Необходимость ломает все законы эссе. Эссе на тему «Законы должны иметь для всех одинаковый смысл» (ЕГЭ обществознание). Раскрытие теоретической части

Уважаемые читатели.Разрешите представить интервью текущего номера журнала, тема которого интересовала меня и многих других людей в России: качество российского закона.Несмотря на то, что юридическая наука накопила массу знаний о правотворчестве, мы провозгласили политическую цель - построить правовое государство, однако качество закона все хуже, и хуже.Учитывая, что с помощью закона у нас сейчас стремятся решить все социальные проблемы, то качество закона становиться значимой, ключевой проблемой общества.
Мнение русского народа о законах нам всем известно, что нашло отражение в известной пословице: "Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло".Подтверждение этой пословице можно найти во многих принимаемых Государственной Думой РФ законах и изменениях к ним.Отказаться от закона мы не можем, поскольку он является одним из основных социальных регуляторов, значит его необхопоэтому нас интересует мнение специалистов в том, можно ли изменить сложившуюся ситуацию.
В этом интервью доктора юридических наук постарались разобраться с некоторыми аспектами проблемы и ответить на два главных российских вопроса: почему и что делать?


Клепицкий Иван Анатольевич - профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета им.О.Е.Кутафина, доктор юридических наук, профессор

Критерии качества закона простые, закон должен быть: 1) нужным, 2) понятным, 3) исполнимым.
Потребность и польза. Если отсутствует насущная потребность в законе - закон принимать нельзя.Всякий новый закон вреден, если убедительно научно не обосновано иное.Стабильность права - сама по себе благо весьма ценное.Всякий новый закон так или иначе ограничивает свободу человека и разрушает сложившийся правопорядок.Со временем люди могут приспособиться и к плохим законам, но они не могут приспособиться к законодательным бурям.Ситуация, когда ежегодно принимаются сотни законов - очень нехорошая ситуация.Отслеживать такую массу узаконений - непосильная задача, причем не только для обывателя, которому закон адресован, но и для профессионального юриста.Еще сложнее соблюдать и правильно применять новые законы.Полагаю, 10-20 законов в год - это тот предел, который может осилить общество.Больше не нужно, законов должно быть мало, и они должны быть бесспорно полезными.Специалисты при законотворческой работе должны всесторонне и на высоком научном уровне исследовать как полезные, так и вредные (что неизбежно) последствия нового закона, тщательно их взвесить и пояснить законодателям и гражданам (современные пояснения к законопроектам, написанные на коленке, не выдерживают никакой критики, достаточно их сравнить, напр., с Объяснениями к проекту Уголовного уложения 1903 г.

или даже с трудами чуждой нам британской Law Commission).Нужно уходить от диктатуры случайности в области законотворчества и приходить к систематической и планомерной научной работе.Сегодня ситуация столь запущена, что нужны какие-то сдерживающие факторы в этой области, например, полезно ввести солидную пошлину за внесение законопроекта в парламент, около 500 млн.рублей.Эти деньги можно было бы тратить на финансирование работы над законопроектами.
Понятность. Закон пишется не для бухгалтеров, налоговых консультантов и инженеров, он пишется для всех людей, за исключением тех, расстройства психики которых выражены столь сильно, что их следует признать недееспособными.Закон должен быть написан на простом русском языке, понятном для всякого, этим языком владеющего.При этом он должен быть по возможности краток, чтобы люди не тратили много время на ознакомление с законами, у них есть много других дел.В идеале порядочный человек, совершенно с законами не знакомый, не должен сталкиваться с проблемами, из этих законов вытекающими.Закон для людей, а не люди для законов.
Исполнимость. Нельзя принимать законы, которые не будут соблюдаться и исполняться.Это развращает людей и приводит к аномии.В особенности, нельзя тиранить людей, тирания вызывает естественное сопротивление.Если ничего нельзя, то можно все.Яркий пример - законы, направленные на борьбу с табакокурением и оборотом алкоголя.Если государство проявляет неуважение к человеку в своем законе, это рождает ответное неуважение человека к государству и его законам, не только подрывает легитимность власти, но и девальвирует ценность права как такового, а в итоге приводит и к нравственной деградации общества.Законодательство - слишком острый, опасный и сложный инструмент, им нужно пользоваться со знанием и с большой осторожностью.
Качества законодательства, к сожалению, падает, ситуация усугубляется.
Есть простой и многократно опробованный рецепт : нужно поручить сочинение законов профессионалам, ведущим специалистам в соответствующей области права.Это не бесплатный рецепт, но ведь мы доверяем, к примеру, лечение болезней или ремонт машин квалифицированным специалистам, оплачиваем их услуги адекватно сложности работы.Почему же сочинение законов мы доверяем энтузиастам? Депутаты и чиновники (в том числе и с научными степенями в области права) не должны заниматься законотворчеством, они должны заниматься политикой и администрированием.Дума - не фабрика законопроектов, а народное представительство.Депутаты формируют политическую волю, дают задание профессионалам на разработку законопроекта, делают замечания (вместе с «заинтересованными ведомствами»), на которые профессионалы отвечают и которые учитывают (если это полезные замечания).

Мнение «заинтересованных ведомств» также должно учитываться, но не более того.Они ведь заинтересованные, это большая опасность для качества закона.Клерки также не должны сочинять законы, законотворчество предполагает редкие таланты и способности.Законов должно быть мало, они должны сочиняться коллегиями реально ведущих специалистов, юристов, труд которых должен высоко оплачиваться.Энтузиазм не гарантирует качества, напротив, нездоровый интерес к проблеме свидетельствует о некой личной заинтересованности, исключающей беспристрастное и всестороннее ее исследование и лечение.
Экономистов и прочих экспертов можно привлекать для консультации, но нельзя их подпускать к тексту закона.Все законопроекты должны фильтроваться в коллегиях профессионалов - юристов, именно они обладают профессиональными познаниями, навыками и умениями в этой области.Конечно, депутаты могут проголосовать и за плохой закон, специалисты не могут подменить народное представительство.Но и народное представительство не может заменить специалиста.Мнение специалистов должно быть озвучено до голосования, оно должно быть доведено до сведения сенаторов и главы государства.
В идеале коллегии профессионалов должны работать на постоянной основе.Это может быть независимая Комиссия по кодификации права (к примеру, аналог упомянутой Law Commission), в составе которой Совет по кодификации частного права, Совет по кодификации уголовного права и процесса, Совет по систематизации публичного права.Можно вспомнить и высочайше утвержденные редакционные комиссии для составления гражданского и уголовного уложений.В любом случае нужно понимать, что законотворчество - это очень сложная работа, требующая большого труда и высочайшей квалификации.Нельзя экономить на качестве законов.


Звечаровский Игорь Эдуардович - профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета им.О.Е.Кутафина, доктор юридических наук, профессор

Качество российского закона: как его повысить? Принимая во внимание возможность трактовки понятия качества в различных значениях, наверное, в данном случае о качестве закона уместно говорить по признаку «хороший - плохой», имея в виду в первую очередь его содержание и юридико-технические параметры.
Любой нормативный правовой акт, в том числе имеющий форму закона, и более близкого для меня - уголовного закона, должен прежде всего, отвечать правилам живого великорусского языка в плане грамматики и синтаксиса.К сожалению, уже по этому, казалось бы банальному критерию, в действующем уголовном законодательстве можно привести ряд примеров, когда текст закона перегружен и словесно и терминологически, допускает неоднозначную его интерпретацию, а, соответственно, и применение (например, ч. 2 ст. 43, ст. 226.1, примечание 1 к ст. 228 УК РФ).
Говоря об языке закона, мы не должны забывать, кому адресован уголовный закон.

Очевидно, таких адресатов два - тот, кто должен соблюдать его требования, и тот, кто должен применять закон.На мой взгляд, величайшим заблуждением, особенно практических работников, является мнение, что закон адресован только им.Если уголовный закон принимается для того, чтобы его соблюдали, а не для того, чтобы его нарушали, его положения должны быть понятны обычным людям, а точнее физическим лицам, не обремененным знаниями уголовного права, толкованиями уголовного закона Верховным судом России.Творцы уголовного закона должны всегда помнить об этом и не допускать ситуаций подобной той, которая присутствует при определении правил необходимой обороны в ст. 37 УК РФ.Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на защиту прав и свобод способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45).Но дело то в том, что все способы необходимой обороны, интересующие уголовный закон, запрещены этим же законом, а в названной статье Уголовного кодекса предусмотрено правило, однозначного толкования которому не могут дать даже юристы-профессионалы.Ничего не говорится в этой статье и о так называемых «условиях правомерности необходимой обороны» и уж тем более в контексте отдельно относящихся к посягательству и отдельно - к обороне.
Еще раз подчеркну, что основным адресатом уголовного закона выступают те, кто обязан соблюдать его требования.Здесь я сознательно не стал употреблять слова «граждане», чтобы не повторять ошибку законодателя, допущенную им в названии ст. 4 УК РФ.Строго говоря, в качестве основных адресатов уголовного закона могут выступать не только граждане, но и лица без гражданства, и иностранные граждане.И такая терминологическая строгость должна быть обязательным атрибутом уголовного закона.Словоблудие и ненужная синонимичность здесь недопустимы.
Мы, по-моему, уже привыкли к межотраслевой рассогласованности правовых норм в нашем законодательстве.Однако в одном случае она точно не допустима: когда речь идет о нестыковках материального и процессуального уголовного закона.На эту тему очень много сказано, но, к сожалению, мало что сделано или сделано просто небрежно.Например, у нас до настоящего времени обстоятельства, исключающие преступность деяния (ч. 2 ст. 14, ст. 37-42 УК РФ) не имеют своей процессуальной формы реализации.Мы спокойно относимся к ситуации, когда уголовно-процессуальный закон предписывает прекращать уголовное преследование в связи с деятельным раскаянием со ссылками на уголовный закон.Тогда зачем же нужны ст. 28, 28.1 УПК РФ?
В рамках затронутого вопроса с чем нельзя мириться точно, так это с противоречиями внутри отдельной отрасли законодательства, в данном случае - уголовного.Таких противоречий специалистам известно немало.

Обращу внимание лишь на одно.Несомненным достоинством УК РФ является закрепление в нем принципов, на которых он базируется (ст. 3-8).Однако всегда ли это обстоятельство осознает и помнит сам законодатель? Не противоречит ли принципу законности, предусмотренная в четырех случаях в УК РФ (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50, ч. 5 ст. 53) возможность замены назначенного судом наказания более строгим наказанием при том, что более строгое наказание здесь назначается за деяние, вообще не являющееся преступлением? Согласно ч. 6 ст. 86 УК РФ, погашение или снятие судимости прекращает все правовые последствия, связанные с судимостью.Очень серьезная декларация.Но тогда почему такой вид наказания как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ) имеет бессрочный характер? Может быть потому, что по своей сути не является уголовным наказанием?
В заключение хотелось бы сделать два общих замечания, касающихся функциональных параметров качества уголовного закона.
Во-первых, каким бы совершенным, «качественным» не был закон с точки зрения содержания и юридической техники, его результативность зависит от своевременного доведения до всеобщего сведения.Знает ли наше население, например о том, что любое лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести (а это три четверти всех ежегодно регистрируемых в стране преступлений), в случае деятельного раскаяния в содеянном может выйти полностью «сухим из воды» - из конфликта с уголовным законом (ст. 75 УК РФ)? Вопрос глубоко риторический.
И второе.Законодатель должен крайне осторожно обращаться с уголовным законом в решении тех или иных социально-экономических (и уж те более - политических) проблем.По моему глубокому убеждению, если такие проблемы не решаются с помощью гражданского, административного законодательства, тщетны надежды на их решение с помощью законодательства уголовного.Если, конечно, при этом не создавать в глазах обывателя лишь иллюзию их решения.


Курченко Вячеслав Николаевич - председатель судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда, профессор УрГЮУ, доктор юридических наук, заслуженный юрист РФ, почетный работник судебной системы РФ

Качество российского закона: как его повысить? Совершенствование уголовного законодательства никогда не теряет своей актуальности.Данный процесс предполагает повышение его законодательно-технического качества.В период разработки УК РФ 1996 года основное внимание было направлено на определение существа уголовно-правовых предписаний.Вносились предложения о включении в УК одних составов и исключении других.Были споры о том, какой быть системе наказаний.

Однако с тех пор прошло 20 лет.
Однако в уголовный кодекс продолжают вноситься те или иные изменения, корректируются санкции статей.С одной стороны, законодатель ограничивает пределы судейского усмотрения, а с другой, эти пределы значительно расширяет.
Гуманизация уголовного законодательства должна касаться главным образом лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести.Федеральным законом от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» из статьи 111 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, исключен нижний предел санкции .В результате этого изменена санкция части 4 статьи 111 УК РФ - лишение свободы до 15 лет.Ранее за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего нижний предел лишения свободы составлял 5 лет.Возник очень большой разрыв между нижним и верхним пределом санкции.
Применение к виновным мер уголовно-правового воздействия за особо тяжкие преступления предопределяется теми потенциальными возможностями, которые заложены в соответствующей санкции законодателем.Важно поэтому установить в законе строго выдержанные, взаимно согласованные, соизмеримые с тяжестью преступления санкции.Размеры их должны быть таковыми, чтобы, с одной стороны, судья не был стеснен чрезмерно узкими пределами санкции, имел достаточный простор для судейского усмотрения при избрании наказания, а с другой стороны, чтобы этот простор не трансформировался в судейский произвол, не порождал субъективизма, что имеет место, когда законодателем допускается слишком большой разрыв между минимальными и максимальными границами санкции.
На наш взгляд, во вносимых изменениях в уголовный кодекс отсутствует системность относительно законодательной регламентации преступлений, наказаний, видов освобождения от уголовной ответственности и других явлений.Отсутствие четкой законодательной техники объективно мешает законодателю делать продуктивные предложения, направленные на совершенствование законодательства криминального цикла.Назрела потребность в разработке нового уголовного кодекса.Должна быть детально проработана методика системного построения уголовно-правовых предписаний, методика построения состава преступления, санкций
На хорошее качество закона можно рассчитывать, если законодателем будут учитываться разрабатываемые теоретические проблемы уголовного права, касающиеся уголовного правотворчества, оформления уголовно-правовых предписаний, структуры уголовного закона.Качество действующего закона показывает, что законодатель не в полной мере, а иногда и вовсе не учитывает научные рекомендации, мнение правоприменителей.Рассмотрение проектов уголовного закона в контексте его конструирования немаловажно с учетом позиции практикующих юристов.
Реализация принципа законности требует прежде всего четкого описания непосредственно в законе объективных и субъективных криминообразующих признаков соответствующих деяний, признаваемых преступлениями.

Экономия законодательного материала здесь неуместна.Обращаясь к анализу объективной стороны преступлений, предусмотренных ст.ст.228.1, 234, 234.1 УК РФ следует отметить, что объективная сторона этих деяний должна быть тождественной и не может существенно отличаться.В ст.228.1 УК РФ установлена уголовная ответственность только за производство, сбыт и пересылку наркотических средств.психотропных веществ.Между тем такие деяния, как приобретение, хранение, перевозка, изготовление признаются самостоятельными оконченными деяниями в ст.ст.234 и 234.1 УК РФ.
Законодатель при формулировании диспозиции уголовно-правовой нормы должен избегать выходов как за минимальную границу допустимого уровня абстрактности, так и за максимальную.
Достаточно много вопросов у правоприменителей, касающихся определений групповой и организованной преступности.Существует проблема разграничения таких форм соучастия, как организованная группа, преступная организация и преступное сообщество ввиду их терминологической и качественной неопределенности в нормах действующего УК РФ.Необходимо регламентировать уголовную ответственность за преступление, совершенное группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два и более исполнителей, но один из них не является субъектом преступления.Например, лицо признано невменяемым либо не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Любые изменения в УК РФ, а тем более разработка нового проекта уголовного кодекса, должны быть предметом широкого обсуждения и комментирования юридической общественности.Нет необходимости ежеквартально оптимизировать уголовный кодекс, а возникает насущная потребность в новом кодексе.Новый УК РФ должен содержать концептуальные решения по целому ряду вопросов разделов и глав.В условиях качественно иного развития России накопилось немало системных проблем, которые сложно решить только лишь коррекцией действующего УК РФ.В процессе реформирования необходимо сохранить базовые, оправданные временем и практикой уголовно-правовые институты, осуществив лишь их необходимую модернизацию в целях защиты охраняемых интересов от современных угроз.
Следует обратить внимание на юридическую терминологию и технику, используемую разработчиками для воплощения поставленных задач.
Возможно, в новом УК разъяснить некоторые понятия, содержащиеся в кодексе.Например, можно подумать над раскрытием содержания и признаков вреда здоровью человека, тяжких последствий.
Судебные ошибки зачастую допускаются из-за неопределенности или недостаточной определенности в уголовном законе отдельных понятий и терминов.Новый УК призван устранить подобные затруднения в правоприменительной практике, разгрузить конструкции статей УК, повысить качество уголовного закона.

На наш взгляд, избыточными являются составы преступлений, предусмотренные ст.ст.159.1 - 159.6 УК РФ.Эти нормы явно излишни, в судебной практике возникли проблемы применения старой и новой редакций УК РФ, коллизии специальных составов мошенничества.Как правоприменитель негативно оцениваю существование в УК РФ ст.210.Участники преступных объединений могут отвечать за конкретные преступления в соответствии со ст.33 и 35 УК РФ.Статья 210 УК ориентирована на аморфное участие в криминальном объединении.При конструировании данного состава преступления необходим учет доказательственных аспектов.По ст.210 УК немало оправдательных приговоров.Признаки, вводимые в состав преступления должны быть достаточно четкие, понятные правоприменителю.Многочисленные и несистемные поправки в УК снижают качество уголовного закона.


Курбатов Алексей Янович - профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук, доцент

Качество российского закона: как его повысить? Качество законов в настоящее время большинство специалистов оценивают как достаточно низкое.
По моему мнению, это является следствием наличия ряда проблем системного характера в правовой системе России.Отмечу основные из них.
Во-первых, отсутствует единая стратегия законодательной деятельности.В результате принимаются несогласованные разноплановые решения.Например, российской правовой системе «навязывается» абсолютно чуждая ей медиация, но при этом целенаправленно уничтожается третейское разбирательство, которое существовало даже в советский период.
Во-вторых, принятие законов стало основным способом решения различных проблем.Появилась проблема - необходимо принять закон, причем как можно быстрее.Особенно это проявляется применительно к уголовной и административной ответственности, хотя уже давно известно, что тяжесть наказания и количество правонарушений в прямой зависимости не находятся.На количество правонарушений прямое влияние оказывает неотвратимость наказания.
В-третьих, право стало рассматриваться как средство реформирования.Сейчас перепишем какой-нибудь американский закон и у нас сразу появится рынок ценных бумаг, исчезнет недобросовестная конкуренция, суд станет справедливым и т.д.и т.п.Или перейдем на международные стандарты или рекомендации международных организаций и все наладится, даже если нет их официального и адаптированного к российской правовой системе перевода.
В-четвертых, произошло «разбалансирование» законодательного процесса.Какая-то группа неофициальных лиц может превратить непонятно во что реформу в целой отрасли права (имею в виду гражданское право).

Или, наоборот, за несколько дней более чем сомнительный закон принимается, подписывается Президентом РФ и вводится в действие (в качестве примера приведу Федеральный закон от 01.12.2014 г.№ 403-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закон от 30.12.2008 г.№ 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
В-пятых, поменялась последовательность действий.Сначала принимаем - потом начинаем думать, что с этим делать.В качестве примера можно привести саморегулирование.Причем это порождает замкнутый круг.С одной стороны, низкое качество законов в совокупности с падением уровня юридического образования порождает всякие утопические мысли, например, что с помощью принципа справедливости суды могут решить все проблемы.С другой стороны, участники законодательного процесса перестают тщательно работать над текстами законов - пусть их на практике потом «подкорректируют».
В-шестых, под влиянием компрадорской политики, проводимой рядом федеральных министерств и государственных организаций, произошла подмена понятий, с помощью которых оценивается «качество» законов.Обеспечение баланса интересов в праве, когда интересы одних ограничиваются с целью охраны интересов других, заменили эффективностью и целесообразностью, хотя в большинстве случаев, что это такое вразумительно объяснить невозможно.
Пока эти проблемы не будут хотя бы частично устранены, изменений к лучшему не будет.
Перечень общих необходимых для этого мер здесь очевиден.
1.Разработка единой стратегии законотворческой деятельности.
2.Осознание того, что хороший закон небольшой группой лиц за несколько месяцев написать невозможно.В законодательный процесс по максимуму должны быть включены профессиональное и научное сообщество, его мнение должно иметь хоть какое-то значение.Вывешивание законопроектов на сайте для дачи замечаний всеми, кому не лень, или создание экспертных советов, которые собираются два раза в год, - это фикция.
3.Вспомнить, что основное значение и права вообще, и законов в частности - это придание стабильности отношениям.Право предназначено для установления обязанностей и введения ограничений, его возможности по стимулированию развития весьма ограничены и сводятся, в основном, к устранению препятствий.
4.Возможность принятия и введения в действие законов за несколько дней должна быть полностью исключена.
5.Любые большие законодательные изменения должны начинаться с предварительной разработки и публичного обсуждения концепций этих изменений.


Рахманова Екатерина Николаевна - заведующая кафедрой уголовного права Северо-Западного филиала ФБОУВО «Российский государственный университет правосудия», доктор юридических наук, доцент


Качество российского закона: как его повысить? Вопрос о качестве закона приобретает особое звучание применительно к качеству уголовного закона.

Законодатель, как минимум, должен понимать, что уголовно-правовые запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными.Здесь можно вспомнить Конституционный Суд РФ, который указал, что неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и тем самым - нарушения принципа равенства, а также принципа верховенства закона.Требование ясности и недвусмысленности уголовно-правовой нормы напрямую связано с недопустимостью пробелов уголовно-правового регулирования, с непротиворечивостью закона и с пределами его толкования.В этой связи возникают вполне закономерные вопросы: в каких случаях отсутствие в УК РФ нормы о преступности какого-либо деяния следует рассматривать как пробел закона, принимая во внимание, что само по себе отсутствие нормы не означает отсутствия защищенности объекта; до каких пределов допустима конкретизация закона? Ответы на эти ключевые вопросы, на наш взгляд, следует искать в области гуманитарной теории.Объективным, фактически осязаемым, подлежащим проверке критерием в рассматриваемых случаях выступают права человека.Если отсутствие в УК РФ нормы не обеспечивает эффективной правовой защиты прав человека, значит, в законе имеется пробел; если отсутствие ясности в законе приводит к нарушению прав человека, значит установленный запрет неопределенен; если толкование уголовного закона нарушает гарантии прав человека, следовательно, оно нелегитимно.

Интервью содержит полезные мысли по улучшению качества закона и многое из них будет реализовано в будущем.Практически повышение качества закона возможно при введении ответственности законодателя за принятые законы, а именно установление прямой зависимости между качества закона и оплатой труда.

Федеральный закон от 7 марта 2011 г.№ 26-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации.2011.№ 11.Ст.1495.

Эссе «Законы – необходимость».

Работу выполнил ученик 9 А класса Петросян Давид Араратович.

Учитель русского языка Дзюба Светлана Николаевна.

Директор школы: Чернявская Лариса Васильевна.

Адрес: Мира ул., д.284, г. Ставрополь, 355017, Ставропольский край. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 города Ставрополя. [email protected]

Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.

Цицерон

Чем взрослее я становлюсь, всё чаще и чаще приходится слышать, что незнание того или иного закона не освобождает человека от ответственности. В школьной программе ведется урок обществознание, где заострятся внимание учащихся на выполнении законов, обсуждаются некоторые особенности законов. На уроках литературы обсуждаешь моральные причины деградации личности, иногда приводящие к совершению преступления. После осознания полученной информации, приходишь к выводу: Законы – необходимы.

Что такое закон? Закон в юриспруденции- в узком смысле- нормативный правовой акт , который принимается представительным органом государственной власти в особом порядке, регулирует определенные общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

На мой взгляд, закон -это в первую очередь правила. Русский писатель В.Даль определял порядок как правильное устройство . Некоторые говорят, что не хотят жить по чужим законам, хочется своих правил. Другие говорят – правила созданы, чтобы их нарушать. Я выбираю другой путь, соглашусь с Пифагором: «Порядок – это абсолютная надежность».

Может быть, кому-то и не хочется жить по чужим законам, однако - приходится. Я считаю, правила приходится соблюдать. Мы привыкли пользоваться законом и не замечать, что это закон: ходим в школу, пользуемся общественным транспортом и так далее. Мы – общество. Еще с древности человек не мог выжить в одиночку. Поэтому те, кто объединен в одно целое - имеют общий закон, где власть помогает разрешать споры, наказать преступников. А если каждый будет делать то, что хочется лично ему и перестанет обращать внимание на интересы других, то в стране наступит полный хаос, где сильный подчинит себе слабого, но в то же время может и найтись сильнейший, который в свою очередь подавит сильного. Соответственно свободе человека будет угрожать опасность. Но в цивилизованном обществе существует закон, признанный охранять свободу человека.

И примеров необходимости законов - множество. Закон о защите прав потребителей поможет отстоять свои права, Закон об Образовании знать, как регламентируются отношения в учебном процессе, Конвенция о правах ребенка утверждает безусловную ответственность родителей, Уголовный кодекс расскажет об ответственности несовершеннолетних (и многом другом). Поэтому, лучше жить в обществе, где существует порядок. И этот порядок достигается только благодаря соблюдению законов. И хотя знать все законы не возможно, понимать, зачем они нужны, должны ВСЕ.

Я много путешествую с родителями, как по своей стране, так и за рубежом, и стал понимать, что, за одно, и тоже преступление в разных странах по-разному накажут. И прежде, чем выехать за пределы Российской Федерации, в туристическом агентстве тебя знакомят с существующими законами, той или иной страны. Предупреждают, что будет в той или иной ситуации при нарушении закона. Кажется, что законы в других странах намного жестче, чем в нашей стране. Так, например, в Египте, за нахождение в нетрезвом виде в общественных местах могут арестовать, так же как и собирание «на память» камушков, кораллов. В Турции, в священный месяц Рамадан мусульманам запрещается еда от восхода до заката солнца, поэтому туристам во время Рамадана не рекомендуется употреблять в публичных местах какую-либо пищу или напитки, курить и жевать жевательную резинку. Пренебрежение этим правилом может повлечь задержание полицией за неуважение законов и традиций. В то же время в России на все эти поступки просто не обратят внимание.

Другой пример, лично меня касаются дополнения в закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», включающие комендантский час для детей, не достигших 18 лет. Разве они исполняются? Несмотря на активную пропаганду в школах, дети все же гуляют по ночам. А про Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», вводящий полный запрет курения во всех закрытых общественных местах и продажу несовершеннолетним я вообще молчу! В нашем городе ученикам-переросткам продают не только сигареты, а охранники школ так и курят на порожках...Как же правила?

Хочется верить и знать, Конституция, Федеральные законы, Законы субъектов Федерации все же будут соблюдаться гражданами своей страны, ведь, на мой взгляд, з акон помогает человеку комфортно жить в обществе и государстве. Для того, чтобы закон выполнялся максимально, существуют меры ответственности, устрашения, которые только помогают полноценно функционировать. Каждый человек, независимо от своего положения и статуса, должен подчиняться закону и «законы должны для всех иметь одинаковый смысл»! Законы – необходимы, законы призваны утверждать и защищать справедливость.! Я об этом знаю!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правовое качество зако на

Введение

Законы играют особую роль в жизни общества. Они обеспечивают его стабильное развитие, поддерживают справедливость в нем. Общество заинтересовано в том, чтобы законы реализовывались наиболее полно.

Критерием эффективности реализации законов выступает их качество. Именно о качестве законов, а также об одном из его видов - правовом качестве законов, пойдет речь в этой главе.

1. Понятие качества закона

Разработка и последующая доработка проекта закона на всех стадиях его подготовки и обсуждения должна обеспечить высокое качество законодательного акта, т.е. соответствие его всем содержательным критериям и формально-юридическим требованиям. Понятие «качество закона» характеризует совокупность свойств и связей, которые должен иметь любой качественно совершенный закон и, соответственно, которые необходимо придать ему еще на стадии проектирования законотворчества, поэтому данное понятие занимает центральное место среди проблем законодательной техники. Качество закона не только определитель задач, решаемых в процессе законотворчества, но и в то же время критерий эффективности подготовленных законопроектов.

К сожалению, в российском правоведении пока нет единого понимания понятия «качество закона», поскольку оно было введено в научный оборот сравнительно недавно и в значительной мере является дискуссионным. В настоящее время имеется лишь ряд попыток раскрыть содержание этого понятия.

Основной подход к пониманию качества закона основывается на соотношении качества закона и его способности соответствовать экономическим и социальным реалиям, общественным потребностям и способности обеспечивать регулирование общественных отношений соответственно поставленным при издании закона целям. При этом выделяются три аспекта качества закона: социальный, политический и юридический.

Социальная характеристика качества закона включает в себя, во-первых, степень адекватности отражения в законе происходящих в обществе процессов, во-вторых, точность проецирования этих процессов на будущее, в-третьих, прогнозирование возможных путей развития сфер общества и неразрывно связанного с этим выбора оптимальных путей правового регулирования, их видоизменении в желательном для законодателя направлении. Политическая характеристика качества закона представляет собой степень соответствия выбранных законодателем вариантов регламентации общественных отношений требованиям законодательной политики и задачам общественного развития на ту или иную перспективу.

В качестве показателя качества закона необходимо выделить также степень эффективности реализации правовых норм, содержащихся в законе.

В самом общем виде понятие «качество закона» можно определить как совокупность свойств, необходимо присущих закону, характеризующих его в качестве регулятора общественных отношений.

2 . Правовое качество закона

В системе свойств, которыми должен обладать любой качественно совершенный закон, особое место занимают его юридические свойства. В связи с этим некоторые правоведы, наряду с более общим подходом к качественно-правовой проблематике закона, выделяют самостоятельную категорию юридической науки «правовое качество закона», которая призвана сфокусировать исследовательское внимание в основном на правовых характеристиках качества закона, не умаляя, при этом, неправовые характеристики качества закона. Те и другие в равной степени важны для обеспечения качественного законотворчества.

Правовое качество закона - это вид качества закона.

В наиболее общем плане правовое качество закона можно определить как целостную устойчивую совокупность правовых свойств закона, которая является одной из предпосылок эффективного действия закона в соответствии с поставленными при его издании целями. Правовое свойство закона обобщает в себе несколько правовых характеристик. Базисным для правовых характеристик будет соответствующее правовое свойство.

Целесообразно выделение трех основных групп (видов) качественно-правовых свойств закона:

1) свойства правовой легальности содержания закона;

2) свойства правовой легальности издания закона;

3) технико-юридические свойства закона.

Свойства правовой легальности содержания закона - это правовые свойства качества соответствия. Они отражают соответствие принятого закона нормам о нормотворческой компетенции данного законодателя, соответствие предписаний изданного закона предписаниям Конституции Российской Федерации, а также предписаниям законов более высокой юридической силы.

Свойства правовой легальности издания закона - это правовые свойства качества процедуры издания закона. Не только содержание и форма закона должны быть легальными, но и сам процесс принятия закона должен отвечать всем требованиям норм о законодательном процессе и отдельных законодательных процедурах. Свойства процедурной легальности закона отражают соответствие действий законодателя установленным правилам законодательного процесса. Процедурная легальность закона является одним из важнейших критериев оценки его правовой законности вообще.

Технико-юридические свойства закона - это правовые свойства качества техники его изложения. Они отражают соответствие закона стандартам и другим правилам законодательной техники. Без соблюдения законодателем выработанных наукой и апробированных нормотворческой практикой правил и приемов законодательной техники (требования к внешнему оформлению самого юридического документа, требования, которые относятся к содержанию и структуре документа, требования к языку нормативно-правового акта и т.д.) невозможно достижение высокого уровня качества законотворчества. Именно законодательная техника, наряду с познанием и использованием объективных социальных закономерностей, национальных традиций и других значимых социальных факторов, позволяет выразить мудрость, логичность, строгость, четкость и ясность сформулированных в законах правовых предписаний. Законотворчество только в том случае добивается успеха, если основывается на научном знании, правовой культуре и законодательной технике.

С учетом изложенного, правовое качество закона можно определить как целостную устойчивую совокупность свойств правовой легальности, в смысловом своем содержании тесно связанных с социальным и политическим аспектами качества закона, а также технико-юридических свойств закона, которая является одной из предпосылок эффективного действия закона в соответствии с поставленными при его издании целями.

Список использованной литературы

закон правовой общество

1. Конституция Российской федерации.

2. Конституция Чувашской Республики от 30 ноября 2000 года // Российская газ. - 2000. - 07.12. - С. 3

3. О потребительской корзине ЧР: Закон Чувашской Республики от 9 июня 2004. №23 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - Ст. 3670

4. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 октября 1997. №134-ФЗ // Российская газ. - 1997. - 01.11. - С. 2

5. О потребительской корзине в целом по российской федерации: Федеральный закон то 31 марта 2006 №44-ФЗ // Российская газ. - 2006. - 07.04. - С. 4

6. Абдуллаев, М.И. Теория государства и права: Учебник для высших

учебных заведений / М.И. Абдулаев - М.: Финансовый контроль, 2004 - 410 с.

7. Васильев, А.Л. Экономический анализ качества жизни / А.Л. Васильев // Стандарты и качество. - 2007. - №4. - С. 80-84.

8. Платошкин, А. Повышать доходы, но не цены / А. Платошкин // Российская Федерация сегодня. - 2008. - №4. - С. 17-18.

9. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2007 г. / Федеральная служба государственной статистики // Регионология. - 2008. - №2. - С. 76-109.

10. Милосердов, В. Нужен закон о продовольственной безопасности / Владимир; В. Милосердов // Российская Федерация сегодня. - 2007. - №24. - С. 33-34.

11 Денисов, В. О стимулировании социально ответственной деятельности субъектов хозяйствования в регионах России / В. Денисов. // Общество и экономика. - 2007. - №8. - С. 72-82.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятия "право" и "закон", их основные характеристики, а также взаимодействие этих понятий и формулирование определения правового закона. Определение права, его признаки и принципы. Признаки закона и понятие правового закона, его основные компоненты.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Сущность и назначение права и закона, их характеристики. Проблемы соотношения права и закона. Определение права, его основополагающие идеи, принципы и признаки. Понятие и концепция правового закона, его основные компоненты. Соотношение права и закона.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2016

    Принципы и признаки правового государства, особенности и суть верховенства закона. Понятие и функции социального государства, деятельность парламента. Теория и практика формирования правового и социального государства в современном российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2010

    Понятие, значение и сущность уголовного закона. Понятие уголовного закона. Значение и сущность уголовного закона Российской Федерации. Принципы и задачи уголовного закона. Принципы уголовного закона в пространстве. Задачи уголовного закона.

    реферат , добавлен 29.09.2007

    Концепция правового государства. Понятие уголовного закона. Структура уголовного закона. Особенности техники уголовного закона. Понятие и состав законодательной техники. Проблемы терминологии уголовного закона. Проблемы уголовного законотворчества.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2008

    Сущность и понятие уголовного закона. Конституция как юридическое основание уголовного законодательства. Нормы о действии уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона. Анализ вопросов действия уголовного закона во времени и по кругу лиц.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Становление и развитие идеи правового государства в истории политической мысли. Особенности формирования представлений о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона. Система разделения властей в гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2012

    Изучение становления и развития идеи правового государства в контексте определения его важнейших признаков. Определение сущности верховенства закона в правовой системе России. Анализ проблем и перспектив развития института правового государства в РФ.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Закон как источник конституционного права Российской Федерации. Классификация законов и их соотношение. Характеристика федерального конституционного закона и его отличия от федерального закона. Общая характеристика иных законов в современной России.

    реферат , добавлен 20.01.2011

    Высшая юридическая сила уголовного закона, порядок его принятия, отмены или изменения. Основание и принципы уголовной ответственности, виды наказаний за совершение преступных действий. Принципы и структура уголовного закона, уголовно-правовые нормы.

Заочный конкурс эссе по праву

«Я и закон»

(Республика Кабардино-Балкария, молодежный отдел парламента КБР)

2 место

Ф.И.О.Пшукова Фатима Рамазановна

Адрес Зольский муниципальный район, с.п. Батех,

улица Колхозная, 36

Название ОУ МКОУ «СОШ имени Машукова Х.М.» с.п. Батех

Учитель обществознания Тохтамышева Валентина Амербиевна

«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им».(Вольтер)

По моему мнению, знаменитый французский писатель 18 столетия, смог вложить в данное высказывание самую суть и точное предназначение законов общества. Ведь что такое закон? Закон – это обязательное и непреложное правило, которое выражает волю государства, одна из форм права.

Я ощущаю, как с помощью законов меня и мою семью оберегает мое государство. Как? Например, с помощью семейного права, которое регулирует отношения между членами семьи.

Мне всего 15 лет, но я уже получила ряд прав: право на имя, отчество и фамилию, право жить и воспитываться в семье, право на защиту прав и законных интересов, право на общение с родителями и другими родственниками, право на всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства, право иметь собственность, получать содержание от родителей. А, ещё, эти права как спасательный круг для тех детей, которые по тем или иным причин остались без родителей или попали в трудную жизненную ситуацию.

Законы сопровождают нас всю жизнь. Попробую показать, как эти законы влияют на жизнь моей семьи на небольшом примере.

Мой отец–водитель и у него есть личный транспорт. Он, как законопослушный гражданин имеет водительские права, никогда не садится за руль в нетрезвом виде, для перевозки моей младшей сестренки папа приобрел детское кресло. Для нашей многодетной семьи это была ощутимая покупка. Но я точно знаю, что все это папа делает не только потому, что он боится штрафов, а потому, что для него важнее всего безопасность тех, кого он перевозит.

Т.е. получается, что законы, определяющие Правила дорожного движения РФ защищают мою семью от дорожно-транспортных происшествий.

Без законов в правовом государстве невозможно жить. Законы нужны для порядка в обществе и урегулирования отношений между людьми. Конечно, есть законы для наказания и устрашения, но, на мой взгляд, они необходимы для защиты от преступников добропорядочных законопослушных людей, которые к счастью, составляют подавляющее большинство. Мне кажется, что это большинство не совершает преступлений не потому, что боится наказания, а потому, что у них высокие моральные качества, а ещё, они – настоящие патриоты.

Благодаря законам люди держат себя в рамках приличия, стараются ограничивать себя и не совершать недопустимых действий. Закон устанавливает порядок и равновесие в обществе. Т.е., законы ограничивают нас, но не ущемляют. Именно с помощью законов мы с вами находимся в безопасности. В определенных ситуациях, человек может быть уверен: ему помогут законы. Но чтобы они помогали, их лучше знать.

К сожалению, в наше время некоторые молодые люди считают самым главным показателем качества жизни материальный достаток, причем, они не всегда разборчивы в источнике этих средств. Это есть прямой путь к нарушению закона и никогда не приведет к добру.

Великий педагог С. Макаренко говорил: «Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны...».

И я, как гражданин своей страны, уверенно утверждаю: если ты служишь на благо государству, законы будут полностью и безоговорочно на твоей стороне.

Отсюда я делаю вывод: главная цель законов - помощь гражданам своего государства.