Основные понятия и законы динамики. Юридические факты. Понятие правонарушения и его признаки

К сожалению, неуважение подростков ко взрослым - достаточно частая картина. И это не обязательно открытое хамство: просто игнорируют обращенные к ним слова, демонстрируют свое превосходство в умении пользоваться гаджетами и так далее.

Так как же заложить в детях уважение ко взрослым?

Возможно ли донести это до сознания подростка, если время в детстве уже упущено?

И надо ли требовать уважать ВСЕХ взрослых, ведь мы прекрасно знаем примеры, когда взрослый человек ведет себя недостойно?

Уважать ребёнка трудно: он неуклюж, растяпист, доставляет массу неприятных моментов. И чем старше он становится, тем труднее с ним. "Маленькие дети - маленькие проблемы. Большие дети - большие проблемы".

Родители могут показать модель поведения детей в обществе старших и взрослых людей. В семье, где почитают семейные, родословные традиции и обычаи, где чтут память доблестных национальных героев, дети впитывают в себя культуру и наследие своего народа! В таких семьях дети вырастают внимательными, воспитанными, у них никогда не возникает желание противоречить, а тем более дерзить взрослым! Примерами таких народов, у которых уважение к старшим передается с молоком матери, является Грузия, Армения, Казахстан и страны Средней Азии, и многие другие.

Необходимо взрослым быть чуткими и отзывчивыми к проблемам подрастающего поколения. Разговаривать с детьми следует ровным спокойным голосом, без окриков и тем более ора! Дети во всем подражают тем, кто их окружает. Таким образом они научаются вести себя в обществе.

У многих народов есть поверие: если хотите узнать, как вы выглядите со стороны, посмотрите на поведение своих детей и послушайте, о чем и как говорят дети! После подумайте и примите правильные меры по исправлению своего поведения. А ребенок, глядя на вас, сам переменится!

Дети - это наше все! Наше настоящее и будущее! От нас, взрослых, зависит - какими они будут, когда вырастут!

Не существует никакого переходного бунтарского подросткового возраста, если в семье царит понимание и уважение ко всем членам семьи и к нему в том числе. Это миф! Подросток противится только несправедливости и пренебрежению к нему самому и к его возрасту! В подростковой периодизации говорится только о его пубертатном созревания и определении себя как личности!

Я призываю видеть в наших детях любого возраста наших будущих профессионалов своих дел, наших летчиков и космонавтов, воспитателей и учителей, врачей и психологов . А главное просто хороших людей! И дети нам ответят тем же, когда мы уже не сможем быть полезными обществу. Они нас никогда не бросят, если сейчас мы проявим к ним уважение и самый лучший интерес! Ведь самые лучшие - это наши дети!

Ну, что сразу подросток , опять подросток? Да, он дерзок, демонстративен и хамоват. Проверяет мир на прочность, границы дозволенного и свое место в мире. При этом он требует взрослых прав и свобод при сохранении детской позиции по части ответственности и защищенности.

И взрослые часто вынуждены соглашаться с этим. Потому что на детей законы взрослого мира не распространяются. Чтобы отвечать за свои поступки, подростку нужно совершить серьезное правонарушение.

Много ли прав у школы, у учителя? Нет.
У взрослых вокруг? Тем более нет.
Право воздействовать есть у родителей, которые и несут отвественность за своего ребенка. Но они боятся. Да, боятся.

Говорить по-взрослому со своим сыном или дочерью - это быть готовым услышать о своих ошибках и упущениях.

Это быть готовым что-то менять в привычной жизни, тратить силы и время.

Это признавать свое незнание и непонимание чего-то нового в мире, о чем ваш ребенок имеет представление, а вы - нет.

Это передоговариваться и пододвигаться по поводу власти.

Это показывать ему свои сомнения, иногда бессилие перед сложностью жизненных проблем.

И еще неуверенность в своих действиях, подкрепляемая бесконечным потоком ужасных историй, транслируемых СМИ. Сплошное "как бы чего не вышло". Вдруг он в ответ на ограничения или наказание уйдет из дома, свяжется с плохой компанией или вообще покончит с собой?

Родители молчат: как-нибудь хамоватость и наглость израстут сами собой со временем. Бездействием они подтверждают, что за все годы до его 13-14-15-16-летия не смогли привить ему никаких морально-нравственных качеств, нужных для благополучия и успешности в социуме.

Они настолько сомневаются в своем ребенке и в себе как воспитателях, что не дают отпор ничему. А вседозволенность - не лучший друг ребенку.

Да, конечно, в каждой семье свои устои и свои методы воспитания. Но жестко показать ребенку короткий и четкий список неприемлемого в вашей семье - одна из главных задач родителей.

Например, что хлопнувший дверью и без разрешения не ночевавший дома найдет эту дверь закрытой, когда захочет вернуться. Что тот, кто оскорбляет бабушку, больше не садится с нами за один стол и не включается в общие беседы.

Возможно, позиция и жесткая. Но как иначе подростку взрослеть и реально чувствовать себя взрослым, а значит - правым, неправым, с поступками, которые заметили и оценили. Иногда - вот так. Но чаще все же - с хорошими взрослыми поступками, с решениями, с которыми родители согласились.

Как воспитать в своих детях уважение к взрослым?

Во-первых, самим уважать взрослых (если мы говорим об этой категории) людей, ну, или принимать их такими, какие они есть. Скажете, что, мол, ах, как это банально... На самом деле это просто, но так оно и есть.

Если вы сами не научены уважать взрослых, то, соответственно, научить своего ребенка делать то, что сами делать не умеете... невозможно! Если вас раздражают пожилые люди, вам в тягость общение с ними, вас страшит то, что через какое-то время вы станете тоже пожилым человеком (взрослым вы уже являетесь!), то ваше отношение вашими детьми...копируется.

Во-вторых (а может, кстати, и в-первых!), уважать своих детей! Тогда ребенок растет личностью, человеком, с мнением которого считаются, которого любят и уважают. Независимо от того, проливает ли он на себя борщ, получает "пары" по математике, теряет вещи, получает нагоняи от учителей, влюбляется "не в тех", выбирает учебное учреждение вопреки мечтам мамы и прочее...

Когда члены рода уважают, принимают без критики и упреков друг друга, то и младшее поколение учится строить отношения подобным образом!

"Надо ли требовать уважать ВСЕХ взрослых"? Ну, слово НАДО да ещё в сочетании со словом ТРЕБОВАТЬ... важно употреблять пореже! Насилие вызывает естественное противодействие. Ребенок (и не только) будет всеми ему известными способами отстаивать свои взгляды на ситуацию. У него есть свои причины не уважать, например, весьма уважаемого Вами человека.

Уважение к людям — важный личный принцип социальной работы, который предполагает, что все люди заслуживают уважения. Согласно этому принципу нельзя лишать человека уважения из-за его роли в обществе или черт характера
(из Википедии).

Важно "примерять" на себя те ощущения и чувства, которые может испытывать человек, к которому относятся неуважительно... Представьте, что вам, подростку , кто-то говорит: "Ну, ты отстойный, ты пользоваться гаджетами не умеешь, как я, ты как птеродактиль неотёсанный!". Неприятно, вероятно:) Вот и другим неприятно!

Научить уже сформировавшуюся личность уважать взрослых.. Не знаю... Задача - очень сложная, практически невыполнимая. Кроме тех случаев, когда сам человек осознает или начинает чувствовать необходимость для себя -поменять своё отношения к окружающим... Ведь как мы к миру - так и мир к нам. Баланс!

Что такое уважение?

Для того, чтобы найти определение, которое мне больше всего по душе, я изрядно покопался в соответствующей литературе. Больше мне понравилось определение из книги Кэрола Ойстера «Эффективная работа с людьми (социальная психология групп)». Он дает такое определение:

Уважение - это один из типов лидерства, выявленный в ходе исследования в Университете Штата Огайо. Этот стиль характеризуется тем, что лидер рассматривает каждого из участников группы как личность со своими чувствами .

Я бы переформулировал так: «Уважение - это черта характера, которая проявляется тем, что человек рассматривает других людей как личность со своими чувствами».

А что же скажут на это философы?

По Канту, «уважение устанавливает норму человеческих отношений, даже в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание» .

С этой стороны, я бы выделил взаимопонимание.

Надо уважать всякого человека, какой бы он ни был жалкий и смешной
(А. Шопенгауэр)

Это выражение, к примеру, мне подходит целиком.

Трудно любить человека, которого совсем не уважаем
(Ларошфуко)

Это выражение поможет мне сформулировать свое определение.

Так же мне близки, для термина, размышления Ницше о человеке и сверхчеловеке.

Человеком он считает того, кто в своих мыслях, чувствах, поступках, желаниях, действиях сообразуется с существующими правилами, ценностями, наставлениями, моралью, требованиями авторитетов, которые зачастую выступают против природы человека, против его сути, а сверхчеловеком он считает такого человека, который живет в соответствии с требованиями своей природы .

Для себя в термин уважение вкладываю и человеческие качества, и сверхчеловеческие в данном понимании этого слова.

Также добавлю, как только я прочитал название круглого стола, у меня стали крутиться мысли: «уважение, что же это такое?». И в размышлениях неизбежно сталкивался с понятием внутренних границ личности, тесной взаимосвязи двух этих понятий - уважение и граница - и их взаимовлияния.

Для меня уважение - это черта характера, обусловленная соблюдением границ другого человека (и своих в том числе), как личности со своими чувствами, собственным мнением и своими намерениями. Какой бы человек ни был смешной или жалкий, настойчивый или грубый. Под границами я понимаю то, как учитываются существующие правила, ценности, наставления, мораль и требования, принятые у этого человека в данном обществе, данной стране и этом городе. При этом не упуская из виду собственные потребности.

Если кратко, уважение - это умение соблюдать чужие границы не в ущерб своим .

Пример с ребенком.
Если в Японии принято до 5 лет обращаться с ребенком «как с королем», в 5-15 лет «как с рабом», с 15 лет «как с равным», то я буду придерживаться их правил и нравов, когда буду у них в гостях. До 5 лет они могут хоть драть волосы, и японец ничего не сделает с малышом. Это их религия , это их нравы.

И как вы думаете, что будет, если я буду лезть со своим воспитанием в их семью? В лучшем случае - меня не поймут, в худшем - меня посадят или того хуже…

То же самое касается и наших детей - мы прививаем свою модель семьи (или пишем им сценарий - подробнее см. мою статью ), ту, которая привита нам с детства. И если в нашей семье не было принято уважать себя и других, в том понимании, которое я вкладываю выше, то тут один вариант - начать с себя.

Изучить наши нравы, религию, обычаи. Наши - то есть характерные для территории проживания и обитания - района, города, страны. Учитывать разницу «привычного» в моей семье и семье соседа, в детском саду, в конкретной школе и т.д. Нравы и обычаи времени - какими пользуются сейчас гаджетами и как сейчас занимаются поиском информации, например, учиться быстро печатать, совершенствовать пользовательские навыки в работе с компьютером, планшетом, бытовой техникой. Этим самым расти самому и быть примером будущему поколению, быть ближе к молодежи, иметь возможность общаться на одном языке и учиться друг у друга.

Как заложить уважение ко взрослым?

Я так понимаю, что здесь имеется ввиду, как воспитать в наших детях уважение к другим. А воспитание заканчивается к 5 годам, далее, на мой взгляд, уже необходимо переходить на управление.

Мне близка стратегия М.Е. Литвака, и её придерживаюсь как базовым правилам в воспитании своих детей. Эта формула звучит просто: «не воспитывать, а выращивать: из огурца - огурец, из помидора - помидор, а не наоборот» .

И если у родителей нет уважения к самому себе и к окружающему миру, откуда ему взяться у ребенка? Соответственно, если уважение есть, ребенок будет расти и впитывать его, и напрягаться тут не надо. Но если вдруг заметили, что уважения нет, то начинайте с себя, а не дергайте ребенка. Будет обратный эффект.

Например, родители курят, но говорят своему чаду: «курить плохо». Что, вы думаете, творится у него в голове? Совершенно верно, он думает, «раз сейчас нельзя, вырасту, как мама и папа, тогда будет можно». И как ни уговаривай, подсознательно это будет в голове. Так что вывод - если не заложено в нас, то закладывать и подавать пример. Если у родителей есть уважение к себе и другим, напрягаться не стоит - ребенок сам его впитает, «как губка».

Возможно ли донести до сознания подростка, если время уже упущено?

Да, тут уже сложнее. Двойная работа должна происходить. С одной стороны, нужно воспитывать уважение в себе, с другой - каким-то образом сделать так, чтобы ребенок «впитал это уважение». Силой, особенно подростку, на мой взгляд, бесполезно доносить, чтобы он уважал вас и других людей. Тут должна быть стратегическая задача. Я поделюсь своим опытом. Небольшие правила как это сделать:

  1. Говорить «от себя» (подробнее смотрите в конце моей статьи - Я-высказывания). Например: «Когда ты меня игнорируешь, мне неприятно. Я понимаю, что тебе может быть некомфортно, но от этого будет только нарастать напряжение между нами. Если будешь готов, подойди, мы с тобой это обсудим».
  2. Делать предложение один раз и говорить о своей готовности в любой момент выслушать . Ожидание может продлиться несколько часов, а то и дней. Но если придерживаться этого правила, то механизм закрепится и будет проходить более быстро в следующий раз.
  3. Если вы сами находитесь в напряжении, сначала разбираться со своими «заморочками» , затем уже высказывать свое недовольство подростку . В иной ситуации может получиться так, что сын «заработал» на 5 рублей, а отец поругал на 10 рублей, потому что был конфликт с начальником и он не выразил свои эмоции.
  4. Находиться больше в местах, где прививается уважение , культура: например, музеи, парки, театры. Каждому подходит свое. И делать это не так, что «я купил билеты в цирк, завтра идем». А сходить самому и рассказать с увлечением - «какой был спектакль, там так и так, а как играли актеры» - и добавить: «кстати, если хочешь, мы можем в следующий раз вместе сходить». И более ничего. На этом забыть и ждать.

Нужно ли уважать всех взрослых вообще?

Смотря что понимать под уважением? Если под уважением понимать: уступить место в трамвае пожилому, помочь молодой маме вынести коляску из автобуса, спокойно вести себя на занятии, когда преподаватель ведет урок, вести себя дома по обычаям семьи - это то, о чем я писал выше.

И я не зря дал свое понимание уважения в начале статьи. Я понимаю уважение как некий баланс между уважением границ другого человека и без ущерба своим границам.

Например, в том же автобусе некоторые люди начинают хамить, преждевременно обобщая, мол, «уважать надо любого старшего, без оговорок, чтобы он ни делал». К примеру, пожилой мужчина говорит: «Вот хам, сидит и не уступает место, а ну-ка быстро встал!», а подросток на самом деле еще даже не успел увидеть его. В этом случае, на мой взгляд, на первое место выходят границы подростка. Да, возможно, он уступит место, но и праведным будет возмущение в адрес «старшего по возрасту», так как он нарушил его рамки приличия и нахамил.

Выводы.
Я постарался затронуть все 3 вопроса повестки дня круглого стола. И показал, как я понимаю процесс прививания ребенку уважения к себе и миру. Вместе с тем, это мое личное мнение, и я могу ошибаться.

Когда неуважение к старшим, в частности, к родителям, проявляют дети из неблагополучных семей, то со стороны причины очевидны: «яблочко от яблони недалеко падает».

Гораздо больше непонимания вызывают ситуации, когда у матерей и отцов, буквально боготворившей своих родителей, вырастают дети, которые ведут себя с ними просто отвратительно. Вот именно про них я и хочу сегодня написать.

Мне как психологу часто приходиться работать с клиентами, являвшимися «золушками» в своей семье . И не потому, что они росли с отчимом или мачехой (хотя и такое нередко), а потому что чувствовали себя номером два в своей семье по сравнению с братом или сестрой. При этом чувство своей второсортности для родителей во многом существовало лишь в восприятии ребёнка. Родители же чаще всего любят всех своих детей, не деля их на 1, 2, 3 и так далее, просто выражается их любовь по-разному и старшие дети зачастую используются как помощники по уходу за младшими.

В общем, мысль, которую я хочу донести, заключается в том, что родительское балование, избавление от труда является не благом, а страшной карой для ребенка и его родителей. С чем связано то, что избалованные дети редко доходят до психолога ? А с тем, что у них все другие плохие, а они всегда ни за что не ответственны. Вот, к примеру, сын выгнал родителей с собственным ребенком из 3-х комнатной квартиры в однушку - ну, так ему же нужнее больше пространства для жизни с новой пассией. О каком уважении к страшим тут вообще может идти речь.

Что же делать тем, кто оказался в ситуации родителей ребенка, который, образно говоря, вытирает об них ноги? Примерно то же, что рекомендуют созависимым людям - перестать спасать.

Ваша дочь не хочет учиться в университете? Позвольте ей делать то, что она хочет, но при этом прекратите ей помогать. Ведь тем, что Вы пытаетесь сподвигнуть свою уже взрослую дочь на что-то, Вы проявляете пример неуважения к себе самой. Перестаньте унижаться, и почувствуете себя отдельной личностью, занятой своими делами, живущей жизнью, полной собственных интересов. Лучшее, что Вы можете сделать в подобной ситуации - это дать возможность Вашему повзрослевшему ребенку учиться на своих ошибках.

Для избалованного человека существуют только его права, а все остальные бесправны и должны ему по определению. Именно отсюда и исходит неуважение к окружающим. Продолжая нести чрезмерную ответственность за детей, мы, родители, сами создаем себе почву для неуважения нас нашими детьми. Про то, что, беря на себя чужую ответственность, человек теряет возможность отвечать за самого себя, я подробнее здесь писать не буду, поскольку это тема заслуживает отдельного разговора.

Как же быть родителям, чтобы их дети испытывали к ним уважение?

Перестаньте делать для детей всё то, что ущемляет Ваши интересы, всё то, что Вы делаете для их якобы блага во вред себе. Не забывайте о самих себе!

Это так просто и так сложно одновременно, и это так нужно и Вам, и Вашему ребёнку, какого бы возраста он ни был. Помните, что если Вам сложно нащупать свой счастливый жизненный путь, то у Вас всегда есть возможность обратиться к проводникам, разбирающимся в разных маршрутах на карте жизни - к психологам.

Первое ,
что стоит понять и принять: ребёнок всегда демонстрирует то, что вложили в него родители. А это значит, что, когда мы требуем уважения (хотя его не требуют - его дарят, как любое другое отношение), родителям стоит понаблюдать за собой, как они проявляют уважение, и не только к старшим, а к тому же подростку. Стучатся ли они в дверь, когда хотят зайти к нему в комнату, спрашивают ли его готовность к диалогу, когда хотят поговорить.

Очень часто родители желают проявления определенных качеств у подростка , но не всегда сами это качество активно демонстрируют. А всё начинается именно с родителя.

Второе ,
это прояснить в диалоге на равных, что есть уважение для взрослого и для подростка? В чём значимость этого отношения? То есть когда родитель не с позиции сверху обучает, а именно исследует вместе с подростком.

Третье ,
делиться своими чувствами и желаниями , быть искренним, используя волшебное "Я -сообщение". Например, "я очень радуюсь и горжусь тобой, когда вижу, как уважительно ты повел себя по отношению к...".

Чтобы что-то взять, это сначала надо дать!
Давайте уважение подростку , он начнёт делиться им с окружающими!

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка интенсивно начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства - симпатия и сочувствие к окружающим людям, любовь к матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: честности, справедливости, чувства долга, любви и уважения. И чем старше ребенок становится, тем труднее воспитать в нем эти важные качества.

До 5-летнего возраста для ребенка не имеет значения возраст человека при общении, он может играть и общаться со всеми на равных. Но дети старше этого возраста уже понимают, что люди могут быть молодыми, старшими и пожилыми. А вот как строить с ними отношения они еще не знают, этому их должны научить родители.

1. На своем примере покажите детям, как вы уважительно относитесь к своим, бабушкам и дедушкам. Открыто говорите о чувствах к родителям, подчеркивая, как они вам дороги. Чему они вас научили, за что вы им благодарны.

2. Совместные времяпровождения с родителями, с дедушками и бабушками должны отложиться в памяти ребенка приятными воспоминаниями, а значит и уважением к старшим.

3. Научите детей с маленького возраста сопереживать и проявлять доброту к старшим. Кроме личного примера, очень большое значение в воспитание этих качеств у ребенка имеет поощрение. Любые проявления вежливости и доброты ребенком не должны оставаться незамеченными родителями. Если ребенок уступил место в автобусе бабушке или вам, то скажите ему: "Твой поступок меня очень порадовал, спасибо тебе за заботу»

4. Не пресекайте желание школьника помочь вам словами: "Тебе нельзя носить тяжести, я сама донесу". Лучше в этом случае сказать: " Мне нравится твое желание помочь мне, но поднимать тебе одному будет тяжело, давай, мы разделим продукты на две части, и понесем вместе".

5. Не старайтесь переделать все домашние дела сами, считая, что ребенок еще маленький. Только помогая родителям, бабушкам и дедушке дети учатся проявлять заботу о старших и уважать их. Если же родители целыми днями трудятся, а ребенок ничего не делает, кроме посещения школы и приготовления уроков, то он такого же отношения к себе будет ждать и будучи взрослым.

6. Отличным помощником в воспитании уважения к старшим и доброты у детей с давних пор считались сказки. "Красная шапочка", "Золушка", "Колобок", "Три дочери" и другие сказки учат малышей добру и уважению к старшим.

7. Часто дети бывают свидетелями враждебных отношений со свекровью. В этом случае ребенок хоть и любит свою бабушку, проявить свои чувства к ней он боится, так как мама относится к ней совсем по-другому. В такой атмосфере невозможно воспитать у ребенка уважение к старшим, бабушка может и не обращать внимания на то, что внук относиться к ней пренебрежительно, но такое же отношение к себе не порадует родителей в дальнейшем.

8. Не забывайте звонить родителям, если они находятся далеко от вас и интересоваться их здоровьем, ведь ни что так не радует стариков, как внимание их детей.

И тогда, через много лет мы с вами будем радоваться тому, что наши дети, будут помнить о нас, уважать и любить. И их дети, наши внуки, научат своих детей уважать и почитать старших.

Материал подготовила: социальный педагог

КГАОУ ЦПМСС (Уинское представительство)

М.Е.Пономарева

Основные раскрываемые понятия:
интернационализм,
дружба,
взаимопонимание, содружество, национальное самосознание
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дружба народов является важнейшей чертой российского патриотизма.
Братская дружба, взаимная помощь и поддержка помогали нашему народу
выстоять в самых тяжелых испытаниях. Примером тому служит сплочение
нашего народа и всех народов Советского Союза в годы Второй мировой войны.
Представители всех народов нашей Родины стали Героями Советского Союза,
были награждены орденами и медалями.
Российский патриотизм не имеет ничего общего с национализмом и
шовинизмом, он тесно связан с интернационализмом. Гражданин­патриот
России с уважением относится к народам других стран, их культуре, обычаям и
традициям, как и ко взглядам и убеждениям других людей, независимо от их
национальности, расы, атеистических или религиозных воззрений.
Вместе с тем гражданин­патриот России, признавая общечеловеческие
ценности, не должен забывать об интересах своей Родины.
Воспитательные цели:
– воспитание чувства принадлежности к своему народу, пробуждение
интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к духовным идеалам и
ценностям многонационального народа России;
– формирование чувства национальной гордости, уважения к своеобразию
представителей другой национальности (толерантность), стремления знать
историю, культуру, традиции и обычаи, иерархию духовных ценностей других
народов, умения жить с представителями других этносов в мире и согласии;
– воспитание толерантности по отношению к людям другой национальности
(задачи: учить быть интернационалистами, проявлять нетерпимость к
национальной и расовой неприязни, унижению национального достоинства
человека; учить разбираться в национальных особенностях того или иного
народа, живущего в одной стране, в одном доме);
– вовлечение в процесс возрождения традиций дружбы между народами;
– помощь в овладении наукой взаимодействия в социально значимой
деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ
О б щ е н и е (просвещение)
Возможные темы для общения:
– «Мы не лучше и не хуже других, мы иные»;
– «Золото, золото сердце народное»;
– «Душа неизъяснимая»;
– «Дух наш высокий»;
– «Глубинные черты нашего национального самосознания»;
– «Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»;
– «Духовная сокровищница народа»;
– «Истинные идеалы и ценности нашего народа»;
– «Уроки народной мудрости о дружбе народов»;
– «Кодекс чести нашего народа» (отражение в пословицах и поговорках);
– «Правила, которые не устарели»;
– «Народный этикет»;
– «Наше понимание того, что есть человечность»;
– «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие, сострадание, забота в
представлении народов России»;
– «Сколько разных нас живет в стране по имени Россия?»;
– «Прошлый и современный портреты народов России («Мы не лучше и не
хуже других, мы иные»);
– «Портрет старшего и юного поколения россиян: общее и особенное».
Наши размышления о главном: «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие,
сострадание, забота в нашем понимании»; «Умеем ли мы понимать других,
отличных от нас, людей?»; «Дружба: какой она бывает?»; «Умеем ли мы
дружить?»; «Какие мы друзья?»; «Наши друзья: какие они?»; «Как слово наше
отзовется?»; «Наше отношение к грубости, пошлости, цинизму, грязным словам
и безнравственным поступкам по отношению к другим людям».
Практикум «Учимся жить в одной связке с другими людьми».
Вечера актуальных проблем: «Межнациональные конфликты: как их
избежать?»; «Что такое понимающий мир и что нужно для того, чтобы его
построить?».

Составление подборок материалов:
«Азбука народной мудрости о
взаимоотношениях»; «О прекрасном и безобразном в
человеческих
человеческих отношениях».
Д е я т е л ь н о с т ь
Экспедиции: «К истокам нашего самосознания», «К истокам нашей
цивилизации»; «К истокам нашей ментальности», «К истокам народной
мудрости» (народная мудрость о достоинствах и пороках нашего народа, о
взаимоотношениях между людьми; нравственный кодекс чести нашего народа).
Тематические периоды: «В гостях у народов России», «Вместе – дружная
семья».
Школа человечности:
– уроки доброты, красоты, справедливости, миролюбия, милосердия,
толерантности, нравственности и культуры взаимоотношений;
– уроки взаимопонимания (учимся видеть, слышать и понимать друг друга);
– уроки этикета (этикет народов России);
– уроки искусства общения (учимся общаться на высоком уровне красоты
человеческих взаимоотношений);
– уроки прикосновения души к душе (уроки волшебных слов);
– уроки прощения и благодарении;
– уроки конфликтологии;
– уроки дружбы и сотрудничества «Учимся дружить, взаимодействовать друг
с другом».
Движение милосердия «И станем все добрей и человечней».
Разработка и реализация игровых и социально значимых проектов:
«Это волшебное слово – МЫ»; «Строим дружбы мост»; «Свой город Мира мы
построим сами»; «Карусель друзей».
Вечер представителей разных народов России «Мы граждане твои,
Россия».
Акция «Юное поколение выбирает мир, дружбу, сотрудничество между
народами России и всего мира».
Почтамт дружбы.
Эстафета дружбы между народами России «Наша дружба, наше
братство – наше главное богатство».
Викторина «Что мы знаем об истории и культуре народов России?».
Спартакиада народных игр.

Творческие мастерские «На крыльях вдохновения».
Праздник дружбы «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Проблемные семинары, дискуссии, конференции, гражданские
форумы, конгрессы на темы мира и дружбы между народами, взаимодействия и
сотрудничества в различных сферах жизни, в решении значимых для всех
народов проблем («Сделаем нашу страну страной мира, добра и разума»,
«Народы России: круг наш неделим»).
Школа для взрослых:
– «Воспитание детей в духе уважения к другим народам, людям иной веры,
иной национальности»;
– «Строим понимающий мир, начиная с себя».
З а д а н и я:
1. Разработайте в своих семьях, в общешкольном и классных коллективах
систему морально­этических ценностей, основу которых составляют духовные
ценности нашего народа: истинные идеалы человеческой жизни (идеалы
природные, которыми в своей жизни руководствовались наши предки, наш
народ: добро, правда, истина, красота, свобода, справедливость).
2. Введите в систему своей жизнедеятельности традиции морально­
этического плана: традиции памяти, верности, дружбы, содружества и
сотрудничества, гостеприимства. Разработайте их содержание, наметьте пути
их реализации в конкретных значимых делах.
О т н о ш е н и я
В результате деятельности и общения (просвещения) предполагается
сформировать в детях и подростках отношения, основанные на чувствах
любви и дружбы, чувстве долга: уважение, доверие, милосердие и
сострадание; толерантность,
сопереживание,
содействие, сотрудничество, взаимопомощь.
взаимное понимание,
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
Пословицы и поговорки раскрывают особенности русского национального
характера – сметливость, ум, терпение, указывают на огромную силу, скрытую в
народе:
Русский не шутит ни с калачом, ни с мечом.

На Руси не все караси, есть и ерши.
Русский терпелив до зачина.
Характерной для русского человека чертой, ярко запечатлевшейся во всех
жанрах народного творчества, является оптимизм, вера в лучшее будущее:
Не все ненастье, будет и ведро.
Взойдет солнце и к нам на двор.
Будет и на нашей улице праздник.
Народная мудрость определяет дружбу и братство между народами как
главное богатство:
Дружба и братство – главное богатство.

Используя текст и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами три вида юридических фактов, выделенные по характеру последствий.


Важная сторона в существовании и динамике правоотношений - юридические факты. Юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами являются, например, договор, акт назначения на должность, такое событие, как смерть лица, в наследственных отношениях. Нередко юридические последствия порождает не один какой-либо факт, а их совокупность. Например, для возникновения пенсионных отношений необходимы по крайней мере три факта - возраст, стаж и акт назначения пенсии. Такая совокупность фактов, необходимая для того, чтобы возникли юридические последствия, называется фактическим составом.

Классификация юридических фактов производится по нескольким основаниям. В том числе по характеру юридических последствий, по волевому признаку.

По характеру последствий юридические факты подразделяются на правообразующие; правоизменяющие; правопрекращающие.

Здесь нужно иметь в виду, что один и тот же факт (например, купля-продажа вещи) одновременно в разных правоотношениях может иметь различные последствия. Для продавца - значение правопрекращающего факта, для покупателя правообразующего. Сложным, разветвлённым является деление юридических фактов по волевому признаку. Здесь юридические факты прежде всего подразделяются на события (порождаемые ими правовые последствия не зависят от воли людей - - рождение человека, природное стихийное явление); действия (порождаемые ими правовые последствия зависят от воли людей - договоры, правонарушения и т.д.).

Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные. Причём и y тех, и у других есть последующие ответвления, разновидности. Важно, например, видеть особенности такой разновидности правомерных действий, как юридические акты, т.е. правомерные действия, направленные на определённые юридические последствия, например договор.

При разграничении видов юридических фактов нельзя смешивать термины «проступки» и «поступки». Проступки - - это неправомерные действия (правонарушения), наиболее опасная их разновидность - преступления. Поступки же, напротив, есть разновидность правомерных действий, которые, однако, в отличие от юридических актов, могут и не быть направлены на определённые юридические последствия, но они приводят к таким последствиям непосредственно в силу норм права. Например, находка клада: желал или нет гражданин, нашедший клад, получить вознаграждение, право на него возникает непосредственно в силу закона.

(С.С. Алексеев )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы виды юридических фактов и приведены соответствующие примеры:

1) правообразующие (например, граждане вступили в брак);

2) правоизменяющие (например, работник предприятия повышен в должности);

3) правопрекращающие (например, собственник продал принадлежащую ему квартиру).

Могут быть приведены другие примеры

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Воронин Алексей Евгеньевич. Юридические факты-события в российском праве: общетеоретический анализ: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Воронин Алексей Евгеньевич; [Место защиты: Владимир. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний].- Владимир, 2008.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/165

Введение

ГЛАВА I. Методологические проблемы теории юридических фактов-событий 13

1. Место теории юридических фактов-событий в общей теории юридических фактов 13

2. Классификация юридических событий 38

3. Юридические события в механизме правового регулирования 78

ГЛАВА II. Специфика юридических фактов-событий в материальных и процессуальных отраслях российского права 102

1. Юридические факты-события в динамике материальных правоотношений 102

2. Юридические факты-события в динамике процессуальных правоотношений 136

Заключение 168

Библиографический список 179

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современный период развития российского общества ярко проявляется тенденция к укреплению идей правового государства, законности, верховенства прав и свобод человека и гражданина.

Несомненно, человек осознает ценность права в первую очередь
через правоотношения. Правовые отношения неотделимы от людей, от их
намерений и интересов. Юридические отношения способны показать не
только уровень реального пользования правами и свободами в обществе,
но и гарантированность предоставляемых действующим

законодательством прав и свобод. Для этого достаточно проследить факты возникновения правовых отношений или зафиксировать их невозникновение тогда, когда они в силу норм объективного права должны возникнуть.

С учетом новых концептуальных идей российской государственности должен утвердиться такой правопорядок, при котором граждане широко и охотно будут устанавливать между собой правовые отношения, тем самым претворяя в жизнь базовые права, свободы и обязанности.

Юридические факты выступают основой возникновения, изменения и прекращения правоотношений. В этом видится их главная задача в правовом регулировании. В некоторых случаях они выполняют функцию гарантии законности (например, основания для отказа в приеме искового заявления), а также связаны с предварительным воздействием норм права на общественные отношения. Так, появление одних юридических фактов соответствует интересам субъектов, и они

4 предпринимают все возможное для их возникновения (основания для

поощрения, предоставление льгот, выплаты компенсации), возникновения

других юридических фактов стараются избежать (пропуск сроков для

исковой давности и т. п.).

Таким образом, юридические факты выступают активным элементом механизма правового регулирования. Установление тех или иных юридических фактов может использоваться и используется законодательством как средство воздействия на поведение субъектов.

Теория юридических фактов является одной из важнейших и основополагающих в отечественной правовой науке. Необходимость глубокого и всестороннего исследования в этой области не вызывает сомнения. Однако в настоящее время учение о юридических фактах стало в некоторой степени аксиоматическим и «застывшим».

Изложенные обстоятельства придают особую актуальность теории юридических фактов, к числу которых относятся и юридические события. Исследование юридических событий в системе классификационной составляющей «волевого» критерия юридических фактов в научном познании носит во многом фрагментарный характер, что не позволяет составить полное и целостное представление о них. Сегодня многие юридические факты-события могут выступать как управляемые человеком процессы, что предполагает необходимость усиления механизма правового воздействия на данные обстоятельства. Это требует активизации теоретико-правового познания сущности, содержания, специфики проявления и иных особенностей данного социального и юридического явления.

Особую значимость юридические события приобретают в связи с возросшим интересом к изучению правовых последствий, возникающих из

5 отдельных юридических фактов. Юридические последствия принято

рассматривать в теории права как общеизвестную и общепонятную

прекращение правоотношения. Однако такой подход явно нуждается в

корректировке, поскольку существуют юридические факты-события,

влекущие иные правовые последствия, в частности, защиту субъективных

прав, поэтому вопросы, связанные с правовыми последствиями,

возникающими из юридических событий, требуют глубокого и

всестороннего изучения.

Степень разработанности темы исследования. Несмотря на наличие фундаментальных работ, посвященных проблеме юридических фактов в целом (важнейшее место среди которых принадлежит ставшей уже классической монографии В.Б. Исакова «Юридические факты в советском праве»), отечественная теоретико-правовая наука не располагает монографическими исследованиями, в которых вопросам юридических событий отводилось бы место самостоятельного, специального научного исследования.

Отдельные базовые теоретические конструкции столь многогранного правового явления, как юридические факты, нашли отражение в трудах Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, А.А. Демичева, З.Д. Иванова, О.В. Исаенковой, В.Б. Исакова, В.Н. Карташова, С.Ф. Кечекьяна, B.C. Колеватовой, А.Е. Рябова, В.Н. Синюкова, P.O. Халфиной и др.

Некоторые сущностные характеристики юридических фактов рассматриваются в работах юристов, занимающихся отраслевым правом, Е.Ю. Бакировой, О.В. Баринова, Б.К. Бегичева, Г.С. Бодерсковой, Л.Ю. Бугрова, В.Л. Гейхмана, СЮ. Головиной, Н.И. Гонцова, К.Н. Гусова, О.С.

Иоффе, О.С. Красавчикова, А.В. Кручинина, СП. Маврина, Ж.Ю. Мирошниковой, А.Г. Ростовой, В.П. Реутова, СИ. Реутова, В.Н. Скобелкина, В.Н. Смирнова, О.А. Смирнова, Н.В. Тихоньковой, Ю.К. Толстого, В.В. Яркова и др. Отдельные проблемы юридических фактов отражены в научной литературе немецких и итальянских юристов К. Адомайта, Е. Кюне, А. Манигка, Э. Бетти, К. Майорка и др. Таким образом, следует констатировать, что проблема юридических фактов-событий в правоведении не получила должной проработки и не может считаться исследованной адекватно существующему состоянию общественных отношений, складывающихся в Российском государстве.

Объектом исследования выступает комплекс жизненных обстоятельств, относительно зависящих от воли человека, влекущих за собой определенные правовые последствия.

Предметом исследования является правовая природа и сущность юридических событий; их соотношение с иными видами юридических фактов; правовые последствия, возникающие из юридических событий.

Цель исследования состоит в комплексном анализе с позиции системного подхода правовой природы юридических событий, определении их места и значения в механизме правового регулирования общественных отношений.

Реализация указанной цели предопределила постановку и решение следующих исследовательских задач:

Выявить и обобщить имеющийся теоретический и эмпирический материал по данной проблеме, критически его осмыслить с учетом тенденций развития российского общества, определить степень и уровень теоретической разработанности темы;

Обосновать положения о том, что юридические события есть

предмет исследования как общей теории права, так и отдельных отраслевых юридических наук, на основе анализа генезиса понятия «юридическое событие»;

Сформулировать операционное понятие «юридическое событие» на
базе обстоятельного исследования его признаков и места в понятийном
аппарате общей теории права;

Выявить, раскрыть и описать закономерности, сущностные
характеристики различных видов юридических событий;

определить место и роль юридических событий в механизме правового регулирования общественных отношений;

установить возможные правовые последствия, возникающие из юридических фактов-событий;

Исследовать юридические факты-события в динамике
материальных и процессуальных правоотношений;

Проанализировать современное отраслевое российское
законодательство, закрепляющее отдельные виды юридических событий;

Методологическую базу исследования составляют методы познания, выявленные юридической наукой и апробированные практикой. Базовым является диалектический подход, позволяющий рассматривать любые процессы в их развитии, многообразии связей, выявлять их устойчивые и изменчивые свойства.

В работе также применялись формально-юридический, формальнологический, сравнительно-правовой и иные методы научного

8 исследования. Для выявления особенностей функционирования

юридических фактов в качестве оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений был использован метод системно-структурного анализа, позволяющий отразить сложность структурно-функциональных связей между отдельными видами правовых последствий и представить их структурными блоками механизма возникновения правоотношений.

Теоретическую основу исследования составляют труды специалистов в области теории юридических фактов, а также общей теории права и отраслевых юридических наук: Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, А.В. Аверина, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, О.В. Баринова, Б.К. Бегичева, Л.Ю. Бугрова, А.Б. Венгерова, Н.А. Власенко, В.Л. Гейхмана, СЮ. Головиной, Н.И. Гонцова, К.Н. Гусова, А.А. Демичева, О.С. Иоффе, О.В. Исаенковой, В.Б. Исакова, В.Н. Карташова, Д.А. Керимова, С.Ф. Кечекьяна, B.C. Колеватовой, О.С. Красавчикова, В.В. Лазарева, Е.А. Лукашевой, СП. Маврина, А.В. Малько, В.В. Мамчуна, Н.И. Матузова, Д.А. Медведева, Л.А, Морозовой, В.М. Морозова, B.C. Нерсесянца, А.С Пиголкина, Т.Н. Радько, В.П. Реутова, Р.А. Ромашова, М.М. Рассолова, В.П. Сальникова, В.Н. Синюкова, В.Н. Скобелкина, В.Н. Смирнова, О.А. Смирнова, В.М. Сырых, Л.Б. Тиуновой, Ю.А. Тихомирова, Ю.К. Толстого, P.O. Халфиной, В.В. Яркова. Кроме того, при подготовке диссертации были использованы труды представителей дореволюционной российской юридической мысли: Е.В. Васьковского, Д.Д. Гримма, Н.М. Коркунова, В.И. Синайского, Г.Ф. Шершеневича и др.

Эмпирическую базу исследования составляют действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы материального и процессуального права, проекты законов, исторические

9 источники права, материалы судебной практики судов общей

юрисдикции и арбитражных.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней на общетеоретическом уровне сформулирована целостная концепция юридических фактов-событий в российском праве.

Научная новизна диссертационного исследования нашла свое отражение в основных положениях, выносимых на защиту:

1. Юридические события как особое правовое явление следует
отграничивать от юридических фактов-действий, правового случая,
правового состояния и юридических фактов-правоотношений в силу того,
что им свойственна относительно, волевая сущность, проявляемая в ряде
специфических признаков. Юридические события - это выраженные вовне
конкретные жизненные обстоятельства, относительно зависящие от воли и
сознания лица, влекущие наступление правовых последствий.

2. Научно-технический прогресс расширил человеческие
возможности по воздействию на естественные явления; вследствие чего
круг юридических событий постепенно сужается, поскольку сокращается
диапазон явлений, не зависящих от воли человека.

    Юридическое событие само по себе не влечет юридических последствий, однако юридические последствия возникают из юридического состава, включающего юридическое событие и юридическое действие (юридические действия), и становятся значимыми для права.

    Юридические события могут не только влиять на динамику правоотношения (влечь его возникновение, изменение или прекращение), но и вызывать разнообразные последствия проявления правосубъектности, а также последствия, наступающие вследствие совершения действий по

защите нарушенных или оспоренных субъективных прав. С учетом этого в

зависимости от наступающих юридических последствий юридические факты могут делиться на правовоздействующие и правопозитивные (которые не влияют на движение правоотношения, но влекут иные юридические последствия, которые «не безразличны» праву).

    Процесс установления и доказывания юридических фактов-событий, являясь единым по своей формально-логической основе, существенно различается в зависимости от степени нормативной урегулированности, детализированности процедуры, состава участников, средств доказывания, характера гарантий законности. В результате складываются различные процессуальные производства с неодинаковым процессуальным режимом.

    Фиксация и удостоверение фактов являются видами процедур юридического подтверждения фактических обстоятельств. Фиксация представляет собой регистрационную деятельность, документальное закрепление фактических обстоятельств. Удостоверение состоит в подтверждении истинности фактов, их существования. Фиксация и удостоверение юридического события представляет собой комплекс организационных процедур и действий, направленных на дальнейшее правоприменение.

    На основе изучения проблемы юридических фактов-событий предлагается ряд практических рекомендаций по совершенствованию действующего российского законодательства.

Теоретическая значимость результатов исследования. Полученные в ходе исследования юридических фактов-событий выводы дополняют отдельные разделы общей теории юридических фактов, теории правоотношения, учения о правовых актах и механизме правового и

социального регулирования, а также обогащают теоретическую базу отраслевых юридических наук: гражданского, уголовного, административного, трудового и семейного права. Изучение юридических фактов в аспекте процессуальной деятельности и предмета доказывания соприкасается с процессуальными науками и теорией доказывания, поэтому результаты работы представляют ценность и для данных отраслей научного знания.

Выводы, сделанные в диссертации, являются основой для дальнейшего исследования теории правоотношений и юридических фактов.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут
быть использованы при чтении курсов лекций по теории права и
отраслевым учебным курсам (гражданскому, семейному,

административному, уголовному праву), содержат рекомендации, которые могут быть учтены при совершенствовании действующего российского законодательства.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в четырех публикациях автора, а также в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях, используются при чтении лекций и проведении семинарских занятий в Нижегородском филиале Московского гуманитарно-экономического института.

Результаты диссертационного исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородского филиала Московского гуманитарно-экономического института.

12 Структура диссертации обусловлена целью, задачами и предметом

исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять

параграфов, заключения и библиографического списка.

Место теории юридических фактов-событий в общей теории юридических фактов

Юридический факт - это важная сторона в существовании и динамике правоотношений. Исследуя корни понятия «юридический факт» следует заглянуть в глубь истории юридической науки. Уже в римском праве различалось несколько оснований возникновения правоотношений. В Институциях Гая, Юстиниана их четыре: контракт, квази-контракт, деликт, квази-деликт. Позднее стали выделять пятое основание -одностороннюю сделку. Выделялись также сроки, основания заключения и прекращения брака, основания перехода вещей по наследству и другие юридические факты. Такое деление было воспринято Кодексом Наполеона и развито далее в буржуазном законодательстве. Однако, общее понятие юридического факта, как и понятие правоотношения, римские юристы не сформулировали. Лишь позднее, переосмыслив и переработав учения римских юристов удалось изложить сущность данных категорий. Немецкий юрист А. Манигк утверждал, что понятие "юридический факт" впервые ввел Ф.К. фон Савиньи. В работе "Система современного римского права" Савиньи писал: "Я называю события, вызывающие возникновение или окончание правоотношений, юридическими фактами". Как верно отмечает В.Б. Исаков, для исторического понимания теории юридических фактов существенно то обстоятельство, что она сложилась в русле формально-догматической юриспруденции под сильным влиянием юридического позитивизма. Юрист-догматик исходит из того, что определение юридических фактов - прерогатива законодателя, что они выступают как нечто данное, исходный пункт; юриста-догматика интересует лишь юридическое значение факта, а не причины его появления и социальное содержание. Тем не менее, данная теория сохранила свою ценность и поныне. В исследованиях юристов-догматиков получили освещение проблемы соотношения юридических фактов и правовых последствий и др.2. Важно отметить, что категория «юридический факт» возникла не как результат умозрительного развития какой-либо схоластической философской системы; она развилась из практической потребности охватить единым понятием разнообразные предпосылки движения конкретных правовых отношений. Первоначальное развитие теории юридических фактов связано с гражданским правом (Г. Дернбург, Р. Зом, Г. Пухта, А.Тон, Е. Цительман, Л. Эннекцерус). Это вполне объяснимо. Набирающий силу капитализм требовал тщательной регламентации имущественных отношений. Русских юристов теория юридических фактов также привлекала внимание: Е.В.Васьковского, Д.Д. Гримма, Н.М. Коркунова, В.И. Синайского, Г.Ф. Шершеневича и др. С позиции этой теории ими рассматривались, в частности, вопросы исковой давности, условия действительности и недействительности сделки, основания представительства. Своеобразный взгляд на юридические факты имел Л.И. Петражицкий. Справедливо отмечая односторонность формально-догматической юриспруденции, ее склонность к «юридической мистике», он давал юридическим фактам свою, субъективно-психологическую, трактовку. Под юридическими фактами, по мнению Л.И. Петражицкого, следует понимать не внешние, объективные, а представляемые события. Такое понимание юридических фактов сводит к нулю их значение в правовой системе. Со всей очевидностью практическая беспомощность и идеализм психологической теории Л.И. Петражицкого обнаружились, когда он обратился к конкретным юридическим фактам: «Важны и имеют решающее значение в правовой жизни, - писал он, - не факты заключения договоров, как таковые, а вера в существование таких фактов»4. Подобное понимание юридических фактов, естественно, не встретило и не могло встретить широкой поддержки практических юристов. Обращаясь к советской юридической науки, следует отметить, решительный отказ от абстрактного, формально-догматического подхода к правовым явлениям. «Конкретное правоотношение между двумя лицами по продаже-покупке какой-либо вещи, - писал, например, Д.М.Генкин, -создается не потому, что в Гражданском кодексе имеется норма о договоре купли-продажи, а потому, что у одного лица возникает экономическая потребность купить эту вещь, у другого лица - продать ее»5. Правоотношения рассматриваются советскими учеными как элементы юридической надстройки, встроенные в сложную сеть социальных отношений и обусловленные в конечном итоге экономическим базисом общества. Следует отдать должное советской юридической науке, разработавшей теорию юридических фактов на новой, материалистической основе, в соответствии с целями и задачами государства. Накопленная общетеоретическая и отраслевая база исследований в области юридических фактов на современном этапе развития общества не может в полной мере отразить столь многогранное явление в условиях складывающихся правоотношений. Требуется кардинально новый подход не только к характеристике юридических фактов, но и отдельных его видах. Так, если юридические действия детально и полно нашли освещение в науке, то юридические события, имея в большей степени «частный» характер советских юристов интересовали не достаточно «глубоко» и всесторонне. Практический смысл и научная ценность теории юридических фактов заключаются в том, что она изучает один из аспектов фактической обоснованности правового регулирования. Система юридических фактов, четко очерченных в законодательстве, своевременно, полно и достоверно установленных в процессе применения права, - одна из важных гарантий правовой законности.

Классификация юридических событий

Для решения теоретических и практических задач в познании значительной совокупности явлений в чем-то схожих, чем-то различающихся, возникает необходимость их классификации. В теоретическом смысле классификация позволяет более глубоко и детально изучить все элементы исследуемого явления, раскрыть его аспекты и свойства. В практическом - облегчает решение задач по совершенствованию законодательства. Классификация, являясь определенным обобщением, одновременно выступает в качестве вычленения чего-то из всеобщей связи и взаимодействия. «Чтобы дать определенную картину общего явления, необходимо познать его частные проявления. Чтобы познать эти частности - отмечает Ф. Энгельс - мы вынуждены вырывать их из их естественной или исторической связи и исследовать каждую в отдельности по ее свойствам, по ее особым причинам и следствиям» . Вообще, классификация представляет собой устойчивую группировку исследуемых явлений по определенному признаку. Поэтому в зависимости от того, какой признак положен в основу разделения, получают тот или иной класс этих явлений. При этом каждая группа характеризуется сходством некоторых общих свойств, нетождественных для другой, в пределах данной классификации, группе. Классификация юридических фактов - событий, как и всякая классификация, служит средством систематизации, предпосылкой научного анализа изучаемого объекта. Разделив объект на части, мы сможем его изучить более детально. Соединив разнообразные и порой противоречивые проявления объекта, возможно связать их в единую, цельную систему. Выступая как средство научной систематизации, классификация выполняет свою главную функцию. Наряду с этим, научная классификация выполняет ряд других функций, и среди них - объяснительную. Определяя позицию юридического факта -события в классификационной схеме, мы тем самым находим его место в ряду однородных явлений, теоретически его интерпретируем, т. е. объясняем. В правовой литературе неслучайно ведутся споры о месте того или иного юридического факта в научной классификации. Определить место юридического факта-события - значит распространить на него юридический режим (закономерности, принципы, свойства) данного класса юридических фактов, установить способ включения данного юридического факта в систему правового регулирования. Классификация юридических фактов-событий способна выполнить эвристическую функцию, т.е. поставить перед исследователями новые вопросы, натолкнуть на нерешенные задачи. Научную гипотезу, юридическую конструкцию иногда достаточно "просмотреть" на классификационных критериях, чтобы выявить ее уязвимые места, обнаружить, что те или иные фактические обстоятельства которые ею не охватываются. Это даст толчок творческого полета мысли, заставит уточнять исходные положения, приведет к правильным решениям. Классификация юридических фактов-событий служит средством научного прогноза, выполняет прогностическую функцию. Разграничивая виды и юридических фактов-событий, она выступает как инструмент, позволяющий зафиксировать всякие сдвиги в их системе. Например, отмечая тенденцию увеличения заключаемых договоров страхования в условиях современного состояния общества, нельзя не основываться на увеличении числа определенных юридических фактов-событий. Их научно обоснованная классификация позволяет высказывать предположения о перспективах развития тех или иных категорий юридических фактов-событий, предвидеть эти изменения. Классификация юридических фактов-событий выполняет богатую по содержанию практическую функцию. Она способствует точному отбору и правильному закреплению данных юридических фактов в нормах права, помогает понять взаимосвязь различных средств воздействия на фактические отношения и процессы. Ее ценность для правоприменительных органов заключается в том, что она раскрывает правовую специфику социальных фактов, служит их полному и точному установлению. Думается, научная и практическая ценность классификации юридических фактов- событий раскрыта еще не в полной мере. Ее дальнейшее развитие может оказаться полезным для решения разнообразных задач правоведения, в том числе для социологических исследований в юридической науке. С учетом вышеизложенных положений необходимо рассматривать классификацию юридического события, как многоаспектного, единого собирательного явления. Это в первую очередь, позволит углубить наши представления о данном виде юридических фактов, а также совершенствовать правоприменительную практику. Классификация юридических событий может быть осуществлена различным путем и на основе различных признаков. Возможно, классифицировать по какому-то одному признаку, либо их совокупности. Можно осуществлять классификацию на базе основных или дополнительных, существенных и несущественных, постоянных и переменных признаков. В любом случае, мы вынуждены признать, что классификация юридических событий по конкретному основанию, пусть и важному, всегда будет не полной. Одни из них, раскрывают его природу, социальное и правовое значение, место во всеобщей взаимосвязи и т.д. Другие помогают раскрыть лишь отдельные стороны этих явлений и как таковые носят вспомогательный, дополнительный характер. В юридической литературе приводится несколько традиционных классификаций юридических событий. Прежде всего, по критерию повторяемости юридические события делят на уникальные (например, солнечное затмение) и периодические (например, дожди, снегопады). Данная классификация не требует особых пояснений, так как сам критерий повторяемости априори устанавливает основание разграничения. Вместе с тем, необходимо уточнить, что деление юридических событий на уникальные и периодические является условным и применимо только в обычных условиях. Очевидно, что в особых климатических зонах снег или дождь могут выступать и в качестве уникального события. В зависимости от критерия протяженности во времени выделяют моментальные (то есть происшествия) и протяженные (то есть явления, процессы) юридические события. Кроме того, юридические события делят и по такому критерию как характер последствий: на обратимые и необратимые. Безусловно, течение срока и времени (а стало быть, и последствия в связи с истечением времени, срока) в праве будет являться необротимым событием, которое с неизбежностью должно наступить. Большинство же юридических событий являются обратимыми, если рассматривать их с позиции возможности восстановления правовых последствий. По количеству участников выделяют - персональные, коллективные, массовые юридические факты- события. В свою очередь, последние делятся на события с определенным и неопределенным количеством участвующих лиц.

Юридические факты-события в динамике материальных правоотношений

Уяснение места и роли юридического события в правовом регулировании, выявление значения его воздействия на общественные отношения невозможно без рассмотрения вопроса о взаимосвязи его с правовыми отношениями. Юридическое событие, как разновидность юридического факта является главным условием возникновения и динамики правоотношения. В этой связи, в науке и законодательстве принято называть последствие возникновения, изменения или прекращения правоотношения как его движение104. Как справедливо отмечает О.С. Иоффе, как и всякое движение вообще, движение правового отношения имеет свои причины и протекает в определенных условиях, центральное место среди которых занимают внешние обстоятельства, приобретающие значение юридических фактов в силу правовых последствий, которые закон связывает с их наступлением. И подобно тому, как невозможно вообще понять сущность движения без изучения причин, его порождающих, и условии, в которых оно протекает, так невозможно понять правоотношение в его динамическом состоянии без изучения обстоятельств, которым закон придает юридическое значение и которые обусловливают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. Безусловно, «правовое отношение» занимает одно из центральных, ключевых категорий юридической науки, исследованию которого посвящены многие монографические исследования и научные публикации. В настоящей работе мы исходим из понимания правоотношений, как «урегулированных правом и находящихся под охраной государства общественных отношений, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг друга юридических прав и обязанностей» . Видится, что юридическое событие необходимо рассматривать в рамках целостного подхода к правовому регулированию, исходя из его общеправового метода.

В этой связи структура правового регулирования, взятого в данном аспекте, будет выглядеть из следующих элементов: Первый элемент. Определение круга субъектов-участников правовых отношений. На этой стадии определяется круг субъектов, которые могут участвовать в правовых отношениях. Второй элемент - определение объектов. Он отражает юридические свойства объектов, права позволяет выявить их роль в регулировании общественных отношений. Третий элемент - определение поведения субъектов. Модель поведения устанавливается главным образом посредством прав и обязанностей. Представляется целесообразным более подробно рассмотреть каждый элемент данного подхода к исследованию правоотношений. Несомненно, для того чтобы субъект правоотношения мог должным образом выполнить свою роль в качестве центрального элемента механизма правового регулирования, необходимы качества, которые принято именовать правоспособностью и дееспособностью лиц. При этом юридическое значение к событиям придается только в сфере возможного предъявления требований к поведению людей.

Так, достижение совершеннолетия потому влечет за собой возникновение гражданской дееспособности, что только в этом возрасте, по разумному предположению закона у лица возникает способность отдавать полный отчет в своих действиях. Важным моментом при характеристике субъекта правоотношения является и то, каким образом это лицо приводит весь механизм правореализации в действие? Конечно же, не посредством своей инициативы и активности в юридической сфере возникают правовые последствия от юридических событий. В этой связи, мы можем говорить об аксиологических элементах сознания по отношению к праву лишь до момента возникновения юридического события, либо при оценке содеянного. Именно в эти моменты нормативная регуляция включается в мотивационную систему поведения на основе сформированных у личности ценностных представлений. Поэтому говорить о каких-то элементах правосознания и правовой культуры при последствиях в результате юридических событий не приходится. Значительный интерес вызывает такой элемент структуры как его объект. Объект правоотношения - это то, по поводу чего складываются, возникают отношения, на что направлены действия их участников. Объекты объективно-противоправного поведения обладают общими признаками объекта правоотношения и вместе с тем, отличаются определенными особенностями. К объектам правоотношения относят разнообразные материальные и нематериальные блага, способные удовлетворять потребности субъектов, то есть интерес управомоченного. Наличие объекта права во многом определяет характер соответствующих отношений, конкретные акты поведения, закрепленные в виде модели в правах и обязанностях и реально осуществляемые в повседневной жизни. Целостное представление о юридическом событии в динамике материальных правовых отношениях невозможно без выявления содержания этих отношений. Содержание общественного отношения составляет поведение его участников. Вместе с тем, приобретая новые качества в результате опосредования правом, общественное отношение приобретает качественно новые элементы содержания, выражающие его юридическую природу.

Юридические факты-события в динамике процессуальных правоотношений

Исследование юридических фактов-событий в динамике процессуальных правоотношений видится весьма перспективным и немаловажным. Факты, прежде чем они проявят свое юридическое значение, должны быть надлежащим образом установлены. Юридические факты устанавливаются в правоприменительном процессе посредством доказательств. Доказательствами являются фактические данные, имеющие значение для установления юридических фактов, выраженные в предусмотренной законом форме. Установление и доказывание юридических фактов - одна из традиционных проблем юридической науки. Процесс установления юридических фактов определяет следующие положения: нельзя ни отождествлять юридические факты, доказательственные факты, доказательства, ни разрывать их. Это неразрывно связанные, но не тождественные элементы процесса правового познания; установление юридических фактов представляет собой информационный процесс, содержание которого заключается в преобразовании информации о фактах: из скрытой формы - в явную; из разрозненной - в систематизированную, упорядоченную; из вероятного знания - в достоверное; установление всех необходимых обстоятельств позволяет дать им юридическую оценку (квалифицировать) - признать или не признать за ними качество юридического факта (фактического состава). Доказательственные факты иногда могут приобретать самостоятельное правовое значение: переходить при определенных условиях в категорию юридических фактов. В ряде случаев закон ограничивает источники (средства) доказывания тех или иных фактов. Устанавливается, например, необходимость предъявления документа в подлиннике (диплома, паспорта и др.). В подобных ситуациях источник фактической информации приобретает самостоятельно правовое значение, становится юридическим фактом (элементом состава). Использование иного источника для получения фактической информации влечет дефектность фактического состава. На наш взгляд, сказанное позволяет сделать вывод, что процесс не только форма жизни закона, но и способ существования юридических фактов. В повседневной жизни люди постоянно вынуждены прибегать к опосредованному познанию и использованию доказательств. Особую роль доказательства играют в деятельности правоприменительных органов. Так доказательства используются в суде для установления фактических обстоятельств дела. Поскольку доказательства являются средством установления юридических фактов и обстоятельств и поскольку сфера их применения связана с деятельностью юрисдикционных органов, они могут быть названы юридическими доказательствами. В аспекте исследуемой темы важно обратиться к юридическим доказательствам именуемых судебными. Конечной целью представления и использования доказательств является формирование на их основе внутреннего судейского убеждения, которое определяет содержание любого акта правосудия. Исследование доказательств в сфере гражданского судопроизводства в рамках данной работы видится более целесообразным. Судебным доказыванием называется вытекающая из сущности принципа состязательности гражданского процесса логико-практическая деятельность сторон и других лиц, участвующих в деле, представителей, направленная на достижение верного знания фактов, имеющих значение по делу. Сбор, исследование и оценка доказательств, как известно, происходит в специальной процессуальной форме, присущей именно деятельности судебных органов. Судебными доказательствами, в первую очередь, являются фактические данные, способные прямо или косвенно подтвердить имеющие значение для правильного разрешения дела факты, выраженные в предусмотренной законом процессуальной форме (средствах доказывания), полученные и исследованные в строго установленном процессуальном порядке. Так, доказательствами по гражданскому делу служат любые фактические данные (сведения об обстоятельствах дела), на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст.49 ГПК РФ). В этой же статье указывается, что фактические данные устанавливаются объяснениями сторон и третьих лиц, показаниями свидетелей, письменными и вещественными доказательствами, заключениями экспертов. В результате можно утверждать, что доказательства - это любые фактические данные, т.е. факты объективной деятельности, а также сведения о них. Из знания о существовании одного факта можно сделать вывод о существовании или не существовании другого факта или других фактов. Вся судебная деятельность направлена на то, чтобы выяснить фактическую строну дела, т.е. сопоставить и проанализировать соотношение между одними известными суду фактами и другими фактами, подлежащими установлению. Вместе с тем, факты объективной действительности происходят за пределами процесса по делу и поэтому познать их можно только с помощью сведений о фактах. Доказательствами закон называет любые фактические данные, т.е. любые факты и сведения о них, которые оказались вовлеченными в орбиту судебного исследования. При выявлении обстоятельств, имеющих значение для дела, суд может столкнуться с самыми различными фактическими данными. Сторона, например, может сослаться на факт погашения долга, подтверждая его соответствующей распиской, однако в ходе рассмотрения дела будет установлен факт подлога расписки. По делу о возмещении вреда могут быть даны свидетельские показания, которые после проверки оказались недостоверными или даже заведомо ложными. Сведения об отрицательной оценки личности стороны, могут быть опровергнуты сведениями, положительно характеризующими личность и т.п. Во всех данных случаях любые факты и любые сведения о них, как соответствующие действительности, так и не подтвердившиеся после проведенной проверки, играют роль судебных доказательств.