Категории лиц понятие лица в римском праве. Правовое положение лиц в римском праве

Лицо в РЧП (persona) – это субъект права, наделённый правосубъектностью.

Правосубъектностькакэтоспособностьлицабытьсубъектом

права состоит из правоспособности и дееспособности. Правоспособность

(caput)– это возможность иметь субъективные права иобязанности.

Дееспособность – это определённая законом возможность своими действиями приобретать субъективные права и обязанности. Правоспособность была неодинаковадля различных социальных категорий в Риме – полной правоспособностью обладали только римские граждане, остальные лица были ограничены в частных и публичных правах.

Правоспособность возникала в момент рождения и заканчивалась смертью. Однако, для римского права была характерна так называемая условнаяправоспособность–этовозможностьприобретенияправи обязанностей в наследственных правоотношениях зачатым, но не рождённым ребёнком. Не его родители, а сам ребёнок приобретал права и обязанности, если это соответствовало его интересам (например, если

необходимо было принять наследство после отца, умершего во время беременностиматери,наследственнаямассаделиласьсучётомдоли неродившегося ребёнка).

Полная правоспособность приобреталась при наличии трёх условий (статусов):

 Состояние свободы – лицо должно быть свободным, не рабом.

В этой связи различали свободных и рабов.

 Состояние гражданства – для полной правоспособности лицо должно иметь римское гражданство. Различались римские граждане и другие свободные лица – латины, перегрины и др.

 Семейное состояние – лицо не должно быть подвластным, т. е. подчинённым власти домовладыки. На основании этого критерия различались домовладыки или лица "своего права" (personae sui iuris) и подвластные лица, или лица "чужого права" (personae alieni iuris).

Среди лиц "чужого права" выделяли различные категории лиц, в зависимости от степени юридической зависимости от другого лица:

 Inpotestate – власть домовладыки, а также власть господина

над рабом.

 In manu – власть мужа над женой в браке;

 In mancipio – власть другого домовладыки над манципированнымлицом(например,переданногоемудляотработки причинённого ущерба).

Подвластные лица не имели права собственности на имущество, не могли самостоятельно совершать сделки, ухудшающие положение домовладыки-господина, а вступление в брак было обусловлено согласием домовладыки. В этом и выражалась ограниченная правоспособность данных лиц и их зависимость от домовладыки.

Кроме того, выделяли физических лиц и юридических лиц.

Среди физических лиц по степени правоспособности различались: римские граждане, латины, вольноотпущенники, перегрины, колоны. Рабы являлись не субъектами, а объектами права ("говорящим орудием"), и потому правоспособностью не обладали.

ВсодержаниеправоспособностилицвРЧПвходилкомплекс частныхи публичных прав. К публичным правам относились: право служить в римских легионах, право избирать и избираться в органы власти. К частным правам относились: право совершать сделки, право вступать в римский брак, право передавать имущество по наследству и принимать наследство, право выступать истцом и ответчиком в суде. Лица, ограниченные в частных правах, могли осуществлять их только через посредничество римских граждан. Таким образом возник институт патроната, при котором римский гражданин, становясь патроном, устанавливалипатронажнадограниченнымвправахлицом,которое выступало клиентом.

Правоспособность моглабытьограничена. Такоеограничение могло быть максимальным (при утрате состояния свободы), средним (при утрате гражданства) и минимальным (при утрате семейного статуса).

Важнейшими основаниями дееспособности являлись возраст и пол.

До 7 лет все лица признавались недееспособными. С 7 до 14 лет у юношей

ис7до12летудевушекшёлпроцессформированиячастичной дееспособности, а время до 25 лет независимо от пола – время формирования полнойдееспособности. Над частично дееспособными лицаминазначалосьопекунствоипопечительство,чтопредполагало возможность подопечных самостоятельно только приобретать в своих интересах, но не отчуждать.

Однако не всегда 25-летний возраст для женщин являлся основанием для полной дееспособности. Женщина, как правило, находилась под властью своего мужа, либо своего отца, либо свёкра. Такая властьавтоматическипредполагала"вечнуюопеку"надподвластной. Несколько изменилась дееспособность женщин в классический период, когда на смену браку с полной властью мужа приходитбрак с ограниченной мужней властью.

Над душевнобольными и лицами с физическими недостатками также устанавливалось попечительство. Причём душевнобольные вообще

не могли совершать никаких сделок, даже связанных с приобретением имущества.

Попечительство ограничивало дееспособность расточителей. Такой статус закреплялся за ними по требованию ближайших родственников, которые были заинтересованы в сохранении имущества. Основаниями для ограничения дееспособности также являлись признание лица бесчестным, а также институт представительства и патроната.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 4. 1. Понятие и виды «лиц» в римском частном праве.:

  1. Тема 4 Правовой статус «лиц» в римском частном праве
  2. 18. Понятие, виды, условия действительности, содержание, цель договоров в римском частном праве. Заключение договора. Замена лиц в обязательстве. Обязательство с несколькими кредиторами или должниками. Просрочка исполнения обязательства. Ответственность должника за неисполнение обязательства. Возмещение вреда как следствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательства. Способы обеспечения обязательства.
  3. 1. 1. Понятие и предмет римского частного права. Право частное и публичное.
  4. 7. Правовое положение субъектов римского гражданского права (римских граждан, латинов и перегринов, колонов, вольноотпущенников, юридических лиц). Римских граждан.
  5. 82. ДЕЛИКТЫ (ПОНЯТИЕ ПУБЛИЧНЫХ И ЧАСТНЫХ ДЕЛИКТОВ, ЭЛЕМЕНТЫ И ВИДЫ ЧАСТНЫХ ДЕЛИКТОВ) И КВАЗИДЕЛИКТЫ (ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

Введение

"Все право, - говорили римляне, - относится или к лицам, или к вещам (объектам), или искам". Право, относящееся к лицам, делилось на статусное и семейное право. Субъектами права выступали, прежде всего, физические лица (люди). Однако римское право признавало субъектами права и юридические лица - организационно оформленные коллективы людей.

Правовое положение разных категорий лиц было различно в зависимости от статуса, который имели эти лица в обществе. Римскому праву были известны три статуса: статус свободы, статус гражданства и семейный статус.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что основы права как частного, так и публичного были заложены именно в Римском государстве, а, следовательно, без понимания исторического обоснования формирования этих основ невозможно глубокое понимание права сегодняшнего.

В данной работе были использованы труды, ученых в области изучения римского частного права таких, как Д.В. Дождев, И.Б. Новицкий, М.В. Яровая и другие. В своих работах они определили основы и специфику права лиц, их классификацию в зависимости от статуса и семейного состояния в римском праве.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения в области римского частного права.

Предметом исследования являются правоспособность лиц Римской империи.

Целью данной работы является изучение классификации лиц римского государства с точки зрения их правоспособности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятие лица и правоспособности в римском праве, рассмотреть соотношение между свободой, гражданством и семейным состоянием;

2. Сопоставить правовое положение латинов, перегринов и рабов;

3. Сравнить лица самовластные и подвластные;

4. Ознакомиться с прообразами юридических лиц в римском праве.

Исходя из поставленной цели и задач, была определена структура контрольной работы. Она состоит из введения, шести разделов, заключения и списка используемой литературы.

Понятие лица и правоспособности в римском праве

Юридическим термином лицо (persona) обозначается тот, кто может иметь права и нести обязанности. Имеющий права и несущий обязанности является субъектом права. Субъект может обладать имуществом, самостоятельно распоряжаться им, совершать юридически значимые действия.

Для того чтобы выступать полноправным субъектом в сфере частного права с подразумеваемой правоспособностью (caput), человек должен был отвечать двойной совокупности условий. Во-первых, он должен быть человеком с позиций естественного права (иметь разумную душу и человеческое тело с отчетливыми признаками пола). Во-вторых, он должен представлять лицо (persona) с позиций гражданского права.

На характеристику человека как лица гражданского права влияли несколько обстоятельств (состояния, статусов):

Его состояние свободы или несвободы;

Состояние гражданства, т.е. принадлежность к римскому гражданству или к гражданству союзнических общин, других народов и т.п.;

Его положение в римской семье.

Отсутствие, какого бы то ни было статуса, не позволяло говорить о человеке как субъекте гражданского права. Полноценным субъектом частного права, предполагалось, могло быть лицо, обладающее всеми тремя статусами, дополнительно подразумевалось, что все эти характеристики относятся к человеку не моложе 25 лет по возрасту, а также к лицу мужскою пола, не подвергшемуся законным запретам и ограничениям по религиозным и другим основаниям.

1. Jus conubii - право вступать в полноценный, признанный законом брак, рождающий для всех членов семьи равные и предусмотренные законами выгоды и последствия;

2. Jus commercii - право участвовать в коммерческом обороте, выступать субъектом вещных и обязательственных нрав, вступать в различные предусмотренные сделки;

3. Testamenti factio - обладание завещательной способностью, т.е. правом распоряжаться своим имуществом и правом получать по завещанию;

4. Legis actio - право подавать законные иски и соответственно пользоваться предусмотренными квиритским правом формами охраны своих интересов.

Все эти совокупности правомочий были настолько важны для римского гражданина, что нередко само состояние гражданства характеризовалось через наличие (или отсутствие) у лица права вступать в законный римский брак, права заключать сделки по требованиям цивильного права и т.д.

Отсутствие однозначного обладания каким-либо из трех важнейших статусов гражданского права могло дать основу для юридического спора. Состояние свободы (несвободы), положение в римской семье (самовластное или подвластное) могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам.

Безусловным отсутствием полноценной правоспособностью характеризовались несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными гражданами).

В Римском праве различались три категории несовершеннолетних:

Все граждане до 7 лет - вполне недееспособные;

Мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет, которые признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего. Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанности, требовалось разрешение опекуна.

Мужчины с 14 (для женщин с 12) до 25 лет - являлись лицами дееспособными, однако, если они испрашивал назначения попечителя, они становились ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что для действительности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие попечителя.

Особое явление с особыми юридическими последствиями составляло так называемое умаление чести вследствие бесчестья (infamia). Это явление распространялось на римских граждан и фактически ограничивало их правоспособность. Бесчестье могло наступать по основаниям фактическим и по законным.

Фактическое бесчестье вытекало из нравственного осуждения обществом равных морального облика или поведения лица (не пойманный вор, распутник, карточный шулер). В формально-правовом отношении это было как бы превентивное лишение равноправия: такое лицо устранялось из числа возможных свидетелей, от решения общественно нравственных вопросов, возможных опекунов, кандидатов в должностные лица; создавало вполне достаточное основание для лишения данного лица прав наследства.

Законное бесчестье наступало в силу конкретного распоряжения закона или вообще гражданского права. Оно могло быть непосредственным или опосредованным. Непосредственное законное бесчестье следовало в случае причастности к образу жизни или поведению, осужденных законом (проституция, ростовщичество, занятие сценическими искусствами, позорная отставка солдата и т.п.) и не требовало никаких индивидуализированных постановлений. Опосредованное законное бесчестье наступало в качестве индивидуального акта по приговору суда вследствие совершения некоторых уголовных преступлений (как сопутствующее основному наказанию) или вследствие неисполнения ряда частноправовых обязательств, отнесенных к особому типу позорящих, а также обязанностей по опеке.

Результатом бесчестья (вне зависимости от его конкретного вида) была потеря публичных прав - на занятие почетных должностей, на место при играх или религиозных церемониях, а также ряда частных прав, прежде всего, наследования.

Умаление чести могло быть пожизненным или временным. В любом случае восстановление ее могло быть реализовано либо только тем же властным органом, который наложил в свое время бесчестье, либо верховной властью от имени римского народа.

Ограничение прав римского гражданства , не следующее из правового лишения его либо из умаления чести, могло последовать также по обстоятельствам религиозным или по признаку пола. Несоблюдение требований языческой религии в классическую эпоху с необходимостью влекло общественное осуждение с общими для этого правовыми последствиями. В эпоху христианства как господствующей религии состояние римского гражданства подразумевало и обязательное исповедание только христианского вероучения, причем в официально-каноническом, признанном государственной властью виде. Соответственно язычники, еретики и разного рода отступники от канонического христианства, иудеи и т.д. ни в каком случае не могли пользоваться правами римского гражданина. Таким образом, внутренние подразумеваемые требования к обладателю римского гражданства придавали этому институту не чисто правовой, а дополнительно своего рода этнически-элитарный смысл. Ограниченное понимание прав римского гражданина связывалось также с половой квалификацией: женщины обладали правами римских граждан, но содержание этих прав было иным, чем у мужчин.

Введение

Римскому понятию права - ius - соответствует как смысл правовой нормы, правового порядка, так и представление о праве, принадлежащем отдельному лицу в силу предписаний общего права. Осуществление права состоит в совершении лицом действий, служащих для удовлетворения его положительных интересов, защищаемых правом, и в противодействии нарушению этих прав (imperare, vetare).

Каждый может пользоваться своим частным правом или отказываться от него. При осуществлении субъектом своих полномочий объективное право указывает ему на необходимость соблюдать границы своего права. Эти границы Гаи очерчивает в двух текстах. В одном, становясь на точку зрения полноты использования прав, он говорит: "Никто не считается поступающим злоумышленно, если он пользуется принадлежащим ему правом".

В другом он указывает, что это осуществление права должно находить границу в собственном разумном интересе управомоченного лица: "Мы не должны дурно пользоваться этим правом; на этом основании расточителям воспрещается управление их имуществом".

Понятие лица в римском праве

Рабовладельческое общество признавало лицом (persona), т.е. существом, способным иметь права, не каждого человека. Это общество было особенно наглядным свидетельством того, что правоспособность (способность быть субъектом, носителем прав) не есть прирожденное свойство человека, а представляет, как и само государство и право, надстроечное явление на базисе экономических отношений общества. Другими словами, правоспособность коренится в социально-экономическом строе данного общества в данный период его развития.

В Риме существовал многочисленный класс людей - рабы, которые были не субъектами, а объектами прав. Варрон (I в. до н.э.) делит орудия на немые (например, повозки); издающие нечленораздельные звуки (скот) и одаренные речью (рабы). Раб называется instrumentum vocale, говорящим орудием.

С другой стороны, современное различие лиц физических (т.е. людей) и юридических (т.е. различного рода организаций, наделенных правоспособностью) в Риме разработано не было, хотя и было известно в практике.

Тому, что теперь называется правоспособностью, в Риме соответствовал термин caput. Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов или состояний (status):

  • 1) status libertatis - состояние свободы;
  • 2) status civitatis - состояние гражданства;
  • 3) status familiae - семейное состояние.

С точки зрения status libertatis, различались свободные и рабы; с точки зрения status civitatis - римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины); с точки зрения status familiae, - самостоятельные (sui iuris) отцы семейств (patres familias) и подвластные какого-либо paterfamilias (лица alieni iuris, “чужого права”). Таким образом, полная противоположность предполагала: свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье.

Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis demi-nutio. Изменение в status libertatis называлось сapitis deminutio maxima (наивысшее, наиболее существенное); изменение status cfivitatis называлось capitis familiae обозначалось как capitis deminutio minima (наименьшее).

Регламентация правоспособности не была одинаковой во все периоды римской истории. Вместе с развитием экономических отношений шло развитие и правоспособности свободных людей. По мере превращения Рима из небольшой сельскохозяйственной общины в огромное государство с развитой внешней торговлей пестрые различия правоспособности отдельных групп свободного населения (римских граждан, латинов, перегринов) стали сглаживаться, пропасть между свободным и рабом по-прежнему оставалась. В конце концов был достигнут крупный для того времени результат - формальное равенство свободных людей в области частного права.

Обладание тем или иным статусом могло быть предметом спора. На этой почве появились специальные средства защиты правоспособности - так называемые статутные иски (например, иск о признании лица вольноотпущенником, предъявляемый против того, кто задерживает этого человека как раба, и т.п.).

Римское гражданство приобреталось, прежде всего, путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем - путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу.

Прекращалось римское гражданство или смертью, или в результате capitis deminutio maxima. Эта последняя (после различных исторических изменений) в эпоху Юстиниана наступала в случае присуждения к наиболее тяжелым уголовным наказаниям и пр., в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или, по крайней мере, недружественного народа (впрочем, в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах; это называлось ius postliminii).

Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась из двух основных элементов: ius conubii, т.е. права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и ius commercii - по определению Ульпиана emendi vendendique invicem ius, т.е. право торговать, совершать сделки, следовательно, приобретать и отчуждать имущество.

Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников (libertini); последние не только находились в зависимости от своих патронов (т.е. отпустивших их на свободу), но нередко и эксплуатировались ими.

В III в н.э. формально было провозглашено равенство в правоспособности. В действительности полного уравнения не произошло. В частности, неравенство вызывалось образованием в период империи сословий, которое сопровождалось прикреплением к профессиям.

Различались следующие сословия: сенаторы, всадники, военное сословие, городские декурионы или куриалы, торговцы, ремесленники, крестьяне. правоспособность дееспособность римский лицо

Сословные и иные социальные различия особенно сильно давали о себе знать в области налогового обложения и вообще в публичном праве; но они сказывались и в области частного права, например не допускался брак между сенатором и вольноотпущенницей и пр.

В современном праве различают правоспособность и дееспособность (т.е. способность совершать действия с соответствующими юридическими последствиями). Римское право не знало соответствующих категорий, однако в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями.

Дееспособность человека всегда и везде, прежде всего, зависит от возраста, так как понимание смысла совершаемых действий и способность владеть собой и трезво принимать то или иное решение приходит лишь с годами. В Римском праве различались: infantes (до 7 лет) - вполне недееспособные; impuberes (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет). Impuberes признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего (без каких-либо потерь или установления обязанностей). Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанности, требовалось разрешение опекуна (auctorias tutoris), которое должно было даваться непременно при самом совершении сделки (не раньше и не позже). Опекуном был обычно ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в его завещании, или по назначению магистра. Опекун обязан был заботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчуждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда это было, безусловно, необходимо.

Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, она юридически обязывала его только в пределах полученного обогащения.

Следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет. В этом возрасте лицо было дееспособно. Но по просьбе таких лиц претор (в последние годы республики) стал давать им возможность отказаться от заключенной сделки и восстановить то имущественное положение, какое было до совершения сделки (так называемая реституция, restitutio in integrum). Co II в. н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стали признавать право испросить себе куратора (попечителя).

Источники римского права дают материал для того, чтобы определить, чем попечительство отличалось от опеки. Исторически эти два института сложились так, что опека назначалась над несовершеннолетними, а также (вплоть до классического периода) над женщинами независимо от возраста; попечительство же устанавливалось в отношении совершеннолетних, не достигших 25 лет, а также в отношении душевнобольных.

Если совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения попечителя, он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что для действенности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее или при совершении сделки, или в виде последующего одобрения). Молодые люди в возрасте 14 (12)-25 лет могли без согласия попечителя совершать завещание, а также вступать в брак.

На дееспособность физического лица влияли также всякого рода душевные болезни. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились под попечительством. Телесные недостатки влияли только в соответствующей сфере деятельности; например, так как договор стипуляции совершался в форме устного вопроса и ответа, то его не могли совершать ни немые, ни глухие и т.п.

Ограничивались в дееспособности также расточители, т.е. лица слабовольные, не способные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог самостоятельно совершать только такие сделки, которые направлены лишь на приобретение; кроме того, расточитель признавался ответственным за деликты (правонарушения). Сделки, связанные с уменьшением имущества или установлением обязательства, расточитель мог совершить только с согласия попечителя. Составлять завещание расточитель не мог.

В течение ряда веков существовали серьезные ограничения правоспособности и дееспособности для женщин. В республиканском римском праве женщины находились под вечной опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. В конце классического периода было признано, что взрослая женщина, ни состоящая под властью ни отца, ни мужа, самостоятельна в управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе принимать на себя в той или иной форме ответственность по чужим долгам. В праве Юстиниановской эпохи ограничения правоспособности и дееспособности женщины были ослаблены, но равноправия полов все-таки не было и тогда.

В качестве обстоятельства, отражавшегося на правовом положении римского гражданина, следует упомянуть еще умаление чести. Одной из самых серьезных форм умаления чести была infamia, бесчестье. Infamia наступала:

  • а) как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение, в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (например, из договора поручения, товарищества, хранения), из отношений по поводу опеки и т.п.;
  • б) непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака (считалась infamis вдова, вступившая в новый брак до истечения года после смерти первого мужа), или ввиду занятий позорной профессией (например, сводничеством и т.п.).

В классическом праве ограничения, связанные с infamia, были довольно значительны. Personae infames не могли представлять других в процессе, а также назначить процессуального представителя себе; таким лицам не разрешалось вступать в законный брак с лицом свободнорожденным, они были ограничены в области наследственного права.

От personae infames отличались personae turpes - это лица, которые признавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения. Наиболее существенным ограничением perso-nae turpes было ограничение в области наследования.

Создание и понятие юридического лица составляет одну из крупнейших заслуг римского права. Не следует преувеличивать ни разработанности этого понятия в римском праве, на значения юридических лиц в экономической жизни Рима. Даже во времена наибольшего расцвета римского народного хозяйства, во времена наиболее оживленной международной торговли юридические лица значительной роли не играли.

Несомненно, уже древнеримскому быту свойственны известные союзные образования, имеющие внешнее сходство с юридическими лицами - общее имущество, внутреннюю организацию и т.д.; но эти внешние признаки отнюдь не свидетельствуют о том, что эти союзные образования рассматриваются уже под углом зрения гражданских юридических лиц. Идея юридического лица вообще для примитивного юридического мышления недоступна.

Еще в древнейшие времена существовали в Риме частные корпорации: союзы с религиозными целями, профессиональные союзы ремесленников. По свидетельству Гая законы XII таблиц даже предоставили союзам с религиозными целями право вырабатывать для себя уставы, лишь бы они не противоречили закону. Много новых корпораций является в период республики: корпорации служителей при магистратах, различные объединения взаимопомощи, в частности, похоронные корпорации; объединения предпринимателей, бравших на откуп государственные доходы, управлявших по договорам с государством государственными имениями, производивших для государства крупные строительные работы, и др.

Однако вопреки характеристике, которую дают этим объединениям некоторые историки римского права, невозможно утверждать, что это были юридические лица в современном значении этого термина.

Нет единогласия между историками римского права и в вопросе о правовом положении римского государства в древнейшие времена. Одни историки считают римское государство искони юридическим лицом. Другие полагают, что, будучи обладателем многочисленных и разнообразных имуществ и участвуя в различных отношениях по их эксплуатации, римское государство, по крайней мере, до второй половины республики, не применяло к своим имущественным отношениям положений частного права.

Римские юристы признали, что:

  • 1. Корпорация может рассматриваться в сфере частного права так же, как рассматривается физическое лицо. Гай говорит: общины рассматриваются как частные лица.
  • 2. Юридическое существование корпорации не прекращается и не нарушается выходом отдельных членов из состава объединения: для местных сенатов и других объединений безразлично, остаются ли прежними все члены, либо часть членов, либо всех заменили другие.
  • 3. Имущество корпорации обособлено от имущества ее членов, притом это не совместно всем членам корпорации принадлежащее имущество, а имущество корпорации, как целого, как особого субъекта прав: если мы что-нибудь должны корпорации, то мы не должны ее отдельным членам; того, что должна корпорация, не должны ее отдельные члены.
  • 4. Корпорация как юридическое лицо вступает в правовые отношения с другими лицами при посредстве физических лиц, уполномоченных на то в установленном порядке.

Однако целого ряда выводов из признания гражданской правоспособности юридического лица, римские юристы не сделали. Эти выводы затруднялись и отсутствием в римском праве института прямого представительства, который облегчил бы понимание участия юридических лиц в гражданском обороте при посредстве физических лиц, и взглядами юристов на роль воли в обосновании частноправовых отношений. Поэтому еще классическим юристам представлялся спорным вопросом о том, может ли юридическое лицо быть субъектом владения. Поэтому они отвергали ответственность юридических лиц за вред, причиненный деликтами их представителей. Ульпиниан говорил: что могут сделать в силу злого умысла члены муниципии.

Римские юристы признают юридическое лицо носителем не только имущественных, но и некоторых личных прав, например, как о том свидетельствуют многочисленные памятники, муниципиями присваивался патронат над вольноотпущенниками, представлявший по существу значительный имущественный интерес для патроната.

Позднее корпораций появилась в римском праве та категория юридических лиц, которую теперь называют учреждениями. Их не знал не только период республики, но весь отрезок периода империи до христианских императоров. Признание христианства государственной религией создало почву для признания юридическими лицами церковных учреждений, а затем и обычно связанных с церковью частных благотворительных учреждений. Церковные учреждения были наделены имущественной правоспособностью. Затем были признаны юридическими лицами так называемые больницы, приюты и т.п.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина Римское право

Реферат

по теме №6: «Лица в Римском праве»

Иванов И.Р.

Белгород - 2008 г.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА."Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам (personas), или к вещам (res), или к судебным действиям (actiones)" (Гай. Д.1.5.1). Сначала поговорим о лицах. "Недостаточно знать право, если игнорируются лица, ради которых оно установлено" (Юстиниан. Институции. 1.2.12).

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ. Субъект гражданского права – лицо (persona) – наделялся в Риме правоспособностью ( caput ), содержание которой составляла способность лица иметь права и обязанности. Субъектами права могли быть как физиче­ские лица, так и юридические лица (цех, корпорация).

Для физического лица быть правоспособным значило обладание тремя статусами: свободы (statuslibertatis), гражданства (statuscivitatis) и семейным статусом (statusfamiliae). Лишь свободный, римский гражданин, свободный от власти домовладыки, обладал полным объемом прав и обязанно­стей в сфере имущественных и обязательственных отношений (juscommercii). Только при наличии всех трех статусов возникала полная правоспособность. Утрата одного из них влекла за собой прекращение правоспособности либо изменение ее содержания. Правоспособность отдельных категорий населения римского общества схематично представлена на рис.1.

Как было отмечено, полную правоспособность римляне обозначали словом caput. Здесь они различали частноправовые и публично-правовые полномочия субъекта права.

Правоспособность римского гражданина в сфере частноправовых отношений складывалась из двух элементов (см. рис. 2):

jus conubii – право вступать в римский (квиритский) брак, т.е. брак, который сопровождался особыми юридическими последствиями (например, отцовская власть над детьми, право детей на наследство и т.д.);

jus commercii – право быть субъектом имущественных отношений (т.е. приобретать собственность, обращаться в суд для защиты своих имущественных интересов и др.).

Правоспособность субъекта в сфере публично-правовых отношений складывалась также из двух элементов:

jus suffragii – право голоса в народном собрании;

jus honorum – право выступать кандидатом на магистратские должности, или, выражаясь современным языком, право замещения государственных должностей.

Свободные ( liberi ) . Правоспособность физических лиц приобреталась путем рождения от римских граждан, состоявших в “правильном” браке, а также усыновле­нием, освобождением из рабского состояния, предоставлением римского гражданства особыми актами государства отдельным лицам, общинам, на­селению той или иной провинции. Правоспособность возникала в момент рождения и прекращалась смертью. Правда, субъектом права признавался и зачатый, но еще не родившийся ребенок (postum).

Лицо, захваченное в плен, утрачивало правоспособность , а над его имуществом устанавливалась опека. Если, однако, плененный возвращался в Рим, то он считался римским гражданином, как бы и не находившимся в плену. В древнейший период римской истории неоплатный должник, де­зертир или вор лишались гражданства при продаже их в рабство. Позже такое правило перестало действовать, но в рабство стали обращать и ли­шать гражданства за некоторые тяжкие преступления. Приговоренный к смерти утрачивал права гражданства.

Наряду с утратой правоспособности римскому праву было известно и ограничение правоспособности ( capitis deminutio ) . Так, лицо, участвовавшее в заключении сделки с обрядом манципации (весовщик, свидетели) и отказавшееся подтвердить заключение сделки, лишалось права быть свидетелем при за­ключении сделок; лица с сомнительной репутацией за безнравственное по­ведение лишались, например, права быть опекуном и т.д.

Римляне различали три вида ограничения правоспособности: capitisdeminutiomaxima – максимальное, когда римлянин лишался свободы (statuslibertatis); capitisdeminutiomedia – среднее, когда римлянин лишался права римского гражданства (statuscivitatis); capitisdeminutiominima – минимальное ограничение правоспособности, когда римлянин лишался своего семейного положения (statusfamiliae) или менял его со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Кроме capitisdeminutio, правоспособность ограничивалась вследствие умаления гражданской чести, известного римскому праву еще со времен XII таблиц.

Римские магистраты, в частности цензоры, были компетентны не допускать лиц с сомнительной репутацией к исполнению должностных функций, преторы – к участию в суде. Постепенно выработался и укрепился институт преторской infamia (бесчестие). Infamia наступала в силу определенных обстоятельств (удаление из легионов за безнравственное поведение, двойное обручение и т.п.).

В результате infamia лицо лишалось права быть представителем в суде, опекуном, избираться на общественные должности. Помимо того, преторским эдиктом ограничивалась правоспособность носителей некоторых профессий и безнравственных промыслов: актеров, сводников, проституток, т.е. лиц, "покрытых позором" (turpitudo). Они, в частности, ущемлялись в наследственных правах.

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ. Римскому праву знакома и дееспособность – признаваемая государ­ством способность лица самостоятельно (своими действиями) осуществлять принадлежащие ему права и обязанности. Общее понятие дееспособности не было сформули­ровано римскими юристами, но нормы, составляющие ее содержание, были хорошо известны.

Так, дети до семи лет были лишены дееспособности; с 7 до 14 лет мальчики и до 12 лет девочки обладали ограниченной дееспособностью (могли приобретать имущество). Полное совершеннолетие и дееспособ­ность в полном объеме в классическом праве наступали по достижении 25-летнего возраста. Однако императорским распоряжением граница совер­шеннолетия могла быть снижена до 20 лет юноше и до 18 лет девушке.

Ограничивались в дееспособности и отстранялись от распоряжения имуществом расточители, душевнобольные, лица, действия которых при­знавались бесчестными. В право - и дееспособности ограничивались жен­щины. Правда, уже в период республики они получили возможность само­стоятельно совершать юридические акты, но не могли "в силу присущего им легкомыслия" (так считалось) быть представителями в суде, завещать, пе­редавать вещи в залог и т.д.

ОТДЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ. К ним относились: свободные, а по­тому полноправные римские граждане (о них мы вели речь выше), ла­тины, перегрины, рабы, вольноотпущенные, колоны. Схематично физические лица – субъекты гражданского права (исключая рабов) – представлены на рис. 3.

Латины ( latini ) . Эта часть населения проживала на территории Италии, а затем и вне ее, в римских провинциях, колониях. Древние латины – это жители Лациума, которые получили латинское гражданство до середины III века до н.э. Правовое положение ла­тина приобреталось: в силу рождения; актом государственной власти; доб­ровольным переходом римского гражданина в разряд latini в целях приобрете­ния земель, раздаваемых населению колоний. Латины во время нахожде­ния в Риме могли участвовать в народных собраниях, обладали juscommercii, а некото­рые – jusconubii. В имущественной сфере древние латины имели такие же права, что и римские граждане, однако обладали меньшими правами в публично-правовой сфере (не имели права участвовать в народном собрании, занимать выборные должности, составлять народную армию Рима и др.). Как видим, латины были полностью лишены публичных прав и несколько ограничены в имущественных (например, не могли составлять завещаний). Именно это неравноправие между римлянами и латинами вызывало у последних протест, что, в конце концов, привело к Союзнической войне (90-89 гг. до н.э.), после которой все латины получили те же права, что имели римские граждане.

Перегрины ( peregrini ) . Это иностранные граждане на территории Древнего Рима. Перегринами также считались и римские подданные, которые не обладали ни римской, ни латинской правоспособностью. Первоначально перегрины были совершенно бесправны, так как не имели ни имущественных, ни публичных прав и поэтому не могли защитить свои права в римском суде. Они вступали в те или иные имущественные отношения с римскими гражда­нами, но так как они не пользовались их правами, то и были лишены пра­вовой защиты. Поэтому они искали себе покровителя или защитника – па­трона из числа римских граждан.

В 242 г. до н.э. была учреждена долж­ность претора по делам иностранцев, который разбирал споры между рим­лянами и иностранцами или между иностранцами. На этой почве и выра­боталось так называемое jusgentium (право народов). Перегрин не был рабом, но не был и римским гражданином. Не обладал он, естественно, и политическими правами. Перегрины могли становиться римскими гражданами: в силу за­кона; в награду за услуги, оказанные государству; в силу специального акта государственной власти.

По мере развития торгового оборота перегрины стали пользоваться защитой преторского права, а в 212 г.н.э. император Каракалла даровал им права римского гражданства. С этого года правоспособность римских граждан и перегринов стала одинаковой.

Рабы ( servi ). Основным источником рабства являлась война. Рабами ста­новились военнопленные, нередко даже члены родственных Риму латин­ских племен. Вторым источником рабства была долговая кабала: рабами становились свободные граждане, ставшие неоплатными должниками. Существовали другие источники рабства: рождение от рабыни, рабство за преступления (уголовное рабство).

В связи с завоевательными войнами III в. до н.э. (Пунические, Маке­донские), рабы исчисляются сотнями и тысячами и проникают во все поры хозяйственной жизни государства. Правовое положение раба давало возможность хозяину иметь беспредельную власть над ним: он мог его не только безжалостно эксплуатировать, но и в любой момент продать (как обычную вещь) и даже убить.

Физические лица признавались субъектами римского частного права (persona) и наделялись определенными правами – правоспособностью. Поскольку Древний Рим был рабовладельческим государством, то далеко не каждый человек признавался субъектом.

Субъектом римского права мог быть только свободный человек. Рабы рассматривались не как субъект, а как объект римского права. Полная правоспособность физического лица состояла из трех статусов: состояния свободы – данный статус вводился для разграничения свободных и рабов; состояния гражданства – для разграничения римлян и не римлян (латинов, перегринов); семейного положения – для разграничения самостоятельных глав семейств и подвластных лиц. Основной хозяйственной единицей выступала семья, которую возглавлял глава семейства. Только при наличии всех трех статусов лицо признавалось субъектом римского права, т. е. могло от своего имени осуществлять права и нести обязанности. По различным причинам лицо могло утратить один из статусов. В данной ситуации его правоспособность либо утрачивалась, либо ограничивалась. Изменение правоспособности называлось capitis deminutio и в начальный период римского права приравнивалось к гражданской смерти, т. е. лицо фактически существовало, но у него в собственности не могло быть имущества, и он не мог им распоряжаться. Существовало изменение правоспособности, в котором различали три степени:

1) утеря лицом статуса свободы и превращение в раба;

2) утрата римского гражданства;

3) изменение семейного положения лица. Для обладания полной правоспособностью римскому гражданину нужно было отвечать три требованиям (status): 1) быть свободным (status libertatis); 2) иметь римское гражданство (status civitatis); 3) быть главой семьи (status familiae).

В частном римском праве правоспособность включает еще два элемента – право вступать в законный римский брак и право торговать, совершать сделки. Правоспособность возникала с момента рождения и прекращалась со смертью человека. Но были случаи, когда еще не родившийся ребенок признавался правоспособным, что имело большое значение для наследственного права. Объем правоспособности на протяжении всей истории римского права не был постоянным. Постепенно с развитием общества и государства различия между группами свободного населения стирались. Но это не относилось к взаимоотношениям свободных и рабов, которые оставались в прежнем положении. Император Римской империи Антонин Каракалла в 121 г. даровал права римских граждан всему свободному населению империи, что формально уравняло всех свободных людей в частном праве.

Общая характеристика правоспособности и дееспособности.

Правоспособность – это способность лица иметь права и нести обязанности. Содержание правоспособности составляли определённые права, которые могли иметь субъекты права. Полностью правоспособное лицо обладало следующими правами:

В публичной сфере:

Право служить в римских войсках;

Право избирать и избираться на государственные должности;

Право участвовать в народном собрании (в республиканский период);

В частной сфере:

Вступать в законный римский брак;

Участвовать в имущественном обороте;

Составлять завещание;

Назначаться наследником по завещанию.

Правоспособность в римском праве возникала при наличии условий:

Рождение ребёнка;

Как исключение из правил в целях охраны ещё не родившегося ребёнка допускалось назначение:

Родившегося ребёнка в качестве наследника;

Ребёнок должен родиться живым (продолжительность жизни роли не играет);

Ребёнок должен родиться свободным;

Ребёнок должен иметь человеческий облик.

Вышеперечисленные условия давали лишь ограниченную правоспособность. Для полной правоспособности необходимо ещё 2 условия:

Лицо должно быть римским гражданином;

Лицо не должно быть подвластным.

Прекращение правоспособности наступало в связи с физической или юридической смертью лица. Юридическая смерть означала, что лицо становится рабом. Основания для юридической смерти менялись. Всегда юридическая смерть наступала:

За совершение уголовного преступления, осуждение к смертной казни или работе в рудниках (при этом имущество конфискуется);

За попадение в плен во время военных действий.

Во время плена имущество человека переходит под управление куратора. Личные права через определённый срок прекращаются. Если лицо умирало в плену, то считалось, что оно умерло свободным в момент пленения. После него открывалось наследство как после свободного.

Если лицо возвращалось из плена, то ему автоматически возвращались почти все личные и имущественные права. Из личных прав, не восстанавливался брак, из имущественных – не возвращалось владение. Для возврата этих прав требовалось проявить волю. Если совершеннолетний римский гражданин выдаёт себя за раба и продаёт себя в этом качестве, то такое лицо навсегда остаётся рабом. Физическая смерть также была причиной прекращения правоспособности.

При жизни человека правоспособность могла ограничиваться в четырёх случаях:

1) если субъект права утрачивает римское гражданство. Это возможно в двух случаях:

Добровольная утрата (при этом права и имущество фактически сохраняются, но римским правом не регулируются);

Совершение уголовного преступления и высылка с территории Рима (при этом имущество конфискуется государством, личные права прекращаются).

2) при изменении семейного статуса. Возможны следующие случаи:

Если свободное лицо становится подвластным (попадает под власть отца или домовладыки);

Если подвластный меняет домовладыку (к примеру, дочь вышла замуж);

Если подвластный вышел из-под власти отца. В этом случае лицо утрачивало все личные и имущественные права в семье.

3) в зависимости от принадлежности к определённой религии. Правоспособность язычников, вероотступников, еретиков ограничивалась: они не имели политических прав, не имели права иметь в собственности рабов христиан, не могли оставлять наследство и заключать сделки друг с другом (только с христианами). Данное ограничение появилось в период абсолютной монархии, когда христианство стало государственной религией.

4) при ограничении гражданской чести. Гражданская честь – это то уважение, которым пользуется римский гражданин у своих сограждан. Возможны следующие случаи ограничения гражданской чести:

«недостойный свидетель» (случай предусмотрен Законами XII таблиц). Если римский гражданин был приглашён свидетелем для заключения сделки, а затем отказывается подтвердить факт её совершения, то такое лицо признавалось недостойным свидетелем. Это лицо не могло быть больше свидетелем и не могло приглашать других лиц в качестве свидетелей для совершения собственных сделок.

Инфамия – это бесчестие, основанное на законе. Инфамия в римском праве была непосредственная и опосредованная. Непосредственная инфамия наступала в результате совершения лицом незаконных действий. (Например, вдова могла выйти замуж лишь через 10 месяцев (траурный год) после смерти мужа.) Опосредованная инфамия наступала только на основании решений суда. (Например, при заключении договора купли-продажи, одна из сторон обращается в суд с просьбой признать сделку недействительной вследствие обмана).Гражданская честь возвращается лишь по решению императора. Турпетудо – бесчестие на основании общественного мнения. В эту категорию попадали случаи, когда лицо вело деятельность или образ жизни, который осуждался общественностью. (Например, ростовщичество, актёрство).

Помимо правоспособности, лицо в римском праве должно было обладать дееспособностью. Дееспособность – это способность лица своими действиями приобретать права, выполнять обязанности и самостоятельно нести ответственность за совершённые правонарушения. Дееспособность распадалась на сделкоспособность и деликтоспособность. В отличие от правоспособности, полная дееспособность в классическом римском праве наступала с 25 лет. До 25 лет лицо считалось частично дееспособным. В зависимости от объёма дееспособности в римском праве выделяли возрастные группы: 1) лица до 7 лет – малолетние – полностью недееспособные. Они не имели прав и не несли ответственность.

2) лица, вышедшие из малолетства. Эти лица имели право самостоятельно совершать сделки, направленные на безвозмездное приобретение имущества (дарение, принятие наследства). Они самостоятельно несли ответственность за совершённые правонарушения. Сделки, направленные на отчуждение имущества, совершались ими только с согласия куратора.

3) Лица, не достигшие 25 лет. Они самостоятельно совершали сделки, направленные на безвозмездное приобретение имущества; самостоятельно несли ответственность за совершённые правонарушения; могли вступать в брак; могли составлять завещание.

С 25 лет лицо считается полностью дееспособным, если нет оснований для признания его ограниченно дееспособным или полностью недееспособным. Полностью недееспособными в римском праве признавались лица, страдающие определёнными психическими заболеваниями.