Предоставление гражданам мер социальной поддержки. Меры социальной поддержки - это что такое? Понятие и виды. Источники финансирования социальной помощи

1. Понятие льгот и мер социальной поддержки.

Льгот – особая форма распределения, которая заключается в предоставлении материальных благ/услуг с частичной уплатой стоимости или бесплатно.

Основания предоставления льгот:

1) специфические потребности отдельных граждан;

2) наличие у гражданина особых заслуг (герой СССР, участники ВОВ и т.д.);

3) претерпевание гражданами лишений (узники фашизма, репрессированные).

Классификация льгот:

A. право на первоочередное удовлетворение потребностей отдельных граждан;

B. повышение размеров обеспечения;

C. продление срока обеспечения;

D. снижение требований для предоставления обеспечения;

E. освобождение отдельных граждан от полной/частичной оплаты услкуг (например, за ЖКХ);

F. в форме натурального получения (путевки в санатории и т.д.)

2) По субъекту:

A. герои СССР, РФ, социалистического труда;

B. полные кавалеры ордена славы/трудовой славы;

C. участники ВОВ;

D. инвалиды;

E. пострадавшие от репрессий;

F. пострадавшие от радиационных/техногенных катастроф;

G. ветераны труда;

Недостатки системы льгот:

ü большинство льгот не было обеспечено финансово;

ü отсутствовало четкое разграничение в полномочиях РФ, субъектов РФ и МО в части предоставления льгот;

ü большинство льгот носило натуральный характер – злоупотребления со стороны органов власти и фактическому непредоставлению льгот.

В связи с этим законодатель заменил слово «льготы» на слово «меры социальной поддержки», что оформлено ФЗ от 22.08.2004г.

Меры соц. поддержки – это вид социального обеспечения, состоящий в предоставлении гражданам определенных услуг, денежных выплат, а также материальных благ и услуг с частичной оплатой их стоимости или бесплатно.

Закон разграничил полномочия РФ и субъектов в части предоставления мер соц. поддержки.

К ведению РФ относятся:

Ø герои СССР, РФ, кавалеры полной и трудовой славы;

Ø инвалиды войны;

Ø бывшие узники фашизма;

Ø участники ВОВ;

Ø военнослужащие, проходившие военную службы не в действующей армии в период ВОВ;

Ø жители блокадного Ленинграда;

Ø члены семей погибших, инвалидов, участников войны и боевых действий;

Ø инвалиды;

Ø лица, пострадавшие от радиации;

Ø доноры.

В ведении субъектов РФ:

Ø ветераны труда;

Ø труженики тыла;

Ø реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий.

Меры социальной поддержки, предоставляемые федеральными органами гос. власти.

Правовое регулирования: ФЗ от 17.07.1999г. № 178 – ФЗ «О государственной социальной помощи»

Ø набор социальных услуг;

Ø ежемесячные денежные выплаты.

Набор соц. услуг включает:

§ обеспечение по рецептам врача лекарственными средствами, изделиями мед. назначения, а также спец. продуктами питания для детей – инвалидов;

§ предоставление при наличии мед. показаний путевки на санаторно – курортное лечение;

§ бесплатные проезд на пригородном железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно.

Человек может отказаться от предоставления услуги и услуга будет заменена денежными выплатами (543, 84, 78)

Ежемесячные денежные выплаты:

1) Герои РФ, СССР, Кавалеры Ордена славы – 36тысяч 410 руб.;

2) инвалиды первой группы – 2162 руб./месяц;

3) инвалиды второй группы –

4) 3-й группы 1236 руб;

5) в следствии чернобыльской катастрофы – 1453

6) инвалиды войны 3088 руб.

7) участники ВОВ 2316 руб

8) награжденные знаком «жителю блокадного Ленинграда» - 1699 руб.

Все размеры в ФЗ № 72 – ФЗ от 2009 года.

Меры, предоставляемые органами власти субъектов РФ:

1) инвалидам и участникам ВОВ (дополнительно к мерам соц. поддержки от ФО гос. власти):

ü ежемесячное пособие на проезд на территории СО во всех видах пассажирского транспорта и на транспорте общего пользования. В случае отказа – 275 руб/месяц;

ü бесплатный проезд на территории СО на автотранспорте общего пользования междугородних маршрутов;

ü ежемесячное пособие на оплату жилья и коммунальных услуг;

2) женщинам, участницам ВОВ, не имеющим группы инвалидности:

ü предоставление раз в 2 года путевки в санаторно – курортное лечение, либо 1 тыс. руб.;

ü компенсация 100% расходов на оплату услуг по установке телефона;

3) для инвалидов с детства - компенсация 100% расходов на оплату услуг по установке телефона;

4) ветераны труда:

ü 50% на оплату жилого помещения и 50 % на оплату коммунальных услуг;

ü ежемесячное пособие за пользование услугами местной телефонной связи -152 руб. 75 коп.;

ü ежемесячное пособие на пользование услугами радио 16 руб. 28 коп.;

ü ежемесячное пособие на пользование услугами тел. вещания 54 руб;

ü обслуживание в Областных организациях здравоохранения, к которым лица прикреплены до выхода на пенсию;



ü бесплатное изготовление/ремонт зубных протезов в гос/мун. лечебных учреждениях;

ü внеочередное оказание мед. помощи в Областных организациях здравоостранения;

ü ежемесячное пособие на проезд внутри города 275 руб.;

ü бесплатный проезд по территории СО на авто транспорте общего пользования;

ü оплата 50% стоимости проезда по территории СО на ж/д, водном транспорте пригородного сообщения.

5) труженики тыла: то же, что ветеранам труда +

ü 50% оплаты за лекарство;

ü бесплатное предоставление 1 раз в 2 года путевки в санаторное учреждение;

ü первоочередной прием в дома для престарелых и инвалидов;

ü бесплатное обеспечение протезно – ортопедическими изделиями по мед. показателям;

ü бесплатный проезд стоимости проезда по территории СО на ж/д, водном транспорте пригородного сообщения.

Одним из видов социальной защиты граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг является предоставление мер социальной поддержки в виде льгот на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки граждан по оплате жилья, коммунальных услуг (далее - ЖКУ) предоставляются отдельным категориям граждан в соответствии с законодательными и правовыми актами Российской Федерации и города Москвы .
Меры социальной поддержки граждан по оплате ЖКУ основываются на заявительном принципе, осуществляются при предоставлении гражданами в организацию, производящую начисление платежей за названные услуги, документов, подтверждающих отнесение их к соответствующей льготной категории.
Меры социальной поддержки по оплате ЖКУ предоставляются гражданам в виде скидки с оплаты (льготные скидки) при расчете им платежей за ЖКУ.
Льготные скидки предоставляются гражданам не более чем на одну квартиру (жилое помещение) исходя из ставок, цен и тарифов, установленных Правительством Москвы.
Гражданам, оплачивающим услуги содержания и ремонта жилого помещения по ценам, установленным Правительством Москвы, льготные скидки на оплату этих услуг рассчитываются по тем ценам, по которым производится расчет платежей.
В том случае, когда гражданин имеет право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ по двум и более основаниям, льготные скидки начисляются по одному из оснований по выбору гражданина. При этом по каждому из видов платежа могут быть применены разные льготные скидки (например, скидки на оплату жилого помещения могут быть предоставлены по одному основанию, а на оплату коммунальных услуг ─ по другому основанию; по разным коммунальным услугам могут предоставляться скидки по разным основаниям).
При наличии в семье нескольких граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, каждый из них вправе воспользоваться своим собственным правом на льготные скидки или пользоваться льготой как член семьи гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки. При этом на каждую единицу потребленного объема услуги (кв.м, куб.м, Гкал и др.) может быть предоставлена только одна льготная скидка.
К платежам за жилое помещение относятся плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также плата за пользование жилым помещением (плата за наем) – для граждан, занимающих жилое помещение государственного жилищного фонда по договору найма.
К платежам за коммунальные услуги относятся плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
Плата за содержание и ремонт жилых помещений предусматривает оплату услуг по управлению многоквартирным домом, выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и придомовой территории, включенной в состав общего имущества (в т.ч. вывоз твердых бытовых отходов).
В цены за содержание и ремонт жилых помещений не включены расходы по ремонту жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования:
- наниматели жилых помещений обязаны за свой счет производить текущий ремонт жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования;
- собственники жилых помещений обязаны за счет собственных средств производить текущий и капитальный ремонт жилого помещения и внутриквартирного инженерного оборудования.
Плата за наем, услуги по содержанию и ремонту жилья и отопление взимается с граждан, являющихся нанимателями или собственниками жилья, независимо от факта их проживания на площади, занимаемой по договору найма или находящейся в собственности.
Плата за наем и коммунальные услуги начисляется по ставкам, ценам и тарифам, ежегодно утверждаемым Правительством Москвы.
Установленная норма площади жилья для начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения при применении регулируемых Правительством Москвы цен определяется как социальная норма площади жилья для семьи определенного состава плюс 7 кв.м на каждого зарегистрированного на данной площади гражданина.
Социальные нормы площади жилья:
для одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м;
для семьи из 2-х человек – 42 кв.м;
для семьи из 3-х и более человек – 18 кв.м на каждого члена семьи.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.12.04г. № 850-ПП возмещение выпадающих доходов организаций от предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате ЖКУ осуществляется ГКУ ГЦЖС.
Порядок возмещения организациям выпадающих доходов от предоставления гражданам мер социальной поддержки по оплате ЖКУ утвержден постановлением Правительства Москвы от 04.06.2002г. №411-ПП.
В соответствии с указанным Порядком компенсационные выплаты за счет средств федерального и городского бюджетов производятся ГКУ ГЦЖС на основании заключенных с организациями договоров на возмещение выпадающих доходов и представленных ими отчетов о выпадающих доходах.
В настоящее время возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот на оплату ЖКУ получают около 3000 организаций.

Перечень категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки (льготы) по оплате жилья и коммунальных услуг в г. Москве
Категория 1
Герои СССР, РФ и полные кавалеры ордена Славы (в случае отказа от ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом РФ от 15.01.1993 №4301-1)
Категория 2
Пережившие супруги и родители Героев СССР, РФ и полных кавалеров ордена Славы
(в случае отказа от ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом РФ от 15.01.1993 №4301-1)
Категория 3
Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы
(в случае отказа от ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом РФ от 09.01.1997 №5-ФЗ)
Категория 4
Инвалиды Великой Отечественной войны
Категория 5
Родители, супруги, не вступившие в повторный брак, умерших (погибших) инвалидов Великой Отечественной войны
Категория 6
Нетрудоспособные члены семьи умершего (погибшего) инвалида Великой Отечественной войны, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца
Категория 7
Участники Великой Отечественной войны
Категория 8
Родители, супруги, не вступившие в повторный брак, умерших (погибших) участников Великой Отечественной войны
Категория 9
Нетрудоспособные члены семьи умершего (погибшего) участника Великой Отечественной войны, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца
Категория 10
Инвалиды боевых действий, инвалиды в результате исполнения обязанностей военной службы и служебных обязанностей
Категория 11
Участники боевых действий, приравненных к периоду Великой Отечественной войны:
а) в Китае (с марта 1946 года по апрель 1949 года, с марта по май 1950 года, с июня 1950 года по июль 1953 года)
б) в Венгрии (в 1956 году);
в) в районе острова Даманский (в марте 1969 года);
г) в районе озера Жаланашколь (в августе 1969 года).
Категория 12
Ветераны боевых действий
Категория 13
Родители умерших (погибших) ветеранов боевых действий
Категория 14
Супруги умерших (погибших) ветеранов боевых действий, не вступившие в повторный брак и проживающие одиноко или с несовершеннолетними детьми
Категория 15
Нетрудоспособные члены семьи умершего (погибшего) ветерана боевых действий, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца
Категория 16
Члены семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и государственной безопасности, погибших или пропавших без вести при исполнении служебных обязанностей
Категория 17
Лица, работавшие на предприятиях, в организациях и учреждениях Ленинграда в период блокады, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды детства в результате боевых действий в период Великой Отечественной войны
Категория 18
Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признанные инвалидами
Категория 19
Лица, непрерывно трудившиеся на предприятиях, в организациях и учреждениях Москвы в период с 22.07.1941г. по 25.01.1942г.
Категория 20
Лица, награжденные медалью "За оборону Москвы"
Категория 21
Труженики тыла
Категория 22
Несовершеннолетние узники концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами
Категория 23
Лица, подвергшиеся политическим репрессиям, являющиеся пенсионерами или инвалидами
Категория 24
Лица, пострадавшие от политических репрессий, являющиеся пенсионерами или инвалидами
Категория 25
Члены семей реабилитированных, пострадавших в результате репрессий, являющиеся пенсионерами или инвалидами
Категория 26
Граждане, получившие заболевания, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС
Категория 27
Граждане, эвакуированные в 1986 г. из зоны отчуждения
Категория 28
Граждане, переселенные из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы
Категория 29
Граждане, принимавшие в 1986-1987г.г. участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
Категория 30
Семьи граждан, умерших (погибших) в результате аварии на Чернобыльской АЭС
Категория 31
Лица, получившие лучевую болезнь или ставшие инвалидами вследствие аварий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах
Категория 32
Граждане из подразделений особого риска
Категория 33
Семьи, потерявшие кормильца из числа лиц, действовавших в составе подразделений особого риска
Категория 34
Граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на ПО "Маяк"
Категория 35
Граждане, получившие заболевания вследствие аварии на ПО "Маяк", эвакуированные из районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению
Категория 36
Семьи, потерявшие кормильца вследствие аварии на ПО "Маяк"
Категория 37
Граждане, пострадавшие от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
Категория 38
Граждане, награжденные знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР"
Категория 39
Многодетные семьи, имеющие трех и более детей до достижения младшим из них возраста 16 лет (обучающимся в образовательном учреждении, осуществляющем общеобразовательные программы - 18 лет)
Категория 40
Семьи, имеющие 10 и более детей в возрасте до 16 лет, а также старше 16 лет, если они являются учащимися общеобразовательных школ
Категория 41
Рабочие и служащие, имеющие более 3-х проживающих с ними иждивенцев
Категория 42
Лица, признанные инвалидами
Категория 43
Семьи, имеющие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет
Категория 44
Ветераны труда и приравненные к ним лица после назначения пенсии в соответствии с законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 №173-ФЗ или «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 №340-1.
Ветеранам труда и приравненным к ним лицам (в т.ч. ветеранам военной службы), получающим пенсии либо пожизненное содержание на основании иных законов, меры социальной поддержки предоставляются при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости (55 лет – для женщин, 60 лет – для мужчин)
Категория 45
Старший по дому и придомовой территории, старший по подъезду, члены руководящего органа домового комитета
Категория 46
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа
Перечень категорий граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки (льготы) по оплате услуг связи (радиоточка)
Категория 1
Герои СССР, РФ и полные кавалеры ордена Славы
(льготы в размере 50% по оплате радиоточки и телеантенны)
Категория 2
Инвалиды по зрению 1 и 2 групп
(освобождены от оплаты радиоточки).
Категория 3
Одиноко проживающие инвалиды, а также получающие субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг: одиноко проживающие пенсионеры и семьи, состоящие из пенсионеров
(льготы в размере 50% по оплате телеантенны).

Государство оказывает заботу и поддержку различным слоям населения, в том числе малоимущим семьям и гражданам, руководствуясь в этих вопросах Законом № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. (ст. 1) и Федеральным Законом № 134-ФЗ от 24 октября 1997 г. (ст. 6). Рассмотрим подробнее и граждан оказавшихся в тяжелом материальном положении.

Меры социальной поддержки, оказываемые государством для малоимущих категорий граждан, разделяются по следующим категориям: обеспечение жильем (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 59 ЖК РФ), социальная помощь, предоставление субсидий на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ). Для получения различных видов социальной поддержки граждане должны соответствовать категории малоимущих, при этом категории соответствия будут различаться в зависимости от вида социальной поддержки.

Рассмотрим, кто признается семьей или гражданином с низким уровнем дохода, и на какие виды социальной поддержки они могут претендовать в 2019 году по действующему российскому законодательству.

Как семья или гражданин признаются малоимущими

Критерием для признания семьи или одинокого гражданина малоимущими является сравнение уровня среднедушевого дохода семьи с уровнем прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, где проживает семья (одинокий гражданин) для соответствующей группы населения. Уровень МРОТ устанавливается отдельно для трудоспособного населения, и для несовершеннолетних граждан. Если уровень дохода на человека в семье ниже, чем установленный в данном субъекте РФ для соответствующей социальной-демографической группы населения, семья или одинокий гражданин признаются малоимущими и получают право на различные меры социальной поддержки от государства. В том случае, если в данном субъекте РФ не установлена величина прожиточного минимума, для граждан будет применена величина прожиточного минимума, которая установлена Правительством РФ на федеральном уровне, то есть в среднем по России (см. ст. 1 Федерального Закона № 134-ФЗ, ч. 2 и 3 ст. 7 Закона № 178-ФЗ).

Чтобы определить, имеете ли вы право на получение помощи от государства, вам необходимо определить среднедушевой доход семьи или доход гражданина, проживающего одиноко. Этот расчет для вас осуществляет орган социальной защиты населения. Вы должны написать заявление в орган социальной защиты по месту жительства о предоставлении вам государственной социальной помощи и представить документы, подтверждающие все полученные вами доходы за три последних месяца до подачи заявления (ст. ст. 1, 4 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05 апреля 2003 г.).

Орган социальной защиты населения на основании вашего заявления и представленных документов о вашем доходе определяет среднедушевой доход семьи как одну треть от суммы доходов всех членов семьи на число членов семьи.

Если гражданин проживает один, его доход определяется как одна треть суммы всех его доходов. В состав доходов, учитываемых при определении среднедушевого дохода, входят все выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, компенсации, социальные пособия, в том числе пенсии и стипендии, пособие по безработице, материальные выплаты из бюджетов всех уровней. Не учитываются при расчете среднедушевого дохода алименты, государственная социальная помощь в натуральной и денежной форме и единовременные страховые выплаты (ст. ст. 5, 15 Закона № 44-ФЗ, Перечень видов доходов, учитываемый при расчете среднедушевого дохода, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 512 от 20 августа 2003 г.).

Кто учитывается в составе семьи для расчета среднедушевого дохода

В состав семьи, согласно Федерального Закона № 134-ФЗ (ст. 1) и Закона № 44-ФЗ (ст. 13) принимаются совместно проживающие лица, связанные между собой родством или свойством, которые ведут совместное хозяйство, то есть супруги, их дети и родители, браться и сестры, усыновители и усыновленные, пасынки и падчерицы. При этом, согласно Закону № 44-ФЗ (ст. 14), не включаются в состав семьи для расчета среднедушевого дохода следующие лица:

  • Лица, находящиеся на полном обеспечении государства;
  • Военнослужащие, если они проходят службу в частях армии и флота в качестве сержантов, старшин, матросов и солдат или обучаются в военных вузах и военных профессиональных организациях, не заключившие контракта о прохождении службы;
  • Лица, которые находятся по решению суда на принудительном лечении, или находятся в местах лишения свободы, или заключены под стражу.

Какие виды социальной поддержки оказывает государство данной категории малоимущих граждан?

Социальная помощь от государства для малоимущих семей и граждан

Если среднедушевой уровень дохода семьи или гражданина меньше, чем величина прожиточного минимума, установленного для данной социально-демографической группы населения в данном регионе, то, согласно требованиям Федерального Закона № 178-ФЗ (ч. 1 ст. 7 и ст. 12), данные граждане имеют право на получение государственной социальной помощи в виде натуральной помощи и денежный выплат.

В различных субъектах РФ местное законодательство устанавливает дополнительные меры социальной поддержки для малоимущих. В то же время прожиточный минимум для разных социальных групп в различных регионах также различается. Так, в Московской области величина прожиточного минимума, установленная Постановлением Правительства московской области № 212/9 от 23 марта 2017 г. (п. 1) за IV квартал 2016 г., составляет 11 021 руб. на душу населения, 12 214 руб. для трудоспособного населения, 8 285 руб. для пенсионеров и 10 688 руб. для детей.

Для государственной социальной поддержки малоимущих семей и одиноких граждан с уровнем дохода ниже прожиточного минимума в Московской области оказывается социальная помощь от государства в виде выплаты разницы между размером прожиточного минимума для соответствующих социально-демографических групп, к которым принадлежат члены семьи или одинокие граждане, и уровнем их дохода (общим доходом семьи). Установленные Законом Московской области № 189/2013-ОЗ от 30 декабря 2013 г. (ст. 2, ч. 1 ст. 4) предельные размеры социальных выплат, рассчитанные на одного члена семьи или гражданина, проживающего отдельно, составляют минимально – 300 руб. и максимально – 1 000 руб. за месяц или не больше 6 000 руб. за календарный год.

В Московской области Законом № 189/2013-ОЗ (п. 1 ч. 1 ст. 1.1, ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 5)также предусмотрены меры поддержки малоимущих граждан, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Если человек получил инвалидность или потерял работу, он может получить помощь от государства в рамках социального контракта. Предоставляется такая помощь действительно в исключительных случаях, длительность предоставления помощи составляет от трех месяцев и до одного года. Предоставляется помощь не чаще одного раза в пять лет. При этом размер выплат определяется социальным контрактом, максимальный размер помощи при этом не превышает 60 000 руб.

Для неработающих пенсионеров, общая величина дохода которых меньше, чем величина прожиточного минимума, установленная для пенсионеров в соответствующем субъекте РФ по месту их проживания, федеральным и региональным законодательством установлена социальная доплата к пенсии, призванная . Условия для получения региональной социальной доплаты к пенсии неработающего пенсионера указаны в Законе № 178-ФЗ (ч. 1 ст. 12.1).

Другие виды социальной поддержки, предоставляемые малоимущим

Для малоимущих семей и одиноких граждан, общий среднедушевой доход которых меньше, чем установленный в регионе проживания прожиточный минимум, федеральным и местным законодательством гарантированы следующие виды социальной поддержки:

Обеспечение жильем малоимущих граждан

Если малоимущие граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, для них по договору социального найма могут быть предоставлены жилые помещения из жилищного фонда муниципалитета. Признание граждан малоимущими в целях получения социального жилья подразумевает учет не только получаемого ими среднедушевого дохода, но и стоимости имущества, находящегося в их собственности и облагаемого налогом (Конституция РФ (ч. 3 ст. 40) и ЖК РФ (ч. 2 ст. 49)).

В Москве, например, обеспечение жильем малоимущих граждан производится на основании учета уровня имущественной обеспеченности гражданина. Это уровень рассчитывается как сумма стоимости всего имущества, которое находится в собственности гражданина и членов его семьи, если данное имущество подлежит налогообложению (в сумму имущества не входит стоимость жилых помещений или их частей) плюс доход всех членов семьи в денежном выражении за расчетный период.

Далее полученная сумма имущественной обеспеченности семьи или гражданина сравнивается с общей стоимостью жилого помещения, необходимого для обеспечения данных граждан жильем по установленным нормам предоставления площади жилья на человека.

Например, для Москвы в соответствии с Законом г. Москвы № 7 от 25 января 2006 г. (ч. 1 и 2 ст. 2) и Законом г. Москвы № 29 от 14 июня 2006 г. (п. п. 3, 5 ст. 7) малоимущими признаются граждане, проживающие в Москве по месту жительства не менее 10 лет, при этом их имущественная обеспеченность меньше установленной нормы.

Как считается состав семьи для определения семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Рассматривая меры социальной поддержки предусмотренные для малоимущих семей , следует отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона № 7 для постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, семья считается состоящей из следующих лиц:

  • Супругов и их несовершеннолетних детей вне зависимости от места их жительства;
  • Лиц, объединенных признаками родства и свойства, проживающих совместно в жилом помещении и ведущих общее хозяйство;
  • Других лиц, если они вселены в жилое помещение как члены семьи на основании решения суда или в установленном порядке.

Жилищный Кодекс РФ (ч. 1 ст. 59) определяет, что освободившиеся жилые помещения в коммунальной квартире, в которой проживает несколько нанимателей или собственников, могут быть предоставлены по договору социального найма нанимателям или собственникам по их заявлению в случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или могут быть ими признаны в установленном порядке.

Также для малоимущих граждан предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины при государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и регистрации договоров об отчуждении недвижимости согласно НК РФ (пп. 15 п. 1 ст. 333.35).

Какие меры социальной поддержки предусмотрены для малоимущих семей в Москве

В г. Москве основным критерием определения малообеспеченности семьи для предоставления мер социальной помощи я 01 января 2017 года является уровень имущественной обеспеченности. Уровень имущественной обеспеченности рассчитывается, согласно п. 1 Постановления Правительства г. Москвы № 954-ПП от 28 декабря 2016 г. и п. п. 1.2, 1.3 Порядка, утвержденного данным Постановлением № 954-ПП, в зависимости от имеющейся в собственности граждан недвижимого имущества, транспортных средств, техники и другого имущества, облагаемого налогом, а также сумм денежных средств на банковских счетах и вкладах.

Согласно п. п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.10 Порядка, в Москве меры социальной помощи не предоставляются семье, если у нее в собственности находятся:

  • Более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законодательством РФ;
  • Два жилых помещения или части жилых помещений, поделенных пропорционально долям в праве собственности на помещение, если помещения подлежат государственной регистрации и если суммарная площадь этих помещений в пересчете на каждого члена семьи больше, чем 18 кв. м.;
  • Два легковых автомобиля, один из которых начал эксплуатироваться не раньше, чем три года назад. Не учитываются автомобили, оборудованные для инвалидов, и автомобили многодетных семей с числом сидений более пяти, если в семье четыре ребенка и более.

Кто считается входящим в состав семьи при оценке имущественной обеспеченности

Для оценки имущественной обеспеченности в состав семьи считают входящими следующих лиц.