Меры безопасности в походе для студентов. III. Требования во время проведения туристического похода и соревнования. Пить, не дожидаясь чувства жажды

Менструация во время туристического похода? Звучит очень сомнительно и не слишком весело. К счастью, есть несколько способов следить за личной гигиеной и здоровьем, наслаждаясь походом, независимо от того, поехали ли вы на природу на машине или пошли в поход пешком. В любом случае, менструация не должна испортить ваш активный отдых!

Шаги

Воспользуйтесь прокладками и тампонами

    Если есть такая возможность, возьмите маленькие тампоны и тонкие гигиенические прокладки. Так как менструация проходит у всех женщин по-разному, выберите наиболее удобные средства гигиены с хорошей впитываемостью, которые подходят лично вам. Оставьте в рюкзаке место для средств гигиены и возьмите маленький мешочек для мусора.

    Возьмите с собой побольше разных пакетов и упаковок или косметичек на молнии, чтобы быть более организованной. Положите все неиспользованные тампоны и прокладки в одну из упаковок. Складывайте использованные тампоны, прокладки и туалетную бумагу в какой-нибудь небольшой пакет, который затем нужно будет положить в общий пакет для мусора. Для этой цели особенно хорошо подходят морозильные мешки, поскольку они сделаны из высокопрочного материала.

    Упакуйте использованные тампоны или прокладки. Никогда не закапывайте их в землю и не бросайте в биотуалеты. Просто сложите все использованные продукты гигиены и донесите их до дома, если по дороге вам не встретятся мусорки.

    Вымойте менструальную чашу теплой водой с мылом. Влажными салфетками протрите руки. Не забудьте вымыть руки до того, как вставите чашу, а также после того, как ее вытащите! Это позволит избежать проникновения во влагалище бактерий, которые могут вызвать инфекционный процесс.

Другие варианты

    Купите морскую губку. Природные морские губки могут быть альтернативой тампону. Натуральные морские губки, предназначенные как раз для этой цели, продаются в разных косметических магазинах и аптеках. Просто обрежьте губку до размера тампона, а затем вставьте во влагалище. Эту губку нужно мыть каждый день. Конечно, этот вариант более «грязный», чем использование менструальной чаши, но природная губка – натуральный многоразовый материал. Морские губки, как и менструальные чаши, безопасны для использования во время сна.

    Купите многоразовые прокладки из толстой фланели. Они еще называются «органическими прокладками» или «ночными», потому что хорошо подходят для ночного использования. Многоразовые прокладки отлично стираются, сушатся и держатся, они не создают лишнего мусора во время похода, хотя вам все же придется взять с собой упаковку на молнии или пакет, чтобы где-то хранить использованные прокладки, пока не будет возможности их постирать. Имейте в виду, что эти прокладки тоже занимают место в рюкзаке, поэтому грамотно собирайте вещи, учитывая требования по весу, особенно если вы планируете пользоваться многоразовыми прокладками при занятиях альпинизмом.

    До и после использования любого средства гигиены необходимо вымыть руки. Этот совет применим как к одноразовым, так и многоразовым продуктам гигиены. Чистота особенно важна, когда вы повторно используете какой-то предмет личной гигиены. Мытье рук перед использованием гигиенических средств так же важно, как мытье рук после их использования. Таким образом, вы устраняете бактериальные колонии с самых чувствительных областей тела. Инфекции мочевых путей, а также грибковые инфекции всегда приводят к печальным последствиям, поэтому очень важно позаботиться об их профилактике, когда вы в походе или в диких условиях, где нет возможности оказания медицинской помощи.

В каждом из нас живет тяга к новым местам, путешествиям. Кто-то путешествует в дальние страны, а кто-то совершает путешествия на более близкие расстояния. В народе такие путешествия называются походы. Поход - это, как правило, путешествие в новые неизведанные места, нередко заброшенные, глухие и порой даже находящиеся в изоляции от цивилизации. Уединение с природой – вот он настоящий отдых. Но собираясь в путешествие, стоит подумать о соблюдении правил безопасности во время похода. Случиться может все что угодно: может измениться погода, вас застанет внезапно ночь, могут сесть батарейки ну или самой плохое может произойти несчастный случай. Поэтому отправляясь в поход надо быть готовым ко всему!

Что взять с собой?

1. В поход отправляйся с друзьями или в компании. Быть одному это большой риск!
2. Прихватите с собой карту местности (электронные устройства быстро разряжаются).
3. В рюкзаке обязательно надо иметь такие вещи как: аптечка, компас, спички. (Чтобы спички не промокли, головки спичек надо окунуть в расплавленный воск).
4. Портативные средства связи (по возможности).
5. Электрический фонарь с запасным комплектом батарей.
6. Запас питья и еды. Еду лучше брать не тяжелую и калорийную. Отлично подойдут орехи, сухари, сушеные фрукты, печенье или пряники.
7. Комплект запасной (теплой) одежды, запасная обувь.
8. Нож
9. Сигнальные средства, средства привлечения внимания: зеркало, сигнальные пиротехнические средства.

Для того, что бы Вы получили хорошие впечатления от похода, необходимо соблюдать кое-какие правила. Вот основные правила безопасности во время похода:

1. Точно исполнять все распоряжения руководителя.
2. Немедленно сообщать руководителю о всякой замеченной опасности.
3. Не использовать попутный автотранспорт, пользоваться только оборудованными машинами и автобусами.
4. Во время следования автотранспортом в кузове не стоять, на бортах автомашины не сидеть.
5. Строго соблюдать правила уличного движения. Движение производить по левой обочине, навстречу движущемуся транспорту.
6. Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.
7. В ветреную, холодную погоду не устраивать привалов на открытых местах.
8. На привалах не уходить за территорию лагеря без разрешения руководителя. При передвижении находиться в составе группы.
9. Без разрешения руководителя воду из колодцев, рек и водоемов не пить, строго соблюдать питьевой режим. Снег не есть.
10. О малейших признаках заболевания, утомления и т.д. немедленно сообщать руководителю. Потертостей не допускать. О появлении потертостей немедленно информировать руководителя.
11. Трав и кореньев в рот не брать, грибов и незнакомых ягод не есть.
12. Без разрешения руководителя не купаться, переправ не устраивать.
13. В лесу не бросать горящих спичек, костров без разрешения руководителя не разводить, горящих костров без присмотра не оставлять.
14. Свечи и спички в палатках не зажигать.
15. Работать топором в рукавицах запрещается.
16.Порубок деревьев не производить. При порубке сучьев под деревьями не стоять.
17. На деревья без разрешения руководителя не залезать.
18. Строго соблюдать правила страховки и самостраховки.
19. Аккуратно обращаться с огнем и кипятком. Бачки с горячей водой и пищей ставить или у самого костра, или далеко от костра в специально отведенном месте.
20. Ножи, топоры, пилы, другие колющие и режущие предметы упаковывать в чехлы и переносить внутри рюкзака.
21. При обнаружении оружия или боеприпасов немедленно сообщить об этом руководителю. Самим найденные вещи не трогать.
22. Во время движения на транспорте по городу, лыжи должны быть зачехлены.
23. Во избежание дорожно-транспортных происшествий не разрешается перевозить обучающихся, воспитанников в темное время суток, в гололед, в условиях ограниченной видимости. При перевозке обучающихся, воспитанников автомобильным транспортом количество участников похода не должно превышать число посадочных мест в автобусе.

Потерялся — что делать?

Одно из правил безопасности во время походов - это знать как действовать, что предпринять если вы заблудились. Первое правило, если потерялись в неизвестном месте, в лесу или в городе, - это не паниковать! Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, необходимо спокойствие и холодное мышление. Осмотритесь по сторонам. Если вы уверены что вас будут искать, то лучше находится на одном месте, открытом и приметном, где можно легко подать сигнал. Вы должны понимать, что поиск людей нелегкий труд, поэтому ваша задача - максимально содействовать тому, что вас скорее нашли. Если потерялись, посмотри свое снаряжение, спланируй его использование. Разбей лагерь. Соорудите шалаш. Разведите огонь. Эти приметные вещи помогут вам в спасении.

Собрался в поход – изучи правила безопасности во время похода.

Чем можно занять детей во время похода

Во время дороги можно:

    Петь песни

    Играть в игры, которые не мешают движению в колонне (например: «контакт»)

Во время стоянки можно провести:

    Конкурс бивуаков (каждая группа оформляет место своей стоянки);

    Конкурс инсценированной песни (группа инсценирует песню, исполняемую под гитару);

    Экологическую, туристическую тропу (ребята проходят тропу, выполняя различные задания).

Возможные этапы туристской тропы:

    «Сбор рюкзака».

    «Разведение костра».

    «Болото» – перейти всем отрядом по жердям через воображаемое болото.

    Интеллектуальные станции: определение сторон света без компаса, многообразие лекарственных трав, оказание первой медицинской помощи и т.д.

    «Переправа по бревну».

    «Переправа «Маятник».

    «Параллельные перила».

    «Ориентировка по азимуту».

    «Переноска пострадавшего».

    «Установка палатки».

Что нужно помнить во время похода

    Есть инструктор похода, который знает маршрут, программу, отвечает за выполнение техники безопасности. Вожатый на время похода исполняет все требования инструктора и не принимает самовольных решений.

    Поход – достаточно опасное дело, поэтому бдительность вожатого должна быть повышена и распространяться на всех детей в отряде.

    Обувь и одежда должны быть удобными.

    Состояние здоровья каждого ребенка должно быть проверено перед выходом из лагеря.

    Все травмоопасные мероприятия (разведение и тушение костра, кипячение воды и приготовление пищи, разлив чая, рубка дров и т.д.) осуществляется только вожатым или инструктором.

    Творческая и досуговая программа похода должна быть четко спланирована.

    Поход по лесу требует периодической проверки детей на клещей.



д

Мышеловка

(игра для детей младшего школьного возраста)

Двое встают, держась за руки, образуя

«мышеловку», и говорят: «Ой, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, вот поставим мышеловки, переловим всех за раз». «Мыши» в это время бегают между ними взявшись за руки. По окончанию фразы «мышеловка» опускает руки, и кто попадает в мышеловку, становятся с ними в круг. И игра продолжается.

КАК ОФОРМИТЬ БИВУАК

    Создайте костровое место (лучше, если это будет старое костровище, обнесенное камнями, с отсутствием опасных предметов в золе и рядом);

    Приведите в порядок территорию (уберите мусор, создайте сидячие места, сушилку для посуды и т.д.);

    Заготовьте и аккуратно сложите хворост и дрова;

    Создайте элементы комфорта («вазочки» для цветов, напишите название отряда).

ень12смены

Вожатый – какой ты?

Деятельность вожатого – это педагогическая деятельность, которая всегда должна быть эффективной. Этого можно добиться благодаря следующему: состав педколлектива, в котором работает вожатый, те отношения, которые сложились в педколлективе и в отряде, подготовленность вожатого.

Основной функцией, характеризующей вожатого, является воспитательное взаимодействие на основе учета возможностей и интересов, постоянном методическом самообразовании и совершенствовании педагогического мастерства. Не менее значима также реализация знаний на практике, что формирует умения и навыки взаимодействия с людьми, организация деятельности коллектива детей в направлении от управления к самоуправлению, стимулирование активной позиции ребенка от наблюдателя к организатору. При этом необходимо помнить, что каждый участник воспитательного процесса, и вожатый и дети, со всем многообразием человеческих качеств представляют собой активных участников собственного развития, осуществляемого в условиях саморазвивающегося временного коллектива. Поэтому работа вожатого с отрядом требует массу усилий по объединению общности интересов и целей по основным направлениям жизнедеятельности и отношений.

Вожатый в своей воспитательной деятельности должен полноценно использовать возможности и условия оздоровительного лагеря, воспитательный потенциал окружающей среды, а также возможности самой личности. Все это невозможно без знаний о состоянии социокультурной и образовательной ситуации в ДОЛ. Вожатый (совместно с воспитателем или психологом) должен изучать по соответствующим методикам (диагностические игры, экспресс-анкеты, тесты, наблюдение, беседа и др.) возрастные, психологические особенности детей, их интересы, способности, круг общения, комфортность пребывания ребенка в отряде для всестороннего анализа своей деятельности и опыта.

Эффективность любой деятельности вожатого зависит от

проектирования деятельности и развития детей средствами, которые имеются в ДОЛ.

Важнейшие профессионально значимые качества вожатого – это присущие каждому педагогу: любовь к детям и интерес к работе с ними, желание и умение передавать свои знания другим, способность устанавливать доброжелательные взаимоотношения с детьми, социальная активность, стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию, четкая гражданская позиция, умение быть интересным для детей.

Конечно, в любой работе встречаются свои трудности, которые условно можно объединить в четыре группы:

    Психолого-педагогические трудности – в учете индивидуальных особенностей детей, в выявлении подготовленности их в деятельности в лагере, степени развития их интересов;

    Трудности организации работы с мальчиками и девочками, создание ситуаций, требующих совместной работы, атмосферы взаимопомощи, сотрудничества, общественного мнения;

    Трудности в проведении смотров, конкурсов, соревнований по методикам, соответствующим возрасту детей;

    Трудности, связанные с анализом и оценкой собственной деятельности.

А оценить свой труд вожатый может по следующим критериям:

    Наличие положительной динамики включенности детей в различные виды и формы работы;

    Изменения в уровне интересов развития детей (их широты и разнообразия), отношения к жизни в лагере и в отряде;

    Появление положительной мотивации к деятельности и общению;

    Формирование общих социально-культурных ценностей в отряде;

    Положительный эмоционально - психологический климат в ДОЛ;

    Самореализация каждого ребенка, вожатого и удовлетворенность ими полученных результатов.

Вожатый, настроение, интерес и развитие личности ребенка в твоих руках.Ты ответственен за того, кто рядом с тобой!

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОСТРЫ

К середине смены дети привыкают друг к другу, появляется усталость от общения, дети начинают скучать по дому. Чтобы вашему отряду дать новый толчок в развитии – проводят вечерние костры. Тематика и форма проведения костров может быть разнообразна, в зависимости от возраста и потребностей детей. Результатом костра могут стать новые отношения между ребятами, снятие эмоционального напряжения, новые отрядные традиции.

    Пение песен у костра, вечерние игры и поджаривание хлеба на огне.

    Знакомство с членами отряда с «новой стороны» (проведение тематических «огоньков знакомств», которые бы помогли по-новому раскрыться ребятам).

    Задушевный разговор о различных жизненных проблемах (что есть человеческое счастье, мистика вокруг нас, где прячется любовь и т.д.).

ФОРМЫ «ОГОНЬКОВ ЗНАКОМСТВ»

    «На объединение». Дети объединяются по группам по каким-либо схожим признакам. И ведут рассказ от своей группы. Например, объединение по знакам зодиака. Обсуждая характеристики знака, дети находят общие черты.

    «На сравнение». Дети сравнивают себя с тем или иным предметом или явлением и высказываются, чем они с ним похожи, а в чем отличаются. Например, детям предлагается выбрать для сравнения мягкую игрушку.

    «Проекция». Дети проецируют свой внутренний мир на рисунки или ассоциируют себя с предметом или человеком. Например, предлагается нарисовать свой собственный герб, и рассказать какие качества данного человека он характеризует. Или, предлагаются высказывания великих людей, дети выбирают из них те, которые они выбрали бы в качестве своего жизненного девиза и объясняют сделанный выбор.

    «Коррекция». В ходе таких огоньков происходит «коррекция» качеств личности ценностей ребенка, его представлений о себе, жизни. Например, дети пишут объявление «Ищу друга» (содержание текста не обсуждается, объявление не подписывается). Все листочки раскладываются и каждый, читая текст, подписывает свое имя на тех, которые ему понравились. Затем проводится обсуждение, почему выбирались одни объявления и не обращали внимания на другие, какие качества ценятся в дружбе и т.п.



1. Руководитель группы во время проведения туристического похода или соревнования должен обеспечить дисциплину среди детей и соблюдение Правил дорожного движения (во время движения по улице или во время пребывания в городском транспорте).

2. Во время передвижения учащихся, надо следить за тем, чтобы они шли компактной группой, не растягивались и не отходили в сторону.

3. Во время движения учащиеся должны внимательно смотреть под ноги, чтобы не упасть и беспрекословно выполнять все распоряжения руководителя группы.

4. Организованные группы детей шагают только по тротуарам и пешеходным дорожкам, в случае отсутствия – по краю проезжей части дороги навстречу движению транспортных средств и только в светлое время суток.

5. При переходе железнодорожных путей, дорог необходимо остановить группу, убедиться в отсутствии опасности и затем коротким путем перевести учеников.

6. Если ученики увидят взрывоопасные предметы, то они обязаны сообщить об этом руководителю, но не подходить и не прикасаться к ним руками, а также сообщить об этом в органы милиции.

7. После часа хода, нужен привал 5-10 минут. На обед делается большой привал – час, полтора. На привале рюкзак надо снять. Можно использовать его вместо подушки положить под голову. В теплую погоду стоит снять обувь, прилечь, положив ноги на возвышение, это улучшает кровообращение (под голову нужно что-то положить).

8. Сильный ветер, туман, метель, грозу лучше всего переждать, а после дождя надо идти осторожно, пользуясь палкой. Завалы и буреломы лучше обходить. Если такой возможности нет, то следует двигаться медленно и внимательно, остерегаясь острых сучков, заброшенных ветвями ям. Если приходится перепрыгивать через препятствие, сначала перекиньте рюкзак. Раскачивать усохшие и трухлявые деревья опасно – может отломиться ветвь или верхушка ветви и упасть на голову.

9. Реку лучше всего переходить там, где скорость течения наименьшая, где в воде не имеет камней, бревен, где удобно выходить на берег, где река расширяется и делится на рукава (там она не глубокая и течение слабее). Тропинка, ведущая к воде, может указывать на брод, но это может быть и звериная тропа к водопою. Особенно, если она не продолжается на противоположном берегу. Брести через реку лучше всего с шестом, упираясь им в дно. Ставя ногу, ощупывают дно, ищут надежную опору (особенно на реке с камнями и быстрым течением). Вдвоем, втроем можно переправляться, держась за руки, плечи, талию.

10. Реку, покрытую льдом, следует переходить дальше от места, где в нее впадают приток или ручей. Толщина льда должна быть не менее 10 см. Одного человека выдерживает лед толщиной 5-7 см, группу людей – 10-12 см, легковой автомобиль – 25,2 см, грузовой автомобиль – 45 см., трактор – 70 см. Прочность его проверяется ударом палки. О надежности льда свидетельствует отсутствие трещин, промой, воздушных пустот между льдом и водой. Наиболее прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенок. При оттепелях, при дожде, он становится белым, матовым, часто желтоватым. Такая окраска свидетельствует о том, что лед не прочный и не надежный. Нельзя подходить близко к промой и лунок, прыгать на лед с берега. Если часть льда не пыльная снегом, значит до недавнего времени там была, промой и вода еще не замерзла. К человеку, которая провалилась, надо подползти на животе, подать ей палку, ремень, шарф и осторожно вытащить из воды. Потерпевший должен широко раскинуть руки, чтобы удержаться на поверхности, если помощи ждать неоткуда – спокойно, без резких движений выбираться на прочный лед, ползать к берегу. После этого нужно переодеться в сухую одежду, выпить горячего чая, обратиться к врачу. Нельзя приниматься при переохлаждении горячую ванну, это может привести к воспалению внутренних органов.

11. Болота бывают проходные, трудно проходимые и непроходимые. Важно отличать их по внешним признакам. Первые покрыты сплошным мхом, густой осокой, видно прирост сосны. На вторых растет трава, среди мха видно колдобины, встречаются единичные трухлявые березы, осины, кустарники. На третьих есть камыш, трава будто плавает в грязи. Двигаться по болоту следует там, где есть муравейники и кротовые кочки, густая трава, среди осоки, сосна. Если под ногами «движется» земля, то лучше вернуться обратно, а если двигаться дальше, то с палкой. К тому, кто провалился, осторожно подползают, бросают ему шнур или палку. Зимой болото может замерзнуть только на поверхности, идти по нему опасно. Вообще болото и трясину лучше обходить.

12. На ночевку в лесу следует располагаться подальше от сухостоя, от подгнивших деревьев (не ближе высоты дерева) – они могут неожиданно, без видимых причин, упасть.

13. Нежелательное соседство с муравейниками – муравьи сразу начнут обследовать пристанище. В кустах больше насекомых и клещей.

14. Не желательно ночевать под обрывом, под кроной дерева с большими ветвями, на берегу горного ручья в период дождей или таяния снега. Лучше всего для ночлега, привала выбрать сухое и ровное место, поляну, опушку леса, в холодное время – место, защищенное от ветра, освещенное солнцем, в жару – в тени. Конечно, чтобы поблизости была вода.

15. Нельзя спать на земле, даже летом. На землю лучше положить сухие ветви хвойных деревьев – сначала большие, а потом меньшие, еще меньшие, а сверху сено или солому. В дождливую погоду лучше делать шалаш, зимой место для постельного белья очищают от снега. Рядом, по ветру (чтобы не задувал на постель и не сносил огонь), раскладывают костер. На время сна верхнюю одежду снимают и накрываются ним.

16. Опасно купаться в незнакомом водоеме, лесной речке или озере, водоем сначала надо хорошо осмотреть и проверить. Перед купанием следует отдохнуть и не входить в воду разогретым. Не надо далеко заплывать от берега – можно не рассчитать силы и попасть в беду. Попав в сильное течение, не плывите против него, используйте его, чтобы приблизиться к берегу. Если вас затянуло в водоворот, не пугайтесь, нырните и, сделав сильный рывок в сторону по течению, следуйте на поверхность. В незнакомом месте, не прыгайте головой в воду.

17. Пить нужно только родниковую или колодезную воду – без примесей, мути, осадка, пены, пленки, незначительного запаха и цвета. Запрещается использовать воду из водоемов, в которых обнаружена мертвая рыба или другие погибшие существа. Не рекомендуется, есть рыбу, которая имеет привкус нефтепродуктов. В местах, где бывает много людей, часто остаются различные осколки, консервные банки, побит посуду – надо быть осторожным, чтобы не пораниться об них.

18. Осторожность следует проявлять у крутых берегов, обрывов, уступов, пещер – здесь возможен обвал. В буреломном лесу долго задерживаться не надо. Сломанные деревья часто содержатся здесь, опираясь друг на друга и в любую минуту, могут упасть. Нельзя располагаться у вывороченных пней, позволять детям играть на таких пеньках, и осматривать яму под корнями – пень может вдруг свалиться на прежнее место.

19. Если вы случайно попали в угодья, где ведут обвальное охоты, выйдите на видное место и оставайтесь там до конца облавы.

20. Во время похода можно проводить наблюдения, делать рисунки, фотографировать, записывать на пленку голоса птиц. Не разрешается рвать цветы и ломать ветви, вылавливать птиц, разрушать их гнезда, норы, логовища. Во время путешествия не следует оставлять мусор, на пунктах отдыха для этого есть отведенные места.

21. Руки у учеников во время похода должны быть свободными, для этого блокнот (для закрашивания или записей) и простой карандаш удерживают на веревке.

22. Наиболее интересное, неожиданное видит в лесу тот, кто ходит тихо, не шумит и не галдит.


Похожая информация.


Сегодня разговор пойдёт на довольно необычную тему, ведь зачастую люди, отправляющиеся в длительный , заранее определяют и изучают маршрут, а значит шанс того что они попадут на неизведанные ранее болота минимален. Но при этом всегда есть шанс сбиться с пути и потеряться, да и болота могут возникать сами по себе в совершенно непредсказуемых местах. В общем, для человека, который увлекается длительными походами эти знания лишними быть не могут, ведь болота несут смертельную опасность.

Прежде чем начать переходить болото, всегда стоит изучить окрестности на предмет безопасного обхода, или же, если даже невооруженным глазом видно, что болото слишком большое, а его поверхность выглядит хлипкой, — лучше развернуться и, как минимум, перенести поход на время определения более безопасного маршрута. Определить же болото можно так: по ощущению хлипкой, наполненной водой земли под ногами; в лесу болото ярко выражается практически полным отсутствием деревьев, что создаёт яркий контраст на фоне остального леса; не смотря на общую равнинную поверхность, сильно выделяются небольшие холмики, на которых могут растит небольшие деревья (часто берёзы); все большие деревья либо повалены, либо просто уже мёртвые. Выделяющиеся холмики, это в основном участки твёрдой земли, и именно их нужно выбирать свои ориентиром (передвигаться от холма к холму) во время перехода болота.

Если пешего перехода чеоез болота во время похода не избежать, то рекомендуется заранее подготовиться. Стоит заправить брюки чтобы они ни в коем случае не мешались, и по этой же причине желательно застегнуть всю одежду. Багаж и провизию, по возможности, стоит уложить так чтобы к ним не добралась влага, потому что это может привести к порче личных вещей и еды. Обязательно нужно найти шест (для этой цели идеально подойдёт достаточно длинная и крепкая ветка дерева), который будет играть роль дополнительную точки опоры и понадобится для того чтобы проверять хлипкость земли перед собой.

Передвигаться стоит очень аккуратно, ни в коем случае не совершая резких движений, потому что покров травы под ногами может быть очень тонким и разорваться. Если переход через болото совершается целая группа, то стоит идти цепочкой, впереди которой будет идти человек внимательно осматривающий и проверяющий путь.

Если кто-то из группы всё же провалился сквозь покров травы, то ни в коем случае нельзя быстро подбегать к этому человеку. Стоит успокоить его и предупредить, чтобы он совершал как можно меньше резких движений (это может ускорить процесс поглощения болотом), после чего нужно аккуратно подсунуть человеку что-то что он сможет использовать как опору, это, например, ветки ближайших деревьев или шесты других членов группы. Только после этого необходимо очень аккуратными и медленными движениями подобраться к человеку, и найдя более или менее устойчивую опору начать его вытаскивать. В любом случае, старайтесь избегать пеших переходов через болота во время похода, особенно если не можете определить их труднопроходимость. Жизнь человека важнее сорванных планов.