Отражение положений конвенции о правах ребенка в белорусском законодательстве. Вильнюсский «Букварь» напечатан спустя три столетия

В Республике Беларусь, на момент принятия Конвенции о правах ребёнка входящей в состав Советского Союза, первый шаг в области защиты прав ребёнка был предпринят в Москве, когда 8 января 1990 г. на совместном заседании четырёх комитетов Верховного Совета СССР, в число которых входили следующие: по науке, народному образованию, культуре и воспитанию; по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства; по делам молодёжи; по международным делам, было принято решение о том, что Конвенция о правах ребёнка будет представлена к ратификации на 3-й сессии Верховного Совета. 13 июня 1990 г. эта ратификация состоялась, а для Беларуси в соответствии со всеми процедурными моментами конвенция вступила в силу с 31 октября того же года .

Следующим этапом стала работа над Законом "О правах ребёнка". Первый проект такого закона был подготовлен по инициативе Советского детского фонда весной 1991 г. Однако распад Советского Союза и последующие социальные катаклизмы приостановили процесс создания этого важнейшего документа, однако Беларусь первой вернулась к идее создания Закона "О правах ребёнка".

Работа над проектом Закона Республики Беларусь "О правах ребёнка" продолжалась около полутора лет. В первом чтении проект был одобрен на осенней сессии 1992 г., а окончательно принят 19 ноября 1993 г., после чего вступил в действие.

Параллельно происходила подготовка другого важного документа: Первоначального периодического доклада Республики Беларусь о выполнении положений Конвенции о правах ребёнка.

Республика Беларусь, признавая приоритет общепризнанных принципов международного права, 27 июля 1990 г. ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, которая для Беларуси вступила в силу 31 октября 1990 г. Присоединившись к Конвенции, республика тем самым приняла на себя международные обязательства по приведению своего законодательства в соответствие с Конвенцией.

Однако процесс имплементации международных норм о правах ребенка в законодательство Республики Беларусь происходит довольно сложно. Вопрос приобретает еще большую остроту в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС

В 1991 г. было принято несколько нормативных актов, имеющих прямое отношение к правам ребенка. Верховным Советом Республики Беларусь были приняты постановление "О дополнительных мерах по улучшению охраны материнства и детства в Республике Беларусь", а также две государственные программы: "Национальная программа профилактики генетических последствий, обусловленных катастрофой на ЧАЭС" и комплексная целевая программа "Охрана материнства и детства в условиях воздействия последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 1991--1995 гг.".

Совет Министров РБ принял постановление "О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии".

Одновременно начался активный законодательный процесс по созданию правовой базы в области защиты прав ребенка. В 1991--1992 гг. были приняты законы: закон "О гражданстве РБ" 1991 г., закон "Об образовании в РБ" 1991 г., закон "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" 1992 г., закон "Об общих началах государственной молодежной политики в РБ" 1992 г., закон "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" 1992 г.

12 февраля 1993 г. Республика Беларусь, согласно статье 44 Конвенции, предоставила первоначальный доклад о принятых ею мерах по реализации положений Конвенции Комитету по правам ребенка. Комитет на своей 5-й сессии в январе 1994 г. рассмотрел первоначальный доклад Беларуси и принял заключительные замечания, в которых содержались предложения и рекомендации относительно повышения эффективности защиты прав детей в государстве. В частности. Комитет рекомендовал подготовить национальный план действий в интересах детей; учредить постоянный орган контроля за осуществлением прав ребенка; обратиться за технической помощью к Детскому фонду ООН, Всемирной организации здравоохранения. Замечания, сделанные Комитетом, были учтены Республикой Беларусь в ее последующей нормотворческой деятельности в области защиты прав детей.

19 ноября 1993 г. Республика Беларусь приняла Закон о правах ребенка. Закон, состоящий из 35 статей, закрепил правовой статус ребенка как субъекта правоотношений, а также определил принципы государственной политики в отношении ребенка, права и обязанности ребенка, обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений и граждан по защите детства.

Согласно Закону ребенком является лицо с момента его рождения и до достижения 18-летнего возраста, если по законодательству он раньше не приобрел гражданскую дееспособность в полном объеме (ст. 1). По аналогии с Конвенцией о правах ребенка Закон закрепляет за ребенком гражданско-политические и социально-экономические и культурные права .

Контроль над соблюдением Закона был возложен на Министерство образования Республики Беларусь.

Права ребенка были закреплены и на конституционном уровне. Конституция Республики Беларусь провозглашает, что брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. В Конституции признается, что ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении (ст. 32 Конституции).

На международном уровне Республика Беларусь заключила ряд соглашений о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с Польшей, Латвией, Литвой, Китайской Республикой .

В рамках СНГ принята Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которую подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Для создания более эффективного механизма защиты прав многие страны создают у себя специальные органы по защите прав детей: институты уполномоченных по правам ребенка (омбудсмены по правам ребенка). Было бы хорошо, чтобы и в Республике Беларусь рассматривалась омбудсмены по правам ребенка, а также детские (ювенальные) суды.

В нашей республике на государственном уровне эти вопросы только начали обсуждаться. При содействии ЮНИСЕФ в июле 1998 г. был проведен "круглый стол" о необходимости введения в республике Института омбудсмена по правам ребенка, В Национальной комиссии по правам ребенка рассматривается вопрос о создании специальных детских судов. Но все это находится на стадии становления .

Далее отмечалось, что, являясь частью мирового сообщества, республика должна также в полной мере разделить его тревогу по поводу трансформации некоторых общечеловеческих моральных ценностей, приводящей к деградации части молодежи. Поэтому создаваемый закон был призван обеспечить юридическую основу для физического, нравственного и духовного здоровья ребёнка. Во вступлении была зафиксирована идея о создании системы особой государственной заботы и социальной защиты детей, находящихся в неблагоприятных условиях или попавших в экстремальные ситуации, т. е. детей, временно или постоянно лишившихся семейного окружения, пострадавших в результате вооружённых конфликтов на национальной или иной почве, стихийных бедствий, аварий, вызванных человеческой деятельностью, детей-инвалидов, детей с особенностями в умственном или физическом развитии.

Также в преамбуле проекта закона подчёркивалась значимость семьи как естественной среды, необходимой для полноценного развития ребёнка, определены меры по обеспечению ребёнку семейного окружения, с одной стороны, и по установлению ответственности родителей за воспитание детей -- с другой.

Принципиально новым в проекте закона явились:

Идея о посильном вовлечении детей в самостоятельную трудовую деятельность, начиная с младшего дошкольного возраста;

Расширение прав ребёнка, привлечённого к уголовной ответственности (право на содействие педагога или психолога в процессе следствия или дознания, право на отпуск во время отбывания наказания, на свидания не только с родными, но и с другими заинтересованными лицами);

Повышение ответственности родителей за воспитание детей (оплата содержания детей, лишённых родительской опеки и находящихся на государственном обеспечении);

Определение юридического статуса детских домов семейного типа (ДДСТ) как альтернативной формы содержания детей-сирот (в том числе социальных);

Защита детей от таких участившихся в последние годы неблагоприятных явлений, как вовлечение в наркоманию, токсикоманию, занятие проституцией, а также похищение детей и торговля ими.

· Один из 4 ведущих принципов конвенции -- обеспечение права ребёнка на выживание и здоровое развитие, т. е. на достойный уровень жизни и максимальное использование государством своих

· ресурсов -- был положен в основу таких конкретных мер, как: предоставление в школах учащимся бесплатного питания, запрещение сокращения базы отдыха ;

· гарантированное трудоустройство выпускников средней школы или средних специальных учебных заведений ;

· льготное налогообложение предприятий и организаций, оказывающих детям материальную поддержку в любой форме ;

· создание специального органа или структуры с компетентными специалистами, которые будут заниматься проблемами детства .

Сложная социально-экономическая ситуация переходного периода не позволяла надеяться на достаточно серьезные затраты из государственного бюджета для создания механизма реализации закона. Именно поэтому одной из самых спорных оказалась статья 36, в которой речь идет о контроле над выполнением закона. Оптимальным, по мнению авторов проекта закона, явилось бы создание новой структуры или органа (комитета, ведомства) по делам детей. Этот орган мог бы объединить функции различных министерств: образования, здравоохранения, юстиции, внутренних дел, социальной защиты и других в той части, которая касается детей. Поскольку по финансовым причинам такой выход исключался, в результате из двух предложенных вариантов статьи большинством голосов был выбран тот, где контроль возлагался на Министерство образования, что, естественно, выходит за рамки его компетенции.

В результате длительных дебатов в Законе "О правах ребёнка" был зафиксирован возраст в 14 лет (вместо предлагаемых 12), с которого может быть в случае согласия родителей или опекуна заключён трудовой договор. А с 16 лет (вместо предлагаемых 15) несовершеннолетние допускаются к самостоятельной трудовой деятельности.

Что касается статьи 25 ("Защита прав детей, лишенных родительской опеки"), то здесь спорным стал вопрос о международном усыновлении. Критики проекта закона считали возможным допустить международное усыновление только в исключительных случаях. Между тем ориентация на создание препятствий для усыновления сирот, в том числе социальных, гражданами другой страны нарушает, как полагали разработчики проекта закона, принцип приоритетности интересов ребёнка. Более передовой им представлялась позиция, когда лишённому семейного окружения ребёнку в первую очередь подыскивается возможность обрести семейный очаг на родине, но при отсутствии такого варианта допускается международное усыновление. Именно такая формулировка и была заложена в законе.

Ещё одной спорной проблемой явилась защита чести и достоинства детей. Так, у членов Комиссии по делам семьи и молодежи не нашло поддержки предложение увольнять педагогов государственных учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот, совершивших аморальные поступки в отношении детей, без права занимать подобные должности в будущем .

После длительных дебатов и доработок закон был одобрен в первом чтении на осенней сессии 1992 г., а окончательно принят 19 ноября 1993 г., после чего вступил в действие. Утверждённый Закон Республики Беларусь "О правах ребёнка" состоял из преамбулы и 5 разделов. В 1-м разделе "Общие положения" в 11 статьях были изложены цель и задачи закона, определён возраст ребёнка как субъекта права - 16 лет, зафиксированы основные сущностные и процедурные права, а также включена одна статья об обязанностях ребёнка.

Во 2-м разделе "Ребенок и семья" (6 статей), намеренно расположенном впереди остальных, подчеркивается важнейшее право ребенка на семью как естественную и необходимую для его нормального развития среду, очерчены границы ответственности родителей и возможности владения ребёнка имуществом, а также зафиксирована защита семьи как важнейшая задача государства.

3-й раздел "Ребёнок и общество" включает 7 статей и закреплял экономические, социальные и культурные права: на приобщение к культурным ценностям, на образование, труд и отдых, защиту чести и достоинства. Здесь же были отражены некоторые политические права: на свободу вероисповедания и на создание и объединение в общественные организации.

Чрезвычайно важным явился 4-й раздел под названием "Ребёнок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях" из 9 статей. В нём закреплены права детей-сирот, инвалидов, несовершеннолетних преступников, беженцев, пострадавших от различного рода катастроф, очутившихся в зоне военных действий и др.

"Заключительные положения" (раздел 5) определили рамки сотрудничества в интересах детей, контроль за реализацией закона и ответственность за его нарушение.

Анализ содержания Закона Республики Беларусь "О правах ребёнка" 1993 г. с точки зрения полноты отражения международно-правовых норм, в частности соответствия конвенции, которая послужила основной причиной создания национального юридического акта, приводит к следующим выводам. Согласно 3 ведущим принципам конвенции, в статье 5 закона юридически закреплено право детей на равенство во всех сферах жизнедеятельности (т. е. принцип недискриминации), в статье 4 -- приоритет интересов ребёнка, в статье 7 -- право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития.

Что же касается 4-го принципа конвенции, т. е. права ребёнка на участие, уважения мнения ребёнка в вопросах, где затрагиваются его интересы, то, с одной стороны, при разработке проекта закона этот принцип соблюдался. Так, в Законе отмечено, что "ребёнок имеет право на развитие своей общественной активности, получение информации, свободное выражение собственного мнения . Однако сделана оговорка относительно информации, которая должна соответствовать его возрасту. То же самое можно сказать и применительно к статье 23, где зафиксировано, что "дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации". Но далее звучит: "Деятельность детских организаций, преследующих политические цели, запрещается" .

Таким образом, действие принципа уважения личного мнения ребенка ограничено рамками закона Республики Беларусь.

Именно на это неполное соответствие конвенции было обращено внимание членов Комитета по правам ребёнка при защите Первоначального национального доклада о выполнении положений конвенции и формулировке ими заключительных выводов.

В Законе "О правах ребёнка" формулируются основные идеи, которые далее развиваются в отраслевом законодательстве или подзаконных актах. Однако некоторые проблемы, касающиеся защиты прав детей, не были затронуты из-за отсутствия конкретных предложений для их разрешения или вследствие возникающих юридических противоречий. Появление детей-бомжей стало ярким подтверждением необходимости принятия конкретных мер по урегулированию защиты права ребёнка на жилплощадь, владетелями которой являются его родители.

Национальное законодательство по правам детей не ограничивается одним законом, ибо истоки защиты прав каждого гражданина Республики Беларусь, а следовательно, и детей лежат в Конституции и в Кодексе о Браке и Семье.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей .

Принципиально важными в новой редакции закона можно считать два момента. Это, во-первых, признание за ребёнком права самостоятельно выступать в защиту своих интересов и, во-вторых, конкретизация и расширение границ свободы, включая тайну корреспонденции. Можно отметить также попытку разрешить спорную ситуацию с контролем над исполнением закона. Поскольку действительно Министерство образования не может контролировать действия других министерств и ведомств, не находящихся в его подчинении, то была принята иная формулировка. В статье "Органы, обеспечивающие защиту прав и интересов ребёнка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона" упомянутая координация возложена на Министерство образования .

Помимо упомянутых законов, в сферу национального законодательства по правам ребёнка входят, во-первых, разделы из иных юридических актов, например Кодекс "Об образовании в Республике Беларусь", Уголовного, Уголовно-процессуального, Административного кодексов и др. Во-вторых, различные подзаконные акты, положения и постановления, касающиеся конкретных вопросов.

Таким образом, за истёкшее десятилетие со дня вступления в действие Конвенции ООН о правах ребёнка в Республике Беларусь была создана основа национального законодательства по защите прав и интересов детей.

Национальное законодательство исходит из того, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в особой преимущественной и первоочередной заботе, как со стороны родителей, так и со стороны государства. Государство гарантирует защиту прав ребенка как до, так и после рождения.

В соответствии с конвенцией о правах ребенка государство уважает и обеспечивает охрану неприкосновенности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к алкоголю, употребления наркотических средств и психотропных веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеству, азартным играм.

В соответствии статьей 182 кодекса "о браке и семье" все дети имеют равные права, независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья. Равной и всесторонней защите пользуются дети, рожденные в браке и вне брака.

Как и в отношении конвенции, применительно к законодательству Республики Беларусь можно сказать, что сделаны первые шаги, позволяющие в дальнейшем выделить целую систему.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П.М.МАШЕРОВА»

РЕФЕРАТ

Права ребёнка в РБ

Выполнила студентка группы 105

Горалевич Ольга

Проверила: Трусова Е.Г.

Витебск 2006

Закон Республики Беларусь о правах ребёнка

Статья 1

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«О правах ребенка»

Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

Настоящий Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознании на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особая забота и социальная защита гарантируется детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.

Глава 1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа регулирования прав ребенка

Правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, касающиеся прав и интересов ребенка.

Для целей настоящего Закона под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.

Правовое регулирование прав и обязанностей ребенка осуществляется с учетом возраста ребенка.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, его правовой статус, обязанности юридических и физических лиц, по защите детство.

Статья 3. Органы, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона

Права ребенка и их защита обеспечиваются местными исполнительными и распорядительными органами, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей.

Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и интересов ребенка.

Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона осуществляется Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 4. Право на жизнь

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств.

Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, не допускается.

Статья 5. Право на охрану и укрепление здоровья

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья.

Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовой периоды, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь, предусматривающую медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую помощь, реабилитацию и санаторно-курортное лечение. Дети обеспечиваются лекарствами и медикамен­тозными средствами по рецептам лечащих врачей бесплатно в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Статья 6. Равноправие детей

Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой государства пользуются дети, рожденные в браке и вне брака.

Статья 7. Право на гражданство

Каждый ребенок имеет право на гражданство. Основания и порядок приобретения и изменения гражданства ребенка определяются актами законодательства Республики Беларусь, регулирующими вопросы гражданства.

Статья 8. Право на достойный уровень жизни

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий.

Статья 9. Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия

Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия.

Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или ­совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера.

Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган.

Статья 10. Право на определение отношения к религии

Каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учебных заведений религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права.

В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Статья 11. Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли

Каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребёнка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Ограничение прав и свобод ребенка допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Статья 12. Право на бесплатный проезд

Дети в возрасте до семи лет имеют право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а также на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования пригородного сообщения.

Статья 13. Защита ребенком своих прав и интересов

Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право но получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, юридическая помощь оказывается ребенку коллегиями адвокатов бесплатно.

В случае нарушения прав ребенка, которые определены Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года и иными актами законодательства Республики Беларусь, ребенок имеет право обращаться с заявлениями в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – в суд с заявлением о защите своих прав и интересов, а также осуществлять защиту прав и интересов через своих законных представителей.

Статья 14. Обязанности ребенка

Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

Глава 2 . РЕБЕНОК И СЕМЬЯ

Статья 15. Право на проживание в семье

Каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

Право выбора одного из родителей для совместного проживания даетсяребенку по достижении им десяти лет.


Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

Настоящий Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особая забота и социальная защита гарантируются детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и чрезвычайных ситуациях.

Статья 1. Правовая основа регулирования прав ребенка

Правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие порядок и условия реализации прав и законных интересов ребенка.

Для целей настоящего Закона под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.

Правовое регулирование прав и обязанностей ребенка осуществляется с учетом возраста ребенка и его дееспособности.

Ограничение прав и свобод ребенка допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, его правовой статус, обязанности организаций и физических лиц по защите детства.

Статья 3. Государственные органы и иные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации положений настоящего Закона

Защита прав и законных интересов ребенка обеспечивается комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, прокуратурой и судом, а также иными организациями, уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты прав и законных интересов детей.

Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и законных интересов ребенка.

Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона осуществляется Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 4. Право на жизнь

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств.

Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении детей не допускается.

Статья 5. Право на охрану и укрепление здоровья

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья.

Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 6. Равноправие детей

Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой государства пользуются дети, рожденные в браке и вне брака.

Статья 7. Право на гражданство

Каждый ребенок имеет право на гражданство. Основания и порядок приобретения и изменения гражданства ребенка определяются законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, регулирующими вопросы гражданства.

Статья 8. Право на достойный уровень жизни

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий.

Статья 9. Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия

Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия.

Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей (опекунов, попечителей) и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера, а также от привлечения ребенка к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию.

Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган.

Статья 10. Право на определение отношения к религии

Каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей (опекунов, попечителей), и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учреждений образования религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его права и законные интересы.

В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей (опекунов, попечителей).

Статья 11. Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли

Каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.

Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Статья 12. Право на льготы по проезду

Дети имеют право на льготы по проезду в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 13. Защита ребенком своих прав и законных интересов

Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами без согласия родителей (попечителей).

Юридическая помощь детям в их интересах, их родителям (опекунам, попечителям) в интересах детей оказывается адвокатами за счет средств коллегии адвокатов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В случае нарушения прав ребенка, которые определены Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года и иными актами законодательства Республики Беларусь, ребенок имеет право обращаться в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет - в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей.

Статья 14. Обязанности ребенка

Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и законные интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

ГЛАВА 2 РЕБЕНОК И СЕМЬЯ

Статья 15. Право на проживание в семье

Каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижении им десяти лет.

Статья 16. Права ребенка, проживающего отдельно от родителей

Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей в Республике Беларусь либо ином государстве, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка

Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами.

При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.

В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.

Статья 18. Право на жилище

Каждый ребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь.

Статья 19. Право на имущество

Каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь.

Ребенок независимо от места проживания в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их решением суда умершими.

В случае признания родителей или одного из них решением суда безвестно отсутствующими ребенок имеет право на содержание за счет их имущества в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 20. Право на имя

Каждый ребенок имеет право на имя. Право и обязанность определять собственное имя ребенка принадлежат родителям. Изменение собственного имени осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 21. Социальная защита семьи государством

В целях полноценного содержания и воспитания ребенка в семье государство оказывает социальную помощь в виде государственных пособий и предоставляет льготы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

ГЛАВА 3 РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО

Статья 22. Приобщение к национальной и мировой культуре. Право на защиту от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка

Государство обеспечивает детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры. С этой целью поощряется создание государственных организаций и общественных объединений для развития способностей детей к науке и творчеству, осуществляются выпуск кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач, издание детских газет, журналов, книг и иных печатных изданий, обеспечивается их доступность.

Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Порядок реализации этого права определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 23. Право на образование

Каждый ребенок имеет право на получение образования.

Детям гарантируется право на получение бесплатного образования на условиях и в порядке, определенных законодательными актами Республики Беларусь.

Государство поощряет развитие таланта и получение образования.

Статья 24. Право на труд

Каждый ребенок имеет право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

По достижении шестнадцати лет дети имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей (попечителя) трудовой договор может быть заключен с ребенком, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подземных и горных работах, список которых утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Статья 25. Право на отдых

Каждый ребенок имеет право на отдых и выбор занятий во внеучебное время в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть учреждений дополнительного образования детей и молодежи, специализированных учебно-спортивных учреждений, физкультурно-спортивных сооружений, других мест отдыха и укрепления здоровья детей, устанавливает для детей льготный порядок пользования услугами в сфере культуры и физкультурно-оздоровительными услугами.

Действия, направленные на ухудшение или сокращение материальной базы, обеспечивающей организацию отдыха детей, подлежат согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 26. Право на свободу объединений

Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.

Дети имеют право объединяться в детские и молодежные общественные объединения при условии, что деятельность этих объединений не имеет целей насильственного изменения конституционного строя либо ведения пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Детским и молодежным общественным объединениям оказывается государственная поддержка в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 27. Право на защиту чести и достоинства

Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь.

Дисциплина и порядок при осуществлении образовательной деятельности поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение.

Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять педагогическую деятельность, выполнять воспитательные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.

Должности, связанные с осуществлением педагогической деятельности, выполнением воспитательных функций, другие должности, профессии, связанные с постоянной работой с детьми, не могут занимать лица, ранее совершившие преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные статьями 172, 173, 181, 181-1, 182, 187, 343, 343-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также лица, не отвечающие требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам законодательством Республики Беларусь об образовании. Перечень должностей, связанных с осуществлением педагогической деятельности, выполнением воспитательных функций, других должностей, профессий, связанных с постоянной работой с детьми, утверждается Правительством Республики Беларусь.

Статья 28. Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции

Каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений.

ГЛАВА 4 РЕБЕНОК В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Статья 29. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на особую заботу государства. В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, им предоставляются государственное обеспечение и иные гарантии по социальной защите.

Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны предпринимать все меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. При этом дети с учетом их интересов подлежат преимущественному устройству в семьи родственников детей либо в семьи граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.

В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, усыновление (удочерение) являющихся гражданами Республики Беларусь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установление опеки (попечительства) над являющимися гражданами Республики Беларусь детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, допускаются гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства, иностранными гражданами и лицами без гражданства. В этом случае за детьми сохраняются права на гражданство, имущество, жилье, иные личные неимущественные и имущественные права в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при невозможности устройства их на воспитание в семью подлежат устройству в детские интернатные учреждения.

В целях полноценного физического, интеллектуального и духовного развития, подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении в опекунских семьях, приемных семьях, детских домах семейного типа, детских интернатных учреждениях, создаются все необходимые условия, приближенные к семейным, обеспечивается сохранение их родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций.

Статья 30. Исключена.

Статья 31. Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития

Государство гарантирует детям-инвалидам и детям с особенностями психофизического развития бесплатную педагогическую, медицинскую, социальную и психологическую помощь, выбор ими и их родителями (опекунами, попечителями) учреждения образования, создание специальных условий для получения образования детьми с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи, трудоустройство в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества.

Статья 32. Обеспечение безопасности детей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций государство оказывает детям безвозмездную помощь, необходимую медицинскую помощь, принимает меры по охране жизни, здоровья и имущества детей, в том числе меры по их воссоединению с семьей, эвакуации из страны (места) их пребывания.

Привлечение детей к участию в военных действиях или иное их использование в вооруженных конфликтах, пропаганда среди детей войны и насилия, создание детских военизированных формирований запрещаются.

Статья 34. Права детей-беженцев

Дети, прибывшие в Республику Беларусь, имеют право обратиться с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо убежища в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения ребенка устанавливают над ним опеку или попечительство, обеспечивают другие формы его устройства на воспитание.

Статья 35. Защита прав ребенка при привлечении его к ответственности

Право на личную свободу ребенка охраняется законом. Гарантии защиты прав детей при привлечении их к ответственности устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Статья 36. Соблюдение прав ребенка в специальных учебно-воспитательных учреждениях и специальных лечебно-воспитательных учреждениях

Направление ребенка в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение производится только судом на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Ребенок, находящийся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, имеет право на гуманное обращение, охрану здоровья, получение общего базового, общего среднего, профессионально-технического, специального, дополнительного образования, свидания с родителями, родственниками и другими лицами, отпуск, переписку.

Обязательной целью содержания детей в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях является обеспечение реализации программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

Статья 37. Защита ребенка от насильственного перемещения

Государство принимает меры против незаконного перемещения и невозвращения детей из-за границы, их похищения, торговли детьми в любых целях и форме в соответствии с законодательством Республики Беларусь и нормами международного права.

ГЛАВА 5 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Статья 38. Международные договоры

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 39. Международное сотрудничество

Государство содействует развитию международного сотрудничества государственных и негосударственных организаций, обеспечивает выполнение международных договоров Республики Беларусь в сфере охраны прав ребенка.

ГЛАВА 6 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 40. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, нарушающие настоящий Закон или препятствующие его исполнению, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.

Председатель Верховного Совета

Республики Беларусь С.Шушкевич



Родителям о правах ребенка

Каждый ребенок приходит в этот мир беспомощным, беззащитным, уязвимым. Его жизнь, здоровье, благополучие зависят от окружающих его взрослых людей. Если дети растут в атмосфере любви, понимания, защищенности, то во взрослой по жизни они создают вокруг себя такую же благополучную среду с уважением и терпением относятся к окружающим людям, к своим детям. Общество, которые мало заботится о достойной жизни подрастающего поколения, не имеет будущего. Проблема прав ребенка, забота о его жизни, полноценном развитии, образовании и воспитании стали сегодня общечеловеческими.

Уже в детстве ребенок приобщается к ценностям общества, в котором он живет. В этот период необходимо развивать у детей самоуважение и уважение к окружающим людям. На основе данных понятий базируется осознание своих прав, прав окружающих людей, а в целом формируется правовая культура будущего гражданина общества. Образование в области прав человека является важным элементом утверждения в обществе нравственных ценностей.

Организация Объединенных Наций 1995-2004 гг. объявила десятилетием в области прав человека. Изучение их стало неотъемлемой частью образования во многих странах мира. С начала 90-х гг. в Республике Беларусь также обсуждается проблема прав ребенка, обращается внимание на необходимость формирования у детей правовой культуры. Словосочетание "права ребенка" стало распространенным в нашей жизни.

Идея соблюдения прав человека волновала людей еще с древних времен. Принципы их равенства, достоинства личности, ненасилия отразились во многих религиях мира - буддизме, индуизме, христианстве. Мысль же о необходимости защиты детей возникла в конце XIX- начале XX в. Положение их во многих странах в этот период было очень тяжелым, и общество заговорило о правах ребенка.

В 1917 г. великий педагог, представитель свободного воспитания К.Н. Вентцель предложил вариант Декларации прав ребенка. Примерные требования этой декларации были сформулированы в 18 параграфах. Приведем некоторые из них: "каждый ребенок имеет право на существование, т.е. ему должна быть обеспечена определенная совокупность жизненных условий..."; "каждый ребенок имеет право на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований..."; "ребенок во всех возрастах своей жизни в своей свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком"; "каждый ребенок может свободно выражать в письменной или устной форме свои мнения и мысли в той же степени, в какой этим правом пользуются и взрослые люди..."; "ни один ребенок не может быть подвергнут никакому наказанию".

В 1923 г. Международный союз спасения детей составляет и утверждает Декларацию о правах ребенка, которая состояла из пяти пунктов и раскрывала основы благосостояния детей и принципы их защиты.

В 1924 г. 5-я Ассамблея Лиги Наций в Женеве подписала Декларацию прав ребенка, где была отражена идея особой заботы о детях. Обстановка после Второй мировой войны в области прав человека во многих странах была катастрофической. Первым международным актом деятельности ООН в этом на-правлении стала Всеобщая Декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948г. Данный день объявлен днем прав человека во всем мире. "Всеобщая Декларация явилась первым в истории международным документом общего значения о правах человека, подчеркивающим необходимость всеобщего соблю-дения элементарных прав личности, демократических прав и свобод для всех и содержащим перечень этих прав и свобод".

В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой провозглашаются социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. Принятие Декларации было связано с их тяжелым положением. Большим спросом пользовался дешевый детский труд, увеличивалось количество малолетних проституток. Декларация прав ребенка обратила внимание общества на эти проблемы. Взрослые осознали, что даже временные ухудшения условий жизни ребенка могут нанести непоправимый урон его развитию. "В Декларации в форме десяти принципов представлен Кодекс благополучия каждого ребенка без всяких исключений... Десять принципов этой Декларации представляют собой первую попытку международного сообщества выделить особую роль глобальной проблемы прав ребенка. Они сыграли важную роль в привлечении мирового общественного мнения к проблемам прав детей и условий их жизни.

Как и во всех документах по правам ребенка, основное содержание принципов Декларации прав ребенка обращено к взрослым.

Международные документы о правах человека можно разделить на две группы: декларации и конвенции. Декларация (от лат. declaratio - объявление, провозглашение) - это международно-правовой документ, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Декларация не имеет обязательной силы, она содержит рекомендации, пожелания. Конвенция (от лат. «conventio -договор, соглашение) - это соглашение по какому-либо специальному вопросу, по однородной проблеме. Конвенция имеет обязательную силу для тех государств, которые ее подписали. Эти страны обязаны привести в соответствие с международными требованиями конвенции свои внутренние национальные законы. В период с 1979 по 1989 г. комиссия во главе с польским ученым А. Лопатко подготовила окончательный текст Конвенции о правах ребенка. 20 ноября 1989 г. Конвенция была единодушно принята на Генеральной Ассамблее ООН. Это первый международный правовой документ, в котором закреплены "гарантии осуществления" прав детей. Конвенцию о правах ребенка называют "мировой конституцией прав ребенка".

Конвенция о правах ребенка состоит из 54 статей. В ней охватываются все стороны прав человека - гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. В Конвенции о правах ребенка получили свое развитие принципы защиты прав детей, раскрытые в Декларации прав ребенка. Статьи Конвенции рассматривают все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Государства, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка, обязаны выполнять все ее статьи, несут юридическую ответственность за свои действия по отношению к детям. Ребенком считается человек до 18 лет. Защитить интересы каждого из них - основная задача Конвенции о правах ребенка.

В Конвенции закрепляется право ребенка на активное участие в процессе своего собственного развития, на выражение своего мнения по различным вопросам. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечивать права детей: выживание, развитие, защита и участие в жизни общества. Одним из главных правовых принципов, провозглашаемых Конвенцией, является признание ребенка полноправным членом общества, утверждение приоритета его интересов перед интересами государства. Свободное развитие личности ребенка требует от общества соответствующего уровня здравоохранения, соблюдения норм питания, безопасной окружающей среды и предоставления всего этого детям в приоритетном порядке. В Конвенции признается главенствующая роль семьи и родителей в уходе за ними, в обеспечении их защиты.

28 июля 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, и с 30 октября 1990 г. в Республике Беларусь она вступила в силу. Принятие последующих документов в этой области связано с соблюдением и выполнением статей Конвенции о правах ребенка.

30 сентября 1990 г. на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей в Нью-Йорке была провозглашена Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В ней обращено внимание на проблемы развития детей во всем мире, на улучшение их здоровья и питания, на влияние в их судьбах экономических условий жизни. В этом документе освещены острые нужды и проблемы детей, возможности защиты их жизни, задачи по улучшению условий их развития, обязательства государств по обеспечению соблюдения их прав. "Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежды. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. Их жизнь должна становиться более полнокровной, по мере того как расширяются их перспективы и они обретают опыт".

Несомненно, гарантом соблюдения прав человека в нашем обществе является Конституция Республики Беларусь, ее основной Закон. Так, в Конституции сказано, что "государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности... Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию..." .

19 ноября 1993 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял Закон "О правах ребенка". Закон состоит из 5 разделов, содержащих 37 статей: I раздел - Общие положения; II раздел -ребенок и семья; III раздел - Ребенок и общество; IV раздел -Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях; V раздел -

Закон "О правах ребенка" рассматривает основные моменты жизнедеятельности ребенка, утверждает права детей, живущих в Беларуси. Это право на жизнь, на охрану и укрепление здоровья, на гражданство, на образование, на отдых, на приобщение к национальной и мировой культуре, на проживание в семье, на защиту чести и достоинства каждого ребенка и др.

2 октября 2000 г. Палата представителей Республики Беларусь приняла Закон Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в закон РБ "О правах ребенка", где особое внимание обращается на то, что "важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства настоящего и будущих поколений. Настоящий Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации"1. В новом законе 42 статьи. В нем определены правовая основа регулирования прав ребенка (статья 1), сфера применения этого Закона (статья 2), право на бесплатный проезд (статья 12), гарантируется право с 14 лет "на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод..." (статья 13), "право на защиту от информации, пропаганды, агитации, которые наносят вред здоровью, моральному и духовному развитию ребенка" (статья 22), "право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции" (статья 28). Соблюдение взрослыми закона "О правах ребенка" дает возможность детям расти в атмосфере доброжелательности, любви, заботы, развивать свои способности.

Все названные основополагающие документы по правам ребенка легли в основу Национального плана действий по защите прав детей на период 1995-2000 гг., который был утвержден в 1995 г. Ответственным за его реализацию является Министерство образования Республики Беларусь.

Национальный план предусматривает: предоставление детям и родителям информации о правах ребенка; юридическую поддержку семей по закону "О правах ребенка"; защиту прав всех категорий детей; проведение лекций, конференций, социологических исследований по проблеме прав ребенка; изучение положения детей в семье и обществе.

Сегодня широко обсуждается вопрос о введении в школах должности детского правозащитника. В зарубежных школах существует подобный опыт - работают омбудсмены (уполномоченные по правам человека).

Указом Президента Республики Беларусь в апреле 1995 г. информация о Конвенции и Законе "О правах ребенка" была заложена в содержание учебных программ учреждений системы образования республики.

За период 1998-2000 гг. в учебных заведениях, органах образования республики были созданы информационные центры по правам человека. В Республике Беларусь создана Национальная комиссия по правам ребенка. "Это центральный государственно-общественный орган, который призван коор-динировать осуществление государственной политики в отношении детей". Национальная Комиссия контролирует соблюдение прав детей, координирует деятельность министерств и других центральных органов управления, разрабатывает программы по поддержке детей, проводит различные мероприятия, благотворительные акции и др.

В 1998 г. Президентом Республики Беларусь была утверждена программа "Дети Беларуси", которая направлена "на охрану прав детей и обеспечение их социальной защиты"2. Программа "Дети Беларуси" имеет подпрограммы "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Развитие индустрии детского питания". Каждая из них предусматривает комплекс мероприятий по улучшению жизни подрастающего поколения.

Статьи, гарантирующие ребенку его права, содержатся и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. Этот документ был принят Палатой представителей 3 июня 1999 г. и вступил в силу с 1 сентября 1999 г. Раздел IV называется "Охрана детства", состоит из трех глав: глава 15 "Права детей. Общие положения"; глава 16 "Социальные права детей"; глава 17 "Материальные права детей".

Понятия "достоинство личности", "права человека", "свобода", "равноправие" являются основополагающими при построении демократического общества. С детства ребенок осознает, что он в обществе не один, что есть близкие ему люди, с которыми нужно жить в мире и согласии, уступать им, выполнять их требования, прощать и любить их, проявлять понимание. Сначала это родители, бабушки и дедушки, воспитатели. Затем круг общения расширяется, появляются друзья, приятели, одноклассники. Сегодня уже в дошкольных учреждениях говорят с детьми об их правах на доступном для них языке. Учащиеся начальных классов изучают свои права, знакомятся с соответствующими основополагающими документами. Дети учатся жить в гармонии с окружающим миром, не- нарушать права других людей и цивилизованно отстаивать свои. Изучение прав ребенка должно стать неотъемлемой частью современного образования. В первую очередь пусть ребенок научится уважать самого себя как личность, относиться к себе с должным пониманием, изучать свой внутренний мир.

Необходимо учить детей признавать ценность другого человека, его индивидуальные особенности, уважительно относиться к желаниям и увлечениям окружающих людей, не ставить свое мнение и свои интересы выше других. Это во многом зависит от того, как мы, родители и воспитатели, относимся к нашим детям, как мы соблюдаем их права.

Наше будущее во многом зависит от того, как наши дети усвоят нормы демократии, научатся уважать друг друга, воспринимать противоположную точку зрения, грамотно и культурно отстаивать свое мнение. Перед взрослыми стоит ответственная задача по формированию у детей особого мировоззрения, которое позволило бы им жить в ладу с собой и с близкими людьми, выполнять общечеловеческие нормы поведения.

Советы родителям:

1.Чаще задавать себе вопрос: "Как я должен поступать, чтобы не нарушать права своего ребенка?"

2.Помнить, что поведение родителей является образцом для детей. Если сами родители часто нарушают права своего ребенка, то он не замечает подобных нарушений со стороны окружающих, принимая свое бесправное положение как должное.

3.Уметь вовремя устраниться, предоставив ребенку право выбора.

4.Защищать позицию ребенка, когда кем-либо ущемляется его достоинство.

5.Объединяться со своими детьми для преодоления определенных трудностей, подчеркивая их право на свободное развитие, на принятие решений, связанных с организацией собственной жизни.

6.Чаще создавать дома ситуации для разговора "по душам", чтобы ребенок мог спокойно рассказать родителям о своих проблемах.

7. Учить ребенка цивилизованным способам защиты своих прав.

Вопросы для обсуждения:

1. Принцип 2 Декларации прав ребенка гласит: "Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным и в условиях свободы и достоинства". Всегда ли ваши дети имеют возможность выразить свой взгляд?

Как вы относитесь к мнению вашего ребенка?

3. Статья 19 Конвенции ООН о правах ребенка сообщает: "Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке".

Применяете ли вы насилие (физическое, моральное, психологическое) по отношению к своему ребенку?

Как вы можете защитить своего ребенка от насилия, оскорбления, грубого обращения со стороны окружающих?

4. Статья 31 Конвенции ООН о правах ребенка гласит: "Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством".

В достаточной ли мере ваш ребенок пользуется этим правом?

Довольны ли вы тем, как он проводит свой досуг? Как бы вам хотелось изменить ситуацию?

5. Статья 37 предупреждает, чтобы "ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания".

Всегда ли защищен ваш ребенок от такого обращения?

К каким последствиям может привести унижение, оскорбление ребенка?

В нынешнем году 20 ноября в Беларуси отмечают не только Всемирный день ребенка, но и 25 лет со дня принятия Конвенции о правах ребенка – основного международно-правового документа, детально рассматривающего права детей. Он принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (вступил в силу в 1990 году).

Конвенция признает детей личностями, субъектами права, а не его объектами, как было до принятия этого документа. 54 статьи Конвенции подробно рассматривают самые разные аспекты прав детей – еще бы, ведь создавался этот документ целых 10 лет!

Основные положения конвенции можно разделить на три основные категории:

    защита детей (от дискриминации, насилия, наркотиков и т.д.);

    обеспечение основных прав и свобод (права на жизнь, особую заботу и помощь, здравоохранение и образование, отдых и досуг, на сохранение индивидуальности и т.п.), наилучших условий для развития;

    участие (право на доступ к информации, возможность выражать свои взгляды, участвовать в принятии решений по важным для формирования личности вопросам и т.д.).

Ребенок должен быть воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности, говорится в Конвенции.

Эволюция нормативных актов в области прав детей прошла длительный путь от Женевской декларации прав ребенка (1924 год) и Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года) до наших дней. В настоящий момент Конвенцию о правах ребенка ратифицировали 193 страны мира (кроме США, Южного Судана и Сомали).

Республика Беларусь присоединилась к Конвенции 1990 году, а 19 ноября 1993 года приняла Закон «О правах ребенка».

На 1 января 2014 года, подсчитали в Белстате, в Беларуси проживало 1 761 000 детей (это 18,6% от всего населения страны). К сожалению, количество детей в стране снижается: еще в 2013 году этот показатель составлял 20%, а 14 лет назад, в начале 2000 года, детей в Беларуси было 2 391 900. Виной всему низкая рождаемость в 90-е.

Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, в стране утвержден Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012–2016 годы. А для снижения детской смертности от внешних причин разработана и действует стратегия профилактики детского травматизма на 2012–2015 годы.

Кстати, показатель детской смертности в Беларуси традиционно ниже, чем у соседей по СНГ. Опережает их наша страна и в рейтинге Mother’s Index (его определяет благотворительная организация Save the Children) – в нем у Беларуси 26 место.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
(фото - НЦПИ)