Понятие и виды субъектов МП. Международная правосубъектность. Что такое субъект права? Виды субъектов

Вопросу о составе субъектов административного права в административно-правовой литературе уделяется традиционно много внимания. Практически каждый учебник и учебное пособие содержит специальный раздел, освещающий проблемы правового статуса различных субъектов административного права . Однако следует иметь в виду, что теоретическая часть приводимого материала, как правило, невелика, в то время как основное содержание составляет подробное изложение основных норм административного права , закрепляющих правовой статус этих субъектов.

В литературе зачастую предпринимаются попытки детализировать перечень субъектов административного права, за счет анализа различных административно-правовых статусов. Так, например, что в качестве специального субъекта выделяют гражданина или орган исполнительной власти . Однако нужно иметь в виду, что понятие "гражданин" - это лишь набор прав и обязанностей, отражающий взаимоотношения физического лица с государством в том случае, если он отвечает требованиям, необходимым для соответствия этому статусу. Одно и то же физическое лицо может быть в разные периоды своей жизни и иностранным гражданином, и лицом без гражданства, и, наконец, российским гражданином. При этом он не на минуту не перестает быть субъектом административного права.

Точно так же дело обстоит и с таким субъектом административного права, как юридическое лицо . Термин "юридическое лицо" введен и описан нормами гражданского права , в силу чего его отвергают многие административисты. Однако и "физическое лицо" - это тоже термин, нашедший свое определение именно в рамках отрасли гражданского права. Тем не менее, по нашему мнению, и тот и другой термины имеют универсальное значение и предназначены для правовой идентификации индивидуальных и коллективных субъектов права. Как изначальные базовые характеристики они чрезвычайно удачно отражают сущность явлений.

Таким образом, юридическое лицо - это группа индивидов, приобретшая определенный гражданско-правовой статус. Как субъект административного права юридическое лицо также является носителем разнообразных административно-правовых статусов, многие из которых, кстати, совпадают с гражданско-правовыми. Так, в административном праве в качестве субъектов фигурируют некоммерческие организации (учреждения, фонды, партии, общественные объединения и т.п.). В этой связи представляется, что статус некоммерческой организации (учреждения) имеет двойственную природу: и как статус гражданско-правовой, и как статус административно-правовой.

В то же время существуют и специфические субъекты административного права, среди которых особо выделяются различного рода органы государственной власти , которые участвуют в государственном управлении и наделены специфическими правомочиями управленческого характера. "Орган исполнительной власти " - это набор прав и обязанностей, административно-правовой статус конкретного юридического лица.

Из вышесказанного следует, что ключевым вопросом в вопросе о субъектах административного права, является проблема их правового статуса. Для методологических целей в несложной системе субъектов необходимо выделить несколько наиболее ключевых групп субъектов, описав которые мы сможем представить себе наиболее характерные административно-правовые статусы, которые свойственны субъектам административного права.

Однако для начала необходимо разобраться, что такое административно-правовой статус. Из теории права известно, что правовой статус личности или организации - это совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, закрепленных нормами права того или иного государства, а также признаваемыми этим государством нормами международного права . Элементом правового статуса является закрепленная этими нормами правосубъектность физического лица или организации. Последняя состоит из двух ключевых звеньев: правоспособности и дееспособности .

Административно-правовой статус, в свою очередь, это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права. Его неотъемлемыми элементами также выступает административная правосубъектность, т.е. сочетание правоспособности и дееспособности субъекта административного права.

По нашему глубокому убеждению, у субъектов административного права нет единого общего административно-правового статуса. Их всех объединяет лишь то обстоятельство, что они обладают правами и обязанностями на основе норм административного права. Следовательно, правоспособность и дееспособность субъекта административного права также изменяется в зависимости от его конкретного административно-правового статуса. Например, правоспособность юридического лица как лицензиата возникает с момента получения лицензии и прекращается, как правило, с истечением срока ее действия. Правоспособность этого же юридического лица в качестве налогоплательщика возникает с момента регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц и прекращается с ликвидацией.

Ю.Н. Старилов выделяет следующие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права:

  • управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности;
  • наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления;
  • юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;
  • реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения ;
  • обеспечение защиты правоотношений , участниками которых являются граждане;
  • юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке.

Однако, думается, что даже невооруженным взглядом видно, что указанные признаки, действительно, являются наиболее специфичными в системе административного права , но отнюдь не свойственны правоспособности всех субъектов административного права.

То же самое можно сказать и в отношении дееспособности (включая деликтоспособность) субъекта административного права. Его способность, в частности, нести административную ответственность - это, пожалуй, единственный признак правового статуса субъекта отрасли, который объединяет всех субъектов административного права, предусматривая, однако, учет факторов статусного свойства, поскольку деликтоспособность в рамках института административной ответственности возникает в зависимости от того, физическое, должностное или юридическое лицо является субъектом правонарушения .

б) в отношении негосударственных коллективных субъектов:

Особое место в системе административно-правовых статусов занимает статус Президента РФ , который, являясь физическим лицом, одновременно выступает в качестве органа государства, причем стоящего несколько в стороне от всех трех ветвей государственной власти Российской Федерации. О нем речь пойдет в одном ряду со статусами органов исполнительной власти.

Следует четко отдавать себе отчет в том, что перечень указанных статусов ни в коем случае не является исчерпывающим. Существует множество совмещаемых и пересекающихся административно-правовых статусов, которые невозможно привести к единому классификационному знаменателю. Лишь последовательное изучение сформированных в рамках административного права административно-правовых режимов позволит оценить многообразие статусных сочетаний. Именно поэтому указанные статусы не нужно воспринимать как виды или группы субъектов административного права, хотя в конкретный момент времени определенная группа субъектов, безусловно, является бюджетными учреждениями, благотворительными организациями и прочее.

В правовых отношениях всегда можно выделить три взаимодействующих элемента: субъект правовых отношения (приложение 2), объект правоотношения и содержание правоотношения, которое состоит из субъективного права и юридической обязанности.

Прежде всего, о субъекте правового отношения. Субъектом правового отношения является лицо или организация, за которым признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями.1 Право превращает участника общественных отношений в субъекта правовых отношений. Таким субъектом, по современным теоретическим воззрениям, может быть физическое лицо (индивид) и организационно оформленное коллективное образование.

В сфере частного права (гражданского, семейного, трудового, земельного и т.п.) субъекты права подразделяются на физических и юридических лиц. К физическим лицам относятся граждане, лица без гражданства, иностранные граждане. К организациям, прежде всего, относятся юридические лица, некоторые иные коллективные образования, само государство в целом (оно может выступать и в виде юридического лица в некоторых имущественных отношениях).

Далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например, рабы, которые могли быть лишь объектами правовых отношений (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. Впрочем, там не было равенства и среди свободных.

При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а значит, и полноценными субъектами права. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т.п.

Теоретические представления о субъекте правоотношения в XIX – XX веках претерпевали большие изменения, отражая динамическое развитие правовой системы.1

Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» могут как совпадать, так и различаться. Дело в том, что, во-первых, конкретный гражданин (физическое лицо) как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правовых отношений. Во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами правовых отношений. В-третьих, правовые отношения не единственная форма реализации права. Нормы права могут быть реализованы и вне правовых отношений.

В любом правоотношении должно быть не менее двух субъектов (простое правоотношение), поскольку отдельный индивид не может находиться в каком-либо общественном отношении, в том числе правовом, с самим собой. Но в правоотношении возможно несколько или даже неограниченное число субъектов (сложное правоотношение). Правда, с юридической точки зрения, в таких правоотношениях легко просматриваются две противоборствующие стороны – управомоченная и правообязанная.

Можно отметить, что субъектом правоотношения может быть только человек или общность людей. Между тем в юридической литературе прошлых лет, в том числе отечественной, допускалась мысль,

что в качестве участников правоотношений могут выступать животные, например, лошадь, домашняя собака, от которых их хозяин может требовать послушания и выполнения определенных функций. В свою очередь, животные «вправе притязать» на должное обращение с ними. Однако в настоящее время подобный взгляд никем из правоведов не разделяется, хотя существуют юридические нормы, определяющие отношение человека к животным (порядок содержания, выгула, прививок и т.п.).

К индивидуальным субъектам относятся граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, работники дипломатических и консульских учреждений.

К коллективным субъектам принято относить само государство, государственные органы и учреждения, общественные объединения, государственные и негосударственные предприятия, учреждения, фирмы, банки; национально-государственные образования, административно-территориальные единицы. Следует подчеркнуть, что далеко не все объединения и учреждения являются коллективными субъектами правоотношений, а лишь те, которые могут выступать (выступают) в качестве юридического лица. Признаки юридического лица сформулированы в статье 48 Гражданского кодекса РФ1. Это – имущественная обособленность, способность от своего имени приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т.е. имущественных, обязательственных отношениях.

Надо иметь в виду, что не всякий коллектив людей является субъектом права, а, следовательно, субъектом правоотношения. Так семья, учебная группа, курс, кафедра, бригада и другие общности не обладают этим качеством, т.к. не характеризуются единством воли и цели, а так же внутренней организованностью.

Для того чтобы быть субъектом правоотношений, как физические, так и юридические лица должны обладать особым юридическим свойством, признанным законом. Это свойство – правосубъектность, т.е. способность (возможность) лица быть участником правоотношений. Правосубъектность юридического лица, в отличие правосубъектности физического лица, является специальной и определяется целями и задачами деятельности данной организации, закрепленными в ее уставе. Отсюда объем и содержание правосубъектности у разных организаций не одинаковы. Правосубъектность включает правоспособность, дееспособность и правовой статус. Правовой статус – это признанная Конституцией и законами совокупность естественных прав и обязанностей человека, а так же полномочий государственных органов и должностных лиц.

Правоспособность – это способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается его смертью.

Все люди являются правоспособными, но не в равной мере, не в одинаковом объеме. Это обусловлено, прежде всего, различиями между людьми: и по творческим способностям, и по наличию воли, и по умственному и нравственному развитию.

Разной способностью иметь политические права обладают граждане государства и иностранные граждане.1

В законодательстве ряда стран на объем правоспособности влияет пол, а именно сохраняются некоторые ограничения для участия женщин в политической жизни. На правоспособность влияет также и здоровье лица. В частности, здоровье относится к брачной правоспособности.

Еще одним условием, влияющим на правоспособность физического лица, является то, что в дореволюционной литературе называли гражданской честью. Она состоит из признания за человеком доброго имени, личного достоинства, которое принадлежит каждому гражданину, не умалившему эти свои характеристики неблаговидными поступками. Наличие гражданской чести позволяет каждому гражданину участвовать в экономической, политической и иной деятельности.

Однако умаление гражданской чести, подтвержденное судебным приговором, может ограничивать правоспособность гражданина на занятие той или иной должности, той или иной деятельностью.

В содержание правоспособности входит возможность граждан иметь имущество на праве собственности, право наследовать и завещать, заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельностью, создавать юридические лица, совершать любые не противоречащие закону сделки и т.д. Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает одновременно в момент создания того или иного юридического лица и составляет единое качество праводееспособности.

В современном цивилизованном обществе нет, и не может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Главное в правоспособности – не права, а принципиальная возможность или способность иметь их.

Впервые понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными кодексами XIX века (французский гражданский кодекс 1804 года и германское гражданское уложение 1896 года). К тому времени категорией правоспособности пользовалось и английское гражданское право. Как видно, рассматриваемый институт обязан своим происхождением гражданскому законодательству, однако впоследствии он приобрел более широкое значение.1

Сама по себе правоспособность никакого реального блага не дает. Это только «право на право», т.е. право иметь право, а вот последнее открывает путь к обладанию тем или иным благом (объектом правоотношения), совершению определенных действий, предъявлению притязаний. Нельзя на основе одной только правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания равноправным членом общества.

Отличие правоспособности от субъективного права состоит в том, что она:

Неотъемлема от личности;

Не зависит от пола, расы, национальности, возраста, профессии, места жительства, имущественного положения, принадлежности к религии и др.;

Непередаваема (ее нельзя передать другому человеку);

Она первична по отношению к субъективному праву, играет роль предпосылки субъективного права;

Абстрактна, в то время, когда субъективное право конкретно.

В понятии «правоспособности» сущность заключается не в «праве», а в «способности». Правоспособность нельзя рассматривать как суммарное выражение прав и обязанностей, носителем которых может быть данное лицо, т.к. такое суммарное выражение дано в самом законе.

Не имеет решающего значения то обстоятельство, что возможность обладать теми или иными конкретными правами появляется у гражданина не сразу, не со дня рождения, а позднее, по достижении определенного возраста или при наступлении других условий. Различие в наступлении прав во времени не меняет сущности правоспособности.

Всеобщность правоспособности заключается в том, что государственная власть с самого начала заранее наделяет всех своих граждан одним общим свойством – юридической способностью быть носителем соответствующих прав и обязанностей, из числа предусмотренных законом. А то, что фактическая возможность обладания теми или иными правами в силу разных причин наступает в разное время, не делает правоспособность различной. Из этого исходит и международное право.1

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность. Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание правами может наступить лишь при известных условиях. В российском законодательстве нет определения общей правоспособности, а определена лишь гражданская правоспособность (см. выше).2

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права (например, в семейном, трудовом, избирательном).

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность – это такая правоспособность, для наличия которой требуется специальное образование (например, юридическое, экономическое, музыкальное) или умения, навыки, талант. Правоспособность юридических лиц так же признается специальной, определяющейся целями и задачами их деятельности, указанных в соответствующих уставах или положениях.

В связи с тем, что все люди обладают разной по объему правоспособностью, в теории права кроме правоспособности вводится понятие дееспособности, которое также характеризуется объемом. Статья 21 ГК РФ определяет дееспособность как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Возникает в полном объеме по достижении совершеннолетия, т.е. восемнадцатилетнего возраста. Характерной чертой дееспособности является то, что она предполагает способность гражданина лично совершать юридические действия по приобретению и осуществлению субъективных прав и юридических обязанностей. Имеется в виду способность граждан приобретать и осуществлять свои гражданские права своей волей и в своем интересе (ч. 2 ст. 1 ГК РФ). Дееспособность, в отличие от правоспособности, приходит к гражданину постепенно, по мере его взросления, умственного, физического и социального развития, приобретения жизненного опыта. Поэтому она может быть разной по объему: полной, неполной (частичной) и ограниченной. Наступление полной дееспособности, как уже отмечалось, закон связывает с достижением возраста гражданского совершеннолетия – восемнадцати лет, что позволяет гражданину собственными действиями в полном объеме реализовывать всю свою правоспособность. Неполной дееспособностью обладают несовершеннолетние лица. Объем ее зависит от возраста. Так, несовершеннолетний в возрасте до четырнадцати лет вправе совершать мелкие бытовые сделки, получать подарки, распоряжаться личными вещами. А несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет могут самостоятельно распоряжаться своими доходами, осуществлять авторские права, вкладывать деньги в кредитные учреждения и др.

Ограничение дееспособности допускается только на основе федерального закона и только в пределах необходимых для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Допускается ограничение судом дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами.

Существует также такая характеристика субъекта правоотношения как деликтоспособность. Деликтоспособность - это так же зависимая от правоспособности и дееспособности характеристика субъекта. Деликтоспособность – это установленная законом способность лица отвечать за свои поступки при совершении правонарушения.

И обязанностей, становятся участниками правоотношений , а также субъектами права .

В соответствии с общим положением субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности, физиологическими, психологическими, экономическими).

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве . Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования , находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства .

Субъектов права подразделяют чаще всего:

  1. на индивидуальные;
  2. коллективные.

К индивидуальным субъектам права относят:

  1. граждан Российской Федерации;
  2. лиц без гражданства ;
  3. лиц с двойным гражданством.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды:

  1. государство;
  2. государственные органы и учреждения;
  3. административно-территориальные единицы;
  4. религиозные организации;

Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не обладают семья , учебные группы, производственные бригады и другие общности. Таким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур.

Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью .

Субъектами правоотношения являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права.

Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права .

Под правоспособностью субъектов понимают признаваемую государством общую возможность обладать предусмотренными законом правами и обязанностями, а также быть их носителем. Правоспособностью в одинаковой мере обладают все граждане без исключения. Правоспособность также является закрепленной в законодательстве способностью субъекта иметь как юридические права, так и юридические обязанности . Она начинает действовать с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Правоспособность вместе с тем не является естественным свойством индивидуума, а порождается объективным правом.

Понятие субъектов права. Важнейшим элементом право­отношений и в целом правовой системы являются те или иные лица, субъекты права. Ведь именно ради них и существует пра­во, и именно они вступают в правоотношения ради удовлетво­рения потребностей.

Субъекты права - это лица, которые могут быть носите­лями прав и обязанностей и участниками правоотношений. Подчеркнем, понятие субъектов права шире понятия субъектов правоотношений, т. к. первые могут быть носителями прав и обязанностей и вне правоотношений.

В первую очередь необходимо разобраться с вопросом, кто признается субъектом права в настоящее время. Для того, чтобы быть субъектом права необходимо обладать правосубъектно­стью, состоящей из право- и дееспособности. Правоспособность - способность обладать правами и нести обязанности. Дееспо­собность - способность своими действиями приобретать и осу­ществлять права, создавать и исполнять обязанности. Так, граж­данин правоспособен с момента рождения, обладает правом на жизнь, правом наследования и др., но полностью дееспособным он становится в 18 лет, когда самостоятельно может приобре­тать право собственности, платить налоги и др. У юридических же лиц право- и дееспособность появляются одновременно.

Правосубъектность того или иного лица не существует по природе, но должна устанавливаться действующим правом. На­пример, были времена, когда субъектами права не признавалась часть людей (чужеплеменники, рабы) или юридические лица. В настоящее время субъектами права не являются животные, даже высокоорганизованные, возможные инопланетные существа, многие сообщества людей (народ в целом, незарегистрирован­ные политические и религиозные движения, трудовые коллек­тивы и т.п.).

Виды субъектов права. С теоретической точки зрения все ныне существующие субъекты права можно разделить на физи­ческие и социальные лица.

Физические лица есть люди как биологические существа. Вне зависимости от своих личных качеств, все они с рождения признаются равными субъектами права. Лишь в области дееспо­собности, как говорилось, они не равны: у большинства она по­является в совершеннолетие, у кого-то раньше (например, при вступлении в брак), а у душевнобольных (недееспособных) мо­жет не быть. В зависимости от связи с российским государством физические лица делятся на: 1) граждан; 2) лиц с двойным гра­жданством; 3) иностранных граждан и 4) лиц без гражданства.

Социальные лица - юридически признанные небиологиче­ские образования. К ним относятся: 1) государство и государст­венные органы; 2) муниципальные образования и органы мест­ного самоуправления; 3) зависимые территории и 4) народы, борющиеся за свою независимость (в международном праве); 5) юридические лица; 6) международные межправительствен­ные и неправительственные организации.

Для того, чтобы луч­ше разобраться в природе социальных лиц, несколько подробнее остановимся на юридических лицах и государстве.

Юридические лица - это юридически признанные тем или иным государством общественные образования (в англоязычном праве используется термин «artificial person» - искусственное лицо). Государства пошли на признание этих лиц, когда стало понятно, что в правоотношениях не всегда удобно записывать права и обязанности на физических лиц, лучше это делать в пользу условных надындивидуальных субъектов с собственны­ми наименованиями. В теории права сложилось два основных понимания природы юридического лица. Теория фикции (папа Иннокентий IV, Савиньи и др.) подлинными субъектами права считает только людей, поэтому юридические лица понимаются как не настоящие, а фиктивные, вымышленные субъекты. Дру­гая, реалистическая теория (Безелер, Гирке) отталкивается от идеи, что настоящим организмом является не только человек, но и общество. Значит, юридическое лицо не менее реально, чем физическое. Анализ современного законодательства позволяет утверждать, что оно стоит на точке зрения фиктивного, услов­ного понимания юридических лиц. Об этом говорит существо­вание этих лиц только после государственной регистрации, воз­можность учреждения хозяйственных обществ одним челове­ком, а также то, что в правоотношениях юридические лица уча­ствуют «в лице» того или иного своего представителя - физиче­ского лица.

Государство как субъект права является его особым видом, т.к. оно не юридическое лицо (ведь не может оно признать и за­регистрировать само себя), ни, тем более, физическое.

Российское государство предстает в следующих самостоя­тельных лицах: 1) Российская Федерация (в международных от­ношениях; как собственник федерального имущества; при вы­пуске облигаций займа и др.); 2) субъекты Российской Федера­ции; 3) федеральные и региональные государственные органы. В положениях о тех или иных государственных органах (служ­бах, управлениях и др.) ныне все чаще делается указание, что они обладают правами юридического лица или даже являются ими; тем не менее следует четко отличать одно от другого. Сле­дует также помнить, что государственные органы в одних слу­чаях являются просто представителями государства в целом, например, когда суд выносит приговор именем Российской Фе­дерации, в других - обладают собственными правами, напри­мер, в отношении переданного им имущества.

Государственные предприятия не являются формой государ­ства, т. к. по закону они юридические лица (коммерческие орга­низации). В целом следует заметить, что в области юридическо­го оформления государства как субъекта права имеется еще не­мало проблем.

Еще по теме СУБЪЕКТЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ:

  1. 47. Правовой статус и компетенция коллективных субъектов права: понятие и виды.

В правоотношениях всегда конкретно определяются его субъекты, под которыми понимаются граждане, юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, кооперативные и другие организации. Чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью.

В теории права в основном используется классификация субъектов с учетом их правоспособности и дееспособности в сфере частноправовых отношений. С учетом данного подхода субъекта частноправовых отношений можно определить как носителя субъективных прав и юридических обязанностей в лице физических и юридических лиц. Соответственно субъектов таких правоотношений можно разграничить на:

а) индивидуальных носителей субъективных прав и юридических обязанностей:

· граждане данного государства;

· иностранные граждане;

· лица с двойным гражданством;

· лица без гражданства;

· должностные лица, которые выступают от имени юридического лица;

б) коллективных носителей субъективных прав и юридических обязанностей:

· государство в целом;

· органы государственной власти и местного самоуправления;

· учреждения, предприятия и организации;

· общественные объединения;

· хозяйствующие субъекты;

· иностранные государства;

· международные организации.

Как правило, говоря о коллективных носителях субъективных прав и юридических обязанностей, используют понятие «юридическое лицо», ибо законодательством (гражданским) предусмотрена возможность их легальной деятельности в качестве таковых. Под юридическими лицами понимают субъектов гражданского права (организации, предприятия, учреждения), которые обладают такими признаками, как: обособленное имущество, организационная самостоятельность, возможность отвечать по своим обязательствам, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Кроме использованных классификаций, для характеристики субъектов правоотношений могут использоваться и иные подходы. В частности, важное значение может иметь выделение лиц с частично ограниченной дееспособностью. К таковым относят иностранных граждан, лиц без гражданства, несовершеннолетних граждан, иностранные организации, иностранные государства, международные организации.

Однако, если говорить о субъектах публично-правовых отношений, классификация таких субъектов приобретает иные очертания. В частности, в сфере:

· конституционного права – это человек (гражданин), народ, государство в целом, а также отдельные субъекты Федерации (в федеративном государстве), местное сообщество (муниципальное образование);

· административного права – это индивидуальные и коллективные носители субъективных прав и юридических обязанностей; в качестве которых особое место занимают такие, как: иностранные граждане и лица без гражданства, государственные служащие и выборные должностные лица, государственные и негосударственные организации и др. Названные субъекты обладают специальным административно-правовым статусом.

Правоспособность и дееспособность субъектов права.

Правосубъектность

Под правоспособностью лица принято понимать способность субъекта иметь права и обязанности. Правоспособность гражданина (иностранного гражданина, апатрида, бипатрида, физического лица и др.), как правило, определяется его правовым статусом. Правоспособность юридического лица (организации, учреждения, предприятия и др.) определяется в основном уставом такого лица (положением, другими учредительными документами).

Под дееспособностью лица (гражданина, организации и др.) понимается его способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность в соответствии законодательством. Взятые в совокупности правоспособность и дееспособность составляют правосубъектность лица и таким образом характеризуют его как участника правовых отношений.

Данные два понятия – праввоспособность и дееспособность различаются для гражданина (физического лица). Как правило, правоспособность наступает с момента рождения и прекращается моментом смерти гражданина. Наступление дееспособности определяется тем, о каких правоотношениях в каждом конкретном случае идет речь. Так, например, дееспособность в сфере гражданских правоотношений (в соответствии с российским законодательством) в общем порядке в полном объеме наступает с 18 лет, когда каждый приобретает право совершать любые гражданско-правовые сделки, если они предусмотрены законодательством, и нести соответствующую ответственность за их последствия. Но частично такая дееспособность (право совершать ограниченный круг сделок) может наступить и в более раннем возрасте. В то же время, административное право предусматривает наступление ответственности в полном объеме с 16 лет, уголовное право – в общем порядке с 16 лет, но по наиболее тяжким преступлениям – с 14 лет.

Кроме возрастного критерия наступление дееспособности определяется также психическим характеристиками человека. Как устанавливает Гражданский кодекс РФ, гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Может быть также ограничен судом в дееспособности гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. В отношении последней категории лиц законодательство вводит ограничение только применительно к их праву совершения сделок, самостоятельного распоряжения собственными доходами, в то же время сохраняя за ними в полном объеме имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный ими вред.

Определенные ограничения правосубъектности могут быть предусмотрены также, например, конституционным правом. Право избирать и быть избранным в общем порядке наступает с 18 лет. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но такое ограничение может быть связано с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С учетом специфики административно-правовых отношений трактуются понятия правоспособности и дееспособности в административном праве. Наряду с возрастом важное значение приобретают такие характеристики, как должностное положение субъекта права, административно-правовой режим, в условиях которого осуществляют деятельность субъекты (таковыми могут быть военное или чрезвычайное положение и др.).

Применительно же к юридическому лицу понятия правоспособности и дееспособности совпадают. Она обычно наступает с момента государственной регистрации такого лица и прекращается после его ликвидации.

6. Субъективные права и юридические обязанности:

Понятие и структура

Для анализа правовых отношений особое значение имеют понятия «субъективные права» и «юридические обязанности». Ибо только рассмотрение данных понятий в единстве позволяет в полном объеме раскрыть сущность правоотношений.

Субъективное право – это юридическая возможность, которая принадлежит управомоченному лицу и позволяет ему удовлетворить свой интерес. Такая мера возможного поведения лица обеспечена законом и, как правило, предполагает наступление юридических обязанностей у другой стороны.

Таким образом, юридическая обязанность выступает как необходимость определенного поведения такой (обязанной) стороны, направленного на удовлетворение интересов управомоченного лица.

Данные определения позволяют не только убедиться в тесной взаимосвязанности субъективного права и юридической обязанности, но и выявить отличительные характеристики:

· если субъективное право – это всегда мера возможного, установленная нормативных правовым актом, то юридическая обязанность – это мера необходимого поведения лица;

· если субъективное право реализуется в собственных интересах лица, то юридическая обязанность – в интересах другой управомоченной стороны;

· если субъективное право обеспечивается обязанностями другой стороны, юридическая обязанность – собственными полномочиями этой стороны, в отдельных случаях его имуществом, а также мерами государственного принуждения.

Можно говорить и о других отличиях, однако следует подчеркнуть, что наряду с различиями, можно выявить и определенное сходство: и субъективное право, и юридическая обязанность устанавливаются национальным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права. Хотя и в этом случае, следует помнить о том, что не все субъективные права могут быть урегулированы нормами права. Если в государстве, например, действует принцип «все, что не запрещено, разрешено», юридические обязанности могут возникнуть в том случае, если управомоченное лицо будет заинтересовано в реализации таких (обычно естественных, естественно-антропологических) прав.

7. Объекты правоотношений: понятие и виды

Под объектами права понимают те блага (вещи, ценности, права, интересы, социальные потребности и др.), для достижения которых лица вступают в правовые отношения. Учитывая разнообразие таких благ (и соответственно многообразие видов правоотношений), в теории права принято использовать метод классификации для их изучения.

Среди наиболее распространенных следует назвать разграничение всех благ на.