусов-
скому обществу. Он не боится говорить все
всем в глаза и обвинять представителей фа-
мусовской Москвы во лжи, ханжестве, лице-
мерии. Чацкий сам - яркое доказательство
того, что отжившее и больное закрывает до-
рогу молодому и здоровому.
Образ Чацкого как бы не полон, рамки
пьесы не позволяют до конца раскрыть всю
глубину и сложность натуры этого персона-
жа. Но с уверенностью можно сказать: Чац-
кий укрепился в своей вере и в любом случае
найдет свой путь в новой жизни. И чем боль-
ше будет вот таких Чацких на пути Фамусо-
вых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее
и тише будут звучать их голоса.

«ГДЕ ОСКОРБЛЕННОМУ ЕСТЬ ЧУВСТВУ УГОЛОК...»

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедия «Горе от ума» останется актуальной, до тех пор пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока основными ценностями будут нажива, жизнь за. счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.
Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии. Автор создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т. д. Они как бы вобрали в себя все негативные черты современного общества.
Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, «из дальних странствий возвратясь», только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый ДОМ, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.
Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью заканчиваются ничем. На все пылкие речи героя Софья отвечает: «Ребячество!». С этого начинается драма молодого человека, которая перестает быть личной, а перерастает в столкновение со всем фамусовским обществом. Главный герой один выступает против армии старых «воинов», начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.
Прежде всего, он сталкивается с самим Фамусовым. Хозяин дома живет по своим идеалам:
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам...
Совершенно ясно, что и сам Фамусов не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего «службы делу, а не лицам».
Таким образом, любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым: для героя личное счастье зависит от отношения общества к нему, а общественные отношения осложнены личными. Такая ситуация оборачивается для Чацкого, по меткому выражению Гончарова, «мильоном терзаний».
Если в начале действия Чацкий спокоен и уверен в себе, то в страстном обличительном монологе на балу в доме Фамусова он выплескивает свои эмоции:
Нет, нынче свет уж не таков...
Вольнее всякий дышит
И не спешит вписаться в полк шутов,
У покровителей зевать на потолок.
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднестъ платок.
Его образ трагичен: колкий монолог - следствие непонимания, одиночества и осознания бесполезности всех усилий изменить что-либо к лучшему.
Под тяжестью «мильона терзаний» Чацкий ломается, перестает следовать здравому смыслу. Кроме того, возникают совершенно невероятные слухи, которые кажутся нелепыми, но свет охотно передает сплетню о них:
С ума сошел!.. Ей кажется... вот на!
Недаром?
Стало быть... с чего б взяла она!
Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, прощаясь с Софьей и разоблачая Молчалина:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда, - правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Чацкий сам - яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.
Образ Чацкого как бы не полон, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и в любом случае найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.

Разгневанная толпа жителей деревни Дадари в индийском штате Уттар-Прадеш расправилась с 50-летним индийцем, заподозрив его в том, что его семья хранила в холодильнике и ела говядину.

Местный крестьянин Мохаммед Акхлак в понедельник был до смерти забит камнями перед собственным домом. Его 22-летний сын находится в больнице, он также серьезно пострадал в результате нападения толпы.

Шесть участников этой расправы арестованы. Полиция проверяет, кто распространял слухи о семье погибшего.

Забой коров в Индии – тема весьма щепетильная, поскольку коровы в индуизме считаются священными животными.
Мясо в холодильнике

Уттар-Прадеш – один из нескольких индийских штатов, где был ужесточен закон, запрещающий забой коров и продажу говядины.

Это запрет вызвал протесты жителей штата, недовольных тем, что власти решают за них, что им можно и что нельзя есть.
Семья Мохаммеда Акхлака заявила, что в ее домашнем холодильнике хранилась не говядина, а баранина.

Как сообщается, полиция изъяла мясо и отправила его на анализ.

"Некоторые местные жители распространяли слухи о том, что Акхлак хранил дома мясо и занимался забоем коров. В результате всех этих слухов они и напали на его дом", - рассказал газете Indian Express представитель городской администрации.

Представитель местной полиции заявил агентству Франс-пресс, что заявление о том, что семья потребляет говядину, было сделано в местном храме.
Священная корова

Трагедия произошла в деревне, расположенной в 50 километрах от столицы страны Дели.

18-летняя дочь Мохаммеда Акхлака Саджида рассказала газете, что в понедельник вечером их дом атаковала группа из более ста жителей деревни.
"Они обвинили нас в том, что мы храним говядину, выбили двери и начали избивать мать и отца. Моего отца вытащили на улицу и начали забивать кирпичами", - рассказывает Саджида.

"Позже мы узнали, что в храме объявили, будто мы едим говядину… У нас в холодильнике была баранина… Полиция забрала ее для проверки", - рассказывает она.

Как сообщается, местные жители, протестующие против арестов, вступили в столкновения с полицией и повредили несколько автомашин.

И чем это отличается от наших подрастающих "активистов", вечно ищущих на чужой территории, чем бы оскорбить свои чувства?
Их ведь тоже будет оскорблять говядина в чужом холодильнике в Страстную Пятницу.

И Чаплин (=патриарх Кирилл) им уже объяснил, что их чувства (выступающие под псевдонимом "святыня и вера") важнее человеческой жизни.

А Энтео (=Чаплин) сказал, что его сокамерники приняли его сторону и впредь будут оскорбляться вместе с ним.

Так что с каждым днем все интересней жить.