Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания. Освобождение несовершеннолетних от наказания

Вот уже многие столетия, лицо этой женщины считается эталоном женской красоты, о которой сочиняют легенды, ведь оно изысканное и одухотворенное. В последнее время, начался настоящий бум возле образа Нефертити, так как женщины обращаются к пластическим хирургам с просьбами, скопировать им форму лица царицы. Женщины делают макияж, какой был у знаменитой египетской девы, ну а модельеры создают наряды, обувь и головные уборы, тоже напоминающие туалеты Нефертити.

Существует много версий происхождения египетской царицы, но в последнее время появилась еще одна, более свежая версия, согласно которой, она родилась в 1370 году, но не в Египте, как считалось ранее. Правда историки до сих пор не могут прийти к общему мнению, в какой стране и семье она появилась на свет.

Странно, но раньше не обращали внимания на имя царицы Египта, а ведь Нефертити, с египетского языка переводиться — пришедшая красавица , это дает основания предполагать, что она прибыла в Египет из другой страны. Значит, тайна ее происхождения может находиться в ее имени, да и разрез глаз Нефертити, говорит о ее, не египетском происхождении. Есть гипотеза, что отец будущей царицы был родом из Турции, а мать из Митании. Скорее всего, именно из Турции, в юном возрасте девочка была доставлена в страну пирамид, как подарок Аменхотепу третьему, и стала одно из многочисленных наложниц фараона. Женщины из гарема, должны были рожать детей фараону и заботиться о нем.

Однако судьба распорядилась по-своему, так как сразу после прибытия в Египет будущей царицы, старый Аменхотеп скончался, а по традиции того времени, все жены фараона должны были быть умерщвлены и погребены вместе со своим хозяином. В отличии от остальных, Нефертити повезло, ведь в нее влюбился сын покойного фараона – Аменхотеп четвертый. Именно он сделал смелый по тем временам шаг, оставил в живых наложницу отца своего, а со временем женился на ней. Понятно, что двигала им пламенная любовь к девушке, ведь недаром все свои указы он подписывал клятвой вечной любви к Богу и Нефертити.

Еще в юном возрасте, девушка наблюдала за своим супругом и училась у него вести государственные дела. Уже в двадцатилетнем возрасте, она была виртуозом в политических играх, к тому же, в умении убеждать оппонентов ей не было равных, в том далеком времени. Она, что хотела, то и делала, ее супруг не перечил ей, а потакал всегда и во всем. Нефертити убедила своего мужа отказаться от своей религии и принять богов ее земли, после чего Аменхотеп четвертый сменил свое имя и стал именоваться Эхнатон , что означает угодный Атону, то есть, ново провозглашенному Богу солнца. Фараон объявил свою супругу равной себе и приказал выполнять любой ее приказ, таким образом, Нефертити добилась того, чего хотела, а именно, стала настоящей царицей со всеми правами и властью.

По ее приказу была построена новая столица страны, разрушались древние храмы и начались гонения на приверженцев старой веры. Царица один раз в неделю выходила на балкон своего дворца, под которым собиралась толпа, произносила пламенными речи, а потом одаривала подданных, бросая золотые монеты на головы удивленных египтян, при этом, не забывая упоминать, что это дары ново провозглашенного, солнечного Бога Атона.

Однако в семейной жизни стали возникать проблемы, так как Нефертити родила своему мужу шесть дочерей, а ему нужен был наследник престола, поэтому Эхнатон взял себе другую, молодую жену, которая родила ему мальчика, будущего фараона Тутанхамона. Нефертити отвезли за город, где она жила ровно год, после чего тоскующий Эхнатон вернул ее в царские палаты, но жить вместе, им было суждено не долго. Изгнанные и притесненные религиозные жрецы объединились в группы, и подняли бунт. Фараон был схвачен, ему выкололи глаза, а затем казнили. Нефертити была главой государства еще несколько дней, после чего ее тоже убили взбесившиеся фанатики старой религии. Они не успокоились и после смерти Нефертити, сначала разворовали ее гробницу, а затем изуродовали тело и предали его забвению на тысячелетия.

А тайна происхождения, власти, и личной жизни царицы Нефертити, до сих пор остается не разгаданной.

Могущественные фараоны, величественные пирамиды, молчаливый Сфинкс олицетворяют далекий и загадочный Древний Египет. Царица Нефертити является не менее загадочной и известной царственной красавицей древности. Ее имя, покрытое ореолом из легенд и вымыслов, стало символом всего прекрасного. Кем была возвеличенная и отождествленная с самая загадочная и «совершенная» женщина Древнего Египта, упоминания о которой в один момент исчезли, как и она сама?

Египетская царица Нефертити правила вместе с фараоном Аменхотепом IV, больше известным в истории как Эхнатон, более трех тысячелетий назад. Пески времени поглотили тот давний период истории, превратили в прах все, что окружало царицу. Но слава Нефертити пережила века, извлеченная из небытия, она снова властвует над миром.

В 1912 году, во время в Египте, Людвигом Борхардтом - германским археологом, была обнаружена мастерская скульптора Тутмеса, о чем явно свидетельствовали скопления камней разных пород, маски из гипса, незавершенные статуи, фрагмент ларца с именем скульптора Ахетатона. В одной из комнат был найден выполненный из известняка бюст женщины в натуральную величину. Борхардт хитростью вывез его из Египта. В 1920 году бюст был передан в дар Тайны и загадки о жизни царицы пытались раскрыть при помощи различных гипотез. Можно сказать, что с тех пор ее имя было овеяно всемирной славой, не угасающей до сих пор. Возрос и интерес к судьбе царицы. Долгое время о ней встречались лишь отдельные упоминания, не так много сведений можно обнаружить и сейчас.

Существует немало версий о происхождении Нефертити. Скудные сведения, почерпнутые из упоминаний на стенах усыпальниц, надписей на клинописных табличках Амарнского архива, стали почвой для развития множества версий о происхождении царицы. «Совершенная», как ее называли, была египтянкой, но существуют версии, утверждающие, что она была иноземной принцессой. Египтологи выстроили несколько гипотез о её происхождении. Некоторые исследователи считают, что она является дочерью Тушратты, царя Митанни. Свое настоящее имя Тадухиппа она поменяла, выйдя замуж за Аменхотепа III. Нефертити рано стала вдовой, и после смерти мужа была объявлена супругой его сына Аменхотепа IV. Юного фараона Нефертити покорила своей невероятной красотой. Говорили, красоты еще не порождал вскоре стала «главной» супругой правителя. Это своего рода подтверждало версию о ее египетском происхождении, потому что обычно становились египтянки царских кровей. Вполне вероятно, что это могла быть и дочь фараона. Также предполагалось, что Нефертити - дочь одного из приближенных ко двору Эхнатона.

Царица поражала не только своей необыкновенной красотой, но и бесконечным милосердием. Она дарила людям умиротворение, ее солнечная душа воспевалась в поэмах и легендах. Ей легко давалась власть над людьми, ей поклонялся Египет. Царица Нефертити обладала сильной волей и способностью внушать к себе благоговение.

Древнеегипетские папирусы, рисунки, барельефы свидетельствуют, что ее брак с Аменхотепом IV был идеален, являлся символом уважения, любви и сотрудничества. Всесильный фараон вошел в историю как религиозный реформатор. Это был незаурядный человек, объявивший войну касте жрецов. Он именовал себя Эхнатон, «угодный богу», перенес столицу из Фив в Ахетатон, вознес новые храмы, увенчал их скульптурными колоссами нового Атона-Ра. В проведении данной политики правителю необходим был надежный союзник, и им стала Нефертити. Умная и сильная супруга помогала фараону преломить сознание целой страны и одержать победу в столь опасной войне с таинственными служителями культа, которые подчинили себе Египет. Царица Нефертити посещала дипломатические приемы. Фараон советовался с супругой прилюдно. Порой она заменяла ему сановных советников. Нефертити поклонялись, ее величественные изваяния можно было видеть практически в каждом египетском городе. Чаще всего она изображалась в головном уборе, представляющем собой высокий синий парик, который был обвит золотыми лентами и уреем, символически подчеркивающим ее власть и связь с богами.

Были также зависть и интриги. Но открыто выступать против супруги властителя никто не решался, скорее, наоборот, на Нефертити сыпались подношения и дары просителей. Однако мудрая царица помогала лишь тем, кто, по ее мнению, мог оправдать и заслужить доверие фараона.

Но судьба, являясь самым непревзойденным режиссером в жизни человека, не благоволила бесконечно и по отношению к Нефертити. Боги не даровали ей наследника власти. Царица лишь подарила фараону 6 дочерей. Вот тут-то не без помощи завистников нашлась замена царствующей супруге, власть над сердцем фараона перешла к красивой наложнице Киа. Ей не удалось надолго удержать возле себя фараона, а ему было трудно выбрать между двумя женщинами. Со стороны бывшей царицы его всегда ждал радушный прием, но показная любезность не обманула фараона. Прежних отношений между волевой и самолюбивой Нефертити и Эхнатоном больше не было. Но ей удалось удержать власть над ним. Существуют версии, что именно Нефертити, продемонстрировав свой государственный ум, предложила в жены Эхнатону Анхесенамон, их совместную третью дочь, по другим версиям, это была старшая дочь Меритатон.

После смерти Эхнатона их дочь выдали замуж за Тутанхамона, который перенес столицу в Фивы. Египет снова стал поклоняться Амону-ра и все вернулось на круги своя. В Ахенатоне осталась лишь Нефертити, верная идеям мужа. В изгнании она провела остаток жизни. После смерти царицы по ее просьбе она была похоронена в гробнице Эхнатона, но ее мумию так и не нашли. И точное место ее захоронения неизвестно.

Однако имя ее, означавшее «Прекрасная пришла», и поныне является олицетворением всего прекрасного. Скульптурный портрет царицы Нефертити, найденный в Амарне в 1912 году, а также другие тонкие и поэтичные наброски, созданные Тутмесом, древним мастером Ахенатона, хранятся в музеях Берлина и Каира. В 1995 году в Берлине прошла сенсационная выставка, объединившая египетскую коллекцию, центром которой стали встретившиеся вновь Нефертити и Эхнатон.

Нефертити стала одним из самых известнейших персонажей истории искусства, олицетворением изящества и нежности, открывшим еще во время правления Эхнатона эмоциональную сторону искусства. Очарование прекраснейшей царицы подарило художникам невероятную возможность соединить в одном образе красоту искусства и жизни.

Царица Древнего Египта оставила после себя много загадок и тайн, связанных с ее жизнью, которые кому-то еще только предстоит раскрыть.

Царица Нефертити – знаменитая супруга древнеегипетского фараона Эхнатона, организовавшего масштабную религиозную реформу.

Это одна из самых известных женщин древнего мира. Известность ей принесла в первую очередь её неописуемая красота: утверждалось, что до неё в Египте никогда не было таких красивых женщин.

Однако при всём почитании и уважении народа сведений о её происхождении и ранней жизни практически не сохранилось.

Исследователи выдвинули несколько версий о том, кем же она была на самом деле:

  • Знатная египтянка;
  • Египтянка незнатного происхождения – версия, в настоящий момент полностью отвергнутая;
  • Иноземная принцесса.

О том, что Нефертити могла быть иммигранткой, свидетельствует её имя, означающее «красавица пришла». Ряд учёных придерживается ещё более конкретного мнения: Нефертити была дочерью митаннийского правителя Тушратты, который дружил со своим египетским «братом» Аменхотепом III и послал ему двух своих дочерей, сопроводив соответствующим письмом.

Старшая – Гилухепа вряд ли могла быть той, которую позже назвали Нефертити, ибо не соответствовала по возрасту. А вот младшая дочь, Тадухепа, вполне могла быть ею: она прибыла к египетскому двору в самом начале правления Эхнатона. Как и было положено, при получении «египетского гражданства» она приняла новое имя.

Сторонники египетского происхождения Нефертити указывают на то, что она была «главной женой» фараона, поэтому должна была принадлежать царской фамилии. Однако возражением на это является поступок самого Аменхотепа III, взявшего себе в качестве «главной жены» Тию – девушку низкого звания и, возможно, иностранку.

Впрочем, некоторые данные указывают на то, что Нефертити могла быть дочерью Эйе – вельможу при Эхнатоне, который был братом Тии. Эйе впоследствии сам взошёл на престол.

Первая леди

Подобно Тии, жена Эхнатона принимала самое деятельное участие в государственных делах. На публике Эхнатон появлялся всегда в сопровождении «главной жены». Когда Эхнатон учредил культ солнечного бога Атона, Нефертити полностью поддержала его в этом и сама стала ярым приверженцем атонизма.

Некоторые учёные даже считают, что культ Атона инициировала именно она, а не Эхнатон. Если учитывать, что под Атоном солнцеликий правитель понимал, по сути, самого себя, то становится понятным религиозное рвение прекрасной женщины.

На многочисленных изображениях счастливые супруги присутствуют вместе, нередко со своими детьми. Больше того – существуют изображения, на которых Нефертити присутствует без Эхнатона. В общей сумме, Нефертити египетские художники рисовали значительно чаще, чем Эхнатона. Однако после двенадцатого года правления Эхнатона упоминания о Нефертити внезапно исчезают.

Считается, что она оказалась в опале. Место «главной жены» заняла Кия, которая до этого была лишь второстепенной супругой царя, а вскоре её сменила Меритатон – старшая дочь царя от Нефертити. Почему же возлюбленная царица оказалась в опале? Учёные считают, что виной всему – отсутствие наследников: у Эхнатона от Нефертити было шесть дочерей и ни одного сына.

Следующий правитель – юный Тутанхатон, ставший позже Тутанхамоном, был сыном сестры Эхнатона; для продолжения династии он был вынужден жениться на дочери Нефертити.

Поздние изображения

Однако несмотря на опалу, Нефертити не исчезла из общественной жизни насовсем. Она оставалась уважаемой дамой, матерью большого семейства. Портретистом, запечатлевшим Нефертити в поздние годы, был знаменитый скульптор Тутмос. На его статуе царица всё так же прекрасна лицом, однако на нём отпечатались усталость и утомление: видно, что женщина многое испытала на своём веку.

В одной из мастерских нашли маску, снятую с лица царицы на склоне лет. Однако нет возможности установить, была она снята с живой женщины или уже мёртвой. О том, как умерла царица, данные отсутствуют.

Искусство при Нефертити

Эпоха Нефертити оказалась плодотворной в плане искусства. Времяпрепровождение царственных супругов было основной темой для художников Ахетатона. Они изображались во время задушевной беседы и в других бытовых ситуациях. На одном из таких изображений царица сидит на коленях своего мужа, на другом запечатлён их нежный поцелуй. И на каждом таком портрете над супругами витает Атон в виде солнечного диска с протянутыми вниз лучами-руками.

Изображали художники и их дочерей. Самым известным изображением царицы является бюст, найденный в 1912 году Людвигом Борхардтом. Немецкого учёного мгновенно впечатлил портрет Нефертити, причём настолько, что он пометил в дневнике напротив зарисовки находки: описывать этот портрет бесполезно – нужно смотреть.

Царица изображена в своём классическом облике – в высоком парике синего цвета, увитом лентами и уреем – змееобразным символом божественной власти («париком» его назвал Борхардт; на самом деле это, видимо, хепреш – царский головной убор). Этот бюст стал символом красоты древнеегипетского искусства и культуры. Впрочем, обнаружилось, что первоначальное изображение было слегка подправлено скульптором. Неизвестно, было ли это исправление неточностей или же «косметика», призванная устранить неидеальный облик самой царицы.

В 1912 году во время раскопок в Амарне археологи нашли отлично сохранившуюся раскрашенную скульптуру Нефертити, египетской царицы времен XVIII династии Нового царства. Стройная шея, миндалевидные глаза, мечтательно улыбающиеся губы… С тех пор утвердилось мнение, что эта женщина – несомненный эталон красоты и женственности античного мира.

Ее муж Аменхотеп IV (Эхнатон) вошел в историю как фараон-реформатор, восставший против засилья старой знати и жрецов, тесно связанных с культом фиванского бога Амона-Ра. В нем не просматривалось ничего величественного, внешность его была уродлива, что особенно бросалось в глаза рядом с Нефертити. Если верить античным скульпторам, то хилое и сутулое тело Аменхотепа IV венчала непомерно большая голова с острыми ушами, отвислой челюстью и длинным носом.

С самого раннего возраста его донимали недуги. Аменхотепу исполнилось всего двенадцать, когда после смерти отца его посадили на трон. Это был застенчивый и впечатлительный ребенок, который все еще играл в куклы. Он почти ничего не унаследовал от воинственного и деспотичного характера Аменхотепа III. Тот успевал везде: был и политиком, и военачальником, любил вино и пышные празднества, обожал женщин. Его гарем насчитывал более ста наложниц - дочерей вельмож, иностранных принцесс и просто красивых пленниц. Управление страной в этот период находилось в руках высокопоставленных вельмож и Тии (или Тэйи), первой законной жены фараона, матери Аменхотепа IV (по другим сведениям, его кормилицы).

Происходила Тия из Месопотамии. Именно там, при дворе царя Тушрата, правившего государством Митанни, будущий фараон познакомился с юной принцессой Тадучепой (по мнению некоторых историков, двоюродной сестрой своей матери), вошедшей в историю под именем Нефертити. Она получила блестящее по тем временам образование в специальной школе, где мальчики и девочки обучались вместе, что воспринималось тогда чуть ли не революционным методом воспитания подрастающего поколения.

Трудно сказать, каковы были истинные планы у первой жены Аменхотепа III, но когда она привезла царевну из Митанни, страны ариев (уплатив, кстати, немалый выкуп золотом, серебром и слоновой костью), то поначалу поместила ее в гарем царствовавшего фараона.

Когда пятнадцатилетняя царевна прибыла со своей свитой в Фивы, ее неординарная яркая внешность сразу очаровала горожан - тогда-то она и получила новое имя Нефертити («Красивая пришла!»). Преждевременно состарившийся фараон едва ли мог насладиться прелестями новой наложницы (до нее просто могла не дойти очередь). Через два года после ее прибытия он скончался. На троне оказался его законный наследник, мальчик-фараон.

Через несколько недель после смерти старого фараона Тия женила сына на Нефертити. Сразу же между этими женщинами началась борьба за влияние на молодого фараона. Силы оказались неравными - молодость и красота медленно, но верно побеждали. Аменхотеп, по некоторым сведениям, распустил огромный гарем отца, полученный им в наследство, и это была первая победа Нефертити.

Постепенно она стала главным советником мужа практически по всем вопросам. А его преклонение перед женой подчас переходило все пределы: вознося клятвы богу Атону при основании новой столицы, Эхнатон клялся верховному божеству не только своим Богом-отцом, но и любовью к жене и детям. Выезжая проверять заставы вокруг города, Эхнатон брал с собой Нефертити, и караул отчитывался о своей службе не только перед владыкой и главнокомандующим армией, но и перед его женой.

При награждении сановников подарками и отличиями она также присутствовала и сама благодарила подчиненных за хорошую службу. Вельможи не раз нижайше просили Нефертити замолвить нужное словечко перед фараоном.

Загадка чар Нефертити, подлинных или мнимых, и тысячелетия спустя продолжает волновать людские умы. Уже в наши дни врач московского Института красоты, будучи в гостях, увидел копию скульптурной головки египетской царицы, и спросил хозяйку дома: «Ну что в ней все находят? Идеально правильное лицо, но холодное, даже скучное…» Хозяйка, которая была художницей, молча вынула тонкую кисточку, обмакнула ее в воду и сделала несколько мазков на желтом песчанике. На каменном лице появились губы, потом брови, зрачки… «Я не мог оторвать глаз, - вспоминал хирург, - на меня, словно живая, смотрела женщина изумительной красоты».

Белых пятен в биографии Нефертити немало. До сих пор, к примеру, неясно, скольких детей она родила. Во всяком случае, это были только дочери (по одним сведениям, трое, по другим - шестеро). Царственных супругов утешало одно: отсутствие сына никак не отразится на будущем династии, т. к. по традиции власть могла передаваться через дочь, если та выйдет замуж за высшего сановника. К тому же у Эхнатона были сыновья от других жен, один из них - знаменитый Тутанхамон. И тем не менее, по мнению историков, власть Нефертити над Эхнатоном никогда бы не поколебалась, если б боги послали ей сына. Ведь что ни говори, а мужчины во все века мечтают именно о наследнике, продолжателе дел своих.

Восстановленные учеными надписи и рисунки рассказывают, что молодая царствующая чета поначалу вела роскошную и счастливую семейную жизнь. Но можно ли до конца верить искренности тогдашних официальных летописцев? Эхнатон был больным человеком, что, несомненно, сказывалось и на его личной жизни. Если судить по некоторым надписям, Нефертити искала общества других мужчин, которых, однако, долго не задерживала около себя.

Может быть, все началось после того, как «доброжелатели» буквально уложили в постель заскучавшего супруга прелестную Киа, самую красивую и грациозную женщину царского гарема? Не прошло и месяца, как Эхнатон заявил, что признает ее побочной женой. Кстати, многие находили, что хрупкостью и изяществом линий новая супруга напоминает Нефертити. Но, как показывает практика, копия зачастую хуже оригинала.

Надежда, кажется, снова забрезжила на половине опальной царицы. Понизив надоевшую Киа до обычной наложницы, фараон вернулся к царице, чтобы, как пишут историки, взять себе в жены свою третью дочь - Анхесенамон», и поэтому просил Нефертити подготовить ее к столь серьезному шагу, обучить тому искусству, которое знает она. Девочке уже восемь лет, она давно созрела для брачного ложа. Сам бог Атон якобы указал ему его новую избранницу.

В Египте и некоторых других государствах Древнего мира в подобных браках не видели ничего противозаконного, наоборот, - они считались идеальными, так как сохраняли «божественную сущность» царствующего дома и не позволяли смешиваться его представителям с плебеями или чужеземцами.

Неожиданная драма во дворце укрепила позиции жрецов «старого» бога Амона. Несмотря на заботы нянек и придворных лекарей, по непонятной причине в возрасте десяти лет умерла любимая дочь фараона Мактатон. Египтологи пришли к выводу, что за несколько лет до смерти Эхнатона его семья распалась: Нефертити, изгнанная из дворца, воспитывала в загородном доме мальчика, назначенного в мужья ее дочери, - Тутанхамона.

На восемнадцатом году царствования Аменхотеп-Эхнатон покинул этот мир. Причиной, видимо, стала прогрессирующая тяжелая болезнь: позвоночник фараона деформировался все больше, тело покрылось незаживающими язвами, и в возрасте двадцати девяти лет его земной путь окончился. Вместе с ним ушла и насаждавшаяся им религия.

После смерти Аменхотепа IV трон занял его зять - муж старшей дочери Сменхкара, сразу же восстановивший культ «отвергнутого» бога Амона. По мнению некоторых историков, под этим мужским именем вполне могла царствовать сама Нефертити… Вскоре на троне появился Тутанхамон, за которого царица выдала свою горемычную Анхесенамон. При нем столица прочно обосновалась в Фивах. Возвратилась туда и Нефертити. Да и что ей было делать в покинутом и частично уже разрушенном городе?

Руки обольстительной вдовы добивались многие, но замуж в третий раз она не вышла. Хотя из разрозненных записей можно понять, что не стала Нефертити и затворницей. Видимо, она не подверглась опале и сохранила свое влияние при дворе. В записях ее называют мудрой и прозорливой.

Она умерла в тридцать семь лет. Ее торжественно похоронили, как она и просила, в гробнице рядом с Эхнатоном.

Каждый, кто хоть раз видел ее изображение, уже никогда не забудет прекрасную египетскую царицу. Ее лицо, изысканное и одухотворенное, до сих пор считается эталоном красоты, вдохновляя многих на сочинения легенд о его обладательнице. Прошло три с половиной тысячелетия, пески времени давно поглотили страну, которой она правила, превратив в прах все, что ее окружало, но, извлеченная из небытия, Нефертити снова властвует над миром.


В декабре 1912 года сотрудники археологической экспедиции Германского Восточного общества под руководством профессора Людвига Борхарда, уже несколько лет раскапывавшей окрестности египетской деревушки Эль-Амарна, разбирали древний мусор, найденный в одном из домов. Неожиданно среди песка и черепков они увидели лицо - великолепно сохранившийся (лишь было разбито одно ухо и отсутствовал левый зрачок) бюст женщины, совершенной в своей красоте, изящности линий и живости черт. На прекрасную незнакомку сбежались посмотреть все члены экспедиции - многие потом признавались, что позже красавица не раз являлась им во сне.
В тот день профессор Борхард записал в своем дневнике: «Она дышит жизнью... Это невозможно описать словами, это надо видеть». Как оказалось, это было изображение Нефертити, прекрасной царицы XVIII династии. Позже в том же доме - как считается, мастерской скульптора Тутме-са - были найдены еще несколько изображений Нефертити, а также ее дочерей и мужа - фараона Эхнатона.

Лишь левый глаз статуи так и не был найден: позже установили, что его никогда не было. Считается, это свидетельствует о том, что портрет прижизненный: по обычаю второй глаз статуе должны были вставить лишь после смерти, вселив в нее таким образом душу умершей.
В то время - да и сейчас - Египет позволял иностранным делегациям проводить раскопки на своей территории лишь с условием, что половина всех найденных сокровищ, причем на усмотрение египетской стороны, останется в стране. Но профессор Борхард так не хотел расставаться с бюстом царицы, что прибег к хитрости: он показал инспектору из службы охраны древностей Гюставу Лефевру снимок бюста, сделанный при плохом свете и с невыгодного ракурса, да к тому же указал в документах, что тот выполнен из гипса, а не из известняка. Невыразительная, судя по фотографии, работа не заинтересовала Лефевра, и бюст был беспрепятственно вывезен в Берлин.
В 1920 году он был подарен Берлинскому музею, и с тех пор началась всемирная слава Нефертити, не угасающая до сих пор.
Возможно, свою роль в ее известности сыграл стиль арт-деко, зарождающийся в то время: лаконичные чистые линии и яркие цвета как нельзя лучше отвечали требованиям времени.
С тех самых пор бюст Нефертити, наряду с маской Тутанхамона, силуэтами пирамид и обликом Сфинкса, символизирует для нас высокую культуру Древнего Египта.


Интерес к статуе закономерно вызвал и интерес к судьбе изображенной женщины - царицы Нефертити. Однако долгое время археологам удавалось найти о ней лишь отдельные упоминания, да и сейчас о Нефертити известно слишком мало, чтобы можно было однозначно судить о ее биографии. Между тем неослабевающее желание публики знать о древней красавице как можно больше побуждало историков сочинять одну версию ее жизни за другой - и теперь из имеющихся десятков вариантов каждый может выбрать версию себе по вкусу.
Ее имя традиционно переводят как «красота пришла». О ее происхождении мало что известно точно. Одни исследователи считают, что ее настоящее имя - Таду-хиппа, и она была дочерью царя государства Митанни - Тушратты, которую выдали замуж за Аменхотепа III В Египте девушка, по традиции, приняла новое имя, которое достаточно ясно говорит о том, что его носительница иноземного происхождения. После смерти мужа молодая вдова, согласно обычаю, стала супругой его сына Аменхотепа IV, со временем добившись положения главной жены.
Другие считают, что Нефертити - чистокровная египтянка и ее родителями были Эйе, один из ближайших сподвижников фараона Аменхотепа III, и его жена Тии - кормилица Аменхотепа IV. По крайней мере, царевна Мутнеджмет, младшая сестра Нефертити, открыто называет Тии матерью. Они происходили из города Коптоса, и их предки были жрецами. Существует также предположение, что Эйе был братом Тийи - главной и любимой жены Аменхотепа III. Тий (Тия или Тейе) имела огромное влияние на своего супруга: она играла при его дворе очень заметную роль, вместе с мужем принимая участие во всех дворцовых церемониях и праздниках, а также сопровождая его в поездках по стране. Сторонники египетской версии происхождения Нефертити считают, что именно Тий избрала ее в жены для своего сына: девушка происходила из приближенной ко двору семьи и к тому же отличалась необыкновенной красотой.

Юный Аменхотеп IV, восшедший на трон приблизительно в 1351 году до нашей эры, души не чаял в красавице-жене: их любви посвящены многочисленные фрески и рельефы, а также письменные тексты. Фараон называл жену «Услада моего сердца». В обращении к ней он писал: «Любовь моя, Королева Юга и Севера, Возлюбленная моя, Нефертити, я бы хотел, чтобы ты жила вечно...»
На одном из рельефов даже изображен поцелуй Аменхотепа и Нефертити - считается, что это первое изображение любовной сцены в истории искусства. Портреты и статуи Нефертити встречаются гораздо чаще изображений ее супруга - по-видимому, почитание прекрасной царицы было распространено по всей стране. Она завоевала любовь народа не только редкостной красотой, но и умом, обаянием, самоотверженностью и, конечно же, той глубокой любовью, которую она питала к своему А супругу, - в царских семьях, где браки заключались исключительно по политическим соображениям, явление редчайшее во все времена.


Три сцены любви. Слева статуэтка «Эхнатон целует одну из дочерей» (такой сюжет воспроизведен на Берлинском алтаре, см. выше). Но здесь он выглядит двусмысленно. Фигура Эхнатона слишком мала для дочки. Кажется, что целуются два ребенка. Статуэтка, скорее всего, поддельная, поскольку стиль ее исполнения противоречит амарнскому. Рельефные фрагменты подлинные. На правом рельефе видны коленки Эхнатона, на которых сидит Нефертити. Поскольку перед ними фрукты, можно предположить, что муж угощает жену, например, виноградом. На центральном фрагменте Нефертити застегивает ожерелье на шее Эхнатона. Возможно, они собираются поцеловаться. Однако сам этот акт художника не хочет показывать зрителям.

Едва взойдя на престол, молодой Ж фараон Аменхотеп предпринял реформу, не имеющую себе рав-ных по смелости замысла и размаху: в противовес многочисленным египетским богам, особенно Амону, возглавлявшему прежде египетский пантеон, он создал культ бога Атона, чьим олицетворением объявил солнечный диск.
Как полагают исследователи, целью этой реформы было ослабить египетское жречество, захватившее слишком много власти, а также обеспечить с помощью единого культа единство довольно разрозненного египетского населения. Поначалу Атон мирно соседствовал с культами прежних богов - он лишь был провозглашен верховным божеством, так же, как солнце стоит выше всего мира. Но со временем Атон был объявлен единственным богом: храмы прежних богов были закрыты, их статуи разрушены, жрецы разогнаны. Себя же фараон объявил воплощением Атона, бессмертным абсолютным божеством, ведающим жизнями подданных и судьбой всего мира.



В религиозных церемониях, которыми сопровождался культ фараона, Нефертити принимала самое непосредственное участие: она была первой жрицей бога-фараона, его верной спутницей и соратницей. Вместе с мужем она насаждала новую веру, искренне и страстно служила и новому культу, и собственному мужу. Нефертити стала живым воплощением солнечной силы, дарующей жизнь всему сущему: ей и ее статуям возносились молитвы и приносились жертвы. «Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, - написано о ней на стене гробницы одного из вельмож ее супруга, - при звуке голоса ее ликуют». Другой текст называет ее «красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений... преисполненной красотами».
По версии иноземного происхождения Нефертити, культ солнца-Атона в Египет принесла именно она: митаннийцы издревле поклонялись солнцу, и будто бы прекрасная царица смогла обратить в свою веру и супруга.


Михаил Потапов. "Эхнатон и Нефертити возносят молитву Атону (Богу Солнца)"

В честь бога Атона были изменены имена фараонской четы, их детей и приближенных: Аменхотеп берет себе имя Эхнатона (Их-не-Айти, «Полезный для Атона»), а Нефертити отныне именуется Нефер-Неферу-Атон - «Прекрасная красотой Атона», то есть «красотой подобная солнцу».
В трехстах километрах к северу от прежней столицы, прекрасных и пышных Фив, Эхнатон приказал построить новую - Ахет-Атон (Ах-Йати, «Заря Атона»), где были возведены роскошные храмы и дворцы. Самым распространенным сюжетом росписей и барельефов, украсивших стены новой столицы, были удивительно реалистичные для жестко регламентированного египетского искусства изображения фараона, его супруги и их детей: вот Нефертити сидит на коленях у мужа, вот они играют с детьми, вот она с дочерьми молится богу Атону - диску со множеством рук. Любовь фараона и его жены стала символом нового правления и залогом благоденствия для всей страны.



Однако годы шли, а Нефертити так и не смогла подарить мужу сына и наследника: одна за другой у нее родились шесть дочерей. Как полагают, это стало причиной охлаждения фараона к прежде обожаемой супруге. Все чаще рядом с именем фараона упоминается не Нефертити, а Кийа - прежде второстепенная царица, теперь же полноправная правительница, владычица сердца Эхнатона. До нас дошли даже стихи, которые фараон посвятил своей новой любви. Имя же Нефертити постепенно исчезло из обихода - скорее всего, опальная царица жила в одном из загородных дворцов, проводя дни в сожалениях о прошлом.
Однако есть и другая версия разлада между Нефертити и ее мужем: в последние годы Эхнатон, под влиянием матери и под давлением обстоятельств, уже не так ревностно служил новому культу, вернув жрецам прежних богов многие права.

Две дочери Нефертити и Эхнатона

Дочь Нефертити и Эхнатона Меритатон

Есть и третья, самая фантастическая версия: будто бы Эхнатон, отчаявшись дождаться от супруги наследника, но по-прежнему любя ее, взял себе новую жену - собственную дочь Меритатон, - а Нефертити сделал своим соправителем под мужским именем Сменхкара. Когда же Эхнатон скончался, Сменхкара правил Египтом единолично. Эта версия основывается на том, что у Нефертити и Сменх-кары одинаковые личные и тронные имена. Однако большинство ученых полагают, что Сменхкара был младшим братом Эхнатона или сыном от Кийи: он был женат на Меритатон и коронован еще при жизни Эхнатона, дабы избежать возможных споров о наследовании. Сменх-каре наследовал Тутанха-тон, сын Эхнатона и Кийи, женатый на его дочери от Нефертити по имени Анхесенпаатон. Он окончательно отошел от культа Атона и даже сменил свое имя, назвавшись Тутанхамоном, - при нем все великие преобразования Эхнатона были преданы забвению.
Новая столица Ахет-Атон пришла в упадок, и через некоторое время пески погребли ее под собой. Благодаря счастливой случайности, не позволившей грабителям обчистить его гробницу, ныне Тутанхамон - один из самых из вестных фараонов, хотя ничего великого он за свою жизнь не совершил.
Как считает большинство историков, Нефертити скончалась в Фивах незадолго до своего сорокалетия. Место ее захоронения неизвестно. В 2003 году английский археолог Джоан Флетчер высказала предположение, что мумия, известная под номером 61072, принадлежит Нефертити. С помощью компьютерных технологий экспертам удалось на основе рентгеновских снимков мумии воссоздать ее облик - и, к изумлению самих ученых, полученное лицо было удивительно похоже на бюст, найденный когда-то профессором Борхардом в мастерской Тутмеса. Хотя исследование Флетчер было подвергнуто суровой и местами справедливой критике, все равно хочется верить, что тело прекрасной царицы наконец было найдено.