Высшим представительным органом государства является. Представительный орган власти - это что такое? Степень научной разработанности темы

Представительные (законодательные) органы государственной власти – избираемые народом для общего руководства и осуществления установленной компетенции государственные органы, которые определяют основные направления деятельности государства путем принятия актов, обладающих юридической силой – законов, и контролируют их исполнение.

Виды представительных органов:

    высшие представительные органы (парламенты).

Виды структур парламентов:

а) однопалатные;

б) двухпалатные: палата депутатов, представляющих интересы всех граждан, и палата представителей, отражающих интересы социальных групп определенной административно-территориальной единицы государства.

    местные органы власти и самоуправления.

Местное самоуправление означает самостоятельное решение населением какой – либо территориальной общности вопросов местного значения с финансированием за счет средств местного бюджета и под ответственность населения указанной общности.

Основные функции представительного органа:

Принятие законов;

Утверждение бюджетов;

Контроль над Правительством в виде запросов, обсуждения его деятельности, отчетов.

3.3.4. Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти (правительства, министерства) – органы, призванные обеспечить реализацию политики государства и исполнение законов, принятых представительными органами государственной власти. Деятельность по управлению различными областями социальной сферы исполнительные государственные органы осуществляют путем принятия подзаконных решений, оперативной работы и контроля за выполнением принятых решений органами иных ветвей власти.

Исполнительная деятельность указанных органов реализуется путем осуществления решений, принятых представительными органами.

Распорядительная деятельность заключается в управлении путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий.

Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти:

1) наличие служебной иерархии;

2) существование системы разделения труда;

3) функционирование системы правил, устанавливающих права и обязанности государственных служащих;

4) внедрение в политику управления определенных методов и приемов для решения стоящих задач.

3.3.5.Органы судебной власти государства

Органы судебной власти – государственные учреждения, осуществляющие правосудие. Осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, решают споры о праве, применяют санкции за правонарушения.

Виды судов России:

    Конституционный суд,

    Верховный суд (суды общей юрисдикции),

    Высший арбитражный суд (арбитражные суды).

Виды судопроизводства:

    конституционное;

    гражданское;

    административное;

    уголовное.

Каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, обладает функцией контроля и ограничения действий других ветвей власти в случае их выхода за пределы полномочий.

4. Теория права

    1. Понятие, принципы и функции права

Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и деятельности коллективов играет право.

Право – система правил поведения, направленных на регулирование общественных отношений, создание в общественных отношениях порядка.

4.1.1 .Понятие и признаки права

Право – система общеобязательных, формально определенных норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, выражающих волю народа и направленных на регулирование поведения индивидов и организаций.

Право понимают в объективном и субъективном смысле.

Объективное право – совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм.

Субъективное право – совокупность правомочий конкретного лица, заключающихся в возможности самостоятельно избирать вид и меру собственного поведения.

Признаки права:

    Системность – совокупность правовых норм, характеризующаяся взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.

    Исходит от государства – принимается или санкционируется им.

    Охраняется государством – нарушение норм права влечет применение мер государственного принуждения.

    Общеобязательность – нормы права распространяют свое действие на всех субъектов, находящихся на территории данного государства.

    Формальная определенность – право содержится в определенных формах: нормативно-правовых актах, судебных прецедентах и правовых обычаях.

    Регулирует общественные отношения.

Сегодня практически все известные нам страны являются качественно сформированными правовыми структурами, действующими на основе демократических принципов. Изначально положение дел в мире было куда более плачевным. Это было обусловлено фактическим отсутствием государственной формы организации общества. Вместо неё существовали примитивные регулирование в которых осуществлялось путем личного контроля.

С течением времени общественные отношения приобрели более сложный характер. Люди начали объединяться в более обширные группы, что не позволяло родовым общинам их контролировать. Поэтому на смену данной формы организации общества приходит государственная. За время своего существования она показала исключительную эффективность деятельности. Следует отметить, что в её работе наибольшую роль играют специальные органы, которые уполномочены осуществлять принуждение. Не менее эффективными являются ведомства представительного характера. Они в большинстве своем отыгрывают ключевую роль в процессе координирования общественных отношений той или иной страны. Но мы попытаемся рассмотреть представительные власти на примере Российской Федерации.

Что собой представляют властные ведомства?

Из истории мы знаем, что органы государственного управления существовали во все времена. Даже в период распространенности единоличной власти монархов существовали специальные ведомства, которым августейшие особы делегировали свои полномочия. Позднее данный принцип организации государственного управления стал полностью неэффективным.

Ему на смену пришло такое понятие, как разделение власти. Оно подразумевало собой делегирование властных полномочий разным по своей целевой направленности органам. Именно благодаря такому принципу появились ведомства законодательной, исполнительной и судебной сферы. Однако развитие государственного управления на этом не остановилось. Более того, с появлением коллегиальности в деятельности соответствующих ведомств существенно модернизировалась система местного самоуправления. Таким образом, в современной России действует большое количество различных управленческих структур, одними из которых являются представительные.

Представительные органы: понятие

В теории государства и права существует множество терминов, основа которых до конца непонятна. Примером является представительный Это многогранное понятие на сегодняшний день является темой работ многих ученых. В данном случае вся загвоздка в том, что разобраться в его сути сразу не удается. Тем не менее, в соответствии с наиболее распространенным мнением, представительный орган власти - это структура, на которую возлагаются определенные полномочия, отличающиеся своей спецификой.

Но представительный характер данных ведомств обусловлен не их правами и функциями. Данная особенность объясняется тем, что население определенной территории делегирует подобным органам свою власть и вверяет им возможность осуществлять контроль.

Разграничение терминов

Довольно часто ученые отождествляют термины «представительный» и «законодательный». В целом, понятия действительно являются похожими между собой. Ведь в обоих случаях представительные и законодательные органы являются ведомствами, которые непосредственно избирает народ определенной территории, будь то государство или сельская община. Однако полностью отождествлять данные понятия нельзя. Суть в том, что когда мы говорим о представительных органах, то учитываются все без исключения ведомства выборного характера. К таковым на сегодняшний день относятся как законодательные структуры, так и органы местного самоуправления. Таким образом, представительные ведомства - это более обширная система официальных государственных организаций. Но в неё входят специальные, центральные органы, одним из которых является Парламент Российской Федерации.

Высший представительный орган власти в стране

Любая система ведомств координируется единым центром, который имеет наибольшее количество полномочий. Представительный орган власти - это, как мы выяснили, специальное ведомство, выбранное населением определенной территории. Если обратить в данном контексте внимание на Парламент Российской Федерации (Федеральное собрание), то он является классической выборной структурой. В целом, подобный юридический статус законодательного органа является одинаковым во всех государствах. В есть ключевым ведомством, которое имеет право издавать официальные акты высшей юридической силы.

Полномочия и избрание парламента

Итак, мы выяснили, что Федеральное собрание есть не что иное, как представительный орган власти. Это говорит о многих специфических моментах подобного ведомства. Прежде всего, необходимо отметить тот факт, что Федеральное собрание является двухпалатным органом. При этом каждый структурный элемент ведомства является выборным. Что касается полномочий Федерального собрания, то они довольно обширны. Парламент России имеет право:

  • утверждать и изменять границы между субъектами РФ;
  • фактически утверждать нормативные акты Президента, которые вводят военное положение;
  • решать вопросы о возможности и необходимости использования Вооруженных Сил за пределами государства;
  • издавать федеральные законы, изменять Конституцию РФ;
  • назначать и освобождать от должностей некоторых государственных служащих.

Данный список полномочий Федерального собрания не является исчерпывающим. Следует отметить, что парламентские палаты также имеют исключительные права. Однако наличие данных особенностей подтверждает статус Федерального собрания как высшего представительного органа в РФ.

Выборные органы местного самоуправления

Власть на местах всегда имела большое значение для государств. Суть в том, что органы самоуправления в отдельных районах, областях и других территориальных формированиях являются гарантом законности и благополучия граждан. При этом права выборных ведомств такого типа являются довольно обширными. Это обусловлено несколькими фактами:

  • во-первых, подобные ведомства находятся в непосредственной близости к населению определенной территории;
  • во-вторых, местное самоуправление занимается решением наиболее мелких, поточных вопросов деятельности общины.

Таким образом, существование подобных ведомств есть необходимым, даже если мы говорим о больших территориальных формированиях, коими являются города.

Какие выборные органы самоуправления существуют?

Местная власть в Российской Федерации представлена довольно развитой сетью различных ведомств. В данном случае нужно отметить, что их структура и формы деятельности во многом зависят от этнических особенностей определенной территории. К наиболее распространенным органам местного самоуправления относится:

  • парламент субъекта РФ;

В обоих случаях ведомства осуществляют координирование общественных отношений на определенной территории. Городская дума или же парламент субъекта РФ, как мы понимаем, является куда более обширной структурой, нежели сельская администрация. Тем не менее, полномочия данных органов в обоих случаях являются существенно ограниченными. Городская дума имеет право решать только те вопросы, которые непосредственно касаются деятельности подконтрольной ей территории. К тому же акты подобных органов не могут противоречить федеральным законам и положениям действующей Конституции.

Вывод

Итак, мы рассмотрели представительные органы федерального значения, а также ведомства, относящиеся к местному самоуправлению. Их работа является довольно значимой на сегодняшний день, особенно учитывая масштабы нашей державы.

1.1 Законодательная (представительная) власть в системе органов государственной власти Российской Федерации

В XVII-XVIII вв. в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к убеждению, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен признаваться сам народ. Народ образует выборный представительный орган (парламент), который обладает исключительным правом принимать законы, охраняющие свободу и права человека и обеспечивающие решение общественных проблем в интересах всех граждан. Такая цепь рассуждений приводила к выводу о необходимости создания в каждом государстве суверенного органа народного представительства с подлинной выборностью и широкими правами. Народное представительство, таким образом, выполняет функцию соединения суверенитета народа с государственной властью, что придает всей системе правления демократический характер.

Исторически предшественниками органов, олицетворяющих идею народного представительства, можно считать представительные учреждения в демократических государствах Древней Греции и в Древнем Риме. С XII века начали развиваться парламентские учреждения в Англии, а затем и в ряде других европейских стран, где, однако, они сначала были только сословно-представительными учреждениями, выполнявшими функцию ограничения власти монарха. Именно в Англии укоренился термин "парламент", который произошел от французского слова "говорить". В XVIII и XIX веках парламенты были конституционно учреждены и стали избираться на основе всеобщего избирательного права (хотя и с большими отклонениями) в США и большинстве европейских стран. В России этот орган (Государственная Дума) появился намного позже - после издания царского Манифеста 17 октября 1905 г. и в результате длительной борьбы с самодержавием.

Идея народного представительства, выдвинутая и разработанная Д. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и другими выдающимися мыслителями, повсеместно воспринималась как антипод абсолютизма и единственная разумная основа организации подлинно демократической власти. Однако в разных странах в зависимости от конкретных условий она воплощалась в различных конституционно-правовых формах. В Англии, например, был признан принцип верховенства парламента, вследствие чего вся система власти стала называться "парламентским правлением" (формально она трактуется таким образом и по сей день). В США, которые сразу и наиболее последовательно восприняли концепцию разделения властей, парламентское учреждение (Конгресс) оказалось в равном положении с независимым Президентом и Верховным Судом. И в Англии, и в США парламенту отводились законодательная власть и принятие бюджета, но принцип верховенства парламента признавал за парламентом Англии также функцию контроля над правительством. Постепенно все страны мира - как монархии, так и республики - с различными модификациями в основном восприняли одну из этих основных моделей.

Следовательно, в конституционно-правовом отношении положение органа народного представительства всецело определяется формой правления. В парламентской республике и парламентарной монархии парламент, олицетворяя верховную власть, формирует и контролирует правительство, а в президентской (полупрезидентской) республике и дуалистической монархии он делит власть с главой государства, который сам формирует и контролирует правительство (это не исключает отдельных контролирующих полномочий парламента). Государственный строй, основанный на верховенстве парламента в системе органов государства, называют парламентаризмом, в то время как для двух других форм правления этот термин не применяется. Существование парламента в той или иной стране, это еще не установление парламентаризма. Не является государством парламентаризма и современная Россия, этот термин иногда употребляют здесь просто для характеристики всего, что связано с парламентом, т.е. без точного научного смысла.

Политическая история помогает выявить преимущества различного положения парламента в системе органов государства. Определенные преимущества, как и недостатки, свойственны любой форме правления. Так, в парламентарных государствах правительство, которое может существовать только при наличии в парламенте большинства поддерживающих его депутатов, легко проводит нужные ему законы и игнорирует критику оппозиции. Эта форма правления, однако, хороша только при условии стабильности двухпартийной политической системы, а без этой стабильности или в условиях многопартийной системы неминуемо возникают так называемая министерская чехарда, т.е. частая смена состава правительства, и трудности в принятии законов. В дуалистических формах, напротив, глава государства и его администрация (правительство) стабильны на весь срок легислатуры, но исполнительная власть сталкивается с трудностями в проведении через парламент нужных ей законов и особенно бюджета, если большинство, в парламенте принадлежит оппозиционным партиям, форма правления и свойственное ей положение парламента, таким образом, во многом обнаруживают свою эффективность или неэффективность в зависимости от партийной системы, складывающейся в той или иной стране.

В тоталитарных государствах народное представительство всегда фиктивно, поскольку парламент через принимаемые им законы только оформляет решения руководства правящей партии. Таким было это представительство и в советской России. Верховный Совет искусственно включал представителей всех слоев "трудового народа" и формально олицетворял верховенство власти. Он назначал и освобождал правительство, принимал законы и утверждал бюджет, но на деле не обладал даже подобием независимого и свободного органа власти. Такое народное представительство только попирало суверенитет народа, комуфлируя жесткую диктатуру. Только с началом перестройки и реформ начинается возрождение парламентских учреждений - и то поначалу с громоздкого двухэтажного представительного органа (Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР). Отсутствие нормальной структуры представительного органа и его постоянное вмешательство в прерогативы исполнительной власти в немалой степени послужили причиной трагических событий октября 1993 года, вынудивших исполнительную власть применить силу.

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. 2 "Основы конституционного строя", изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ. Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией - настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (это вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции РФ).

Другая важная гарантия, закрепленная в "Основах конституционного строя", состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим. Положение Федерального Собрания, таким образом, определяется принципом разделения властей, который в равной мере противостоит непомерному возвышению любой из трех властей и возможности контроля одной власти другой.

Независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собрание не подчиняется, какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ. И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его независимость в отправлении своей главной функции.

Вместе с тем парламентская независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его "сдержками и противовесами". Они, однако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.

Конституция РФ (ст. 94) устанавливает, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, тем самым, давая ему не более, как самую общую характеристику через общеупотребительный термин. Но далее, в этой же статье Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган Российской Федерации, что уже раскрывает основное назначение данного парламентского учреждения.

Федеральное Собрание основывается на принципиально новом понимании народного представительства по сравнению с тем, которое определяло положение представительных органов прежде. Законодательные органы теперь не образуют единую вертикаль подчиняющихся снизу вверх всех Советов, хотя Федеральное Собрание занимает высшее положение как орган федеральной законодательной власти. Федеральное Собрание отражает реальный федерализм, построенный на строгом разделении предметов ведения и полномочий органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Если по прежней российской Конституции парламент характеризовался как законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти, то теперь это только представительный и законодательный орган, не обладающий функцией прямого контроля за исполнительной властью.

Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли субъектов Федерации и партий, прошедших в Государственную Думу. Партийное представительство обеспечивается демократической избирательной системой. Поскольку в правовом государстве выборы носят свободный характер и не подчинены иллюзорной цели добиться участия в деятельности парламента всех социальных групп и слоев населения, в Федеральном Собрании представлены профессиональные политики безотносительно их национальности или социальному положению. Требовать представительства в парламенте всех слоев и групп населения - это значит возвращаться к ложной практике времен социализма, когда такое "зеркальное" представительство организовывалось партаппаратом, а по существу навязывалось народу под лозунгом "социалистической демократии". Максимум представительности, которая может быть обеспечена демократической избирательной системой, это избрание в парламент депутатов от всех географических регионов страны и от всех политических партий, пользующихся достаточной поддержкой населения.

Чисто внешне представительный характер Федерального Собрания возникает вследствие того, что депутаты Государственной Думы представляют свои партии и избирателей проголосовавших за них, а члены Совета Федерации являются представителями субъектов Российской Федерации. Самым простым было бы сделать отсюда вывод, что как депутаты первой палаты, так и члены второй обязаны во всех случаях без всяких отклонений выражать интересы тех, кто их послал, и несут перед ними полную ответственность за свою деятельность. Именно так трактовала природу парламентского мандата социалистическая доктрина государственного права, поскольку она не хотела доверить народным избранникам ответственность за общие интересы народа (это так называемый императивный мандат).

Между тем демократическая доктрина парламентского права давно уже выработала понимание того, что депутаты с момента, когда они уже избраны, перестают быть слугами своих избирателей, а становятся слугами всего народа. Между интересами избирателей и интересами народа может возникать противоречие, и парламент должен обладать полной независимостью для того, чтобы безоговорочно отдать предпочтение защите общенародных интересов. Такое понимание народного представительства делает бессмысленным требование к депутату о выполнении им своих предвыборных обещаний, право отзыва депутата и т.д. Избранный депутат парламента абсолютно свободен в определении своей позиции при голосовании по любому вопросу (это так называемый свободный мандат).

Как представительный орган Федеральное Собрание, безусловно, вправе выступать от имени всего народа даже тогда, когда воля парламента опирается лишь на большинство, а не на всех депутатов. Однако это право не является исключительным, т.е. принадлежащим только парламенту, поскольку им наделен и Президент Российской Федерации, также избираемый путем всеобщих демократических выборов. В этом заключается специфика народного представительства в президентской республике с ее принципом разделения властей. Но, разумеется, представительность Федерального Собрания более широка и диверсифицирована, поскольку она позволяет выявить не только общие, но и региональные интересы многонационального народа Российской Федерации, а также - весь спектр партийно-политических интересов граждан.

Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом Российской Федерации. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т.е. правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т.е. возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

Самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Президент РФ является участником законодательного процесса, обладает правом вето, а Конституционный Суд РФ вправе объявить любой закон - полностью или частично - неконституционным, т.е. утратившим юридическую силу. Эти примеры свидетельствуют о том, что законодательная власть действует не сама по себе, а в определенной конституционной системе, равновесие которой достигается взаимными противовесами трех основных властей. Более того, Президент РФ вправе распустить одну из палат Федерального Собрания (Государственную Думу) при наличии указанных в Конституции оснований и тем самым прекратить деятельность Федерального Собрания в целом. Но и Федеральное Собрание в свою очередь имеет конституционные рычаги воздействия на Президента РФ и на формирование судебных органов. Такая взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.

Федерации, Государственная Дума избирает заместителей Председателя Государ­ственной Думы. Согласно постановлению Государственной Думы от 18 января 1996 г. «О заместителях Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Государ­ственная Дума второго созыва избрала семь заместителей Председа­теля палаты. Председатель Государственной Думы, его Первый заместитель и...

Полномочий депутата Государственной Думы, предусмотренных ч.1 ст.4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Еще одним очень важным элементом правового статуса Депутата Государственной Думы является гарантии его деятельности, посредством которых депутат имеет возможность беспрепятственно и эффективно...

Представительные органы государственной власти – это законодательные учреждения и местные органы власти. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним. Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства (федеральное собрание). Таковыми являются парламенты (сейм, конгресс). Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. Двухпалатная структура устанавливается для поддержания равновесия между законодательной и исполнительной властью.

Функции парламента:

1. Рассмотрение проекта государственного бюджета и его утверждение или отклонение.

2. Контролирует органы исполнительной власти, в парламентарных республиках парламент избирает президента, а также главу правительства и членов кабинета министров.

3. Высшие органы исполнительной власти несут ответственность перед парламентом за свою деятельность.

Местные органы государственной власти имеют представительный характер, действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц. Избираются непосредственно населением, им подчинены местные предприятия, местный бюджет, местное благоустройство, транспорт, коммунальное хозяйство, здравоохранение, поддержание правопорядка.

Исполнительные органы государственной власти

Исполнительные органы государственной власти:

Глава государства (принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов, ратифицирует международные договоры и соглашения, является главнокомандующим вооруженными силами страны, может распустить парламент, отказать в одобрении законопроекта, передать его на вторичное рассмотрение парламентом, имеет право смещать министров, чиновников, издает указы, регулирующие государственную жизнь в стране).

Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

В различных странах правительство имеет разные названия – совет министров, кабинет министров. Возглавляется главой правительства – премьер-министром; в состав правительства входят министры, возглавляющие министерства, ведомства, а также заместители главы правительства и помощники министров. В федерациях образуются правительства:

1. Федеральное.

2. Членов федерации.

Правительства бывают коалиционными и однопартийными. Министерства и ведомства призваны обеспечивать безопасность страны, поддерживать порядок, осуществлять эффективное, оптимальное управление наиболее важными сторонами жизни. При правительстве могут быть сформированы и специальные комитеты, например, комитет по внешнеэкономическим связям. Исполнительная власть на местах осуществляется либо местными органами, либо должностными лицами, назначаемыми центральной властью, либо совместно теми и другими при строгом разграничении их компетенций.

Судебные (правоохранительные) органы государственной власти

Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законом государства процессуальном порядке. Деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану прав и интересов граждан и организаций. Суд опирается только на закон и только ему подчиняется. Система судебных органов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах одновременно выполняют функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции, а их состав избирается парламентом. В России члены Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. Прокуратура занимается расследованием преступлений; принятием мер к нарушителям порядка, поддержанием в суде обвинения, осуществлением надзора за законностью. Нотариат – удостоверением имущественных сделок; оформлением имущественных прав; засвидетельствованием документов для придания им юридической достоверности.

Вооруженные силы

Основная задача Вооруженных сил – оборона страны от внешней агрессии. Руководство ими осуществляют глава государства или глава правительства. Как правило, верховным главнокомандующим является глава государства, при котором функционируют специальные органы: Комитет обороны, совет национальной безопасности и др. Непосредственное руководство Вооруженными силами осуществляет Министерство обороны. В состав Министерства обороны, как правило, входят: Генеральный штаб, управление главнокомандующих видами Вооруженных сил, управление тыла, главные и центральные управления. Министерству обороны, генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые занимаются повседневным управлением военными соединениями и частями. Комплектование Вооруженных сил осуществляется путем всеобщей воинской обязанности, по контракту или по смешанному принципу. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная служба.

Механизм государства


Контрольные вопросы

1. Основные признаки механизма государства, в чем его отличие от аппарата политической партии, профсоюзной организации?

2. Какова динамика развития государственного аппарата у различных народов?

3. Какие существенные изменения претерпел механизм государства в процессе исторического развития?

4. Основные принципы построения и деятельности современного государства. Как они проявляются в государственной жизни РФ?

5. Что такое орган государства? Какие критерии лежат в основе классификации органов государства?

6. Краткая характеристика представительных органов государственной власти. Какое место они занимают в механизме государства?

7. Исполнительные органы государственной власти: их функции и структура.

8. Судебные органы государственной власти, их соотношение с представительными и исполнительными органами современного государства.

9. Место Вооруженных сил в механизме государства.

Темы рефератов

1. Механизм государства: понятие, признаки, структура.

2. Борьба с бюрократизмом в современной России: опыт и перспективы.

3. Законодательные, исполнительные и правоохранительные государственные органы: особенности и порядок взаимодействия.

Литература

1. Конституция РФ // Российская газета. – № 257, 25.12.1993.

2. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: центральные органы федеральной исполнительной власти / Ю.М. Козлов. – М.: МГУ, 1993.

3. Кряжков В.П. Местное самоуправления: правовое регулирование и структура / В.П. Кряжков // Государство и право. – 1992. – № 1.

4. Лушинский В. Президент: власть по праву мандата / В. Лушинский // Российская Федерация. – 1993. – № 1.

5. Мальцев Г. Новый Российский парламент / Г. Мальцев, В. Ефимов // Российская Федерация. – 1993. – № 1.

6. Матузов / Н.И. Теория государства и права: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М., 1997. – С. 95-111.

7. Скуратов Ю.И. Президентская власть в России: конституционные нормы и практика / Ю.И. Скуратов // Право и жизнь. – 1992. – № 4.

8. Чиркин В.Е. Политическая и государственная власть / В.Е. Чиркин // Государство и право. – 1988. – № 1.

Лекция 12. КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.1. Система государственных органов Российской Федерации

Государственные органы - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.

Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:

- наделены государственно-властными полномочиями;

Об-разуются и действуют в установленном государством порядке;

Уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;

- являются составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции (ст.11), в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности России, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и пол-номочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В соответствии со ст. 11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство и суды Российской Федерации. Каждый из этих видов органов власти представляет собой фактически подсистему единой сис-темы государственных органов Российской Федерации.

Президент , согласно ст.80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной вла-сти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание Российской Федерации, народные собрания, государственные собрания, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законо-дательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются не-посредственно народом и никаким другим способом формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему предста-вительных органов государственной власти Российской Федерации. Органы законода-тельной власти делятся на федеральные и региональные (субъек-тов Федерации).

К органам исполнительной власти относятся Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - президенты и главы администраций субъектов Российской Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов ис-полнительной власти, возглавляемую Правительством Российской Федерации. Для органов исполнительной власти характерно то, что они образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами админист-раций. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядитель-ный характер. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов Федерации.

Органы судебной власти образуют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, другие феде-ральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видо-вой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, админист-ративного и уголовного судопроизводства.

Особую группу государственных органов, не относящуюся ни к одному из ранее названных видов органов государственной вла-сти, образуют органы прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации , согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Ос-новной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за исполнением законов федераль-ными министерствами и ведомствами, представительными (законо-дательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля за должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Кроме названных органов в систему государственных органов Российской Федерации входят также ряд других органов, осуществляющих вспомога-тельные, совещательные и иного рода функции, которые опреде-ляются органами государственной власти. К числу этих органов относятся, например, Администрация ПрезидентаРоссийской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации.

12.2. Администрация Президента

Многогранность работы Президента, широчайший спектр его деятельности, необходимость постоянного контроля исполнения решений главы государства, - эти и другие факторы предполагают существование специального органа, создающего условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Таким органом является Администрация Президента .

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. Это выражается, в частности, в подготовке законопроектов для внесения их Президентом в Госдуму в порядке законодательной инициативы. Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию.

Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады; обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями.

В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту.

За время существования структура и состав Администрации Президента многократно менялись. Общее руководство Администрацией осуществляет Президент. Непосредственно управляет работой Администрации ее глава - Руководитель Администрации. С 14 ноября 2005 года Руководителем Администрации Президента является С.С.Собянин . Нынешняя структура Администрации Президента утверждена Указом «Об Администрации Президента Российской Федерации» от 25 марта 2004 года .

В соответствии с этим указом у Руководителя Администрации есть два заместителя. Высокопоставленными должностными лицами Администрации являются также пресс-секретарь Президента, руководитель протокола Президента, помощники и советники главы государства, полномочные представители Президента в органах государственной власти, уполномоченный Российской Федерации при Европейском суде по правам человека, руководители самостоятельных подразделений Администрации. Полномочные представители Президента в федеральных округах также входят в состав Администрации и подчинены ее Руководителю. Администрация обеспечивает работу президентских полпредов во всех семи федеральных округах.

К числу самостоятельных подразделений Администрации относятся 12 управлений, Референтура Президента, Канцелярия Президента.

В состав Администрации входит также аппарат Совета Безопасности. Администрация обеспечивает деятельность Государственного совета, иных советов и комиссий при Президенте. В президентской Администрации насчитывается около двух тысяч государственных служащих.

Администрация Президента - государственный орган, но при этом органом власти не является. Материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности Президента и его Администрации занимается Управление делами Президента - самостоятельный федеральный орган исполнительной власти. Управление делами не входит в состав Администрации.

12.3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Организация регионального управления в России и характер ис-пользования местными властями социальных технологий регули-рования общественно-экономических процессов сегодня в значи-тельной мере предопределены нормативными отношениями между центром и субъектами Федерации.

Согласно Конституции Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов как равноправных субъек-тов в их отношениях с федеральными органами государственной власти.

В России существует единая системы государственной вла-сти , т.е. федеральная власть распространяется на всю ее территорию. Кроме того, на территорию каждого субъекта Российской Федерации распространяется государственная власть этого субъ-екта, носящая региональный характер.

Конституция создает правовую основу для разграничения полномочий и предметов ведения государства и регионов, кото-рые конкретизируются в индивидуальных договорах между Рос-сийской Федерацией и ее субъектами. Поэтому отдельным субъ-ектам Российской Федерации могут быть предоставлены такие права, которыми не располагают другие субъекты.

Конституция не устанавливает систему органов государствен-ной власти субъектов Федерации . Она предоставляет возмож-ность субъектам самостоятельно определять их, требуя лишь со-ответствия системы региональных органов государственной власти основам конституционного строя и общим принципам ор-ганизации государственной власти в стране.

Представительными (законодательными) органами государст-венной власти в субъектах Федерации являются думы, собрания и т.п. Органами исполнительной власти выступают администра-ции (правительства). Деятельностью администрации руководит глава администрации (губернатор), а его первый заместитель иног-да является главой правительства. В систему исполнительной власти области, края входят отрас-левые и территориальные органы управления и иные органы, со-здаваемые главой администрации, который самостоятельно опре-деляет их компетенцию и утверждает Положение о них.

Региональные органы власти разделяется также на законода-тельную, исполнительную и судебную ветви.

Общим для всех субъектов Российской Федерации является то, что их законодательные органы государственной власти со стоят из депутатов, избираемых населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более четырех лет.

Главы исполни-тельной власти субъектов Федерации избираются органами законодательной власти субъекта по представлению Президента России.

Конституция определяет предметы совместного ведения Рос-сийской Федерации и ее субъектов (ст.72), включающие: обеспечение соответствия конституций и законов, иных нормативных право-вых актов субъектов Федерации Конституции Российской Феде-рации и федеральным законам; защиту прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение за-конности, правопорядка, общественной безопасности; совмест-ную собственность на землю, недра, водные и другие природные ресурсы; разграничение государственной собственности; приро-допользование; обеспечение экологической безопасности; охрану памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, об-разования, науки и культуры; координацию вопросов здравоохра-нения; защиту семьи; социальную защиту, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами и стихийными бедствиями; установление общих принципов налогообложения и сборов; общее законодательство; кадровое обеспе-чение правоохранительных органов; установление общих прин-ципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и некоторые др.

Конституция устанавливает (ст.73), что «вне пределов ведения Рос-сийской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъ-ектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти».

Например, в соответствии с уставами субъектов Федерации в исключительное их ведение входят: принятие, изменение и до-полнение устава, региональных законов и иных правовых актов, контроль за их соблюдением; установление системы органов за-конодательной и исполнительной власти в регионе, определение порядка формирования, организации и деятельности этих орга-нов, исходя из общих принципов, закрепленных законодательст-вом Российской Федерации; разработка и исполнение региональ-ных социально-экономических, научно-технических, экологиче-ских программ; распоряжение природными ресурсами, имуществом и финансовыми ресурсами региона; решение вопросов админи-стративно-территориального деления региона, организация и раз-витие местного самоуправления; учреждение и присвоение по-четных региональных званий и премий; иные полномочия.

Взаимоотношения между федеральным центром и субъектами Федерации в России носят амбивалентный (двойственный) характер, свойствен-ный всем институтам переходного общества. С одной стороны, многие аналитики отмечают слабость центральной власти и от-сутствие продуманной стратегии, в том числе в области регио-нального управления. С другой стороны, государство, представ-ляя собой главную общественную силу, зачастую пытается рег-ламентировать те области региональной жизни, которые и с точки зрения конституционного права, и из соображений целесо-образности должны были бы находиться исключительно в компе-тенции региональных властей. По этому поводу Президент России решительно высказался в ежегодном Послании Федеральному Собранию 2006 г.: «И давно пора прекратить из Москвы руководить строительством школ, бань и канализаций».

Это ведет к дроблению объектов социально-экономического управления, их двойному подчинении - региональной администрации и федеральному центру, что усложняет структуру уп-равления и процесс принятия решений. С одной стороны, необ-ходимость решения вопросов региональной жизни в центре сдерживает инициативу и самостоятельность региональных властей. С другой стороны, стремление центра к всеохватывающему кон-тролю приводит к чрезмерной загрузке федерального правительства текущими во-просами вместо сосредоточения его на проблемах стратегическо-го управления.

Такая управленческая ситуация в России обусловлена целым рядом объективных и субъективных факторов.

Во-первых, Конституция Российской Федерации определяет чрезвычайно широкий круг вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Наличие такой области двойного подчинения, управление которой сопровожда-ется противоречиям между центральной и региональной властью, требует конкретного подхода и специальных решений в каждом отдельном случае. Так, например, трактовка пункта об установ-лении общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации может привести к устраивающему обе стороны реше-нию только в результате длительного процесса переговоров и компромиссов.

Во-вторых, в России сложились общенациональные (или даже транснациональные) финансово-промышленные группы, имею-щие свои интересы в регионах и стремящиеся их отстаивать с помощью центральной власти, заручившись поддержкой государ-ственных чиновников. Интересы этих групп сталкиваются в ходе приватизации, развития банковской сферы, проведения экспорт-но-импортных операций и т.д.

В-третьих, установились особые отношения того или иного ре-гиона с Москвой, выражающиеся, например, в наличии предста-вителей регионального «землячества» в различных органах цент-ральной власти.

В-четвертых, в ходе выборов в представительные органы власти центр под-держивает тех кандидатов, которые наиболее подходят для про-ведения сбалансированной политики общегосударственной на-правленности, стремясь не допустить победы популистов или экстремистов.

В-пятых, только центр может выступать арбитром в террито-риально-отраслевых или межрегиональных конфликтах, стре-мясь разрешать их с учетом, прежде всего, федеральных интере-сов.

Для эффективного функционирования власти, по мнению А.Салмина, целесообразно введение принципа субсидиарности - «такого распределения полномочий и ресурсов между различными территориальными уровнями управления, при котором каждый следующий «этаж» брал бы на себя выполнение тех функций, которые уже не могут выполняться предыдущим».

12.4. Местное самоуправление

Особое место в механизме управления страной занимает местное самоуправление. Можно сказать, что оно начинается там, где заканчивается функционирование органов государ-ственной власти. В соответствии со ст.12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантирует-ся местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Следовательно, органы местного самоуправления отделены от государствен-ной власти. Отсюда разнообразие способов формирования испол-нительных и представительных органов местного самоуправле-ния.

В соответствии с действующим законодательством главы местных администраций получили статус глав местного самоуп-равления (как правило, они избираются гражданами городских или сельских поселений).

Представительные органы местного самоуправления (дума, собрание представителей, местный совет и т.п.) избираются, как правило, на основе мажоритарной системы по одномандатным ок-ругам.

В малочисленных населенных пунктах (до 5 тыс. чел.) осу-ществление местного самоуправления возможно без образования представительного органа власти, а посредством собраний, схо-дов и выборным главой местного самоуправления, который пери-одически отчитывается перед населением.

Местное самоуправление осуществляется населением. В этих целях население использует как институты непосредст-венной демократии - местные референдумы и выборы, так и представительные органы, должностных лиц и т.д. Здесь не может быть какого-либо шаблона, поскольку местные сооб-щества отличаются друг от друга размерами территории, количеством населения, характером поселений (городских или сельских) и т.п. Но любые органы местного самоуправ-ления обособлены от органов государственной власти и не входят в их систему. Общий принцип таков: местное самоуп-равление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Этот принцип, однако, не означает, что местное самоуп-равление оторвано от государства и противостоит ему. Та-кой подход противоречил бы в первую очередь интересам самого местного самоуправления, которое немыслимо без государственной поддержки, государственных гарантий. Прежде всего, вся деятельность местного самоуправления развивается на основе и в соответствии с законами, дей-ствующими на территории государства. Это означает, что все государственные органы, должностные лица, предприя-тия и учреждения, граждане и их объединения обязаны соб-людать права местного самоуправления. Более того, госу-дарство своими актами может наделять местное самоуправ-ление дополнительными полномочиями, переносить на них часть функций своих органов, передавать в муниципальную собственность новые объекты.

О разделении властей в местном самоуправлении можно говорить с очень большой натяжкой. Здесь нет судебной ветви. Но и в распределении функций между представительными и исполнительными органами нет полной аналогии с государственным уровнем, тем более что исполнительный аппарат создается только в крупных терри-ториальных единицах.

Для органов местного самоуправления наибольшее значение имеют вопросы жизнеобеспечения, функционирования местной инфраструктуры, соблюдения населением правил общежития, совершенствования микросреды обитания. Муниципальные институты призваны решать те задачи, которые требуют координации их усилий и соответствующего финансирования. На этом уровне, как свидетельствует практика, базовая демократия в чистом виде не эффективна. Оптимально ее сочетание с низовыми представительными институтами. Важнейшие предпосылки успешного функционирования муниципальных органов - четко очерченная сфера полномочий, самостоятельный бюджет, формируемый за счет муниципальных налогов и региональных (центральных) субвенций, а также действенная система обратной связи, способная свести к минимуму склонность муниципальных властей использовать полученные полномочия в своекорыстных целях.

12.5. Ресурсы государственной власти в современной России

Ресурсы государственной власти - это потенциальные возможно-сти, средства, которые она может использовать для осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти разнообразны. В зави-симости от этапа общественно-политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно раз-личаются между собой. Они изменчивы, подвижны и в то же время традиционны. На ранних этапах общественного развития ресурсом власти выступала сила. На стадии капиталистического развития превалировало богатство, деньги. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным ресурсом развития производства, власти и общества в целом.

Ресурсы классифицируются по раз-ным основаниям. Так, А. Этциони выделяет утилитарные, прину-дительные и нормативные ресурсы. Однако наиболее распростра-ненной является классификация ресурсов в зависимости от ос-новных сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной.

К экономическим ресурсам государственной власти относят материальные ресурсы и ценности, составляющие фундамент власти. К ним относят плодородные земли, полезные ископае-мые, заводы, фабрики, деньги, технику и т.п. Использование данных ресурсов позволяет органам государственной власти прово-дить экономическую политику, направленную на повышение бла-госостояния своих граждан, регулировать оценку их вклада в трудовую деятельность, дифференцируя степень оплаты и т.п.

Социальные ресурсы государственной власти представляют собой совокупность социальных благ, статусов, областей соци-ального назначения (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др.), которые являются средствами удовлетворе-ния интересов людей. Государство, обладая социальными ресур-сами, стремится акцентировать внимание в своей деятельности на социальных проблемах. Не случайно российское государство по Конституции характеризуется как социальное государство, по-литика которого направлена на создание условий, обеспечиваю-щих достойную жизнь людей.

К политическим ресурсам государственной власти можно от-нести ее политическую структурированность, организованность, легитимность, имидж руководителей, реализованные обществен-ные проблемы, значимые для масс, международно-политические средства решения глобальных и внешнеполитических проблем и др. Они могут быть внутригосударственными, межгосударст-венными и общими для этих направлений деятельности государ-ственной власти. Например, опыт политической деятельности выступает общим ресурсом, а дипломатический опыт есть ресурс внешнеполитической деятельности.

Духовные ресурсы государственной власти включают в себя знания, информацию, средства их получения и распространения. Органы государственной власти являются важнейшими институ-тами, в которых аккумулирована информация о всех процессах, происходящих в России. Только на базе знаний и информации государственные органы могут принимать решения, верные для данного момента и максимально учитывающие интересы всех россиян. К духовным ресурсам относят также традиции общест-ва, культурное наследие, общественные настроения людей, пре-стижное образование (это и социальный ресурс) и многие другие. Их значимость в политике государственной власти, деятельности общественно-политических институтов резко возрастает. Прав-да, не все органы государственной власти учитывают данное об-стоятельство в своей деятельности.

Выделяют также силовые ресурсы, к которым относят вооруженные силы, органы охраны правопорядка, органы государственной безопасности и другие силовые структуры.

Важнейшим ресурсом власти является демографический. Без возобновления населения, без повышения его качества невозможно эффективно решать стоящие перед обществом задачи. Решению демографических проблем было посвящено в значительной мере ежегодное послание Президента Федеральному Собранию, с которым он выступил 10 мая 2006 г.

Мощным ресур-сом государственной власти является фундаментальная и прикладная наука, которая ориентирована на эффективное решение многих проблем российского общества, которой властью не уделяется еще должного внимания.

Исследователи отмечают важность и нетрадиционных ресур-сов государственной власти. Например, традиционные ресурсы развития избирательного процесса - финансы, кадры, информа-ция, нетрадиционные - культура участия граждан в выборах. К ресурсам системы исполнительной власти в России относят, кроме традиционных, научно-исследовательскую работу, ряд кон-кретных предложений, направленных на совершенствование ор-ганизации и регулирования государственной службы, информа-ционного обеспечения исполнительной власти и др.

12.6. Эффективность государственной власти в современной России

Государственная власть, как правило, является легитимной лишь при условии эффективного управления. Акцент по этому поводу был сделан Президентом России в ежегодном послании Федеральному Собранию в 2005 г. В.Путин сказал: «…задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению». Только эффективная власть способна обеспечить государственный суверенитет и достойную жизнь граждан.

Различают технологи-ческую и социальную эффективность государственной власти. Технологическая эффективность государст-венной власти определяется степенью ее бюрократической раци-ональности, адекватностью структур и институтов власти целям преобразований, характером их реакции на изменяющуюся си-туацию. Социальная эффективность определяется соотношением затрат и полученных результатов, что находит отражение в соци-альной цене реформ. Социальная эффективность государствен-ной власти во многом зависит от того, насколько цели, средства и результаты ее управляющего воздействия соответствуют ожида-ниям и интересам управляемых.

Для современной России характерна ситуации социальной неопределенности и ограниченности ресурсов управления, поэтому необходима такая модель, при которой государственная власть в наибольшей мере может проявить свою технологическую и социальную эффектив-ность. Одной из таких моделей управления может быть «инициирующе-резонансная» модель, большое влияние на формирование которой оказывают идеи синергетики. Эта модель ориентирует государственную власть не на поиск идеалов социального разви-тия, не на конструирование его желательных образов в соответ-ствие с имеющимися уже образцами, а на использование законов самоорганизации в целях наиболее эффективного управляющего воздействия.

Синергетические представления об эффективном управлении основаны на двух принципах. Во-первых, управление есть выбор целей и вариантов развития, которые ограничены спектром по-тенциально возможных структур управляемой системы. От этого выбора зависит социальная эффективность государственной власти. Во-вторых, управление — это резонансное воздействие на систему, связанное с поиском «точек роста», который позволя-ет при наименьших затратах получать максимальный результат. От направления и характера такого воздействия зависит техно-логическая эффективность государственной власти. При этом цели и результаты реформы должны соответствовать социокультурному пространству, в котором они осуществляются, т.е. быть обусловлены менталитетом различных социальных групп.

В соответствии с этой моделью государственная власть долж-на не «строить» или «перестраивать» социальную систему, а с помощью инициирующего воздействия выводить ее на собствен-ный и в то же время желательный уровень социального разви-тия. При этом управление будет эффективным в том случае, если государственная власть окажется в состоянии согласовать цен-ностные ориентации и социальные интересы различных групп на-селения не только по поводу целей, но и средств развития, и не допустить перерастания социокультурных противоречий раскола в необратимый процесс социально-политической дезорганизации. Эти условия проведения реформ тесно связаны между собой, поскольку речь идет прежде всего о ценностном обосновании со-циальных инноваций и реформаторской деятельности самой госу-дарственной власти.

Недостаточная эффективность государственной власти в со-временной России обусловлена несколькими факторами:

использование российскими реформаторами такой модели модернизации, которая ориентируется на положительные примеры других стран, без учета ценностных ориентаций, способствующих такой модернизации;

проведение реформ основе нормативистского, про-граммно-целевого подхода в управлении, слабо учитывающего социокультурные возможности управляемой системы и исходя-щего из иллюзии о всесильности власти;

блуждание между реформацией и реставрацией, представляющее собой циклы реформ, где движение по пути демократии и законности прерывается контрре-формами, связанными с восстановлением в той или иной форме начал авторитаризма и вседозволенности, мотивированной соображе-ниями практической целесообразности;

препятствие реформам со стороны бюрократического аппарата, который, по выражению Президента, «представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса».

Основные понятия: Администрация Президента, государственные органы Российской Федерации, единая системы государственной вла-сти, органы государственной власти субъектов Федерации, местное самоуправление, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти, представительные органы местного самоуправления, Прокуратура Российской Федерации, ресурсы государственной власти, социальная эффективность государственной власти, технологическая эффективность государственной власти, эффективность государственной власти.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику органам государственной власти.

2.Что составляет единую систему государственных органов Российской Федерации?

3.Какова основная особенность органов законодательной власти?

4.Назовите органы исполнительной власти Российской Федерации.

5.Каковы функции Прокуратуры Российской Федерации?

6.Для каких целей создана Администрация Президента?

7.Является ли Администрация Президента органом государственной власти?

8.Что для России означает понятие «единая система государственной власти»?

9.Кто устанавливает систему органов государственной власти субъектов Федерации?

10.Охарактеризуйте взаимоотношения между государственными органами федеральными и региональными.

11.Что означает принцип субсидиарности?

12.Является местное самоуправление органом государственной власти?

13.Какие ветви власти функционируют на уровне местного самоуправления?

14.Дайте определение ресурсам государственной власти.

15.Охарактеризуйте основные ресурсы государственной власти.

16.Чем определяется технологическая эффективность государственной власти?

17.От чего зависит социальная эффективность государственной власти?

18.В чем заключается сущность «инициирующее-резонансной» модели управления?

19.Чем объясняется недостаточная эффективность государственной власти в России?

Литература:

Дилигенский Г.Г. Политическая институционализация в России: социально-культурные и психологические аспекты // Мировая экономика и международ-ные отношения. 1997. № 7, 8.