Метод экологического права характеризуется как. Методы правового регулирования в экологическом праве


Метод правового регулирования - это способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Соответственно, - это определенные приемы, способы и средства воздействия на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Указанные методы закрепляются в нормативных правовых актах и подкрепляются соответствующими мерами юридического воздействия на участников таких отношений. В свою очередь, именно методы правового регулирования лежат в основе деления права на частное и публичное, которое уходит своими корнями к римскому праву.

Как известно, частному праву характерен диспозитивный метод - это способ регулирования отношений между участниками, являющимися равноправными сторонами. Диспозитивный метод предоставляет им самим решать вопрос о формировании своих взаимоотношений, урегулированных нормами права экологического права . Этот метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений:

Дозволение совершить определенные действия, имеющие правовой характер;

Предоставление участникам общественных отношений, урегулированных нормами права, определенных прав;

Предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения.

Публичному праву характерен императивный метод - это способ властного воздействия на участников общественных отношений, урегулированных нормами права. В таких общественных отношениях одной из сторон всегда выступает государственный орган или его должностное лицо, что предопределяет его властный характер.

На наш взгляд, особенность экологического права заключается в том, что оно стоит на стыке частного и публичного права. Следует отметить, что по этому поводу ученые-правоведы ведут дискуссии. Одни относят экологическое право к частному праву, другие - к публичному праву.

Диспозитивный метод правового регулирования в экологических правоотношениях используется при применении гражданско-правовых норм: при возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением; при заключении гражданско-правовых договоров по владению, использованию и (или) распоряжению земель и других природных ресурсов в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Но даже при решении этих и других вопросов неизбежно одновременное применение императивных методов правового регулирования, поскольку, например, направлять требования о возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, вправе лишь специально уполномоченный орган исполнительной власти. В свою очередь, с того момента, когда государственный орган или его представитель вступает в отношения, такие правоотношения автоматически начинают строятся по принципу "власть-подчинение", а также принципы экологического права . Также, зачастую заключению того или иного гражданско-правового договора предшествует определенная процедура предоставления земель или других природных ресурсов. С этих позиций считаем, что экологическому праву на равных условиях характерны как методы гражданско-правового регулирования, так и методы административно-правового регулирования. В этой статье не рассматриваются объекты экологических правоотношений , однако вопрос их регулирование будет изучен в последующей статье.

Учитывая вышеизложенное, принято выделять следующие методы экологического права :

Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.

Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Так, взаимоотношения органов государственной власти и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора регулируются именно императивными нормами.

Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами. Так, законодательством предусмотрена возможность заключения Соглашения между органами государственной власти разного уровня, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия.

Предмет экологического права РФ.

Предметом правового регулирования являются общественные экологические отношения, обладающие определенными признаками: 1) имеющие волевой характер. Так изменение путей миграции диких животных не может зависеть от воли человека. 2) складывающиеся по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы, а также внутренние и внешние экономические связи. 3) направленные на регулирование совокупности объектов, обеспечивающие условия жизнедеятельности и состояния здоровья человека.

Экологические общественные отношения:1) носят исторический характер.

Особенности современного периода: а) нерациональное природоиспользование. б) недостаточно развиты производственные силы и состояния международного сотрудничества. 2) носят производственный характер и присутствуют во всех четырех фазах экономического процесса воспроизводства: в производстве, распределении продукции, в ее обращении и потреблении. 3) имеют особый субъективный состав: во всех экологических отношениях государство действует в интересах народа. 4) наряду с эксплутационной целью имеет особые цели:

а) сохранение природных объектов.

б) улучшение природных объектов.

в) восстановление нарушенных природных объектов. Таким образом, экологические общественные отношения -это исторически обусловленные общественные отношения, направленные на сохранение, восстановление и эффективное использование искусственных экосистем и других материальных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей. Предметом экологического права являются складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм, исторически обусловленные экологические отношения между физическими и юридическими лицами, при обязательном участии государства по эффективному использованию природных объектов в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды. Под окружающей средой в данном случае понимается биосфера, служащая условием, местом и средством жизни человека и других живых организмов; в широком смысле она включает в себя природу как систему естественных экологических систем и окружающую среду как преобразованную в результате деятельности человека часть естественной среды. Таким образом экологическое право предстает комплексной отраслью, чей предмет отличается от предметов смежных отраслей более широким кругом регулируемых общественных отношений и иным их качеством.

Метод экологического права РФ.

Метод правового регулирования - это способ правового воздействия на экологические общественные отношения со стороны государства. Он характеризует юридическое положение сторон в правоотношении; юридические факты (возникновение, изменение, прекращение правоотношений) ; определение прав и обязанностей субъектов; защиту их прав и законных интересов и т. д. Методы правового регулирования обуславливаются характером регулируемых отношений. Однако структура методов не является точным отражением структуры регулируемых общественных отношений. В экологическом праве выделяют два метода правового регулирования:

1. Метод экологизации - направлен на гармонизацию отношений общества и природы. Его применение заключается в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы и может быть успешно реализован при условии подчинения данным законам. Этот метод сочетает в себе общеэкологический подход с дифференцированным. Он имеет следующие составляющие:

1) закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экономически и экологически значимых, использование либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (Ф. З. от17. 12. 1998№191-ФЗ» Об исключительной экономической зоне РФ”) .

2) закрепление в законодательстве структур органов, осуществляющих регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.

3) закрепление в законодательстве круга экологопользователей, а также физических и юридических лиц, неизбежно влияющих на экосистему страны.

4) четкая регламентация правил экологопользования, которые обуславливаются спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя.

5) установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Законом предусмотрена: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная и специальная ответственность.

2. Метод общественного участия обусловлен тем, что экологическое право имеет своим источником совокупный общественный интерес в сохранении и воспроизводстве объектов окружающей среды. Данный метод основывается на следующих принципах:1) взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления. 2) Обязательный учет экологических общественных интересов. 3) Информирование общественности и доступность нормотворчества для граждан.

Особенность экологического права заключается в том, что оно стоит на стыке частного и публичного права. Следует отметить, что по этому поводу ученые-правоведы ведут дискуссии. Одни относят экологическое право к частному праву, другие - к публичному праву.

Диспозитивный метод правового регулирования в экологических правоотношениях используется при применении гражданско-правовых норм: при возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением; при заключении гражданско-правовых договоров по владению, использованию и (или) распоряжению земель и других природных ресурсов в рамках, предусмотренных действующим законодательством. Но даже при решении этих и других вопросов неизбежно одновременное применение императивных методов правового регулирования, поскольку, например, направлять требования о возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, вправе лишь специально уполномоченный орган исполнительной власти. В свою очередь, с того момента, когда государственный орган или его представитель вступает в отношения, такие правоотношения автоматически начинают строятся по принципу "власть-подчинение", а также принципы экологического права. Также, зачастую заключению того или иного гражданско-правового договора предшествует определенная процедура предоставления земель или других природных ресурсов. С этих позиций считаем, что экологическому праву на равных условиях характерны как методы гражданско-правового регулирования, так и методы административно-правового регулирования. В этой статье не рассматриваются объекты экологических правоотношений, однако вопрос их регулирование будет изучен в последующей статье.

Учитывая вышеизложенное, принято выделять следующие методы экологического права:

Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.

Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Так, взаимоотношения органов государственной власти и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора регулируются именно императивными нормами.

Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами. Так, законодательством предусмотрена возможность заключения Соглашения между органами государственной власти разного уровня, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия.

Понимается строго определенная область общественных отношений, качественно отличающихся от иных общественных отношений, образующих предмет другой отрасли права. Так как в качестве объекта правового регулирования в рассматриваемой нами сфере выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы - земля, недра, воды и др. и связанные с ними интересы человека, можно сказать, что предметом являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды.
За категорией "общественное отношение по поводу природы" стоят разнообразные экологические интересы человека, его потребности, удовлетворяемые за счет ресурсов природы. Основные из них - экологические, экономические, эстетические, рекреационные, научные, культурные. Реализуются эти потребности в постоянном и активном взаимодействии человека с внешним миром - природой и обществом.

В научной и учебной литературе по экологическому праву в качестве его предмета традиционно выделяется две группы общественных отношений - по использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды (охране природных ресурсов).

Но формируемое экологическое право России регулирует и некоторые иные отношения, выходящие за рамки традиционных. Это - отношения собственности на природные объекты и ресурсы и отношения по защите экологических прав и законных интересов человека и .

Таким образом, предмет современного российского экологического права образуют отношения:

  1. собственности на природные объекты и ресурсы;
  2. по природопользованию;
  3. по охране окружающей среды от разных форм деградации;
  4. по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В доктрине экологического права отношения, регулируемыми им, называются экологическими.

Целесообразность приведенной выше классификации заключается во взаимосвязанном, одновременном решении в праве комплекса проблем, касающихся принадлежности природных ресурсов, распоряжения ими, обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны природы от разных форм деградации, защиты экологических прав и законных интересов человека.
При таком подходе к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы обеспечивается учет интересов как природы, так и человека, в чем проявляется биосоциальная сущность человека.

Права собственности

При регулировании прав собственности учитывается особенный, общественный характер объекта собственности, и потому в экологическом праве доминирует государственная, а не частная собственность на природные ресурсы. Владея ими, государство распоряжается природными ресурсами в общественных интересах путем предоставления их в пользование юридическим и физическим лицам.

Природопользование

Применительно к отношениям по природопользованию и охране окружающей среды в литературе высказываются разные суждения. Природопользование и охрана природы некоторыми учеными рассматривается как единая сложноподчиненная, взаимообусловленная задача управления природопользованием в процессе производственной деятельности. Действительно, в определенной, но небольшой мере отношения по природопользованию и охране окружающей среды совпадают. Так, правовое регулирование сброса сточных вод в водоем есть регулирование водопользования. В то же время правовое регулирование сброса сточных вод есть ни что иное, как охрана водного объекта от загрязнения.
Однако экологическое право регулирует множество отношений по охране окружающей среды вне отношений по природопользованию. Это - отношения по нормированию вредных воздействий на природу, по экотоксикологическому испытанию агрохимических и иных экологически опасных химических веществ, по их регистрации, транспортированию, по экологической сертификации и т.п.
Конечной целью и одновременно задачей регулирования всех этих видов общественных отношений является сохранение благоприятного состояния окружающей среды или его восстановление.
Отношения по природопользованию регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, водам, атмосферному воздуху, недрам, лесам, растительному миру вне лесов, объектам животного мира. Соответственно речь идет о регулировании землепользования, водопользования, пользования недрами и т.д. Основной принцип осуществления природопользования - принцип рационального, то есть экологически обоснованного использования природных ресурсов.

Охрана окружающей среды

Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды осуществляется с целью сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности, и касается трех видов вредных воздействий на нее:
1. химических;
2. физических;
3. биологических.

Примером регулирования охраны окружающей среды от химических воздействий служит регулирование сброса предприятиями в водоемы сточных вод, выбросов загрязняющих веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, применения агрохимических средств, использования хладоагентов и иных химических веществ, влияющих на состояние озонового слоя Земли. Многообразны регулируемые экологическим правом отношения по охране окружающей среды от физических воздействий на нее. Это - регулирование охраны окружающей среды от:

  • шума;
  • вибрации;
  • электромагнитных полей;
  • радиоактивных воздействий;
  • чрезмерного давления на землю в процессе использования тяжелой сельскохозяйственной техники;
  • сброса теплых сточных вод в водоемы.

Охрана окружающей среды от биологических воздействий включает правовое регулирование:

  • переселения и гибридизации объектов животного и растительного мира;
  • биотехнологий;
  • поступления в окружающую среду микроорганизмов (вирусов, грибков, бактерий, в том числе возбудителей инфекционных заболеваний человека);
  • предупреждения эпизоотий и борьбы с ними.

Правовое регулирование отношений собственности на природные богатства, природопользования, а также отношений по охране окружающей среды от вредных воздействий служит одновременно средством, обеспечивающим поддержание экологического равновесия в природе и соблюдение экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Охрана экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц

Что касается оснований для выделения отношений по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве самостоятельной группы общественных отношений в составе предмета права окружающей среды, то они связаны, с одной стороны, с невозможностью регулирования таких специфических отношений в рамках иных отношений, а с другой - с тем, что человек, его здоровье и имущественные интересы являются самостоятельным объектом права окружающей среды, наряду с объектами и ресурсами природы. Урегулированные правовыми нормами, такие отношения формируются и реализуются в сфере деятельности правоохранительных органов - прокуратуры, судов и некоторых других государственных органов.

Экологическая безопасность

В отдельных научных работах последних лет в предмет экологического права наряду с отношениями по природопользованию и охране окружающей среды включаются отношения по обеспечению экологической безопасности. Здесь важно и уместно отметить также, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации. Ранее эти направления деятельности, образующие предмет совместного ведения, были закреплены в таком виде Федеративными договорами, подписанными 31 марта 1992 г.

Обратим внимание, что в России понятия "экологическая безопасность" и "обеспечение экологической безопасности", введенные в понятийный аппарат природоохранительной практики, экологического законодательства и права без какого-либо научного обоснования, стали достаточно обиходными, широко употребляемыми. Неоднократно понятие "экологическая безопасность" употребляется в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", в других более чем 40 федеральных законах, более чем в 300 указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, более чем в 500 ведомственных . В стране созданы подразделения по экологической безопасности (к примеру, в составе Совета безопасности при Президенте РФ). Полномасштабная государственная научно-техническая программа "Экология России", начатая в 1991 г., была свернута, и с 1992 г. началась реализация Федеральной программы "Экологическая безопасность России". Наконец, Государственной Думой РФ 17 ноября 1995 г. принят Федеральный закон "Об экологической безопасности", не подписанный Президентом РФ. В настоящее время в Государственной Думе РФ обсуждается новая редакция проекта Федерального закона по вопросам экологической безопасности.
В какой степени обосновано выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности общества и государства?

Под экологической безопасностью в этом Законе понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Юридическими средствами защиты перечисленных в определении экологической безопасности интересов являются нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, контроль, применение мер юридической ответственности, а также правовые средства защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина. Другими словами, речь идет, по существу, об охране окружающей среды, об охране и защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Анализ принятого ранее Государственной Думы РФ Закона "Об экологической безопасности" убеждает, во-первых, в том, что он не определяет и не регулирует собственные четкие, конкретно выраженные отношения, которые не охватывались бы Законом "Об охране окружающей среды". Во-вторых, он не предлагает какие-либо особые инструменты обеспечения экологической безопасности, отличные от инструментов регулирования охраны окружающей среды в целом. В основном, он воспроизводит применяемые правовые природоохранительные меры. Представляется, что ни особых общественных отношений, ни особых мер обеспечения экологической безопасности просто не существует. Соответственно отсутствуют основания для выделения обеспечения экологической безопасности в самостоятельное направление деятельности в сфере взаимодействия общества и природы. Отсутствует и потребность в самостоятельном Законе об экологической безопасности.

Современная концепция правовой охраны окружающей среды основана на идее необходимости обеспечить предупреждение и возмещение вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, который может быть причинен загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Реализация этой концепции направлена на защиту экологических интересов человека, общества, государства и окружающей среды, т.е. именно на обеспечение экологической безопасности.

В контексте охраны окружающей среды обеспечение экологической безопасности видится в ряде аспектов. Оно может рассматриваться как основной принцип охраны окружающей среды, в соответствии с которым любая деятельность, связанная с вредным воздействием на окружающую среду, а также предусматриваемые в законодательстве и осуществляемые на практике правовые и иные природоохранительные меры должны оцениваться с позиций экологической безопасности.
В известной мере в научном и практическом плане понятие "обеспечение экологической безопасности" может употребляться как синоним охраны окружающей среды, имея в виду, что соответствующая деятельность направлена на сохранение или восстановление благоприятного состояния окружающей среды.

Обеспечение экологической безопасности может рассматриваться также как важнейшая перспективная цель и задача деятельности по восстановлению и сохранению благоприятного состояния окружающей среды, прежде всего с точки зрения ее чистоты (незагрязненности) и ресурсоемкости.

Насколько автору известно, ни в национальном природоохранительном законодательстве зарубежных государств, ни в международных соглашениях в области охраны окружающей среды понятие "экологическая безопасность" не употребляется. Нет его и в таких новейших международных документах, как Декларация Рио и Повестка дня ХХI века, принятых Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, которая проводилась в июне 1992 в Бразилии. Предмет и законодательства, и практической деятельности составляет охрана окружающей среды и регулирование использования природных ресурсов.

Полагаем, что экологическая безопасность в России может быть обеспечена путем последовательного осуществления системы научно обоснованных правовых, организационных, экономических, технических, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Для того чтобы научно обосновать выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности по охране окружающей среды и соответственно отношения по обеспечению экологической безопасности, необходимо, очевидно, пересмотреть концепцию охраны окружающей среды и выделить из группы отношений по охране окружающей среды специфические отношения по обеспечению экологической безопасности. (Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений. - Система , 2010 г.)

Предмет экологического права складывается объективно, помимо и человека. Объективность обусловлена тем, что природа удовлетворяет разнообразные интересы и потребности человека и общества. Последнее заинтересовано в адекватном регулировании своего взаимодействия с природой, как минимум, по двум соображениям. Первое касается собственного интереса, связанного с удовлетворением своих потребностей. Второе обусловлено знанием законов развития природы. В силу их действия человек должен охранять не только собственные интересы, но и интересы иных видов. В качестве одного из принципов проекта Международного пакта по окружающей среде и развитию сформулирован принцип уважения всех форм жизни. В российском праве этот принцип реализуется посредством регулирования охраны объектов растительного и животного мира в специальном законодательстве.

Экологическое право Боголюбов Сергей Александрович

§ 3. Метод экологического права

(экологизация; административно-правовой и гражданско-правовой способы; историко-правовой и прогностический методы)

Каждой отрасли права должны быть присущи свой предмет, метод или комбинация методов: предмет и метод обладают определенным единством, поскольку отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается на самостоятельности и эффективности отрасли права. Комплекс методов отрасли права включает специфические приемы, присущие только данной отрасли права, и иные, более общие методы, представляющие, однако, такое сочетание, которое не свойственно другим отраслям права.

Экологизация Особенным, присущим данной отрасли права методом считается метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и окружающей среды. Его можно рассматривать как проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, как проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом.

Метод экологизации связан с особенностями предмета экологического права, с применением в любой деятельности человека законов природы, которые можно познать или не понять, учесть или игнорировать. Но объективные законы природы мстят за пренебрежение ими, и человеку для сохранения своего вида (по крупному) либо для сиюминутного благополучия (приниженно) необходимо считаться с ними, т. е. экологизировать каждое свое действие, как связанное, так и не связанное с вторжением в природную среду.

Три составные части экологического права, особенно вторая и третья, не могут обойтись без экологизации отраслей права как метода, и цементирующего, и скрепляющего отдельные источники этой отрасли права. Ведь нормы, регулирующие использование отдельных ресурсов, важны экологическому праву постольку, поскольку они затрагивают интересы охраны окружающей среды, рациональное потребление ее основных компонентов.

Именно поэтому на современном этапе общественного и научно-технического прогресса и в обозримом будущем земельное и другие отрасли природоресурсного права становятся под отраслями - составной частью экологического права: количество и уровень ресурсопотребления перерастают в совершенно новое качество - требуют охраны окружающей природной среды, где эксплуатация природных ресурсов занимает важнейшее место, но отодвигается на второй план по сравнению с их сбережением.

Тем более метод экологизации типичен для третьей составной части экологического права - для других отраслей права, почти в каждой, из которых присутствуют предписания, направленные на охрану окружающей среды. Двойственное назначение и местонахождение этих норм не должно смущать исследователя: принадлежность уголовных, административных и иных норм права соответственно к уголовному, административному и иным отраслям права не вызывает сомнений; в то же время обслуживание ими задач охраны окружающей среды не означает перетаскивания их в эту отрасль права, а лишь подчеркивает метод экологизации как универсальный и действенный способ регулирования экологических общественных отношений.

Административно - правовой и гражданско-правовой способы

В действующей системе права используются два основных способа воздействия на поведение граждан - административно-правовой и гражданско-правовой. Их сочетание и взаимодействие в области охраны окружающей среды имеют свои особенности и могут рассматриваться как специфический метод экологического права.

Административно-правовой метод используется для обеспечения порядка управления и поэтому исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения. Более полувека господствовала исключительная государственная (общенародная) собственность на основные природные ресурсы, что естественно обусловливало преимущественно административный способ управления ими. На него работали представления о естественном, «дармовом» происхождении природных благ, об отсутствии, как правило, вклада человеческого труда в их появление и существование.

Понятие «исключительная» означало принадлежность природных ресурсов только государству. Природные ресурсы не могли быть в собственности кого-либо, кроме государства, а могли лишь передаваться им только в пользование, в аренду: распоряжение ими всегда оставалось прерогативой государства. Современникам могут быть видны как положительные, так и отрицательные стороны такого подхода: можно было легче планировать ресурсопотребление, координировать природоохранную деятельность, преодолевать эгоистические, частнособственнические инстинкты природопользователей; однако эти факторы не принесли ожидаемого эффекта, но породили бесхозяйственность, пренебрежение экономической оценкой природных ресурсов, безответственность, разорение.

Гражданско-правовой способ регулирования общественных отношений основывается на признании равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В таком контексте гражданское право, направленное на регулирование имущественных отношений, является антиподом противоположной формулы, провозглашенной в начале 20-х гг.: «Ничего частного мы не признаем, ничего частного для нас быть не может - для нас все общественное, публичное».

В конце 80-х гг. в нашей стране был провозглашен принцип перехода от преимущественно административных методов регулирования экологических отношений к методам преимущественно экономическим. На этом пути сделано немало: установлена плата за пользование природными ресурсами, за загрязнение природной среды, признаются, защищаются равным образом и гарантируются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, т. е. постепенно складывается экономический механизм охраны окружающей среды, введение материального интереса в ее сбережение.

В то же время Российское государство не отказывается от административных средств организации природопользования, а в ряде случаев усиливает их применение в направлении охраны окружающей среды: увеличиваются административные штрафы на загрязнителей (в отличие от предыдущих тридцати лет они стали налагаться не только на граждан, но и на юридических лиц), формируется (со взлетами и падениями) государственная система природоохранных органов, принимаются меры к нормированию качества окружающей среды, ужесточению государственного экологического контроля.

Подобное сочетание и взаимодействие административно-правового и гражданско-правового методов - специфическая черта экологического права. Какой из названных методов должен занять преимущественное положение? В области экологии этот вопрос немаловажен.

Для охраны окружающей среды принципиальный характер имеет форма собственности на природные ресурсы. Согласно ст. 129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. По ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Законы о земле и других природных ресурсах, как и нормативные акты других отраслей права, содержат большое количество норм административно-правового характера, направленных на охрану окружающей среды. Поскольку ее состояние вызывает все большую озабоченность населения, а предписания по ее охране приобретают все большую социальную значимость, постольку государственно-властный и имущественно правовой методы будут диалектически и причудливо переплетаться, взаимно дополняя друг друга, уступая, друг другу место в зависимости от состояния деградации окружающей среды и формирования гражданского общества, эколого-правового сознания, демократических институтов правового государства.

Административные методы охраны окружающей среды не чужды и другим странам, давно идущим по пути рыночных отношений, признания условной незыблемости частной собственности на землю и некоторые другие природные ресурсы: все чаще и настойчивее окружающая среда признается в них общенациональным благом, необходимым для выживания общества; в случаях коллизий между ним и собственником приоритет и предпочтение судами все чаще отдаются первому; участки земли и некоторые другие природные объекты выкупаются государством для общественных нужд и общечеловеческих надобностей; в области экологии авторитет государства и его органов становится незыблемым.

Историко-правовой и прогностический методы

Методологический арсенал экологического права достаточно разнообразен и сложен, включая общераспространенные методы различных отраслей права, других областей человеческого знания. Это и всеобщий философский метод, анализ и синтез, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, статистический, конкретно-социологический, психологический, сравнительно-правовой методы - они используются в различных науках и учебно-правовых дисциплинах в разной степени для познания и изучения правовых явлений.

Для получения истинных знаний о сущности и закономерностях экологического права из общих методов первостепенное значение имеет историко-правовой метод. Анализ развития явления, исторических источников, официальных документов позволяет оценить происхождение и динамику решения экологических проблем, понять современное место экологического права в общей системе права, уяснить причины, следствия, масштаб деятельности человека в области загрязнения и охраны окружающей среды.

Полезным представляется, например, анализ Закона «Об охране природы в РСФСР» 1960 г. Это был первый закон комплексного характера, посвященный не регулированию использования и охраны конкретных природных ресурсов, а их совокупности, составляющей всю природу в целом. Им вводились оценка проектов крупных строек Всероссийским обществом охраны природы, обязательное изучение основ охраны природы во всех без исключения учебных заведениях, ответственность за нарушения законов об охране природы, провозглашались почетными обязанности общественных инспекторов по охране природы, а охрана природы объявлялась всенародным делом.

Этот закон сыграл свою позитивную роль на том историческом этапе природоохранения (в США подобный акт был; принят спустя десять лет, а Стокгольмская декларация была принята лишь в 1972 г.), но в течение тридцати лет его существования стали очевидными и его недостатки: декларативность его пожеланий, неконкретность большинства требований, необеспеченность механизмом исполнения многих его предписаний.

Не менее важен исторический подход для понимания того, почему так случилось, и это необходимо для недопущения повторения ошибок, извлечения из них опыта, именно для этого, прежде всего, и необходимо знание своей и чужой истории (хотя принято также считать, что история учит тому, что она ничему не учит; может быть, изучение экологического права опровергнет это распространенное мнение).

Начало 60-х гг. было временем расцвета концепции об отмирании государства, перерастании его в новую, общенародную формацию, призванную жить не по юридическим законам, подкрепляемым санкциями и принудительным механизмом исполнения, а по правилам социалистического общежития, основанным на добровольном соблюдении моральных, нравственных требований, внедряемых и одобренных обществом традиций и обычаев.

Последующие десятилетия подтвердили наивность, необоснованность и идеализм подобных расчетов, опровергли ставку на всеобщую сознательность и быстрое перевоспитание людей в новую историческую общность. Что и привело к радикальным реформам и принятию Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г.: в значительной мере им устранены, а отчасти и повторены недостатки законов и иных правовых актов предыдущего периода, что, в свою очередь, объясняется временем его подготовки и принятия (ведется интенсивная работа по разработке его новой редакции).

В области общественных отношений, связанных с охраной окружающей среды, не менее интересным методом является прогностический, позволяющий составить научно обоснованное предвидение экологического будущего, предсказать изменения, которые могут произойти в технике, науке, в окружающей среде и в правовой системе, в отдельных отраслях права, в правовом и политическом сознании населения, в его нравственном уровне в ближайшей и отдаленной перспективе.

Потребность в таких знаниях наиболее остро ощущается в экологическом праве (ибо знание будущих состояний, процессов и явлений представляет собой необходимое условие компетентного и целенаправленного управления природоохранными процессами), где подвижность и динамика окружающей среды, постоянно ранимой, все более вызывающей озабоченность, зависят от человеческой деятельности, подвергаемой правовому регулированию.

Эффективное и постоянное использование прогностического метода в сфере экологического права открывает действенный канал взаимодействия общества и природы, науки и практики, позволяет не отставать от природных явлений и катаклизмов, принимать своевременные меры по совершенствованию экологического законодательства и укреплению экологического правопорядка, обосновывать надежность принимаемых правовых и экономических мер с учетом социальных и иных изменений.

? Контрольные вопросы

Зачем изучается экологическое право и в чем его социальное предназначение?

Какие общественные отношения регулирует экологическое право и из каких частей оно состоит?

Почему и каким образом осуществляется экологизация российского права?

Сочетание каких методов дает наибольший эффект в области охраны окружающей среды?

В чем значение историко-правового и прогностического методов при изучении экологического права?

Темы рефератов

Современное состояние окружающей среды.

Что такое экология и зачем она нужна.

Соотношение предмета и метода экологического права.

Литература

Государственные доклады «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации». М., 1992-1997.

Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник. М.,1993.

Экологическое право России. Учебник. / Под ред. В. Д. Ермакова и А. Я. Сухарева. М., 1997.

Экология. Учебное пособие. / Отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: Знание, 1997.

Бринчук М. М. Введение в экологическое право. М.: ИГиП РАН, 1996.

Дубовик О. Л. Механизм действия экологического права (юридический и социологический подходы). М., 1993.

Ерофеев Б. В. Экологическое право России. М.: Юристъ, 1996.

Петров В. В. Экологическое право России. М.: Бек, 1995. Практикум по экологическому праву. Учебное пособие. / Отв. ред. А. И. Голиченков. М., 1996.

Новый Гражданский кодекс России и отраслевое законодательство. М.: ИЗиСП, 1995.

автора Сазыкин Артем Васильевич

1. Понятие экологического права, история его развития и становления Экологическое право является одной из отраслей российского права. Оно регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия природы и общества в интересах человечества. Таким образом, под

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. Система и принципы экологического права Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству.Институтом экологического права является совокупность

Из книги Правоведение: учебное пособие автора Автор неизвестен

4. Нормы экологического права и экологические правоотношения Нормы экологического права представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения – несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством, нормами,

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

5. Специфические черты экологического права Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в этой области, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной

Из книги Экологическое право автора Пуряева Анна Юрьевна

6. Источники экологического права Источники экологического права – нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные

Из книги автора

50. Источники международного экологического права Источником международных эколого-правовых отношений является воля членов мирового сообщества, направленная на охрану и рациональное использование окружающей природной среды. Функционирование, пребывание в

Из книги автора

52. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Источник экологического права – нормативный акт, содержащий эколого-правовые нормы и регулирующий отношения в области использования окружающей среды (экологопользования). Виды источников экологического права:1) по юридической

Из книги автора

Тема XI Основы экологического права План изучения § 1. Предмет и метод экологического права. Экология человека § 2. Источники экологического права. Экологические правоотношения. Экологические права и обязанности граждан РФ § 3. Ответственность за экологические

Из книги автора

§ 1. Социальная обусловленность экологического права (кризисное состояние окружающей среды; что такое экология; наши возможности)О состоянии окружающей природной среды говорится и пишется достаточно много - эта тема не сходит с экранов телевизоров и страниц печати.

Из книги автора

§ 2. Предмет экологического права (регулируемые общественные отношения; три составные части экологического права)Оригинальность и самостоятельность отрасли права в общей системе увязывается обычно с наличием своего предмета правового регулирования: если есть

Из книги автора

Тема II. Источники экологического права Понятие и виды источников экологического права. - Закон - высшая форма правового акта. - Нормативные указы главы государства и иные подзаконные акты. - Значение общих принципов, договоров и обычаев. - Правотворчество субъектов

Из книги автора

§ 1. Понятие и виды источников экологического права (виды источников права; нормативный акт - основной источник российского права)Несмотря на прикладной, учебный характер настоящего издания, целесообразно хотя бы кратко остановиться на некоторых теоретических

Из книги автора

Тема V. Механизм действия экологического права Правовое регулирование экономического механизма охраны среды. - Роль местного самоуправления. - Природоохранные органы. - Экологическая экспертиза. - Экологический контроль. - Чрезвычайные экологические

Из книги автора

Глава I Понятие экологического права Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний,

Из книги автора

Глава II История формирования экологического права России Несмотря на достаточно обширный выбор учебных пособий по экологическому праву, вопросы формирования институтов экологического права в историческом аспекте практически нигде не освещены. Поэтому следует

Из книги автора

Глава III Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права – это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы

Если предмет правового регулирования указывает нам на то, что регулируется нормами права, какие общественные отношения, то метод правового регулирования показывает, как регулируются эти отношения, какими приемами и средствами. Экологическое право имеет свой метод правового регулирования общественных отношений, как и любая другая отрасль российского права.

Метод - это устанавливаемый нормами права специ­фический способ правового воздействия на поведение участников экологический отношений со стороны государства.

В науке экологического права признаются два метода - административно-правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный).

Императивный метод (метод административно-правового регулирования) основывается на неравенстве участников отношений и выражается в установлении предписаний, дозволений, запретов, а также в обеспечении их исполнения путем государственного принуждения к должному поведению. Он предназначен д ля обеспечения выполнения экологических требований. Его сутьзаключается в установлении предписания, дозволения, за­прета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний.

Диспозитивный метод (гражданско-правовой метод правового регулирования) исходит из равноправия и независимости сторон друг от друга и реализуется путем заключения соглашения, в котором стороны сами определяют свои права и обязанности, которые должны соответствовать закону, находиться в его рамках. Главной задачей этого метода является стимулирование через материальный интерес правомерного поведения субъектов экологических отношений. Например, при осуществлении добровольного экологического страхования в целях защиты имущественных интересов на случай экологических рисков.

Каждая отрасль российского права использует наряду с общеправовыми методами одновременно свои, ей присущие способы регулирования. Некоторые из них еще не сформулированы должным образом правовой наукой, но их поиск нужно и важно продолжить. Свои отраслевые методы имеет также экологическое право. Они вытекают из требований, сформулированных в общепризнанных принципах международного права и действующем российском законодательстве об охране окружающей природной среды.

Следует различать такие, присущие экологическому праву методы регулирования взаимоотношений общества с природой, как учет естественной сущности охраняемых экологическим правом объектов природы. Требование такого подхода имеет своей целью обеспечить сохранность жизненно важных для нынешнего и будущих поколений людей природных объектов и ресурсов. Для этого нормы действующего законодательства призваны обеспечить регулятивное воздействие на общественные отношения таким образом, чтобы:

Биологические ресурсы использовались лишь в пределах их природной способности к саморазмножению;

Производительность почв поддерживалась или улучшалась благодаря мерам по их сохранению, по предупреждению эрозии и любых форм саморазрушения;

Ресурсы многократного использования, включая воду, должны использоваться повторно и подвергаться очистке;

Невозобновляемые ресурсы однократного использования должны эксплуатироваться неистощительно, в меру, с учетом их природного запаса.

Эти методы взаимодействия общества с природой сформулированы во Всемирной Хартии природы (1982 г.).