Конституционное право как отрасль права: предмет и значение. Конституционное право как отрасль российского права: понятие, предмет

Понятие «конституционное право России», как и, впрочем, зарубежных стран, используется в нескольких смыслах, что часто приводит к известной путанице. Можно отметить три значения, в которых употребляется термин «конституционное право»: 1)

конституционное право как отрасль права, т.е.

Как совокупность норм, регламентирующих основы устройства общества (его экономической, социальной, политической и духовной жизни), организацию высших органов государственной власти и фундаментальные права личности. Только конституционное право регулирует эти основы в единстве, что и определяет его центральное положение в правовой системе; 2)

конституционное право как наука - это интерпетация норм и институтов действующего конституционного права, практика их применения, представленная в теориях, доктринах, концепциях различных исследователей; 3)

конституционное право как учебная дисциплина - представляет предмет преподавания в высшей школе. Учебная дисциплина имеет более узкое содержание, чем наука, изучает основы действующего права и науки и состоит из двух частей: общей, в которой изучаются основные институты конституционного права России, и особенной, где излагаются политические институты и основы конституционного права страны.

12.1.1. Понятие конституционного права как отрасли

Конституционное право России представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих положение человека в российском обществе и государстве, определяющих основы общественного строя, организации и деятельности органов государства, а также органов местного самоуправления.

Особая значимость конституционного права России в правовой системе обусловлена специфическим предметом реіулирова- ния. Конституционное право регулирует общественные отношения, образующие основу устройства общества и государства, свя- занные с реализацией государственной власти, а также взаимоотношения индивида с обществом и государством, устанавливающие содержание и гарантии прав человека. Дело в том. что взаимоотношения индивида и государства в России всегда были непростые. Долгое время государство было целью, а личность - средством ее достижения.

Чтобы гарантировать себя от произвола сильного, сделать свои взаимоотношения с другими людьми упорядоченными и предсказуемыми, человек создает государство. Цивилизованное существование человека возможно в рамках государственно-организованного общества, поскольку государство выступает универсальным инструментом организации и регуляции поведения человека, который исключает хаос, вседозволенность, анархию. Реализация общезначимых потребностей (в безопасности, правопорядке, отражении внешней угрозы) первоначально осуществлялась за счет ограничения индивидуальных прав, а отношения между государством и индивидом (если он не относился к правящему классу) строились на основе господства и подчинения. Однако в результате эволюции человеческого общества возникает потребность в ограничении абсолютной власти государства и ее разумной организации путем разделения на законодательную, исполнительную и судебную, формирования независимого суда и органов местного самоуправления. В условиях развитого гражданского общества государство служит человеку, охраняет его свободу и содействует благополучию. Правила взаимоотношений государства и общества с личностью фиксируются в конституции.

Конституционное право РФ как отрасль права регулирует основные принципы социально-экономического, политического и территориального устройства государства, порядок организации и функционирования высших органов власти, их взаимоотношений с гражданским обществом, осуществление основных прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, предметом правового регулирования в конституционном праве являются конституционно- правовые отношения - особая разновидность властных политических отношений, урегулированных нормами конституционного права. Их особенностью является то, что они устанавливают основные права и свободы человека и учреждают в целях их гарантии систему органов государственной власти, определяют принципы организации экономической, политической и духовной жизни и местного самоуправления.

Исходя из властной природы конституционно-правовых отношений преобладающим методом правового регулирования является императивный метод. Его содержание составляют обязывания. Это относится в первую очередь к деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Так, в ст. 2 Конституции Российской Федерации (1993 г.) говорится, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Наряду с этим в конституционном праве используются запреты. Так, в ст. 19, п. 2, говорится о том, что «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В то же время конституционное право знает и диспозитивный метод, реализующийся в дозволениях (правомочиях совершать те или иные действия). Например, статус человека и гражданина регулируется в основном методом дозволения: «каждый имеет право на жизнь» (ст. 20), «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 22) и т.п.

12.1.2. Субъекты конституционного права

Субъектами конституционно-правовых отношений в России выступают как физические лица, так и общественные образования. Основным субъектом является человек, выступающий в статусе как гражданина, так и отдельно взятой личности. Человек индивидуально вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Он вправе требовать от них защиты своих закон - ных интересов.

Однако люди вступают в конституционно-правовые отношения не только индивидуально, но и коллективно, в форме созданных ими объединений: политических партий, движений, общественных организаций и т.п.

Субъектом конституционно-правовьк отношений выступает народ. Так, в ст. 3, п. 1, Конституции говорится о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Кроме этого, субъектом конституционно-правовых отношений является государство, его органы и должностные лица. В Российской Федерации субъектами конституционного права являются само государство как целое, республики, входящие в его состав, края, области, автономная область и округа, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, органы местного самоуправления. Кроме этого, в качестве субъектов конституционного права выступают глава государства (Президент РФ), палаты парламента, их руководители и депутаты, Правительство, его председатель и министры, суды и т.д.

12.1.3. Источники конституционного права

Нормы конституционного права находят свое формальное выражение и закрепление в различных формах, которые называются источниками. Они образуют целостную систему.

Одним из источников конституционного права России выступает естественное право. Оно включает в себя общечеловеческие идеалы и представления о свободе и справедливости, составляющие суть права. Среди них можно выделить такие принципы, как: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», «источником власти является народ», «презумпция невиновности», «право на жизнь, на собственность», «свобода» и др.

Кроме естественного права источником выступает Конституция РФ. Это - Основной закон государства. Она устанавливает наиболее важные нормы и принципы организации жизнедеятельности общества и государства и определяющие основные права и свободы человека и гражданина. Нормы Конституции имеют прямое действие.

Источниками конституционного права являются также федеральные конституционные законы. Они касаются применения прав и свобод человека и гражданина, устройства государственной власти и управления. Их издание предусматривается соответствующими статьями Конституции РФ. Так, например, согласно п. 3 ст. 118 «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом».

Источниками конституционного права являются и обычные федеральные законы. Они издаются Государственной Думой для регулирования прав и свобод человека и гражданина, защиты их чести, здоровья, человеческого достоинства, законных интересов, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Кроме этого, в системе источников конституционного права следует отметить: указы и распоряжения Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Конституционного Суда РФ по вопросам соответствия нормативно-правовых актов требованиям Конституции РФ, акты органов местного самоуправления, которые касаются прав и свобод человека и гражданина. Особым источником конституционного права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Конституция РФ устанавливает верховенство норм международного права над национальным правом. Согласно п. 4 ст. 15 «если между- народным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Конституционное право - это совокупность правовых норм , охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и содействовать благополучию. Нахож­дение баланса власти и свободы составляет главнейший смысл конституционного права .

Значение конституционного права:

  • эта отрасль права имеет ве­дущий характер в системе права . С конституционно­го права начинается формирование (необязательно исторически, но безусловно логически) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может раз­виваться, если она не находит опоры в конституционных прин­ципах или нормах конституционного законодательства, а тем бо­лее противоречит им.

Конституционное право теснее всех других отраслей связано с политикой и политической системой. Властные отношения со­прикасаются не только с индивидуальными проявлениями свобо­ды человека, но и с коллективными действиями людей через по­литические партии и общественные объединения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционировании этих органов. Отсюда ост­рый интерес к развитию конституционного права со стороны са­мых различных политических сил, острая борьба мнений вокруг философско-политических основ этой отрасли права, ее институ­тов и норм.

Предмет конституционного права

Уяснение предмета необходимо для того, чтобы выявить специфику правового регулирования, а значит - составить поня­тие о содержании, назначении и целях данной отрасли права, ее отличии от других отраслей. Определение предмета конституци­онного права требует большой точности, поскольку в этой отрас­ли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для своей охраны лишь в минимуме ограничений, в то время как власть должна быть как раз максимально ограничен­ной, имея только самый необходимый набор полномочий в инте­ресах людей.

Особенность предмета конституционного права как отрасли права

Особенность предмета конституционного права состоит в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения (напр., правовой статус личности), в других - предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений (прежде всего отношения, которые связаны с устройством государства, организацией государственной власти, всей политической системы общества и служат основой формирования всех других общественных отношений).

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Это отношения, систематизирующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства.

Однако есть и такие сферы общественных отношений, где конституционное право работает постоянно и непосредственно, восполняя проблемы отраслевого законодательства или разрешая противоречия отраслевых норм конституционным.

Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:

  1. охраны прав и свобод человека (отношения между челове­ком и государством);
  2. устройства государства и государственной власти (властеотношения).

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (административным, трудовым и др.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых скла­дываются правовой статус человека, его основные права и свобо­ды . В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степе­ни отвечает этому пониманию.

Регулирование отношений, связанных с признанием свободы человека как естественного состояния, - сложное дело. Оно предполагает закрепление не только прав, но и обязанностей че­ловека по отношению к другим людям и государству. Свобода не может быть абсолютной, она требует ограничений, чтобы преду­предить злоупотребления ею. Конституционное право к тому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гаран­тии, способствует учреждению такого государства, которое берет на себя обязан­ность создать условия для благополучия людей; в сущности, это­му подчинено все устройство государственной власти.

Через права свободного человека складывается определенный общественный порядок: формы собственности, организация эко­номики, политическая система, социальные отношения и т. д. И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные ус­тои (равную защиту всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления и др.).

В Конституции 1993 г. нет раздела об основах общественного строя, но в то же время во многих статьях устанавливаются экономические и со­циальные функции государства , подчиненные главной цели - охране и содействию реализации прав и свобод человека. Таким обра­зом, из самой структуры и содержания Конституции государству исходят определенные указания экономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять принципы гражданского общества. Они только устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям. Собственно же граждан­ское общество в главном остается свободным от государственно­го регулирования, обеспечивая людям свободу в выборе жизнен­ных идеалов и собственных путей к счастью.

Устройство государственной власти предполагает не только учреждение органов государственной власти, но и регламента­цию широкого круга отношений между ними. Органы государст­венной власти, несмотря на различие их задач и разделение пол­номочий, должны составлять единую целостную систему и нахо­диться в таких отношениях с людьми и их интересами, которые содействовали бы раскрытию роли государства в обществе. Кон­ституционное право составляет исходную точку развития власт­но-правовых процессов, оно призвано и может стать основой для слаженного и целенаправленного взаимодействия всех государст­венных органов, но при отсутствии внутреннего единства спо­собно породить разлад в их действиях, конституционные кризи­сы и хаос в государственной жизни.

1. Конституционное право России как отрасль права и науки. Предмет и методы российского конституционного права

Конституционное право – это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм.

Эти правовые нормы:

Характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками;

Отличаются от норм других отраслей права;

Закрепляют и регулируют общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы (т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Конституционное право рассматривается в трех аспектах: как отрасль права, наука и учебная дисциплина в системе юридического образования. Конституционное право как самостоятельная отрасль системы российского законодательства имеет собственные предмет правового регулирования и специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права – это совокупность его норм, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает конституционно-правовые нормы и институты. Конституционное право определяется общественными отношениями, которые оно регулирует, т. е. самим предметом конституционного права. Его источником считается Конституция РФ – основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права.

Выступая ведущей отраслью в системе российского права, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно лишь устанавливает основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы последних. Конституционное право регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни.

Особенностью конституционного права выступает то, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах, а также то, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

Конституционное право изучает:

– практику осуществления народного суверенитета;

– деятельность органов государственной власти;

– систему прав и свобод человека и гражданина, их защиту;

– федеральное и административное устройство.

Конституционное право как наука изучает преимущественно конституционные процессы, закономерности и тенденции их развития; раскрывает присущие данной отрасли закономерности; формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство.

Предмет науки – это изучение отрасли конституционного права. Данная наука имеет свой собственный мыслительно-категориальный аппарат: теоретические положения и научные концепции. Предмет регулирования конституционного права – это отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя.

Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности. Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя России; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в Российской Федерации, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).

Особенности конституционно-правовых отношений: особое содержание и предмет; особый субъект ный состав; значительное число видов. Виды конституционных правоотношений:

Конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности);

Правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: связанные с установлением конституционных основ гражданского общества, конституционного строя России, регулированием правового статуса личности. Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти – подчинения».

Субъекты конституционных правоотношений:

Физические лица (граждане Российской Федерации, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);

Государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, федеральные органы Российской Федерации и ее субъектов);

Общественные объединения.

Объект конституционных отношений – это предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Методы конституционного права – это совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования. Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений. Способы конституционного регулирования общественных отношений: дозволение; возложение обязанностей; запрет. Конституционно-правовые методы: императивный, диспозитивный и др.

2. Источники конституционного права России

Источник конституционного права России – это совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами норм, регулирующих основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в России, а также закрепляющих основные права и свободы личности в РФ.

Традиционно к источникам конституционного права России относятся:

Конституция РФ;

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ;

Федеральные законы, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (например, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»);

Решения Конституционного Суда РФ (в частности, о толковании Конституции РФ);

Постановления палат Федерального Собрания РФ (в частности, регламенты палат Федерального Собрания РФ);

Указы Президента РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам;

Постановления Правительства РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам, издаваемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ;

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Некоторые исследователи также полагают постановления Центральной избирательной комиссии РФ нормативного характера источником конституционного права;

Конституции (уставы) субъектов РФ;

Конституционное право - это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.

Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право ведущее по своему источнику - конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому считают, что конституционное право составляет ядро системы права.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ " Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности"). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление").

Субъекты конституционного права:

1) граждане;

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ " О гражданстве Российской Федерации");

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер.

Они излагаются на уровне принципов. Например, ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы - исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

4) парламентаризма;

5) президентства;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

Конституционное право как отрасль права, отраслевая юридическая наука и учебная дисциплина

Тема: Предмет и метод бухгалтерского учета

Лекция №1

1. Определение и состав объектов бухгалтерского наблюдения

Объекты учета, обеспечивающие хозяйственную деятельность

Объекты учета, составляющие хозяйственную деятельность

2. Метод бухгалтерского учета

Литература: ПБУ (положения); План счетов (для коммер.орг)

Конституционное право понимается в трех значениях.

  1. Конституционное право как отрасль права.
  2. Конституционное право как юридическая отраслевая наука.
  3. Конституционное право как учебная дисциплина.

Конституционное право как отрасль - одна из многочисленных отраслей российского права, имеющая свой предмет и свои методы правового регулирования. В общей теории права под предметом правового регулирования понимают общественные отношения, которые регулирует та или иная отрасль права, а метод правового регулирования - это способ, при помощи которого регулируются общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

Предметом конституционно-правового регулирования являются общественные отношения, обусловленные конституционным строем. Сам конституционный строй представляет собой такое устройство общественной жизни, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а государственная власть осуществляется на основе разделения властей.

Сами наименования «конституционное право» и «конституционный строй» связаны с понятием «конституция». Под конституцией обычно понимают писаный, кодифицированный (единый) нормативно-правовой акт, принимаемый либо путем референдума, либо законодательным органом, либо учредительным собранием.

Конституция обладает высшей юридической силой в стране. Все остальные правовые нормы, заключенные в законах и иных источниках права, должны вытекать из конституции, соответствовать и не противоречить ей. Однако это хотя и наиболее распространенное и в большинстве случаев правильное определение, но далеко не единственное.

Во многих странах конституция отсутствует, например, в Великобритании, Германии, Австрии, Швеции, Израиле и в некоторых других. Тем не менее конституционное право в них существует. Конституция может пониматься и в ином смысле. Кроме того, существуют другие, помимо конституции, источники конституционного права.

Само слово «конституция» имеет латинское происхождение. По латыни «constitutio » - это установление, предписание, норма. Но конституции в Древнем Риме имели совсем иное значение. Это были императорские конституции, которые предоставляли римское гражданство определенным группам лиц, строившим в Риме жилые дома или занимавшимся не менее трех лет пекарским ремеслом,т. е. являлись даже не нормативно-правовыми актами, а индивидуальными актами применения права.



Термин «конституция» получил новое значение в период буржуазных революций конца XVII–XVIII вв. в Западной Европе и Войны за независимость в Северной Америке, когда передовая общественная мысль выдвинула требования принятия основного закона, т. е. конституции, для ликвидации абсолютной монархии и произвола со стороны государства, для обеспечения естественных и иных прав человека. Эти требования отразились в главном документе французской революции - Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которая до сих пор считается составной частью Конституции Франции. В ст. 16 этой Декларации было записано: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение власти, не имеет конституции ».

В 1776 г. в британской колонии Нью-Гемпшир впервые в мировой истории был принят законодательный акт под названием «конституция», обладающий высшей юридической силой. Впоследствии такие же конституции были приняты в других колониях Северной Америки - штатах, которые с 1787 г. стали объединяться в единое федеративное государство - США. В этом же году была принята федеральная конституция США, которая считается старейшей национальной конституцией в мире, так как Нью-Гемпшир и другие штаты вошли в состав Соединенных Штатов.

В 1791 г. принимается первая конституция Франции. В этом же году - конституция Польши. В XIX в. подобные законодательные акты - конституции появляются в большинстве стран Европы. В ХХ в. этот процесс охватил практически все страны мира.

Так сложилось два взаимодополняющих понимания конституции. Во-первых, это законодательный акт, обладающий высшей юридической силой в стране. Во-вторых, это устройство общественной жизни, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а государственная власть осуществляется на основе разделения властей. В последнем случае понятие «конституция» равнозначно понятию «конституционный строй».

Взаимодополняемость двух понятий конституции означает, что не во всех странах, в которых есть законодательный акт под названием «конституция», установлен конституционный строй (например при антидемократических политических режимах), и наоборот, даже если в стране отсутствует такой законодательный акт, но установлен конституционный строй, имеется конституция.

На этом основании конституции подразделяют на конституции в формальном смысле и конституции в материальном смысле. Конституции в формальном смысле - это только писаный, кодифицированный законодательный акт, обладающий высшей юридической силой. Конституции в материальном смысле могут быть неписаными (например в Великобритании), состоящими из нескольких законодательных актов, т. е. некодифицированными (например в Австрии, Швеции). Конституции в формальном смысле иногда могут называться по-иному: Основной закон Федеративной Республики Германии, Основные государственные законы Российской Империи и др.

Конституции в формальном смысле также подразделяют по порядку принятия на октроированные (дарованные монархом), принятые парламентами (представительными органами законодательной власти), учредительными собраниями (представительными органами, специально созываемыми для принятия конституции), референдумом (всенародным голосованием). Большинство конституций в последнее время принимается путем референдума, вследствие чего они приобретают высшую степень легитимности.

Конституция в формальном смысле, в принципе, должна приниматься на длительный период времени. Незыблемость конституционных положений способствует общей политической и экономической стабильности в обществе и в государстве. Однако при необходимости в конституцию могут быть внесены изменения и дополнения. По способу изменения, дополнения и отмены конституции делятся на гибкие, жесткие и особо жесткие.

Гибкие конституции изменяются, дополняются и отменяются, как правило, так же, как и обычные законы, - простым большинством голосов депутатов парламента (50% + 1 голос).

Жесткие конституции изменяются, дополняются и отменяются в более сложном порядке. Для этого требуется так называемое квалифицированное большинство голосов (2/3 голосов депутатов парламента) или особо квалифицированное большинство голосов (3/4 или 4/5 голосов депутатов парламента).

Изменение, дополнение и отмена особо жестких конституций требуют, кроме квалифицированного или особо квалифицированного большинства голосов депутатов парламента, соблюдения дополнительных условий. Так, например, поправки к конституции США должны быть дополнительно ратифицированы законодательными органами 3/4 американских штатов. Учитывая, что в состав США в настоящее время входит 50 штатов, поправки к конституции, таким образом, должны быть одобрены в 38 штатах.

Ныне действующая Конституция РФ - это конституция в формальном смысле, т. е. она является писаным кодифицированным законодательным актом, обладающим высшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов РФ, которые должны вытекать из Конституции и не противоречить ей.

По порядку принятия Конституция РФ является конституцией, принятой референдумом 12 декабря 1993 г. В истории России это первая формальная конституция, принятая референдумом. Первая российская конституция - Основные государственные законы Российской Империи 1906 г. - была октроированной. Советские конституции (1918, 1924, 1936, 1977 гг.) принимались высшими представительными органами законодательной власти. В 1918 г. была предпринята неудачная попытка принятия конституции Учредительным Собранием. Таким образом, в конституционной истории России были использованы все известные способы принятия конституции.

По способу изменения, дополнения и отмены Конституция РФ является особо жесткой. Порядок конституционных поправок и пересмотра Конституции предусмотрен главой 9 Конституции РФ и будет обсуждаться нами в лекции 8 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ».

Методы конституционно-правового регулирования - это способы, при помощи которых регулируются конституционно-правовые отношения. Существуют два диаметрально противоположных способа правового регулирования - императивный и диспозитивный. Императивный (авторитарный) метод правового регулирования характеризуется неравенством сторон общественных отношений. Этот метод означает установление обязательных для этих сторон правил, исключающих свободу выбора собственного поведения. Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется равенством сторон общественных отношений и свободой выбора поведения каждой из них. В зависимости от того, какой из указанных методов по преимуществу используется той или иной отраслью права, все эти отрасли делятся на отрасли публичного и частного права. В отраслях публичного права в основном используется императивный метод правового регулирования, а в отраслях частного права - диспозитивный метод.

В конституционном праве используются оба метода правового регулирования. Диспозитивный метод характерен для регулирования общественных отношений, связанных с правами и свободами человека и гражданина, но только в сфере пользования этими правами и свободами. Человек может пользоваться или не пользоваться ими (например избирательными правами), т. е. имеет свободу выбора поведения. В то же время все остальные граждане, органы государства и местного самоуправления, их должностные лица обязаны не препятствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. В остальном метод конституционно-правового регулирования является императивным. В целом конституционное право - это отрасль публичного права.

Особенность конституционного права заключается в том, что оно является ведущей отраслью как среди отраслей публичного, так и частного права (например гражданского права). Нормы всех других отраслей права вытекают из конституционных норм, особенно в сфере регулирования прав и свобод человека и гражданина, и не должны противоречить им.