Основы конституционного строя, народовластие в рф. Основы конституционного строя россии

Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем . В отличие от последнего, он всегда предполагает наличие в государстве конституции.

Решение споров, связанных с конституционным строем государства, как правило, относится к исключительной компетенции специальных органов конституционного контроля (например, конституционных судов), однако в ряде случаев правом толкования конституции наделяется непосредственно законодательный орган.

Исключительные признаки конституционного строя

Необходимыми признаками конституционного строя являются:

  • народный суверенитет - исключительное право народа как основного носителя власти;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви;
  • нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека - права и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конституционный строй" в других словарях:

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ, система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и конституционно правовыми актами государства (см. ГОСУДАРСТВО). Конституционный строй не следует отождествлять с… … Энциклопедический словарь

    Юридический словарь

    Конституционный строй - (англ. constitutional system) в конституционном праве форма организации государства, включающая систему базовых политических, экономических и социальных отношений, закрепленных в его конституции, охраняемых конституцией и др … Энциклопедия права

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного закона и другими конституционно правовыми актами система основополагающих общественных отношений. К.с. это единый государственно… … Юридическая энциклопедия

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. Существующий в Российской Федерации конституционный строй характеризуется рядом основополагающих черт. Это народовластие (народный суверенитет); наличие… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Конституционный строй - это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых главным образом нормами конституции, возникающих по поводу организации центральных (федеральных) органов государственной власти и… … Большой юридический словарь

    конституционный строй - система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно правовыми актами определенного государства. К.с. не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от… … Большой юридический словарь

    Представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами Основного Закона и другими конституционно правовыми актами система основополагающих общественных отношений. К. с. это единый государственно… … Энциклопедический словарь экономики и права

    Система социальных, экономических и политико правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно правовыми актами государства. В отличие от государственного строя, К.с. всегда предполагает наличие в государстве… … Энциклопедия юриста

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - (constitutional order/system) государственное устройство, отвечающее установлениям Конституции … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Книги

  • , . В издание включены Конституция и законодательные акты Аргентинской Республики - одной из крупнейших стран Южной Америки. Предлагаемые документы ознакомят читателя с основами конституционного…
  • Аргентинская Республика. Конституционный строй. Права человека. Выборы , Миронов Н.М.. В издание включены Конституция и законодательные акты Аргентинской Республики - одной из крупнейших стран Южной Америки. Предлагаемые документы ознакомят читателя с основами конституционного…

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность этих черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй - это определенная форма или определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.

Однако имеется и другое понятие конституционного строя, заложенное, в частности, в Конституции Российской Федерации и относящееся не ко всякому государству, а лишь к такому, форма или способ организации которого характеризуется строго определенными чертами, позволяющими считать его конституционным государством

Дело в том, что наличие в государстве конституции совсем не означает, что такое государство можно считать конституционным. Конституционное государство характеризуется, прежде всего тем, что в нем обеспечено подчинение государства праву.

Известно, что всякое государство, включая и тоталитарное, в той или иной мере подчинено праву, является одновременно и субъектом права, и фактором правообразования. Поэтому для того, чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности обеспечивают такую форму или такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем.

Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, принадлежит нормам Конституции Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституция наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Главную роль среди них играют нормы, закрепляющие основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманная сущность, принадлежность к семье демократических стран. В качестве устоев выступают основы конституционного строя, которые обеспечивают Российской Федерации характер конституционного государства.

Таким образом, под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Российской Федерации характер конституционного государства.

В Конституции Российской Федерации содержится отдельная глава (I), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации, охватывающая довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений, составляющих главные устои конституционного строя России.

К числу основ конституционного строя, согласно Конституции Российской Федерации (ст.1), относятся прежде всего основы, присущие каждому конституционному государству. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделении властей; идеологическом и политическом многообразии; в признании и гарантировании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением которого и является конституционное государство. Основу конституционного государства составляет и признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Такой основой является и социальное рыночное хозяйство, в рамках которого в основном осуществляется производство и распределение товаров и благ.

Среди основ конституционного строя, закрепленных Конституцией Российской Федерации, имеются также федерализм, суверенность Российского государства и республиканская форма правления. Они не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционными государствами являются и республики в составе Российской Федерации, хотя они не федеративные и не суверенные государства. Не являются многие конституционные государства и республиками (например, Англия, Дания, Швеция и многие другие). Включение федерализма, суверенитета и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации обеспечивается желанием законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что эти основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации они создают наиболее благоприятную среду для реализации всех других принципов российской государственности.

И вообще, каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они в совокупности конституируют государство и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Эти принципы могут дополнять и корректировать друг друга, а следовательно, все они находятся во взаимозависимости.

Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией Российской Федерации (ст.16). При этом никакие другие положения действующей Конституции Российской Федерации не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (ст.16).

Закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, Конституция Российской Федерации регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт "Основы конституционного строя Российской Федерации", занимающий ведущее место в системе конституционного права России.

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения - гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 5): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти , приоритет прав и свобод человека и гражданина , политические и экономические основы государства и общества.

Схема 5. Система основ конституционного строя России.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos - власть народа) означает, что:

  • во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
  • во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
  • в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума .

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства - унитарной и федеративной - Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

  • признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
  • закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
  • устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Формирование правового государства - сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма , повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество . Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

  • во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
  • во-вторых, переход к другой - монархической - форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
  • в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ .

Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой . Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4-7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, Основным Законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика. Именно такая смешанная форма республики является преобладающей формой правления в современном мире. Смешанная форма правления закреплена и для субъектов РФ Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), в которых термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым. Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает в том числе и произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения, потере жизнедеятельной инициативы людей, возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма сложно (прежде всего в силу неблагоприятной экономической ситуации).

Социальное же правовое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда , обеспечение государственной поддержки семьи , материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция РФ прямо не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства закреплен в отраслевом законодательстве, в частности в Законе РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» с изм. и доп. и Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изм. и доп. В России нормативно закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; религиозным организациям допустимо обучать детей религии в таких учреждениях только вне рамок образовательной программы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления .

С рассмотренными характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти: единство и разделение власти, источник власти, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.

Экономические и политические основы конституционного строя

В последние десятилетия отмечается тенденция к расширению объекта конституционно-правового регулирования за счет включения сюда основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества . Принципиально важно, что правовым регулированием вообще и конституционно-правовым регулированием в частности должны охватываться именно основы указанных сфер общественных отношений, поскольку чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества свидетельствует о недемократическом, неправовом характере такого государства. Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

В подходе к государственному регулированию экономической деятельностью в России в 1990-х гг. произошли принципиальные изменения: государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики . Именно такой подход закреплен в российском Основном Законе .

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ): единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции ; многообразие и равенство форм собственности .

Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка , финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.

Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из первых рыночных российских законов был Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В-третьих, данному конституционному положению не соответствует ряд норм отраслевого (налогового, таможенного, административного) законодательства, допускающих лишение имущества частных лиц без судебного решения, в частности, о бесспорном списании с административных правонарушениях и др.). Однако Суд пояснил, что не исключено временное изъятие имущества у частных лиц в административном порядке в целях реализации публичных интересов (в частности, при совершении таможенных и иных административных правонарушений). Такие меры превентивного характера направлены на обеспечение сохранности имущества, которое подлежит конфискации, и сами по себе не влекут прекращения права собственности на это имущество. Моментом же прекращения права собственности на конфискованное имущество у частных лиц и, соответственно, возникновения права государственной собственности на это имущество является вступление в законную силу решения суда либо истечение срока на обжалование решения о конфискации. Кроме того, судебного решения не требуется для изъятия имущества у частных лиц за совершенные правонарушения в случаях, когда гражданин или юридическое лицо добровольно соглашается заплатить определенную сумму (например, штраф).

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики. Конституция РФ не закрепляет политическую систему общества , исходя из того, что эта система в конечном счете создается инициативой свободных личностей . В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами , как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям , преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов , религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Признаки конституционного строя

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Признаки конституционного строя
Рубрика (тематическая категория) Государство

Методы регулирования

Источники права

Основное место конституционного права в системе отраслей права закрепляется его основным источником - Конституцией государства. С принятием на референдуме 12 декабря 1993 ᴦ. новой Конституции РФ она стала основным источником российского конституционного права.

Другими источниками конституционного права являются законы по наиболее важным вопросам государственного устройства - (избирательный закон, законы о партиях и общественных организациях, судоустройстве), решения, принятые путём референдума, декларации прав, решения, принятые в порядке судебного конституционного контроля, в ряде стран - конституционные обычаи, в мусульманских государствах - предписания Корана.

В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий или запрещающий характер.
Размещено на реф.рф
А также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами.

Οʜᴎ представляют из себянормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (к примеру, избрание на всœеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового). формально-юридического анализа

· сравнительно-правовой

· системный

· правового моделирования

· статистический

· конкретно-социологический

· диалектический

Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Основной нормой права, в которой закреплен Конституционный строй государства является Конституция.

Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от последнего, он всœегда предполагает наличие в государстве конституции.

Решение споров, связанных с конституционным строем государства, как правило, относится к исключительной компетенции специальных органов конституционного контроля (к примеру, конституционных судов), однако в ряде случаев правом толкования конституции наделяется непосредственно законодательный орган.

Необходимыми признаками конституционного строя являются:

· народный суверенитет - исключительное право народа как основного носителя власти;

· разделœение власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви;

· нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека - права и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.

История развития отечественного конституционализма . Первой конституцией России явилась Конституция РСФСР, принятая 1918 году. Ее создание было вызвано крайне важно стью законодательного закрепления победы нового общественного строя. Данная Конституция устанавливала социалистические принципы организации государственной власти (провозглашение диктатуры пролетариата͵ создание системы Съездов Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и т.д.). Она также определяла задачи экономического развития общества (ликвидация частной собственности на землю, установление общественной собственности на средства производства). Конституция 1918 года выполняла в большей степени роль политической декларации, а не Основного Закона государства. В дальнейшем порядок разработки и принятия конституций России был связан с принятием и развитием конституций СССР. Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Она отразила факт образования союза наций, что означало образование общесоюзной федерации. В структуру Конституции СССР от 1924 года вошли два документа: 1) Декларация об образовании СССР; 2) Договор об образовании СССР. Эта конституция уже не содержала положений о сущности государства и диктатуре пролетариата. Вторая Конституция РСФСР была принята в 1925 году. Она юридически закрепила факт вхождения РСФСР в состав СССР и определила круг вытекающих из этого последствий. Вторая Конституция СССР принята в 1936 году. Она провозгласила окончательную победу социализма в Советском Союзе, отразила изменения в структуре государственной власти, упразднила Съезды Советов, объявив высшим органом государственной власти Верховный Совет. Данная Конституция содержала обширный перечень демократических прав и свобод, а также условия их реализации. Но во многих положениях эта Конституция была фиктивна, так как вопросы демократии отражались в ней в отрыве от реальной жизни и не соответствовали действительному положению прав человека, которые грубо попирались. Третья Конституция РСФСР была принята в 1937 году. Она практически дублировала Конституцию СССР 1936 года. В отличие от союзной Конституции она содержала лишь незначительные изменения с учетом республиканского статуса РСФСР. Третья Конституция СССР была принята 7 октября 1977 года. Это последняя советская Конституция. Она провозгласила построение в СССР развитого социализма и общенародного государства, а также образование единой социальной общности – “Советский народ”. В данной Конституции нашли свое дальнейшее развитие демократические права и свободы граждан, но она не содержала гарантий обеспечения этих прав. Эта конституция, как и предыдущие, носила противоречивый характер.
Размещено на реф.рф
С одной стороны, в ней закреплялись принципы народовластия, свободное, всœестороннее развитие личности, с другой - провозглашалась руководящая роль одной партии (ст. 6 Конституции СССР), безраздельное господство государственной собственности, трудовая обязанность для всœех граждан и т.д.

Четвертая Конституция РСФСР принята в 1978 году. Она зеркально отражала союзную Конституцию. Следует отметить, что таким же образом разрабатывались и принимались всœе конституции республик в составе СССР.

Первый этап (с 1989 по июнь 1990 года, ᴛ.ᴇ. по окончании работы I Съезда народных депутатов РСФСР). С этого периода начали вноситься существенные изменения в Конституцию РСФСР. Второй этап (июнь 1990 – декабрь 1991 года). В Конституцию была внесена новая глава "О Президенте РСФСР", которая учреждала институт президентства и порядок избрания президента. Конституция наполнилась новыми положениями о развитии местного самоуправления. Третий этап (декабрь 1991 – сентябрь 1993). Несмотря на прекращение действия Конституции СССР, Конституция РСФСР 1978 года продолжала свое действие. На этом этапе встала задача формирования новой российской государственности как абсолютно независимого субъекта международного права. Россия становилась правопреемницей СССР.

С позиций современного опыта можно утверждать, что для адекватной оценки сущности конституции необходим учет ее проявлений как внутри страны, так и в сфере международных отношений. В сущности конституции отражаются не только ее связи с социальной структурой общества или характером и организацией власти и управления делами общества и государства, но и занимаемое государством в международном сообще-

При этом сущность конституции не есть нечто раз и навсœегда данное и неизменное. На различных этапах общественного развития она претерпевает значительные изменения. Οʜᴎ объективно обусловлены социальной структурой общества, потребностями его демократизации, характером международных отношений, которые нуждаются в адекватном восприятии в теории и практике конституционного строительства. А это требует новых подходов, преодоления устаревших или не оправдывающих себя взглядов и представлений, которые тормозят" переосмысление концепции общественно-исторического прогресса и роли в нем конституции. В практически-политическом плане речь идет в настоящее время о закреплении в основном законе такого видения общественного прогресса, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ способно наиболее полно раскрыть гуманистический потенциал общества.

Государственная власть в России осуществляется на базе разделœения на законодательную, ис полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст венной власти - законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по всœедневной деятельности. Органы законодательной власти - это представительные и законодательные учреждения, обра зуемые путем выборов. Главная их задача - правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, к примеру, контролируют деятельность исполнительной власти. Органы исполнительной власти - это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на базе сочетания единоначалия с колле гиальностью. Органы судебной власти осуществляют правосудие . Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Президент Российской Федерации - глава государства, то есть должностное лицо, занимаю щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од ной из трех ветвей государственной власти. Федеральной Собрание РФ - парламент Российской Федерации - является представитель ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа.

Особенности федеративного устройства России Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ: Государственная целостность РФ.Единство системы государственной власти.Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.Равноправие и самоопределœение народов.Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).

Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.Права гражданина - это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения. Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными. Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределœении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всœего невмешательством как собственным, так и со стороны всœех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода - это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Источниками международного публичного права называются те внешние формы, в которых выражается это право. Общепризнанно, что источники современного международного права перечислены в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН, который гласит: Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет: а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определœенно признанные спорящими государствами; b) международный обычай как доказательство всœеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определœения правовых норм. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, источниками международного права являются: Основные (первичные):международный договормеждународно-правовой обычайобщие принципы права Не существует четкой иерархии между основными источниками. С одной стороны, международные договоры удобнее толковать и применять. С другой - нормы договоров действуют только в отношении государств-участников, в то время как международно-правовой обычай обязателœен для всœех субъектов международного права.

Ответственность в международном праве С одной стороны, ответственность - неблагоприятные последствия, применяемые за совершение правонарушения к виновному. С другой стороны. Ответственность в МП - принцип МП, в соответствии с которым всякое противоправное деяние влечет за собой ответственность виновного субъекта по МП. Существует: - Проспективная ответственность (предполагаемая ответственность к потенциальному правонарушителю, которая будучи выраженной в санкции правовой нормы имеет помимо наказания цель предотвращения (профилактики) правонарушения) -Ретроспективная ответственность (ответственность в данном случае служит средством наказания) С третьей стороны, - ответственность - охранительное правоотношение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возлагает на правонарушителя обязанность прекратить противоправные действия, ликвидировать или компенсировать последствия правонарушения, а также наделяет пострадавшею субъекта правом требования совершения вышеуказанных действий правонарушителœем. Цели ответственности: - Сдерживать потенциального правонарушителя -Побудить правонарушителя выполнить надлежащим образом свои обязанности - Предоставить потерпевшему компенсацию за причинœенный ему материальный или моральный ущерб - Повлиять на будущее поведение сторон в интересах добросовестного выполнения ими своих обязанностей. В МП различают: - Политическую ответственность - возможна в виде сатисфакций - Материальную ответственность Ответственность лежит на всœем государстве в целом, а не на отдельных его органах, действия которых нарушили ту или иную международную норму. По этой причине государство обязано регулировать поведение своих юридических и физических лиц.

Дипломатическое и консульское право Дипломатическое и консульское право в своей совокупности составляют право внешних сношений, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в целом регулирует межгосударственные официальные отношения. Понятие дипломатического и консульского права, их источники Дипломатическое право крайне важно для реализации государством права посольства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ состоит из: Активного права посольства право государства открывать дипломатические представительства за рубежом; Пассивного права посольства право государства принимать иностранные посольства. Дипломатическое право состоит из норм обычного права, которые кодифицированы следующих конвенциях: Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 ᴦ. ;Конвенции о специальных миссиях 1969 ᴦ. Установление дипломатических отношений между государствами следует за признанием государства де-юре. При этом, установление дипотношений не всœегда влечет за собой открытие представительств.Процедура назначения и принятия дипломатического представителя принято называть аккредитацией. Заключается она в следующем. По прибытии в страну пребывания представитель должен подучить агреман - согласие страны пребывания на назначение! именно данного лица в соответствующем качестве. По прибытии в страну пребывания представитель должен подучить агреман - согласие страны пребывания на назначение! именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания вправе отказаться без мотивировки от выдачи агремана. Выдача агремана делает прибывшего представителя persona grata (желательное лицо). После получения агремана дипломатический представитель получает от главы своего государства верительную грамоту-документ удостоверяющей его полномочия, которые затем вручаются главе государства назначения. Один экземпляр верительной грамоты вручается главе МИДа, другой главе государства. Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его государства (отставка, новое назначение, болезнь), либо по инициативе страны-пребывания (признание представителя persona поп grata.)

Права человека - это права, объективные по своей сущности, неотъемлемые, естественные, принадлежащие человеку как таковому, поскольку он человек, то есть в силу самой его человеческой природы. Гегель, к примеру, отмечал, что человек как таковой вправе на свободу. Права человека представляют из себяопределœенные социальные притязания, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека. В связи с процессом развития прав человека и прогрессом общества в целом выделяют несколько поколений прав человека. Первое поколение - права человека, обеспечивающие индивидуальную свободу, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена общества и политических прав. Второе поколение - социальные, экономические и культурные права: Третье поколение - коллективные права (стали формироваться после второй мировой войны): право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядерную безопасность и др. При всœем современном многообразии прав человека и различии теоретических подходов к этой проблеме можно выделить исходные, основополагающие права человека, которые составляют базу всœего комплекса прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на равенство (исходное, "стартовое" равенство людей). Эти основные права человека как исходные начала закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 ᴦ., которая представляет собой документ негосударственного характера, впервые в истории человечества распространивший права человека на всœех людей планеты. В ноябре 1991 ᴦ. в России была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая стала органичной частью (глава 2) Конституции Российской Федерации 1993 ᴦ.

Административное право как отрасль публичного права Администрати́вное пра́во - отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства имуниципальных образований

.

Публичное право включает в себя отрасли, в разной степени связанные с правовым механизмом организации и функционирования государства и его органов: конституционное (государственное) право,административное право, уголовное право, финансовое право, налоговое право, процессуальное право, судоустройство, международное публичное право. В предмет публично-правового регулирования входят, к примеру: основы государственного устройства; функционирование государства и его институтов; институты гражданского общества; система и органы местного самоуправления; правотворческий и правоприменительный процесс; судебная система; международные отношения. Каждая отрасль имеет особые предмет и методы правового регулирования, а также специальную структуру нормативного материала, составляющего систему соответствующей отрасли права. Публичное право направлено на обеспечение и охрану общих интересов, интересов государства, всœего общества (публичных интересов). Частное право обеспечивает и охраняет интересы отдельных лиц, индивидов, используя при этом специальные формы и методы правового регулирования, средства разрешения конфликтов, особый процессуально-правовой режим производств, применяемых для урегулирования возникающих споров. Административное право как отрасль публичного права определяется прежде всœего своим предметом, т. е. системой государственно-управленческих отношений, поскольку государственное управление реализуется через категории публичного интереса, потребностей, целœей, стимулов и норм. Административное право регулирует широкий круг вопросов организации и деятельности системы органов исполнительной власти, создания эффективной и стабильной государственной службы.

Признаки конституционного строя - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Признаки конституционного строя" 2017, 2018.

Конституция РФ законодательно определяет конституционный строй и те принципы российской государственности, которые даны в характеристике Российского государства.

Конституционный строй - это устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права . Обязательными признаками конституционного строя являются следующие: подчинение власти праву (верховенство закона); широкие права и свободы человека, их обеспечение, исключение дискриминации; непосредственное участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство; такая организация власти, при которой исключается ее сосредоточение в одних руках и имеются гарантии от узурпации властных функций.

Первая глава Конституции РФ посвящена основам ее конституционного строя. В нее включены общечеловеческие ценности и цели, провозглашенные в преамбуле (вводной части) Конституции. Среди них ценности демократии - права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России; нравственные ценности, ценности российской государственности, ценности патриотизма и интернационализма, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, ее причастности к мировому сообществу.

В Конституции России сформулированы принципы конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ст. 1). В их содержании отражается как достигнутый уровень развития государства и общества, так и цели, к которым следует стремиться. Для России, в которой конституционный строй только утверждается, многие его принципы обращены пока в будущее.

В демократическом государстве одним из принципов конституционного строя провозглашается идея: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Все граждане РФ обладают на ее территории равными правами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Другим принципом конституционного строя России объявляется суверенитет ее многонационального народа. Суть данного принципа - в верховенстве народной власти. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет принадлежащую ему власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы .

Референдум - это голосование по важнейшим вопросам государственной жизни, представляющее собой непосредственное властное волеизъявление народа. Инициатива проведения референдума в России принадлежит, во-первых, не менее чем двум миллионам граждан РФ, причем на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами России не должно проживать более 10% граждан, инициирующих проведение референдума, и, во-вторых, Конституционному Собранию, если оно решит в установленном Конституцией порядке вынести на референдум вопрос о принятии новой Конституции РФ.

Назначает референдум России Президент РФ, принимая по этому поводу указ, в котором определяется дата проведения референдума. Решение считается принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Отличительной чертой референдума является его обязательный характер. Принятое на референдуме решение должно быть обязательным для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления и гражданами.

Выборы как форма прямой демократии означают непосредственное государственно-властное волеизъявление народа по поводу состава государственных органов. Принятое избирателями решение отражает волю большинства участвующих в выборах о составе представительного органа или кандидатуре на избираемую должность, а значит, о программе их деятельности. Таким образом, доверяя своим представителям, народ влияет на осуществление принадлежащей ему власти.

В соответствии с Конституцией РФ народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это основной путь реализации народной власти, именуемой представительной демократией.

Вся система государственных органов - законодательных, исполнительных и судебных - включается в данный процесс. Но особая роль принадлежит коллегиальным органам народного представительства, сформированным на всеобщих выборах. К ним относятся Федеральное Собрание (парламент) России, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

На уровне районов, городских и сельских населенных пунктов проживающие на соответствующей территории граждане участвуют в осуществлении местного самоуправления через установленную систему органов местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Идея местного самоуправления также формируется в Конституции как принцип конституционного строя.

Принципом конституционного строя России является государственный суверенитет РФ. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4). Это означает, что государственная власть в РФ едина, верховная и независима. Единство государственной власти раскрывается в ее распространении на всю территорию России, а также в высшей юридической силе и обязательности Конституции РФ и федеральных законов. Независимость государственной власти состоит в ее самостоятельности по отношению к власти других государств, неприкосновенности территории России.

Следующий принцип конституционного строя - федерализм . Как федеративное государство Россия состоит из имеющих равные права субъектов Федерации, т. е. республик, краев, областей, городов федерального значения. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в России (ст. 5).

К основам конституционного строя относится принцип, объявляющий Россию социальным государством (ст. 7). В связи с этим принципом его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В новой Конституции в отличие от ранее действовавших вопросам экономики и организации хозяйственной деятельности уделено особое место . Россия в сфере экономического развития выбрала принципы рыночной экономики : многообразие форм собственности, их равноправие, свобода экономической деятельности. В конституционных нормах это нашло проявление в признании и защите форм собственности, в возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Роль государства в экономике состоит в обеспечении единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, в поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8).

Принципом конституционного строя является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). На уровне Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. При этом Президент представлен Конституцией РФ как глава государства. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный суд относятся к судебной ветви власти. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Вместе с тем они обязаны взаимодействовать между собой и в этом взаимодействии должны уравновешивать друг друга. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Принципами конституционного строя России являются идеологическое и политическое многообразие (ст. 13). Никакая идеология не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Все общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя.

Принцип конституционного строя, характеризующий Россию как светское государство, означает, что в России никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14).

Перечисленные основные принципы конституционного строя РФ получают развитие как в самой Конституции, так и в законах, подзаконных актах России.

В конституционном праве устанавливаются основные правила взаимоотношений между государством и человеком. Его нормы закрепляют место человека в различных сферах общественной жизни и определяют его основные права , свободы, обязанности. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6).

Таким образом, складывается институт конституционного права - конституционный статус человека и гражданина. В отличие от регулирования прав человека другими отраслями права конституционное право устанавливает основы его правового положения, что оказывает правовое оформление наиболее существенных и принципиальных связей государства и человека, установление основных прав, свобод и обязанностей гражданина, иностранца или лица без гражданства.

Объем прав, свобод и обязанностей каждой из перечисленных категорий людей различен. Правовым основанием такого различия является наличие или отсутствие гражданства, т. е. устойчивой правовой связи лица с государством .

Итак, гражданин РФ обладает всеми правами, свободами и несет все обязанности, установленные Конституцией России.