Предметом земельного права рассматриваются отношения. Понятие предмета регулирования земельного права

  • Правовые формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Земельная собственность как экономическая и правовая категория
    • Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Конституционные правомочия собственников земельных участков
  • Права на земельные участки граждан и юридических лиц - не собственников земли
  • Возникновение прав на землю
    • Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
    • Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
    • Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством
    • Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение
  • Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при использовании земельных участков
    • Особые права и обязанности, обусловленные особенностями земельных участков
  • Прекращение прав на землю
    • Основания прекращения права собственности на земельный участок
    • Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
    • Основания прекращения безвозмездного срочного пользования земельным участком
    • Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Полномочия государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления земельными ресурсами на современном этапе
    • Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области земельных отношений
    • Система государственных и муниципальных органов управления Российской Федерации в области земельных отношений
  • Плата за землю и оценка земли
    • Законодательные основы платности пользования землей в Российской Федерации
  • Юридический механизм в сфере использования и охраны земель
    • Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
    • Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Государственный мониторинг земель Российской Федерации
  • Землеустройство и его виды
  • Государственный кадастр объектов недвижимости
    • Состояние правового регулирования государственного кадастра недвижимости
    • Состав сведений и документов государственного кадастра недвижимости
  • Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
    • Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
    • Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств
    • Правовой режим земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями
    • Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества
    • Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
  • Правовой режим земель населенных пунктов
  • Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, земли иного специального назначения
    • Общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения
    • Правовой режим земель железнодорожного транспорта. Особенности приватизации земель железнодорожного транспорта
  • Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
    • Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий
  • Правовой режим земель лесного фонда
  • Правовой режим земель водного фонда и запаса
    • Организации и граждане как субъекты прав водопользования
  • Общая характеристика земельного законодательства в зарубежных странах
  • Понятие предмета регулирования земельного права

    Российское право является одной из форм управления общественными делами, а данное управление успешно достигнет заложенной в нем цели только при условии адекватности этой формы особенностям управляемых общественных отношений.

    Земельные правовые отношения хотя и обладают гражданско-правовой природой, но требуют особых (адекватных) правовых приемов регулирования, в которых административно-правовые методы переплетаются с гражданско-правовыми методами.

    Поэтому как оборот, так и осуществление правомочий собственника земельного участка ограничиваются пределами, допускаемыми нормами земельного законодательства (п. 3 ст. 129, п. 3 ст. 209 ГК РФ), а право собственности и вещные права на землю ограничены рамками Земельного кодекса РФ. Федерального закона РФ «Об обороте земель», другими земельными законодательными и иными нормативными правовыми актами (ст. 17, 260-287 ГК РФ).

    Данная объективная потребность в адекватном правовом регулировании земельных отношений и породила потребность в создании земельного законодательства, являющегося основой земельного права.

    Головным нормативным правовым актом земельного законодательства является Земельный кодекс РФ, нормы которого закрепили особые принципы земельного права (ст. 1), установили правила категоризации земель (ст. 7 и 8), регламентировали правовой режим каждой категории земель (ст. 77-103) и т.д.

    Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 ЗК РФ). Иначе говоря, гражданско-правовые нормы дополняют сферу действия земельно-правовых норм, что вызывает сложность в определении предмета земельного права.

    Одновременно и нормы земельного права вторгаются в сферу гражданско-правового регулирования. Например, глава 17 ГК РФ, посвященная праву собственности и другим вещным правам на землю, содержит земельно-правовые нормы, регулирующие порядок использования земельных участков.

    При таких условиях трудно отграничить предмет земельного права от смежных с ним предметов других отраслей права и для правильного определения данного предмета необходимо исходить из следующего.

    1. Предметом земельного права являются земельные отношения, т.е. общественные отношения складывающиеся по поводу земли, а для этого необходимо уяснить вопрос о том, что понимается под термином «земля».

    2. Термин «земля» может рассматриваться в различных смыслах.

    Во-первых, он может обозначать земной шар как нашу планету, космический объект и часть мирового пространства. В этой смысле земля выступает объектом правового регулирования международного права.

    Во-вторых, земля может рассматриваться в качестве среды обитания человека, которая охватывает земную и воздушную оболочки земного шара, его недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир. В этом значении она является объектом правового регулирования экологического и природоресурсного права.

    В-третьих, земля рассматривается в качестве объекта правового регулирования земельного права. Тогда под словом «земля» понимается часть земной коры, ее поверхностный слой, расположенный над недрами, в пределах территории, на которую распространяется суверенитет Российского государства.

    Наиболее ценную часть этого поверхностного слоя составляют почвы, под которыми биологи понимают поверхностный слой земли, обладающий плодородием, насыщенный органоминеральным составом и особым, только ему присущим профильным типом строения. В земельном законодательстве эта часть земной поверхности является объектом особой охраны .

    3. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и именно эти отношения Кодекс именует земельными (п. 1 ст. 3 ЗК РФ).

    В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и назначений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок.

    Пределы данного объекта определены в Конституции РФ. В ней сказано: «Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море.

    воздушное пространство над ними» (ст. 67). Поверхностный слой земной коры в пределах этой территории, за исключением воздушного пространства, признается объектом, по поводу которого в российском обществе складываются общественные отношения, именуемые земельными. Они выступают предметом регулирования земельного права.

    Общественные отношения, регулируемые российским законодательством, подобны бурно меняющимся и переливающимся потокам текущих вод. Их невозможно «расселить», как имущество, по однородным отраслевым группам. Поэтому существует большое число «пограничных» земельных отношений, которые в равной мере иногда считаются предметом регулирования других смежных отраслей права.

    Например, отношения по использованию земель могут быть конституционными (государственная граница), административными (закрытые административно-территориальные образования) и др. Особенно это касается вопроса о формах земельной собственности, праве собственности и иных вещных прав на землю граждан и юридических лиц, о сделках по поводу земельных участков. В юридической литературе высказано множество аргументов, что данные правовые институты - составная часть гражданского права, хотя фактически эти отношения являются предметом совместного регулирования земельного и гражданского законодательства.

    Основу предмета регулирования земельного права традиционно составляли: отношения, которые характеризуют статус обладателей земельных участков, их взаимоотношения друг с другом либо с государством и его компетентными органами; отношения, характеризующие правовой режим различных категорий земель, правила ответственности за нарушение земельного законодательства; полномочия государственных органов по перераспределению земельных участков между пользователями, разрешению земельных споров, контролю и надзору за правильным и рациональным использованием земельных ресурсов.

    В условиях формирования рыночной экономики была сделана попытка изменить предмет регулирования земельного права, исключив из него отношения по поводу земельной собственности и других вещных прав на землю. Первым шагом к тому стал Указ Президента Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. В нем было сказано: «Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и настоящего Указа» (ст. 1). Как видим, земельное и природоохранительное законодательство было поставлено в зависимость от гражданского законодательства. Впоследствии был принят и введен в действие Гражданский кодекс РФ (часть первая). В нем к объектам гражданских прав отнесены вещи, а в составе недвижимых вещей указаны земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей.

    Гражданское законодательство, как известно, определяет правовое положение участников гражданского оборота (ст. 1 ГК РФ). Оно основывается на признании равенства участников, регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора. Эти принципы важны и необходимы при осуществлении гражданского оборота имуществом, товарами, продукцией и не в полной мере приемлемы при определении земельной правоспособности субъектов гражданского общества.

    Правовой режим земель и правоспособность собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков должны определяться преимущественно с учетом природной, экологической и социальной сущности земли. Эти факторы способно учесть только земельное законодательство. Гражданское законодательство должно регулировать лишь общие правила совершения сделок с земельными участками, когда они детально не раскрываются в земельном законодательстве либо в специальных федеральных законах о правовом статусе иных природных объектов.

    Таким образом, предметом правового регулирования земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, урегулированные нормами земельного и иных отраслей права.

    В данный предмет не входят такие конституционные, муниципальные и административные земельные отношения, как, например, определение границ территории российского государства, его субъектов и муниципальных образований.

    Предмет правового регулирования является основным, но не единственным критерием выделения отраслей в системе российского права. Значительную роль в этом играют методы (способы) правового регулирования земельных отношений.

    1. Земля как объект природы, собственности и хозяйствования (пользования). Влияние данного триединства на правовое регулирование.

    Принцип триединства земель закреплен в пп.1 п.1 ст.1 ЗК РФ.

    В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории.

    Правовой режим земель определяется особенностями земли как объекта природы. Земля это важнейшая часть природной среды характеризующаяся пространством, рельефно-почвенным покровом, растительностью, недрами и водами. Земля выступает основным компонентом природной среды иные природные объекты выступают лишь принадлежностью земли и имею с ней тесную экологическую взаимосвязь.

    Земля выступает в качестве средства производства в с/х лесном хозяйстве а также пространственным базисом для размещения населенных пунктов и объектов производственных инфраструктур. (дороги, ЛЭП).

    Земля является юридической категорией и выступает в качестве объекта пользования, собственности и владения.

    В соответствии в гражданским законодательством земля является объектом имущественных отношений и относится к группе недвижимого имущества. Для того, чтобы зем. участок признали недвижимостью он должен быть индивидуализирован, должны быть определены его размер, границы, местоположение.

    П.3 ст. 6 ЗК РФ: Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки."

    Указанные обстоятельства позволяют выделить следующие функции земли.

      Экономическая

    Земля обеспечивает нас всем необходимым, является средством производства и пространственным базисом. Плодородие земли.

      Социально-политическая (оздоровительная)

    На различных этапах развития общества земля была и остается предметом политической борьбы.

      Экологическая

    Земля это основной элемент природного комплекса. Все другие объекты являются его принадлежностью (лес, вода, недра, жив.мир). Говоря о земле как об экологической категории отдельно выделяют почву (почвенный слой

    Правовой режим земель должен учитывать все вышеперечисленные функции земли. Земли в пределах границ РФ составляют земельный фонд.

    Понятие земля необходимо отграничивать от понятия территория.

    Территория – это исключительно государственно-правовое понятие это атрибут государственного суверенитета пространственный предел гос.власти того или иного государства.

    2. Предмет и метод земельного права.

    Предмет – это общественные отношения, которые подвергаются изучению или регулируются какой-либо отраслью права, в данном случае земельным правом.

    Предметом земельного права являются:

      отношения собственности, вещные и иные права на землю

      экономические земельные общественные отношения (зем.налог, кадастровая стоимость, арендная плата)

      отношения, связанные с управлением земельными ресурсами (структура органов власти и их компетенция)

      договорные земельные отношения, предметом которые выступают земельные участки (сделки)

      отношения в сфере использования земель (принципы землепользования)

      отношения по защите законных прав и интересов землепользователей

      отношения в сфере охраны земель (мероприятия по восстановлению нарушенных земель)

      охранительные земельные отношения (имеют комплексный характер, т.к. связаны с юридической ответственность)

    Методы правового регулирования.

    Метод правового регулирования – это способ воздействия на общественные отношения со стороны государства. Или другими словами, это – устанавливаемый нормами права специфический способ правового воздействия на поведение участников правовых отношений по реализации правомочий собственников земельных участков, обеспечению рационального землепользования, охране земель, защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

    В РФ насчитывается около 15 отраслей права, а в науке существует лишь два метода правового регулирования:

    Административно-правовой метод (императивный) – заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению правовых предписаний. Например: админ-правовым методом регулируются предоставление и изъятие земель, государственный надзор за охраной и использованием земель, установление публичного сервитута и т.д.

    То есть адм-прав метод основывается на власти и подчинения.

    Гражданско-правовой метод (диспозитивный) - основывается на равенстве сторон правоотношений, то есть участники гражданско-правовых отношений – это равноправные субъекты, независимые друг от друга, сами определяют свои права и обязанности, но они должны быть в рамках закона. Применяется при совершении сделок с землей.

    Эти два метода могут применяться порой одновременно. Например, заключается договор купли-продажи земельного участка, но в процессе землепользования нарушаются нормы ЗК РФ и причиняется вред земельному участку – то в данном случае может быть применен адм-правов метод регулирования.

      Задачи и принципы земельного права.

    Задачи земельного права были закреплены в ЗК РСФСР 1991 года. В ЗК РФ данная статья свое отражение не нашла. На сегодняшний день на законодательном уровне задачи земельного права не закреплены и определяются наукой.

    Задачи ЗП :

      учитывать множественность субъектов права собственности на землю и множественность видов прав на земельные участки

      регулировать поведение субъектов земельных отношений

      устанавливать порядок деятельности государственных органов по организации рационального использования и охраны земель.

      Защищать конституционные права и интересы граждан и юридических лиц, связанных и использованием земельных участков.

    Принципы земельного права.

    1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе.

    Данный принцип установлен для реализации ч.2 ст.36 Конституции РФ.

    2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в с/х и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками зем. участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

    Выражается в необходимом ограничении хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды, т.е. собственник или землепользователь должен проводить необходимые мероприятия направленные на охрану земель.

    3. приоритет охраны жизни и здоровья человека при использовании и охране земель даже если это потребует больших затрат.

    Согласно данному принципу все непосредственные землепользователи обязаны нести необходимые затраты.

    4. участие граждан и общест. объединений в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане РФ, обществен. объединения имеют право принимать участие в подготовке решений по охране и использованию земель, а органы гос. власти и м/с обязаны обеспечить возможность такого участия.

    5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

    Однако ст.35 п.1 ЗК РФ устанавливает, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части зем.участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимыми для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.

    6. приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель с/х назначения, лесного фонда, занятых лесами защитного назначения, земель особо охраняемых природных территорий, земель занятых объектами культурного наследия и использование для иных целей ограничивается или запрещается.

    Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.

    7. платность использования земель, согласно которому любое использование земель осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством.

    Виды платы за землю зем.налог и арендная плата.

    Исключение могут составлять публичные земельные сервитуты, налоговые льготы и право безвозмездного пользования.

    8. принцип строго целевого использования земельных участков.

    Целевое назначение определяется исходя из отнесения земель к той или иной категории. С.7 ЗК РФ устанавливает 7 категорий земель:

    1) земли сельскохозяйственного назначения;

    2) земли населенных пунктов;

    3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

    4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

    5) земли лесного фонда;

    6) земли водного фонда;

    7) земли запаса.

    Нецелевое использование зем.участка влечет его изъятие.

    9. принцип рационального использования означает извлечение максимальной прибыли при нанесении минимального ущерба земле.

    10. разграничение госуд. собственности на землю на собственность РФ, субъектов РФ и собственность муниц. образований.

    11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

    12. принцип разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства.

    При противоречии ГК И ЗК приоритет отдается нормам земельного права.

    13. иные принципы. Перечень не исчерпывающий ФЗ могут быть установлены и иные принципы земельного законодательства.

      Понятие земельного права.

    Земельное право понимается в трех значениях:

      как отрасль права

      как наука

      как учебная дисциплина

    1. Земельное право как отрасль права – это совокупность правовых норм, предметом правового регулирования которых являются земельные правоотношения, т.е. общественные отношения по использованию и охране земли как природного ресурса. Земельно-правовые нормы установлены государством для обеспечения интересов граждан, юр.л. и государства в земле, ее рациональном использовании, а также охране их прав на землю.

    Земельное право – это самостоятельная и комплексная отрасль права. В качестве самострельной отрасли права земельное право возникло после Октябрьской революции с первым Декретом ВЦИК «О земле» от 26 октября 1917 г.

    Комплексный характер данной отрасли права заключается в том, что в регулировании земельных правоотношений применяются не только нормы земельного права, но и нормы административного и гражданского права.

    2. Земельное право как наука представляет собой систему научных взглядов, мнений, доктрин, выражающих представление об отрасли земельного права, в том числе от истории возникновения, становления, развития данной отрасли, а также взаимодействии норм земельного права с нормами иных отраслей права.

    Данная наука изучает проблемы в правовом регулировании современного земельного законодательства через издание юридических справочников, энциклопедий, написания диссертаций и монографий.

    3. Земельное право как учебная дисциплина – это система и научных положений об основных правовых понятиях, принципах отрасли земельного права.

    Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).

    Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.

    Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

    Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.

    Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

    Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права.

    Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.


    К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

    Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.

    МЕТОД ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

    Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

    Выделяют следующие методы правового регулирования:

    1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

    2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

    Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

    Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

    Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

    Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

    Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

    Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

    Земельное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли как национального богатства России.

    Земля включает всю территорию, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный порядок - поверхностный слой земной коры в пределах территории ее субъектов, внутренних вод и территориального моря.

    Основа земельного права - нормы гражданского права, а также нормы административного и экологического права.

    Земельное право - самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: собственный предмет правового регулирования; собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

    Предмет земельного права - это общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, т. е. земельные правоотношения.

    Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

    Метод правового регулирования - способ воздействия юридических норм на общественные отношения. Методы правового регулирования: свойственны только государству в лице его органов; касаются только юридических норм; обеспечиваются государственным принуждением.

    Методы земельного права - это способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как природного достояния, жизненно необходимого всем гражданам.

    В юридической литературе различают: метод административно-правового, организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление «власти и подчинения»; диспозитивный метод. Он определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляет им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов - метод дозволения.

    Земельное право дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.

    И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв.

    Таким образом, если в одних случаях допускается метод администрирования, то в процессе внутрихозяйственного использования земли - смешанный метод, т. е. в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях - администрирование.

    В учебной литературе также выделяются разновидности административно-правового и диспозитивного методов.

      Система земельного права. Земельное право как отрасль науки и как учебная дисциплина

    Система земельного права - совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

    Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, включает: общую часть, содержащую отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, правовые; особенную часть, охватывающую нормы, регулирующие отдельные виды земельных отношений.

    Правовыми институтами, составляющими общую часть земельного права, являются: институт права собственности на землю; институт иных видов прав на землю; институт управления в области землепользования; институт землеустройства; институт государственного земельного кадастра; институт контроля за использованием земли; институт правовой охраны земель; институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

    Правовыми институтами особенной части являются: группы правовых норм, устанавливающих наличие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и их правовой режим.

    Помимо земельного права как отрасли права, выделяется земельное право как наука.

    Как отрасль науки земельное право изучает общественные процессы и проблемы, возникающие в связи с регулированием земельных отношений.

    Как научная отрасль земельное право призвано: обеспечить повышение эффективности земельно-правовых норм; способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель.

    Наука земельного права: выявляет проблемы, противоречия, пробелы и тенденции в регулировании земельных отношений правовыми нормами; высказывает меры по совершенствованию действующего законодательства; разрабатывает научные основы его классификации и систематизации; исследует закономерности развития действующего российского законодательства; исследует земельное законодательство досоветского периода; проводит сравнительный анализ правового регулирования земельных отношений и выявление тенденций развития его в зарубежных странах.

    Методы науки земельного права: исторический; сравнительно-правовой; системный; статистический; конкретно-социологический и др.

    Земельное право как учебная дисциплина - система знаний, сведений и информации об основных положениях и содержании земельного права, излагаемых в целях подготовки профессиональных кадров. Она может отличаться от системы отрасли земельного права по объему излагаемых сведений исходя из плановых учебных часов.

    Учебная дисциплина рассматривает: основные положения общей части земельного права (предмет, метод, система земельного права, понятие и особенности земельных правоотношений, история земельного права и его источники, методологические и теоретические основы земельного права в его становлении и развитии);положения специальной части (законодательные основы и особенности правового регулирования земельных отношений в зарубежных странах).

      Принципы земельного законодательства

    Земельному праву как самостоятельной отрасли права присущи следующие принципы:

      учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

      приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;

      приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека;

      участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

      единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

      приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;

      платность использования земли;

      деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

      разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований;

      дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

      сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которым регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

      Приведенный перечень принципов земельного права не является исчерпывающим и может быть дополнен.

      Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы как источники земельного права

    Земельный кодекс РФ 2001 г. - головной отраслевой закон, обладающий приоритетом в регулировании земельных отношений. Он включает в себя 18 глав, 103 статьи. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний Земельный кодекс РСФСР 1991 г. предусматривал куплю-продажу земельных участков, только если одним из субъектов данных правоотношений выступало государство. Он давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась подзаконными актами.

    В настоящее время содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии сост. 5 Федерального закона от 25 октября 2001 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.

    Земельный кодекс РФ установил следующие приоритеты в регулировании земельно-правовых отношений: приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости; приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель; приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.

    Земельный кодекс РФ также создал правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан и установил платность землепользования.

    Среди относящихся к земельному праву федеральных законов России можно также отметить такие, как:

    Гражданский кодекс РФ;

    Федеральный закон от 24 июля 2.002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

    Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

    Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101 -ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»;

    Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»;

      Понятие и общая характеристика права собственности на землю в РФ

    Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество.

    В широком смысле собственность - совокупность производственных отношений, поскольку производство и общество немыслимы без собственности ее различных форм. Производство - источник всех материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества, а потребности - это объективно существующие нужды человека в пользовании материальными и иными благами в целях поддержания своей нормальной жизнедеятельности.

    В узком смысле слова собственность - отношение между людьми по поводу присвоения продуктов производства и иных материальных и духовных благ, удовлетворяющих потребности людей. В этом экономическом отношении выражается связь человека с вещами, материальными благами как со своими, отношения господства над объектами собственности путем владения, пользования и распоряжения ими.

    Владение земельным участком - это обладание им как своим.

    Пользование землей - это возможность извлекать ее полезные свойства. По российскому законодательству земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель.

    Отношения собственности на природные ресурсы регулируются : Конституцией РФ; Гражданским кодексом РФ; природно-ресурсным и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации; Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144 «О федеральных природных ресурсах»; Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».

    Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).

    Хотя Конституцией РФ, помимо государственной, частной и муниципальной, установлена возможность существования и иных форм собственности, земельное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных.

    Особенность права собственности на землю в России - виды прав на землю определены в законодательстве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

    Действующее законодательство позволяет назвать и другие особенности права собственности на земельные участки:

    доминирующим субъектом отношений собственности выступают граждане;

    большая часть земельных участков, предоставленных в собственность, - это земли сельскохозяйственного назначения;

    при распоряжении земельными участками устанавливаются некоторые ограничения - существуют земли, изъятые из гражданского оборота;

    распоряжение земельным участком возможно лишь сохраняя его целевое назначение.

    Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом.

      Понятие и содержание права частной собственности на землю

    Современное законодательство позволяет назвать несколько видов частной собственности на землю:

    собственность индивидуальная, т. е. земельные участки предоставляются в собственность для ведения огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства и т. д. Собственником земельных участков могут выступать:

    а) граждане;

    б) граждане иностранных государств и лица без гражданства;

    в) юридические лица, включая иностранные, которые на основании ст. 36 Конституции РФ вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им земельными участками, использовать для бытовых, предпринимательских и иных целей, совершать различные сделки, в том числе и по отчуждению), но в пределах, предусмотренных законодательством, т. е. если это не на носит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

    Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданам и юридическим лицам. ЗК РФ установил перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность (кроме случаев, установленных федеральным законом);

    общая собственность. Ее субъекты, как и любые другие, обладают правомочиями и несут юридическую ответственность (например, участники крестьянского (фермерского) хозяйства). Отличительная черта этого вида собственности -ее субъектами выступают несколько граждан или юридических лиц. Выделяют:

    а) общую совместную собственность;

    б) общую долевую собственность;

    собственность юридического лица, при которой собственниками земли могут быть все коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений. Земельные участки могут быть как переданы в собственность юридического лица в качестве вкладов их учредителями, так и приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям. Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками на праве собственности, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ). На всех остальных территориях, кроме перечисленных в статье, указанные лица могут приобретать земельные участки в собственность.

    Участками земли из земель сельскохозяйственного назначения иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, в соответствии со ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г. могут обладать только на праве аренды.

      Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

    Институт пожизненного наследуемого владения земельным участком предусмотрен ЗК РФ (ст. 21) только для граждан, которые приобрели это право до введения Кодекса в действие. С принятием Земельного кодекса РФот25октября 2001 г. утратил силу Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства», предусматривающий титул пожизненного наследуемого владения.

    ЗК РФ содержит, с одной стороны, прямой запретна приобретение права пожизненного наследуемого владения по административно-правовым основаниям (предоставление) после вступления в силу настоящего Кодекса (п. 1 ст. 21), ас другой - правовую норму, гарантирующую сохранение гражданами ранее приобретенных ими прав пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.

    Землевладелец не вправе распорядиться своим земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству (п. 2ст. 21 Земельного кодекса РФ). Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

    Наследование в гражданском праве - это переход имущественных и некоторых неимущественных прав и обязанностей умершего гражданина (наследодателя) к другим лицам (наследникам) в установленном законом порядке.

    Юридическим фактом, являющимся основанием открытия наследства, являются смерть гражданина или объявление гражданина умершим.

    Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, также как и субъекты права постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести эти земельные участки в собственность. При этом взимание дополнительных денежных сумм, помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

    Институт пожизненного наследуемого владения предусмотрен ЗК РФ (ст. 21) только для граждан, которые приобрели это право до введения Кодекса в действие. Таким образом, право пожизненного наследуемого владения конкретными земельными участками сохраняется в России постольку, поскольку будет осуществляться их наследование.

    Существует коллизия между нормами Гражданского кодекса РФ и нормами Земельного кодекса РФ, которая заключается в следующем:

    ст. 267 Гражданского кодекса РФ предоставляет право владельцам земельного участка передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование;

    п. 2ст. 21 Земельного кодекса РФ сужает правомочия владельцев по распоряжению земельным участком, а точнее, запрещает каким-либо образом распорядиться им, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. При этом положения Гражданского кодекса РФ не отменены. В данном случае следует признать приоритетными нормы Земельного кодекса РФ.

      Право постоянного бессрочного пользования земельным участком

    Одним из видов вещных прав на землю является право постоянного бессрочного пользования земельным участком.

    ЗК РФ предоставляет земельные участки на праве постоянного бессрочного пользования земельным участком:

    государственным учреждениям;

    муниципальным учреждениям;

    федеральным казенным предприятиям;

    органам государственной власти;

    органам местного самоуправления.

    Гражданам, хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, земельные участки на праве постоянного пользования не предоставляются. За теми гражданами, которым такое право было предоставлено ранее, ЗК РФ его сохраняет.

    Полномочиями на предоставление в пользование земель, находящихся в государственной (федеральной и субъектов РФ) и муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством обладают следующие органы:

    Правительство РФ управляет и распоряжается федеральной собственностью (ст. 114 Конституции РФ);

    государственные органы исполнительной власти, в частности правительство того или иного субъекта РФ, предоставляют земельные участки из земель, находящихся в собственности субъекта РФ, в постоянное пользование;

    органы местного самоуправления осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, являющегося муниципальной собственностью, в том числе и земли.

    Земельный участок, предоставленный лицу в постоянное пользование, имеет четко установленные границы и местоположение, зафиксированные в документах, удостоверяющих права на земельный участок. Право постоянного пользования подлежит регистрации в установленном порядке. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, имеет право самостоятельно использовать земельный участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Вышеуказанное правило не применяется в тех случаях, когда земельные участки предоставлены на данном титуле лицам, перечисленным в п. 1 ст. 20З КРФ, т. е. государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям и др. Эти лица не могут быть субъектами права собственности на объекты недвижимости. Здания и сооружения в этих случаях находятся в государственной или муниципальной собственности.

    Лица, пользующиеся землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, не имеют права распоряжаться земельными участками, в том числе его внесения в уставный (складочный) капитал (п. 6 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Граждане могут продолжать использовать участки на указанном праве и их возможность переоформить его на право собственности сроком не ограничена. Юридические лица, за исключением названных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса РФ.

      Безвозмездное срочное пользование земельным участком

    По договору безвозмездного срочного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает земельный участок (его часть) в безвозмездное пользование на определенный срок другой стороне, а последняя обязуется использовать земельный участок (его часть) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, соблюдать природоохранное, природуо-ресурсное, градостроительное и иное законодательство и вернуть земельный участок (его часть) в состоянии, пригодном для дальнейшего его целевого использования.

    Право передачи земельного участка в безвозмездное срочное пользование принадлежит исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления, уполномоченным распоряжаться земельными участками.

    Получателями рассматриваемого права могут быть только следующие категории субъектов:

    государственные и муниципальные учреждения;

    федеральные казенные предприятия;

    органы государственной власти и местного самоуправления;

    граждане и юридические лица. Однако в соответствии с ЗК РФ гражданам земельные участки на праве постоянного (бессрочного)пользования не предоставляются.

    Основанием возникновения права безвозмездного срочного пользования земельным участком является предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В данном случае право безвозмездного срочного пользования может возникнуть только у государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления путем предоставления им земельных участков по решению исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9-11 Земельного кодекса РФ.

    Максимальный срок, на который земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен в безвозмездное пользование, не должен превышать один год.

    Предмет и метод земельного права

    Предмет земельного права – это земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений. Особенность предмета земельного права заключается, в том что земельные имущественные отношения могут регулироваться различными отраслями права: когда земельный участок выступает, как объект гражданского оборота, то земельные отношения регулируются нормами гражданского и земельного права; когда земельный участок выступает, как объект властных полномочий, то земельные отношения регулируются нормами административного права.

    Для характеристики земельного права необходимо знание методов земельного права. Под методами земельного права – понимается способ воздействия норм данной отрасли права на поведение участников земельных отношений.

    Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельного правового регулирования. Исходя из содержания земельного законодательства, к общей части следует отнести институты: права собственности на землю; права землепользования; государственного управления земельным фондом; защиты права собственности и иных вещных прав на землю; юридической ответственности за земельные правонарушения; земельного процесса. Нормы институтов общей части земельного права действуют напрямую либо опосредованно - через нормы институтов особенной части. Последними они конкретизируются, детализируются с учетом специфики подлежащих регулированию вопросов земельных отношений.

    Императивный метод характеризует регулирование земельных отношений на властно-императивных началах, когда юридическое воздействие исходит только сверху от государственных органов, положение субъектов определяется отношениями субординации, юридическим неравенством сторон.

    Диспозитивный метод характеризуется определением лишь общих параметров поведения участников земельных отношений, юридическим равенством сторон, предоставлением им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

    Метод земельного права содержится в самой нормативно- правовой системе, непосредственно определяет средства, способы и, наконец, саму возможность юридического воздействия на земельные отношения, представляет собой стержневой системообразующий элемент самого процесса правового регулирования, процесса упорядочения земельных отношений.

    Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим использования и охраны отдельных категорий земель. В соответствии с предусмотренными в законодательстве категориями земель, выделенными по их основному целевому назначению, особенная часть включает следующие институты, определяющие правовой режим: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земель особо охраняемых природных территорий; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

    Институты особенной части отражают специфику, особенности правового регулирования отношений управления, использования и охраны земель каждой отдельной категории земельного фонда.

    Земельное право обладает не только специфическим предметом, но и методом. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует отрасль, то метод - как регулирует, т.е. метод представляет собой способ правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет.

    Метод - установленный законодательством способ воздействия на поведение и действия физических и юридических лиц, который вправе применять должностное лицо либо орган в определенных ситуациях.

    Земельное право является сложным образованием и обладает собственным методом правового регулирования. Его специфика заключается в том, что он сочетает в себе черты властно-авторитарные (власти и подчинения) и автономные (юридического равенства), характерные для методов гражданского права. Тем самым он получает новое содержание, свойственное только земельному праву и отличающее его от любой другой отрасли российского права.

    Метод земельного права представляет собой способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как уникального природного ресурса, жизненно необходимого всем гражданам.

    Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческого значения проявляется в прекращении «овеществления» отдельных природных ресурсов и окружающей среды в целом, отношения к ним не как к обычному имуществу, а как к собственности, принадлежащей в силу единства и неделимости естественной среды всему многомиллионному народу России; в последовательном осуществлении принципа целевого использования земельных ресурсов, установления особых правил при вовлечении земель в гражданский оборот, ограничения распорядительных прав собственников земли, имея в виду его общечеловеческое значение в интересах всего общества, введения полноценного земельного кадастра и мониторинга земель и др.

    Метод земельно-правового регулирования, во-первых, включает в себя весь спектр правового воздействия на субъектов земельных правоотношений с учетом их интересов, во-вторых, он обусловлен особенностями предмета правового регулирования и задачами, стоящими перед обществом и государством в области земельных отношений.

    Метод правового регулирования в земельном праве это совокупность императивных и диспозитивных способов воздействия государства на поведение людей, обусловленных политическими, социальными, экономическими особенностями земельных отношений, объективными законами общества и природы. В современных условиях прослеживается тенденция к усилению государственного вмешательства в регулирование земельных отношений, к преобладанию императивного метода над диспозитивным.

    2. Способы регулирования в земельном праве

    Способ воздействия - это установленное законодательством положение, которое изменяет поведение или действия лиц в сторону ограничения или стимулирования.

    Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диспозитивный.

    Императивный метод правового регулирования земельных отношений. Этот метод правового регулирования выражается в установлении субъектов правоотношений и запретов, не подлежащих исполнению. Императивный метод правового регулирования земельных отношений исключает юридическое равенство сторон, автономию воль субъектов, предполагая отношения власти и подчинения.

    Установление обязанностей - это ведущий способ правового регулирования в содержании земельно-правовых норм. Это - обязанности соблюдать субординацию органов власти в части регулирования земельных отношений, соблюдать приоритет земель сельскохозяйственного назначения, порядок предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке и т.д.

    Установление запретов в земельном праве - это определение границ как возможного, так и должного поведения участников земельных правоотношений.

    Границы возможного поведения необходимы для того, чтобы пресечь реализацию интересов субъектов земельных правоотношений в ущерб интересам общества и государства.

    Границы должного поведения определяются для того, чтобы способы, которыми субъекты земельных правоотношений выполняют свои обязанности и достигают своих целей, не противоречили государственным и общественным интересам и не наносили им вреда.

    Соблюдение правил должного поведения и ненарушение запретов также жестко регламентируются и обеспечиваются действующим земельным законодательством.

    Диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений означает такой способ правового воздействия, при котором субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации своих целей и задач.

    Существует три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкционирующий и делегирующий.

    Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможностей альтернативного поведения субъекта земельных правоотношений, когда субъект может выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели. Рекомендации, исходящие от государственного органа, облегчают ему выбор того или иного решения.

    Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных полномочий субъект земельных правоотношений принимает самостоятельно, но это решение приобретает юридическую силу лишь после утверждения его соответствующим компетентным органом.

    Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных правоотношений по тому или иному кругу правомочий.

    В правовом регулировании земельных отношений и в формировании земельно-правовых методов действуют следующие закономерности:

    1. Объективные законы природы (ст. 42 ЗК РФ обязанность по защите земель от вредных процессов «не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий».

    2. Экономические законы общества.

    3. Социальные законы, отражающие психологию как народов, так и определенных общностей людей, для которых дороги традиции, свое понимание ценностей окружающей среды.

    На современном этапе развития земельных отношений в числе методов правового регулирования важное значение приобретает метод обязательного государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием всех земель.

    Рыночная свобода начинает активно проникать во все институты земельного права России. Поэтому договорный метод правового регулирования земельных отношений в условиях формирования земельного рынка в России приобретает все большее значение. Но, несмотря на это, установленные неограниченные свободы в совершении сделок в гражданском законодательстве не могут полностью распространяться на земельное право, которое должно иметь приоритет в регулировании земельных отношений.

    Каждой отрасли российского права и законодательства присущи не только свой предмет, но и метод или комбинация методов: предмет и метод обладают определенным единством, поскольку отрыв способов воздействия от содержания регулируемых общественных отношений отрицательно сказывается- на самостоятельности и эффективности отрасли права и законодательства.

    Комплекс методов земельного права и законодательства включает специфические приемы, присущие только данной отрасли права и законодательства, а также иные, более общие методы, свойственные другим отраслям права и законодательства.

    Экологизация земельного и иных отраслей права. В настоящее время происходит экологизация, т.е. усиление

    природоохранной составляющей, всех отраслей российского права. Особенным методом, присущим прежде всего земельному законодательству, считается метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и окружающей среды, так как все без исключения природные ресурсы и объекты находятся на земле, под или над землей.

    Метод экологизации можно рассматривать как проявление общеэкологического, природоохранного подхода ко всем без исключения событиям и явлениям общественного бытия, проникновение всемирной глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, как регулируемые, так и не регулируемые правом.

    Указанный метод связан с особенностями предмета земельного права, применением законов природы в любой сфере деятельности человека. Человеку для сохранения своего вида необходимо считаться с ними, т.е. экологизировать каждое свое действие по отношению к земле, как связанное, так и не связанное с вторжением в природную среду.

    Земельное право и иные составляющие природоресурсно-го права не могут обойтись без экологизации отраслей права как метода, связующего его отдельные институты, нормы и источники. Нормы, регулирующие использование отдельных ресурсов, важны для экологического права постольку, поскольку они затрагивают интересы охраны окружающей среды, рациональное потребление земли и остальных основных компонентов окружающей среды. Именно поэтому и на современном этапе общественного и научно-технического прогресса, и в обозримом будущем земельное и другие отрасли природоресурсного права становятся подотраслями права экологического. Количество и уровень ресурсопотребления обретают новое качество, требуя охраны всей окружающей природной среды, когда эксплуатация земли и иных природных ресурсов занимает важнейшее место, но отодвигается на второй план по сравнению с их сбережением.

    Метод экологизации типичен для других отраслей права, почти в каждой из которых присутствуют предписания, направленные на охрану окружающей среды. Двойственное назначение и местонахождение этих норм - так же, как, например, принадлежность уголовных, административных и иных норм права соответственно к уголовному, административному и иному законодательству - не должны ни у кого вызывать сомнений.

    Обслуживание нормами УК, КоАП, ГК задач охраны окружающей среды не означает переноса этих норм в экологическую, природоохранную отрасль права, а лишь подчеркивает, что метод экологизации отраслей права - это универсальный и действенный способ природоохранного регулирования всех без исключения общественных отношений, причастных к окружающей человека природной среде.

    Административно-правовой метод. В действующей системе права преобладают два основных метода воздействия на поведение граждан - административно-правовой и гражданско-правовой. Их сочетание и взаимодействие в области использования и охраны земель и окружающей среды имеют свои особенности и могут рассматриваться как специфические методы земельного права.

    Административно-правовой метод используется для обеспечений порядка управления и поэтому исходит из неравного положения субъектов права - отношений власти и подчинения. В России более полувека господствовала исключительная государственная (общенародная) собственность на землю и иные основные природные ресурсы, что обусловливало преимущественно административный метод управления ими. Его приоритетность была обусловлена представлениями о естественном, «дармовом» происхождении природных благ, отсутствии, как правило, вклада человеческого труда в их появление и существование. Понятие «исключительная» означало принадлежность природных ресурсов только государству. Земля и иные основные природные ресурсы могли находиться в собственности только государства, они лишь передавались в пользование, в аренду; распоряжение и владение ими всегда оставалось прерогативой собственника, т.е. государства.

    Такой подход имел как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, легче было планировать ресурсопотребление, координировать природоохранную деятельность, преодолевать эгоистические, частнособственнические, сепаратистские инстинкты природопользователей. С другой стороны, эти факторы не только не принесли ожидаемого положительного эффекта, но породили бесхозяйственность, пренебрежение в ряде случаев экономической оценкой природных ресурсов, безответственность землепользователей и в конечном счете - значительное разорение общества.

    Гражданско-правовой метод. Экономический способ регулирования общественных отношений базируется на основных началах гражданского законодательства и на признании равенства участников регулируемых отношений, относительной неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК).

    В таком контексте гражданское право и гражданско-правовой, имущественный, способ, направленные на регулирование имущественных отношений, являются противоположностью сентенции, провозглашенной в начале 1920-х гг.: «Ничего частного мы не признаем, ничего частного для нас быть не может - для нас все общественное, публичное».

    В области природоресурсных, земельных отношений имущественный подход, предусматривающий равный, «горизонтальный», подход в отличие от административного - «вертикального», приобретает принципиальное значение, поскольку наряду и вместе с землей в гражданском обороте могут находиться древесно-кустарниковая растительность, объекты животного мира, древесина, добытые, т.е. извлеченные из недр полезные ископаемые, небольшие обособленные водные объекты искусственного происхождения.

    В 1980-е гг. в нашей стране был провозглашен принцип перехода от преимущественно административных, властных методов регулирования земельных и иных экологических отношений к методам прежде всего экономическим, предполагающим равноправие участников земельных и иных природоресурсных отношений. Это означает, что оба метода функционируют постоянно и неизменно с преобладанием какого-либо из них в различные периоды и с разным результатом.

    За прошедшие два десятилетия в указанном направлении сделано немало: установлена плата за пользование землей и иными природными ресурсами, за потребление и загрязнение природной среды; признаются, равным образом защищаются и гарантируются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю, т.е. постепенно складывается экономический механизм использования и охраны земель и окружающей среды, введение материального интереса в их использование и сбережение для настоящего и будущих поколений.

    Применение гражданско-правового метода обусловлено включением земельных участков в имущественный оборот, наличием десятков миллионов граждан - собственников земельных участков: среди них более 10 млн участков земель сельскохозяйственного назначения, почти 20 млн садовых участков, десятки миллионов участков под жилыми домами и дачами.

    Стабильность землепользования и гражданско-правовая защита земельных, природоресурсных и иных прав этих граждан-землевладельцев, как и имущественное обеспечение заинтересованного выполнения ими своих природоресурсных и природоохранных обязанностей в интересах всего общества, являются задачами современного российского права и государства.

    Сочетание административного и гражданско-правового методов. Российское государство не отказывается от административных средств организации природопользования, а в направлении охраны земель и окружающей среды усиливает их применение. Увеличиваются административные штрафы, налагаемые на нарушителей земельного законодательства, загрязнителей окружающей среды (в отличие от практики предыдущих 30 лет теперь штрафуют не только граждан, но и юридические лица). Формируется государственная система земельных и природоохранных органов, принимаются меры к нормированию качества окружающей среды, ужесточению государственного земельного и экологического контроля.

    Подобное сочетание и взаимодействие административно-правового и гражданско-правового методов - специфическая черта земельного, экологического права. Какой из названных методов должен занять преимущественное положение? В области земельных отношений этот вопрос немаловажен, поскольку, как указывается в ст. 209 ГК, владение, пользование и распоряжение землей должны осуществляться собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Следовательно, экологический фактор землепользования и иного природопользования объявляется приоритетным по отношению к известным правам собственника земли.

    Для охраны земли и окружающей среды принципиальный характер имеют формы гражданского, имущественного оборота объектов собственности на природные ресурсы. Согласно ст. 129 ГК земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле (т.е. ЗК) и других природных ресурсах.

    Законы о земле и других природных ресурсах, как и нормативные акты других отраслей права, содержат большое количество норм административно-правового характера, направленных на охрану земель и окружающей среды. Это обусловлено публичным, социальным характером назначения и использования большинства природных ресурсов, представляющих интерес для всего населения.

    В связи с тем, что состояние природных ресурсов вызывает возрастающую озабоченность населения, а предписания по их охране приобретают все большую социальную значимость, государственно-властный и имущественно-правовой методы будут пересекаться, либо взаимно дополняя друг друга, либо уступая друг другу место в зависимости от состояния окружающей среды в том или ином регионе и стадии формирования гражданского общества, эколого-правового сознания, демократических институтов правового государства.

    Административные методы охраны окружающей среды используются и в других странах, давно идущих по пути рыночных отношений, признающих условную незыблемость (не неприкосновенность!) частной собственности на землю и некоторые другие природные ресурсы: земля, другие природные ресурсы, вся окружающая среда все настойчивее провозглашаются ими общенациональным благом, необходимым для выживания общества.

    В случаях коллизий между государством и собственником земли суды зарубежных стран все чаще отдают приоритет и предпочтение государству; участки земли и некоторые другие природные объекты выкупаются им для общественных нужд и общечеловеческих надобностей; в области экологии авторитет государства и его органов становится непререкаемым и незыблемым, обеспечивается жесткими административными процедурами.

    Историко-правовой метод. Разнообразный и сложный методологический арсенал земельного, экологического права включает как общераспространенные методы, так и методологию различных отраслей права, других областей человеческого знания. Под методами понимаются способы достижения целей, решения задач, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности; к ним примыкает методология учения о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в выбраной сфере познания. Это и анализ и синтез - всеобщий философский метод, и системно-структурный подход, и восхождение от абстрактного к конкретному, и обобщение эмпирических данных, а также статистический, конкретно-социологический, психологический, сравнительно-правовой методы - все они в разной степени используются в различных науках и учебно-правовых дисциплинах для познания и изучения правовых и иных общественных явлений.

    Для получения истинных знаний о сущности и закономерностях земельного, экологического права из общих методов первостепенное значение имеет историко-правовой метод. Анализ развития явления, исторических источников, официальных документов позволяет оценить происхождение и динамику решения земельных и иных экологических проблем, понять современное место земельного и экологического права в общей системе права, уяснить причины, следствия, масштаб деятельности человека в области как загрязнения земель и окружающей среды, так и их охраны.

    Прогностический метод. В области общественных отношений, связанных с охраной и использованием земли и всей окружающей природной среды, этот метод, включающий предсказание, суждение о состоянии земель и земельных отношений в будущем, не менее интересен и полезен, чем рассмотренные выше. Прогнозирование земельных процессов предполагает их планирование, программирование, проектирование, управление, использует экстраполяцию, моделирование, опрос экспертов.

    С помощью этого метода можно составить научно обоснованное предвидение земельного и экологического будущего в масштабе как поселения, региона, так и страны, континента, предсказать изменения, которые могут произойти в земельных отношениях, окружающей среде, науке, технике, в правовой системе России, а после ее вхождения в мировое сообщество - в правовых системах других стран и континентов, отдельных отраслях права, правовом и политическом сознании населения, его нравственном уровне на ближайшую и отдаленную перспективу.

    2. Система земельного права.

    Как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества, земельное право имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат правовые нормы, которые как «кирпичики» образуют целое здание правовой системы. Правовая норма - это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения.

    Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдельные действия, а цельную однородную общность земельных отношений. Так, например, правовой институт арендных земельных отношений регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответственность за соблюдение договорной дисциплины и т. д.

    Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы отдельных разделов земельного права. Институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть - специальными (особенными).

    К правовым институтам, составляющим общую часть земельного права, относятся: право собственности на землю; право пользования землей; право управления в области землепользования. Сюда же относятся такие правовые институты, как институт землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования земли; государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли; правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и воспроизводства плодородия угодий. Сложным является правовой институт юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

    Правовыми институтами особенной части являются: группы (блоки) правовых норм, устанавливающих целевые категории земель в составе единого земельного фонда страны, виды землепользования, а также провозглашающих права и обязанности собственников земли и землепользователей. В состав правовых институтов особенной части земельного права входят, в частности: институт права собственности, землевладения и землепользования на землях сельскохозяйственного назначения, институты, определяющие правовой режим использования и охраны земель других категорий, право собственности на землю, землевладения и землепользования граждан, их объединений и т. д.

    Под системой земельного права понимается совокупность взаимосвязанных между собой земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.

    Система земельного права представляет собой сложное правовое явление, которое имеет свои закономерности формирования и тенденции развития. Характер и содержание системы земельного права определяются объективными закономерностями развития земельного законодательства как отрасли. Эти закономерности обусловливают характер классификации нормативного материала по соответствующим правовым институтам.

    Институты общей части земельного права включают институты, содержащие наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей системы отрасли значение. Эти правовые институты оказывают решающее влияние на формирование содержания и состава институтов особенной части. Правовые институты особенной части подчинены институтам общей части и их содержание касается определенного вида земельных отношений. Сфера их действия ограничена конкретной категорией земель, выделенной в зависимости от основного целевого назначения земель. Нормы институтов особенной части закрепляют правовой режим соответствующих категорий земель.

    Общая часть земельного права состоит из следующих правовых институтов:

    право собственности на землю;

    права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;

    управление в сфере использования и охраны земель;

    правовая охрана земель;

    правовое регулирование платы за землю;

    ответственность за нарушения земельного законодательства.

    Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель, который различается в зависимости от целевого назначения этих земель.

    Так, выделяются следующие правовые институты:

    правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;

    правовой режим земель населенных пунктов;

    правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения;

    правовой режим земель природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

    правовой режим земель лесного фонда;

    правовой режим земель водного фонда;

    правовой режим земель запаса.

    3. Принципы земельного права. В основе правового регулирования земельных отношений лежат определенные начала, принципы, которые отражают характер и тенденции развития всего земельного права.

    - Принцип равенства публичной и частной форм собственности на землю - вытекает из содержания ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Все субъекты права собственности на землю равны между собой, будь то государство или муниципальное образование - собственники земли или гражданин либо юридическое лицо, обладающие землей на праве собственности. Каждый из собственников обладает одинаковым объемом правомочий в отношении принадлежащего ему имущества - земли. В случае необходимости субъекты права собственности применяют одинаковые способы и методы защиты своего права собственности на землю.

    Право государства осуществлять регулирование использования и охраны всех земель в стране не зависит от форм собственности на них. Юридической основой данного правомочия государства является его право территориального верховенства как политического суверена, устанавливающего основы правопорядка в стране, а также ст. 9 Конституции РФ. В этой статье закреплен принцип приоритета публичных интересов регулирования использования земель и иных природных ресурсов: «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

    - Принцип обеспечения рационального использования и охраны земель - прямо закреплен также в ст. 9 Конституции РФ. Суть этого принципа в земельном праве заключается в обеспечении одновременно эффективного использования земель и их охраны. Специальные требования предусмотрены в целях сохранения почвенного плодородия земель, повышения их урожайности. Установлены требования, касающиеся размещения объектов на минимально необходимых площадях, предотвращения негативного воздействия на состояние земель, всей окружающей среды. Этот принцип проходит красной нитью через все институты земельного права, воплощен в большом числе земельно-правовых норм.

    - Принцип приоритета сельскохозяйственного использования земель и их охраны - вытекает из содержания норм земельного законодательства, согласно которым земли, признанные в установленном порядке пригодными для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для этих нужд. Для несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земли, не пригодные для ведения сельского хозяйства, или худшие угодья. Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране, их изъятие допускается лишь в исключительных случаях.

    Принцип использования земель в соответствии с их основным целевым назначением пронизывает содержание всех институтов земельного права. Его суть заключается в том, что ни собственник земельного участка, ни его владелец, пользователь или арендатор не вправе изменить целевое назначение земельного участка по своему усмотрению. Они обязаны использовать земли в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель допускается только в установленном порядке специально уполномоченными на то органами.

    - Принцип платности использования - земель независимо от титула права на землю (ст. 47 ЗК). Согласно Закону РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» (в ред. от 31 декабря 1999 г.)* собственники земли, землевладельцы, землепользователи обязаны ежегодно платить земельный налог. С арендаторов земельных участков взимается арендная плата. Использование практически всех категорий земель в стране является платным, за некоторыми исключениями.

    - Обеспечение защиты прав юридических лиц и граждан на землю - Его содержание раскрывается в нормах земельного законодательства, предусматривающих особые способы защиты прав на землю, связанные с восстановлением нарушенных прав, возмещением в полном объеме всех причиненных убытков. Кроме того, в земельном законодательстве предусмотрены специальные гарантии прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в случае изъятия земли для государственных или общественных нужд.

    ЛЕКЦИЯ №2

    «ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА»