Виды естественных прав человека. Природные и неотъемлемые права человека. для отечественной науки - это новый философский подход к пониманию прав личности вообще

Понятие «естественные права»

Термин «права» используется в различных ситуациях и может пониматься по-разному. Можно выделить три наиболее распространенных значения термина «права»:

1. Обычные права - нормы поведения, вошедшие в привычку, основанные на обычае.

2. Моральные права - нормы поведения, основанные на принципах добра, справедливости, принятые в обществе.

3. Юридические права - нормы поведения, регулируемые законом.

Наряду с названными правами существуют естественные права, которыми человек наделяется в силу самого факта своего появления на свет. Естественные права являются «природными», или «прирожденными», то есть абсолютными и неизменными. К ним, в частности, относят право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и др.

Термин «естественные права» часто употребляется для обозначения прав, которые нигде не зафиксированы, но которые, тем не менее, считаются разумными.

Эволюция понимания естественных прав в истории человечества

Впервые термины «гражданские права», «равенство людей», «политическая свобода» появились в античное время. «Естественный закон» в понимании античных мыслителей – закон более могучий, чем указы царей и законы государства. Можно обратиться к трагедии Софокла «Антигона», где описывается столкновение законов государства (принятых для блага людей!) с неотвратимыми и неписаными законами Неба, законами совести, отменять которые смертным не дано. Отмечая сходство представлений древнегреческих и древнеримских авторов о существовании высшего «естественного закона», следует отметить принципиальную разницу в толковании понятий «справедливость», «равенство», «свободы» у разных философов. Например, Платон (некоторые современные авторы считают его «отцом тоталитарных идеологий») и Аристотель, с одной стороны, и Перикл, Эсхил и Софокл - с другой.

Христианство, как, впрочем, и другие «осевые» религии, вносит свой вклад в развитие представлений о существовании закона, данного Богом и превосходящего закон человеческий,- заповеди Моисея, Нагорная проповедь и т. д. Учение о свободе воли в этом контексте выступает как следствие ответственности человека перед Богом, как религиозно-нравственный регулятор отношений между людьми. При всей разнице мировых религий общим для них является попытка установления подлинно справедливых для всех людей «правил игры».

В средневековой Европе идеологи Ренессанса, Реформации, Контрреформации, абсолютизма актуализируют проблемы личной свободы и общественной справедливости в общественном сознании. В XVIII веке, названным веком Просвещения, появляется, казалось бы, стройная теория естественного права, опирающаяся на гипотезу о «естественном состоянии» общества в догосударственный период. Новое натурфилософское обоснование концепции, тесно связавшее «естественный закон» с социальной и правовой идеей гражданского равенства, позволило Т. Гоббсу, Дж. Локку, Ж.-Ж. Руссо и другим сформулировать и систематизировать первоначальное понятие об универсальных - неотчуждаемых и неотъемлемых - «естественных правах». В их произведениях прослеживается взаимосвязь «естественных прав» с теорией «общественного договора».

Общественный договор для просветителей – продукт развития цивилизации: поскольку желания и силы людей приблизительно одинаковы, а благ для удовлетворения потребностей всех недостаточно, может возникнуть, как выражается Т.Гоббс «война против всех». Желание избежать такой войны заставляет людей заключить общественный договор о всеобщем добровольном ограничении естественных прав и естественной (= неограниченной) свободы. В итоге естественное состояние сменяется гражданским (т.е. общественным) состоянием, т.к. каждый понимает, что лучше поступиться частью естественных прав, чем потерять все. Дж.Локк утверждал, что «Свобода человека в обществе заключается в том, что он не подчиняется никакой другой законодательной власти, кроме той, которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воле и не ограничен каким-либо законом за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием» . Ж.-Ж.Руссо, рассуждая об общественном договоре, отмечает: «соглашение в том и заключается, что, предоставляя каждого гражданина в распоряжение отечества, оно гарантирует его от всякой личной зависимости» .

Модели гражданского правления просветителями предлагались различные: от полного подчинения человека государству до широкой демократии. Важно, что в этой модели очевидно разделение права на право естественное и право общегосударственное.

Великая французская революция и Американская война за независимость приносят обществу новые идеи, среди которых на первый план выходят свобода и равенство. Абсолютизму был нанесен смертельный удар. Но важнейшие для теории прав человека принципы свободы и равенства (вполне соотносимые с концепциями естественных прав) были дискредитированы насильственными методами их внедрения. Якобинский террор на десятилетия подорвал доверие многих европейцев к идее прав человека.

В ХIX столетии философы, писатели, общественные деятели более склоняются к критике «наивной» веры в естественные права личности как основу новой цивилизации. Миф о «естественном состоянии» вполне справедливо определялся как беспочвенная философская абстракция. По мнению большинства критиков просветителей, те или иные права не дарованы людям изначально Природой или Богом, а возникают и меняются в ходе исторического развития. Подобные взгляды легли в основу так называемой позитивистской философии права. Позитивисты считали, что «неотъемлемым правом» может считаться лишь норма, закрепленная на данный момент в действующем законе. И.Бентам четко и популярно высказал главный тезис позитивизма: только позитивный (действующий) закон реален, естественное же право вообще не является правом.

Последствия распространения позитивистской правовой доктрины очень точно отразил выдающийся теоретик прав человека М.Крэнстон:

«Большинство правоведов-позитивистов, утверждая, что естественное право вообще не является правом, имели в виду лишь то, что позитивное право есть единственное право, достойное внимания юристов. Однако распространение этой мысли породило веру в то, что позитивное право есть единственное право, достойное внимания людей вообще. Возникла вера в то, что позитивное право – единственный подлинный закон, которому и следует подчиняться. Наиболее ярко последствия таких взглядов проявились в Германии при Гитлере» .

Манипулирование позитивистским подходом к толкованию права позволило тоталитарным режимам ХХ столетия выдать свои бесчеловечные законы за право, основанное на воле и интересах масс.

II мировая война заставила ужаснуться все человечество. После ее окончания начинается эпоха не только политической, но и правовой модернизации западной цивилизации. Осовремененные принципы естественного права легли в основу Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. За последующие полвека эти принципы превращаются из деклараций в действующие правовые нормы подавляющего большинства демократических государств (Конституции, Законы и т.п.) и обязательные для выполнения государствами международные правовые нормы (Акты, Конвенции и т.п.). Таким образом, происходит признание, по крайней мере, в странах развитой и развивающейся демократии, естественных прав; они закрепляются в праве позитивном. При этом неисполнение преступной правовой нормы становится не только правом, но и обязанностью в законодательстве разных стран, в том числе и России.

F Прочитайте предложенные в хрестоматии тексты. Выполните тесты для самоконтроля.

Хрестоматия:

Выдержки из произведений мыслителей разных эпох о естественных правах.

Извлечения из Великой хартии вольностей, Декларации прав человека и гражданина 1789 года, Билля о правах (1789-1791 гг.).

Азаров А.Я. Введение в теорию прав человека // Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека: Международные и российские механизмы защиты. М.: Московская школа прав человека, 2003. С.11-13 (глава «К истокам: естественные права человека»).

Права человека: Учебник для вузов. М., 1999. С.12-35 (Глава I «Права человека: понятие и сущность»).

Экштайн К. Основные права и свободы. Учебное пособие для вузов. М., 2004. С.11-16, 361-365 (разделы «Право как часть системы норм», «Закон и справедливость в каждом отдельном случае», «Центральные темы в истории развития основных прав и свобод»).

Дополнительная литература:

Глухарева Л.И. Права человека. Гуманитарный курс. М., 2002. С.83-87, 101-175. (Глава 3, § 3 «Естественные и позитивные права»; глава 4 «Всеобщие права и социокультурные стандарты прав человека»; глава 5 «Эволюция прав человека»).

Интернет-ресурсы:

Пронин А.А. Проблемы прав человека. Лекция 2. // http://www.hro.org/editions/ pronin _3/02 .htm

Ткаченко Георгий ученик 10 класса

С правами человека сегодня связаны многие общественные процессы и явления. Их изучают, о них говорят с самых широких и разнообразных позиций. Права человека обнаруживают свое присутствие практически в каждой сфере жизнедеятельности человека. Права человека – это сложное многомерное явление. Цель исследовательской работы ученика состоит в том, чтобы изучить, как закреплены в законодательстве РФ естественные права и какие проблемы существуют в их реализации на практике.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующиезадачи :

1. Изучить и проанализировать литературу и Интернет - ресурсы для того, чтобы выяснить, что такое естественные права 2. Изучить и проанализировать нормативно-правовые акты Российской Федерации для того, чтобы рассмотреть, как законодательно закреплены естественные права и как они реализуются на практике.

Работа была представлена на конкурс «Мы выбираем будущее» в рамках проекта «Юные интеллектуалы Среднего Урала»

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «СЛОБОДО – ТУРИНСКАЯ СОШ№2»

КОНКУРС « МЫ ВЫБИРАЕМ БУДУЩЕЕ»

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРАВ

В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Ученик 10 класса

МКОУ «Слободо – Туринская СОШ№2»

Руководитель: Заровнятных Татьяна

Михайловна

Туринская Слобода 2012

1.Введение_________________________________________________3-7

2. Естественное право________________________________________8-10

2.2 Закрепление естественного права в документах______________ 10-12

2.3.Реализация естественного права в РФ

2.3.1. Право на жизнь_______________________________________12-15

2.3.2.Право на достоинство личности и личной

Неприкосновенности____________________________16-17

2.3.3. Право на свободу_______________________________________18-21

2.3.4.Основные методы нарушения естественного права____________21-23

3.Заключение________________________________________________24-25

Список литературы___________________________________________26

ВВЕДЕНИЕ

Формирование правовой культуры молодежи – одна из важных государственных задач. Только уважая законы, сохраняющие многовековые ценности добра и справедливости, защищая права и интересы каждого, мы можем строить новое общество. Правовая культура – это составная часть культуры общества, и современный образованный человек должен знать ее основы. От сегодняшних школьников зависит, каким будет завтрашний мир, и потому очень важно помнить о значимости правовых знаний, умений, формировать которые можно уже в школе. Изучение права в школе станет тем подлинным трамплином, который поможет выпускникам в будущем добиться успеха в жизни. Эту мысль высказал на одном из заседаний Медведев Д. А., эти слова и стали преамбулой к учебнику Певцовой Е.А. «Право. Основы правовой культуры».

Действительно, чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечить организацию и порядок во взаимоотношениях между людьми. Несмотря на то, что право не всегда присутствовало в жизни общества (первобытное общество не знало его) трудно представить, что могло бы быть, если бы люди лишились этой важной системы регулирования поступков Произвол, хаос, и беспорядки способны привести к необратимым последствиям. Истории известны случаи, когда знания и умения в определенной области помогли людям осуществить мечту и оказывать правовые услуги людям.

Право – сложное социальное явление. Разобраться в том, что оно собой представляет, не так – то просто. На протяжении многих веков право понимали по – разному. Защитники естественно – правовой теории доказывали, что существует естественное и позитивное право.

С правами человека сегодня связаны многие общественные процессы и явления. Их изучают, о них говорят с самых широких и разнообразных позиций. Права человека обнаруживают свое присутствие практически в каждой сфере жизнедеятельности человека. Права человека – это сложное многомерное явление. И исходит оно из нескольких очевидных и понятных истин.

Первая из них относится к уникальной и неповторимой ценности на земле – человеческой жизни. Жизнь человека самоценна, нет и не может быть ценности дороже человеческой жизни. «Жизнь должна и может быть не перестающей радостью», – писал Л.Н. Толстой; Софоклу принадлежит известное изречение: «Много великого есть на свете, но нет ничего более великого, чем человек». Таким образом, из этой простой истины вытекает первое притязание человека – это ценность человеческой жизни.

Вторая истина заключается в том, что каждый индивид принадлежит к сообществу таких же, как он, и равных ему людей. Конечно, все люди имеют свой темперамент, различаются по силе, ловкости, уму, богатству, материальному положению, но все они равны в своих притязаниях на жизненные блага, которые могут принадлежать им как членам данного общества. Признание такого положения ведет к признанию равноправия граждан, к констатации, что все люди равны в своих правах и человеческом достоинстве.

Третья истина – это осознание своего тела, которое полностью и бесспорно принадлежит индивиду со своими присущими только ему достоинствами и недостатками. Только он хозяин своего тела, должен заботиться о себе, своем благополучии. Отсюда проистекает его естественное и легитимное притязание на неприкосновенность своего тела, т. е. можно сказать, что он имеет право на телесную неприкосновенность.

Четвертая очевидная истина – это естественное обладание частной собственностью, необходимой каждому для поддержания жизни и здоровья. Получает ее каждый чаще всего от родителей, родственников, а потом преумножает ее своим трудом.

Из вышесказанного можно сделать заключение: все перечисленные притязания необходимы для нормальной жизни человека. Право на жизнь, равноправие, право на телесную неприкосновенность, право на частную собственность принадлежит человеку от рождения, то есть они естественны. Они естественны в силу своего природного происхождения, никем не дарованы, а значит, и не могут быть отняты.

Естественное право – это совокупность ценностей и идеалов людей, которые не могут быть отняты у них в силу того, что дарованы им природой. Но есть и другие права – это та система юридических норм, которая санкционирована или установлена государством и выражена в форме законов и подзаконных актов, это позитивное право .

Во многих государствах между естественным и позитивным правом возникали серьезные противоречия, которые могли привести (и приводили) к нарушению основных прав и свобод личности.

Конституция РФ признает права и свободы человека и гражданина «непосредственно действующими», показывая, что все создаваемые юридические правила не должны противоречить естественным правам человека. Конституция РФ провозглашает «Россию демократическим правовым государством». Таким образом, в основном законе намечена цель построения правового государства в РФ. Нравственной основой построения такого государства является утверждение в обществе принципов гуманизма, приоритета прав и свобод личности, уважение к правам других людей. Предпосылкой формирования правового государства должно стать создание законов, провозглашающих принципы равенства и справедливости и отвергающих произвол государственной власти. На основе этих законов утверждается правовой характер взаимоотношений государства и граждан, устанавливаются их взаимные права и обязанности. При этом права и свободы граждан рассматриваются как объективные и неотчуждаемые, а их защита является одной из основных обязанностей государства. Закрепление и реализация естественных прав человека способствует становлению правового государства в РФ, этим и объясняется актуальность рассматриваемой проблемы в работе.

Собираясь в дальнейшем связать свою жизнь с юриспруденцией, я заинтересовался темой естественного права и захотел узнать не только, что это такое, но и поработать с документами, узнать, где это право зафиксировано и как оно реализуется на практике в нашем государстве.

Ответы на эти вопросы и стали предметом моего исследования.

Объектом исследования стали нормативно-правовые акты, учебная литература, общественные отношения в сфере реализации естественных прав человека, социологический опрос, проведенный среди старшеклассников нашей школы, педагогов и родителей.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что реализация естественных прав в РФ осуществляется не в полной мере.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить, как закреплены в законодательстве РФ естественные права и какие проблемы существуют в их реализации на практике.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи :

1. Изучить и проанализировать литературу и Интернет - ресурсы для того, чтобы выяснить, что такое естественные права и как они реализуются на практике.

2. Изучить и проанализировать нормативно-правовые акты для того, чтобы рассмотреть, как закреплены естественные права.

При решении поставленных задач мною использовались следующие методы:

1. Теоретический анализ Конституции РФ, Всеобщей Декларации прав человека, нормативно-правовых актов, научно – популярной литературы.

2. Проведение интервью с Ткаченко Юрием Анатольевичем – работником Слободо – Туринского РОВД.

3. Сравнение, сопоставление, систематизация и обобщение полученных данных.

Полученные в ходе исследовательской деятельности результаты представлены в работе в виде теоретического материала, анализа социального опроса, практических ситуаций, и соответствующих выводов, а так же Презентации мультимедиа.

2. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Естественное право – в теории государства и права понятие, означающее совокупность принципов, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве. Естественные права человека – это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо. Эти права принадлежат ему уже в силу того, что он человек, в силу человеческой природы. Они – суть его натуры, естества, поэтому их и называют естественными.

Признаками естественного права считается принадлежность к человеку с момента его рождения; неотчуждаемость (неотъемлемость) от человека; выражение наиболее существенных социальных возмож ностей человека,

Согласно естественно-правовой теории, человеку от рождения присуще естественное право, которое включает в себя право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновенность и частную собственность. Государство создает позитивное право в форме законов. Естественное право по отношению к позитивному является высшим, поскольку воплощает справедливость, а принципом позитивного права является целесообразность.

Конечно, естественное право не есть некая правовая система, существующая и действующая наряду с позитивным правом, как это полагали в прошлом некоторые представители доктрины. Оно - явление по преимуществу, идеологическое, отражающее представления о справедливости, правах человека, иных социальных ценностях. Но эти представления формулируются как правовые требования, обращенные к действующему праву и законодателю. Их невыполнение как бы должно влечь и юридические последствия. «Несправедливый закон не создает право» - такова формула, идущая еще от Цицерона.

Практическая реализация подобных установок в судебной и вообще правоприменительной деятельности представляется достаточно сложной. Однако это не умаляет важность проблемы. Естественное право выступало как средство против использования властью закона в своекорыстных целях, против того, что позднее получило название «правонарушающее законодательство». Доктрина естественного права первая привлекла внимание к тому, что право и закон могут не совпадать, и всегда подчеркивала возможность этого несовпадения с его опасными последствиями.

Однако самая большая заслуга доктрины естественного права, ее непреходящая значимость - это утверждение идеи неотъемлемых прав человека и гражданина; они не дарованы человеку добрым правителем или законодателем, а принадлежат ему от рождения. Можно встретиться с самыми различными обоснованиями этого тезиса, но при любой трактовке права человека первичны по отношению к действующему праву, и государственная власть обязана признать их и снабдить конституционными и иными гарантиями. Право становится не только средством управления, но и системой основных прав и свобод человека и гражданина.

Понятие «естественное право» родилось по противопоставлению с правом положительным, установленным, явившимся в результате человеческого изобретения. Оно является символом всего в правовом смысле истинного, не зависящего от случая и произвола, соответствующего вечным законам справедливости.

В основе учения о естественном праве, в качестве его всем понятной психологической предпосылки, лежит элементарно простая, но в то же время научно чрезвычайно неясная мысль: всему произвольно установленному противостоит непроизвольное, неустановленное, само по себе и необходимо существующее; образцом таких свойств является природа; следовательно, неустановленное право есть право природное, или естественное.

Среди основного перечня естественных прав многие юристы такие права, как право на жизнь, свободу, достоинство личности и личную неприкосновенность выделяют в качестве фундаментальных человеческих ценностей и ставят их выше других прав. Остальные естественные права представляют собой так называемые вторичные права, исходящие из основных, первичных, либо входящих в первичные в качестве их частей. Например, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду можно считать компонентами права на жизнь. Свобода передвижения, свобода мысли – составляющие обобщенного понятия свободы.

В числе естественных прав особое место занимает право на жизнь. Это «первейшее право» находится на вершине естественно-правовой пирамиды, что вполне понятно – при лишении жизни все другие права теряют смысл, так как носителя этих прав нет. Право на жизнь закрепляют и такие международные документы, как Всеобщая Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка и основной закон нашей страны – Конституция РФ.

Процесс исторического развития, где главной, или одной из главных, темой всегда было становление свободного индивида, не мог не влиять на отношение людей к обществу и государственной власти. Оно часто определялось в прямой зависимости от того, где находил человек надежную защиту: в обществе или государстве. Постепенно рассматриваемая проблема получила обобщение и предстала для некоторых в виде мнения: гражданское общество обладает законным правом защищать себя и своих членов от государства. Для других было очевидным, что и государство нельзя лишать аналогичного права.

Учение о естественных неотчуждаемых правах человека и гражданина выдвигалось на передний план всякий раз, когда вставал вопрос об исторической необходимости перехода от авторитарно-тоталитарных режимов (чуждых понятия естественных прав) к демократическим преобразованиям. Так было на рубеже XIX в., в ходе борьбы народов Франции и США с абсолютизмом, когда из идеологического лозунга естественные права человека и гражданина впервые стали буквой закона (Декларация прав человека и гражданина 1789 г.).

Так было во второй половине XX в. после горьких опытов тоталитарных режимов, когда права человека и гражданина, попиравшиеся этими режимами, были признаны и гарантированы не только отдельными государствами, но и на международном уровне (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и другие международно-правовые документы). Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (Конституция Российской Федерации 1993 г., ч. 2 ст. 17).

2.2 Документы, закрепляющие естественное право

Сторонники естественного - правового подхода разграничивают естественное и позитивное право. Но при этом они, конечно же, не отвергают последнее, то есть законы, которые принимает государство. Проблема заключается в качестве закона: если не отвечает ценностям естественного права, то его нельзя считать правовым.

Другими словами, если позитивное право не базируется на естественном праве, не исходит из его ценностей, оно перестает быть правом. Высшая же ценность права – это человек, его естественные, прирожденные, а значит, неотъемлемые права. Следовательно, естественное право позволяет оценивать качество (служить критерием) позитивного права (закона). Оно помогает определить, насколько закон соблюдает интересы человека, его права и свободы. В этом и состоит смысл разграничения права на естественное и позитивное. Однако, такое разграничение не абсолютно. В современном праве идет процесс сближения (и вполне закономерно) естественного права с позитивным.

В числе естественных прав особое место занимает право на жизнь. Это «первейшее право» находится на вершине естественно-правовой пирамиды, что вполне понятно – при лишении жизни все другие права теряют смысл, так как носителя этих прав нет. Право на жизнь закрепляют и такие международные документы, как Всеобщая Декларация прав человека (статьи 2,3,4,5,9,12,17) и Конвенция о правах ребенка (статьи 6,7,8,13,16,20,24), Семейный кодекс РФ (статьи 63,64), Гражданский кодекс РФ (статьи 150,151,152) и основной закон нашей страны – Конституция РФ. (статьи 20,21,22)

После права на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность занимают одно из ведущих мест в системе личных конституционных прав и свобод человека. Неслучайно в главе II «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ эти права установлены сразу после права на жизнь. Гарантируется свобода мысли и слова, свобода совести, право свободно передвигаться по территории страны, выбирая место пребывания и жительства, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Государство оставляет за собой право ограничивать свободу (в большей или меньшей степени) в качестве уголовного наказания на определенный срок или даже пожизненно, а также принудительно привлекать лиц к выполнению конституционных обязанностей, таких, например, как воинская обязанность.

Достоинство личности охраняется государством, и по Конституции РФ требованию уважения достоинства личности противоречат пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание, а также проведение над человеком медицинских, научных или иных опытов без его согласия.

Конвенция о правах ребенка и Семейный Кодекс РФ закрепляет за ребенком право на уважение его человеческого достоинства. Это включает в себя также способы воспитания детей, которые должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение.

Согласно ст. 150 Гражданского Кодекса РФ достоинство личности, честь и доброе имя, как и иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданам от рождения или в силу закона, неотчуждаемы. Человек имеет право на защиту чести и достоинства как до, так и после смерти. Он вправе требовать по суду опровержения порочащих его достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности, а также требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Таким образом, естественные права закреплены и в Конституции России, и в законах РФ.

2.3.Реализация естественных прав в Российской Федерации

2.3.1. Право на жизнь.

Жизнь – это биологическое существование человека как живо го существа, а также процесс его социальной деятельности. Право на жизнь – это первейшее, естественное и неотъемлемое право человека. Человек, родившись, с первым самостоятельным глотком воздуха начинает жить, реализуя это данное ему от природы естественное право безотносительно к тому, что об этом может записать законодательный орган, и в дальнейшем любой человек стремится жить столько, сколько возможно. В данном случае человек ничем не отличается от другого животного существа, поскольку на первый план здесь выходят природные инстинкты, и право на жизнь можно назвать естественно-биологическим. Жизнь человека – это физическое существование человека; физическое и психологическое функционирование его организма как единого целого. В случае нарушения в организме человека каких-либо функций, человек не перестает пользоваться правом на жизнь. С точки зрения права его жизнь не теряет своей ценности, как и жизнь любого другого члена общества.

Чтобы проиллюстрировать взаимосвязь естественного и позитивного права (закона), можно привести пример судебного дела, о котором пишет один из известных российских правоведов – Алексеев С.С..

Это произошло в тайге, где работали геологи. Выйдя как – то утром к реке, геолог Петров (фамилии изменены) услышал на противоположном берегу треск кустов. Он сразу подумал о медведе. И не случайно, медведи действительно частенько беспокоили лагерь геологов. Не теряя времени, Петров бросился за ружьем, к нему присоединился еще один геолог – Широков. Выскочив на берег, они одновременно выстрелили в черное пятно, видневшееся сквозь туман. Ружья у них были абсолютно одинаковые, купленные в одном магазине.

Финал истории трагичен: на другом берегу они убили не медведя, а начальника соседней геологической партии, который возился с рыболовными снастями. Во время судебного разбирательства выяснилось, что погибший был убит только одной пулей, а вторая, ударившись о патрон для ракетницы, лежавший в кармане убитого, отлетела в сторону. Чья пуля убила, определить было невозможно: стреляли оба. Но это было не умышленное убийство, хотя оба проявили грубую неосторожность, и вторая пуля отскочила только случайно. Поэтому суд признал их виновными. С точки зрения действовавшего закона все было верно. Однако Верховный Суд отменил это решение. Судьи рассудили: смерть наступила только от одной пули, значит, кто – то один заведомо невиновен. И вот тут проявилось глубокое понимание судьями самой сути права – права как справедливости. А справедливость требовала освободить невиновного. Но, кого? Определить невозможно. Освободили обоих.

Но чаще бывает, что право на жизнь нарушается сознательно и преднамеренно.

Ранним утром 15 мая 2011года люди в масках проникли в частный дом по улице Сабурова в Туринской Слободе. В это время в частном доме находились, помимо самого хозяина, его жена и дети 2001 и 2009 годов рождения. Всех их неизвестные в масках связали скотчем, обыскали весь дом и похитили полмиллиона рублей. Бандиты избили 37-летнего хозяина дома на глазах семьи, от многочисленных побоев тот скончался на месте происшествия. Преступники не найдены.

Человеческое существо, развиваясь, проходит ряд стадий – от оплодотворенной клетки до личности. В какой момент на этих стадиях начинается жизнь? Согласно древнейшей восточной традиции возраст человека отсчитывается с момента зачатия, а в западной цивилизации считали, что жизнь начинается с рождения. Естественнонаучная или физиологическая позиция связывала «начало» человеческой жизни с «началом» функционирования той или иной физиологической системы – сердцебиения, легочной или мозговой деятельности. В последнее время среди микрогенетиков получает все большее распространение позиция, связывающая начало человеческой жизни с моментом зачатия человеческого плода в чреве матери: уже самая первая клетка – зигота – является неповторимой личностью и содержит всю информацию о человеке. Тогда очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Во-первых, он генетически отличен от матери. Во-вторых, плацента не врастает в стенку матки – существует плацентарный барьер, который не дает большинству заболеваний матери проникать через него, заражение ребенка, как правило, может произойти только с момента родов. Кровь матери не может проникнуть внутрь эмбриона, по ее составу и группе, по генетике каждой клетки своего тела эмбрион отличен от матери. Мать греет его, защищает, выводит углекислый газ и дает кислород и составные кирпичики, из которых будут складываться его белки. А вот складывать их в каждой своей клетке он будет по собственной неповторимой генетической программе. Ч ерез несколько дней после зачатия у ребенка формируются дыхательная, нервная и пищеварительная системы, внутренние органы. Через 18 дней начинает биться сердце, в 21 день приходит в действие его собственная система кровообращения. На 40-й день обнаруживаются электрические импульсы головного мозга, а в 43 дня уже можно снять энцефалограмму мозга, в 8 недель он начинает сосать палец, в 11 – 12 недель он активно дышит в околоплодных водах и т.д.

На Сессии Совета Европы по биоэтике в декабре 1996 г. ученые разных направлений науки говорили о том, что новейшие научные данные свидетельствуют: эмбрион является человеком уже на 15 день после зачатия. По последним данным эмбриологии здоровье человека формируется не с момента рождения, а в течение всего внутриутробного периода жизни с момента зачатия.

В нашей стране в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан «искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям – при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины – независимо от срока беременности». То есть, получается, что наш закон разрешает убийство эмбриона, тем самым прерывая жизнь.

Согласно статьям Конституции РФ и Декларации прав и свобод человека и гражданина право на жизнь как основное естественное право возникает у человека не с момента зачатия, а с момента рождения. На основе Конституции РФ был принят федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», где также провозглашаются права и свободы ребенка от рождения. Эти статьи не согласуется с нормами международного права. Из международных документов подписанных Россией, следует обратить внимание на Конвенцию о правах ребенка, в преамбуле которой говорится, что государства-участники Конвенции должны принимать во внимание, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в надлежащей правовой защите, как до, так и после рождения». Таким образом, ребенком является не только рожденное человеческое существо, но также и то, которое еще находится в материнской утробе, но еще не появилось на свет, а значит и на него распространяются все нормы, касающиеся прав и интересов детей, в том числе и ст. 6 Конвенции, в силу которой каждый ребенок имеет право на жизнь. А пока РФ занимает 1 место в мире по количеству абортов.

Кроме этого Россия занимает 1 место в мире по смертности от самоубийств среди подростков 15 – 19 лет, по смертности от заболеваний сердечнососудистой системы, по количеству самоубийств среди пожилых людей, по числу авиакатастроф, аварийности на дорогах (травмы, смерть), по умышленным убийствам; 2 место в мире по числу самоубийств (после Литвы); 57 место в мире по качеству жизни, по уровню жизни – 65 место, а по продолжительности жизни – 134 место в мире. А по общему коэффициенту смертности среди 207 стран мира РФ занимает 182 место.

По оценке Федеральной службы государственной статистики более тридцати пяти миллионов граждан России живут за чертой бедности, растет преступность (ежегодно в России совершается 32 тыс. убийств, около 20 тыс. человек умирают от нанесенных им тяжких телесных повреждений, профилактика преступности снизилась более чем на 40%), ежегодно около 40 тыс. человек гибнет от употребления некачественных спиртных напитков, безработица (особенно среди молодежи до 35 лет), все это свидетельствует о падении качества жизни россиян.

В соответствии с Конституцией и Уголовным Кодексом РФ государство оставляет за собой право лишать человека жизни, применив к нему высшую меру наказания за особо тяжкие преступления – смертную казнь. Однако, прежде чем вынести смертный приговор, обвиняемому дается право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. С 1996 г. в России существует мораторий на смертную казнь. В результате столь продолжительного по времени действия моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания.

2.3.2. Право на достоинство личности и личную неприкосновенность.

Человек является не только биологическим, но и социальным существом, и поэтому он имеет соответствующие естественно-социальные права. Так, право на достоинство личности возникает и формируется по мере развития общественных отношений, и человек с рождения получает это право – никто не может умалять его человеческое достоинство, которое должно осуществляться во всех сферах жизнедеятельности.

Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности.

Личная неприкосновенность – это недопущение без согласия человека действий, связанных с прикосновением к его телу, а так же направленных на проникновение в его жилище, просмотр лич ных вещей, записей, вторжение в другие аспекты личной жизни. Это право гарантируется Конституцией каждому человеку. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Достоинство личности – это ее состояние в социальной среде, которое характеризуется самоуважением личности и нарушение которого порождает негативные моральные переживания, а в оп ределенных нормах права случаях влечет юридическую ответ ственность. Это нравственная самооценка личности, оценка человеком своей связи с обществом, государством и правом и своей значимости в этой связи. Кроме того, достоинство человека – это признание обществом социальной ценности, уникальности, неповторимости личности, каждой конкретной индивидуальности.

Охрана государством достоинства личности выражается в том, что оно четко определяет основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан. Так, справедливое и законное требование следователя о представлении доказательств, осуществляемое в установленных уголовно-процессуальным законом случаях и порядке, не может рассматриваться как ущемление достоинства личности, как оскорбление.

Для обеспечения уважения достоинства личности должно быть исключено произвольное, без законных оснований вмешательство государственных органов и должностных лиц в частную жизнь граждан и нарушение порядка проведения процессуальных действий. Унижение человеческого достоинства может явиться следствием грубости и обмана при проведении допросов и очных ставок, огласки при осуществлении необоснованных обысков и изучении дневников и личных бумаг.

Ущерб достоинству гражданина могут причинить незаконные и неэтичные методы осмотра и обследования. Унижают человеческое достоинство и производимые без достаточных оснований задержание и арест, осмотр и выемка корреспонденции, как, например ситуация, описание которой я нашёл в интернете. Она произошла с женщиной в московском метро: «я была остановлена в метро парочкой милиционеров, женщиной и мужчиной. У меня потребовали паспорт. Мне 33 года, я мать семейства и не произвожу впечатление какого-либо асоциального элемента. Одета я была обычно, прилично, не вызывающе. Алкоголь не употребляю. Паспорта при себе у меня не оказалось. Меня задержали и проводили в пикет при метро, на все мои вопросы и требования объяснить, что происходит, грубили и говорили, что я наркоманка и сейчас они будут меня обыскивать, а если я не заткну свой рот, то они оставят меня здесь на сутки, пока не выяснят мою личность. Собственно, самое возмутительное в том, что в пикете находился еще их старший и полная клетка наркоманов и других каких-то лиц. При всех меня заставили снять пиджак, отобрали вещи. Пока мои вещи, сумку и пиджак, обыскивали эти два милиционера, женщина, при всех задрав мне футболку к самым ушам, принялась производить личный досмотр на предмет наличия наркотический средств. Я не хамила, я всего лишь пыталась призвать их к здравому смыслу и совести, в ответ мне опять же было предложено заткнутся, но теперь уже стали пугать какой-то больницей, куда меня непременно отправят для сдачи анализов, если я не буду стоять тихо. В результате, минут через 40 меня все-таки отпустили, но за время их обыска из кошелька пропала тысячная купюра... Вообще - то, обидно и противно».

Ещё пример: житель Туринской Слободы – гражданин Блюм А.Э, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пришел в дом, где проживала гражданка Заровнятных В.Н. Проникнув против воли хозяйки в дом, он вынес оттуда домашний кинотеатр и распорядился им по своему усмотрению.

Другой пример о нарушении права на достоинство личности и личной прикосновенности. Нарушают закон и сотрудники ГИБДД. В Интернете я нашел видеозапись событий, которые произошли в сентябре 2010 г. на трассе М52. Машина ехала в направлении г. Новосибирска, на 61 км. ее остановил сотрудник ГИБДД и сказал, «что мы выехали на встречную полосу. Разметки на дороге нет. По нашему мнению (в машине было 4 человека) на встречную полосу мы не выезжали. Сотрудник изъял права, выписал повестку в суд города Искитим. Мы настаивали на том, чтобы суд был по месту проживания (в г. Новосибирске), он нам отказал, а на вопрос: «Почему?», ответил: «Потому». Я данный разговор записала на видео. Представиться сотрудник отказался, я наклонилась, чтобы снять на видео номер его жетона, а он рукой ударил меня по лицу. Все это зафиксировано на видео. Также сотрудник в личной беседе оскорблял, говорил, что ему всего год остался до пенсии. После этого мы поехали в прокуратуру города Искитим и подали заявление на возбуждение уголовного дела. Также я позвонила на телевидение, где очень заинтересовались этим видео. Далее нам начали звонить «высшие чины», которые хотели этот вопрос мирно (без прессы, без интернета) урегулировать».

2.3.3. Право па свободу.

Свобода – это деятельность, поведение, действия человека, со вершаемые им по желанному выбору, исходя из собственных убеж дений, интересов, потребностей, без принуждения, угрожающего жизни и другим наиболее важным для человека ценностям, в со ответствии с установленными нормами права. В философском смысле свобода понимается как присущее человеку и социальным общностям возможность действовать, поступать как самостоятельным и независимым суверенам в соответствии со своей волей, по своему усмотрению. Свобода есть непременное условие становления, развития, реализации личности и общества.

Право на свободу – одно из основополагающих прав человека. Оно включает в себя возможность делать все, что не нарушает прав других людей и общества в целом. Право на свободу, в частности, включает комплекс конкретных правомочий, реализуемых в сфере личной (свобода выбора места пребывания, свобода передвижения, половая свобода и т.д.). политической (свобода мысли, свобода слова и т.д.), профессиональной (свобода труда, свобода творчества и т.д..) жизни.

Однако то, что написано в Конституции не только не выполняется, но и сама власть порой нарушает эти права. Так, 11 февраля 2006 г. был подписан Указ Президента РФ № 90, по которому граждане лишены права знать о промышленных выбросах и загрязнениях, об опасных продуктах и т.п. Ст. 39 Указа засекречивает «сведения, раскрывающие объемы выпуска или поставок стратегических видов сельскохозяйственного сырья», а ст. 45 – сведения «о дислокации и предназначении объектов административного управления». Государственной тайной признаются любые «сведения, раскрывающие производственные мощности, плановые или фактические данные о выпуске, поставках (в натуральном выражении) средств биологической, медицинской или ветеринарной защиты». На мой взгляд, данный Указ входит в противоречие со ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу «искать, получать и распространять информацию».

Нарушается и свобода слова. Нигде не прописаны никакие цензурные процедуры, но основные СМИ, и прежде всего, телевидение, так или иначе контролируются государством. Попытки помешать журналистам осуществлять свою профессиональную деятельность нередко сопровождаются мерами физического воздействия. Так, 31 мая 2005 г. на территории московского Кремля во время проведения несанкционированной акции протеста активистами Авангарда красной молодежи (АКМ) сотрудники Федеральной службы охраны (ФСО) и милиция на глазах у многочисленных туристов избили трех журналистов, которые присутствовали там в качестве репортеров: Ирину Гордиенко («Новая Газета»), Шагена Оганджаняна («Новые Известия») и Айдара Бурибаева (газета «Газета»). «Нас всех, в том числе и журналистов, повалили на асфальт, стали бить ногами, мне несколько раз попали по голове. Потом отвезли в ОВД «Китай-город», – сообщил впоследствии Шаген Оганджанян. Избиение корреспондента «Новых известий» запечатлено на кадрах, показанных 1 июня вечером телеканалом НТВ.

Из 168 стран РФ занимает 147 место по степени свободы прессы, 2 место в мире по числу журналистов, убитых за последние десять лет (после Ирака). Международный комитет «В защиту журналистов» поставил РФ на пятое место в рейтинге стран, в которых права журналистов нарушаются больше всего. А международная неправительственная организация «Репортеры без границ» в своем докладе о свободе прессы поместила Россию на 140-е место в списке из 167 стран.

В Екатеринбурге 25 ноября 2010года состоялся очередной митинг обманутых дольщиков. Как сообщила корреспонденту ИА Regnum председатель общественного движения «В защиту прав участников строительства жилья Свердловской области» Анна Криндач, он нался в 18:00 местного времени (16:00 мск) и проходил на площади 1905 года. В ходе акции дольщики потребовали отправить в отставку заместителя главы Екатеринбурга Владимира Крицкого, которого считают одним из виновников своих проблем.

«По нашему мнению, главные виновники проблемы обманутых дольщиков Екатеринбурга – Аркадий Чернецкий (бывший мэр города) и Владимир Крицкий. Контроль за строительным рынком Екатеринбурга и разделение застройщиков на своих и чужих произошло задолго до прихода мишаринской команды. Что, конечно же, не снимает ответственности и с областных властей, но тем не менее, ситуация в Екатеринбурге в долевом строительстве стала критической именно благодаря стараниям бывшего мэра и нынешнего замглавы по строительству», – говорит Криндач.

По ее словам, в борьбе за отставку чиновника дольщики сталкиваются с давлением со стороны власти. Так, в начале ноября они разместили на улицах города 10 баннеров с требованием уволить Крицкого, но через несколько дней они были демонтированы, и теперь рекламные агентства отказываются заключать с ними новые договоры на размещение щитов.

По данным дольщиков, в Екатеринбурге насчитывается более 60 домов, возводимых при участии граждан, строительство которых заморожено или существенно отстает от графика. Между тем, как отмечают в областном министерстве строительства и архитектуры, в городе имеется 16 проблемных объектов жилья. При этом, как отмечает партнер юридической компании «Генезис» Владимир Коликов, если проблема обманутых дольщиков – физических лиц получила широкую огласку, в связи с чем активно ведется работа над соответствующим законодательством, то юридические лица, попадая в аналогичную ситуацию, остаются малозащищенными.

«Несомненно, законодательство совершенствуется в плане защиты юридических лиц, оказавшихся в ситуации с недобросовестным застройщиком. Например, закон о банкротстве теперь дополнен параграфом, согласно которому суд признает наличие у обманутого дольщика требования о передаче помещения или денежной компенсации не только на основании договора, но и по другим основаниям. В свою очередь, законодательство продвигается в этом вопросе слишком медленно. Например, было бы правильно ввести повышенные требования к минимальному размеру капитала застройщиков ради обеспечения интересов кредиторов», – считает Коликов.

Людям не всегда дают свободно выражать мысли не только в прессе, но и на митингах.

2.3.4.Основные методы нарушения естественных прав человека

В России

Применение незаконных методов дознания и следствия - сегодня обыденность. Избиения задержанных, пытки подследственных - общеизвестный, но, благодаря корпоративной солидарности правоохранительных органов, трудно доказуемый факт. В прокуратуру любого крупного российского города ежегодно поступают сотни заявлений о пытках и избиениях российских граждан сотрудниками правоохранительных органов. Но, как правило, «факты не находят подтверждения», и только в исключительных случаях дело доходит до суда.

По-прежнему зоной особой концентрации нарушений прав человека является армия. Несмотря на непрекращающиеся протесты общественности и уже нередкие судебные процессы, в армии сохраняются варварские обычаи издевательств старослужащих над новичками, по-прежнему многие офицеры эксплуатируют «дедовщину» в интересах «поддержания дисциплины».

Унижениям и всевозможным тяготам подвергаются сироты в детских домах, душевнобольные в «психушках» (иначе трудно назвать большинство этих медицинских учреждений), старики и инвалиды в специальных интернатах. Живя за проходными в скудных казенных условиях, которые и сами-то по себе тяжелы, а, подчас и невыносимы, подопечные этих «богоугодных заведений» страдают еще и от злоупотреблений и грубости со стороны недобросовестного персонала. Во многих из этих учреждений сформировались свои, не менее жестокие, чем в армии, «неуставные отношения», в детских домах - своя «дедовщина».

Наиболее очевидными, значимыми и тяжело переживаемыми большинством граждан являются нарушения социально-экономических прав, призванных гарантировать достойный для человека уровень жизни. По всем опросам общественного мнения, по опыту правозащитных организаций наибольшую обеспокоенность граждан вызывают нарушения прав в сфере труда, занятости, социального обеспечения (невыплата зарплаты, незаконные увольнения, невыплата или отказ в предоставлении пенсий, пособий, льгот и т.п.).

Наиболее запущенная государством сфера прав человека - это права, определяющие качество жизни : право на образование и медицинское обслуживание. Бесправное положение пациентов, учащихся и их родителей даже не формулируется соответствующими государственными органами как проблема. Не меньшим препятствием для реализации этих прав становится и лавинообразное ухудшение качества предоставления образовательных и медицинских услуг, что напрямую связано с обнищанием государственного образования и здравоохранения, с соответствующим «вымыванием» наиболее квалифицированных кадров и падением «профессиональных нравов».

Казалось бы, решенная в России проблема свободы совести сегодня приобретает новое звучание. Становясь модным, формально-обрядовым, православие постепенно превращается в государственную религию. Бюджетные деньги вкладываются в строительство православных храмов и проведение религиозных праздников.

В соответствии с Конституцией, одной из гарантий свободы совести является право на альтернативную гражданскую службу для тех граждан, которые по убеждениям не могут служить в армии. Однако в большинстве субъектов Федерации это право остается фикцией.

Постоянным испытаниям в России подвергается свобода слова . Не являясь прибыльным бизнесом (из-за низкой платежеспособность потребителей - читателей и зрителей) большинство СМИ вынуждены продавать себя не за деньги потребителям и рекламодателям, а за политические услуги спонсорам.

В итоге свобода слова в России зависит от заказов и капризов собственников СМИ, в том числе государственных.

Несмотря на наличие в российском законодательстве норм, запрещающих ограничение права граждан на свободу передвижения и торжество свободы выезда за рубеж, у части россиян остаются серьезные проблемы со свободой передвижения внутри страны.

Проблемы эти, прежде всего, связаны с институтом прописки; формально отмененном, но фактически продолжающем ограничивать свободу граждан в форме «регистрации».

Связано это с тем, что реализация многих социальных прав граждан производится соответствующими органами и организациями, как правило, по месту жительства, т.е. регистрации. Тесно привязано к «официальному» месту жительства предоставление медицинской помощи и оплата ее государством.

Почти ежедневно на бытовом уровне большинство граждан сталкиваются с затруднениями или невозможностью получить ту или иную справку в домоуправлении или органе социальной защиты, ознакомиться с решением суда или заключением врача, получить копии документов, непосредственно затрагивающих их права и законные интересы.

Заключение

Достаточно просто родиться, и ты уже наделен такими неотъемлемыми правами, как право на жизнь, на свободу, на достоинство личности, на личную неприкосновенность. Даже если бы эти права не были бы закреплены в Конституции РФ, то все равно эти права имел бы каждый человек с самого своего рождения. Однако их реализация была бы затруднительна, тогда как закрепление их в Конституции усиливает правовые возможности реализации этих естественных прав, так как, обретя форму позитивных прав, они одновременно получают соответствующую конституционную обязанность государства гарантировать провозглашенные права человека и гражданина. Но гарантировать права, это еще не значит, что они будут реализованы.

Полученные в результате исследования данные подтверждают мою гипотезу исследования. Несмотря на то, что в современной России естественные права челове ка получили государственную поддержку, а соответствующие по ложения включены в Конституцию РФ, их реализация осуществляется не в полной мере. Сегодня эти права решаются в условиях, когда государство потеряло положение монопольного защитника прав человека.

Многочисленные проявления нарушений законности приводят к утрате уважения и к закону, и к органам государственной власти, так как существует расхождение интересов общества и государства, многочисленные факты некомпетентности, корыстности и коррумпированности не только отдельных официальных лиц, но и целых институтов в системе государственной власти и управления. Как могут защищать граждан и соблюдать законы правоохранительные и другие властные органы, если, по словам Президента РФ Дмитрия Медведева в их деятельности существует расхлябанность и прямое сращивание с криминалом?

Права человека всегда соотнесены с правами другого человека, социальной группы, государства, общества в целом и поэтому понимание характера и объема естественных прав человека в конечном счете зависит от самого человека. В этом смысле естественные права человека – это права конкретно-исторические, обусловленные как уровнем социально-экономического развития общества, так и уровнем гуманистического развития человека, уровнем развития его правосознания.

Правовой нигилизм, а также тенденция к коммерциализации законодательства и перевод законодательной защиты прав человека на второй план, неспособность власти привели к тому, что произошел разрыв между тем, что написано в Конституции и тем, что происходит в действительности. Несмотря на большое количество законов, и иных нормативных актов, необходимые меры по ознакомлению населения с этими жизненно важными для него документами не осуществляются. Между тем только знание законодательства может способствовать формированию активной позиции по отстаиванию своих прав, противодействию чиновничьему произволу, грубым нарушениям законности и прав человека.

Необходимо повышать правовую культуру населения страны, формировать общественное правовое сознание через СМИ, продол жать развивать систему школьного правового образования, вводя предмет «Право» как обязательный во всех 9 – 11 классах.

И хотя современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, не двигаться в этом направлении нельзя. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия найдет свой образ правового государства, который будет соответствовать ее истории, традициям и культуре и позволит создать подлинно свободное демократическое общество в нашей стране.

Результаты исследования можно использовать, как материал на уроках, занятиях кружков, факультативах по обществознанию, праву и на классных часах.

Список литературы :

1. Конституция РФ 12.12.93г. принята всенародным голосованием // Российская газета №237, декабрь 1993.

2. ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997//Российская газета. -1997. - 4 марта.

3. Аверкиев И.В. Как выглядят права человека в России и в мире?// Альманах «Будущее прав человека в России». Выпуск № 1 стр. 2-3. http://www.pgpalata.ru/reshr/alm/01-06.shtml.

4. Алексеева Л. В России нарушаются права женщин// CIVITAS вестник гражданского общества от 08.03.2009.. http://vestnikcivitas.ru/news/574.

5. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2005, с.191-192.

6. Боголюбов Л.Н.,Городецкая Н.И. идр.Обществознание учеб. Для учащихся 11 класса М.: Просвещение,2008-349с.

7. Всеобщая Декларация прав человека М.: 1998

8. Гражданский кодекс Российской Федерации М.:2011

9. Дмитриев Ю.А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. - М., 2005, с.15.

10. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. - М.: НОРМА, 1996, с. 1-27.

11. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: ЮРИСТ, 1996, с. 399-400.

10.Личные права и свободы человека в России http://in1.com.ua/article/9142/.

12 . Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2005, с.253.

13. Моршакова Т.Г. Конституционный Суд РФ/Постановления. Определения. 1992-1996 г. - М: Новый Юрист,1997, с.379-385.

14. Мартышкин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление новой политической системы //Государство и право. 1994, №10, с.36.

15. О дольщиках..http://Ekat.ru Новости онлайн

16 Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры. Учеб. Для 10 класса М.:ООО «Русское слово – РС» - 2006 - 176с. https://accounts.google.com

Среди различных политико-правовых концепций, посвященных правовому статусу личности, особое место занимают учения о естественном праве. Основной тезис теории естественного права заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Последнее понимается, как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым, право на сопротивление гнету и т.д.. Поэтому такое право разумно и справедливо, оно не сковано границами отдельных государств, а распространяется на все времена и народы.

Естественное право вечно и неизменно, как вечны и неизменны природа и разум человека.

Поэтому позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено (вместе со всеми отжившими отношениями и устаревшими политическими учреждениями) на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало реализации идей и принципов естественного права. Только в том случае, позитивное право может рассматриваться как разумное и справедливое.

Вместе с тем следует иметь ввиду, что сами по себе естественные права как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не являются правом в формально-юридическом смысле, а представляют собой моральные установки, правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшие и необходимые предпосылки права, критерии внутренней эмоциональной оценки правовых предписаний.

Теория естественного права оказала существенное влияние на формирование современной концепции прав человека, в соответствие с которой, все люди независимо от того гражданами какого государства они являются, с рождения становятся носителями определенного правового статуса - правового статуса человека. Стремление гарантировать права и свободы, образующие правовой статус человека, обусловило принятие таких правовых актов как: Петиция о праве (1628 г), Habeas Corpus Act (1679 г), Билль о правах (1776г), Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (1776 г), Конституция США (1787 г), Билль о правах (1789-1791 г), Декларация прав человека и гражданина (1789 г).

Значительными вехами в процессе международного признания и международно-правового закрепления прав человека являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г и др.

Естественные права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Эта формула означает приоритет прав человека перед всеми иными нормами человеческого общения. Государство, общество, законодатель не вправе посягать на общепризнанные права человека, ибо они имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты.


Государство не «дарует» естественные права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. Если государство игнорирует естественные права человека, или более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т.п.).

Естественным правам и свободам человека присущи следующие признаки:

а) - они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

б) - складываются объективно и не зависят от государственного признания;

в) - принадлежат человеку от рождения;

г) - имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер;

д) - признаются высшей социальной ценностью;

ж) - их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

Наиболее важными естественными правами и свободами человека являются: право на жизнь; личная свобода и свобода вероисповедания; право на достойный образ жизни, защиту чести, достоинства, доброго имени; свобода мысли, выражения мнений и убеждений; право на выбор места жительства, и т.д.

Таким образом, права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера.

Каждый человек, независимо от своего социального происхождения и положения в обществе, является носителем естественных и равных прав, которые не могут быть у него отобраны государством или отчуждены каким-либо иным способом. Признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства.

Права и свободы человека - важнейший и неотъемлемый элемент правового статуса личности.

Правовой статус - система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, окружающими людьми.

В структуру этого понятия входят следующие элементы:

а) правовые нормы;

б) правоспособность и дееспособность лица, обладающего правовым статусом;

в) основные права, свободы и обязанности;

г) законные интересы;

д) гражданство;

е) юридическая ответственность;

ж) правовые принципы;

з) правоотношения.

В зависимости от перечисленных критериев различают:

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус.

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три. Остановимся на их характеристике более подробно.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, члена общества. Определяется он прежде всего Основным законом (Конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права, свободы и обязанности, которые закреплены и гарантированы всем и каждому Конституцией страны.

Общий правовой статус личности является основным, базовым, исходным, определяющим для всех остальных.

Специальный или родовой статус отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.

Таким образом, рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.

Общий правовой статус у всех один, специальных - множество, в зависимости от особенностей правового положения отдельных категорий людей, а индивидуальных ровно столько, сколько физических лиц, проживающих на территории определенного государства.

Реализация своего назначения считает Фихте - есть долг и неотъемлемое право человека. Традиционно понимаемая система естественных прав человека (право на жизнь, свободу, собственность и достоинство) в концепции Фихте имеет иную структуру и опосредованность. Это связано прежде всего с тем, что Фихте исходит из рефлексивного обоснования принципов естественного права. Это, как отмечают исследователи, сообщает всей системе естественных прав более высокий ранг общности.[i] Неотъемлемые естественные права человека Фихте выводит, во-первых, из коренных условий самосознания, во-вторых - из идеи назначения человека, высшей цели и смысла его существования.

Первое неотъемлемое, заложенное в «природном замысле» человека право - это право на жизнь в обществе, на участие в жизни рода. Именно отсюда Фихте выводит более конкретное право человека - на сохранение и поддержание жизни в индивидуальном смысле. Никто не может быть лишен жизни, поскольку «в каждой личности надо признавать и уважать человеческий род» . Государство же должно прибегать к лишению преступника жизни только «в случаях крайней необходимости и только тогда, когда не остается никаких других средств; ибо преступник все же всегда остается членом рода и как таковой имеет право на возможно более долгую жизнь для самоисправление» .

Второе неотъемлемое право человека - право на свободу. В идеально-реальном плане взаимодействия Я и не-Я оно разворачивается в пределах разумного взаимного самоограничения на основании закона.

Третье право, заложенное в назначении человека,- право на достойную жизнь: «Не только благочестивое пожелание человечеству, а неустранимое требование его права и назначения, чтобы оно жило на земле так легко, так свободно, так господствуя над природою, так истинно по-человечески, как только ему это позволяет природа... Это его право уже потому, что он человек» . Отсюда Фихте выводит понятие об ответственности государства перед гражданами за условия их жизни: «Я не мог бы назвать иначе как антиправовым, такое правительство которому были бы известны лучшие порядки, а оно... исходило бы из того же расчета, не делая ничего, чтобы выйти самому из такого состояния и вывести из него нацию»[v]

Четвертое неотъемлемое, заложенное в назначении и условиях самосознания человека право - это право суверенности личности. «Человек может пользоваться неразумными вещами как средствами для своих целей, но не разумными существами; он не смеет даже пользоваться ими как средством для их собственных целей; он не смеет на них действовать как на мертвую материю или на животное, чтобы только при помощи их достигнуть своей цели, не считаясь с их свободой» . Однако этим негативным аспектом Фихте не исчерпывает понятие суверенности. Каждый человек, отмечает Фихте, есть уникальное, неповторимое воплощение «замысла природы». Он несет в себе высшее назначение, которое, собственно, и делает его человеком, а значит, существом, обладающим соответствующими правами. Личность независима от воли других людей, которая не может быть ей навязана даже из благих побуждений, однако эта независимость не есть право индивидуума на обособление от своего человеческого назначения. «Общее совершенствование, совершенствование самого себя посредством свободно использованного влияния на нас других и совершенствование других путем обратного воздействия на них как на свободных существ - вот наше назначение в обществе» . Отсюда как конкретизация этого общего права проистекают права человека на уважение и охрану его достоинства, личной неприкосновенности и собственности, т. е. всех форм объективации суверенности.


Пятым неотъемлемым правом каждого человека выступает право на культуру как на универсальный способ самосовершенствования, снимающий противоположность Я и не-Я. Культуру Фихте определяет как «способность давать или действовать на других как на свободных существ и способность брать или извлекать наибольшую выгоду из воздействия других на нас» . (Речь в данном случае идет о духовной выгоде). Человек имеет право (и обязанность) реализовать свое «стремление развить кого-нибудь в той области, в какой мы особенно развиты, стремление, насколько возможно, уравнять всякого другого с нами самими, с лучшей самостью в нас, и затем стремление к восприятию, т. е. стремление приобресть от каждого культуру в той области, в какой он особенно развит, а мы не развиты» . Только с помощью культуры человек способен реализовать свои права. Только культура делает их неотъемлемыми, действительно принадлежащими человеку, а не «пожалованными» ему от милостей властно установленного порядка. Только в культуре достигается соответствие внешней меры свободы внутренней обеспеченности ее в самой личности. Именно поэтому право на культуру выступает у Фихте, как отмечают исследователи, «суперправом» на саму правоспособность в высшем смысле этого слова[x] .

Итак, заканчивая рассмотрение философии Фихте, а именно вопросов связанных с правом, государством и естественными правами человека, подведем итоги.

Рассматривая право в двух аспектах (объективное и субъективное), Фихте отдает субъективным правам человека приоритетную роль в самопознании человеком самого себя и внешнего мира (Я и не-Я). А именно, он с помощью рефлексии делает вывод о том, что, полагая о существовании других Я, мы соответственно требуем от них достойного к нам отношения, или другими словами возможности реализации наших прав.

Конечно, с данными выводами Фихте можно поспорить, но они интересны и перспективны хотя бы в том, что в определенной степени раскрывают механизм правосознания и правового поведения, то есть помогают нам осознать сущность наших прав и обязанностей по отношению к людям которые нас окружают и являются точно такими же личностями как и мы.

Государство Фихте также рассматривает в двух аспектах: как служебное средство для обеспечения жизнедеятельности общества и как средство достижения обществом своей высшей цели. Цель же любого общества и человечества вообще – самосовершенствование, которое заключается в подчинении и овладении человеком всего неразумного. Средством самосовершенствования является культура, которая позволяет каждому человеку давать другим и брать от других духовные выгоды.

Идеи Фихте о государстве как о служебном инструменте не новы. В своих рассуждениях Фихте просто еще раз доказывает нам, что не мы созданы для государства, а государство для нас, что правители должны удовлетворять не свои интересы, а интересы общества и т.п. Новым же в рассуждениях Фихте является лишь та служебная цель, которую, по его мнению, должно преследовать любое государство – самосовершенствование человеческого рода.

Исходя из своего назначения, утверждает Фихте, человек обладает рядом естественных прав, которые присущи ему по праву рождения. Это право на жизнь в обществе, право на свободу, право на суверенность личности и, наконец, право на культуру, как самое главное и определяющее.

Система естественных прав, предложенная Фихте интересна хотя бы потому, что все права выводятся им из самого понятия человека и смысла его существования (деятельности), то есть не являются надуманными и навязанными.

В отличие от европейских просветителей, которые делили историю человечества на жизнь в естественных и общественных условиях, Джефферсон был уверен, что жить в обществе - это значит жить в неестественных для человека условиях. Другое дело, следует различать три формы общественной жизни: первая - догосударственная ("без правительства, как это обстоит с индейцами"), вторая - народовластная ("при правительствах, на которые воля каждого человека оказывает свое справедливое влияние: так обстоит дело... в наших штатах"), третье - деспотическую ("при правительствах силы; так обстоят дела во всех... монархиях"). Естественные права американский просветитель понимал не как права, которые они получают по природе своего естественного рождения в качестве членов общества независимо от формы его существования. Естественные права врожденны и неизменны, в то время как гражданские права обретаются человеком в процессе его жизни в обществе, устанавливаются им и в общем преходящем.

В качестве основополагающих естественных прав человека он выдвигал право на жизнь, свободу, равенство, право на восстание. При этом естественные права признавались выше законов, издаваемых государственной властью. Противоречие между ними всегда разрешается в пользу естественных прав.

К числу естественных прав человека Джефферсон также относил:

* право использовать по своему усмотрению свои физические и духовные силы, плоды своих трудов;

* право личной неприкосновенности;

* право свободы мысли и слова, свободы переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией между гражданами на основе общих интересов;

* право свободы совести и вероисповедания;

* право избирать ту форму общественной жизни, которая более всего поможет человеку стать счастливым и устранять ту, которая делает его несчастным.

Естественные права Джефферсон считал первичными и приоритетными по отношению к гражданским. Для защиты и сохранения е

стественных прав образуется государство и устанавливается законы, которые призваны сдерживать людей, что бы они не нарушали естественное право других. Назначение органов государственной власти состоит в охране тех естественных прав человека, которые не могут быть защищены им самостоятельно. В спорных же ситуациях судьей должна быть незаинтересованная и беспристрастная сторона. Данные идеи были развиты мыслителем в Декларации независимости США.

Путем включения в Декларацию так называемые естественные права превращаются в естественные права отдельных индивидов по отношению к государству как к целому. Государственное признание субъективных прав личности ставило известную преграду произволу государственной власти.

Проблема прав личности и связанные с ней проблемы демократической организации государственной власти является одним из основных в политической доктрине Т. Джефферсона. Противопоставляя права личности правам правительства, он высказывает идею о таком ограничении функций государственной власти, которая уменьшила бы опасность возникновения произвола последних по отношению к личности.

Декларация независимости США - первый в истории государственный акт, провозгласивший идею народного суверенитета основой государственной жизни. Из народного суверенитета проистекает право народа на восстание, а также установление угодной ему политической формы. В случае злоупотреблений и насилия со стороны государственной власти не только правом, но и естественной обязанностью людей является свержение такой государственной власти.

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается для охраны людьми естественных прав человека, а власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. В силу такого происхождения власти правительства и такого условия его существования народ вправе изменить или уничтожить такую форму правления, заключает Джефферсон, если оно стремиться к деспотизму.

Далее в Декларации независимости 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму. Это дает основание провозгласить в Декларации об отделении от Англии и образование независимых Соединенных штатов.

Таким образом, Джефферсон выразил в Декларации независимости три основополагающие доктрины буржуазного просвещения: о равенстве естественных прав человека; об "общественном договоре" как основе политической власти; о праве на революционные ниспровержение деспотического правительства.