Понятие и сущность правоприменительной деятельности. Правоприменение - это что такое? Понятие, стадии и процесс правоприменения

Понятие правоприменения:

Правоприменение – это целенаправленная деятельность компетентных государственных органов и должностных по рассмотрению конкретных юридических дел и принятию властно-распорядительных решений обязательных для непосредственно заинтересованных в рассмотрении дела субъектов.

Реализация права в форме правоприменительной деятельности имеет место в случаях, когда заинтересованный субъект не может удовлетворить собственный позитивный интерес в рамках непосредственных форм реализации права, когда имеет место спорная ситуация требующая принятия объективного решения и, наконец, в случаях когда правоприменение обусловлено правонарушениями и направлено на привлечение к юридической ответственности правонарушителей.

Признаки правоприменительной деятельности:

- осуществляется от имени государства компетентными государственными органами и должностными лицами (органы внутренних дел, таможенные и налоговые органы, суды и т.д.);

Является видом властно-распорядительной деятельности;

Результат правоприменительной деятельности выражается в издании индивидуальных правоприменительных актов (приговоры и решения судов, постановления административных органов и т.д.);

Применение права носит процессуальный характер и осуществляется в рамках установленных законом процедур;

Реализация принятого правоприменительным органом решения обеспечивается государственным принуждением.

Стадии правоприменения:

1. Установление фактических обстоятельств дела. В процессе правоприменительной деятельности должностные лица, ее осуществляющие, занимаются сбором и анализом определенных сведений (фактических обстоятельств), имеющих значение для решения по конкретному юридическому делу. Например, в процессе расследования преступления следователь устанавливает место, время, мотивы, способы совершения преступления.

2. Юридическая квалификация фактических обстоятельств. На данной стадии компетентный орган (должностное лицо) дает правовую оценку (квалификацию) тем фактическим обстоятельствам, которые были собраны на первой стадии. Устанавливается отрасль права, правовой институт и конкретная правовая норма, регулирующая данную жизненную ситуацию. Выбранная правовая норма подвергается анализу (проверяется ее действие во времени, в пространстве и по кругу лиц). Например, следователь квалифицирует противоправное деяние, подобрав конкретную статью (или статьи) УК РФ.

3. Вынесение правоприменительного решения по делу и доведение этого решения до заинтересованных лиц. На данной стадии вырабатывается и принимается властно-распорядительное решение оформляемое в правоприменительном акте, которое затем объявляется лицам, имевшим отношение к конкретному юридическому делу. Например, суд выносит приговор и оглашает его.

Правоприменительная деятельность

1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

правовой система правоприменительный акт

Применение права - это властная деятельность органов государства, их должностных лиц и их уполномоченных субъектов . Данное определение указывает на два обстоятельства:

1. субъектами применения права выступают преимущественно государственные органы и их должностные лица, а в ряде случаев объединения граждан (и даже отдельные граждане);

2. применение права носит властный характер. Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно - властными полномочиями, их решения обязательны для всех, кому они адресованы, обеспечиваются принудительной силой. Властность - существенный отличительный признак применения права.

В современном правовом государстве право действует, применяется в интересах всего общества. Поэтому применение права опирается в первую очередь на сознательность людей, на их уважение к законам, в которых выражена политика государства и которые соответствуют правосознанию народа. Применение права обеспечивается государственным принуждением, силой государственного аппарата, однако принуждение применяется к дезорганизаторам порядков и общественной дисциплины, к нарушителям законов.

Применение права происходит в случае, когда реализация юридической нормы требует вмешательства органов государственной власти. Например, совершение преступления - юридический факт, с которым норма уголовного права связывает реализацию санкции, которую преступник вряд ли примет добровольно. При этом применение санкции является исключительной прерогативой государства.

Формой правоприменения может быть принуждение, т.е. основанное на законе насилие над личностью. Например, для предотвращения преступления может непосредственно осуществляться принуждение. При этом соответствующим государственным органом издается правоприменительный акт, в котором и реализуются его властные полномочия .

Властный характер правоприменительных органов следует отличать от властных действий граждан и их объединений: реализации права на выдвижение кандидатов в депутаты, участия в референдуме, совершения гражданами односторонних сделок, реализации ими права на забастовку и др. Властный характер подобных акций граждан является безусловным. Так, решение, принятое гражданами по месту жительства о выдвижении конкретных лиц кандидатами в депутаты, подлежит (при отсутствии нарушений закона) безусловному осуществлению избирательными комиссиями (комиссиями по проведению референдума). Не меняет сути дела то обстоятельство, что такое решение подлежит последующему утверждению (избирательной комиссией).

Однако природа властных действий граждан, в отличие от деятельности должностных лиц государства применяющих право, несколько отлична. Если граждане преследуют собственные интересы, то должностное лицо действует исключительно для того, чтобы обеспечить (удовлетворить) интересы граждан, их объединений. Иного (чем этого публичного) интереса у правоприменителя нет. Из этого вытекает, что властный характер применения права определяется тем, что правоприменение призвано обеспечить, гарантировать права и интересы граждан, властно подтверждая наличие у них субъективных прав, способствуя их реализации, либо устраняя препятствия к их реализации, и, в этой связи, защищая эти права, либо восстанавливая их вследствие нарушения. Различны также средства, механизмы осуществления такого рода действий.

Определим отличительные особенности применения права от других видов реализации норм права:

1. применение права носит организующий характер, совершается в интересах других лиц и направлено на обеспечение нормального хода правового регулирования поведения граждан и организаций (эта особенность правоотношения наиболее точно подмечена проф. П.Е. Недбайло) ;

2. является средством индивидуально-правовой регуляции поведения. Властные правоприменительные действия конкретизировано подкрепляют властность юридических норм, индивидуально регулируют общественные отношения и тем самым обеспечивают достижение целей правового регулирования (Н.Н. Вопленко). При этом правоприменение связывает общую абстрактную норму права с персонально определённым субъектом, конкретно определёнными фактами и обстоятельствами, благодаря чему закон получает мощный импульс к реализации . С.С. Алексеев утверждает, что применение права есть нечто большее, чем это вытекает из самого термина. Оно означает властную индивидуально-правовую деятельность, целью которой является организация нормального процесса действия права, принятие актов, необходимых для обеспечения общего нормативно-юридического регулирования общественных отношений, обеспечения поведения участников этих отношений сообразно правовым предписаниям;

3. применение права служит основанием (юридическим фактом), с которым нормы права связывают возникновение (изменение, прекращение) правоотношений между гражданами, организациями, объединениями граждан и государством. Необходимость в правоприменении появляется всякий раз, когда без организующих действий государственных органов такие правоотношения не могут возникнуть. Без такого индивидуального регулятора в целом ряде случаев не могут быть достигнуты цели и задачи общего нормативного регулирования, а значит, не могут быть реализованы вытекающие из закона права и обязанности граждан. Правоприменение обеспечивает, обслуживает реализацию права, и в этом состоит его основное предназначение в механизме действия права;

4. деятельность по применению норм права имеет государственно-властный характер . Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от имени государства. Вне зависимости от того, какой орган, государственный или негосударственный, осуществляет правоприменение, оно всегда имеет государственный характер, только во втором случае правоприменительные полномочия делегируются организации государством. Именно властность правоприменения позволяет уполномоченным органам претворять в жизнь конкретные меры государственного принуждения. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по расследованию уголовного дела;

5. применение права осуществляется в пределах, предусмотренных законом, и соответствующих ему процессуальных формах. Необходимость соблюдения процессуальной формы при правоприменении вытекает из соблюдения требования законности при осуществлении государственного принуждения (особенно в уголовном, гражданском процессах). Соблюдение процедуры правоприменения служит важной гарантией охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и государства. Однако развитие общественных отношений требует постоянного совершенствования процедурной формы правоприменения. Например, жизнь убедительно показывает, что в нашей стране потерпевшие и свидетели практически остаются один на один с преступниками после возбуждения уголовного дела, подвергаясь шантажу и порой физическому насилию. Поэтому представляется целесообразным изменение процесса правоприменения в уголовном процессе для обеспечения защиты этих категорий участников правоприменения;

6. применение права имеет четко очерченные законом сферы распространения, т.е. правоприменение может иметь место только в случаях, прямо оговоренных законом. Процедурный порядок правоприменения вводится для того, чтобы исключить произвол правоприменителя, побудить его действовать исключительно в интересах обеспечения прав и свобод граждан. Так, правоприменительная деятельность судебных органов может осуществляться только в форме правосудия, а в зависимости от рассматриваемых дел - в форме гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства;

7. правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) или органы общественности по уполномочию государства. Например, суд, администрация предприятия, командир воинской части, профсоюзный комитет. Отдельные же граждане, не являющиеся должностными лицами, специальных полномочий не имеют, а потому применять нормы права не могут;

8. применение права имеет под собой соответствующие юридические основания. Например, когда те или иные юридически значимые действия должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их законности, достоверности и правильности, в силу их особой важности (сделки по купле-продаже недвижимости, выделение земельного участка, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов);

9. правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только республиканского, но и местного уровня ;

10. применение права отличается стадийностью, т.е. состоит из ряда последовательных стадий.

Потребность в применении нории права возникает когда:

1. необходимо конкретизировать или удостоверить субъективные права граждан, без чего не может возникнуть правоотношение по поводу реального обладания этими правами (решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);

2. необходимо удостоверить правомерный характер сделок, иных действий, совершаемых гражданами и их организациями (нотариальное удостоверение акта купли - продажи земельного участка);

3. необходимо разрешить спор о праве и устранить препятствие к пользованию правами (такие ситуации возникают в авторском праве, имущественных отношениях);

4. необходимо восстановить нарушенное право в результате правонарушения, привлечь правонарушителя к юридической ответственности.

Во всех этих случаях применение права связано с выполнением двух функций:

Организации поведения граждан и их объединений по реализации предоставленных им законом прав и возможных обязанностей. Эту функцию можно назвать функцией индивидуального или казуального регулирования;

Обеспечение защиты прав и свобод граждан. В этом случае применение права выполняет охранительную, юрисдикционную функцию.

Соответственно выделяют две формы применения права - оперативно-исполнительную и юрисдикционную.

Таким образом, применение права всегда подчинено цели создания правореализующим субъектам благоприятного правового климата, оказанием им содействия, устранения барьеров на пути к достижению фактических целей права.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что именно судьи сегодня несут ответственность за восполнения пробелов в праве, в связи с чем, появляется еще один изъян в аспекте четкого разделения трех ветвей власти, провозглашенного ст. 10 Конституцией РФ. Другими словами, судья из применителей права превращаются неизбежно в его толкователей и создателей.

В силу своей важности и наличия у субъектов правоприменения властных полномочий правоприменительная деятельность протекает в соответствии с рядом требований. Принципы правоприменения в данном случае выступают как основополагающие идеи, выступающие обязательными ориентирами в сфере реализации права:

Законность (по отношению к юридической основе правоприменения);

Обоснованность (по отношению к фактической основе дела);

Целесообразность (в достижении целей наиболее эффективного воздействия на общественные отношения);

Социальная справедливость (направленность на стабилизацию общественных отношений, на обеспечение их гармонии) и др.

Такая ситуация, на мой взгляд, себя может оправдать только при том условии, если судьи будут мотивировать вынесенные решения, должным образом обосновывать их. Усугубляет положение то обстоятельство, что при применении аналогии права судьи должны руководствоваться критериями справедливости и добросовестности, которые являются чисто субъективными, и в свою очередь, гибкими и зыбкими.

Государственный аппарат: структура и функции

Государство как одна из форм политической организации общества, призвана осуществлять управление обществом на основе права с помощью специальных органов государственной власти. Система государственных органов и учреждений...

Классификация органов государства

Конституционный суд Республики Беларусь

В соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь ...

Косвенный умысел: понятие, структура и проблемы установления в правоприменительной деятельности

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало...

В настоящее время существует множество взглядов в определении правоприменительной деятельности...

Правоприменительная деятельность

К определению стадий процесса применения права ученые подходят совершенно по-разному. Вишневский А.Ф. Курс лекций по общей теории государства и права. Мн., 2009. С...

Правоприменительная деятельность

Правоприменительную деятельность, прежде всего, осуществляют государственные органы и их должностные лица, а также негосударственные органы, которых государство наделило полномочиями по осуществлению применения права...

Применение права

Путем реализации права предписания юридических норм претворяются, воплощаются в жизнь. Правоприменительная деятельность есть особая форма реализации права, и она характеризуется следующими особенностями: 1. Правоприменение...

Применение права

Правоприменительная деятельность как наиболее сложная и важная форма реализации права осуществляется поэтапно. Под стадиями правоприменительного процесса следует понимать выработанные наукой и практикой...

Теоретико-правовой анализ правоприменительной деятельности

В юридической литературе сложилось множество в той или иной мере различающихся между собой определений понятия «применение права»...

Эффективность правоприменительной деятельности органов государственной власти

Рассмотрение непосредственно эффективности правоприменительной деятельности целесообразно начать с анализа понятия "правоприменительная деятельность"...

Юридическая практика и направление ее совершенствования на примере Ивановской области

Юридические ошибки в правоприменении, своим количеством существенно снижают авторитет государственной власти в целом и отдельных ее ветвей, являются негативным фактором правовой действительности...

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

ГЛАВА 2. ПРИРОДА И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ 11

ГЛАВА 3. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ 15

ГЛАВА 4. некоторые аспекты применения права в деятельности ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25


ВВЕДЕНИЕ

Право, как и другие социальные регуляторы, выступа­ет в реальной жизни в виде системы норм, эталонов, тре­бований, дающих возможность человеку ориентироваться в окружающем мире и избирать социально приемлемые варианты поведения. Юридические нормы очерчивают объективно обусловленные пределы волевого поведения людей по отношению друг к другу в процессе реализации своих потребностей и интересов на определенном этапе развития общества.

Нормы права создаются для того, чтобы их предписа­ниям следовали все субъекты, которым они адресованы, и тем самым воплощались в жизнь, в реальную действи­тельность. Юридическая норма существует и отвечает свое­му предназначению лишь тогда, когда она выполняется, то есть реализуется на практике в поведении людей - в совершении или несовершении ими юридически значимых поступков.



Следовательно, реализация правовых норм - это осу­ществление содержащихся в них предписаний (положе­ний) в правомерном поведении субъектов права.

Когда в обществе люди и их организации действуют в соответствии с требованиями норм права, то есть поступают правомерно, можно считать, что право реализуется.

Однако не во всех случаях для осуществления прав и обязанностей достаточно одного лишь желания субъектов права. Соблюдение, исполнение и использование не всегда позволяют в полном объеме реализовать нормы права. Нередко правореализация возможна лишь при участии компетентных органов, которые обеспечивают претворе­ние в жизнь соответствующих юридических норм в пол­ном объеме.

Такая форма реализации в юриспруденции называется применением права. Она заключается в том, что государственными органами или по их уполномочию негосударственными организациями осуществляется вла­стная деятельность по применению юридических норм к определенным отношениям, делам, лицам. И только в ре­зультате такой деятельности происходит конкретизация, а затем и реализация прав и обязанностей.

Применение права в юридической литературе харак­теризуется как особая форма его реализации, поскольку в отличие от соблюдения, исполнения и использования оно обладает рядом специфических особенностей.

Предметом исследования данной курсовой работы является правоприменение.

Целью работы является изучение правоприменительных актов.

Для наиболее полного исследования указанной цели необходимо:

1. Раскрыть понятие правоприменительной деятельности;

2. Определить природу и характеристику правоприменительных актов;

3. Установить виды и классификацию правоприменительных актов;

4. Охарактеризовать правоприменение правоохранительных органов.


ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Значительная часть правоотношений может возникать, развивать­ся и прекращаться только на основании специального решения ком­петентных государственных органов и должностных лиц. Чаще всего такое решение выносится в форме официального документа. Так, орган местного самоуправления дает разрешение коммерческой орга­низации на строительство гаража, иного сооружения. Директор орга­низации назначает старшего инженера на должность заведующего отделом. Ректор издает приказ о зачислении абитуриентов, успешно выдержавших вступительные экзамены. Суд приговаривает подсуди­мого к лишению свободы.

Деятельность государственных органов и должностных лиц по при­нятию специальных решений в целях возникновения, изменения или пре­кращения правоотношений на основе действующих норм права называ­ется правоприменением, а принятое решение - индивидуальным ак­том применения норм права или актом применения права. Государственные органы или должностные лица, осуществляющие правоприменительную деятельность, охватываются общим поняти­ем - правоприменители .

Характерная особенность правоприменения состоит в том, что оно осуществляется не произвольно, по субъективному усмотрению правоприменителей, а на основе и в соответствии с действующим законо­дательством. Во-первых, действующими нормами права определяется правомочие правоприменителей на издание актов применения права. Ибо не каждый государственный орган или должностное лицо могут принимать такие акты. Сфера правоприменительной деятельности государственного органа четко определяется в положении об этом орга­не или в ином нормативно-правовом акте. Во-вторых, правопримени­тельная деятельность детально регулируется действующим законода­тельством. В-третьих, устанавливаемые актом применения права кон­кретные права и обязанности основываются непосредственно на законе, иных нормативно-правовых актах.

Потребность в правоприменении как особой стадии механизма правового регулирования вытекает из природы государства. Непосредственно заинтересованное в реализации принимаемых им норм права государство осуществляет разнообразную исполнительную, судебную и правоохранительную деятельность, принимает активные меры к тому, чтобы его нормативно-правовые установления не де­формировались, не искажались произвольно участниками конкрет­ных отношений. Одним из действенных способов решения этой слож­ной, многообразной, неимоверно трудной задачи выступает право­применение.

Правоприменение используется государством в следующих слу­чаях :

1)В правоотношениях, участником которых выступает государ­ственное предприятие, учреждение, государственный орган, обязан­ные совершить какие-либо действия в пользу конкретного граждани­на или иного лица (например, выплачивать пенсию, предоставить внаем жилое помещение, отвести земельный участок для возведения жилого дома и др.). Правоприменительный акт подтверждает нали­чие права у конкретного лица на то или иное благо, определяет орган, учреждение, организацию, обязанные удовлетворить интерес управомоченного лица, меру возложенной обязанности, способы и сроки ее исполнения.

2)В процессе осуществления органами государства или органами местного самоуправления исполнительно-распорядительной дея­тельности при решении вопросов назначения конкретных лиц на государственные должности, организации и ликвидации структур­ных звеньев органа, выделении финансов, помещений и других мате­риальных благ, проведении каких-либо мероприятий и др.

3)При возникновении спора о существовании каких-либо прав и обязанностей между участниками конкретного правоотношения (на­пример, при разделе имущества между супругами, между участника­ми гражданского договора, при принятии незаконного решения дол­жностным лицом или государственным органом, между руководите­лем организации и работником по поводу применения трудового законодательства). Рассматривая подобные дела, государство высту­пает в роли арбитра, судьи, который низводит право на уровень кон­кретных отношений и тем самым цивилизованным способом разре­шает возникающие в обществе правовые конфликты.

4) Для определения факта прекращения каких-либо прав и обя­занностей у конкретного лица, в том числе и прав, возникших на основе ранее вынесенного акта применения права (например, при­знание гражданина безвестно отсутствующим, недееспособным, ус­тановление факта прекращения трудовых отношений, расторжения брака, ликвидации государственного учреждения и др.).

5) При применении санкции к нарушителю какой-либо нормы права, то есть за совершенное правонарушение. С помощью правопри­менения государство решает проблему индивидуализации наказания виновных лиц, приводит назначаемую меру наказания в строгое со­ответствие с тяжестью совершенного правонарушения и личностью правонарушителя.

Правоприменение - это деятельность, связанная с реализацией вла­стных полномочий. Ее результаты отражаются актом применения пра­ва, которым порождается или прекращается конкретное правоотноше­ние, закрепляется определенный вариант поведения участников этого отношения и содержится требование реального исполнения возложен­ной обязанности. Неисполнение правоприменительного акта влечет незамедлительное применение мер государственного принуждения .

Именно порождение государством конкретных отношений отли­чает правоприменительную деятельность от организационно-конт­рольной и иных форм деятельности государственных органов и уч­реждений в сфере реализации норм права. Однако это отличие про­водится не всегда. Так, в юридической литературе высказывается мнение о том, что регистрация брака органами ЗАГСа представляет со­бой разновидность правоприменения.

В действительности это далеко не так. Органы ЗАГСа не создают конкретного правоотношения, не предписывают, кому и с кем следу­ет сочетаться браком, не обязывают супругов под страхом наказания сохранять семейные отношения и добросовестнейшим образом ис­полнять супружеские обязанности. Органы загс выполняют принци­пиально иные задачи: они выступают в роли контролера, который должен проверить законность правоотношений, возникающих по воле их участников, и предотвратить нарушение действующих норм на стадии формирования правоотношений. На содержание и даль­нейшее развитие правоотношений органы загс влиять не могут. По­этому решения и действия данных органов являются правовыми, но не правоприменительными .

Принимаемый государственными органами и должностными ли­цами круг решений, не обладающих статусом акта применения норм права, является достаточно широким. В их число, в частности, вхо­дят :

1) решения, принимаемые государственными органами и учреж­дениями о регистрации уставов предприятий, организаций, учреж­дений, автомототранспорта, недвижимости, фирменных знаков;

2) выдаваемые гражданам и организациям лицензии на занятие той или иной деятельностью, сертификаты качества продукции;

3) ре­шения и действия органов нотариата по удостоверению фактов, име­ющих юридическое значение, оформлению и засвидетельствованию сделок и договоров.

Все такие решения принимаются в целях обеспе­чения законности в конкретных правоотношениях со стадии их фор­мирования. Однако сами правоотношения возникают и развиваются по воле их участников. Государственные органы и учреждения могут осуществлять лишь контроль и надзор за соответствием возникших правоотношений требованиям закона.

Правоприменительная деятельность, то есть вторжение государства в действующие правоотношения, начинается с того момента, как только будут выявлены нарушения закона и возникнет необходимость при­менения санкции к правонарушителям.

Правоприменительная деятельность осуществляется в строгом соответствии с требованиями законности, обоснованности и целесо­образности. Только при условии надлежащей реализации этих тре­бований акт применения нормы права может соответствовать духу и смыслу закона и достойно представлять его на конечном этапе пра­вового регулирования - в конкретных, фактических отношениях.

Требованием законности последовательно охватываются все ста­дии правоприменительной деятельности. Каждый правопримени­тель обязан неукоснительно соблюдать три требования :

1) прини­мать акты применения права в пределах своей компетенции и подве­домственности, не допуская фактов незаконной подмены других органов или должностных лиц;

2) строго соблюдать процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения дела и вынесения акта применения нормы права;

3) давать верную юридическую оцен­ку делу и принимать решение, соответствующее смыслу и духу при­меняемой нормы.

Требование обоснованности ориентирует правоприменителей на выявление и исследование всех относящихся к делу фактических об­стоятельств и установление по делу объективной истины. В акте при­менения права фактические события и действия права должны излагаться так, как они происходили в действительности. Все сомнитель­ные и недоказанные факты, а также доказательства, полученные с нарушением действующих процессуальных норм, не могут прини­маться во внимание правоприменителем и должны быть им отверг­нуты .

Требование целесообразности означает принятие такого правопри­менительного акта, решение которого оптимально учитывает особен­ности рассматриваемого дела и в полной мере соответствует духу при­мененного в деле закона. Каждая норма права формулируется таким образом, что допускает принятие различных решений на ее основе. Тем самым правоприменителю предоставляется возможность для ус­мотрения, какой вариант правового регулирования наиболее всего подходит для данного дела. Требование целесообразности как раз и ориентирует правоприменителя на выбор такого варианта решения и запрещает формальный подход к делу.

Основанная на принципах законности, обоснованности и целе­сообразности правоприменительная деятельность представляет со­бой сложный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных стадий.

Таким образом, процесс реализации права сложен и осуществляется в различных формах. В зависимости от способов правового регулирования и с учетом содержания и характера поведения по воплощению в жизнь правовых предписаний различают следующие формы реализации права: соблюдение, исполнение, использова­ние и применение норм права.

Как особая форма реализации в юридической литературе характеризуется применение права, поскольку в отличие от соблюдения, исполнения и использования оно обладает рядом специфических особенностей.

Характерные особенности применения права заключаются в том, что: это властно-императивная форма реализации права; осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами; носит процессуально-процедурный характер; состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью; имеет под собой соответствующие юридические основания; связано с вынесением правоприменительных актов; является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов; направлено на урегулирование конкретных ситуаций.


Костенко М. А.

к.ю.н., доцент, Южный федеральный университет

Орлова Е. С.

студент 4 курса направления «Юриспруденция» Южного федерального университета

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТАДИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

В статье исследуется правоприменительная деятельность как одна из важнейших форм реализации права, отличающаяся особыми признаками, и направлена на обеспечение законности и правопорядка. Спецификой правоприменения выступает особый субъектный состав, публично-правовой характер правоприменительных отношений, наличие определенной процессуальной формы. Разновидностями правоприменения являются оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность властных субъектов, которые в единстве представляют собой целостный комплекс мер правового воздействия на общественные отношения и разрешения конкретного юридического дела. В работе анализируются стадии правотворческого процесса, подчеркивающие сложность и многогранность правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: правоприменение, субъекты правоприменения,

правоприменительный процесс, акт применения права, эффективность правоприменения.

Право - это один из социальных регуляторов общественных отношений, а правовые нормы в современных условиях выступают главным помощником в построении правовой государственности. Качество правовой регуляции зависит не только от правильной и слаженной правотворческой деятельности, но и четкого и точного претворения этих правовых норм в жизнь - реализации права. Одной из важнейших форм реализации права выступает правоприменение, благодаря которому происходит взаимодействие права, его адресатов и государства. Многими учеными отмечается, что проблемы эффективности правовой регуляции не столько связаны с недостаточным качеством правовых норм, а в большей степени проистекают от неэффективности правоприменительной практики, что придает особую актуальность исследованиям в данной области.

Применение права - это форма реализации права, субъектами которой выступают компетентные органы, наделенные властными полномочиями, а исполнение этих полномочий обеспечивается принудительной силой государства1. Таким образом, правоприменение осуществляется в процессе реализации государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами своих государственно-властных полномочий. Следовательно, само государство в лице компетентных органов и должностных лиц осуществляет деятельность по применению права. Как отмечает А.В. Малько, «применение права - это деятельность компетентных органов, направленная на реализацию в жизнь предписаний, закрепленных в нормах права»2. Таким образом, правоприменение является «лакмусовой бумагой» состояния законодательства, правовой культуры, правосознания, морали и справедливости, признаваемой обществом в определенный период своего развития.

1 См.: Ефремова Т.Д. Правоприменительная деятельность как этап реализации права: понятие и признаки // Вестник Московского городского педагогического университета. № 1. 2010. С. 56.

2 Теория государства и права / Коллектив авторов; отв. ред. А.В. Малько. - М.: КНОРУС. 2014. С. 196.

Наиболее полно понятие правоприменения раскрывает Т.Н. Радько, по мнению которого, применение права - это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и уполномоченных негосударственных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний3. Таким образом, правоприменение представляет собой властную деятельность, уполномоченных от имени государства субъектов. В инструментальном смысле правоприменительная деятельность может быть рассмотрена как механизм перехода от абстрактных правовых норм к индивидуально-конкретным предписаниям, направленным на решение фактических жизненных ситуаций. По мнению Т.В. Яловенко, «применение права выступает в качестве необходимого посредника между нормативным закреплением прав человека и их практическим осуществлением»4. Правоприменение необходимо в случаях, когда без определенных решений компетентных субъектов невозможна сама по себе реализация юридических норм, или ход их реализации объективно требует текущей корректировки5, что значительно отличает его от других способов реализации права.

Современные исследователи стараются выделить наиболее важные признаки, отличающие правоприменение от других правореализационных форм. В первую очередь, применение права может осуществляться только специальными субъектами, а именно органами государственной власти и местного самоуправления, а также должностными лицами. Это опосредуется тем, что государство наделяет специальных субъектов определенными государственно-властными полномочиями, благодаря которым предполагается осуществление законного и справедливого правоприменения.

Однако по поводу субъектного состава в правоприменении существует немало дискуссий. Предполагается, что субъектами правоприменения являются не только государственные органы, но и негосударственные и, на наш взгляд, следует с этим согласиться. Например, обращаясь к мнению В.Н. Карташова, который высказал идею о том, что правоприменение представляет собой не государственно-властную деятельность, а вообще любую властную деятельность компетентных субъектов6, следует заметить, что действительно на данный момент осуществление правоприменительных функций делегировано не только органам государственной власти. На сегодняшний день правоприменительные функции широко осуществляют также и органы местного самоуправления, различные общественные организации, частные нотариальные и адвокатские конторы, различные центры по оказанию услуг, кредитные организации и другие.

Правоприменение должно осуществляться компетентными органами только в пределах предоставленных им законодательством полномочиями и выход за рамки дозволенного является правонарушением. Что касается граждан государства, не имеющих государственно-властных полномочий, отмечается, что они не относятся к субъектам правоприменения. Вместе с этим граждане участвуют в применении права, обращаясь в компетентные органы за разрешением интересующего их вопроса, конкретных жизненных ситуаций. В определенных случаях граждане могут переходить в разряд правоприменителей и осуществлять государственно-властные полномочия, например, при поступлении на государственную службу, избрании на должность в государственный аппарат или в систему местного самоуправления.

3 См: Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Проспект. 2011. С. 25.

4 Яловенко Т.В. Правоприменение и его роль в обеспечении прав личности // Вестник Волгоградской академии МВД России. № 1 (32). 2015. С. 27.

5 См.: Хахалев К.Р. К вопросу о способах применения права // Теория и практика общественного развития. № 21. 2014. С. 145.

6 См: Карташов В.Н. Теория правовой системы общества / В.Н. Карташов. - Ярославль: Из-во ЯрГУ, 2005. С. 294-295.

Во-вторых, правоприменительный процесс образуют определенные правоприменительные отношения, носящие публично-правовой характер. Этот вид отношения характеризуются тем, что с одной стороны всегда выступает наделенный властными полномочиями компетентный субъект, который действует в общественных интересах. Данный субъект использует свои властные полномочия и воздействует на другого участника правоприменения, формами которого могут быть принуждение, поощрение, содействие, привлечение к ответственности и другие.

В-третьих, правоприменение должно осуществляться в определенной строгой процессуальной форме, которая устанавливается законодательно. Как отмечает, А.Г. Самусевич «осуществление правоприменения, как особой формы реализации права, обуславливается наличием процессуальной формы, которой, собственно, и является правоприменительная деятельность»7. Несоблюдение установленной законом формы является неправомерной деятельностью. Ведь правоприменительная деятельность заключается именно в установлении законности и правопорядка в государстве, а нарушение принятой законом формы может привести к обратному, негативному результату.

Применение права имеет две разновидности оперативно-исполнительную и правоохранительную деятельность властных субъектов8, которые образуют целостный комплекс мер правового воздействия. Оперативно-исполнительная деятельность направлена на создание, изменение или прекращение правоотношений на основе выполнения предписаний правовых норм. Данная форма правоприменения направлена на гармонизацию публичных и частных интересов и осуществляется в формах конкретизации и контроля. Правоохранительная деятельность представляет собой действия, которые направлены на охрану правовых норм от нарушений, в ходе которой осуществляется надзор и контроль над действиями субъектов правоотношений и за вынесением решений в целях обеспечения соответствия правовым предписаниям. Субъектами этой разновидности правоприменительной деятельности выступают судебные и правоохранительные органы, обеспечивающие рассмотрение споров и применение санкций, различные профилактические действия в области правоприменения.

Правоприменительный процесс представляет собой довольно сложную деятельность, имеющую отдельные элементы и в совокупности образующие «единство его составляющих, которые называются стадиями, имеет свою внутреннюю логику, отвечающую требованиям действующего законодательства»9. Таким образом, в целях обеспечения эффективности правоприменительного процесса он должен осуществляться последовательно, а его субъекты обязаны соблюдать определенные стадии. Анализ различных источников позволяет говорить о том, что в научной литературе существуют различные дискуссии по поводу последовательности и этапности правоприменительного процесса. Например, Т.Н. Радько выделяет пять стадий правоприменительного процесса: 1) установление и анализ фактических обстоятельств дела; 2) выбор и анализ нормы права (юридическая квалификация); 3) уяснение содержания нормы права; 4) принятие акта применения; 5) контроль за исполнением принятого правоприменительного акта10. По мнению других ученых, правоприменительный процесс проходит четыре этапа: 1) установление фактической основы дела; 2) установление юридической основы дела; 3) решение дела; 4) исполнение решения11. Остановимся более подробно на стадиях правоприменения, которые образуют технологическую поддержку данного вида юридической деятельности.

7 Самусевич А.Г. К проблеме соотношения понятий «правоприменительная деятельность и «правоприменение» (теоретико-правовой анализ) // Вопросы современной юриспруденции. № 28. 2013. С. 88.

8 См: Теория государства и права / Коллектив авторов... С.198.

9 Галиев Ф.Ф. Логические основания стадий применения права // Правовое государство: теория и практика. №1 (35). 2014. С. 91.

10 См: Радько Т.Н. Указ. раб. С.25.

11 См.: Теория государства и права / Коллектив авторов... С.199-201.

Первой стадией правоприменения является установление фактической основы дела, которая заключается в сборе необходимой информации и обстоятельств по делу, их изучение и анализ. Важными факторами на данном этапе является своевременность, объективность, правильная оценка фактов, от которых зависит эффективность правоприменительного процесса в целом, а также четкое и справедливое установление истины по конкретному делу.

Вторая стадия выражается в установлении юридической основы дела. Данная стадия характеризуется тем, что на основе полученной информации и изученных обстоятельств, дается правовая оценка конкретному дела, устанавливается правовая норма, на основе которой возможно эффективное разрешение данного дела. Следуя существующей в Российской Федерации системе права, правоприменитель вначале определяет отрасль права, затем отраслевой институт, и, наконец, конкретную юридическую норму12. Выбранная норма права обязательно должна быть всесторонне оценена на применимость к конкретному делу, исходя из имеющихся юридических фактов и обстоятельств.

Третьей стадией правоприменительного процесса является его результат, то есть принятие решения, которое должно быть основано на законе и формализовано актом применения права - индивидуальным юридическим актом. Правоприменительный акт имеет определенные юридические последствия и направлен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений, а также обладает определенными специфическими признаками. В первую очередь, акт применения права может издаваться только уполномоченными на это органами. Во-вторых, правоприменительные акты носят индивидуальный характер, то есть предписания этого акта содержат определенные права и обязанности, которые направлены конкретному субъекту. В-третьих, правоприменительный акт имеет государственно-властный характер, иначе говоря, в акте содержатся обязательные для выполнения предписания. Также акт применения права должен издаваться строго в определенной форме. Таким образом, правоприменительный акт - это правовой акт, содержащий решение уполномоченного компетентного органа по конкретному делу, носящее государственно-властный индивидуальный характер и направленное на разрешение и урегулирование определенного юридического дела.

Четвертая стадия - исполнение решения по делу, предполагающее определенные последовательные действия по претворению предписаний правовых норм в жизнь, осуществляемые в установленный законом срок. Исполнение решения может быть как добровольным, так и принудительным. Добровольное исполнение предполагает, что субъект общественных отношений без принуждения исполняет предписанные в индивидуальном акте обязанности. Тогда как принудительное исполнение предусматривает использование принудительных мер со стороны властного субъекта по исполнению решения по делу.

Правоприменительный процесс, помимо основных стадий, составляет также выработку мнений и предложений по повышению качества правоприменения, оценку законности при осуществлении правоприменительной деятельности и состояния правопорядка, выступления с рекомендациями по усовершенствованию современного законодательства и многое другое. Таким образом, властные субъекты, осуществляя правоприменительную деятельность, формируют правоприменительную практику.

В процессе правоприменения затрагиваются права, свободы и законные интересы субъектов права, поэтому именно защита прав и законных интересов является приоритетной задачей. На практике возникают отклонения, связанные с недобросовестной, а иногда и просто преступной деятельностью властных субъектов, что подрывает авторитет органов правоприменения, зарождая в обществе недоверие в целом к государственным институтам. Следует согласиться с мнением К.Н. Пономарёва, который считает, что «правоприменительная деятельность должна быть образцом нравственной деятельности,

обеспечивать надежную защиту личности, общества и государства»13. Халатность в управленческой деятельности субъектов правоприменения нарушает необходимые требования и принципы правоприменительного процесса. Важным фактором, влияющим на эффективность правоприменения, является следование правоприменителя основным правилам, принципам и стадиям правоприменительного процесса.

Литература

1. Галиев Ф.Ф. Логические основания стадий применения права // Правовое государство: теория и практика. №1 (35). 2014. С. 86-91.

2. Ефремова Т.Д. Правоприменительная деятельность как этап реализации права: понятие и признаки // Вестник Московского городского педагогического университета. № 1. 2010. С. 55-62.

3. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие в 2-х томах. Т. 1. - Ярославль: Из-во ЯрГУ. 2005. - 547 с.

4. Пономарев К.Н. Теоретико-методологический аспект эффективности правоприменительной деятельности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. № 1. 2009. С. 81-85.

5. Пьянов Н.А. Казанков Я.Н. О познании в правоприменительной деятельности // Пролог. № 2 (6). 2014. С. 5-11.

6. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. - М.: Проспект. 2011. - 135 с.

7. Самусевич А.Г. К проблеме соотношения понятий «правоприменительная деятельность и «правоприменение» (теоретико-правовой анализ) // Вопросы современной юриспруденции. №28. 2013. С. 84-90.

8. Теория государства и права: учебник 4-е изд. / Коллектив авторов; отв. ред. А.В. Малько. - М.: КНОРУС. 2014. - 400 с.

9. Хахалев К.Р. К вопросу о способах применения права // Теория и практика общественного развития. № 21. 2014. С. 145-147.

10. Яловенко Т.В. Правоприменение и его роль в обеспечении прав личности // Вестник Волгоградской академии МВД России. № 1 (32). 2015. С. 25-30.

13 Пономарев К.Н. Теоретико-методологический аспект эффективности правоприменительной // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. № 1. 2009. С. 81.

Введение

Главное социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнять регулирующей роли без сложного механизма их реализации. В наше время только государство способно обеспечить эффективное и оптимальное регулирование общественных отношений. При этом используется такая форма реализации норм права, целью которой является удовлетворение потребностей всего общества.

Под реализацией права понимают воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан).

Применение права - это государственно-властная деятельность, осуществляемая по конкретным индивидуальным делам, которая завершается принятием решения компетентным органом государственной власти. Государство определяет, в каких случаях правоприменение обязательно, каковы его границы в сфере регулирования и охраны общественных отношений, каков круг субъектов, применяющих право и т.д.

Если проанализировать тему моей курсовой работы, то следует акцентировать внимание на достаточно большой объём научных исследований в данной области юридических знаний. Среди теоретиков, занимающихся изучением особенностей правоприменения, следует отметить А.А. Алексеева, Н.С. Вишневского, А.Б. Венгерова, А.В. Горбатка, В.В. Лазарева и ряда других.

Методология исследования основана на общенаучных и общетеоретических принципах: объективности, конкретности, всестороннем подходе. При написании работы в большинстве случаев я использовала сравнительно-правовой метод, а также логические методы, такие как анализ и синтез.

Целью моей работы является изучение такой формы реализации норм права как применение и ее характеристика (формы, процессы и стадии).

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

· определить понятие, формы и принципы правоприменительной деятельности

· изучить особенности стадий правоприменительной деятельности

· охарактеризовать субъектов применения права

· проанализировать особенности применения норм права в деятельности людей

· сделать вывод значимости правоприменительной деятельности

Понятие и сущность правоприменительной деятельности

В настоящее время существует множество взглядов в определении правоприменительной деятельности. Я в своей курсовой работе буду придерживаться мнения равенства между такими категориями как «применение права» и «правоприменительная деятельность».

Применение права - это осуществляемая в специально установленных законом государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесение актов применения права. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб, 2001. С. 578

В общей теории права применение права обычно рассматривают как властную систему индивидуально-правовую деятельность, которая направлена на решение юридических дел.

Применение права - одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний. Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 1998. С. 320

Основные требования к применению права:

· Законность

· Обоснованность

· Своевременность

· Целесообразность

· Справедливость

· Гуманность

Применение права как особая форма реализации отличается от форм непосредственной реализации рядом особенностей.

По своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства или иных специально уполномоченных субъектов, посредством которой упорядочивается общественная жизнь.

Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относится ряд государственных органов (суд, прокуратура, полиция, и т.д.) и должностных лиц (президент РФ, губернатор, прокурор, следователь и т.д.). Ред. Сальникова В.П. Теория права и государства. Учебное пособие. 2002. С.66

Следует отметить, что правоприменением является не всякая деятельность должностного лица. Так, иногда деятельность должностного лица, наделенная властными полномочиями в юридическом процессе, не является даже разновидностью индивидуально-правового регулирования общественных отношений, а носит, скажем, чисто контрольно-надзорный характер.

Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначение пенсии и т.д.).

Цель применения права - удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а законных интересов всего общества.

Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений - правоприменительных. Правовое положение участников в подобных правоотношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации.

Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

Применение права - это комплексная форма реализации юридических предписаний. Применяя норму, правоприменительный орган одновременно исполняет требования правовых норм (обязанность рассмотреть дело и принять решение), использует закрепленных в нормах возможности (право применять любое справедливое решение в пределах, установленных законом), а также соблюдает установленных запреты (недопустимость превышения функциональных полномочий).

Применение права - это не просто действие, а определенный процесс (процедура), имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права. Указание в правовых нормах на процедурный порядок реализации права крайне важно, когда пользование правом зависит от действий не только самого носителя права, но и других субъектов. А отсутствие юридической регламентации процедурного порядка реализации правовых норм существенно затрудняет, а порой и делает невозможным их осуществление.

Применение права сопровождается вынесением акта применения права (индивидуального правового акта), исходящего от субъекта правоприменения. То есть правоприменительные акты являются результатом применения права. Карташов В.Н. Юридическая деятельность. М., 1989. С. 291,292.

Правоприменительный процесс - это такой комплекс, который по своему объему доминирует в системе юридического процесса, а по своему социальному назначению уступает лишь правотворчеству. Правоприменение осуществляется совершенно в разных сферах, оно неразрывно связано с реализацией интересов и насущных нужд различных субъектов права и поэтому выполняет наиболее важную функцию в механизме правового регулирования. Правоприменительный процесс - специфическая деятельность уполномоченных органов государства, общественных организаций, должностных лиц по рассмотрению самых различных индивидуальных дел, имеющих юридические значения. Она заключается в том, что наделяет одних субъектов правомочия, возложении на других субъектов юридических обязанностей, разрешении споров о праве, разбирательстве дел о правонарушениях и соответственно к юридической ответственности.

В основном побудительными обстоятельствами правоприменительного процесса непосредственно выступают фактические составы и юридические факты. Конечными юридическими последствиями являются соответствующие правоприменительные акты самого различного назначения, содержащие предписания индивидуального характера. Это в одинаковой мере касается характеристики, как правоприменительных производств, так и правоприменительных стадий и режимов.

В жизни и деятельности людей необходимость применения права возникает постоянно, чтобы было более ясно, регламентирую несколькими примерами:

· при возникновении необходимости в государственном принуждении (отказ правонарушителя от добровольного возмещения вреда)

· когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности (признание судом лица умершим)

· при принятии решения о награждении заслуженных граждан

· когда необходимо принять государственное решение, имеющее правовую значимость (назначить день выборов)

· когда возникает спор по поводу юридического факта (совершение сделки в результате заблуждения)

· когда необходимо определить момент возникновения прав или прекращения обязанностей (в случае утраты документов)

Таким образом, хочу сказать, что правоприменительная деятельность

представляет собой особо сложный процесс, который невозможен без последовательных, взаимосвязанных и взаимообусловленных действий правоприменителя.