Критерии классифицируют. Типы общества: критерии классификации. Критерии классификации по характеристике опасности

Финансирование предпринимательской деятельностибезвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в различных формах для осуществления предпринимательской деятельности.

Финансирование следует отличать от инвестирования:

1) Инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности; при финансировании у субъекта таких прав не возникает

2) Целью инвестирования является получение прибыли; целью финансирования – обеспечение нормального функционирования предпринимат.деят-ти

3) В качестве инвестиций могут выступать материальные и нематериальные объекты, не изъятые из гражданского оборота; финансирование осуществляется только за счет денежных средств.

Также финансирование отличается от кредитования. Кредитование, как правило, осуществляется денежными средствами, но на возвратной и возмездной основе.

В зависимости от источника финансирования выделяют:

Государственное финансирование (за счет фед.бюджета или субъекта РФ)

Муниципальное (за счет бюджет муниципального образования)

Самофинансирование

Благотворительное (за счет взносов частных собственников)

Государственное финансирование осуществляется по трем направлениям:

1) Предполагает выделение бюджетных средств в счет оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юр.лицами по гос. и муниципальным контрактам.

2) Предоставление финансовой помощи из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основа в форме субвенций и субсидий.

3) Предоставлении бюджетных средств на возвратной и возмездной основа в форме бюджетных кредитов.

Финансирование государственных и муниципальных нужд.

Государственные нужды – обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами РФ или расходными обязательствами субъектов РФ за счет средств фед.бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций РФ, исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации программ, в которых участвует РФ, либо потребности субъектов РФ в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функции субъектов РФ, в том числе реализации региональных целевых программ.



Муниципальные нужды – обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных гос.полномочий, переданных органом местного самоуправлениям в соответствии с фед.законами и законами субъектов РФ.

Для реализации гос. и муниципальных нужд применяются соответствующие целевые программы. Для организации работ по выполнению целевых программ утверждаются соответствующие гос.и муниц.заказчики.

Гос. и муницип. заказчиками могут выступать органы гос. власти РФ или субъектов, органы местного самоуправлениям или уполномоченные этими органами организации.

Заказчик должен определить предмет заказа, его начальную цену, условия исполнения заказа, условия проведения конкурса или аукциона.

Участником целевой программы может быть любое юр.лицо или ИП.

Гос.заказы предоставляются победителям конкурсов или аукционов или гос.заказ может быть предоставлен конкретному исполнителю без конкурса и аукциона.

Гос.заказчики, за исключением случаев, касающихся заказов на поставки товаров, исполнение услуг для нужд обороны гос-ва или безопасности, обязаны размещать не менее 15% общего объема заказов от субъектов малого предпринимательства.

Лицу, получившему гос.заказ, предоставляются гос.гарантии оплаты этого заказа. С лицом, получившим заказ, заключается гос.или муниципальный контракт, в котором устанавливается порядок исполнения заказа, меры ответственности за исполнение или неисполнение заказа.

Заказчик имеет право осуществлять контроль за ходом исполнения заказа, в то же время специально уполномоченные органы вправе осуществлять контроль за соблюдением заказчиком условия контракта. Предусматривается возможность для исполнителя заказа обжаловать в суде действия или бездействия заказчика, препятствующие исполнению заказа.

Предоставление средств в виде субвенций и субсидий регулируются ст. 78 бюджетного кодекса РФ.

Субвенция – бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юр.лицу на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов.

Субсидия – бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юр.лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субсидии и субвенции юр.лицам, которые не являются гос.или муницип.унитарными предприятиями, допускаются в след. случаях:

Из фед.бюджета в случаях, предусм. фед. и регион. целевыми программами и фед. Законами

Из бюджетов субъектов РФ в случаях, предусмотренных фед.целевыми программами, фед.законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ

Из местных бюджетов в случаях, предусмотренных фед.законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления.

Бюджетное кредитование.

Бюджетное кредитование – предоставление бюджетных средств в собственность юр.лиц на возмездной и возвратной основе.

Отличия бюджетного кредитования:

Это целевое предоставление средств, т.е. при составлении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен кредит, условия и порядок предоставления кредитов, лимиты их предоставления, а также ограничение по субвенциям, которым могут быть предоставлены кредиты

Льготный характер. Проявляется в том, что в некоторых случаях может быть продлен срок возврата кредита, правительство РФ может также проводить реструктуризацию задолженности юр.лиц по начисленным пеням и штрафам за несвоевременный возврат средств, а также за просрочку уплаты по кредитам.

Порядок предоставления кредита предполагает, что он предоставляется в пределах финансового года равными долями в пределах средств, поступающих от возврата ранее выделенных кредитов.

Бюджетные кредиты предоставляются не государственным или не муниципальным юр.лицам (частным) только при условии предоставления заемщикам обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита.

Обеспечение обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Если частное юр.лицо не в состоянии предоставить обеспечение по кредиту, кредит ему не предоставляется.

Бюджетный кредит предоставляется частному юр.лицу на основании договора.

Договор предусматривает условия, на которых предоставляется кредит, т.е. цели, для достижения которых предоставляется кредит, проценты, порядок предоставления кредита заемщику, а также договор, предусматривающий предоставление обеспечения исполнения обязательств. Если заемщик нарушает условия договора, кредитор вправе потребовать досрочного возвращения кредита и уплаты процентов по нему.

Банковское кредитование.

Банковское кредитование – активная банковская кредитная операция по размещению от своего имени и за свой счет привлеченных во вклады денежных средств физич. и юр. лиц.

Банковское кредитование может осуществляться на основании лицензии банка России.

Цель кредитования – извлечение прибыли.

Принципы :

- Возвратность (сумма кредита и начисленные на нее % должны быть возвращены кредитору, при этом кредитная организация не только вправе, но и обязана предпринять все необходимые меры по взысканию указанных сумм с заемщика. С баланса кредитных организаций допускается списание только безнадежных или нереальных к взысканию кредитов. Безнадежность кредита должна подтверждаться судебными актами, актами суд. представителей, актами органов гос. регистрации, доказывающими невозможность взыскания задолженности)

- Платность (взимание с заемщика процентов за пользование предоставленными денежными средствами. Размер % зависит от срока кредитования, репутации заемщика, наличия обеспечения и связанных с этим риском невозвратности денежных средств)

- Срочность (кредит должен быть возвращен по истечении времени, указанному в договоре)

- Добровольность (банк или кредитная организация самостоятельно принимает решения о предоставлении кредита или об отказе в предоставлении кредита)

- Исключительность (осуществлять кредитование могут только банки и не банковские кредитные организации на основании лицензии, полученной от Банка России)

- Резервность (кредитная организация в обязательном порядке создает резервы на возможной потере по ссудам, размер резервов определяется в соответствии с классификацией того или иного вида кредита: зависит от уровня риска невозврата, от обеспеченности кредитов; в соответствии с качеством обслуживания долга. Размер резерва прямо пропорционален вероятности финансовых потерь вследствие неисполнения заемщиком своих обязательств и варьируется от 0 до 100%. Создание резервов необходимо потому, что в качестве кредитов кредитные организации предоставляют деньги своих вкладчиков)

Перечисленные принципы являются обязательными принципами кредитования. Выделяют также факультативные:

- Принцип обеспеченности (заемщик предоставляет обеспечение исполнения своего обязательства по кредиту, в качестве обеспечения часто используется залог имущества, возможно также предоставление банковской гарантии, либо внесение гарантийного депозита. Нарушение условий обеспеченности кредита влечет публично-правовые и частноправовые последствия. Публично-правовые: обязанности кредитной организации реклассифицировать кредит путем отнесения его к более низкой категории качества и увеличение резерва на возможные потери по ссудам. Частноправовые: кредитная организация может потребовать досрочного возвращения суммы кредита и уплаты причитающихся процентов)

- Целевой характер (в заявлении на получение кредита и в договоре о кредите указывается цель его использования. Указание цели кредита дает банку возможность оценить срок окупаемости проекта, оценить возможность заемщика погасить кредит, а также контролировать использование кредитных сумм. Заемщик обязан обеспечить представителю кредитной организации возможность осуществления контроля за целевым использованием кредита. При нарушении этой обязанности или при неисполнении условия об использовании целевого кредита, кредитная организация имеет право отказать заемщику в дальнейшем кредитовании и потребовать досрочного возвращения кредита и уплаты причитающихся %)

Процедура выдачи кредита:

I. Рассмотрение заявки на получение кредита

II. Рассмотрение вопроса руководителем кредитного подразделения банка, либо кредитным комитетом и заключение кредитного договора

III. Предоставление кредита. Он предоставляется только в безналичном порядке путем зачисления средств на текущий или корреспондентский счет заемщика

IV. Кредитный мониторинг. Банк осуществляет контроль за целевым использованием кредита и исполнением графика погашения

V. Погашение кредита

Самофинансирование.

Самофинансирование – финансирование за счет собственных финансовых ресурсов, а также за счет привлеченных денежных средств по иным основаниям.

Основным источником самофинансирования является чистая прибыль, которая остается после уплаты налога на прибыль и валовой прибыли организации и которая направляется в соответствии с законодательствами и учред. документами юр лица на различные цели.

Нормативы распределения прибыли законодательно не установлены, что предполагает произвольную форму распределения прибыли, из которой формируются фонды накопления, потребления и иные резервные фонды.

Если фонды не создаются, то составляются сметы расходов на развитие производства, соц. нужды работников, материальные поощрения и т.д.

Товарное кредитование – предоставление одной стороной другой стороне определенными родовыми признаками вещей. Сторона, которой эти вещи предоставлены, обязуется при этой возвратить аналогичное количество вещей того же рода и качества.

Эти обязательства оформляются договором товарного кредита. К договору применяются нормы гражданского кодекса о банковском кредитовании.

Как правило, по договору товарного кредита поставляются потребляемые вещи.

Коммерческое кредитование осуществляется в результате договоров, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определенных родовым признаками, в которых предусмотрено предоставление кредита. Кредит может предоставляться в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, если другое не предусмотрено законом.

Кредитование предприятий представляет собой одну из форм финансового обеспечения предпринимательской деятельности, связанного с привлечением среднего капитала.

Кредитование предприятий осуществляется на основании принципов срочности, возвратности, платности, материально обеспеченности.

Принцип срочности означает, что все кредиты делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные в зависимости от срока на который они предоставляются. В российской финансовой практике разграничиваются лишь краткосрочные ссуды до одного года, а среднесрочные и долгосрочные рассматриваются как ссуды на срок более одного года.

Принцип возвратности означает, что кредит подлежит возврату или погашению заемщикам в полном объеме.

Принцип платности означает, что кредит предоставляется заемщику с условием его возврата с процентами, которые формируют прибыль кредитной организации.

Принцип материальной обеспеченности означает, что заемщик гарантирует кредитору возврат кредита, а при отказе в выполнении этого требования кредитор должен иметь основание для изъятия из оборота заемщика незаконно удерживаемых средств в размере займа. Кредит может не иметь материального обеспечения, если кредитор абсолютно уверен в платежеспособности и обязательности заемщика.

Предоставлению кредита предшествует проверка банком кредитоспособности предприятия (возможности возвращения размера кредита и оплаты ссудных процентов).

Оценка кредитоспособности предполагает использование показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения кредита.

Оценка кредитоспособности происходит с помощью следующих источников информации: материалов, полученных непосредственно от клиента; материалов о клиенте, имеющихся в архиве банка; сведений, сообщенных теми, кто имел деловые контакты с клиентом; отчетов и других материалов частных и государственных учреждений.

Получая информацию об изучении банком материалов и сведений, полученных непосредственно от клиентов, эксперты кредитного отдела обращаются к архивам своего банка. Если клиент уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга и других нарушениях.

Анализ условий кредитования предполагает изучение следующих моментов.

  • 1. Характер заемщика. Он включает репутацию заемщика, степень ответственности и желание погасить долг. Эти факторы имеют самое большое значение при определении кредитоспособности. Поэтому кредитные инспектора очень тщательно изучают кредитную историю заемщика, его поведение в тех или иных ситуациях, используя всевозможные источники информации.
  • 2. Платежеспособность. О платежеспособности клиента судят на основе анализа развития его бизнеса и финансовых возможностей заемщика, которые определяют его способность погасить долг. Платежеспособность определяется с помощью тщательного анализа доходов, расходов и перспектив их изменения в будущем.
  • 3.Капитал. Изучение капитала хозяйства также играет важную роль в определении кредитоспособности заемщика. Особенно важно кредитному инспектору выяснить соотношение суммы долга с размерами активов клиента, его оборотным капиталом, выяснить состояние дебиторской задолженности.
  • 4.Обеспечение представлено активами, которые клиенты могут предложить в залог, чтобы получить кредит. Кредитные работники изучают все возможные способы обеспечения, его количество, качество и возможность реализации в случае непогашения кредита.
  • 5. Условия. При изучении кредитоспособности заемщика принимаются во внимание также общие экономические условия, определяющие экономическое положение в стране, особенности развития бизнеса в различных секторах и регионах и оказывающие влияние на положение, как банка, так и заемщика. Инструкция ЦБ РФ от 1.октября 1997г. №1 «О порядке регулирования деятельности банков»

Оценка финансовой устойчивости в отличие от понятий «платежеспособность» и «кредитоспособность», понятие «финансовая устойчивость» -- более широкое, так как включает в себя оценку разных сторон деятельности предприятия.

Надежным заемщикам могут открыть кредитную линию, кредитовать контокоррентному счету. Кредитование неустойчивых заемщиков осуществляется при, наличии соответствующих форм обеспечительных обязательств. Предоставление кредита ненадежным клиентам связано для банка с серьезными рисками. Таким хозяйствам банки стараются кредиты не выдавать, если же выдают, то размер ссуды не должен превышать размера уставного капитала и процентная ставка за кредит устанавливается на высоком уровне.

Банк, прежде чем предоставить кредит, определяет степень риска, который он готов взять на себя, и размер кредита, который может быть предоставлен Новикова Н.А. 100 вопросов о кредите: теряем или преобретаем?/Н.А. Новикова, Н.В. Орлова.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. С.184..

Для получения кредита предприятие заключает с кредитной организацией кредитный договор.

Кредитная документация - это составляемые клиентом и банком документы, которые сопровождают кредитную сделку с момента обращения клиента в банк и до погашения ссуды.

К кредитным документам, составляемым клиентом, относятся: кредитная заявка; технико-экономическое обоснование; заявление на получение ссуды; финансовый отчет; отчет о движении кассовых поступлений; внутренние финансовые отчеты; внутренние управленческие отчеты; прогноз финансирования; налоговые декларации; бизнес-планы; срочные обязательства; договор о залоге (гарантийные письма, страховые полисы); сведения о заложенном имуществе.

К документам, носящим двусторонний характер, относится кредитный договор.

Для оценки риска сделки банку важно также иметь представление о таких характеристиках ссуды, как вид, срок, порядок выдачи и погашения, способ обеспечения возвратности, а также кредитоспособность клиента (уровень его основных финансовых показателей, объемы реализации, прибыли, собственных средств), его организационно-правовая форма, характер взаимоотношений с банком (наличие расчетного счета в данном или в другом банке, ссудной задолженности). Полнота освещения указанных пунктов в кредитной заявке зависит как от объема и срока ссуды, так и от степени информированности банка о клиенте Типенко Н. Г., Соловьев Ю. П., Панич В. Б. Оценка лимитов риска при кредитовании корпоративных клиентов//Банковское дело, 2008, №10, С.28..

В отличие от кредитной заявки заявление на получение ссуды оформляется клиентом после принятия банком положительного решения по запрашиваемому кредиту.

Заявление - это юридический документ, содержащий просьбу клиента предоставить ему кредит в определенной сумме и на определенный срок. Для банка заявление служит мемориальным ордером, оформляющим предоставление ссуды со ссудного счета клиента. Заявление подшивается в документы дня.

Финансовый отчет включает баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать:

  • - описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т. д.;
  • - отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, государственное регулирование соответствующих отраслей, преимущества и слабые стороны конкурентов);
  • - планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т. д.);
  • - план производства (потребность в производственных мощностях и рабочей силе, имеющееся оборудование и т. д.);
  • - план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т. п.);
  • - финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).

Заключение на кредитную заявку представляет собой типовой бланк, заполняемый кредитным работником на основании изучения просьбы клиента. В нем содержится положение и показатели, характеризующие оценку банком юридического статуса и финансового положения заемщика. В числе общих положений указывается: организационно-правовая форма клиента; наименование банка, где открыт его расчетный счет; наличие задолженности по ссудам, в т.ч. выданным другими банками.

Финансовое состояние клиента выражается в показателях его кредитоспособности: уровни коэффициента покрытия, коэффициента ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами; объемы реализации, прибыли, активов, просроченных платежей. В своем заключении кредитный работник дает также оценку управления и состояния учета, отмечает соответствие целевой направленности ссуды приоритетам кредитной политики банка, предлагает целесообразные для данного случая способы обеспечения возвратности кредита. Завершается документ проектом решения: выдать ссуду (отказать в выдаче ссуды).

Особое место среди кредитных документов принадлежит кредитному договору, регулирующему весь комплекс взаимоотношений банка с клиентом. Как правовой документ кредитный договор должен соответствовать весьма жестким требованиям по оформлению, структуре, четкости формулировок. Именно поэтому оправданно существование типовых форм кредитных договоров применительно к различным видам кредитов. В выработке наиболее приемлемых структур кредитного договора и формулировок всех его пунктов активное участие должны принимать юристы. Их участие необходимо также при внесении изменений или дополнений в договор.

Основываясь на типовой форме, банки обычно разрабатывают собственные варианты кредитных договоров. Их может быть несколько, причем основное их отличие друг от друга сводится, как правило, к тому или иному механизму обеспечения погашения кредита.

Договоры подобного рода обычно относятся к коммерческой тайне банка.

Российские банки уже накопили определенный опыт составления кредитных договоров. Однако эта сторона их деятельности еще далека от совершенства, при чем как в правовой, так и в экономической части. В одном и том же банке для однородных ссуд нередко используются разные по форме кредитные договоры; многие их пункты неконкретны, а взаимные обязательства сторон сформулированы нечетко. Часто допускаются небрежности в оформлении (отсутствуют то печать одной из сторон, то указание должностного положения лиц, подписавших договор; отдельные пункты не заполнены и не прочеркнуты, название документа различно в разных случаях и т.д.).

В экономическом плане кредитные договоры отличаются повышенным формализмом: не отражают специфики взаимоотношений банка с клиентом в зависимости от качества ссуды (за исключением уровня процентной ставки); не содержат набора эффективных мер по обеспечению целевой направленности и возвратности ссуд; практически не предусматривают обязательств клиентов по поддержанию каких-либо финансовых коэффициентов на определенном уровне; в них отсутствуют нормы, регулирующие формы и методы контроля банком финансового положения и иных характеристик заемщика.

К кредитной документации относятся также договоры о залоге, договор поручительства гарантийные письма, страховые полисы.

Договор о залоге должен соответствовать требованиям закона "О залоге". В документе должны быть отражены: вид залога (остается во владении залогодателя или передается во владение залогодержателя), состав и стоимость заложенного имущества; права и обязанности сторон применительно к разным видам залога (в т.ч. право распоряжения заложенным имуществом); виды контроля со стороны банка за сохранностью заложенного имущества (при владении им залогодателем); момент возникновения права банка обратить взыскание на предмет залога; порядок обращения взыскания. Содержание договора о залоге дифференцируется по видам залога: заклад, залог товарно-материальных ценностей без права их расходования; залог товаров в обороте или переработке.Федеральный закон «О залоге» от 29.05.92 г. № 2872 - 1 (в ред. от 19.07.2007 г.) // СПС «Консультант плюс»

Гарантийные письма и страховые полисы также должны соответствовать определенным требованиям правового и экономического характера. В правовом аспекте они должны четко определять отношения сторон, что позволяет защитить их интересы. В этой связи положительно должна быть оценена практика заключения трехсторонних договоров поручительства и договоров страхования. Включение банка в число участников таких договоров повышает их эффективность, поскольку не позволяет изменять условия взаимоотношений заемщика и поручителя (гаранта, страховщика) без ведома банка. Важное значение имеет правильное оформление гарантийных писем, договоров страхования или поручительства (наличие печати, указание должностного положения лиц, подписавших документы, подписи этих лиц и т.д.). При использовании банковских гарантий необходимо заключение соответствующих межбанковских договоров (соглашений).

В экономическом аспекте эффективность гарантий (поручительств) и страхования кредитного риска зависит от кредитоспособности организаций, гарантирующих возврат ссуд. Поэтому банкам необходимо обладать навыками анализа кредитоспособности гаранта (поручителя) или страховой организации. В зарубежной практике гарантии часто сопровождаются залогом имущества гаранта. Одновременно банк до выдачи ссуды организует встречи с представителями гарантов для выяснения их готовности выполнить свои обязательства в случае непогашения ссуды заемщиком Деньги. Кредиты. Банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина, - 2-изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - С.146 с..

Основываясь на общепринятой документации, предоставляемой клиентом для получения кредита, каждый банк сам определяет для заемщика пакет документов, наиболее отвечающий требованиям банка.

Предпринимательская деятельность в процессе осуществления своих целей использует большое количество разных видов ресурсов. Одним из важнейших ресурсов являются финансовые ресурсы, обладание которыми позволяет предпринимателю реализовать свои планы, производить продукцию, выстраивать свои взаимоотношения с поставщиками оборудования, сырья, материалов, а также кредиторами, налоговыми органами и другими контрагентами.

Учитывая, что возможности предприятия по сравнению с его желаниями более ограничены, необходимо разобраться, откуда же оно в принципе может получать финансовые ресурсы. В целом предприятие может генерировать финансовые ресурсы за счет своей хозяйственной деятельности, а также привлекать внешние источники финансовых ресурсов. В первом случае это будет прибыль и амортизационные отчисления, которые обязаны своим происхождением умению, навыкам и опыту предпринимательской деятельности руководителей предприятия.

В качестве источников привлеченных финансовых ресурсов могут выступать:

    дополнительная эмиссия акций;

    взносы учредителей предприятия в уставный капитал предприятия;

    дотации и гранты, полученные предприятием от государства;

    «благотворительные взносы» конкурентов данного предприятия.

Как правило, структура источников финансирования предприятия меняется в зависимости от фазы делового цикла, а также этапа жизненного цикла наиболее важных видов продукции предприятия. Доля внутренних источников снижается в периоды оживления и подъема, когда повышается инвестиционная активность, и растет в периоды экономического спада, что связано с сокращением масштабов инвестирования, сокращением предложения денег, удорожанием кредита. Это вполне объяснимо, так как в случае ухудшения деловой конъюнктуры кредитные учреждения начинают переливать свой капитал в более выгодные сферы и соответственно снижают объемы финансирования промышленных предприятий. Ярким подтверждением этого могут служить также сроки предоставления кредитов в условиях инфляции, не превышающие трех лет.

В качестве внешних заемных финансовых ресурсов предприятия следует выделить следующие:

    выпуск облигаций;

    кредиты банков;

    целевой государственный кредит;

Выпуск предприятием облигаций и размещение их на финансовом рынке дает возможность привлечь дополнительные средства без потери контроля за управлением проектами предприятия, а также на приемлемых для предприятия условиях. Владельцы облигаций имеют право на фиксированный и гарантированный доход по данным ценным бумагам взамен отказа от вмешательства в дела предприятия. Доход по облигациям не зависит от дивидендной политики менеджеров предприятия, поэтому в случае неэффективных действий предприятия заемщик финансовых ресурсов не теряет доход. Для предприятия же удобно самому определить безопасные условии привлечения заемных средств, учитывая деловую конъюнктуру рынка и свои финансовые возможности. При этом предприятие само диктует плату за заемные средства, а не соглашается на условия, предлагаемые финансово-кредитными учреждениями. Конечно, предприятие должно иметь положительный имидж в глазах потенциальных покупателей облигаций, убедить их в том, что облигации являются надежным и ликвидным средством вложения средств, в противном случае ценные бумаги предприятия не будут пользоваться спросом.

Привлечение средств за счет коммерческих кредитов является наиболее распространенным способом мобилизации финансовых ресурсов предприятия. В этом случае предприятие получает возможность расширить масштабы своей деятельности, при этом отсрочив возврат средств на определенный срок за установленную плату. Характерной чертой данного способа является необходимость наличия ликвидного обеспечения или надежных гарантий для банка. Правда, необходимо учитывать, что российские банки располагают дешевыми ресурсами в ограниченном количестве, которые они могут представить предприятиям на относительно длительный срок 5-7 лет.

Рассматривая государственный кредит, следует отметить следующие его основные черты:

-Во-первых, это достаточно традиционный источник финансирования, и, следовательно, попытка получить финансирование в областной администрации или в правительстве более привычна и не требует от менеджмента новых знаний и навыков.

-Во-вторых, подготовить проект для частного инвестора на порядок сложнее, чем для государства: требования государства к раскрытию информации и подготовке инвестиционных проектов скорее формальные, чем профессиональные.

-В-третьих, государство - самый лояльный кредитор, и многие предприятия не возвращают полученные от него займы в срок без опасения быть объявленными банкротами. Если предприятие действительно располагает возможностями получить прямое государственное финансирование, гарантии или налоговый кредит, то этим необходимо воспользоваться. Наибольшие шансы на получение финансирования из государственного бюджета имеют инфраструктурные, социальные, оборонные и научные проекты предприятий, которые вследствие объективных причин не в состоянии получить доступ к финансированию из коммерческих источников.

В настоящее время широкое распространение получило также лизинговое финансирование предприятия. Суть данного метода заключается в том, что предприятие использует какое-либо оборудование в предпринимательских целях, не обладая полным правом собственности на него. В качестве платы за использование данного источника финансовых ресурсов предприятие уплачивает лизинговые платежи, а в роли обеспечения выступает само оборудование, которое остается в собственности предприятия-лизингодателя. Характерной чертой данного метода является также возможность переноса риска морального износа оборудования на владельца данного оборудования, что снижает финансовый риск предприятия в случае неблагоприятной конъюнктуры рынка или появления на рынке более совершенного оборудования. О привлекательности данного метода говорит также тот факт, что темпы роста рынка лизинговых услуг составляют около 36 % в год, а также отмена лицензирования лизинговой деятельности.

Также широкое применение имеет финансирование предприятиями поставщиками материально-технических ресурсов. Суть данного источника заключается в предоставлении отсрочки по платежам за приобретенные ресурсы, что позволяет предприятию начать использование оборудования, получить доход и расплатиться за поставленное оборудование из полученного дохода. В свою очередь, поставщик имеет возможность расширить объемы продаж своего оборудования за счет рационального управления дебиторской задолженностью своих контрагентов.

Финансирование и кредитование представляют собой способы обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности.

Финансирование - это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездное(tm) (платности).

Правовой режим инвестирования отличается от финансирования главным образом тем, что инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Кроме того, инвестициями могут быть любые материальные и нематериальные ценности, финансирование же осуществляется денежными средствами. Можно проследить различия и по целям деятельности (инвестиционная, как правило, ориентирована на получение прибыли), по субъектам этой деятельности.

Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Так, в зависимости oт источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных, финансирование делится на государственное; самофинансирование; банковское; коммерческое .

В рыночных условиях хозяйствования государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности.

Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

· предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

· предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

· предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств

Финансовая помощь и поддержка со стороны государства может заключаться в финансировании определенных затрат организаций или отраслей в целом путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций . Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств ю/л или другому бюджету на возвратной и возмездной основе .П орядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом. Получатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информацию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов.

Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности . Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Обязательным условием выделения бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее выделенным на возвратной основе бюджетным средствам. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Организациям определенных видов деятельности государственные средства предоставляются на льготных условиях.

Иной порядок выделения государственных средств на возвратной, срочной и платной основе предусмотрен для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт . Его особенности заключаются в следующем:

· отбор претендентов для получения государственных средств в данном случае происходит на конкурсной основе;

· предоставление бюджетных ссуд осуществляется под поручительство исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

Условиями предоставления на конкурсной основе государственных средств под высокоэффективные контракты являются: возвратность, платность, срочность, целевое предоставление средств и обеспеченность. Средства могут расходоваться заемщиком только на цели, указанные в соглашении (где указываются номера контрактов, перечисляются виды продукции и т.п.).

За несвоевременный возврат государственных средств наступает финансовая санкция - Министерство финансов РФ имеет право сократить или прекратить предоставление заемщику всех форм государственной поддержки. При обнаружении фактов нецелевого использования средств Минфин имеет право приостановить выдачу средств заемщику.

Одной из форм государственного кредитования является изменение срока уплаты налогов и сборов. Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, регулируется налоговым законодательством.31. имущественная основа предпринимательской деятельности

Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом . Раскрывая содержание права собственности, законодатель в ст. 209 ГК РФ отмечает, что "собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом ". Общие положения о праве собственности, основания приобретения, прекращения права собственности закреплены в ГК РФ. Положения о реализации права собственности при осуществлении субъектами предпринимательской деятельности развиты и детализированы в многочисленных законодательных и подзаконных актах.

В соответствии со ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности . Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, а также владения, пользования и распоряжения им в зависимости от формы собственности устанавливаются лишь законом. Закон также определяет виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъектами частной собственности являются граждане и юридические лица. Применительно к сфере предпринимательства следует отметить, что граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, на базе которого они осуществляют хозяйствование. Используемое в предпринимательской деятельности имущество, принадлежащее гражданам-предпринимателям и организациям, обособляется от имущества иных лиц. Юридической формой обособления имущества юридических лиц выступает закрепление его на самостоятельном балансе у коммерческих организаций или в смете у некоммерческих. Создавая филиалы и представительства, организации передают им часть имущества, которое отражается на отдельном балансе структурного подразделения; при этом имущество остается собственностью юридического лица.

Имеющееся у субъектов предпринимательской деятельности имущество подлежит оценке. Существуют различные способы проведения оценки и разные виды стоимости. Так, оценка имущества может проводиться в целях статистического наблюдения, для формирования бухгалтерской отчетности, при инвентаризации, для целей налогообложения, при переоценке, при выявлении ущерба, при страховании. Оценка имущества субъектом осуществляется на различных стадиях предпринимательской деятельности: при передаче на баланс, при продаже, при ликвидации организации.

Имущество граждан-предпринимателей и организаций служит основой реализации ответственности по их обязательствам. Действующее законодательство установило правило полной имущественной ответственности. Согласно ст. 56 ГК РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Правила об имущественной ответственности граждан, в том числе предпринимателей, закреплены ст. 24 ГК РФ: "Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством".

Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ, а муниципальной собственности - муниципальные образования. Действующее законодательство восприняло теорию множественности субъектов государственной собственности, а также ее деления на два уровня: федеральную собственность и собственность субъекта РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право юридических лиц-несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Закрепляя имущество за предприятиями, собственник передает им часть своих правомочий. Правомочие пользования осуществляется предприятием в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Реализация правомочия распоряжения закрепленным имуществом имеет следующие особенности. В соответствии со ст. 295 ГК РФ предприятие вправе самостоятельно, без согласия собственника, распоряжаться движимым имуществом, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Что же касается недвижимого имущества, то предприятие вправе его продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться им только с согласия собственника.

Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право. В соответствии со ст. 296 ГК РФ субъектами права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения . Казенное предприятие вправе распоряжаться имуществом, как движимым, так и недвижимым, лишь с согласия собственника. Самостоятельно предприятие вправе реализовать только производимую им готовую продукцию, если иное не установлено федеральным законом или иными правовыми актами.