Общие принципы законодательства об административном правонарушении. Основные принципы законодательства об административных правонарушениях

  • 15. Административное право как наука.
  • 17. Кодификация административного права. Систематизация административного законодательства.
  • 18. Нормы административного права: понятие, содержание, виды. Структура административно-правовых норм. Реализация, действие и толкование административно-правовых норм.
  • 19. Административно-правовые отношения: понятие, содержание и виды.
  • 22. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  • 23. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 24. Органы исполнительной власти в Российской Федерации: понятие, правовое положение, система, структура, принципы организации и функционирования.
  • 25. Президент Российской Федерации: полномочия в сфере исполнительной власти. Администрация Президента Российской Федерации: правовое положение, задачи, структура, организация, функции.
  • 26. Полномочия Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.
  • 27. Правительство Российской Федерации: правовое положение; состав; структура; порядок образования; полномочия, организация деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами.
  • 2Й этап (1996–1998 годы).
  • 3Й этап (к. 2000 г. – сер. 2001 г.).
  • 33. Понятие и содержание государственно-служебного правоотношения.
  • 34.Система (виды) государственной службы
  • 35. Государственная гражданская служба рф. Государственная служба Воронежской области.
  • 38. Принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие и виды.
  • 39. Система управления государственной службой.
  • 41. Общие условия государственной службы.
  • Глава 2 фз "о системе государственной службы Российской Федерации" определяет общие условия государственной службы. К ним относятся:
  • Глава 3 фз "о гос. Гражданской службе рф" определяет правовой статус гражданского служащего:
  • 1. Права государственного служащего
  • 2. Обязанности государственного служащего
  • 3. Ограничения и запреты для государственного служащего
  • 43. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
  • 45. Кадровая служба государственного органа и кадровая работа.
  • 46. Служебное время и время отдыха на государственной гражданской службе.
  • 47. Прохождение гражданской службы: система и структура. Должностной регламент.
  • 48. Аттестация гражданских служащих: понятие, цель, задачи, систе­ма, функции и принципы аттестации. Квалификационный экзамен.
  • 49. Оплата труда гражданских служащих.
  • 50. Поощрения и награждения за гражданскую службу.
  • 51. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: понятие, основание, дисциплинарные взыскания. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий.
  • 52. Формирование кадрового состава гражд службы.
  • 53. Индивидуальный служебный спор: понятие, содержание и порядок рассмотрения.
  • 54. Прекращение государственной службы: понятие и основания увольнения в запас или в отставку.
  • 58. Профессиональные союзы и их административно-правовой статус: правовая основа деятельности, организация и учреждение, регистрация профсоюзов, их основные права и гарантии, защита прав профсоюзов.
  • 59. Административно-правовые основы религиозных объединений в рф.
  • 60. Понятие, значение и виды форм управленческих действий (государственного управления).
  • 63. Юридическая сила правового акта управления и презумпция его законности.
  • 65. Виды правовых актов управления.
  • 66. Правовые акты Президента рф. Порядок их опубликования и вступления в силу.
  • 67. Правовые акты Правительства рф. Порядок их опубликования и вступления в силу
  • 68. Правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти: порядок принятия; государственная регистрация; опубликование и вступление в силу.
  • 70.Правовые акты управления, принимаемые исполнительными органами муниципальной власти.
  • 72. Методы осуществления управленческих действий (государствен­ного управления): понятие, особенности и виды.
  • 73. Административно-предупредительные меры: понятие, цели, осно­вания и порядок применения, система и виды.
  • 74. Меры административного пресечения: понятие, цели, виды и поря­док применения.
  • 75. Административно-восстановительные меры как вид администра­тивного принуждения.
  • 76. Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях.
  • Глава 1 КоАп называется «Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях».
  • 78. Административная ответственность юридических лиц: содержа­ние, значение, особенности применения.
  • 80. Материальная ответственность в административном праве: поня­тие, признаки, цели, функции, основания, субъекты. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
  • 81. Понятие административного правонарушения и его признаки.
  • 82. Юридический состав административного правонарушения: понятие, элементы, значение и виды.
  • 83. Объект административного правонарушения.
  • 84. Объективная сторона административного правонарушения.
  • 85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения.
  • 86. Субъективная сторона административного правонарушения.
  • 87. Особенности административной ответственности должностных лиц.
  • 89. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность.
  • 90. Предупреждение и штраф как меры административного наказания.
  • 91. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как вид административного наказания
  • 92. Лишение специального права, предоставленное физическому лицу как мера административной ответственности.
  • 93. Административный арест как мера административной ответственности.
  • 94. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
  • 95. Дисквалификация как мера административной ответственности.
  • 96. Административное приостановление деятельности как мера административной ответственности.
  • 98. Административные правонарушения, посягающие на права (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 5 КоАп рф).
  • 100. Административные правонарушения в области охраны собственности (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 7 КоАп рф).
  • Вопрос 102. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 9 КоАп рф).
  • Вопрос 103. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 10 КоАп рф).
  • Вопрос 104. Административные правонарушения на транспорте (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 11 КоАп рф).
  • Вопрос 105. Административные правонарушения в области дорожного движения (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 12 КоАп рф).
  • Вопрос 106. Административные правонарушения в области связи и информации (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 13 КоАп рф).
  • Вопрос 107. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 14 КоАп рф).
  • 112. Административные правонарушения против порядка управления (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 19 КоАп рф).
  • 114. Административные правонарушения в области воинского учета (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 21 КоАп рф).
  • 115. Понятие и специфические признаки административного процесса. Принципы административного процесса: понятие и система.
  • 116 Структура административного процесса. Субъекты ап. Стадии ап. Обеспечение законности в ап. Понятие и виды административно-процессуальных производств.
  • 118. Производство по обращениям граждан. Стадии производства по обращениям граждан. Административный порядок рассмотрения жалоб граждан.
  • 119. Административная юрисдикция: понятие, содержание, система органов.
  • 120. Дисциплинарное производство: понятие, правовые основы, принципы, субъекты, стадии.
  • 121. Поощрительное производство: правовая основа, общие положения, цели, принципы, субъекты и стадии.
  • 122. Подведомственность дел об административных правонарушениях судьями.
  • 123. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями.
  • 125. Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами.
  • 126. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав как коллегиальные органы административной юрисдикции.
  • 129. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: юридическое значение и виды.
  • 130. Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях. Предмет доказывания. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, виды и оценка.
  • 131. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: значения, виды и содержание.
  • 132. Возбуждение дела об административном правонарушении.
  • 134. Административное расследование: задачи, место и сроки проведения.
  • 135. Стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
  • 138. Производство по исполнению постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения и постановления о наложении административного штрафа.
  • 141. Производство по исполнению постановления об административном аресте и постановления об административном выдворении за пределы рф.
  • 142. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности.
  • 149. Сущность, задачи, предмет и пределы прокурорского надзора в системе публичного управления. Полномочия прокурора по осуществлению надзора.
  • 150. Административный надзор: понятие, организация и система.
  • 151. Административно – правовые режимы: понятие, признаки, назначения, правовое регулирование, виды
  • 152. Административные процедуры: понятие, назначения, содержание и принципы.
  • 155. Управление экономическим развитием: понятие, содержание и административно-правовые основы организации
  • 156. Финансовый контроль: понятие, организация, содержание
  • 158. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
  • Вопрос 159. Государственный пожарный надзор
  • 160. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
  • Организационно-правовые формы управления внутренними делами.
  • 162. Административно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности.
  • 163. Полиция в рф: задачи, принципы деятельности, система, правоохранительная служба. Административное принуждение в деятельности полиции.
  • 164. Внутренние войска: задачи, функции, структура и полномочия.
  • 165. Организационно-правовые формы управления иностранными делами.
  • I. Общие положения
  • 166. Государственная граница рф и ее охрана.
  • 167. Организационно-правовые формы управления в области безопасности.
  • 168 Организационно-правовые формы управления обороной.
  • 169. Организационно-правовые формы управления юстицией. Система органов управления юстицией.
  • 76. Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях.

    Глава 1 КоАп называется «Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях».

    Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

    Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

    Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

    Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

    Статья 1.5. Презумпция невиновности

    1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

    2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

    3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

    4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

    1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

    2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

    3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

    Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

    1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

    2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

    Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

    Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

    Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

    77. Административная ответственность: понятие, признаки, цели, функции, основания. Ее отличие от других видов юридической ответ­ственности и положение в системе административного принуждения. Освобождение от административной ответственности и ее ограничение.

    КоАП РФ не содержит легального определения административной от­ветственности. Ад­министративная ответственность может наступать за совершение адми­нистративных правонарушений, которые содержатся в КоАП и принимаемых в соответствии с ним законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

    Административная ответственность является видом юридической от­ветственности и мерой административно-правового принуждения; представляет собой важное средство поддержания правопорядка в стране, выполнения соответствующих задач и функций правового государства.

    Административную ответственность характеризуют признаки, общие для всех видов юридической ответственности:

    Во-первых, она представляет собой государственное правовое принуж­дение.

    Во-вторых, административная ответственность влечет за собой наступ­ление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмот­ренных санкцией административно-правовой нормы.

    В-третьих, в мерах административной ответственности содержится правовая оценка деяния и правонарушителя от имени государства.

    Раскроем сущность административной ответственности с помощью спе­цифических признаков, позволяющих отделить данный вид юридичес­кой ответственности от иных ее видов :

      Основанием административной ответственности выступает админи­стративное правонарушение.

      Поэтому ответственность за административные правонарушения носит публичный, а именно административно-правовой характер.

      Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица.

      Мерой административной ответственности является администра­тивное наказание.

      Преимущественно вне­судебный порядок применения административных наказаний, бесспор­но, признается всеми административистами, что подтверждается так­же и позицией законодателя. В КоАП РФ содержится перечень орга­нов, компетентных рассматривать дела об административных правона­рушениях

    6. Применение административной ответственности не влечет судимости для лица, совершившего административное правонарушение. Однако административное наказание всегда влечет последствие, при котором нарушитель после его исполнения считается подвергнутым такому наказанию (состояние административной наказанности).

    7. Процессуальной формой применения административной ответствен­ности выступает производство по делам об административных правона­рушениях, регламентируемое нормами КоАП РФ, состоящее из стадий возбуждения производства по делу, рассмотрение дела и принятия по нему решения, исполнения постановлений по делам об административ­ных правонарушениях, обжалования принятых решений.

    Функции административной ответственности

    Под функциями административной ответственности понимаются основные направления ее воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается сущность, социальное назначение административ­ной ответственности и через которые достигаются ее цели.

    Регулятивная функция административной ответственности заключа­ется в установлении запретов совершать определенные действия; уста­новление позитивных обязанностей; установление составов правомерно­го поведения.

    Охранительная функция административной ответственности проявля­ется в ее воздействии на субъекты общественных отношений, побуждаю­щем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы.

    Предупредительная (превентивная) функция административной от­ветственности заключается в предотвращении совершения администра­тивных правонарушений.

    Карательная функция административной ответственности заключа­ется в том, что на физических и юридических лиц, совершивших пра­вонарушения, налагаются административные наказания.

    Воспитательная функция.

    В административно-правовой литературе выделяются нормативные и фактические основания административной ответственности.

    Нормативное основание административной ответственности представляет собой систему административно-деликтных законов, устанавливающих административную ответственность (материально-правовая основа) и регулирующих производство по делам об административных правонарушениях (процессуально-правовая основа).

    Фактическим основанием административной ответственности является совершение противоправных, виновных деяний, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административ­ная ответственность.

    В административно-правовой литературе выделяется еще и процес­суальное основание административной ответственности -акт компетентного субъекта административной юрисдикции о наложении административного наказания за конкретное административное пра­вонарушение.

    Освобождение от административной ответственности означает, что лицо, совершившее административное правонарушение, ос­вобождается от обязанности претерпеть ограничения личного, органи­зационного, морального, имущественного характера. В КоАП РФ пре­дусматриваются следующие случаи освобождения от административной ответственности:

      не является административ­ным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости. Состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная угроза охраняемым законом интересам.

      не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости (бо­лезненного состояния психики)

      с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

      малозначительность совершенного административного правона­рушения. Само понятие малозначительности следует определять из имеющихся последствий совершенного правонарушения: незначитель­ного размера нанесенного ущерба или вреда охраняемым общественным отношениям.

    Ограничение административной ответственности заключается в том, что к некоторым категориям граждан, в силу особенностей их стату­са, не применяются отдельные виды административных наказаний.

      Например, административный арест не может применяться к беременным женщинам; женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет; лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет; инвалидам IиIIгрупп.

      Возмездное изъятие или конфискация дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

      Лишение специального права в виде права управления транспорт­ным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транс­портным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происше­ствия, участником которого он являлся

      Лишение специального права в виде права охоты не может приме­няться к лицам, для которых охота является основным законным ис­точником средств к существованию.

      Федеральными законами предусматривается ограничение применения административных наказаний в отношении военнослужащих, судей, про­куроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иност­ранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от адми­нистративной юрисдикции на территории Российской Федерации.

    Состав административного правонарушения- совокупность элементов (признаков), при наличии которых конкретное антиобщественное деяние является административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в конкретном деянии является единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Основными характерными признаками административного проступка являются:

    а) общественное деяние, посягающее на общественные отношения;

    б) противоправность деяния, то есть нарушение норм различных отраслей права, охраняемых административными мерами;

    в) виновность лица, совершившего деяние;

    г) возможность применения административных взысканий.

    д) действие или бездействие лица.

    В состав административного проступка включаются четыре элемента: субъект, объект, субъективная сторона и объективная сторона. Субъектом административного правонарушения является вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. По общему правилу ответственность за административные проступки наступает с 16 лет. Административное законодательство подразделяет субъекты на общие и специальные (должностные лица, особые категории служащих). Объектом административного правонарушения является то, на что правонарушение направлено (здоровье граждан, их права, свободы, государственная или личная собственность, общественный порядок и др.). Субъективная сторона включает три компонента: вина, цель и мотив. Вина – психическое отношение субъекта к совершенному им правонарушению. Формы вины, учитываемые в административном законодательстве при определении меры наказания, – умысел и неосторожность. Объективную сторону составляют: противоправное деяние; причиненный вред (с учетом места, времени, способа, средства совершения проступка), и причинная связь между противоправным деянием и наступившим результатом.

    62.Законодательство об административных правонарушениях . 1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. 2. Кодекс об АП основывается на 121993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30122008 N -ФКЗ, от 30122008 N -ФКЗ)"Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора. Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.



    1. Принцип равенства перед законом. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, и лица, привлеченные к административной ответственности, наделены в соответствии с нормами КоАП взаимными обязанностями и правами и по существу равны перед законом.

    2.Принцип федерализма. Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ.

    3.Принцип неотвратимости наказания - означает неизбежность наступления юридической ответственности, если она предусмотрена законом за совершение правонарушения, соответствует правовому режиму конституционности и законности и составляет одно из обязательных условий правопорядка.

    4.Презумпция невиновности

    5.Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ, здесь же предусмотрено и верховенство международного договора Российской Федерации в сравнении с федеральными законами, а следовательно и КоАП, и законами субъектов РФ.

    1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

    Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

    1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

    1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

    2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

    3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

    4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

    5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

    2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

    3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

    5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    (часть пятая введена Федеральным законом от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

    (введена Федеральным законом от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

    1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

    1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

    2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

    3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

    4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

    6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

    6.1) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса;

    (п. 6.1 введен Федеральным законом от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

    7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.

    2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

    3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

    4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

    1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

    2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 439-ФЗ)

    3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.

    (часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ)

    1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

    2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

    3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

    4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

    (примечание введено Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

    1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

    2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

    3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

    (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

    1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

    (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

    2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

    2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

    (часть 2.1 введена Федеральным законом от 23.06.2016 N 195-ФЗ)

    3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

    (введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

    1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

    2. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

    (в ред. Федеральных законов от 04.05.2011 N 97-ФЗ, от 09.03.2016 N 64-ФЗ)

    3. Юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

    Новая редакция Ст. 1.4 КоАП РФ

    1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

    2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.

    Комментарий к Статье 1.4 КоАП РФ

    1. Субъекты, совершающие административные правонарушения и привлекаемые к административной ответственности, не обладают фактическим равенством. Они различны по своему имущественному и должностному положению, полу, национальности, происхождению (если речь идет о физических лицах), различаются в зависимости от организационно-правовых форм (если речь идет о юридических лицах). Принцип равенства перед законом состоит в том, что к фактически неравным физическим и юридическим лицам закон предъявляет одинаковые требования за административные правонарушения. Существует единая для всех лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, процедура привлечения к административной ответственности. Кроме того, все лица, в отношении которых, ведется производство по делу об административном правонарушении, наделены равными правами по защите своих законных интересов. Целесообразнее было бы говорить не о принципе равенства перед законом, а о принципе равноправия лиц, привлекаемых к административной ответственности.

    2. Существуют особенности в процедуре привлечения к административной ответственности лиц, занимающих некоторые государственные должности (депутатов, судей и иных лиц). Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная должность Российской Федерации - это должность, устанавливаемая Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Особая процедура привлечения к ответственности лиц, занимающих государственные должности, является определенной гарантией их защищенности и независимости при осуществлении государственных функций.

    3. Существует особая процедура привлечения к ответственности военнослужащих, совершивших административные правонарушения, она регламентируется дисциплинарными уставами.

    Другой комментарий к Ст. 1.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    1. Данный принцип является производным от закрепленного в ст.19 Конституции РФ принципа - "все равны перед законом и судом", имеющего принципиальное значение в качестве одного из ярких проявлений гарантированного общепризнанными нормами международного права и Конституцией страны комплекса прав и свобод человека и гражданина. Одновременно в нем находят обобщенное выражение демократические начала российского законодательства об административных правонарушениях. Важно подчеркнуть, что принцип равенства сторон перед законом отчетливо проявляется на стадии производства по делам об административных правонарушениях (разд.IV КоАП РФ).

    Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, и лица, привлеченные к административной ответственности, наделены в соответствии с нормами КоАП РФ взаимными обязанностями и правами и по существу равны перед законом. Иначе говоря, комментируемый принцип фактически имеет более широкое юридическое значение и выражение, характеризуя не только статус лиц, совершивших административные правонарушения, но и отношения, складывающиеся в процессе правовой оценки их поведения. При этом равенство перед законом всех участников производства по делам об административных правонарушениях создает должный режим законности, необходимый при применении любых мер юридической ответственности, в том числе и предусмотренных уголовным законодательством. Это означает, что принцип равенства перед законом является универсальным, характеризующим процесс применения любых мер государственного принуждения.

    Принцип равенства перед законом не был закреплен в КоАП РФ РСФСР, хотя, конечно, он усматривался на основе анализа всей совокупности содержащихся в нем правовых норм, не относящихся к его Особенной части. Следовательно, налицо новелла, в значительной степени демократизирующая новый КоАП РФ.

    Новеллой является и то, что принцип равенства перед законом распространяется не только на физические, но и на юридические лица, различные по своим организационным формам, а также по формам собственности, причем не только на стадии привлечения соответствующих лиц к административной ответственности, но и при применении процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. гл.27 КоАП РФ).

    2. Конституция РФ и федеральное законодательство в отдельных случаях предусматривают особые условия привлечения к административной ответственности, равно как и применения мер процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях для определенной группы лиц, обладающих специальным правовым статусом (депутаты, судьи, прокуроры, которых КоАП РФ характеризует как должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции). Эти особые условия, не выходящие в целом за рамки принципа равенства перед законом, находят свое выражение не в КоАП РФ, а в иных законодательных актах.

    3. Федеральным законом от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ст.19-20) установлено, что привлечение соответствующих лиц к административной ответственности возможно только в судебном порядке, при наличии согласия на это соответствующей палаты Федерального Собрания и при условии лишения их неприкосновенности.

    В случае начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, Генеральный прокурор РФ обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы неприкосновенности. Вопрос о лишении неприкосновенности решается соответствующей палатой. Отказ палаты дать согласие на лишение неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и влекущим его прекращение. Соответственно дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

    4. Законом РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" и федеральными законами о внесении изменений и дополнений в Закон "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрен следующий порядок привлечения судей к административной ответственности за рамками, установленными КоАП РФ, а также без решения вопроса о лишении судей неприкосновенности. Установлено, что их административная ответственность наступает по решению судебных коллегий: в составе трех судей Верховного Суда РФ - в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховных судов субъектов РФ, судов автономной области и автономных округов, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда; в отношении судьи иного суда - судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, судов субъектов РФ и т.п. Решение о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после получения представления Генерального прокурора РФ.

    Задержанный по любому подозрению и принудительно доставленный в любой государственный орган, если его личность не могла быть установлена в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

    5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" содержит следующие положения, относящиеся к порядку привлечения прокуроров к административной ответственности (ст.42). Любая проверка сообщений о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования дела они отстраняются от должности. Не допускается задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей и используемого ими транспорта (если иное не предусмотрено федеральным законом).

    6. Особые условия привлечения к административной ответственности установлены также для военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (ст.2.5 КоАП РФ).

    • Вверх
    Кодекс РФ об административных правонарушениях Законы РФ

    Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

    Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

    1. Законодательство об административных правонарушениях

    1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

    Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

    Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях Статья 1. 1. Законодательство об административных правонарушениях 1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

    Статья 1. 2. Задачи законодательства об административных правонарушениях Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического

    Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

    Статья 22. 3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях 1. В случае упразднения

    Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

    Статья 24. 1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

    Из книги автора

    Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно – эпидемиологического

    Из книги автора

    Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях 1. В случае упразднения указанных

    Из книги автора

    Из книги автора

    Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ СТАТЬЯ 1.1. Законодательство об административных правонарушениях 1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним

    Из книги автора

    СТАТЬЯ 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического

    Из книги автора

    СТАТЬЯ 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в

    Из книги автора

    Глава 1. ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях 1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним

    Из книги автора

    Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического

    Из книги автора

    Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени 1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.2. Закон,

    Из книги автора

    Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве 1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или

    Из книги автора

    Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях 1. В случае упразднения

    Из книги автора

    Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в