Paper, Please: прохождение и варианты концовок. Рецензия на Papers, Please

Разработчик: Лукас Поуп
Жанр: Головоломка, Симулятор
Дата выхода: 8 августа 2013 года

Многое ли может сделать один человек в игровой индустрии? Хотя история знает примеры очень популярных игр, созданных всего одним человеком (Tetris, Minecraft), примеры эти являются исключением из правил - и практически над всеми более-менее известными вещами трудилось куда большее количество людей. Однако такие игры есть, и герой сегодняшней статьи - Papers, Please - как раз относится именно к таким проектам. Игра была создана всего одним разработчиком по имени Лукас Поуп, успевшим до выхода на "вольные хлеба" потрудиться в небезызвестной кузнице эксклюзивов для PlayStation, американской компании Naughty Dog, а Papers, Please стала его первым коммерческим дебютом. Нужно отметить, что Papers, Please - третий проект господина Поупа. Первыми двумя проектами стали бесплатные флеш-игры The Republia Times и 6 Degrees of Sabotage, некоторые идеи которых, кстати говоря, были унаследованы Papers, Please, вышедшей в 2013 году и ставшей уже полностью коммерческой.

Возня с пачками документов - и есть геймплей Papers, Please. ​


Papers, Please представляет собой своеобразный симулятор инспектора иммиграционной службы вымышленной страны Арстоцка. Мы в роли инспектора должны проверять документы въезжающих в страну граждан, практически бесконечная очередь из которых ежедневно стремится просочиться в нашу родную Арстоцку. К сожалению, часть интуристов пытается проехать по поддельным документам, провезти наркотики, контрабанду или вовсе устроить теракт на границе. Таким образом, вся суть сводится к тому, чтобы поставить в паспорте въезжающего гражданина один из двух имеющихся у нас штампов: "РАЗРЕШИТЬ" или "ОТКАЗАТЬ". Звучит не очень-то привлекательно, да? Не делайте преждевременных выводов, ибо мистеру Поупу удалось сделать, казалось бы, унылую работёнку весьма интересной и разнообразной. Достигнуто это было с помощью интересной геймплейной механики, а также благодаря постоянным изменением правил: к примеру, в связи с вводом торговых санкций в отношении Арстоцки каким-нибудь государством мы должны вовсе отказывать во въезде всем гражданам указанной страны - или - в связи с обострённой террористической обстановкой в какой-нибудь стране - нужно будет пропускать граждан указанной страны через сканер. Конечно, есть ещё много тонкостей, сопровождающих геймплей Papers, Please: к примеру, некоторые граждане будут пытаться пройти через наш бдительный кордон с документами, в которых истёк срок действия, иметь паспорта с фото людей противоположного пола или вовсе пытаться пересечь границу без паспорта. За подобными вопиющими случаями нарушения пограничного режима мы и должны будем следить, дотошно выверяя подлинность и действительность бумаг, а в случае поимки преступников даже принимаем меры к их аресту, а порой - задержанию и ликвидации.

Тесное взаимодействие с охраной вполне способно принести соответствующие дивиденды. ​


Игровой мир представлен набором из семи стран - Арстоцка, Объединённая Федерация, Импор, Антегрия, Орбистан, Республия и Колечия. Совсем недавно завершилась шестилетняя война между Арстоцкой и Колечией, по итогам которой город Грештин оказался разделён стеной между двумя странами (прообразом явно стал Берлин со своей знаменитой стеной, разделившей Германию на две сферы влияния), и мы в качестве инспектора заступаем на службу в контрольно-пропускном пункте Восточного Грештина. Арстоцка представлена страной явно с тоталитарным режимом, где за не самые серьёзные нарушения предусмотрена смертная казнь и пожизненное заключение (что мы, кстати говоря, вполне можем испытать на собственной шкуре, причём не раз). Согласно авторскому описанию, в Арстоцке правит балом коммунизм, но модель его "несколько" отличается, от представленной в "Манифесте" Маркса и Энгельса, а больше напоминает ангсоц из небезызвестного романа "1984" Джорджа Оруэлла. Первоначально по сюжету даже граждане Арстоцки не могут вернуться в страну, однако в первый наш рабочий день правительство разрешает им пересечь границу, прибыв в родную Арстоцку, - и, собственно, начинается геймплей. В дальнейшем правила будут либерализированы - и при соблюдении определённых условий иностранцам также можно будет погулять по достопримечательностям Арстоцки. Стремление попасть в нашу тоталитарную вотчину иностранных граждан весьма понятно, поскольку, несмотря на не самый высокий уровень жизни здесь, в остальных странах всё ещё хуже. При этом зачастую нам предстоит сделать сложный моральный выбор: пустить ли мать к сыну, хотя у неё нет нужного разрешения на въезд, или не давать волю чувствам и сделать свою работу, отказав во въезде. Подобных ситуаций в игре очень много: пришёл грубиян и вовсю хамит нам, хотя с документами у него всё в порядке. Как вы в этой ситуации поступите? Порой выбор сделать просто, временами - очень сложно. А ведь будет ещё тайная организация EZIC, представителям которой можно как помогать, так и, наоборот, вовсю препятствовать их деятельности, а ведь материально они весьма обеспечены... От нашего выбора зависит концовка игры, коих представлено целых двадцать штук. К сожалению, большая их часть представляет собой банальное "в общем, все умерли", - но есть и достаточно оригинальные.

Подобного рода "сюрпризы" нам готовит чуть ли не каждый третий мигрант. ​


Теперь что касается игровой атмосферы, которая проработана весьма детально, несмотря на символичную пиксельную графику, которая, тем не менее, лично мне очень понравилась. По крайней мере, различать лица и пол граждан с имеющимся её качеством большого труда не составляет, а большего этой игре и не нужно. После каждого рабочего дня нам платят зарплату - в зависимости от количества обслуженных граждан, а также правильности "отказов" и "разрешений". Как правило, до третьего-четвёртого прохождения игры и получения соответствующих навыков денег будет катастрофически не хватать даже на прокормление семьи, куда, кстати говоря, помимо жены и сына, затесались дядя и тёща; Papers, Please является одной из немногих игр, где можно позволить тёще умереть от голода и болезней. Можно, конечно, пробовать брать взятки, - но и здесь нужно быть очень осторожным, ибо спецслужбы Арстоцки не дремлют, и вы вполне можете получить какое-нибудь пожизненное заключение или расстрел за "решение вопроса". Все эти возможности, детали игрового мира, сумбурная графика, постоянное давление со стороны руководства, статьи в газетах, где зачастую появляются сведения о гражданах, к которым мы имели непосредственное отношение, а также музыка, бодрая, но в то же время монотонная и давящая, - все элементы работают на создание игровой атмосферы, и вскоре начинаешь полностью погружаться в неё. Встречая человека, 3-й раз пытающегося пройти через границу, уже хочется сказать ему "Привет, ну что опять в этот раз?", настолько начинаешь вживаться в происходящее и столь детально проработанным кажется мир Арстоцки.

Продолжительность Papers, Please не очень высока, и на полное прохождение тратится порядка 3-4 часов для получения "правильной" концовки, в результате которой мы откроем так называемый "бесконечный режим"; играть в него, впрочем, будут только самые оголтелые инспекторы. Только вот получить "правильную" концовку за одно прохождение у вас вряд ли получится, - игра сделана таким образом, что угадать, какие именно действия приведут к негативным последствиям, удастся не сразу. При этом, пройдя игру пару раз и делая это по очередному кругу, вы существенно увеличите свой шанс стать куда более обеспеченным инспектором, поскольку от нашей скорости работы напрямую зависит количество обслуженных граждан - и, соответственно, вполне можно получить другие концовки. Проходить Papers, Please около 5 раз - вполне нормальное явление, и делать это, в принципе, не надоедает, однако спустя определённое количество повторов игра начинает утомлять - и маловероятно, что вы вернётесь в мир Арстоцки после этого. Но в целом о потраченном на игру времени, я не жалею - и, пожалуй, Papers, Please можно отнести к образцовым инди-проектам, на которые стоит равняться другим разработчикам, а если каким-то образом вас заинтересовала подобная тема - я думаю, игра также не разочарует.

Оценка игры: 8.5 из 10

P.S. За отечественную локализацию отвечала компания Lazy Games, и их работа нареканий не вызывает. Качественно переведённые диалоги, удачно подобранные шрифты. Имена граждан остались нетронуты, но оно и к лучшему. Переводить, конечно, было не особо много чего, но к имеющемуся результату претензий нет.

Поздравляем! Подведены итоги октябрьской лотереи рабочих мест! Вы – победитель! Немедленно обратитесь в Министерство въезда на пропускном пункте Грештин, чтобы вступить в должность. С этих слов начинается игра Papers, Please от очередного инди-разработчика, который сделал её фактически в одиночку, – помогали только с локализацией, в том числе с русской. Вы играете за инспектора на погранично-пропускном пункте. В ваши задачи входит проверять документы у граждан и принимать решение, пропускать или отказывать во въезде в страну. Нужно будет проявлять не только внимательность и скорость принятия решений, но и возможно, в некоторых моментах слушать своё сердце. Идея разработки игры пришла Лукасу Поупу случайно. Он сам гражданин Америки, но живёт в Японии (страны были противниками во второй мировой войне), и постоянно сталкивался с подобными бюрократическими барьерами.

Только что закончилась шестилетняя война между вашей родиной Арстотцкой и Колечией. Но отношения остаются весьма напряжёнными. Многие коренные жители возвращаются домой, и для них перейти границу легче всего. Но кроме добропорядочных граждан, хватает шпионов, террористов и контрабандистов. Вам следует тщательно проверять документы: чтобы не были просрочены, фотография соответствовала человеку, город, выдавший загранпаспорт должен быть действительным, а в случае необходимости, чтобы было разрешение на въезд. Каждый день выходят новые требования для въезжающих в страну и вам нужно всегда быть в курсе, иначе, в случае совершения ошибки, вам могут выписать денежный штраф. По традиционным меркам совсем мизерный – 5 долларов, но в рамках игры – это большая сумма. Ведь от каждого доллара зависит не только ваша судьба, но и вашей семьи. Во многом семья является тем самым камнем преткновения, из-за которого приходится принимать сложные решения.

События в Papers, Please увлекают за собой, превращая игру в необыкновенное путешествие. Каждый день выходят новые директивы правительства и ваш инструментарий для проверки граждан возрастает. Сначала вы проверяете просто паспорт, потом начинаете требовать дополнительные разрешения на въезд, можете указать на несоответствия записей в документах и потребовать пояснений, а в особо напряженные моменты, даже устроить обыск, и в случае нахождения запрещенных предметов, вызвать охрану. Игровой день пробегает достаточно быстро, и вы возвращаетесь домой, а заодно подводите бухгалтерию. Пока вы набиваете руку в ваших бюрократических трудах на благо родины, вы скорее всего будете хвататься за голову. Так как ошибки неминуемы. Поначалу вам будут объяснять, где вы ошиблись и нечего более. Но в последствие это приведёт к денежным штрафам.

Приходится считать каждую копейку, то есть доллар. Вам есть ради чего рвать жилы. У вас большая семья: жена, сын, тёща, дядя. Каждому нужна еда, тепло, деньги на лекарства, ну и само собой жильё. Чем меньше ошибок вы совершите за день, и чем больше обслужите граждан, тем больше денег вам светит. Поэтому оттачивать свои навыки инспектора придётся постоянно: прочитали утреннею газету и сразу на работу. Если дойдёт дело до того, что у вас не останется денег на оплату счетов, то вас просто посадят в тюрьму до выплаты задолженностей, а семья отправится в деревню, откуда и приехала. Это одна из возможных концовок в Papers, Please. Всего их 20. Но на эту нарваться легче всего, особенно в начале, когда страж Арстотцки из вас посредственный.

В Papers, Please достаточно простой геймплей и это подкупает. Освоить основные премудрости можно в первый час. Примерно столько же уйдёт на самую простую концовку. Но подсевшие на игру захотят больше различных вариантов развития событий, и тут-то игре будет что предложить, затянув их по уши. Приятная пиксельная графика и бухтения персонажей не оставят никого равнодушным. Сам сюжет явно не озвучивается. Правительство хочет, чтобы вы всю жизнь проработали инспектором, а потом отправились на покой, если конечно же вас раньше не бросят в тюрьму за долги. Что и говорить, атмосфера бытия не самая приятная, серые будни и сомнительное будущее гнетёт вас. И решение конечно же припасено разработчиком – возможность сбежать из страны. Но об этом тссс…

Papers, Please – это не просто симулятор инспектора по проверке документов на границе. Это целая история отдельно взятой семьи. У вас будут постоянно возникать различные ситуации, в которых нужно выбирать как поступить – по протоколу или, по совести. Например, муж успешно проходит проверку, а вот его жена – нет, но если ей отказать во въезде, то в её диктаторской стране, откуда она сбежала, её просто расстреляют. Или девушка вам сообщает, что в очереди стоит сутенёр, и если вы его пропустите, то её паспорт отнимут, а она попадёт в бордель. Вам нужно принять решение – пропустить его или отказать, а ведь его документы в порядке. Подобных ситуаций много, а случайных персонажей ещё больше. Здесь нет чёрного или белого. Каждое решение трудное по-своему. Вам нужно одновременно думать о себе, вашей семье, несчастных людях, попавших в неприятности и государстве. Если конечно к нему есть симпатия. Papers, Please – это игра про трудный моральный выбор.

Давайте сразу о главном. Papers, Please! — это не симулятор засевшего в туалете мужчины, выкрикивающего титульный призыв, если вы решили судить об игре по ее названию. И даже не симулятор работы паспортно-визового отдела, если прочитали ее описание. Это одновременно «Аэропорт» Артура Хэйли, все эти многочисленные истории русских классиков про «маленького человека», антибюрократическая псевдосатира Франца Кафки. Это, наконец, наш, игровой, роман-антиутопия «1984» Джорджа Оруэлла, рассказанный с помощью старенькой пиксельной графики, одноклеточной механики и большого таланта.

Ваши документики

Системные требования

Win Xp 32

CPU 1.4 Ghz

GeForce 210/Radeon X600 Series

1 GB RAM

1 GB HDD

Рекомендуемые требования

Win Xp 32

Dual-Core CPU 1.6 GHz

GeForce GT 230/Radeon HD 6550D

2 GB RAM

1 GB HDD

Однако главным источником вдохновения для Лукаса Поупа, единственного автора игры, явно была история с разделением Германии на две страны и перебежками через Берлинскую стену, чтобы воссоединиться с семьей или просто сбежать из «социалистического рая» в «капиталистический ад». Действие Papers, Please! разворачивается в стране победившего коммунизма под названием Арстоцка (Arstotzka), которая 6 лет воевала с соседней Колечией, а потом ровно пополам разделила с ней приграничный город Греспин. Мы играем за инспектора паспортно-визового отдела местной «берлинской стены», который все время сидит в своей каморке, копается в документах и решает, кому давать разрешение на въезд в Арстоцку, а кому нет.

То есть это такой интерактивный «производственный роман». Процесс одновременно прост и где-то даже утомителен: всю игру на одном и том же экране мы принимаем бумаги у людей и сверяем правильность данных. Поначалу все вроде бы легко: если в паспорте в графе «пол» указано «женщина», а в окошке напротив улыбается короткостриженный мужчина с двухнедельной щетиной, то тут явно что-то не так. Равно, как и в том случае, если срок действия паспорта истек. Потом становится все сложнее и сложнее: у иностранцев нужно требовать разрешение на въезд, затем разрешение на работу, у граждан Арстоцки — идентификационные карточки, у дипломатов — соответствующие «мидовские» бумаги.

А там — цифры, цифры, цифры, эмблемы, города и даже килограммы. Если белокурая девушка приехала из той же Колечии, но города, где вроде бы выдавали паспорт, в этой стране нет (а таких стран и городов много, нужно их все запомнить или постоянно сверяться с памяткой!), значит, мы имеем дело с подделкой. А если мужчина, местный житель, почему-то весит на 5 кг больше, чем должен, согласно его идентификационной карточке, то, возможно, он перевозит контрабанду, оружие или бомбу. Так появляются дополнительные заботы: мы должны сверять отпечатки пальцев, сканировать, задавать неприятные вопросы и даже задерживать подозрительных.

И все же основа игры — цифры, бумаги, сверки, подчеркнутая, ежедневная рутина, оправдываемая в собственных глазах лишь осознанием того факта, что она позволяет выживать тебе и твоей семье. Коммунистический строй Арстоцки в деле оплаты труда своих граждан исповедует строго капиталистические принципы: чем лучше и быстрее работаешь, тем больше получаешь. За каждого правильно пропущенного (или не пропущенного) через границу человека нам платят деньги, за каждую ошибку — сначала предупреждают, а потом штрафуют. И в конце каждого рабочего дня мы нервно подводим дебет с кредитом, гадая, хватит ли грошей, чтобы не только внести квартирную плату, но и оплатить отопление, накормить сына, маму, жену и дядю. Если семья останется без еды и тепла, то вскоре родные начнут болеть и вам придется платить за лекарства. Или не платить, но в этом случае все они быстро умрут.

Поэтому, в отличие от советских (да и российских, чего уж там!) паспортисток, здесь приходится работать быстро и в поте лица, стараясь обслужить как можно больше людей, без обедов, перекуров, чаепитий и всех этих «она вышла, сказала на пять минут, а уже полчаса как нет».

Мультипаспорт

Похожая игра уже была, называлась она , и тоже была посвящена «маленьким людям», акакиям акакиевичам, запертым в футляре серых будней, работы, семьи и нужды. Но Papers, Please! берет выше и постепенно из созерцательного «производственного романа» превращается в настоящий роман-антиутопию в духе «1984» Джорджа Оруэлла. Благо главный герой там тоже работал с бумагами.

Арстоцка ведь — это не просто парафраз ГДР, это еще и типичное «оруэлловское» тоталитарное государство, с очень похожим на эмблему Ingsoc гербом и точно такой же властью разнообразных министерств, которые за всем следят и все контролируют. Здесь есть типичные черты коммунистических (да и вообще всех тоталитарных) режимов вроде повального доносительства и охоты на «врагов народа», но нет ни намека на социализм. Заплатили за еду и медикаменты для семьи, но остались с долгами — конец игры, вы арестованы до уплаты по счету, потому что нищие этому обществу не нужны. Долгов нет, но родные умерли — опять же game over, вы уволены, потому что министерству труда нужны здоровые рабочие семьи и их крепкие руки.

Здесь нельзя даже иметь на рабочем месте фотографию сына или его детские рисунки. То есть маленький человек тут еще меньше, он приравнен к бессловесному скоту, который может только работать, дрожать, считать гроши да мечтать о том, чтобы переехать из домов 8-го класса в такие же внешне, но более просторные серые коробки 7-го класса.

И все же люди здесь не оболванены окончательно, не лишены разума, фантазий и желаний. Отсюда — огромный поток желающих покинуть доблестную Арстоцку и частые террористические атаки на границе, которые поначалу очень сильно нам мешают работать и зарабатывать: ведь из-за них сокращается рабочий день на родном КПП.

Glory to Arstotzka!

Неумолимый счетчик, отсчитывающий время до конца дня, умирающие от голода и болезней родные, штрафы, жалкие гроши, получаемые за каждого «клиента» — Лукас Поуп с очевидным злорадством превращает нас в тех забитых обстоятельствами и режимом людей, которые на все вызовы отвечают: «Моя хата с краю, дайте мне просто сидеть, починять свой примус и выживать».

А потом, продолжая свой эксперимент, автор дает нам выбор. Как и каждое произведение в жанре антиутопии, в Papers, Please! можно порвать с режимом, восстать и вырваться из его власти. Вопрос в том, захотите ли вы это сделать. Даже при том, что в отличие, например, от «пожарника», сжигавшего книги в «451 градус по Фаренгейту», мы изначально никаких иллюзий по поводу режима не испытываем.

Начинается все с каких-то мелких уколов в совесть, чтобы проверить, не зачерствела ли она совсем. Нам подводят смешного старичка, откровенно и безыскусно, чуть ли не на картонке подделывающего паспорт. Или женщину, которая слезно просит пропустить ее, потому что там за границей ее больной сын. И как бы спрашивают — ну, что сжалишься, нарушишь строгие директивы, рискнешь головой и безопасностью своей семьи?

Затем в каморку заявляются представители местного «подполья» (куда же без него в антиутопии?), просят посодействовать, что-то кому-то передать или, наоборот, не отдавать, обещают денег, помощь семье. И при желании вы можете помочь или хотя бы не выдавать их, когда с проверкой придет начальство и со значением посмотрит вам прямо в глаза. Далее начинаются и вовсе какие-то страсти с возможностью предотвратить или, наоборот, не предотвратить теракт на нашем КПП и даже убить или не убить человека. В зависимости от принятых решений появится шанс вступить в ряды «революционеров», сбежать с родней в другую страну и даже пожертвовать собой ради семьи.

Но все это — большой риск. Большинство решений, открывающих один из 20 финалов игры, ведут к преждевременному геймоверу, разорению, аресту и увольнению. И только один считается каноническим, открывающим доступ к премиальному «бесконечному» режиму игры. Вы уже догадались? Пройти игру проще, если ничего не делать, не рисковать, никуда не лезть, не нарываться на штрафы и продолжать починять свой примус, выбросив на свалку совесть и стараясь не смотреть в глаза женщине, рассказывающей про больного сына. Glory to Arstotzka!

Paper Please game

На улице шел дождь. Я на секунду прикрыл глаза и представил, какого это, стоять там, под проливным дождём, и ждать своей очереди. Вокруг холод, под ногами слякоть, над головой, кажется, не лучше. Слепое ожидание и вера внутри. Каждый из них хочет чего-то своего, каждому что-то не дает плюнуть на всё и уйти. Встреча с семьёй? Бизнес интересы? Не знаю. Могу ли я как то им помочь? Конечно.

И я вызвал следующего посетителя.

В окошке появилось морщинистое лицо умудрённой годами старушки. Она немного нервничала, возможно от усталости, ведь в её возрасте все дела даются слишком тяжело. А может от мысли о том, что вскоре она сможет повидать своего сына, которого так давно не видела. И я бы с радостью облегчил ее страдания и поставил все нужные печати, если бы мог. Не я не могу.

Дело не в том, что у меня нет сердца или ещё что-нибудь в таком духе – нет. Просто в Papers, Please каждый новый человек в моём окошке – это загадка. Возможно, передо мной стоит террорист, который хочет в прямом смысле подорвать устои великой страны. Или же шпион, задача которого украсть важные данные. А может просто нелегал с поддельными документами и неправильной печаткой. Моя работа – находить таких людей и не пускать их в свою страну. И внешность мне никак не помогает.

Мои друзья и помощники– это документы, всяческие пропуска и прочее. В них изложена официальная часть жизни человека, которой мне полностью хватает, чтобы вынести вердикт. Конечно, я бы не обошелся без моих хитрых приспособлений, которые могут определить неточность или подделку. Но больше всего мне помогает только один, но очень важный инструмент – мои глаза.

Хоть я и работаю всего пару дней, но я уже понял, что на мне лежит огромная ответственность.

За страну, которая не ставит меня за человека, ведь для неё я – лишь маленький винтик в огромной машине, один из сотен, тысяч подобных. С другой стороны, даже маленький винтик может привести к огромным проблемам. Ведь я могу случайно пропустить парочку радикалов, а потом, кто знает.

За мою семью, в которой я единственный кормилец и надежда. И хоть они - просто несколько неизвестных мне личностей, которые предстают передо мной как маловажный довесок к проблемам на работе, они все равно важны. Papers, Please удается оживить их, будто они действительно часть моей жизни.

В конце концов, за всех тех людей, которых я вижу каждый день в своем окошке. Разлучить семейную пару из-за парочки неточностей в паспорте, или же пропустить их и потерять часть зарплаты? Сжалиться над стариком, который приходит уже в десятый раз и всё время с поддельными документами или же быть непреклонным в своей деятельности? Я в какой-то мере ответственен за каждого из них, за каждый свой поступок и с этим ничего не поделаешь.

Ситуацию ухудшает то, что каждый день допуска всё сильнее усложняются: для дипломатов – один документ, для простых обывателей – другой, для рабочих – определённая справка. И всё это нужно внимательно проверять, высматривать каждый сантиметр и постоянно сверяться со справочником. Всё это занимает много времени, но платят мне только за каждого проверенного мигранта, за пропуск или же, наоборот, за отказ.

Но ведь моей семье тоже нужно что-то есть, где-то жить и, желательно, в тепле. В итоге приходится постоянно вертеться, метаться от долга работы к потребностям ближних. Угодить всем и каждому - такое возможно только в сказках, здесь же всегда приходится делать свой выбор.

Даже если потом я буду об этом жалеть.

Я не нашёл никаких особых недочётов, возможно, я даже и не пытался их искать, а просто поставил печать и отдал все документы старушке. Та благодарно улыбнулась мне и вышла из кабинки, оставив меня в одиночестве и покое. Иногда всё же нужно быть человеком.

Смена закончилась и скоро я вернусь домой, где меня ждут новые проблемы и вопросы, а завтра я снова приду на работу и всё начнётся сначала. И так будет всегда. Но только сейчас я могу на секунду расслабиться и забыть обо всем, предавшись грёзам. Наверное, для других людей вся жизнь – одна сплошная мечта, но для меня она всегда останется в таких спокойных, умиротворённых моментах. Кажется, ради таких моментов стоит жить.

Но в этот раз мой покой нагло прервал громогласный взрыв. Я опять ошибся.

Время от времени на игровых системах появляются уникальные проекты, игровой процесс которых кажется монотонным, иногда скучным, да и нацелен он далеко не на массовую аудиторию. И вот, одна из таких игр добралась до портативной системы PlayStation Vita - симулятор государственного служащего на новом КПП тоталитарного государства Арстотцка, Papers, Please . Казалось бы, чем может захватывать роль сотрудника контрольно-пропускного пограничного пункта в типичной атмосфере антиутопии и давления? Тем не менее, эта игра вышла одним из самых захватывающих мобильных проектов.


Мы берём на себя роль обычного человека, поступившего на государственную службу благодаря победе в октябрьской лотерее рабочих мест. На дворе 1982 год, холодный октябрь, который оставит вечный след на жизни нашего героя и его семьи, причём то, каким этот след будет, полностью зависит от нашей с вами внимательности. В первую очередь от неё. Как и в любом тоталитарном государстве реального мира, если человек грамотно и своевременно выполняет поставленные перед ним инструкции, он не столкнутся с проблемами. Разве что не сможет ежедневно оплачивать отопление, еду, лекарства…

Потому что мы по жизни победители, правда, друзья?


Игровой процесс Papers, Please очень минималистический, но Лукас Поуп, разработчик игры, сумел сделать его невероятно насыщенным, чему способствует ежедневное усложнение, появление новых проверочных процедур, правил и условий. Сперва нам нужно просто проверять паспорта людей, желающих пересечь границу и ступить на землю великой Арстотцки. Для пересечения они предъявляют свои документы, а наша с вами задача - проверить и определить их подлинность. Нужно свериться со сводом инструкций, проверить место выдачи паспорта, пол, фотографию, срок действия. Вначале всё просто, в первый день пропускаем только граждан Арстотцки, остальных отправляя вон.

На следующий день задача усложняется, Министерство Въезда позволяет пропускать иностранцев, но только после тщательной проверки их данных. Нужно удостовериться, что паспорт подлинный, фотография и пол соответствуют тому человеку, которого мы видим в окошке, а место выдачи паспорта не противоречит стране его получения. Третий день привносит новую трудность - Арстотцка усилила режим контроля и теперь у иностранцев должен быть дополнительный пропуск, в котором указана цель пребывания на территории нашего великого государства, время этого пребывания, имя и фамилия гражданина, серия его паспорта и срок действия.

Джорджи - это один из самых забавных персонажей в игре. Да, некоторые герои будут возвращаться на КПП по разным причинам. А некоторые и взрывать себя. Арстотцка то и дело подвергается атакам террористов, спонтанным или спланированным.


Теперь выявлять недобросовестных шпиёнов и прочих потенциальных врагов режима стало одновременно и сложнее, и интереснее. А в чём-то даже проще. В силу вступают новая механика - возможность указать на несоответствие с правилами и обратиться напрямую к гражданину. Это нужно в случае, если иностранец подаёт нам только паспорт или только пропуск, тогда мы указываем на правило в уставе и на пустой стол, а затем нажимаем на микрофон. Помню, когда проходил проект на iPhone, первое время постоянно путался во всех этих сверках при помощи специального режима проверки данных, но затем привык. Главное помните, что, переключившись в него (красный значок со знаком восклицания (!) в правом нижнем углу), вы можете выделять едва ли не каждую надпись и объект в документах, окошко с гражданином и стол. При этом каждое следующее выделение становится основным. То есть, нельзя, скажем, выбрать дату рождения и потом прыгать вторым концом «сравнительной цепочки» по разным позициям. Нужно выбирать две конкретных позиции, которые вы хотите сравнить, последовательно, одну за другой.


Забавно вышло, когда я проходил проект на PlayStation Vita, то успел забыть про один важный параметр, требующий внимательности, и получил выговор (без штрафа) - рост. В четвёртый день Министерство Въезда ужесточает правила пересечения границы и требует от граждан Арстотцки иметь при себе специальное удостоверение, помимо основного паспорта. В этом удостоверении фигурирует параметр «рост» - чтобы его проверить, нужно посмотреть на окошко с гражданином, позади него расположена сетка роста (в метрах, с шагом в 0.1). Что ещё интересно, подлинность фото стоит определять по чертам лица, в первую очередь, а уже потом по причёске. Иногда у девушки за окном могут быть волосы чуть длиннее, чем на фото, или собраны забавный помпон на голове, которого нет на фото. Случаи редки, но имеют место быть.


Как уже говорил, с каждым днём правила пропуска становятся всё сложнее, а игра нам преподносит дополнительные сюрпризы и выборы. Так, на границе мы можем встретить семью, в которой у жены нет пропуска, только паспорт. Но её муж совершенно чист и просит нас отнестись с пониманием, поскольку они с женой являются политическими беженцами из своего государства. В случае возвращения их ждут свинцовые подарки. Мы можем нарушить устав и пропустить женщину, или не нарушать. Наше право. Два нарушения в день позволяются Министерством Въезда, но третье и каждое последующее будет не просто письменным предупреждением, а штрафом.

Штрафы - это то, чего совершенно нельзя допускать в этой игре, иначе вы очень быстро завершите жизнь на пропускном пункте. Вы не сможете оплачивать счета, кормить семью, обеспечивать тепло в доме и необходимые лекарства. Особенно болезненный у нашего героя сын, который 100% всегда болеет, если хоть раз не оплатить тепло или провизию. Иногда он заболевает даже когда всё оплачено, мелкий засранец.


В начале каждого рабочего дня мы читаем газету, в которой может промелькнуть очень ценная информация. То некий подозреваемый в убийстве Винс убежал и пытается покинуть пределы своей страны, то ещё какая беда случилась. А если мы сделаем что-то важное, то в газете напишут и о нас - например, о задержании группы работорговцев по наводке одной из девушек, проходивших через КПП. Время от времени проходящие могут давать игроку взятки, мы можем принимать их и немного улучшить благосостояние своей семьи, но это может аукнуться в будущем. Взятки обычно начинают предлагать контрабандисты, которые появляются то ли с седьмого, то ли с восьмого дня - тогда же на КПП устанавливают сканер. Мы можем, в случае указа в уставе или несоответствия в документах, провести сканирование человека и обнаружить на его теле инородные предметы - оружие, наркотики, еду или что угодно.

Указав на это - переходим в режим поиска, выбираем объект контрабанды и строку в уставе о ней же - перед нами появляется кнопка ареста. Мы можем сразу вызвать конвой, или же поговорить с гражданином, прозрачно намекнув, что нам ништяки под его бедром тоже приглянулись. Словом, большинство решений на КПП зависит от внимательности и корыстности игрока, а также его расчётливости. Например, рано или поздно можно прийти к выводу, что кормить семью ежедневно не так чтобы важно, потому что чем дальше, тем более сложными становятся проверки, и тем меньше людей мы успеваем обслужить за рабочую смену. Прошедшие после 18:00 не оплачиваются, а жить-то как-то нужно! Вот такие реалии… Да. Весьма жизненные, до определённого предела.