Наука предпринимательского права понятие система основные концепции. Введение в предпринимательское право. Предприятие как имущественный комплекс. Особенности владения, пользования и распоряжения

Мировая экономическая система, частью которой является и Россия, построена на принципах расширяющего воспроизводства капитала и мягкой кредитно-денежной политике. Эта постиндустриальная система инфляционного капитала (или попросту говоря постоянного обесценения денег) создала такие условия, при которых привычный для большинства способ накопления богатства или сбережений (в виде банковских вкладов, золота и прочих драгоценностей) просто перестал быть ресурсом восполнения отложенного спроса. Причем это касается как обычного человека, так и крупных корпораций, и даже целых стран и их объединений.

Для решения этой проблемы было испробовано много вариантов и способов, но наиболее подходящим и эффективным оказался метод использования коллективных инвестиций. Коллективные инвестиции представляют собой экономический институт для получения прибыли не только через традиционные источники финансовых ресурсов, но и с помощью инструментов фондового рынка, капитальных (реальных инвестиций) и других активов, стоимость которых во времени может обеспечить существенный прирост инвестированного капитала.

Одним из таких институтов, нашедших широкое применение во всем мире, являются инвестиционные фонды. Об инвестиционных фондах написано много специальных книг, профессиональных публикаций в интернете, поэтому в этой статье будет дан краткий обзор того, какие фонды существуют, как они работают и что ждет инвестиционный бизнес в ближайшем будущем.

В более широком классическом определении понятие инвестиционный фонд можно представить как специально учрежденная организация на основе коллективного участия финансовыми активами учредителей для получения прибыли путем целенаправленного вложения совместного капитала в рыночные инструменты, способные приносить прибыль в будущем.

Целями фонда как экономического и правого института могут быть не только извлечение прибыли как основной цели, но и использование полученных доходов для решения политических, социальных или гуманитарных задач. Например, множество благотворительных фондов для решения своих задач гуманитарной миссии вынуждены использовать не только пожертвования и различные гранты, но и стратегии получения дополнительной прибыли, используя свои активы для инвестирования в доходные проекты и инструменты.

На текущий момент в России существует несколько десятков инвестиционных фондов (что достаточно мало для такой большой страны) с различными формами собственности и разнообразию решаемых задач.

Правовое положение инвестиционных фондов, кроме специальных правовых актов (например, ), определяется положениями и инструкциями ФНС, Министерством финансов, Центрального Банка РФ, ФСФР (федеральная служба по финансовым рынкам), а также Гражданским и Налоговыми Кодексами страны.

В общем виде структуру и типологию основных инвестиционных фондов, работающих на территории России, можно представить следующим образом:

  1. Государственные или суверенные фонды. Основная задача таких фондов с непосредственным государственным участием — это обеспечить прирост государственных резервов (ЗВР), устойчивость функционирования национальной финансовой системы, финансовое обеспечение государственных социальных обязательств (в полном соответствии с Конституцией РФ). Такими наиболее значимыми институциями являются:
  • Фонд национального благосостояния и Национальный резервный фонд (ранее Генеральный инвестиционный фонд в 1993 году )
  • Пенсионный фонд России (ПФР) — государственный инвестиционный фонд, основной задачей которого является обеспечение воспроизводства капитала, предназначенного для выплаты пособий гражданам, вышедшим на пенсию (см. ).
  • Государственные фонды на базе значимых индустриальных регионов России. К ним можно отнести, например, государственный региональный инвестиционный фонд «Развития территории Восточной Сибири и Дальнего Востока».
  • К государственным инвестиционным институтам также можно отнести некоторые фонды, в которых также участвует на правах партнерства и частный капитал (как отечественный, так и иностранный). Например, российско-китайский Фонд развития Приамурья или известный многим фонд развития инноваций «Сколково»
  1. Частные и коммерческие инвестиционные фонды и компании . В настоящее время в России существует порядка 50 фондов коллективных инвестиций, несколько хедж — фондов и порядка 150-ти управляющих компаний. Основными видами фондов, работающими на российском инвестиционном рынке, являются:
  • . Это частный инвестиционный фонд, имеющий акционерную форму капитала, где его акционерами являются сами инвесторы, которые получают свой доход в виде дивидендов от акций, размещенных на открытых финансовых рынках (фондовых биржах). Таких организаций в России имеется весьма небольшое количество, из которых наиболее известен «Альфа капитал», инвестиционный фонд для которого инвестиционные идеи на фондовом рынке являются определяющим фактором получения прибыли.
  • Другую, более многочисленную, группу составляют , которые, не являясь по своему правовому статусу коммерческими компаниями, организуют сбор финансовых средств для последующего коллективного инвестирования. Активами таких фондов управляют специальные (что является императивом в отечественном законодательстве) УК (управляющие компании), которые осуществляют свою работу с активами ПИФа на основе договора доверительного управления. Существует несколько типов ПИФов, которые работают с различными активами, например, фонды акций, валютные фонды. Наиболее многочисленной является категория – «инвестиционный фонд недвижимости». Первый инвестиционный фонд недвижимости «Меридиан» начал свою работу еще в самом начале 2000 гг.
  1. Кроме государственных и частных коммерческих инвестиционных фондов в России имеется (правда совсем не многочисленная) группа социальных фондов. Фонд социальных инвестиций ставит своей главной задачей обеспечение финансирования своих гуманитарных проектов. Например, известны такие социальные фонды как инвестиционный фонд «Партнерство» или «Открытый инвестиционный фонд». Эти социальные фонды активно работают на отечественном фондовом и финансовом рынках, получая на них основное свое финансирование для гуманитарных и просветительских программ.
  2. Венчурные и инновационные фонды . Это сравнительно пока новая для российского инвестиционного рынка форма управления капиталом. Основное поле деятельности этих фондов — это финансирование исследовательских проектных и научных программ за счет использования инвестиционного потенциала как самих проектов, так и имеющихся в их распоряжении средств инвесторов и меценатов. Наиболее часто встречающейся формой таких организаций является фонд предпосевных инвестиций, главное предназначение которого это финансовое обеспечение создания и развития инновационных проектов с помощью учреждения компаний малой капитализации – стар-апов (от английского start-up- начало). Типичными представителями таких фондов являются — « Фонд венчурных инвестиций», фонд «Сколково» и инвестиционные компании, входящие в государственный инновационный холдинг « Роснано».

Заключение

В дополнении к этому следует сказать, что в венчурном инвестировании кроме традиционных форм создания инвестиционных фондов в виде стандартной организационно — правовой структуры, наиболее популярным становится создание специальных интернет – порталов, которые представляют собой инвестиционные площадки, где весь инвестиционный процесс основан на финансировании неограниченным количеством инвесторов («крауд инвестинг»).

В России таких инвестиционных интернет ресурсов пока не очень большое количество и наиболее известными являются — «PLANETA.RU» и «BOOMSTARTER» (для сравнения — только в США их несколько сотен). Однако имеется надежда, что и эта форма сетевых инвестиционных фондов получит должное внимание и среди российских инвесторов и предпринимателей.

1. Акционерный инвестиционный фонд - это открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты и фирменное наименование которого содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд».

Акционерный инвестиционный фонд обладает исключительной правосубъектностью и не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Размер собственных средств акционерного инвестиционного фонда на дату представления документов для получения лицензии должен соответствовать требованиям, которые установлены ФСФР.

Акционерами инвестиционного фонда не могут являться специализированный депозитарий, регистратор, оценщик и аудитор, заключившие соответствующие договоры с этим акционерным инвестиционным фондом. Имущество акционерного инвестиционного фонда подразделяется на 2 категории:

a. Имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы)

b. Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности его органов

Соотношение долей этого имущества должно быть определено в уставе инвестиционного фонда. В отличие от ПИФов акционерные инвестиционные фонды создаются в форме открытого акционерного общества и являются юридическими лицами.

Инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании лицензии. Лицензирование осуществляется на основании положения «о лицензировании инвестиционных фондов». Лицензирующим органом является ФСФР.

Для получения лицензии предоставляются следующие документы:

a. Заявление

b. Копии учредительных документов, и документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр ЮЛ или ИП

c. Копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на налоговый учет

d. Справка о размере собственных средств соискателя лицензии на последнюю отчетную дату, также подается специальная форма расчета размера собственных средств по установленной методике, также прилагается саморасчет

e. Справка о стоимости активов соискателя лицензии

f. Бухгалтерский баланс

g. Копии договоров соискателя лицензии с юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами,

h. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора

i. Копии документов об избрании или назначении лиц, входящих в состав совета директоров, а также единоличного исполнительного органа или лиц, входящих в состав коллегиального исполнительного органа или лицензиата



j. Список аффилированных лиц

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность

Уведомление о предоставления лицензии направляется соискателю лицензии с указанием реквизитов банковского счета для уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии, а уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется или вручается соискателю лицензии с указанием причины отказа. Основанием для отказа в предоставлении лицензии является:

a. Наличие в документах представленных соискателем лицензии недостоверной или искаженной информации

b. Несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиями и условиям

Лицензии на осуществление деятельности инвестиционных фондов предоставляется сроком на 5 лет. Срок действия лицензии после его окончания может быть продлен по заявлению лицензиата. При продлении срока действия лицензии она действует бессрочно, либо в течение срока указанного в заявлении о продлении лицензии.

  1. Правовое положение паевых инвестиционных фондов. Их виды.

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) – это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.

ПИФ – это обособленный имущественный комплекс, а не юридическое лицо.

Выделяют три вида ПИФов:

1. Открытые.

ПИФ признается открытым если владелец инвестиционного пая имеет право требовать от управляющей компании погашения инвестиционного пая и выплаты в связи с этим денежной компенсации в любой рабочий день и требовать прекращения договора доверительного управления.



2. Закрытые

ПИФ признается закрытым, если владелец инвестиционного пая вправе требовать от управляющей компании погашения инвестиционного пая и выплаты в связи с этим денежной компенсации в случаях предусмотренных законодательством, права участвовать в общих собраниях владельцев инвестиционных паев и, если правилами доверительного управления этим ПИФом предусмотрена выплата дохода от доверительного управления имуществом, составляющим этот паевой инвестиционный фонд, права на получение такого дохода.

3. Интервальные

ПИФ признается интервальным, если владелец инвестиционного пая вправе требовать от управляющей компании погашения своего инвестиционного пая и выплаты в связи с этим денежной компенсации, соразмерно приходящейся на его долю, не реже одного раза в год в течение срока определенного правилами доверительного управления этим ПИФом и требовать прекращения договора доверительного управления.

Особенности формирования ПИФов:

ПИФ является имущественным комплексом без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которого, осуществляет управляющая компания ПИФов в целях прироста имущества соответствующих ПИФов.

Имущество ПИФов состоит из переданного в доверительное управление средств инвесторов и приращенного имущества, в том числе имущественных прав, приобретенных управляющей компанией в процессе доверительного управления средствами инвесторов.

Вкладом инвесторов является инвестиционный пай, представляющий собой именную ценную бумагу, удостоверяющую право инвестора по предъявлению им управляющей компании требования о выкупе инвестиционного пая на получение денежных средств в размере, определяемом исходя из стоимости имущества паевого инвестиционного фонда на дату выкупа.

Все владельцы инвестиционных паев имеют одинаковый объем прав. Инвестиционные паи выпускаются в бездокументарной форме. Срок их размещения не ограничен. Проценты и дивиденды по инвестиционным паям не начисляются.

Участники ПИФов:

1. Управляющая компания

Осуществляет управление имуществом фонда, выполняет размещение и выкуп паев

2. Специализированный депозитарий

Производит хранение имущества, осуществляет контрольные функции за законности действий управляющей компании по отношению к имуществу фонда и правильностью расчета стоимости чистых активов и инвестиционного пая

3. Аудитор

Занимается проверкой правильности бухгалтерского учета и отчетности фонда и управляющей компании, расчетов стоимости чистых активов и инвестиционного пая

4. Независимый оценщик

Производит оценку части имущества, которое не имеет котировки (имущество которое не относится к ценным бумагам и не продается на бирже)

5. Регистратор

Ведет реестр владельцев паев

Осуществляет размещение и выкуп паев фонда

При прекращении паевого инвестиционного фонда денежные средства составляющие ПИФ и поступившие в него после реализации имущества составляющего паевой инвестиционный фонд распределяются в следующем порядке:

1. В первую очередь кредиторам, требования которых должны удовлетворяться за счет имущества, составляющего ПИФ, в том числе специализированным депозитарием, регистратору, оценщику и аудитору, а также лицам, заявки которых на погашение инвестиционных паев были приняты до дня возникновения основания прекращения ПИФа.

2. Во вторую очередь лицу, осуществляющему прекращение паевого инвестиционного фонда, связанных с этим расходов, а в случае прекращения паевого инвестиционного фонда осуществляется лицом определенным федеральным органом исполнительной власти (ФСФР) также и вознаграждения за исполнение обязанностей по прекращению ПИФа.

3. В третью очередь выплачивается вознаграждение управляющей компании

4. В четвертую очередь владельцам инвестиционных паев. Им выплачивается денежная компенсация путем распределения оставшегося имущества пропорционально количеству, принадлежащих им инвестиционных паев.

Лицо осуществляющее прекращение ПИФа может получить причитающееся ему вознаграждение только после завершения всех расчетов в соответствии с указанной очередностью. После завершения расчетов составляется отчет о прекращении ПИФа и представляется в ФСФР, которая его утверждает и принимает решение об исключении ПИФа из реестра паевых инвестиционных фондов.

  1. Правовое положение страховых организаций. Виды страховщиков.

Страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий, а также за счет иных средств страховщиков.

Страховая деятельность (страховое дело) – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Задачи организации страхового дела:

1. Проведение единой государственной политики в сфере страхования

2. Установление принципов страхования и формирования механизмов, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории РФ

Выделяют две формы страхования:

7. Добровольное страхование

Осуществляется на основании договора.

8. Обязательное страхование.

Условия и порядок осуществления обязательного страхования устанавливается федеральным законом

Страховщик – это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившее лицензию в установленном законом порядке.

Страховщики это субъекты, обладающие исключительной правосубъектностью, то есть могут заниматься только страховой деятельностью и не вправе заниматься иными видами деятельности.

Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии, формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные, связанные с исполнением обязательств по договору страхования, действия.

Для осуществления своей деятельности страховщику необходимо получить лицензию. Лицензирующим органом является Федеральная служба по страховому надзору РФ при министерстве финансов РФ.

При представлении в надлежащей форме всех документов Федеральная Служба Страхового Надзора выдает соискателю лицензии уведомление в письменной форме о приеме документов. Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче осуществляется в срок не превышающий 45ти дней с даты получения всех необходимых документов. О принятии решения федеральная служба страхового надзора обязана сообщить соискателю лицензии в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня принятия такого решения.

Лицензия выдается без ограничения срока её действия, за исключением следующих случаев. Временная лицензия может выдаваться на срок:

1. Указанных в заявлении соискателя лицензии, но не более чем на 3 года

2. От 1 года до 3 лет при отсутствии информации позволяющей достоверно оценить страховые риски, предусмотренные правилами страхования, а также в иных случаях установленных в законе.

Срок действия временной лицензии может быть продлен.

По принадлежности страховые компании делятся на:
1. Частные страховые компании (компании, созданные физическим или юридическим лицом).
2. Акционерные страховые компании (это компании, созданные несколькими юридическими или физическими лицами, доля собственности которых зависит от доли принадлежащих им акций компании; существуют акционерные страховые компании открытого и закрытого типа).
3. Государственные страховые компании (копании, созданные государством).

По характеру осуществляемой деятельности страховые компании делятся на:
1. Специализированные страховые компании (занимаются каким-либо определенным видом стрхования).
2. Универсальные страховые компании (компании, занимающиеся всеми видами страхования).
3. Негосударственные пенсионные фонды.

По характеру заключаемых договоров страховые компании делятся на:
1. Страховые компании прямого страхования (компании, работающие напрямую со страхователями).
2. Компании - перестраховщики (компании, работающие с другими страховщиками).

Правовое положение инвестиционных фондов определяется Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. "Об инвестиционных фондах". Субъектом предпринимательской деятельности является акционерный инвестиционный фонд (в отличие от паевого инвестиционного фонда, представляющего собой объект права). Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные законом об акционерных обществах, и фирменное наименование которого содержат слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд". Акционерный инвестиционный фонд не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Свою деятельность он ведет на основании лицензии. Положение о лицензировании деятельности инвестиционных фондов утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2001 г. № 253.

Инвестиционная декларация акционерного инвестиционного фонда должна содержать описание целей инвестиционной политики; перечень объектов инвестирования; описание рисков, связанных с инвестированием; требования к структуре активов.

Имущество акционерного инвестиционного фонда подразделяется на имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы), и имущество, предназначенное для обеспечения деятельности его органов управления и иных органов акционерного инвестиционного фонда. Инвестиционные резервы передаются в доверительное управление управляющей компании. В состав активов фонда могут входить денежные средства, государственные и муниципальные ценные бумаги, акции и облигации российских открытых акционерных обществ, акции и облигации иностранных субъектов и иные ценные бумаги.

Управляющая компания осуществляет свою деятельность на основании лицензии. Закон определяет права, обязанности, ограничения деятельности управляющей компании. В частности, управляющая компания обязана: передавать имущество, принадлежащее акционерному инвестиционному фонду, для учета и (или) хранения специализированному депозитарию; передавать депозитарию копии всех первичных документов в отношении имущества фонда, а также подлинные экземпляры документов, подтверждающие права на недвижимое имущество. Управляющая компания не вправе распоряжаться активами фонда без согласия специализированного депозитария (за исключением распоряжения ценными бумагами в целях исполнения сделок, совершенных через организаторов торговли); приобретать за счет активов фонда объекты, не предусмотренные декларацией; безвозмездно отчуждать имущество фонда; предоставлять займы за счет имущества фонда и др.

Специализированный депозитарий осуществляет свои функции на основании договора с акционерным инвестиционным фондом. Законом, а также договором, предусмотрены его права и обязанности. Специализированный депозитарий осуществляет контроль за соблюдением управляющей компанией нормативных правовых актов и договора с инвестиционным фондом. Он не имеет права давать согласие на распоряжение управляющей компанией активами, если это противоречит нормативным правовым актам и договору. Деятельность специализированного депозитария является лицензируемой.

Деятельность акционерного инвестиционного фонда подлежит ежегодной аудиторской проверке. Государственное регулирование деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев, государственный контроль за их деятельностью осуществляет ФКЦБ.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Лебедев Вадим Николаевич. Особенности гражданско-правового положения инвестиционных фондов в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03: Москва, 2002 200 c. РГБ ОД, 61:03-12/362-6

Введение

ГЛАВА.I МЕСТО ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ИНСТИТУТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ стр. 15

1. Причины возникновения инвестиционных фондове России стр. 15

2. Понятия, виды и классификация инвестиционных фондов в Российской Федерации стр. 29

3. Нормативно-правовая база регулирующая деятельность инвестиционных фондов в России стр. 57

ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ стр. 76

1. Акционерные инвестиционные фонды в России и их гражданско-правовой статус.стр. 76

A) Правовая природа инвестиционных фондов и характер норм, определяющих их статус. стр. 76

Б) Устав, инвестиционная декларация, требования к составу, структуре, определению стоимости и оценке активов акционерного инвестиционного фонда. стр. 82

B) Проспект эмиссии, размещение акций и выплата дивидендов... . стр.85

Г) Органы управления в акционерных инвестиционных фондах. ...стр.97

Д) Реорганизация и ликвидация акционерного инвестиционного фонда..стр. 104

2. Особенности гражданско-правового статуса паевых инвестиционных фондов в Российской Федерации стр.110,

3. Особенности взаимодействия инвестиционных фондов с управляющими компаниями, депозитариями, регистраторами, оценщиками и аудиторами стр.142

A) Правовая природа договора заключаемого инвестиционными фондами с управляющими компаниями стр. 14

Б) Порядок взаимоотношений инвестиционных фондов с депозитариями стр.164

B) Договор о ведении реестра акционеров инвестиционного фонда и владельцев инвестиционных паев стр. 172

Г) Оценщик, аудитор инвестиционного фонда стр. 180,

Заключение стр.183

Список использованной литературы стр. 186

Введение к работе

1 Правовая сущность приватизационного чека различными учеными оценивалась весьма неоднозначно. Достаточно обоснованным следует признать мнение, что применявшиеся в России приватизационные документы нельзя относить к категории ценных бумаг. См., например, Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. М., 1996, с. 60

Необходимо признать, что институт инвестиционных фондов в России был создан искусственно, в условиях отсутствия объективных причин для его возникновения, а именно, в стране был достаточно низкий уровень развития экономических отношении, не было соответствующей рыночной инфраструктуры, а главное у потенциального инвестора - населения, не было свободных денежных средств.

В историческом плане этот институт сравнительно молод. Он зародился в Европе в прошлом столетии. В зарубежных странах инвестиционные фонды играют значительную роль в финансово-кредитной сфере. В России же они существуют менее десяти лет. Вплоть до конца 2001 года деятельность инвестиционных фондов регулировалась на подзаконном уровне. Именно из-за отсутствия проработанной правовой базы, с окончанием чекового этапа приватизации институт инвестиционных фондов фактически утратил свои позиции на финансовом рынке страны, и чековые фонды были преобразованы в акционерные инвестиционные фонды. Из за несовершенства налогового законодательства, которое душило двойным налогообложением ЧИФы возникла конструкция паевых инвестиционных фондов представляющих из себя имущественный комплекс, не имеющий статус юридического лица.

11 октября 2001 года Государственной Думой был принят долгожданный на финансовом и фондовом рынке страны, Федеральный Закон №49 «Об инвестиционных фондах», который ввел единые стандарты регулирования взаимоотношений в отрасли коллективных инвестиций и управления ими. Определил новые принципы работы акционерных и паевых инвестиционных фондов, функции управления и контроля за управляющими, установил единые требования к управляющим компаниям, спецдепозитариям, регистраторам, оценщикам, аудиторам.

Говоря о нынешней ситуации, необходимо учитывать, что
перед Россией достаточно остро стоит вопрос о необходимости
изыскания дополнительных финансовых ресурсов. Отечественная
экономика может получить их не только на внешнем, но и на
внутреннем рынке. В этом контексте исследование правовых основ
существования института инвестиционных фондов, выступающего
своего рода аккумулятором средств частных инвесторов,
инструментом, способным осуществлять перспективные

инвестиционные проекты, представляется объективно важной задачей не только с теоретической, но и с практической точки зрения.

Степень изученности проблемы. Теоретические и практические вопросы названного института рассматривались в современных российских публикациях, относящихся к фондовым рынкам, инвестиционной и управленческой деятельности 1 , в частности, в научно-популярных и монографических трудах В.Д. Миловидова. Однако большинство таких работ имеет экономическую направленность и преследует сугубо прикладные цели.

Теоретическую основу диссертации составили труды А.П. Алехина, Д.Н. Бахтраха, В.В. Безбаха, В.А. Белова, А.Г. Богатырева, А.В. Бенедиктова, О.С. Виханского, В.П. Грибанова, О.А. Жидкова, А.Г. Здравомыслова, А.И. Каминки, Я.А. Кантровича, Т.В. Кашаниной, К.Ф. Ключникова, Н.А. Куфаковой, С.Н. Ландкофа, Я.М. Миркина, В.П. Мозолина, Р.Л. Нарышкиной, Е.В. Нурисламова, М.И. Пискотина, Т.А. Сойфер, Е.А. Суханова, А.А. Федорова, P.O.

См.: Жуков Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. М., 1995; Богатырев AT. Инвестиционное право. М., 1992; Рынок ценных бумаг и его финансовые институты. Под ред. проф. Торкановского B.C. СПб., 1994; Рубцов ББ. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. М., 1998; Миловидов В Д. Паевые инвестиционные фонды. М., 1996; Миловидов вД. Организация и функционирование компании по управлению инвестиционными фондами (КУИФ), М., 1992; Беневоленская ЗЭ. Доверительное управление имуществом. Авторефжанддисс. М., 1996; Правовые основы рынка ценных бумаг. Под ред.проф. Шерстобитова. М. 1997, и др.

Халфиной, В.Н. Шретера, К.К. Яичкова и др.

Цель и задачи исследования. Цель данной диссертации
заключалась в комплексном исследовании особенностей
гражданско-правового положения инвестиционных фондов в России
различных видов и типов. Определение их места в системе
рыночных институтов Российской Федерации в зависимости от их
правового статуса,- выявление причин неэффективности их
функционирования в российских условиях, а так же причин их
возникновения и дальнейших преобразований, выработке
предложений по совершенствованию законодательства

относительно исследуемого института.

Данная цель предопределила решение следующих задач: рассмотреть процессы возникновения и формирования инвестиционных фондов в историческом, социально-экономическом и правовом аспектах, а также проанализировать предпосылки появления инвестиционных фондов в России; выработать предложения по классификации инвестиционных фондов;

выделить основные типологические признаки инвестиционного фонда, на базе которых сформулировать его понятие; провести анализ правовой базы, деятельности инвестиционных фондов в Российской Федерации, установить причины недостаточной эффективности их функционирования; выяснить различия в правовом статусе акционерных и паевых инвестиционных фондов;

определить особенности правового статуса инвестиционных фондов исходя из обязательности присутствия в их

жизнедеятельности управляющей компании, спецдепозитария,

регистратора, оценщика и аудитора. Объект, предмет исследования. Объектом исследования выступают инвестиционные фонды разных видов и типов как особый социально - экономический институт. Предметом работы является, как в философском, так и в социально-экономическом плане особенности гражданско-правового положения инвестиционных фондов.

Методология и эмпирическая база. Методологическую основу данной работы составила диалектическая теория познания, а также основанные на ней общенаучные и частнонаучные методы исследования, позволившие исследовать проблему комплексно -исторически, конкретно - социологически, сравнительно. Сформулированные выводы основываются на трудах философов (Р. Иегринга, И. Канта, К. Маркса и др.), работах экономистов (Л.И. Абалкина, В.Д. Миловидова, А. Файоль и др.), историков (Р. Медведева, В.И. Таранкова, Е.И. Темнова и др.).

Нормативную базу настоящего исследования составляет круг "
нормативных актов, как действующих, так и утративших силу,
которые в той или иной степени касаются особенностей гражданско-
правового статуса российских инвестиционных фондов. В
необходимых случаях привлекаются аналогичные нормативные акты
зарубежных стран, в частности, США, Великобритании и

Казахстана.

Эмпирическую базу исследования составили материалы арбитражной практики, результаты практической деятельности автора в качестве консультанта рабочей депутатской группы по разработке законопроекта «Об инвестиционных фондах».

Научная новизна. Особая ценность данной работы, состоит в том, что через призму нового Федерального закона «Об

инвестиционных фондах», институт инвестиционных фондов в отечественной юридической науке не исследовался, не подвергался комплексному правовому анализу и не выделялся в качестве самостоятельного объекта.

Результаты проведенного исследования позволили

сформулировать и обосновать следующие положения, выносимые на защиту:

В основе создания института инвестиционных фондов в России
лежала политическая воля руководства страны по смене
экономического строя. Необходимость создания нового класса
собственников путем проведения приватизации

государственного имущества посредством ваучерной

приватизации, явилось отправной точкой появления
специализированных инвестиционных фондов приватизации
аккумулирующих приватизационные чеки граждан, в

дальнейшем именуемых чековыми инвестиционными

Исключительным видом деятельности инвестиционных фондов является инвестирование имущества в ценные бумаги, исходя из этого инвестиционные фонды должны, быть признаны в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг. В этой связи необходимо дополнить главу 2 Федерального Закона «О рынке ценных бумаг», «Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» новой статьей о коллективной инвестиционной деятельности в качестве инвестиционного фонда;

Акционерный инвестиционный фонд - это корпорация являющаяся особой разновидностью финансово - кредитного учреждения. Приобретая акции фонда, акционер может рассчитывать на увеличение своего капитала, получая

ежегодные дивиденды. Однако получение дивидендов не является гарантированным событием, и отнесено к рискам связанным с тем, насколько эффективную инвестиционную политику проводит фонд;

Учредителем паевого фонда, инициатором его создания выступает управляющая компания. Она регистрирует порядок обращения инвестиционных паев, публикует сообщение о создании паевого фонда, размещает паи, определяет цели дальнейшего инвестирования аккумулированных средств. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) - не является юридическим лицом, а выступает лишь в качестве объекта гражданских правоотношений. Он выступает одной из форм коллективного инвестирования, представляющей собой имущественный комплекс, создаваемый на основе объединения средств инвесторов. Юридически этот комплекс регламентируется совокупностью договоров о передаче имущества инвесторов в доверительное управление; Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, согласно закона «Об инвестиционных фондах» является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. Раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и выдел из него доли в натуре не допускаются. Однако, несмотря на общие правовые начала отношения, опосредованные общей долевой собственностью, значительно отличаются от взаимоотношений владельцев инвестиционных паев. Данный вывод сделан на основе анализа и сопоставления понятий общей долевой собственности, приведенной в ГК РФ, и в исследуемом законе; Правовой статус паевых инвестиционных фондов различных типов отличается друг от друга, по выбранным объектам

инвестирования, порядке и сроках погашения инвестиционных паев, из-за возможности владельцев инвестиционных паев влиять на проводимую управляющей компанией, инвестиционную политику фонда;

Одной из особенностей гражданско-правового положения
инвестиционных фондов является законодательно

закрепленная необходимость обязательного присутствия в жизнедеятельности фондов других юридических лиц. Инвестиционные фонды должны заключать договора с управляющими компаниями на управление этими фондами, с депозитариями по учету и хранению активов фондов, с регистратором по ведению реестра акционеров и пайщиков, с оценщиком по оценке недвижимого имущества фондов, с аудитором на проведение ежегодных аудиторских проверок. Весь этот сложный механизм задействован для обеспечения прав инвесторов фондов и минимизации инвестиционных рисков;

Акционерные и паевые инвестиционные фонды по-разному строят свои отношения с управляющей компанией. В частности акционерные инвестиционные фонды, заключают договор с управляющим об управлении. В то время как правовой основой осуществления управленческих функций в отношении имущества паевых инвестиционных фондов выступает заключаемый между управляющим и владельцами инвестиционного пая договор доверительного управления; Российская конструкция паевого инвестиционного фонда была заимствована из американской правовой среды, где аналогичные организационные формы также управляются извне, а отношения с управляющей компанией традиционно базируются на модели доверительной собственности.

Закрепленный же российским законодательством договор доверительного управления в отношении имущества паевого инвестиционного фонда плохо корреспондирует самой идее означенной формы коллективного инвестирования, что создает проблемы в ее практической реализации. Решение этой проблемы возможно либо на путях дальнейшего совершенствования конструкции доверительного управления, либо замены правовой модели паевого инвестиционного фонда иной правовой формой, лучше вписывающийся в систему договорных отношений, известную российскому праву; Для предупреждения конфликта интересов между несколькими инвестиционными фондами, находящимися под руководством одной управляющей компании, в законе «об инвестиционных фондах» необходимо закрепить положение, согласно которому управляющая компания вправе осуществлять одновременное управление имуществом нескольких инвестиционных фондов при условии, что инвестиционные декларации соответствующих фондов содержат принципиально различные направления инвестирования;

Соглашения о передаче учетных и иных функций, заключаемые между инвестиционным фондом и депозитарием либо регистратором, по своей правовой природе являются агентскими соглашениями. Если в США потребность в таких соглашениях оказалась вызванной конкретными условиями деятельности тех или иных фондов, то в России, напротив, передача указанных функций не отдается на усмотрение потенциальных сторон, а предписывается им. Такое положение нуждается в изменении - законодатель должен предоставить инвестиционному фонду право самостоятельно и в индивидуальном порядке решать данный вопрос.

Теоретическая и практическая значимость исследования

заключается в том, что содержащиеся в нем общетеоретические
выводы и практические рекомендации являются определенным
вкладом в отечественную науку гражданского права и практическую
деятельность правотворческих и правоприменительных органов по
законодательному регулированию деятельности инвестиционных
фондов, защите прав инвесторов, и улучшению инвестиционного
климата в стране. Диссертация может служить фундаментом для
дальнейшей разработки и изучения различных аспектов касающихся
инвестиционных фондов в частности и инвестиционной
деятельности в целом. Материалы работы пригодны для

использования в учебном процессе при преподавании гражданско-правовых дисциплин.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на

заседаниях кафедры гражданского правовых дисциплин Юридического института МВД России.

Положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора:

1. Инвестиционные фонды в Российской федерации // Сборник статей адъюнктов. УОП ЮИ МВД России, Москва. 2001г.

    Инвестиционные фонды в Российской федерации // Лекция. УОП ЮИ МВД России, Москва. 28.02.2002.

    Государственные ценные бумаги.//Рынок - , ценных бумапУчебник для вузов. Глава 1.4/Под ред.проф. О.И.Дегтяревой, проф. Н.М.Коршунова, проф. Е.Ф.Жукова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

    Инвестиционные фонды в Российской федерации. //Рынок ценных бумапУчебник для вузов. Глава 17 /Под ред.проф. О.И.Дегтяревой, проф. Н.М.Коршунова, проф. Е.Ф.Жукова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

5. Государственный контроль за деятельностью инвестиционных фондов и их управляющих.//Общество и право/Под редакцией профессора А.М.Никитина.-М.: 028 ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,2002.

Причины возникновения инвестиционных фондове России

1 Начало 90-х годов для России ознаменовалось бурными переменами, как в политической, так и в экономической жизни. На первый план выдвинулась проблема реформирования отношений собственности. С этой целью Правительством России было принято решение о начале массовой приватизации государственного имущества.

В 1993г. экономист М. Гельвановский писал: «Во всех странах и во все времена процесс распределения собственности - один из наиболее деликатных и болезненных. На формирование класса современных собственников на Западе ушло несколько веков... Между тем Россия в действительности стоит перед эпохальным событием: приватизация... в том виде, как ее задумали авторы, будет означать молниеносное по историческим меркам и гигантское по масштабам перераспределение собственности, сравнимое лишь с большевистской революцией 1917г.»1. Во-первых, приватизация вызвала к жизни первую российскую «свободно конвертируемую» ценную бумагу - приватизационный чек (ваучер)2. Приватизационный чек - это особая государственная ценная бумага на предъявителя. Посредством такого документа удостоверялось право российских граждан на безвозмездное приобретение части государственного имущества (акций приватизируемых предприятий и иных объектов) .

Ваучерная приватизация стала первым этапом массового приватизационного процесса. В ней мог участвовать любой гражданин России, а с некоторых пор и иностранцы (нерезиденты). Приватизационный чек можно было свободно купить и продать, причем как на биржевом, так и на внебиржевом рынке (фондовые биржи ежедневно публиковали котировки курса ваучера). Кроме того, его можно было подарить, заложить, обменять и, наконец, применить по назначению, т.е. приобрести акции приватизируемых предприятий.

До чековой приватизации в России так же был возможен переход права собственности на государственное имущество к частным лицам. Однако процесс этот был весьма сложен. Например, ст.10 Основ законодательства СССР об аренде2 предусматривала возможность выкупа арендованного имущества арендатором на условиях и в сроки, предусмотренные договором аренды. Объектами аренды признавались земля, ресурсы, предприятия и их структурные единицы, имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование и другое имущество.

В то же время законодательством были предусмотрены и закреплены ограничения на сдачу в аренду отдельных объектов. Кроме того в качестве арендодателей выступали государственные хозяйственные органы, которые были наделены контрольными функциями в отношении арендуемого имущества. По справедливому замечанию Г.С. Шапкиной, отраслевые органы хозяйственного руководства часто создавали необоснованные препятствия, затрудняющие формирование арендных предприятий1. Договоры аренды, как правило, заключались на исключительно невыгодных для арендаторов условиях, либо их заключению предшествовала мучительная борьба с бюрократическим аппаратом, не желающим принимать новые экономические реалии и выпускать из своего ведения рычаги управления хозяйственными объектами. Свидетельством тому служили многочисленные споры, поступавшие в тот период в органы арбитража.

Необходимо так же учитывать тот факт, что аренда с правом выкупа действительно приводила к смене собственника, но о приватизации как таковой говорить было пока еще рано. Общественная мораль не была готова к восприятию частной собственности. Это отражалось и в законодательстве. Закон СССР «О собственности в СССР», который вступил в силу 01.07.90, устанавливал три основных вида собственности на территории Союза ССР: собственность граждан, коллективную и государственную3. Термин «приватизация» зачастую подменялся словами» разгосударствление» и «деэтатизация».

Нормативно-правовая база регулирующая деятельность инвестиционных фондов в России

Деятельность конкретного субъекта правоотношений, в данном случае инвестиционных фондов, определяется и регулируется в России огромным количеством нормативных документов. Их классифицируют по различным основаниям. Не вдаваясь в подробности такой классификации, определим, что по кругу охватываемых нормативным актом отношений, их можно разделить на обще нормативные, отраслевые и специальные. В данном случае нецелесообразно рассматривать первые две категории актов, в частности Конституцию РФ, гражданский кодекс и т.п., поскольку в них никак не проявляется специфика объекта нашего изучения. В контексте избранной тематики представляется необходимым уделить внимание специальным законодательным документам, регулирующим отношения в сфере фондового рынка в целом и конкретно деятельность исследуемого института.

Долгое время сфера выпуска и обращения ценных бумаг не удостаивалась внимания законодательной власти. Несмотря на насущную необходимость детальной регламентации всех сфер функционирования фондового рынка, Российский парламент не брался за разработку подобного документа. Возможно это объясняется тем, что в период с 1990 по 1995 ситуация в стране была чрезвычайно нестабильна, а фондовый рынок, как никакой другой, очень чутко реагирует на малейшие изменения в экономике или политике. Следовательно, закон, принятый в таких условиях, и фиксирующий сиюминутную ситуацию, был бы обречен на быстрое устаревание. Единственным документом, который так или иначе регулировал ситуацию на рынке ценных бумаг, было Постановление правительства № 78, утвердившее «Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовой бирже», принятое еще в 1990 году. Оно дополнялось множеством инструкций, указов, писем и телеграмм, а также дополнений и изменений. Все это порождало известную неразбериху, злоупотребления и безнаказанность.

Наконец, осенью 1994 года Государственная Дума начала обсуждение ключевого для фондового рынка документа -законопроекта о рынке ценных бумаг. Однако его принятие затянулось более чем на год.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22.04.96г.(с изменениями и дополнениями от 22.11.98 г.; 08.07.99г.; 07.08.01 г.), а также ряд принятых в 1994-1996 указов президента, были призваны перевернуть существующую систему регулирования фондового рынка и, таким образом, приблизить ее к европейской. Этим законом в России был закреплен так называемый функциональный, или посекторный, принцип регулирования рынка, суть которого заключается в том, что все участники фондового рынка должны подчиняться единым и общим для всех правилам, установленным данным нормативным актом. За пределами фондового рынка деятельность его участников регламентируется специальными нормативными актами. Например, Закон «О банках и банковской деятельности» ограничивает сферу своего регулирования исключительно банковскими операциями, законность которых проверяет Центральный Банк РФ. А фондовая деятельность банков, так же как и деятельность других профессиональных участников РЦБ регулируется рассматриваемым законом «О рынке ценных бумаг». В этой части банковские учреждения подконтрольны Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Альтернативой посекторному регулированию финансового рынка является институциональная система, которая существовала в России до принятия закона о РЦБ, а также долгое время существовавшая в Германии. В отличие от посекторной системы, которая, как уже говорилось, устанавливает единые правила поведения для всех институтов на определенном секторе финансового рынка (в частности фондовом), институциональная система предполагает специальную регламентацию деятельности определенного финансового института на каждом из секторов рынка.

Институциональный подход в условиях достаточной развитости рыночной инфраструктуры представляется слишком громоздким. Посекторный же принцип, благодаря универсальности правил поведения, напротив, значительно упрощает контроль за деятельностью участников, делает рынок более «прозрачным». Именно поэтому и Россия, и Германия, и страны восточной Европы решили использовать опыт стран Европейского Союза, которые наиболее последовательно воплотили вышеназванные преимущества в своем законодательстве.

Акционерные инвестиционные фонды в России и их гражданско-правовой статус

Вопрос об определении правового статуса того или иного юридического лица относится к категории проблем, исследованию которых посвящено специальное направление в правовой науке, названное корпоративным правом.

Что касается понятия и определения корпоративного права, то вопрос это недостаточно разработан как у нас, так и на Западе. На этот факт указывал в свое время В.Н. Шретер1. На западе с тех пор корпоративное право развивалось в основном в прикладном направлении2, а в России вообще практически не развивалось, если не считать теорий, объяснявших природу государственного юридического лица.

Одной из наиболее значительных в данной области работ в свое время считалась монография немецкого ученого Отто фон Гирке «Die Genssenschaftstheorie»1. Некоторые положения данной книги были опубликованы в России в ХІХв. в работе Л. Гервагена «Теория общественных союзов».

О. Гирке включал в понятие корпорации вопросы ее внешней деятельности, а разрешение вопросов управления он считал «действиями, направленными на внутреннюю жизнь союза», и отмечал при этом, что «во многих случаях действия корпорации, направленные на внутреннюю жизнь, одновременно затрагивают интересы других лиц»3.

В 1920-е годы вопрос о корпоративном праве возникал в нашей стране неоднократно. В.Н.Шретер, в частности, писал: «власть синдиката в обороте с трестами есть явление третьего порядка (т.е. не относится ни к публичному, ни к частному праву), она относится к области так называемого корпоративного права» 4.

Внутрисиндикатские отношения обсуждались на совещании 1928 г., когда решались судьбоносные для советской страны вопросы управления государственной промышленностью. Профессор В.Киснемский в своем докладе предложил определение корпорации. Оно было следующим: «Корпорация - это целевое объединение, союз, образуемый заинтересованными в достижении общей цели лицами, эти лица ограничивают свою волю и свои права в интересах всего объединения - корпорации. Которая во внешнем

обороте и при сношениях с третьими лицами, другими корпорациями и по отношению к государству выступает как единый самостоятельный и правоспособный субъект, а во внутренних отношениях, являясь коллективным единством, руководствуется волей коллектива, выраженной в ее уставе и постановлениях ее органов, и находится со своими членами в соподчиненных отношениях, которые следует определить как отношения власти. Пределы этой власти определяются уставом корпорации» .

В свое время профессор К.К. Яичков указывал на расплывчатость понятия корпоративного права. При этом он не предлагал для объяснения природы внутрисиндикатских отношений никакого варианта, однако, указал на сложность и многогранность этой проблемы, что само по себе ценно. В зарубежных работах в настоящее время имеются различные определения корпорации3. В обобщенном виде в правовой терминологии США и ряда других стран данное понятие обозначает юридическое лицо, организацию, которая может выступать участником гражданского оборота. Однако исчерпывающего понятия корпоративного права в изученных зарубежных источниках не обнаружилось.

Т.В. Кашанина отождествляет корпоративное право с правом внутрифирменным4. Причем, акционерное право она считает областью, смежной с правом корпоративным; акционерное право включает централизованные государственные нормы, регулирующие деятельность акционерных обществ, а корпоративное право, по- видимому, таких норм не включает, поскольку является внутрифирменным1. Можно предположить, таким образом, что оно включает внутрифирменные (локальные) нормы юридических лиц.

Такой подход представляется неполным. На наш взгляд, точнее было бы рассматривать корпоративное право с двух позиций. В узком смысле именно как внутрифирменное право, совокупность локальных норм, регулирующих отношения различного характера, возникающие внутри организации - юридического лица. В широком смысле необходимо учитывать, что корпорация - это прежде всего юридическое лицо, а следовательно, корпоративное право - это совокупность норм права, регулирующих деятельность юридических лиц, в том числе и акционерных обществ. Таким образом, акционерное право, регулирующее деятельность акционерных обществ, - это часть корпоративного права.

Правовое регулирование: n n n ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29. 11. 2001 № 156 -ФЗ; ФЗ «Об акционерных обществах» от 26. 12. 1995 № 208 -ФЗ; Приказ ФСФР РФ «Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» от 28. 12. 10 № 1079/пз-н; Приказ ФСФР «О минимальной стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, по достижении которой паевой инвестиционный фонд является сформированным» от 2. 11. 2006 № 06 -125/пз-н; Постановление Правительства РФ «О типовых правилах доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом» от 25. 07. 2002 № 564 и др.

Понятие ИФ (Ст. 1 ФЗ «Об инвестиционных фондах») Инвестиционный фонд - это находящийся в собственности АО либо в общей долевой собственности ФЛ и ЮЛ имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого АО или учредителей доверительного управления.

обеспечить доступ на рынок ценных бумаг для непрофессионалов, привлечь деньги рядовых инвесторов в экономику. При этом управление активами осуществляется лицензированными профессиональными участниками рынка.

В зависимости от формы создания Инвестиционный фонд Ст. 1 ФЗ «Об инвестиционных фондах» акционерный инвестиционный фонд (АИФ) паевой инвестиционный фонд (ПИФ)

Все операции совершаются ИФ на основании инвестиционной декларации ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ - составная часть устава ИФ, в которой определены основные направления и ограничения его деятельности; порядок выпуска, продажи и выкупа инвестиционных сертификатов, а также другие вопросы деятельности фонда. Она позволяет сформировать представление инвестора об инвестиционной привлекательности ценных бумаг (инвестиционных сертификатов), эмитируемых этим фондом.

Понятие акционерного инвестиционного фонда АИФ - открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные ФЗ «Об ИФ» , и фирменное наименование которого содержит слова «акционерный инвестиционный (ч. 1. ст. 2 ФЗ «Об ИФ») фонд» или «инвестиционный фонд» .

Требования к АИФ (ст. 3 ФЗ «Об ИФ») n n n размер собственных средств АИФ на дату представления документов для получения лицензии должен составлять не менее 35 млн. рублей (Приказ ФСФР от 13. 09. 2009 г. № 0932/пз-н) акционерами АИФ не могут являться специализированный депозитарий, регистратор, аудиторская организация, а также ФЛ или ЮЛ, с которыми может заключаться договор на проведение оценки, если указанные лица заключили соответствующие договоры с этим АИФ; имущество АИФ: имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов управления и иных органов АИФ имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы)

n инвестиционные резервы АИФ должны быть переданы в доверительное управление управляющей компании ИСКЛЮЧЕНИЕ: при заключении с управляющей компанией договора о передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа АИФ

n Для расчетов по операциям, связанным с доверительным управлением активами АИФ, открывается отдельный банковский счет, а для учета прав на ценные бумаги, составляющие активы акционерного инвестиционного фонда, отдельный счет депо. Такие счета открываются на имя управляющей компании с указанием на то, что она действует в качестве доверительного управляющего, и с указанием наименования АИФ; Счет депо - объединенная общим признаком совокупность записей в регистрах депозитария, предназначенная для учета ценных бумаг.

n n АИФ обязан использовать при взаимодействии с регистратором, специализированным депозитарием и управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление активами АИФ, документы в электронно-цифровой форме с электронной цифровой подписью; АИФ обязан иметь сайт в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежит этому фонду.

АИФ не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций. Они могут оплачиваться только деньгами и иным имуществом, предусмотренным в инвестиционной декларации. Неполная оплата акций при их размещении не допускается. (ч. 1, 3 ст. 4 ФЗ «Об ИФ») Обыкновенная именная акция - ценная бумага, владельцем которой является обладатель документа, имя которого указано на акции и занесено в реестр АО.

n v v Акционеры АИФ имеют право потребовать выкупа акций в случаях: принятия решения о реорганизации, заключения крупной сделки, неблагоприятного изменения устава, изменения инвестиционной декларации.

Реорганизация и ликвидация АИФ (ст. 9 ФЗ «Об Инвестиционных фондах») Формы реорганизации слияние присоединение разделение выделение В форме преобразования не допускается.

Ст. 9 ФЗ «Об ИФ» Добровольная ликвидация Решение АИФ Ст. 61. 2, 61. 3 ФЗ «Об ИФ» Аннулирование лицензии Решение ФСФР 15 раб. дней 5 раб. дней ФСФР АС

ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» создано в 2010 году 100% акций принадлежит РФ права акционера от имени РФ осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций РФ с декабря 2011 года фонд находится под управлением УК «Лидер» капитал фонда составляет 1, 45 млрд рублей

Обязательное условие инвестирования средств фонда в проект - наличие частного соинвестора. Схему деятельности фонда определяет механизм государственно-частного партнерства, что предполагает высокую эффективность при низких политических рисках.

Понятие паевого инвестиционного фонда ПИФ - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. n (ст. 10 ФЗ «Об ИФ») ПИФ = ЮЛ

Доля в праве собственности на имущество ПИФ удостоверяется инвестиционным паем. Инвестиционный пай - именная ценная бумага, удостоверяющая долю её владельца в праве собственности на имущество, право требовать надлежащего доверительного управления ПИФ, право на получение денежной компенсации. Инвестиционный пай не является эмиссионной ценной бумагой.

Виды ПИФ ОТКРЫТЫЙ право владельца ИНТЕРВАЛЬНЫЙ ЗАКРЫТЫЙ право владельца отсутствие у инвестиционных паев владельца инвестиционных паев в любой рабочий в течение срока, день требовать установленного правилами права требовать от погашения всех управляющей доверительного управления принадлежащих ему компании ПИФ, требовать погашения инвестиционных паев и прекращения всех принадлежащих ему прекращения тем договора инвестиционных паев и самым договора доверительного прекращения тем самым доверительного управления ПИФ до договора доверительного управления ПИФ или истечения срока управления ПИФ или погашения части принадлежащих ему погашения части действия принадлежащих ему инвестиционных паев

Минимальная стоимость имущества (Приказ ФСФР от 2. 11. 2006 г. № 06 -125/пз-н) открытый интервальный закрытый 10 млн. рублей 15 млн. рублей 25 млн. рублей

Имущество, передаваемое в ПИФ (Ст. 13 ФЗ «Об ИФ») открытый интервальный закрытый денежные средства, а также иное имущество денежные средства

Лицензионные требования: (Ст. 60. 1 ФЗ «Об ИФ») n n n при предоставлении лицензии АИФ; при предоставлении лицензии управляющей компании; при предоставлении лицензии специализированного депозитария

Принятие решения ФСФР в течение 2 месяца О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИИ ОБ ОТКАЗЕ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИИ ОСНОВАНИЯ: 1. НАЛИЦИЕ НЕПОЛНОЙ ИЛИ НЕДОСТАВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ, 2. НЕСООТВЕТСТВИЕ СОИСКАТЕЛЯ ЛИЦЕНЗИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, 3. НЕСООТВЕТСТВИЕ ДОКУМЕНТОВ ТРЕБОВАНИЯМ 5 раб. дней НАПРАВЛЕНИЕ УВЕДОМЛЕНИЯ

Открытый паевой инвестиционный фонд облигаций «Урал. Сиб Фонд Консервативный» Паевой фонд: Урал. Сиб-Консервативн ПИФ Управляющая компания: Уралсиб УК Начало формирования: 21. 06. 2001 Окончание формирования: 08. 2001 Дата окончания договора с УК: 21. 06. 2016 В состав активов Фонда могут входить денежные средства, включая иностранную валюту, в том числе на банковских счетах и во вкладах в кредитных организациях.

ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ n Аудитор – ЗАО «ЭНЭКО» Депозитарий ЗАО «Специализированный депозитарный центр» (до 09. 2004 г. Назывался «Специализированный депозитарий НИКойл») n Регистратор - ОАО «Регистратор НИКойл» n

Имущество, составляющее Фонд, может быть инвестировано в: n n Государственные ценные бумаги РФ; Государственные ценные бумаги субъектов РФ; Муниципальные ценные бумаги; Акции российских ОАО, за исключением акций российских АИФ, относящихся к категориям фондов недвижимости или фондов;

n n n n Облигации российских хозяйственных обществ; Инвестиционные паи открытых, интервальных паевых инвестиционных фондов; Инвестиционные паи ЗПИФ, включенные в котировальные списки фондовых бирж; Ценные бумаги иностранных государств; Ценные бумаги международных финансовых организаций; Акции иностранных АО; Облигации иностранных коммерческих организаций.

В зависимости от состава и структуры фонды активов фонды акций денежного рынка венчурные фонды Ст. 1. 2 Положения ФСФР недвижимости фонды товарного рынка фонды облигаций фонды смешанных инвестиций от 28. 12. 2010 г № 10 -79/пз-н кредитные фонды хедж- фонды рентные фонды прямых денежного фонды фондов фонды инвестиций рынка ипотечные фонды художественных ценностей фонды индексные фонды

1. Открытое акционерное общество «Первый инвестиционный фонд недвижимости МЕРИДИАН» (г. Москва) 2. ОАО "Инвестиционный фонд "Защита" (г. Пермь) 3. Открытое акционерное общество «Акционерный инвестиционный фонд «Национальный инвестиционный приоритет» (г. Москва) 4. Открытое акционерное общество «Инвестиционный фонд «Река» (г. Москва) 1. ОПИФ облигаций «Паллада – облигации» (г. Москва) 2. «Закрытый паевой инвестиционный фонд акций «Ресурс» под управлением ООО «Менеджмент-консалтинг» (г. Москва) 3. ОПИФ акций «ВТББРИК» (г. Москва) 4. Интервальный паевой инвестиционный фонд акций «Алмаз» (г. Москва)