Необходимость отмены. "известия" подчеркивают необходимость отмены оборотных налогов. "Известия" подчеркивают необходимость отмены оборотных налогов

23 августа коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» выпустил доклад «Политбюро 2.0»: реновация вместо демонтажа». Авторы доклада дают ретроспективу внутренних процессов в российской элите за последние пять лет, в течение третьего президентского срока Владимира Путина и в преддверии его возможного четвертого.

Евгений Минченко

Исследователи «Минченко консалтинг» отмечают, что Политбюро 2.0 как сетевая неформальная структура управления возникло во многом ситуативно.

Эта управленческая модель стала «способом демонтажа тандемаобразца 2008-2011 годов, когда элита была распределена между двумя, пусть и не равнозначными, полюсами - премьер-министром Владимиром Путиным и президентом Дмитрием Медведевым, отношения между которыми определяли внутриполитическую повестку».

Особенности формирования Политбюро 2.0:

  • летом 2012 года была создана внутриэлитная система сдержек и противовесов, в которой премьер-министр Медведев оказался лишь одним из нескольких значимых игроков
  • распылению ресурса между разными группами способствовало формирование альтернативного Медведеву полюса в базовой отрасли - энергетике, в лице главы «Роснефти» Игоря Сечина, а также переход к управленческой модели «большого правительства», в котором роль фактического главы досталась президенту, а функционал формального главы правительства был серьезно ограничен.
  • в эпоху высоких цен на энергоносители именно углеводородная энергетика выступала в роли главного приза во внутриэлитной борьбе и главного внешнеполитического инструмента.
  • вождение в состав Политбюро 2.0 в конце 2012 г. высокорейтингового министра обороны Сергея Шойгу спровоцировало имиджевую «гонку преемников».
  • конец «гонке преемников» положила в 2014 г. вспышка гражданского и внутриэлитного конфликта на Украине, приведшая к смене власти в этой постсоветской республике при содействии США и ЕС.
  • ухудшение экономической ситуации, падение цен на углеводороды и неочевидные результаты провозглашенного «разворота на Восток» повысили конкуренцию внутри Политбюро 2.0 за ресурсы.
  • в логике путинской модели «выравнивания элит» жесткой чистке и ротации подверглись силовые структуры и региональные власти. Причем и там, и там Владимир Путин взял курс на снижение роли участников Политбюро 2.0, делая ставку на новых выдвиженцев.
  • в перспективе отказ от Политбюро 2.0 с его системой самодостаточных центров силы и замена его на аналог Госплана с гораздо менее амбициозными и самостоятельными молодыми технократами выглядели логичными.
  • в отсутствие внятной стратегии модель Политбюро 2.0 с ее системой неформальных кураторов отраслей оказалась более удобной для решения тактических задач и потому сохранилась до настоящего времени.
  • ключевым вопросом для определения модели развития остаются отношения с Западом.

Выборы президента 2018

В докладе подчеркивается, что российская элита находится перед развилкой между мобилизационной моделью и милитаризацией экономики, с одной стороны, и попыткой запуска новой волны модернизации. Конкуренция внутри Политбюро 2.0 разворачивается не вокруг выборов президента 2018 года. Их исход практически предопределен за счет сохранения внутриэлитного баланса, высокого рейтинга Владимира Путина, отсутствия серьезных конкурентов как внутри правящей корпорации, так и за ее пределами.

В текущем электоральном цикле за пост главы государства функционал Алексея Навального был исчерпан «выбиванием Медведева из числа потенциальных кандидатов в президенты».

Авторы доклада предполагают, что вопросы интриги президентской кампании и оформления ее предсказуемого результата для Путина малозначимы. Легитимность итогов выборов в любом случае будет подвергнута сомнению со стороны коллективного Запада. Начатая в июне 2017 года президентская кампания Путина носит ярко выраженный антиэлитистский характер - «президент вместе с народом против зажравшихся бюрократов». При этом запроса на повышение конкурентности внутренней политики у правящей элиты нет. Наблюдение за рисками, которые влечет за собой высокий уровень политической конкуренции на Западе, не вызывает у российских элитариев энтузиазма.

Проект развития как способ политического выживания

Проблемы с содержательной повесткой превращают проект развития страны либо определенной элитной группы на период следующего срока Путина в ресурс для роста влияния участников Политбюро 2.0.

В таких условиях Дмитрий Медведев обладает наибольшей устойчивостью как члена Политбюро 2.0 и участника следующей правящей элитной коалиции.

  1. Сохранение по посту председателя правительства
  2. Переход в «Газпром» и перехват у Игоря Сечина позиции «главного энергетика»
  3. Переход в Верховный суд с получением статуса неформального гражданского куратора правоохранительного блока

Уверенно чувствует себя и министр обороны Сергей Шойгу. Главный риск для него - «возможные форс-мажорные обстоятельства в зоне боевых действий».

Наиболее динамично набирающим в последнее время влияние членом Политбюро 2.0 является глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Среди рисков для группы в докладе называется «ее усиление, которое оппоненты могут описать президенту как чрезмерное и нуждающееся в выравнивании, провалы в реализации значимых проектов, снижение личной мотивации Чемезова».

К неформальным кураторам научной сферы и адептам инновационной экономики относят Юрия Ковальчука.

По мнению экспертов, мэр Москвы Сергей Собянин - один из немногих членов Политбюро 2.0, у кого имеется «понятный и предметный проект на весь период нового президентского срока». Это реновация.

Не проявляя личных амбиций и демонстрируя глубокую вовлеченность в городскую повестку, Собянин, тем не менее, остается претендентом номер 2 на пост председателя правительства.

По мнению аналитиков, у Игоря Сечина, Вячеслава Володина и Аркадия Ротенберга могут возникнуть сложности с повесткой, которую они могут предложить президенту.

К кандидатам в члены Политбюро 2.0, которые имеют потенциал статье его полноправными членами, относят руководителя Администрации президента Антона Вайно и его первого заместителя Сергея Кириенко.

Вайно, несмотря на свою молодость и историческую принадлежность к группе Чемезова, становится одним из наиболее доверенных лиц президента и постепенно наращивает неформальное влияние и аппаратный опыт.

Кириенко имеет долгую историю отношений с Путиным, репутацию эффективного менеджера, обладает хорошим имиджевым потенциалом. Немаловажно, что после ухода в АП он смог сохранить за собой контроль над «Росатомом». Не исключено, что для президента важнее не политический опыт Кириенко, а история его менеджерского успеха в неуглеродной энергетике.

Исследователи «Минченко консалтинг» обращают внимание на то, что в силовом секторе стремительно наращивает влияние глава Нацгвардии Виктор Золотов, придумавший и реализовавший этот проект. При этом Золотов обладает серьезным неформальным влиянием в ФСБ (в частности, замдиректора ФСБ Евгений Зиничев - его креатура) и МВД, имеет свой пул губернаторов.

Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров - единственный из руководителей российских регионов, обладающий самостоятельным силовым ресурсом и системой неформального экономического влияния в других регионах России. Силовой ресурс Кадырова является не только внутрироссийским, но и внешнеполитическим фактором. Кроме того, Кадыров претендует на роль коммуникатора с исламскими странами и лидерство среди российских мусульман.

Будущее Политбюро 2.0

Аналитики предложили несколько путей развития элитной модели управления:

  • Политбюро 2.0 имеет шанс сохраниться до электорального цикла 2021-2024 года. При этом персональный состав этого Политбюро может серьезно обновиться
  • Внутри Политбюро 2.0 формируются две широких коалиции - мобилизационная (ВПК+силовики, ядро - Чемезов-Чайки-Золотов-Шойгу) и модернизационная (либеральный блок правительства, частный бизнес, потенциальные участники - Медведев, Ковальчуки, Собянин, Кудрин, Греф). Большая часть членов и кандидатов в члены Политбюро может ситуативно оказаться и в том, и в другом лагере. Вероятнее всего, окончательное стратегическое решение принято не будет, и принятая к реализации программа будет смешанной, или вообще верстаться «с колес»
  • Правительство, сформированное в мае 2018 года, рискует стать правительством непопулярных реформ, в связи с чем шансы его председателя стать преемником Путина будут невелики
  • При сохранении Путиным хорошей физической формы (что весьма вероятно) вопрос о преемнике начнет реально обсуждаться в процессе подготовки парламентских выборов 2021 года, поскольку следующий парламент будет значимым элементом транзита. Возможна проработка особого статуса Путина после его ухода с поста президента («русский аятолла»). Многое будет зависеть от исхода выборов президента США в 2020 году.

Авторы доклада полагают, чтодальнейшее ухудшение отношений с Западом будет провоцировать конфликты по периметру России. А это в свою очередь будет сдвигать Политбюро 2.0 к мобилизационному сценарию.

В статье приведены цитаты и использована инфографика из аналитического доклада «Политбюро 2.0»: реновация вместо демонтажа», который ИА предоставил президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»

В так называемом ближнем круге президента России Владимира Путина произошли изменения, утверждают аналитики «Минченко Консалтинг». По их оценке, бывший руководитель Администрации президента Сергей Иванов и глава Volga Group Геннадий Тимченко покинули категорию политиков, относящихся к ближайшему окружению главы государства.

Эксперты «Минченко Консалтинг» отмечают обострение внутриэлитной конкуренции в России. Они объясняют это проблемами в экономике. Об этом со ссылкой на доклад «Минченко Консалтинг» сообщил 7 ноября ряд российских СМИ. Однако доклад можно считать практически беллетристикой или же высказыванием личного мнения, не подкрепленного существенными аргументами, полагает аналитик «Полит.ру» Василий Измайлов.

«Евгений Минченко, который называет себя коммуникационным холдингом «Минченко Консалтинг», выпустил доклад, который называется «Политбюро 2.0: демонтаж или перезагрузка?». Доклад не первый. Доклад, который важен, прежде всего, тем, что подводит черту под чередой подобных докладов, поскольку контракт у Минченко с администрацией президента, скорее всего, заканчивается. Будет ли он продлен - неизвестно, и поэтому бумага важна именно с точки зрения завершения одного этапа и начала следующего.

Анализ этого доклада очень сложен, поскольку это беллетристика. А как анализировать беллетристику? Можно анализировать, наверное, «Капитанскую дочку» Пушкина - на предмет того, правильно ли, что Петруша Гринев подарил Пугачеву заячий тулуп, а не овчинный. Можно, например, анализировать «Госпожу Бовари» Флобера - на предмет того, какую конкретную эмоцию должна испытывать женщина в тот или иной момент нарратива. То же самое и здесь.

Сама по себе конструкция с «Политбюро 2.0» красива и эффектна, но имеет весьма отдаленное отношение к действительности, поскольку любая метафора - это всего лишь метафора. Можно сколько угодно говорить про членов Политбюро, про кандидатов в члены Политбюро, про членов ЦК - а почему не сказано про членов ЦКРК, например? Нет такого понятия в докладе. Видимо, это говорит о том, что советский опыт нам известен, в силу возраста или каких-то других особенностей, чуть хуже, чем нужно.

Но совершенно очевидно, что всякое подобие есть всего лишь подобие. Поэтому не хотелось бы заострять внимание на концепции автора. История это не первая, история привычная. Ну, решил человек так сделать.

Что хочется сказать про доклад в целом? Очень красивые картинки. Картинки, которые вызывают желание их рассматривать. В этой части доклад свою миссию выполняет. Я бы сказал, что это единственная часть доклада, которая не вызывает вопросов. Остальные части доклада вопросы вызывают. Вопросов этих настолько много, что это тот самый случай, когда все они могут быть сведены к одному. И это будет вопрос: «Зачем?».

Понятно, что является предметом доклада - по-видимому, это исследование феномена состояния российской элиты - или, может быть, даже суперэлиты, то есть самых ярких представителей власти.

Дальше начинаются вопросы. В силу политической структуры и политических особенностей нашего государства сколько-нибудь четко судить о том, как там все устроено, полагаю, можно только будучи очень близким доверенным лицом того самого человека, о котором мы все думаем, когда речь идет о России и ее политическом устройстве. Если господин Минченко является таковым, то, во-первых, наверное, ему можно позавидовать. А во-вторых, ему можно и нужно задать целый ряд вопросов, которые возникают, что называется, на втором уровне.

Оценивая положение или состояние того или иного человека или той или иной структуры, мы должны понимать, на чем зиждется перемещение персонажа или структуры из одного разряда в другой. Доклад господина Минченко не предоставляет к этому никаких резонов. Сказано, например, что усилились Ковальчуки. И - о счастье! - приводится аргумент: Ковальчуки усилились потому, что им удалось пролоббировать Кириенко на ту должность, которую он сегодня занимает. А дальше возникает недоумение: а откуда у господина Минченко свидетельства того, что Ковальчуки лоббировали кандидатуру Кириенко? Скажем больше: а свидетельствует ли назначение Кириенко об усилении Ковальчуков и - о ужас! - об усилении самого Кириенко? Поскольку в своей прежней должности он был на понятном счету, в понятной структуре, исполняющей понятные задачи и поручения, а та ситуация, в которой он находится сейчас, не покрывается категориями понятности.

Следующая история - с ослаблением господина Тимченко. Ну, что тут сказать? Говорить, в общем, нечего. На основании каких-то не очень внятных полусвидетельств, которые не приводятся, составитель доклада делает вывод об этом. Более того, он делает вывод, что данный конкретный предприниматель выпадает из ближнего круга президента.

Может быть, это так. Может быть, это не так. А значит, мы имеем дело с какой-то ну совершенно субъективной картиной, существующей в сознании одного отдельно взятого политолога. Или, возможно, группы политологов, которым нужно через господина Минченко донести до общественности именно это.

Все остальное, что мы встречаем в докладе, приблизительно того же свойства. Например: «Проект нового неоКГБ не состоялся и не мог состояться, потому что появление в структуре власти главного силовика противоречит логике сдержек и противовесов». Это цитата.

Ну, во-первых, это не совсем так. Во-вторых, очень большое значение имела фигура того самого мега-силовика, который мог бы возглавить такое министерство. В-третьих, я полагаю, что проект создания такого министерства никуда не исчез - он просто, как это часто бывает у президента, отложен в сторону и служит некоторым напоминанием особо ретивым представителям элиты, что при желании он может быть извлечен на свет с самыми неприятными для них последствиями. И, наконец, следующее - создание той же самой Национальной гвардии, о котором много и содержательно, как он думает, говорит Минченко, свидетельствует ровно о противоположном: что система сдержек и противовесов - сама по себе, привычная путинская логика - сама по себе, а выстраивание нового силового контура - само по себе.

Удивительное для серьезного специалиста неразличение значимых сущностей. Почему так происходит? Наверное, в этом есть какая-то цель.

Анализируя страницу за страницей доклада «Минченко Консалтинг», можно почти в каждом абзаце найти подобные несообразности. Ну, например: «Конкурирующим за ресурсы и стратегическое влияние центром компетенции обозначен старый олигархат, совместно с которым работают премьер-министр Дмитрий Медведев, его заместитель Аркадий Дворкович и Игорь Шувалов». Ну, здесь все хорошо, и те люди, которые хоть немножко понимают про элитные расклады, наверно, посмеиваются, читая.

Или, например, история, связанная с потенциальным премьерством Кудрина. История сложная, история, вокруг которой много накручено, история, которая предполагает очень много разного рода поворотов и хитросплетений - здесь, в докладе, обозначается четкой и не вызывающих никаких сомнений у составителя перспективой. Почему так происходит? Если он что-то знает, наверное, следовало бы сказать, поскольку ни один аргумент не бывает лишним. Но нет, эти аргументы не приводятся в принципе.

Мое лично (как человека, который интересуется региональной повесткой) любимое место в докладе - это взаимодействие с региональными элитами. Здесь просто песня без слов, как у Шуберта. Тут и Хлопонин, тут и Кадыров, тут и Минниханов, тут и Хамитов. Но почему-то нет ничего про самарскую историю. Почему-то нет ничего про санкт-петербургскую историю. Почему-то нет ничего про истории полпредов, которых вообще в докладе нет! Интересная у нас система власти, да? Где полпреды президента (безусловно, значимые фигуры, значимые игроки - кто-то более, кто-то - менее) не упоминаются вовсе! И вот это нагромождение имен из разных эпох, из разных групп, из разных событий говорит о том, что идет какая-то конфигурация? Ну, идет. Она всегда идет. Но почему об этом надо говорить именно так - сбивчиво, между делом, не пойми про кого? Может быть, потому что автор не владеет фактурой?

Ну, и то, мимо чего пройти нельзя (вернемся к началу) - это картинки. После шести страниц текста начинаются диаграммы. И здесь, конечно, все очень красиво. Здесь как бы наступает этап доказательств.

И вот смотрите. Открываем диаграмму - предположим, Аркадия Роттенберга. И видим, какие критерии там заложены: близость к Путину, неформальное влияние, финансы, региональное влияние, формально-административный (видимо, ресурс), символически-имиджевый (тоже ресурс), силовой… И вот в этой красиво набранной паутине обозначены оценки. Девять по близости к Путину, три - по формально-административному ресурсу, четыре - по символически-имиджевому. У меня, конечно, возникает вопрос: что такое символически-имиджевый ресурс? Что это означает? Как это есть? В каком направлении следует понимать? Помните, как у Гоголя: «Куда несешься ты? Дай ответ! Не дает ответа…»

Почему у Роттенберга неформальное влияние - девять, у Медведева - шесть, а у Шойгу - пять? Ну ладно, я могу еще понять Шойгу. Но почему у Чемезова и Ковальчука - восемь, а у того же Роттенберга - девять? Откуда автор берет эти цифры? Кто ему в этом помогает? Или ему (не хочется так говорить, но такое ощущение возникает) время от времени открывается какой-то мир чистых сущностей? Появляется некий голос и говорит ему: «Напиши, что у Володина во взаимодействии с региональными элитами нужно поставить оценку «пять»! А Собянину по критерию обладания медиарсурсом - «четыре»!» Почему четыре, откуда это взялось?..

Но дело даже не в этом. Дело в том, что существуют два глобальных недоумения, которые наслаиваются сверху на уже заданные нами вопросы. Первое недоумение важно: для чего, зачем, почему и в чьих интересах это осуществляется? Чтение доклада господина Минченко наталкивает на мысль, что это даже не, извините за слэнг, заказуха - это просто повествовательные фантазии на внутриэлитные темы. Заказчика этого, скажем так, документа обнаружить нельзя, поскольку неточности, субъективизм и стремление к непонятным, расплывчатым формулировкам делает его непригодным для целей имиджевого продвижения кого бы то ни было.

Впрочем, существует и другое объяснение - чуть менее вероятное, но существенно более внятное. Публично заявить о том, что у кого-то увеличилось влияние и стали больше ресурсы, означает консолидировать на битву с этим человеком некоторое, и даже весьма значительное, количество людей. Возможно, цель доклада состоит именно в этом. В том, чтобы создать некую глобальную коалицию для борьбы кого-то с кем-то.

Хотя верить в это тоже не стоит - мы имеем дело, скорее, с недомыслием, чем с глубоким и тонким политическим расчетом.

Вероятно, таким образом (может быть, это и не так, но это самое простое объяснение) автор доклада хочет напомнить о своем существовании граду и миру. Ну, и, наверное, потенциальному заказчику - Сергею Владиленовичу Кириенко. В этом случае, наверное, цель достигнута - документ будет изучен и перечтен. А уж что из него можно для себя извлечь, судить не нам.

Нужен ли такой обзор в принципе? Наверное, нужен, почему бы не быть и такому обзору. Можно ли из такого обзора извлечь для себя что-то полезное и важное? Из этого обзора нельзя извлечь ничего. Из подобного обзора, составленного другим образом и выведенного из других предпосылок, - можно и нужно.

Поэтому принимаем к сведению: есть такая бумага. Есть такой политолог. Данный конкретный политолог считает необходимым донести до общественности данные конкретные мысли. В принципе, каждый из нас может написать - не это, но нечто подобное. Плохого в этом, вероятно, ничего нет. Скверно лишь придавать подобным документам слишком большое значение и экспортировать его мысли за пределы данного конкретного сочинения», - сказал Василий Измайлов.

https://www.сайт/2016-11-06/politbyuro_2_0_glavnye_vyderzhi_iz_svezhego_issledovaniya_o_putinskoy_elite

Зачем Кремль проводит перегруппировку сил

Политбюро 2.0: главные выдержи из свежего исследования о путинской элите

Одна из задач Владимира Путина на нынешнем этапе - не стать заложником своего окруженияДмитрий Азаров/Коммерсантъ

Агентство Minchenko Consulting опубликовало очередной доклад о «путинском политбюро». Такие исследования появляются регулярно (последнее вышло год назад) и всякий раз становятся предметом широкого обсуждения. Совмещая давние традиции «кремленологии» с современными исследовательскими технологиями, эксперты изучают изменение баланса сил вокруг Кремля, дают оценки и делают прогнозы. Они рассматривают окружение Владимира Путина как аналог советского Политбюро. Но, в отличие от реального Политбюро, это не формальный руководящий орган, а скорее метафорический образ, условный клуб, членство в котором определяется самими экспертами. сайт выбрал самые интересные места из отчета о последнем исследовании, которое аналитики Minchenko Consulting закончили буквально на днях.

Прежде всего, если вы всерьез интересуетесь происходящим в политическом истеблишменте, мы рекомендуем вам прочитать целиком сокращенную версию доклада «Политбюро 2.0: демонтаж или перезагрузка?» и изучить презентацию проекта . Это довольно большие документы, но они стоят вашего внимания. А если у вас нет времени или желания погружаться так глубоко, мы выписали самое важное и интересное:

1. «Крым наш» все еще работает. «Несмотря на турбулентность, заданную российской экономике извне (финансовые санкции и падение цен на углеводороды), внутриполитическая инерция "Крымского консенсуса" сохраняется», — пишут эксперты.

2. Еще до выборов вокруг Кремля началась перегруппировка сил. Происходят серьезные кадровые изменения в администрации президента, губернаторском корпусе и отчасти в правительстве. Обострилась внутриэлитная борьба в силовых структурах (вспомните дело Захарченко и другие). Произошло значительное изменение состава Госдумы — не только в смысле персоналий, но и с точки зрения отраслевого и кланового представительства.

3. Конкуренция в элите обостряется из-за нескольких факторов. Это дальнейшее сокращение ресурсов (ведь нынешняя модель появилась, когда количество ресурсов только росло); проблемная внешняя конъюнктура, предстоящие выборы президента и «нежелание Владимира Путина становиться заложником своего окружения».

4. Чтобы не стать заложником своего окружения, Путину нужно превратить «Политбюро» в нечто менее амбициозное. И одновременно более эффективное.

5. Довольно драматичные изменения происходят на силовом поле. Во-первых, провалился проект создания суперведомства «нео-КГБ». Во-вторых, усилившийся в «военное время» министр обороны Сергей Шойгу был уравновешен главой Росгвардии Виктором Золотовым. Последний вышел за границы «силового» поля и уже влияет на разного рода политические дела — например, на назначение губернаторов.

Еще одна арена противостояний — ВПК. «За прошедший год увеличилась консолидация военно-промышленного комплекса и ослабли позиции куратора ВПК в правительстве Дмитрия Рогозина, как в аппаратном, так и политическом плане. Близкая к Рогозину партия «Родина» неубедительно выступила на федеральных и региональных выборах. Сам он не смог получить контроля над Роскосмосом, а несогласованные импровизации типа предложения передать «Уралвагонзавод» «Ростеху» выглядели скорее проявлением слабости», — говорится в докладе. Гендиректор УВЗ Олег Сиенко тем временем стал единственным из оборонщиков, кто записан «кандидатом в члены Политбюро».

6. Пробуются разные варианты идеологии и кадровой политики для следующего президентского срока. «Причём, судя по последним кадровым решениям, в качестве эталонного (но не обязательно достижимого) образца берётся первый президентский срок В. Путина, с успешными либеральными экономическими реформами и с нормализацией отношений с Западом», — говорится в докладе.

7. Похоже, Кремль возлагает большие надежды на новую Госдуму. Возглавивший ее Вячеслав Володин должен будет заняться перенастройкой партийной системы и обеспечить повышение профессионализма депутатов. Может быть, баланс сил в схеме управления вообще несколько сместится в сторону парламента от правительства (руководители профильных комитетов ГД в докладе вскользь названы «теневым кабинетом»). А одномандатники, у которых есть прямой контакт с населением, должны помочь с выпуском социального пара.

8. Есть четыре основных центра, конкурирующих за стратегическое влияние и ресурсы. К ним эксперты относят «старый олигархат» (для которого наиболее комфортным партнером является тандем Медведева-Дворковича и иногда примыкающий к ним Шувалов); «альтернативный интеллектуальный центр», выступающий за продолжение экономических реформ (Ковальчуки, Кудрин, Греф); крупные госкорпорации; операторы инфраструктурных проектов (сюда можно отнести не только «королей госзаказа» вроде Ротенбергов и Тимченко, но и мэра Москвы Сергея Собянина).

Minchenko Consulting

9. Обновление правящей элиты происходит за счет тестирования выходцев из нескольких слоев:

Молодые технократы (Вайно, Мантуров, Новак, Воронова);

- «Принцы» (выходцы из семей правящей элиты — например, Воробьев, Муров и Ковальчук);

Близкое окружение (вспомните охранников-губернаторов);

Младшие партнеры «старших товарищей» (Кириенко, Михельсон, Мордашов);

- «Кандидаты в члены Политбюро» — те, кто давно в орбите президента и могут получить продвижение (Козак, Трутнев, Бабич и другие);

Менеджеры значительных секторов экономики (Мутко или Ткачев);

Общественные и партийные активисты, в том числе оппозиционеры.

10. Самое масштабное персональное изменение в составе «Политбюро 2.0» — выход из него Сергея Иванова и Геннадия Тимченко. Снижение влияния таких масштабных фигур ослабило вес Политбюро в целом. Но они не ушли в отставку «насовсем», а как бы пересели на скамейку запасных, сохранив часть влияния. Например, Сергей Иванов как спецпредставитель президента стал неформальным куратором Минтранса и Минприроды.

11. Провал либерально-демократических партий на выборах в Госдуму еще не ставит крест на возможность «правого крена» во власти. «Активизация в последнее время радикально-охранительской риторики создаёт возможность формирования альтернативного полюса на месте недавнего политического центра».

Minchenko Consulting

12. Алексея Кудрина эксперты называют «теневым премьером». Вполне возможно, что он станет автором экономической программы для следующего срока Владимира Путина, а также сформирует альтернативный охранительно-патриотическому центр идеологии.

13. Сергей Собянин продолжает рассматриваться как кандидат в премьер-министры. Есть свидетельства его усиления — например, назначение его протеже Сергея Вахрукова в заместители секретаря Совбеза. Слабость Собянина — неудачи его протеже в регионах.

14. Ни Антон Вайно, ни Сергей Кириенко пока не заслужили статус «членов Политбюро». Но это перспективные фигуры, которые в будущем могут войти в клуб сильнейших.

15. Главной фигурой в медийном блоке является первый заместитель главы администрации президента Алексей Громов.

16. Влияние идеологически активных представителей иерархов РПЦ (отца Тихона, патриарха Кирилла) несколько ослабил скандал с банком «Пересвет».

17. Реального роста влияния лидеров национальных республик (например, Кадырова и Минниханова) не произошло. Но они важны Кремлю, в том числе для построения коммуникации с внешним миром: Минниханов — с тюркскими народами, Кадыров — с арабскими.

18. Главными героями разоблачительных публикаций в последнее время становились кандидаты в премьер-министры следующего путинского срока. Это Игорь Шувалов, Дмитрий Медведев, Игорь Сечин. Исключение — Владислав Сурков, который к числу кандидатов в премьеры вроде бы не относится, но тоже пострадал от информационной атаки (в сеть слили почтовую переписку то ли его самого, то ли его приемной).

19. Немало зависит от исхода президентских выборов в США. В случае победы Хиллари Клинтон, может вырасти значение фигур, которые готовы вести переговоры с Западом — например, Алексея Кудрина или Александра Волошина.

20. «Если прорыва в отношениях с внешним миром не произойдёт, то высока вероятность скатывания к мобилизационному сценарию и формированию милитаризованного Госплана 2.0, а внешнеполитическая активность будет сведена к ситуативной поддержке оппонентов США (Коминтерн 2.0)». Просто цитата.

Напомним, что полный доклад доступен по ссылке.

Российская правящая элита вновь разделяется на два лагеря: повод - идеология программы развития страны на новый президентский срок Владимира Путина. Об этом говорится в юбилейном исследовании структуры элиты «Политбюро 2.0: реновация вместо демонтажа» коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг». Авторы доклада считают, что поскольку исход выборов с участием Владимира Путина предопределен, то элитам будет недостаточно продемонстрировать свой вклад в победу, им нужно предложить президенту конкретный план развития страны. Эксперты пришли к выводу, что хорошие карьерные перспективы у премьер-министра Дмитрия Медведева и министра обороны Сергея Шойгу, а мэр Москвы

С начала недели выходит уже второй доклад, посвященный оценкам перспективности тех или иных элитных игроков. В понедельник свой рейтинг преемников презентовал фонд «Петербургская политика». Политолог Вячеслав Смирнов говорит, что подобные доклады выполняют две основные функции: дают журналистам и политологам шаблон для описания реальности и увеличивают капитализацию авторов доклада. «Повестку формируют поездки президента по стране, заседания правительства, громкие аресты и судебные процессы над министрами. Потом эту повестку сверяют с докладами „Политбюро 2.0“, как с путеводителем по решению ребусов», - считает Смирнов.

Членами «политбюро 2.0» политолог Евгений Минченко называет лидеров элитных групп, близких к первому лицу, которые имеют неформальное влияние, а также административный, организационный, финансовый, силовой, региональный, партийно-политический, имиджевый ресурсы. На данный момент к этой группе эксперты относят восемь человек: премьера Дмитрия Медведева, министра обороны Сергея Шойгу, главу Ростеха Сергея Чемезова, бизнесменов Аркадия Ротенберга и Юрия Ковальчука, главу «Роснефти» Игоря Сечина, спикера Госдумы Вячеслава Володина и мэра Москвы Сергея Собянина.

По мнению авторов доклада, российская элита находится на распутье. С одной стороны, возможна мобилизационная модель и милитаризация экономики, с другой - есть попытка запустить новую волну модернизации, говорят авторы доклада.

Конкуренция среди политической элиты будет разворачиваться не вокруг предстоящих президентских выборов, а сконцентрируется на сохранении нынешней системы внутриэлитного баланса, который сформировался в начале третьего срока Владимира Путина.

Акции вверх

Исходя из этих условий, самую большую устойчивость демонстрирует Дмитрий Медведев. Его главные плюсы - опыт работы на посту президента и премьера, он умеет «ослабить себя, чтобы сохраниться», его молодость (52 года). У премьера есть минимум три варианта трудоустройства весной 2018 года, считают авторы исследования: сохранит премьерский пост, перейдет в «Газпром», чем перехватит у главы «Роснефти» Игоря Сечина позиции «главного энергетика», или уйдет в Верховный суд, чтобы неформально курировать правоохранительный блок.

Уверенные позиции в «политбюро 2.0» занимает министр обороны Сергей Шойгу. Политологи считают, что под его эгидой могут создать новое суперминистерство (Минобороны + МЧС). Главный риск для Шойгу, по мнению экспертов, возможный форс-мажор в зоне боевых действий.

Динамичнее остальных растет влияние главы Ростеха Сергея Чемезова. Он усилил свои позиции в администрации президента, среди силовиков и в регионах, говорится в исследовании. Но это может его и подвести, если оппоненты смогут убедить президента в его чрезмерном усилении и попросят «выравнять» ситуацию. «Однако „коллективный Чемезов“, группа ВПК, неизбежно будет одним из ключевых элитных игроков. Один из претендентов на то, чтобы ее возглавить, - министр промышленности и торговли Денис Мантуров», - указано в докладе.

Другой член «политбюро 2.0», бизнесмен Юрий Ковальчук, может оказаться в центре коалиции, которая сделает ставку на модернизационный сценарий, считают авторы доклада. Они называют Ковальчука неформальным куратором научной сферы и адептом инновационной экономики, а также указывают на его значительные финансовые и медийные ресурсы.

Крепкие позиции среди членов «политбюро 2.0» у мэра Москвы Сергея Собянина. У него есть понятный проект на предстоящий президентский срок 2018-2024 - реновация. Кроме изменения облика столицы, проект привлечет большое количество элитных групп, которые станут естественными союзниками мэра. Также Собянин «сохранил и частично реновировал пул своих губернаторов на Урале», заменив в Пермском крае Виктора Басаргина на своего бывшего подчиненного Максима Решетникова. Собянин не проявляет личных амбиций и остается претендентом номер 2 на пост председателя правительства, считают эксперты «Минченко консалтинг».

Акции вниз

Сложности с повесткой «будущего» могут быть у трех влиятельных членов «политбюро 2.0»: Сечина, Володина и Ротенберга. Как отмечают авторы доклада, глава «Роснефти» Игорь Сечин находится на пике своего влияния (он получил контроль над «Роснефтегазом» и «Башнефтью», при нем прошла приватизаций пакета «Роснефти», были заключены значимые международные сделки, с его именем связывают арест экс-главы МЭР Алексея Улюкаева), однако «напористый управленческий стиль Сечина формирует против него широкую элитную коалицию». В исследовании говорится, что против Сечина по разным причинам настроены бизнес, часть правящего класса и конкуренты по нефтегазовой отрасли. Эксперты указывают на снижение силового ресурса Сечина - «был расформирован Госнаркоконтроль, который возглавлял его партнер Виктор Иванов, уволен ряд близких к главе „Роснефти“ сотрудников СКР и ФСБ». Вызовом Сечина станет выбор внутриэлитной стратегии и создание коалиции.

Могут ослабеть позиции спикера Госдумы Вячеслава Володина, несмотря на то, что после перехода из АП на должность председателя Государственной Думы, он сохранил свое присутствие в регионах и ощутимо поднял статус парламента. В исследовании указано, что слияние всех парламентских партий в единую пропутинскую коалицию снижает значимость парламента как площадки, представляющей общество. «Под вопросом сохранение лояльности региональной клиентелы», добавляют авторы доклада.

Ослабли позиции бизнесмена Аркадия Ротенберга, отмечают политологи. Ротенберг долгое время был связующим звеном с иностранными экономическими элитами, но попадание в санкционные списки и общее охлаждение с Западом осложняет его работу над созданием нового проекта. Кроме того, его неформальное кураторство над «РЖД» также может оказаться под вопросом.

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов сомневается, что повестка будущего станет определяющей для выживаемости политических элит: «Пока сложно сказать, является ли тема будущего неким приоритетом следующего президентского срока или просто политики поймали волну, увидели, что слово „будущее“ всем нравится, и пытаются предложить свои варианты. Вполне возможен настрой на первое, но в силу слабой ротации поколений и абстрактной (в глазах) элит пользы от симпатичных слов типа „цифровая экономика“, а также общей потери чувства идеальной эпохи (непонимания, находится она в прошлом или будущем) есть шанс на то, что тема будущего снова уступит страху перед масштабными качественными изменениями».

Навальный - инструмент борьбы членов «политбюро 2.0»

В докладе оппозиционер Алексей Навальный упоминается в роли инструмента борьбы в руках членов «политбюро 2.0». Их конфликты в публичном поле недопустимы, поэтому они прибегают к помощи главы ФБК, считают авторы исследования. В качестве примера эксперты вспоминают, что ресурс Навального использовался в 2013 году против мэра Москвы Сергея Собянина и весной 2017 года - против премьера Дмитрия Медведева. «Большинство членов „политбюро 2.0“ не заинтересовано в возврате к модели тандема [Путин - Медведев образца 2008-2012 года]. Выбиванием Медведева из числа потенциальных кандидатов в президенты в 2018 году функционал Навального в данной президентской кампании исчерпан», - считают политологи.

Кандидаты в новички

Эксперты выделили группу кандидатов в члены «политбюро 2.0». Среди них - руководитель Администрации президента Антон Вайно и его первый заместитель Сергей Кириенко. «Вайно, несмотря на свою молодость и историческую принадлежность к группе Чемезова, становится одним из наиболее доверенных лиц президента и постепенно наращивает неформальное влияние и аппаратный опыт. Кириенко имеет долгую историю отношений с Путиным, репутацию эффективного менеджера, обладает хорошим имиджевым потенциалом», - указывают авторы исследования. Они также отмечают, что после ухода в АП Кириенко сохранил контроль над Росатомом.

Другие претенденты относятся к финансовому сектору. Это глава Сбербанка Герман Греф и руководитель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, которые конкурируют за роль «архитектора и реализатора экономических, социальных и, возможно, политических реформ». Свое влияние наращивает и помощник президента Андрей Белоусов, в отличие от первого вице-премьера Игоря Шувалова, чье влияние, наоборот, убывает, говорится в исследовании.

На членство в «политбюро 2.0» претендует вице-премьер и полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев - эксперты называют его претендентом на роль технократического премьер-министра. Среди силовиков наращивает влияние глава Нацгвардии Виктор Золотов, который придумал и реализовывает этот проект, а также обладает серьезным неформальным влиянием в ФСБ (замдиректора этого ведомства - его креатура) и МВД, а также имеет свой пул губернаторов.

Среди глав регионов крепкие позиции у главы Чеченской республики Рамзана Кадырова. В докладе указывается на его собственный силовой ресурс и систему неформального экономического влияния в других регионах. Политологи считают, что он также претендует на роль коммуникатора с исламскими странами. Президент Татарстана Рустам Минниханов, наоборот, рискует вылететь из числа претендентов на членство в «политбюро 2.0». Эксперты указывают на ослабление его позиций из-за банкротства «Татфондбанка» и непродления договора о разграничении полномочий.

Коалиции и подающие надежды губернаторы

Авторы доклада подробно описывают корпус кандидатов в члены «политбюро 2.0». Они отмечают, что внутри силового сектора пока сохраняется система сдержек и противовесов: «Коалиция Чемезова - Чайки - Золотова конкурирует с тандемом Бортников - Бастрыкин и солидаризующимся с ним по ряду вопросов секретарем Совета Безопасности Николаем Патрушевым». Ослабленная группа Евгения Школова удержала на посту министра МВД Виктора Колокольцева. В медийной активности главы СВР Сергея Нарышкина эксперты увидели подготовку к переходу в новое качество. Также отмечается рост влияния главы Верховного Суда Вячеслава Лебедева в преддверии подготовки судебной реформы.

В административно-техническом блоке, по мнению политологов, хорошо себя проявляет глава Центробанка Эльвира Набиуллина: ее полномочия продлили, а сама она вышла победительницей из нескольких непростых внутриэлитных конфликтов («Татфондбанк», банк «Югра»). Плотнее президент стал общаться с главой Счетной палаты Татьяной Голиковой, добавляют авторы доклада.

В политическом блоке выросло идеологическое влияние епископа Тихона (Шевкунова). Эксперты отмечают ослабление позиций лидеров парламентских оппозиционных партий (КПРФ, ЛДПР, «СР»): «Именно осознание слабости своих позиций вынуждает Геннадия Зюганова, Владимира Жириновского, Сергея Миронова бороться за место в президентской гонке и не принимать сценарий тестирования новых фигур внутри своих партий».

Среди потенциальных новичков, претендующих на кандидатство в «политбюро 2.0», оказались старожилы-губернаторы: кемеровский Аман Тулеев (патерналистский авторитаризм), калужский Анатолий Артамонов (инвестор-ориентированная экономика), белгородский Евгений Савченко (умеренный русский национализм). Также авторы доклада выделили молодых и технократичных главу ЯНАО Дмитрия Кобылкина (он, по словам экспертов, неформально курирует Ставропольский край) и губернатора Московской области Андрея Воробьева, который первый трансформировался в «технократы». Также в докладе выделили тульского и ярославского губернаторов Алексея Дюмина и Дмитрия Миронова, экс-руководителя АСИ Андрея Никитина, который сейчас возглавляет Новгородскую область. Перспективными среди федеральных управленцев стали члены Кабмина Денис Мантуров и Александр Новак, а также глава «РЖД» Олег Белозеров.

Вызов 2021

В заключение авторы доклада прогнозируют обновление состава этого «политбюро» к 2024 году и формирование двух широких коалиций внутри него. Одна из них будет выступать за мобилизационный сценарий: в нее войдут члены ВПК и силовики, а ядром станет группа Чемезов - Чайка - Золотов -Шойгу. Другая группа будет выступать за модернизационный вариант развития. Она будет состоять из либерального блока правительства, частного бизнеса, а ее потенциальными участниками станут Медведев, Ковальчуки, Собянин, Кудрин и Греф. Но в итоге, как прогнозируют авторы исследования, «принятая к реализации программа будет смешанной или вообще будет верстаться „с колес“».

Кабмин-2018 станет правительством непопулярных реформ, считают эксперты, поэтому шансы будущего премьера стать преемником Путина будут невелики. Реальное обсуждение кандидатуры преемника, по мнению авторов доклада, начнется в процессе подготовки парламентских выборов 2021 года (кампания станет значимым элементом транзита власти): «Возможна проработка особого статуса Путина после его ухода с поста президента („русский аятолла“). Многое будет зависеть от исхода выборов президента США в 2020 году».

Президент коммуникационного холдинга Minchenko consulting Евгений Минченко и руководитель аналитического департамента Международного института политической экспертизы (МИПЭ) Кирилл Петров представили масштабный доклад "Большое правительство и "Политбюро 2.0", при создании которого были опрошены более 60 экспертов - представители политической и бизнес-элиты страны. Версия исследования представлена на сайте холдинга "Минченко консалтинг".

В силу специфики обсуждаемой темы опрос экспертов проводился на условиях анонимности, целью исследования было создание непротиворечивой модели неформальной системы принятия решений, сложившейся после завершения электорального цикла 2011-2012гг. и принятия кадровых решений по новому составу российского правительства и администрации президента.

Результаты исследования свидетельствуют, что вместо тандема Россией руководит конгломерат конкурирующих кланов.

Формирование новой структуры исполнительной власти свидетельствует о новом кадровом стиле, выбранном президентом Владимиром Путиным. Традиционная схема создания системы элитных "сдержек и противовесов" была усложнена, заявляют эксперты.

Так, внутри администрации президента появился резервный по отношению к правительству "пульт управления" в лице помощников президента и контролируемых ими профильных управлений. Данная группа может конкурировать с министерствами и департаментами правительства по скорости прохождения бюрократических процедур. В.Путин сформировал ряд новых комиссий, в которые входят министры и представители администрации президента. Это указывает на тот факт, что фактически В.Путину удалось внедрить в России американскую модель, при которой президент руководит всей вертикалью исполнительной власти (своеобразное "большое правительство"), имея контроль и над правительством, и над администрацией.

"При сохранении уже существующих групп влияния В.Путин экспериментирует с введением на поле новых игроков, которые выступали бы в роли или аполитичных исполнителей-технократов, завязанных лично на него (к примеру, министр МВД В.Колокольцев и министр экономического развития А.Белоусов), или в качестве носителей альтернативных политических платформ (дихотомия "Народный фронт" - "Единая Россия", квазиоппозиционные проекты и Михаила Прохорова, "тематические" провластные проекты Д.Рогозина, И.Холманских и В.Якеменко)", - полагают эксперты.

В сфере влияния крупных элитных кланов при поддержке президента обеспечивается автономия отдельных игроков, продолжается процесс фрагментации элитных групп и выявления в их среде новых игроков, В.Путин продолжает "демонтаж" коалиции образца 2006-2007гг., демонстрируя свое расположение к участникам команды премьера.

В настоящий момент правящая элита ставит своими целями обеспечение своей устойчивости на длительном временном промежутке, что предполагает конвертацию власти в собственность через новый этап приватизации и использование бюджетных средств, обеспечение передачи полученной в 1990-2000-х гг. собственности по наследству и легитимацию приобретенной собственности - как в России, так и за границей. Второй задачей элиты является укрепление действующей коалиции, отсев нежелательных членов и дозированное привлечение новых.

Перераспределение собственности будет реализовываться в рамках трех больших проектов: новая приватизация, "Большая Москва" и развитие Сибири и Дальнего Востока. Властные группировки после переизбрания В.Путина вступили в ожесточенные схватку за порядок реализации проектов.

Главными структурными противоречиями в нынешнем "большом правительстве" являются чрезмерный объем полномочий вице-премьеров, конкуренция за контроль над финансовым блоком между действующими министрами и бывшей командой Алексея Кудрина, аппаратная конкуренция за контроль над ТЭК между секретарем профильной президентской комиссии Игорем Сечиным и профильным вице-премьером .

Механизмом разрешения этих и других аппаратных противоречий является неформальный орган, который эксперты окрестили "Политбюро 2.0". Действующая правящая элита может быть описана моделью советского коллективного властного органа - Политбюро ЦК КПСС, полагают эксперты.

"Подобная система коллективной власти квазиинституциональна с точки зрения национальных государств, но эффективна с точки зрения логики "естественного государства", - обращают внимание аналитики. Эта модель сформировалась в 2000-е гг. в результате перераспределения ресурсов от мелких олигархических кланов, разрушения медийных империй, ликвидации большей части региональных режимов.

Процесс властвования в современной России направлен на поддержание межкланового баланса, в которой нет так называемой вертикали власти. Современная российская власть - это конгломерат кланов и групп, которые конкурируют друг с другом за ресурсы, где В.Путин выступает в роли влиятельного арбитра и модератора. Ключевым качеством президента, помимо поста, являются его личные доверительные отношения с главными игроками внутри и вне страны и сохраняющийся рейтинг у населения.

Глава государства напрямую контролирует вопросы долгосрочных газовых контрактов, управление газовой отраслью, осуществляет контроль над системообразующими банками ( , ).

Специфика "Политбюро 2.0" заключается в том, что оно практически никогда не собирается на общие совещания, участники органа имеют формальный статус его членов, вокруг "Политбюро" сформировалось несколько элитных кругов, которые можно условно обозначить как "силовой", "политический", "технический" и "предпринимательский", которые соперничают между собой.

Полноправными членами "Политбюро 2.0" выступают лидеры крупных элитных групп, имеющие позиции как в бизнесе, так и в госструктурах. В указанный пул эксперты включают премьер-министра Дмитрия Медведева, который растерял большую часть своей коалиции второго срока. Председателю правительства на время пришлось отказаться от самостоятельных политических амбиций и лишиться ряда своих ставленников в силовых структурах, однако в силу своей позиции премьер будет выступать центром притяжения для конкурирующих бизнес-элит. Среди тех, кто сделал ставку на премьера, эксперты называют , Юрия Чайку.

В "Политбюро" включают также , который сохранил положение доверенной фигуры В.Путина; главу , обладающего неформальным влиянием, "второй полюс" влияния в ТЭК - тандем Геннадия Тимченко и Юрия Ковальчука; группу Сергея Чемезова, которая являются доминирующей в ВПК; лидера номенклатурной группы , имеющего тесные отношения с несколькими уральскими губернаторами. "Новичок" в "Политбюро" стремительно набирает влияние, отмечают эксперты: он получил контроль над проектом "Народного фронта" и частичный контроль над "Единой Россией".

Среди других влиятельных кандидатов в члены "Политбюро 2.0" эксперты выделяют Алексея Кудрина, сохранившего мощное идеологическое влияние на финансовый блок правительства; Аркадия Ротенберга, входящего в бизнес-окружение президента; Николая Патрушева, группа которого, сконцентрированная в Совбезе, представляет собой резервный силовой блок; Владислава Суркова, возглавляющего резервный идеологический блок; Александра Волошина, отвечающего за политический менеджмент "семейной группы" и имеющего серьезное влияние на чиновников среднего уровня; , который из разряда членов "Политбюро 2.0" перешел в кандидаты, поскольку в последнее время старается переносить центр своей активности из России на Запад.

Подводя итоги, эксперты заключают, что описанная выше система нацелена в первую очередь на инерционный путь развития, и все ключевые центры силы надеются, что сильных международных потрясений не произойдет, России удастся сохранить социальную стабильность. Диверсификация управления при вернувшемся на пост Президента РФ В. Путине происходит за счет усложнения неписанной системы "сдержек и противовесов" внутри элиты.

На случай кризисных явлений у власти имеются две резервных площадки: праволиберальная и левая, народно-патриотическая. Праволиберальную сцену в случае трудностей должны будут захватить и А.Кудрин, на левой же надежды возлагаются на ОНФ и вице-премьера .

В обоих случаях команды готовы будут предложить свой вариант "спасения" правительства. Параллельно продолжаются эксперименты в существующих подконтрольных политических группах. На данный момент существует вероятность победы реакционного сценария, опасаются эксперты. В этом случае произойдет "радикальное оправославлевание" власти, силовое подавление оппозиции и курс на противостояние Западу.

Однако, учитывая описанные в начале этого доклада задачи российской элиты, вероятность этого сценария невелика или время его реализации будет непродолжительным.

Поучаствовать в обсуждении вопроса "Кто на самом деле управляет Россией?" можно на страницах РБК в социальных сетях