Принимаем на работу белорусов в году. Прием на работу гражданина белоруссии

Во многих случаях работодатель не может найти подходящие кадры для занятия вакансии по причине высоких запросов соискателей или отсутствия нужных специалистов, и прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году является распространенной практикой для устранения означенной проблемы. Однако работодателям следует учитывать, что нарушение нормативов в вопросах использования миграционного законодательства может привести к серьезным последствиям. Но в целом, прием на работу белорусов практически не доставит дискомфорта кадровым специалистам, бухгалтерам и предприятию, так как для них предусмотрен особый упрощенный режим трудоустройства.

Прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году – основные понятия, плюсы и минусы

Республика Беларусь является одной из наиболее близких к России стран – как с географической точки зрения, так и в отношении культурных, экономических и политических связей и сотрудничества в данных сферах. Соответственно, даже в сфере международного права в вопросах трудовых взаимоотношений для белорусов в России действуют наиболее удобные и комфортные условия – это касается как самих трудовых мигрантов, так и российских работодателей, оформляющих с ними трудовые взаимоотношения. При этом большая часть из этих особенностей существует благодаря тому, что Беларусь входит вместе с Россией в ЕАЭС – так, схожие правила действуют и при приеме на работу граждан Казахстана.

Правовое регулирование вопросов трудоустройства белорусов в Российской Федерации с точки зрения нормативных документов обеспечивается следующими актами:

  • ФЗ №115 от 25.07.2002. Этот федеральный закон устанавливает в своих положениях основные принципы регулирования правового статуса и иных возможностей иностранцев, в том числе и белорусов, на территории Российской Федерации и предусматривает особый порядок действий при их трудоустройстве.
  • Глава 50.1 ТК РФ. В положениях означенной главы устанавливаются главные принципы трудоустройства иностранцев и отличия трудовых взаимоотношений с ними в сравнении с общим порядком приема на работу россиян.
  • Договор ЕАЭС от 29.05.2014. В данном договоре раскрываются основные принципы международного сотрудничества государств, входящих в Евразийский союз и общие нормативы трудоустройства граждан стран ЕАЭС на территории означенных государств.
  • Соглашение между РФ и РБ от 24.01.2006. Оно регулирует общий порядок въезда и регистрации на территории Российской Федерации граждан Белоруссии, что следует учитывать при их переезде и устройстве на работу.

В отношении граждан Беларуси при для работодателей нет отличий с точки зрения используемого ими режима пребывания в России. В частности, они принимаются на работу на одинаковых условиях как если въезжали просто с оформлением миграционной карты, так и если уже имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство в России. В любой из вышеозначенных ситуаций все принципы их трудоустройства будут одинаковыми.

Прием на работу граждан Белоруссии в 2019 году – пошаговая инструкция

Порядок действий при приеме белорусов на работу может выглядеть следующим образом:

  1. Привлечение работников из Беларуси может производиться абсолютно аналогичным образом как и трудоустройство россиян. При этом работодателю, если он публикует вакансии, запрещено указывать в объявлениях о них о необходимости принять на работу лицо, имеющее именно белорусское гражданство или не являющееся гражданином РФ, равно как и наоборот – требовать обязательного наличия российского гражданства. Данные действия могут быть квалифицированы как трудовая дискриминация по национальному признаку.
  2. Предоставление соискателем документов и их необходимая проверка. Жители Белоруссии при приеме на работу предоставляют немного отличный пакет документов от тех, которые требуются от россиян. Данный список более подробно будет рассмотрен далее.
  3. Заключение трудового договора с гражданином Белоруссии. В своих основных принципах, заключение не имеет ключевых отличий в сравнении с договорами, оформляемыми между работодателем и резидентами РФ. Но некоторые работодатели не учитывают ряд нюансов или неправильно трактуют нормы законодательства. В частности, к распространенным ошибкам относится заключение срочного договора без наличествующих законных оснований для таковых действий.
  4. Уведомление органов исполнительной власти в вопросах миграции. Поскольку с 2016 года ФМС упразднена, работодателю необходимо в трехдневный срок направить уведомление УВМ МВД о приеме на работу иностранца. Срок подачи уведомления о приеме белоруса составляет 3 дня после заключения трудового договора.

В случае прекращения трудовых отношений работодателю требуется уведомить УВМ МВД о прекращении трудового договора. Таковое увольнение является процедурой, аналогичной первичному сообщению про прием белоруса на работу и имеет аналогичные сроки подачи и используемую для извещения форму.

Постановление ВС РФ от 30.05.2017 №78-АД17-19 утверждает, что уведомление миграционных органов в отношении белорусов не является обязательным, однако судебная практика и иные законодательные нормы часто свидетельствуют об обратном. Учитывая простоту уведомления, пренебрегать данной процедурой не стоит – последующие возможные разбирательства хоть и смогут доказать правоту работодателя, но потребуют значительных бессмысленных трат времени, кадровых ресурсов и средств организации.

Какие документы нужны при приеме на работу белорусов в 2019 году

Как и для российских граждан, законодательством устанавливается определенный перечень документации, которую должен предъявить соискатель при трудоустройстве. В отношении белорусов документы для приема на работу в 2019 году требуются следующие:


Требовать при приеме на работу белоруса такие документы, как военный билет или полис медицинского страхования, работодатель не вправе. Поэтому они являются необязательным при приеме на работу.

Другие нюансы и особенности приема на работу белорусов в 2019 году

При истребовании у белоруса документов при его приеме на работу, работодатель может потребовать от него лишь оплаты услуг по приобретению бланка трудовой книжки. Медицинский осмотр в данном случае оплачивается работодателем. Однако переводы и апостилирование документов также оплачивает соискатель из Белоруссии.

Патент на работу в 2019 году для граждан Белоруссии не требуется. Более того – ответственные миграционные органы не смогут оформить данный документ в принципе. Соответственно, прием на работу жителей Беларуси осуществляется без патента или разрешения на работу. Это значит, что он также не предусматривает ограничений по месту исполнения работы – жители Белоруссии могут работать в любом регионе РФ без дополнительных изменений и разрешений, в том числе и на любых должностях.

При заключении договора о дистанционной работе с гражданином Беларуси, если он при исполнении своих обязанностей не будет посещать российскую территорию, уведомление МВД о факте трудоустройства или расторжения договора не требуется. Также, необязательно в данном случае и оформление трудовой книжки.

И в отношении граждан Беларуси не действует режим регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Поэтому:

  • Белорусу не нужно иметь разрешение на работу в России.
  • Белорус вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории России.
  • Работодателю не нужно оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников из Беларуси.
  • О приеме белорусов на работу от работодателя не требуется уведомлять налоговый орган, территориальный орган ФМС России (за исключением постановки на миграционный учет, это обязательно) и орган власти субъекта РФ по вопросам занятости населения. Также не нужно информировать их о расторжении трудовых (гражданско-правовых) договоров с работниками - гражданами Республики Беларусь и предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Чтобы заключить трудовой или гражданско-правовой договор с гражданином Республики Беларусь необходимо :

1. Убедиться, что он имеет гражданство Республики Беларусь. Для этого он должен предъявить вам паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абз. 2 ч. 1 ст. 65 ТК РФ, ст. 10 Закона N 115-ФЗ).

2. Трудовая книжка (российского образца ). Если ранее гражданин Республики Беларусь не работал в России и не может вам представить трудовую книжку, вы сами оформляете ее в установленном порядке (абз. 3 ч. 1, ч. 5 ст. 65, ст. 66 ТК РФ).
Для работы по гражданско-правовому договору Трудовая книжка не требуется .

3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, если гражданин Республики Беларусь имеет статус временно или постоянно проживающего в РФ. Такие иностранные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ).

Если ранее гражданин Республики Беларусь не работал в России и страхового свидетельства не имеет, вы обязаны оформить на него такой документ в органах ПФР (абз. 7 ст. 15 Закона N 27-ФЗ);

4. Документ об образовании, квалификации или специальных знаниях - при поступлении иностранца на работу, требующую специальной подготовки (абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

Как принять на работу белоруса. Как принять на работу белоруса 2014. Как принять на работу белоруса 2015. Как принять на работу белоруса 2016. Чтобы принять белоруса на работу. Прием на работу граждан Белоруссии. Белорусы – как их принять на работу. Прием на работу гражданина Белоруссии. Белорус. Прием на работу белоруса

Льготное трудоустройство в России граждан Республики Беларусь закреплено в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий". Подтверждают его и Письма ФНС России от 22.10.2008 N ШС-6-3/751, ФМС России от 20.12.2007 N МС-1/9-25552.
Упрощенная процедура найма на работу граждан Беларуси закреплена также в Соглашении от 19.11.2010 "О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей". Соглашение было заключено между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан. Оно ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 N 186-ФЗ.

Условия работы в России для иностранцев во многом зависят от того, откуда приехал работник. Если для одних мигрантов законы со временем становятся жестче, другие пользуются новыми преференциями. Связано это с партнерскими отношениями России и ее ближайших соседей. Например, прием на работу граждан Белоруссии не ограничен ни квотами, ни получением разрешительных документов.

Порядок для работников

Все дело в подписанном Россией, Арменией, Казахстаном и Белоруссией соглашении о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), которое позволяет гражданам устраиваться на работу в соседних государствах без патентов. Итак, на вопрос, нужно ли разрешение на работу гражданам Белоруссии, можно давать отрицательный ответ.

Все приезжающие из безвизовых стран (и белорусы в том числе) могут находиться в России не дольше трех месяцев в каждое полугодие. Как только белорусский гражданин находит работу, срок нахождения в стране продлевается на срок действия договора с работодателем. Но даже если такой договор будет расторгнут досрочно, у белорусов есть две недели, чтобы найти себе нового работодателя, даже если 90 дней разрешенного пребывания уже прошли.

Законом установлен срок в 30 дней, в течение которого белорусские граждане должны встать в миграционную службу на учет.

Граждане Белоруссии не имеют миграционных карт (на границе их не заполняют). Таким образом, для того, чтобы работать в России, им достаточно иметь документ, подтверждающий их гражданство.

Правила для работодателя

Теперь о том, как принять на работу гражданина Белоруссии. Никаких ограничений в количестве принимаемых белорусских работников нет, то есть их можно трудоустраивать, не учитывая допустимую долю мигрантов-работников. Работодателю не нужно получать специальные разрешения. Документы для оформления нужны такие же, как и для россиян, согласно Трудовому кодексу РФ.

Трудовые книжки из Республики Беларусь в Российской Федерации не используются, поэтому нужно заводить документ российского образца.

Порядок оформления на работу граждан Белоруссии отличается только тем, что работодатель в течение трех дней после заключения (или расторжения) контракта должен сообщить об этом миграционную службу. За неуведомление грозит штраф. Ни налоговые, ни страховые органы ставить в известность не нужно.

Социальные выплаты

С начала 2015 года граждане стран ЕАЭС имеют право на все социальные выплаты (кроме пенсионных). причем с первого же дня работы, на таких же условиях, что и россияне.

Страховые взносы в ФСС уплачиваются в том же объеме, который установлен для российских граждан, – 2,9%. Это дает право белорусам на получение пособий во время болезни, а также постоянных и единовременных выплат в связи с материнством. При этом миграционный статус белорусских граждан (имеют ли они РВП, вид на жительство или находятся в РФ временно) не имеет значения. Такие выплаты положены теперь не только белорусам, но и гражданам Казахстана и Армении. Правда, производятся они только в случае заключения трудового договора. Если белорус оказывает услуги на основании гражданско-правового договора, пособия ему не предусмотрены.

Налоги

С 1 января 2015 года для белорусов, как и для работников из других стран – участниц ЕАЭС, ставка НДФЛ равна 13% , причем с самого первого дня работы, независимо от того, стали ли они налоговыми резидентами и имеют ли вид на жительство. Это правило относится только к трудовым доходам.

На налоговые вычеты, однако, имеют право только белорусы-резиденты, то есть, те, кто находился в России больше 183 дней в течение года.

Предпринимательство для белорусов

Могут ли граждане Белоруссии работать в России на себя? Вообще организовать собственный бизнес (ИП или ООО) в России может любой иностранец. Никаких запретов и ограничений на этот счет в законах не имеется. Другое дело, каким условиям должен он удовлетворять.

Алгоритм, как открыть ИП в России гражданину Белоруссии, начинается с регистрации по месту жительства. Это общее требование, предъявляется оно и к россиянам в том числе.

К регистрации в миграционной службе прописка никакого отношения не имеет. Поэтому для того чтобы стать предпринимателем, обязательно нужно получить разрешение на временное или постоянное проживание, только тогда можно будет прописаться.

Если у гражданина Белоруссии таковое имеется, можно подавать документы. Потребуются:

  • копия белорусского паспорта;
  • ИНН, если есть;
  • заявление о регистрации;
  • документ, подтверждающий право проживания (РВП или ВНЖ);
  • штамп или свидетельство о прописке.

Еще придется уплатить госпошлину. Для некоторых видов деятельности, например, для работы с детьми, нужна справка об отсутствии судимости. Весь пакет документов нужно отнести в налоговую службу по месту жительства.

Если все оформлено правильно, через три дня свидетельство о регистрации ОГРНИП и выписка из реестра будут готовы. После этого обязательно нужно встать на учет в Пенсионном фонде и ФСС (в случае найма работников).

Выбор системы налогообложения

В течение месяца после регистрации необходимо подать заявление на переход к выбранной системе налогообложения. Иначе по умолчанию придется уплачивать налоги по общей системе, что крайне неудобно, особенно для ИП, тем более что ставка НДФЛ для нерезидентов составляет 30%. Выбор режима зависит от объема производства и вида деятельности, это может быть упрощенная система, патентная или ЕНВД. По ним налоговые ставки для иностранцев действуют такие же, как и для граждан РФ.

Как проверить патент иностранца: видео

Из всех иностранцев гражданам Республики Беларусь комфортнее всего работать в России. Дело в том, что наши государства приняли ряд законодательных актов, снимающих многие административные барьеры для трудоустройства граждан Беларуси в России и россиян в Белоруссии.

Так, согласно п. п. 1 и 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство…» (далее — Решение) белорусские граждане имеют равные права с гражданами России в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и др.

На них не распространяется порядок регулирования — не требуется разрешения для приема на работу, не нужны квоты и т.д.

Несмотря на определенные привилегии по сравнению с другими иностранцами, граждане Беларуси обязаны вставать на миграционный учет. В Федеральном законе о миграционном учете от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ для белорусов исключений нет. Если при приеме на работу гражданин Белоруссии еще не стоит на миграционном учете, предприниматель считается принимающей стороной и обязан поставить иностранца на учет в течение трех дней. Поставить иностранца на учет необходимо, если он будет проживать на вашем объекте. При увольнении иностранцев их следует снимать с учета.

За несоблюдение порядка миграционного учета предпринимателя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 400 тыс. руб. в отношении каждого иностранца (п. 4 ст. 18.9 и примечание к ст. 18.1 КоАП РФ). Штрафы огромны, поэтому рекомендуем любое изменение в отношении белорусов регистрировать в миграционной службе — прием на работу, предоставление жилья, заключение нового трудового договора либо пролонгация старого, расторжение договора. Лучше пусть дважды встанет на учет, чем ни разу. За двойную постановку не штрафуют.

Справка. Иностранцы находятся на территории России в следующих статусах (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ):

— это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание (так называемые временно пребывающие);

временно проживающие — лица, получившие разрешение на временное проживание;

имеющие вид на жительство — лица, получившие вид на жительство.

Лица, временно проживающие в России, а также лица, имеющие вид на жительство, обладают теми же правами, что и российские граждане, начисление им заработной платы, удержание и начисление налогов не имеет особенностей. Большую часть иностранных работников составляют временно пребывающие.

Белорус в России — Оформление на работу

Заключение трудового договора с белорусом не имеет каких-либо особенностей. Трудовой кодекс не предусматривает специальной формы договора для сотрудников-иностранцев. Даже сам факт иностранного гражданства в договоре указывать не обязательно.

При заключении трудового договора лицо, принимаемое на работу, обязано (в числе прочих документов) представить трудовую книжку. Если трудовой договор заключается в первый раз, то работодатель должен сам оформить трудовую книжку. Трудовые книжки ведутся на каждого сотрудника, проработавшего у вас свыше пяти дней (ст. 66 ТК РФ). Форма бланка утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225 (вступил в силу с 1 января 2004 г.). Но на руках у граждан еще остались трудовые книжки образца 1974 г., и они считаются действительными.

Белорус может представить вам трудовую книжку любого из двух названных образцов. В противном случае придется заводить новую трудовую книжку, так как трудовые книжки даже братских республик к учету в РФ брать нельзя. А вот его стаж учитывать нужно, поскольку «трудовой стаж… и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих сторон, взаимно признается сторонами» (п. 2 Решения). При этом никаких записей о стаже работника на территории Белоруссии в соответствии с трудовой книжкой белорусского образца в трудовую книжку российского образца вносить не нужно (Письмо Роструда от 15 июня 2005 г. N 908-6-1).

Налог на доходы физических лиц

В отношении налога на доходы физических лиц Правительствами РФ и Республики Беларусь 21 апреля 1995 г. заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения. Через 11 лет (24 января 2006 г.) страны дополнительно составили Протокол к Соглашению. Там указано, что доходы граждан Беларуси облагаются по ставке, предусмотренной в отношении лиц с постоянным местом жительства в РФ, если период нахождения на территории России составляет не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году. Таким образом, если срок трудового договора превышает 183 дня, то выплаты белорусу будут облагаться по той же ставке, что и россиянину, то есть 13 процентов от суммы дохода. Эта же ставка применяется и по бессрочному трудовому договору.

А если белорус находился в РФ, временно не работал и приходит устраиваться к вам на работу, как определить, с какого момента он находится в России? Это не так легко. Дело в том, что в связи с особым статусом именно граждан Белоруссии они не подлежат пропускному контролю (не делаются отметки в паспорте при пересечении границы), на них не оформляется миграционная карта. В этом случае факт пересечения границы им следует подтвердить проездными билетами. В противном случае вам придется считать первый день работы днем появления белоруса в России, и с этого дня ведется отсчет 183-дневного периода.

Вычеты по НДФЛ (стандартные, социальные, имущественные) предоставляются, но только если доходы облагаются по ставке 13 процентов.

Пример 1. Сидорский А.Г., являющийся гражданином Республики Беларусь, прибыл в Россию и 18 февраля 2011 г. заключил с ИП бессрочный трудовой договор.

В связи с тем, что договор является бессрочным, доходы будут облагаться НДФЛ по ставке 13% с первого дня работы у коммерсанта. Кроме того, гражданин имеет право и на вычеты по налогу (допустим, если у него есть несовершеннолетние дети). Однако для получения этого права он должен подтвердить, что с начала года до 18 февраля нигде не работал либо (если работал) представить справки о полученном доходе (для того чтобы можно было следить за лимитом предоставления вычетов).

Если же доходы белоруса облагаются еще по ставке 30 процентов, вычеты ему не положены. Можно ли в дальнейшем при получении сотрудником права на ставку 13 процентов и пересчете НДФЛ воспользоваться еще и вычетами? Я думаю, что можно, так как получается, что эти доходы облагаются по ставке 13 процентов, а значит и право на вычеты имеется.

Пример 2. С гражданином Республики Беларусь Сидорским А.Г. 1 января заключен трудовой договор на срок до 30 апреля (то есть на 120 дней). Общая начисленная зарплата его составляет 10 000 руб. В связи с тем что срок трудового договора составляет менее 183 дней, доходы сотрудника облагаются по ставке 30%, и он не имеет права на вычеты по налогу. Таким образом, ежемесячно с января по апрель он получал на руки 7000 руб. (10 000 руб. — (10 000 руб. x 30%)), соответственно, НДФЛ составляет 3000 руб.

30 апреля срок договора истек, и 1 мая с ним же заключен новый договор на 4 месяца (до 31 августа). В связи с тем что при заключении нового договора уже ясно, что общий срок пребывания в РФ превысит 183 дня, сотрудник имеет право на пересчет налога по ставке 13%. При этом он имеет право и на вычеты на себя и на детей также с 1 января. Сидорский А.Г. написал заявление на предоставление стандартных вычетов на себя и на своего несовершеннолетнего сына.

Таким образом, ежемесячно в январе — апреле сотруднику следовало уплачивать НДФЛ в сумме 1118 руб. ((10 000 руб. — 1000 руб. (вычет на ребенка) — 400 руб. (вычет на себя)) x 13%).

В мае, в связи с тем что доход с начала года превысит 40 000 руб., вычет на себя не предоставляется. НДФЛ мая составит 1170 руб. ((10 000 руб. — 1000 руб.) x 13%). Напоминаем, вычет на детей перестает предоставляться с месяца, в котором доход с начала года превысит 280 000 руб.

При начислении заработной платы за май сотруднику следует вернуть излишне удержанный НДФЛ в сумме 7528 руб. ((3000 руб. — 1118 руб.) x 4 мес.).

Если бессрочный трудовой договор будет расторгнут до истечения 183 дней, то придется произвести перерасчет налоговых обязательств по ставке 30 процентов (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Пример 3. Воспользуемся данными предыдущего примера. Допустим, Сидорский А.Г. решил уволиться с 16 июня. Зарплата за период с 1 по 15 июня составит 5000 руб. В связи с тем, что договор закончился до истечения 183 дней, доход работника облагается по ставке 30%. НДФЛ за июнь составит 1500 руб. (5000 руб. x 30%). За период с января по май с работника следовало удержать НДФЛ в сумме 15 000 руб. (10 000 руб. x 30% x 5 мес.), без предоставления стандартных вычетов.

Фактически удержанная сумма налога составляет 5642 руб. (1118 руб. x 4 мес. + 1170 руб.), то есть при увольнении НДФЛ на сумму 9358 руб. (15 000 — 5642) следует доудержать.

Но с сотрудников запрещено удерживать более 50% начисленной зарплаты (за исключением случаев полной материальной ответственности). Следовательно, в июне, помимо текущего НДФЛ в сумме 1500 руб., можно доудержать только 1000 руб. НДФЛ (5000 руб. x 50% — 1500 руб.). Об оставшейся недоудержанной сумме НДФЛ (8358 руб.) нужно сообщить в месячный срок в свою налоговую инспекцию.

Справка. При исчислении НДФЛ с доходов белорусов учтите: если трудовой договор сроком более 183 дней (или бессрочный) заключен во второй половине года и до этого времени невозможно подтвердить местонахождение белоруса в России, то Минфин России считает, что доходы облагаются налогом по ставке 30 процентов, так как налоговый период (год) закончится до момента истечения 183 дней (Письмо от 18 февраля 2011 г. N 03-04-06/6-32).

Страховые взносы по травме

Начисление данных взносов регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (далее — Закон N 125-ФЗ). Страхованию подлежат как россияне, так и иностранцы, а также лица без гражданства (если только другие федеральные законы, международные соглашения не устанавливают иное). Страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу по трудовому договору, а также лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Базой для начисления взносов являются выплаты по трудовым договорам. Суммы, не подлежащие обложению, указаны в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ. Никаких особенностей и исключений для сотрудников-белорусов там нет.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

Не перестаю удивляться, как же непрост и неоднозначен у нас учет. Вроде бы что сложного, господа законотворцы, если сразу не можете принять нормальные законы, возьмите арбитражную практику, посмотрите узкие места законов, увидите, что то, что вы имели в виду, и то, как это прописано в законе, совсем не одно и то же. Внесите изменения, чтобы не было двоякого толкования. Яркий пример этого — страховые взносы на заработную плату граждан Белоруссии.

Выше говорилось, что с братским государством у нас принято много законов на пару. Помимо этого, наши надзорные и прочие ведомства выпускают свои разъяснения. И вот эти разъяснения и принятые российские законы не стыкуются с общими договоренностями с Белоруссией. Документы в хронологическом порядке приведены в таблице.

Таблица. Нормативные акты и разъяснения, касающиеся взносов на обязательное социальное страхование сотрудников — граждан Белоруссии

Все документы, упомянутые в таблице, являются действующими и на сегодняшний день. Напомним, что нормы международного права имеют приоритет над нормами российского законодательства (ст. 15 Конституции). Вместе с тем в разных действующих международных актах (от 22 июня 1996 г. и 24 января 2006 г.) указаны противоположные позиции по временно пребывающим белорусам.

Как действовать работодателю-предпринимателю в данном случае? Я бы рекомендовал не начислять страховые взносы на зарплату белорусов. Если же сотрудник-белорус захочет, чтобы с его зарплаты платились взносы, то можно ему посоветовать обратиться в суд. Пусть суд принимает решение в таком случае. Может быть, он разберется во всех этих разночтениях.

Удаленный сотрудник из Белоруссии

Указание на место работы — обязательное условие трудового договора (ст. 57 ТК РФ). Согласно ст. 209 Трудового кодекса рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, указание в договоре местом работы адреса физического лица в Республике Беларусь может привести к претензиям инспекции о регистрации обособленного подразделения. Но это относится только к организациям, индивидуальный предприниматель не регистрирует обособленные подразделения (ст. 83 НК РФ).

В связи с тем что в законодательстве четко этот момент не отражен, то фактически получается, что такой договор можно будет заключить. Но зачем? Ведь он, наверняка, привлечет внимание контролеров, а многих проблем можно избежать, заключив договор на выполнение конкретных работ (договор гражданско-правового характера).

Заключение договора гражданско-правового характера (на выполнение работ, оказание услуг) с физическим лицом — гражданином Белоруссии (и фактически проживающим у себя на родине), по сравнению с трудовым договором имеет много плюсов:

— не нужно заключать трудовой договор и вести трудовую книжку;

— отсутствует необходимость миграционного учета;

— выплаты не облагаются взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (только если это прямо не указано в договоре);

— выплаты точно не признаются объектом налогообложения страховыми взносами (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ);

Для найма сотрудника достаточно заключить сам договор (в котором указать реквизиты для оплаты выполненных работ), принять работы по акту, оплатить их. НДФЛ удерживать не нужно, начислять взносы тоже.

Выводы

Трудоустройство граждан Беларуси в России имеет свои незначительные особенности. При должном соблюдении требований по трудоустройству наем таких сотрудников даже выгоден предпринимателям — при минимальном дополнительном оформлении документов можно существенно сэкономить на страховых платежах с заработной платы. Так что не отказывайте соискателю в приеме на работу только на том основании, что он из Белоруссии, он может принести вам много пользы.

Трудоустройство иностранных работников имеет существенные различия от трудоустройства российских граждан РФ. Однако для граждан Республики Беларусь действует упрощенный порядок. Какие основные документы при приеме на работу необходимо оформить при приеме на работу этих категорий работников?

Документом, регулирующим правовые отношения с иностранцами, находящимися на территории РФ, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ). При применении Закона №115-ФЗ следует учитывать, что нормы международных соглашений имеют приоритет над национальным законодательством во всех аспектах правовых отношений с иностранцами.

А в отношении граждан - членов ЕАЭС Договором о ЕАЭС был установлен льготный режим трудовой деятельности. Это означает, что порядок трудоустройства иностранцев, предусмотренный в Законе №115-ФЗ, не распространяется на граждан из Республики Беларусь. И в этой ситуации нужно руководствоваться порядком, установленным в Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и РФ от 22.06.1996 г. №4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее по тексту - Решение).

Для граждан Республики Беларусь не нужно оформлять специальное разрешение на работу (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Какие документы должна запросить кадровая служба при приеме на работу белоруса?

Для оформления трудовых отношений с гражданином из Республики Беларусь работодателю необходимо запросить:

Паспорт;

Трудовую книжку;

Страховое свидетельство;

Документ об образовании.

Перечень документов тот же, что и при трудоустройстве российского работника (ст.65 ТК РФ).

Никаких дополнительных процедур признания документов об образовании не требуется

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами Республики Беларусь, также признаются в соответствии с законодательством РФ.

Из общего правила есть исключения. Для отдельных специальностей необходима процедура признания документов об образовании. Например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (Административный регламент, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2013 г. №1391).

Временно пребывающие в РФ граждане из стран ЕАЭС должны представлять при трудоустройстве полис ДМС (письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 г. №16-4/В-823). Но из этого правила есть исключения. Например, если российский работодатель самостоятельно заключает договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг работникам из стран ЕАЭС.

Важно!

При трудоустройстве на территории РФ граждан из Армении, Казахстана, Киргизии, необходимо наличие полиса ДМС либо заключенного договора о предоставлении платных медицинских услуг. Такое требование не распространяется на белорусских работников, поскольку такие работники трудоустраиваются на тех же правилах, что и российские работники (Договор «О создании Союзного Государства» от 08.12.1999 г., Договор о равных правах от 25.12.1998 г.).

Как и с российскими гражданами оформление приема на работу с белорусами сопровождается заключением трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений.

Расчет трудового стажа граждан Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.2 Решения).

Срок временного пребывания (проживания) работника из Республики Беларусь и членов семьи на территории РФ определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ, услуг (п.5 ст.97 Договора о ЕАЭС).

Граждане Республики Беларусь, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию РФ, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда. То есть им не нужно в течение 30 суток вставать на миграционный учет. При пребывании граждан Республики Беларусь свыше 30 суток с даты въезда, они обязаны зарегистрироваться (встать на учет) либо это сделает принимающая сторона (работодатель либо заказчик услуг).

В соответствии со ст.23 Закона №115-ФЗ регистрация иностранных граждан осуществляется при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в РФ, и документа, удостоверяющего личность.

Важно!

Миграционные карты гражданам Республики Беларусь, прибывающим на территорию РФ, не выдаются.Документом, подтверждающим дату въезда гражданина Республики Беларусь в РФ, может служить проездной документ.

Поскольку у России с Республикой Беларусь нет границ, то миграционные карты работники Республики Беларусь не заполняют (письмо Управления организации визовой и регистрационной работы от 21.01.2005 г. №МС-2/559).

При этом работодатель обязан уведомлять миграционную службу о заключении или расторжении трудовых договоров с работниками из Республики Беларусь (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ). Уведомление направляется в территориальное отделение ФМС России в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора с белорусским работником (п. 8 ст. 13 Закона №115-ФЗ).

Все виды пособий и выплат гражданам Республики Беларусь, работающим на территории РФ, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, отпуска по уходу за ребенком и в других случаях предоставляются в соответствии с законодательством государства трудоустройства (п.3 Решения, п.3 ст.98 Договора о ЕАЭС). Таким образом, с 1 января 2015 г. белорусские граждане, работающие в российских компаниях, наряду с российскими гражданами имеют право на получение всех видов пособий (письмо Минтруда РФ от 13.03.2015 г. №17-3/ООГ-268).