Право социальное обеспечение по старости. Социальное обеспечение по возрасту. Смотреть что такое "социальное обеспечение" в других словарях
В структуре научного познания выделяются два уровня: эмпирический и теоретический. Эти два уровня следует отличать от двух ступеней познавательного процесса в целом – чувственной и рациональной. Чувственное познание близко, но не тождественно эмпирическому, рациональное отличается от теоретического.
Чувственное и рациональное – формы человеческого познания вообще, как научного, так и обыденного; эмпирическое и теоретическое знание характерно именно для науки. Эмпирическое знание не сводится к чувственному, оно включает моменты осмысления, понимания, интерпретации данных наблюдения и формирования особого типа знания – научного факта. Последний представляет собой взаимодействие чувственного и рационального знания.
В теоретическом знании доминируют формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения), но используются и наглядные модельные представления типа идеального шара, абсолютно твердого тела. Теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты. Таким образом, на обоих уровнях познания функционируют и чувства, и разум.
Различие эмпирического и теоретического уровней научного познания происходит по следующим основаниям (табл. 2):
Уровень отражения действительности,
Характер предмета исследования,
Применяемые методы изучения,
Формы познания,
Языковые средства.
Таблица 2
Различие эмпирического и теоретического уровней познания
Уровни научного познания | Уровень отражения | Предмет изучения | Методы научного познания | Формы научного познания | Язык |
Эмпри-ческий | Явление | Эмпрический объект | Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент | Научный факт | Естественный |
Переход | - | - | Обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция | Научная проблема, научная гипотеза, эмпирический закон | - |
Теоретический | Сущность | Теоретический идеальный объект | Идеализация, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, мысленный эксперимент | Научная теория | Математический |
Эмпирическое и теоретическое исследование направлено на познание одной и той же объективной реальности, но её видение, отражение в знании происходит по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение внешних связей и сторон объектов, явлений и зависимостей между ними. В результате этого исследования выясняются эмпирические зависимости. Они являются результатом индуктивного обобщения опыта и представляют собой вероятностно-истинное знание. Таким является, например, закон Бойля-Мариотта, описывающий корреляцию между давлением и объёмом газа: РV= соnst, где Р – давление газа, V – его объем. Вначале он был открыт Р. Бойлем как индуктивное обобщение опытных данных, когда в эксперименте была обнаружена зависимость между объемом сжимаего под давлением газа и величиной этого давления.
На теоретическом уровне познания происходит выделение внутренних, существенных связей объекта, которые фиксируются в законах. Сколько бы мы ни проделывали опытов и не обобщали их данные, простое индуктивное обобщение не ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного обобщения фактов. Эйнштейн считал этот вывод одним из важных гносеологических уроков развития физики XX века. Теоретический закон – это всегда знание достоверное.
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. И в этом взаимодействии познается природа объектов, их свойства и особенности. Проверяется истинность эмпирического знания путем прямого обращения к опыту, к практике. При этом объекты эмпирического познания следует отличать от объектов реальности, которые обладают бесконечным числом признаков. Эмпирические объекты – это абстракции, обладающие фиксированным и ограниченным набором признаков.
В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. Они изучаются только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Изучаются здесь теоретические идеальные объекты, которые называются идеализированными объектами, абстрактными объектами или конструктами. Их примерами могут служить материальная точка, идеальный товар, абсолютно твердое тело, идеальный газ и др. Например, материальную точку определяют как тело лишенное размера, но сосредоточивающее в себе всю массу тела. Таких тел в природе нет, они конструируются мышлением для выявления существенных сторон изучаемого объекта. Проверка теоретического знания путём обращения к опыту невозможна, и потому оно связывается с практикой посредством эмпирической интерпретации.
Уровни научного познания различаются и по функциям: на эмпирическом уровне происходит описание действительности, на теоретическом –объяснение и предсказание.
Эмпирический и теоретический уровни различаются по используемым методам и формам познания. Изучение эмпирических объектов осуществляется с помощью наблюдения, сравнения, измерения и эксперимента. Средствами эмпирического исследования являются приборы, установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.
На теоретическом уровне отсутствуют средства материального, практического взаимодействия с изучаемым объектом. Здесь применяются особые методы: идеализация, формализация, мысленный эксперимент, аксиоматический, восхождение от абстрактного к конкретному.
Результаты эмпирического исследования выражаются на естественном языке с добавлением специальных понятий в форме научных фактов. В них фиксируется объективная, достоверная информация об изучаемых объектах.
Результаты теоретического исследования выражаются в форме закона и теории. Для этого создаются специальные языковые системы, в которых понятия науки формализованы и математизированы.
Специфичностью теоретического познания являются его рефлексивность, направленность на себя, исследование самого процесса познания, его методов, форм, понятийного аппарата. В эмпирическом познании такого рода исследования, как правило, не ведутся.
В реальном познании действительности эмпирическое и теоретическое знание всегда взаимодействуют как две противоположности. Данные опыта, возникая независимо от теории, рано или поздно охватываются теорией и становятся знаниями, выводами из неё.
С другой стороны, научные теории, возникая на своей особой теоретической основе, строятся относительно самостоятельно, вне жесткой и однозначной зависимости от эмпирических знаний, но подчиняются им, представляя в конечном счете обобщение данных опыта.
Нарушение единства эмпирического и теоретического знания, абсолютизация какого-либо из этих уровней ведет к ошибочным односторонним выводам – эмпиризму или схоластическому теоретизированию. Примерами последнего являются концепция построения коммунизма в СССР в 1980 году, теория развитого социализма, антигенетическое учение Лысенко. Эмпиризм абсолютизирует роль фактов и недооценивает роль мышления, отрицает его активную роль и относительную самостоятельность. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание.
Методы научного познания
Рассмотрим сущность общенаучных методов познания. Эти методы возникают в лоне одной науки, а затем используются в ряде других. К таким методам относятся математические методы, эксперимент, моделирование. Общенаучные методы разделяются на применяемые на эмпирическом уровне познания и на теоретическом уровне. К методам эмпирического исследования относят наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
Наблюдение – систематическое целенаправленное восприятие явлений действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и их отношениях. Наблюдение – это активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это, конечно, не значит, что мышление человека исключается из этого процесса. Наблюдатель сознательно ищет объекты, руководствуясь определенной идеей, гипотезой или прежним опытом. Результаты наблюдения всегда требуют определённой интерпретации в свете существующих теоретических положений. Интерпретация данных наблюдения дает возможность ученому отделять существенные факты от несущественных, замечать то, что неспециалист может оставить без внимания. Поэтому в настоящее время в науке редко бывает, чтобы открытия делались неспециалистами.
Эйнштейн в разговоре с Гейзенбергом отмечал, что возможность наблюдать данное явление или нет, зависит от теории. Именно теория должна установить, что можно наблюдать, а что нельзя.
Прогресс наблюдения как метод научного познания неотделим от прогресса средств наблюдения (например телескоп, микроскоп, спектроскоп, радиолокатор). Приборы не только усиливают мощь органов чувств, но и дают нам как бы дополнительные органы восприятия. Так, приборы позволяют «видеть» электрическое поле.
Для того чтобы наблюдение было эффективным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:
Преднамеренность или целенаправленность,
Планомерность,
Активность,
Систематичность.
Наблюдение может быть непосредственным, когда объект воздействует на органы чувств исследователя, и опосредованным, когда субъект использует технические средства, приборы. В последнем случае об исследуемых объектах ученые делают заключение через восприятие результатов взаимодействия ненаблюдаемых объектов с наблюдаемыми объектами. Такое заключение основывается на определенной теории, устанавливающей определенное отношение между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами.
Необходимой стороной наблюдения является описание. Оно представляет собой фиксацию результатов наблюдения с помощью понятий, знаков, схем, графиков. Основные требования, которые предъявляются к научному описанию, направлены на то, чтобы оно было возможно более полным, точным и объективным. Описание должно давать достоверную и адекватную картину самого объекта, точно отображать изучаемое явление. Важно, чтобы понятия, используемые для описания, имели четкий и однозначный смысл. Описание делится на два вида: качественное и количественное. Качественное описание предполагает фиксацию свойств изучаемого объекта, оно дает самое общее знание о нем. Количественное описание предполагает использование математики и числовую характеристику свойств, сторон и связей изучаемого объекта.
В научном исследовании наблюдение осуществляет две основные функции: обеспечение эмпирической информацией об объекте и проверку гипотез и теорий науки. Нередко наблюдение может играть и важную эвристическую роль, способствуя выдвижению новых идей.
Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще нескольким объектам, а это ведет к познанию закона. Сравниваться должны лишь те объекты, между которыми может существовать объективная общность. Кроме того, сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам. Сравнение лежит в основе умозаключений по аналогии, которые играют большую роль: свойства известных нам явлений могут быть распространены на неизвестные явления, имеющие между собой нечто общее.
Сравнение является не только элементарной операцией, применяемой в определённой области знания. В некоторых науках сравнение выросло до уровня основного метода. Например сравнительная анатомия, сравнительная эмбриология. Это указывает на все возрастающую роль сравнения в процессе научного познания.
Измерение исторически как метод развилось из операции сравнения, но в отличии от него является более мощным и универсальным познавательным средством.
Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством сравнения с величиной, принятой за единицу измерения. Для того, чтобы измерить, необходимо наличие объекта измерения, единицы измерения, измерительного прибора, определенного метода измерения, наблюдателя.
Измерения бывают прямые и косвенные. При прямом измерении результат получается непосредственно из самого этого процесса. При косвенном измерении искомая величина определяется математическим путём на основе знания других величин, получаемых прямым измерением. Например определение массы звезд, измерения в микромире. Измерение позволяет находить и формулировать эмпирические законы и в некоторых случаях служит источником формулирования научных теорий. В частности, измерения атомных весов элементов явилось одной из предпосылок создания периодической системы Д.И. Менделеева, представляющей собой теорию свойств химических элементов. Знаменитые измерения Май-кельсоном скорости света впоследствии привели к коренной ломке устоявшихся в физике представлений.
Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность. Последняя зависит от качества и усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом от имеющихся измерительных приборов. Поэтому главными путями повышения точности измерения являются:
Совершенствование качества измерительных приборов, действующих
на основе некоторых утвердившихся принципов,
Создание приборов, действующих на основе новых принципов.
Измерение является одной из важнейших предпосылок применения в науке математических методов.
Чаще всего измерение представляет собой элементарный метод, который входит в качестве составной части в эксперимент.
Эксперимент – наиболее важный и сложный метод эмпирического познания. Под экспериментом понимается такой метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него путём создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств данного объекта.
Эксперимент предполагает использование наблюдения, сравнения и измерения как более элементарных методов исследования. Главная особенность эксперимента во вмешательстве экспериментатора в течение естественных процессов, которое обусловливает активный характер данного метода познания.
Какие же преимущества вытекают из специфических особенностей эксперимента по сравнению с наблюдением?
В процессе эксперимента становится возможным изучение данного
явления в «чистом виде», т. е. исключаются различные побочные факторы,
затемняющие суть основного процесса.
Эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях (при сверхнизких или сверхвысоких
температурах, при высочайшем давлении). Это может привести к неожиданным эффектам, в результате чего обнаруживаются новые свойства объектов. Таким методом были, например, открыты свойства сверхтекучести и
сверхпроводимости.
Важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость, причем условия его можно планомерно изменять.
Классификация экспериментов проводится по различным основаниям.
В зависимости от целей, можно выделить несколько видов эксперимента:
- исследовательский
– проводится в целях обнаружения у объекта не
известных ранее свойств (классический пример – опыты Резерфорда по
рассеянию a-частиц, в результате которых была установлена планетарная
структура атома);
- проверочный – проводится для проверки тех или иных утверждений науки (примером проверочного эксперимента может служить проверка гипотезы о существовании планеты Нептун);
- измерительный – проводится для получения точных значений тех или иных свойств объектов (например опытные плавки металлов, сплавов; опыты по исследованию прочности конструкций).
По характеру исследуемого объекта различаются физические, химические, биологические, психологические, социальные эксперименты.
По методу и результатам исследования эксперименты можно разделить на качественные и количественные. Первые из них скорее носят исследовательский, поисковый характер, вторые обеспечивают точное измерение всех существенных факторов, влияющих на ход изучаемого процесса.
Эксперимент любого вида может осуществляться как непосредственно с интересующим объектом, так и с его заместителем – моделью. Соответственно эксперименты бывают натурные и модельные. Модельные используются в тех случаях когда эксперимент невозможен или нецелесообразен.
Наибольшее применение эксперимент получил в естествознании. Современная наука начиналась с экспериментов Г. Галилея. Однако в настоящее время все большее развитие он получает и в изучении общественных процессов. Такое распространение эксперимента во все большее число отраслей научного знания говорит о возрастающей важности этого метода исследования. С его помощью решаются задачи по получению значений свойств тех или иных объектов, проводится опытная проверка гипотез и теорий, велико и эвристическое значение эксперимента в нахождении новых сторон изучаемых явлений. Эффективность эксперимента возрастает и в связи с прогрессом экспериментальной техники. Отмечается и такая особенность: чем больше используется в науке эксперимент, тем быстрее она развивается. Не случайно учебники экспериментальных наук стареют много быстрее, чем наук описательных.
Наука не ограничивается эмпирическим уровнем исследования, она идет дальше, раскрывая сущностные связи и отношения в исследуемом объекте, которые, оформляясь в законе, познанном человеком, приобретают определенную теоретическую форму.
На теоретическом уровне познания используются иные средства и методы познания. К методам теоретического исследования относятся: идеализация, формализация, метод восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматический, мысленный эксперимент.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному . Понятие «абстрактное» употребляется в основном для характеристики человеческого знания. Под абстрактным понимается одностороннее, неполное знание, когда выделены только те свойства, которые интересуют исследователя.
Понятие «конкретное» в философии может употребляться в двух смыслах: а) «конкретное» – сама действительность, взятая во всем многообразии свойств, связей и отношений; б) «конкретное» – обозначение многогранного, всестороннего знания об объекте. Конкретное в этом смысле выступает как противоположность абстрактному знанию, т.е. знанию, бедному по содержанию, одностороннему.
В чем сущность метода восхождения от абстрактного к конкретному? Восхождение от абстрактного к конкретному есть всеобщая форма движения познания. Согласно этому методу процесс познания разбивается на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе осуществляется переход от чувственно-конкретного к его абстрактным определениям. Сам объект в процессе этой операции как бы «испаряется», превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.
Второй этап процесса познания и есть собственно восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в том, что мысль движется от абстрактных определений объекта к всестороннему, многогранному знанию об объекте, к конкретному в познании. Следует отметить, что это две стороны одного процесса, которые обладают лишь относительной самостоятельностью.
Идеализация – мысленное конструирование объектов, которые не существуют в действительности. К таким идеальным объектам относятся, например, абсолютно черное тело, материальная точка, точечный электрический заряд. Процесс конструирования идеального объекта обязательно предполагает абстрагирующую деятельность сознания. Так, говоря об абсолютно черном теле, мы абстрагируемся от того факта, что все реальные тела обладают способностью отражать падающий на них свет. Для формирования идеальных объектов большое значение имеют и другие мыслительные операции. Это связано с тем, что при создании идеальных объектов мы должны достигнуть следующих целей:
Лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств;
- мысленно наделить эти объекты определенными нереальными свойствами. Для этого необходим мысленный переход к предельному случаю в развитии какого-либо свойства и отбрасывание некоторых реальных свойств объектов.
Идеальные объекты играют в науке большую роль, они позволяют значительно упростить сложные системы, благодаря чему возникает возможность применять к ним математические методы исследования. Более того, наука знает немало примеров, когда исследование идеальных объектов привело к выдающимся открытиям (открытие Галилеем принципа инерции). Любая идеализация правомерна лишь в определенных пределах, она служит для научного решения только определенных проблем. Иначе применение идеализации может привести к некоторым заблуждениям. Только с учетом этого можно правильно оценить роль идеализации в познании.
Формализация – метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме и исследование логической структуры теории. Достоинство формализации заключается в следующем:
Обеспечение полноты обозрения определённой области проблем, обобщенность подхода к их решению. Создаётся общий алгоритм решения проблем, например вычисления площадей различных фигур с помощью интегрального исчисления;
Использование специальной символики, введение которой обеспечивает краткость и четкость фиксации знания;
Приписывание отдельным символам или их системам определенных значений, что позволяет избежать многозначности терминов, которая свойственна естественным языкам. Поэтому при оперировании с формализованными системами рассуждения отличаются четкостью и строгостью, а выводы доказательностью;
Возможность формировать знаковые модели объектов и заменять изучение реальных вещей и процессов изучением этих моделей. Этим достигается упрощение познавательных задач. У искусственных языков существует относительно большая независимость, самостоятельность знаковой формы по отношению к содержанию, поэтому в процессе формализации возможно временно отвлечься от содержания модели и исследовать лишь формальную сторону. Такое отвлечение от содержания может привести к парадоксальным, но поистине гениальным открытиям. Например, с помощью формализации было предсказано существование позитрона П. Дираком.
Аксиоматизация нашла широкое применение в математике и математизированных науках.
Под аксиоматическим методом построения теорий понимается такая их организация, когда ряд утверждений вводится без доказательства, а все остальные выводятся из них по определенным логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами или постулатами. Впервые этот метод был применен для построения элементарной геометрии Евклидом, затем он получил применение в различных науках.
К аксиоматически построенной системе знания предъявляется ряд требований. Согласно требованию непротиворечивости в системе аксиом не должны быть выводимы одновременно какое-либо предложение и его отрицание. Согласно требованию полноты любое предложение, которое можно сформулировать в данной системе аксиом, можно в ней доказать или опровергнуть. Согласно требованию независимости аксиом любая из них не должна быть выводима из других аксиом.
В чем достоинства аксиоматического метода? Прежде всего аксиоматизация науки требует точного определения используемых понятий и соблюдения строгости выводов. В эмпирическом знании то и другое не достигнуто, в силу чего применение аксиоматического метода требует прогресса данной области знаний в этом отношении. Кроме того, аксиоматизация упорядочивает знание, исключает из него ненужные элементы, устраняет двусмысленности и противоречия. Иначе говоря, аксиоматизация рационализирует организацию научного знания.
В настоящее время делаются попытки применения этого метода в нематематизированных науках: биологии, лингвистике, геологии.
Мысленный эксперимент осуществляется не с материальными объектами, а с идеальными копиями. Мысленный эксперимент выступает как идеальная форма реального эксперимента и может привести к важным открытиям. Именно мысленный эксперимент позволил Галилею открыть физический принцип инерции, легший в основу всей классической механики. Этот принцип не мог быть открыт ни в каком эксперименте с реальными объектами, в реально существующих средах.
К методам, применяемым как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях исследования, относятся обобщение, абстрагирование, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, исторический и логический методы, математические методы.
Абстрагирование носит в умственной деятельности наиболее универсальный характер. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей и одновременном выделении одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого предмета. Процесс абстрагирования имеет двухступенчатый характер: отделение существенного, выявления наиболее важного; реализация возможности абстрагирования, т. е. собственно акт абстракции или отвлечения.
Результатом абстрагирования является образование различного рода абстракций – как отдельно взятых понятий, так и их систем. Следует отметить, что этот метод входит составной частью во все другие методы, более сложные по структуре.
Когда мы абстрагируем некоторое свойство или отношения ряда объектов, то тем самым создаём основу для их объединения в единый класс. По отношению к индивидуальным признакам каждого из объектов, входящих в данный класс, объединяющий их признак выступает как общий.
Обобщение – метод, приём познания, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению. Например, такие понятия, как «сосна», «лиственница», «ель» являются первичными обобщениями, от которых можно перейти к более общему понятию «хвойное дерево». Затем можно перейти к таким понятиям, как «дерево», «растение», «живой организм».
Анализ – метод познания, содержанием которого является совокупность приемов расчленения предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения.
Синтез – метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое.
Эти методы взаимно дополняют, обусловливают и сопровождают друг друга. Чтобы стал возможным анализ вещи, она должна быть зафиксирована как целое, для чего необходимо ее синтетическое восприятие. И наоборот, последнее предполагает ее последующее расчленение.
Анализ и синтез являются наиболее элементарными методами познания, которые лежат в самом фундаменте человеческого мышления. Вместе с тем они являются и наиболее универсальными приемами, характерными для всех его уровней и форм.
Возможность анализа объекта в принципе безгранична, что логически следует из положения о неисчерпаемости материи. Однако всегда осуществляется выбор элементарных составляющих объекта, определяемый целью исследования.
Анализ и синтез тесно взаимосвязаны с другими методами познания: экспериментом, моделированием, индукцией, дедукцией.
Индукция и дедукция . Разделение этих методов основано на выделении двух типов умозаключений: дедуктивного и индуктивного. При дедуктивном умозаключении делается вывод о некотором элементе множества на основании знания общих свойств всего множества.
Все рыбы дышат жабрами.
Окунь – рыба
__________________________
Следовательно, окунь дышит жабрами.
Одной из посылок дедукции обязательно является общее суждение. Здесь наблюдается движение мысли от общего к частному. Такое движение мысли очень часто применяется в научном исследозании. Так, Максвелл из нескольких уравнений, выражающих наиболее общие законы электродинамики, последовательно развернул полную теорию электромагнитного поля.
Особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает новая научная гипотеза. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теоретической системы. Созданное таким путем знание определяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет построение новых индуктивных обобщений.
Следовательно, содержанием дедукции как метода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений.
Индукция – умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом. Индукция как метод познания – совокупность познавательных операций, в результате которых осуществляется движение мысли от менее общих положений к более общим. Таким образом, индукция и дедукция прямо противоположные направленности хода мысли. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности. Обнаруживая сходные черты у многих предметов определенного класса, мы делаем вывод о присущности этих черт всем предметам данного класса.
Выделяют следующие виды индукции:
- полная индукция,
в которой общий вывод о классе предметов делается на основании изучения всех предметов класса. Полная индукция даёт
достоверные выводы и может использоваться в качестве доказательства;
- неполная индукция,
в которой общий вывод получается из посылок,
не охватывающих всех предметов класса. Различают три вида неполной
индукции:
Индукция через простое перечисление или популярная индукция, в которой общий вывод о классе предметов делается на том основании, что среди наблюдаемых фактов не встретилось ни одного, противоречащего обобщению;
Индукция через отбор фактов, осуществляется путём отбора их из общей массы по определённому принципу, уменьшающему вероятность случайных совпадений;
Научная индукция, в которой общий вывод о всех предметах класса
делается на основании знания необходимых признаков или причинных
связей части предметов класса. Научная индукция может давать не только
вероятные, но и достоверные выводы.
Методами научной индукции могут быть установлены причинные связи. Выделяются следующие каноны индукции (правила индуктивного исследования Бэкона-Милля):
Метод единственного сходства: если два или более случаев исследуемого явления имеют общим лишь одно обстоятельство, а все остальные
обстоятельства различны, то это единственное сходное обстоятельство и
есть причина данного явления;
Метод единственного различия: если случаи, при которых явление
наступает или не наступает, различаются только в одном предшествующем обстоятельстве, а все другие обстоятельства тождественны, то это обстоятельство и есть причина данного явления;
Соединённый метод сходства и различия, представляющий собой
комбинацию двух первых методов;
Метод сопутствующих изменений: если изменение одного обстоятельства всегда вызывает изменение другого, то первое обстоятельство
есть причина второго;
Метод остатков: если известно, что причиной исследуемого явления
не служат необходимые для него обстоятельства, кроме одного, то это одно обстоятельство и есть причина данного явления.
Привлекательность индукции состоит в тесной связи ее с фактами, с практикой. Она играет большую роль в научном исследовании – в выдвижении гипотез, в открытии эмпирических законов, в процессе введения в науку новых понятий. Отмечая роль индукции в науке, Луи де Бройль писал: «Индукция, поскольку она стремится избежать уже проторенных путей, поскольку она неустранимо пытается раздвинуть уже существующие границы мысли, является истинным источником действительно научного прогресса» 1 .
Но индукция не может приводить к универсальным суждениям, в которых выражаются закономерности. Индуктивные обобщения не могут осуществить переход от эмпирии к теории. Поэтому абсолютизировать роль индукции, как это делал Бэкон, в ущерб дедукции было бы неверно. Ф. Энгельс писал, что дедукция и индукция связаны между собой столь же необходимым образом, как анализ и синтез. Только во взаимной связи каждый из них может в полной мере проявить свои достоинства. Дедукция является основным методом в математике, в теоретически развитых науках, в эмпирических науках преобладают индуктивные выводы.
Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны между собой. Они применяются при исследовании сложных развивающихся объектов. Сущность исторического метода состоит в том, что история развития изучаемого объекта воспроизводится во всей многогранности, с учётом всех законов и случайностей. Применяется он прежде всего для исследования человеческой истории, но большую роль играет и в познании развития неживой и живой природы.
История объекта реконструируется логическим путем на основании изучения тех или иных следов прошлого, остатков прошлых эпох, запечатленных в материальных образованиях (природных или созданных человеком). Для исторического исследования характерна хронологическая после
________________
1 Бройль Л. По тропам науки. М., С. 178.
довательность рассмотрения материала, анализ этапов развития объектов исследования. С помощью исторического метода прослеживается вся эволюция объекта от его зарождения и до современного состояния, исследуются генетические отношения развивающегося объекта, выясняются движущия силы и условия развития объекта.
Содержание исторического метода раскрывается структурой исследования: 1) изучение «следов прошлого» как результатов исторических процессов; 2) сопоставление их с результатами современных процессов; 3) воссоздание событий прошлого в их пространственно-временных отношениях на основе интерпретации «следов прошлого» с помощью знания о современных процессах; 4) выделение основных этапов развития и причин перехода от одной стадии развития к другой.
Логический метод исследования – это воспроизведение в мышлении развивающегося объекта в форме исторической теории. При логическом исследовании отвлекаются от всех исторических случайностей, воспроизводя историю в общем виде, освобождённую от всего несущественного. Принцип единства исторического и логического требует, чтобы логика мысли следовала за историческим процессом. Это не значит, что мысль пассивна, наоборот, активность ее состоит в вычленении из истории существенного, самой сути исторического процесса. Можно сказать, что исторический и логический методы познания не только отличны, но и в значительной мере совпадают. Не случайно Ф. Энгельс отмечал, что логический метод есть, в сущности, тот же исторический, но освобожденный от исторической формы. Они взаимно дополняют друг друга.
Это распределение материальных благ, которые направлены государством на обеспечение жизненно необходимых условий нуждающимся людям, то есть это - различные формы помощи государства своим гражданам. Право социального обеспечения - это отдельная отрасль законодательства, которая представляет совокупность норм, регулирующих пенсионные и другие отношения, касающиеся нетрудоспособных граждан, их материальное обеспечение и социальное обслуживание.
Право социального обеспечения и отношения
1. Пенсионные отношения, которые возникают между гражданами и органами социального обеспечения в связи с получением пенсий.
Для того чтобы эти отношения возникли гражданам необходимо иметь:
. достаточный возраст;
. стаж работы или выслугу лет;
. инвалидность и др.
2. Отношения, связанные с выплатой пособий семьям, имеющим детей, или людям с временной нетрудоспособностью.
3. Предоставление льгот, социальных услуг некоторым категориям граждан, выплата компенсаций. К ним можно отнести ветеранов, инвалидов, многодетные семьи и др.
4. Процедурные отношения возникают при назначении каких-либо социальных выплат.
5. Если возникают споры при получении пособий, пенсий и льгот, то возникают процессуальные отношения.
Гарантии
1. Право социального обеспечения гарантируют органы управления или специальные учреждения.
2. Осуществление дополнительного социального обеспечения за счет негосударственных фондов.
3. Существуют два субъекта отношений социального обеспечения. С одной стороны - гражданин или семья, с другой - органы, которые этим занимаются.
Социальное обеспечение и его принципы
1. Право социального обеспечения осуществляет все выплаты за счет государственного бюджета и социального страхования.
2. Доступность всем нуждающимся в нем.
3. Многообразие видов.
Виды социального обеспечения: пенсия
Пенсия - это выплата, которая производится из пенсионного фонда. Цель пенсии - материально обеспечить граждан, нетрудоспособных или достигших определенного возраста, предоставить им единственные или основные средства к существованию. Для этого государство осуществляет денежные выплаты гражданам, которых называют пенсионерами. К ним относятся лица, которые признаны нетрудоспособными, и люди определенного возраста. Также к пенсионерам относят нетрудоспособных по медицинским критериям, которым присвоили инвалидность. К этой категории причисляют и людей, которые ухаживают за инвалидами первой группы или за ребенком-инвалидом, стариками и т. д. Начислением и выплатой пенсий занимаются предназначенные для этого органы. Выплаты производятся из определенного пенсионного фонда.
Социальное обслуживание
Пенсии иногда сопровождаются социальным обслуживанием. Это предоставление бесплатных услуг за счет общества. Целью является оказание нуждающимся дополнительной помощи бытового характера. Это - трудовая реабилитация, трудоустройство инвалидов, содержание в домах-интернатах. К социальному обслуживанию относятся услуги содержания детей в детсадах, некоторые услуги здравоохранения и др.
Пособия
Пособия - это социальное обеспечение, различающееся по источнику выплат, цели, субъектам.
Пособия бывают:
Трудовые. Дают полное или частичное возмещение прежнего заработка.
Данные пособия получают граждане, которые состоят в трудовых отношениях с предприятием и утратили заработную плату временно по нетрудоспособности. Сюда же можно отнести пособия по беременности и родам. В период нетрудоспособности лицо, не работая на предприятии, получает от него денежное содержание. Это содержание выплачивается из средств социального страхования.
Социальные пособия. Цель данных пособий - предоставление средств, необходимых для существования. Они выплачиваются в определенной сумме, установленной законодательством. Для инвалидов первой и второй группы данные пособия определяются минимальной трудовой пенсией. Для других лиц размер социальных пособий обеспечивает незначительные, но необходимые потребности. Социальные пособия выражают заботу общества о лицах, которые остались без средств к существованию. Это проявление гуманизма общества.
Семейные пособия. Семья является субъектом их получения. Назначение семейного пособия - оказать государственную материальную помощь семьям, которые несут дополнительные расходы, направленные на содержание несовершеннолетних детей. Семейные пособия выплачиваются как дополнительная помощь, независимо от того, получает ли семья другие доходы из государственного бюджета. Размер определяется по сумме минимальной заработной платы, которая установлена действующим законодательством. Семейными пособиями являются пособие по рождению ребенка, по уходу за малолетними детьми, детям из малообеспеченных семей, одиноким матерям, пенсии на детей-инвалидов и т. д.
Льготы
Общество для облегчения материального положения некоторых категорий лиц предоставляет им льготы. К последним относят частичную оплату коммунальных услуг и лекарственных средств. Для содержания детей в дошкольных учреждениях, в детских санаториях и лагерях также предоставляются льготы.
Натуральное обеспечение
Натуральное обеспечение - передача материальных ценностей некоторым гражданам в собственность или в пользование. К ним относится бесплатные протезно-ортопедические изделия, средства передвижения, лекарственные препараты для некоторых групп инвалидов и т. д.
Социальная ситуация в РФ
Социальное обеспечение в России занимает важное место в жизни государства и общества. Оно тесно связано с политикой страны и зависит от развития экономики. Право граждан России на социальное обеспечение указано в 39 статье Конституции. Каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение:
. по достижении пенсионного возраста;
. в случае инвалидности;
. по болезни;
. в случае потери кормильца;
. на воспитание детей.
Социальное обеспечение – система мер по материальному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи. Оно позволяет гражданам страны реализовать свое конституционное право на материальное обеспечение и социальное обслуживание в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
К основным видам социального обеспечения следует отнести:
· пенсионное обеспечение;
· систему пособий;
· систему профессионального обучения, трудоустройства и протезно-ортопедической помощи инвалидам;
· социальное обслуживание престарелых, инвалидов и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;
· социальную помощь семье и детям.
Важнейшей функцией социального обеспечения является выплата гражданам пенсий – ежемесячных денежных выплат нетрудоспособным гражданам в связи с их прошлой трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Пенсионные отношения в нашей стране регулируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных последующими законами Российской Федерации и другими нормативными актами.
Основным видом пенсионного обеспечения являются трудовые пенсии, которые назначаются в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Наряду с этим существует и социальная пенсия. К трудовым пенсиям относятся пенсии по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Пенсия по старости назначается в связи с достижением определенного возраста при наличии требуемого стажа работы. На общих основаниях пенсия по старости назначается рабочим, служащим и колхозникам: мужчинам по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам – по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет.
Пенсия по инвалидности устанавливается в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (инвалидностью). Пенсия за выслугу лет назначается при наличии определенного специального стажа, независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности. Пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые находились ранее на его иждивении.
Социальная пенсия – это государственная выплата с целью оказания материальной помощи гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Такая пенсия устанавливается инвалидам I и II групп, в том числе и инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям, потерявшим одного или обоих родителей в возрасте до 18 лет; гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Формой дополнительного социального обеспечения пожилых граждан являются негосударственные пенсионные фонды. Импульсом к их развитию послужил указ Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» (сентябрь 1992 г.). Наиболее важными элементами деятельности негосударственных пенсионных фондов являются аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов и выплата пенсий.
Негосударственные пенсионные фонды условно можно разделить на три группы:
1) фонды с пенсионными взносами, которые формируются преимущественно предприятиями и организациями-работодателями;
2) пенсионные фонды с преимущественными взносами физических лиц;
3) фонды с совместным участием юридических и физических лиц.
В соответствии с законом Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995 г.) были установлены следующие виды пособий :
· по беременности и родам;
· единовременное женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности;
· единовременное при рождении ребенка;
· ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
· ежемесячное на ребенка.
Государственное единовременное пособие по многодетности выплачивается при рождении четвертого и последующего детей в всевозрастающих размерах. Кроме того, со второго года жизни ребенка выплачивается ежемесячное пособие до достижения им пятилетнего возраста. Пособие одиноким матерям определяется на каждого ребенка и выплачивается до достижения ребенком возраста 16 лет, а если он учится, но не получает стипендию, то до 18 лет. Пособие одиноким матерям по многодетности выплачивается независимо от получения женщиной установленного пособия одиноким матерям.
По временной нетрудоспособности существуют такие виды пособия, как пособие при заболевании (травме), при санаторно-курортном лечении, при протезировании. Первое выдается на основании больничного листка со дня утраты трудоспособности до ее восстановления. При санаторно-курортном лечении – в тех случаях, когда ежегодного отпуска работника недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно, но путевка выдана полностью или частично за счет средств социального страхования. Пособие при протезировании выплачивается при помещении работника в стационар протезно-ортопедического учреждения..
Пособие по безработице исчисляется в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы, если обратившийся за ним гражданин имеет установленный законом стаж работы не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели).
Пособия выплачиваются также инвалидам с детства и инвалидам детства, на детей военнослужащих срочной службы, на погребение. Пособия инвалидам с детства назначаются лицам не старше 16 лет, признанным инвалидами I и II группы с детства, а также детям-инвалидам в возрасте до 16 лет при наличии соответствующих медицинских показаний. Инвалидам детства , имеющим право на пособие и пенсию, назначается пособие или пенсия по их выбору.
Пособия на детей военнослужащих срочной службы назначаются женам солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, имеющих детей. Пособие на погребение выдается в случае смерти как самого работника, так и находившихся на его иждивении членов семьи: детей, братьев, сестер, не достигших 18-летнего возраста или нетрудоспособных супруга, родителей, дедушки, бабушки.
Важным видом социального обеспечения является система льгот. Социальные льготы
– это дополнительные права и преимущества для отдельных категорий граждан, не имеющих возможности реализовать общую для всех правовую норму по независящим от них причинам, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством.
Специалисты по социальному праву классифицируют льготы:
· по субъектам (пенсионеры, инвалиды I и II групп, бывшие узники фашизма, Герои СССР и Российской Федерации, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и пр.);
· по источникам финансирования (государственные внебюджетные фонды социального страхования, федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населения, бюджеты различных уровней) и другим признакам.
В соответствии с законом Российской Федерации «О ветеранах» ветераны труда пользуются определенными льготами. Среди них: льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг; 50 % – скидка с абонентной платы за телефон и радио, а для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств бесплатные услуги по установке телефонов; 50 % – скидка в оплате твердого топлива; льготы по проезду железнодорожным транспортом междугородного и пригородного сообщения; льготы по проезду в общественном транспорте. Эти и другие льготы во многих регионах России реально предоставляются ветеранам.
В соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрен целый комплекс мер, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке труда. К ним относятся:
· осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов;
· установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для них;
· резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
· стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест, в том числе специальных для трудоустройства инвалидов;
· создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;
· создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
· организация обучения инвалидов новым профессиям, востребованным на рынке труда.
Протезно-ортопедическая помощь инвалидам направлена на обеспечение их необходимыми протезами, личными средствами передвижения дома и на улице. Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Они обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами.
Важнейшим звеном системы социального обеспечения является социальное обслуживание. В нашей стране оно регулируется федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.).
Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг, оказываемых гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, а также лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Система социального обслуживания включает в себя, различные учреждения. В их число входят:
· комплексные центры социального обслуживания;
· территориальные центры социальной помощи семье и детям;
· центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
· социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
· центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
· социальные приюты для детей и подростков;
· центры психолого-педагогической помощи населению;
· центры экстренной психологической помощи по телефону;
· центры (отделения) социальной помощи на дому;
· дома ночного пребывания;
· специальные дома для одиноких и престарелых;
· стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
· геронтологические центры;
· кризисные центры и иные учреждения.
По желанию граждан пожилого возраста и инвалидов социальное обслуживание может осуществляться на постоянной или временной основе. Особо востребованной формой социального обслуживания является надомная. Наряду с надомными службами, система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания, срочное социальное обслуживание, социально-консультативную помощь и стационарное социальное обслуживание.
Из нестационарных учреждений наибольшее развитие получили муниципальные центры социального обслуживания (ЦСО). Они занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в таком обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально-консультативную помощь.
На оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, направлено стационарное социальное обслуживание. В дома-интернаты поступают, в основном, люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.
Одной из новых форм социального обслуживания является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения (медицинского кабинета, библиотеки, столовой, пунктов заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную и химчистку, помещений для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности).
Многодетные семьи, дети, оставшиеся без попечения родителей, также являются объектом социального обеспечения. Разнообразную помощь малообеспеченным, неполным, многодетным семьям, а также семьям с детьми-инвалидами оказывают службы семьи в таких формах, как разовые денежные выплаты, натуральная помощь и др.
Система социального обеспечения занимает особое место среди общих технологий социальной работы. Она не только взаимосвязана с другими технологическими процедурами, но и обеспечивает на практике их взаимодействие.
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования.
К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.
По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Социальное обеспечение - установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях.
Главная цель социального обеспечения состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат.
Цель данной работы: охарактеризовать роль социального обеспечения в социальной работе.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 10 страниц.
1. Понятие государственного социального обеспечения
На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственного социального обеспечения: социальные выплаты и система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности.
В широком смысле под государственным социальным обеспечением понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.
В узком смысле под государственным социальным обеспечением подразумеваются определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Правильное определение этого понятия имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении).
Важнейшим принципом социальной работе является адресность социальных выплат. Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями.
Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей.
Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.
Третий путь создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.
Замещение масштабного субсидирования поставщиков услуг адресной помощью – в настоящий период времени одна из важнейших задач социального обеспечения.
2. Роль социального обеспечения в социальной работе
В Российской Федерации осуществляется государственная социальная политика, направленная на преодоление социального неравенства и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Государственное социальное обеспечение - форма солидарной помощи населению, осуществляемая за счет государственного бюджета.
Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
Социальная работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе – потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.
Социальное обеспечение – это государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных.
Социальное обеспечение - система социально-экономических мероприятий, гарантирующих:
Материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье;
Обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.
В условиях рыночных отношений проблема социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной. В Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Основными видами социального обеспечения являются:
Пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;
Пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.;
Профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.
В свете расширения социальной помощи система денежных выплат гражданам с целью их социальной поддержки включает и компенсационные выплаты. Такие выплаты адресованы кругу лиц нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.
Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями.
Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке.
Установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.
При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75% среднего заработка и, во-вторых, не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать предусмотренный им максимум.
Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи.
Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь.
В отличие от пенсий – постоянного и основного источника средств к существованию – пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащий дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).
Особый вид социальной помощи – медицинская помощь. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также помощь по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по нетрудоспособности.
Неотъемлемой составной частью социального обеспечения граждан Российской Федерации является система льгот для особо нуждающихся категорий населения. Эти льготы включают скидки по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива и бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте, скидку на установленную плату за пользование телефоном.
Особое место в системе социального обеспечения занимает комплекс мер, направленных на государственную защиту обездоленных групп населения. Речь идет о группах, наиболее подверженных социальной изоляции. В частности, это касается детей-сирот, детей из проблемных семей, беспризорных детей, детей-инвалидов, одиноко проживающих людей старшего возраста, не способных к самообслуживанию, а также бездомных.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, при полной или частичной потере трудоспособности, потере кормильца, в случае болезни, а также семей, в которых есть дети.
Право на С.о. закреплено в Конституции РФ, ст. 7 которой провозгласила, что РФ является социальным государством. В развитие этого положения ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому С.о. по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом также устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм С.о. и благотворительность. Закрепленные в Конституции РФ гарантии С.о. соответствуют положениям основных международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека; Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: Конвенции о правах ребенка.
С.о. осуществляется в различных организационно-правовых формах, основной из которых является государственное социальное страхование. С.о. может также производиться за счет прямых ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Основными видами С.о. в РФ являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по временной нетрудоспособности (в случае болезни или увечья, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения и др.), а также женщин пособиями по беременности и родам; государственное пенсионное обеспечение; содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан в специально созданных для них домах-интернатах; обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения (колясками, автомобилями); содержание и воспитание детей в детских домах, интернатах и других учреждениях; социальная и трудовая реабилитация инвалидов; са-наторно-курортное и лекарственное обеспечение населения;социальное обслуживание на дому и др.
В настоящее время принципами С.о. являются: а) всеобщность: б) доступность; в)всесторонность и многообразие видов, в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики; г) осуществление С.о. за счет специальных фондов.
Функции по С.о. выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, отдельные учреждения и организации. Государственные органы С.о. выплачивают пенсии и пособия, в их ведении находятся различные учреждения С.о. (дома-интернаты, учебные заведения для инвалидов, медико-социальные экспертные комиссии, службы социальной помощи и др.), протезная промышленность. Отдельные функции по С.о. выполняют: специальные министерства (ведомства) и их органы, организации и учреждения на местах по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов, созданию для них специальных рабочих мест; органы здравоохранения и просвещения по содержанию и воспитанию детей и т.д. Профсоюзы как представительные органы работников также обладают определенными функциями в сфере С.о. (право на участие в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обес-печивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека; право на участие в разработке мер по социальной защите работников,определении основных критериев жизненного уровня,размеров индексации заработной платы, пенсий, пособий. стипендий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен: осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере социальной защиты работников) и некоторыми другими (ФЗ РФ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности") (см. также Пенсия по старости . Пенсия по инвалидности, Пенсия по случаю потери кормильца).
В зарубежных странах С.о., как правило, представлено тремя системами:
социальным страхованием, государственным вспомоществованием и системой "универсального" обеспечения. Социальное страхование как наиболее распространенная система С.о. состоит в удержании (обязательном) страховых взносов из заработной.платы наемных работников и в предоставлении права на пенсию и пособие независимо от материального положения семьи застрахованного при наличии необходимого страхового стажа, возраста и некоторых других условий. Государственное вспомоществование выплачивается из средств государственного бюджета и только работникам, лишившимся заработка из-за нетрудоспособности или безработицы и не имеющим средств к существованию.
"Универсальная" система, в основном в сфере пенсионного обеспечения. функционирует в Скандинавских странах (Норвегия , Исландия), а также в Канаде и Финляндии. Право на пенсию имеют все граждане, достигшие пенсионного возраста, ставшие инвалидами или потерявшие кормильца. В Швеции эта система существует в несколько-модифицированном виде, так как граждане получают пенсию как минимум из трех разных источников (национальная базовая пенсия,которая предоставляется по признаку проживания в данной стране; национальная дополнительная пенсия и договорная трудовая пенсия, основанные на принципе компенсации за утрату дохода). Возраст выхода на пенсию составляет 65 лет и одинаков для мужчин и женщин. Применяется метод поэтапного выхода на пенсию, т.е. постепенного перехода работников в возрасте 60-64 лет от полной занятости к прекращению трудовой деятельности. Взносы на подавляющее число видов социального страхования, в том числе и на национальные пенсии,выплачиваются работодателем. Тарифы взносов для различных видов пенсий рассчитываются отдельно.
Лит.: Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. Экспертное бюро, 1997; Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1996; Социальное обеспечение в зарубежных странах. М. 1989; Sta1berg A-С. Pension reform in Sweden. Scand. J. Soc. Welfare, 1995.
Щербаков\"И ".И.
Энциклопедия юриста . 2005 .
Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ" в других словарях:
Социальное обеспечение форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления… … Википедия
- (social security) Государственная система выплаты пособий по болезни и безработице, а также различных пособий женщинам и детям и пенсий. Кроме того, система охватывает также инвалидов и семьи с одним родителем. С 1988 г. ответственность за… … Финансовый словарь
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения гос. или общественными организациями лиц, нуждающихся в помощи в связи с нетрудоспособностью стойкой или временной, а также случайно впавших в нужду. Единственная страна в мире, где С. о. существует как … Большая медицинская энциклопедия
- (social security) Государственная система выплаты пособий по болезни и безработице, а также различных пособий женщинам и детям и пенсий. С 1988 г. ответственность за социальное обеспечение в Великобритании возложена на отдельное Министерство… … Словарь бизнес-терминов
См. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Социальное обеспечение - (social security), помощь гос ва лицам, лишенным необходимых ср в существования. Первая в Европе всеобъемлющая система С.о. была введена в Германии Бисмарком (1881 89). Она предусматривала выплату гос вом социальных пособий (в рез те несчастного… … Всемирная история
Социальное обеспечение - (англ social welfare) в РФ предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери … Энциклопедия права
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, в СССР гос. система материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в к рых имеются дети; осуществляется за счёт общественных фондов потребления. Право сов. граждан на С. о.… … Демографический энциклопедический словарь
Система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В РФ С.о. включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.), многодетным и одиноким… … Юридический словарь
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В Российской Федерации система социального обеспечения включает: пенсии, пособия работающим (по временной… … Современная энциклопедия
Система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В России система социального обеспечения включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.… … Большой Энциклопедический словарь
Книги
- Социальное обеспечение в Великобритании=Social Welfare in Britain. Учебник английского языка , Комаровская С.Д.. 190 стр. Данный учебник новейшая разработка в преподавании по тематике Право и организация социального обеспечения. Специальная лексика, вводимая тематически, закрепляется в разнообразных…