Какой штраф за опасное вождение. Штраф за опасное вождение принят в первом чтении. Кто и как квалифицирует опасное вождение

Правительство официально внесло в Госдуму проект поправки в КоАП, устанавливающий наказание за «опасное вождение». За это будет полагаться штрафа. Мало у кого есть сомнения, что в течение нынешней сессии депутаты примут эту поправку и уже с начала 2017 года сотрудники ДПС начнут выписывать 5-тысячные штрафы направо и налево. Разберем подробно, какие действия, согласно ПДД, считаются опасным вождением и как под эту «гребенку» можно попасть в совершенно безобидной ситуации. Так, пункт 2.7. ПДД относит к опасному вождению «несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства».

Собственно, именно эту фразу каждый раз пишут в протоколах после ДТП, когда одна машина бьет в зад другую. Кто мешает сотруднику предположить, что виновник аварии делал это несколько раз перед столкновением? Никто. Поэтому виновнику вырисовывается 5000 . Далее под опасное вождение четко опадает «несоблюдение бокового интервала», когда перед сужением дороги образуется затор из машин. Всем его участникам можно смело выписывать штрафы за опасное вождение! Или, допустим, вы едете по левой полосе с максимально разрешенной скоростью при занятых правых. В какой-то момент вам в корму упирается и начинает моргать фарами очередной « », желающий срочно обогнать.

s1.cdn.autoevolution.com/

Вы, разумеется, не можете ему дать дорогу и он какое-то время продолжает беситься у вас на хвосте. Знайте, что начиная с 2017 года такое ваше поведение будет считаться «препятствованием обгону» и оцениваться в 5000 рублей . К опасному вождению ПДД относят также «перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия». Таким образом, все попытки ехать чуть быстрее, пробираясь по рядам вялотекущей пробки, также можно будет оценить в 5000 рублей.

То же самое касается опасного вождения в форме «невыполнения при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения». ПДД подразумевают под термином «уступить» то, что ты своим маневром не вынуждаешь других участников движения изменить направление движения или скорость. Но мало ли какие «тараканы» живут в голове у этого самого «другого участника»? На дороге попадаются такие персонажи, которые смертельно пугаются и панически тормозят и отруливают даже при виде плавных перестроений машин в километре от них. Другими словами, в 2017 вполне можно будет стать опасным водителем и даже не подозревая, что ты кому-то там помешал.

Закон одобренный российским правительством дополнил только КоАП России. Цель данного законопроекта – обязать автомобилистов придерживаться дорожных правил и избегать аварийных ситуаций. Но вполне вероятно, что это очередная возможность пополнения госбюджета, так как некоторые понятия касаемые опасного движения имеющиеся нормативные акты уже повторяют.

Что же это такое - опасное вождение?

Общеизвестно, что агрессивное вождение часто является причиной ДТП, при котором люди получают не только травмы, но и гибнут. Причем жертвами становятся не только владельцы автотранспорта, но и случайные прохожие, люди перебегающие дорогу, или просто стоящие на обочине дороге или автобусной остановке. Самое неприятное во всем этом то, что по вине неадекватных автомобилистов страдают ни в чем не виновные граждане, которые никак не нарушили правил ДД.

Опасное вождение - это многократно повторенный автомобилем манёвр, который может представить угрозу других автолюбителей и пешеходов. К такому роду опасным маневрам можно причислить:

- не соблюдение боковых дистанций;

Нарушение дистанции от едущего спереди авто;

Неправильное перестроение;

В момент перестроения автолюбитель не уступает дорогу имеющим преимущество машинам;

Перестроение при большой загруженности автотранспортных потоков;

Помехи обгону;

Резкое и совершенно необоснованное торможение.

Перечисленные маневры провоцируют аварийную ситуацию, при которой вероятно получение людьми увечий, их гибели и повреждение транспортного средства. Под штрафные санкции подпадают те водители, которыми были не соблюдены такие пункты за очень небольшой временной промежуток.

Есть такие страны, в которых под опасным вождением подразумеваются более незначительные нарушения: это не включение поворотника, подрезание, езда по обочине дороги, ослепление встречной машины и необоснованный сигнал клаксона. Так же нарушителем признается такой водитель, который не пожелал уступить дорогу пешеходам на «зебре».

Каждое из перечисленных правонарушений весьма серьезное. В некоторых странах автомобилисты штрафуются на большую сумму, в других же – нарушителя лишают ВУ на определенный срок, в третьих - за опасное вождение нарушителю грозит уголовное преследование. В качестве примера возьмем Германию. В этой стране за агрессивную езду водителя лишают прав на 3 месяца или штрафуют на сумму в € 250, в США – 2500 USD, в Японии – 6 месяцев исправительных работ, в Австралии – 5 тыс. 500 долл. или УВ на 3 года, в Великобритании – огромный штраф или же 2 летним лишением свободы.


Квалификация правонарушения

Такой вид нарушения как агрессивное вождение квалифицируют инспектора ДПС. Об этом, в статью 23.38 внесены соответствующие поправки. Так что, решать степень виновности автомобилиста будет дорожная полиция. Именно они будут определять, какой из случаев следует считать опасным вождением. Так что, водители имеют всего два выхода, либо не нарушать правил ДД, либо надеяться, что инспектор ГИБДД отнесется к нему беспристрастно.


Определение нарушения и размер штрафа

Чтобы доказать, что автомобилист совершил нарушение и виновен, нужна последовательная фиксация, которая бы могла доказать, что машиной опасные для дорожного движения маневры выполнялись неоднократно. Именно поэтому, привлечь водителя нарушившего правила к ответственности будет очень сложно.

Сумма штрафа за агрессивную езду в 2017 составит 5 тыс. руб. Такой размер штрафа прописан в ст. 12.38 КоАП РФ.

Известно, что Административный Кодекс России предусматривает вероятность оплаты штрафов за такое нарушение с 50 процентной скидкой.


В настоящее время в Государственной Думе обсуждается законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях.

27 января 2017 года законопроект принят в первом чтении. В течение 30 дней инициаторы должны представить поправки.

Текст обсуждаемого закона

Статья 12.38. Опасное вождение

Опасное вождение –
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Пояснительная записка

Проект федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение” (далее – законопроект) подготовлен МВД России во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова от 6 апреля 2016 г. № ИШ-П9-1925 и по результатам совещания по данному вопросу, состоявшегося 29 июня 2016 г. в Правительстве Российской Федерации. Целью законопроекта является установление административной ответственности за опасное вождение.

Необходимость установления ответственности за указанное нарушение обусловлена принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 477 “О внесении изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации”, которым предусмотрен запрет на опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Опасное вождение характеризуется повышенной опасностью для движения именно вследствие совершения совокупности указанных действий водителя, совершаемых в течение относительно короткого периода времени.

В ряде случаев это лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации.

Данная новелла следует в развитие пункта 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, который обязывает участников дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда, и конкретизирует его в отношении водителей транспортных средств, по вине которых совершается до 80% дорожно-транспортных происшествий. Административная ответственность за опасное вождение, как представляется, должна быть выше, чем ответственность за совершение отдельных действий, перечень которых предусмотрен указанным постановлением.

Так, в настоящее время установлена ответственность за невыполнение требования Правил дорожного движения Российской Федерации уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, в виде административного штрафа в размере пятисот рублей (часть 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП)). За нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, выражающемся в случае “опасного вождения” в перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, также установлен штраф в размере одной тысячи пятисот рублей (часть 1 статьи 12.15 КоАП).

В этой связи законопроектом предлагается главу 12 КоАП дополнить новой статьей 12.38, устанавливающей административную ответственность в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей за совершение водителем транспортного средства действий, квалифицируемых как “опасное вождение”. Одновременно в законопроекте предусмотрено внесение корреспондирующих изменений в статью 23.3 КоАП, наделяющих соответствующих должностных лиц органов внутренних дел полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях указанной категории.

С учетом изложенного принятие законопроекта положительно отразится на повышении безопасности дорожного движения.

Законопроектом, одобренным профильной комиссией правительства, планируется всего лишь дополнить КоАП РФ. Цель закона – обязать водителей придерживаться ПДД и не создавать на дороге аварийные ситуации. А возможно, это всего лишь статья для пополнения бюджета, поскольку некоторые понятия об опасном движении дублируют уже существующие нормативы дорожного движения.

Законопроект опирается на социологический опрос, в котором участвовало более 20 000 человек. В результате опроса 38% респондентов решительно поддержали закон из-за увеличения случаев агрессивного вождения. 29% поддержали инициативу в целом, если получены четкие доказательства вины водителя.

Опасное вождение: что это

Не секрет, что агрессивное вождение во многих случаях является причиной дорожных происшествий, травмирования и гибели людей, причем, как владельцев автотранспорта, так и случайных пешеходов, переходящих дорогу, либо, просто стоящих на остановке или на обочине. Ведь за 2015 год на российских дорогах погибло более 23000 человек. Самое неприятное, что от ДТП страдают законопослушные граждане, не нарушающие правил дорожного движения.

Сам термин и статья «опасное движение» была разработана и внесена в правила дорожного движения МВД еще в июне 2016 года.

Опасным движением считается неоднократно повторенный маневр, представляющий потенциальную угрозу для себя, других водителей и пешеходов. К опасным маневрам относится:

  • нарушение боковых дистанций;
  • несоблюдение дистанции от впереди идущего автомобиля;
  • перестроение не по правилам;
  • при перестроении водитель не уступает путь автомобилям, имеющим преимущество;
  • перестроение при полной загруженности всех транспортных потоков;
  • препятствование обгону;
  • необоснованное торможение.

Данные маневры провоцируют ситуацию на дороге, при которой возможно травмирование людей, их гибель, повреждение чужого транспортного средства, здания, нанесение любого материального ущерба. Под штраф попадают водители, нарушающие данные пункты за короткий промежуток времени. Именно хронология правонарушений является ключевым моментом нового законопроекта.

В некоторых странах Европы и Азии под агрессивным вождением подразумеваются гораздо более легкие нарушения: не включение сигнала поворота, подрезание при обгоне, проезд по обочине, ослепление водителя встречного автомобиля дальним светом фар, необоснованный звуковой сигнал. Нарушителем считается водитель, не уступивший дорогу людям на пешеходном переходе.

Каждое из этих правонарушений считается очень серьезным. В одних странах взимается большой штраф, в других – нарушителя лишают водительского удостоверения на определенное время, в третьих странах предусмотрено уголовное наказание. Например, в Германии опасная езда карается лишением прав на три месяца или штрафом 250 евро, в Америке – 2500 долларов, в Японии – полгода исправительных работ, в Австралии – 5500 долларов или лишение прав на три года, в Англии – большой штраф или лишение свободы сроком до двух лет.

Квалификация нарушения

Квалифицировать опасное вождение будут инспекторы ГИБДД, о чем в статью 23.38 планируется внести соответствующие изменения. Решать, виновен водитель или нет – это привилегия дорожной полиции. То есть инспектор устанавливает, в каких случаях совершено опасное вождение одно за другим, а в каких случаях либо нарушена хронология, либо какой-то маневр не будет считаться опасным. В связи с этим у водителей есть два выхода: не нарушать ПДД ни при каких обстоятельствах и надеяться на беспристрастность, грамотность и порядочность инспектора ГИБДД.

Фиксация нарушения и штраф

Чтобы доказать вину водителя необходима не просто видео- и фотофиксация нарушений, записи видеорегистратора в автомобиле, а последовательная фиксация, доказывающая, что опасные маневры были выполнены несколько раз подряд. Поэтому привлечь нарушителей к ответственности будет крайне затруднительно, если не сказать практически невозможно. Станет ли новая статья КоАП рабочей или номинальной – большой вопрос.

Размер штрафа за опасное вождение в 2019 будет составлять 5000 рублей. Эта сумма будет прописана в Кодексе РФ об административных правонарушениях в упоминаемой статье 12.38. Некоторые парламентарии считают, что нужно ужесточить наказание за агрессивное вождение до лишения водительского удостоверения и/или лишение свободы на определенные роки.

Известно, что в КоАП РФ предусмотрена возможность оплаты штрафов со скидкой в 50%. Данное положение регламентирует сроки оплаты: от даты вынесения постановления о штрафе не должно пройти более 20 дней. Нельзя оплачивать и раньше, чем факт правонарушения будет занесен в базу ГИБДД.

На официальном интернет-портале дорожной полиции размещены видеоматериалы, объясняющие водителям, какие маневры считаются опасными и подпадают под новую законодательную поправку. Каждый участник дорожного движения может, пересмотрев видеобиблиотеку, уяснить для себя, как нельзя вести себя на дороге, чтобы не быть оштрафованным на крупную сумму. Пока точно неизвестно, когда конкретно закон о штрафах за опасное вождение вступит в силу, вероятнее всего, это будет в начале 2019 года.

Если попытаться разобраться в том, что такое «опасное движение» в России, можно прийти к выводу, что всеобъемлющего и лаконичного определения нет. При этом с начала июня 2016 года в ПДД это понятие имеет силу. Кроме того, грядут новости о введении штрафа за данное нарушение. Попробуем разобраться во всех нюансах ПДД.

Стоит отметить, что новости о предполагаемом введении санкций за опасное вождение периодически всплывают давно, дольше десяти лет. При этом речь идет не только об установлении штрафа, но даже о лишении прав. Однако важность конкретизации термина «опасное вождение» в российском законодательстве осознали недавно. В 2018 году в понятие были внесены изменения, за счет чего оно стало короче и чуть более четким. Вначале же лета 2016 года появились новости о вступлении в силу новых поправок в ПДД, которые пояснили суть термина «опасное движение» и поставили его под запрет.

Что же подразумевается в 2018 году под понятием «опасное вождение»? Постановление об опасном вождении Правительства РФ отразило новые изменения. Речь идет об изменениях, которые касаются введения запрета на опасное вождение в ПДД и установления нового термина.

Исходя из изменений законодательства России, опасным вождением признаются именно неоднократные действия. Критерии опасного вождения:

  • создание препятствий в процессе перестраивания в другую полосу, по которой двигается другое транспортное средство, вынужденное в результате ваших маневров изменить свои скорость или траекторию движения;
  • перемещение в другую полосу при довольно активном движении и занятости всех полос;
  • чрезмерное приближение к автомобилю, за которым вы следуете. При этом величина дистанции не оговаривается в ПДД, что автоматически освобождает водителя от ответственности при отсутствии ДТП;
  • нарушение бокового интервала - здесь дела обстоят аналогично, как и с предыдущим случаем;
  • резкое торможение, если в таковом нет необходимости для предотвращения ДТП, что также можно часто наблюдать на записях видеокамер;
  • создание препятствий для другого транспортного средства, пребывающего в стадии обгона, путем повышения скорости обгоняемого автомобиля.

Особых сложностей в библиотеке законодательства с определением критериев опасного вождения нет, как, собственно, и однозначности. Значительным недостатком изменений можно считать чрезмерную дозволенность. Дело в том, что они предполагают достаточно большую свободу для сотрудников ГИБДД при обозначении опасного движения и при привлечении автомобилистов к ответственности, согласно КоАП.

ГИБДД поспешила дать разъяснения по поводу изменений. Были подробно рассмотрены приведенные критерии. Видео, снятые работниками ГИБДД, в которых представлены примеры опасного вождения в России:

Как инспектором ГИБДД определяется опасное вождение?

Если ориентироваться на закон, можно сделать вывод, что водителю выписывается штраф или предусматривается иное наказание, в случае если перечисленные в правилах ПДД запретные маневры были совершены многократно за короткий срок. К примеру, если за 20 секунд езды при активном движении на дороге вы перестроились, вынудив затормозить следующий за вами автомобиль, тогда избежать разговора с сотрудниками ГИБДД и ответственности за опасную езду вам вряд ли удастся.

Статья закона прописывает, что такой вид движения предполагает увеличение уровня опасности на дороге вследствие совершения водителем нескольких указанных действий на протяжении небольшого промежутка времени. Такое поведение автомобилиста способно привести к отсутствию возможности у других участников дорожного движения предусмотреть дальнейшие маневры этого водителя, и дать грамотную реакцию на них и ликвидировать риск возникновения аварийной ситуации.

Главная проблема заключается в том, что Конституция России и правила пункта 1.7 КоАП предусматривают презумпцию невиновности. Согласно этому принципу, ни одно лицо не может быть привлечено к ответственности, если отсутствуют доказательства его вины. Из этого следует, что «приписать» опасное вождение автомобилисту довольно проблематично, поскольку эти нарушения толком никак не зафиксированы, особенно если нет видеодоказательств.

Особых сложностей с этим не должно возникнуть. На самом же деле, согласно правилам, нарушения, которые можно зафиксировать визуально, так фиксироваться и должны. В разряд таких запрещенных действий относятся езда с непристегнутым ремнем безопасности, запрещенным цветом фар, тонировкой и иные аналогичные нарушения, для фиксации которых нельзя применять специальные приборы, такие как измерители степени пропускаемости света, радары, видеокамеры и т. д.

Если вас остановил сотрудник ГИБДД и предъявляет обвинение в опасном вождении, необходимо проследить, чтобы был составлен протокол, в котором впоследствии будет зафиксировано допущенное нарушение и примененная к водителю статья КоАП. У водителя есть возможность обжаловать решение по причине отсутствия как такового состава преступления вследствие недоказанности вины. Однако вероятность отмены постановления мала, поскольку принцип «нет оснований не доверять сотруднику полиции», который принял присягу, здесь первоочередной, и любой судья или другое вышестоящее должностное лицо будут руководствоваться именно им. Таким образом, наличие нарушения устанавливается практически исключительно зорким глазом инспектора ГИБДД, без каких-либо видео, что автоматически отменяет действие принципа презумпции невиновности.

Получается, что подобная логика предъявления обвинения с опорой только на показания инспектора довольно распространена, и выявление запрещенных перестроений, торможений и т. д. остается за ними. Рассуждая о правильности или неправильности такой практики, достаточно вспомнить об элементарном человеческом факторе, а также о возможном стремлении многих нерадивых работников злоупотреблять таким новым определением в ПДД с целью получения личной выгоды, о чем мы нередко слышим в новостях.

Штрафные санкции за опасное вождение

Сам по себе запрет опасного вождения мало что значит, особенно если речь идет о российских водителях. Чтобы такая мера была эффективной, необходимо введение санкций, способных удерживать водителей-лихачей от опасного поведения на дороге. Информация, предусматривающая штраф или лишение прав, должна прописываться в КоАП России. До тех пор, пока о такой статье не приходится говорить, то же самое касается упомянутых наказаний. Однако обсуждение уже ведется, и даже планируется, к началу 2018 года в России уже будет установлен штраф за небезопасную езду.

Предполагается, что сумма штрафа в России составит 5 тысяч рублей. Лишение прав считается слишком суровым наказанием за такого рода нарушение и, скорее всего, введено не будет.

При этом большинство экспертов признают, что рассмотренное нововведение пока еще может считаться своего рода «черновым вариантом» в России, поэтому изменения в плане размера наказания вполне вероятны. Так, сумма штрафа может быть скорректирована как в большую, так и в меньшую сторону. Кроме того, со временем штраф может быть заменен лишением прав, по крайней мере, в случае совершения повторного нарушения. Будем следить за новостями.

Информация на сайте актуальна в 2017 году, чтобы узнать актуальную информацию на 2018 года заполните форму ниже ⇓⇓⇓.