Роль социальных норм в жизни общества кратко. Социальные нормы и их роль в общественной жизни. Правила в семейных отношениях

Важнейшей частью соц. культуры являются соц. ценности и нормы. Каждое конкретное общество, помимо общечеловеческих ценностей и норм, имеет и свои специфические представления о том, что нужно, важно, а что нет. В этом находит свое выражение национальное, профессиональное своеобразие культуры данного общества, соц. или иной группы. Соц. ценности – продукт соц. взаимодействия людей и их групп, в процессе которого обнаруживается способность того или иного соц. явления удовлетворять потребности, интересы личности, соц. группы или общества в целом и происходит его оценка. Они позволяют каждому члену общества понять и усвоить, что в нем признается добром, а что злом. Поведение людей в обществе, соц. группе определяется прежде всего их ориентацией на определенные ценности.

Соц. ценности - это более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Соц. ценности отвечают на вопрос, как относится к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Категорию «соц. ценности» ввел М. Вебер. Будучи главным элементом соц. регуляции, соц. ценности определяют ее общее, стратегическое направление.

В системе соц. регуляции ценности выступают как более общий элемент, являющийся основанием для выработки другого, последующего элемент – соц. нормы. Соц. нормы производны от соц. ценностей и основываются на них.

Соц. нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и целостность общества.

Повторяемость, регулярность определенных соц. взаимодействий вызывают в обществе потребность в закреплении таких общих норм, которые бы единообразно определяли действия людей и отношения между ними в соот. ситуациях. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения соц. поощрений и соц. наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающий как наиболее конкретный элемент в структуре соц. регуляции. Соц. нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иного гос. или административного акта, содержат четкие диспозиции и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Соц. нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Разумеется, в число социальных норм входят и правовые. Социальные нормы – это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.

Социальная норма – не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее». Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме. Норма – это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах.

Классификация социальных норм.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений – предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирующие).

Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы, в основном исходя из таких критериев, как способы формирования, сферы действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяются:

1) правовые нормы; 2) моральные; 3) политические; 4) эстетические; 5) религиозные; 6) семейные; 7) корпоративные; 8) нормы обычаев, традиций, привычек; 9) деловые обыкновения; 10) правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.

Это общепринятая и наиболее распространенная классификация. Объединяющим началом здесь служит то, что все эти нормы носят социальный, а не технический характер. Несмотря на их различия, они тесно взаимосвязаны, ни одни из них не действуют изолированно от других, не существуют в «рафинированном» виде. Такой сферы отношений просто нет.

Взаимосвязь правовых и иных социальных норм.

Существует множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, деловые обыкновения, обряды, ритуалы, требования этикета, корректности, приличия и др. Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Бел них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество. Право сложилось намного позже других нормативных систем и главным образом на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения.

Юристы имеют дело прежде всего с правовыми нормами, которые представляют для них непосредственный профессиональный интерес Но они постоянно соотносят их с другими социальными регуляторами, так как все нормы -тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе социальных норм.

Право и мораль (см. след. вопрос «Право и нравственность в современных условиях)

Еще древние философы (Платон, Демокрит, Цицерон, Аристотель) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение. Отграничив право от морали, мы тем самым покажем отличие его от других социальных норм, место и роль этого регулятора в общей системе нормативного регулирования.

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы – это их специальность. Но они для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.

Мораль – важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать оба эти явления.

Соотношение права и обычаев.

Обычаи играют существенную роль в регуляции различных сторон общественной жизни. Они тесно связаны с правом, моралью, культурой, политикой, религией, другими социальными нормами. Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости. Уже в этом заключается их генетическое родство. Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас, ибо право формируется не только «сверху», но и «снизу», из народных глубин, корней, традиций.

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки – мощное средство формирования менталитета личности.

В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые, или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться. Например, в п. 1 ст. 19 ГК РФ говорится: «Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая».

Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И, конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

Право и религия.

Как известно, церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью. Она оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором.

Все представители религиозных организаций, объединений, конфессий, общин, которые существуют на территории Российской Федерации, руководствуются при осуществлении ими конституционного права па свободу совести как своими внутрирелигиозными правилами и убеждениями, так и действующим законодательством РФ.

Последним основным правовым актом, регулирующим деятельность всех видов религий в России (христианство, иудаизм, ислам, буддизм), является Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. Данный закон определяет также взаимоотношения между церковью и официальной властью, в нем переплетаются правовые и некоторые религиозные нормы. Церковь уважает право, законы, установленный в государстве порядок, а государство гарантирует возможность свободной религиозной деятельности, не противоречащей принципам общественной морали и гуманизма. Свобода вероисповедания – важнейшая черта гражданского демократического общества. Возрождение религиозной жизни, уважение чувств верующих, восстановление порушенных в свое время храмов – несомненное духовное достижение новой России.

О тесной взаимосвязи права и религии говорит то г факт, что многие христианские заповеди, такие, например, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и другие закреплены в законе и рассматриваются им как преступления. В мусульманских странах право вообще основывается в значительной мере на религиозных догматах (нормах адата, шариата), за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания. Шариат – это исламское (мусульманское) право, а адат – система обычаев и традиций.

Право и корпоративные нормы.

Корпоративные нормы – один из видов социальных норм, они входят в общую нормативно-регулятивную систему общества; это правила поведения, по которым живут и действуют различные общественные организации, движения, объединения, ассоциации, фонды, центры, союзы и другие образования негосударственного характера (профессиональные, творческие, научные, молодежные, ветеранские, спортивные, культурные, и т. д.). Нормы общественных организаций регламентируют в основном их внутренние вопросы и отношения (цели, задачи, функции, права и обязанности членов, условия вступления и выхода или отчисления, формирование руководящих органов, меры ответственности, взыскания, членские взносы и т.д.).

Эти правила содержатся в соответствующих уставах, решениях, положениях, программах, других документах указанных структур. Корпоративные нормы тесно связаны с правовыми, особенно теми, которые определяют порядок образования, регистрации и деятельности общественных организаций и объединений. Специфика корпоративных форм во многом зависит от специфики той или иной организации, а многообразие форм – от разнообразия норм общественной самодеятельности граждан.

Некоторым общественным организациям государством делегировано право издавать отдельные нормативно-правовые акты, например, профсоюзным, кооперативным, хозяйственным, коммерческим и другим. В этом случае создаваемые ими нормы, опираются уже на принудительную силу государственной власти, за их нарушение могут последовать юридические санкции. Немало подобных норм содержится в уставах конкретных колхозов, жилищных, строительных, дачных, гаражных и других кооперативов. Нередко эти уставы просто дублируют нормы соответствующих ведомственный инструкций и поэтому мало чем отличаются от правовых, за исключением сугубо внутриорганизационных.

В период выборов многие общественные объединения, политические партии, движения выступают субъектами государственно-правовых отношений, они имеют право выдвигать своих кандидатов в депутаты, назначать своих представителей в избирательные комиссии, при этом несут соответствующие обязанности и ответственность за соблюдение законодательства.

Правовые и политические нормы.

Право и политика традиционно рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Достаточно сказать, что преобладающая часть всей внутренней и внешней политики любого государства реализуется через право, законы, а последние, в свою очередь, выступают выразителями и проводниками этой политики.

Если же иметь в виду такой ведущий правовой акт, как Конституция, то она, как известно, закрепляет основы, принципы, цели, направления государственной политики, фиксирует и гарантирует политические права и свободы граждан, их участие в государственной, и общественно-политической жизни страны. Конституция представляет собой политико-юридический документ.

политика определяется в науке как особая, обширная область взаимодействия между классами, партиями, нациями, народами, государствами, социальными группами, властью и населением, гражданами и их объединениями. Конечно, это наиболее общая, абстрактная дефиниция, но она верно отражает важнейший и сложнейший пласт общественной жизни, самостоятельный мир политических ценностей, идеалов, интересов. Данную сферу как раз и регулируют политические нормы.

Политические нормы – это правила поведения многочисленных и разнообразных субъектов политики (индивидуальных и коллективных), участников политического процесса, политических отношений. Эти нормы содержатся в различных политических манифестах, программах, решениях, заявлениях, декларациях, уставах политических партий и движений.

В тех случаях, когда политические нормы получают отражение в законах, конституциях, они приобретают также характер правовых. Водораздел между политическими и юридическими нормами провести порой весьма трудно, так как они тесно переплетены, а чаще всего сливаются (например, в статьях Конституции). Это наблюдается в деятельности как законодательной, так и исполнительной власти. Ведь законы, иные нормативные акты имеют, как правило, не только экономическое, но и политическое обоснование. Но между правовыми и политическими нормами могут быть и противоречия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Название дисциплины: Социология

Тема: Социальные нормы и их роль в общественной жизни

студента

Гордиенок

Алексея Николаевича

общественная организация социальная норма

Социальные нормы и их роль в общественной жизни

Социальные нормы общества в своей сущности нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность социума активно воздействуют на процесс появления материальных и духовных ценностей.

В системе социальных норм социума важнейшее место занимает право - необходимый государственный регулятор общественной жизни. В процессе осуществления своей регулирующей роли право плотно взаимодействует с разными социальными нормами, в так же с традициями и обыкновениями, являющимися составными частями социальных норм общества.

Целью творческой работы является анализ сути социальных норм, их содержания, и объективного нрава, функционирования их в качестве механизмов стабилизации социальной жизни в целом.

Понятие общественного круга очень многогранно. Оно может быть причислено к сравнительно маленьким группам людей, объединенных по какому-либо существенному для них основанию, например, компаниям спортсменов, политиков, любителей животных.

Под обществом можно понимать отдельную страну, например, российское или американское сообщество. Для характеристики стабильных межнациональных, межгосударственных образований используется представление сообщества (европейское сообщество).

Под обществом постигается и все человечество как некая, сравнительно обособившаяся часть природы, как носитель ума, место рождения культуры, как всеобщая форма существования человека.

Когда требуется выделить некоторые существенные свойства общества, говорят о его разновидностях. По технологическому основанию разбирают доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные сферы. По религиозному характеру: христианские, мусульманские, буддистские, конфуцианские. По национальному основанию: русские, американские и др. Каждое из них, хоть и отличается от других своими особыми чертами, но подчиняется всеобщим закономерностям.

В философии осмысление общества связывается с суждением об исторически сложившейся совокупности социума, связанных совместной жизнедеятельностью. Основная черта общества- его небольшая целостность, системность, поскольку народы объединены в нем на основе необходимого для них совместного способа существования. К главным признакам любого общества откладываются: исторически сложившееся население; единство территории; определенный метод жизнедеятельности; упорядоченность взаимоотношений (экономических, социальных, политических); единство языка, духовной цивилизации и традиций; порядок власти и управления.

Главными элементами любой общественной организации выступают ее субъекты. Главный субъект деятельности общества, разумеется, человек. Тем не менее, в качестве субъектов сферы могут выступать и разные группы, объединения людей:

1)возрастные (молодежь, пожилые);

2)профессиональные (электрики, пожарные, шахтеры);

3)этнические (народность, нация);

4)религиозные (церковь, культ);

5)политические (партии, оппозиция, государства).

Общество живет и развивается только благодаря наличию устойчивых связей между его субъектами. Разнообразные формы взаимодействия социума, связи, появляющиеся между социальными субъектами или внутри них, называются общественными связями.

Общественные связи условно можно поделить на две крупные группы: взаимоотношения материальные и взаимоотношения духовные. Материальные взаимоотношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической работы человека, а закрепляются в вещественных конфигурациях материальной культуры (творение, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные взаимоотношения связаны с совершенными ценностями: этическими, художественными, философскими, религиозными.

Наиболее часто общественные связи разделяются по областям общественной жизни. В всяком обществе - свободно от языка, доминирующей религии, истории, ориентации хозяйства - имеют место четыре типа деятельности, которые обязаны воспроизводиться в целях его неизменности и продолжения. Они составляют базу формирования 4 основных сфер социальной жизни и, соответственно, четырех обличий общественных отношений. Таким образом, выделяют:

1)экономические взаимоотношения (взаимоотношения в процессе материального производства);

2)социальные взаимоотношения (системообразующие взаимоотношения между субъектами общественной жизни); политические взаимоотношения (по поводу функционирования власти в обществе);

3)духовно - интеллектуальные взаимоотношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

Общественные взаимоотношения испытывают на себе воздействие регулирующей деятельности человека и сообщества в целом. В то же время от характера взаимоотношений, установившихся в этом сообществе, зависят положение и благополучие каждого человека, а также направленность и темпы коллективного развития. Экономические, политические, социальные и духовные взаимоотношения людей в любом исторически определенном сообществе существуют объективно, в большей степени независимо от желания отдельного индивидуума. Но система общественных отношений формируется только на основе творческих стараний многих людей, практическая деятельность оных рождает новые общественные отношения.

Чтобы понять феномен сообщества, необходимо понять противоречия человека как социального «атома», а далее осмыслить в характере закономерностей, соединяющих людей в некое большое единое целое, в общественный «организм». В принципе отличаются три основных подхода к объяснению данных связей и закономерностей.

Первый может быть отмечен как натуралистический. Суть его в том, что человеческое сообщество рассматривается как натуральное продолжение закономерностей природы, мира животных и в исходном итоге - Космоса. С этих взглядов тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной энергичности и космических излучений, особенностями географической и природно-климатической сферы, спецификой человека как природного творения, его генетическими, расовыми и половыми признаками. Сообщество предстает как неповторимый эпифеномен природы, ее высшее, но далеко не самое «удачное» и постоянное образование. Этот «эксперимент» природы ввиду явного недостатка человека и бремени несовершенных глобальных проблем может повести к суициду человечества. В рамках этой тенденции предполагается также, что сообщество может поменять форму своего бытия, «уйти» в Космос, и там дать начало новому витку своей эволюции.

Иной подход может быть наречен «идеалистическим». Здесь сущность связей, соединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных мыслей, верований, мифов. История знала немало образцов существования теократических государств, где единство обеспечивается единой верой, которая тем самым делается государственной религией. Многие тоталитарные системы основывались на единственной государственной идеологии, которая в этом смысле выполняла роль остова общественного устройства. Рупором данных идей выступал обыкновенно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или иные исторические поступки (войны, реформы, и т.д.) зависели от воли данного человека, которая основывалась на данную идеологическую или религиозную организацию.

Третий подход объяснения общественной конструкции связан с философским анализом межчеловеческих сношений и отношений, которые зарождаются в соответствующих естественных условиях и при наличии тех или иных религий, но имеют самодовлеющий, определяющий нрав. Сообщество предстает как целая, определенная система, структурированная своеобразным образом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании индивид реализует себя в подчиненности от места, занимаемого им в сообществе и участия в общем процессе. Отношения людей обусловливаются не соглашением или контрактом, а согласием членов сообщества (консенсусом), в котором учитываются непредубежденные закономерности исторического формирования.

На протяжении всей истории люди пытались понять, разъяснить причины возникновения сообщества, направленность его формирования. Первоначально такие разъяснения давались в мифологической форме, в легендах о богах и героях, пожелания и действия которых назначали человеческие судьбы(например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

Философские концепции об сообществе появились в Древнем мире, когда в первый раз были предприняты попытки доказать взгляд на общество, как на специфическую форму существования, имеющую свои законы. к примеру, Аристотель устанавливал сообщество как совокупность человеческих особей, которые сплотились для удовлетворения общественных инстинктов. В Средние века философские разъяснения общественной жизни основывались на религиозные догматы. Аврелий Августин и Фома Аквинский постигали человеческое сообщество как существование особого рода, как вид гуманной жизнедеятельности, смысл каковой определен Богом, и которое формируется в соответствии с волей Бога.

В пору Нового времени приобрели распространение идеи о том, что сообщество возникло и формируется естественным путем на базе соглашения между людьми. Представители договорной теории (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо) доказывали положение о «естественных правах» любого человека, которые он получает от рождения.

Концепцию гражданского сообщества в наиболее глубоком виде разработал немецкий философ Г.Гегель, обусловивший его как связь, общение людей через согласование надобностей, разделение труда, взаимное сопровождение порядка.

В XIX веке наряду с философией начала оформляться данная наука об обществе - социология. Это воззрение было введено французским философом О.Контом. Объектом изучения этой науки стало общественное развитие, решающим фактором которого, по О.Конту, выдвигается духовное и умственное формирование человечества.

Определенным периодом в разработке социальных проблем стала теория марксизма, согласно каковой развитие сообщества предстает как естественно-исторический процесс. Человеческое сообщество, по Марксу, проходит в своем формировании пять общественно-экономических этапов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Обвинения в адрес марксизма связаны с тем, что в разнообразии исторических процессов на главный план выведены экономические факторы, а влиянию человеческих, социально-духовных элементов отводится вторая роль.

В конце XIX века завоевала популярность «философия жизни». Ее представитель Ф.Ницше выдвинулся с призывом к переосмыслению всех ценностей с позиций индивидуализма, интеллектуального и морального аристократизма. О.Шпенглер анализировал историю не как единое целое, а как совокупность замкнутых отрезков, каждый из которых представляет историю культуры отдельного народа. О.Шпенглер думал, что европейское общество вошло в полосу окончательного заката.

В начале XX века приобрели распространение труды ярчайшего философа М.Вебера, рассматривавшего недостатки социального действия. Анализу возможных типов социальных организаций, противостоянию тоталитаризма и демократии, ответственности индивида за выбор общества, в котором ему придется жить, посвящены работы К.Поппера.

Во второй половине XX века философское постижение общественной жизни было разбавлено концепциями технологического характера. Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу, З.Бжезинский, А.Тоффлер выставили ряд теорий, которые объясняли процессы, случающиеся в обществе, изменениями техники и технологии. Они выделили три главные этапа развития общества:

1)Доиндустриальное (Аграрное),

2)Индустриальное (Промышленно развитое),

3)Постиндустриальное(Высокотехнологичное, нацеленное на индивидуальные потребности каждого индивида).

С начала XX века предпринимались бесчисленные попытки объяснить социальную действительность средствами естественных наук: биологии, географии, психологии, кибернетики, а в последнее время и синергетики (Г.Спенсер, М.Ковалевский, З.Фрейд, Ж.Пиаже, И.Пригожин). Сама эта направленность очень показательна с ролью, история философской мысли показывает, с одной стороны, увеличивающуюся мощь научного познания в сфере социальных отношений, а, с другой, - показывает увеличивающуюся сложность развивающихся общественных систем. Выход из данного противоречия позиций сближения естественнонаучных и социальных учений.

Таким образом, история философской мысли передает, с одной стороны, увеличивающуюся мощь научного познания в сфере социальных отношений, а, с другой, - демонстрирует возрастающую сложность формирующихся общественных систем. Выход из такого противоречия возможен на стези познания общих закономерностей существования и развития общества.

Наличие стабильных связей между всеми элементами общества, их единство никогда не вызывало у мыслителей сомнений. Тем не менее, существовали и существуют разнообразные подходы к пониманию характера единства общества. В истории философии знакомы «атомистическая» теория общества, теория «социальных групп», учение социальных институтов и организаций, теория «общество как организм». В данный момент же многие философы (П. Алексеев, В. Кохановский, А. Боголюбова, П. Гречко и др.) применяют теорию общества как системы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социальный институт в философских учениях. Институциональный порядок общества и общественной жизни. Роль социальных институтов в современном обществе. Социальные нормы и предписания, которые регулируют поведение людей в рамках социального института.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Социальные нормы как правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь, признаки и основные виды норм. Девиантное поведение в общественной жизни. Совокупность санкций, призванных удерживать индивидов от девиантного поведения.

    краткое изложение , добавлен 14.11.2011

    Идеология как ориентированная на действие и логически согласованная система идей, выражающих интересы социальных групп общества. Роль идеологии в общественной жизни и управлении обществом, ее социальная функция и уровень влияния на сознание людей.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Взаимодействие человека и общества. Перемены в современной общественной жизни. Совокупность социальных изменений и трансформация функций различных социальных систем, сообществ, организаций, институтов. Основные виды и типы социальных изменений.

    реферат , добавлен 16.02.2012

    Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Сущность социальных процессов, их влияние на формирование социальной структуры общества и его качественной определенности. Основные критерии функционирования и развития социальных процессов. Социальное развитие как форма, раскрывающая потенциал системы.

    реферат , добавлен 05.04.2011

    Понятие и структура социальной роли. Значение термина "статус". Разновидности социального статуса. Прирожденные и приписываемые статусы. Понятие и элементы, типы и формы социального контроля. Виды социальных норм. Различные классификации социальных норм.

    реферат , добавлен 22.09.2010

    Сущность социологии и ее взаимодействие с другими науками. Научное изучение специфики общества и социальных отношений, действий и взаимодействия людей и их объединений. Структура социологии по сферам общественной жизни, масштабам и задачам исследования.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2012

    Социальные проблемы мегаполиса и пути их решения на примере города Санкт-Петербурга. Принципы функционирования и анализ деятельности Общественной приемной. Экспертные оценки взаимодействия Общественной приемной с органами государственной власти и СМИ.

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Регулирование происходит с помощью сознания и воли. С одной стороны, оно учитывает объективные закономерности, действующие в природе и общества, с другой имеет целесообразный характер, направлено на удовлетворение интересов и потребностей индивидов и их групп, государства и общества.

Регулирование подразделяется на индивидуальное и нормативное. Индивидуальное регулирование означает, что один конкретный субъект воздействует на другого, предписывая ему действовать определенным образом (например, приказ директора колледжа о зачислении конкретного абитуриента в учащиеся или о поощрении учащегося). Нормативное же регулирование реализуется с помощью создаваемых в обществе норм, содержащих предписания общего характера, направленных на большой круг субъектов и рассчитанных на многократное применение (например, законы, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.).

Нормы подразделяются на технические и социальные.

Технические нормы -- это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, правила работы на компьютере, государственные стандарты, технические условия.

Социальные нормы -- это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.

Исторически первая группа социальных норм, сложившаяся в человеческом обществе, -- обычаи, т.е. правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку. Нередко употребляют как равнозначные термины «обычаи», «нравы» и «традиции». Это близкие, но неравнозначные понятия. Под нравами принято понимать правила или обычаи, имеющие нравственное содержание и значение. В нравах отражается психология жителей определенного региона, народа, нации. Традиции представляют собой правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поколений. Разновидностью обычаев является деловой обычай. Он играет большую регулирующую роль в сфере предпринимательства, делового партнерства. Ритуал представляет собой правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения.

Религиозные нормы -- разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру. В качестве нормативного регулятора используется та часть религиозных норм, которые регулируют ритуальную и догматическую (заповеди) стороны. Особенно серьезную роль они играют в мусульманских государствах. Государство, в котором не существует официально признанной государством религии и ни одно из вероисповеданий не признается обязательным или предпочтительным, является светским государством

Корпоративные нормы -- правила поведения, создаваемые в общественном объединении, общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений. Политические нормы регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между политическими партиями, другими социальными группами по поводу государственной власти. Мораль представляет собой правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и других субъектов.

Всем социальным нормам присущи общие черты:

  • 1) они носят социальный, а не технический характер, т.е. регулируют отношения между людьми;
  • 2) имеют один и тот же объект регулирования -- общественные отношения и адресуются людям и их объединениям;
  • 3) как нормативные явления они определяют границы должного и возможного поведения субъектов;
  • 4) характеризуются многократностью действия, т.е. направляют поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;
  • 5) основаны на свободе воли индивида, т.е. возможности выбора варианта поведения. При отсутствии свободы выбора не наступает ни правовой, ни моральной, ни иной ответственности индивида, так как он был лишен возможности выбрать иной вариант поведения;
  • 6) преследуют одну и ту же цель -- упорядочение общественных отношений, внесение в них организующих начал.

Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами.

  • 1. У права особая нормативность. Она состоит в том, что право четко определяет права и обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности за их нарушение.
  • 2. Нормы права в отличие от других социальных норм имеют дифференцированное внутреннее строение, т.е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию.
  • 3. Иерархичность (субординация) в системе права имеет строго определенное место, поскольку каждая норма занимает свое место.
  • 4. Качество системности, иначе говоря, право -- сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
  • 5. Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей -- извечные идеалы, к которым стремится человечество.
  • 6. Право имеет свой предмет отражения, предмет регулирования. Его составляют наиболее важные, фундаментальные институты жизни общества -- власть, государство, порядок в обществе, собственность и т.д.
  • 7. Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если право отражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по внутреннему убеждению подчиняются правовым предписаниям.
  • 8. Праву присуща специфическая форма выражения и закрепления -- законодательство в широком смысле, включающее не только законы, но и указы, постановления, другие виды нормативных правовых актов. Способность права облекаться в специфическую юридическую форму и принято называть формальной определенностью.
  • 9. Право характеризуется связью с государством, что делает его общеобязательным, и возможностью применить государственное принуждение или иные меры государственного воздействия для обеспечения действия права.
  • 10. Право отличается процедурностью, т.е. устанавливает определенные процедуры для своей реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения.