Расходы на такси в командировке: "прибыльные" нюансы (Мухин В.). Как подтвердить расходы на такси в командировке

Закон 129-ФЗ содержал ст. 11 "Оценка имущества и обязательств". Новый Закон "О бухгалтерском учете" не рассматривает способы оценки (денежного измерения) объектов бухгалтерского учета, оставляя это федеральным стандартам (п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Поэтому ст. 12 Закона N 402-ФЗ содержит только положения о необходимости денежного измерения объектов бухгалтерского учета в валюте РФ и о пересчете в рубли стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте. При этом требование пересчета в валюту РФ стало распространяться на все объекты бухгалтерского учета, но перестало быть императивной нормой, получив оговорку "если иное не установлено законодательством Российской Федерации".

5. Регулирование бухгалтерского учета:

5.1. Субъекты регулирования бухгалтерского учета:

Таким образом, после вступления в силу Закона N 402-ФЗ регулирование в области бухгалтерского учета по-прежнему будут осуществлять Минфин России и Банк России.

Новыми субъектами регулирования бухгалтерского учета являются саморегулируемые организации (СРО). Такими организациями могут быть СРО предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, а также их ассоциации и союзы, иные некоммерческие организации. Иными словами, Закон N 402-ФЗ закрепляет возможность негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

5.2. Принципы регулирования бухгалтерского учета:

В отличие от прежнего Закона "О бухгалтерском учете" в Законе N 402-ФЗ регулированию бухгалтерского учета посвящена целая глава, причем принципы регулирования выделены в отдельную статью (см. ст. 20 "Принципы регулирования бухгалтерского учета").

Ранее требования к системе регулирования (принципы регулирования) бухгалтерского учета были изложены в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180. В частности, в указанном документе были перечислены такие требования:

1) разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества и распределение функций между ними;

2) обеспечение единства системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации;

3) целенаправленность ее развития;

4) учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей;

5) преемственность.

Как видим, часть из этих требований реализована в новом Законе "О бухгалтерском учете". В частности, там появились положения о субъектах негосударственного регулирования бухгалтерского учета, другая часть требований провозглашена в качестве принципов регулирования бухгалтерского учета (второму, третьему и четвертому из перечисленных выше требований отвечают п. п. 2, 4 и 1 ст. 20 Закона N 402-ФЗ соответственно).

5.3. Законодательство о бухгалтерском учете и документы в области регулирования бухгалтерского учета:

Закон N 129-ФЗ Закон N 402-ФЗ

Законодательство Российской Законодательство Российской

Федерации о бухгалтерском учете Федерации о бухгалтерском учете

состоит из (ст. 3): состоит из (ст. 4):

Федерального закона "О - Федерального закона "О

бухгалтерском учете"; бухгалтерском учете";

Других федеральных законов; - других федеральных законов;

Указов Президента РФ; - принятых в соответствии с ними

Постановлений Правительства РФ нормативных правовых актов

───────────────────────────────────────────────────────

Нормативная база бухгалтерского К документам в области регулирования

учета состоит из (п. 2 ст. 5): бухгалтерского учета относятся (ст. 21):

Планов счетов бухгалтерского учета - федеральные стандарты (обязательны

и инструкций по их применению; для применения);

Положений (стандартов) по - отраслевые стандарты (обязательны

бухгалтерскому учету, для применения, устанавливают

устанавливающих принципы, правила и особенности применения федеральных

способы ведения организациями учета стандартов в отдельных видах

хозяйственных операций, составления экономической деятельности);

отчетности; бухгалтерского учета;

Других нормативных актов и - стандарты экономического субъекта

методических указаний по вопросам

бухгалтерского учета;

Положений и стандартов,

устанавливающих принципы, правила и

способы ведения учета и отчетности

для таможенных целей

1. Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению.

2. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации.

3. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.

Консультации юриста по ст. 12 Закона О бухгалтерском учете

Задать вопрос:


    Олег Кондратенко

    аудиторы помогите??. Проведение инициативного аудита у экономического субъекта совместимо с:а) ведением бухгалтерского учетаб) восстановлением бухгалтерского учетав) контролем начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежейд) оценка активов и пассивов.ОТВЕТ АРГУМЕНТИРУЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА! =)

    • Ответ юриста:

      Инициативный аудит - это аудит, который проводится по решению руководства предприятия или его учредителей. Основная цель такого аудита - выявить недостатки в ведении бухгалтерского учёта, составлении отчётности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта, помочь ему в организации учёта и отчётностиИнициативный аудит (проводится если не доверяют главному бухгалтеру) , может проводиться, а может и не проводиться. А вот обязательный предусмотрен законодательством. К тому же обязательный аудит должен производиться аудиторской фирмой, имеющей лицензию и не менее пяти аттестованных аудиторов в штате. Обязательный аудит - это ежегодная аудиторская проверка, проведение которой обусловлено прямым указанием в федеральных законах и нормативных актах. Основная цель обязательного аудита - подтверждении достоверности бухгалтерской финансовой отчётности. Аудитор (Аудиторские организации) в процессе своей деятельности оказывают сопутствующие услуги (ФЗ «Об Аудит. Деятельности.. » ст1п 6) – постановка, восстановление и ведение бух отчётности; анализ, налоговое, правовое консультирование, автоматизация бух учёта и т. д. К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки по поручению Госудаственных органов относятся: 1.оценка активов и пассивов, инвестиционных проектов, бух учёта и внутр контроля;2.тестированию бух персонала;3.тестированию персонала аудиторских организаций.К услугам, совместимым с проведением обязательной аудиторской проверки относятся:1.Проведение инициативного аудита;2.Постановке бух учёта;3.Улучшение ведению, контролю и составлению отчётности;4.Контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей5.Анализу хоз деятельности;6.Проведение семинаров, рекомендаций, обучение и т. д. ; 7.Компьютеризации бух учёта; и другоеК услугам, не совместимым с проведением обязательной аудиторской проверки относятся: (см также ст12 ФЗ «Об Ауд..)1.Ведение бух учёта; 2.Восстановление бух учёта; 3.составление деклараций по налогам; 4.составление бух отчётностиВ данном вопросе аудит является инициативным (добровольным) , он относится к сопутствующим услугам контроля, совместим с проведением обязательной у экон субъекта аудиторской проверки, значит п. а) , б) - не подходят

    Михаил Мандрыгин

    По какой причине налоговая может арестовать расчетные счета в банке?. Должна ли налоговая как-то уведомить организацию о своих таких намерениях?

    • Ответ юриста:

      Статья 76 Налогового кодекса РФ предусматривает два случая, когда инспекция вправе приостанавливать операции по расчетному счету: если обнаружена недоимка или организация не представила налоговую декларацию.Однако зачастую инспекторы придумывают свои законодательные нормы и упорно им следуют. В Москве бухгалтеры говорят, что счет могут заблокировать, например, из-за несданного аудиторского заключения или непредставленных по встречной проверке документов. О том, что деньги могут арестовать из-за любых несданных документов, не отрицают и сами инспекторы. Хотя по закону за отсутствие, скажем, аудиторского заключения фирму можно оштрафовать лишь за нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности по статье 126 Налогового кодекса РФ.Прежде чем замораживать счета, инспекция должна потребовать у фирмы погасить недоимку или сдать отчетность. И только после того, как срок исполнения этого требования истечет, налоговики вправе блокировать счета, направив решение об этом в банк и самой фирме. Но на практике бывает иначе - налоговые органы направляют письмо с требованием принести отчетность или погасить недоимку и сразу же отправляют в банк решение о приостановлении операций по счетам.Конечно, в этих случаях действия налоговиков можно оспорить. Но судебные тяжбы длятся долго, а замороженный даже на несколько дней расчетный счет влечет за собой огромные убытки для фирмы. Поэтому сначала нужно всеми возможными способами добиться скорейшего разблокирования счета, а потом уже думать о жалобах и судах.Прежде всего выясните, почему заблокировали счета. Обычно причину пишут в решении о приостановке операций по счету. Однако фирме копия такого документа может прийти с опозданием, поэтому нужно попросить у вашего банка показать решение.Но может случиться и так, что в решении причина ареста счета будет указана расплывчато. Тогда придется идти в ИФНС и выяснять на месте, в чем вы виноваты.

    Вячеслав Цыбыляев

    Как начислить себе зарплату в ООО. Упрощенка 6%, какие налоги уплачиваются, какие взносы, отчисления и т.д.. Я единственный учредитель, директор. Больше никого

    • Ответ юриста:

      Ну, я думаю, Вы и без бухгалтера справитесь. Упрощенцы освобождены от обязанностей по ведению бухучета за исключением учета основных средств, а также кассовых и банковских операций. В 2010 году налоги уплачиваются следующие: 1. Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной систему налогообложения - 6% от всех видов доходов (выручка, поступающая наличными и на расчетный счет) . 2. НДФЛ (налог на доходы физических лиц) - 13% удерживаются из зарплаты. 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 14%. уплачиваются в Пенсионный фонд. 4. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (в зависимости от класса профессионального риска варьируются от 0,2% для I класса до 8,5% для XXXII класса) . Уплачиваются в Фонд социального страхования. - Согласно Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 № 125-ФЗ. На сумму страховых взносов, уплаченных на обязательное пенсионное страхование Вы можете уменьшить единый налог, но не более, чем на 50%. Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД) , с 1 января 2010 г. являются плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование. В то же время в этом году для них установлены особые льготные правила: "спецрежимники", как и ранее, исчисляют только пенсионные взносы в ПФР. Причем по льготному тарифу - 14%. А ставки страховых взносов в бюджеты ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС для них установлены в размере 0%, поэтому уплачивать взносы не нужно. Основание - п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ. Это не касается страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - они уплачиваются в соответствии с другим законом - Закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 не касается отношений по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. С 2011 года придется платить существенно больше: с 2011 г. организации и предприниматели, применяющие УСН и ЕНВД, с вознаграждений физическим лицам будут исчислять страховые взносы по общим страховым тарифам, которые в совокупности составят 34% (ч. 2 ст. 12, ч. 1, 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009). Статья 12: Применяются следующие тарифы страховых взносов: 1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; 2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; 3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1 процента; 4) территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3 процента Соответственно, помимо, тех которые платились в 2010 году, добавляются ФСС - 2,9% и медстрах - 2,1% и 3%, а взносы в ПФР увеличиваются до 26%. Вот, вкратце. Если что - можете написать в личку.

    Максим Финадеев

    Действительно ли дивиденды выплачиваются только по результатам года?. Действительно ли дивиденды выплачиваются только по результатам года? Как можно официально в белую с уплатой 9% вывести некую часть прибыли в середине года? Можно ли прописать (где и как) , что дивиденды выплачиваются например раз в квартал? Заранее спасибо за ответ.

    • Ответ юриста:

      Нет теперь дивиденды можно выплачивать на основании данных бухгалтерского учета из чистой прибыли по итогом квартала. Это должно быть прописано в Уставе общества. После того как станут известны финансовые результаты за квартал, участники выносят решение о выплате дивидендов, удерживаете и перечисляете в бюджет 9% НДФЛ с дивидендов и выплачиваете дивиденды участникам. Статья 28. Распределение прибыли общества между участниками общества 1. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием участников общества. 2. Часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества.

    Оксана Большакова

    Подскажите, пожалуйста, где можно посмотреть ответы на данные вопросы по бух учету. Весь яндекс облазила, а найти не мог. Роль бухгалтерского учета и контроля в обеспечении сохранности средств. 2. Значение сохранности средств на предприятии. 3. Документальное оформление и порядок выявления недостач товарно-материальных ценностей и прочего причиненного ущерба. 4. Документальное оформление и учет по прочим операциям с работниками предприятия. 5. Синтетический и аналитический учет расчетов по возмещению материального ущерба и прочим операциям 6. Автоматизация учета расчетов по возмещению материального ущерба и прочих операций с работниками

    • Ответ юриста:

      Инвентаризация - это способ выявления фактического наличия хозяйственных средств предприятия на определенную дату путем их подсчета, измерения, оценки, а также состояния расчетов предприятия и сверка полученных данных с данными бухгалтерского учета. Кроме того, в процессе деятельности предприятия происходят явления, которые невозможно сразу оформить документально, например, естественная убыль, хищение, ошибки в учете и т. д. Для того чтобы выявить фактическое состояние средств предприятия проводится инвентаризация, при которой сверяют документацию с фактическим наличием средств. Данные инвентаризации используются для уточнения и корректировки бухгалтерских записей. Основными целями инвентаризации являются: установление фактического наличия основных и оборотных средств в целом и в разрезе ответственных за их сохранность лиц; наличие неполноценного и ненужного имущества; сохранность материальных ценностей и денежных средств; устранение недостатков в организации первичного и бухгалтерского учета; выявление причин, вызывающих расхождения фактического наличия средств с данными бухгалтерского учета. Число инвентаризаций в отчетном году и сроки их проведения устанавливаются каждым предприятием самостоятельно, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Такими случаями являются: смена материально-ответственного лица; установление фактов хищения и порчи имущества; стихийные бедствия и пожары; требования правоохранительных и контролирующих органов; переоценка хозяйственных средств; передача имущества в аренду. Кроме того, инвентаризацию отдельных видов имущества имеет право проводить налоговая инспекция при выездных проверках. При выявлении фактов недостач, хищений, порчи материалов их фактическая себестоимость или ее часть (при порче материалов) списывается с кредита счета 10 "Материалы" в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Со счета 94 стоимость недостающих и испорченных материалов списывают на счета издержек производства и обращения (если потери в пределах норм) , в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба" (при установлении конкретных виновников) , в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" (при отсутствии конкретных виновников или если во взыскании недостающих или испорченных ценностей отказано судом) . Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий или иных форс - мажорных обстоятельств, списывается с кредита счета 10 "Материалы" в дебет счета 99 "Прибыли и убытки". Материалы, израсходованные при ликвидации последствий стихийных бедствий, также списываются со счета 10 на счет 99. Выявленную недостачу имущества отразите проводкой: Дебет 94 Кредит 10 (01, 41...50) – выявлена утрата имущества (материалов, товаров, основных средств, денег и т. д.) . Если обнаружена недостача имущества, стоимость которого уже списана на затраты, отражение ее в бухучете будет другим. Сумму ущерба, которую организация компенсирует стороне, пострадавшей от действий своего сотрудника, отразите проводкой: Дебет 91-2 Кредит 76 (60) – отражена задолженность перед пострадавшей стороной. Сумму ущерба сверх норм естественной убыли спишите за счет виновных лиц (п. 3 ст. 12 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ) : Дебет 73 Кредит 94 (76, 60, 91-1) – отражена задолженность виновного лица по возмещению ущерба. На сумму средств, удержанных из заработка сотрудника, сделайте проводку: Дебет 70 Кредит 73 – удержана из зарплаты сотрудника стоимость ущерба по приказу руководителя. Если добровольно или по решению суда сотрудник компенсирует суммы сверх заработка, отразите это так: Дебет 50 Кредит 73 – возмещена сотрудником сумма ущерба. На сумму, которую сотрудник не возмещает организации (суд признал его невиновным, или он несет ограниченную материальную ответственность) , сделайте проводку: Дебет 91-2 Кредит 73 – списана на прочие расходы стоимость ущерба.

    Валерия Кудрявцева

    не могу понять начальную теорию бухгалтерского учета (бух учет)...помогите кто чем может((((

    • Ответ юриста:

      Бухгалтерский учет занимает особое место в системе хозяйственного учета и в отличие от других видов учета: строго документален - основанием для любой бухгалтерской записи должен служить специально оформленный документ; является сплошным и непрерывным во времени, так как при ведении бухгалтерского учета необходимо фиксировать все без исключения факты хозяйственной деятельности; отражает все объекты и хозяйственные операции помимо натуральных и трудовых измерителей в единой денежной оценке; ведется на любом предприятии, осуществляющем хозяйственную деятельность, т. е. он ограничен рамками отдельного предприятия; осуществляется специальной службой предприятия - бухгалтерией; строго регламентирован законодательными и нормативными документами. Таким образом, бухгалтерский учет осуществляет сбор, регистрацию и обобщение информации о хозяйственной деятельности предприятия путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций в едином денежном измерителе. Законодательные основы бухгалтерского учета Бухгалтерский учет часто называют «языком» бизнеса и предпринимательства. Поэтому в основе организации и ведения бухгалтерского учета должны лежать общие правила, принимаемые и исполняемые всеми участниками хозяйственной деятельности. Эти правила регламентируются законодательными и нормативными актами на уровне государства. В нормативных документах определяется порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами. Все правовые документы, касающиеся регулирования бухгалтерского учета, подразделяются на четыре уровня. Первый уровень - законодательный, он представлен федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Основу системы документов такого уровня представляют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) , Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ и другие законодательные документы федерального уровня. Второй уровень - нормативный, представленный положениями Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России) , т. е. стандартами по бухгалтерскому учету, в кото рых рассматриваются отдельные вопросы ведения бухгалтерского учета. К таким документам относятся положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) , например: ПБУ 1/08 «Учетная политика предприятия» ; ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность предприятия; ПБУ 9/99 «Доходы организации» ; ПБУ 10/99 «Расходы организации» ; ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» ; ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» ; ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и т. д. Третий уровень - методический, он представлен различными приказами, инструкциями и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов с учетом отраслевых особенностей, специфики производств и т. п. Основным документом такого уровня является План счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций. Четвертый уровень - уровень хозяйствующего субъекта, представленный организационно-распорядительными документами и приказами руководства предприятия по вопросам ведения бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом особенностей его хозяйственной деятельности. Это, прежде всего, документы, раскрывающие учетную политику предприятия, например, приказ об учетной политике, рабочий план счетов, график документооборота и т. п. Нормативное регулирование бухгалтерского учета позволяет однозначно трактовать учетную информацию и определять ответственность за нарушения, допущенные при ведении бухгалтерского учета.

    Анатолий Острух

    Помогите решить задачку!!Плиииз)заранее спасибо). В результате инвентаризации товарно-материальных ценностей выявлены расхождения фактического наличия ТМЦ с данными бухгалтерского учета по пружине, в частности излишки в количестве 7 тук на сумму 756 руб. в результате неправильного оприходования при поступлении на склад. Отразить в учете результаты инвентаризации.

    • Ответ юриста:

      Выявленный при инвентаризации излишек активов по решению руководителя организации приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, а соответствующая денежная сумма относится в коммерческой организации на финансовые результаты (внереализационные доходы) , в некоммерческой организации - на увеличение доходов (источников финансирования) (ст. 12 Закона РБ от 18.10.1994 «О бухгалтерском учете и отчетности») . Согласно подп. 1.1.1 ст. 2 Закона РБ от 19.12.1991 «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции Закона РБ от 29.12.2006 № 190-З, далее - Закон) объектом налогообложения признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) , имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь, включая обороты по передаче внутри организации, а также индивидуальным предпринимателем для собственных нужд произведенных и приобретенных товаров (работ, услуг) , имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, за исключением основных средств и нематериальных активов, для собственного потребления непроизводственного характера, стоимость которых не относится на издержки производства и обращения. Исходя из норм п. 20 ст. 7 Закона объектом налогообложения признается принятие на учет по результатам инвентаризации основных средств и нематериальных активов, за исключением приобретенных основных средств и нематериальных активов. Налогообложение принятия на учет иных объектов Законом не предусмотрено. Следовательно, принятие на учет выявленных в результате инвентаризации излишков товаров (сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, приобретенных товаров и т. п.) , оприходованных в качестве таковых, не облагается НДС. Таким образом, излишки выявленных в результате инвентаризации товаров в учете отражаются записью: Д-т 10, 41 и т. п. - К-т 92 «Внереализационные доходы и расходы» .

    Георгий Кожаев

    На предприятии отработала 1,4 отпуск не дают, потому что нет замены (я материально ответственна). Как мне правильно пост. По графику на второй отпуск поставлена 4 июля хочу уйти раньше 6 июня, а вообще решила уволиться по достижении ребенку 14 лет. Как мне поступить?

    • Ха если нет замены, увольняйся на фиг, отдохнёшь опять придешь устроишься:))))

    Эдуард Абалкин

    с каким образованием берут работать в прокуратуру?. Если у человека нет юридеческого образования вход закрыт? Можно ли с высшим техническим устроится?

    • Ответ юриста:

      Зависит от того на какую должность вы претендуете. На государственную службу, согласно ст. 12 Федерального закона N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", вправе поступать граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида. является видом федеральной государственной службы, в силу чего прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации. Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" установлены дополнительные требования к гражданам, назначаемым на должности прокуроров и следователей. К таким условиям и требованиям относятся: наличие высшего юридического образования, профессиональные и моральные качества, состояние здоровья, возраст. Подтверждением наличия высшего юридического образования является документ (диплом об окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию. Имеющими высшее образование считаются лица, окончившие учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) и прошедшие итоговую аттестацию. В качестве исключения закон допускает назначение на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур лиц, обучающихся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончивших третий курс указанных образовательных учреждений. Подробнее здесь: Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Раздел V. Служба в органах и учреждениях прокуратуры . Кадры органов и учреждений прокуратуры Однако иногда имеются должности государственной гражданской службы – это специалисты отдела материально-технического обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта, отдела планирования труда, финансирования, бухгалтерского учета и отчетности, отдела общего и особого делопроизводства, которые имеют образование соответствующее их направлению деятельности, а не юридическое.

    Юлия Кузнецова

    по бухг.балансу. счет 94 в бухг.балансе куда относить?

    • Ответ юриста:

      Отражается в балансе по Стр. 1260" Прочие оборотные активы" В частности, на практике на этом счете надолго "зависает" стоимость похищенного имущества, если производство по соответствующему уголовному делу приостановлено по основанию, предусмотренному ст. 208 ч. 1 п. 1 УПК РСФСР, в связи с неустановлением лица, совершившего данное преступление. Сумма недостачи должна учитываться на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" только до появления оснований, выявляющих источники покрытия недостачи. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации (п. 3

1. Объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению.

2. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте Российской Федерации.

3. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.

Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

7. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

8. Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

11. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

12. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчетности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами.

Статья 14. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

2. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

3. Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами.

Принцип (от лат. principium - букв, «основа») означает базовое положение, которое предопределяет все последующие вытекающие из него утверждения.

Рассмотрим основные принципы, на которых базируется российский бухгалтерский учет согласно федеральным стандартам.

Заметим, что первые указанные ниже четыре принципа бухгалтерского учета согласно ПБУ 1/2008 являются допущениями. В свою очередь, принципы с 5-й но 12-ю позицию в ПБУ 1/2008 в большей мере представляют собой требования к качественным характеристикам информации, формируемой в бухгалтерском учете и отражаемой далее в бухгалтерской отчетности.

  • 1. Имущественная обособленность, активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Примечательно, что в международном учете такое допущение не применяется, поскольку имущественной обособленности и праву собственности противопоставлен контроль над активом, предполагающий использование актива в производственных и управленческих целях и ограничение прав третьих лиц по использованию актива.
  • 2. Непрерывность деятельности, организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке. Принцип проводит границу между продолжающейся и прекращаемой деятельностью. В случае если организация ликвидируется, то ее имущество должно быть оценено по текущей рыночной стоимости, а не по исторической оценке.
  • 3. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте РФ. Стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюте РФ.
  • 4. Последовательность применения учетной политики : принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
  • 5. Временная определенность фактов хозяйственной жизни : факты хозяйственной деятельности организации, включая получение дохода или осуществление расхода, отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. В международном учете данный принцип получил название принципа начисления.
  • 6. Полнота отражения бухгалтерской информации : учетная политика должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.
  • 7. Своевременность отражения фактов хозяйственной жизни. отражение фактов хозяйственной деятельности в том отчетном периоде, в котором составлен первичный документ, подтверждающий этот факт. По существу, данный принцип означает документальную обоснованность и хронологическую последовательность учетных записей.
  • 8. Принцип осмотрительности : большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов. То есть расходы и обязательства признаются в полном объеме и без всяких дополнительных условий, а доходы и активы признаются осмотрительно: в наименьшей оценке за вычетом резервов под обесценение финансовых вложений, обесценение запасов, сомнительных долгов.
  • 9. Приоритет экономического содержания над юридической формой. отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания этих фактов и условий хозяйствования. Указанный принцип в российской учетной практике трудно применим в силу менталитета российских бухгалтеров, для которых экономическое содержание хозяйственной операции вытекает именно из договора, а не наоборот.
  • 10. Требование непротиворечивости: тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
  • 11. Рациональность ведения бухгалтерского учета: затраты на ведение бухгалтерского учета не должны превышать пользы от использования его данных.
  • 12. Существенность информации: учетная информация является существенной, если ее отсутствие приведет пользователя бухгалтерской отчетности к ошибке при принятии управленческого решения.

Предметом бухгалтерского учета в широком смысле является вся хозяйственная деятельность организации.

В узком смысле предмет бухгалтерского учета складывается из разнообразных объектов, объединенных в две группы:

  • 1) объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации (активы и обязательства, источники финансирования деятельности), отражаются в балансе (статический аспект);
  • 2) объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации (доходы и расходы, факты хозяйственной жизни: процессы и их результаты), отражаются в отчете о прибылях и убытках (динамический аспект).

Под методом понимается способ устранения неопределенностей на пути достижения цели.

Как следует из табл. 1.3.1, в современной системе бухгалтерского учета применяются восемь попарно связанных методов: документирование и инвентаризация; оценка и калькулирование; счета и двойная запись; баланс и отчетность.

Таблица 1.3.1

Взаимосвязь предмета и метода бухгалтерского учета

Документирование представляет собой способ регистрации хозяйственных операций на основании первичных документов в соответствующих бухгалтерских учетных регистрах.

Инвентаризация - это способ систематической проверки соответствия фактического наличия имущества его наличию по учетным данным.

Оценка представляет собой метод выражения в денежном измерении имущества организации и источников его образования. В целях сопоставимости отчетности разных организаций оценка должна проводиться единообразно во всех организациях, что достигается соблюдением установленных законодательством в области бухгалтерского учета правил оценки. Например, Минфином России установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства и нематериальные активы показываются но остаточной стоимости.

Калькулирование представляет собой метод группировки затрат и определения себестоимости (фактических затрат организации) на единицу продукции, работ, услуг.

Система счетов и двойная запись - это метод, который означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.

Бухгалтерский баланс, помимо того что является формой отчетности, представляет собой также способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах организации по составу, размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату (на последнее число месяца).

Бухгалтерская отчетность в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определена как информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законом.

Тесты к параграфу 1.3

  • 1. Под рациональностью понимается рациональное ведение учета, исходя:
    • а) из затрат на получение отчетной информации;
    • б) масштабов деятельности организации;
    • в) оперативности получения бухгалтерской информации;
    • г) размеров организации и масштабов ее деятельности;
    • д) условий хозяйственной деятельности и величины организации.
  • 2. Обеспечение учетной политикой организации большей готовности к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов, отвечает требованию:
    • а) осмотрительности;
    • б) рациональности;
    • в) непротиворечивости;
    • г) пет правильного ответа.
  • 3. Бухгалтерская отчетность считается уместной или существенной, если:
    • а) она составлена в срок;
    • б) данные отчетности достигли цели, которую поставили пользователи;
    • в) в ходе аудиторской проверки не выявлены существенные искажения статей и показателей;
    • г) нет верного ответа.
  • 4. Оценка в бухгалтерском учете представляет:
    • а) обобщающий денежный измеритель;
    • б) способ, формирующий содержание метода бухгалтерского учета;
    • в) способ выражения экономических явлений и процессов, происходящих в организации, в едином измерителе;
    • г) средство определения финансового состояния организации.
  • 5. Осмотрительность означает применение способов учета, обеспечивающих большую готовность отражения в бухгалтерском учете:
    • а) потерь и пассивов, расходов и обязательств;
    • б) доходов и активов;
    • в) пассивов и активов;
    • г) доходов и потерь;
    • д) нет правильного ответа.
  • 6. Объектами бухгалтерского учета являются:
    • а) хозяйственная деятельность организации;
    • б) активы, обязательства, доходы, расходы и капитал;
    • в) имущество, обязательства организации и хозяйственные операции, произошедшие в организации;
    • г) факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы.
  • 7. К элементам метода бухгалтерского учета относятся:
    • а) хозяйственные процессы;
    • б) расчет финансовых результатов деятельности;
    • в) калькулирование себестоимости;
    • г) кредитные отношения.
  • 8. Оценка представляет собой:
    • а) метод выражения в денежном измерении имущества организации и источников его образования;
    • б) метод измерения показателей бухгалтерской отчетности;
    • в) способ сопоставимости статей бухгалтерской отчетности разных организаций;
    • г) метод количественного измерения имущества организации.
  • 9. Главные элементы метода бухгалтерского учета - это:
    • а) документирование и оценка;
    • б) двойная запись;
    • в) инвентаризация;
    • г) составление баланса и отчетности;
    • д) все вышеперечисленное;
    • е) нет правильного ответа.
  • 10. Приоритет содержания перед формой - это ориентация при отражении фактов хозяйственной деятельности не только на их правовую форму, но и:
    • а) на тождество синтетического и аналитического учета;
    • б) полноту заполнения реквизитов первичных документов;
    • в) их экономическое содержание и условия хозяйствования;
    • г) нет правильного ответа;
    • д) перечисленное в п. а, б;
    • е) перечисленное в п. а, б, в.

"Налоги и налоговое планирование", 2012, N 9

Активы и обязательства, доходы и расходы - элементы бухгалтерской отчетности. Способы их денежного измерения должны обеспечивать достоверность баланса и отчета о прибылях и убытках.

Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (п. 1 ст. 30) на смену ПБУ постепенно придут федеральные стандарты бухгалтерского учета. Круг вопросов, регулируемых федеральными стандартами, перечислен в п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ. Среди них - "допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета". Эта формулировка скрывает многочисленные проблемы, возникшие в условиях применения Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Внедрение МСФО открывает новые возможности для их преодоления. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета - это их оценка в целях составления бухгалтерской отчетности (табл. 1).

Таблица 1

Федеральный закон от 06.12.2011
N 402-ФЗ (п. 1 ст. 12, пп. 2
п. 3 ст. 21)
Федеральный закон от 21.11.1996
N 129-ФЗ (ст. 11)
Объекты бухгалтерского учета
подлежат денежному измерению.
Способы денежного измерения
устанавливаются федеральными
стандартами
Оценка имущества и обязательств
производится в денежном выражении.
Оценка имущества, приобретенного за
плату, осуществляется путем суммирования
фактически произведенных расходов на его
покупку;
имущества, полученного безвозмездно, - по
рыночной стоимости на дату оприходования;
имущества, произведенного в самой
компании, - по стоимости его
изготовления.
Применение других методов оценки, в том
числе путем резервирования, допускается в
случаях, предусмотренных
законодательством РФ и нормативными
актами органов, осуществляющих
регулирование бухгалтерского учета

Сразу оговоримся, что некоторые вопросы оценки объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте или условных денежных единицах, мы рассматривать не будем.

Предмет оценки - объекты бухгалтерского учета

Текущий год должен быть посвящен подготовке к работе в условиях нового Закона <1>. Главное его нововведение - пересмотрен состав объектов бухгалтерского учета. Рассмотрим изменения в составе объектов бухгалтерского учета (табл. 2).

<1> Шнейдман Л.З. Текущий год должен быть посвящен организации и методологии бухгалтерского учета // Налоговая политика и практика. 2012. N 4. С. 18 - 21.

Таблица 2

Термин "имущество" в целях бухгалтерского учета специально не определен. Поэтому его приходится понимать в значении, придаваемом ему гражданским законодательством (ст. 128 ГК РФ). Основание - ст. 3 Закона N 129-ФЗ. Формально все остальные объекты, отражаемые в активе баланса до 1 января 2013 г., следует признать результатом "хозяйственных операций". Введение законодателем специального объекта "активы" нужно только приветствовать.

Аналогичная проблема существует и с термином "обязательства". Наиболее приемлемое нормативное определение кредиторов содержит ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", но и оно не соответствует "бухгалтерскому" пониманию обязательств. Впрочем, в бухгалтерской отчетности обязательство признается лишь тогда, когда оно имеет денежное выражение.

Определения и признаки объектов бухгалтерского учета, в том числе активов и обязательств, должны быть установлены федеральными стандартами (пп. 1 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). А пока ничего не остается, как довольствоваться характеристиками этих объектов, установленными Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997).

Итак, объекты бухгалтерского учета не тождественны объектам гражданских прав. Поэтому для них правомочно существование специальных способов оценки (денежного измерения), отличных от гражданско-правовых подходов.

Первичный учетный документ в натуральных показателях

Отметим еще одну новацию законодательства, связанную с рассматриваемой темой.

С 1 января 2013 г. в первичном учетном документе допускается указывать только величину натурального измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения (пп. 5 п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Денежное измерение факта производить не обязательно.

Как понимать и применять эту норму - проиллюстрируем примерами.

Начнем с внутрифирменных документов. Табель учета рабочего времени суммовых показателей не содержит. Однако не возникает сомнений, что он относится к первичным документам (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).

Другой пример - отчет прораба о расходовании строительных материалов (ф. N М-29). Он предназначен для количественного учета материалов и не содержит стоимостных показателей по той причине, что должностным лицам, ответственным за использование материалов, их учетная стоимость неизвестна. Более того, знания о такой стоимости не входят в компетенцию этих работников. К тому же их оценка при списании производится специальными способами (п. 16 ПБУ 5/01).

Перейдем к внешним операциям. Здесь мы обнаружим, что в общем случае цена не является существенным условием хозяйственного договора (п. 3 ст. 424, п. 1 ст. 432 ГК РФ). В отсутствие цены совершение сделки будет удостоверять первичный документ в натуральных показателях.

А теперь предположим, что встречное представление от принимающей стороны либо отсутствует - в случае безвозмездного договора (п. 2 ст. 423 ГК РФ), либо тоже выражается в натуральной форме - в случае договора мены (п. 1 ст. 568 ГК РФ) и ему подобных (по встречному выполнению работ или оказанию услуг). К "безденежным" операциям относятся и договоры займа вещей (п. 1 ст. 807 ГК РФ).

На наш взгляд, закон о бухгалтерском учете не может порождать обязанности сторон сделки производить денежную оценку ее предмета. У него иная сфера регулирования. Эта позиция подкрепляется п. 6.1 ПБУ 9/99 и п. 6.1 ПБУ 10/99. В соответствии с ними компания вправе определять величины доходов (а значит, и дебиторской задолженности) и расходов (а значит, и кредиторской задолженности) в одностороннем порядке - исходя из цен, которые она применяет в сравнимых обстоятельствах по аналогичным товарам, работам, услугам, имущественным правам.

А в забалансовом учете могут применяться условные цены (абз. 2 п. 18 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

В табл. 3 рассмотрены подходы к оценке активов, полученных безвозмездно. В их основе - рыночная стоимость объекта. При этом в первичном документе (акте сдачи-приемки) достаточно охарактеризовать передаваемый объект. Даритель не обязан принимать участие в денежном измерении подарка. Частный случай дарения - пожертвование (п. 1 ст. 572, п. 1 ст. 582 ГК РФ).

Таблица 3

Виды активов Порядок оценки Источник нормы
Основные
средства


дату принятия к учету в качестве вложений
во внеоборотные активы
Пункт 10
ПБУ 6/01,
п. 29
Методических
указаний по
бухгалтерскому
учету основных
средств (утв.
Приказом
Минфина России
от 13.10.2003
N 91н)
Нематериальные
активы
Пункт 13
ПБУ 14/2007
Материально-
производственные
запасы
Текущая рыночная стоимость (сумма
денежных средств, которая может быть
получена в результате продажи актива) на
дату принятия актива к учету
Пункт 9
ПБУ 5/01
Ценные бумаги (в
составе
финансовых
вложений)
а) Текущая рыночная стоимость (рыночная
цена, рассчитанная в установленном
порядке организатором торговли на рынке
ценных бумаг) на дату принятия к учету
либо
б) Сумма денежных средств, которая может
быть получена в результате продажи ценных
бумаг на дату их принятия к учету (если
их рыночная цена не рассчитывается
организатором торговли на рынке ценных
бумаг)
Пункт 13
ПБУ 19/02

Дополнительно понятие рыночной стоимости охарактеризовано в ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Она складывается на открытом рынке в условиях конкуренции. Подразумевается, что объект оценки представлен на рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов (п. п. 6 и 7 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255).

Измерения в натуральном выражении весьма распространены. Закон N 402-ФЗ всего лишь привел норму о реквизитах первичного документа в соответствие с практикой. Во всех перечисленных ситуациях денежное измерение объектов вынужден производить бухгалтер, не отвечающий за совершение самой хозяйственной операции.

Таким образом, по одной и той же хозяйственной операции может существовать два первичных документа. Первый - в натуральных показателях, подписанный лицами, непосредственно участвующими в ее совершении. Второй - приложение к первому, содержащее денежную "тарификацию" хозяйственной операции. Его подписывает бухгалтер, который несет ответственность за произведенную им стоимостную оценку. Но "оценочная деятельность" бухгалтера не исчерпывается этапом первоначального признания объектов.

Изменение первоначальной оценки объектов

Информация об объектах бухгалтерского учета отражается в бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 1 Закона N 402-ФЗ). Последняя должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату и финансовом результате его деятельности за отчетный период (п. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).

Примечание. Достоверное представление требует правдивого отображения последствий совершенных операций, других событий и условий в соответствии с определениями и критериями признания активов, обязательств, доходов и расходов (п. 15 МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности": введен Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н).

Если исходить из того, что финансовое положение компании характеризуется величиной и соотношением его активов и обязательств, то составить мнение о достоверности баланса невозможно вне определения активов и обязательств. Иначе говоря, а что именно надлежит измерить?

Определения этих объектов в нормативных правовых актах отсутствуют, зато они представлены в Концепции.

Одним из признаков актива является его способность приносить компании экономические выгоды в виде притока денежных средств. Значит, именно эта его способность подлежит оценке. Отсюда понятно, что без систематического пересмотра исторической стоимости активов баланс утрачивает достоверность. Согласно Концепции обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Для нас важно, что обязательства определены через активы. При любых оценках следует соблюдать осмотрительность: недопустимо завышение стоимости активов и занижение стоимости обязательств, в том числе путем сокрытия резервов (п. 6 ПБУ 1/2008).

Поясним: путем резервирования отражают как снижение стоимости активов (на счетах 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", 59 "Резервы под обесценение финансовых вложений" и 63 "Резервы по сомнительным долгам"), так и обязательства с элементами неопределенности (на счете 96 "Резервы предстоящих расходов").

Если бухгалтер избегает работать с резервами, то составленная им отчетность не может считаться достоверной, а финансовый результат окажется завышенным. Напротив, формирование резервов свидетельствует о должной квалификации бухгалтера.

Размеры резервов являются предметом профессионального суждения. Разумеется, операции резервирования документируются по общим правилам (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Согласно ПБУ 21/2008 резервы являются оценочными значениями. Помимо них в п. 3 названного Стандарта мы обнаружим еще одно оценочное значение: "оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов". За этой оценкой стоит процедура проверки внеоборотных активов на обесценение (п. 22 ПБУ 14/2007, п. 20 ПБУ 24/2011). Сам термин "обесценение" раскрывается в МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов".

В итоге формируется следующая система оценивания:

1) ценность актива (как элемента баланса) определяется притоком денежных средств, которые он способен обеспечить;

2) активы, подлежащие продаже или предназначенные для продажи, тестируются по текущим рыночным ценам;

3) если рыночная цена актива не поддается определению, то он оценивается по денежному потоку, который он может повлечь;

4) активы, рассчитанные на длительное использование, тестируются на предмет способности генерировать денежные потоки в течение оставшегося срока их полезного использования;

5) если актив не может быть немедленно обращен в деньги, то его текущая стоимость снижается по отношению к "исторической" стоимости;

6) если имеется значительная отсрочка в погашении обязательства, то оно отражается по пониженной стоимости ввиду того, что не требует немедленного отвлечения активов.

Однако заблаговременное признание доходов противоречит требованию осмотрительности, поэтому позиции N 2 и N 4 применяются в случае снижения стоимости активов, а позиции N 5 и N 6 подразумевают дисконтирование отсроченных расчетов.

Между тем способы изменений, принятые в МСФО, базируются именно на этих позициях.

В частности, позиция N 3 характеризует подход к оценке доли материнской компании в уставном капитале "дочки", именуемый в международных стандартах как метод долевого участия (п. 3 МСФО (IAS) 31 "Участие в совместном предпринимательстве").

Пример. ООО владеет акциями, составляющими 70% уставного капитала ОАО. Акции не обращаются на организованном рынке ценных бумаг. На отчетную дату стоимость чистых активов ОАО - 1 млн руб. Соответственно, эти финансовые вложения могут обеспечить ООО денежный поток в размере 700 тыс. руб. (1000 тыс. руб. x 70%). В этой оценке они подлежат отражению в отчете о финансовом положении, составленном по МСФО.

Заметим, что российский баланс характеризует именно активы - внеоборотные и оборотные. Эти термины закреплены в форме, утвержденной Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. При этом перечень активов является открытым (строки 1190 и 1260 бухгалтерского баланса).

Историческая стоимость не обеспечивает достоверности отчетности. Изменения размера ресурсов и обязательств компании могут быть обусловлены такими факторами, как инфляция, моральное устаревание оборудования и продукции, финансовые затруднения у дебиторов.

МСФО - нормативный документ бухгалтерского учета

Легализация МСФО в России открыла широкие перспективы для внедрения их элементов в учетную политику компаний уже сегодня. Основание - п. 7 ПБУ 1/2008. В нем указано: если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах способ ведения учета не установлен, компания разрабатывает его самостоятельно - либо по аналогии с ПБУ, либо исходя из МСФО. Недостаток первого варианта - субъективность аналогий.

Второй вариант предпочтительнее, поскольку обеспечит сопоставимость отчетности разных компаний.

Например , допустимо ли в российском балансе дисконтировать задолженности по расчетам, как это принято в МСФО?

Из табл. 1 видно, что Закон N 129-ФЗ не определяет способы оценки обязательств. А в п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации указано, что расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Но не следует думать, что эта формулировка открывает возможности для дисконтирования.

Расчеты - это понятие хозяйственного права, связанное с платежами, то есть с фактическим движением денежных средств (абз. 2 п. 1 ст. 140, ст. 861 ГК РФ). В гражданском законодательстве денежное обязательство характеризуется величиной оплаты и прекращается ее получением (п. п. 1 и 2 ст. 317, ст. 408 ГК РФ). Из взаимосвязи п. п. 73 и 74 Положения следует, что речь идет о необязательности сверки (взаимного регулирования задолженностей).

Дисконтированию подлежат долгосрочные задолженности. Между тем в бухгалтерском балансе "Дебиторская задолженность" (код 1230) - это оборотные активы, а "Кредиторская задолженность" (код 1520) - это краткосрочные обязательства.

В настоящее время на нормативном уровне не имеется препятствий отражать долгосрочные расчеты по дисконтированной стоимости - по строкам "Прочие внеоборотные активы" (код 1190) и "Прочие обязательства" (код 1450). Тем более что долгосрочные оценочные обязательства подлежат отражению по приведенной стоимости в обязательном порядке (п. 20 ПБУ 8/2010).

Е.Ю.Диркова

Генеральный директор

ООО "Бизнес-бухгалтер"