Информация о нарушении прав ребенка. Понятие нарушений прав ребенка согласно положениям гражданского кодекса рф, примеры из судебной практики. Основные права ребенка по российскому законодательству и нормам международного права

Ребенок является полноценным членом общества, как и взрослые люди. Поэтому права они имеют наравне с ними. Но, находясь под опекой родителей, порою бывает так, что маленькие люди ущемлены в своих полномочиях.

Между тем, они не всегда могут самостоятельно об этом заявить в вышестоящие органы. Но, к сожалению, они не всегда соблюдаются. Самым маленьких детишкам сложнее всего отстоять свое право, ведь они еще не знают закон. Стоит понимать, что нарушение прав несовершеннолетних детей карается законом.

К правам ребенка относятся права и свободы лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. При этом не имеет значения их пол, раса, религия и место появления на свет.

Законодательства нашей страны устанавливает широкий перечень прав детишек, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Основными считаются следующие :

  1. Возможность жизни и развития здоровой личностью.
  2. Сохранение личной индивидуальности, в том числе имени и гражданства.
  3. Свободу религии и выражения собственного мнения.
  4. Защиту от различных форм насилия, эксплуатации, оскорбления и грубого отношения со стороны.
  5. Особую помощь государственных инстанций при отсутствии родителей.
  6. Уровень жизни, требуемый для различных форм индивидуального развития.
  7. Получение медицинской и социальной помощи.
  8. Использовать родной язык и религию родителей.
  9. Отдых, досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях согласно возрасту.
  10. Защиту от трудовой деятельности, которая опасна для здоровья и жизни.
  11. Возможность защиты от сексуальных домогательства и совращений.
  12. Защиту от жестокого обращения и наказания.
  13. Защиты от незаконного перемещения за рубеж.
  14. Отсутствие участия в военных действиях в возрасте до 15 лет.
  15. Имущественные права. Он может претендовать на содержание и использовать имущество, принадлежащее ему и родителям.
  16. Особую заботу имеет малыш с отклонениями в физическом либо психологическом плане.
  17. . Родители либо опекающие его лица должны обеспечить должное образовательное учреждение ребенку.

Согласно законодательству лицо, не достигшее совершеннолетия, является самостоятельным субъектом права. Поэтому, как и любой взрослый человек, он является индивидуальной личностью. При этом он имеет личные права.

До момента совершеннолетия родители либо законные опекуны обязаны следить за их соблюдением.

В случае ущемления прав несовершеннолетних детей, следует обращаться в компетентные органы для их защиты.

Примеры нарушения прав

Какие права ребенка чаще всего нарушаются? В большинстве случаев это связано с наказаниями. Родители доказывают малышей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми и даже поднимают на них руку.

Многие мамы и папы оправдывают свои действия методом воспитания. Но, на самом деле, это яркое проявление насилия над ребенком. Зачастую, подобное воспитание угнетает малышей. Кроха сильно переживает от сложившейся ситуации.

Когда родители узнают о , они начинают бить тревогу с целью наказать виновных лиц. Мамы и папы добьются увольнения педагога за то, что он поднял голос или дал подзатыльник ребенку. При этом они даже не задумаются о том, что сами поступают так же.

Физическое насилие над ребенком угнетает его не зависимо от того, кто его совершает. В итоге ухудшается состояние здоровья малыша, появляется слабость и недомогание.

Психологическое воздействие на детей оказывается еще страшнее других форм давления. Оно способствует появлению неуверенности в себе, занижает самомнение и делает ребенка замкнутым.

Приведем некоторые примеры нарушения прав детишек.

Порою можно встретить в семьях ограничение свободы, целенаправленную порчу имущества и даже лишения пищи с водой. Многие родители делают это в воспитательных целях, не понимая, к чему могут привести их действия.

Если, к примеру, маленькому человеку отказали в приеме у врача из-за отсутствия полиса, нарушено его право на медицинское обслуживание.

Малышу уже десять лет, а он проживает в неблагоприятных условиях и не получает образования. Здесь присутствует нарушение права ребенка на образование.

Лишить право родителя можно даже за злостное уклонение от оплаты алиментного содержания. Ведь все дети имеют имущественные права. При этом, после процедуры лишения, родитель остается должен ребенку оплачивать алименты. Так же за малышом остается право наследования имущества после родителя.

Еще один яркий пример нарушения прав детей, это нецелевое использование средств материнского капитала. Сейчас это довольно актуальная тема, так как программа все еще продолжает свое действие.

Согласно ей, все дети семейства имеют право на долю приобретаемого имущества за счет средств государства.

Если условия по закону не соблюдаются, родителя могут привлечь к уголовной ответственности.

На самом деле права детей регламентированы законом. Если происходит их нарушение, виновники обязательно будут наказаны. Только следует четко провести границы.

Один родитель бьет ребенка постоянно, потому – что пьет и его не устраивает поведение малыша. А другой, просто из-за беспокойства не пускает на дискотеку. Конечно, подросток может пожаловаться на своего родителя, но он должен понимать, что закончится, это может плохо лично для него.

Какая ответственность наступает в случае нарушения прав детей

Когда происходит нарушение прав ребенка, при поступлении сигнала в специальный орган, виновное лицо может быть наказано. При этом подать жалобу вправе:

  • сам отпрыск;
  • мать либо отец;
  • другой родственник;
  • сосед;
  • преподаватель;
  • любое другое лицо.

В жизни такие заявления очень редко поступают в органы опеки. Поэтому, довольно часто нарушители остаются без наказания.

Когда информация о нарушении прав выходит за рамки дома либо образовательного учреждения, виновные лица привлекаются к административной или даже уголовной ответственности.

Родители, при наличии серьезных нарушений могут быть сначала ограничены, а потом лишены своих прав. Тогда их отпрыски передаются под опеку государства.

Заключение

Власти нашей страны признают, что интересы несовершеннолетних детей стоят на первом плане. Каждый ребенок является индивидуальной личностью, которая имеет права с момента появления на свет. Сначала ему при рождении должны дать имя, гражданство, медицинское обеспечение.

Становясь старше его должны отправить учиться, что помогает ему стать образованной личностью. Кроме того, за детьми, сохраняются имущественные права. Нельзя совершить не одну сделку с участием несовершеннолетних лиц без согласия органов опеки.

Государство взяло на себя ответственность защищать несовершеннолетних граждан от давления. А также следить, что права детей до 18 лет соблюдаются.

Ребенок – это полноценная личность, обладающая полным набором прав и свобод, которые задекларированы в законодательстве каждой цивилизованной страны. Но, не смотря на это, в реальной жизни регулярно происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми.

Нарушение прав ребенка: примеры

Парадоксально, но чаще всего нарушение прав ребенка происходит в семье. Большинство родителей считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал, назвать идиотом и тупицей – чтобы учился лучше и действительно таковым не стал. При этом они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного – что такого, ведь они действуют исключительно из благих побуждений, да и их самих именно так и воспитывали. На самом же деле это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которое и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

Вред насилия можно обсуждать до бесконечности, причем подчас психологическое гораздо страшнее физического – оно наносит ребенку серьезные психические травмы, влияет на самооценку, искажает модель межличностных взаимоотношений. К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Не менее часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Это, как правило, дает обратный эффект – у ребенка вырабатывается стойкая неприязнь к такому учителю, он замыкается в себе, пропадает мотивация к обучению, ребенок всеми путями пытается найти причины пропуска занятий.

Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно – детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Решение об уборке пришкольной территории выносит родительский комитет, а никак не директор школы.

Ответственность за нарушение прав ребенка

На сегодняшний день за нарушение прав ребенка предусмотрена административная, а иногда и уголовная ответственность. Ребенок может обратиться в правоохранительные органы и органы опеки с заявлением о нарушении своих прав.

Права ребенка и их защита

Статья, в которой я пишу о защите прав ребенка, поможет ответить на вопросы:

Какие права имеет ребенок, только родившись;
- от кого нужно защищать ребенка;
- какие т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей;
- кто обязан защищать права ребенка;

Права ребёнка

Малыш, еще только родившись, имеет свои, гарантированные государством, законные права.
Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

    Ребёнок имеет право на семью.

    Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.

    Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.

    Ребёнок имеет право на равенство.

    Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.

    Ребёнок имеет право на собственное мнение.

    Ребёнок имеет право на имя и гражданство.

    Ребёнок имеет право на получение информации.

    Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.

    Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.

    Ребёнок имеет право на отдых и досуг.

    Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

    На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

    Еще одним актом, защищающим права ребенка, является Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году,

    Декларация прав ребёнка устанавливает следующие принципы:

1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

От кого нужно защищать ребенка?

В реальной жизни происходят ситуации нарушения прав ребенка, причем зачастую сами нарушители не осознают, что их действия идут вразрез с буквой закона и являются уголовно наказуемыми. Защищать нужно от взрослых, от сверстников и, порой, от самих себя.

С какими ситуациями приходится сталкиваться чаще всего? Взрослые считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность - за дело ведь, накричать - а чтобы язык не распускал или лучше учился, назвать «идиотом», «тупицей». Действуя и благих побуждений, они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного. А это самые настоящие проявления насилия - физического или психологического, которые и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

К другим нарушений прав ребенка в семье относят ограничение свободы передвижения (наказание в виде запирания ребенка в комнате), порчу личных вещей, лишение еды.

Часто происходит и нарушение прав ребенка в школе. К сожалению, есть педагоги, которые другим воспитательным методам предпочитают запугивание, публичное унижение, оскорбление, систематическую и необоснованную критику. Во многих школах существует практика уборки кабинетов и пришкольной территории после уроков. Составляются графики, отслеживается посещение, отсутствующих на уборках подвергают различным «репрессиям». Это также незаконно - детей могут попросить убрать в классе или на территории, они могут дать согласие, подтвердив его в письменной форме. Жестокость сверстников, в основном подростков, отдельная тема для разговора. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание - это быть предельно внимательным к ребенку, стараться уловить все нестандартные проявления поведения; почаще «беседы беседовать»; вести диалог, а не просто расспросы; дабы не пропустить проблему.
Проблемы в общении со сверстниками приводят к девиантному поведению, склонности к деструктивным поступкам и суицидальным попыткам. И здесь приходится спасать ребенка самого от себя.

Т ипичные нарушения прав ребенка, лишенного родителей
Дети-сироты или дети, лишенные родительского попечительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее - в детские Дома, Центры или школы-интернаты. Основной задачей таких учреждений является социа-лизация воспитанников. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются в приемные семьи, под опеку или усыновляются.
Наиболее типичныенарушения прав таких детей - невыполнением государственных гарантий по финансовому содержанию; занижение норм государственного содержания детей в опекунских семьях, невыполнения федерального закона«О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»в отношении внеочередного обеспечения жильем. Острота проблемы не уменьшается в части своевременных алиментных выплат на детей в полном объеме.В результате нарушаются права детей на получение содержания от своих родителей.

Кто обязан защищать права ребенка?

В любой стране мира должна осуществляться защита прав и интересов детей. Довольно распространенное явление это нарушение прав несовершеннолетних. Зачастую дети не борются за свои права, да, в принципе, самостоятельно сделать это очень сложно. Кроме того, люди, которые могут помочь, просто не хотят на это тратить собственное время, да и усилия.

    Прокуратура

Детей необходимо рассматривать как самостоятельный субъект права.
Прокурор вправе (и должен) самостоятельно предъявить заявление в суд в защиту прав детей, а вот в защиту прав опекунов только в том случае, если опекун обратится с заявлением в прокуратуру и обоснует при этом свою невозможность действовать самостоятельно (например, по состоянию здоровья).

    Суд.

Защищать права ребенка следует в судах общей юрисдикции. Использовать этот метод могут абсолютно все физические лица. Несовершеннолетний, защищающий свои права, может использовать помощь родителя. Именно суд способен разрешить споры, которые связаны с воспитанием детей. Это касается лишения родительских прав, их ограничения, а также усыновления и его отмены. По некоторым причинам дети не могут самостоятельно отстаивать свои права и интересы. Поэтому необходимо чтобы был законный представитель. Ими могут являться опекун, усыновитель, приемные родители и т. д. Но стоит понимать, что и сами несовершеннолетние также должны привлекаться. Если ребенок является недееспособным, то ему не обязательно присутствовать на судебном процессе. Несовершеннолетний может отстаивать свои права как самостоятельно (если ребенку есть уже 14 лет) , так и с помощью опекунов, родителей, усыновителей.

    Родитель, приемный родитель, опекун.

    Законный представитель (например, директор учреждения, где находится ребенок).

    Органы опеки и попечительства.
    Принарушении законных интересов детей, их же родителями (опекунами, законными представителями), сам ребенок способен обратиться за помощью в органы опеки и попечительства. Если ребенку есть уже 14 лет, то он способен самостоятельно обратиться в суд.

    Комиссия по делам несовершеннолетних.

Проблема защиты прав ребенка всегда являлась самой актуальной, причем для многих стран. Она требует огромной ответственности. Это довольно сложный процесс из-за того, что многие механизмы защиты не действуют или же делают это не в полной мере.

Именно поэтому добиться определенного правосудия просто невозможно.
Государство обязано защищать несовершеннолетних, и разработать определенную систему. В нее необходимо объединить различные органы, которые способны отстоять права и защиты граждан. Что касается детей в этом случае, то защита проходит в два этапа. Первый это судебный, второй административный. Можно использовать сразу и тот и тот способ, но, как правило, выбирается только лишь один. Необходимо понимать, что эффективность защиты напрямую зависит от разработанных механизмов.

Контекст

В Санкт-Петербурге в конце октября пройдет всемирный конгресс соотечественников. Ожидается, что одной из ключевых его тем станет обсуждение способов защиты прав соотечественников за рубежом и их взаимодействия с институтами гражданского общества стран проживания. РАПСИ вспомнило десять наиболее резонансных случаев нарушения прав проживающих за рубежом россиян.

Война окончена

Наиболее громким из таких дел стало решение латвийского суда, в 1998 году приговорившего ветерана Великой Отечественной войны Василия Кононова к тюремному заключению по обвинению в геноциде. По мнению латвийского суда, Кононов, командовавший в годы войны партизанским отрядом, принимал участие в убийстве мирных граждан республики.

Ветеран вышел на свободу в апреле 2000 года, а четыре года спустя обратился в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Малая палата суда в 2008 году сочла вынесенный в Латвии приговор в отношении Кононова незаконным. Однако латвийские власти обжаловали это решение в Большой палате суда, и в 2010 году она пересмотрела дело. В результате суд над Кононовым был признан законным .

В России такая позиция ЕСПЧ вызвала волну возмущения. Заявления, осуждающие решение страсбургского суда, приняли обе палаты Федерального собрания РФ. В марте 2011 года Кононов скончался.

Дорога на Гуантанамо

Другой случай, вызвавший резкую реакцию российского МИДа, связан с задержанием в 2001 году в пакистанском городе Фейсалабад россиянина Равиля Мингазова и его последующим переводом в американский специзолятор для военнопленных, расположенный на кубинской базе ВМС США Гуантанамо. Как утверждает Пентагон, Мингазов прошел в Афганистане тренировку в качестве взрывника, а затем - специалиста по отравляющим веществам. Впоследствии, после начала американских боевых операций против режима талибов, он якобы попытался скрыться в Пакистане.

Вместе с Мингазовым тогда были задержаны еще семеро россиян, также подозреваемых в причастности к «Талибану» и «Аль-Каиде», однако после долгого рассмотрения дел их в феврале 2004 года депортировали на родину. Мингазов же до сих пор находится в скандально известном лагере для военнопленных, хотя даже американские правозащитники считают, что он попал туда по ошибке. По их словам, Мингазов никогда не состоял в террористических организациях, не участвовал в боевых действиях, а в Афганистан уехал вместе с семьей только потому, что на родине подвергался гонениям из-за вероисповедания.

В свою очередь уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов в январе текущего года указал на неприемлемость ситуации с Мингазовым и другими узниками Гуантанамо, которые годами содержатся в заключении без суда. По его словам, само существование этого изолятора, через который на тот момент за десять лет существования прошли 779 заключенных, не получивших статуса военнопленных, противоречит основополагающим международным соглашениям о защите прав человека.

Большие проблемы "маленького человека"

Если Мингазова, постоянно проживавшего на Ближнем Востоке, вывезли на территорию США принудительно, то программист Сергей Алейников переехал за океан добровольно и даже получил американское гражданство. Это, впрочем, не уберегло его от проблем с местными властями.

По данным Минюста США, Алейников устроился на работу в крупный банк Goldman Sachs и более двух лет занимался там разработкой компьютерных программ и технической поддержкой торговой системы банка. В июле 2009 года Алейников перешел работать в компанию Teza Technologies, а месяц спустя был арестован в аэропорту Ньюарка. По данным обвинения, в последние дни работы на Goldman Sachs программист загрузил на сторонний сервер более 3 тысяч файлов, в которых содержался программный код.

В свою очередь Алейников утверждал, что его действия нельзя расценить как кражу, так как программный код находился в свободном доступе и не считался коммерческой тайной. Тем не менее нью-йоркский суд признал программиста виновным и приговорил его более чем к восьми годам заключения. Однако Алейников обжаловал решение, и апелляционный суд встал на его сторону. В феврале этого года уроженец России вышел на свободу.

Впрочем, вскоре ему было предъявлено новое обвинение. Так как процесс по делу о нарушении федерального законодательства Алейников выиграл, за дело взялась прокуратура штата Нью-Йорк, обвинившая его в нарушении местных законов - в частности, в незаконном использовании секретных научных материалов и незаконном копировании компьютерных данных. Рассмотрение этого дела пока не началось.

Убийство случайное и преднамеренное

Кроме того, российско-американские отношения в последние годы омрачили несколько громких случаев издевательств американских родителей над усыновленными из России детьми. Так, широкий резонанс вызвала гибель в 2009 году в США семилетнего Вани Скоробогатова из Челябинской области. По данным американской прокуратуры, смерть наступила в результате многочисленных ранений и побоев. На его теле было около 80 ран.

Обвинение в непреднамеренном убийстве ребенка было предъявлено его приемным родителям - супругам Краверам. Рассмотрев дело, суд города Йорк приговорил их к сроку от 16 месяцев до четырех лет заключения и последующим пяти годам условно за непреднамеренное убийство приемного российского ребенка, а также заговор и действия, ставящие под угрозу безопасность мальчика.

Однако супруги были освобождены в зале суда, поскольку провели в тюрьме более полутора лет, то есть более минимального срока. При этом они заявили о намерении обжаловать приговор, добиваясь своего полного оправдания. Однако суд отклонил их ходатайство о пересмотре дела, и приговор, мягкость которого вызвала в российском обществе неоднозначную реакцию, вступил в силу.

С "любовью" в Россию

Другой известный случай нарушения прав ребенка из России в США произошел в 2010 году. Приемная мать семилетнего россиянина Артема Савельева , американка Торри Энн Хансен, отправила его одного самолетом из Вашингтона в Москву с "отказной" запиской. В ней говорилось, что ребенок якобы психически неуравновешен. В американской семье мальчик пробыл всего полгода. До этого он жил в Приморском крае - сначала с матерью, а потом, когда ее лишили родительских прав - в детском доме.

После этого Всемирная ассоциация для детей и родителей (WACAP), которая помогла женщине из США усыновить Савельева, подала иск против семьи Хансен в суд округа Бэдфорд и потребовала обязать американку, по закону все еще являющуюся приемной матерью Артема, выплачивать 27% от зарплаты на содержание мальчика. Суд удовлетворил этот иск.

Среди прочих случаев нарушения прав усыновленных в России детей в США - дело американки Терезы Макналти, жестоко издевавшейся над удочеренной девочкой из России Дашей. Женщину приговорили менее чем к двум годам тюрьмы, хотя ребенок подвергался регулярным побоям и истязаниям. МИД РФ назвал этот приговор необоснованно мягким.

Кроме того, в феврале 16-летний сирота из России Антон Батраков в электронных письмах рассказал своему куратору об издевательствах, которые ему приходится терпеть от новых американских родителей. По словам подростка, его часто бьют, плохо кормят и пытаются поместить в психбольницу. Также он пожаловался на то, что недавно его пять дней продержали в подвале.

Подобные инциденты побудили российские и американские власти к ратификации соглашения, определяющего порядок усыновления и устанавливающего механизм контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей. В документе подчеркивается, что передача ребенка на усыновление в другое государство рассматривается, только если на родине для него невозможно найти подходящую семью. Соглашение вступает в силу 1 ноября.

Без вины виноватая

Еще один громкий случай нарушения прав россиян за рубежом произошел в 2011 году в Норвегии и тоже был связан с детьми. Проживающая в Осло российская гражданка Ирина Бергсет, мать двоих сыновей четырех и 13 лет , обвинила своего бывшего мужа Курта Бергсета в сексуальном насилии в отношении младшего сына Миши. В мае 2011 года оба ребенка были принудительно переданы в норвежские приемные семьи.

В августе Ирина вместе со своим старшим сыном Сашей, у которого только российское гражданство, была по запросу Норвегии задержана на границе Польши при попытке покинуть Евросоюз. Затем польские власти получили от Норвегии требование срочно депортировать сына Бергсет. Однако польский суд, рассмотрев дело, разрешил россиянке и ее сыну выехать в Россию.

В дело вмешался уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. В результате переговоров с норвежской стороной ему удалось добиться закрытия дела Саши. По словам Астахова, Ирина Бергсет не нарушала прав своих детей в отличие от их отчима. Он отметил, что будет добиваться разрешения на встречу матери с младшим сыном, у которого только норвежское гражданство, и его возвращения к ней.

Российский МИД заявил, что удовлетворен исходом дела. При этом представители Следственного комитета РФ возбудили в отношении Курта Бергсета уголовное дело, материалы которого намерены передать в норвежский суд.

Между ангелом и бесом

В схожей ситуации оказалась россиянка Ирина Беленькая, вышедшая замуж за француза Жана-Мари Андре. Их дочь Лиза родилась в Москве в ноябре 2005 года. Затем супруги уехали во Францию, где решили расстаться. В 2007 году Беленькая увезла дочь обратно в Москву.

В следующем году сам Андре приехал в Россию и вывез дочь из страны. Однако в 2009 году неизвестные напали на него на улице во Франции, избили и похитили ребенка. Андре утверждал, что узнал в одной из похитителей мать девочки, и Франция по каналам Интерпола объявила Беленькую в розыск. Мать с дочерью были задержаны в Венгрии. Беленькую арестовали, а дочь отдали отцу.

Эта история стала одной из главных тем сообщений российских и французских СМИ весной-летом 2009 года. В июне того же года французский суд вынес решение по делу об опеке над Елизаветой Беленькой-Андре, разрешив матери встречаться с ребенком три раза в месяц без отца. Сейчас россиянка живет и работает в Москве и ездит встречаться с дочерью в Марсель, где Лиза проживает с отцом по решению суда.

При этом на 30 октября этого года во Франции назначено начало процесса по делу россиянки о похищении девочки у отца. Ранее ее адвокат Брюно Ребсток сообщил агентству Франс Пресс, что его подзащитная не могла увидеться с дочерью и была в отчаянии. В день похищения она случайно встретила двух неизвестных, которые предложили ей свои услуги. Непосредственные похитители так и не были найдены.

Москва-Париж-Москва

Другой нашумевший семейный конфликт между россиянкой и французом произошел в семье актрисы Натальи Захаровой и врача-стоматолога Патрика Уари. Россиянка более десяти лет добивается в различных судебных инстанциях восстановления своих родительских прав и возвращения ей дочери, которая в конечном счете была отдана в приемную семью во Франции по настоянию бывшего супруга Захаровой.

Захарова была осуждена французским судом в 2006 году по обвинению в попытке поджога квартиры ее бывшего мужа и несколько лет не возвращалась во Францию, опасаясь ареста. В конце 2010 года она все-таки приехала в Париж, чтобы бороться в суде за свои родительские права и возможность видеться с дочерью, которую она не видела около пяти лет. Однако ее задержали и доставили в женскую тюрьму под Парижем.

В конце мая 2011 года актрису перевели отбывать наказание в Россию. Занимавший тогда пост президента РФ Дмитрий Медведев помиловал Захарову, и спустя четыре дня она вышла на свободу.

Захарова никогда не признавала свою вину и настаивает, что дело против нее было сфабриковано. После освобождения она заявила, что будет добиваться возвращения своей дочери в Россию и надеется в этом деле на помощь российских властей.

Особо ценный груз

Еще несколько получивших широкое освещение в СМИ семейных конфликтов, связанных с детьми уехавших из страны россиянок, произошли в Финляндии. Наиболее резонансным стало дело россиянки Риммы Салонен . В 2008 году она вернулась на родину вместе с сыном Антоном, имеющим как финское, так и российское гражданство. После этого финский суд по иску своего бывшего ее мужа, финна Пааво Салонена, заочно лишил россиянку права опекунства.

В 2009 году мальчик был похищен и незаконно вывезен отцом в Финляндию в багажнике дипавтомобиля. При этом и отец мальчика, и помогавший ему дипломат избежали в Финляндии уголовного преследования, что вызвало недоумение российского МИДа. Позднее Римма Салонен вернулась в Финляндию, где была приговорена к условному сроку и выплате крупных компенсаций мужу и сыну. Впоследствии финский суд разрешил Римме Салонен видеться с ребенком два раза в месяц в сопровождении представителей полиции и социальных работников.

Помимо случая с Салонен внимание российского МИДа привлекли дела гражданки РФ Инги Рантала, которую в Финляндии обвиняют в избиении маленького сына Роберта, а также процесс над Кларой Ситновой-Тойвонен, которую финские власти обвиняют в незаконном вывозе в РФ собственного внука. Все эти конфликты до сих пор не разрешены.

Финская мечта

Детство – это важный этап в жизни каждого, период становления моральных, духовных и других личностных качеств. В то же время, малолетние и несовершеннолетние граждане – одна из наиболее уязвимых категорий населения. Поэтому закон уделяет так много внимания определению понятий, признакам ущемления , а также их гарантированию. Что же является нарушением, и где искать защиту при несоблюдении детских прав?

Для начала определимся, что означает понятие «ребенок». Закон дает следующую формулировку: лицо в возрасте до 18 лет. Рассмотрим, какими правами наделяются вышеуказанные лица, и как избежать нарушения свобод. Права несовершеннолетних регламентированы законодательством. В числе нормативных актов:

  1. Конвенция о .
  2. Конституция РФ.
  3. Семейный кодекс.

Основной перечень прав, закрепленных законом:

  1. Семейное воспитание.
  2. Материальное обеспечение.
  3. Фамилия, имя, отчество (личные данные) и их изменение.
  4. Свобода мнения.
  5. Обеспечение защиты законных интересов.
  6. Возможность общаться с мамой, папой и другими родственниками.

Семейное воспитание

Мать и отец должны обеспечить ребенку возможность семейного воспитания, заботы и защиты. Собственные родители и круг родственников – идеальные условия для его проживания. Исключение составляет ситуация, когда мать/отец нарушают права малолетнего.

Политика государства направлена на сохранение и поддержку кровных семей. Если мама и папа не могут/не хотят дать несовершеннолетнему воспитание, обучение и совместное проживание – эту возможность обеспечат специализированные органы.

Если родители умерли/лишены прав в отношении малолетнего, его передадут под ответственность органов опеки. После этого специалисты должны принять все необходимые меры, чтобы он не был передан в организацию для детей-сирот. Первоочередно рассматривается возможность усыновления. При отсутствии кандидатов, ребенку ищут опекуна/приемного родителя. В случае если граждане, желающие принять его в семью, не подобраны, несовершеннолетний передается в учреждение для детей-сирот. Но даже после этого, до его восемнадцатилетия будут приниматься все меры для его семейного устройства.

Материальное обеспечение

Мама и папа должны обеспечивать своих детей всем необходимым для нормального развития. Это обязательство распространяется на других близких родственников.

Возраст гражданина не влияет на его право быть собственником любого имущества, не запрещенного законом. Единственным ограничением является невозможность распоряжаться своим достоянием, кроме мелких личных доходов.

С момента рождения ребенок может получать в дар и наследовать. Неуплата родителями средств на содержание сына/дочери (алиментов) также является нарушением его имущественных прав.

Личные данные

Одним из основных является возможность иметь фамилию, имя, отчество, реализовывать свои права, основываясь на личных данных и менять их при желании.

Мама и папа должны зарегистрировать младенца в течение 30 дней после рождения. Обращаясь в отдел ЗАГС, они уже обязаны определиться, какие данные получит несовершеннолетний:

  1. Имя присваивается по соглашению матери и отца либо по решению единственного родителя.
  2. Отчество образовывается по имени папы.
  3. Варианты присвоения фамилии:
    • когда у родителей одна фамилия или мать/отец одинокие, то младенец получает такую же;
    • если у мамы и папы разные, то ребенку можно присвоить любую, по их соглашению;
    • фамилии родителей можно объединить, через дефис.

Изменение данных возможно до 14летия ребенка при согласии мамы и папы. По достижению указанного возраста, несовершеннолетний может сам обратиться за сменой Ф.И.О.

Свобода мнения

Выражение собственного мнения малолетним допустимо с любого возраста, однако после 10 лет его учет обязателен при принятии решений в вопросах, непосредственно касающихся личности ребенка.

Мнение лица, не достигшего совершеннолетия, может быть заслушано судом в присутствии законного представителя, педагога и специалиста опеки. Вердикт не обязательно будет основан на рассуждениях ребенка.

Обеспечение защиты законных интересов

Несовершеннолетний не может самостоятельно обеспечить защиту своих гражданских, жилищных и иных прав, поэтому данная обязанность возлагается на родителей/лиц, их заменяющих – прокуратуру, районный отдел опеки, суд.

Отдельно нужно рассмотреть ситуацию, когда опасность для ребенка исходит от близких ему людей (родителей, усыновителей, опекунов/попечителей, приемной семьи). В этом случае, несовершеннолетнего должны защитить специализированные органы.

Важно! Любой гражданин или должностное лицо, узнавшее о фактах нарушения прав малолетнего, обязаны сообщить об этом в государственные органы, осуществляющие надзор в сфере детства.

Возможность общаться с мамой, папой и другими родственниками

Общение с родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами, тетями, дядями и другой родней имеет большое значение для формирования личности несовершеннолетнего. Раздельное проживание матери и отца вследствие развода или других обстоятельств, личные неприязненные отношения между родственниками не могут влиять на права ребенка.

Ограничение матери (к примеру) на общение с отцом является прямым нарушением права несовершеннолетнего. Но если такой контакт несет вред моральному развитию ребенка (отец учит ребенка воровству, бродяжничеству), то запрет на такие встречи будет возложен судом.

Примеры нарушения прав ребенка

Тема насилия в отношении несовершеннолетних до последнего времени не выходила на общественное рассмотрение. Борьба с жестоким обращением с детьми стала обсуждаться на государственном уровне сравнительно недавно.

Агрессорами могут являться другие дети, посторонние граждане, педагоги и даже собственные родители. Чтобы понять, какие права ребенка нарушаются, необходимо определиться, какому жестокому обращению он подвергается. Выделяют следующие виды насилия:

  1. Эмоциональное.
  2. Физическое.
  3. Сексуальное.
  4. Пренебрежение нуждами.

Эмоциональное насилие

Зачастую мамы и папы не придают значения опасности выражения негативных эмоций на ребенка и последствиям таких поступков. Родители позволяют себе повышать голос на несовершеннолетнего, унижать и даже оскорблять его. Ситуация, в которой мать или отец реагируют криком на любое действие детей, распространена во многих семьях.

Отдельно стоит выделить игнорирование. Мама и папа могут отказываться разговаривать с малолетним в наказание за реальный или надуманный проступок. Ситуация, когда ребенок лишен эмоционального контакта с самыми близкими людьми, может серьезно его травмировать и оставить отпечаток на его личности на всю жизнь.

Одним из видов эмоционального насилия является бездействие родителей при нарушении прав детей. Такие ситуации формируют чувство незащищенности у несовершеннолетнего.

Невозможность выразить собственное мнение отрицательно сказывается на характере ребенка. Такие лица растут инфантильными и неспособными к принятию серьезных решений.

Физическое насилие

Малолетний может подвергаться физическому насилию со стороны посторонних граждан и близких людей. Телесные наказания несовершеннолетних также распространены в современных семьях, как и 100 лет назад. Законные представители, которые должны защищать детей, часто считают побои одним из методов воспитания. Причем такая информация обычно остается за закрытыми дверями. Выявление случаев телесных наказаний в семье происходит либо случайно, либо при серьезных травмах.

Факты физического насилия над несовершеннолетними со стороны посторонних граждан чаще бывают выявлены специализированными органами и завершаются наказанием виновного. На побои в семье, как правило, реагирует школа, детский сад и другие учреждения.

Сексуальное насилие

До 90% фактов полового насилия над детьми происходят в семье. В качестве агрессоров выступают отцы, отчимы, другие родственники и близкие друзья родителей, педагоги. Причем именно такие ситуации могут длиться на протяжении длительного промежутка времени, возможно, до нескольких лет, редко выявляются и сложны к доказыванию.

Существуют исследования, доказывающие прямую связь между ухудшающейся экономической ситуацией в стране и учащением случаев сексуального насилия над несовершеннолетними. Нехватка денежных средств для реализации желаний взрослых, повышает уровень употребления алкоголя, следствием чего является увеличение числа подобных фактов.

Пренебрежение нуждами

Отдельным видом насилия в отношении несовершеннолетних является пренебрежение основными нуждами ребенка. Среди них – потребности в еде, сезонной одежде по размеру, обуви, спальном месте, лечении.

Подобное жестокое обращение возможно только со стороны близких людей, например, законных представителей детей и других лиц, на которых возложена обязанность по материальному обеспечению малолетнего.

Ответственность за нарушение прав ребенка

Нарушение прав ребенка несет за собой следующие виды ответственности:

  • административная;
  • уголовная.

Ненадлежащее воспитание, вовлечение в распитие алкогольных напитков, препятствие общению с родственниками и множество других правонарушений повлекут за собой административную ответственность. В качестве наказания может применяться штраф или предупреждение.

Преступления, совершенные против несовершеннолетних, такие как: вовлечение в противоправную деятельность, подмена, повлекут уголовное преследование и наказание, в том числе – лишение свободы.

Пример: отказ отца от материального обеспечения малолетних детей приведет к созданию задолженности. В зависимости от увеличения суммы невыплаченных алиментов, ответственность будет меняться. Злостный должник подвергается уголовному преследованию.

Пути защиты детских прав

Лучший вариант защиты – профилактика. Необходимо принять меры к раннему выявлению проблемы до того, как вред нанесен.

Однако если ситуация произошла, нужно минимизировать последствия и исключить повторное причинение вреда. Ущемление прав ребенка должны предотвратить:

  1. Родители, усыновители, опекуны/попечители.
  2. Органы опеки.
  3. Прокуратура.

Законные представители

Закон возлагает обязанность по защите на самых близких людей. Если просмотреть перечень детских прав, становиться понятно, что их соблюдение первоочередно возложено на родителей. Еду, одежду, образование, контроль над поведением должны предоставить мама и папа (или лица, их заменяющие).

Органы опеки

Если несовершеннолетний лишен матери и отца, или нарушение прав исходит от близких ребенка, забота о нем возлагается на социальные органы. Специалисты опеки должны принять все возможные меры для того, чтобы он был передан на попечение в семью. В период подбора кандидатов защита прав возлагается на них.

При поиске лиц, готовых взять детей на воспитание, приоритет отдается родственникам. Это необходимо с целью сохранения кровных связей. В противном случае подбор кандидатов ведется среди посторонних граждан. Передача несовершеннолетних в государственные организации является крайней мерой. Однако и после этого обязанность по семейному устройству каждого воспитанника учреждения возлагается на орган опеки до совершеннолетия ребенка.

Кроме того, орган опеки входит в состав социальных институтов по первичному выявлению жестокого обращения. Если имеет место нарушение прав ребенка в семье – его необходимо оградить от агрессоров.

Прокуратура и суд

Надзорная функция за действиями органов опеки возложена на прокуратуру. При злоупотреблении полномочиями специалистами социальных органов или других фактах нарушения детских прав, прокурор должен применить меры воздействия или обратиться в суд за восстановлением законных интересов несовершеннолетнего.

Рассмотрев судебную практику, можно сделать вывод, что 20% всех исков о защите прав детей инициируются прокуратурой.

Окончательно оградить несовершеннолетнего от жестокого обращения может только суд. При наличии соответствующего решения, родители лишаются/ограничиваются в правах, а лица, причинившие вред ребенку, получают наказание.

Защита прав ребенка, которые нарушаются школой

Значительную часть своего времени ребенок проводит в школе. На образовательную организацию в целом и на педагогов в частности возлагаются обязанности по обучению и защите прав несовершеннолетних. Однако зачастую возникают ситуации, когда ребенка необходимо спасать от тех, кто должен о нем заботиться. Образно все случаи можно разделить:

  • образовательные;
  • не относящиеся к процессу обучения.

Несмотря на то, что школа является организацией, которая обязана предоставить детям знания, возникают ситуации, когда ребенка ограничивают в этом праве. Например, удаляют с урока за проступок, отказывают в выбранной форме обучения или по рекомендованному образовательному маршруту, препятствуют переводу в другую школу и так далее.

Одним из обсуждаемых в последнее время вопросов является финансирование родителями бесплатных образовательных учреждений. При этом педагоги могли не допускать к занятиям детей, мама и папа которых не сдали деньги.

Важно! В ситуации, когда ребенку отказывают в доступе к урокам, необходимо письменно обращаться на имя директора организации, в министерство образования, прокуратуру.

Человеческий фактор имеет огромное значение и в сфере образования. Личные неприязненные отношения, публичные оскорбления, критика, шантаж и другие меры, унижающие достоинство ученика, до сих пор можно встретить в школах.

Примеры из жизни

Учитель химии Валентина Федоровна не допускала к уроку девочек-подростков с накрашенными или длинными ногтями. Ребенку выдавался ацетон для немедленного удаления лака и ножницы. Данная процедура проводилась перед всем классом и занятия не начинались до тех пор, пока процесс не был закончен. В этом случае нарушались как права конкретного ребенка, так и других учеников.

Учитель математики Наталья Николаевна наказывала детей за шумное поведение в течение уроков ударом линейки по рукам. Это яркий пример физического насилия над несовершеннолетним от посторонних лиц.

Необходимо поставить точку в вопросе: является ли наказание нарушением прав ребенка? Да, несомненно. Причем не имеет значения, в каком виде оно будет выражено: побои, ограничение в еде, отказ от предоставления образовательных услуг. В каждом случае ребенку нужна помощь. Найти самостоятельно решение возникших проблем он не в силах. Только ответственное родительство, надлежащее исполнение обязанностей педагогами и другими должностными лицами способно минимизировать ущерб, нанесенный такими действиями.