Право как наука определение. Марина александровна шалагинаправоведение. Зачем и когда была введена в эта дисциплина

Бакич Андрей Степанович (1874-05.1922). Полковник. Генерал-майор (03.1919). Генерал-лейтенант (10.1920). Выходец из черногорской семьи (в документах официально значился сербом). Окончил шесть классов 3-й Белградской имени короля Александра Сербского гимназии. В 1899 был обвинён в причастности к покушению на бывшего короля Сербии Милана Обреновича и выслан из страны. Переехал в Россию, с 1900 служил в 6-м Замосцком пехотном полку. Окончил Одесское пехотное юнкерское училище (1902). С 1902 - подпоручик, был переведён на Дальний Восток. Служил в 8-м Восточно-Сибирском стрелковом полку (1902-1905 и 1906-1910), 41-м Восточно-Сибирском стрелковом полку (1905-1906), 5-м Восточно-Сибирском стрелковом полку (1910-1913). В 1905 участвовал в русско-японской войне. С 1906 - поручик, с 1910 - штабс-капитан. В 1913 был уволен в отставку по болезни. С началом Первой мировой войны вступил в пешее ополчение, затем переведён в 56-й Сибирский стрелковый полк. Участвовал в Лодзинской операции в 1914. Первоначально командовал ротой, затем принял командование батальоном. 3-5 ноября 1914 во главе батальона в течение трёх суток под деревней Щавин-Костельный близ города Гомбин отбивал атаки превосходящих сил германских войск и сумел удержать позицию. За это позднее был награждён Георгиевским оружием. В декабре 1914 был ранен в бою у города Сохачев. 30 мая 1915 в бою на территории Польши совершил подвиг, за который был удостоен ордена св. Георгия 4-й степени: будучи на позиции после того, как противником были выпущены удушливые газы и пострадали от них большинство офицеров и около половины нижних чинов, и когда на соседнем участке, вследствие натиска противника осадили и в этот прорыв ринулся противник, то, находясь под ураганным огнём лёгкой и тяжёлой артиллерии противника, и под его ружейным и пулемётным огнём, мужественно и спокойно принял решительные меры для противодействия распространению немцев и тем приостановил их дальнейшее продвижение и выручил свои войска от грозившей им опасности охвата противником. Был произведён в капитаны и подполковники. В апреле 1916 был переведён в 53-й Сибирский стрелковый полк, участвовал в наступлении на Бауск на Северном фронте. С декабря 1916 - полковник, в том же месяце был контужен. В январе 1917 назначен командиром 55-го Сибирского полка. Но уже в апреле того же года, после Февральской революции, был отчислен от должности по требованию солдат, недовольных его требовательностью.

Весной 1918 был начальником гарнизона города Самары в составе Красной армии. Одновременно входил в состав подпольной офицерской организации. Летом 1918, после занятия Самары Народной армией Комитета членов Учредительного собрания, вступил в эту армию. Руководил её отрядами, действовавшими в Сызранском районе, а с 24 июля 1918 был начальником 2-й стрелковой дивизии. Одновременно командовал войсками Народной армии Бузулукского района. В феврале 1919 - январе 1920 - командир 4-го Оренбургского армейского корпуса Оренбургской армии белых. Численный состав корпуса (2047 штыков, 2707 сабель, 90 пулемётов, 5 орудий) лишь немного превышал численность пехотного полка мирного времени. В апреле 1919 был произведён в генерал-майоры. «За личную храбрость и услуги, оказанные войску» был зачислен в казаки Оренбургского казачьего войска вместе со своим начальником штаба полковником (затем генерал-майором) И. И. Смольниным-Тервандом. Генерал А. И. Дутов в апреле 1919 дал следующую аттестацию Бакичу:" Вынослив. Отлично храбр. В среде солдат и командиров сильно популярен и пользуется огромным уважением. Прекрасный администратор и хозяин. Всегда дисциплинирован, строг и настойчив в требованиях. Убеждений твёрдых. Решителен в бою и отважен в задачах. Начитан. В бою абсолютно спокоен и умно руководит войсками." Во главе корпуса участвовал в боях под Белорецким заводом, Верхнеуральском, станицами Магнитной, Кизильской и др. (июль-сентябрь 1919). Командовал корпусом с переменным успехом. В ноябре-декабре 1919 возглавил отступление корпуса на Атбасар и Кустанай, получившее название «Голодный поход». В период этого похода Оренбургской армии в Семиречье она была деморализована. Название «Голодный поход» происходит как от Голодной степи, по которой он проходил, так и от общих трагических условий: многие военнослужащие и члены их семей погибли от голода, холода, истощения и тифа. Был произведён А. И. Дутовым в генерал-лейтенанты. В марте 1920 во главе Оренбургского отряда (бывшая Оренбургская армия) (свыше 10 тысяч человек) перешёл китайскую границу у города Чугучак и был интернирован в Синьцзяне. В 1921 после убийства генерала А. И. Дутова стал командующим армией, численность которой уже в 1920 резко сократилась: около 6 тысяч человек вернулись в Россию, а часть получила разрешение выехать на Дальний Восток. Приложил много усилий дл восстановления дисциплины в своих войсках. По воспоминаниям одного из участников событий, «дисциплина в отряде Бакича была суровая, поддерживаемая телесными наказаниями, арестами и расстрелами за побег и агитацию против власти Бакича».

В апреле 1921 к отряду присоединилась отошедшая из Сибири повстанческая Народная дивизия хорунжего (затем полковника) Токарева (около 1200 человек). В мае 1921 из-за угрозы окружения красными отряд, возглавляемый А. С. Бакичем, двинулся на восток в Монголию через безводные степи Джунгарии (некоторые историки называют именно эти события Голодным походом). Основным лозунгом Бакича был: «Долой коммунистов, да здравствует власть свободного труда». В программе Бакича говорилось, что внутреннее управление страною должно основываться на широком народоправстве. Выборные земства и городские самоуправления восстанавливаются. До их восстановления должны оставаться на местах и работать советские учреждения и органы, только без коммунистов (партийных)… Признавая необходимым вести беспощадную борьбу с моральным развалом, взяточничеством, спекуляцией и насилиями, установить скорые беспощадные мероприятия по отношению к виновным, в том числе и представителям власти, вплоть до смертной казни, до тех пор, пока жизнь страны не войдёт в норму. У реки Кобук почти безоружный отряд (из 8 тысяч человек боеспособных было не более 600, из которых только треть вооружена) прорвался сквозь заслон красных, дошёл до города Шара-Сумэ и захватил его после трехнедельной осады, потеряв более 1000 человек. В начале сентября 1921 свыше 3 тысяч человек сдались здесь красным, а остальные ушли в Монгольский Алтай. После боёв в конце октября остатки корпуса сдались под Уланкомом «красным» монгольским войскам, в 1922 были выданы в Советскую Россию. Большинство из них были убиты или умерли по дороге, а А. С. Бакич и ещё 5 офицеров (генерал И. И. Смольнин-Терванд, полковники С. Г. Токарев и И. З. Сизухин, штабс-капитан Козьминых и корнет Шегабетдинов) в конце мая 1922 были расстреляны в Новониколаевске.

Награды: Орден Святого Станислава 3-й степени (1906); Орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом (1915); Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами (1915); Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (1915); Георгиевское оружие (1915); Орден Святого Георгия 4-й степени (1916).

А.В. Ганин

Черногорец на русской службе:

ГЕНЕРАЛ БАКИЧ

Москва Русский путь 2004

ББК 63.3(2)6 Г19

ISBN 5- 85887-200-Х

Научный редактор

кандидат исторических наук, доцент О.Р. Айрапетов (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)

Рецензенты

кандидат исторических наук, доцент Е.В. Волков (Южноуральский государственный университет, Челябинск);

кандидат исторических наук, доцент В.Ж. Цветков (Московский педагогический государственный университет)

Книга издана при финансовой поддержке В.Н. Башкина и некоммерческого фонда по увековечению памяти участников Белого движения «Память чести»

А.В. Ганин, 2004

Е.Л. Вельчинский, оформление, 2004 Русский путь, 2004

ВВЕДЕНИЕ

Рассматривая историю как процесс, в котором главную роль играет деятельность личностей, мы имеем полное право видеть в личности единственный фактор истории, по отношению к коему все остальное, что мы охотно представляем себе также действующим в истории, будет иметь значение простых условий.

Н.И. Кареев

Имя одного из вождей Белого движения, черногорца по национальности, генерал-лейтенанта Андрея Степановича Бакича неразрывно связано с эпохой революции и Гражданской войны в России и напоминает нам не только о ярких героических страницах истории Белой борьбы, но и о трагическом периоде исхода остатков белых армий Восточного фронта в изгнание. Несмотря на важную роль Бакича в развитии указанных событий, его жизнь и деятельность в тесной взаимосвязи с переломными моментами отечественной истории до сих пор по-настоящему не изучены. Существующая историография в чем-то даже мешает объективному взгляду на Бакича, направляя исследователя по ложному пути.

С уверенностью можно сказать, что латинская фраза vae victis (горе побежденным) применима и к прижизненной судьбе Бакича, и к тому, что писали о нем после смерти.

В работах советских историков было принято уничижительное отношение к Бакичу, которого один из авторов, И.Е. Молоков, позволил себе назвать не иначе как «этот тупой, с кругозором фельдфебеля авантюрист… За 20 лет, прожитых здесь, он научился носить военный мундир, но не овладел русским языком. Книг не читал, питал к ним отвращение. Генеральские погоны не прибавили ему ума»1. Сподвижнику Бакича, незаурядному руководителю белых партизан генералу Р.П. Степанову, по характеристике того же автора, «и в голову не приходило, что он всего лишь пешка в руках японских, английских и американских империалистов»2. Звучит впечатляюще, но насколько далеко от реальности! Этот же автор пишет, что Бакич не отрицал свою причастность к убийству Дутова3, причем данный факт для него равносилен признанию Бакича в организации убийства, в действительности осуществленного советской разведкой.

Касавшийся биографии Бакича В.К. Шалагинов был гораздо изощреннее в своих суждениях. Советский журналист, близкий к спецслужбам и получивший еще в конце 1960-х - начале 1970-х годов доступ к

4 А.В. Ганин. Черногорец на русской службе: генерал Бакич

материалам следственного дела Бакича, он ставил своей задачей, не навешивая каких-либо ярлыков, создать у читателей впечатление о полной умственной неполноценности Бакича и умелой подтасовкой фактов, порой не имевших ничего общего с действительностью, совершенно дискредитировать генерала4. Лишь в последние годы стали появляться, в том числе и на родине Бакича, серьезные исследования, в которых содержатся более взвешенные оценки его деятельности5. К сожалению, в этих работах Бакичу уделено лишь несколько страниц, а излагаемые факты его биографии часто перемешаны с предположениями.

Помимо этих работ, непосредственно затрагивающих биографию Бакича, мною был привлечен значительный массив как общих, так и специальных исследований, освещающих те события периода 1914- 1922 годов, активным участником которых был Бакич6. Особо мне хотелось бы выделить сохраняющие свое научное значение военно-исторические труды 1920-1940-х годов по истории Первой мировой и Гражданской войн7, авторы которых, проводя, в частности, детальный анализ тех или иных операций Гражданской войны, активно использовали архивные документы белых армий, что не характерно для последующей советской историографии Гражданской войны. При подготовке исследования мною использовались и справочные издания8.

Что касается биографий командного состава белых армий Востока России, то к числу серьезных монографических исследований на современном научном уровне, как в отечественной, так и в зарубежной историографии, можно отнести пока лишь несколько трудов, посвященных Р. Гайде, В.О. Каппелю, А.В. Колчаку, Р.Ф. Унгерну фон Штернбергу и М.В. Ханжину9, хотя некоторые из этих работ и не свободны от ошибок. С Сожалением приходится констатировать, что серьезных работ биографического жанра появляется крайне мало. Представляется справедливым утверждение одного из авторов издававшегося в эмиграции журнала «Часовой»: «Благодаря обилию материалов и воспоминаний, дело Белой борьбы на южном фронте освещено весьма основательно. О нем и его героях, участниках и неудачниках известно достаточно, чтобы иметь ясную, общую картину эпохи и характеристику всех его руководителей. Но о других фронтах борьбы, особенно о Сибирском, в общем сведений недостаточно. Кроме отдельных имен и общего хода событий, мы не имеем о ней ясного и детального понятия. Особенно слабо знакомство наше с выдающимися вождями и с самым характером Уральско-Сибирской обстановки»10.

Кроме того, с момента открытия доступа к архивным коллекциям по истории Белого движения до сих пор не появилось ни одной специальной работы, освещающей историю борьбы в 1919-1920 годах, исхода в Китайский Туркестан (Синьцзян) и дальнейшей судьбы частей Отдельной Оренбургской армии. В какой-то мере восполнить эти пробелы и предназначена данная книга.

Введение

5

В основе моего исследования - прежде всего ранее неизвестные и в подавляющем большинстве до сих пор не введенные в научный оборот архивные документы. Всего для написания работы было привлечено 82 единицы хранения из 32 фондов трех центральных архивов: Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Российского государственного военного архива (РГВА), Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), двух региональных: Государственного архива Оренбургской области (ГАОО), Центра документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО) и одного общественного архива - Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье» (БФРЗ). Кроме того, использовались материалы рукописного собрания Музея археологии и этнографии Челябинского государственного университета (предоставлены Е.В. Волковым), а также домашних архивов В.Н. Башкина (Воронеж), И.А. Гергенредера (Берлин), Е.В. Захарьиной (Оренбург). Из опубликованных источников, как это ни парадоксально, впервые вводятся в научный оборот материалы единственного чудом сохранившегося, благодаря стараниям выдающегося исследователя-эмигрантаИ.И. Серебренникова, экземпляра брошюры И. Еловского «Голодный поход Оренбургской армии» (Пекин, 1921), публикуемой в приложении, а также материалы уникального сборника «Оренбургский казак», изданного в Харбине в 1937 году.

Бакич Андрей Степанович (31.12.1878-17.06.1922) - уроженец Черногории. Образование получил в 8-классной 3 Белградской гимназии короля Александра I (окончил 6 классов). Из Сербии выслан в Константинополь за причастность к покушению на экс-короля Милана Обреновича. Переехал в Россию. В службу вступил 07.02.1900 в 60 Замосцкий пп с зачислением в Одесское пехотное юнкерское училище. Училище окончил по 1 р. (1902). Подпор. (с 05.09.1902 со ст. с 01.09.1902). Пор. (с 20.11.1906 со ст. с 01.09.1906). Шт.-кап. (с 20.11.1910 со ст. с 01.09.1910). Кап. (не позднее 06.1915). Подполк. (не позднее 02.1916). Полк. (Высочайший приказ 17.12.1916 со ст. с 14.12.1915). Ген.-майор («за отличие в делах против неприятеля» - Приказ Верховного правителя и Верховного главнокомандующего 05.04.1919 со ст. с 05.02.1919). Ген.-лейт. (май-июнь 1920). Уч. русско-японской войны в составе Южно-Уссурийского отряда, в боях не участвовал. В 8 Вост.-Сиб. сп (с 14.02.1904), в 41 Вост.-Сиб. сп (с 11.06.1905). Служил батальонным адъютантом, заведующим швальней и квартирмистром. В 8 Вост.-Сиб. сп (09.06.1906). В 5 Сиб. сп (с 16.01.1910). Уволен по болезни (с 07.02.1913) в пешее ополчение по Приморской обл. В отставке (с 12.06.1913). В 1913-1914 работал коммивояжером «Русско-монгольского торгового товарищества» в Монголии. В 1914 г. мобилизован. Служил в 56 Сиб. сп (с 22.09.1914). Уч. в Лодзинской операции (11.1914), ранен в боях у г. Сохачев (01.12.1914). Уч. в боях на р. Равка (01-05.1915). В 53 Сиб. сп (с 23.04.1916). Уч. в боях на Рижском фронте (10-12.1916). Контужен в бою у Скудр-Огле (28.12.1916). Командир 55 Сиб. сп (23.01-11.04.1917, официально - до 30.04.1917). В резерве чинов при штабе Двинского военного округа (с 30.04.1917). Командир 545 Ахтырского пп (09.1917-02.1918). В отставке (с 02.1918). Нач. частей Народной армии Сызранского района (с 15.07.1918). Нач. 2 Сызранской сд (24.07.1918-16.02.1919). Нач. гарнизона Бузулука (с 11.10.1918). Командующий Бузулукской группой ЮЗА (с 20.10.1918). Командир IV Оренб. АК (16.02.1919-06.01.1920). Зачислен в казаки Оренбургского казачьего войска «за личную храбрость и услуги, оказанные войску» (22.02.1919). Уч. в боях за Оренбург (04-05.1919). Зачислен в почетные казаки ст. Магнитной 2-го военного округа Оренбургского казачьего войска (09.06.1919). Во главе корпуса участвовал в боях под зав. Белорецким, Верхнеуральском, ст. Магнитной, Кизильской и др. (07-09.1919). Участвовал в Голодном походе (11-12.1919). Нач. отряда атамана Дутова (с 06.01.1920). Командующий Сев. фронтом Отд. Семиреч. А (с 02.02.1920). Вместе с отрядом перешел 27.03.1920 в Китай у местечка Бахты и был интернирован в лагере на р. Эмиль в районе г. Чугучак. Отрешен А.И. Дутовым от командования отрядом (30.01.1921). Отряд переимен. в отд. Оренб. корпус (04.03.1921). Когда кит. власти по договоренности с Советской Россией открыли границу для прохода частей РККА в Синьцзян и врем. занятия района г. Чугучак с целью ликвидации белых отрядов, 24.05.1921 Б. увел свой отряд из лагеря на восток по степям и пустыням Джунгарии. 02.07 взял с боем г. Шара-Сумэ, 06.07 - г. Бурчум. В конце августа части Б. были атакованы частями 13 Сиб. кавдивизии РККА и отошли в Монголию, в район города Кобдо. В ноябре 1921 Б. попытался вторгнуться в Урянхайский край, но потерпел поражение и в декабре 1921 г. вновь отступил в Монголию, где остатки корпуса сдались в плен монгольским войскам Хатан Батор Максаржава. Решением монгольского народного правительства от 25.01.1922 выдан большевикам. Расстрелян вместе с 5 оф. (ген. И.И. Смольнин-Терванд, полковниками С.Г. Токаревым и И.З. Сизухиным, шт.-кап. В.К. Козьминых и корнетом М.Н. Шегабетдиновым) в Новониколаевске по приговору Сибирского отделения военной коллегии Верховного ревтрибунала. Награды: Св. Стан. 3-й ст. (31.01.1906), темно-бронз. медаль в память русско-японской войны, Св. Анны 3-й ст. м. и б. (28.01.1915), Св. Стан. 2-й ст. м. (19.05.1915), Св. Вл. 4-й ст. м. и б. (28.05.1915), ГО «за то, что, в боях под д. Щавин-Костельный, 3-го, 4-го и 5-го Ноября 1914 г., занимая с командуемым им батальоном левый боевой участок позиции, которому противник угрожал своим охватом, в течение 3-х дней отбивал все настойчивые атаки значительных сил противника и удержал за собой занимаемую батальоном позицию» («за отличия в делах против неприятеля» - за бои 03-05.11.1914; Высочайший приказ 12.06.1915), Г4 за то, что 29-31.05.1915 «будучи на позиции после того как противником были выпущены удушливые газы и пострадали от них большинство офицеров и около половины нижних чинов, и когда на соседнем участке, вследствие натиска противника, осадили и в этот прорыв ринулся противник, то, находясь под ураганным огнем легкой и тяжелой артиллерии противника, и под его ружейным и пулеметным огнем, мужественно и спокойно принял решительные меры для противодействия распространению немцев и тем приостановил их дальнейшее продвижение и выручил свои войска от грозившей им опасности охвата противником» (29.08.1916), «Лента отличия» Оренбургского казачьего войска (12.01.1919). Женат на дочери ген.-майора Ольге Константиновне Данич. Дети: Михаил (16.01.1909-15.11.2002), Владимир (29.03.1911-28.02.1986), Елена (02.12.1912). Фото. Послужной список: РГВИА. Ф. 409. Оп. 1. П/с 281-819 (1914); Ф. 2152. Оп. 2. Д. 246. Л. 160об. (1916). Наградные документы: РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 26988. Л. 74-82 (1916).

Ученикам предстоит изучать такой важный и нужный предмет, как правоведение. Это очень интересная дисциплина, без знания основ которой человек не может считаться гражданином своей страны.

Почему так важно изучать правоведение, и какие аспекты общества можно узнать?

Исходя из названия, становится понятно, что речь пойдет в первую очередь об изучении прав человека. Но не только. В общих чертах, правоведение - это целый сонм наук, которые составляют основу такой деятельности, как юриспруденция.

Основные понятия, применяемые в этой сфере, а также базовые знания о законах, собственно, и изучают школьники на уроках правоведения. Ну а, кроме того, именно благодаря курсу этого предмета, преподаваемому в школах, маленькие граждане нашей страны получают полную информацию о своих правах и обязанностях, о том, какие последствия повлечет за собой нарушение законов.

Зачем и когда была введена в эта дисциплина?

Она стала актуальной и нужной с того момента, как наша страна обозначила себя как государство правовое. Ее значение огромно: эта наука помогает, говоря словами Канта, научиться "различать неправое и правое". Правоведение объясняет особенности политического строя и законодательства. За время прохождения курса этой дисциплины юноши и девушки получают знания в различных отраслях. Прежде всего, они знакомятся с общей теорией права, историей основных понятий юриспруденции.

Затем вкратце изучаются отдельно семейное, уголовное и другие отрасли. Кроме теоретических занятий, для учеников предусмотрено решение конкретных задач по поиску верного решения в ситуации нарушения законодательства. Умение оценивать правильность гражданских поступков человека тоже входит в задачи, которым обучает правоведение. А это очень актуально.

В условиях специфики нашей страны, где законодательство изменяется достаточно часто, нужно учить правоведение. Учебник и тетрадь в изучении этого предмета, конечно же, важны, но главным инструментом в нем выступает действующая Конституция страны и отдельные кодексы законов. Нужно только, чтобы детям знания по правоведению подавались в интересной и по возможности игровой форме, чтобы интерес к изучению законов нашей страны не разбился о сухой и формальный язык терминов и постулатов.

Без знания всей этой информации будущим студентам будет сложно пройти тестирование для поступления в высшие учебные заведения юридического профиля. Так что для будущих адвокатов, нотариусов, юридических консультантов или прокуроров школьное правоведение - это трамплин для получения высшего образования.

Важно знать

Кроме того, не стоит забывать, что этим же термином обозначается и вся будущая таких специалистов. Ведь на латыни правоведение - это и есть юриспруденция. И по большому счету это так, ведь после окончания ВУЗа именно специалисты в этой отрасли могут считаться настоящими знатоками всевозможных законов и прав человека, которые действуют на территории нашей страны, да и за ее пределами, если потребуется.

Тема: Понятие правоведения

    Предмет правоведения.

    Методология правоведения.

    Функции правоведения.

    Общая характеристика правоведения.

Правоведение относится к числу общественных наук, которая представляет собой совокупность знаний о процессах и закономерностях права, правового сознания, юридических отношений.

Правоведение изучает процесс возникновения права как социального явления, ищет ответы на вопросы о том, когда право возникло, какие причины вызвали его появление, какие стадии право прошло в своем развитии и почему, под влиянием каких социальных процессов происходило его развитие. Правоведение уделяет внимание полному и всестороннему анализу современного состояния права в странах с различным общественно-политическим строем, стремится предсказать пути дальнейшего совершенствования, развития государственно-правовых явлений.

Правоведение характеризуется следующими чертами :

    научные знания о праве существует в системе, в комплексе. Они последовательно и всесторонне раскрывают все связи, стороны, отношения, свойства правовых явлений;

    задачи научного познания в сфере права сводятся к выявлению закономерностей процессов государственно-правовых явлений, движущих сил их изменения и развития. Такой уровень знаний существует в форме понятий, категорий, юридических принципов и научных закономерностей;

    правоведение представляет собой систему достоверного, объективного знания о праве. В нем отсутствуют какие-либо домыслы, мифы. Знание основывается на существующих или ранее существовавших в обществе правовых явлений, обосновывается теориями о праве и проверяется общественно-исторической практикой.

Воплощаясь в действующем законодательстве, в деятельности государственных органов, научных знаний о праве подтверждаются или опровергаются практикой, и лишь положения, выдержавшие проверку практикой, становятся неотъемлемой частью правовой науки, используются для решения научных и практических задач.

Таким образом, правовая наука – это система полных и всесторонних знаний о праве, в основе которой лежит совокупность понятий, категорий и научных законов, отражающих закономерности возникновения, развития и функционирования данного явления.

Правоведение относится к числу древнейших наук. Первые системные знания о праве были изложены в работах мыслителей Древней Греции – Платона (427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Наиболее интенсивно юридическая наука начинает развиваться в 17 в. в эпоху разложения феодализма начала буржуазных политических революций, в связи с потребностью буржуазии и в разработке принципов борьбы с феодальными порядками и феодальным государством и правом.

Значительный этап в истории правовой науки связан с именами К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, разработавших учение о праве с материалистических, классовых позиций.

Современное правоведение является весьма сложным комплексом юридических наук , подразделяется на 4 группы :

1- Общетеоретические и исторические науки – теория права, история государства и права – науки, исследующие общие и специфические закономерности, причины возникновения права, этапы его развития, характеризующие право в современный период и пути его дальнейшего развития. В эту группу входит также история политических и правовых учений, раскрывающая закономерности развития права, формирования научных представлений о праве на различных этапах истории человеческого общества.

2- Отраслевые юридические науки – раскрывают закономерности развития какой-либо отдельной отрасли права (государственного, гражданского, уголовного, административного и других). Это наиболее многочисленная группа юридических наук.

3- Науки, изучающие международное право – международное публичное и международное частное право.

4- Комплексные юридические науки – используют положения, выводы неюридических наук для решения правовых проблем. Это криминалистика, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия.

    Предмет правоведения.

Каждая наука исследует определенную совокупность объективных закономерностей или, иначе говоря, имеет свой предмет.

Правоведение включает в себя :

1 - сущность и закономерности права, основные компоненты права – правосознание, правоотношения, юридическая ответственность и другие,

2 - закономерные связи права с государством, политикой, экономикой,

3 - закономерности познания права.

В сфере общей теории права раскрываются:

Сущность права

Понятие правосознания

Правоотношения

Система права

Правонарушения и юридическая ответственность

Правотворчество

Правореализация и др.

3. Методология правоведения.

Метод представляет собой совокупность правил, требований, которые обеспечивают достижение поставленной цели.

Метод правоведения – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективно-истинных знаний о сущности и закономерностях правовых явлений.

Методологический арсенал правоведения сложен и включает в себя разные по степени общности и познавательным задачам приемы:

      всеобщий философский метод . Всеобщность выражает в том, что он используется во всех конкретных науках, на всех стадиях познания; Содержание философского метода составляют всеобщие принципы познания (объективность, всесторонность познания, исторический подход).

      общие методы – анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному. Они используются во всех конкретных науках, однако сфера их применения ограничивается решением определенных познавательных задач;

      специальные методы – статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, разработанные конкретными науками и используемые для познания правовых явлений;

      частные методы правовой науки. К их числу относят методы толкования права, сравнительно-правовые методы, социально-психологические, сравнительно-правовые и другие.

4. Функции правоведения.

Правоведение как совокупность наиболее общих знаний о праве, закономерностях его возникновения и развития имеет важное познавательное и практическое значение, которое наиболее полно раскрывается в ее 5 функциях:

1- Теоретическая функция выражается в ее способности описывать и объяснят существующую юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы, а также предсказывать будущее развитие права, юридической науки и практики.

2- Методологическая функция оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета правоведения. Представители конкретных юридических наук используют в своих исследованиях положения правоведения.

3- Идеологическая функция связана с формированием совокупности взглядов и идей, относительно действующих в обществе порядков, законодательства, а также путей дальнейшего совершенствования, изменения правовой системы, юридических учреждений и правоохранительных органов. Общество вырабатывает и формирует идеи, предложения о том, каким образом можно и нужно усовершенствовать действующее законодательство либо улучшить деятельность юридических учреждений. Предлагаются меры по укреплению законности и правопорядка в стране, по закреплению в действующем законодательстве прав и свобод личности, признанных нормами международного права и др. При этом одни и те же положения и выводы, проходя через оценки и интересы разных социальных групп, могут порождать различные, порой диаметрально противоположные взгляды и идеи.

4- Воспитательная функция реализуется в том, что правоведение знакомит студентов с исходными понятиями правовой науки, обучает их приемам юридической техники, толкования права, основам использования научных методов в познании права. Правоведение способствует повышению уровня правовой культуры населения.

5- Практически-организационная функция реализуется в том, что обобщается передовой законотворческий опыт, развиваются методы толкования права, обеспечивается правильное и всестороннее уяснение содержания норм права, выявляются социальные и правовые явления, препятствующие реализации норм права; вносятся предложения по систематизации законодательства с учетом потребностей юридической практики.

Таким образом, все функции правоведения обеспечивают его превращение в теоретическую и методологическую базу для решения актуальных правовых задач в сфере науки и практики.