Методы и средства санитарного просвещения. Учебник: Основы медицинских знаний

Задача санитарного просвещения - это повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для охраны и укрепления здоровья.

Формы санитарного просвещения базируются на трех основных методах пропаганды - устном, печатном и наглядном, а также на их комбинации. Доходчивость и запоминаемость (эффективность) лекций и бесед повышает разнообразные наглядные пособия (диапозитивы, диафильмы, слайды, кодограммы).

Основными принципами санитарного просвещения в РФ являются:

государственный характер

научность

доступность

массовость.

Важнейшими условиями правильной организации его является плановость, предусматривающая определение важнейших задач санитарного просвещения. Основной целью по организации работы по здоровому образу жизни является повышение общей и санитарной культуры населения. В лечебно - профилактических учреждениях санпросвет работа осуществляется силами коллектива медработников больницы и поликлиники привлекается санитарный и культовый актив.

Просветительная работа проводится среди:

пациентов

их родственников

посетителей

так же среди населения их обслуживаемого.

В лечебно-профилактических учреждениях санпросвет работа носит плановый характер:

учитывается специфика деятельности, зависящая от профиля учреждения;

сезонность заболеваний;

эпидемиологическая обстановка и т.п.

Раздел организационной работы включает в себя:

составление плана работы;

организация совещаний;

утверждение состава лекторных групп;

организация уголка здоровья;

смотр стенной печати.

Раздел методической работы:

составление текстов лекций, бесед, выступлений;

контроль за качеством санпросвет работы;

подготовка материалов для печати;

оформление лекционных папок.

Раздел массовой работы содержит мероприятия, проводимые с

родственниками и посетителями:

организация занятий;

чтение лекций;

проведение бесед;

встречи с населением района;

встречи вопросов и ответов;

подготовка статей для местной печати.

Раздел работы с санитарным активом предусматривает:

выпуск газет;

оформление стендов;

организация уголков здоровья.

В практике здравоохранения большую роль играет печатный метод санитарно - просветительной пропаганды. Из средств печатной пропаганды желательно в лечебно - профилактических учреждениях использовать научно - популярные брошюры, лозунги, листовки и памятки, санбюллетени и стенгазеты, доску вопросов и ответов.

Лозунг - призыв выполнять те или иные советы.

Памятка - перечень советов, правил, которые необходимо выполнять определенной группе лиц (здоровых и больных).

Санбюллетень - важное средство привлечения внимание населения к вопросам охраны здоровья. Бюллетень освещает какую-либо важную проблему (о профилактике болезней органов дыхания, гипертонической болезни, о профилактике болезни Боткина, о профилактики транспортного травматизма).

Санитарная газета освещает несколько тем. В качестве материалов для выпуска газет и бюллетеней использовать местный материал с конкретными примерами (статьи, письма пациентов, заметки санпостовцев). В культурно - просветительских учреждениях целесообразно проводить устные журналы. Методика проведения устного журнала отличается от методики проведения тематического вечера, так как в устном журнале освещаются различные темы.

В поликлиниках и стационарах желательно проводить конференции по лечебной физкультуре, лечебному питанию для однородных групп пациентов. Силами врачей и медицинских сестер поликлиники проводится подготовка санитарного актива. Санитарное просвещение входит в служебные обязанности врачей всех специальностей и составляет важный компонент их профилактической работы в поликлинике.

санитарное просвещение

Санитарное просвещение - один из разделов профилактической деятельности органов и учреждений советского здравоохранения, задачами которого являются гигиеническое обучение и воспитание населения, а также пропаганда медицинских знаний в целях сохранения здоровья, высокой трудоспособности и увеличения продолжительности жизни. Согласно Основам законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении «Органы и учреждения здравоохранения совместно с органами и учреждениями науки, культуры и народного образования при активном участии обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и других общественных организаций призваны обеспечивать пропаганду научных медицинских и гигиенических знаний среди населения».

Санпросвет работа является профессиональной и общественной обязанностью всех медработников. Согласно приказу министра здравоохранения СССР от 19/V 1964 г. каждый врач и средний медработник ежемесячно обязаны выделять 4 часа из своего рабочего времени для санпросвет работы.

Организаторами санитарного просвещения являются органы здравоохранения; научный центр санитарного просвещения - Центральный институт санитарного просвещения. В качестве специализированных учреждений во всех областных центрах, крупных городах и многих районных центрах имеются дома санитарного просвещения - организационно методические центры по санитарному просвещению на обслуживаемой ими территории.

Дом санитарного просвещения разрабатывает планы санпросвет работы, координирует планы медицинских и других учреждений и организаций области, города, района по санитарному просвещению, учитывая и отражая в своей работе важнейшие задачи и мероприятия здравоохранения. Планирование санпросвет мероприятий проводится в соответствии с интересами охраны здоровья населения и местными задачами органов здравоохранения, санитарно-эпидемиологической обстановкой, структурой заболеваемости и санитарным состоянием отдельных объектов. Дом санитарного просвещения проводит семинары для медработников, организует лекции, снабжает лекторов наглядными пособиями и т. д. В организации и проведении санпросвет работы участвуют все лечебно-профилактические и санитарно-эпидемиологические учреждения: больницы, поликлиники, санэпидстанции, диспансеры, консультации и пр. Принимают в ней участие также клубы, дворцы культуры, библиотеки, красные уголки на предприятиях, в учреждениях, при домоуправлениях. Большое участие в санитарном просвещении принимает общество «Знание», оно организует чтение лекций и издает литературу санпросвет характера. Советские Общества Красного Креста и Красного Полумесяца (см. Красный Крест, Красный Полумесяц) ведут широкую пропаганду санитарных и медицинских знаний среди многомиллионной массы членов обществ. Принимают участие в пропаганде знаний по санитарии и гигиене также профсоюзы, организации физкультуры и спорта.

Для координации и общественного руководства санитарного просвещения при Минздраве СССР образован Всесоюзный совет санитарного просвещения, в него входят представители советских, профсоюзных и других общественных организаций.

Наиболее важное место в санитарном просвещении занимает пропаганда сведений по профилактике заболеваний, в первую очередь инфекционных и профессиональных. Большое внимание при проведении санитарного просвещения уделяется также вопросам профилактики сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, а также туберкулеза, кожно-венерических, а в отдельных районах глистных заболеваний, трахомы и пр. Такого рода пропагандой занимаются все медицинские учреждения, особенно санэпидстанции и все диспансеры - противотуберкулезные, кожно-венерологические, онкологические, врачебно-физкультурные и др. Исключительное внимание в санитарном просвещении уделяется охране материнства и детства. Санпросвет работа по охране здоровья матери и ребенка проводится в женской консультации в течение всего периода беременности (беседы по профилактике заболеваний беременной, гигиене питания, отдыха, лекции в школе матерей). В послеродовом отделении родильного дома также проводятся беседы и лекции об уходе за новорожденными. При патронаже, осуществляемом сестрой из детской консультации, проводятся необходимые беседы с матерью и родственниками; санпросвет работа продолжается и во время профилактических приемов матерей с детьми в детской поликлинике (комната «здорового ребенка» и др.). Медики, работающие в медсанчастях и здравпунктах, проводят работу по ознакомлению рабочих, инженерно-технических и других работников предприятий с необходимыми сведениями по гигиене труда, профилактике травматизма, профессиональных заболеваний и т. д. В этой работе, особенно по пропаганде техники безопасности, большую помощь медработникам оказывают профсоюзные организации.

Санитарное просвещение - это предоставление населению любых познавательных возможностей для самооценки и выработки поведения и привычек, максимально исключающих факторы риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень здоровья. Санитарное просвещение должно проводиться на высоком профессиональном уровне. Вся предоставляемая населению информация должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Одним из наиболее существенных теоретических аспектов санитарного просвещения является обеспечение обратной связи с населением. Основные задачи санитарного просвещения и обеспечения здоровья сводятся к следующему: 1) информировать население об известных факторах риска возникновения заболеваний и доступных методах их предупреждения; 2) убедить население в необходимости отказа от вредных привычек, ведения здорового образа жизни и рационального использования медицинской помощи; 3) обеспечить населению полноценное питание, безвредные условия труда, здоровый быт и адекватную медицинскую помощь. . Различают устный, печатный, наглядный и комбинированный методы санитарного просвещения. Каждый из них имеет свои формы: беседы, лекции, ответы на вопросы, уроки, семинары, игры, распространение печатных и иллюстрированных материалов. Формы обеспечения здоровья населения - это законы, решения, постановления, инструкции. Формы проведения санитарно-просветительной работы подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся методы непосредственного общения: лекции, беседы медицинских работников с населением и т. д. Пассивные методы - это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, плакатов, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Пассивные методы менее эффективны, чем активные, однако они широко практикуются для информации населения о возможностях профилактики. Средства санитарного просвещения - это радио, телевидение, видео, газеты, журналы, учебная литература, плакаты, витрины, кино, брошюры, памятки. Средства обеспечения здоровья населения включают сеть лечебно-профилактических учреждений, качественные продукты питания, здоровый быт, систему охраны окружающей среды и создание безвредных условий труда. Санитарное просвещение и обеспечение здоровья населения подразделяются на три организационные формы: индивидуальную, групповую и массовую. Массовое санитарное просвещение и обеспечение здоровья охватывает все или большие группы населения района, города, республики, например, передачи по телевидению. При этом в продажу поставляются рекомендуемые средства гигиены. Наиболее эффективной организационной формой санитарного просвещения является групповая форма. Более экономично массовое санитарное просвещение, например беседа по радио, которую слушают многие тысячи людей. Однако эффективность таких бесед, как показывает опыт, невысокая. Информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа, проходит следующий путь: информация - знания - убеждения - поступки - стойкие здоровые привычки. Таким образом, целью санитарно-просветительной работы является воспитание у человека правильных стойких здоровых привычек, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без этого невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечной цели профилактики.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 22. Санитарное просвещение, методы и виды.:

  1. 77. Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы, права, обязанности. Нарушение санитарного законодательства, виды ответственности.
  2. 16. Философия Просвещения. Французское просвещение 18 века. «Энциклопедия» и ее роль в распространении идеологии просвещения.
  3. 76.Центры санитарно-эпидемиологического надзора, функции, права должностных лиц. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Предупредительный и текущий государственный санитарный эпидемиологический надзор.
  4. 6.Предупредительный и текущий санитарный надзор. Роль санитарного надзора в решении вопросов оптимизации внешней среды, условий труда, проживания, питания.
  5. Идеология Просвещения. Роль Просвещения в истории европейской цивилизации.
  6. БИЛЕТ №15. Принципы и типология европейского Просвещения. Французская революция конца XVIII в. Особенности архивной практики в Западной Европе в эпоху Просвещения.
  7. 2. Какую эпоху в истории Европы называют «веком Просвещения»? Назовите её основных представителей в разных странах. Каковы главные идеи и значение Просвещения?

Санитарное просвещение - это раздел медицины, разрабатывающий методы гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническое просветительство распространяет среди граждан необходимые знания и навыки с целью охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, сохранения активности и высокой трудоспособности на протяжении всех периодов жизни, долголетия, воспитания подрастающего поколения.

Принципы и задачи

Санитарное и гигиеническое просветительство - это раздел медицинской науки, занимающийся разработкой и внедрением методов повышения санитарной культуры во всех слоях населения. В задачи санитарного просвещения входит не только распространение гигиенической культуры, но и стимулирование граждан к внедрению полученных знаний в ежедневную жизнедеятельность, воспитание здоровых гигиенических привычек. Просветительская работа опирается на опыт не только медицины, как науки, но и опыт социологии, педагогики, психологии.

Основные принципы санитарного просвещения Российской Федерации:

Формы

Формы санитарного просвещения основываются на действенных методах пропаганды и агитации, которые проводятся в формах:

  • Устная передача информации (личные и групповые беседы, лекции, дискуссии, прямое общение с пациентами в формате вопросов и ответов, пр.).
  • (телевидение, радио, тематические фильмы, передачи и т. д.).
  • Наглядная агитация (брошюры, плакаты, листовки, памятки и т. д.).
  • Комбинация средств (использование нескольких каналов).

Активные методы

К активным методам распространения гигиенической и санитарной культуры относятся лекции, беседы, семинары, круглые столы, «школы пациента» и т. д. То есть, наиболее действенные методы санитарного просвещения - это те, где у лектора или медработника есть прямой контакт с аудиторией. Получение обратной связи важно тем, что это дает возможность выяснить, насколько понятен был прочитанный материал, помогает ответить на все волнующие публику вопросы, понять, какие темы нуждаются в более полном раскрытии и каких знаний или навыков не хватает целевой аудитории.

Для закрепления полученных знаний участникам бесед или лекций раздаются печатные материалы в форме бюллетеней, листовок, памяток и т. д. Часто лекции сопровождаются тематическими выставками, где происходит распространение санитарно-гигиенической литературы. Лекция - это один из методов активной пропаганды и охватывает значительное количество слушателей. Недостатком такой формы просвещения является ограниченность аудитории и краткосрочность влияния.

Еще одной активной формой распространения знаний и воспитательного процесса является беседа. Для тематической беседы достаточно выделить 15-20 минут. При подготовке этой формы пропаганды опираются на фактический материал, даются конкретные рекомендации по теме беседы, предлагаются методы достижения желаемого результата. В задачу устного метода санитарного просвещения входит передача знаний о предупреждении болезней, здоровом образе жизни, гигиене труда и быта и пр.

Пассивные методы

Пассивные методы имеют меньший эффект в решении тактических задач, но стратегически имеют не меньшее влияние на аудиторию. Средствами этого вида распространения знаний и воспитательной работы выступают:

  • Телевидение (тематические кинофильмы, документальное кино, передачи, тележурналы и т. д.).
  • Печатные средства массовой информации (газеты, журналы, научно-популярная литература, учебная литература и т. д.).
  • Радио (передачи, беседы, радио-постановки и т.д.).
  • Наглядная агитация (плакаты, брошюры, листовки, изобразительное искусство и т. д.).

Пассивная передача знаний носит массовый характер и охватывает большие группы населения - районные центры, города, республики или страну в целом.

Направления

Санитарное просвещение преследует несколько целей, одна из них - популяризация здорового образа жизни. Распространение информации и привлечение населения реализуется методами агитации и пропаганды и охватывает все сферы гигиены:

  • Личную, общественную.
  • Трудовую (все виды деятельности - промышленная, гуманитарная, сельскохозяйственная и т. д.).
  • Профессиональных заболеваний.
  • Жилищную, системы питания и воспитания.
  • Борьбу с травматизмом.

Второй целью пропагандистской работы в сфере санитарного просвещения населения является внедрение в повседневную деятельность каждого человека мероприятий, направленных на профилактику заболеваний.

На современном этапе внимание уделяется предупреждению таких патологий:

  • Сердечно-сосудистые заболевания (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемия).
  • Онкологические заболевания (ранняя диагностика предраковых состояний).
  • Туберкулез.
  • Заболевания, передающиеся половым путем.
  • Острые простудные заболевания.

Просветительская деятельность проводится с учетом особенностей целевой аудитории, к которой она обращена (национальные традиции, пол, возраст, сфера деятельности и т. д.).

Учреждения

Научным и методическим центром санитарно-гигиенического просвещения является Центральный НИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни.

В учреждении проводятся исследования по направлениям:

  • Медицинские и социальные аспекты ЗОЖ.
  • Совершенствование системы и методов санитарного просветительства.
  • Просветительная работа по охране здоровья женщин и детей.

Просветительная и воспитательная работа - обязательная часть деятельности каждого медицинского учреждения и всех медработников. В Российской Федерации все лечебно-профилактические организации обязаны проводить соответствующие мероприятия, направленные на воспитание населения.

Основная деятельность по санитарно-гигиеническому просвещению находится в компетенции центров профилактической работы, а также специализированных кабинетов профилактики при амбулаториях и поликлиниках. Также свою лепту в организацию просветительства вносят международные организации (Общество трезвости, Красного Креста и т.д.).

Просветительство в поликлиниках

Медицинские учреждения каждого уровня применяют собственные подходы к санитарному просвещению населения. Для амбулаторий и поликлиник наиболее действенным методом пропаганды ЗОЖ является привлечение здоровых граждан к регулярному прохождению профилактических осмотров.

В периоде диспансеризации здоровым людям рассказывают о преимуществах здорового образа жизни, даются рекомендации о доступных видах физической нагрузки, советы по системе питания, и проводится агитация по борьбе с вредными привычками.

Гражданам с выявленной угрозой появления патологии врачами поликлиники даются советы по профилактике заболеваний, рассказывается о первых признаках и симптомах болезни, обязательно вручается памятка с систематизированным материалом о правилах и коррекции гигиенического поведения.

Пациентов с хроническими заболеваниями ставят на учет, приглашают на занятия и лекции. В ходе этих мероприятий больным рассказывают о способах доврачебной самопомощи, дают рекомендации по поддержанию здоровья и профилактике обострений болезни.

В поликлиниках активно используется наглядная агитация - уголки здоровья, плакаты с призывами вести здоровый образ жизни, возле кабинетов специалистов размещают материалы с информацией о наиболее распространенных заболеваниях и способах их профилактики. Врачи проводят индивидуальные беседы с пациентами, отвечают на все вопросы, дают персональные рекомендации по коррекции санитарного поведения во всех видах жизнедеятельности.

Просветительство в стационарах

В условиях стационаров концентрируется на донесении до пациентов знаний о правилах гигиенического поведения в больнице и после выписки из нее. Лечащий врач и медицинская сестра консультируют больного по общим вопросам гигиены, дают рекомендации, способствующие скорейшему выздоровлению.

В стационарах для пациентов организуют лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, вовлекают больных в тематические дискуссии. Эти формы пропаганды и агитации проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах, объединенных общей проблематикой одного заболевания, вредных привычек или образа жизни.

Санитарное просвещение в направлено на призыв к больным о скорейшей госпитализации, такая же работа проводится с ближайшими родственниками пострадавших лиц. Проводится санитарный инструктаж населения охваченной эпидемией области.

Инструктаж и обучение

Обязательные курсы санитарного просвещения проходят работники некоторых специальностей:

  • Парикмахеры, банщики.
  • Продавцы продуктовых товаров.
  • Сотрудники прачечных.
  • Работники водопроводных станций и жилсервиса, пр.

Для каждой категории занятости существует определенный курс, зависящий от особенностей, специфики деятельности. Предметами, обязательными к изучению, вне зависимости от сферы деятельности, являются:

Знания - путь к здоровью

Роль санитарного просвещения состоит в активном формировании у граждан здорового образа жизни. Методами пропаганды и агитации медицинские и социальные работники убеждают граждан в необходимости соблюдать правила санитарной культуры.

Конечной целью санитарно-гигиенического просвещения населения являются твердые убеждения, подкрепленные привычками и поступками, направленными на сохранение здоровья, умственную и физическую активность, участие в профосмотрах, профилактику болезней.

6.20. санитарное просвещение

Одним из основных направлений профилактической медицины является санитарное просвещение. Санитарное просвещение пропагандирует здоровый образ жизни, физическую и медицинскую активность и т.д. Распространение медицинских знаний зависит от методов санитарного просвещения.

Методы санитарного просвещения. Методы санитарного просвещения подразделяются по виду передачи информации на методы индивидуального воздействия, воздействия на группу лиц, массового воздействия. По видам используемой пропаганды различают методы устной (беседы, доклады, дискуссии), печатной (плакаты, брошюры, листовки, лозунги) и изобразительной (выставки, санитарные бюллетени и т.д.) пропаганды.

Метод индивидуального воздействия заключается в санитарно-просветительном воздействии на индивидуума (больного или его родственника). Групповой метод заключается в воздействии на различные возрастные, половые и профессиональные группы населения. Этот метод достаточно эффективен, так как группа однородна по интересам - есть обратная связь. Метод массового воздействия позволяет воздействовать одновременно на большое число людей.

Рассмотрим принципы санитарного просвещения в системе отечественного здравоохранения. Санитарное просвещение носит государственный характер и является обязанностью всех медицинских работников, оно должно быть планомерным и организованным, соответствовать современному состоянию науки. Санитарное просвещение должно быть дифференцировано в методическом отношении в зависимости от аудитории. Работа по санитарному просвещению проводится совместно с немедицинскими ведомствами, обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, обществом «Знание» и т.д.

Целью санитарного просвещения является формирование санитарной культуры населения, соответствующей современным гигиеническим требованиям и рекомендациям. Санитарная культура - это осведомленность населения в вопросах гигиены и в области охраны здоровья. Но важно не только обладать достаточной суммой гигиенических знаний, но и реализовать эти знания в своем поведении. Санитарное просвещение направлено на то, чтобы полученные населением гигиенические знания нашли свое практическое применение.

Учреждения санитарного просвещения. Основными учреждениями службы санитарного просвещения являются центры профилактики (ранее дома санитарного просвещения), кабинеты профилактики в поликлиниках. В поликлиниках и центрах государственного надзора предусмотрена должность инструктора по санитарному просвещению. Заметную роль в развитии санитарного просвещения играют общества Красного Креста и Красного Полумесяца, Общество борьбы за трезвость, телеи радиопередачи, программы, посвященные вопросам здоровья.

Научно-методическим центром санитарного просвещения является Центральный научно-исследовательский институт медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни. Научные исследования в институте ведутся по следующим направлениям: медико-социальные аспекты пропаганды здорового образа жизни, совершенствование системы санитарного просвещения, санитарное просвещение в деле охраны здоровья женщин, детей и подростков и т.д.

Санитарное просвещение - обязательное мероприятие деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. В настоящее время во всех лечебно-профилактических учреждениях предусмотрена работа по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Ведь именно поведение человека, так называемый личностный фактор, играет главную роль в профилактике заболеваний и предупреждении осложнений.

К сожалению, очень часто санитарно-просветительная работа ведется формально. Это происходит из-за недооценки медицинскими работниками значения просветительной работы, из-за отсутствия знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения - дифференцированное™ и целенаправленности пропаганды. Основными направлениями санитарного просвещения в поликлинике являются привлечение населения на медицинские профилактические осмотры и санитарное просвещение больных и здоровых, находящихся под диспансерным наблюдением. Санитарное просвещение среди здоровых людей предполагает прежде всего пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т.д. Для этой цели используются лекции, индивидуальные беседы, санитарные бюллетени и т.д. Особенно важна коррекция гигиенического поведения здоровых людей, имеющих определенный риск заболеваний, так как это важнейший момент первичной профилактики, формирование установки на здоровый образ жизни.

Санитарное просвещение в стационаре дает информацию о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, поведении после выписки из стационара, а также по общегигиеническим вопросам, особенно при наличии у больного повышенного интереса к этой теме. В стационаре проводят лекции, беседы, дискуссии.

Санитарное просвещение в эпидемических очагах предусматривает убеждение больного и его родственников в необходимости госпитализации, инструктаж лиц, имеющих контакт с больным.

Курсовым гигиеническим обучением охватываются работники парикмахерских, бань, прачечных, сотрудники отвечающие за жилищный фонд, работники водопроводных станций и т.д. Обучением охватываются все лица, принимаемые на работу. Повторно кадры обучаются каждые 2 года. Программы обучения зависят от специфики работы, но общими для всех программ являются гигиенические требования, направленные на охрану окружающей среды и общественного здоровья (охрана атмосферного воздуха, водоемов, благоустройство территории, удаление пищевых и промышленных отходов и нечистот, профилактика грибковых и других заболеваний и т.д.) и на охрану здоровья самих работников (использование средств защиты, соблюдение правил хранения и применения химических средств, соблюдение правил личной и профессиональной гигиены и т.д.).

Санитарное просвещение формирует не только знания и взгляды человека в отношении здоровья, но и его образ жизни. Формирование здорового образа жизни является обязанностью и социальных работников. При этом они могут использовать те же методы и средства санитарного просвещения, что и медицинские работники. Необходим тесный контакт медицинских и социальных работников, сотрудников санитарно-просветителъных учреждений, объединение их совместных усилий в деле формирования высокой санитарной культуры населения и сознательного гигиенического поведения граждан.