Какие бывают инструктажи по охране труда и какая периодичность их проведения? Подготовка и инструктаж нарядов. Порядок несения службы

Инструктаж нарядов

    Инструктаж нарядов проводится, как правило, в специально оборудованном классе службы (приложение № 14 к настоящему Наставлению).

    Лица, назначенные в наряд для несения службы, прибывают в строевое подразделение или территориальный орган внутренних дел не менее чем за 15 минут до начала инструктажа для подготовки и экипировки в соответствии с требованиями пункта 68 настоящего Наставления. О готовности к службе докладывает дежурному и непосредственному начальнику (командиру, старшему группы).

    Дежурный делает отметки в постовой ведомости о прибытии сотрудников, назначенных в наряд, в присутствии непосредственного начальника (командира, старшего группы) выдает им необходимое вооружение, средства связи, технические средства, в установленных случаях специальные средства, бланки процессуальных документов.

    Заряжение оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под контролем дежурного или непосредственного начальника (командира, старшего группы), инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается.

    Построение нарядов на инструктаж обеспечивает непосредственный начальник (командир, старший группы), после чего проверяет у каждого сотрудника наличие вооружения, снаряжения, выясняет состояние здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению, (отстранению сотрудника от выхода на пост, маршрут патрулирования) и докладывает о готовности личного состава к несению службы должностному лицу, проводящему инструктаж.

    Заступающие в наряд сотрудники должны быть одетыми в установленное по сезону форменное обмундирование, светоотражающую экипировку (для несущих службу в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, на стационарных постах ДПС, КПМ, а также работающих на местах ДТП), иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение, а также иметь при себе:

    Служебное и водительское удостоверение.

    Нагрудный знак и жетон с личным номером.

65.3. Служебную книжку (приложение № 15 к настоящему Наставлению) 1 .

65.4. Карточку (карточки 2) поста, маршрута патрулирования 1 .

65.5. Табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными магазинами (за исключением сотрудников, не принявших присягу и не прошедших первоначальную подготовку).

  1. Радиостанцию.

    Служебную сумку или планшет.

    Бланки необходимых процессуальных документов 1 .

  1. Записную книжку.

65.15. Карманный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости).

65.16. Правила дорожного движения.

65.17. Выписки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 1 .

66. В зависимости от характера выполняемых задач наряду ДПС по решению командира строевого подразделения, вышестоящего руководителя дополнительно выдаются:

    Автоматическое оружие.

    Специальные средства.

    Технические средства.

    Средства индивидуальной защиты и активной обороны.

67. Инструктаж заступающего на службу наряда проводит командир строевого подразделения или начальник подразделения Госавтоинспекции, в структуру которого входит строевое подразделение (лица, их
замещающие), вышестоящий руководитель в присутствии дежурного, о чем делается запись в постовой ведомости.

Тема инструктажа определяется в соответствии с ежемесячно разрабатываемыми и утверждаемыми планами, предусматривающими рассмотрение вопросов по совершенствованию оперативно-служебной деятельности и особенностей оперативной обстановки.

В зависимости от ставящихся на период несения службы задач для участия в инструктажах привлекаются руководители или сотрудники других служб и подразделений территориальных органов внутренних дел, других правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, аварийно-спасательных формирований, заинтересованных органов, организаций и предприятий.

Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

68. Должностные лица при проведении инструктажа обязаны:

68.1. Убедиться в готовности сотрудников и патрульных транспортных средств к несению службы, принять меры по устранению выявленных недостатков.

    Довести информацию о состоянии аварийности и оперативной обстановке, проводимых специальных, массовых мероприятиях, дорожных работах в зонах ответственности постов, маршрутов патрулирования.

    Довести результаты работы за истекшие сутки, при необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры положительных действий сотрудников, зачитать имеющиеся приказы о поощрении отличившихся сотрудников.

    Выборочно проверить знание сотрудниками своих прав и обязанностей, правил применения и использования оружия, применения технических и специальных средств, физической силы, мер обеспечения личной безопасности, порядка, особенностей несения службы на посту, (маршруте патрулирования).

    Объявить назначения в наряды, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, при необходимости уточнить порядок смены, связи и взаимодействия.

В случае назначения в наряд двух и более сотрудников назначить старшего наряда (с отметкой в постовой ведомости), в обязанности которого вменяется руководство и организация деятельности наряда, контроль и оказание практической помощи входящим в состав наряда сотрудникам по выполнению поставленных задач, принятие мер по устранению выявленных недостатков.

    Отработать вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы.

    Обратить внимание на необходимость соблюдения дисциплины и законности, внимательного отношении к гражданам.

68.8. Ответить на имеющиеся вопросы.

69. Проведение инструктажа заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов ДПС на службу.

Например: «Наряд, СМИРНО. Приказываю заступить на обеспечение безопасности дорожного движения и общественного порядка. Во время несения службы в обращении с гражданами соблюдать законность, культуру и вежливость. На-ПРАВО (на-ЛЕВО), по маршрутам и постам шагом-МАРШ».

    Сотрудники ДПС, несущие службу на постах, расположенных на большом удалении от строевого подразделения, с разрешения командира строевого подразделения могут прибывать на инструктаж в определенные дни недели. При этом о заступлении на службу сотрудники по имеющимся средствам связи докладывают дежурному и получают от него необходимую информацию и указания.

    Подразделения ДПС участвуют в проводимых совместных инструктажах нарядов органов внутренних дел, порядок проведения которых регламентируется нормативными правовыми актами МВД России.

Для нарядов, участвующих в совместном инструктаже, в день его проведения другие инструктажи не проводятся.

Организация контроля за несением службы

72. Контроль за несением службы нарядами ДПС на постах и маршрутах патрулирования осуществляется путем проведения гласных и скрытых проверок, а также с использованием средств теле-,
видеонаблюдения, навигационного оборудования по определению места нахождения патрульных автомобилей, иных технических средств.

Контроль за несением службы также включает проведение отдельных или в рамках гласных (скрытых) проверок несения службы мероприятий по контролю за сохранностью и правомерностью использования информации, полученной с помощью специальных технических средств, информации программно-технических средств, соответствием реквизитов возбужденных дел об административных правонарушениях фактическим данным о правонарушителях, местах несения службы нарядами, других контрольных мероприятий.

    Проверки осуществляются по письменному указанию (предписание, служебное задание) 1 МВД России, руководителей Департамента ОБДД, ДСБ МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органов управления Госавтоинспекции, подразделений собственной безопасности, ОВДРО либо непосредственными (прямыми) начальниками проверяемого.

    При организации проверок должны учитываться жалобы и заявления граждан, оперативная информация о работе сотрудников, результаты опросов (анкетирования) участников дорожного движения 2 и индивидуально-воспитательной работы.

    Проверяющий должен знать требования нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность ДПС, а также оперативную обстановку в зоне подлежащего проверке поста или на маршруте патрулирования.

    Командиры полков, отдельных батальонов, рот должны осуществлять гласные проверки нарядов не реже двух раз в месяц, их заместители, командиры батальонов, рот (в составе полка) и их заместители - не реже одного раза в неделю, командиры рот (в составе батальонов), их заместители, командиры отдельных взводов и их заместители - ежедневно, командиры взводов (в составе батальонов, рот) или их заместители, командиры отделений - осуществлять гласные проверки каждого наряда ежедневно не менее двух раз за смену.

Для отдаленных постов (маршрутов патрулирования) по решению руководителя органа управления Госавтоинспекции допускается установление иной периодичности проведения проверок каждого наряда.

Периодичность гласных проверок несения службы нарядами ДПС, осуществляемых начальниками, заместителями начальников подразделений Госавтоинспекции, в подчинении которых находятся строевые подразделения, устанавливается руководителем органа управления Госавтоинспекции.

77. При проведении гласной проверки проверяющий должен представиться, предъявить служебное удостоверение и предписание (кроме непосредственных и прямых начальников проверяемого) на право
проверки.

О прибытии проверяющего (кроме непосредственных и прямых начальников проверяемого) сотрудники немедленно докладывают в дежурную часть.

По требованию проверяющего старший наряда (сотрудник) обязан доложить об обстановке в зоне ответственности поста (маршрута патрулирования), представить требуемую документацию, отвечать на заданные вопросы.

78. При проведении гласной проверки наряда ДПС в зависимости от поставленных задач устанавливается:

    Наличие наряда на закрепленном посту (маршруте патрулирования) в конкретном месте согласно карточке или служебному заданию.

    Соответствие внешнего вида сотрудников, их экипировки и оснащения установленным требованиям.

    Соблюдение сотрудниками дисциплины и законности, установленных требований во взаимоотношениях с участниками дорожного движения, правомерность и полнота возбуждения дел об административных правонарушениях.

    Знание служебных обязанностей, ориентировок, полученных на инструктаже и в процессе несения службы, и их выполнение.

    Знание оперативной обстановки в зоне ответственности поста, маршрута патрулирования, состояния аварийности и особенностей несения службы.

    Знание нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ДПС, умение руководствоваться их положениями.

    Наличие, состояние закрепленного патрульного транспорта, средств связи, технических и специальных средств.

    Умение и эффективность использования технических средств.

    Качество несения службы, активность в предупреждении административных правонарушений, дорожно-транспортных происшествий.

78.10. Уровень взаимодействия с дежурной частью, другими нарядами, умение действовать в условиях осложнения дорожной и оперативной обстановки (путем дачи вводных).

Запрещается проверять несение службы путем провоцирующих действий.

78.11. Качество ведения производства по делам об административных правонарушениях.

    При обнаружении во время гласной проверки недостатков в несении службы проверяющий обязан на месте принять меры к их устранению и оказать сотруднику (наряду) практическую помощь.

    О результатах гласной проверки сотрудников проверяющий в обязательном порядке производит запись в служебных книжках (журнале проверок несения службы), а по прибытии в дежурную часть строевого подразделения (территориального органа внутренних дел) - в постовой ведомости с указанием времени и номера (по дислокации) проверенного наряда, выявленных недостатках и оказанной практической помощи по их устранению. В необходимых случаях результаты проверки с указанием выявленных недостатков оформляются отдельным рапортом.

Записи о результатах проверок несения службы, осуществленных должностными лицами, не относящимися к командному составу строевого подразделения, заносятся в находящуюся в дежурной части книгу замечаний и предложений проверяющих.

81. Скрытые проверки проводятся в соответствии с составляемым на месяц графиком, утверждаемым командиром строевого подразделения или руководителем подразделения Госавтоинспекции территориального
органа внутренних дел, в котором, при необходимости указываются фамилии сотрудников, в отношении которых планируется проведение проверки.

При возникновении объективных обстоятельств допускается проведение скрытой проверки вне утвержденного графика.

82. Скрытая проверка ведется путем наблюдения за действиями наряда ДПС, как правило, с использованием средств видеонаблюдения, применением фото- и видеосъемки, аудиозаписи.

Продолжительность скрытой проверки должна составлять не менее 1 часа.

83. В ходе скрытой проверки осуществляется контроль за:

    Поведением сотрудника и соблюдением им дисциплины и законности.

    Взаимоотношениями сотрудника с участниками дорожного движения.

    Правомерностью используемых форм и методов контроля за дорожным движением, остановки транспортных средств, возбуждения дел об административных правонарушениях, осуществления иных административных действий.

    Реагированием на нарушения правил дорожного движения, изменение оперативной и дорожно-транспортной обстановки.

    Умением осуществлять распорядительно-регулировочные действия.

83.6. Выполнением других требований настоящего Наставления и иных нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность Госавтоинспекции.

    При выявлении во время скрытой проверки нарушений дисциплины или законности, необходимости оказания наряду ДПС помощи, проверяющий прекращает наблюдение и принимает неотложные меры по пресечению противоправных действий сотрудников, оказанию соответствующей помощи.

    По информации проверяющего, сотрудники, допустившие грубые нарушения служебных обязанностей, непосредственным (прямым) начальником могут быть отстранены от несения службы.

Сдача отстраненным от несения службы сотрудником вооружения, средств связи, технических и специальных средств, нагрудного знака, неиспользованных бланков процессуальных документов, возбужденных дел об административных правонарушениях с изъятыми документами, вещами, государственными регистрационными знаками, а также отбор от него объяснений обеспечиваются на месте или в расположении строевого подразделения в зависимости от конкретных обстоятельств.

    По рапорту проверяющего руководитель, назначивший скрытую проверку, принимает решение о необходимости проведения служебной проверки.

    Скрытые проверки проводятся в отдельных ротах не реже 4 раз в месяц, отдельных взводах - не реже 3 раз в месяц, отделениях, группах - не реже 2 раз в месяц.

Скрытые проверки в полках, отдельных батальонах осуществляются из расчета имеющегося в структуре количества рот (взводов).

    Руководитель подразделения, утвердивший график проведения скрытых проверок несения службы, несет персональную ответственность за его соблюдение, полноту и качество их проведения.

    Использование для контроля за несением службы нарядами ДПС стационарных средств теле-, видеонаблюдения осуществляется по решению руководителей МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органов управления.

    Итоги проверок регулярно доводятся до сведения сотрудников при проведении инструктажей, а также не менее одного раза в месяц рассматриваются на служебных совещаниях.

    Проверки оперативно-служебной деятельности строевых подразделений осуществляются в соответствии со служебным заданием, утверждаемым вышестоящим руководителем, как правило, в плановом порядке.

IV. Организация несения службы нарядами ДПС Формы и методы несения службы

94. Основными формами несения службы нарядами ДПС являются:

94.1. Контроль за дорожным движением на патрульном транспортном средстве в движении или стационарном положении, в пешем порядке.

94.2. Регулирование дорожного движения.

94.3. Осуществление контрольных функций на стационарных постах ДПС (КПМ), контрольно-пропускных пунктах 1 .

94.4. Сопровождение транспортных средств.

    Несение службы нарядами ДПС может также осуществляться на средствах авиации (вертолеты, дирижабли и другие).

    Контроль за дорожным движением с использованием патрульных транспортных средств может быть открытым и скрытым.

Скрытый контроль осуществляется с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля 2 . При этом обеспечивается взаимодействие наряда ДПС на патрульном автомобиле скрытого контроля с другими нарядами ДПС, которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения обеспечивается остановка транспортного средства.

В случае применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, контроль за дорожным движением может осуществляться нарядом ДПС на патрульном автомобиле скрытого контроля самостоятельно.

Взаимодействие между нарядами при осуществлении скрытого контроля и координация их совместных действий осуществляются с помощью средств радиосвязи.

Решение об осуществлении скрытого контроля принимает руководитель органа управления, командир строевого подразделения (не ниже командира роты) или руководитель подразделения Госавтоинспекции, в подчинении которого находится строевое подразделение, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости.

97. При осуществлении контроля за дорожным движением с использованием патрульных автомобилей применяются следующие основные методы:

    Движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и пресечения нарушений правил дорожного движения).

    Движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную (для предупреждения превышения скорости).

    Остановка у опасных в аварийном отношении мест (для предупреждения нарушений правил дорожного движения водителями и пешеходами, применения средств фото-, видеофиксации нарушений).

    Остановка патрульного автомобиля в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участкам.

Применение того или иного метода, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования обстановкой.

99. Несение службы на патрульных мотоциклах организовывается преимущественно на участках дорог, где возникает необходимость оперативного реагирования на складывающуюся обстановку, в том числе
прибытия к месту ДТП, преследования и остановки правонарушителей в условиях ограниченной пропускной способности, а также в местах систематических нарушений правил дорожного движения водителями
мотоциклов.

В целях взаимной страховки обеспечивается, как правило, несение службы на патрульных мотоциклах в спаренном варианте, а в наиболее сложных в оперативном отношении местах, в ночное время, при неблагоприятных погодных условиях - во взаимодействии с нарядом на патрульном автомобиле.

100. Несение службы в пешем порядке применяется для контроля за движением на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках
дорог.

При пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в открытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор ДПС был отчетливо виден возможно большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного пресечения правонарушений.

101. Порядок применения средств авиации, формы и методы их использования в целях реализации возлагаемых на ДПС функций, порядок взаимодействия нарядов определяется организационно-
распорядительными документами МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации в зависимости от выполняемых конкретных задач.ФЕДЕРАЦИИ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Основные термины и понятия Дорожное движение - совокупность...

  • Совет федерации федерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации серия проблемы национальной безопасности

    Автореферат диссертации

    ... «Наставление по работе дорожно -патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» . На ДПС возложены оперативно-профилактические, контрольные и надзорные функции по обеспечению...


  • 82. Подготовка и инструктаж нарядов подразделений ППСМ проводится, как правило, в специально оборудованном классе службы (приложение N 1). Лица, назначенные в наряд для несения патрульно-постовой службы, прибывают в орган внутренних дел или специально назначенное место за 15 мин. до начала инструктажа. О прибытии они докладывают оперативному дежурному и своему непосредственному начальнику (командиру).

    Например: "Товарищ майор милиции. Сержант милиции Сидоров для несения службы прибыл".

    83. На инструктаже указываются последовательность и порядок перемещения с одного маршрута (поста) на другой.

    В тех случаях, когда возникает необходимость дополнительно выставить пост или маршрут патрулирования, особенности несения службы на них объясняются на инструктаже и записываются в служебной книжке.

    84. Оперативный дежурный (инспектор-дежурный) отмечает в постовой ведомости о прибытии лиц, назначенных в наряд, в присутствии непосредственного начальника (командира) или ответственного от руководства выдает им необходимое вооружение, снаряжение, средства связи, индивидуальной защиты и специальные средства, служебные документы, объявляет маршруты патрулирования, посты и время несения службы. После чего непосредственный начальник (командир) или ответственный от руководства выстраивает наряд на инструктаж, проверяет у каждого милиционера наличие вооружения, снаряжения и спрашивает о состоянии здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению и докладывает о готовности личного состава к несению службы лицу, проводящему инструктаж.

    85. Заряжание оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под наблюдением оперативного дежурного или инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается.

    86. Контроль за заряжанием и разряжением оружия осуществляют командиры подразделений ППСМ, а в их отсутствие - заместитель начальника органа внутренних дел - начальник МОБ или ответственный от руководства органа внутренних дел или строевого подразделения.

    87. Заступающие на службу в наряд сотрудники подразделений ППСМ обязаны быть одетыми в установленное форменное обмундирование по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение.

    88. Заступающие на службу сотрудники должны при себе иметь:

    88.1. Служебное удостоверение, для милиционера-водителя дополнительно - водительское удостоверение.

    88.2. Нагрудный знак "Патрульно-постовая служба" и жетон с личным номером.

    88.3. Служебную книжку (приложение N 2), карточку маршрута, поста.

    88.4. Формализованные бланки рапортов (приложение N 4).

    88.5. Табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными магазинами.

    88.6. Кобуру с протиркой и страховочным ремешком.

    88.7. Резиновую палку.

    88.8. Наручники.

    88.9. Свисток.

    88.10. Носимую радиостанцию.

    88.11. Карманный электрический фонарь.

    89. В зависимости от характера выполняемых задач наряду патрульно-постовой службы милиции дополнительно может выдаваться:

    89.1. Пистолет-пулемет.

    89.2. Карабин.

    89.3. Пистолет травматический.

    89.4. Электрошоковое устройство с возможностью дистанционного воздействия.

    89.5. Аэрозольный распылитель для государственных военизированных организаций.

    89.6. Радиометр-дозиметр.

    89.7. Комплект для экспресс-анализа наличия следов взрывчатых веществ.

    89.8. Ручной прибор для бесконтактного обнаружения горючих и взрывчатых жидкостей.

    89.9. Ручной досмотровый металлоискатель.

    89.10. Средство сковывания движения биологических объектов.

    89.11. Бинокль.

    89.12. Монокуляр ночного видения.

    89.13. Тепловизор малогабаритный.

    89.14. Носимый абонентский комплект системы передачи данных по радиоканалу.

    89.15. Комбинированный фонарь с ультрафиолетовым излучением.

    89.16. Электромегафон.

    89.17. Служебная сумка или планшет.

    89.18. Формализованные бланки протоколов об административном правонарушении.

    89.19. Средства защиты органов дыхания.

    89.20. Индивидуальный перевязочный пакет (аптечка).

    89.21. Средства индивидуальной защиты (бронежилет, бронешлем, щит).

    89.22. Ключи от специального телефона, дверей железнодорожных вагонов.

    90. Ежедневные инструктажи нарядов перед заступлением на службу проводятся должностными лицами командного состава подразделений ППСМ*(15) под руководством начальника органа внутренних дел или его заместителей с обязательным участием оперативного дежурного по горрайлиноргану.

    91. К участию в инструктажах привлекаются руководители и наиболее опытные сотрудники подразделений милиции общественной безопасности и криминальной милиции согласно утвержденным графикам.

    92. Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

    93. Инструктирующий обязан знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, задачи, порядок и особенности несения службы на каждом маршруте (посту), оценить действия и довести результаты работы нарядов за прошедшие сутки, наметить вопросы и вводные задачи для проверки знаний и обучения милиционеров действиям в различных ситуациях.

    Вводные задачи и вопросы должны периодически обновляться и усложняться.

    94. С прибытием руководителя, командира, проводящего инструктаж, командир взвода (отделения) подает команду: "Наряд, СМИРНО. Равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО, на-СЕРЕДИНУ)" - и докладывает о готовности наряда для инструктажа.

    НАПРИМЕР: "Товарищ подполковник милиции. Наряд в составе 40 человек для инструктажа построен. Командир взвода лейтенант милиции Иванов".

    Приняв рапорт, инструктирующий обращается к наряду: "Здравствуйте, товарищи.". На его приветствие наряд отвечает: "Здравия желаем, товарищ подполковник.". После этого инструктирующий подает команду: "Вольно" и дает указание оперативному дежурному ознакомить наряды ППСМ с оперативной обстановкой, ориентировками о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых лиц, похищенного имущества и другими сообщениями, контролирует их фиксацию в служебных книжках.

    95. Инструктирующий обязан:

    95.1. Убедиться в готовности личного состава к несению службы, принять меры к устранению выявленных недостатков.

    95.2. Проверить знание патрульными и постовыми:

    95.2.1. Своих прав и обязанностей, отдельных положений нормативных правовых актов, связанных с обеспечением правопорядка.

    95.2.2. Правил применения и использования табельного оружия, специальных средств и физической силы к правонарушителям.

    95.2.3. Особенностей несения службы на порученном посту, маршруте патрулирования примет разыскиваемых преступников и похищенных вещей.

    95.2.4. Основных алгоритмов действий по пресечению нарушений общественного порядка и задержанию правонарушителей.

    95.3. Объявить результаты несения службы нарядами ППСМ за прошедшие сутки, при необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры положительных действий патрульных и постовых, зачитать имеющиеся приказы о поощрении отличившихся сотрудников.

    95.4. Довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия.

    95.5. Отработать с нарядами ППСМ вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение террористических актов, групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников и другие).

    95.6. Обратить внимание нарядов ППСМ на необходимость соблюдения законности, внимательного отношении к гражданам.

    95.7. Ответить на имеющиеся вопросы.

    Проведение ежедневного инструктажа заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов ППСМ на службу. Например: "Наряд, СМИРНО. Приказываю заступить на обеспечение общественного порядка. Во время несения службы в обращении с гражданами соблюдать законность, культуру и вежливость. На-ПРАВО (на-ЛЕВО), по маршрутам и постам шагом-МАРШ".

    96. Подразделения ППСМ участвуют в совместных инструктажах всех нарядов органов внутренних дел в масштабе муниципального образования, которые проводятся не реже одного раза в месяц.

    97. Порядок проведения совместных инструктажей регламентируется приказами и другими нормативными актами МВД России.

    98. Для нарядов подразделений ППСМ, участвующих в совместном инструктаже, в день его проведения другие инструктажи не проводятся.

    Периодичность повторного инструктажа по охране труда определена законодательно. Эта процедура – один из пяти существующих видов инструктажей, наряду с целевым, внеплановым, первичным и вводным инструктажем по охране труда.

    Сотруднику необходимо пройти первичный инструктаж, чтобы он был допущен к повторному. Для чего организации должны периодически проводить повторный инструктаж? Перечислим главные задачи этой процедуры:

    • Проверить, насколько качественно был усвоен сотрудниками материал в ходе первичного инструктажа.
    • «Освежить» в памяти уже имеющиеся знания по технике безопасности, вспомнить, как нужно организовывать свою трудовую деятельность, чтобы она не повлекла за собой опасные последствия.
    • Предотвратить аварии, производственные травмы и иные негативные ситуации, которые могут возникнуть на предприятии вследствие несоблюдения норм по охране труда.
    • Подтвердить осведомленность с нормами техники безопасности. Стоит отметить, что сотрудники, не прошедшие повторное инструктирование, будут отстранены от обязанностей, пока не пройдут обучение успешно.

    Периодичность

    Трудовой кодекс РФ постановляет, что любая организация обязана осуществлять проведение повторного инструктирования. Также он определяет, как часто и когда проводится повторный инструктаж на рабочем месте. Подобная процедура необходима, чтобы работа предприятия была действительно безопасна. Итак, согласно законодательству, периодичность проведения повторного инструктирования – не менее чем один раз в полугодие. Проводить процедуру чаще законодательно не возбраняется, а для некоторых организаций это даже является обязательным. К примеру, лица, трудящиеся на производствах с опасными условиями труда, обязаны проходить очередное инструктирование не реже одного раза в 3 месяца.

    Бывают и противоположные ситуации, когда и одного обучения в полугодие много. В подобной ситуации начальство предприятия может согласовать этот вопрос с профсоюзами и государственными органами и увеличить сроки повторного инструктажа. Срок может быть любым, но процедура все равно должна проводиться не реже, чем раз в год.

    Работодатель может изменить сроки проведения инструктирования для определенных категорий работников. Согласовав этот вопрос с профсоюзами, он может проводить эту процедуру, к примеру, один раз в квартал.

    Категории работников, которые обязаны пройти повторный инструктаж

    Повторный инструктаж на рабочем месте непосредственно касается сотрудников, уже прошедших первичное инструктирование. Перечислим категории работников, которых касается данная процедура:

    • Все работники, уже прошедшие первичное обучение.
    • Совместители.
    • Надомники.
    • Лица, которые были командированы на предприятие из сторонних организаций.
    • Сотрудники подрядной организации.
    • Студенты и другие практиканты, работающие в организации.

    Читайте также Задачи и функции уполномоченного по охране труда

    Необходимо понимать, что невозможно составить полный перечень, так как повторное обучение обязан будет пройти каждый сотрудник организации.

    Работники, которые освобождаются от повторного инструктажа

    Проверка знаний техники безопасности и повторение изученного материала – обязанности руководителя и сотрудников предприятия. Принцип, изложенный в законодательстве, – руководящий обязан обучить своих подчиненных.

    Важно! Однако существуют категории работников, которые могут быть освобождены от повторного обучения, к ним относятся:

    • Сотрудники, чья производственно-трудовая деятельность не связана с использованием какого-либо оборудования.

    • Лица, которые не работают с электрическим / механизированным инструментом.

    • Работники, трудовая деятельность которых не связана с использованием и / или хранением материалов, а также сырья.

    У работодателя может возникнуть вопрос. Нужно ли проведение повторного инструктажа, например, для офисных работников? Очевидно, что их деятельность не имеет отношения к вышеописанному списку. В законодательстве отсутствует четкое, конкретное разделение на тех, кто должен и кто не должен пройти повторное обучение. Неточность и некая неопределенность этого перечня оставляет вопросы для работодателей. Они имеют право издать приказ, освобождающий некоторых сотрудников от дополнительного инструктирования. Подписывая такой приказ, начальство гарантирует, что трудовая деятельность этих сотрудников является безопасной.

    Но если с трудящимися, которые освобождаются от дополнительного обучения, и чьи должности попадают под изданный приказ, что-нибудь случится, то и руководитель, и организация будут нести юридическую ответственность. Будет выплачен денежный штраф, а также предоставлена компенсация и морального, и материального ущерба. Руководитель должен будет заплатить 15-25 тыс. рублей, а предприятие (юридическое лицо) – 110-130 тыс. рублей.

    Кем проводится повторное инструктирование. Требования к инструкторам

    Российское законодательство содержит информацию о том, кто проводит повторный инструктаж по охране труда. Главный принцип в данном вопросе – численность лиц, являющихся работниками организации.

    Если общая численность сотрудников, которые трудятся на предприятии, не превышает 50 человек, то обучение может быть проведено руководителем. Также он может перепоручить проведение этой процедуры другому сотруднику, имеющему соответствующую квалификацию. Возможен наём специального инструктора.

    Если общее число работников организации более полусотни лиц, то необходимо воспользоваться услугами специалиста-профессионала. Требования к инструкторам законодательство предъявляет достаточно жесткие. Они обязаны иметь высокую квалификацию, регулярно проходить переподготовку и получать документы, подтверждающие их профессиональный уровень, в уполномоченных организациях.

    Читайте также Процедура разработки и утверждения инструкций по охране труда: документы, ответственные лица

    И инструкторы, и руководители должны проходить полновесное обучение. В отличие от инструктирования, обучение подразумевает углубленное погружение в теоретические аспекты вопроса. Инструктор обучает сотрудников. От того, насколько ценные знания он предоставляет, зависит то, насколько безопасно будет организована работа на предприятии. Не реже чем один раз в 3 года необходимо проходить повторное обучение. Эти требования относятся не только к инструкторам-специалистам, но и к работодателям, руководителям предприятия. Руководители должны пройти первое обучение в течение месяца после занятия руководящей должности. Затем они проходят повторное обучение так же, как и инструкторы: не менее одного раза в течение трех лет.

    Программа инструктажа

    Повторное инструктирование повторяет программу первичного. У многих работодателей часто возникает вопрос, возможно ли одновременное проведение и первичного, и повторного инструктажа на рабочем месте. Только для сотрудников, проходивших процедуру в первый раз, будет внесена одна запись, а для остальных работников – другая.

    Законодательство содержит советы и рекомендации по инструктированию сотрудников. Очевидно, что невозможно создать унифицированную форму этой процедуры для всех организаций. Инструктаж обязателен для всех предприятий, а направление деятельности многих фирм существенно разнится. Организация может разработать свою форму обучения, но она должна быть согласована.

    Основные аспекты, которые должны присутствовать в программе инструктажа:

    • Введение. В этой части должна содержаться информация о предприятии, его деятельности. Необходимо осветить, какая техника и какое оборудование применяются. Должны быть упомянуты вредные факторы, которые могут возникнуть на рабочем месте. Информация об индивидуальных / коллективных средствах защиты также присутствует в этой части.
    • Изложение принципов организации работы.
    • Информация о коммуникационных путях предприятия. Предоставляется информация о коридорах, проходах. Рассказывается, по каким путям необходимо эвакуироваться в случае опасной ситуации.
    • Рассказ об аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в ходе работы предприятия.

    Таким образом, повторный инструктаж – обязательная процедура. Частота проведения повторного инструктажа по охране труда – не реже одного раза в полугодие (однако существуют и исключения). Инструктаж проводится, чтобы сотрудники освежили уже имеющиеся знания и подтвердили, что они владеют информацией об организации безопасного труда. Существуют категории сотрудников, которые освобождены от прохождения процедуры. Инструктаж проводится уполномоченными лицами (инструкторами), имеющими соответствующий уровень квалификации.

    "Вопросы организации деятельности строевых подразделений ППСП"

    Подготовка и инструктаж нарядов

    82. Подготовка и инструктаж нарядов подразделений ППСП проводятся, как правило, в специально оборудованном классе службы. Лица, назначенные в наряд для несения патрульно-постовой службы, прибывают в орган внутренних дел или специально назначенное место за 15 мин. до начала инструктажа. О прибытии они докладывают оперативному дежурному и своему непосредственному начальнику (командиру).

    Например: "Товарищ майор полиции. Сержант полиции Сидоров для несения службы прибыл".

    83. На инструктаже указываются последовательность и порядок перемещения с одного маршрута (поста) на другой.

    В тех случаях, когда возникает необходимость дополнительно выставить пост или маршрут патрулирования, особенности несения службы на них объясняются на инструктаже и записываются в служебной книжке.

    84. Оперативный дежурный (инспектор-дежурный) отмечает в постовой ведомости о прибытии лиц, назначенных в наряд, в присутствии непосредственного начальника (командира) или ответственного от руководства выдает им необходимое вооружение, снаряжение, средства связи, индивидуальной защиты и специальные средства, служебные документы, объявляет маршруты патрулирования, посты и время несения службы. После чего непосредственный начальник (командир) или ответственный от руководства выстраивает наряд на инструктаж, проверяет у каждого полицейского наличие вооружения, снаряжения и спрашивает о состоянии здоровья. При обнаружении недостатков принимает меры к их устранению и докладывает о готовности личного состава к несению службы лицу, проводящему инструктаж.

    85. Заряжание оружия производится перед построением наряда на инструктаж по команде и под наблюдением оперативного дежурного или инструктирующего в специально отведенном месте. При этом патрон в патронник не досылается.

    86. Контроль за заряжанием и разряжением оружия осуществляют командиры подразделений ППСП, а в их отсутствие - заместитель начальника полиции (по ООП) или ответственный от руководства органа внутренних дел или строевого подразделения.

    87. Заступающие на службу в наряд сотрудники подразделений ППСП обязаны быть одетыми в установленное форменное обмундирование по сезону, иметь опрятный внешний вид и исправное снаряжение.

    88. Заступающие на службу сотрудники должны при себе иметь:

    88.1. Служебное удостоверение, для полицейского-водителя дополнительно - водительское удостоверение.

    88.2. Нагрудный знак сотрудника полиции и жетон с личным номером.

    88.3. Служебную книжку, карточку маршрута, поста.

    88.4. Формализованные бланки рапортов.

    88.5. Табельное огнестрельное оружие с двумя снаряженными магазинами.

    88.6. Кобуру с протиркой и страховочным ремешком.

    88.7. Резиновую палку.

    88.8. Наручники.

    88.9. Свисток.

    88.10. Носимую радиостанцию.

    88.11. Карманный электрический фонарь.

    89. В зависимости от характера выполняемых задач наряду ППСП дополнительно может выдаваться:

    89.1. Пистолет-пулемет.

    89.2. Карабин.

    89.3. Пистолет травматический.

    89.4. Электрошоковое устройство с возможностью дистанционного воздействия.

    89.5. Аэрозольный распылитель для государственных военизированных организаций.

    89.6. Радиометр-дозиметр.

    89.7. Комплект для экспресс-анализа наличия следов взрывчатых веществ.

    89.8. Ручной прибор для бесконтактного обнаружения горючих и взрывчатых жидкостей.

    89.9. Ручной досмотровый металлоискатель.

    89.10. Средство сковывания движения биологических объектов.

    89.11. Бинокль.

    89.12. Монокуляр ночного видения.

    89.13. Тепловизор малогабаритный.

    89.14. Носимый абонентский комплект системы передачи данных по радиоканалу.

    89.15. Комбинированный фонарь с ультрафиолетовым излучением.

    89.16. Электромегафон.

    89.17. Служебная сумка или планшет.

    89.18. Формализованные бланки протоколов об административном правонарушении.

    89.19. Средства защиты органов дыхания.

    89.20. Индивидуальный перевязочный пакет (аптечка).

    89.21. Средства индивидуальной защиты (бронежилет, бронешлем, щит).

    89.22. Ключи от специального телефона, дверей железнодорожных вагонов.

    89.23. Специальное газовое средство.

    90. Ежедневные инструктажи нарядов перед заступлением на службу проводятся должностными лицами командного состава подразделений ППСП*(12) под руководством начальника органа внутренних дел или его заместителей с обязательным участием оперативного дежурного по территориальному органу МВД России на районном уровне.

    91. К участию в инструктажах привлекаются руководители и наиболее опытные сотрудники подразделений полиции, осуществляющих охрану общественного порядка и оперативно-разыскную деятельность, согласно утвержденным графикам.

    92. Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

    93. Инструктирующий обязан знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, задачи, порядок и особенности несения службы на каждом маршруте (посту), оценить действия и довести результаты работы нарядов за прошедшие сутки, наметить вопросы и вводные задачи для проверки знаний и обучения полицейских действиям в различных ситуациях.

    Вводные задачи и вопросы должны периодически обновляться и усложняться.

    94. С прибытием руководителя, командира, проводящего инструктаж, командир взвода (отделения) подает команду: "Наряд, СМИРНО. Равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО, на-СЕРЕДИНУ)" - и докладывает о готовности наряда для инструктажа.

    Например: "Товарищ подполковник полиции. Наряд в составе 40 человек для инструктажа построен. Командир взвода лейтенант полиции Иванов".

    Приняв рапорт, инструктирующий обращается к наряду: "Здравствуйте, товарищи". На его приветствие наряд отвечает: "Здравия желаем, товарищ подполковник". После этого инструктирующий подает команду: "Вольно" и дает указание оперативному дежурному ознакомить наряды ППСП с оперативной обстановкой, ориентировками о совершенных преступлениях, приметах разыскиваемых лиц, похищенного имущества и другими сообщениями, контролирует их фиксацию в служебных книжках.

    95. Инструктирующий обязан:

    95.1. Убедиться в готовности личного состава к несению службы, принять меры к устранению выявленных недостатков.

    95.2. Проверить знание патрульными и постовыми:

    95.2.1. Своих прав и обязанностей, отдельных положений нормативных правовых актов, связанных с обеспечением правопорядка.

    95.2.2. Правил применения и использования табельного оружия, специальных средств и физической силы к правонарушителям.

    95.2.3. Особенностей несения службы на порученном посту, маршруте патрулирования примет разыскиваемых преступников и похищенных вещей.

    95.2.4. Основных алгоритмов действий по пресечению нарушений общественного порядка и задержанию правонарушителей.

    95.3. Объявить результаты несения службы нарядами ППСП за прошедшие сутки, при необходимости разъяснить недостатки и упущения, привести примеры положительных действий патрульных и постовых, зачитать имеющиеся приказы о поощрении отличившихся сотрудников.

    95.4. Довести оперативную обстановку, поставить каждому наряду конкретные задачи на весь период несения службы, разъяснить порядок смены, связи и взаимодействия.

    95.5. Отработать с нарядами ППСП вводные задачи, при этом разобрать наиболее характерные тактические приемы несения службы, в том числе в особых условиях (ведение наблюдения, выявление преступников по малозаметным признакам и приметам, предупреждение и пресечение террористических актов, групповых нарушений общественного порядка, задержание вооруженных преступников и другие).

    95.6. Обратить внимание нарядов ППСП на необходимость соблюдения законности, внимательного отношения к гражданам.

    95.7. Ответить на имеющиеся вопросы.

    Проведение ежедневного инструктажа заканчивается отдачей приказа о заступлении нарядов ППСП на службу. Например: "Наряд, СМИРНО. Приказываю заступить на обеспечение общественного порядка. Во время несения службы в обращении с гражданами соблюдать законность, культуру и вежливость. На-ПРАВО (на-ЛЕВО), по маршрутам и постам шагом-МАРШ".

    96. Подразделения ППСП участвуют в совместных инструктажах всех нарядов органов внутренних дел в масштабе муниципального образования, которые проводятся не реже одного раза в месяц.

    97. Порядок проведения совместных инструктажей регламентируется приказами и другими нормативными актами МВД России.

    98. Для нарядов подразделений ППСП, участвующих в совместном инструктаже, в день его проведения другие инструктажи не проводятся.

    Контроль за организацией и несением службы нарядами ППСП

    114. Контроль за организацией и несением службы нарядами подразделений ППСП является одним из важных элементов укрепления исполнительской дисциплины, обеспечения высокой постоянной активности личного состава к выполнению служебных задач, а также средством обучения полицейских непосредственно на посту и маршруте.

    115. Контроль осуществляется путем проведения систематических проверок нарядов (не менее одного раза в течение двух часов), во время которых устанавливаются:

    115.1. Соответствие расстановки и использования личного состава, технических средств принятому решению начальника территориального органа МВД России на районном уровне и складывающейся оперативной обстановки, наличие нарядов на закрепленных постах и маршрутах.

    115.2. Четкость и оперативность управления нарядами, своевременность доведения до них информации об изменениях оперативной обстановки.

    115.3. Знание нарядами обстановки на территории поста, маршрута, выполняемой задачи, дислокации постов и границ маршрутов ближайших нарядов, способов связи с ними, а также своих прав и обязанностей.

    115.4. Качество несения службы нарядами и их активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений.

    115.5. Уровень взаимодействия между нарядами ППСП, сотрудниками других подразделений полиции и общественными формированиями правоохранительной направленности, ЧОО, участвующими в охране общественного порядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

    115.6. Соблюдение нарядами законности и дисциплины.

    115.7. Количество совершенных преступлений и административных правонарушений на посту, маршруте и принятые по ним меры.

    115.8. Правильность оформления и ведения служебных документов.

    116. Организацию и несение службы нарядами подразделений ППСП обязаны проверять:

    116.1. Представители МВД России, УТ МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте, МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по иным субъектам Российской Федерации при проведении инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов в территориальные органы МВД России и их подразделения.

    116.2. Начальники территориальных органов МВД России на районном уровне, их заместители, командиры полков и батальонов - не реже двух раз в месяц.

    116.3. Заместители командиров полков, батальонов, а также лица инспекторского состава полиции территориальных органов МВД России на районном уровне - не менее одного раза в неделю.

    116.4. Командиры рот, их заместители, командиры взводов - ежедневно (в выходные дни - по графику).

    116.5. Командиры отделений, начальники патрульных участков - не менее трех раз каждого патрульного (постового) за смену.

    116.6. Участковые уполномоченные полиции при несении службы на административном участке.

    117. Проверка несения службы нарядами может быть гласной и скрытой. От прибывших для проверки патрульный (постовой) требует, если не знает их в лицо, служебное удостоверение, а от лиц, уполномоченных прямым начальником, - также письменное предписание на право проверки.

    118. Патрульный (постовой) подходит и представляется проверяющему.

    Например: "Товарищ майор полиции. Патрульный сержант полиции Наумов".

    119. В тех случаях, когда проверку проводят двое, патрульный (постовой) представляется старшему по должности, а при равных должностях - старшему по званию.

    По требованию проверяющего старший патруля (постовой) докладывает об обстановке на территории маршрута (поста) и отвечает на заданные вопросы.

    120. При отсутствии наряда на маршруте (посту) проверяющий обязан немедленно связаться с дежурным по территориальному органу МВД России на районном уровне, выяснить причину отсутствия и установить местонахождение наряда.

    121. Проверяющий обязан знать требования настоящего Устава, оперативную обстановку в микрорайоне, районе, городе, в зоне поста, маршрута, объективно оценивать качество несения службы, не допуская упрощений и послаблений, быть выдержанным и тактичным.

    122. Запрещается проверять несение службы путем попытки отобрать оружие и другими способами, которые могут привести к несчастным случаям и иным тяжким последствиям.

    123. При обнаружении недостатков в организации и несении патрульно-постовой службы проверяющий обязан принять меры к их устранению.

    За грубое нарушение требований настоящего Устава наряд ППСП может быть снят с маршрута (поста) лицами, которым он подчинен, с докладом начальнику территориального органа МВД России на районном уровне (командиру подразделения ППСП) и уведомлением оперативного дежурного (начальника смены дежурной части).

    124. О результатах проверки патрульно-постового наряда проверяющий в обязательном порядке делает запись в служебной книжке сотрудника, бортовом журнале автопатруля подразделения ППСП.

    125. По прибытии в дежурную часть проверяющий осуществляет записи в постовой ведомости о результатах проверок с указанием времени их проведения и номера наряда.

    126. При скрытой проверке проверяющий скрытно ведет наблюдение за действиями наряда ППСП не менее 1 часа. При проведении скрытых проверок могут использоваться средства теле- и видеонаблюдения, применяться фото- и видеосъемка.

    127. В случае выявления нарушений порядка несения службы нарядом ППСП или необходимости оказания ему помощи проверяющий прекращает скрытое наблюдение и принимает меры по устранению нарушений, оказанию соответствующей помощи.

    128. О результатах скрытой проверки проверяющий докладывает рапортом начальнику территориального органа МВД России на районном уровне (командиру) или лицу, его замещающему, и в обязательном порядке делает запись в постовой ведомости.

    129. Скрытые проверки патрульно-постовых нарядов проводятся в отдельных ротах ППСП не реже 4 раз в месяц, отдельных взводах ППСП - не реже 3 раз в месяц, отделениях ППСП - не реже 2 раз в месяц.

    Скрытые проверки в отдельных батальонах, полках ППСП осуществляются из расчета имеющегося в структуре количества рот.

    130. Начальник территориального органа МВД России на районном уровне, начальник полиции и его заместитель (по ООП), командир подразделения не реже одного раза в квартал проводят на оперативном совещании анализ эффективности контроля за несением службы патрульно-постовыми нарядами, его влияния на повышение эффективности работы подразделения ППСП по основным направлениям оперативно-служебной деятельности.